Тема 4. Виды бенчмаркинга
Эти объекты могут находиться вне и внутри организации. В зависимости от масштаба организации анализу могут быть подвергнуты в каждом из этих случаев эффективность экономики, социальной или государственной системы региона, сообщества, страны, экономические показатели отрасли, корпорации, фирмы, ее подразделений.
К настоящему моменту выделяют несколько видов бенчмаркинга: внутренний, конкурентный, внешний, процессный, глобальный, функциональный, затратный, стратегический, поведения клиентов, оперативный, ассоциативный.
Внутренний бенчмаркинг предполагает сравнение однородных объектов внутри организации. Внешний бенчмаркинг в зависимости от того, «с кем сравнивают», подразделяют на бенчмаркинг конкурентоспособности, функциональный бенчмаркинг, стратегический и глобальный.
По характеру отношений с изучаемым внешним объектом бенчмаркинг может быть партнерским или индивидуальным. Партнерский бенчмаркинг осуществляется по взаимной договоренности. Его объектами являются обе стороны. Индивидуальный бенчмаркинг осуществляется, как правило, негласно путем сбора открытой, а иногда и закрытой информации. Источником открытой информации может быть самооценка объекта изучения, выполненная им и опубликованная при его участии в конкурсах на соискание премий по качеству. Используется информация, размещенная в Интернете. Эта информация может быть представлена как рекламная самой изучаемой организацией либо как результаты анализа сторонними исследовательскими или консалтинговыми структурами.
Внутри организации объектом изучения могут быть процессы, их характеристики, функции, затраты на разных стадиях процесса, продукция (услуги), а также характеристики организации в целом.
Процесс эволюции бенчмаркинга аналогичен классической модели «переход от искусства к науке». Как показывает рис. 2 первым поколением, или товарным бенчмаркингом, можно считать ретроспективный анализ продукта, т. е. закупку товаров и услуг конкурирующих предприятий с целью создания их аналогов.
Рис. 1 Разновидности бенчмаркинга
Второе поколение — бенчмаркинг конкурентоспособности получил развитие в 1976-1986 гг. благодаря деятельности фирмы Хеrох. Третье поколение развивается в конце 80-х — начале 1990-х гг., когда эталонные бизнес-процессы стали выделять не только у конкурентов, но и у предприятий других отраслей. Четвертое поколение, стратегический бенчмаркинг, рассматривается как часть общего процесса принятия решений с четкой нацеленностью на совершенствование организации. Пятое поколение — глобальный бенчмаркинг, который видится будущим инструментом организации международных обменов с учетом культуры и национальных процессов организации производства.
Рис. 2. Виды и этапы развития бенчмаркинга