Социально-психологический портрет одаренного ребенка

Социально-психологический портрет одаренного ребенка.

  1. Влияние социальной среды на одаренность.

1. Результаты разных исследователей, рассматривающих влияние социальной среды (социально-экономические отношения, материальное обеспечение, социально-бытовые условия и т.д.) на одаренность не однозначно. Но, возможно сделать следующие выводы:  социально-экономические условия влияют на развитие одаренности, т.к. они определяют уровень жизни человека; чем более экономически развито общество, тем более благоприятны возможности для развития человека.

2.  Очень важным условие развития одаренности является семья, а именно:

  • структура и эмоциональный климат семьи,
  • стили детско-родительских отношений,
  • отношение родителей к детской одаренности.

Обращаясь к вопросу структуры семьи, отметим, что большинства детей (87%)  воспитывалось в полных семьях. Зачастую, в 70% случаях, вместе с детьми и родителями живут кто-либо из родственников: бабушки, дедушки, тети, дяди, двоюродные братья и сестры. Практически ни у кого не было младших сестер или братьев. Исследования Р. Зайонца показали зависимость интеллектуальной одаренности и количества детей в семье. Он установил, что чем больше братьев и сестер, тем ниже их средний коэффициент интеллектуальности.

Структура семьи в большинстве случаев связана с системой отношений между родственниками и эмоциональном климатом семьи. Говоря о содержательной стороне взаимоотношений, многие исследователи отмечают значительные влияния, оказываемые на детей родителями противоположного пола.

Большинство исследователей считают, что одаренному ребенку необходимы ласка, принятие, любовь и уважение.

Более изучен вопрос о стилях детско-родительских отношений. Ученые единодушны в том, что стили, базирующиеся на жестком контроле, силовом давлении не дают возможности для развития одаренной личности.

Р. Хесс и в. Шипман разделили родительские стили взаимодействия на императивный и инструктивный.

Для первого характерны однозначные команды, например: ВлДелай так, как я сказалтАжВ», ВлСиди спокойнотАжВ». Родители ждут от ребенка беспрекословного соблюдения их указаний, их отношения основываются на авторитете взрослого. Такой стиль развивает в ребенке пассивную податливость  и наряду с зависимостью и конформизмом.

Инструктивный стиль содержит больше информации, а требования обосновываются: ВлУбери игрушки, а я подмету полтАжВ». Родители беседуют с ребенком Вла равныхВ», доказывают, что их требования закономерны и разумны. Это воспитывает инициативу и твердость.

Еще одним важным аспектом является отношения родителей к детской одаренности. Очевидно, что этот фактор тАУ один из основных, влияющих на реализацию возможностей ребенка.

Типы отношений:

  • отрицательное,
  • игнорирующее,
  • положительное,

+ гиперсоциализация (когда родители видят в одаренности престижность, возможность самоутверждения через выдающиеся способности своих детей или реализации своих несбывшихся потенциальных возможностей).

  1. Особенности познавательной деятельности.
  • Отличаясь широтой восприятия, одаренные дети остро чувствуют все происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Они способны следить за несколькими процессами одновременно и склонны активно исследовать все окружающее.
  • Они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать соответствующие выводы; им нравиться в своем воображении создавать альтернативные системы.
  • Отличная память в сочетании с ранним речевым развитием и способностью к классификации и категоризированию помогают такому ребенку накапливать большой объем информации и интенсивно использовать ее.
  • Одаренные дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и четко излагать свои мысли.
  • Наряду со способностью воспринимать смысловые неясности, сохранить высокий порог восприятия в течении длительного времени, с удовольствием заниматься сложными и даже не имеющими практического решения задачами они не терпят, когда им навязывают готовые ответы.
  • Они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и большим упорством в решении задач.
  • Характерная для одаренного ребенка увлеченность заданиями в сочетании с отсутствием опыта часто приводит к тому, что он пытается заниматься тем, что ему еще пока не по силам.
    1. Психосоциальная чувствительность.
  • Одаренные дети обнаруживают обостренное чувство справедливости; опережающее нравственное развитие опирается на опережающее развитие восприятия и познания.
  • Они остро реагируют на несправедливость окружающего мира, предъявляют высокие требования к себе и окружающим.
  • Живое воображение, включение элементов игры в выполнение задач, творчество, изобретательность и богатая фантазия (воображаемые друзья, братья и сестры) весьма характерны для одаренных детей.
  • Дети обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки.
  • Им недостает эмоционального баланса, в раннем возрасте одаренные дети нетерпеливы и порывисты.
  • Порой для них характерны преувеличенные страхи и повышенная уязвимость. Они чрезвычайно чувствительны к невербальным сигналам окружающих.
  • Эгоцентризм в этом возрасте как у обычных детей.
  • Нередко у одаренных детей развиваются негативное самовосприятие, возникают трудности в общении со сверстниками.
    1. Физические характеристики.
  • Одаренных детей отличает высокий энергетический уровень, причем спят они меньше обычного.
  • Их моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных способностей. Им необходима практика. Разница в интеллектуальном и физическом развитии таких детей может обескураживать их и развивать несамостоятельность.
  • Зрение одаренных детей (в возрасте до 8 лет) часто нестабильно, им трудно менять фокус с близкого расстояния на дальнее.
    1. Особенности системы отношений.

    В дошкольном возрасте ведущая деятельность тАУ ролевая игра. У детей возникает достаточно выраженная и устойчивая потребность общения со сверстниками (М.И. Лисина, Л.Н. Галигузова, 1980), развивается потребность в признании их со стороны. В старшем дошкольном возрасте наряду с наиболее значимыми взрослыми для ребенка становиться референтной и группа сверстников (В.В. Абраменкова, Н.А. Пастернак, 1990).

    Некоторые особенности поведения и личности одаренного ребенка могут привести к непониманию их сверстниками, конфликтности их взаимоотношений, вплоть до изоляции ребенка со стороны детей. Среди причин называются: неумение слушать собеседника, стремление к доминантности, брать на себя роль организатора совместных игр, тенденция к демонстрации собственных знаний (которая во многом закрепляется взрослыми), стремление монополизировать внимание взрослого, нетерпимость по отношению к менее успешным детям, некомформность, привычка поправлять других и т. д. Л. Хомиенгуерт указывает еще на одну причину возможной изоляции одаренных детей тАУ в силу высокого умственного развития им могут быть неинтересны игры сверстников.

    Сталкиваясь с трудностями во взаимоотношениях со сверстниками и не понимая их причин, такие дети часто стремятся к дружбе с взрослыми или со старшими детьми. Но в общении с последними у них могут возникнуть трудности. Причина в том, что старшие опережают в физическом развитии, в силу чего одаренным детям трудно стать лидером в таком обществе. Переживания по поводу того, что они не могут сделать что-то, как старшие дети, у которых лучше развиты двигательные навыки, может привести к ощущению одаренными детьми собственной неадекватности и формированию у них низкой самооценки, так как они очень критичны к своим достижениям.

    Одаренные дети в большей степени, чем их сверстники с обычным уровнем развития, подвержены  негативному влиянию неблагополучия в сфере взаимодействия и взаимоотношений из-за их повышенной чувствительности к социальной действительности. Поэтому различные нарушения в общении с людьми могут существенно сказаться на их представлении о себе и своих возможностях, тогда как важнейшим условием реализации их потенциала является наличие у таких детей позитивной Я-концепции.

    1. Поведенческие особенности, свидетельствующие о социально-психологической дезадаптации.

    Продолжительное подавление интеллектуальных и экспрессивных потребностей одаренного ребенка может привести к эмоциональным сложностям, неврозам и даже психозам. Неврозы могут вызвать периоды депрессии, когда ребенок не в состоянии понять причины неприятия окружающими естественных для него тенденций и стремлений. Он может уйти в воображаемый мир, где стирается граница между реальностью и вымыслом.

    Из-за скрытых, неосознаваемых высоких родительских ожиданий у ребенка у ребенка может развиться стремление доводить все совершенства тАУ перфекционизм.

    1. Методики выявления одаренности.
  • Тест Векслера,
  • Модификация теста Торренса,
  • Тесты Стенфорд-Бине,
  • Задачи  Пиаже,
  • Матрицы Равена
  • ВлРезервирующая модельВ» Гауэна,
  • Тест Слоссена тАУ измерение уровня IQ,
  • Рисуночный тест на интеллект.
    1. Технология работы с одаренными детьми.

    Следует помнить, что как бы не был одарен ребенок, его нужно учить. Важно приучить к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения.

    Одаренный ребенок не терпит давления, притеснений, окриков, что может вылиться в проблему.

    У такого ребенка трудно воспитывать терпение и ненавязчивость. Необходима огромная загрузка ребенка, с дошкольного возраста его следует приобщать к творческому труду, создавать обстановку для творчества.

    Для развития своих талантов одаренные дети должны свободно распоряжаться временем и пространством, обучаться по расширенному учебному плану и чувствовать индивидуальную заботу и внимание со стороны своего учителя. Широкие временные рамки способствуют развитию проблемно-поискового аспекта. Акцент делается не на то, что изучать, а на то, как изучать. Если одаренному ребенку предоставлена возможность не спешить с выполнением задачи и не перескакивать с одного на другое, он наилучшим образом постигнет тайну связи между явлениями и научиться применять свои открытия на практике. Неограниченные возможности анализировать высказанные идеи и предположения, глубоко вникать в существо проблем способствуют проявлению природной любознательности и пытливости, развитию аналитического и критического мышления.

    Одной из форм работы с талантливыми детьми в современных условиях является создание Домов детского творчества.

    Так, в Клинском Доме детского творчества существует Школа народной культуры, где в фольклорном кружке занимаются дети с 4-х лет. В комнате, оформленной как русская изба, ребята познают прошлое и настоящее народного искусства. Дети собирают и записывают старинные песни и частушки, пословицы и поговорки. В подготовке концертов, шитье костюмов, помогают родители.

    Кружковцы отмечают как праздник День Ивана Купалы, Масленицу, Рождество. Отчетом их занятий служат концерты и ярмарки детских поделок.

    Важно, увидев талант ребенка, не пускать на самотек, не думать что он сам найдет дорогу. Нужно обеспечит максимальное развитие; не помогая нетрудно сделать его ниже посредственности.

    Библиография

    1. ВлОдаренные детиВ», перевод с английского. Общая редакция Бурлинской Г.В. и Слуцкого В.М., ВлПрогрессВ», 1991,
    2. ВлОдаренный ребенокВ» под редакцией Дьяченко О.М. М. 1997.
    3. Бернс Р. ВлРазвитие Я-концепции и воспитаниеВ», М. 1986,
    4. Божович Л.И. ВлИзбранные психологические труды. Проблемы формирования личностиВ», М. 1995,
    5. Божович Л.И. ВлЛичность и ее формирование в детском возрастеВ», М. 1976,
    6. Денисенкова Н.С. (СССУКА!!!) ВлФормирование познавательной направленности у детей 6-летнего возраста на  занятиях в детском садуВ», автореферат диссертации кандидата психологических наук, М. 1991,
    7. Коломинский Я.Л. ВлПсихология детского коллективаВ», Минск, 1984,
    8. Матюшкин А.М. ВлЗагадки одаренностиВ», М. 1993,
    9. Матюшкин А.М. ВлТворческий потенциал одаренности: структура и развитиеВ», ВлПсихология сегодняВ» т. 2, М. 1996,
    10. Равич-Щербо И.В. ВлО природных предпосылках индивидуальностиВ», Таллинн, 1980,
    11. Тепилов Б.М. ВлПроблема индивидуальных различийВ», М. 1961,
    12. Хеллер К.А. Перлет Дж, Спервальд В. ВлЛонгитюдное исследование одаренностиВ», ВлВопросы психологииВ» №2, 1991,

    Сим-карты МТС

    Тариф  ВлЛюбимыйВ» с прямым номером - $75,

    Тариф ВлМолодежныйВ» с федеральным - $40,

    ВлМТС+ Экстренный международныйВ» - $35.

        Разрешение, доставка.

        233 4772, simcard@newmail.ru

    Вместе с этим смотрят:

    Специфика эмоций и чувств у нормальных и аномальных детей
    Способности
    Способности и интеллект
    Способы воспитания характера