Семья в иудаизме

Содержание

ВведениетАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж3

Отношение к браку в иудаизметАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж..3

Брак между евреями и неевреямитАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж..6

Религиозный суд и законы статусатАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж..10

Развод среди евреевтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж.тАж13

Еврейская свадьбатАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж16

Практическое исследованиетАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж. 18

ЗаключениетАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж25

Список литературытАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж..26

Введение

В своей курсовой работе я попытаюсь рассмотреть проблему  института семьи в такой религии, как иудаизм. Эта тема не является очень разработанной в нашей стране, литературы такой тематики не так много, поэтому в курсовом проекте, кроме доступных мне книг я буду использовать ресурсы всемирной электронной сети - интернет. Как известно, в государстве Израиль совершается, в соответствии с законом, только религиозное бракосочетание, то есть соответствующее требованиям какой-либо признанной конфессии (в то же время признаётся юридически законным и нерелигиозный брак, заключённый за границей - по представлении подтверждающего документа). Для евреев таковым является бракосочетание (свадьба, хупа), проведённое в соответствии с требованиями еврейской религии. Внешне еврейская свадьба - это обряд, однако за этим обрядом стоит многотысячелетняя история и философия, включающая и еврейское отношение к семье и браку, и взгляд на место человека в этом мире, и его ответственность перед людьми и богом.

Даже в наши дни еврейская семья испытывает сильное влияние иудаизма, она строится по религиозным канонам. Еврейский народ, несмотря на свою разрозненность по всему земному шару, как ни один народ в мире сохраняет свою целостность, по большей части благодаря своей религии, которая объединяет своих приверженцев, требуя следования своим канонам, также иудаизм очень консервативен в отношении семьи и брака. Именно этому аспекту я хочу уделить внимание в курсовой работе, в первой ее части я рассмотрю теоретические вопросы, опираясь в основном на религиоведческую литературу, рассказывающую об отношении иудаизма к семье и браку, к заключению и расторжению брака, к взаимоотношениям мужа и жены, воспитанию детей и многим другим вопросам. Вторая часть курсового проекта будет носить практический характер, она будет включать программу социологического исследования, инструментарий и анализ результатов исследования, проведенной в своей студенческой группе социологов четвертого курса, на предмет исследования отношения к межнациональным бракам, иудейской семье и другим аспектам отношения к евреям и иудаизму.

Отношение к браку в иудаизме.

Иудаизм придает большое значение браку, так высоко брак оценивается по двум причинам. Первая  заключается в том, что брак обеспечивает эмоциональную и духовную полноценность человека через поддержку и товарищество супруга. Письменная Тора заповедует, что Влнехорошо быть человеку одномуВ» и он должен прилепиться к жене своей, чтобы стать одной плотью. Устная Тора гласит: ВлЧеловек, у которого нет жены обречен на существование без радости, без блаженства, без ощущения истинной ценности жизни, без Торы, без защиты и без мираВ»1 Вторая причина высокого значения, придаваемого браку иудаизмом, заключается в ощущении человеком физической полноты жизни.  В иудаизме отсутствует предположение, что безбрачие ведет к особой святости. Наоборот, брак видится как идеал, а сексуальные отношения как  наиболее сокровенный и радостный способ углуВнбить общение между людьми. Когда ортодоксальный иудаизм говорит о сексуальных отношениях, он имеет в виду брак. Слово тАЬбрактАЭ на иврите звучит как тАЬкидушинтАЭ (тАЬпосвящениетАЭ), выражая тем саВнмым его особую священность. Брак тАФ это не просто один из видов священных отношений, это тАФ те саВнмые священные отношения. Вопрос о приемлемости гомосексуальных взаимоотношений не поднимается, так как они осуждены в Торе, например, в книге Левит. Реформистские иудеи, однако, ведут упорную борьбу с этими вопросами, так же, как и все основные христианские вероисповедания. В то время как Римская католическая церковь настроена категорически против гомосексуализма, известно, что в других основных церквах ведутся активные дебаты по этому поводу. Может ли не скрывающий своей сексуальной ориентации гомосексуалист проводить службы в церкви, может ли он или она быть рукоположены в сан, могут ли устойчивые взаимоотношения между гомосексуалистами-христианами быть признаны на церковной церемонии? Аналогичные вопросы обсуждаются в реформистсВнкой иудейской общине в США, а недавно их стали поднимать в Великобритании. И реформисты, и ортодоксы сходятся, однако, в своем осуждении неверности, неразборчивости в половых контактах и сексуальной эксплуатации. Они также соглашаются друг с другом в том, что в браке одна женщина предназначается для одного мужчины в верности, преданности и взаимном уважении. Полигамия фактически не была запрещена до 1000 г., однако свидетельства показывают, что многими веками раньше нормой еврейской жизни была моногамия.

Упор на высокую оценку мужчиной своей жены присутствует в раввинистических утверждениях, но этому не придают значения те, кто считает форВнмулировку писаний чрезмерно патриархальной. Разумеется, автор писаний всегда оценивает взаимоотношения мужчины и женщины через призму своего мужского восприятия, но даже при этом женщина всегда рассматривается как ключ к полноценной жизни. Некоторые утверждают, что раввины признают за женщиной духовное превосходство, выводя из этого предположение о возможных причинах освобождения ее от многих мицвот (предписаний) по сравнению с мужчинами. Гирш, наВнпример, утверждает, что тАЬженщины обладают большей религиозностью и верой, чем мужчинытАЭ. Разумеется, традиция велит тАЬхранить честь жены, ибо благо входит в дом только благодаря женетАЭ.

Отношение к подобным предписаниям (согласие или неприятие) разделяет многих женщин-евреек. В целом разделение мнений не зависит от принадлежности к ортодоксальному или неортодоксальному иудаизму, к тому, современен ли индивидуум или старомоден, феминист он/она или сексист (если эти две категории противостоят друг другу). И все-таки существует сфера библейской и талмудической практики, которую только женщины реформистского направления наВнходят полезной, по по причинам, весьма отличным от традиционных. Речь идет о сфере тАЬнидатАЭ (тАЬнечистотатАЭ). Законы тАЬнидатАЭ имеют отношение к ритуальной чистоте (или семейной чистоте) и рассматриваются одними как унижающие женщин, а другими, в том числе некоторыми представительницами реформизма, как выражение еврейской женственности. Чтобы попять это, необходимо рассмотреть тот образ мыслей, который стоит за этими законами.

Библейские утверждения по поводу тАЬнидатАЭ появВнляются в книге Левит и в талмудических разъяснениях в трактате тАЬНидатАЭ в разделе тАЬТогороттАЭ (тАЬЧистотатАЭ). Действительно, тАЬНидатАЭ тАФ единственный трактат Мишны о чистоте, снабженный комментариями в Вавилонском ТалмуВнде, который, возможно, иллюстрирует значение данВнной темы. Законы тАЬнидатАЭ имеют отношение к чистоВнте святынь, особенно Храма. Каждый предмет и кажВндый человек, входящий в соприкосновение с Храмом, должен быть чистым. Из этого следует вывод, что контакта с оскверняющими субстанциями нужно избегать. Так, если священнослужитель прикоснется к мертвому телу, он должен очиститься, прежде чем совершать жертвоприношение, и избавиться от оскВнвернения. Отсюда немедленно переходят к утверждеВннию, что менструирующая женщина считается неВнчистой, с последующим легко вытекающим из этого выводом, будто секс рассматривается раввинами как что-то грязное. Такой вывод совершенно не соответВнствует истине. Супружеская пара поощрялась и поВнощряется к сексуальным контактам в субботу, как в один из радостных дней. Мужа призывают заботитьВнся об удовольствии женщины во время полового сноВншения и не одобряют, если работа заставляет его наВнходиться вне дома и тем самым обрекать жену на более долгие перерывы в общении с мужем, чем она ожидала, когда выходила за него замуж.

Необходимо понимать, что в действительности не секс считается оскверняющим ритуальную чистоту, а менструальная кровь. Кроме того, что так говорит книга Левита, мы не знаем причины, почему это счиВнтается нечистой субстанцией. Предполагают, что, как и другие субстанции (такие, как семяизвержение вне тела женщины и различные болезни типа проказы), она каким-то образом олицетворяет смерть.

Раввины установили минимальный срок в двеВннадцать дней, в течение которого менструирующая женщина не должна иметь сексуальных контактов. Те, кто принимают эти правила, относятся к периВноду воздержания положительно. Это заставляет супружескую пару искать другие пути, кроме фиВнзического, для выражения своих отношений. ПериВнод воздержания культивирует признательность друг к другу, внимание и уважение. Блу Гринберг, непоколебимая защитница тАЬнидатАЭ как специфичесВнкой мицвы женщин, пишет:

тАЬ..Она предназначалась защитить сущ поешь и сексуальность женщин тАФ совсем неВнплохо, принимая во внимание, что общество было ориентировано на служение женщины мужчине, сексуально и в других отношениях. тАЬНидатАЭ также предохраняла женщин от от ношения к ним как чисто сексуальным объекВнтам; даже когда закон был бессилен изменить социальные установки, он, по крайней мере, уменьшал возможности для проявления этого отношениятАЭ (тАЬО женщинах и иудаизметАЭ).

Далее она пишет:

тАЬЗаконы тАЬнидатАЭ постоянно напоминают мне, что я еврейка, тАЬнидатАЭ усиливает глубоВнкое внутреннее удовлетворение еврейским обВнразом жизни. Принятие мицвы в этом случае является основой: сопутствующие ощущения тАЬобщности, еврейской женственности и цепи традициитАЭ тАФ просто украшениятАЭ.2

Любопытно, что число тех, кто в ряду религиозВнных перспектив находит соответствующую перспекВнтиву для тАЬнидатАЭ, похоже, увеличивается. Многие ощущают святость еврейских женщин, их принадлежность к народу, и не согласны с устареванием обычаев, чем представляется религиозное послушаВнние в этом вопросе другим.

О том, что число приверженцев этой точки зреВнния увеличивается, говорит статистика: растет коВнличество женщин, которые посещают тАЬмикветАЭ (тАЬскопление водытАЭ) каждый месяц. Это традиция очищения замужней женщины после менструации (а также перед свадьбой и после рождения ребенВнка). Для ритуального очищения необходимо, чтоВнбы вода была из естественных источников, чтобы образовать тАЬживые водытАЭ. Ручей, река, пруд, озеВнро или океан являются тАЬмикветАЭ, однако большинВнство женщин пользуются специально сооруженВнным для этой цели закрытым бассейном, где есть определенная пропорция дождевой воды. При басВнсейне есть ванная комната, где женщина готовитВнся к тАЬмикветАЭ, снимает одежду, кольца и любые другие предметы, которые могут помешать проВнникновению чистой воды к каждой части тела. После того как она вымоется обычным образом, она входит в тАЬмикветАЭ и полностью погружается в воду, читая при этом соответствующие молитвы благословения. Это действие называется тАЬтвилатАЭ (тАЬпогружениетАЭ).

Такое духовное очищение практиковалось в иудаизме во все времена и не только женщинами. Немало особенно религиозных мужчин совершали погружение в тАЬмикветАЭ перед субботой или ежегодВнными праздниками. Многие мужчины делают это накануне Дня Искупления, так как цель этого дня тАФ устранить все, что может помешать людям тАЬобъединитьсятАЭ с Богом, встав на их пути. тАЬТвилатАЭ также является обязательным ритуалом в конВнце процедуры перехода в иудейскую веру (см. ниже).

БРАК МЕЖДУ ЕВРЕЯМИ И НЕЕВРЕЯМИ

В прежние времена существовали еврейские сваВнхи, делом которых было знакомить между собой людей, которые, по их мнению, подходили друг друВнгу по своей религиозной принадлежности. В настояВнщее время, за исключением очень традиционных кругов, евреи таким способом уже не знакомятся. Для всех, кроме ультраортодоксальных иудеев, раВнбота и социальная жизнь, вероятно, проходят в весьВнма ассимилированном обществе. Последствия этого обстоятельства, когда речь заходит о браке, вызываВнет большое беспокойство среди евреев. В США в наВнстоящее время более 50% евреев заключают браки с неевреями. К концу XX века в Великобритания этот показатель вполне сравнялся с американсВнким. В эпоху, когда упор делается (или, по крайней мере, так заявляют) на индивидуальную свободу и терпимость между людьми как разных направлений внутри одной религии, так и вообще разных религий, противостояние евреев бракам с представителяВнми других национальностей понятно. Термин, котоВнрый иногда употребляется для обозначения таких браков, выражает основную причину беспокойства. тАЬOut-marriageтАЭ (тАЬбрак вовнетАЭ) означает уход из веры через брак, а именно судьба иудейской веры, выраВнжение которой во многом происходит через домашВнний уклад, ставится на карту. Так ситуация видится многим. Чтобы понять всю глубину этого беспокойВнства, необходимо учитывать исторический и кульВнтурный аспекты этой проблемы. В прежние времена заключить брак с невреем/нееврейкой означало поВнкинуть свою семью, общину и веру. Оставаться нейВнтральным было невозможно, и, таким образом, брак с представителем христианской веры воспринимался как мощнейший жест отречения. Семья в таких слуВнчаях переживала горькое чувство собственной несосВнтоятельности, так как ребенок полностью исчезал из ее жизни. Сегодня общество уже не придерживается крайних взглядов, однако эмоциональный груз остаВнется, усиленный историческим опытом враждебного отношения христиан к иудеям. Страх перед браком с неевреем появляется у родителей, даже если они не очень религиозны.

Тревоги по этому поводу понятны также в связи с другими показателями, отражающими заметный упадок в еврейском укладе жизни. По подсчетам, произведенным в 1991 г., ежегодный коэффициент рождаемости за последнее десятилетие составил всего около двух третей коэффициента смертности, одна треть браков в еврейском обществе заканчиваВнется разводом, около 20% еврейских детей прохоВндят через распад брака их родителей, только полоВнвина евреев заключает брак в синагоге.3 Тот факт, что упадок продолжается и что ситуация становитВнся все более критической, подтверждает директор Центра регистрации браков верховный раввин рабби доктор Джулиан Шиндлер. Точно неВнвозможно определить, сколько браков из недостаВнющей половины не были заключены в синагоге именно по причине того, что это были браки с не евВнреями. Одни евреи просто живут вместе, не заклюВнчая брак, другие женятся, но довольствуются тольВнко гражданской церемонией, однако Шиндлер полаВнгает, что число межнациональных браков значительВнно выше. Различные круги английского еврейства признают наличие проблемы, однако далеко не все согласны с ее решением.

Мы уже отмечали значение, которое придается браку, как взаимоотношениям, где иудейская вера выражается наивысшим образом, а также важносВнти воспитания детей в еврейской семье. ОртодокВнсальный иудаизм утверждает, что цель может быть достигнута, только если два убежденных в вере супруга-еврея дают торжественное обещание вместе строить еврейский дом. И здесь просто не может быть супруга-нееврея. Такое отношение вполне поВннятно, поскольку трудно себе представить, как моВнжет нееврей исполнять требование соблюдать такие законы, как тАЬкашруттАЭ (законы о пище). Чем можВнно оправдать все усилия и расходы, если не важноВнстью этих законов? Далее, в этих самых глубоких из всех взаимоотношениях идеальной является сиВнтуация, когда супруги единодушны во всем. По, если их ощущение Бога различно, это означает, что они не имеют основы для единства на самом глубоВнком уровне. Чем больше значит для каждого его вера, тем больше будут иметь значение разногласия между ними. То же самое относится к воздействию веры на детей. Чем больше значения придают родители вере, тем труднее будет для ребенка воспитыВнваться сразу в двух религиях.

Будучи верховным раввином, Иммануил Якобовиц подчеркивал противодействие ортодоксального иудаизма любому браку с неевреем. Важнейшим фактором является закон Галахи (повторяемый Якобовицем в ответ на американскую альтернатиВнву), что только ребенок, родившийся у еврейской матери, является евреем. А поскольку через брак из иудаизма уходит больше мужчин, чем женщин, здесь появляются очень большие проблемы. Хотя некоторые женщины переходят в иудаизм (см. ниже), перед тем как выйти замуж, однако больВншинство этого не делают. Значит, такое бракосочеВнтание не может происходить в синагоге. Актом о бракосочетании 1949 г., следуя за уже существуюВнщим законодательством, разрешается регистрация брака, заключенного в синагоге тАЬдвумя лицами, если они оба исповедуют иудейскую религиютАЭ. Все синагоги в Великобритании придерживаются этого закона. Ни один раввин не может участвовать в роли официального должностного лица в межрелиВнгиозном браке. (Увидев, насколько иудейская цереВнмония, где важнейшими являются слова тАЬсогласно закону МоисеятАЭ, а не тАЬво имя Отца, и Сына, и СвяВнтого ДухатАЭ, отличается от христианской, нетрудно понять, почему такая церемония считается невозВнможной. Совершенно непредставимо с точки зрения разума, как можно объединить Тору и Святую ТроВницу.) В США такое участие запрещено ортодоксальВнными, консервативными и реконструкционистскими раввинами и не одобряется реформистами.

В последние годы британскими реформистскими раввинами были сделаны некоторые шаги в целях выработки конструктивного подхода к реальной ситуВнации. Из опасений быть понятым как поощряющий межнациональные браки, поборник таких шагов равВнвин доктор Джонатан Ромейн дает понять, что он признает в межнациональных браках угрозу будущеВнму иудаизма. В рабочем отчете 1982 г. он заявляет, что тАЬпервоочередной задачей является поощрение евВнреев заключать браки с евреямитАЭ. Однако он чувствуВнет, что одних слов для борьбы с угрозой недостаточВнно, тАФ необходимы практические меры, причем не такие, как простое неприятие синагогой нееврея и таким образом вычеркивание супруга-еврея. Если брак между евреем и неевреем происходит, должна быть принята определенная линия поведения, чтобы сохранить связь с еврейской общиной. Исходя из этого, он учредил семинары для таких евреев и (с 1989 г.) их супругов-неевреев, где он стремится подВнчеркнуть значение всех элементов еврейского уклада в их совместной жизни. Эта программа расширяетВнся, и ее в настоящее время финансируют реформисВнтский и либеральный иудаизм в Штернберг-центре. В 1990 г. на ежегодной конференции РеформистсВнких синагог Великобритании приветствовались

тАЬИнициативы, которые были направлены на возвращение в лоно еврейской жизни межрелигиозных союзов, возвеличивание личности еврея и расширение роли образования, соответВнствующая забота о евреях и их семьяхтАЭ.

Еще одну попытку не дать роду прерваться, когда заключен межнациональный брак, сделали британсВнкие реформисты, когда разрешили детям, рожденВнным от отцов-евреев, но от нееврейских матерей, поВнсещать религиозную школу в синагоге. Хотя это ниВнкоим образом не дает ребенку право на получение статуса еврея, ставка делается на то, что такого рода подготовка может лечь в основу дальнейшего обращеВнния в иудаизм, если ребенок захочет это сделать.

Реформисты цитируют Ктубот, где проводится принцип облегчения перехода в иудаизм в пользу реВнбенка. В некоторых случаях обращение ребенка не требует обращения матери, которая, как говорит Ромейн, тАЬможет иметь большие основаниятАЭ не перехоВндить в иудаизм, даже если она счастлива поддержиВнвать отца в его намерении передать иудаизм ребенку в наследство и Влвоспитывать их детей как евреевВ». Хотя честность позиции матери достойна похвалы, необходимо признать, что здесь существуют серьезВнные проблемы, особенно когда речь идет об отношеВнниях с ортодоксальными иудеями, которые требуют от каждого обращения в иудаизм, с тем чтобы стать евреем. Некоторые опасаются, что британВнский реформизм движется в сторону ситуации в США, где каждый ребенок от смешанного брака наВнходится под тАЬпрезумпцией статуса евреятАЭ, о чем поВнстановила резолюция, принятая в 1983 г. ЦентралиВнзованным совещанием американских раввинов. Это решение означает, что существует много людей, коВнторые причисляют себя к евреям и принадлежат к синагоге и которые не признаются евреями ортодокВнсальным иудаизмом тАФ и все это в стране с крупнейВншим еврейским населением в мире. Кто-то усматриваВнет в этом обструкцию ортодоксии, кто-то тАФ безответВнственность со стороны реформистов, а кто-то считает, что ситуация указывает на необходимость изменеВнния критериев личности еврея по всех аспектах.

Совершенно очевидно, что это область, в которой страсти разгораются и где реакция ортодоксального и неортодоксального течений радикально отличаютВнся друг от друга. Первый считает, что он охраняет еврейский уклад жизни путем строгого следования Галахс. Другой борется за то же самое путем следоВнвания реформистскому принципу переоценки основ иудаизма, выступая прагматиком в существующих обстоятельствах и стараясь все предусмотреть в отВнношении посещения синагоги и религиозной шкоВнлы. Когда Джонатан Сакс выступил в 1993 г. с инициативой еврейской целостности, одной из его целей было заставить услышать себя тех, кто тАЬне вступает в брак, заключает брак вне общины или уходит из общины каким-нибудь другим путемтАЭ. Время идет, и трудно понять, как различные релиВнгиозные группировки английского еврейства могут сотрудничать в этой области. Мы увидим это сейВнчас, когда перейдем к проблеме статуса. Что такое тАЬеврейская целостностьтАЭ и каким образом лучше всего сохранить ее тАФ это те сферы, где ярче всего проявляются их разногласия.

В качестве примера о браках между евреями и неевреями можно привести результаты социогогического исследования, проведенного в Пермской области в 1994-1995 годах, в рамках разработки региональной концепции развития межнациональных отношений. Был опрошен 101 представитель еврейской национальности. Эта выборка в достаточной мере репрезентативна, хотя и наблюдается определенное смещение, так как примерно одна шестая часть респондентов тАУ активисты местной еврейской общины, что впрочем, позволяет полнее представить спектр оценочных суждений в еврейской среде.

По результатам исследования видно, что в семейной жизни евреи  в значительной степени подвержены ассимиляторским тенденциям (лишь 32.7 % брачных союзов образованы супругами-евреями). Еще одна особенность тАУ несколько больший удельный вес не имеющих семьи или неудачно ее  создавших (много таких среди этнокультурно ориентированных). Существенно преобладает простая однопоколенная семья тАУ 67.3% (у русских тАУ 54.5%), но этнокультурные респонденты выделяются большей долей лиц, живущих в расширенной, двухпоколенной семье. Так же было выявлено отношение к межнациональным бракам (готовность одобрить такой брак своих детей): большинство обнаружило этническую толерантность, игнорируя национальную принадлежность брачного партнера сына или дочери (60.4%). Отрицательную реакцию на межнациональные браки выразило 31.6% респондентов.4

РЕЛИГИОЗНЫЙ СУД И ЗАКОНЫ СТАТУСА

В раввинистических писаниях евреям предписыВнвается разбирать споры в их собственных религиозВнных судах, а не в гражданских. Такой раввииистический суд носит название тАЬБет динтАЭ (буквально тАЬдом суждениятАЭ). Такие суды существуют в гороВндах со значительным еврейским населением. В Лондоне есть четыре ортодоксальных Бет дина: они представляют сефардскую общину. Союз ортодокВнсальных еврейских конгрегации (хасидский), ФедеВнрацию синагог и Объединенную Синагогу соответВнственно. Последний, именуемый тАЬлондонский Бет динтАЭ, тАФ это суд главного раввина, учрежденный актом парламента в 1890 г. В Бет дин может обраВнтиться любой человек, при условии, что с этим соВнгласны обе участвующие в споре стороны. По соглаВншению, действующему в соответствии с английсВнким законодательством (тАЬАкты об арбитражетАЭ от 1950 и 1979 гг.), если обе стороны подписали документ об арбитраже, решения Бет дина так же обязаВнтельны к исполнению, как и решения любого гражВнданского суда. Древняя религиозная обязанность усВнтановления абсолютной справедливости воспринимается очень серьезно, и состав каждого суда включает в себя трех высокоВнквалифицированных опытных раввинов.

Разрешение спорных случаев занимает только около 20% времени работы лондонского Бет дина. Он также издает руководства по таким предметам, как начало праздников, так и частные запросы или предоставление лицензий на организацию общественного питания и пекарни. Его основной задачей, однако, является разрешение вопВнросов личного статуса, то есть иудейского религиозВнного статуса, это могут быть вопросы, связанные с абортами, обращения в иудаизм или разводов. КажВндый год суд рассматривает от 300 до 400 случаев, связанных с желанием неевреев принять иудейскую веру, и следит за выдачей 170тАФ200 тАЬгиттиновтАЭ (тАЬсвидетельств о разводетАЭ). Каждый ортодоксальный Бет дин признает решения другого Бет дина в юриВндических вопросах. Поэтому лондонский Бет дин, например, не являетВнся апелляционным судом для Бет дина в МанчестеВнре, Лидсе или Глазго (в США и Израиле есть тенденВнция создать неформальный суд, где можно попробоВнвать получить свидетельство о разводе, как в опиВнсанном ниже случае с израильтянином).

С точки зрения Галахи любой, родившийся от маВнтери-еврейки или принявший иудейскую веру, являВнется евреем (либеральный иудаизм признает евреем ребенка, родившегося либо от еврейки матери, либо от отца-еврея, так же как реформистский иудаизм в США, начиная с 1983 г.). Деликатной проблемой, однако, для всех реформистов является тот факт, что случаи перехода в иудаизм, а также разводы, утвержВнденные их собственным Бет дином, не признаются действительными ортодоксальными иудеями. РефорВнмистский Бет дин был учрежден в 1948 г. и с тех пор обслуживал все общины, принадлежащие к RSGB. Он заседает в Штернберг-центре иудаизма, штаб-квартире на севере Лондона. Во всех заседаниВнях этого суда, как и в ортодоксальном суде, принимаВнют участие три даяна (судьи), все они тАФ рукополоВнженные раввины, хотя, в отличие от ортодоксии, они не находятся в Бет дине полный рабочий день. Реформисты редко имеют дело с гражданскими случаями, если только с ними не связаны специфически еврейские проблемы. РеВнформистский Бет дин гордится своим пониманием Галахи. Придерживаясь по-прежнему своего собВнственного видения проблемы, реформизм в последнее время начинает ощущать необходимость привести гражданские процедуры в соответствие с подобными процедурами в других иудейских религиозных течеВнниях. Поэтому положение о необходимости получеВнния разрешения для тех, кто желает во второй раз заклюВнчить брак в синагоге, было введено снова в 1940г. В 70-х годах реформизм также ввел как обязательные традиционные требования для желающих принять иудейскую веру и теперь глубоко сожалеет о том, что эта акция не получила удовлетворительного отВнклика со стороны ортодоксов.

В случае, если обращенный в иудаизм намереваВнется заключить иудейский брак, супруг-еврей долВнжен быть членом реформистской синагоги, прежде чем кандидат сможет зарегистрироваться в рефорВнмистском Бет дине. Ортодоксия принимает к обраВнщению очень мало претендентов, настаивая, что они должны строго исполнять религиозные обычаи и учиться в течение нескольких лет перед перехоВндом в иудаизм. Совершенно немиссионерская релиВнгия, иудаизм никогда не поощрял людей к обращеВннию. Существует показательный отрывок из ТалмуВнда, где говорится о сомнительности мотивов, поВнбуждающих людей присоединиться к народу, такому тАЬпренебрегаемому, угнетенному, униженноВнму, предназначенному для страданийтАЭ. Реформизм, однако, подчеркивает более привлекательную часть отрывка, в которой говоВнрится о том, что нет необходимости кому-то сгиВнбаться под тяжестью груза и что не стоит слишком стараться в мелочах. Обычная процедура обращеВнния в реформизме тАФ это беседа с местным раввиВнном, который объясняет кандидату три условия обВнращения. Первое условие тАФ искреннее желание стать иудеем, готовность следовать иудейской вере и обычаям, а также желание присоединиться к евВнрейской общине. За первоначальным интервью иногда следует второе, в том случае, если кандидат имеет очень слабое представление о религии. ВсеВнгда существует вероятность, что обращение в иудаВнизм кандидату нужно для того, чтобы было проще заключить брак, и реформизм всегда подозревает этот мотив, хотя не до такой степени, как ортодокВнсальный иудаизм. Второе условие заключается в том, что кандидат должен приобрести надлежащие зияния об иудаизме, достаточные, чтобы уверенно себя чувствовать, выполняя иудейские обряды, и учить детей. Это означает, что кандидат должен посещать раз в неделю специальные классы, где он будет изучать религию тАФ верования, обычаи и риВнтуалы, историю и язык. Такие занятия проходят в местной реформистской синагоге и продолжаются минимум один год (если кандидат имеет еврейские корни, то есть отец тАФ еврей, а мать тАФ нет, в этом случае курс может быть сокращен). Третье услоВнвие тАФ это выполнение ритуальных требований: обВнрезание для мужчин. И мужчины, и женщины кандидаты должны пройти тАЬтвилутАЭ (ритуальное омовение). Либеральный иудаизм этого не требует, до 1977 г. не требовал и реформизм, но затем стал применять это условие. После продолжительной дискуссии па эту тему Собрание раввинов сделало с 1980 г. это услоВнвие обязательным. Все реформистские синагоги в других европейских странах и в Израиле требуют тАЬтвилытАЭ для обращения, так же, как и все консерВнвативные и ортодоксальные синагоги (обращенный в либеральный иудаизм тем не менее признается евреем реформистским иудаизмом). Перед войной реформистская синагога в Манчестере, например, располагала собственной миквой, и остается загадВнкой, когда именно и почему британский реформизм отменил это требование для обращенных, очевидно только, что американский реформизм и британское либеральное движение повлияли на это решение. В Штернберг-центре построили микву для обращенВнных, но и многие жены, особенно молодые, нахоВндят, что ритуальное погружение помогает лучшему выражению сущности еврейской женщины. В реВнформизме ритуальное погружение проводится по желанию, в отличие от ортодоксии, где оно обязаВнтельно. Реформизм делает здесь упор не на ритуВнальную чистоту, а на начало новой жизни.

Когда все требования исполнены, кандидат приВнходит на собеседование в Бет дине, где окончательВнно устанавливают уровень его/ее знаний и степень приверженности к религии. Коли его/ее кандидатуВнра принята, он/она получает удостоверение, где говорится, что он/она является тАЬпрозелитом праведВнноститАЭ. Если дети принимают иудаизм вместе с роВндителями, они тоже должны выполнить основные требования. Через реформистский Бет дин ежегодВнно принимают иудейскую веру около 100 взрослых, для большинства из них это связано с супругом-евВнреем. Ортодоксия настаивает на строгом следоваВннии всем без исключения процедурам Галахи.

РАЗВОД СРЕДИ ЕВРЕЕВ

Когда раввины говорили, что тАЬБог ненавидит того, кто разводится со своей женойтАЭ, они, разумеется, имели в виду нежелательность разВнвода. И все-таки тот факт, что они уделяют столько внимания практическим вопросам, связанным с разВнводом, говорит о признании ими реальности распада брака. Даже в старые времена иудейская вера ниВнкогда не провозглашала, что брачные узы длятся всю жизнь, что бы ни случилось. Во Второзаконии говорится о библейском разрешении на развод и описывается его процедура. Постоянно ведутся дебаты  но поводу основания для развода, коВнторое формулируется в Библии, как тАЬчто-нибудь противноетАЭ, но обета тАЬпока смерть не разлучит настАЭ, который был бы препятствием для развода, не существует. Даже в тАЬоснованиях для разводатАЭ (которые включают в себя неудовлетворенность браВнком обеими сторонами) иудаизм не распределяет вину, как это до сих пор широко применяется в Британском гражданском судопроизводстве. ДейВнствительно, до 1969 г., чтобы развод просто состоВнялся, необходимо было перед этим установить чью-то вину (тАЬбрачное правонарушениетАЭ, такое, как жестокость или супружеская измена). Основание тАЬнеВнпоправимого распадатАЭ брака допускалось, хотя давВнно уже намереваются через реформы изъять из браВнкоразводного процесса формулировку тАЬжелчный характер противной сторонытАЭ.

Иудейский бракоразводный процесс тАФ это офиВнциальное и окончательное аннулирование брака. Если супружескую жизнь начинает тАЬктубатАЭ, то тАЬгеттАЭ се завершает, и оба тАЬв соответствии с нормаВнми, установленными раввинамитАЭ. Существенно, что 5 из 7 трактатов, которые имеют отношеВнние к женщинам и семье, посвящены переходу женщины или в состояние связанности брачными узами, или в состояние их распада. Женщина расВнсматривается как составная часть общественной структуры дома, в котором она тАЬсвята для мужатАЭ. Если она оставляет все это и становится тАЬразрешенВнной для каждого мужчинытАЭ, она в этом случае не становится главой семьи для своих детей. Скорее, она вернется в дом отца. Но несмотря на все ограВнничения, женщина в раввинистические времена пользуется большим уважением. Если брак переВнстал существовать или недействителен, все делаетВнся для того, чтобы восстановить статус-кво женщиВнны, каким он был до заключения брака, и не потоВнму, что женщину рассматривают как собственность мужа, а потому, что предполагается, что она нахоВндится в финансовой зависимости от него.

В некотором смысле иудаизм всегда опережал свое время, признавая реальность разрушенных отношеВнний и стремясь защитить в браке женщину, которая была в зависимом положении. Немало людей, вероятВнно, приветствовали бы точку зрения иудаизма на брак как на контракт, а не как на неразрушимый союз или таинство. Контракты совершенно обоснованВнно подлежат аннулированию, если их условия не соблюдаются должным образом. И все-таки в одВнном существенном пункте, с точки зрения больВншинства людей, в том числе большинства евреев, иудейский развод устарел. Он заключается в том, что последнее слово при разводе остается за мужВнчиной. Женщина может быть инициатором бракоВнразводной процедуры, но она не может быть официВнально осовобождена от супружества без согласия ее мужа. Такое положение вещей привело к случаям, подобным тому, что описан в журнале тАЬГардиантАЭ:

тАЬЗа последние 30 лет Ихью Авраама отдеВнляли от свободы три. слова. С 1963 г., когда 80-летний израильтянин был заключен в тюрьВнму, он отказывается произнести тАЬЯ желаю  (по-английски три слова тАФ тАЬI am willingтАЭ. тАФ Прим. пер.) тАФ слова, которые освободили бы его как от тюрьмы, так и от брака, который продолжается 52 годатАЭ (22 февраля 1993 г.)5

В Израиле, где брак, развод и повторный брак возможны только религиозным путем, бунтарка миссис Авраам остается, до тех пор пока этого жеВнлает ее мстительный супруг, тАЬагунойа (тАЬвставшей на якорьтАЭ), то есть привязанной к нему. Суд раввиВннов может заключить такого человека в тюрьму, но не во власти суда добиться от него согласия на разВнвод. В приведенном здесь случае супружеская пара заключила брак в Йемене, когда супруге было 12 лет, и уже 40 лет, как они не живут вместе. Рассказ ВлГардианВ» о том, как причудливо закончилось дело, юмористичен, но сама типичность ситуации не располагает к смеху:

тАЬВ течение двух дней жена дежурила в аэропорту. Когда она наконец увидела своего мужа, полиция задержала его, и он предстал перед созданным на данный случай судом аэроВнпорта, где ему объявили ультиматум: или он соглашается на развод, или опоздает, на самоВнлет. Он выбрал первое решениетАЭ.

Приведенный пример тАФ это, конечно, крайний случай, но как много существует несчастных тАЬагунотовтАЭ, которые хотели бы остаться в ортодоксии и при этом освободиться, чтобы снова выйти замуж. ТрудВнности с решением проблемы тАЬагуноттАЭ испытывает не только ортодоксальный, но и консервативный иудаВнизм. Такая женщина, тАЬагунатАЭ, может, в частности, быть замужем за человеком, который отсутствует, например, он не вернулся с войны. Формулировка тАЬпредположительно мертвтАЭ не меняет ситуации. Если у нее нет свидетельства о разводе, она остается замуВнжем за отсутствующим. Невозможность отменить этот закон Галахи связана с тем, что в соответствии с древним постановлением для отмены закона требуетВнся собрание раввинов более высокого ранга, чем то, которое издало этот закон. Но ни одно современное собрание раввинов не может быть признано выше того, древнего, которое стоит за Талмудом. Можно спорить о том, что Галаха намного шире по своим возможностям, чем это принято считать неортодоксами, и что власти ортодоксального течения могли бы решить множество очевидно не поддающихся реВншению проблем, если бы предпочли обратиться к этой содержательной традиции. Случаи с женщинаВнми, чьи мужья отказываются дать им развод, тАФ это как раз область применения Галахи. Фактически суВнществуют юридические пути освобождения женщиВнны, чтобы она снова могла выйти замуж. Они сходВнны с расторжением брака Римской католической церковью. Этот процесс можно, конечно, считать исВнкусственным, но морально он обоснован.

ЕВРЕЙСКАЯ СВАДЬБА

Еврейская свадьба всегда происходит под хупой (балдахином). Балдахин символизирует священное пространство супружеского очага. Как только цереВнмония начинается, невеста в сопровождении ее роВндителей или обеих матерей (или иногда ее отца) присоединяется к жениху, который уже ждет под балдахином. Они стоят напротив раввина или офиВнциального лица, которое проводит эту часть цереВнмонии. Отцы стоят слева от жениха, матери тАФ справа от невесты. Вся группа, таким образом, обВнразует квадрат. В самом простом варианте функВнцию хупы может исполнять талит (молитвенное покрывало), который держат над головами пары четверо друзей жениха. По это может быть и спеВнциально сконструированный, искусно украшенный балдахин, с большим количеством цветов, спускаюВнщихся вдоль четырех шестов. Простая или сложВнная, хупа может располагаться под открытым неВнбом или же, как часто бывает, в синагоге.

Церемония бракосочетания, с незначительными вариантами, проходит следующим образом: сначала читают вводные молитвы благословения тАФ за виВнном, оба супруга пьют вино из одной чаши, как симВнвол разделенной радости, и за всей свадьбой тоже. Затем надевают кольцо. В большинстве конгрегации это делает жених тАФ надевает обручальное кольцо на указательный палец правой руки, откуда оно лучше всего видно двоим свидетелям (позже кольцо надеваВнют на тот палец, на котором его принято носить в стране бракосочетания), Эгот момент тАФ самый важВнный, именно сейчас жених произносит следующие слова: тАЬСмотри! По закону Моисея и Израиля через это кольцо ты посвящена мнетАЭ. Эти слова важны с юридической и религиозной точек зрения. Они составляют еврейский брачный обет, хотя на церемоВнниях либералов в Великобритании иногда и мужчиВнна, и женщина произносят по-английски слова:

тАЬЭтим кольцом я сочетаюсь с тобой..тАЭ, позаимствоВнванные из христианской свадебной церемонии. СваВндебные церемонии у реформистов обычно проходят в традиционной форме, но при этом невеста, как праВнвило, произносит те же слова о посвящении в моВнмент, когда она передает жениху кольцо. Они, таВнким образом, отгорожены от остальных друг для друга. Подразумевается обещание преданности на всю жизнь, но иудаизм не верит, что люди могут обещать это в обете: тАЬВ радости и в горе..тАЭ

Третья часть церемонии сосредоточена вокруг брачного контракта, тАЬктубатАЭ. Лицо, проводящее браВнкосочетание, зачитывает его на арамейском языке и затем часто коротко резюмирует его на английском. тАЬКтубатАЭ тАФ это письменное брачное соглашение, в котором утверждаются практические обязательства мужа обеспечивать жену и в котором муж гарантиВнрует ей финансовую поддержку из своего имущества в случае развода или его смерти. Иногда тАЬктубатАЭ составляют и подписывают во время церемонии. В некоторых общинах жених зачитывает и утверждает тАЬктубатАЭ до того, как церемония начинается. У реВнформистов это часто простое свидетельство о браке, которое подписывают жених и невеста. ЗаканчиваетВнся церемония чтением семи благословений. ВосхваВнляя Бога за сотворение всего мира, человека, мужВнчины и женщины по своему образу и подобию, эти молитвы намеренно призывают блаженство ЭдемскоВнго сада. В них звучат отголоски не только истории сотворения мира, но и истории Израиля и его будуВнщих надежд. Вся церемония призвана освятить обыВнденное, изменить именно эту конкретную пару, так как их любовь сливает воедино создание Божье, откровение и избавление здесь и сейчас. Эти выразиВнтельные молитвы читают еще раз в конце свадебного приема. По традиции их также читают в конце праздничного обеда, который проводится каждый раз в другом доме в течение семи дней, следующих за свадьбой. Еврейский свадебный пир тАФ это яркое событие, полное радости, веселья и танцев.6

Первоначально свадебная церемония состояла из двух частей, одна за другой с промежутком в один год. Первая часть, обручение, происходила в доме невесты. После обручения мужчина и женщина юридически были связаны друг с другом, но вместе не жили. Теперь эта первая часть воплощается во вводных молитвах. Вторая часть, фактическое браВнкосочетание, имела место, когда невеста входила под балдахин. Там передавалось кольцо, зачитывался брачный контракт и читались семь благословений. Другие характерные моменты, которые часто сопроВнвождают еврейскую свадебную церемонию, включаВнют в себя соблюдение поста, как подготовку к торВнжественному событию (чаще всего в ортодоксальных конгрегациях), и разбивание стакана с вином, когда жених наступает на него под крики: тАЬМазел товтАЭ (тАЬпоздравлениятАЭ, буквально означает тАЬжелаем счасВнтьятАЭ). В ортодоксии разбивание стакана призвано напоминить о разрушении Храма, в то время как у реформистов это означает в более общем смысле наВнпоминание о мимолетности и печали жизни. Читают также стихи из книги Иеремии, в котоВнрых звучит сходная тема переплетенных печали и радости, когда они призывают помнить о возрождеВннии, избавлении и возвращении народа Израилева после пленения, и пророк призывает к вере, хотя враг стоит у ворот Иерусалима. Иногда пару оставВнляют в отдельной комнате сразу после церемонии, в знак того, что теперь они стали мужем и женой.

Еврейские свадебные церемонии могут происхоВндить в любой день, кроме субботы и праздников. Эти дни сами по себе особые события, и в это время нельзя совершать юридические действия. БольшинВнство еврейских свадеб празднуется по воскресеньВням, обычно в дневное время, чтобы те, кто прибыВнвают издалека, могли отправиться в путь, после того как субботние ограничения закончатся. Во время свадьбы в синагоге разрешаются хоровое пеВнние, органная музыка, даже съемки на видеокамеВнру. В периоды траура, как личного, так и нациоВннального, ортодоксальные иудеи свадьбы стараются не назначать. Соблюдение траура для многих ознаВнчает пост.

Практическое исследование.

Проблемой моего социологического исследования является состояние института семьи в такой религии, как иудаизм, влияние иудаизма на брачно-семейные отношения. Так как объектом моего исследования являются ученики двух студенческих групп 74i1 и 94i1, это студенты четвертого курса социологического отделения факультета естественных наук в Санкт-Петербургском Государственном Университете, специфика моего исследования немного изменится. Предметом исследования будут являться отношение моих сокурсников к межнациональным бракам, в том числе и к браку с представителем еврейской национальности, иудейского вероисповедания, я попытаюсь установить коэффициент предпочтения и отталкивания в отношении евреев и представителей других национальностей.  Цель исследования тАУ выяснить отношения учащейся молодежи к межнациональным бракам в целом, в том числе и к бракам с  представителями еврейской национальности, влияние иудаизма на брано-семейные отношения. Задачи исследования:

  1. Сбор информации о состоянии на объекте, т.е. возможность вступить в брак с представителем другой национальности, акцентируя внимание на представителях еврейской национальности.
  2. Выяснить возможность вступления в брак с человеком другого вероисповедания, акцентируя внимание на иудаизме.
  3. Вычислить коэффициент притяжения и отталкивания в отношении некоторых национальностей.

Гипотеза моего исследования заключается в том, что отношение к межнациональным бракам в целом по группам 74 и 94 i1 окажется нейтральным, отношение к бракам с представителями еврейской национальности в целом будет отрицательным.

Обоснование методического материала. Для проверки гипотезы будем использовать вид письменного опроса - анкетирование, так как оно позволяет сохранить анонимность респондента и собрать большой объем информации за сравнительно небольшой промежуток времени.

АНКЕТА Уважаемые коллеги!

Это исследование проводит Центр Социологических Исследований Санкт- Петербургского Морского Технического Университета. Целью нашего исследования является изучение отношения учащейся молодежи к межнациональным бракам. Ваше участие в данном исследовании очень важно. Просим Вас быть предельно откровенным в ответах на предложенные вопросы.

Правила заполнения анкеты:
  1. Внимательно прочтите вопрос и все предлагаемые варианты ответов на него.
  2. Отметьте тот вариант  ответа, который соответствует Вашему мнению.
  3. Если Ваше мнение не удалось предусмотреть или отсутствуют варианты ответов, напишите свои ответы на свободных строках.
  4. Убедительная просьба: не оставляйте пожалуйста ни одного вопроса без ответа.

Указывать фамилию не нужно. Полученная информация будет обрабатываться в общем виде.

Заранее благодарим за участие!

1. Каково Ваше отношение к межнациональным бракам?

  • Положительное
  • Отрицательное
  • Нейтральное

2. Считаете ли Вы для себя возможным брак с человеком другой  национальности?

  • Да
  • Нет
  • Затрудняюсь ответить

3. Если да, то человек какой национальности наиболее предпочтителен в браке?

(можно отметить несколько национальностей)

___________________________________________________________________

4. С человеком какой национальности Вы бы никогда не вступили в брак?

(можно отметить несколько национальностей)

___________________________________________________________________

5. Считаете ли Вы себя верующим человеком?

  • Да
  • Нет
  • Затрудняюсь ответить

6. Укажите пожалуйста Ваше вероисповедание?

  • Православие
  • Католицизм
  • Протестантизм
  • Ислам
  • Буддизм
  • Иудаизм
  • Другое ____________________________________________________________

7. Согласны ли Вы с тем, что религия может оказывать влияние на отношения в семье?

  • Да
  • Нет
  • Затрудняюсь ответить

8. Считаете ли Вы для себя возможным брак с человеком другого вероисповедания?

  • Да
  • Нет
  • Затрудняюсь ответить

9. Знакомы Вы с такой религией как иудаизм?

  • Да
  • Нет
  • Затрудняюсь ответить

10. Каково Ваше отношение к представителям еврейской национальности?

  • Положительное
  • Отрицательное
  • Нейтральное

11. Смогли бы Вы вступить в брак с представителем еврейской национальности?

  • Да
  • Нет
  • Затрудняюсь ответить

12. Согласились бы Вы принять иудаизм?

  • Да
  • Нет
  • Затрудняюсь ответить

13. Хотели бы Вы жить в Израиле?

  • Да
  • Нет
  • Затрудняюсь ответить

14. Ваш пол?

  • Мужской
  • Женский

15. Возраст?

  • 15-18
  • 19-21
  • 22-25
  • 26-30

16. Национальность?

___________________________________________________________

Оценка результатов практического исследования.

В моем социологическом исследовании приняло участие 25 студентов групп 74i1 и 94i1. Выборка моего социологического исследования была совсем не репрезентативной, так как были охвачены студенты только двух групп. Выборка не репрезентативна по возрасту,  все опрошенные тАУ это  студенты четвертого курса, т.е. в возрасте 20-21 года. Так же выборка не репрезентативна по полу: только 20%, т.е. 5 опрошенных  мужского пола, и по национальности: все участники опроса отнесли себя к русской национальности, учитывая специфику моего исследования, это не маловажный фактор. Тем не менее можно проинтерпретировать результаты исследования так: в целом отношение к межнациональным бракам нейтральное и положительное, соответственно 52% и 36%, только 12% респондентов высказали отрицательное отношение к межнациональным бракам. Такая же картина вырисовывается и в возможности межнационального брака именно для себя: такой брак возможен для 68% участников опроса, 20% затрудняются ответить, и те же 12% говорят о том, что такой брак невозможен.

Вопросы о том какие из национальностей наиболее предпочтительны и, наоборот, невозможны в браке были открытыми, это породило неоднозначные ответы, но в целом, отмеченные национальности можно объединить в следующие группы: в ответе на вопрос ВлЧеловек какой национальности наиболее предпочтителен в браке?В» 40% респондентов не отметили ни одной национальности, 32% написали либо просто Влевропейские национальностиВ», либо отметили конкретные национальности, такие как немец, француз, итальянец, болгарин, которые при общем исследовании межнациональных браков можно объединить в одну группу европейских  национальностей. Предпочтение в отношении евреев высказал 1 человек, что составляет 4% вех опрошенных, так же один человек отметил американцев,  еще один респондент представителей восточных национальностей тАУ корейцев, японцев, китайцев, двое респондентов в области предпочтений отметили такую национальность, как татарин. Все эти ответы, конечно же основаны на личных взглядах и жизненном опыте респондентов, многие из указанных в этом вопросе национальностей, в других анкетах были указаны как невозможные в браке.

В ответе на вопрос Влс человеком какой национальности Вы бы никогда не вступили в брак?В» 20% не отметили ни одной национальности, 60% указали национальности, которые можно объединить в группу южных и восточных, которые восновном исповедуют ислам, чаще всего отмечались национальности России и бывшего СССР такие, как грузины, азербайджанцы, армяне, дагестанцы, ингуши, чеченцы и т.д. Поскольку вопрос был открытым и не предполагал вариантов ответов, то многие отмечали не национальность, а целую рассу: негроидную тАУ 28%, монголоидную 12%. Один респондент (4%) написал о том, что с только американцем никогда не вступил бы в брак. Хочу отметить то, что в ответе можно было указывать несколько национальностей, поэтому в общем подсчете получается сумма больше, чем 100%.  Важным для моего исследования является то, что в этом вопросе ни один респондент не отметил еврейской национальности.

Так как мое исследование направленно на изучение проблемы не межнациональных браков в целом, а так же рассматривает и другие вопросы, то этот вопрос не является основным, поэтому о коэффициенте протяженности можно сказать приблизительно, что он больше всех в отношении европейских национальностей, а коэффициент отталкивания  в отношении восточных национальностей, как ближнего, так и дальнего зарубежья.

В отношении брака  с человеком другого вероисповедания 40% опрошенных отметили, что такой брак возможен, 40% затруднились ответить на этот вопрос, и 20% относятся отрицательно, этот вопрос вызвал большее затруднение, чем вопрос о межнациональных браках.  При этом 52% респондентов считают себя верующими, 40% затрудняются ответить, а 8% отметили то, что они не верующие. Практически все верующие отождествляют себя с православной конфессией, только один с католической.

В блоке вопросов, направленных именно на брак в иудаизме ответы распределились следующим образом: 76% студентов знакомы с такой религией как иудаизм, 40% и 52% опрошенных положительно, и соответственно нейтрально относятся к представителям еврейской национальности, 8% респондентов, т.е. два человека относятся к евреям отрицательно. 52% опрошенных смогли бы вступить в брак с представителем этой национальности, 24% затрудняются ответить, и 24% не смогли бы заключить такого союза. При этом никто бы не согласился принять иудаизм, только 20% затруднились в ответе на этот вопрос, и 52% не хотели бы жить в Израиле, 36% затруднились ответить, ответили утвердительно на этот вопрос только 12%.

Гипотеза исследования, которую я выдвигала в программе исследования, была опровергнута в том, что в целом отношение к браку с евреем, иудеем положительное и нейтральное, хотя я предполагала, что оно будет отрицательным. Так же я предполагала, что отношение к межнациональным бракам будет нейтральным, по результатам исследования видно, что в целом оно положительное.

Заключение

В своей курсовой работе я рассмотрела вопросы, касающиеся влияния иудаизма на брачно-семейные отношения, состояние института семьи в иудаизме раньше и в наши дни. Я постаралась доказать то, что еврейская семья и по сей день испытывает сильное влияние религии, многие живут, стараются жить по законам, о которых говорится в иудейских религиозных текстах. Я описала то, как происходят заключение и расторжение браков у иудеев, какое влияние оказывает иудаизм на отношение между мужем, женой и детьми в еврейских семьях.

Вторая часть моего проекта посвящена практическому исследованию об отношении к  межнациональным браках в целом, и к отношению к бракам с евреями. Так как в ходе исследования были опрошены только мои сокурсники, которые все являются представителями русской национальности и практически все отождествляют себя с представителями православной конфессии, то были рассмотрены только вопросы о возможности вступления в брак с представителем еврейской национальности, иудеем, степени знаний о иудаизме, теоретической возможности его принятия и эмиграции в Израиль. Так как выборка была не репрезентативной в первую очередь по национальности только эти вопросы могли быть рассмотрены в отношении влияния иудаизма на брачно-семейные отношения, то есть в первую очередь возможности вступления в такой брак. В целом отношение к межнациональным бракам у респондентов положительное и нейтральное, многие смогли бы связать свою жизнь с представителем еврейской национальности, но при этом никто не согласен принять иудаизм и не большая часть респондентов хотела бы жить в Израиле.

Проблема межнациональных браков является одной из самых важных в современном обществе, социологи должны постоянно изучать динамику межнациональных отношений. Проблема браков в иудаизме, браков между евреями и не евреями стоит особенно остро по сравнению с браками многих других национальностей, она мало изучена и подлежит постоянному исследованию. Надеюсь, что я тоже внесла свой небольшой вклад в изучение этих сложных межнациональных отношений.

Список литературы
  1. Васильев Л.С. История религий востока М. ВлВысшая школаВ»1993г.
  2. Пилкингтон С.М. Иудаизм. М. ВлПрогрессВ» 1997г.
  3. Разинский Г.В. ВлЕвреи российской провинции: штрихи к социальному портретуВ» Социс 1997г. №7 С. 36-41
  4. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М. ВлИздательство политической литературыВ» М. 1986г.

11 Цитируется по: Васильев Л.С. История религий востока М. ВлВысшая школаВ»1993г. с. 69

11 Цитируется по Пилкингтон С.М. Иудаизм. М. ВлПрогрессВ» 1997г. С. 183

11 Пилкингтон С.М. Иудаизм. М. ВлПрогрессВ» 1997г. С. 189

11 Разинский Г.В. ВлЕвреи российской провинции: штрихи к социальному портретуВ» Социс 1997г. №7 С.37

11 Цитируется по: Пилкингтон С.М. Иудаизм. М. ВлПрогрессВ» 1997г. С. 201

11 Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М. ВлИздательство политической литературыВ» М. 1986г. с. 379

Вместе с этим смотрят:

Семья как социальный институт
Система воспитания как условие становления личности
Службы социальной помощи населению
Современная семья