Перспектива проблемы
Главным аспектом, который следует учитывать руководству страны, в условиях стремительного развития ситуации в регионе и наличия множества проблем, особенно в сфере безопасности, является географическая близость с КНР и отсутствие на двустороннем уровне серьезных проблем и противоречий.
Исследования показали, что интенсификация многоуровневых связей между Кыргызстаном и Китаем в ближайшее время будет только увеличиваться, соответственно, степень вовлечения Кыргызстана в сферу экономического и политического влияния КНР - неизбежный и неотвратимый процесс.
Несмотря на попытки традиционных союзников, в частности России, вернуть Центральную Азию и Кыргызстан в орбиту своего влияния, можно с определенной долей уверенности говорить, что период после распада СССР и потери влияния России в регионе, в действительности, оказал куда более фундаментальное влияние на геополитическое пространство региона.
В этой ситуации, Кыргызстан, признавая внешне приверженность российскому вектору политики в Центральной Азии, на деле будет постепенно уходить в сферу фактического влияния Китая. Иными словами, проблема среднесрочного характера для руководства Кыргызстана будет заключаться в том, как на бесконфликтной основе, совмещать два вектора своей политики - российский (исторически сложившийся и диктуемой языковой и культурной близостью народов) и китайский (фактически отражающий реалии современности).
Сохранение этих двух направлений во внешней политике Кыргызстана будет сохраняться и впредь, в силу еще прочной привязки правящих групп в руководстве страны к России. Постепенная смена поколений во власти - процесс продолжительный, но также необратимый, в условиях растущего экономического и политического потенциала Китая.
Соответственно, основными направлениями разрабатываемых внешнеполитических подходов в отношении Китая, по нашему мнению, должны стать: укрепление партнерских двусторонних отношений и, поддержка региональных инициатив КНР, в особенности в рамках ШОС и других международных организаций.
В этой связи, перед Кыргызстаном встает важная задача - достижение негласного статуса "особого партнера" КНР в Центральной Азии и выстраивание "особых отношений", основанных на общности интересов в регионе - экономическое развитие и безопасность.
Политика Китая в Центральной Азии, говоря о ее восприятии в странах бывшего СССР, вызывает неоднозначную и порой противоречивую реакцию. С одной стороны, многие страны понимают значимость Китая в региональной и мировой политике и признают за ним особую, растущую роль важного фактора влияния. С другой, продолжают видеть в нем, пусть и не идеологического соперника, как в период СССР, то по крайней мерее внешнего игрока на "центральноазиатском поле", определяя его как потенциальную угрозу, всячески подпитывая известные опасения о "китайской угрозе".
Какими бы ни были - мнимыми или реалистичными эти идеи, для Кыргызстана важно занять позицию, которая бы позволяла оценивать и представлять политику Китая в регионе более взвешенно, трезво и реалистично.
Учитывая тот факт, что на двустороннем уровне между странами нет никаких проблем и противоречий, отношения между малой страной - Кыргызстаном и крупной мировой державой - Китаем, могут стать показательным примером справедливого отношения в духе принципов взаимоуважения и добрососедства.
В интересах Кыргызстана могло бы стать развитие сотрудничества с КНР по подкреплению и всяческому содействию положительного имиджа Китая в Центральной Азии, а также недопущения разворачивания открытого соперничества между Россией и КНР в регионе.
Экономическая целесообразность и заинтересованность Кыргызстана в привлечении инвестиций и участии в крупных региональных проектах под эгидой КНР также становится очевидной, особенно в свете тяжелого экономического положения в стране.
И здесь играет не только фактор географической близости Китая и фактической привязки мелкого и среднего бизнеса к китайской экономике. В отличие от России, Китай имеет четкую стратегию экономического и политического развития, которая получила выражение в концепции "Гармоничного общества". И модель отношений, основанная на взаимной экономической выгоде без обязательной привязки к политическим или идеологическим вопросам более привлекательна не только для Кыргызстана, но и для стран Центральной Азии.
Китай воспринимается странами региона как один из самых надежных партнеров в деле обеспечения политической безопасности стран Центральной Азии. В отличие от приоритетов, обозначенных западными партнерами, страны региона находят в принципах политического курса Китая больше совпадений с собственными интересами. Китай действует как сторонник укрепления комплексной стабильности в Центральной Азии, а также продвижения региональной экономической интеграции, осуществление которой сталкивается со скептицизмом западных наблюдателей, а также отчасти России.
Таким образом, рассматривая вопросы потенциала сотрудничества между Кыргызстаном и КНР, а также поиска новых форм взаимодействия в системе региональных отношений в Центральной Азии, можно прийти к целому ряду выводов концептуального характера.
Кыргызско-китайское сотрудничество находится на высоком уровне и отличается стабильностью и отсутствием крупных проблем и противоречий. В действительности, из всех стран, граничащих с Кыргызстаном, а также из числа традиционных партнеров, только кыргызско-китайские отношения могут демонстрировать пример истинного добрососедства и взаимопонимания.
Основной вывод для Кыргызстана в сложившейся ситуации - не допускать ухудшения отношений с двумя основными центрами силами Евразии - Россией и Китаем, переводя возможное столкновение интересов этих держав в Кыргызстане на почву многосторонних отношений в рамках ШОС. Кыргызстан как малая страна региона не может позволить себе ухудшение отношений с Россией, пусть и в угоду экономических перспектив. В этой связи, исключение любых форм постановки вопроса о выборе главного союзника и партнера, между Россией и Китаем, равно как и попыток играть на противоречиях этих держав, является жизненно важной задачей внешнеполитического курса Кыргызстана в долгосрочной перспективе.