2.1. Общие вопросы нового законодательства о банкротстве
Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» включает ряд положений, новых для законодательства Российской Федерации, основные из которых мы рассмотрим.
1. В данном Законе изменен подход к определению критериев банкротства должников — юридических лиц: за основу взята неплатежеспособность должника. Несостоятельность предприятия — это неспособность удовлетворить требования кредиторов в полном объеме, причем наличие у должника имущества, превышающего по своей стоимости общую сумму кредиторской задолженности, является лишь свидетельством вероятности восстановления платежеспособности должника — юридического лица, что дает возможность суду применить к такому должнику процедуру банкротства — внешнее управление.
2. Для определения задолженности по обязательствам и обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды не должны принимать во внимание подлежащие уплате за нарушение обязательств неустойки (штрафы, пени), а также финансовые (экономические) санкции.
3. Размер денежных требований кредиторов, а также налоговых и иных уполномоченных органов считается установленным (т.е. бесспорным), если они подтверждены решением суда или документами, свидетельствующими о признании этих требований должником. Все иные требования могут быть оспорены должником (при внешнем управлении и конкурсном производстве — арбитражным управляющим).
4. В ряде случаев Законом устанавливается обязанность руководителя должника или гражданина-предпринимателя обращаться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве; за невыполнение такой обязанности Законом устанавливается для руководителя должника субсидиарная бедственность по обязательствам должника перед его кредиторами.
Новшеством является понятие «наблюдение», которое вводи Арбитражным судом непосредственно с момента принятия им заявления банкротстве должника с главной целью — обеспечить сохранность имущества и активов должника до вынесения судом решения по существу дела. Появилось новое понятие «временный управляющий».
Наделено иным содержанием понятие «мораторий на удовлетворение требований кредиторов при внешнем управлении». По новому Закону о банкротстве оно означает не только приостановление исполнения судебных решений и иных исполнительных документов о взыскании с должника задолженности по обязательствам, срок исполнения которых наступил до введения внешнего управления, но и отмену начисления неустоек (штрафов, пени) по таким обязательствам и финансовых (экономических) санкций по обязательным платежам, процентов за пользование чужими денежными средствами. На все «замороженные» суммы начисляются лишь проценты по ставке рефинансирования, установленные Центральным банком Российской Федерации.
Новым Законом о банкротстве устранено непреодолимое в большинстве случаев требование старого Закона о банкротстве от 19 ноября 1992 г. № 3229-1 относительно удовлетворения требований кредиторов в размере не менее 35% суммы долга в течение двух недель с момента заключения мирового соглашения, так что теперь мировое соглашение — это свободное волеизъявление сторон.
Помимо этого в новом Законе учитывается специфика отдельных категорий должников и определяются связанные с этим особенности применения к ним процедур банкротства.
Важным вопросом является уточнение отношений, регулируемых новым Законом. Так, этот Закон распространяется на всех юридических лиц, являющихся коммерческими организациями (за исключением казенных предприятий), и некоммерческие организации в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда, и граждан, в том числе зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей (п. 2, 4 ст. 1 Закона о банкротстве).
Банкротство кредитных организаций регулируется Федеральным Законом от 25 февраля 1999г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», вступившим в силу с 1 марта 1999 г.
Детализация отношений нормативными документами осуществляется на основе определения прав и ответственности всех участников отношений.
Лица, имеющие право на обращение в арбитражный суд
Обращаться в арбитражный суд имеют право следующие лица:
? должник — во всех случаях, в том числе на основании решения органа, уполномоченного по учредительным документам должника принимать решения о ликвидации должника, самостоятельно в предвидении банкротства при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о невозможности исполнить денежные обязательства и обязательные платежи при наличии имущества, достаточного для покрытия судебных расходов, кроме случаев, предусмотренных п. 1 ст. 8 Закона о банкротстве , с учетом требований к форме и содержанию заявления (ст. 33, 34 этого Закона);
? кредитор и прокурор — в связи с неисполнением денежных обязательств с учетом требований к форме и содержанию заявления, указанных в ст. 35—40 Закона о банкротстве;
? прокурор, налоговые органы, ФСФО России, ее территориальные органы — в связи с неисполнением обязательных платежей с учетом требований к форме и содержанию заявления, указанных в ст. 35—40 Закона о банкротстве;
? иные лица — уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, собственник имущества должника — унитарного предприятия, учредители (участники) должника, ликвидационная комиссия (ликвидатор) — в случаях, определенных законодательством Российской Федерации и Законом о банкротстве.
Ответственность должника
Непредъявление должником заявления в суд в случаях и в сроки, предусмотренные ст. 8 Закона о банкротстве, влечет за собой субсидиарную ответственность руководителя должника, членов ликвидационной комиссии по обязательствам должника перед кредиторами, возникшим после истечения месячного срока, предусмотренного п. 3 ст. 8 этого Закона (п. 1 ст. 9).
При нарушении требований ст. 8 данного Закона руководитель должника и члены ликвидационной комиссии могут быть лишены права занимать руководящие должности и осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическими лицами (п. 2 ст. 9 названного Закона).
Руководители должника могут нести и уголовную ответственность. Уголовный кодекс РФ установил ответственность за совершение следующих преступлений, связанных с банкротством:
? статьей 195 «Неправомерные действия при банкротстве» УКРФ устанавливается уголовная ответственность за неправомерные действия при банкротстве, выразившиеся в «сокрытии имущества или имущественных обязательств, сведений об имуществе, передаче в иное владение, отчуждение или уничтожение, фальсификации бухгалтерских и иных учетных документов, отражающих экономическую деятельность, если эти действия совершены руководителем или собственником организации-должника либо индивидуальным предпринимателем при банкротстве или в предвидении банкротства и причинили крупный ущерб»;
? статьей 196 «Преднамеренное банкротство» УК РФ предусматривается ответственность «за умышленное создание или увеличение неплатежеспособности, совершенное руководителем или собственником коммерческой организации, а равно индивидуальным предпринимателем в личных интересах или интересах иных лиц, причинившее крупный ущерб либо иные тяжкие последствия»;
? статьей 197 «Фиктивное банкротство» УК РФ предусматривается ответственность за «заведомо ложное объявление руководителем или собственником коммерческой организации, а равно индивидуальным предпринимателем о своей несостоятельности в целях введения в заблуждение кредиторов для получения отсрочки или рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов, а равно для неуплаты долгов, если это деяние причинило крупный ущерб».
Должник, подавший в арбитражный суд заявление о признании его банкротом при наличии возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме, несет перед кредиторами ответственность за ущерб, причиненный подачей такого заявления (фиктивное банкротство) (п. 1 ст. 10 Закона о банкротстве).
При преднамеренном банкротстве по вине руководителя, учредителей или иных лиц, которые имеют право давать обязательные для должника указания либо имеют возможность иным образом определять его действия, на этих лиц может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам (п. 2 ст. 10 Закона о банкротстве).
Кредиторы
Кредиторами по денежным обязательствам являются российские и иностранные физические и юридические лица, а также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации в лице уполномоченных на то органов государственной власти и муниципальные образования в лице органов местного самоуправления (п. 1,2 ст. 11 Закона о банкротстве).
К налоговым и иным уполномоченным органам применяются нормы о кредиторах (п. 3 ст. 11 Закона о банкротстве).
Лица, признаваемые в соответствии с настоящим Законом конкурсными кредиторами, обладают правом на подачу заявления кредитора и признании должника банкротом (п. 2 ст. 11 Закона о банкротстве).
При проведении процедуры банкротства интересы всех кредиторов представляют собрание кредиторов и комитет кредиторов, образуемые в соответствии с Законом о банкротстве. С момента принятия арбитражным судом к производству заявления о признании должника банкротом кредиторы не вправе обращаться к должнику в целях удовлетворения своих требований в индивидуальном порядке (п. 4 ст. 11 Закона о банкротстве). Требования кредиторов удовлетворяются в определенной очередности, рассмотренной в разделе 2.5.
Собрание (комитет) кредиторов
Участниками собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы, признанные таковыми арбитражным судом, а в части требований по обязательным платежам — налоговые и иные уполномоченные органы. В собрании участвует представитель работников должника. Организация и проведение собрания кредиторов осуществляются по инициативе арбитражного управляющего, по требованию комитета кредиторов, конкурсных кредиторов и (или) налоговых и иных уполномоченных органов, требования которых по денежным обязательствам составляют не менее трети общей суммы требований, либо по инициативе одной трети числа конкурсных кредиторов (п. 1 ст. 12, п. 1 ст. 13 Закона о банкротстве).
Собрание кредиторов созывается арбитражным управляющим в двухнедельный срок с момента обращения кредиторов с соответствующим требованием и проводится по месту нахождения должника (п. 2, 3 ст. 13 Закона о банкротстве).
Решения собрания кредиторов по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов конкурсных кредиторов, присутствующих на собрании, причем при принятии решений о введении или продлении внешнего управления либо признании должника банкротом и открытии конкурсного производства, а также при обращении в суд с ходатайством об отстранении арбитражного управляющего требуется квалифицированное большинство голосов конкурсных кредиторов (п. 2 ст. 14 Закона о банкротстве).
Общая компетенция собрания кредиторов определена п. 2 ст. 12 Закона о банкротстве. Это принятие решений:
1) о введении и продлении внешнего управления и об обращении с соответствующим ходатайством в арбитражный суд;
2) заключении мирового соглашения;
3) обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
4) избрании членов комитета кредиторов и досрочном прекращении полномочий комитета кредиторов;
5) по иным вопросам, предусмотренным Законом.
Комитет кредиторов (в случае, если число конкурсных кредиторов менее 50, функции комитета возлагаются на собрание кредиторов) представляет интересы конкурсных кредиторов, осуществляет контроль за действиями арбитражного управляющего (п. 1,2 ст. 16 Закона о банкротстве) и имеет право:
? требовать от арбитражного управляющего предоставления информации о финансовом состоянии должника и ходе конкурсного производства;
? принимать решения о созыве собрания кредиторов;
? рекомендовать собранию кредиторов ходатайствовать перед судом об освобождении арбитражного управляющего от исполнения обязанностей конкурсного управляющего;
? принимать решение о представлении суду кандидатуры заместителя арбитражного управляющего;
? при внешнем управлении принимать решения об утверждении или отказе в утверждении крупных сделок должника и сделок должника, в совершении которых имеется заинтересованность;
? по представлению внешнего управляющего утверждать план внешнего управления не позднее чем через два месяца с момента введения внешнего управления;
? обжаловать принятые арбитражным судом определения, затрагивающие интересы заинтересованных лиц.
Все разногласия между кредиторами, арбитражным управляющим и представителем работников должника разрешаются судом (п. 3, 4 ст. 15 Закона о банкротстве).
Арбитражные управляющие
Для обеспечения исполнения предусмотренных Законом процедур банкротства и судебной санации арбитражным судом назначается арбитражный (временный, внешний, конкурсный) управляющий.
Арбитражные управляющие действуют на основании лицензии, выдаваемой ФСФО России в установленном порядке (п. 2 ст. 19 Закона о банкротстве).
Отзыв в установленном Законом порядке лицензии арбитражного управляющего в период осуществления им полномочий является основанием для отстранения арбитражным судом такого арбитражного управляющего от исполнения им своих обязанностей (п. 2 ст. 19 Закона о банкротстве).
Лицо, получившее лицензию арбитражного управляющего, обязано зарегистрироваться как минимум в одном арбитражном суде, по назначению которого оно обязуется исполнять обязанности арбитражного управляющего, с уведомлением ФСФО России (территориального агентства ФСФО России) (п. 3 ст. 19 Закона о банкротстве).
Вознаграждение арбитражного управляющего за каждый месяц осуществления им своих полномочий устанавливается в размере, определяемом собранием кредиторов и (или) утверждаемом арбитражным судом.. В случаях, предусмотренных федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации, арбитражному управляющему устанавливается дополнительное вознаграждение, выплачиваемое по результатам его деятельности (п. 1, 2 ст. 22 Закона о банкротстве).
Если иное не предусмотрено соглашением с кредиторами, вознаграждение лицам, привлеченным арбитражным управляющим для обеспечения своей деятельности, выплачивается за счет имущества должника (п. 3 ст. 22 Закона о банкротстве).
Для того чтобы физическое лицо было назначено арбитражным управляющим, необходимо, чтобы оно отвечало следующим требованиям:
1) было зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя;
2) владело специальными знаниями и аттестатом специалиста по антикризисному управлению, имело лицензию арбитражного управляющего, выданную ФСФО России (ст. 19, п. 3 ст. 185 Закона о банкротстве);
3) не было заинтересовано в отношении должника и кредиторов;
4) не имело судимости;
5) не участвовало в управлении делами должника, кроме случаев, когда с момента отстранения от такого управления прошло не менее трех лет;
6) не имело ограничений на осуществление деятельности по управлению делами и (или) имуществом других лиц (дисквалификации) (ст. 19 Закона о банкротстве).
Предваряем перечень прав и обязанностей арбитражных управляющих указанием на то обстоятельство, что конкретные права временного, внешнего и конкурсного управляющих подробно будут рассмотрены ниже.
В соответствии со ст. 20 Закона о банкротстве арбитражный управляющий независимо от того, является он временным, внешним или конкурсным, имеет право:
? созывать собрание кредиторов и комитет кредиторов;
? обращаться в суд в случаях, предусмотренных Законом;
? получать вознаграждение за каждый месяц осуществления полномочий в размере, определяемом собранием кредиторов и (или) судом, как правило, за счет имущества должника, а в случаях, предусмотренных федеральными законами,— дополнительное вознаграждение по результатам его деятельности (ст. 22 Закона о банкротстве);
? заключать договор со специализированным фондом при ФСФО России, гарантирующий получение минимального вознаграждения;
? привлекать для обеспечения осуществления своих полномочий на договорной основе иных лице оплатой их деятельности из средств должника;
? подавать в суд заявление о досрочном прекращении своих обязанностей;
? обжаловать принятые арбитражным судом определения, затрагивающие интересы заинтересованных лиц. Арбитражный управляющий обязан:
? вести реестр требований кредиторов, в котором указываются наименование кредиторов, юридический адрес, платежные реквизиты, данные о руководителях, размер требования каждого кредитора, очередность удовлетворения каждого требования (п. 1,2 ст. 15 Закона о банкротстве);
? принимать меры по защите имущества должника;
? анализировать финансовое состояние должника, его финансовую, хозяйственную и инвестиционную деятельность, а также его положение на товарных рынках;
? рассматривать заявленные требования кредиторов;
? осуществлять иные функции, установленные Законом.
При реализации своих прав и обязанностей арбитражный управляющий должен действовать добросовестно и разумно с учетом интересов должника и его кредиторов.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, повлекшее убытки для должника или кредиторов, может являться основанием для отзыва лицензии арбитражного управляющего (п. 1 ст. 21 Закона о банкротстве).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, не повлекшее убытки для должника или кредиторов, может являться основанием для отстранения судом арбитражного управляющего от исполнения им своих обязанностей (п. 2 ст. 21 Закона о банкротстве).
Действие или бездействие, нарушающее законодательство Российской Федерации, причинившее убытки должнику или кредиторам, предоставляет право последним требовать от арбитражного управляющего возмещения таких убытков (п. 3 ст. 21 Закона о банкротстве).
Заинтересованные лица
В соответствии сост. 18 Закона о банкротстве определен круг заинтересованных лиц в отношении должника и арбитражного управляющего:
? юридические лица, являющиеся материнскими или дочерними по отношению к должнику в соответствии с ГК.РФ;
? руководитель должника, входящие в совет директоров лица, наблюдательный совет, иной коллегиальный исполнительный орган должника, главный бухгалтер, в том числе лица, освобожденные от своих обязанностей в течение одного года с момента возбуждения производства по делу о банкротстве;
? родственники гражданина — должника или руководителей и главного бухгалтера должника — его супруг (супруга), родственники по прямой восходящей и нисходящей линии, сестры, братья и их родственники по нисходящей линии, сестры и братья супруга (супруги);
? родственники арбитражного управляющего и кредиторов — его супруг (супруга), родственники по прямой восходящей и нисходящей линии, сестры, братья и их родственники по нисходящей линии, сестры и братья супруга (супруги).
Мировое соглашение
На любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве должник (временный управляющий, внешний управляющий, конкурсный управляющий) и кредиторы (в лице собрания кредиторов) вправе заключить мировое соглашение; допускается участие в мировом соглашении третьих лиц (п. 1—Зет. 120 Закона о банкротстве).
Мировое соглашение подлежит утверждению судом в определении о прекращении производства дела о банкротстве (в случае заключения мирового соглашения на стадии конкурсного производства — в определении об утверждении мирового соглашения) и вступает в силу для участвующих в нем лиц со дня его утверждения судом, являясь обязательным для сторон мирового соглашения, односторонний отказ от исполнения вступившего в силу мирового соглашения не допускается (п. 4—6 ст. 120 Закона о банкротстве).
Условием утверждения мирового соглашения судом является погашение задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди (вне очереди покрываются судебные расходы, расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражным управляющим, текущие коммунальные и эксплуатационные платежи должника, а также требования кредиторов по обязательствам должника, возникшим в ходе наблюдения, внешнего управления и конкурсного производства (п. 1 ст. 106 Закона о банкротстве), т.е.:
? в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;
? во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам (ст. 123 Закона о банкротстве).
Утверждение мирового соглашения в ходе внешнего управления служит основанием для прекращения производства по делу о банкротстве и прекращения моратория на удовлетворение требований кредиторов. Если мировое соглашение утверждено в ходе конкурсного производства, решение суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства не подлежит исполнению, а внешний или конкурсный управляющий исполняет обязанности руководителя должника до момента назначения (избрания) руководителя должника (ст. 124 Закона о банкротстве).
В случае вынесения судом определения об отказе в утверждении мирового соглашения оно считается незаключенным, но это не препятствует заключению нового мирового соглашения (ст. 125, 126 Закона о банкротстве).
В случае признания мирового соглашения недействительным или расторжения мирового соглашения:
? возобновляется производство по делу о банкротстве;
? требования кредиторов, по которым была произведена отсрочка или рассрочка платежей или скидка с долгов, восстанавливаются в неудовлетворенной их части;
? кредиторы первой и второй очереди, получившие денежные средства в счет погашения задолженности, не обязаны возвращать полученное;
? применяются нормы гражданского законодательства о последствиях признания сделок недействительными;
? сообщение о возобновлении производства по делу о банкротстве должника публикуется судом за счет должника;
? требования кредиторов, с которыми произведены расчеты на условиях мирового соглашения, не противоречащих закону, считаются погашенными;
? кредиторы, чьи требования были удовлетворены в соответствии с условиями мирового соглашения, предусматривающими их преимущества или ущемление прав и законных интересов других кредиторов, обязаны возвратить все полученное в порядке мирового соглашения (ст. 128, 129 Закона о банкротстве).
Необходимо отметить, что в новом Законе о банкротстве определяются особенности банкротства отдельных категорий должников — юридических лиц. Так, в отличие от того, как это было сделано в Законе, особенности банкротства отдельных категорий должников — юридических лиц установлены дифференцировано. Новым Законом устанавливаются конкретные требования к рассмотрению дел о банкротстве: организаций градообразующих, сельскохозяйственных, кредитных, страховых; профессиональных участников рынка ценных бумаг; граждан, причем особо выделяются особенности банкротства индивидуальных предпринимателей, крестьянского (фермерского) хозяйства, а также упрощенные процедуры банкротства ликвидируемого должника и отсутствующего должника