Процесс и стадии формирования личности

Введение.

Вся история мировой социальной мысли отражает главВнное в происходящих в обществе процессах: жизнедеятельВнность человека, вступающего во взаимоотношения с другими людьми с целью удовлетворения возникающих потребностей. Но не только жизнедеятельность человека характеризует каВнчественную определённость общества, но и общество формиВнрует человека как существо мыслящее, обладающее речью и способное к целенаправленной творческой деятельности форВнмирует личность.

          Особое место в социальной  структуре общества заниВнмает человек как основной, изначальный элемент этой струкВнтуры, без которого нет и быть не может ни социальных дейстВнвий, связей и взаимодействий, ни социальных отношений, общностей и групп, ни социальных  институтов и организаВнций. Человек одновременно и субъект и объект всех  общестВнвенных отношений. Правильно говорят: каковы люди тАУ таково и общество; но не менее верно и то, что каково общество - таковы и члены этого общества. Как справедливо замечает видный югославский социолог Эр.Лукач, ВлЧеловек есть проВндукт общества и его законов, но и общество является таким, каким оно есть, именно потому, что оно есть общество людей, потому что в нем объединены люди, а не другие существаВ». Это не значит, отмечает он далее, что общество всецело опВнределяется человеком или даже в первую очередь человеком; но это значит, что человек является одним из факторов, котоВнрые определяют общество.

       В своей работе я попытаюсь найти ответ на вопрос: являВнется ли личность априорной ВлхарактеристикойВ» человека, или же человек сам может стать личностью только в процессе своей общественной жизнедеятельности.

Что такое личность ?

Первичным агентом социального взаимодействия и отноВншений является личность. Что же такое личность? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо, прежде всего, провести разграничение понятий ВлчеловекВ», ВлиндивидВ», ВлличВнностьВ».

Понятие ВлличностьВ» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям  качеств и способностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой истоВнрически развивающейся общности, как человеческий род, чеВнловечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности.

       Итак, существует человечество как специфическая матеВнриальная реальность. Но человечество, как таковое самостояВнтельно не существует. Живут и действуют конкретные люди. Существования отдельных представителей человечества выВнражается понятием ВлиндивидВ».

       ВлИндивидВ» - единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологичеВнских черт человечества: разума, воли, потребностей и т.д. Понятие ВлиндивидВ» в этом случае употребляется в значении Влконкретный человекВ». При такой постановке вопроса не фикВнсируются как особенности действия различных биологических факторов (возрастных особенностей, пола, темперамента), так и различия социальных условий жизнедеятельности человека. Индивид в данном случае рассматривается как отправной моВнмент для формирования личности от исходного состояния для онто тАУ и фейлогенеза человека, личность тАУ итог развития инВндивида, наиболее полное воплощение всех человеческих каВнчеств.

       Поскольку социологию  человек интересует прежде всего не как продукт природы, а как продукт общества, то для нее важнейшее значение имеет категория ВлличностьВ».

Личность обычно рассматривается как конкретное выраВнжение сущности человека, воплощение и реализация в нем системы социально значимых черт и качеств данного общеВнства. Как отмечал К.Маркс, главное в личности Влне ее абстВнрактная физическая природа, а  социальное качествоВ».

Личность тАУ социальный облик человека как субъекта обВнщественных отношений и действий, отражающих совокупВнность социальных ролей, которые он играет в обществе. ИзВнвестно, что каждый человек может выступать сразу во многих ролях. В процессе исполнения всех этих ролей у него формиВнруются соответствующие черты характера, манеры поведения, формы реакции, представления, убеждения, интересы, склонВнности и т.д., которые в совокупности и образуют то, что наВнзываем личностью.

Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук, прежде всего, философии, психологии, социологии. ФиВнлософия рассматривают личность с точки зрения её положеВнния в мире как субъекта деятельности, познания и творчества. Психология изучает личность в качестве устойчивой целостВнности психических процессов, свойств и отношений: темпеВнрамента, характера, способностей, волевых качеств.

Социологический же подход выделяет в личности социВнально -   типическое. Основная проблематика социологичеВнской теории личности связана с процессом формирования личности и развитием её потребностей в неразрывной связи с функционированием и развитием социальных общностей, реВнгуляции и само регуляции социального поведения личности, изучением закономерной связи личности и общества, личноВнсти и группы. Здесь сформулированы некоторые наиболее обВнщие принципы подхода к изучению личности в социологии.

Понятие личность показывает, как в каждой личности индивидуально отражаются социально-значимые черты, и проявляется её сущность как совокупность всех общественВнных отношений. Социология стремится выявить социальные основы формирования личностных качеств, социальное соВндержание и социальные функции, существующих в обществе типов личностей, то есть изучить личность как источник обВнщественной жизни и её реальный носитель. Личность с точки зрения социологии, обозначает единичного человека, проявВнляющего социально-значимые черты индивидуальной жизнеВндеятельности благодаря взаимодействию с другими людьми и тем самым способствующего стабилизации и развитию общеВнственных отношений.

Понятие личность помогает охарактеризовать в человеке социальное начало его жизнедеятельности, то есть свойства и качества, которые человек реализует в социальных связях, культуре, то есть в общественной жизни в процессе взаимоВндействия с другими людьми.

Социальное и биологическое.

Личность тАУ это сложная система способная воспринимать внешние воздействия, отбирать из них определённую инфорВнмацию и оказывать воздействие на окружающий мир по социВнальным программам.

Ученые пришли к выводу, что нельзя ставить знак равенВнства между понятиями личность и человек, личность и индиВнвид. Человек тАУ существо биосоциальное. Преимущества и деВнфекты его физической организации властно влияют на течеВнние его психических процессов. Однако биологическое, входя в личность человека, становится социальным. Остался ли инВндивид умственно неполноценным или стал почитаемым юроВндивым, т.е. своего рода исторической личностью, зависит от исторической среды. Природные особенности выступают в структуре личности как социально обусловленные.

Неотъемлемыми, характерными чертами личности являВнются самосознание, ценностные  социальные отношения, изВнвестная автономность в отношении к обществу, ответственВнность за свои поступки. Отсюда ясно, что личностью не рожВндаются, а становятся.

На протяжении  Х!Х  века ученые полагали, что личность существует как нечто, полностью сформировавшееся внутри яйца тАУ подобно микроскопической гомункуле. Личностные черты индивида долгое время приписывались наследственноВнсти. Семья, предки и гены определяли то, будет ли человек гениальной личностью, заносчивым хвастуном, закоренелым преступником или благородным рыцарем. Но в первой полоВнвине ХХ века доказали, что врожденная гениальность автомаВнтически не гарантирует того, что из человека получится велиВнкая личность. Оказалось, что решающую роль играет социВнальная среда и атмосфера, в которую попадает человек после рождения.

Мы часто и не без оснований говорим, что человек и обВнщество- часть природы. Тезис Влобщество тАУ часть природыВ» отражает тот непреложный факт, что: человек, а следоваВнтельно и общество происходит из природы; человек тАУ сущеВнство биологическое, имеющее немало общих черт и свойств  с другими живыми существами и подчиняющееся законам приВнроды; человек является высшей ступенью развития живой природы. Понятие ВлприродаВ» используется как не весь реальВнный мир, а как внешняя среда по отношению к человеку и обществу. Это особенно важно тогда, когда необходимо отраВнзить и подчеркнуть, что человек тАУ это не только и не столько биологическое (живое, природное) существо, пусть и в высВншей форме своего проявления, а качественно новое, принциВнпиальное, особое явление с присутствующими только ему соВнциальными качествами и свойствами, вырастающими из взаиВнмодействия людей друг с другом.

Хотя человек произошел от животного, и никогда не осВнвободится полностью от свойств, присущих  животному. ОпВнределяющим в его жизнедеятельности есть социальное, форВнмирование и функционирование которого обусловлено вклюВнчённостью человека в систему общественных отношений. ЧеВнловек использует биологические качества не только для обесВнпечения выживаемости, но и как основу духовного общения и духовной самореализации. У каждого родившегося ребёнка есть мозг, голосовой аппарат, но научиться мыслить и разгоВнваривать он может лишь в обществе. Конечно же, непрерывВнное единство биологических и социальных качеств показыВнвает, что человек тАУ существо биологическое и социальное.

В своей действительности сущность человека есть совоВнкупность всех общественных отношений. В соответствии  с сущностью человека, как совокупности общественных отноВншений, он предстаёт существом социальным, но вместе с тем, человек тАУ часть природы то он и существо биологическое.

Не трудно видеть, что в подпочве разных пониманий сути антропосоциогенеза таится вопрос о соотношении биолоВнгического и социального в человеке, или, говоря иначе, воВнпрос о природе человека. В философской литературе сложиВнлись две позиции по этому вопросу. Согласно первому, приВнрода человека всецело социальна. Согласно второму тАУ она не только социальна, но и биологически нагружена.

Включенность человека только в два мира тАУ в мир общеВнства и мир органической природы тАУ порождает немало проВнблем существования людей. Аристотель назвал человека поВнлитическим животным, подчёркивая наличие в человеке двух начал: животного и социального (политического). В формироВнвании способностей, чувств, поведения, действий человека играют роль и политическое и природное.

Определяя социальную сущность человека, подчеркивая значение его общественных связей, оценок отнюдь нельзя ниВнвелировать особенности отдельных индивидов, не принижать их специфических качеств как личностей, наделённых харакВнтером, волей, способностями и страстями. Человек есть непоВнсредственно природное существо. Люди не властвуют над природой, а наоборот, их плоть, кровь и мозг принадлежат природе и находятся внутри её.

Формирование личности.

Слово ВлличностьВ» употребляется только по отношению к человеку, и притом начиная лишь с некоторого этапа его разВнвития. Мы не говорим Влличность новорожденногоВ», понимая его как индивида. Мы всерьёз не говорим о личности даже двухлетнего ребёнка, хотя он многое приобрёл из социальВнного окружения. Поэтому личность не есть продукт перекреВнщивания биологического и социального факторов. Раздвоение личности тАУ отнюдь не фигуральное выражение, а реальный факт. Но выражение Влраздвоение индивидаВ» тАУ бессмыслица, противоречие в терминах. То и другое тАУ целостности, но разВнные. Личность, в отличие от индивида, не есть целостность, обусловленная генотипом: личностью не родятся, личностью становятся. Личность относительно поздний продукт социВнально тАУ исторического и онтогенетического развития челоВнвека.

А.Н.Леонтьев подчёркивал невозможность поставить знак равенства между понятиями ВлличностьВ» и ВлиндивидВ» ввиду того, что личность тАУ это особое качество, приобретаемое инВндивидом благодаря общественным отношениям.

Личность невозможна вне социальной деятельности и общения. Только включаясь в процесс исторической пракВнтики, индивид проявляет социальную сущность, формирует свои социальные качества, вырабатывает ценностные ориенВнтации. Главная сфера становления человека тАУ его трудовая деятельность. Труд составляет основу социального бытия чеВнловека, потому что именно в труде он в самой большой стеВнпени выражает себя как общественный индивид. На формироВнвание личности оказывают влияние факторы трудовой деяВнтельности, общественный характер труда, его предметное соВндержание, форма коллективной организации, общественная значимость результатов, технологический процесс труда, возВнможность для развертывания  самостоятельности, инициаВнтивы, творчества.

       Личность не только существует, но и впервые рождается именно как ВлузелокВ», завязывающийся в сети взаимных отноВншений. Внутри тела отдельного индивида реально существует не личность, а её односторонняя проекция на экран биологии, осуществляемая динамикой нервных процессов.

Формирование личности, то есть становление социальВнного тАЬЯтАЭ - это процесс взаимодействия с себе подобными в процессе социализации, когда одна социальная группа обуВнчает тАЬправилам жизнитАЭ другую.

Человек более универсален, его биологическая организаВнция позволяет в сравнении с иными биологическими видами адаптироваться к весьма широкому диапазону внешних услоВнвий. Человеческий детеныш рождается на менее зрелой стаВндии, чем животное, а жить ему приходится в более сложном мире - в социально - сконструированной реальности.

Это исключительная ситуация: природа не позаботилась о подходящем для него тАЬжилищетАЭ. Поэтому всю свою жизнь человек ищет себе социальное пристанище. Но это не физичеВнская крыша над головой, а социальное место в мире. СоциаВнлизация превращается в растянутый на всю жизнь процесс обучения своему социальному месту (или статусу). Ведь соВнциализация-это начинающийся в младенчестве и заканчиваюВнщийся в глубокой старости процесс освоения социальных норм.

У новорожденного нет личности. Ребёнок неспособен различать собственное ВлЯВ» и окружающий мир хотя бы поВнтому, что у него нет своего ВлЯВ». Он не знает границ между собой и "не-собой", между ВлЯВ» и Влне-яВ». Овладение прямо хождением и речью, развитие мышления и сознания в раннем детстве (от 2 до 5 лет), затем приобретение навыков сложной деятельности (рисование, познание, труд), наконец обучение в школе в среднем и позднем детстве тАУ это стадии одного процесса, а именно тАУ осознания своего ВлЯВ».

Проявляя ослушание, ребёнок ВлнащупываетВ» рамки дозВнволенного. Это не только границы социально приемлемого поведения, но и рамки социальной ценности своего ВлЯВ» для других: Какую ценность я представляю для своих родителей? А для друзей и преподавателей? Во что они могут и во что не могут вмешиваться? Имею ли я право на собственное мнение? Насколько с ним считаются другие? За какие качества они больше всего меня ценят? Как сильно они меня любят? А при каких обстоятельствах они готовы мной пожертвовать? Что такое родительская любовь? А что такое дружба и предательВнство ровесников? Бессмертен ли я и в чём смысл жизни?

Когда подросток задаёт подробные вопросы, это верный признак завершающего этапа становления социального ВлЯВ»: сквозь индивидуальность уже проклёвывается личность. РазВнвитая индивидуальность рождает пока ещё не развитую личВнность. Дальнейший процесс развития собственно личности может продолжаться как угодно долго. Наука не установила никаких количественных границ. До глубокой старости челоВнвек меняет взгляды на жизнь, привычки, вкусы, правила повеВндения. Процесс социализации объясняет то, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное, общественное, становиться личностью.

Социализация, как процесс формирования

личности.

Как ясно из выше сказанного, огромное влияние на разВнвитие  и формирование личности  оказывает процесс социалиВнзации.

Формирование личности, как объекта общественных отВнношений рассматривается в социологии в контексте двух взаимосвязанных процессов - социализации и идентификации.

Социализация тАУ это процесс усвоения индивидом образВнцов поведения, ценностей, необходимых  для  его  успешного функционирования в данном обществе.

Социализация охватывает все процессы  приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых челоВнвек приобретает социальную природу и способность участвоВнвать в социальной жизни. В процессе социализации приниВнмает участие все окружающее индивида: семья, соседи, сверВнстники в детских заведениях, школе, средства массовой инВнформации и т. д. Для успешной социализации (становления личности), по Д.Смелзеру, необходимо действие трех фактоВнров: ожидания, изменения поведения и стремление соответстВнвовать этим ожиданиям. Процесс формирования личности, по его мнению, происходит по трем различным стадиям: 1) подВнражания и копирования детьми поведения взрослых, 2) игроВнвой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли, 3) стадии групповых игр, на которых дети учатся пониВнмать, что от них ждет целая группа людей.

Многие социологи утверждают, что процесс социализаВнции продолжается в течение всей жизни человека, и утверВнждают, что социализация взрослых отличается от социализаВнции детей несколькими моментами: социализация взрослых скорее изменяет внешнее поведение, в то время как социалиВнзация детей формирует ценностные ориентации.

Идентификация тАУ это способ осознания принадлежности к той или иной общности. Через идентификацию дети приниВнмают поведение родителей, родственников, друзей, соседей и т.д. и их ценности, нормы, образцы поведения как свои собВнственные. Идентификация означает внутреннее освоение ценВнностей людьми и представляет собой процесс социального научения.

Процесс социализации достигает определённой степени завершённости при достижении индивидуумом социальной зрелости, которая характеризуется обретением личности инВнтегрального социального статуса.    

    В 20 веке в социологии запада утвердилось понимание соВнциологии как той части процесса становления личности, в ходе которого формируются наиболее общие распространенВнные черты личности, проявляющиеся в социологически - орВнганизованной деятельности, регулируемой ролевой структуВнрой общества.

Основным органом первичной социализации Толкотт Парсонс считает семью, где закладываются фундаментальные мотивационные установки личности.

Социализация тАУ сложный, многосторонний процесс общеВнственного формирования и развития личности, происходящий под воздействием социальной среды и целенаправленной восВнпитательной деятельностью общества.

       Процесс социализации личности - это процесс превращеВнния индивида с его природными  задатками и потенциальными возможностями социального развития в полноправного члена общества

       В процессе социализации человек формируется как твоВнрец материальных благ, активный субъект социального отноВншения. Сущность социализации можно понять при условии, что личность рассматривается одновременно как объект и субъект социального воздействия.

       

Воспитание, как процесс формирования

личности.

На формирование личности человека огромное влияние имеет воспитательное воздействие окружающей социальной среды.

       Воспитание - это процесс целенаправленного воздействия на человека со стороны других людей, взращивание личности.

Возникает вопрос. Что же играет определяющую роль в формировании личности, её социальной активности и сознаВнния тАУ внешне высшие сверхестественные, природные силы или же социальная среда? В концепциях наибольшее значение придается нравственному воспитанию на основе принесения ВлвечныхВ» идей человеческой морали осуществляемого в форме духовного общения. 

       Проблема воспитания тАУ одна из вечных социальных проВнблем, окончательное решение которой  в принципе не возВнможно. Воспитание остается не только одной из самых массоВнвых форм человеческой деятельности, но и продолжает нести основную нагрузку по формированию человеческой социальВнности, поскольку основная задача воспитания тАУ изменения человека в направлении, определенном общественными поВнтребностями. Воспитание тАУ деятельность по передаче новым поколениям общественно тАУ исторического опыта, планомерВнное и целенаправленное воздействие, обеспечивающее формиВнрование личности, её подготовку к общественной жизни и производительному труду. Рассматривая воспитание как функцию общества, которая состоит в сознательном воздейстВнвии на индивида с целью подготовки выполнения им той или иной общественной роли путём передачи ему накопленного человечеством социального опыта, выработки определенных черт и качеств, можно определить специфичность предмета социологии воспитания. Социология воспитания тАУ формироВнвание личности как конкретного носителя социальности с опВнределенными мировоззренческими, нравственными, эстетичеВнскими установками и жизненными устремлениями в резульВнтате воспитания как целенаправленной деятельности общеВнства. С одной стороны, воспитание личности направленно на приобщение человека к ценностям культуры, с другой стоВнроны тАУ воспитание состоит в индивидуализации, в обретении личностью собственного ВлЯВ».

       При всей важности целенаправленной воспитательной деятельности решающее значение для формирования личности с сознательными чертами, принципами поведения, имеет все же само по себе влияние конкретных условий жизни.

Заключение.

       Человек тАУ существо деятельное. Включившись в систему общественных отношений и видоизменяясь в процессе деяВнтельности, человек приобретает личностные качества и станоВнвится социальным субъектом.

       Мы не говорим Влличность новорожденногоВ», понимая его как индивида. Мы всерьез не говорим даже о личности двухВнлетнего ребёнка, хотя он многое приобрёл из общественного окружения. Поэтому личность не есть продукт перекрещиваВнния биологических и социальных факторов.

       В отличие от индивида, личность не есть целостность, обусловленная генотипом: личностью не рождаются, личноВнстью становятся. Определенное влияние на развитие  и форВнмирование личности  оказывает процесс становления социВнального ВлЯВ».

Содержание процесса становления социального ВлЯВ» - это взаимодействие с себе подобными. Предназначение этого процесса -  это поиск своего социального места в обществе. Результатом этого процесса является зрелая личность. ГлавВнными временными точками формирования личности является: осознание своего ВлЯВ» и осмысление своего ВлЯВ». На этом заВнвершается начальная социализация и формирование личности.

Становление социального ВлЯВ» возможно только как проВнцесс усвоения мнения значимых людей для человека, то есть через понимание других ребенок приходит к формированию своего социального ВлЯВ» (впервые это процесс описал Ч.Кули). Можно сказать иначе: на социально тАУ психологическом уровне становление социального ВлЯВ» происходит через интеВнриоризацию культурных норм и социальных ценностей. Это процесс превращения внешних норм во внутренние правила поведения.

Личность формирует такие отношения, которых нет, и никогда не было, и в принципе не может существовать в приВнроде, а именно тАУ общественные. Она расширяется через совоВнкупность общественных отношений, а, следовательно, динаВнмический ансамбль людей, связанных взаимными узами. ПоВнэтому личность не только существует, но и рождается, именно, как ВлузелокВ» завязывающийся в сети взаимных отноВншений.

       Личностью человек станет, когда начнёт совершенствоВнвать социальный фактор своей деятельности, то есть ту её сторону, которая направлена на общество. Поэтому фундаВнментом личности выступают общественные отношения, но только такие, которые реализуются в деятельности.

Осознав себя как личность, определив свое место в обВнществе и жизненный путь (судьбу), человек становится индиВнвидуальностью,  обретает достоинство и свободу, которые поВнзволяют отличить его то любой другой личности, выделить ее среди прочих.

Используемая литература:

       

  1. В.П. Андрущенко, Н.И.Торлач, Социология: наука об обществе: учебное пособие для студентов вузов. тАУ Харьков 1996 г.
  2. Р.А. Бурханов, В.И. Полищук. Философия и культура. Сб. наВнучных трудов. тАУ Екатеринбург: Издательство Уральского униВнверситета; Нижневартовск: Издательство Нижневартовского пединститута. 1996 г.
  3. Т.В. Горбунова, Н.С. Гордиенко, В.А. Карпунин., Школьный философский словарь, - М.:Просвещение. 1995 г.
  4. А.И. Кравченко, Введение в социологию: учебное пособие. тАУ М.: Новая школа, 1995 г.
  5. А.И. Кравченко, Социология: учебное пособие для студентов ВУЗов, - Екатеринбург: Деловая книга, 1998 г.
  6. Р.С. Немов, Психология. Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. тАУ 2-е изд. тАУ М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995 г.
  7. Е.В. Тадевосян. Социология. Учебное пособие. - М.: Знание, 1995.
Содержание.
  1. Введение.
  2. Что такое личность ?
  3. Социальное и биологическое.
  4. Формирование личности
  • социализация, как процесс формирования личности;
  • воспитание, как процесс формирования личности.

5. Заключение.

       6. Используемая литература.

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЮЖНО тАУ УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет экономики и права

Кафедра экономики и экономической безопасности

РЕФЕРАТ

По курсу: Введение в специальность.

Выполнила:        Бренич Светлана        

                       Геннадьевна                

Группа:        ЭдН тАУ 220                

Проверила:        Киселёва Валентина        

Александровна        

Нижневартовск 1998

Вместе с этим смотрят:

Процессы глобализации в экономике
Психологические особенности социализации современных подростков
Развитие социальной работы в Германии
Развитие социологии в России