Социология менеджмента
Социология современного менеджмента тАФ социологическая дисциплина, изучающая поведение руководителей и подчиненных в рамках отдельно взятой организации, а также отношения и взаимодейВнствие больших социальных групп, связанных с управлением, например управленческих элит, в масштабах целого общества. Предмет этой дисциплины во многом совпадает с предметом общего менеджмента, а еще точнее, его подраздела тАФ управлеВнния персоналом. Однако методы этой дисциплины, способ анализа, концептуальные подходы позаимствованы из социоВнлогии. Такое соединение оказалось крайне плодотворным, поВнскольку в социологии менеджмента удалось обнаружить такие фундаментальные тенденции и закономерности в развитии обВнществ и соответствующих им систем управления, такие формы и особенности социальной иерархии, социальной стратификаВнции и структуры человеческих отношений, которые в социоВнлогии обычно обходят стороной, а в менеджменте, в силу его практической направленности на решение технико-организаВнционных вопросов, совершенно не затрагиваются. В сферу пересечения социологии и менеджмента попадают такие дисциплины, или тематические области, как социология менеджмента (управление персоналом и мотивация поведения, принципы, структура и стиль управления), социология органиВнзаций (структура власти и бюрократия), социальное управление (принятие решений, социальные программы и социальные техноВнлогии), социология труда и ее составная часть тАФ индустриальная (заводская) социология, имеющая дело с практическими внедреВнниями, организацией, условиями и дисциплиной труда, применеВннием новых форм организации труда (гуманизацией труда), экоВнномическая социология, описывающая поведение социальных групп в рыночной ситуации, социальная инженерия, деловые игры, управленческое консультирование и многие другие направлеВнния, имеющие теоретическое и прикладное назначение. Союз двух дисциплин, или двух направлений мысли, тАФ соВнциологии и менеджмента тАФ порожден и востребован самой жизнью. Цивилизованные рыночные страны, скажем США или Япония, в значительной степени преуспели в техническом прогрессе, потому что прежде всего очень четко и правильно определили стратегические ориентиры развития своего общестВнва и философию своего менеджмента. Они попытались отвеВнтить на главные вопросы, прежде чем взялись за решение втоВнростепенных тАФ какой тип управления лучше всего соответствуВнет национальным и культурным особенностям страны, как может система управления помочь самовыражению личности, развитию социального и культурного потенциала нации, какой тип менеджера выражает менталитет нации. Решая первостепенные задачи, передовые нации стремятся развивать не столько техническое и естественное знание, сколько гуманитарное и социальное. В самой развитой стране мира США социологию преподают в 250 университетах и колВнледжах. С тех пор как в 1892 г. в Чикагском университете был открыт первый в мире социологический факультет, четыре полных поколения американцев, а это десятки миллионов чеВнловек, прошли школу социологического мышления и психолоВнгии человека. Уже в 60-е годы социологов в США было больВнше, чем во всех других странах, вместе взятых. В 19ЯО г. и США было 200 тыс., а в СССР тАФ только 5 тыс. психологов. В ЗападВнной Европе, Японии и США самым перспективным является не естественное, а гуманитарное образование. Первые школы менеджмента и бизнеса возникли в США еще в 80-е годы XX в. Сегодня в 600 школах бизнеса преподаВнют социолог 1ю, право, экономику, психологию, философию. Таким образом, несколько поколений американских менеджеВнров имеют профессиональную подготовку в области человеко и обществознания, финансов и менеджмента. Количество теоВнрий и эмпирических исследований, проведенных американцами в сфере управления персоналом, мотивации и стилей, руковоВндства, превышает если не миллионы, то многие сотни тысяч тАФ и не только на прикладном, но и на фундаментальном уровне знания. Будущие управленцы изучают не только право и экоВнномику, но и социологию, психологию, антропологию. Спрашивается: зачем нужно американцам или японцам траВнтить миллиарды долларов на подобное образование? Окупаются ли расходы? Социальные науки изучают структуру и динамику общества, законы поведения и взаимоотношения людей. Их цель тАФ помочь людям создать стабильное и процветающее обВнщество. И в этом США преуспели, как ни одна страна мира. Вес ныне живущие американцы изучили в школе или вузе осВнновы строения своего общества и правила управления поведеВннием людей. Это единственное государство, не знавшее в XX и. войн, социальных потрясений и масштабных революций. Дело не только в экономическом прогрессе. Он давно уже измеряетВнся социальными целями, задачами, критериями. В США одна из самых эффективных систем социальной поддержки населеВнния, состоящая из десятков и сотен программ помощи семье, малообеспеченным слоям населения, безработным, пенсионерам и другим категориям. А на другом полюсе находится Россия, где в конце XIX тАФ начале XX вв. была предпринята попытка создать высокоэфВнфективную систему преподавания общественных наук, но по ряду причин из этого ничего не получилось. На протяжении более 70 лет вместо социальных наук в школе и вузе молодое поколение снабжали абстрактными знаниями о закономерноВнстях мировой революции и законах классовой борьбы. В реВнзультате мы больше знаем о том, как разрушать, а не как соВнхранять общество. На территории нашей страны прошло неВнсколько войн и революций, создана самая тоталитарная за всю историю человечества политическая система и самый неэффекВнтивный механизм социальной защиты населения. Наши руководители и политические лидеры, не получившие фундаментальных знаний по социальным наукам, не могут поВнстроить процветающую экономику и эффективную систему управления. Они просто не знают, что это такое. Да и професВнсиональных школ менеджмента для них не было создано. В соотВнветствующих вузах и на курсах повышения квалификации рукоВнводителей в советское время больше изучали принципы марксизВнма-ленинизма, говорили о всестороннем развитии личности, демократическом централизме и гораздо меньше о структуре организации, функциях управления, концепциях мотивации, вертикальном продвижении, сопротивлении людей нововведеВнниям, а уж о мафии, закрытых группах и вырождении управВнленческих элит и речи не было. Таким образом, за многие годы существования администраВнтивной системы советского типа социология менеджмента не сформировалась. Руководителям не говорили правду о поведении подчиненных, и наоборот. Коррупция, тактика обхода заВнконов, девиантное поведение, злоупотребления служебным поВнложением, рестрикционизм и саботаж считались чертами, приВнсущими капитализму и его системе управления. Сегодня и РосВнсии тоже капитализм, стало быть, у нас существует такая система управления, которая свойственна ему. Называется она менеджментом, и законы его функционирования сильно отлиВнчаются от законов административной системы, свойственной нерыночному обществу. Надо знать нс только светлую, но и темную сторону управления, не только то, что разные его форВнмы дают людям, но и то, что они отбирают у них. Менеджмент тАФ очень емкое понятие. Оно обозначает функции, методы, принципы и приемы руководства людьми в самых разных организациях тАФ коммерческих и некоммерчеВнских. Менеджмент подразумевает определенную категорию людей, получивших профессиональное образование в сфере управлеВнния и практически занимающихся руководством. Менеджмент тАФ область знания, самостоятельная дисциплина, имеющая свои традиции, научные школы, предмет и методы исследования. Многое он почерпнул из экономики, кибернетики, математики, психологии и социологии. Наконец, менеджмент тАФ это социВнальный институт и специфическая субкультура, обладающая собственными ценностями, нормами, духовными и мировозВнзренческими ориентирами. В основу концепции настоящей книги положено разграниВнчение трех фундаментальных категорий: управления, менеджВнмента и административной системы. Менеджмент относится к западной культуре и описывает управление в рыночном обществе. Административная система, напротив, присуща скорее восточной культуре и характеризует нерыночное общество. Наконец, понятие управления, пониВнмаемое в узком и широком смысле, характеризует всякое челоВнвеческое общество независимо от исторической эпохи, типа культуры и экономического уклада. Управление выступает предметом изучения многих наук, в том числе и естественных. В самом общем виде управление предстает как целенаправленный, планируемый, координируеВнмый и сознательно организованный процесс, способствующий достижению максимального эффекта при затрате минимальных ресурсов, усилий и времени. Социология избрала свой угол зрения на управление, она изображает его в виде пирамиды соВнциальных отношений. С социологической точки зрения управление представляет иерархическую систему отношений людей, основанную на различиях и должностном положении, статусе, доходах, диапазоне властных полномочии. Управление как универсальное явление находит свое техниВнческое воплощение в том или ином типе организационной структуры тАФ линейной, линейно-штабной, матричной, на коВнторые накладывается социальная и культурная специфика обВнщества. Техническая машина, назовем так тип организационВнной структуры, призванная двигаться по наиболее эффективВнному маршруту, вдруг начинает отклоняться в сторону, сползать на обочину, крениться в кювет. Когда специалист наВнчинает анализировать ситуацию, то оказывается, что в предпиВнсанные наукой рецепты управления человек со свойственным его национальности менталитетом вносит множество нарушеВннии, приспосабливает безличное орудие под свои личные, часВнто корыстные интересы. Самый древний тип структуры управления тАФ линейный. В XX в. появился новый тип тАФ линейно-штабная структура, включающая наряду с соподчиненными по иерархии руководиВнтелями еще и штаб специалистов-консультантов. Во второй поВнловине XX в. появляется еще один тип структуры управления тАФ адхократия (матричная структура). Она состоит из временных рабочих групп, которые после решения конкретной задачи пеВнреформировываются. На Западе назначение работника на должность тАФ нечто производное от его функциональных и профессиональных каВнчеств. Независимо от того, имеется у кандидата базовое обраВнзование или он является всего лишь практиком, деловые качеВнства ценятся в первую очередь. Ни родственные связи, ни знаВнкомства не защитят от увольнения, если менеджер не наладил производства или отношений с людьми. Рыночная система сортирует качественный и некачественВнный продукт, вознаграждая труд по конечным результатам. Так происходит в Менеджменте, но не в Административной систеВнме. Руководитель тАФ лицо при должности. Его можно назвать "власть предержащим", а если учитывать круг выполняемых обязанностей, то тАФ функционером. Но менеджером в точном смысле этого слова назвать его нельзя. Руководитель тАФ составная и неотъемлемая часть "бюджетВнной экономики". Это понятие впервые употребил Макс Вебер. С его помощью он обозначал самые разные формы хозяйствоВнвания тАФ от первобытного домовладения (семейное хозяйство), феодального поместья лорда, ремесленных цехов в средневекоВнвье, античных эргастерий (государственных ремесленных масВнтерских) до современной социалистической экономики. У столь разных форм есть общее свойство: отсутствие свободноВнго, т.е. наемного, труда. Производители здесь не являются собВнственниками, но в то же время они не находятся в собственноВнсти у других лиц. У них особый статус тАФ они на службе. Долгое время, с XV по XX вв., в России формировалась и крепла адВнминистративная система. Руководящие посты давали за службу и по распоряжению свыше. Хотя кормились управленцы, будь то дворянство, чиновники или низшие и исполнительские чиВнны, за счет местного населения. Налог и поборы составляли ту часть государственного бюджета, которая шла на оплату их жаВнлованья. Руководящие посты так и назывались "жалованными". Западные менеджеры тАФ лица наемного труда, восточные руководители тАФ так называемые служилые люди. Судьба и благосостояние первых зависят от экономического положения фирмы, а судьба вторых от них самих не зависит, их судьба и благосостояние зависят скорее от судьбы социальной группы, руководящей бюрократии в целом. Только изменение роли бюВнрократии в обществе способно как-то повлиять на судьбу отВндельных ее представителей. Бюрократ уходит с исторической сцены вместе с уходом всего класса или группы. А до тех пор групповая солидарность держит его на плаву. "Евразийский" тип бюрократа, сочетающий в себе черты заВнпадноевропейского предпринимателя и стереотипы провинциВнального обывателя, жадного до власти и престижа, пережил все исторические катаклизмы. После Октябрьской революции к нему добавились черты идеологического доктринера. В середиВнне 20-х годов русский ученый А.К. Гастев писал о том, что сильна "идеологическая рутина" тАФ ехать в Москву за чинами н теплой должностью. В "старый насиженный центр" со всех концов России и в XIX, и в XX вв. слетались люди, чтобы познакомиться с влиятельными персонами, по дружбе выВнбить себе хорошее назначение или какие-то субсидии, поВнступить в университет пли, наконец, выгодно жениться. "Чиновничья культура", продолжает Гастев, густо замешена на наших давних традициях "попрошайничества у государства", традициях, которые особенно активно развивались купечеством и прослойкой городских мещан. Времена меняются. Ныне сформировался одноликий тип управленца, лишенный социальных и географических различий. Хотя остались различия исторические, типовые. Социологи выВнделяют так называемые поколенческие типы руководителей. Первое поколение советских управленцев (20-е годы) составляли профессиональные революционеры, бывшие рабочие-подполыцики и кадровый пролетариат дооктябрьского периода, уволенные в запас из рядов Красной Армии, сельские активисты. Второе поколение (30тАФ50-е годы) тАФ это "борцы за выполнение директив", "командиры производства", выдвиВнженцы партийных органов и комсомола. Их характеризуют среднее образование, инициативность, компетентность, пракВнтический опыт, дисциплинированность. Их жизненное кредо: "знать дело до последней мелочи, знать дело лучше всех, не доВнверять ни слову, ни бумаге". Именно второе поколение залоВнжило фундамент Административной системы. Современное поколение советских руководиВнтелей 60тАФ80-х годов, поколение, если можно так выразиться, "доперестроечное", отличается особой психологией, в которой к утраченным в юности романтическим иллюзиям примешан паВнфос ничегонеделания и привкус горького сарказма. Старые и молодые бюрократы от управления едины в том, что у них как бы нет возраста. К потере регионально географической специфики сейчас добавилась также историческая, или возрастная, безликость. Идеология запретомании создастся благодаря именно таким управленцам, они не умеют или не хотят критиковать "значиВнмых других" (свое начальство) и не любят, когда их критикуют "незначимые другие" (подчиненные сослуживцы). Постсоветский тип руководителей, рожденный тАвэкономическими реформами 90-х годов, можно назвать криВнзисным. В социокультурном плане это поколение самое разноВншерстное, его ряды пополняют старые кадры советской ноВнменклатуры, разночинцы тАФ выходцы из разных слоев постперестроечной интеллигенции демократического толка, прежде не имевшие высоких должностей, криминальные и полукриминальные элементы, молодое поколение (до 30 лет) российского среднего класса. Сегодня можно говорить только о культуре кризисного обВнщества, в которой происходит ломка всех старых ценностей и активный, часто безуспешный, поиск новых идеологических ориентиров. Помочь разобраться в непростой ситуации и приВнзвана в том числе социология менеджмента. Мы уже познакомились по многочисленным учебникам, изданным в стране и представляющим часто механическую копию зарубежных анаВнлогов, с тем, как подбирать и оценивать персонал, как заполВннять резюме и устраиваться на работу, как беседовать с работоВндателем и лучше рекламировать себя, как составлять сплоченВнный коллектив и многими другими западными премудростями. Осталось дело за малым тАФ внедрить западные рецепты на родВнную почву, где они почему-то не очень успешно приживаются. Вероятнее всего, эта малость имеет не технический, организаВнционный или экономический, а какой-то более глубинный хаВнрактер, кроющийся и в нашем историческом прошлом, и в наВншей культуре. Являясь причиной социального и экономического развития, менеджмент постепенно принимает институциональную форму. Менеджмент тАФ это не только определенная социальная группа людей, занятых управлением, но и важнейший общественный институт, поэтому он встроен в политическую систему, вклюВнчен в механизм распределения власти и занимает в нем ключеВнвое место. Менеджмент, наконец, обладает сильной, можно сказать, исключительной укорененностью в национальной и культурной почве.Вместе с этим смотрят:
Социология нацийСоциология образования и воспитания
Социология Эмиля Дюркгейма
Соционика и социоанализ в современном обществе