2.2. Наблюдение. Временный управляющий

В период наблюдения Законом о банкротстве устанавливаются следующие организационные нормы.

Срок проведения процедуры банкротства «наблюдение» составляет не более пяти месяцев (три месяца плюс два месяца возможной отсрочки (ст. 47 Закона о банкротстве) и исчисляется с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом до вынесения определения о введении внешнего управления или об открытии конкурсного производства либо до утверждения мирового соглашения.

При проведении наблюдения не допускается опубликование или разглашение иным способом сведений о банкротстве должника до момента публикации решения арбитражного суда о признании должника банкротом. Лица, допустившие нарушение указанного требования, несут ответственность, установленную п. 3 ст. 26 Закона о банкротстве.

Данным Законом процедура наблюдения определена как состоящая из девяти составляющих.



1. Действия, осуществляемые до введения наблюдения



Назначенному арбитражным судом временному управляющему необходимо проанализировать, какие действия были предприняты различными органами и организациями перед предъявлением заявления об открытии производства по делу о банкротстве предприятия-должника. Это могут быть:

? действия налоговой инспекции и налоговой полиции, иных уполномоченных органов, направленные на погашение просроченной в течение не менее трех месяцев задолженности предприятия по обязательным платежам;

? признание должником сумм задолженности в претензионном порядке либо вынесение арбитражным судом решения о взыскании задолженности по иску кредитора, выдача исполнительных листов, не исполненных в течение трех месяцев с момента предъявления требования;

? обращение самого должника (собственника имущества должника — унитарного предприятия, учредителей, участников должника), кредиторов, налоговых и других уполномоченных органов, территориального органа ФСФО России, прокурора в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом;

? меры, принятые учредителями (участниками) юридического лица, собственником имущества должника — унитарного предприятия, кредиторами или иными лицами, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, направленные на финансовое оздоровление должника до подачи в суд заявления о признании его банкротом;

? меры досудебной санации — финансовая помощь, оказанная до подачи в суд заявления о банкротстве собственником имущества, кредиторами, иными лицами;

? вынесение определения арбитражного суда относительно принятия заявления о признании должника банкротом (такое определение или определение об отказе в принятии заявления должно быть принято судом не позднее трех дней со дня поступления заявления в суд);

? указание о назначении временного управляющего при введении наблюдения в определении арбитражного суда о принятии заявления (могут перечисляться меры по обеспечению требований кредиторов). Если такого назначения в определении о принятии заявления нет, временный управляющий должен быть назначен определением суда не позднее десяти дней со дня принятия заявления о признании должника банкротом;

? направление арбитражным судом определения относительно принятия заявления о признании должника банкротом в банки и иные кредитные учреждения, с которыми должник имеет договор банковского счета, а также в суд общей юрисдикции, главному судебному приставу по месту нахождения должника, в налоговые и иные уполномоченные органы (п. 2 ст. 57 Закона о банкротстве).



2. Последствия вынесения арбитражным судом определения относительно принятия заявления о признании должника банкротом и введения наблюдения



Все имущественные требования к должнику могут быть предъявлены только с соблюдением порядка, установленного Законом о банкротстве (ст. 57).

По ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным со взысканием с должника денежных средств (ст. 57 Закона о банкротстве).

Приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям (кроме исполнительных документов, выданных на основании судебных решений, вступивших в законную силу до момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, по требованиям кредиторов первой и второй очереди) (ст. 57 Закона о банкротстве).

Запрещается удовлетворение требований участника должника — юридического лица о выделе доли (пая) в имуществе должника с выходом из состава его участников (ст. 57 Закона о банкротстве).

Руководители и иные органы управления должника продолжают осуществлять свои полномочия с ограничениями, установленными п. 2,3 ст. 58 Закона о банкротстве.

Органы управления должника не вправе принимать решения:

? о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) и ликвидации должника;

? создании юридических лиц или об участии в иных юридических лицах, а также филиалов и представительств;

? выплате дивидендов;

? размещении должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг;

? выходе из состава участников должника — юридического лица, приобретении у акционеров ранее выпущенных акций (п. 3 ст. 58 Закона о банкротстве).

Органы управления должника могут совершать исключительно с согласия временного управляющего сделки и принимать решения:

? о передаче недвижимого имущества в аренду, залог;

? внесении недвижимого имущества в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ и товариществ;

? распоряжении недвижимым имуществом любым другим образом;

? распоряжении иным имуществом должника, балансовая стоимость которого составляет более 10% балансовой стоимости активов;

? получении и выдаче займов (кредитов);

? выдаче поручительств и гарантий;

? уступке прав требований или переводу долга;

? учреждении доверительного управления имуществом должника (все перечисленные нормы установлены п. 2 ст. 58 Закона о банкротстве);

? участии в ассоциациях, союзах, холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах и иных объединениях юридических лиц (п. 3 ст. 58 Закона о банкротстве).

В случае, если руководители должника не принимают необходимые меры по обеспечению сохранности имущества, чинят препятствия временному управляющему при исполнении его обязанностей или допускают иные нарушения законодательства Российской Федерации, арбитражный суд вправе отстранить таких руководителей от должности и возложить исполнение их обязанностей на временного управляющего (п. 4 ст. 58 Закона о банкротстве).

С момента введения наблюдения аресты имущества должника и иные ограничения должника по распоряжению принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве.



3. Назначение временного управляющего



Временный управляющий назначается арбитражным судом из числа кандидатур, предложенных кредиторами, а при отсутствии указанных предложений — из числа лиц, зарегистрированных в арбитражном суде в качестве арбитражных управляющих. При отсутствии таких лиц кандидатура временного управляющего предлагается ФСФО России по запросу арбитражного суда (п. I ст. 59 Закона о банкротстве).

Временный управляющий действует с момента его назначения и до введения внешнего управления и назначения внешнего управляющего или до принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и назначения конкурсного управляющего (утверждения судом мирового соглашения или принятия судом решения об отказе к признании должника банкротом) (п. 2 ст. 59 Закона о банкротство).

В случае временной нетрудоспособности временного управляющего суд вправе назначить его заместителя (п. 3 ст. 59 Закона о банкротстве).

При удовлетворении ходатайства временного управляющего об освобождении его от исполнения обязанностей суд назначает нового временного управляющего. Прежний временный управляющий исполняет свои обязанности до назначения нового (п. 4 ст. 59 Закона о банкротстве).



4. Права временного управляющего



Наряду с правами, общими для всех арбитражных управляющих (п. I ст. 20 Закона о банкротстве), временный управляющий имеет следующие права:

? предъявлять в суд от своего имени требования о признании недействительными сделок, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением требований данного Закона (п. I ст. 60 Закона о банкротстве);

? обращаться в суд с ходатайством о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника, в том числе о запрете совершать без согласия управляющего сделки, не предусмотренные п. 2 ст. 58 Закона о банкротстве, о передаче ценных бумаг, валютных ценностей и иного имущества на хранение третьим лицам (п. I ст. 60 Закона о банкротстве);

? обращаться в суд с ходатайством об отстранении руководителя должника от должности и возложении его обязанностей на временного управляющего (п. 3 ст. 44 и п. 1 ст. 60 Закона о банкротстве);

? давать согласие или запрещать органам управления должника совершение сделок, перечисленных в п. 2 ст. 58 Закона о банкротстве;

? давать согласие или запрещать органам управления должника принимать решения, связанные с участием в ассоциациях, союзах, холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах и иных объединениях (п. 3 ст. 58 Закона о банкротстве);

? получать любую информацию и документы, касающиеся деятельности должника (п. 1 ст. 60 Закона о банкротстве).



5. Обязанности временного управляющего



Круг общих для всех арбитражных управляющих обязанностей определен в п. 2 ст. 20 Закона о банкротстве, кроме них временный управляющий имеет дополнительные обязанности, характерные для проведения процедуры наблюдения:

? принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника (п. 1 ст. 61 Закона о банкротстве);

? контролировать исполнение органами управления должника запрета на принятие ими решений, связанных с реорганизацией и ликвидацией должника, созданием юридических лиц или участием в иных юридических лицах, о создании филиалов и представительств, выплате дивидендов, размещении облигаций и иных ценных бумаг, выходе из состава участников должника, приобретении у акционеров ранее выпущенных акций (п. 3 ст. 58 Закона о банкротстве);

? определять наличие признаков фиктивного и преднамеренного банкротства (п. 1 ст. 61 Закона о банкротстве);

? устанавливать кредиторов должника и определять размеры их требований, уведомлять кредиторов о возбуждении дела о банкротстве (п. 1 ст. 61 Закона о банкротстве);

? определять дату проведения и созывать первое собрание кредиторов (п. 1 ст. 61 Закона о банкротстве) в срок не позднее десяти дней до даты проведения заседания арбитражного суда, установленной в определении суда о принятии заявления о признании должника банкротом с уведомлением об этом всех выявленных кредиторов (п. 1 ст. 64 Закона о банкротстве);

? принимать участие без права голоса в первом собрании кредиторов (п. 3 ст. 64 Закона о банкротстве);

? представлять в арбитражный суд не позднее чем в недельный срок с даты проведения первого собрания кредиторов протокол первого собрания кредиторов (п. 2 ст. 65 Закона о банкротстве);

? по окончании наблюдения представлять в арбитражный суд отчет о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии должника и предложения о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника (п. 2 ст. 61 Закона о банкротстве);

? исполнять свои обязанности с момента назначения временного управляющего арбитражным судом до момента назначения внешнего или конкурсного управляющего или утверждения судом мирового соглашения (п. 1,4 ст. 67 Закона о банкротстве), исполнять обязанности внешнего управляющего до назначения судом внешнего управляющего (п. 2 ст. 72 Закона о банкротстве).



6. Анализ финансового состояния должника при наблюдении



Основными целями анализа финансового состояния должника являются:

? определение достаточности принадлежащего должнику имущества для покрытия судебных расходов, расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим (п. 1 ст. 62 Закона о банкротстве);

? определение возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника (п. 1 ст. 62 Закона о банкротстве), выявление обстоятельств, дающих достаточные основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена (п. 3 ст. 67 Закона о банкротстве);

? установление размеров требований кредиторов, признаваемых установленными (п. 4 ст. 4 Закона о банкротстве), размеров и обоснованности требований иных кредиторов (п. 1 ст. 62 Закона о банкротстве) в связи с подачей в арбитражный суд и представлением временному управляющему возражений должника по требованиям кредиторов (п. 2 ст. 63 Закона о банкротстве);

? установление возможности применения мер материальной ответственности при непредъявлении руководителем должника в суд заявления должника в случаях и в срок, предусмотренных ст. 8 Закона о банкротстве, что влечет за собой субсидиарную ответственность руководителя должника, членов ликвидационной комиссии по обязательствам должника перед кредиторами, возникшим после истечения месячного срока, предусмотренного п. 3 ст. 8 (п. 1 ст. 9 Закона о банкротстве);

? установление признаков фиктивного банкротства или преднамеренного банкротства (п. 1 ст. 61 Закона о банкротстве) и обеспечение применения мер материальной ответственности руководителя и (или) учредителей должника перед кредиторами за ущерб, причиненный подачей заявления о банкротстве при фиктивном банкротстве (п. 1 ст. 10 Закона о банкротстве); при преднамеренном банкротстве должника по вине руководителя, учредителей или иных лиц, которые имеют право давать обязательные для должника указания либо имеют возможность иным образом определять его действия,— обеспечение применения к этим лицам субсидиарной ответственности по его обязательствам (п. 2 ст. 10 Закона о банкротстве).



7. Собрание кредиторов



Первое собрание кредиторов созывает временный управляющий, уведомив о дате его проведения всех выявленных кредиторов.

Конкурсные кредиторы, а также налоговые и другие уполномоченные органы обладают на собрании числом голосов, пропорциональным сумме требований конкурсного кредитора по денежным обязательствам, установленным на дату проведения собрания (п. 3 ст. 12 Закона о банкротстве). Без права голоса в первом собрании кредиторов принимают участие временный управляющий, руководитель должника и представитель работников должника (п. Зет. 64 Закона о банкротстве). С правом голоса принимают участие в собрании кредиторы, требования которых признаны установленными и направлены временному управляющему, и кредиторы, размер требований которых установлен арбитражным судом в связи с возражениями должника до проведения первого собрания (п. 2 ст. 64 Закона о банкротстве).

Собрание кредиторов проводится по месту нахождения должника, если не принято другое решение (п. 3 ст. 13 Закона о банкротстве).

Решения принимаются большинством голосов конкурсных кредиторов и иных кредиторов, присутствующих на собрании.

К компетенции первого собрания кредиторов относятся:

? принятие решения о введении внешнего управления с указанием предполагаемого срока внешнего управления, кандидатуры внешнего управляющего и сведений о нем и об обращении в арбитражный суде соответствующим ходатайством (п. 1 ст. 65, ст. 66 Закона о банкротстве);

? принятие решения об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (п. 1 ст. 65 Закона о банкротстве);

? определение количественного состава комитета кредиторов и избрание его членов (п. 1 ст. 65 Закона о банкротстве);

? принятие решения о заключении мирового соглашения;

? решение иных вопросов, предусмотренных п. 1 ст. 65 Закона о банкротстве.

Круг полномочий собрания кредиторов приведен на рис. 2.1.



8. Утверждение мирового соглашения в ходе наблюдения



Мы уже говорили, что на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве должник (временный управляющий) и кредиторы (в лице собрания кредиторов) вправе заключить мировое соглашение.



Рис. 2.1. Полномочия собрания кредиторов



Утверждение мирового соглашения в ходе наблюдения служит основанием для прекращения производства по делу о банкротстве, прекращения моратория на удовлетворение требований кредиторов (ст. 124 Закона о банкротстве).



9. Процедурные сроки при наблюдении



Должник обязан направить заявление в суд о признании его банкротом не позднее одного месяца в случаях, когда:

? при проведении ликвидации юридического лица установлена невозможность удовлетворения требований кредиторов в полном объеме (п. 2 ст. 8 Закона о банкротстве);

? удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения денежных обязательств должника в полном объеме (п. 1 ст. 8 Закона о банкротстве);

? органом должника, уполномоченным учредительными документами на принятие решения о ликвидации должника, принято решение об обращении в суд с заявлением должника (п. 1 ст. 8 Закона о банкротстве);

? органом, уполномоченным собственником должника — унитарного предприятия, принято решение об обращении в арбитражный суде заявлением должника.

Судья арбитражного суда выносит определение о принятии заявления о признании должника банкротом не позднее трех дней со дня поступления указанного заявления в суд (п. 2 ст. 41 Закона о банкротстве) или отказывает в принятии заявления, если нарушено хотя бы одно из условий, предусмотренных п. 2 ст. 29 Закона о банкротстве.

Должник в пятидневный срок со дня получения определения суда о принятии заявления о признания должника банкротом обязан направить в суд, заявителю и иным лицам, участвующим в деле, отзыв на заявление и уведомить всех кредиторов, не указанных в заявлении, о возбуждении дела о банкротстве (ст. 45 Закона о банкротстве).

Дело о банкротстве должно быть рассмотрено на заседании арбитражного суда в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления заявления в суд, рассмотрение дела может быть отложено на срок не более двух месяцев (ст. 47 Закона о банкротстве).

Для участия в первом собрании кредиторов они вправе предъявить свои требования к должнику в месячный срок с момента получения уведомления временного управляющего о принятии судом заявления о признании должника банкротом, направив их в суд и должнику. Требования кредиторов, признанные установленными, направляются временному управляющему с приложением документов (п. 1 ст. 63 Закона о банкротстве).

Возражения на требования кредиторов могут быть представлены должником в суд, кредитору и временному управляющему в недельный срок с момента получения соответствующих требований (п. 2 ст. 63 Закона о банкротстве); суд рассматривает такие возражения в срок не позднее одного месяца до установленного судом срока рассмотрения дела о банкротстве (ст. 46 Закона о банкротстве).

Временный управляющий созывает первое собрание всех выявленных кредиторов в срок не позднее десяти дней до даты проведения заседания суда, установленной в определении суда о принятии заявления о при знании должника банкротом (п. 1 ст. 64 Закона о банкротстве). Протокол первого собрания кредиторов представляется временным управляющим в суд не позднее чем в недельный срок с даты проведения первого собрания кредиторов (п. 2 ст. 65 Закона о банкротстве).

Заявления арбитражных управляющих и жалобы кредиторов рассматриваются судом не позднее чем в двухнедельный срок со дня получения заявления или жалобы (п. 1 ст. 55 Закона о банкротстве).

Последующие собрания кредиторов созываются арбитражным управляющим в двухнедельный срок с момента соответствующего обращения комитета кредиторов или конкурсных кредиторов (п. 2 ст. 13 Закона о банкротстве).

Если нет решения первого собрания, то собрание кредиторов рассматривает, утверждает и представляет суду кандидатуру внешнего управляющего в двухнедельный срок с момента вынесения судом определения о введении внешнего управления (ст. 71 Закона о банкротстве).

График проведения основных мероприятий по наблюдению и подготовке к судебному разбирательству дела о банкротстве приведен в приложении 1.

Необходимо отметить, что Конституционный Суд Российской Федерации Постановлением от 12 марта 2001 г. признал п. 3 ст. 55 и ст. 56 Закона о банкротстве не соответствующими Конституции РФ. Незаконность первой из статей — в ограничении возможности обжалования решений арбитражного суда о признании организации банкротом. Неконституционным признано и то положение, что внешнее наблюдение на предприятии вводится непосредственно с момента принятия судом заявления кредитора о признании должника банкротом.

Теперь любое определение арбитражных судов, связанное с банкротством, можно будет обжаловать. А внешнее наблюдение будет вводиться судом не автоматически, а лишь после рассмотрения протеста должника.

Правильное по сути решение КС РФ в российских условиях может привести к удлинению сроков рассмотрения дел в суде и затягиванию процедуры банкротства

< Назад   Вперед >

Содержание