Сигнал

Содержание

  1. Назначение сигналовтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж.3
  2. Классификация светофоровтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж4
  3. Светофорная сигнализациятАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж.тАжтАж5
  4. Видимость сигналов и места их установкитАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж.8
  5. Сигналы ограждения, ручные и звуковые сигналытАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж9
  6. Сигнальные указатели и знакитАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж.10
  7. Сигналы, применяемые для обозначения поездов, локомотивов и

других подвижных едиництАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж.тАж.11

Назначение сигналов

Безопасность движения и четкая организация движения поезВндов и маневровой работы требуют передачи машинисту информаВнции, разрешающей или запрещающей движение, а при разрешеВннии движения тАФ о режиме ведения поезда. Кроме того, необходиВнмы сообщения с локомотива работникам, связанным с движением поездов, о предполагаемых действиях машиниста. Передача всей совокупности необходимых приказов, указаний и извещений проВнизводится с помощью сигналов. На железнодорожном транспорте применяются только сигналы, утвержденные министром путей сообщения.

Сигнал тАФ это условный видимый или звуковой знак, при помощи которого подается определенный приказ, ВлСигнал является приказом и подлежит беспрекословному выполВннению. Работники железнодорожного транспорта должны испольВнзовать все возможные средства для выполнения требования сигВннала. Проезд закрытого светофора запрещаетсяВ».

Каждый сигнал несет одно определенное требование, поэтому для правильного приема сигналы должны возможно больше отВнличаться друг от друга физическими признаками. В качестве приВнзнаков, которыми отличают друг от друга видимые сигналы, исВнпользуются цвет огней, их число и характер горения (мигающие или немигающие), окраска и положение сигнальных приборов. Видимые сигналы подаются светофорами, дисками, щитами, фоВннарями, флагами, сигнальными указателями и знаками.

Звуковые сигналы отличаются  числом и сочетанием входящих в них звуков различной продолжительности. Звуковые сигналы подаются свистками локомотивов, моторвагонных поезВндов и дрезин, ручными свистками, луковыми рожками, сиренами, гудками и петардами.

Видимые сигналы по времени их применения подразделяют на:

дневные, подаваемые в светлое время суток; ночные, подаваемые в темное время суток; круглосуточные, подаваемые в светлое и темное время суток.

В сигнализации, связанной с движением поездов, применяютВнся следующие основные сигнальные цвета:

зеленый, разрешающий движение с установленной скоростью;

желтый, разрешающий движение и требующий уменьшения скорости;

красный, требующий остановки.

Число цветов, используемых в сигнализации для движения поВнездов, ограничено тремя перечисленными основными цветами, поВнскольку они обладают достаточной контрастностью, надежно разВнличимы, способны как признак сочетаться с другими признаками, имеют большую дальность видимости при малом расходе энергии, сравнительно дешевы и технически просто выполняются.

Помимо трех основных цветов, применяются также огни синеВнго и белого (лунно-белого, прозрачно-белого, мелочно-белого) цветов. Синий цвет, хотя хорошо опознается, но обладает ограниВнченной дальностью видимости из-за малой прозрачности светоВнфильтров. Белые огни близки по цвету посторонним источникам света, поэтому эти цвета имеют ограниченную область использоВнвания.

Сигналы, установленные Инструкцией по сигнализации на жеВнлезных дорогах, составляют несколько групп в завиВнсимости от того, где и когда они применяются, т. е. от их основноВнго назначения:

постоянные сигналы тАФ светофоры, применяемые при движении поездов и маневровой работе;

сигналы ограждения, применяемые при ограждении мест, опасВнных для движения поездов (подаются дисками, щитами, фонаряВнми, флагами, сигнальными указателями и знаками);

ручные сигналы, применяемые работниками железных дорог при движении поездов (подаются флагами, фонарями, дисками);

сигнальные указатели и знаки, применяемые для указания маршрутов следования, положения стрелок, путевого заграждеВнния, гидравлических колонок и др., которые могут занимать неВнсколько положений, а также обозначать места, требующие опреВнделенных действии машиниста (подаются фонарями, щитами, указателями и т. д.);

сигналы, применяемые при маневровой работе (подаются свеВнтофорами, флагами, фонарями);

сигналы, применяемые для обозначения поездов, локомотивов и других подвижных единиц (подаются фонарями, дисками, флаВнгами);

звуковые сигналы, применяемые при движении поездов и маВнневровой работе.

Классификация светофоров

С помощью светофорной сигнализации передаются на расстоВняние приказы, прямо относящиеся к движению поездов. Местами установки светофоров являются начало перегонов, блок-участков, станций и т. д., т. е. границы различных ограждаемых светофорами участков пути, что позволяет подразделять светофоры по назначению на:

Входные тАФ разрешающие или запрещающие поезду следовать с перегона на станцию;

выходные тАФ разрешающие или запрещающие поезду" отправВнляться со станции на перегон;

маршрутные тАФ разрешающие или запрещающие поезду проВнследовать из одного района станции в другой;

проходные тАФ разрешающие или запрещающие поезду прослеВндовать с одного блок-участка (межпостового перегона) на друВнгой;

прикрытия тАФ для ограждения мест пересечения железных доВнрог в одном уровне другими' железными дорогами, трамвайными путями и троллейбусными линиями, разводных мостов и участков, проходимых с проводником;

заградительные тАФ требующие остановки при опасности для движения, возникшей на переезде, крупных искусственных сооруВнжениях и обвальных местах, а также при ограждении составов для осмотра и ремонта вагонов на станциях;

предупредительные тАФ заблаговременно  предупреждающие о показании основного светофора (входного, проходного, заградиВнтельного и прикрытия);

повторительные тАФ для оповещения о разрешающем показании выходного, маршрутного и о показаниях горочного светофора, когда по местным условиям видимость основного светофора не обеспечивается;

локомотивные тАФ для разрешения или запрещения поезду следовать по перегону с одного блок-участка на другой, а также преВндупреждения о показании путевого светофора, к которому приВнближается поезд;

маневровые тАФ разрешающие или запрещающие производство маневров;

горочные тАФ разрешающие или запрещающие роспуск вагонов с горки.

Один светофор может совмещать несколько назначений (входВнной и выходной, выходной и маневровый, выходной и маршрутный в др.)

Светофорная сигнализация

На железных дорогах применяют двух-, трех- и четырехзначную светофорную сигнализацию. При двузначной сигнализаВнции, применяемой в полуавтоматической блокировке, сигналы основных светофоров только запрещают или разрешают движение поездов на ограждаемый ими участок пути, не предупреждая об открытом или закрытом положении следующего светофора. В этом случае запрещающий сигнал светофора должен быть виден на расВнстоянии не менее нужного для остановки поезда перед закрытым светофором. При существующих скоростях движения поездов этоВнго обеспечить нельзя, поэтому машинист должен заблаговременно предупреждаться об остановке у следующего светофора. Этому требованию отвечает трехзначная сигнализация, применяемая, как правило, при автоблокировке и в пределах станций.

На проходных светофорах при трехзначной сигнализаВнции применяют три сигнала: один зеленый огонь тАФ ВлРазрешается движение с установленной скоростью; впереди свободны два или более блок-участкаВ»; один желтый огонь тАФ ВлРазрешается движение с готовностью остановиться; следующий светофор закрытВ»; один красный огонь тАФ ВлСтой! Запрещается проезжать сигналВ». Такая сигнализация предусматривает наличие между поВнпутными смежными светофорами расстояния не менее требуемого тормозного пути.

На линиях с интенсивным движением (пригородные участки крупных городов) для пропуска большого числа поездов необхоВндимо сокращать время между их отправлением. Для этого уменьВншают расстояние между смежными светофорами, чтобы ранее отВнправленный поезд за меньшее время прошел более короткие блок-участки и дал возможность скорее отправить следующий поезд. Для того чтобы при уменьшении расстояния между смежными светофорами было известно о закрытом светофоре на расстоянии не менее требуемого тормозного пути от него, машинист предуВнпреждается о сигнале ВлСтой!В» за два блок-участка, встречая при приближении поезда к закрытому светофору два предупредительВнных светофора. Из них первый по ходу поезда находится на расстоянии не менее тормозного пути от закрытого светофора и поВндает предупредительный сигнал один желтый и один зеленый огВнни, указывающий, что впереди свободны два, но коротких блок-участка, и к следующему светофору с желтым огнем должна быть снижена скорость до установленной. Сигнал второго по ходу свеВнтофора тАФ один желтый огонь тАФ указывает, что свободен один блок-участок. Если впереди свободны три или более блок-участка, на светофоре горит один зеленый огонь. Такая сигВннализация называется четырехзначной, поскольку в ней приВнменяются четыре сигнала: один зеленый огонь; один желтый и один зеленый огни; один желтый огонь и один красный огонь.

В светофорной сигнализации, кроме этих сигналов, используВнемых при движении на перегоне и по главному пути станций, приВнменяются сигналы, необходимые при движении поездов с отклонеВннием по стрелочным переводам на боковые пути станций при обВнгоне попутными и скрещении со встречными поездами. Движение поездов по стрелочным переводам с отклонением допускается со сниженной скоростью. Величина сниженной скорости зависит от крутизны кривой перехода поезда по стрелочному переводу на боковой путь. Крутизна характеризуется маркой крестовины стрелочного перевода. По обычным несимметричным стрелочным переВнводам с крестовиной марки 1/11 (1/9) движение на боковой путь допускается с уменьшенной скоростью (не более 50 (40) км/ч), а по пологим переводам с крестовиной марки 1/18 не более 80 км/ч и с крестовиной 1/22тАФне более 120 км/ч.

Следовательно, скорость движения поезда при входе на станцию может быть различной и зависит, во-первых, от того, на каВнкой путь (главный пли боковой) принимают поезд, а во-вторых, если поезд принимают на боковой путь, от того, по обычным или пологим стрелочным переводам будет отклонение на боковой путь, что заранее неизвестно машинисту. Об этом машинист заблаговременно предупреждается соответствующим сигналом предвходного (предупредительного) светофора с тем, чтобы он мог предварительно, еще не видя сигнала входного свеВнтофора, начать снижение скорости до скорости входа поезда на станцию. В свою очередь сигналы входного светофора должны одновреВнменно с указанием скорости входа поезда на станцию предупреждать и о скороВнсти движения (включая нуВнлевую тАФ остановку) у слеВндующего за ним выходного (маршрутного)  светофора.

Входной светофор. При приеме поезда на главный путь входной светофор подает сигналы;   один   зеленый огонь тАФ следующий светоВнфор открыт; один желтый огонь тАФ следующий светоВнфор закрыт.

О приеме поезда на боВнковой путь с уменьшенной скоростью по обычным стрелочным переводам с креВнстовиной марки 1/11 (1/9) входные светофоры подают сигналы, состоящие из двух огней и имеющие следуюВнщие сигнальные значения.

два желтых огня, из них верхний мигающий тАФ ВлРазрешается поезду следовать на станцию с уменьшенной скоростью на бокоВнвой путь; следующий светофор (маршрутный или выходной) отВнкрытВ». На открытое положение следующего светофора указывает верхний желтый мигающий огонь;

два желтых огня тАФ ВлРазрешается поезду следовать на станВнцию с уменьшенной, скоростью на боковой путь и готовностью осВнтановиться на станции; следующий светофор закрытВ». О закрытом следующем светофоре предупреждает верхний немигающий желВнтый огонь.

Предвходной (предупредительный) светофор об открытом входном светофоре предупреждает сигналом тАФ один желтый миВнгающий огонь, указывающим, что ВлРазрешается движение с устаВнновленной скоростью; входной светофор открыт и требует проследования его с уменьшенной скоростью; поезд принимается на боВнковой путь станцииВ».

В случае приема поезда на станцию со скоростью до 80 км/ч с отклонением по пологим стрелочным переводам с крестовиной марки 1/18 входные светофоры подают сигналы, состоящие из двух огней и зеленой полосы:

один зеленый, мигающий и один желтый огни и одна зеленая светящаяся полоса тАФ ВлРазрешается поезду следовать на станцию со скоростью не более 80 км/ч на боковой путь: следующий светоВнфор (маршрутный или выходной) открыт и требует проследоваВнния его со скоростью не более 80 км/чВ». Предупреждение о скороВнсти до 80 км/ч у следующего светофора подается верхним зеленым мигающим огнем сигнала;

два желтых огня, из них верхний мигающий, и одна зеленая светящаяся полосатАФВлРазрешается поезду следовать на станцию со скоростью не более 80 км/ч на боковой путь; следующий светоВнфор открыт, требует проследования его с уменьшенной скороВнстьюВ». Уменьшение скорости к следующему светофору в этом слуВнчае требуется из-за отклонения за ним поезда по обычному стреВнлочному переводу; предупреждение об этом подается верхним желтым мигающим огнем сигнала;

два желтых огня и одна зеленая светящаяся полоса тАФ ВлРазВнрешается поезду следовать на станцию со скоростью не более 80 км/ч на боковой путь и готовностью остановиться на станции; следующий светофор закрытВ». Желтый верхний огонь предупрежВндает о красном огне на следующем светофоре.

Во всех случаях предвходной светофор подает один и тот же сигнал тАФ один зеленый мигающий огонь, который указывает:

ВлРазрешается движение с установленной скоростью; входной свеВнтофор открыт и требует проследования его со скоростью не более 80 км/ч; поезд принимается на боковой путь станцииВ».

При приеме поезда на станцию с отклонением по стрелочному переводу с крестовиной марки, 1/22 входной светофор подает сигВннал тАФ один зеленый мигающий и один желтый огни и две зеленые светящиеся полосы тАФ ВлРазрешается поезду следовать 'на станцию со скоростью не более 120 км/ч на боковой путь; слеВндующий светофор открыт и разрешает проследование его с устаВнновленной скоростьюВ». В этом случае предвходной светофор подает сигнал один зеленый мигающий огонь.

Движение с отклонением по стрелочным переводам может проВнисходить и после выходных и маршрутных светофоров. Это значит, что ими могут подаваться те же сигналы, что и входными светоВнфорами, следовательно, расположенные перед выходными (маршрутными) входные или маршрутные светофоры должны подавать сигналы аналогично предвходному светофору о скорости у следующего светофора.

При изучении сигнализации светофорами можно заметить, что сигналы построены по определенным правилам, и каждый сигВннал передает сразу два приказа тАФ основной и предупредительный.

Сигналами передаются приказы о пяти скоростях: установленной, не более 120 км/ч, не более 80 км/ч, уменьшенной (не более 50 км/ч) и остановке. Какими же пользуются признаками, чтобы указать и предупредить сигналами об этих пяти скоростях?

Основное значение сигнала, указывающее скорость у данного светофора, передается числом огней и зеленых полос:

один огонь имеют сигналы, разрешающие движение с установВнленной скоростью у данного светофора. К ним относятся: один зеленый, один зеленый мигающий, один желтый мигающий и один желтый огни;

два огня "(нижний всегда желтый) имеют сигналы, указываюВнщие о следовании, с уменьшенной скоростью (не более 50 км/ч);

два огня с одной зеленой светящейся полосой тАФ соответствует

скорости не более 80 км/ч;

два огня с двумя зелеными светящимися полосами тАФ разрешаВнют двигаться со скоростью не более 120 км/ч.

Все сигналы, кроме того, содержат еще и второй сигнальный признак, предупреждающий о скорости у следующего светофора. Если взять для примера сигналы с одним огнем: один зеленый, один зеленый мигающий, один желтый мигающий и один желтый огни, то они, имея единый признак тАФ один огонь, соответствуюВнщий установленной скорости у светофора, подающего сигнал, в то же время отличаются между собой цветом (зеленый, желтый) и характером горения огня (непрерывный, мигающий). Цветом и характером горения огня сигнал предупреждает о скорости у слеВндующего светофора. Каждому из признаков отвечает такая скоВнрость у следующего светофора с огнем:

зеленым (немигающим) тАФ установленная скорость;

зеленым мигающим тАФ не более 80 км/ч;

желтым мигающим тАФ уменьшенная (не более 50 км/ч);

желтым (немигающим) тАФ предупреждает об остановке: (нулеВнвая скорость);

один красный тАФ служит сигналом остановки и имеет одно знаВнчение: ВлСтой. Запрещается проезжать сигналВ».

Таким образом, смысл каждого сигнала светофора складываВнется из указаний скорости у данного светофора, я одним из четыВнрех признаков (один огонь, два огня, два огня с одной полосой и два огня с двумя полосами) и предупреждений о скорости у слеВндующего светофора тоже одним из четырех признаков (зеленый, зеленый мигающий, желтый мигающий и желтый).

Видимость сигналов и места их установки

Для того чтобы иметь возможность остановить поезд перед светофором, подающим сигнал ВлСтойВ», машинист должен видеть непосредственно сигнал на расстоянии не менее тормозного пути. В Правилах технической эксплуатации приведены основные треВнбования к видимости сигналов и их установке.

Расстояние, на котором видны сигналы светофора, зависит от времени суток, места расположения (на прямом или кривом участВнке пути) и наличия препятствий, заслоняющих огни светофора (лес, выемка, строение и др.). Более высокие требования предъявВнляются к видимости сигналов светофоров на перегонах и главных путях станций.

Установленная дальность видимости для сигналов, подаваемых светофорами с боковых путей к маневровых светофоВнров, меньше, потому что движение поездов по боковым путям, а также при маневровых передвиВнжениях происходит с меньшими скоростями.

Тормозные пути при современВнных скоростях обычно превыВншают дальность видимости сигВнналов, подаваемых светофорами. В связи с этим необходимо преВндупреждать машиниста сигналом другого светофора (предупредиВнтельного) на расстоянии не менее тормозного пути о том, что основной светофор открыт или закрыт. Поэтому перед входВнными и проходными светофорами и светофорами прикрытия устаВннавливают " предупредительные светофоры. В этом случае дальВнность видимости сигнала светофора должна позволять машинисту уверенно воспринять его во время движения.

- На участках, оборудованных автоблокировкой, каждый проВнходной светофор является предупредительным по отношению к следующему светофору. Входные и маршрутные светофоры главВнных путей, а также выходные светофоры при автоблокировке являются предупредительными по отношению к следующим светоВнфорам на главном пути. Поэтому на линиях, оборудованных автоВнблокировкой с трехзначной сигнализацией, расстояние между свеВнтофорами должно быть не менее тормозного пути, определенного для данного места при полном служебном торможении и максиВнмальной реализуемой скорости (но не более 120 км/ч для пассаВнжирских и не более 80 км/ч для грузовых поездов), но не менее 1000 м.

На участках с автоматической локомотивной сигнализацией к длине блок-участка предъявляется еще одно дополнительное требование: длина блок-участка должна быть не менее тормозного пути, необходимого для принудительной остановки поезда устройВнствами автоматической локомотивной сигнализации.

На участках, не оборудованных автоблокировкой, предупредиВнтельные светофоры устанавливают от основных светофоров на расстоянии не менее тормозного пути, определенного, для данного места при экстренном торможении и максимальной реализуемой скорости.

Для безошибочного восприятия сигналов, подаваемых светоВнфорами, необходимо правильное взаимное размещение светофоров и единый порядок установки их относительно пути. ПТЭ предуВнсматривает, что светофоры должны находиться всегда с правой стороны пути по направлению движения поездов, т. е. со стороны машиниста. Кроме того, на двухпутных участках расположение светофоров с внешней стороны пути (справа) позволяет легко соблюдать требование габарита. Когда ширина междупутья, в том числе на многопутных перегонах или на двух путных с двусторонВнним движением, не позволяет разместить мачтовый светофор, приВнменяют консоли или мостики. В этих случаях светофоры могут находиться над осью ограждаемого ими пути. Относительно друг друга светофоры следует устанавливать так, чтобы подаваемые ими сигналы нельзя было принять с поезда за сигналы, относящиеся к смежным путям.

Входные светофоры должны быть установлены от первого стрелочного перевода на расстоянии не ближе 50 м, считая от остряка противошерстного или предельного столбика пошерстного стрелочного перевода. Это позволяет локомотиву с несколькими вагонами выезжать при маневрах за первую входную стрелку без выхода за границу станции. На электрифицированных участках входные светофоры размещают на расстоянии 300 м (а не 50 м), т. е. до воздушных промежутков контактной сети, расположенных перед первыми стрелочными переВнводами.                                             

Выходные светофоры должны устанавливаться для каждого отправочного пути впереди места, предназначенного для стоянки локомотива отправляющегося поезда.

Сигналы ограждения, ручные и звуковые сигналы

Места с препятствиями для движения поездов и места произВнводства работ, требующие остановки поезда перед ними или проВнследования их с уменьшенной скоростью, ограждают сигналами. Места, требующие проследования их с уменьшенной скоростью, ограждают с обеих сторон на расстоянии 50 м сигнальными знакаВнми ВлНачало опасного местаВ» и ВлКонец опасного местаВ» и от них:

на расстоянии 800 тАФ 1500 м устанавливают сигналы уменьшения скорости, которые предупреждают машиниста, что опасное место должно быть преследовано с пониженной скоростью.

Сигналами уменьшения скорости служат диски желтого цвета, когда ограждают места с постоянным ограничением скорости, и переносные квадратные щиты желтого цвета днем и ночью (или желтый флаг на шесте днем) при ограждении временных препятВнствий. О проследовании опасного места машинист извещается соответственно диском или квадратным щитом 'зеленого цвета (обратная сторона диска и щита желтого цвета).

Места с препятствиями для движения поездов, требующие остановки, и места производства работ ограждают, применяя пеВнреносные сигналы: прямоугольный щит красного цвета или красВнный флаг на шесте днем и красный огонь фонаря ночью.

Для подачи ручных сигналов служат днем флаги, а ночью тАФ фонари. Сигнал остановки подается днем красным развернутым флагом, а ночью тАФ красным огнем ручного фонаря; сигнал уменьВншения скорости тАФ днем желтым развернутым флагом, а ночью тАФ желтым огнем ручного фонаря (только на станциях).

Для передачи приказа об остановке идя уменьшении скорости при отсутствии днем красного флага, а ночью фонаря с красным или желтым огнем применяют сигналы, значения которых выраВнжаются характерными для каждого из них движениями. Так, в этих случаях сигнал остановки подается: днем тАФ движением по кругу желтого флага, руки или какого-либо предмета; ночью тАФ движением по кругу фонаря с огнем любого цвета. Это дает возВнможность каждому работнику в случае угрозы безопасности двиВнжения принять меры к остановке поезда. Сигнал уменьшения скорости ночью может подаваться медленным движеВннием вверх и вниз ручного фонаря с прозрачно-белым огнем. ЗеВнленый огонь ручного фонаря или зеленый огонь ручного диска применяется только в одном случае, а именно дежурным по станВнции ночью для разрешения поезду отправиться или проследовать безостановочно по станции. Днем этот сигнал подается им ручным диском, окрашенным в белый цвет с черным окаймлением, или свернутым желтым флагом.

Ручные сигналы используются и при опробовании автотормоВнзов. Требование машинисту произвести торможение подается сигВнналом днем тАФ поднятой вертикально рукой, ночью тАФ поднятым ручным фонарем с прозрачно-белым огнем. Требование отпустить тормоза подается сигналом днем тАФ движениями руки перед собой по горизонтальной линии, ночью тАФ такими же движениями ручноВнго фонаря с прозрачно-белым огнем.

При маневрах подают ручные и звуковые сигналы: днем тАФ двинуться локомотиву управлением вперед тАФ движениями над гоВнловой развернутого желтого флага, ночью тАФ ручного фонаря с прозрачно-белым огнем или одним длинным звуком; двинуться локомотиву управлением назад тАФ днем движениями у ног разверВннутого желтого флага, ночью тАФ ручного фонаря с прозрачно-беВнлым огнем или двумя длинными звуками. Звуковые сигналы при маневрах подают свистком, духовым рожком.

Сигнальные указатели и знаки

Маршрутные указатели предназначены для передачи машинистам указаний по движению поездов и дополняют сигналы светофоров. Их указания подаются светящимися буквами, цифраВнми или полосами, образуемыми горящими лампочками и помеВнщаемыми на мачтах светофоров иди на отдельной мачте. СветяВнщийся указатель белого цвета определяет направление следования или путь приема, а указатель зеленого цвета тАФ номер пути отправления на групповом выходном или маршрутном светофоре.

Стрелочные, указатели показывают положение стреВнлок, которые могут находиться в двух положениях; для движения по прямому пути либо с отклонением на боковой путь. ПрименяВнются освещаемые и неосвещаемые стрелочные указатели. Если стрелка установлена по прямому  пути, освещаемый указатель днем показывает белый прямоугольник узкой стороны, а ночью тАФ молочно-белый огонь. Если стрелка установлена на боковой путь, то у освещаемого указателя днем видна широкая сторона, а ночью тАФ желтый огонь. Если стреловидный неосвещаемый указаВнтель размещен вдоль пути и видно его ребро, то стрелка установВнлена по прямому пути, а если на белом фоне стрелочного указаВнтеля видна черная стрела, направленная в сторону бокового пути, то стрелка установлена на боковой путь.

Указатели путевого заграждения сигнализируют: ВлПуть загражденВ» тАФ днем виден белый круг с гоВнризонтальной черной полосой, ночью тАФ молочно-белый огонь с той же черной полосой; ВлЗаграждение с пути снятоВ» тАФ днем виВнден белый круг или прямоугольник с вертикальной черной полоВнсой, ночью тАФ молочно-белый огонь с той же черной полосой.

Указатель   гидравлической   колонки сигнализирует: ВлСтойВ» тАФ ночью виден в обе стороны красВнный огонь фонаря, а днем видна сама поворачивающаяся часть колонки, установленная поперек пути. Если поворачивающаяся часть колонки установлена вдоль пути, ночью виден в обе стороны прозрачно-белый огонь.

Указатели перегрева букс устанавлиВнвают на опорах контактной сети или отдельных мачтах. Нормально указатели не освещаются и сигнального значения не имеют. О наличии перегрева букс в проходящем поезде указывают светяВнщиеся полосы указателя. В этом случае машинист должен плавно уменьшить скорость и проследовать входную стрелку со скоростью не более 20 км/ч, а затем остановить поезд на пути приема вне зависимости от показаний выходного светофора.

Указатель ВлОпустить токоприемникВ» сообщает машинисту, что необходимо проследовать воздушный промежуток с опущенным токоприемником из-за внезапного снятия напряжеВнния с одной из секций контактной сети, разделенной этим промеВнжутком. Указатель сигнализирует горизонтальной мигающей свеВнтящейся полосой прозрачно-белого цвета на черном ромбовидВнном щите. Нормально сигнальные полосы указателей не горят, и в этом положении указатели сигнального значения не имеют. Перед сигнальным указателем и за воздушным промежутком в направлении движения устанавливают постоянные сигнальные знаки черного цвета с отражателями на них.

Сигнальные знаки в виде столбиков или щитов различной формы и цвета с условными изображениями или надписями применяют в определенных местах. К сигнальным знакам относятся следующие:

а) общие знаки (постоянные): предельные столбики, щиты ВлГраница станцииВ», ВлПроводникВ», ВлНачало опасного местаВ» тАФ ВлКоВннец опасного местаВ», знак ВлСВ» о подаче свистка, ВлНачало толкаВннияВ», ВлКонец толканияВ», ВлОстановка локомотиваВ», ВлОстановка первого вагонаВ» и др.;

б) знаки на электрифицированных участках (квадратные шиВнты синего цвета, обращенные углом вверх, с условными обозначеВнниями) ВлОтключить токВ» (постоянный знак) устанавливают у разВнделов контактной сети нейтральными вставками. Проходя их, маВншинист должен отключить ток. За нейтральной вставкой устанавВнливают постоянный знак ВлВключить ток   на электровозеВ», ВлВключить ток на электропоездеВ»;

ВлОпустить токоприемникВ» (временный знак) ставится перед местами с неисправной контактной сетью, требующими прохода их с опущенными токоприемниками. Перед ним устанавливают знак ВлПодготовиться к опусканию токоприемникаВ», а за местом с неисправной сетью тАФ знак ВлПоднять токоприемникВ» (временВнные);

в) знаки для снегоочистителя (временные) ВлПоднять нож, заВнкрыть крыльяВ» ставят на зимнее время перед препятствиями на пути, которые не допускают прохода снегоочистителя в рабочем состоянии. За препятствиями устанавливают знак ВлОпустить нож, открыть крыльяВ», разрешающий работу снегоочистителя. На учаВнстках, где работают скоростные снегоочистители, перед знаками ВлПоднять нож, закрыть крыльяВ» устанавливают, кроме того, вреВнменные сигнальные знаки ВлПодготовиться к поднятию ножа к заВнкрытию крыльевВ».

Сигналы, применяемые для обозначения поездов, локомотивов и других подвижных единиц

Сигналы для обозначения подвижных единиц оповещают находящихся на пути людей и машинистов локоВнмотивов о приближении поезда и других подвижных единиц, а на двухпутных участках, тАФ кроме того, о пути, по которому они слеВндуют (правильному или неправильному).

Своевременно увидеть приближающийся поезд для машиниста, дежурного по станции, сигналиста, дежурного стрелочного поста, дежурного по переезду и других в дневное время не представляет труда, поэтому голова поезда при движении на однопутных и по правильному пути на двухпутных участках, в том числе при следоВнвании вагонами вперед, днем сигналами не обозначается. Ночью же голова поезда обозначается двумя прозрачно-белыми огнями фонарей у буферного бруса. На локомотиве при этом ночью добавляется сигнальный прозрачно-белый огонь прожектора.

Обозначение двумя огнями, находящимися на привычном расВнстоянии друг от друга, позволяет в темноте по ним правильно оценивать расстояние до поезда, а также скорость его приближения.

На двухпутных участках, как правило, поезда движутся по правильному пути. В этих условиях движение по неправильному пути представляет в силу его необычности серьезную опасность. Чтобы заблаговременно оповестить персонал о движении поезда по неправильному пути, днем и ночью с левой стороны (по направлению движения) в голове зажигают красный огонь фонаря, а с правой тАФ прозрачно-белый огонь фонаря. На локомотиве пря этом ночью добавляется сигнальный прозрачно-белый огонь проВнжектора.

Если грузовой поезд движется вагонами вперед на однопутВнном и по правильному пути на двухпутном участке ночью голова поезда обозначается прозрачно-белым огнем фонаря у буферного бруса. При движении по неправильному пути голова такого поВнезда обозначается днем тАФ развернутым красным флагом с левой стороны, а ночью тАФ прозрачно-белым огнем фонаря у буферного бруса и красным огнем ручного фонаря с левой стороны.

Последний вагон в хвосте поезда обозначается для того, чтобы по нему можно было узнать, в полном ли составе следует или прибыл поезд, а также для ограждения поезда во время следоваВнния. Хвост грузового и грузопассажирского поезда в любое время . . суток обозначают красным диском со светоотражателем у буферВнного бруса с правой стороны, а пассажирского и почтово-багажного тАФ тремя красными огнями. В случае прицепки к хвосту пассаВнжирского или почтово-багажного поезда грузового вагона без постоянных сигнальных фонарей последний обозначается днем' красным диском пли развернутым красным флагом у буферного бруса с правой стороны, а ночью тАФ одним красным огнем буферного фонаря с правой стороны.

Локомотив, находящийся в хвосте грузового поезда, а также локомотив, следующий без вагонов, сзади днем и ночью обознаВнчаются красным огнем фонаря у буферного бруса с правой стоВнроны.

В случае разрыва на перегоне грузового поезда хвост той чаВнсти поезда, которая отправляется на станцию, обозначают у буВнферного бруса с правой стороны днем развернутым желтым флагом, а ночью тАФ желтым огнем фонаря.

Снегоочиститель может двигаться по правильному и непраВнвильному пути, с локомотивом, как в голове, так и в хвосте. ПоВнэтому он нуждается в специальных сигнальных знаках. При двиВнжении на однопутных и по правильному пути на двухпутных участках снегоочиститель (если он в голове) обозначают днем тАФ двумя желтыми развернутыми флагами на боковых крюках, ночью тАФ двумя желтыми огнями боковых фонарей, а в сторону локомотива тАФ двумя прозрачно-белыми контрольными огнями. При движении по неправильному пути на двухпутных участках в голове снегоочиститель обозначают днем тАФ двумя желтыми и одним красным развернутыми флагами на боковых крюках, а ночью тАФ двумя желтыми и одним красным огнями фонарей. КрасВнный флаг (фонарь) устанавливают под желтым слева. В сторону локомотива торят три прозрачно-белых контрольных огня.

Если в голове находится локомотив, то его обозначают так же, как и снегоочиститель.

Вместе с этим смотрят:

Система охлаждения ЗИЛ-130
Современное состояние морского транспорта России
Статистика железнодорожного транспорта
Структура дистанции электроснабжения