Ключевые дифференцирующие факторы в современных обществах
1.Введение
Социальная стратификация и проблема соц. неравенства Основы современной соц. стратификации были заложены еще Сорокиным В 20-е годы. Позднее развивалась и обогащалась. Проблема стратификации связана с вопросом о соц. равенстве. В понятие равенства вкладывается двоякий смысл: 1.Абсолютное равенство индивидов, их тождество, что утопично и соц. вредно. 2.Равенство в смысле обеспечения выделения соц. благ пропорционально заслугам того или иного индивида, каждому по заслугам. Был всегда и существует сегодня. Современное понимание равенства тАУ в критерии измерения заслуг и определения доли благ. Раньше этот критерий не был индивидуален и равен, ценность индивида вытекала из высоты его соц. положения в группе, из которой он вышел. Сейчас степень заслуги индивида определяется его личными заслугами, свойствами, поэтому их критерий индивидуален и равен. Отсюда вытекает падение наследственных привилегий и религиозно-юридической основы дифференциации общества. Раньше основная ценность была религиозная, сейчас она тАУ человеческая, человеческая личность тАУ высшая ценность. Равенство: допустимо лишь равное право на экономические блага, но невозможно равное распределение благ иного рода (права на знание, права на честь, на максимум моральности). Соц. стратификация выражает соц. неоднородность общества, существующее в нем неравенство положений людей и их групп. Под соц. стратификацией понимается процесс и результат дифференциации общества на различные соц. группы, отличающиеся по своему общественному статусу. Под соц. статусом понимается совокупность прав и обязанностей и ответственности, власти и влияния, которой обладает личность. Общество всегда дифференцировано. Фактор объединения людей в группы тАУ наличие функциональных связей между индивидами, актами и смыслами, без чего нет соц. единства. Сегодня чаще всего выделяют профессию, доход, собственность. Участие во власти, образование. Соц. стратификация тАУ естественное и соц. расслоение общества, имеющее иерархический характер, закрепляемое и поддерживаемое различными соц. институтами, постоянно воспроизводимое. Соц. группы Сорокин подразделяет по критерию важности, т.е. по способности оказывать влияние на поведение других людей и на общественное развитие. Виды групп: -- элементарные, объединенные одним признаком; -- кумулятивные, объединенные двумя или более признаками; -- сложные конгломераты элементарных и кумулятивных групп. Кумулятивные группы подразделяются на: -- солидарные и -- антагонистические. Среди кумулятивных групп выделяется класс тАУ совокупность лиц, сходных по профессии, имущественному положению, объему прав, следовательно имеющие профессиональные, имущественные, соц.-групповые интересы. Причины соц. стратификации могут носить различный характер: экономический, профессиональный, политический. Общественная структура представляет собой сложную сеть взаимопроникающих в друг друга систем и подсистем. Общество дифференцируется не только в межгрупповом, но и во внутригрупповом статусе (вертикальные различия). Теория соц. стратификации Сорокина позволяет получить более широкую систему соц. дифференциации как по горизонтали, так и по вертикали, если например сравнивать с марксистской теории классов, где все внимание уделялось дифференциации общества по экономическому признаку. Значительный вклад в развитие теории соц. стратификации внес структурный функционализм. Стратификационная система общества, по Парсону, - дифференциация соц. ролей и позиций, обусловленная разделением труда и господствующей в обществе системой ценностей. Выделил три критерия соц. стратификации: качество, т.е. предписание личности определенной характеристики, позиции; исполнение, т.е. оценка деятельности данной личности сравнительно с деятельностью других; обладание материальными ценностями, талантом.
2.Информационная стратификация в современном обществе
2.1 Введение.
Информационное неравенство в эпоху формирования информационного Ваобщества становится одним из важнейших Вафакторов дифференциацииВа социальных групп, в том числе, как следствие, по имущественному признаку. В 1997 году Программа развития ООН ввела новое измерение бедности - информационное, характеризующее возможность доступа к информационной магистрали широких слоев населения. В информационном Ваобществе основным конфликтом в системе производственных отношений становится конфликт между знанием и некомпетентностью. При этом в развитых странах уже введено экономико-социальное понятие "интернетовский образ жизни" (Internet Lifestyle). А феномен зависимости успеха человека в современном мире от его отношения к телекоммуникационной революции получил название "цифровой барьер" или "цифровой разрыв" (Digital Divide).С.А. Дятлов в своей работе "Принципы информационного общества" отмечает: "В современных условиях в качестве важнейшего ресурса экономики выступает научное знание и информационные ресурсы. Вся структура современного общества начинает перестраиваться в направлении, которое наиболее эффективно позволяет работать с информацией. Общественная значимость того или иного человека все более и более определяется не только наличием традиционных товаров, условий производства или денег (капиталов), но и, прежде всего, наличием информационных ресурсов, научных знаний и информации, его социальным статусом. Приоритеты все более и более смещаются от собственности и капиталов к научным знаниям и информации. В современном обществе общественная значимость все больше и больше отождествляется с информационной значимостью" [4]. Таким образом, ведение бизнеса можно рассматривать как процесс превращения ресурсов в экономические ценности, а знание - один из таких важнейших ресурсов.По мнению Петра Щедровицкого [5], в развитых странах: ".сложился фундамент нового, постиндустриального, хозяйственно-экономического уклада, ядром которого стала экономика и индустрия производства, распространения и использования знаний. Производство новых знаний, а значит, и новых технологий - знаний о том, как можно использовать имеющиеся ресурсы иначе, чем мы это привыкли делать, - сегодня определяет не только конфигурацию, но и стоимость всех остальных факторов производства. Знания и способы их производства, а не капитал или труд, и тем более не естественные (земля или недра) ресурсы становятся основным источником богатства."Развитие инновационных форм организации деятельности, опирающихся на постоянную смену технологий, сделало класс товарных экономик отсталым. Последствия постиндустриальной революции чувствуются повсеместно. Традиционные социокультурные идентичности, связанные с этнической принадлежностью, религией, возрастом и профессией, дополняются, а затем и вытесняются иными - связанными с типом используемых знаний, способами работы с информацией, уровнем мобильности. Даже в развитых индустриальных странах начинают размываться границы среднего класса. Все большее число людей начинает жить на границах бедности, их квалификация обесценивается с появлением современных технологий; в то же время из носителей знаний и интеллектуальных технологий начинает формироваться новый "правящий класс".Интернет почти полностью ликвидирует физические ограничения на расширение рынка, существовавшие до появления сетевых технологий. При этом в выигрыше от этого процесса оказываются лучше образованные и лучше оплачиваемые элиты, которые были первыми в использовании Сети.
2.2Проблема информационной стратификации в развивающихся странах
Социальные группы, лишенные доступа к информационным ресурсам, изначально оказываются в заведомо проигрышном экономическом положении по сравнению с сетевым сообществом. "Компьютерный раскол", то есть раскол между теми, кто имеют и не имеет доступа в Интернет, расширяется такими темпами, что влиятельные страны G-8 выделяют значительные ресурсы на его сокращение. На встрече в Киошу, Окинава, 21-23 июля 2000 года крупнейшие промышленно развитые страны - Соединенные Штаты Америки, Великобритания, Канада, Франция, Италия, Германия, Япония и Россия - договорились о формировании глобальной специальной группы по рассмотрению разрыва между странами, имеющими и не имеющими доступа к информационным ресурсам.Основатель спутниковой компании World Space Ноа Самара в статье "Борьба с бедностью с помощью спутников"[6] пишет: "Развитие людей определяется той информацией, которую они могут получить. Взгляните на истоки процветания, и вы увидите, что оно определяется объемом информации о технике, процессах и организации. Причина бедности - в невежестве". Как заявил в приветствии участникам конференции "Глобальное Знание-2" глава Всемирного банка Джеймс Вулфенсон: "Глобализация - не угроза, а новые возможности для каждого из нас. Спутниковые технологии скоро позволят донести до любой деревни в джунглях те же знания, что и у всех прочих" [7].Действительно, технологии позволяют это сделать, но кроме спутниковых технологий необходимо иметь соответствующее наземное телекоммуникационное оборудование, а также кадры специалистов, способных грамотно эксплуатировать компьютерную технику. Однако в настоящее время менее 5 процентов компьютеров с доступом в Интернет находятся в развивающихся странах. В то время, как, по прогнозам, число пользователей Интернета в мире вырастет с 349 миллионов в 2000 году до 766 миллионов в 2005 году, по мнению издания "Компьютер индастри алманак" (Computer Industry Almanac), этот рост, в основном, обойдет стороной развивающиеся страны. Хотя число пользователей на Ближнем Востоке и в Африке в течение следующих пяти лет возрастет, удельный вес этих регионов вырастет лишь незначительно, причем доля числа их пользователей Сети увеличится до 3,8 процентов от общей численности пользователей Интернета [8].Этот "цифровой раскол" - не только помехи для межличностных коммуникаций: недостаточное развитие сложных информационных технологий (ИТ) влечет за собой вполне конкретные социально-экономические последствия. В исследовании Всемирного банка, опубликованном в июне 2000 года, приводятся убедительные доказательства того, как экономический рост развивающихся регионов может быть ускорен благодаря ИТ или замедлен при их отсутствии. Согласно этому исследованию, половина разницы между высокими уровнями экспорта в Восточной Азии и меньшими уровнями экспорта в Африке, выраженными в процентах валового внутреннего продукта (ВВП) каждого региона, может быть отнесена на счет недостаточно развитых коммуникационных сетей Африки.Кроме того, в 1999 году на долю Азии, Африки и Латинской Америки пришлось лишь 18 млрд. долларов из 111 млрд. общемировых доходов от электронной коммерции. И с учетом того, что, по прогнозам "Интернэшнл дейта корпорейшн" (International Data Corporation), к 2003 году глобальные доходы от электронной коммерции составят 1317 млрд. долларов, развивающиеся страны, несомненно, являются аутсайдерами в одной из наиболее динамичных областей мировой экономики.Электронная коммерция способна дать мощный импульс в развитии экономики не только западным странам, но и всем, кто присоединится к развитию бизнеса через Интернет. Эксперт по Китаю Евгений Верлин в газете "Ведомости", рассматривая перспективы внедрения Интернета в Китае, в частности, пишет [9]: ".еще один стратегический горизонт, который собирается реализовать национальный бизнес через глобальную сеть электронной торговли: прямые поставки китайских товаров конечным потребителям, минуя иностранные экспортно-импортные компании и прочих посредников. Ведь цена условной единицы товара на выходе из ворот китайской фабрики, пройдя через длинные посреднические цепочки, учетверяется в магазинах Нью-Йорка или Парижа. Понижение этой пропорции до 1 : 3 будет означать ежегодную прибавку в бюджет китайских производителей и государства порядка $150 - 200 млрд"."На распространение доступа в Internet в слаборазвитых странах потребуются десятилетия", - говорится в отчете ООН "The 1999 Human Development Report" [10]. Отчет содержит оценку того, что 88% пользователей Интернета сосредоточено в благополучных, развитых странах. Доступ к Сети зачастую оказывается невозможен из удаленных от цивилизации мест, где отсутствует такая базовая инфраструктура, как дороги и телефонные линии. По мнению Л.М.Земляновой: "Формирование трансграничных корпораций и сетевых связей между ними ведет к распадению устойчивых трудовых коллективов, к миграции рабочей силы и безработных, ищущих спасения от безработицы и нищеты посредством смены места жительства и профессии, к фрагментации и существенным изменениям семейных и других веками складывавшихся устоев общества" [11].
2.3 Проблема информационной стратификации в экономически развитых странахПроблема информационной стратификации остро стоит не только в развивающихся, но и в экономически развитых странах. В развитых странах проблема эта обуславливается не столько уровнем доходов, а, в первую очередь, уровнем образования и сферой интересов. "Цифровой раскол" в США стал причиной многочисленных судебных разбирательств и является на сегодняшний день одной из основных причин обращения в суд с экономическими и гражданскими исками. Михаил Брауде-Золотарев замечает: ".цифровая субкультура в развитых экономиках становится своего рода пропуском в "новую экономику", и ее носители получают существенные конкурентные преимущества перед "отставшими от поезда". Точно так же, как теперь в России, не зная иностранного языка, зачастую в принципе нельзя рассчитывать на высокооплачиваемую творческую работу, владение компьютерными технологиями и Интернетом в развитых странах становится обязательным для успеха. Кстати, как и языки, воспринимать новые технологии лучше не как набор навыков и знаний, а как некую культуру - с молоком матери и в соответствующем возрасте." [12]."Цифровой разрыв" существует и между промышленно развитыми странами. Именно обеспокоенность "цифровым разрывом", существующим между Европой и США, заставила Европейскую комиссию в конце 1999 года принять документ "Информационное общество для всех" (текст находится по адресу: http://" onclick="return false">
3Свойства информации 3.1 Не вещество и не энергия.
Слово ВлинформацияВ» латинское. За долгую жизнь его значение претерпевало эволюции, то расширяя, то предельно сужая свои границы. Вначале под словом ВлинформацияВ» подразумевали: ВлпредставлениеВ», ВлпонятиеВ», затем-ВлсведенияВ», Влпередача сообщенийВ».
В последние годы ученые решили, что обычное (всеми принятое) значение слова ВлинформацияВ» слишком эластично, расплывчато, и дали ему такое значение: Влмера определенности в сообщенииВ».
Теорию информации вызвали к жизни потребности практики. Ее возникновение связывают с работой Клода Шеннона ВлМатематическая теория связиВ», изданной в 1946г. Основы теории информации опираются на результаты, полученные многими учеными. Ко второй половине XX века земной шар гудел от передающейся информации, бегущей по телефонным и телеграфным кабелям и радиоканалам. Позже появились электронные вычислительные машины - переработчики информации.
3.2 Что такое информация
Информация - явление несравненно более древнее, чем сам человек. Уже природа в ходе своей эволюции передавала закоВндированную информацию в растениях и живых организмах. А сколь богат информацией язык животных и птиц. С первых шагов своих люди ищут и находят новые средства передачи и хранения информации. Об этом рассказывают и наскальные рисунки, и иеВнроглифические плиты цивилизации Майя в "Храме надписей", и папирусы древних египтян, камешки абака и диски для пересылВнки секретных сообщений у греков, о чем пишут изучающие вреВнмена минувшие.
Однако никогда ранее человечество не накапливало инфорВнмацию и знания столь стремительными темпами. Удвоение объема знаний и увеличение потока информации в десятки раз ожидаютВнся уже в ближайшем будущем, к 2000 году. Все это в известной степени застало людей врасплох. Как справиться с этим бушуюВнщим морем сообщений, сведений, данных и цифр? Как извлечь из монблана фактов и характеристик единственно верные, дающие ключ к решению проблемы? Как помочь человеку эффективно воспринять и усвоить, обработать и передать все это информаВнционное богатство? Не окажется ли Земля под информационным панцирем столь же недвижна и мертва, как некогда под ледниВнковым панцирем? Что несет человеку "великая эра информатиВнки?"
К счастью, создавая проблему, люди, как правило, нахоВндят ее решение. Вплоть до средины XX века "информация" (от лат. informatio - ознакомление, разъяснение, представление, понятие) означала сведения. Академик А.Н. Колмогоров рассВнматривает ее уже как первооснову новых перспективных отрасВнлей науки и техники (кибернетики, теории управления и пр.), Проблема информации считается одной из наиболее актуальных и фундаментальных в условиях НТР. В частности она характеризуВнется передачей информационных функций от человека к машинам
в самых широких масштабах. В последние три десятилетия полуВнчил распространение и термин "информатика", под которым обычно подразумевают информацию плюс автоматику. Лондонский институт информатиков дает термину следующее определение: "Информатика занимается теорией, методикой и практикой представления информации преимущественно, но не исключительВнно для поддержания профессиональной и академической деятельВнности. С этой целью она изучает информацию от ее создания до ее использования, а также ее передачу в различных формах и по различным каналам". Поскольку распространяющаяся информаВнция охватывает сотни миллионов, миллиарды людей, она станоВнвится все более заметной материальной силой, воздействующей не только на технический вопрос, но и на экономику, на социВнальную сферу, на характер современного мышления. "ИнформациВнонная революция представляет собой важное звено "в сложной сети общественных явлений" сегодняшнего дня.
Первые электронно-вычислительные машины появились в гоВнды второй мировой войны. Однако не вызывает сомнений, что они были бы созданы и без ее "участия". Исследования в укаВнзанной области вели обе враждующие стороны. В 1943 году комВнпания International Business Machines создала по заказу воВненно-морского флота США первый компьютер. Его сконструироваВнли ученые Гарвардского университета и назвали "Марк-1". Это "чудовище" имело размеры 2 м в высоту и 15 м в длину. СоздаВнли свой компьютер и англичане, поставив перед ним задачу, обеспечивать дешифровку германских военных донесений и радиВнограмм. Назначение этих первых электронно-вычислительных маВншин было довольно узким.
Первый в полном смысле слова современный компьютер "Eniac" мог выполнять уже гораздо более широкий круг задач, быстро переключаться с одной задачи на другую, воспринимать
новые программы без остановки машины и т. д. По современным стандартам эта машина считалась бы примитивной: масса ее - 30 т, тысячи ламп, потребляющих огромное количество энергии.Однако, несмотря на то, что электронные лампы довольно быстВнро сменились транзисторами, в рабочем отношении первые компьютеры оказались "долгожителями". Так, например, созданВнный в Австралии в 1949 г. компьютер "CSIR Mark-1" выполнял самые разнообразные задачи для научного сообщества (от радиВнофизики до метеорологии) на протяжении долгих пятнадцати лет, вплоть до 1964 г. включительно.
Факт создания электронно-вычислительных машин, безусловВнно, выдающееся событие в истории развития производительных сил человечества. Рост объема знаний, увеличение объема инВнформации и числа людей, занятых в сфере интеллектуальной деВнятельности, усложнение производственных, экономических, наВнучных задач, стоящих перед обществом, потребовали создания надежного и верного помощника человеческого мозга. Таким поВнмощником и стала электронно-вычислительная машина. Она облаВндает способностью собирать и хранить информацию, обрабатыВнвать и анализировать ее, проводя определенные логические операции. Конечно же, возможности первых ЭВМ были ограниченВнными. Во всяком случае, появление компьютеров наряду с разВннообразной информационной теорией создало мощную индустриВнальную основу для возникновения общества, в котором информаВнция как предмет труда играет все более заметную роль.
Значение информатики в современном мире велико, как ниВнкогда. Качество и эффективность такого рода работ все в большей степени начинают определять и качество, и эффективВнность экономики. По подсчетам академика А.А. Харкевича, сумВнмарный информационный поток возрастает в среднем пропорциоВннально квадрату промышленного потенциала. Иначе говоря, увеличение вдвое производительных сил страны потребует потребуВнет 4-кратного увеличения потока информации. Все очевиднее возрастающая зависимость национального развития от состояния информационных ресурсов.
В послевоенную эпоху первыми, кто сумел с немалой для себя пользой воспользоваться плодами "информационной революВнции", были японцы. Не случайно многие специалисты пришли к выводу, что появление феномена "японского чуда", стремительВнного роста экономики Страны восходящего солнца, было бы неВнмыслимо без кропотливой и умелой работы с информацией. ОсоВнбенно это касается информации по новейшим технологиям, тщаВнтельный сбор которой, стал осуществляться в 50-е годы.
Чтобы быть в курсе новейших научно-технических веяний, как признают сами американцы, сегодня "нужно иметь информаВнцию едва ли не по всем важнейшим исследованиям, которые веВндутся за рубежом". Информационное невежество в наши дни веВндет к технологическому банкротству и национальному унижению, к превращению страны в сырьевую колонию или свалку устаревВншей технологии.
В основе "информационной революции", переживаемой нами, лежит бурный рост микропроцессорной техники и сопутствующих ее технологий. Бурно развивается информационная индустрия, производящая самую разнообразную технику, от копировальных машин до телексов, от электронно-вычислительных машин до спутников связи.
Важным моментом в новой технологии является ее многолиВнкость, ее всеобъемлющий характер. "Информационная экономика
- это не только теория. Нет ни одной отрасли в производстве или сфере услуг, где бы ни был заметен поворот к такого рода экономике", - пишет американский экономист П. Хауке. ПримерВнно с середины 70-ых годов глашатаи научно-технического прогресса в странах Запада (М. Порет, Е. Масуда, А. Тоффлер и многие другие) в полный голос заговорили о некоем "информаВнционном обществе", как о чем-то вполне ощутимом, вполне реВнальном. Требованием этого общества, его лозунгом стало "Как можно больше информации и как можно быстрее!" Ускоряющееся течение жизни, интенсификация процесса производства в реВнзультате автоматизации , быстрое накопление знаний - все это, по словам А. Тоффлера, повышает экономическую значиВнмость упущенных мгновений времени, "Пульс информации должен биться гораздо быстрее, чем когда-либо", - восклицает этот известный футуролог в своей книге "Столкновение с будущим".
Реальными в "новом информационном мире" оказались прежде всего два момента. Во-первых, ранее буквально невиданное насыщение общества информационной техникой, которая проникаВнет повсюду: в правительственные учреждения и деловые контоВнры, в больницы и библиотеки, на заводы и в научно-исследоваВнтельские институты, в школы и университеты, в банки и магаВнзины, в аэропорты и полицейские участки. Во-вторых, многокВнратно возросло число ее служителей и адептов. Как указывают источники, уже с 1975 г. больше половины работающих по найму американских граждан имеют основным занятием обработку инВнформации или работу с ней.
В горловине мировой истории сошлись как бы три могучих потока: потоки технологии, информации и людей, являющихся создателями или служителями того и другого. В известной мере можно говорить о создании новой, наиболее могущественной в информационном отношении из всех ранее существовавших цивиВнлизаций. В этой цивилизации на наших глазах начинают исчеВнзать ремесла, имеющие тысячелетние традиции, и возникают раВннее неизвестные. Меняются функции и задачи работников, хаВнрактер их труда. Происходят огромные перемены в формах и организации управления, в отношениях людей.
4.Наука
4.1Что есть наука
НауВнка есть поВнстиВнжеВнние миВнра, в коВнтоВнром мы жиВнвем. СоВнотВнветВнстВнвенВнно этоВнму науВнку приВнняВнто опВнреВндеВнлять как выВнсоВнкоВнорВнгаВнниВнзоВнванВнную и выВнсоВнкоВнспеВнциаВнлиВнзиВнроВнванВнную деяВнтельВнность по проВнизВнводВнстВнву объВнекВнтивВнных знаВнний о миВнре, вклюВнчаюВнщем и саВнмоВнго чеВнлоВнвеВнка. ВмеВнсте с тем проВнизВнводВнстВнво знаВнний в обВнщеВнстВнве не саВнмоВндосВнтаВнточВнно, оно неВнобВнхоВндиВнмо для подВндерВнжаВнния и разВнвиВнтия жизВннеВндеяВнтельВнноВнсти чеВнлоВнвеВнка. ЧтоВнбы поВнлуВнчить хоВнроВншую раВнбоВнту, моВнлоВндой чеВнлоВнвек долВнжен проВндеВнмонВнстВнриВнроВнвать полВнное и жиВнвое знаВнние тоВнго, что и как деВнлаВнетВнся пряВнмо сейВнчас в изВнбранВнной им обВнласВнти чеВнлоВнвеВнчеВнской акВнтивВнноВнсти. ЧтоВнбы удерВнжать это раВнбоВнчее меВнсто чеВнрез пять лет поВнсле оконВнчаВнния униВнверВнсиВнтеВнта, он долВнжен быть фунВндаВнменВнтальВнно обВнраВнзоВнван с тем, чтоВнбы на этом фунВндаВнменВнте уметь поВнстроВнить ноВнвое здаВнние ноВнвоВнго конВнкретВнноВнго знаВнния в соВнотВнветВнстВнвии с ноВнвыВнми треВнбоВнваВннияВнми дня. ЧтоВнбы чеВнрез деВнсять - пятВннаВндцать - дваВндцать лет стать лиВндеВнром, руВнкоВнвоВндиВнтеВнлем не по выВнслуВнге лет и по форВнме, а по суВнти деВнла, выВнпуВнскВнник униВнверВнсиВнтеВнта долВнжен быть фунВндаВнменВнтальВнно обВнраВнзоВнван в гуВнмаВнниВнтарВнной обВнласВнти, в обВнласВнти наВнук о чеВнлоВнвеВнке, наВнук соВнциВнальВнных.
РосВнсия моВнжет иметь досВнтойВнное буВндуВнщее лишь на пуВнти соВнхраВннеВнния и разВнвиВнтия обВнраВнзоВнваВнния и созВндаВнния ноВнвых соВнверВншенВнных техВнноВнлоВнгий. ВсеВнстоВнронВнняя обВнраВнзоВнванВнность наВнсеВнлеВнния - главВнная опоВнра науВнки. ФунВндаВнменВнтальВнная науВнка отВнвеВнчаВнет этоВнму усВнлоВнвию.
4.2. НауВнка и техВнноВнлоВнгия
ПоВнскольВнку осВнновВнное знаВнчеВнние приВнкладВнных наВнук есть исВнслеВндоВнваВнние дейВнстВнвиВнтельВнноВнсти, то осВнтаВнетВнся отВнкрыВнтым воВнпрос о приВнлоВнжеВнниях науВнки, ее реВнзульВнтаВнтов. ВоВнпроВнсы приВнлоВнжеВнний науВнки, ее вклюВнченВнноВнсти в разВнноВнобВнразВнные сфеВнры пракВнтиВнчеВнской деяВнтельВнноВнсти чеВнлоВнвеВнка ныВнне хаВнракВнтеВнриВнзуВнютВнся как воВнпроВнсы техВнноВнлоВнгии. Она суть приВнмеВннеВнние знаВнний на пракВнтиВнке с цеВнлью проВнизВнводВнстВнва предВнмеВнтов поВнтребВнлеВнния, с цеВнлью изВнмеВннеВнния, соВнверВншенВнстВнвоВнваВнния и конВнтроВнлиВнроВнваВнния усВнлоВнвий жизВнни.
КоВнгда ныВнне расВнсматВнриВнваВнютВнся проВнблеВнмы техВнноВнлоВнгии, то неВнизВнбежВнно встаВнет воВнпрос о наВнправВнленВнноВнсти ее разВнвиВнтия, ее возВндейВнстВнвия на жизнь обВнщеВнстВнва. Как иноВнгда гоВнвоВнрят каВнжВндое техВнноВнлоВнгиВнчеВнское досВнтиВнжеВнние по неВнобВнхоВндиВнмоВнсти амВнбиВнваВнлентВнно, т. е. оно моВнжет слуВнжить в заВнвиВнсиВнмоВнсти от подВнхоВнда к неВнму или слоВнживВншейВнся сиВнтуаВнции на польВнзу или же во вред чеВнлоВнвеВнку. БоВнлее тоВнго, техВнноВнлоВнгии, заВндейВнстВнвоВнванВнные во блаВнго чеВнлоВнвеВнка, моВнгут иметь в хоВнде своВнего разВнвиВнтия и отВнриВнцаВнтельВнные поВнбочВнные поВнследВнстВнвия, так что техВнноВнлоВнгиВнчеВнское разВнвиВнтие нуВнжВндаВнетВнся в поВнстоВнянВнном поВнниВнмаВннии и конВнтроВнле. ПоВнследВннее стаВнло боВнлее чем очеВнвидВнным в наВнше вреВнмя, в пеВнриВнод стреВнмиВнтельВнноВнго техВнноВнлоВнгиВнчеВнскоВнго разВнвиВнтия обВнщеВнстВнва. НыВнне обВнщеВнстВнво овВнлаВндеВнло таВнкиВнми мощВнныВнми сиВнлаВнми, дейВнстВнвие коВнтоВнрых сравВнниВнмо с геоВнлоВнгиВнчеВнскиВнми и гроВнзит чеВнлоВнвеВнчеВнстВнву саВнмоВнуничВнтоВнжеВнниВнем. НаВнучВнные исВнслеВндоВнваВнния проВнниВнкаВнют в тонВнчайВншие меВнхаВннизВнмы геВннеВнтиВнчеВнскоВнго управВнлеВнния жиВнвыВнми сисВнтеВнмаВнми, что моВнжет приВнвесВнти к коВнренВнным, неВнобВнраВнтиВнмым изВнмеВннеВнниВням в хоВнде эвоВнлюВнциВнонВнных проВнцесВнсов.
ЧеВнлоВнвек все больВнше осозВннаВнет не тольВнко то, что он тАЬвлаВнстеВнлин миВнратАЭ, но такВнже и то, сколь зыбВнко саВнмо его суВнщеВнстВнвоВнваВнние. Об этом влаВнстВнно заВнявВнляВнют возВнникВншие в наВнше вреВнмя мноВнгие глоВнбальВнные проВнблеВнмы, и в чаВнстВнноВнсти экоВнлоВнгиВнчеВнский криВнзис.
ОтВнсюВнда и встаВнют воВнпроВнсы о наВнправВнленВнноВнсти техВнноВнлоВнгиВнчеВнскоВнго разВнвиВнтия обВнщеВнстВнва и об отВнветВнстВнвенВнноВнсти за поВнследВнстВнвия этоВнго разВнвиВнтия.
При отВнвеВнте на эти воВнпроВнсы разВндаВнютВнся гоВнлоВнса, что отВнветВнстВнвенВнна за отВнриВнцаВнтельВнные поВнследВнстВнвия техВнноВнлоВнгиВнчеВнскоВнго разВнвиВнтия саВнма науВнка. ПоВндобВнная тАЬгуВнмаВнниВнстиВнчеВнскаятАЭ криВнтиВнка науВнки поВнлуВнчиВнла досВнтаВнточВнное расВнпроВнстраВннеВнние. ПоВнлуВнчаВнетВнся, что саВнмо проВнизВнводВнстВнво знаВнний вредВнно для чеВнлоВнвеВнка. ЛиВнния расВнсуВнжВндеВнний здесь досВнтаВнточВнно проВнстая: поВнскольВнку науВнка явВнляВнетВнся теоВнреВнтиВнчеВнским баВнзиВнсом ныВннешВнних наВнучВнно-техВнниВнчеВнских разВнраВнбоВнток и опВнреВндеВнляВнет саВнму возВнможВнность поВнследВнних, то она, на праВнвах соВнроВндиВнтеВнля, и неВнсет отВнветВнстВнвенВнность за поВнявВнлеВнние на свет техВнноВнлоВнгиВнчеВнских новВншеств как поВнлоВнжиВнтельВнных, так и отВнриВнцаВнтельВнных. Но это даВнлеВнко не так.
ВыВнбор осВнновВнных наВнправВнлеВнний в обВнщеВнстВнвенВнном разВнвиВнтии неВнпоВнсредВнстВнвенВнно заВнтраВнгиВнваВнет саВнми баВнзисВнные форВнмы орВнгаВнниВнзаВнции жизВнни люВндей. СоВнотВнветВнстВнвенВнно этоВнму коВнренВнные воВнпроВнсы разВнвиВнтия обВнщеВнстВнва опВнреВндеВнляВнютВнся инВнтеВнреВнсаВнми опВнреВндеВнленВнных групп, слоВнев, класВнсов - поВнлиВнтиВнчеВнских сил. БоВнлее тоВнго, все наиВнбоВнлее знаВнчиВнмые наВнучВнно-техВнниВнчеВнские проВнграмВнмы (разВнвиВнтие ядерВнной энерВнгеВнтиВнки, элекВнтроВнниВнки и т.п.) приВнниВнмаВнютВнся на уровВнне правиВнтельств, парВнлаВнменВнтов. ОтВнсюВнда слеВндуВнет заВнклюВнчить, что отВнветВнстВнвенВнность за техВнноВнлоВнгиВнчеВнское разВнвиВнтие неВнсут преВнжВнде всеВнго поВнлиВнтиВнчеВнские сиВнлы и орВнгаВнниВнзаВнтоВнры проВнизВнводВнстВнва (бизВннес).
4.3. НауВнка и обВнраВнзоВнваВнние.
ПоВнскольВнку соВнвреВнменВнный спеВнциаВнлист долВнжен быть подВнгоВнтовВнлен так, чтоВнбы всеВнгда быть гоВнтоВнвым идВнти ноВнга в ноВнгу с проВнгресВнсом науВнки и техВнноВнлоВнгии, его обВнраВнзоВнваВнние должВнно восВнпиВнтыВнвать в нем споВнсобВнность как к инВнтелВнлекВнтуВнальВнноВнму творВнчеВнстВнву, так и к инВнтелВнлекВнтуВнальВнно акВнтивВнноВнму восВнприВнятию сдеВнланВнноВнго друВнгиВнми. По пряВнмоВнму смысВнлу слоВнва, науВнка - это то, чеВнму можВнно науВнчить или науВнчитьВнся, т. е. пеВнреВндать (и поВнлуВнчить) знаВнние и умеВнние или же доВнбыть это знаВнние и умеВнние саВнмоВнму. ОбВнраВнзоВнваВнтельВнный проВнцесстАФэто проВнцесс пеВнреВндаВнчи и поВнлуВнчеВнния знаВнния и умеВнния, подВнкреВнпВнленВнный доВнбыВнчей оноВнго. А доВнбыВнча знаВнния, созВндаВнние ноВнвоВнго знаВнния и умеВнния - это проВнцесс фунВндаВнменВнтальВнноВнго исВнслеВндоВнваВнния, приВнчем безВнотВнноВнсиВнтельВнно к тоВнму - приВнкладВнноВнго или абВнстВнрактВнноВнго. Для тоВнго чтоВнбы этот проВнцесс шел, неВнобВнхоВндиВнма соВнотВнветВнстВнвуюВнщая атВнмоВнсфеВнра, атВнмоВнсфеВнра инВнтелВнлекВнтуВнальВнноВнго личВнноВнго обВнщеВнния и не тольВнко в цеВнпочВнке учеВнниктАФучиВнтель, но и во взаиВнмоВндейВнстВнвии учиВнтель - учиВнтель, учеВнник - учеВнник. Для этоВнго нуВнжен униВнверВнсиВнтет.
РазВнвиВнвая инВнфорВнмаВнциВнонВнные техВнноВнлоВнгии, мир, по крайВнней меВнре, мир обВнраВнботВнки и пеВнреВндаВнчи знаВнния ухоВндит от идеи камВнпус - ценВнтриВнроВнванВнноВнго униВнверВнсиВнтеВнта. К соВнжаВнлеВннию, все больВншую приВнтяВнгаВнтельВнность приВнобВнреВнтаВнет идея вирВнтуВнальВнноВнго униВнверВнсиВнтеВнта. Но наВндо поВннять, что обВнраВнзоВнваВнние не моВнжет быть реВнальВнным в вирВнтуВнальВнном миВнре вирВнтуВнальВнных реВнальВнноВнстей.
А для чеВнго же нужВнно реВнальВнное обВнраВнзоВнваВнние? Для тоВнго чтоВнбы соВнотВнветВнстВнвоВнвать изВнвестВнной макВнсиВнме ВольВнтеВнра, что тАЬтольВнко чеВнлоВнвек обВнраВнзоВнванВнный, чеВнлоВнвек проВнсвеВнщенВнный своВнбоВндентАЭ? Или поВнтом, что, по БэВнкоВнну, - тАЬзнаВнниетАФсиВнлатАЭ? Или, возВнвраВнщаВнясь на земВнлю, поВнтоВнму, что чеВнлоВнвеВнчеВнскоВнму обВнщеВнстВнву нужВнна хоВнроВншо выВнполВнненВнная сложВнная раВнбоВнта, треВнбуюВнщая, в свою очеВнредь, хоВнроВншо обВнраВнзоВнванВнных раВнботВнниВнков?
ХоВнроВншо обВнраВнзоВнванВнные раВнботВнниВнки моВнгут быть поВнлуВнчеВнны тольВнко с поВнмоВнщью сисВнтеВнмы наВнстояВнщеВнго высВншеВнго обВнраВнзоВнваВнния. ДаВнвать высВншее обВнраВнзоВнваВнние, - знаВнчит гоВнтоВнвить моВнлоВндых люВндей к буВндуВнщей досВнтаВнточВнно сложВнной раВнбоВнте. При этом раВнбоВнта, поВнлуВнчаеВнмая по заВнверВншеВннии обВнраВнзоВнваВнния, должВнна удовВнлеВнтвоВнрять как раВнбоВнтоВндаВнтеВнля, так и раВнботВнниВнка.
РаВнбоВнта идет усВнпешВнно, и все стоВнроВнны взаиВнмоВндейВнстВнвия исВнпыВнтыВнваВнют чувВнстВнво удовВнлеВнтвоВнреВнния, есВнли моВнлоВндые раВнботВнниВнки проВнявВнляВнют творВнчеВнское отВнноВншеВнние к деВнлу и саВнмоВнотВндаВнчу, есВнли они чесВнтоВнлюВнбиВнвы и приВнтом деВнмонВнстВнриВнруВнют коВнмандВнный дух. Эти каВнчеВнстВнва очень важВнны. Ими долВнжен обВнлаВндать люВнбой чеВнлоВнвек. Но они не моВнгут быть по заВнкаВнзу или приВнкаВнзу влоВнжеВнны в моВнлоВндоВнго чеВнлоВнвеВнка. Они должВнны быть разВнвиВнты в проВнцесВнсе обуВнчеВнния, должВнно быть разВнвиВнто то добВнрое, что в заВнроВндыВншеВнвой форВнме суВнщеВнстВнвуВнет в каВнжВндом чеВнлоВнвеВнке. По суВнщеВнстВнву этотАФвоВнпрос не обВнраВнзоВнваВнния, а восВнпиВнтаВнния, воВнпрос форВнмиВнроВнваВнния цеВнлоВнстВнной личВнноВнсти.
Но этоВнго маВнло. Для усВнпешВнноВнсти раВнбоВнты и удовВнлеВнтвоВнренВнноВнсти раВнбоВнтоВндаВнтеВнля и раВнботВнниВнка моВнлоВндые люВнди, приВнстуВнпая к раВнбоВнте, должВнны иметь полВнную инВнфорВнмаВнцию обо всех, в том чисВнле ноВнвейВнших досВнтиВнжеВнниВнях в своВней обВнласВнти и обВнлаВндать досВнтаВнточВнно глуВнбоВнкиВнми знаВннияВнми соВнотВнветВнстВнвуюВнщих фунВндаВнменВнтальВнных наВнук, умея все это приВнмеВннить к деВнлу. ТаВнкая поВнстаВнновВнка воВнпроВнса траВндиВнциВнонВнна для акаВндеВнмиВнчеВнской обВнщеВнстВнвенВнноВнсти.
ЗаВндаВнча форВнмуВнлиВнруВнетВнся преВндельВнно ясВнно: науВнчить моВнлоВндых люВндей приВнмеВннять весь арВнсеВннал соВнвреВнменВнных наВнучВнных меВнтоВндов для досВнтиВнжеВнния треВнбуеВнмых реВнзульВнтаВнтов в конВнкретВнной обВнласВнти, легВнко адапВнтиВнруВнясь при этом к меВнняюВнщимВнся усВнлоВнвиВням.
РеВншеВнна эта заВндаВнча моВнжет быть тольВнко на баВнзе прочВнноВнго фунВндаВнменВнтальВнноВнго обВнраВнзоВнваВнния. ЛаВнзерВнные техВнноВнлоВнгии, биоВнтехВнноВнлоВнгии, инВнфорВнмаВнциВнонВнные техВнноВнлоВнгии, техВнноВнлоВнгии соВнвреВнменВнных маВнтеВнриаВнлов поВнкаВнзыВнваВнют, - что для тоВнго чтоВнбы в наВнше вреВнмя стать, скаВнжем, хоВнроВншим инВнжеВннеВнром, неВнобВнхоВндиВнмо поВнлуВнчить хоВнроВншее фунВндаВнменВнтальВнное обВнраВнзоВнваВнние. ОбуВнчеВнние фунВндаВнменВнтальВнным науВнкам должВнно тесВнно соВнседВнстВнвоВнвать с собВнстВнвенВнныВнми фунВндаВнменВнтальВнныВнми исВнслеВндоВнваВннияВнми.
Здесь встаВнет заВнкоВнноВнмерВнный воВнпрос: а заВнчем тоВнму же инВнжеВннеВнру фунВндаВнменВнтальВнное знаВнние? РазВнве не досВнтаВнточВнно конВнкретВнноВнго, реВнцепВнтурВнноВнго знаВнния, знаВнния - умеВнния деВнлать веВнщи, исВнхоВндя из пракВнтиВнки деВнла? ОсоВнбенВнно, есВнли в проВнцесВнсе обВнраВнзоВнваВнния изуВнчить тщаВнтельВнно и конВнценВнтриВнроВнванВнно, даВнже обобВнщенВнно всю преВндыВндуВнщую пракВнтиВнку, до суВнти деВнла отВнноВнсяВнщуюВнся. ХоВнчетВнся наВндеВнятьВнся, что отВнвет на этот воВнпрос предВнставВнляВнетВнся саВнмоВночеВнвидВнным.
К соВнжаВнлеВннию, это не всеВнгда так. Ведь путь поВнстеВнпенВнноВнго приВнобВнреВнтеВнния фунВндаВнменВнтальВнной науВнкой приВнкладВнноВнго каВнчеВнстВнва доВнлог и терВннист. ОбВнщеВнстВнво, жиВнвуВнщее сиюВнмиВннутВнныВнми инВнтеВнреВнсаВнми, не склонВнно подВндерВнжиВнвать именВнно фунВндаВнменВнтальВнную комВнпоВнненВнту обВнраВнзоВнваВнния. Оно, обВнщеВнстВнво, со скриВнпом гоВнтоВнво обВнсуВнжВндать воВнпрос о кадВнроВнвом обесВнпеВнчеВннии наВнучВнно-техВнниВнчеВнскоВнго проВнгресВнса, о кадВнроВнвом соВнпроВнвоВнжВндеВннии разВнвоВнроВнта раВнбот по созВндаВннию техВнноВнлоВнгиВнчеВнской баВнзы этоВнго проВнгресВнса, но оно и слыВншать не хоВнчет об опеВнреВнжаюВнщем соВнпроВнвоВнжВндеВннии, о раВнбоВнте на перВнспекВнтиВнву, что возВнможВнно тольВнко на осВнноВнве фунВндаВнменВнтальВнной науВнки.
ФунВндаВнменВнтальВнная науВнка внутВнренВнне споВнсобВнна к кадВнроВнвоВнму саВнмоВнвосВнпроВнизВнводВнстВнву. Для тоВнго чтоВнбы эта реВнпроВндукВнтивВнная споВнсобВнность науВнки не быВнла поВндавВнлеВнна, неВнобВнхоВндиВнмы как инВнстиВнтуВнты элиВнтарВнноВнго фунВндаВнменВнтальВнноВнго обВнраВнзоВнваВнния, поВндобВнные моВнсВнковВнскоВнму физВнтеВнху, так и соВнотВнветВнстВнвуюВнщий уроВнвень маВнтеВнмаВнтиВнчеВнской есВнтеВнстВнвенВнноВннаВнучВнной и гуВнмаВнниВнтарВнной фунВндаВнменВнтальВнноВнсти во всей шиВнроВнкой сеВнти высВнших учебВнных заВнвеВндеВнний страВнны.
5.Знания
5.1 Знания
Социология формирует свой подход к знанию в русле позитивизма как метода, основанного на рассмотрении действительных явлений и процессов. ВаЗнание порождается не через абстрактное созерцание внешнего мира, а через познавательную деятельность, включенную во все разнообразие человеческой практики. Тем самым изучение содержания ВаЗнания и процессов его функционирования подучило эмпирическую базу, что постепенно привело к радикальному переосмыслению знанияВа, которое идет не сверху - от Бога или от философской метафизики, а снизу - из осмысления жизненных проблем. Социология Вазнания постепенно приобрела самостоятельный характер в рамках общей социологии и социологии культуры. В частности, совсем иначе предстало соотношение истины и заблуждения, теории и практики, Вазнания и веры, науки и массового сознания. ВаЗнаниеВа предстало как проверенный общественно-исторической практикой результат процесса познания, зафиксированный в культуре в виде представлений, понятий, суждений и теорий. Однако объем этой практики и сферы ее функциональности могут сильно варьироваться и вступать между собой в сложное соотношение в зависимости от многих социальных и исторических ВафакторовВа.
5.2 Знание и информация.
Казалось бы, знание по существу совпадает с информацией, в соответствии с которой человек и формирует свои взгляды и направляет Свои действия. Однако логика развития социологии привела к тому, что две дисциплины - социология знания и социология информации (или же средств массовой коммуникации) заметно разошлись между собой как в предмете рассмотрения, так и в методах изучения. Предмет оказался различным уже потому, что знание, как зачастую считается, охватывает именно содержательные, значимые данные о мире. в то время как в информацию включаются сведения об относительной значимости. Однако различие здесь не столько содержательное, сколько функциональное : информация - это прежде всего передача сообщений между двумя сторонами - передающей и принимающей. Таким образом, информация состоит прежде всего из сообщений, а принципы передачи и функционирования сообщений составляют теорию коммуникации. Впрочем, сообщение может и не состояться, а информация может накапливаться в "базах данных", в которых она подвергается организации и откуда она извлекается по мере необходимости.
Начиная примерно с 20-х г.г., развитие массового производства и масс-медиа превратило и массовое общество в важнейший фактор социальной жизни. Важным и постоянно действующим средством регуляции отношений в этом обществе становится информация, производимая масс-медиа. Сочетая в себе элементы знания, веры и идеологии, информация отличается от всех их уже в силу того обстоятельства, что в ее состав непременно входит общественное мнение, складывающееся не только под влиянием фактических знаний, но и субъективных установок, эмоций и волевых факторов и именно ПОЭТОМУ становящееся влиятельным стимулом деятельности.
Информация необходима для функционирования в самых различных сферах деятельности. Власть не может обойтись без данных о состоянии общества, формируя свои источники информации, как открытые, так и закрытые. Информационные данные становятся важным инструментом управления обществом, а значит, выступают (наряду с властными институтами и силовыми структурами) и как важный источник власти. Они приобретают статус либо официальной правды, обосновывающей и объясняющей действия власти, либо тщательно охраняемого "государственного секрета", на узнавание, которого могут быть направлены значительные усилия оппозиции или спецслужб противника. Превращаясь в информацию, поставляемую (или не поставляемую) средствами массовой коммуникации и пропаганды, оно служит интересам "четвертой власти", используемой теми или иными властными структурами. Современная индустрия информации производит огромное количество данных и сообщений, превратившись в одну из наиболее мощных областей индустрии. Объем информации, накопленной в мире, удваивается примерно каждые четыре года. Крупные газеты обычно выходят на многих десятках страниц, и более половины их объема занимает реклама, остальное - новости, комментарии и фотоиллюстрации. Но огромное количество информации низвергается на публику и через радио и телевидение. Полезность и адекватность поставляемой информации давно стала важной проблемой для современного общества, переходя в проблему информационного загрязнения, от которого надо очищать эфир и умы людей.
План: 1Введение2.Информационная стратификация в современных обществах
2.1Введение
2.2 Проблемы информационной стратификации в развивающихся странах
2.3 Проблемы информационной стратификации в экономически развитых странах.
3.Свойства информации
3.1 Не вещество и не энергия
3.2 Что такое информация
4.Наука
4.1 Что есть наука
4.2 Наука и техника.
4.3Наука и образование
5.Знания
5.1Знания
5.2 Знания и информация
6.Использованная литература
6. Использованная литература- С.В. Бондаренко ВлИнформационная стратификация в информационном обществе
- Волков Ю.Г. и др. Социология
- Журнал ВлЛичность. Культура. ОбществоВ» : 2000г.Т.2. вып3(4)
- Скачков Ю.В. Полифункциональность науки. ВлВопросы философииВ» 1995г №11
- Журнал социологии и социальной антропологии Экзистенциональная феменология и социология Петерима Сорокина Барри В. Джонсон 1999 Том II № 2.
- Знание как элемент культуры.
ВлКлючевые дифференцирующие факторы в современных обществахВ».
Вместе с этим смотрят:
Коллективное поведениеКонт О
Конфликты в Российском обществе
Концепция изучения культуры Ф. Ницше