История социологии
Содержание:
ВведениетАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж | 3 |
Вз1. Предыстория и социально-философские предпосылки социологиитАж | 4 |
Вз2. Западноевропейская социология XIX тАУ начала XX векатАжтАжтАжтАжтАж.. | 7 |
Вз3. Классическая зарубежная социологиятАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж. | 13 |
Вз4. Современная зарубежная социологиятАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж.. | 17 |
ЗаключениетАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж | 19 |
Список литературытАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж.. | 20 |
Введение.
Я считаю, что изучение такой науки, как социология, является очень важным для современного общества и для каждого человека отдельно. Социология имеет очень много определений, но все они сводятся к одному, что предметом и объектом социологии является общество и вся общественная жизнь, а знания в этой области, мне кажется очень важны для современного человека.
Но изучать что-либо, в частности науку, не зная её историю возникновения, развития - просто невозможно.
История каждой науки свидетельствует, что вначале заВнрождаются, формируются и развиваются лишь отдельные элементы науки, а затем уже уточняется и закрепляется наимеВннование, объясняющее ее сущность и содержание. Иначе говоря, дело не в термине и не в том, когда и как он появился. Дело в том, что каждая наука возникает как ответ на поВнтребности общественного развития. И хотя сам термин социология связан с именем О. Конта, это вовсе не означает, что именно он создал эту науку.
В своей курсовой работе я попытаюсь осветить только часть истории социологии, т.е. речь пойдёт только об истории социологии за рубежом. Так же я постараюсь охватить большие исторические рамки возникновения и развития зарубежной социологии, начиная с Аристотеля и Платона, становлением социологии как науки и заканчивая уже современной социологией.
Первый параграф моей работы будет посвящён предыстории и предпосылкам возникновения социологии, т.е. трудам Аристотеля и Платона, и их последователей.
Вз1. Предыстория и социально-философские предпосылки социологии.
Первые в истории европейской мысли теоВнрии общества возникли в рамках античной философии. Наиболее значительные из них принадлежат двум крупнейшим древнегреВнческим философам тАФ Платону (428/427тАФ348/347 до н.э.) и АрисВнтотелю (384тАФ322 до н.э.).
Социальные взгляды Платона наиболее полно отражены в диалоге ВлГосударствоВ». Главная его мысль заключается в том, что человеческое общество должно воплотить в жизнь идеальную общественную систему, сознательно построенную и управляемую интеллектуальной элитой в соответствии с принципами разума и целесообразности.
Принадлежность к интеллектуальной элите, согласно ПлатоВнну, обусловлена только происхождением. Платон считал, что люди от природы не равны и управлять могут только те, кто от рождения наделен высшими качествами души, тАФ мудрецы и фиВнлософы. Они должны сохранять нравственную высоту и быть абсолютным образцом поведения для низших слоев общества.
У Аристотеля опорой порядка выступает зажиточное средВннее сословие. Кроме него, существуют еще два сословия: богатая плутократия и лишенные собственности бедняки. ГосударВнство лучше всего управляется в том случае, когда масса лишенВнных собственности бедняков не отстранена от участия в управВнлении, эгоистические интересы богатой плутократии ограничеВнны, а среднее сословие многочисленнее и сильнее, чем два других.
Аристотель учил, что несовершенство общества исправляется не уравнительным распределением, а моральным улучшением людей. Законодатель должен стремиться не ко всеобщему равенВнству, а к выравниванию жизненных шансов.
Первым из мыслителей Нового времени обратился к идеям Платона и Аристотеля и создал на их основе оригинальную теорию общества и государства Никколо Макиавелли (1469тАФ1527).
В его главном произведении ВлГосударьВ» описываются принВнципы создания сильного государства в условиях, когда в народе не развиты гражданские добродетели, но акцент делается не на структуре общества, а на поведении политического лидера. МаВнкиавелли сформулировал законы поведения правителя, желающеВнго добиться успеха.
Томас Гоббс (1588тАФ1679) сделал следующий шаг: он разработал теорию общественного договора, ставшую основой учения о гражВнданском обществе.
Жан Жак Руссо (1712тАФ1778) разработал концепцию Влordre naturelВ» (естественного порядка), который благодаря общественному договору превращается в Влordre positifВ» (Влпорядок позитивВнныйВ»).
Джамбаттиста Вико (1668тАФ1744) в эпоху Просвещения разрабаВнтывал принципы исторического метода и познания ВлгражданскоВнго мираВ», полностью сотворенного людьми.
Вообще социология своими корнями уходит в эпоху Просвещения и исторические события Французской революции, оказавшей сущеВнственное влияние на дальнейшее развитие человечества.
В этот период под влиянием Великой французской ревоВнлюции происходило формирование гражданского общества со всеми присущими ему качественными характеристикамии гуманистическими особенностями, в центр которого поВн степенно становился человек в его специфическом общественном измерении. Здесь следует назвать таких мыслителей, как Монтескье (1689 - 1755), Вальтер (1694 - 1778), Гельвеций (1715 - 1771), Тюрго (1727 - 1781), Кондорсе (1743 - 1794), и про которых я уже упомянул тАУ Вико и Руссо.
Но я бы хотел обратится к названию этого параграфа, который нам говорит что это только предыстория и различные предпосылки появления социологии, а о дальнейшем изучении и развитии, я бы даже сказал о становлении социологии как науки, пойдёт речь в следующем параграфе моей работы.
Вз 2. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ
XIXтАФначала XX века.
Термин социология в буквальном смысле слова означает Влнаука об обществеВ» или Влучение об обществеВ». Впервые его употребил Опост Конт (1798тАФ1857). В главных своих сочинеВнниях тАФ ВлКурс позитивной философииВ» и ВлСистема позитивной политикиВ» тАФ он высказал рациональную идею о необходимости всестороннеВнго анализа общественных явлений.
В своем главВнном произведении ВлКурс позитивной философииВ» (1842) он усВнтанавливает единый закон движения истории и человеческого познания, переформулировав предложенные уже Джамбаттиста Вико три стадии истории человечества в стадии познания, котоВнрые последовательно должен пройти человеческий дух: теологиВнческая, или фиктивная; метафизическая, или абстрактная; научВнная, или позитивная.
На первой, теологической стадии человеческий ум объясняВнет мир и совершающиеся вокруг него процессы прямым и постоВнянным действием сверхъестественных сил. На второй стадии, метафизической, антропоморфные божества заменяются отвлечёнными силами, различными рода абстракциями, воплощенными в разных сущностях мира. Что касается третей стадии, позитивной то Конт характеризует её так: Влчеловеческий ум отказывается от решения вопроса о происхождении и назначении ВселеннойВ», чтобы заниматься лишь Влоткрытием путём соединения рассуждений и наблюдений действительных законов этих явленийВ».
С помощью социологии Конт пытается преодолеть социальВнные катаклизмы своего времени и объединить оба полюса тАФ порядок и прогресс. Прогресс без порядка тАФ это анархия, поряВндок без прогресса превращается в реакцию. В позитивной полиВнтике порядок и прогресс тАФ это две неразрывные стороны одного и того же принципа. Конт воспринимает порядок и прогресс прежде всего как два вида общественных закономерностей, которые фиксируют две части социологии тАФ социальную статику и социальную динамику, из чего и состоит теория А. Конта.
Социальная статика имеет дело с общественным поВнрядком, который понимается как гармония элементов, основываВнющихся на отношениях общности, и акцентирует внимание на Влструктуре коллективного существаВ» (общества), исследует услоВнвия его существования и законы социальной гармонии.
Социальная динамика основывается на определенной последовательности этапов развития. Согласно законам развития общества, по Конту, имеют место три стадии политико-социальВнных форм организации:
- теологическая стадия тАФ военное господство;
- метафизическая стадия тАФ феодальное господство;
- позитивная стадия тАФ промышленная цивилизация.
Эти стадии закономерно следуют друг за другом; поэтому неравенство между социальными группами связано с определенВнным уровнем развития.
Также его замысел состоял в стремлении уподобить науку об обществе Влсоциальной физикеВ», чтобы ее исВнследователь мог так же оперировать конкретными данными,фактами, их взаимосвязями, как это делает естествоиспытатель. Он сформулировал закон интеллектуальной эволюции человечества.
Огюст Конт по праву может считаться основателем социолоВнгии, и не только потому, что он первым начал заниматься общеВнством и социальными процессами (социологические идеи имеют давнюю историю), но и потому, что своим проектом систематиВнзации наук и включением в них социологии он заложил основы для придания ей академического статуса как отдельной науки.
Труды Конта оказали огромное влияние на многих выдаюВнщихся социологов, особенно на Герберта Спенсера и Эмиля Дюркгейма.
Герберт Спенсер (1820тАФ1903), английский философ и социолог, разделял мнение Конта о социальной статике и социальной динаВнмике. Он придерживался мнения, что общество имеет ряд важВнных сходств с биологическим организмом, и описывал его как систему, как некое целое, состоящее из взаимосвязанных и взаимозависимых частей. В последствии Спенсер заинтересовался и поддерживал идею Влестественного отбораВ» (Ч. Дарвин) применительно к общественной жизни: выживают те, кто больше всего приспособлен к превратностям жизни. Этот подход был определён как Влсоциальный дарвинизмВ».
Социальный дарвинизм Спенсера свидетельствует о том, что наши представления о самих себе и Вселенной формируются под влиянием той социальной эпохи, в которую мы живем.
Вместе с тем концепция ВлоднолинейнойВ» эволюции, социал-дарвинистские установки Г. Спенсера были подвергнуВнты критике, преимущественно со стороны психологической школы, которая в истории социологии представлена Л. Гум-пловичем (1838-1909), Г. Тардом (1843тАФ1904), Г. Лебоном (1841тАФ1931) и особенно Ф. Теннисом (1855тАФ1936), а также в известной степени Дж. С. Миллем (1806тАФ1873).
Отказавшись от биологизации общества, эти ученые пыВнтались преодолеть ограниченности эволюционизма, что в коВннечном счете привело к появлению социально-психологичесВнкой концепции социологии, к анализу социально-психологиВнческих явлений и попыткам объяснить роль субъективного фактора в историческом процессе.
Г. Тард известен своей теорией подражания, так как элеменВнтарным социальным отношением он считал передачу или поВнпытку передачи верования или желания. Его концепция впосВнледствии была использована в теории массовых коммуникаций.
Г. Лебон обратил внимание на феномен ВлтолпыВ», когда разумное критическое начало, воплощенное в личности, подавляется иррациональным массовым сознанием.
Ф. Теннис придавал первостепенное значение понятиюволи, которая и определяет сущность и направление человеческого поведения. А так как он фактически отождествлял волю и разум, то, по его мнению, побуждение к действию осуществляется не государством или Богом, а рационализВнмом, ярким воплощением чего является разум.
Географическое направление в социологии представлен Э. Реклю (1830-1905) и Ф. Ратцелем (1844тАФ1904). Так, Ратцель преувеличивал влияние природно-географической среды на политическую жизнь общества. Вместе с тем ему удалось проследить некоторые закономерности влияния приВнродных условий на развитие народов и их культур в разных географических условиях, что в дальнейшем было использовано геополитиками например, Ю. Челленом, О. Мауллем, Э. Обетом и др.).
В XIX веке возникла марксистская ветвь социологии, наВнзванная по имени своего основателя К. Маркса (1818тАФ1883), которая существует уже более полутора сотен лет. На Маркса значительное влияние оказало творчество немецкого философа Г.В.Ф. Гегеля (1770тАФ1831) и особенно его учение о диалектике.
Маркс и Энгельс использоВнвали диалектический подход с его содержательно-логическим принципом единства и борьбы противоположностей при рассмотВнрении общественных отношений в материальном мире. В дальнейВншем он получил название диалектический и исторический материализм. Марксистская концепция заключается в том, что развиВнтие зиждется на единстве и борьбе противоположностей и создаВннии новых, более совершенных структур в ходе этого процесса.
Маркс утверждал, что политические идеологии, право, релиВнгия, институт семьи, образование и правительство составляют надстройку общества. Экономический базис общества, т.е. споВнсоб производства материальных благ и классовая структура общества, оказывает воздействие на формирование всех общественВнных институтов.
Кроме того, ими была разработана концепция социального конфликта в виде грядущих социалистических революций, изучены основные классы современного им общества тАФ пролетариат, буржуазия, крестьянство тАФ и проанализированы все формы классовой борьбы. Особой заслугой Маркса было то, что он отказался от рассуждений об обществе вообще и дал научно обоснованную картину одного общеВнства и одного прогресса тАФ капиталистического.
Итак, из всего выше изложенного, мы видим, что в ответ на поставленные жизнью вопросы в XIX веке рождались различные концепции, стремящиеся объяснить всё происходящее с тех или иных теоретико-методологических позиций. Так же стоит отметить, что на разных этапах развития социологической мысли на передний план выходило то одно, то другое направление.
В этом параграфе я рассказал об учёных, заложивших по моему мнению, основы социологии и внесших наибольший вклад в её развитие. И я считаю, сто это был уже достаточно прочный фундамент для дальнейшего развития социологии.
Вз 3. КЛАССИЧЕСКАЯ ЗАРУБЕЖНАЯ СОЦИОЛОГИЯ.
Несмотря на разнообразие теорий, концепций и подхоВндов в различных школах в XIX веке, они все были едины в одном тАФ объектом и предметом социологии является общеВнство, вся общественная жизнь.
Начало XX века внесло существенные поправки в эти предВнставления. Все больше слышалось критических замечаний, что социология претендует на некую роль метанауки, которая стремится вобрать данные всех других наук об обществе и на этой основе делать глобальные выводы. Первым, кто усомнился в такой постановке вопроса, был Э. Дюркгейм 1858тАФ1917). Он полагал, что социология, имея объектом своеВнго изучения общество, не должна претендовать на ВлвсезнайВнствоВ» об этом обществе тАФ предметом ее интереса должны быть только социальные факты, которые и образуют социальную реальность. Исхода из этого он трактовал реальность (закоВнны, обычаи, правила поведения, религиозные верования, деВннежную систему и т.д.) как объективную, ибо они не зависят от человека.
Так же согласно Дюркгейму, исторический переход от одной общественной формы к другой обусловлен прироВндой и функциями социальной солидарности. Проблему социальВнной солидарности Дюркгейм исследовал в работе ВлО разделении общественного трудаВ» (1893). Основная цель работы тАФ доказать, что социальная солидарность обеспечивается разделением общеВнственного труда. Он развивает теорию, которая сводится к слеВндующему. В ранних обществах социальная солидарность основыВнвается на сходстве составляющих их индивидов, одинаковости исполняемых ими общественных функций, на полном раствореВннии индивидуальных сознаний в Влколлективном сознанииВ».
Особо следует отметить идеи Дюркгейма о солидарности и о таких ее типах, как механическая и органическая.
Что касается Г. Зиммеля (1858тАФ1918), то он также предлоВнжил свою концепцию того, как отделить социологию от других наук об обществе, и определил ее задачей изучение закономерВнностей, недоступных другим социальным наукам. Поэтому Зиммеля считают основоположником так называемой формальВнной социологии, в которой центральную роль играют логические связи и структуры, вычленение форм социальной жизни из их содержательных отношений и исследование этих форм самих по себе. Предметом этой науки являются формы обобществления, которые можно определить как структуры, возникающие на осВннове взаимовлияния индивидов и групп.
Труды Макса Вебера (1864 - 1920) так же оказали большое влияние на развитие социологии. Социология, по Веберу, как и психология, изучает поведение индивида или группы индивидов. Но она в отличие от психологии интересуется человеческим поведением в том случае и постольку, если и поскольку личность вкладывает в свои действия определенный смысл. Следовательно, ключевым аспектом социоВнлогии является, согласно Веберу, изучение намерений, убеждений и мнений, лежащих в основании человеческого повеВндения.
В то же время он признавал огВнромную роль ценностей, считая их мощной силой, влияющей на социальные процессы. Именно с этих позиций он испольВнзовал такие понятия, как ВлпониманиеВ», Влидеальный типВ», феВнномен ВлбюрократииВ», ВлрелигияВ», что легло в основу его Влпонимающей социологииВ». И наконец, он посвятил немало работ Ч проблемам государства, власти, типам господства (традиционное, легальное, харизматическое), что позволяет считать его одним из создателей политической социологии.
Нужно отметить социологическую систему В. Парето (1848тАФ1923). Уподобляя социологию точным наукам, таким, как физика, химия и астрономия, он предлагал пользоваться только эмпирически обоснованными измерениями, строго соблюдая логические правила при переходе от наблюдений к обобщениям. Он отвергал этические и ценностные элементы в исследовании, которые ведут к фальсификации, искажеВннию фактов. По сути дела, он сформулировал основные треВнбования эмпирической социологии, которая получила распроВнстранение в XX веке, начав в 20-е годы свое бурное развитие, обычно связываемое с именами В. Дильтея (1833тАФ1911), У. Мура, К. Девиса и др.
Значительны заслуги Парето в разработке проблем полиВнтической элиты, которые во многом были продолжены и разВнвиты Г. Моска (1858тАФ1941).
Таким образом, серьезным вкладом представителей класВнсической социологии начала XX века было то, что они доказали несостоятельность претензий на изучение всего общества и пытались обосновать, что в основе их науки должна лежать деятельность социальных групп и общностей (Э. Дюркгейм), личность во всем многообразии ее социальных действий (М. Вебер) и что критерием социологии как науки должны стать эмВнпирические особым образом классифицированные и объясненВнные факты (В. Парето).
Конечно, этими именами не ограничивается весь тот круг мыслителей, которые относятся к этому периоду в развитии социологии. Среди них следует назвать К. Маннгейма (1893тАФ 1947), Л. фон Визе (1876 - 1969) и других.
На мой взгляд, названные ученые, их школы и их учениВнки окончательно конституировали социологию как науку, вы членив ее место и назначение в системе других социальных наук, и заложили основы для дальнейшего развития и дифВнференциации социологической науки, т.е. современной социологии, о которой пойдёт речь далее.
Вз 4. СОВРЕМЕННАЯ ЗАРУБЕЖНАЯ СОЦИОЛОГИЯ.
Бурное развитие социологической науки в XX веке пороВндило много течений, которые придерживались самых различВнных концепций, взглядов как по общеметодологическим поВнзициям, так и по частным проблемам.
В XX веке социология пошла ВлвширьВ» тАФ она постепенно охватывала страны Восточной Европы, Азии, Латинской АмеВнрики, Африки. Сейчас практически нет ни одной страны в мире, где не была бы представлена социологическая наука в том или ином виде.
XX век тАФ это и век развития социологии ВлвглубьВ». Она охватывала все новые и новые области познания, открывала многие пограничные темы (город, здоровье, демография) или придавала новое социологическое звучание тем проблемам, которые были разработаны другими отраслями человеческоВнго знания (инфраструктура, общение, катастрофы и др,).
В XX веке происходило и конституирование социологического знания в виде открытия специальных кафедр, фаВнкультетов, организации научно-исследовательских центров и организаций. Профессия социолога становилась востребуемой на рынке труда.
И наконец, следует отметить организационное укреплеВнние социологии. В XX веке были созданы первые национальВнные социологические общества и ассоциации, которые после второй мировой войны (1946) создали Международную социВнологическую ассоциацию, организовавшую 14 всемирных конВнгрессов и способствовавшую превращению социологов в один из заметных отрядов в области социального знания.
Так как в процесс производства и развития социологиВнческого знания вовлечены тысячи людей в каждой стране, то вполне понятно то многообразие теорий и концепций, котоВнрые были произведены на свет в XX веке и продолжают поВнявляться в большом количестве и в настоящее время.
Заключение.
Итак, как видно из моей работы, зарубежная социология имеет очень большую, насыщенную, интересную и охватывающею огромные временные рамки, историю.
То, что социология имеет глубокие корни за рубежом ясно из того, что первые теории общества возникли уже в рамках античной философии в трудах таких философов, как Платон и Аристотель. Их идеи стали использовать мыслители уже в эпоху нового времени. Так же мне бы хотелось отметить, что огромное влияние на развитие зарубежной социологии оказала эпоха Просвещения и исторические события французской революции.
Далее происходило становление социологии как науки, связанной с такими именами как А. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс. Но начало XX века внесло существенные поправки в прежнее представление о социологии. Говорилось, что она претендует на некую роль метанауки, которая стремится вобрать данные всех других наук об обществе и из этого делать выводы. Это всё предалось дальнейшей критике.
Современная же социология вобрала в себя всю историю и на этой основе продолжает своё развитие.
Ну, о перспективах изучения социологии говорить не целесообразно, её просто обязаны знать заинтересованные в этом люди.
Учитывая специфику психологического факультета, необходимо обратить внимание на перспективы изучения социологии психологами и особенно социальными работниками, т.к. их деятельность напрямую связана с обществом.
Вместе с этим смотрят:
История становления и развития социологииИстория теорий социального неравенства
Ключевые дифференцирующие факторы в современных обществах
Коллективное поведение