Разновидности стиля руководства
1. Люди изначально не любят трудиться и при любой возможности избегают работы.
2. У людей нет честолюбия, и они стараются избавиться от ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили.
3. Больше всего люди хотят защищенности.
4. Чтобы заставить людей трудиться, необходимо использовать принуждения, контроль и угрозу наказания.
На основе этих исходных данных автократ -как можно больше централизует полномочия, структурирует работу подчиненных и почти не дает им свободы в принятии решений. Автократ также плотно руководит всей работой в пределах своей компетенции и, чтобы обеспечить выполнение работы, может оказывать психологическое давление, как правило, угрожать.
Когда автократ избегает принуждения, а вместо этого использует вознаграждение, он получает название благосклонного автократа.
Благосклонный автократ проявляет активную заботу о настроении и благополучии подчиненных, но сохраняет за собой фактическую власть принимать и исполнять решения.
Представления демократичного руководителя о работниках отличаются от представлений автократичного руководителя. Мак Грегор назвал их теорией "У":
1. Труд - процесс естественный. Если условия благоприятные, люди не только примут на себя ответственность, они будут стремиться к ней.
2. Если люди приобщены к организационным целям, они будут использовать самоуправление и самоконтроль.
3. Приобщение является функцией вознаграждения, связанного с достижением цели.
4. Способность к творческому решению проблем встречается часто, а интеллектуальный среднего человека используется лишь частично.
Благодаря этим предположениям, демократичный руководитель предпочитает такие механизмы влияния, которые апеллируют к потребностям более высокого уровня: это потребность в принадлежности, высокой цели, автономии и самовыражении.Демократичный руководитель избегает навязывать подчиненным свою волю.Организации, где доминирует демократичный стиль, характеризуются высокой степенью децентрализации полномочий. Подчиненные принимают активное участие в принятии решений и пользуются широкой свободой в выполнении заданий.
Либеральный руководитель представляет подчиненным почти полную свободу в определении своих целей и контроля за своей собственной работой. Итак, либеральное руководство характеризуется минимальным участием руководителя. Группа имеет полную свободу принимать собственные решения.
Авторитарное руководство характеризуется высокой степенью единоличной власти руководителя: руководитель определяет все стратегии группы; группа не делегирует никаких полномочий.
Демократичное руководство характеризуется разделением власти и участием трудящихся в управлении. Ответственность распределяется.
Кроме вышеперечисленных различают:
- руководителей, сосредоточенных на работе;
- руководителей, сосредоточенных на человеке.
Руководитель, сосредоточенный на работе, также известный как руководитель ориентированный на задачу, прежде всего, заботится о проектировании задачи и разработке системы вознаграждений для повышения производительности труда. Классическим примером руководителя, сосредоточенного на работе, служит Фредерик Тэйлор, который строил задачу по техническим принципам эффективности и вознаграждал рабочих, которые перевыполняли квоту, тщательно рассчитанную на основе измерения потенциального выпуска продукции.
Первейшей заботой руководителя, сосредоточенного на человеке, являются люди. Он сосредотачивает внимание на повышении производительности труда путем совершенствования человеческих отношений. Такой руководитель делает упор на взаимопомощь, позволяет работникам участвовать в принятии решений, считается с нуждами подчиненных.На основании своих исследований Лайкерт сделал вывод, что стиль некоторых руководителей одновременно ориентируется на работу и на человека.
Лайкерт предложил четыре базовых системы стиля лидерства.
Руководители первой системы - это эксплуататорски - авторитарные. Эти руководители имеют характеристики автократа.
Система 2 называется благосклонно-авторитарной. Эти руководители могут поддерживать авторитарные отношения с подчиненными, но они разрешают подчиненным, хотя и ограниченно, участвовать в принятии решений. Мотивация создается вознаграждением, а в некоторых случаях наказанием.
Системы 3 называется консультативной. Руководители проявляют значительное, но неполное доверие к подчиненным. Важные решения принимаются наверху, но многие конкретные решения принимаются подчиненными.
Система 4 подразумевает групповые решения и участие работников в принятии решений. Эти руководители полностью доверяют подчиненным. Взаимоотношения между руководителем и подчиненными дружеские и взаимно доверительные. Принятие решений децентрализовано.
Чтобы найти зависимость между стилем руководства, удовлетворенностью и производительностью, были разработаны четыре ситуационных модели: ситуационная модель руководства Фидлера, подход Митчела-Хеуса "путь-цель", теория жизненного цикла Херси и-Бланшара и модель принятия решений руководителем Врума-Йеттона.
1. Модель рассматривает три фактора, влияющие на поведение руководителя:
a) отношение между руководителем и членами коллектива (доверие к руководителю, привлекательность личности руководителя для исполнителей);
b) структура задачи (привычность задачи, четкость ее формулировки и структуризации, а не расплывчатость, бесструктурность);
c) должностные полномочия (объем законной власти, который позволяет руководителю использовать вознаграждение и уровень поддержки, которую оказывает организация).
3. В модели выделяют 4 стиля управления
1. Стиль поддержки – аналогичен стилю, ориентированному на человека
2. Инструментальный стиль – аналогичен стилю, ориентированному на задания
3. Стиль, поощряющий участие подчиненных в принятии решений
4. Стиль, ориентированный на достижения.
3. Согласно этой теории самые эффективные стили лидерства зависят от “зрелости” исполнителей, которая подразумевает способность нести ответственность за свое поведение, желание достигнуть поставленной цели, а также образование и опыт в отношении конкретной задачи, которую необходимо выполнить. В соответствии с этой моделью имеются 4 стиля лидерства, которые соответствуют конкретному уровню зрелости исполнителя:
“давать указания” - требует, чтобы руководитель сочетал большую степень ориентации на задачу и малую на человека.
“продавать” - стиль, в равной степени ориентированный на задачу и человека
“участвовать” - низкая степень ориентации на человека и высокая на человека
“делегировать” - низкая степень ориентации на человека и низкая на человека
4. В рамках данной модели разработаны 5 стилей управления:
1. Вы сами решаете проблему, используя имеющуюся информацию
2. Вы получаете информацию от подчиненных и затем сами решаете проблему
3. Вы излагаете проблему индивидуально тем подчиненным, кого это касается и выслушиваете их мнения
4. Вы излагаете проблему группе подчиненных, затем вы принимаете решение, которое может отражать, а может и не отражать влияние коллектива.
5. Вы излагаете проблему группе подчиненных. Вы вместе находите и оцениваете альтернативы, пытаясь добиться согласия выбора альтернатив