<< Пред.           стр. 6 (из 8)           След. >>

Список литературы по разделу

  3. Возможный диктат менеджеров по информационным технологиям. Использовав преимущества своей технической подготовки, специалисты по управлению информационными системами (MIS) или специалисты в области информационных технологий (IT personnel) могут полностью взять под свой контроль и диктовать процесс создания корпоративных web-сайтов. Есть большая вероятность информационной асимметрии из-за неподготовленности PR-менеджеров решать проблемы, которые возникают при создании и использовании сайтов (в частности, например, знание кодировки HTML и т.д.).
  Информационные технологии и web открыли для менеджеров по PR новые возможности, приблизили нас всех к идеалам свободы (электронной) прессы, свободы слова, однако, в то же время новые реалии создают значительные трудности в процессе управления коммуникациями.
 
 
 
  О. А. Канищева
  ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕСТВА: ОСОБЕННОСТИ, МЕТОДЫ, ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ
  Москва, Агентство "Два солнца"
 
  Интернет - это особая маркетинговая среда. Компания, чья целевая аудитория является постоянной обитательницей Интернета, может позволить себе использовать своеобразные методы взаимодействия с нею, при этом, тратя на организацию этого взаимодействия гораздо меньшие бюджеты, чем она могла бы потратить в оффлайновой среде.
  Важные особенности Интернета заключаются в следующем: он позволяет постоянно поддерживать прямую связь с представителями целевой аудитории, Интернет чужд географических различий; он интерактивен и предполагает активное участие пользователей в маркетинговом взаимодействии с компанией.
  Одной из форм эффективного взаимодействия с целевой аудиторией является создание интернет-сообщества, направленного на завуалированное продвижение товаров/услуг/торговой марки определенной компании.
  Одной из важных рекомендаций PR-специалистов как для продвижения сайта компании, так и для продвижения бренда, продуктовой линейки является следующая: если вы хотите, чтобы ваши потребители регулярно покупали продукцию вашей компании, лояльно относились к вашей торговой марке, вам необходимо зародить сильное чувство сообщества. Если вы сможете убедить людей почувствовать, что они тесно связаны с вашей торговой маркой, вам будет намного легче выработать лояльность у вашей целевой аудитории.
  Важная черта интернет-сообщества заключается в том, что оно дает пользователям сайта не только возможность контакта с представителями вашей компании, но и также возможность общения между собой. Это способствует созданию более глубоких взаимоотношений между компанией и ее целевой аудиторией.
  Мы рассмотрим методы организации интернет-сообщества на примере созданного агентством "Два солнца" для компании Xerox сообщества DocuPrint.ru.
  Основные задачи, которые стоят перед данным сообществом, это:
  * изменение российского стереотипа о том, что Xerox - это копир,
  * создание полноценной базы данных зарегистрированных пользователей,
  * увеличение доли принтерного рынка Xerox в России,
  * сбор маркетинговой информации, необходимой руководству компании для построения стратегии развития.
  Основная целевая аудитория данного сообщества - IT-специалисты и руководители отделов компаний, ответственные за техническое обеспечение.
  Для привлечения пользователей в сообщество проводился и проводится ряд мероприятий. Во-первых, активная рекламная онлайн-кампания с размещением рекламных материалов на тех ресурсах, которые активно посещаются потенциальными членами сообщества. Во-вторых, была обеспечена промо-подержка на сайте www.docuprint.ru: зарегистрированным пользователям предлагалось участвовать в конкурсах и программах и бороться за ценные призы. В-третьих, сайт наполнили качественным "принтерным" контентом (учитывая, что интернет не располагает стопроцентными "принтерными" ресурсами). И конечно, сайту сообщества обеспечили достаточно высокий рейтинг по поисковым запросам в ведущих поисковых системах (например, в Яндексе по запросу "принтеры" DocuPrint находится на 6-8 позиции).
  За полтора года, которые сообщество успешно развивается, были определены основные методы работы с зарегистрированными членами сообщества:
  * Промо-программы (непосредственное продвижение принтеров и расходных материалов Xerox - как предпокупочная стимуляция (купоны на скидки), так и постпокупочная (подарки и розыгрыш призов среди пользователей, зарегистрировавших свой принтер на сайте);
  * Конкурсы (развитие пользовательской лояльности по отношению к бренду компании, сбор пользовательских отзывов о принтерах Xerox - конкурсы историй о принтерах Xerox, составление словаря принтерного сленга, создание сборника советов пользователей по работе с принтерами);
  * Анкетирование и опросы (традиционная программа "Расскажи о себе DocuPrint`y", ежемесячные опросы);
  * Форумы на общие и технические темы.
  По каким показателям можно оценивать эффективность интернет-сообщества? Первый показатель - количественный. Потому что если с момента открытия сайта число членов вашего сообщества остается равным 5-10, значит созданное сообщество не привлекательно для представителей целевой аудитории.
  Второй основной показатель - качественный (это особенно важно для сообществ, ориентированных на увеличение объема продаж того или иного продукта). Проводя на сайте сообщества регулярные промо-программы (регистрации покупок, опросы, анкетирования), можно выяснить, какое количество пользователей приобрело ваш продукт.
 
 П.И.Коваленко
  РОЛЬ И ФУНКЦИИ ИНТЕРНЕТА-ФОРУМА В СИСТЕМЕ МАРКЕТИНГОВОГО И PR КОМПЛЕКСОВ ОНЛАЙНОВОГО ИНФОРМАЦИОННОГО РЕСУРСА.
  Варшава, Высшая Школа Социальных Исследований при Польской Академии Наук
 
  Роль Интернет-сообщества в российской общественной жизни обрело за последние несколько лет определенную актуальность. Это связано с несколькими факторами: увеличением Интернет-аудитории в количественном отношении, активностью его членов, информационной насыщенностью Интернет-ресурсов, сегментацией российского информационного Интернет-пространства, повышением уровня владения приемами и навыками работы с Интернет-ресурсами. Особую актуальность проблемам изучения и манипуляции Интернет-сообществом придает приближающаяся полоса выборов в федеральные органы власти.
  С точки зрения Интернет-маркетинга основными характерными особенностями Интернет-пространства являются ее интерактивность и анонимность. Интерактивность на уровне p-2-p или горизонтальная интерактивность, т.е. взаимодействие участников коммуникативного процесса без помощи медиатора, или информационного ресурса, еще раз подчеркивает дуализм Интернета, как канала и как пространства. Соответственно, предоставляя "пространство" для общения между собой анонимным пользователям информационный ресурс теряет контроль над содержанием дискуссии в целом или отдельных сообщений.
  Центральным вопросом для владельца и оператора Интернет-ресурса является целесообразность создания инструментов интерактивного общения, возможность управления ими, уровень вмешательства в обсуждение, возможность манипуляций дискуссией, и т.д.
  Одним из самых популярных интерактивных инструментов Интернет-ресурсов являются Интернет-форумы. По нашему мнению, Интернет-форум, основой которого является обсуждение конкретной публикации или развернутого инициального информационного сообщения (поста) является частным случаем Интернет-сообщества. Контент-анализ форумов показывает, что число участников Интернет-форумов, их активность определяется не только актуальностью первичной публикации, но и не в маловажной степени степенью взаимодействия участников форума между собой. Технологические предпосылки или формат форумов предоставляет максимальные возможности для: 1) определения стержневой темы форума, 2) возможностей идентификации или самоидентификации участников, 3) возможностей взаимодействий участников вне форума посредством электронной почты или ICQ, 4)возможностью цитирования или отсылкой участников обсуждения к дополнительной информацией за рамками форума (ссылки URL), 5) неограниченным размером публикации, и т.д.
  Умелое использование технических возможностей Интернет-форумов дает владельцу Интернет-площадки ряд возможностей по формированию и расширению активной аудитории, изучению социо-демографических характеристик аудитории, сегментации аудитории, проведения глубинных исследований, изучение информационных интересов, и т.д.
  В заключение, актуальное значение в современной политической ситуации имеет возможность апробирования в Интернет-форумах некоторых новаторских общественных идей, например продление срока избрания Президента РФ, увеличение налога на собственность, жесткие антитеррористические меры, и т.д.
 
 
 
  С.Н. Куликова
  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ FLASH-ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММЬЮНИТИ.
  Барнаул, Веб-студия "Амител"
 
  Многие исследователи, основываясь на анализе текстов классиков постмодернистской мысли гуманитарной науки, утверждают, что постиндустриальная эпоха, информационная, уже наступила. Так что говорить об оптимизации работы предприятия, не обратив внимания на коммуникативную составляющую любой коммерции, просто не мыслимо. А в связи с активным развитием глобальной сети нельзя и не обратить особого внимания на Интернет как среду PR-коммуникаций.
  Эффективным направлением PR-деятельности сегодня считается формирование коммьюнити вокруг товара/фирмы/брэнда. И глобальная сеть при грамотном ее использовании может в этом очень хорошо помочь. Одним из успешных механизмов формирования коммьюнити в Интернете является flash-технология.
  Мультики, которые смотрят
  Масяня! Как много в этом слове для любого жителя России. И все потому, что россияне обладают такой ментальной чертой как инфантилизм. В связи с этим даже самые серьезные компании не брезгают использованием flash'а на своих сайтах и рекламных площадках. Все сложнее становится найти в бескрайних просторах Интернета сайт, не содержащий flash-презентации.
  Естественно, кому охота читать килобайты "хвалебной" информации об определенном товаре/услуге/компании. На сколько приятней и удобней посмотреть на товар в действии (например, http://www.ariel-info.ru/, http://www.r-uniton.ru/, http://www.uniton.alt.ru/). Просмотр мультиков-презентаций гарантирует посетителю сайта положительный эмоциональный заряд, а владельцу сайта - адекватную реакцию при упоминании товара в будущем.
  У мультиков есть и отрицательные черты - краткосрочность: посмотришь раз-другой, и надоедает (как и реклама на ТВ). Эту отрицательную черту можно ликвидировать, если дать пользователю "бразды правление" мультикам.
  Мультики, в которые играют
  Специалисты русскоязычного Интернета совсем недавно овладели технологиями создание не просто мультиков, а мультиков, в которые можно играть. И эти технологии начали активно использовать в рекламных и PR целях. Благодаря чему есть возможность не только проиллюстрировать все свои достоинства, но и полностью вовлечь пользователя в "виртуальное потребление". Причем, вовлечь надолго.
  Основывается эта суггестия на вовлечении посетителя сайта в электронную игру. Посетитель управляет персонажем: например, помогает ему преодолеть какие-нибудь трудности, а в результате получает за это приз (виртуальный или даже реальный!) (например, http://www.probuy.ru/). Или, например, он спасает товар, который в свою очередь спасает мир (например, http://rollton.promo.ru/). До чего же приятно человеку чувствовать себя Джеймсом Бондом! А обрести эти черты спасителя мира ему помогает определенный брэнд. Таким образом, в последствии вид этого товара (уже брэнда) развернет определенный ассоциативный ряд, и отвлечет потребителя от товара конкурента. Плюс к этому, вовлекая зашедших на сайт в игру, формируется круг постоянных посетителей ресурса, на который можно воздействовать посредством косвенных коммуникативных методов.
 
 
  Е.А. Кушнир
  РЕКЛАМА УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В СЕТИ INTERNET
  Москва, Издательство "Индекс Дизайн энд Паблишинг"
 
  В июле 2003 года издательство "Индекс Дизайн энд Паблишинг" получило право на распространение книги по теории композиции в фотографии Александра Лапина "Фотография как". Книга вышла тиражом 3000 экземпляров, и почти весь тираж распространялся через издательство Индекс Дизайн. В связи с этим перед издательством встала задача проведения рекламной компании.
  1. Определение целей.
  Главной целью рекламной компании было определено формирование спроса на книгу-учебник А. Лапина "Фотография как". Целями же сопряженными - определение целевой группы потребителей и участников будущих проектов издательства "Индекс Дизайн", создание осведомленности в этих целевых группах о бренде "Индекс Дизайн", установление обратной связи сними.
  2. Сбор информации
  После определения целей, в издательстве была организована работа по сбору информации. Сотрудники "Индекс Дизайна" провели анализ рынка печатных изданий по теории фотографии, когда-либо публиковавшихся в России, состоялась встреча с автором учебника А. Лапиным, определялась и исследовалась целевая группа.
  Вся собранная информация и результаты исследований были отражены в собственном пресс-релизе издательства "Индекс Дизайн" с заголовком "Издана книга по теории композиции "Фотография как". Быть умнее своей камеры!".
  3. Выбор оптимального рекламного носителя.
  В ходе работы выяснилось, что целевая группа характеризуется следующими основными признаками:
  * территориальный признак: жители Москвы и Санкт-Петербурга;
  * увлечения: фотография профессиональная и любительская;
  * уровень образования: "высшее", "среднее специальное";
  * материальный уровень: "выше среднего", "средний".
  Учитывая все эти признаки, а также то, что компания планировалась малобюджетной, было принято решение проводить ее в сети Internet.
  С помощью поисковых систем менеджеры издательства "Индекс Дизайн" искали сайты, по своей тематике отвечающие целям и задачам рекламной компании.
  По результатам поиска были составлены списки рассылки, по которым предполагалось рассылать пресс-релиз.
  На сайты, имеющие новостные разделы, пресс-релиз издательства отправлялся в качестве новости, предварительно подвергаясь некоторым корректировкам. На этих сайтах появление книги "Фотография как" стало информационным поводом для обсуждений на форумах. При чем даже на форумах тех сайтов, на которые пресс-релиз отправлялся в качестве анонса деятельности издательства "Индекс Дизайн".
  По адресу www.indexdesign.ru (сайт издательства "Индекс Дизайн") постоянно обновлялись списки книжных магазинов, в которых "Фотография как" поступила в продажу. В интернете шли жаркие дискуссии, где люди обменивались адресами, телефонами книжных магазинов, обсуждали цены. Те, кто уже приобрел книгу, писали на нее рецензии и вступали друг с другом в споры. Это подогревало интерес к изданию и увеличивало продажи.
  Помимо сети Internet, сотрудники издательства напрямую выходили на редакторов газет и журналов по тематике так или иначе связанных с фотоискусством, тем самым, обеспечивая публикации и в печатных СМИ.
  4. Итоги.
  В ходе рекламной компании менеджерами издательства "Индекс Дизайн" было отправлено 186 писем по 186-ти адресам электронной почты. Осуществилась обратная связь с 17-ю главными редакторами печатных и электронных СМИ. Имя бренда "Индекс Дизайн" в течение месяца не сходило с форумов на сайтах, охваченных в ходе рекламной компании. Срок распространения книги, определенный издательством в шесть месяцев, в реалии сократился до двух.
  Рекламная компания, направленная на распространение книги-учебника А. Лапина "Фотография как" была расценена как успешная.
 
  О.Н. Муратова
  КООРДИНАЦИЯ ОФФ-ЛАЙН И ОН-ЛАЙН PR-КАМПАНИЙ
  Нижний Новгород, "МК в Нижнем Новгороде"
 
  Тот факт, что Интернет-пространство является очень важной информационной средой и инструментом бизнеса, на сегодняшний день ни у кого не вызывает сомнений. Однако при этом далеко не все представители бизнес структур уверены в эффективности кампаний в Интернете.
  Причина подобного несоответствия кроется в отсутствии четкой координации между офф-лайн и он-лайн действиями pr-специалиста.
  Задействовать Интернет-ресурс в своих рекламных и PR-кампаниях конечно же необходимо. Но:
  1. ровно столько же, сколько и все другие информационные ресурсы
  2. лишь в тех границах, в которых интернет действительно способен оказать помощь.
  Мнение о низкой эффективности PR в интернете, является следствием, прежде всего различных подходов к офф-лайн и он-лайн кампаниям.
  Примеров неверных действий на практике встречается очень много. Вот лишь некторые характерные ошибки pr-специалистов:
  Фирмой рекламируется новая продукция.
  * При этом в офф-лайне идет кампания, направленная на продвижение именно новой продукции, а в Интернете висит баннерная реклама, просто призывающая (под тем или иным предлогом) зайти на корпоративный сайт.
  Чаще всего, причиной этого является, то, что офф-лайн и он-лайн коммуникациями занимаются разные люди.(рекламщик или PR-специалист с одной сторны, и технический специалист - с другой)
  В том случае, если вопросами интернет-маркетинга занимается все-таки отдел PR или маркетинга, часто возникает очередная проблема.
  * Далеко не все сотрудники таких отделов представляют себе, что такое действительно интернет, и какой спецификой должна обладать PR- кампания, проводимая в интернете.
  Солидные же фирмы работают по этой схеме соответственно солидным образом.
  * Они сами разрабатывают цели и задачи оффлайновой кампании, а для разработки программы продвижения в Интернете приглашают рекламное интернет-агентство. Которое и трудится, но имеет весьма приблизительное представление о том, что фирма-заказчик собирается предпринимать в оффлайне.
  Единственным способом лечения проблемы является концентрация управления оффлайн и онлайн-действий в одних руках.
  Однако, при реализации такой схемы методы проведения оффлайн и онлайн-маркетинга часто бывают одинаковы до степени совпадения рекламных макетов.
  * Например, берется полосная реклама в каком-нибудь журнале, режется поперек на длинные полоски, и склеивается потом в анимированный баннер для размещения в интернете.
  Такое происходит в основном тогда, когда к интернету относятся настолько серьезно, что в нем предпочитают использовать те же самые, проверенные в оффлайне и утвержденные руководством, методы и подходы.
  При этом дополнительную прелесть схеме придают два фактора:
  * Для проведения маркетинговой программы в оффлайне и в онлайне выбирается одна и та же аудитория, и проводится эта маркетинговая кампания и в оффлайне и в онлайне одновременно.
  * На оффлайновую составляющую (как наиболее испытанный метод) выделяется существенно больший бюджет, чем на онлайновую.
  А затем, при подведении итогов кампании, "интернетовская" составляющая оказывается практически незаметна, потому что невозможно выделить часть аудитории, которая восприняла сообщение именно в интернете. Так как аудитория одна и та же - ее и "обрабатывают" с разных сторон безо всякого временного сдвига, причем со стороны оффлайна гораздо настойчивее - значит именно оффлайновое сообщение запомнится аудитории как решающий фактор при принятии, например, решения о покупке рекламируемого товара.
  В принципе, фирмам, реализующим эту схему маркетинга можно предложить две модификации, улучшающих работу схемы:
  * Разбить маркетинговую кампанию на периоды
  * Чередовать размещение в оффлайне и онлайне,
  ориентируясь при этом по-прежнему на одну аудиторию.
  Здесь самое главное для фирмы - не забыть преодолеть психологический барьер и выделить на онлайновую составляющую достаточный бюджет, который бы приблизительно соответствовал накалу маркетинговой кампании в оффлайне, иначе результаты онлайнового периода окажутся опять же незаметными.
 
 
  C.В.Низамутдинова
  ВИДЫ РЕКЛАМЫ В ИНТЕРНЕТ
  Санкт-Петербург, СПбГПУ
 
  Интернет - это виртуальный мир. Однако в этом виртуальном мире живут реальные продавцы и реальные покупатели. При этом реальные продавцы периодически хотят что-то этим реальным покупателям продать, для чего они пытаются размещать в виртуальном интернете вполне реальную рекламу.
  Рекламные кампании в интернете "нацелены" на конечного потребителя и помогают завоевать его доверие. Удачными примерами таких акций являются возможность покупки двух изделий по цене одного, что доступно только через Интернет-заказ, или размещение отзывов покупателей о работе виртуального магазина на web-сайте или в чате. В любом случае для увеличения географии сбыта товаров и услуг в Сети необязательно ограничиваться проведением только маркетинговых программ. В дальнейшем, с развитием бизнеса, интернет-магазины могут объединяться в электронные торговые площадки (e-marketplace), делать комплексный заказ и получать у закупочных компаний большие скидки. В этом случае покупатель сможет приобрести товары по ценам ниже рыночных. Владелец подобной площадки получает новый источник дохода за счет управления транзакционными потоками или размещения на сайте магазина рекламы других компаний (например, баннерная реклама или почтовые рассылки).
  Продающая реклама, с помощью, которой пытаются достигнуть быстрого увеличения объема продаж. К такой рекламе относятся объявления о снижении цен, распродажах, о появлении новых товаров и т. д. Эта реклама призвана достать тех людей, которым твой товар уже нужен, и уговорить их купить его именно у тебя.
  Брэндинговая реклама, с помощью, которой пытаются укреплять в сознании потенциальных покупателей то, что вы продаете или производите самые - самые товары. Эта реклама рассчитана на всех людей, которые в принципе могут явиться потенциальными покупателями данного товара, но сработает это только в тот момент, когда человек, наконец, соберется покупать данный товар (через месяц или год - неважно).
  Рекламные носители в сети интернет и их классификация
  Для того, чтобы пользователи узнали о сайте (компании, товарах, услугах) рекламодателя, последний размещает на популярных и тематических сайтах или в рассылках свое рекламное обращение. Реализуется рекламное обращение по-разному. Здесь можно выделить:
  баннеры;
  флеш (Flash) баннеры;
  текстовые блоки;
  мини-сайты.
  Все перечисленные формы рекламного обращения принято называть в интернете рекламными носителями. Самым распространенным носителем остается баннер.
  Баннер представляет собой прямоугольное графическое изображение в формате GIF или JPG. Баннер помещается на странице web-издателя и имеет ссылку на сервер рекламодателя. Одной из самых важных характеристик баннера является отношение числа кликов на баннер к числу его показов. Так, если баннер был показан на какой-либо странице 1000 раз, а нажали на него и, соответственно, имели шанс попасть на сайт 50 человек, то отклик такого баннера равен 5%.
  Флеш баннеры:
  в интернете все большую популярность получает технология, разработанная компанией Macromedia (www.macromedia.com), - флеш (Flash), которая идеально подходит для создания сайтов и особенно - интерактивных баннеров. Их элементы могут реагировать на движение мыши, флеш-баннеры могут, например, содержать ссылку не на одну страницу (как обычные GIF и JPG баннеры), а на несколько, и у пользователя есть возможность выбрать конкретную.
  Текстовые блоки:
  в отличии от баннера, в текстовой рекламе нет анимации, которая привлекает внимание, но она быстрее грузится, ее видят пользователи с отключенной в браузерах графикой. И самое главное, зачастую текстовый блок ассоциируется у посетителей не с рекламой, а с рекомендациями ведущих сервера, что создает ему больший кредит доверия.
  Мини сайты представляют собой, как правило, одну (максимум несколько) страниц. Мини-сайт, посвящен конкретной маркетинговой акции, товару или услуге. При этом рекламодатель может отдельно иметь свой большой корпоративный сайт. Вторым вариантом применения мини сайтов, как очевидно, является полное отсутствие корпоративного сайта у рекламодателя.
 
 
  Е.Н. Осипова
  ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОНЛАЙНОВЫХ СООБЩЕСТВ РОССИЙСКОЙ ЧАСТИ ИНТЕРНЕТА В PR
  Москва, Российский государственный гуманитарный университет
 
  Появившиеся в конце 80-х гг. объединения пользователей Интернета - онлайновые сообщества - открывают новые перспективы для PR. Они позволяют PR-специалисту оперативно реагировать на происходящие события, несмотря на расстояния, непосредственно взаимодействовать с различными группами общественности, как бы "держать их на кончиках пальцев". Поскольку многие крупные корпорации нуждаются в долгосрочных отношениях с представителями научного сообщества и системы образования, научно-образовательные онлайновые сообщества становятся эффективным средством PR.
  Необходимо заметить, что проблема конструирования и поддержки онлайновых сообществ как одна из технологий PR рассматривается редко. Пока ей занимаются только практики - специалисты в области электронной коммерции, интернет-маркетинга или интернет-рекламы. Как правило, они сосредотачиваются на анализе собственного опыта и не затрагивают теоретических вопросов. Автором было проведено самостоятельное эмпирическое исследование научно-образовательных онлайновых сообществ российской части Интернета путем сравнительного анализа контента различных русскоязычных сайтов научно-исследовательской и образовательной направленности, включенного наблюдения за жизнью ряда научно-образовательных онлайновых сообществ, а также интервьюирования тех людей, которые стояли у истоков создания наиболее динамично развивающихся сообществ.
  Результаты проведенного исследования показали, что научно-образовательные онлайновые сообщества как один из видов онлайновых сообществ представляет собой группу пользователей Интернета, которая использует для своей познавательной деятельности сервисы веб-ресурса научно-исследовательской или образовательной направленности. Среди них есть электронные библиотеки, тематические ресурсы по различным дисциплинам, сайты научно-исследовательских и образовательных организаций, специализированные информационные ресурсы, сетевые организации, а также сайты дистанционного образования. Научно-образовательное онлайновое сообщество обладает рядом признаков: наличие самоидентификации членов сообщества с этой общностью людей, системы ролей и статусов, формализованной коммуникации между членами сообщества и специфической волновой динамики их активности.
  В настоящее время PR-профессионалы не занимаются систематическим сотрудничеством с научно-образовательными онлайновыми сообществами. Тем не менее, одной из самых перспективных форм использования образовательных процессов в современной PR-деятельности можно считать построение собственного внутрикорпоративного научно-образовательного онлайнового сообщества. Его высокая эффективность в качестве средства PR обусловлена широким спектром возможностей применения. С одной стороны, оно может быть средством выстраивания отношений с внутренними аудиториями компании для создания "обучающейся организации" или для повышения групповой сплоченности коллектива. С другой - внутрикорпоративное научно-образовательное онлайновое сообщество с тем же успехом может обеспечить функционирование механизма адсорбции внешнего ресурса организации, а также выступать средством коммуникации с внешними аудиториями: клиентами, партнерами, поставщиками, дилерами, потенциальными потребителями, средствами массовой информации, государственными органами и другими группами общественности.
  Формирование научно-образовательных онлайновых сообществ особенно эффективно в случае, если для расширения рынка сбыта компании нужно проводить просветительскую и популяризаторскую работу. В настоящее время такая ситуация сложилась в секторе IT. Организациям, деятельность которых связана с производством высокотехнологичных продуктов или с интернет-бизнесом, необходимо совмещать свою маркетинговую стратегию с PR-усилиями в сфере просвещения населения. Им необходимо объяснять, какие новые технологии они предлагают и как эти продукты и услуги могут изменить жизнь к лучшему.
  Для успешного построения системы внутрикорпоративных онлайновых взаимосвязей потребуется наличие определенных условий: 1) технологической, образовательной, организационной и эмоциональной подготовки персонала организации, 2) значительных инвестиций в технологическую инфрастуктуру и обучение персонала, 3) достаточно долгого времени, необходимого для постепенного перехода всей организации на применение новых технологий в своей деятельности. Однако, как показывает анализ зарубежного опыта, эти перемены неизбежны, поскольку в новой экономике интеграция интернет-технологий в деятельность компании становится одним из элементов бизнес-процесса.
  В дальнейшем необходимо продолжать исследования социальной организации Интернета, а также изучение возможных форм использования научно-образовательных сообществ PR-профессионалами.
 
 
  М.В.Полосухина
  ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕСТВ
 Санкт-Петербург, СПбГПУ
 
  Эффективный PR базируется на хороших взаимоотношениях. Именно Интернет является совершенной средой для построения взаимоотношений, поскольку он делает их возможными. В то время как телевидение предлагает зрителю лишь ограниченную возможность взаимодействия (включение и выключение, смена каналов), пользователь Интернета может играть значительно более активную роль во взаимодействии.
  Если вы хотите обеспечить, чтобы ваши посетители постоянно возвращались на ваш сайт, вам необходимо зародить сильное чувство сообщества. Если вы сможете заставить людей почувствовать, но они являются членом вашего сайта, вам намного легче будет выработать лояльность у вашей целевой аудитории.
  Один из способов усилить верность клиента, это заставить его пройти регистрацию при заходе на ваш сайт.
  Если вы чувствуете, что в самом начале это может отпугнуть людей от посещения вашего сайта, можете отвести под регистрацию какой-то из разделов, а не весь сайт целиком.
  Если вы хотите заставить людей зарегистрироваться на вашем сайте или в какой-то его части, у них должен быть достаточный побудительный стимул. Чтобы сделать это - вы должны предоставить им действительно эксклюзивную информацию, имеющую реальную ценность. Более того, вы должны совершенно ясно дать понять, что любая информация, предоставленная вам вашими посетителями, останется втайне и не будет продана компаниям, занимающимся маркетинговыми исследованиями и прямыми рассылками по электронной почте. Самые последние из программ по созданию сайтов, такие, как Dremweaver, дают возможность добавлять на ваш уже существующий сайт регистрационные анкеты и инструменты получения доступа.
  Воспроизведите реальный мир.
  Многие сайты, выстроившие успешные и взаимовыгодные отношения со своими посетителями, добились этого, воспроизведя некоторые аспекты сообществ реального мира. Людям нравятся контрольные точки, которые можно отнести к вещественному миру, сложенному из кирпичиков. Именно поэтому название "дискуссионная комната" вызывает больше ассоциаций и воспоминаний, чем "дискуссионная область", а "онлайновый офис" звучит порой лучше, чем "веб-сайт нашей компании".
  Дискуссионные группы по интересам позволяют вашим посетителям изложить свои чувства остальным членам вашей аудитории. Дискуссионные группы похожи на гостевые книги с той разницей, что послания в дискуссионных группах могут быть переплетены (когда само послание и ответ на него показываются вместе). Это удобный способ быть постоянно в курсе того, что о вас думают ваши посетители (для более глубокого изучения данного вопроса смотри главу о дискуссионных группа по интересам).
  Сайты, дающие пользователям возможность помимо общения с компанией общаться между собой, могут помочь в выстраивании новых, при этом более глубоких взаимоотношений между сайтом и посетителями.
  Добавьте доску объявлений. Она работает точно так же, как и доска объявлений в реальном мире. Послания помещаются на доске на всеобщее обозрение. Два основных преимущества системы досок объявлений заключаются в том, что ваши посетители взаимодействуют друг с другом, а следовательно, остаются на вашем сайте.
  Средства для проведения онлайновых разговоров могут придать вашему сайту дополнительную притягательную силу по привлечению различных аудиторий.
  Возможности, предоставляемые дискуссионными комнатами поистине безграничны. Существуют два основных способа, благодаря которым группы людей могут общаться в Интернете: с помощью систем онлайновых дискуссий и телеконференций. Они могут "болтать" в живую (Чат в режиме реального времени) или читать и отвечать позже (Асинхронный чат) посредством текстовых, аудио- и видеосообщений.
 
 
  И.Н. Розина
  ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕСТВО СПЕЦИАЛИСТОВ ПО КОММУНИКАЦИИ
  Ростов-на-Дону, Российская коммуникативная ассоциация,
  Институт управления, бизнеса и права
 
  Профессиональное Интернет-сообщество (professional Internet-community) представляет собой самоорганизующееся сообщество специалистов, общающихся между собой по профессиональной тематике и использующих в качестве базового средства коммуникации Интернет-технологии для организации группового взаимодействия участников сообщества. Создание Интернет-сообществ сопровождается формированием среды или субпространства, в котором формируются новые формы коммуникации. Коммуникация в этой среде (межличностная, малые и/или большие группы, межкультурная) формируется как новый вид коммуникации - компьютерно-опосредованной (computer-mediated communication) и характеризуется психологическими, культурными, языковыми особенностями, сетевым этикетом, а также влияет на взаимодействие членов сообщества в реальном пространстве, если таковое предусмотрено. В данном исследовании рассмотрены подходы к формированию профессионального Интернет-сообщества на основе компьютерно-опосредованной коммуникации, разработанные на примере формирования сообществ специалистов в области коммуникации (www.russcomm.ru), а также выпускников американских обменных программ (alumni.iubip.ru), временных исследовательских и учебных сообществ в рамках реализации некоторых проектов (Культурные ценности, Стереотипичные представления, IATP и др.).
  Интернет-сообщества и компьютерно-опосредованная коммуникация сравнительно недавнее явление, которое пока не является объектом строгих научно-практических исследований, т.к. круг охваченных ими людей не так велик, чтобы можно было проводить достоверные исследования (в России пользователи Интернет составляют 3-9% населения, в зависимости от региона). Что касается теоретических подходов, существует значительное число теорий коммуникации (в основном зарубежных), с позиций которых можно обосновать компьютерно-опосредованную коммуникацию, являющуюся ключевым компонентом взаимодействия членов Интернет-сообществ. В контексте коммуникативного процесса, связанного с использованием компьютеров, нас интересуют такие теории, подходы и модели, в которых коммуникация рассматривается как первичный процесс, координирующий осмысленные (логические) практические действия человека. Отличительной особенностью этих процессов (действий, взаимодействий, транзакций) между коммуникантами (отправитель-получатель, адресант-адресат, говорящий-аудитория) является то, что они осуществляются в компьютерной среде, через сетевой канал связи.
  Так, описание коммуникативных процессов, связанных с использованием компьютеров, т.е. осуществляемых в электронной среде через компьютерный телекоммуникационный канал связи, можно охарактеризовать с позиций информационной теории, берущей начало от кибернетики Норберта Винера, математической теории передачи сигналов Клода Шеннона и ее интерпретации Уорреном Вивером как межличностной коммуникации (коммуникационная модель передачи сообщения Шеннона-Вивера). Можно опираться также на когнитивные подходы, в которых процесс человеческого познания рассматривается как информационный, по аналогии с процессом компьютерной обработкой информации. При этом аппаратное обеспечение играет роль структуры, а программное обеспечение осуществляет исполнение когнитивного процесса. Так, функционально когнитивный процесс можно условно разделить на сенсорный ввод, обработку, сохранение, поиск и использование информации. Вывод информации, который совершается в результате этого процесса, зависит от того, какая из функций имеет наибольшее влияние на конечный результат - формирование исходящего сообщения.
  Другой подход - лингвистическая теория социально-культурной коммуникации, берущая начало от работ Э. Сапира и Б. Ворфа (1929 г.), которая в последнее время переосмысливается в ее прикладном аспекте в связи с современным развитием телекоммуникаций и сетевых технологий. Так, коммуникацию с использованием компьютеров здесь рассматривают как содержащую контекст (данные) и установленные отношения в нем (программное обеспечение для обработки данных). При моделировании информационной системы человека иногда рассматривают как внутренний элемент автоматизированной информационной системы, в которую также входят программно-техническое обеспечение, базы данных и процедуры. В такой системе передается не сама информация, а только формализованное и интерпретированное представление о ней, которое не совпадает с представлением, образованным при обратном процессе интерпретации и формализации, а также искажается в результате ошибок и воздействия шумов при передаче по каналу связи.
  В электронной коммуникации мы будем различать две коммуникативные модели:
  * "человек-компьютер" или человеко-компьютерное взаимодействие (human-computer interaction, HCI),
  * "человек-человек" или "человек-компьютер-человек" компьютерно-опосредованная коммуникация (computer-mediated communication, CMC).
  В этих моделях используются различные средства ввода-вывода (ранее - перфокарты, перфоленты, более современные - клавиатура, манипулятор "мышь", сенсорный экран, системы ввода голосовых команд, синтезаторы речи и пр.) и способы взаимодействия (командная строка, диалоговые окна, интуитивно понятные пиктограммы, формы, системы навигации и пр.). Причем модель "человек-компьютер" является несколько социально ограниченным вариантом модели "человек-человек", если иметь в виду, что компьютерные программы, с помощью которых происходит взаимодействие, создаются человеком (программистом) и в случае синхронной коммуникации представляет собой взаимодействие человека с созданными им интерактивными компьютерными веб-технологиями (plug-ins, Active-X контроль, апплеты, скрипты программ-клиентов и серверные программы обработки обращений).
  Кроме того, Эдвард Холл (Edvard T. Hall), американский исследователь в области взаимосвязи культуры и коммуникации, различает высоко-контекстуальные и низко-контекстуальные культуры по количеству заключенной в них информации за счет окружения или контекста при осуществлении коммуникации, безотносительно к произносимым специфичным словам. В соответствии с его подходом, человеко-компьютерную коммуникацию можно отнести к низко-контекстуальной коммуникации. Понимание компьютером сообщения или утверждения возможно только при абсолютно точном выполнении соответствующей допустимой команды, инструкции, соглашения. Так, программой может быть не воспринята команда, имеющая лишний пробел, неправильный синтаксис, выполненная с задержкой по времени, находящаяся не в нужной строке и т.п. Сообщение при человеко-компьютерной коммуникации должно быть однозначным и точным. Примером являются программные модули альтернативного ввода в Office XP для распознавания речи, которые требуют персональной настройки на каждого конкретного пользователя.
  К компьютерно-опосредованной коммуникации можно отнести следующие виды коммуникации на расстоянии:
  * аксиальная коммуникация, когда сообщение передается конкретному получателю или группе получателей (асинхронная и синхронная) - обмен информацией через электронную почту, между подписчиками тематического почтового списка рассылки, взаимодействие в комнатах переговоров или чатах (Internet Relay Chatrooms или Chat) совместную работу над проектом на основе коммуникационных возможностей видеоконференцсвязи и т.п.
  * ретиальная коммуникация, когда сообщение передается множеству вероятно заинтересованных (предполагаемая целевая аудитория) и случайных получателей - информация, размещаемая на веб-сайтах, форумах, в гостевых книгах.
  Хотя некоторые исследования показывают, что в ходе компьютерно-опосредованной коммуникации генерируется больше идей, взаимодействие более продуктивно, впечатления друг о друге более глубокие, чем в традиционном взаимодействии лицом к лицу, тем не менее, эффективность коммуникации в электронной среде определяется и ограничивается многими объективными и субъективными факторами. Так, к характеристикам компьютерно-опосредованной коммуникации можно отнести следующие:
  * текстовая основа,
  * изначально языковой (лингвистический) характер,
  * синхронность или асинхронность коммуникации (по параметру времени),
  * потенциальная анонимность,
  * отсутствие невербальных и/или традиционных социальных знаков,
  * совмещение информационных и коммуникационных составляющих,
  * формирование собственной этики.
  На основании результатов опросов, проводимых в формируемых нами Интернет-сообществах, мы классифицировали средства коммуникации по степени их влияния на социальное взаимодействие, процесс разрушения стереотипов, формирование доверия в исследованных нами временных сообществах.
  1. видеоконференцсвязь,
  2. Интернет-телефония;
  3. чат;
  4. ICQ,
  5. электронная почта;
  6. списки рассылки / телеконференции;
  7. веб-форум;
  8. гостевые книги,
  9. веб-сайт
  Отметим, что эти результаты согласуются с закономерностями, выведенными в 70-х годах лингвистом Дж. Гриндером и специалистом в области теории систем Р. Бэндлером и в уточненных в исследованиях 90-х годов Л. Тревино, Р. Драфта и Р. Ленгела.
  Таким образом, по нашему мнению, к деятельностным факторам, влияющим на получение положительного эффекта от использования компьютерных коммуникаций при формировании профессиональных электронных сообществ, можно отнести следующие:
  * тип используемых технологий,
  * подготовленность и мотивированность участников процесса,
  * проработанность организационных методов,
  * постановка реальных совместных задач,
  * представление продукта совместной деятельности всему сообществу,
  * включение по мере возможности и необходимости реального общения.
 
 
  К.В.Семченко
  INTERNET КОММЕРЦИЯ СРЕДСТВАМИ PR
  Воронеж, Воронежский Государственный Технический Университет
 
  Сегодня электронная торговля - одна из наиболее перспективных и быстроразвивающихся отраслей, приносящая значительные прибыли. В российском сегменте сети Internet работают несколько десятков электронных магазинов. Конкуренция обязывает менеджеров прибегать к различным PR акциям и предлагать неординарные маркетинговые ходы, такие как создание открытого доступа к информации в Internet-магазинах для повышения рейтинга и увеличения посетителей на данный сайт.
  Только при достаточно подробном описании алгоритма PR-кампании и техники ее проведения нужно планировать PR-акцию. Для достижения среднего результата используются готовые рецепты представленные в портфолио PR-агентств, но лучше мыслить свежо и креативно, чтобы достичь наибольшего результата независимо от наличия денежных средств. Большая часть Internet-экономики и бизнеса зависят от рекламы.
  Можно выделить такие цели PR-кампаний в Internet как продвижение товаров или услуг, предлагаемых Internet-ресурсами и их раскрутка для привлечения инвесторов. Жизненно важны все цели, и реализуются они подчас одновременно. Например если создать электронный вариант магазина "Библиосфера", используя новейшие технологии поиска и покупки товара (в данном случае книги) можно повысить уровень продаж и закрепиться в данной сфере.
  Для успешного вхождения на рынок и быстрого продвижения на нем нужно с помощью PR-технологий правильно позиционировать магазин.
  Для любой РR-кампании существует два направления - привлечение партнеров и привлечение клиентов, а для этого требуется формирование "солидного" и "открытого" имиджа Internet-магазина. Чем непосредственнее и ненавязчивее подается та или иная информация, тем сильнее происходит импринтинг, тем "качественнее" формируется бренд.
  Большое внимание следует уделить структуре презентации в которой следует пригласить следующие Internet-СМИ:
  - сайты журналов "Компьютерра", "Бизнес Онлайн";
  - сайты ведущих новостных агентств, лент новостей и т.д.
  Интернет-публикации приобретают не меньший вес, чем публикации в бумажной прессе.
  В PR и маркетинге очень важно время проведения тех или иных акций.
  Лето - "мертвый сезон" для Internet-коммерции, когда всякая кампания бессмысленна, остаются весна и осень.
  Таким образом, работа должна строиться на заслуживающих доверия источниках - на инсайдерской информации и на независимых рейтингах.
  Умение построить полноценную PR-кампанию, затратив на это минимум средств и получив отличную отдачу - это не просто умение, это искусство.
 
 
  А.М. Федотов, А.Е. Гуськов, Ю.И. Молородов
  ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА ПРОВЕДЕНИЯ КОНФЕРЕНЦИЙ И ПУБЛИКАЦИИ ИХ МАТЕРИАЛОВ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ
  Новосибирск, Институт вычислительных технологий СО РАН
 
  Большую роль в успехе научно-исследовательской деятельности играет взаимодействие исследователя со своими коллегами, использование уже полученных ими результатов в своих трудах. Для более тесного и плодотворного сотрудничества внутри научного сообщества проводятся специальные мероприятия - совещания, симпозиумы, конференции. Их участники - представители различных научных школ, докладывают о результатах своей деятельности, которые могут быть интересны и востребованы другими участниками. Там же устанавливаются контакты между организациями, работающими над родственными проблемами, обсуждаются различные проблемы, осуществляется обмен опытом, выделяются наиболее значимые результаты, определяются перспективные направления исследований.
  Проведению таких мероприятий предшествует большой объем подготовительной работы. Поэтому их организаторам необходим программный инструментарий, способный повысить эффективность их работы на каждом этапе и автоматизировать процесс проведения в целом. Конференции - события, носящие регулярный характер, и создавать подобные средства каждый раз заново нецелесообразно. Поэтому инструментарий должен иметь возможность настраиваться на специфику конкретного мероприятия. Другой важный аспект - создание единого информационного пространства для всех конференций, в котором был бы реализован гибкий поиск.
  Программный инструментарий также должен иметь средства автоматической публикации в сети Интернет всей необходимой информации о конференции, куда входит: общая информация о конференции (темы, сроки, место проведения, контактные данные и пр.), список участников конференции и список докладов, оснащенные средствами поиска, программа конференции, полные тексты докладов. Дополнительно необходимо предусмотреть средства связи и обмена данными с различными информационными системами - каталогами публикаций, внешними базами данных сотрудников и организаций.
  Руководствуясь этими предпосылками, мы приходим к необходимости создания информационной системы (ИС) поддержки проведения конференций, в рамках которой были бы реализованы все нужные организаторам средства, включая подготовку и публикацию материалов конференции.
  Для решения этой задачи в Институте вычислительных технологий СО РАН была создана Информационная система "Конференции", при создании которой были учтены все указанные требования. На данный момент ей присущи следующие характерные черты:
  1. Система способна одновременно поддерживать неограниченное число конференций, проводимых различными организациями:
  * Системой можно пользоваться из любой точки мира, поскольку для управления работой конференцией организаторам достаточно иметь www-браузер и канал связи с выходом в Интернет.
  * В системе четко обозначена политика разграничения доступа - действия организаторов одной конференции не могут влиять на другие конференции и их материалы.
  * Завершенные конференции получают статус архивных, а их материалы - остаются доступными. При этом из них удаляется информация, не представляющая интереса для дальнейшего хранения.
  2. Организаторам каждой конференции система предоставляет набор средств, необходимый для эффективной работы на всех этапах:
  * Инструмент для автоматического создания сайта, посвященного проводимой конференции.
  * Средства сбора заявок на участие в конференции. Среди прочих существует возможность подать заявку посредством электронной почты или посредством заполнения формы на сайте конференции.
  * Средства обработки поступающих заявок - добавление, просмотр, редактирование, качественная сортировка (последняя включает рецензирование заявок на доклады уполномоченными пользователями - членами программного комитета конференции). По окончании обработки списки участников и докладов могут быть опубликованы на сайте.
  * В системе предусмотрена публикация полных текстов докладов, которые могут быть представлены в различных форматах.
  * Инструментарий для работы с электронной почтой - переписка с участниками, массовая рассылка информационных писем, ведение почтовых баз данных.
  * Инструменты для составления программы конференции, включая подробные расписания работы секций и последующей ее публикации на сайте конференции.
  * Средства подготовки отчетных материалов - статистической информации относительно состава участников и представленных докладов.
  3. Для каждой конференции существует возможность гибкой настройки ее индивидуальной конфигурации, которая включает в себя:
  * Изменение внешнего вида страниц сайта конференции.
  * Возможность редактирования информационной структуры сайта.
  * Возможность введения дополнительных полей в заполняемые участниками анкеты, отражающие специфику требований конкретной конференции.
  * Возможность проведения конференций и хранение материалов на двух языках - русском и английском, в том числе, одновременно.
  4. Система имеет максимально доступный и дружественный интерфейс как для организаторов конференций, так и для их участников.
  При создании системы был использован ряд технологий, обеспечивающих интеграцию с другими ресурсами Сибирского отделения РАН, работу динамически изменяющейся информационной модели данных в системе, параллельное управление конференциями, имеющими различное содержание и стилевое оформление.
  Кроме очевидной практической пользы, разработка этого программного продукта позволила выявить и рассмотреть ряд теоретических проблем, связанных с построением информационных систем, которые стали предметом дальнейшего исследования авторов доклада, и нашли отражение в их дальнейших работах.
  Многолетний опыт проведения конференций позволил аккумулировать в рамках Информационной системы "Конференции" практически весь инструментарий, необходимый организаторам подобных мероприятий для плодотворной и эффективной работы. Система существует уже более семи лет и в настоящее время в ней содержится информация о более чем 80 конференциях, проведенных в 15 институтах Новосибирского научного центра, а также в Красноярске, Екатеринбурге, Иркутске, в Казахстане.
 
 
 
  О.Г.Филатова
  ВИРТУАЛЬНЫЕ СООБЩЕСТВА МАРГИНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
  Санкт-Петербург, СПбГАСУ
 
  Внедрение новых информационно-коммуникативных технологий открывает не только ряд глобальных перспектив, но и ставит перед исследователями новые проблемы. Так, стремительное развитие Интернета привело к появлению нового социокультурного феномена - различных онлайновых сообществ. Они становятся предметом рефлексии специалистов различных отраслей науки, однако существующие научные разработки в этой области пока не предлагают комплексной операциональной модели онлайнового сообщества. Социологических исследований в этой области проводится крайне мало, а существующая информация противоречива и разрозненна. Для научного объяснения этого феномена требуется дальнейшее комплексное исследование природы и основных свойств онлайнового сообщества.
  Важнейшим отличием онлайнового сообщества от традиционного является доминирование в его среде интенсивных информационных взаимодействий между людьми. Кроме того, таким сообществам присущи новые модели индивидуального поведения и совместной деятельности.
  Новые коммуникационные технологии способствуют расширению возможностей для всех членов общества. Однако участие в онлайновых группах может оказаться особенно полезным в получении социальной поддержки для индивидуумов, чьи нетрадиционные черты или поведение затрудняют общение в повседневной жизни. Группы, находящиеся в условиях социальной изоляции, и группы меньшинств (наркоманы, эпилептики, люди с инцестуозными наклонностями, сексуальные садисты) создают виртуальные сообщества, черпая силу в общении в режиме онлайн. Интернет, если и не врачует человеческие пороки, то, во всяком случае, дает возможность приверженцам нетрадиционных ценностей находить себе подобных в киберсообществе.
  Остановимся на результатах исследований, которые показывают, что люди, рассматриваемые обществом как культурные аутсайдеры, могут формировать устойчивые, эмоционально поддерживающие их онлайновые группы.
  Так, психологи Нью-Йоркского университета К. Маккенна и Дж. Барг провели мониторинг участников 12 интернет-групп (подробнее см. McKenna, K.Y.A., and J.A. Bargh. Coming out in the age of the internet: Identity "demarginalization" through virtual group participation // Journal of Personality and Social Psychology, 1999, № 9. Р.75). Исследователи выбрали 4 группы, которые фокусировались на общепринятых проблемах (таких, как политические убеждения), 4 группы, касающихся культурно нежелательных, но заметных состояний (таких, как тучность) и четыре, которые фокусировались на культурно "маргинализованном", но скрываемом поведении (гомосексуальность, употребление наркотиков, сексуальный садизм).
  Онлайновое общение имело значение в основном для "маргинализованных, но скрываемых" групп, констатировали ученые. Члены этих групп посылали сообщения чаще членов других групп, особенно после получения позитивной обратной связи в онлайне.
  Позже ученые послали электронные анкетные вопросы людям, отобранным из маргинализированно-скрываемых Интернет-групп. Все из 103 участников гомосексуальных, мазохистских и садистских групп пошли на контакт. Кроме того, 49 "люркерсов" (люди, которые читают сообщения на сайтах, но не отправляют их сами по почте), приняли участие в опросе.
  Еще 59 участников групп, касающихся крайних политических и идеологических взглядов, ответили на анкетные вопросы в основном только после того, как исследователи убедили их, что проект не был частью правительственного заговора.
  По сравнению с люркерсами, активные члены всех исследуемых виртуальных сообществ рассматривали участие в таких группах как очень важный факт своей жизни и проводили значительно больше времени в Интернете. Многие участники исследования заявили, что после общения с себе подобными в виртуальном пространстве смогли признаться друзьям и родственникам в своих неодобряемых обществом наклонностях.
  Таким образом, с каких бы позиций не рассматривались ценности различных онлайновых групп, психологические эффекты от участия в виртуальных сообществах несомненно реальны. По всей вероятности, они будут становиться все более и более обыденным явлением в эпоху Интернета.
  Глобальность характера происходящих изменений, связанных с Интернет-технологиями и сетевыми инновациями, актуализируют необходимость дальнейшего тщательного исследования различных типов виртуальных сообществ и социально-психологических последствий сетевого общения.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

<< Пред.           стр. 6 (из 8)           След. >>

Список литературы по разделу