Социально-психологический портрет одаренного ребенка
Социально-психологический портрет одаренного ребенка.
- Влияние социальной среды на одаренность.
1. Результаты разных исследователей, рассматривающих влияние социальной среды (социально-экономические отношения, материальное обеспечение, социально-бытовые условия и т.д.) на одаренность не однозначно. Но, возможно сделать следующие выводы: социально-экономические условия влияют на развитие одаренности, т.к. они определяют уровень жизни человека; чем более экономически развито общество, тем более благоприятны возможности для развития человека.
2. Очень важным условие развития одаренности является семья, а именно:
- структура и эмоциональный климат семьи,
- стили детско-родительских отношений,
- отношение родителей к детской одаренности.
Обращаясь к вопросу структуры семьи, отметим, что большинства детей (87%) воспитывалось в полных семьях. Зачастую, в 70% случаях, вместе с детьми и родителями живут кто-либо из родственников: бабушки, дедушки, тети, дяди, двоюродные братья и сестры. Практически ни у кого не было младших сестер или братьев. Исследования Р. Зайонца показали зависимость интеллектуальной одаренности и количества детей в семье. Он установил, что чем больше братьев и сестер, тем ниже их средний коэффициент интеллектуальности.
Структура семьи в большинстве случаев связана с системой отношений между родственниками и эмоциональном климатом семьи. Говоря о содержательной стороне взаимоотношений, многие исследователи отмечают значительные влияния, оказываемые на детей родителями противоположного пола.
Большинство исследователей считают, что одаренному ребенку необходимы ласка, принятие, любовь и уважение.
Более изучен вопрос о стилях детско-родительских отношений. Ученые единодушны в том, что стили, базирующиеся на жестком контроле, силовом давлении не дают возможности для развития одаренной личности.
Р. Хесс и в. Шипман разделили родительские стили взаимодействия на императивный и инструктивный.
Для первого характерны однозначные команды, например: ВлДелай так, как я сказалтАжВ», ВлСиди спокойнотАжВ». Родители ждут от ребенка беспрекословного соблюдения их указаний, их отношения основываются на авторитете взрослого. Такой стиль развивает в ребенке пассивную податливость и наряду с зависимостью и конформизмом.
Инструктивный стиль содержит больше информации, а требования обосновываются: ВлУбери игрушки, а я подмету полтАжВ». Родители беседуют с ребенком Вла равныхВ», доказывают, что их требования закономерны и разумны. Это воспитывает инициативу и твердость.
Еще одним важным аспектом является отношения родителей к детской одаренности. Очевидно, что этот фактор тАУ один из основных, влияющих на реализацию возможностей ребенка.
Типы отношений:
- отрицательное,
- игнорирующее,
- положительное,
+ гиперсоциализация (когда родители видят в одаренности престижность, возможность самоутверждения через выдающиеся способности своих детей или реализации своих несбывшихся потенциальных возможностей).
- Особенности познавательной деятельности.
- Психосоциальная чувствительность.
- Физические характеристики.
- Особенности системы отношений.
В дошкольном возрасте ведущая деятельность тАУ ролевая игра. У детей возникает достаточно выраженная и устойчивая потребность общения со сверстниками (М.И. Лисина, Л.Н. Галигузова, 1980), развивается потребность в признании их со стороны. В старшем дошкольном возрасте наряду с наиболее значимыми взрослыми для ребенка становиться референтной и группа сверстников (В.В. Абраменкова, Н.А. Пастернак, 1990).
Некоторые особенности поведения и личности одаренного ребенка могут привести к непониманию их сверстниками, конфликтности их взаимоотношений, вплоть до изоляции ребенка со стороны детей. Среди причин называются: неумение слушать собеседника, стремление к доминантности, брать на себя роль организатора совместных игр, тенденция к демонстрации собственных знаний (которая во многом закрепляется взрослыми), стремление монополизировать внимание взрослого, нетерпимость по отношению к менее успешным детям, некомформность, привычка поправлять других и т. д. Л. Хомиенгуерт указывает еще на одну причину возможной изоляции одаренных детей тАУ в силу высокого умственного развития им могут быть неинтересны игры сверстников.
Сталкиваясь с трудностями во взаимоотношениях со сверстниками и не понимая их причин, такие дети часто стремятся к дружбе с взрослыми или со старшими детьми. Но в общении с последними у них могут возникнуть трудности. Причина в том, что старшие опережают в физическом развитии, в силу чего одаренным детям трудно стать лидером в таком обществе. Переживания по поводу того, что они не могут сделать что-то, как старшие дети, у которых лучше развиты двигательные навыки, может привести к ощущению одаренными детьми собственной неадекватности и формированию у них низкой самооценки, так как они очень критичны к своим достижениям.
Одаренные дети в большей степени, чем их сверстники с обычным уровнем развития, подвержены негативному влиянию неблагополучия в сфере взаимодействия и взаимоотношений из-за их повышенной чувствительности к социальной действительности. Поэтому различные нарушения в общении с людьми могут существенно сказаться на их представлении о себе и своих возможностях, тогда как важнейшим условием реализации их потенциала является наличие у таких детей позитивной Я-концепции.
- Поведенческие особенности, свидетельствующие о социально-психологической дезадаптации.
Продолжительное подавление интеллектуальных и экспрессивных потребностей одаренного ребенка может привести к эмоциональным сложностям, неврозам и даже психозам. Неврозы могут вызвать периоды депрессии, когда ребенок не в состоянии понять причины неприятия окружающими естественных для него тенденций и стремлений. Он может уйти в воображаемый мир, где стирается граница между реальностью и вымыслом.
Из-за скрытых, неосознаваемых высоких родительских ожиданий у ребенка у ребенка может развиться стремление доводить все совершенства тАУ перфекционизм.
- Методики выявления одаренности.
- Технология работы с одаренными детьми.
Следует помнить, что как бы не был одарен ребенок, его нужно учить. Важно приучить к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения.
Одаренный ребенок не терпит давления, притеснений, окриков, что может вылиться в проблему.
У такого ребенка трудно воспитывать терпение и ненавязчивость. Необходима огромная загрузка ребенка, с дошкольного возраста его следует приобщать к творческому труду, создавать обстановку для творчества.
Для развития своих талантов одаренные дети должны свободно распоряжаться временем и пространством, обучаться по расширенному учебному плану и чувствовать индивидуальную заботу и внимание со стороны своего учителя. Широкие временные рамки способствуют развитию проблемно-поискового аспекта. Акцент делается не на то, что изучать, а на то, как изучать. Если одаренному ребенку предоставлена возможность не спешить с выполнением задачи и не перескакивать с одного на другое, он наилучшим образом постигнет тайну связи между явлениями и научиться применять свои открытия на практике. Неограниченные возможности анализировать высказанные идеи и предположения, глубоко вникать в существо проблем способствуют проявлению природной любознательности и пытливости, развитию аналитического и критического мышления.
Одной из форм работы с талантливыми детьми в современных условиях является создание Домов детского творчества.
Так, в Клинском Доме детского творчества существует Школа народной культуры, где в фольклорном кружке занимаются дети с 4-х лет. В комнате, оформленной как русская изба, ребята познают прошлое и настоящее народного искусства. Дети собирают и записывают старинные песни и частушки, пословицы и поговорки. В подготовке концертов, шитье костюмов, помогают родители.
Кружковцы отмечают как праздник День Ивана Купалы, Масленицу, Рождество. Отчетом их занятий служат концерты и ярмарки детских поделок.
Важно, увидев талант ребенка, не пускать на самотек, не думать что он сам найдет дорогу. Нужно обеспечит максимальное развитие; не помогая нетрудно сделать его ниже посредственности.
Библиография
- ВлОдаренные детиВ», перевод с английского. Общая редакция Бурлинской Г.В. и Слуцкого В.М., ВлПрогрессВ», 1991,
- ВлОдаренный ребенокВ» под редакцией Дьяченко О.М. М. 1997.
- Бернс Р. ВлРазвитие Я-концепции и воспитаниеВ», М. 1986,
- Божович Л.И. ВлИзбранные психологические труды. Проблемы формирования личностиВ», М. 1995,
- Божович Л.И. ВлЛичность и ее формирование в детском возрастеВ», М. 1976,
- Денисенкова Н.С. (СССУКА!!!) ВлФормирование познавательной направленности у детей 6-летнего возраста на занятиях в детском садуВ», автореферат диссертации кандидата психологических наук, М. 1991,
- Коломинский Я.Л. ВлПсихология детского коллективаВ», Минск, 1984,
- Матюшкин А.М. ВлЗагадки одаренностиВ», М. 1993,
- Матюшкин А.М. ВлТворческий потенциал одаренности: структура и развитиеВ», ВлПсихология сегодняВ» т. 2, М. 1996,
- Равич-Щербо И.В. ВлО природных предпосылках индивидуальностиВ», Таллинн, 1980,
- Тепилов Б.М. ВлПроблема индивидуальных различийВ», М. 1961,
- Хеллер К.А. Перлет Дж, Спервальд В. ВлЛонгитюдное исследование одаренностиВ», ВлВопросы психологииВ» №2, 1991,
Сим-карты МТС Тариф ВлЛюбимыйВ» с прямым номером - $75, Тариф ВлМолодежныйВ» с федеральным - $40, ВлМТС+ Экстренный международныйВ» - $35. Разрешение, доставка. 233 4772, simcard@newmail.ru |
Вместе с этим смотрят:
Специфика эмоций и чувств у нормальных и аномальных детейСпособности
Способности и интеллект
Способы воспитания характера