Определение рациональной специализации элементов производства и ремонта

СОДЕРЖАНИЕ:

I. Организационно-производственная структура инженерно-технической службытАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж..

3

     1.1 Функции государственного регулирования транспортного комплекса РоссиитАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж..

4

     1.2 Подсистемы ИТС автотранспортного предприяВнтиятАжтАжтАжтАжтАжтАж.

8

II. Методы организациитАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж.

12

     2.1 Метод специализированных бригадтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж.

12

     2.2 Метод комплексных бригадтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж

13

     2.3 Агрегатно-участковый методтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж.

14

Список литературытАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж.

16

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СТРУКТУРА ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

Под организационно-производственной структурой ИТС понимается упорядоВнченная совокупность производственных подразделений, т.е. их определенное количество, размер, специализация, взаимосвязь, методы и формы взаимодействия. Начиная с 1992 г. в автотранспортном комплексе России идет процесс структурной перестройки системы управления. Основной причиной ее явилась необходимость адаптации и приведения в соответствие с требованиями изменившихся экономиВнческих условий функционирования предприятий, начавшегося процесса разгосуВндарствления собственности, в том числе и в автотранспортном комплексе, который до этого был, за исключением автомобилей, обслуживающих нужды семьи, целиком государственным.

В предыдущий период была создана и до начала 90-х годов сохранялась центВнрализованная иерархическая схема управления, основанная на административном подчинении "сверху вниз" входящих в нее структур управления и организаций, вплоть до автотранспортных предприятий. При этом и Министерство автомоВнбильного транспорта РiСР, и территориальные производственные объединения (ТПОАТ) совмещали функции государственного и производственно-хозяйственВнного регулирования.

В 1992 г. в России началась структурная перестройка системы управления автотранспортным комплексом.

Принципиальные отличия существующей структуры:

  • разделение функций государственного регулирования и производственно-коммерческого управления;
  • переход от отраслевого к функциональному принципу построения государстВнвенных органов управления, включая министерства.

Было создано Министерство транспорта Российской Федерации, объединяюВнщее в себе функции государственного регулирования большинства видов трансВнпорта. В центральном аппарате министерства впервые была организована принципиально новая структура - Российская транспортная инспекция (РТИ), осуВнществляющая лицензирование и контроль.

РТИ - структура в центральном аппарате управления транспортного комплекса страны, имеющая региональные отделения в субъектах Федерации, находящиеся в прямом административном подчинении органа управления федерального уровня. При этом государственный аппарат не отвечает за результаты хозяйственной деятельности предприятий и не имеет права вмешиваться в нее.

1.1 Функции государственного регулирования транспортного комплекса России.

В новой системе управления за Министерством транспорта России остаются в основном следующие функции государственного регулирования транспортного комплекса России.

  1. Содействие формированию конкурентного рынка транспортных услуг и общей концепции развития транспортного комплекса на основе анализа и прогноза потребности в транспортных услугах.
  2. Разработка основных положений государственной транспортной политики - законов, законодательных и подзаконных актов, стандартов, нормативов, опреВнделяющих порядок функционирования всех видов транспорта и транспортных организаций независимо от их формы собственности.
  3. Разработка экономических и правовых механизмов, позволяющих реализоВнвывать принимаемые законы и нормативно-правовые документы, основными из которых являются:
    • обоснование статей федерального и местного бюджетов, потребности и расВнпределения госбюджетных дотаций для финансирования муниципальных социально значимых (в основном городских и пригородных пассажирских) перевозок, целевых государственных программ в области безопасности двиВнжения и экологической безопасности транспортного комплекса;
    • введение системы лицензирования видов производственной деятельности транспортного комплекса и разработка требований сертификации к автотранспортным средствам, эксплуатационным материалам, запасным частям, производственно-технической базе, технологическому оборудованию и техноВнлогиям ТО и ремонта, используемым на транспорте, а также в целом к качеству перевозочного процесса;
    • разработка требований к уровню подготовки и повышению квалификации кадров.
    • Формирование и проведение единой политики в области экологии и безВнопасности движения.
    • Проведение социальной политики.
    • Развитие межрегиональных и внешнеэкономических связей.

Функции Российской транспортной инспекции сводятся к контролю выполВннения транспортного законодательства, требований по экологии и безопасности движения; лицензированию деятельности по производству услуг на транспорте; контролю за выполнением лицензионных требований.

В настоящее время на автомобильном транспорте продолжается процесс разгосударствления собственности, что приводит к появлению многочисленных мелких владельцев автомобилей, как физических, так и юридических лиц. Кроме того, значительно расширился круг предприятий, в той или иной форме оказывающих услуги, связанные с ТО и ремонтом автомобилей.

Функции производственно-коммерческого управления данных структур являВнются прерогативой непосредственно субъектов производственной и коммерческой деятельности: государственных (муниципальных) предприятий, учреждений и коммерческих предприятий, имеющих различную организационно-правовую струкВнтуру, в соответствии с положениями Гражданского кодекса РФ (ОАО, ЗАО, ООО).

Как правило, на этих предприятиях в той или иной организационно-произВнводственной форме функционирует инженерно-техническая служба.

Инженерно-техническая служба располагает определенной производственной базой, ресурсами и производственными подразделениями, составВнляющими ее организационно-производственную структуру и осуществляющими:

  • хранение и в ряде случаев заправку автомобилей;
  • постовые работы ТО и текущего ремонта, производимые непосредственно на автомобиле;
  • работы по восстановлению снятых с автомобиля неисправных агрегатов, узлов и деталей, выполняемые в специализированных цехах и участках;
  • работы по обеспечению подготовки производства, запаса агрегатов, узлов и деталей на промежуточном и центральном складах, перегон автомобилей в производственных зонах и т.д.;
  • работы по содержанию, реконструкции и техническому перевооружению производственно-технической базы.

ИТС АТП может включать следующие производственные участки или комплексы:

  • комплекс технического обслуживания и диагностирования (ТОД), который объединяет исполнителей и бригады ЕО, ТО-1, ТО-2 и диагностирования;
  • комплекс текущего ремонта, в котором объединяются подразделения, выполВнняющие ремонтные работы непосредственно на автомобиле (постовые);
  • комплекс ремонтных участков (РУ), в котором объединяются подразделения и исполнители, занятые восстановлением оборотного фонда агрегатов, узлов и деталей.

Ряд работ практически может выполняться непосредственно на автомобиле и в цехах (электротехнические, жестяницкие, сварочные, малярные и др.). Отнесение этих подразделений к комплексу ТР или РУ производится обычно с учетом преобладающего (по трудоемкости) вида работ, а также с учетом организационных соображений применительно к конкретным условиям и размеру АТП.

1.2 Подсистемы ИТС автотранспортного предприяВнтия

В обобщенном и наиболее полном варианте ИТС автотранспортного предприяВнтия (группы предприятий, объединения, холдинга) может включать следующие подсистемы (подразделения, отделы, цехи, участки):

  1. Управление ИТС в лице главного инженера, технического директора, а в малых предприятиях - специалиста (мастера, технического менеджера), ответстВнвенного за техническое состояние автомобилей, их дорожную и экологическую безопасность, в том числе и при обслуживании на контрактной основе.
  2. Группа (центр, отдел) управления производством ТО и ремонта автомобилей.
  3. Технический отдел, где разрабатываются планировочные решения по реконструкции и техническому перевооружению производственно-технической базы, осуществляется подбор и заказ технологического оборудования, разработка технологических карт; разрабатываются и проводятся мероприятия по охране труда и технике безопасности, изучаются причины производственного травматизма и принимаются меры по их устранению; проводится техническая учеба по подготовке кадров и повышению квалификации персонала; составляются технические нормаВнтивы и инструкции, конструируются нестандартное оборудование, приспособления, оснастка.
  4. Отдел (группа) главного механика, осуществляющий содержание в техниВнчески исправном состоянии зданий, сооружений, энергосилового и санитарно-технического хозяйств, а также монтаж, обслуживание и ремонт технологического оборудования, инструментальной оснастки и контроль за правильным их использоВнванием; изготовление нестандартного оборудования.
  5. Отдел (группа) материально-технического снабжения, обеспечивающий маВнтериально-техническое снабжение АТП, составление заявок по снабжению и эффективную организацию работы складского хозяйства.
  6. Отдел (группа) технического контроля, осуществляющий контроль за полВннотой и качеством работ, выполняемых всеми производственными подразделеВнниями, контролирующий техническое состояние подвижного состава при его приеме и выпуске на линию на контрольно-техническом пункте, проводящий анализ причин возникновения неисправностей подвижного состава.
  7. Комплекс подготовки производства, осуществляющий подготовку произВнводства, т.е. комплектование оборотного фонда запасных частей и материалов, хранение и регулирование запасов, доставку агрегатов, узлов и деталей на рабочие посты, мойку и комплектование ремонтного фонда, обеспечение рабочих инструВнментом, а также перегон автомобилей в зонах ТО, ремонта и ожидания. Комплекс может включать:
    • участок комплектации, работники которого (слесари-комплектовщики) обесВнпечивают по заданию диспетчера производства оформление требования и получение на складе запасных частей, необходимых для выполнения реВнмонтных работ, и доставку их на рабочие посты, а также транспортировку неисправных агрегатов, узлов и деталей, снятых для ремонта;
    • промежуточный склад, где обеспечивается хранение ограниченной ноВнменклатуры агрегатов, узлов и деталей (в том числе и отремонтированных) и поддержание определенного уровня их запаса;
    • моечно-дефектовочный участок, где производится прием и хранение реВнмонтного фонда, разборка агрегатов, мойка узлов и деталей, их дефектация и комплектование перед отправкой на ремонт в комплекс РУ;
    • инструментальный участок, обеспечивающий хранение, выдачу и ремонт инструмента;
    • транспортный участок, водители-перегонщики которого осуществляют пеВнрегон автомобилей, передачу их на хранение в зону ожидания ремонта (ЗОР), а также транспортировку тяжеловесных агрегатов, узлов и деталей.

При разработке организационно-производственной структуры ИТС для конкретного АТП учитываются как внешние по отношению к производственному процессу факторы, так и внутренние, в зависимости от чего приведенный перечень подразделений ИТС может комбинироваться и видоизменяться. К основным внутренним факторам можно отнести размеры и структуру парка подвижного состава по наличию технологически совместимых групп, режим работы произВнводства и интенсивность эксплуатации подвижного состава, уровень развития производственно-технической базы и характер размещения производственных зон, наличие их территориальной разобщенности, численность производственного персонала, определяющая возможность специализации подразделений и исполниВнтелей или необходимость совмещения ими нескольких производственных функций.

К основным внешним факторам, влияющим на формирование организационно-производственных структур ИТС данного АТП, можно отнести факторы, опредеВнляемые уровнем развития рынка сервисных услуг в регионе. В связи с получением хозяйственной самостоятельности АТП, обладающие развитой производственно-технической базой и имеющие соответствующие сертификаты и лицензии, стали участвовать на контрактной основе в обслуживании и ремонте автотранспортных средств малых предприятий и частных владельцев. Таким образом, АТП решает для себя вопрос более полной загрузки производственных мощностей и персонала и получения дополнительных доходов, а владельцы малых предприятий, не обладаюВнщие собственной полнофункциональной производственно-технической базой, моВнгут решить вопрос о получении лицензии на выполнение транспортной деятельВнности.

II. МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ

Наибольшее распространение к настоящему времени получили три метода организации производства ТО и ремонта подвижного состава: специализированных бригад, комплексных бригад и агрегатно-участковый.

2.1 Метод специализированных бригад

Метод специализированных бригад предусматривает формирование производВнственных подразделений по признаку их технологической специализации по видам технических воздействий. Создаются бригады, на каждую из которых в зависимости от объемов работ планируются определенное количество рабочих необходимых специальностей. Специализация бригад по видам воздействий (ЕО, ТО-1,   ТО-2, диагностирование, ТР, ремонт агрегатов) способствует повышению производительности труда рабочих за счет применения прогрессивных технолоВнгических процессов и механизации, повышения навыков и специализации исполВннителей на выполнение закрепленной за ними ограниченной номенклатуры техВннологических операций.

При такой организации работ обеспечивается технологическая однородность каждого участка (зоны), создаются предпосылки к эффективному оперативному управлению производством за счет маневра людьми, запасными частями, технологическим оборудованием и инструментом, упрощаются учет и контроль за выполнением тех или иных видов технических воздействий.

Существенным недостатком данного метода организации производства являетВнся слабая персональная ответственность исполнителей за выполненные работы. В случае преждевременного отказа сложно проанализировать все причины, устаВнновить конкретного виновника снижения надежности, так как агрегат обслужиВнвают и ремонтируют рабочие различных подразделений. Это приводит к значиВнтельному увеличению числа отказов и простоям автомобилей в ремонте. ЭффекВнтивность данного метода повышается при централизованном управлении производВнством и применении специальных систем управления качеством ТО и ТР.

2.2 Метод комплексных бригад

Метод комплексных бригад предусматривает формирование производственВнных подразделений по признаку их предметной специализации, т.е. закрепление за бригадой определенной группы автомобилей (например, автомобилей одной колонны, автомобилей одной модели, прицепов и полуприцепов), по которым бригада проводит ТО-1, ТО-2 и ТР. Централизованно, как правило, выполняются ЕО, диагностирование и ремонт агрегатов. Комплексные бригады укомплектовываются исполнителями различных специальностей (автослесарями, слесарями-регулировщиками, электриками, смазчиками) для выполнения закрепВнленных за бригадой работ.

Каждая бригада, как правило, имеет закрепленные за ней рабочие места, посты для ТО и ремонта, свое в основном универсальное технологическое оборудование и инструменты, запас оборотных агрегатов и запасных частей, т.е. происходит сокраВнщение программы и распыление материальных средств АТП, что усложняет организацию производства технического обслуживания и ремонта автомобилей.

Сложности управления при этом методе объясняются трудностями маневВнрирования производственными мощностями и материальными ресурсами и регуВнлирования загрузки отдельных исполнителей по различным комплексным бригаВндам. Возникают ситуации, когда рабочие одной комплексной бригады переВнгружены, а другой - недогружены, но бригады не заинтересованы во взаимоВнпомощи.

Однако существенным преимуществом этого метода является бригадная ответственность за качество проводимых работ по ТО и ТР.

2.3 Агрегатно-участковый метод

Сущность агрегатно-участкового метода состоит в том, что все работы по ТО и ремонту подвижного состава АТП распределяются между производственныВнми участками, ответственными за выполнение всех работ ТО и ТР одного или нескольких агрегатов (узлов, механизмов и систем) по всем автомобилям АТП. Ответственность за ТО и ремонт закрепленных за участком агреВнгатов, узлов и систем при данной форме организации производства становится персональной.

Результаты работы производственного участка оцениваются по средней наработке на случай ТР соответствующих агрегатов и по простоям автомобилей из-за технических неисправностей агрегатов и систем, закрепленных за участком. Работы распределяются между производственными участками с учетом производственной программы, зависящей от размера АТП и интенсивности использования подвижного состава. На крупных и средних АТП с интенсивным использованием автомобилей число участков, между которыми распределяются работы ТО и ТР, принимается от четырех до восьми. Работы, заВнкрепленные за основными производственными участками, выполняются входящими в состав их бригад исполнителями как на постах ТО и ТР, так и в соответВнствующих цехах и участках.

Однако агрегатно-участковый метод не лишен недостатков, главный из котоВнрых - децентрализация производства, затрудняющая оперативное управление работоспособностью автомобиля как субъекта транспортного процесса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. ВлТехническая эксплуатация автомобилейВ», под редакцией профессора Е.С. Кузнецова, издание 4-е, переработанное и дополненное, Москва ВлНаукаВ», 2001г.

Вместе с этим смотрят:

Оптимальная загрузка складов и транспортных средств
Организация коммерческой работы на внутреннем водном транспорте
Организация перевозок
Организация пригородного движения