<< Пред.           стр. 5 (из 8)           След. >>

Список литературы по разделу

  Хорошая репутация компании повышает удовлетворенность сотрудников от работы. Удовлетворенность является следствием принадлежности к хорошей компании.
  Хорошая репутация помогает привлечь в компанию наиболее ценные и перспективные на рынке труда кадры. Работать в хорошей, уважаемой компании - это престижно.
  Хорошая репутация дает возможность развития профессиональных навыков сотрудников на новом уровне. Когда в целевых группах сформировалось положительное мнение о компании, то у нее появляется больше возможностей.
  Таким образом, практическая ценность хорошей репутации показывает нам, что репутационный менеджмент является одним из основных ресурсов развития компании и требует постоянных, системных действий на пути создания и поддержания репутации.
 
 
 
 
 
 
 
  Р. В. Патюкова, Н. Н. Оломская
  КОМПОНЕНТЫ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ
  Краснодар, КубГУ
 
  Под понятием корпоративной культуры подразумевается мотивация сотрудников, которая создает благоприятный рабочий микроклимат без каких-либо денежных выплат.
  Мы полагаем, что корпоративную культуру можно разделить на несколько составляющих: определение назначения компании, способность управления и планирования компании, внешние и внутренние коммуникационные связи (установление контактов с клиентами, сотрудниками, поставщиками), а также наличие корпоративной атрибутики.
  В силу того, что в настоящее время происходит процесс становления корпораций в России, возникает проблема в направлении развития компаний и демократических взаимоотношениях руководства и рядовых членов коллектива.
  Взаимоотношения сотрудников с различными социальными группами (внешние и внутренние клиенты) осуществляется посредством этического кодекса корпорации, который является обязательным для каждого члена коллектива. В нем сосредоточены основополагающие принципы, влияющие на внутри дисциплинарный климат компании. Нарушение этих принципов ведет к различного рода взысканиям вплоть до увольнения, в зависимости от степени проступка.
  Наличие всех составляющих корпоративной культуры порождает у сотрудников чувство единения с компанией, гордость.
  Из отдельных личностей происходит формирование сотрудников в единую социальную группу.
  Адаптация к новой корпоративной культуре зависит от уровня профессионализма, который является симбиозом опыта и стажа сотрудников.
  Процесс становления корпоративной культуры в российской действительности представляет собой новое явление в жизни всего общества.
 
 
 
  Л.В. Паринова, К.А. Пащенко
  ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДСТВ PR ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
  Воронеж, Воронежский государственный технический университет
 
  Организация функционирует и развивается, как сложный организм. Жизненный потенциал её деятельности обеспечивает организационная культура: то ради чего люди стали членами организации; то как строятся отношения между ними; какие принципы и методы выполнения работ используются в деятельности организации. Это обуславливает не только различие между организациями, но и определяет успех её функционирования и выживания в конкурентной борьбе. В любой организации существует "диалог" между людьми, носителями организационной культуры, с одной стороны и культуры, оказывающей влияние на поведение человека - с другой.
  PR-специалисту часто приходится сталкиваться с проблемой создания, поддержания и управления внутрикорпоративной культуры. Эту проблему можно решить при эффективном использовании PR-средств.
  PR-специалисту необходимо управлять организационной культурой своей фирмы, т.е. сознательно и намеренно совершать какие-либо действия в ней. Это может включать усиление или ослабление культуры, адаптацию людей в культуре, развитие культуры (в случае недавно основанной фирмы), поддержание, или изменение культуры.
  Корпоративные ценности, к которым относятся основные философские положения и идеи, принятые в компании, являются важнейшим структурным элементом предприятия, так как они обеспечивают теснейшую связь между эмоциями и поведением, между тем, что мы чувствуем и тем, что мы делаем.
  Лозунги и символы, имеющие большую значимость для компаний, как для их руководства, так и для рядовых сотрудников. Для российской практики бизнеса характерны случаи неточно выбранных, "пустых" лозунгов, ничего не выражающих фирменных знаков. Складывается впечатление, что роль этих элементов внутрикорпоративной культуры сильно недооценивается в нашей стране. Концептуальный знак и лозунг, ясно и просто выражающий философию компании, являются сильнейшими элементами, вокруг которых строится как внутрикорпоративная, так и вообще корпоративная культура
  Мифы, легенды, истории о героях призваны в наглядной, образной, живой форме довести до служащих общекорпоративные ценности. Оказывая сильное эмоциональное влияние на сотрудников, они дают необходимые ориентиры для поступков, этические образцы поведения, типы и нормы достижений
  Ритуалы, традиции, обычаи и обряды компании являются эффективными средствами управления внутрикорпоративной культурой и умонастроениями людей. Через систему мероприятий можно не только поддерживать культуру, но и разрешать конфликтные ситуации, осуществлять предупредительные меры (например, перед принятием непопулярных решений), настраивать людей на решение задач, поддерживать корпоративный дух в тяжелые для компании времена.
  PR-специалисту необходимо постоянно развивать, улучшать и "освежать" внутрикорпоративную культуру своей фирмы для удовлетворения сотрудниками потребностей не только первого уровня, но и нематериальных мотиваций. Для создания новых идей в этой области необходимо учитывать наработанный опыт других компаний и соотносить его с конкретной реальностью.
  Примененный на практике опыт создания PR-специалистом универсального инструмента для оперативного анализа внутрикорпоративной культуры ЗАО "Агроленд-Эко" показал, что не только в этой фирме, но и в других мелких и средних организациях процесс формирования внутрикорпоративной культуры завершен не до конца.
  Для закрытого акционерного общества "Агроленд-Эко" существующие элементы внутрикорпоративной культуры оказались самым эффективным средством повышения мотивации деятельности сотрудников. И это в дальнейшем будет способствовать увеличению эффективности деятельности всего предприятия.
  Организация функционирует и развивается, как сложный организм. Жизненный потенциал её деятельности обеспечивает организационная культура: то ради чего люди стали членами организации; то как строятся отношения между ними; какие принципы и методы выполнения работ используются в деятельности организации. Это обуславливает не только различие между организациями, но и определяет успех её функционирования и выживания в конкурентной борьбе. В любой организации существует "диалог" между людьми, носителями организационной культуры, с одной стороны и культуры, оказывающей влияние на поведение человека - с другой.
 
 
  Л.В. Паринова, К.А.Четверикова
  БРЕНДИНГ: РОССИЙСКАЯ СПЕЦИФИКА.
  Воронеж, Воронежский государственный технический университет
 
  Рождение бренда начинается порой задолго до его появления на свет. И основой всего является конечно идея, которая основывается на точном анализе рыночной ситуации. Сегодня довольно часто действует правило: выигрывает не лучший продукт, а лучшая стратегия продвижения продукта. А разработка верной стратегии основывается только на владении информацией о состоянии всех уровней внешней среды компании - клиенты, конкуренты, партнеры, общественное мнение.
  Для создания сильного динамичного бренда необходимо очень много условий и условностей - качество товара, его соответствие требованию потребителей, четкая система дистрибуции, соответствие цены качеству, адекватная восприятию целевой аудитории система визуальных и аудиальных характеристик марки, легенда, рождающая в сознании потенциальной аудитории необходимые ассоциации, благоприятная рыночная среда и т.д. Но все-таки главным в этой цепочке становится изучение предпочтений потребителей и разработка технологий воздействия на них.
  Сегодня на рынке побеждают те компании, которые отчетливо представляют себе стратегию развития торговой марки и владеют новыми информационными технологиями. Именно посредством насыщения сегментов рынка необходимой, а главное правильно преподнесенной информацией и формируется восприятие бренда.
  В процессе создания нового бренда компании-производителю приходится преодолевать достаточное количество трудностей, необходимо хорошо представлять себе бренд, его цели (а хорошо бы и результат, которого хочет добиться производитель), свою целевую аудиторию и методы, которыми будет достигаться результат. После тщательного анализа всей этой информации создается программа продвижения бренда. Этим может заниматься специализированное агентство, а может и сама компания, если обладает достаточным количеством знаний в данной области и ресурсов. На примере компании "ЭФКО" был рассмотрен весь спектр действий, необходимых для создания успешного бренда и его выведения на современный российский рынок. Были проанализированы и описаны методики, которые позволили свести риск возникновения негативных побочных явлений и создать сильный и устойчивый бренд, занимающий лидирующее место в своем рыночном сегменте. На основе данной методологии можно рассмотреть основные проблемы и сложности, возникающие на пути создания бренда и варианты их решения.
 
 
  В.С. Синепол
  CЕТЕВЫЕ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ
  КАК ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
  Санкт-Петербург, СПбГПУ
 
  Глобализация экономики и ее дематериализация, т.е. переход к методам производства, которые приводят к существенному росту информационной составляющей в производимых продуктах и услугах, являются наиболее характерными чертами формирования информационного общества (ИО). Одним из основных условий этого процесса является динамичное развитие информационных и коммуникационных технологий.
  Перспективы развития сетевых технологий
  Сетевые компьютерные технологии, которые поддерживают реализацию все более совершенных информационных сервисов, демонстрируют устойчивую тенденцию интенсивного развития. Наиболее значимыми чертами этого процесса являются бурный рост вычислительной мощности процессоров и конвергенция вычислительных и коммуникационных технологий. Начиная с 1980 года, производительность вычислительных систем удваивается каждые 12-18 месяцев и, как можно предвидеть, подобная тенденция сохранится. Прогнозируемые достижения в микроэлектронике приведут к тому, что через 5 лет вычислительная мощность сегодняшнего ПК будет сосредоточена в мобильном телефоне и наручных часах; к 2005 году компьютер станет в 10 раз более мощным, чем сегодня и будет способен эффективно обрабатывать 3-х мерные изображения, и распознавать голос.
  Длительное время отрасли компьютеров и связи оставались изолированными друг от друга. Однако сегодня, суперкомпьютер - это кластер и сети компьютеров, соединенных между собой каналами связи. Одновременно, устройствам связи совершенно необходима способность производить базовые вычислительные операции. Таким образом, существует объективная необходимость конвергенции этих двух мощных технологий. Наиболее значимым свидетельством реальности этого процесса является бурное развитие технологий беспроводных сетей. При этом, акцент использования беспроводных сетей смещается от голосовых служб к службам передачи данных, деловых и финансовых транзакций. Область беспроводных технологий пока еще не выглядит единым целым. Международные организации по стандартизации, бизнес-сообщества прилагают серьезные усилия к интеграции беспроводных технологий и к бесшовному их объединению с существующими стационарными сетями и, прежде всего, с Интернет. В этой части необходимо отметить 3G-инициативу (Third Generation Wireless Network), которая, будучи реализованной, даст действительно единую Сеть. Главное же социальное значение беспроводных технологий заключается в их способности обеспечить мобильность людей. Девиз "Хорошая связь, доступ к информации - везде и в любое время" становится руководящим принципом развития всей телекоммуникационной отрасли.
  Вторым важнейшим направлением развития глобальной телекоммуникационной инфраструктуры являются оптические сети. Существуют все предпосылки к созданию в ближайшие годы полностью оптических сетей, обеспечивающих скорости передачи данных до 40 Гбит/с. При этом, такая сеть будет способна динамически регулировать характеристики каналов передачи данных между конечными пользователями на основании требований взаимодействующих приложений.
  Перспективы использования информационных технологий в обществе
  Переход к ИО управляется потребительскими запросами, но скорость и пути этого перехода диктуется развитием телекоммуникационных и компьютерных технологий. Потребительские запросы - существенный фактор развития экономики в развитых рыночных системах. Они имеют две составляющие. Одна их них - это запросы бизнеса, который постоянно ищет более эффективные способы производства, более широкие рынки, а также новых потребителей для своих новых услуг. Второй составляющей являются запросы населения, которое стремиться к обладанию все более качественными средствами коммуникации и доступа к информации для социальных целей и самовыражения. Существенную роль в переходе к ИО играет и государство, исполняющее роль регулятора этого процесса.
  Имеющиеся технологические достижения уже способны обеспечить потребности ИО. Однако, гораздо менее очевиден темп проникновения информационных технологий в общество как целое, превращение их в часть общественной инфраструктуры, а именно это и может служить признаком формирования ИО. По всей видимости, мобильная связь и качественный массовый доступ к Сети, прежде других, станут новыми элементами общественной инфраструктуры ИО. Но для этого потребуется еще не менее 7-10 лет.
  Последствия перехода к ИО имеют многомерный характер и не сводятся только к технологическому развитию стран и регионов, вовлеченных в этот процесс. Их необходимо измерять как макроэкономическими параметрами, так и влиянием на организацию социума. В частности, можно предвидеть обострение проблемы "Север-Юг", проявление ее даже на уровне отдельно взятой страны. Несомненно, глобальная информатизация, стимулируя изменения в организации труда, вызовет изменения на уровне индивидуумов и социальных, национальных групп. Позитивные результаты формирования ИО не будут проявляться автоматически; более того, их не сможет обеспечить никакая организация, действующая в одиночку. Общественно значимые результаты могут быть достигнуты только коллективными действиями всего мирового сообщества.
 
 
  О.В.Трофимова
  ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ КОРПОРАТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
  Саратов, Поволжская академия государственной службы им. П.А.Столыпина
 
  Под корпоративными мероприятиями понимается комплекс специальных акций, направленных на сотрудников организации и способствующих формированию и поддержанию корпоративной культуры.
  К ним относятся - корпоративные праздники, спортивные мероприятия, социальная деятельность организации (обеспечение отдыха сотрудников, работа с детьми и пр.), обучающие программы и многое другое.
  Можно выделить ряд особенностей подготовки и проведения корпоративных мероприятий:
  решают не одну, а несколько задач,
  выполняют диагностическую функцию,
  развивают корпоративную культуру компании,
  несут позитивную мотивационную нагрузку,
  дают опыт успешной совместной деятельности всем участникам,
  способствуют формированию и подержанию лояльности персонала.
  Корпоративные праздники - наиболее устоявшийся и сложившийся элемент культуры российских организаций. Традиционно праздники в российском сознании воспринимаются как заслуженная данность и официальная возможность "расслабиться". Для того, чтобы тщательно планируемое мероприятие не превратилось в "безыдейную пьянку", необходимо учитывать несколько важных моментов.
  Хороший праздник организован таким образом, что каждый ощущает себя участником этого события и ни у кого не создается впечатления, что его заставляют что-то делать. Праздник может поднимать и прорабатывать существующие в организации конфликты, давать легальную возможность их решения. Особенностью российского мышления является предрасположенность к негативному восприятию событий, т.н. катастрофическое мышление. Проведение корпоративных мероприятий позволяет, с одной стороны, дать выход накопившимся негативным эмоциям и переживаниям у сотрудников. Совместный характер действия, с другой стороны, сплачивает коллектив и формирует чувство общности и единства.
  Основная задача праздника, проводимого в организации - транслировать, укреплять и поддерживать присущие данной организации нормы и ценности. Среди основных корпоративных ценностей и норм, наиболее ярко проявляющихся в корпоративных праздниках, можно выделить следующие:
  миссия организации и ее "лицо" (высокий уровень технологии; высшее качество; лидерство в своей отрасли; преданность духу профессии; новаторство и другие);
  основания власти (каким способом получена власть - личный авторитет или традиционная власть; лидерство в организации);
  уважение к человеку в организации (забота о людях и их нуждах; беспристрастное отношение или фаворитизм; привилегии; уважение к индивидуальным правам; обучение и возможности повышения квалификации; карьера; справедливость при вознаграждении; мотивация персонала);
  стиль руководства и управления (стили авторитарный, консультативный или сотрудничества; личный пример; гибкость и способность приспосабливаться, использование партисипативного управления);
  процессы принятия решений (кто принимает решение, с кем проводятся консультации; индивидуальное или коллективное принятие решений; необходимость согласия, возможность компромиссов и т.д.);
  характер социализации (кто с кем общается; существующие барьеры; особые условия общения);
  пути разрешения конфликтов (желание избежать конфликта и идти на компромисс; предпочтение применения официальных или неофициальных путей; участие высшего руководства в разрешении конфликтных ситуаций и т.д.);
  оценка эффективности работы (реальная или формальная; скрытая или открытая; кем осуществляется; как используются результаты).
  Нормы и ценности, желаемые и приветствуемые в организации, могут как вербально проявляться в сценарии праздника, так и выражаться в виде особых ритуалов организации. К таким ритуалам можно отнести опасные испытания (принятие в организацию), соревнования, коллективное самовыражение (пение, совместные действия) и пр. Характер и специфика таких ритуалов зависит от типа организационной культуры, присущей данной организации.
  При подготовке праздника наиболее целесообразно подходить с точки зрения проектного подхода. Процесс работы над корпоративным мероприятием включает три основных этапа - подготовка, проведение и получение обратной связи от референтных групп. Выделим наиболее общие рекомендации при подготовке корпоративных мероприятий.
  Сценарий для каждого события должен разрабатываться специально с учетом конкретных - общих и текущих - интересов компании, соответствовать стоящим перед ней целям. Важно отметить, что использование привлеченных специалистов для создания сценария не является универсальным решением. Как правило, большинство из них выполняют исключительно исполнительские функции и ограничиваются стандартным набором проводимых акций, не вникая в тонкости существующей корпоративной культуры. Поэтому идеологическая составляющая праздника должна четко осознаваться и формулироваться внутри самой организации в момент создания концепции мероприятия. Во время внутрикорпоративного праздника происходит передача организационных принципов, целей и ценностей и их непосредственное внедрение посредством совместного действия. По этой же причине более эффективно для организации, если праздник ведет не приглашенный артист, "чужой" этой культуре, а кто-то из "своих" сотрудников.
  В процессе подготовки должен быть один непосредственный организатор, который в итоге и принимает основные решения. Организатор определяется на этапе разработки идеи, лучше, если он и будет её автором. Важным является вопрос полномочий и ответственности. Распространенной ошибкой является неопределенность полномочий по принципу: используйте столько, сколько сможете взять. Полномочия при подготовке праздника, как правило, не оговариваются и внутреннему организатору из числа сотрудников приходится большинство вопросов решать на уровне личных связей и контактов. Целесообразным может являться создание рабочей группы по подготовке мероприятия. Это позволит распределить обязанности по подготовке, способствует формированию команды, ускоряет процесс принятия и реализации решений в силу разных статусов и должностных полномочий каждого из участников.
  На этапе разработки идеи (после утверждения концепции на высшем уровне управления) необходимо выделить ключевые фигуры в организации с точки зрения полномочий и ресурсов и подготовить для них информационную справку о готовящихся мероприятиях. Такая справка может разрабатываться одновременно с развернутым планом по подготовке мероприятий. В ней должно быть указано в каких акциях какие подразделения и должностные лица будут задействованы. Это, с одной стороны, создаст определенную готовность в организационных подразделениях к участию в проводимых мероприятиях и снизит порог сопротивления изменениям. С другой, - позволит запустить канал слухов в организации и создаст необходимый интерес к празднику.
  Одним из наиболее важных моментов является прогноз количества зрителей на празднике. Как правило, организаторы опасаются двух проблем - придет очень мало или очень много людей. Особенно актуальна эта проблема в случае, когда проводится открытое мероприятие для компании с большой численностью сотрудников. Используемые методы можно условно подразделить на административные и PR-методы. К административным относятся официальное приглашение гостей, вручение приглашения на отдел начальникам подразделений под роспись, выделение обязательной квоты каждому из подразделений и пр. Изобилие подобных методов приведет к росту социального напряжения в организации и разрушит атмосферу праздника, поэтому наиболее целесообразно дополнять их PR-методами. К ним относятся афиши, объявления в наиболее посещаемых местах, информирование через внутрикорпоративные СМИ, своевременное распространение слухов о предстоящем грандиозном событии и многое другое. При этом слухи - наиболее эффективный инструмент, в том числе и при необходимости снижения потенциально высокого количества посетителей.
  В целом, корпоративные праздники являются одним из базовых элементов корпоративной культуры организации, позволяя проявиться имеющимся традициям и зародиться новым, желаемым моделям поведения. Корпоративные мероприятия позволяют в полной мере проявить все составляющие культуры организации - предметы, символы, ритуалы, героев/антигероев предприятия, реальную и декларируемую систему ценностей. Особенности подготовки и специфика проведения таких мероприятий напрямую связаны с типом доминирующей организационной культуры и являются одним из показателей эффективности деятельности предприятия.
 
 
 
 
 
 
 
  А. Туктарова, Ю. Юдина
  БРЕНДИНГ В РОССИИ: ИНФОРМАЦИОННЫЙ ВЕКТОР
  Москва, Российский государственный гуманитарный университет
 
  I. Эволюцию бренда можно достаточно условно разделить на три этапа: доиндустриальный, индустриальный и информационный. Деление между этими этапами относительно, но примерные рамки можно обозначить. Индустриальный этап развития, с которого и началось становление брендов в современном их понимании, к началу XX в. сменил доиндустриальный. Наиболее экономически развитые страны мира в данный момент находятся на информационном этапе. Россию еще можно отнести к индустриальной фазе, за исключением небольшого числа компаний в Москве и Санкт-Петербурге.
  Однако по мнению большинства экспертов Россия стоит на пороге информационного этапа брендинга и маркетинговых войн, когда создание новых брендов становится вопросом выживания компании, а не получения прибыли.
  II. Особенности брендинга в России.
  1. В связи с тем, что само понятие "бренд" пришло в Россию относительно недавно, отечественные маркетологи обычно слепо следуют западным образцам. Игнорирование российского менталитета ведет к тому, что новые бренды плохо приживаются на территории нашей страны.
  2. Российские маркетологи, обычно экономисты по образованию, недооценивают роль творческого подхода в создании бренда. В то время как брендинг требует привлечения разносторонних специалистов в области экономики, социологии, психологии, семиотики, дизайна и т.п.
  3. Позиционирование большинства брендов рассчитано на восприятие их жителями Москвы, в следствие чего остается неохваченным огромный сегмент потенциальных потребителей - жителей всех остальных регионов России.
  4. Более 50% российских брендов относятся к рынку пищевых продуктов, что объясняется наиболее острой товарно-видовой конкуренцией именно в этой области производства. Во всех остальных отраслях брендинг развит слабо.
  5. В отличие от западных коллег, которые представляют новые бренды сразу во всех ценовых сегментах, российские маркетологи выводят бренды на рынок постепенно, что снижает их конкурентоспособность и часто является причиной провала.
  Можно выделить следующие тенденции развития брендинга в России:
  1. Ужесточение конкуренции брендов. Как известно, капиталы стремятся туда, где выше норма прибыли. В России большинство рынков может похвастать прибыльностью более 20%. В то время как на Западе прибыльность в 5% является хорошим показателем. Значит, в России неминуемо увеличится конкуренция.
  2. Повсеместное понимание профессионалами значения брендинга, осмысление ими западного и уже накопленного отечественного опыта.
  3. Можно предположить, наметившиеся тенденции найдут свое продолжение в создании целых систем брендов, так называемых "зонтичных брендов", которые смогут охватить все сегменты рынка и все сферы жизни одного потребителя.
 
 
  А.Т. Уразаева, А.В.Крошкина
  КОРПОРАТИВНЫЕ КОММУНИКАЦИИ И КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА
  Санкт-Петербург, СПбГПУ
 
  Организация - это коммуникационная сеть с обменом информацией между людьми. Как правило, в организации существует три типа коммуникационных сетей:
 * формальные (служебные, деловые, социально-ролевые). Формальные сети делятся на вертикальные (начальник - подчиненный) и горизонтальные (отношения на равных).
 * неформальные (возникают при переходе от служебных). Они в свою очередь делятся на: вертикальные (начальник - подчиненные), горизонтальные (на равных) и слухи.
 * ритуальные (смешанные). Они возникают при определенных обстоятельствах, таких как проведение внутрикорпоративных мероприятий, вечеринок.
  Отношения с персоналом - это внутренние коммуникации компании со своими сотрудниками; они основываются на программах, которые проводятся специалистами по работе с персоналом или сотрудниками отдела паблик рилейшнз.
  В любой организации специалисты по взаимоотношениям с персоналом используют такие коммуникативные средства как - устные и заметки-записки, а в крупных организациях - внутренние газеты, листки новостей, публикации для менеджеров, ежегодные отчеты руководства для сотрудников организации, доски объявлений, внутреннее видео, Интернет (электронная почта), встреча с руководителями, а так же слухи.
  Корпоративная культура-это набор ценностей, принципов и правил, разделяемых всеми членами организации, но ядром являются формальные руководители, лидеры всех уровней, задающие данный набор и определяющие поведение на рабочем месте и во внешней среде. Основы организационной культуры разрабатывают и внедряют топ - менеджеры. Но сам работник привносит свои собственные ценности, свой опыт и традиции.
  С точки зрения руководителей корпоративная культура включает в себя:
 * профессионализм
 * преданность
 * лояльность по отношению к фирме
 * моральное и материальное стимулирование и поощрение квалифицированных специалистов
  В то же время, сотрудники компании считают, что корпоративная культура это:
 * безопасность работы внутри компании
 * уважение со стороны руководства и дружеские взаимоотношения с коллегами
 * возможность высказывать свои идеи и принимать участие в общественных делах организации
 * материальные льготы
 * признание и возможность продвижения по службе.
  В целом понимание корпоративной культуры отличается между этими двумя категориями респондентов, поэтому необходимо вырабатывать единый подход к пониманию корпоративной культуры, заниматься разработкой философии компании.
  Наиболее важными факторами, влияющими на разработку философии компании являются:
  ключевые организационные процессы компании
  доминантные группы
  нормативно- правовая среда
  социальные приоритеты
  технологии
  внешняя среда
  Процесс разработки и внедрения корпоративной культуры включает:
 * сбор наиболее ярких событий, примеров
 * исполнение специфических для коллектива церемоний, праздников
 * разработка и использование собственных символов
 * формулировка главных ценностей компании в виде девиза, лозунга
 * активная демонстрация базовых принципов корпоративной культуры во внешней среде.
  К наиболее практичным методам внедрения в организации принципов корпоративной культуры можно отнести:
  обучающие программы, тренинги, объясняющие базовые ценности компании
  активную пропаганду удачных примеров проявления корпоративной культуры
  создание и поддержание корпоративных традиций
  поощрение работников
  письменное распространение норм и ценностей традиционной корпоративной культуры.
  Если отношения с сотрудниками выстроены эффективно, то компании скорее удастся добиться высокого уровня морали среди своих служащих, сильной мотивации и производительности. Все эти факторы могут помочь в усилении исходных позиций компании, так как работники помогают устанавливать положительные отношения с потребителями и другими заинтересованными сторонами.
 
 
 
  РАЗДЕЛ 4. PR в Интернете
 
 
  Бондаренко С.В.
  ПРОБЛЕМА ДОВЕРИЯ В КИБЕРПРОСТРАНСТВЕ
  Ростов-на-Дону, Центр прикладных исследований интеллектуальной собственности
 
  Фундаментальной проблемой в деятельности виртуальных сетевых сообществ является проблема доверия. Важность доверия как в оффлайновом мире, так и в онлайне трудно переоценить. Ещё в XVII веке английский философ Джон Локк (John Locke) считал доверие vinculum societatis - связующей силой общества.
  Доверие в киберпространстве рассматривается не только с точки зрения организационного контекста, но и как антецедент сотрудничества. Вместе с тем необходимо отметить, что взаимоотношения в телекоммуникационных сетях общего пользования отличаются от взаимоотношений в оффлайновом мире более низким уровнем доверия. Связано это с высоким уровнем анонимности коммуникантов.
  Анонимность акторов не является родовым свойством киберпространства. Сеть ARPANET, предшественник современных глобальных компьютерных сетей была относительно небольшим сообществом п. Однако, когда телекоммуникационные сети вышли на глобальный уровень, достаточно быстро выявились технические недостатки архитектуры сетей, не приспособленной для эффективного противодействия действиям делинквентно мотивированных анонимных акторов.
  Вместе с тем необходимо понимать, что в киберпространстве проблема доверия гораздо шире проблемы анонимности акторов. Американский исследователь Крейг Манди считает, что проблему доверия необходимо рассматривать в рамках взаимодействия в целом человека и компьютера: "В некотором смысле неважно, почему потребитель не доверяет компьютерам - тревожат ли его вирусы, хакеры, злоупотребление данными со стороны маркетологов корпораций, отказы системы или медленная работа в периоды пиковой загрузки. Всё это отражается на защищённости, и поэтому всем этим необходимо заняться, чтобы реализовать концепцию защищённых информационных систем".
  Проблема доверия к источнику информации - одна из наиболее актуальных проблем при осуществлении межличностных интеракций. В условиях, когда ежедневно на пользователей обрушиваются огромные объемы информации, индивиды стремятся устанавливать формальные "контакты, а не межличностные отношения, которые имеют более глубокое качество и символическое значение, и требуют для своего развития не только душевных сил, но и времени".
  Доверие в киберпространстве тесно увязано с существованием в киберпространстве социальных норм. Социолог польского происхождения Бронислав Мисцтал в своей монографии, посвященной проблемам доверия, отмечал тот факт, что доверие - необходимое условие сотрудничества между индивидами, формирующее ожидания относительно поведения других акторов и основанное на общих нормах.
  Современный способ стандартизированной коммуникации, поначалу исторически сложивший в городах и в настоящее время широко представленный в телекоммуникационных сетях, может быть характеризован как доверие без веры. Положительный опыт предыдущих коммуникационных взаимодействий, автоматически переносится актором на взаимодействия, которые еще только предстоят. Это же самое можно отнести и к контенту - вера в достоверность представленных в глобальных компьютерных сетях материалов, не позволяет каждый раз с критической позиции подходить к восприятию новой информации.
  Российский исследователь С.Ю. Барсукова обращает внимание на то, что доверие сетевого мира строится не на вере в индивидуальную честность контрагента, а на возможности сети регулировать поведение своих членов, вынуждая их соответствовать принятым нормам. Способность социальной сети контролировать поведение своих участников формирует вынужденное доверие между ними.
  Возрастание доверия к актору в ходе межличностной коммуникации может проявляться в форме раскрытия личной информации. При этом, чем больше индивидов раскроет информацию о себе, тем больший уровень доверия может установиться в сетевом сообществе. Без раскрытия же персональной информации маловероятно, что в сообществе появится ощущение безопасности среды обсуждения. Именно раскрытие идентичности создаёт своеобразную "валюту", которая позволяет перевести коммуникативные взаимодействия на более высокий уровень. Росту доверия способствует использование систем видеокоммуникации, а также осуществление взаимодействий в рамках корпоративных сетей.
  В закрытых виртуальных сетевых сообществах поддерживается достаточно высокий уровень конфиденциальности содержательных аспектов процессов коммуникативных взаимодействий. Несмотря на тот факт, что сообщения являются доступными для всех участников данного сообщества, и, соответственно, в определённой мере имеют статус публичных, любое нарушение конфиденциальности, связанное с передачей контента во внешнюю (по отношению к коммьюнити) среду, в закрытых сообществах воспринимается весьма негативно.
  Американский политолог Дейвид У. Ловелл писал: "Доверие - двуединое социальное явление, в котором причина и следствие взаимно усиливают друг друга. В нём присутствуют элементы расчёта и веры (в каком-то смысле вера представляет собой временный отказ от расчёта, пусть даже на очень короткое время.). Доверие нужно защищать санкциями и законами, но они не являются необходимыми, когда доверие возникает. Оно должно быть осмысленным и осознанным, а не наивным. В некоторых типах отношений, особенно в любви, доверие - само по себе награда. В других типах, сколь удовлетворительными бы они ни были, доверие выступает как средство получения личных благ. Ни одно общество не может существовать без некой толики доверия, но чем ниже его уровень, тем более атомизированными, циничными и эксплуататорскими становятся отношения между людьми. Такой обделённый доверием социум - это, возможно, ещё не "натуральное общество" в терминах Гоббса, но жизнь в нём, несомненно, "мерзка и жестока".
 
 
  В.А. Букреев, К.Б. Симонов
  РУНЕТ КАК СРЕДСТВО PRЯМОЙ МАРКЕТИНГОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
  Воронеж, Воронежский государственный технический университет
  По данным Rambler`s Top 100 число его участников за год выросло приблизительно на 10%, а по отдельным категориям прирост составил 29%. В Рунете, не менее чем на 10% в год, увеличилась численность ресурсов в категориях, имеющих отношение к собственности, товарам, услугам, бизнесу и карьере. Максимальные темпы прироста наблюдаются в следующих категориях:
  Категория * Прирост, % * "Недвижимость" 29% "Строительство" 26% "Путешествия" 25% "Товары и услуги" 24% "Работа" 22% "Техника" 21% * По материалам от 28.2.2003 Rambler Research: 2003
  Итак, российский бизнес пошел в Рунет. В чем причина?
  Прирост числа сайтов - это, по сути, рост предложения услуг пользователям. Причина проста: в российском Интернете произошло подключение критически важной массы пользователей, представляющих интерес для бизнеса, который в данном случае открывает для себя возможности "прямой коммуникации" и всерьез использует его для продвижения товаров и услуг, по достоинству оценивая эффективность реальных затрат и возможность добраться до целевой аудитории.
  Аудитория Рунета в настоящее время составляет порядка 7 млн. пользователей, а по прогнозам к 31 декабря 2004 года может составить 10 млн. человек (Rambler Research: 2003). Основное количество русскоязычных пользователей Интернет сосредоточено в городах Москва и Санкт-Петербург, они дают более 50% аудитории Рунета, кроме них всего лишь 10 городов перешагнуло отметку в 1 процент.
  Практически все западные пользователи, которым интересны русскоязычные ресурсы Интернета, пользуются сетью в 2003 году с той же интенсивностью посещений, что и в прошлом. В то же время объем российской аудитории Рунета продолжает расти. Если сейчас доли трафика, создаваемые зарубежными и российскими пользователями, приблизительно равны, то в будущем российская доля неизбежно увеличится.
  Влияет на популярность категорий и доля женщин среди пользователей. Дело в том, что если в 2000-2001 годах женщин среди российских пользователей Интернета было около 33%, то в 2002-м, по данным некоторых исследовательских агентств (MASMI Research, ФОМ), этот показатель приближается к 38-40%. Даже если эти цифры не особенно точны, ясно, что с течением времени доли мужчин и женщин будут выравниваться. По крайней мере, такова тенденция в Европе - в частности, в Англии, доля женщин за год выросла с 30 до 42%.
  Видно, что в настоящее время аудитория Рунета имеет тенденцию к росту, при этом меняется ее социально-демографический состав за счет увеличения числа пользователей-женщин и уменьшения доли иностранцев. Но все-таки один вопрос не дает покоя: что ищет пользователь в Интернета.
  На этот вопрос ответила рабочая группа РОЦИТ на конференции "Интернет в России: Свобода и Регулирование". По материалам проведенного ими исследования подавляющее большинство пользователей 82% используют его для работы; 50% - для получения информации, 38,8% - для поиска информации, 35,7% - для общения, 23,7% - для развлечения и игр, и только 8,8% пользователей совершают покупки во "всемирной Сети".
  Результаты исследования другой компании "Taylor Nelson Sofres" свидетельствуют о том, что при выборе сетевых ресурсов для посещения, пользователи Сети придают первостепенное значение рекомендациям друзей и знакомых, в то время как гиперссылки и результаты запросов в поисковых системах являются гораздо менее эффективными решениями веб-маркетинга. При этом в рамках исследования также было выявлено, что владельцы веб-сайтов зачастую не осознают важность такого показателя, как "удовлетворенность пользователя" посещением сайта, что препятствует привлечению новых пользователей и не способствует удержанию уже существующей аудитории (98% пользователей, которым понравился сайт, расскажут о нем кому-либо еще).
  Среди основных причин неудовлетворенности пользователей называются: несвоевременное обновление (40%), невозможность персональной настройки сайта (33%), плохо организованный поиск по сайту (32%) и слишком большое время загрузки (32%).
  Безусловно, у Интернет-маркетинга есть будущее, однако еще достаточно много необходимо сделать для того, чтобы представители российского бизнеса поверили в интерактивный мир так же, как и в реальный. В такой ситуации можно будет говорить об Интернете: как об эффективном канале передачи информации и о полноценной медиа-подобном инструменте воздействия на потребителя. Именно с этого момента можно будет утверждать, что рынок Интернет-PRа и Интернет-рекламы в России окончательно сформировался.
 
 
 В.А. Букреев, К.Б. Симонов
 OFFLINE ТАРГЕТИНГ ДЛЯ RUНЕТА
 Воронеж, Воронежский государственный технический университет
 
  Многомиллионная аудитория российских пользователей, подключенных к Сети, вызывает большой интерес со стороны российских и иностранных организаций культурной, политической и коммерческой сферы.
  Пользователи Рунета - это перспективный динамично развивающийся рынок. По данным статистики SpyLog на конец первого полугодия 2002 года количество пользователей русской зоны Интернета достигло 8 млн. человек, что составляет примерно 5% населения РФ или около 14% от количества жителей городов с населением не менее 100 тыс. человек. Большая часть пользователей (около 50%) сосредоточено в двух крупнейших городах страны Москве и Санкт-Петербурге. По прогнозам Rambler's Research к 2005 году количество пользователей Сети достигнет 10 млн. человек.
  Однако на пути формирования маркетинговой стратегии для кампании в Сети возникает большая проблема - таргетинг. Действительно, сегментировать аудиторию пользователей так, чтобы прицельно "попасть" в нужный сегмент очень сложно:
  Глубинных исследований аудитории пользователей Рунета нет. Так как невозможно определить модель поведения того или иного пользователя, выявить его привычки, интересы и т.д. также как в offline. Причина заключается в следующем: невозможно ответить на вопрос КТО именно в данный момент подключился к Интернету. Достаточно представить себе семью, в которой, компьютером пользуются все ее члены в разное время или офис с одним PC на дюжину менеджеров;
  Данные статистических программ SpyLog и Rambler, получивших широкое распространение в зоне RU, могут быть полезны лишь для того, чтобы быть уверенным, что посетители в Интернете все-таки есть :), но этого явно недостаточно для эффективного таргетинга;
  Следовательно, крайне затруднительно прогнозировать эффективность того или иного рекламного или PR-сообщения в Рунете.
  Однако не следует забывать о том, что Интернет - это коммуникативная среда, рождением своим обязанная mass-media. Получив распространение когда-то как канал обмена информацией между военными ведомствами, а позднее университетами, он должен был упростить систему передачи данных (ранее этим занимались научные редакции и потовая служба).
  В современном понимании Интернет - это набор Web-ресурсов, посвященные определенной тематике: новости, гороскоп, чат, сайты посвященные компьютерным играм и т.д. Все это свидетельствует о том, что Всемирная паутина и в наше время не перестает быть медиа-подобной. Тому есть масса подтверждений:
  По данным Rambler`s Top100 лидирующие позиции среди ресурсов Рунета занимают media-порталы (Известия.Ru, Советский Спорт, Дни.Ru, Утро.Ru, МК, Спорт-Экспресс, КМ-Новости). Среди ресурсов, лидеров по приросту суточной аудитории, "Рамблером" назван "Рамблер-Медиа" (20-е место).
  80% пользователей Рунета занимаются поиском информации, пригодной для работы (также поступает и media аудитория).
  В подавляющем большинстве случаев пользователь периодически посещает одни и те же информационные Web-сайты, похожим образом ведет себя и читатель.
  Кроме того, необходимо учитывать тот факт, что в современном мире все виды коммуникации интегрированы - редкий случай, когда пользователь Сети не пользуется телевизором, радио, не читает прессы или не попадает под влияние уличной рекламы.
  Таким образом, для формирования эффективной промоушн-кампании в Интернете, вполне пригодны материалы более богатой базы как социологических исследований mass-media, так и практического опыта PR offline. При этом необходимо сделать серьезную поправку: не рассматривать как целевые группы аудитории с низком уровнем дохода, низким социальным статусом (исключая студентов) и т.д., то есть тех, кто не может являться потенциальным пользователем Интернета.
 
 
  М.С.Вершинин
 ЭЛЕКТОРАЛЬНЫЕ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ
  Санкт-Петербург, СПбГПУ
 
  Электоральная коммуникация представляет собой процесс передачи идей, предложений, "посланий" кандидата избирателям посредством тех или иных каналов или средств в течение законодательно установленного периода официальной избирательной кампании.
  Сеть Интернет сегодня представляет собой самую демократичную и быстрорастущую систему доступа к электорату.
 Как считает специалист по выборам Э.Коррадо (США), электронные коммуникации станут, с точки зрения электорального процесса, столь же революционными, как ТВ и радио. Но если радио завоевывало свою аудиторию в течение 50 лет, телевидению на это потребовалось времени на порядок меньше, то развитие средств электронной коммуникации носит взрывной характер.
  Отметим некоторые особенности Интернета, которые должны учитываться политическими деятелями при продвижении своих взглядов в сетевой среде, особенно во время предвыборных кампаний:
  * легкость, быстрота и дешевизна публикации (во много раз проще и дешевле, чем любые традиционные средства рекламы и раскрутки);
  * возможность доступа к опубликованной информации из любой точки мира (особенно важно для оперативной связи с регионами);
  * интерактивность - возможность работать с "обратной связью" (проведение интернет-конференций, дискуссий, голосований, переписка, в том числе создание представления о прямом общении политика с избирателями);
  * использование сетевых ресурсов в качестве источников информации журналистами традиционных СМИ;
  * не вполне ясный на сегодняшний день статус сетевой публикации - в Интернете политик может позволить себе опубликовать информацию, которая не подходит по формату или содержанию для бумажной прессы.
  В настоящее время использование Интернета в предвыборных кампаниях представляется наиболее перспективным. В подтверждение сказанного можно привести следующие аргументы:
  * От организации входной информации в Интернет напрямую будет зависеть ее распространение, а ведь с точки зрения РR-технологий пользователи Интернет представляют наиболее активную и "продвинутую" часть общества, участвующую в процессе формирования общественного мнения и предпочтений избирателей. Граждане и общественные группы пользуются Интернетом для организации своих акций, общественных кампаний, для лоббирования.
  * На финишных прямых предвыборных кампаний сетевые технологии идеально подходят для вброса своевременной и "нужной" информации, выгодно отличающейся от привычных средств агитации.
  * Монолог претендента на государственную должность все чаще преобразуется в интерактивное общение с избирателями или наиболее активными их представителями.
 Интернет дает возможность отказаться от дорогостоящих негативных рекламных роликов и телевизионных клипов с цитатами, которые в настоящее время доминируют в предвыборной борьбе, и перейти к недорогим интерактивным и более серьезным видам политического общения.
  С точки зрения содержания можно выделить несколько групп "выборных" ресурсов Интернета, полезных участникам электоральной коммуникации:
  * страницы (реже - участие в телеконференциях) партий и кандидатов, основная задача которых - агитация, привлечение новых избирателей;
  * страницы избирательных комиссий, призванных публиковать официальную информацию о выборах: справки о кандидатах, информацию об избирательных участках, результатах выборов, сбор сообщений о нарушениях и т.д.;
  * опросные сайты, где предлагается проголосовать за какого-нибудь кандидата или предложить своего - своеобразные упражнения по голосованию, результаты которых обычно контролируются владельцем сайта и создают псевдорейтинги для упомянутых на них кандидатов;
  * аналитические сайты - те, где предпринимается попытка представить различные политические силы (их агитационные материалы, интервью с лидерами, оценки экспертов и др.). Сюда же относятся заказные и не заказные предвыборные материалы СМИ;
  * статистические данные о регионе, об избирателях, которые в Интернете не представляют уникального информационного ресурса, т.к. их можно получить из вполне доступных статистических брошюр или компакт-дисков, как и один из наиболее популярных ресурсов - телефонные базы данных горожан, некоторые из которых представлены в Интернет.
  Интернет полезен не только тем, что облегчает всем и каждому доступ к информации. Он еще и облегчает и активизирует общение избирателя с властью. Довольно скоро мы увидим, смогут ли демократические институты выдержать невыносимую легкость этого универсального интерфейса. А также проверим, настолько ли они демократические, как стараются казаться.
 
 
  С.А. Волостнов
  РОССИЙСКИЙ РЫНОК СОЦИО-КУЛЬТУРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ОПЫТ СЕТЕВОГО БРЕНДИНГА ПРОВИНЦИАЛЬНЫХ НКО
  Муром, Муромский историко-художественный музей
 
  Втягивание учреждений культуры в рыночные отношения поставило перед ними вопросы, решением которых традиционно занимался лишь бизнес. Прежде всего, это касается проектной деятельности. В данном случае под проектной деятельностью понимается участие учреждений культуры и НКО в конкурсных программах благотворительных фондов и последующая реализация проектов. Особенностью этой деятельности в провинции, на наш взгляд, является, то, что от ее финансовой и организационной успешности зависит развитие, а зачастую и нормальное существование указанных организаций, так как бюджетное финансирование либо отсутствует, либо совершенно недостаточно.
  По сути дела, проектная деятельность - это работа на конкурентном рынке, которую можно описать в экономических терминах: спрос, предложение, рентабельность.
  Следует отметить, что во многих регионах эта деятельность становится рентабельной лишь при ориентации на крупных (столичных) грантодателей. Достаточно сказать, что во Владимирской области в 2002 году максимальная сумма гранта в сфере культуры составляла 10 тыс. руб. (ок. 300$).
  Спрос на этом рынке формируют грантодатели. Спрос рождает предложение. В реальности проект чаще всего порождается не социо-культурными потребностями местного сообщества, а суровыми экономическими законами. Например, музеи более всего нуждаются в финансировании реставрации и охраны своих фондов, но так как грантодатели финансируют другие роды деятельности, то они и продвигаются. В их числе информатизация (создание баз данных, сайтов, интернет-сообществ).
  К сожалению, сегодня мы являемся свидетелями катастрофического падения спроса на этом рынке. На наш взгляд, это вызвано уходом из России Сороса.
  В создании и управлении брендами, о которых пойдет речь далее, значительную роль сыграл ИОО (фонд Сороса). Бренды "Окландия" и "Муромский музей" (адреса в Интернете www.oklandia.murom.ru и www.museum.murom.ru) создавались и поддерживались тремя организациями - Муниципальным учреждением культуры "Муромский историко-художественным музей", Владимирской региональной общественной организацией "Центр культурных инициатив" и Содружеством музеев Нижней Оки (региональное отделение межрегионального общественного движения "Ассоциация музейных работников").
  Кратко о музее
  Муромский музей - один из крупнейших музеев региона, в настоящее время фонды составляют около 80 тысяч экспонатов. Музей основан в 1919 году, с 1997 года имеет статус муниципального. Он был создан на базе коллекций муромских краеведов, академика живописи И.С. Куликова, графов Уваровых. В музее хранятся и экспонируются уникальные коллекции: археологическая; древнерусского искусства, в основе своей происходящая из местных храмов; русской и западноевропейской живописи и прикладного искусства из собрания графов Уваровых; представлены интересные экспозиции городского и купеческого быта.
  Основные экспозиции и временные художественные выставки расположены в трех особняках прошлого века.
  Музеем проводятся археологические и этнографические экспедиции, конференции, неизменно привлекающие внимание исследователей (Уваровские чтения), ведется издательская деятельность.
  Кратко о Содружестве
  Содружество музеев Нижней Оки (МНО) создано в 1999 году. Правление зарегистрировано в г. Муроме. В содружество входят полтора десятка музеев небольших городов Нижегородской, Владимирской и Рязанской областей. Главная цель этой общественной организации - объединение музеев региона для сотрудничества в эффективном сохранении, изучении и пропаганде наследия в условиях рынка. Этому способствует совместное накопление и распространение опыта использования рыночных механизмов, новых культурных и информационных технологий, культурного туризма. Важной особенностью МНО является его привязанность не к административному региону, а к культурному пространству, включающему в себя смежные территории, имеющие традиционные исторические, культурные и экономические связи и программный интерес к проблемам малых музеев.
  Кратко о "Центре культурных инициатив"
  ВРОО "Центр культурных инициатив" (ЦКИ) создана в г. Муроме в 1998 году по инициативе музейных работников, художников и журналистов, которые выступили его учредителями. Основная задача - содействие развитию культуры и культурного туризма, проведение исследований в сфере истории региона. У ЦКИ сложились постоянные партнерские связи с музеями региона, с органами управления образованием, с экологическими организациями. В ЦКИ работают все по совместительству - это педагоги, журналисты, художники, бухгалтер, сотрудники музеев.
  По сути, это три юридических лица одного и того же коллектива. Здесь мы можем говорить о версификации, но не продукции, а продавца. Это позволяет более гибко реагировать на изменения спроса на рынке. В разных конкурсах предпочтение отдается различным организациям (опыт работы, регион, устав и пр.)
  Возвращаясь к брендам "Муромский музей" и "Окландия", следует оговориться, что они существуют не только в on-line среде, но и в off-line среде.
  Название "Муромский музей" существует уже более 80 лет. Но значение торговой марки стало приобретать только с выделением из состава Владимиро-Суздальского музея заповедника и формированием рынка в РФ.
  В 1998 году появился сайт www.museum.murom.ru. В это же время разрабатывается логотип "Муромского музея" (шумящая подвеска племени "му'рома" в виде конька), ставший элементом фирменного стиля.
  В 1999 году в рамках проекта ИОО (фонд Сороса) появился сайт www.oklandia.murom.ru.
  Как видим, более удачен первый адрес. Он вызывает меньшие сомнения в написании у русскоязычного пользователя. Особенно учитывая, более ресурсообеспеченные и соответственно "раскрученные" сайты www.museum.ru и www.murom.ru.
  Адрес www.oklandia.murom.ru был образован от ранее созданного русскоязычного словестного бренда "Окландия" и является далеко не очевидным как по написанию, так и по сервероразмещению.
  Следует пояснить, что такое Окландия. Окландия - это вымышленная страна, созданная объединенными усилиями музейных работников и включающая земли по Нижнему течению реки Оки и её притокам Теше и Клязьме. Туристические маршруты соединяют города Окландии - Муром, Гороховец, Вязники, Ковров, Арзамас, Касимов, Павлово, Выкса.
  Не трудно догадаться, что слово это образовано из двух слов и может звучать, как страна Оки, и в то же время как хорошая страна (Ok' land). Хотя с "прохождением" этого бренда в коллективе организации были проблемы, вызванные другими семантическими связями: созвучием новообразования со словами "оклад", "Окланд", "оканье".
  Бренд "Окландия" стал ведущим в рекламной и туристической деятельности Содружества. Это же новообразование стало названием и созданного сетевого ресурса.
  Бренд продвигался благодаря проектам финансировавшимся ИОО (фонд Сороса). Благодаря проекту 1999 г. "Край родной, навек любимый (Путешествие по Окландии)" Окландия получила свою карту, элементы фирменного стиля: девиз: "Врозь осколки - вместе сокровищница", эмблему - горшок, собранный из разноцветных фрагментов. В 2000 году в ходе выставочного проекта "Окна Окландии" эмблема была переработана, и получила новое художественное решение.
  В 2001 году сетевой бренд Окландия удалось "продать" на Ярмарке социальных и культурных проектов (Саратов 2001. Приволжский федеральный округ). Сайт был поставлен на новый "движок". Была начата работа по формированию интернет-сообщества музеев нижней Оки.
  Сегодня "Окландия" - развивающийся сетевой ресурс, здесь можно получить свежую информацию о совместной и самостоятельной деятельности музеев членов МНО, о городах Нижней Оки, о туристическом потенциале региона и т.д.
  К сожалению, падение спроса на проектном рынке привело к остановке в развитии бренда "Окландия", так как он не имеет стабильного финансирования. При этом усилия коллектива сегодня направлены на развитие бренда "Муромский музей".
 
 
  Н.О. Горгидзе
  PR-ТЕХНОЛОГИИ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ ИЛИ НОВОЕ ЛИЦО ПРОФЕССИИ
  Москва, МГУ им. М. В.Ломоносова
 
  1. Новое понимание профессии, ее статуса.
  Сегодня информация играет определяющую роль в достижении бизнес-целей: благодаря информации можно анализировать потенциальный рынок сбыта, целевые аудитории, осуществлять воздействие на общественное мнение и т.д., а благодаря новым технологиям созданы абсолютно новые способы передачи информации и взаимодействия с общественностью. Возрастает роль, значение и престиж профессий, связанных с информационной и коммуникационной областями. PR все чаще присваивается не консультационно-совещательный, а стратегический статус. Наблюдается и будет происходить глобализация в понимании РR, расширение компетенции и ответственности менеджеров по управлению коммуникациями.
  2 PR-инструменты становятся высокотехнологичными, новые технологии меняют лицо профессии. До конца не известны последствия стремительного развития информационных технологий и сетей, но уже сейчас Интернет - новый информационный канал, средство распространения новостей и коммуникации, а также канал для налаживания взаимодействия. Интернет и электронная почта дают возможность в короткие сроки активизировать и сформировать общественное мнение. Все большее развитие получают web-пресс-офисы, виртуальные комнаты журналистов, презентации в режиме on-line. На смену традиционным пресс-конференциям приходят с развитием технологий речевой связи через Интернет (VoIP) видеоконференцсвязи. Компьютерные интервью с использованием видеосвязи в реальном времени принципиально отличаются от традиционных пресс-конференций - они открыты для всех желающих. В будущем, когда РR-специалисты привыкнут использовать WAP (беспроводной прикладной протокол), передача пресс-релизов, информационных сообщений будет осуществляться с помощью карманных приборов или мобильных телефонов. Технологии такие уже есть, и это вопрос только широкого внедрения в практику. Веб-сайт компании стал играть не меньшую роль, чем ее офис: это и web-пресс-офис, и точка продаж, и место общения. Электронная почта дала возможность рассылать оперативно новости, электронные информационные бюллетени, интерактивные пресс-киты с использованием графики и аудиоэффектов. Вместо традиционных брошюр и лифлетов создаются презентации на компакт-дисках с использованием flash-технологий. Появились новые способы выхода на свою целевую аудиторию, изучения ее мнение по тем или иным вопросам. Методика дискуссионных групп (news groups) on-line позволяет привлечь публику для обсуждения какой-либо важной для компании проблемы. На собственном сайте или на специализированных страницах (в частности, www.poll4all.ru), можно организовать интерактивные исследования.
  Конечно, они не являются репрезентативными, но, тем не менее, демонстрируют мнение определенной аудитории.
  Новые технологии, такие как виртуальная реальность, являются многообещающими с точки зрения использования в практике РR.
  Новые угрозы.
  Глобальное распространение дезинформации, слухов за короткий период времени, прямые атаки на организацию со стороны лживых сообщений по электронной почте и неофициальных сайтов - вот лишь небольшой перечень угроз нового времени.
  По сути, любой пользователь может создать web-страницу, на которой разместит информацию, наносящую вред репутации компании.

<< Пред.           стр. 5 (из 8)           След. >>

Список литературы по разделу