Концепция изучения культуры Ф. Ницше

Концепция изучения культуры Ф.Ницше.

Прежде, чем начать рассмотрение непосредственно концепции изучения культуры, мне хотелось бы немного остановиться на самом философе. Обратимся к энциклопедии (тАЬБольшая энциклопедия Кирилла и МефодиятАЭ):

НИЦШЕ (Nietzsche) Фридрих (1844-1900), немецкий философ, представитель  философии жизни. Профессор классической филологии Базельского университета.  Творческая деятельность Ницше оборвалась в связи с душевной болезнью. В сочинениях, написанных в жанре философско-художественной прозы, выступал с анархической критикой культуры. В мифе о "сверхчеловеке" индивидуалистический культ сильной личности ("Так говорил Заратустра", "Воля к власти") сочетался у Ницше с романтич. идеалом "человека будущего".

Из этой краткой выдержки трудно представить себе философа, а тем более человека. Однако то, что мы, столетие спустя читаем его работы, мыслим и спорим над ними, несомненно, говорит о незаурядности этого человека. Душевная болезнь, к сожалению, приблизила его смерть, но, по моему мнению, также усилила его индивидуальность. Наверное, Ницше немало задумывался о таком понятии, как культура, если его отношение к ней упомянуто в энциклопедической статье.

Сейчас я приведу цитату самого мыслителя о том времени, в котором он жил. Разве не напоминает она нам, жителям другого века о современности?

тАЬВоды религии отливают и оставляют за собою болота или топи; нации снова разделяются, враждуют между собой и жаждут растерзать друг друга. Науки раздробляют и подтачивают всякую твердую веру; образованные классы и государства захвачены потоком грандиозного и презренного денежного хозяйства. Никогда мир не был в такой степени миром, никогда он не был беднее любовью и благостьютАЭ.

Так в те времена философ смотрел на культуру. Видя мир во всеобщей спешке и возрастающей быстроте, в прекращении созерцательности и уничтожении простоты, он воспринимал это как симптомы полного истребления и искоренения культуры. По его мнению, даже культурный человек и тот превратился в величайшего врага культуры в своем слепом отрицании общей болезни и препятствии врачам. Мир во власти грубых и злых сил - " эгоизма приобретателей и военной тираниитАЭ.

Характеризуя современность как эпоху атомов и атомистического хаоса, Ницше был уверен в необходимости атомистической революции. И здесь он рассматривал мельчайшие, неделимые частицы человеческого общества, то есть человеческий образ с трех известных концепций: как человека Руссо, человека Гете и человека Шопенгауэра. Из них первый образ самый зажигательный, и ему обеспечено широчайшее влияние; второй создан лишь для немногих, именно для созерцательных натур и непонятен для массы. Третий, и наиболее близкий Ницше, ищет в качестве зрителей, самых деятельных людей, ибо лишь таковые в состоянии без вреда взирать на него; созерцательных же он ослабляет, а толпу пугает. По мнению Ницше, этот третий образ и следует взять за основу в деле спасения мира.

Мы должны научиться добровольно обрекать себя на страдание - страдание правдивости - как выражался Ницше, ибо тАЬбыстрейшее животное, которое доведет вас до совершенства, и есть страданиетАЭ. Счастья нет, есть только героический жизненный путь. Став тАЬпорядком злымтАЭ и правдивым, сильным в самозабвении во имя своей веры человек совершает этот жизненный путь. Но тут, быть может, ему уготовано разочарование, нечто невыразимое, по сравнению с которым счастье и истина лишь очертания. тАЭНикогда человек не найдет того, чего он ищеттАЭ.

Мыслями о человеке Ницше  вводит нас в понимание культуры. Ибо культура, по его мнению, есть тАЬдитя самопознания каждого отдельного человека и его неудовлетворенности самим собойтАЭ. Первое посвящение в культуру наступает в момент признания величия какого-нибудь человека и отдания ему своего сердца. Вторая ступень посвящения - переход от внутренних переживаний к оценке внешнего мира: его осознанию и непременному действию - борьбы за культуру. Здесь, однако, следует быть осторожным, ибо существует род тАЬэксплуатируемой и взятой в услужение культурытАЭ. Те силы, которые активнее всего поддерживают культуру, питают при этом задние мысли.

Это, прежде всего, эгоизм приобретателей, которые видят в ней цель и меру. Во-вторых, эгоизм государства, подчиняющего культуру в помощь существующему порядку. В-третьих, лицемеры, использующие внешний лоск для прикрытия скудного и безобразного содержания жизни. В-четвертых, эгоизм науки, разумеющий под культурой содействие науке в деле познания мира в стороне от страдающего человека.

тАЬСколь усердно все четыре совместно размышляют над тем, как им помочь себе при посредстве культуры, столь же вялы и бездумны они, когда не затронут их интерестАЭ.

Таково мое понимание концепции изучения культуры Фридриха Ницше с использованием  цитат самого автора.

Используемая литература:

  • Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия  97г. на CD.
  • Ницше Ф. Избранные произведения. М.: Просвещение, 1993.

                                                                                                  Работу выполнила:

студентка 3 курса Географ. Ф-та отд. тАЬМенеджмент в соц. СферетАЭ

Туник Мария.

Вместе с этим смотрят:

Курение как социальная проблема
Личность как субъект и продукт социальных отношений
Манипуляции
Маргиналы