<< Пред.           стр. 22 (из 76)           След. >>

Список литературы по разделу

  г) эксплуатацию систем поддержания пластового давления и воздействия на пласты;
  д) эксплуатацию производств по вскрытию нефтегазоносных пластов с применением прострелочно-взрывной аппаратуры, освоение нефтегазодобывающих скважин, проведение геофизических и геодинамических исследований.
  Лицензионные требования и условия при осуществлении деятельности по эксплуатации газовых сетей установлены п. 4 Положения о лицензировании данного вида деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 4 июня 2002 г. N 382. Согласно п. 2 указанного Положения к деятельности по эксплуатации газовых сетей относятся техническое обслуживание, ремонт и восстановление газопроводов, сооружений и иных объектов, необходимых для эксплуатации газовых сетей.
  Лицензионные требования и условия при осуществлении деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности определены п. 4 Положения о лицензировании данного вида деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 4 июня 2002 г. N 382.
  Согласно п. 2 указанного Положения деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности включает в себя проведение экспертизы:
  а) проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта;
  б) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте;
  в) зданий и сооружений на опасном производственном объекте;
  г) деклараций промышленной безопасности;
  д) иных документов, связанных с эксплуатацией опасных производственных объектов.
  Неисполнение лицензиатом - юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензионных требований и условий при осуществлении указанных видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов (их ненадлежащее исполнение) квалифицируется по ч. 1 комментируемой статьи.
  8. Применительно к комментируемой статье квалифицируется нарушение лицензиатом требований и условий лицензирования по рассматриваемым видам деятельности. Административная ответственность за безлицензионную деятельность нарушителя установлена ч. 2 ст. 14.1 КоАП (см. комментарий к указанной статье).
  Деятельность лицензиата с нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой санкции в виде приостановления действия лицензии или ее аннулирования, применяемые в соответствии со ст. 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", независимо от привлечения нарушителя к административной ответственности, установленной комментируемой статьей (см. также комментарий к ст. 14.1).
  Нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах или во взрывоопасных цехах, если это могло повлечь смерть человека или иные тяжкие последствия, содержит признаки преступления (ст. 217 УК). Деяние, выразившееся в нарушении правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, квалифицируется как преступление (ст. 216 УК).
  Согласно п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 апреля 1991 г. N 1 "О судебной практике по делам о нарушении правил охраны труда и безопасности горных, строительных и иных работ" (в ред. Постановлений Пленумов Верховного Суда РФ от 21 декабря 1993 г. N 11, от 25 октября 1996 г. N 10) при квалификации действий, повлекших вредные последствия при производстве горных, строительных и иных работ с использованием специальных самоходных машин (экскаваторов, грейдеров, скреперов и т.п.), судам следует иметь в виду, что, если лицо, управляющее трактором или иной самоходной машиной, нарушило правила производства определенных работ, техники безопасности или иные правила охраны труда, хотя бы эти нарушения и были допущены во время движения машины, содеянное надлежит квалифицировать по статьям УК, предусматривающим ответственность за нарушение этих правил, а в соответствующих случаях - за преступления против жизни и здоровья граждан, за уничтожение или повреждение имущества.
  9. К взрывчатым веществам по смыслу ч. 2 комментируемой статьи относятся также боеприпасы.
  Согласно п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12 марта 2002 г. N 5 "О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств" под боеприпасами следует понимать предметы вооружения и метаемое снаряжение, предназначенные для поражения цели и содержащие разрывной, метательный или вышибной заряды либо их сочетание.
  К категории боевых припасов относятся артиллерийские снаряды и мины, военно-инженерные подрывные заряды и мины, ручные и реактивные противотанковые гранаты, боевые ракеты, авиабомбы и т.п., независимо от наличия или отсутствия у них средств для инициирования взрыва, предназначенные для поражения целей, а также все виды патронов к огнестрельному оружию, независимо от калибра, изготовленные промышленным или самодельным способом.
  Под взрывчатыми веществами согласно п. 5 вышеуказанного Постановления следует понимать химические соединения или механические смеси веществ, способные к быстрому самораспространяющемуся химическому превращению, взрыву без доступа кислорода. К ним относятся тротил, аммониты, пластиты, эластиты, порох, твердое ракетное топливо и т.п.
  10. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
  Дела об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей, рассматриваются:
  применительно к ч. 1 комментируемой статьи - должностными лицами Госгортехнадзора России и его территориальных органов, указанными в ч. 2 ст. 23.31 КоАП;
  в части административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 комментируемой статьи, - должностными лицами органов, осуществляющих государственный контроль за безопасностью взрывоопасных производств, указанными в ч. 2 ст. 23.32 КоАП (см. комментарий к названной статье).
 
  Статья 9.2. Нарушение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений
 
  Нарушение норм и правил безопасности при проектировании, строительстве, приемке, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации либо выводе из эксплуатации гидротехнического сооружения -
  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 9.2
 
  1. Согласно Федеральному закону от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" к гидротехническим сооружениям относятся плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов. Таким образом, под гидротехническими сооружениями подразумеваются сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов.
  В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ "О мелиорации земель" под отдельно расположенными гидротехническими сооружениями подразумеваются инженерные сооружения и устройства, не входящие в мелиоративные системы, обеспечивающие регулирование, подъем, подачу, распределение воды потребителям, отвод вод с помощью мелиоративных систем, защиту почв от водной эрозии, противоселевую и противооползневую защиту.
  О статусе гидротехнических сооружений см. п. 1 комментария к ст. 8.15, а также последний абзац п. 1 комментария к ст. 8.38.
  2. Согласно ст. 19 Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений" нарушениями законодательства о безопасности гидротехнических сооружений являются:
  - строительство и эксплуатация гидротехнического сооружения, хозяйственное или иное использование русел рек и прилегающих к ним территорий ниже и выше плотины без соответствующего разрешения;
  - невыполнение требований представления декларации безопасности гидротехнического сооружения или проведения соответствующей экспертизы;
  - невыполнение предписаний органов надзора за безопасностью гидротехнических сооружений;
  - нарушение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их проектировании, строительстве, приемке и вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации и выводе из эксплуатации;
  - непринятие мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений при возросшем уровне вредных природных или техногенных воздействий, ухудшении показателей прочности и водонепроницаемости материалов, из которых возведены гидротехнические сооружения, и пород основания, неудовлетворительных условиях эксплуатации, технического оснащения гидротехнических сооружений и организации контроля (мониторинга) за их безопасностью;
  - отказ от передачи региональным органам надзора за безопасностью гидротехнических сооружений информации об угрозе аварий гидротехнических сооружений или сокрытие такой информации от данных органов, искажение такой информации, а в случае непосредственной угрозы прорыва напорного фронта - от органов государственной власти, органов местного самоуправления и от работников находящихся в аварийном состоянии гидротехнических сооружений, населения и организаций в зоне возможного затопления;
  - недостаточное финансирование мероприятий по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.
  Положение о декларировании безопасности гидротехнических сооружений утверждено Постановлением Правительства РФ от 6 ноября 1998 г. N 1303.
  Дополнительные требования к содержанию декларации безопасности и методика ее составления, учитывающие особенности декларирования безопасности гидротехнических сооружений в организациях, на производствах и объектах, поднадзорных Госгортехнадзору России, утверждены Постановлением Госгортехнадзора России от 9 апреля 2001 г. N 11. Инструкция о порядке ведения мониторинга безопасности гидротехнических сооружений предприятий, организаций, подконтрольных органам Госгортехнадзора России, утверждена Постановлением Госгортехнадзора России от 12 января 1998 г. N 2.
  3. Исчерпывающий перечень лицензируемых видов деятельности определен п. 1 ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". В соответствии с п. 2 ст. 1 указанного Федерального закона, ст. 3 Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений", ст. 2 Федерального закона "О мелиорации земель" деятельность по проектированию, строительству и эксплуатации гидротехнических сооружений относится к видам деятельности по использованию природных ресурсов, на которые действие Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ не распространяется (см. п. 1 настоящего комментария).
  Согласно ст. 12 Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений" деятельность по проектированию, строительству и эксплуатации гидротехнических сооружений может осуществляться только на основании соответствующих лицензий. Лицензии на эксплуатацию гидротехнических сооружений выдаются при наличии документов, подтверждающих финансовое обеспечение ответственности собственников гидротехнических сооружений или эксплуатирующих организаций за последствия аварий гидротехнических сооружений. Необходимым условием выдачи таких лицензий является внесение гидротехнических сооружений в Российский регистр гидротехнических сооружений.
  4. В соответствии с Положением о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 25 сентября 2000 г. N 726, к ведению данного Министерства отнесены:
  - организация эксплуатации защитных и других гидротехнических сооружений, находящихся в ведении Министерства, осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением собственниками гидротехнических сооружений и эксплуатирующими организациями норм и правил безопасности гидротехнических сооружений, а также условий лицензий на осуществление деятельности по эксплуатации гидротехнических сооружений, за исключением гидротехнических сооружений, поднадзорных иным федеральным органам исполнительной власти, а также гидротехнических сооружений, полномочия на осуществление надзора за которыми переданы органам местного самоуправления;
  - формирование и ведение Российского регистра гидротехнических сооружений;
  - организация во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации разработки и выполнения мероприятий по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.
  Порядок формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений утвержден Постановлением Правительства РФ от 23 мая 1998 г. N 490.
  Перечень должностных лиц центрального аппарата МПР России и его территориальных органов, осуществляющих надзор за безопасностью гидротехнических сооружений и являющихся по должности соответствующими государственными инспекторами по надзору за безопасностью гидротехнических сооружений, утвержден Приказом МПР России от 25 апреля 2003 г. N 356 (зарегистрирован в Минюсте России 28 мая 2003 г. N 4602); права и обязанности государственных инспекторов установлены п. 2 данного Приказа МПР России. Властные полномочия указанных государственных инспекторов распространяются только на гидротехнические сооружения (далее в тексте данной статьи - ГТС), поднадзорные МПР России. Воспрепятствование исполнению обязанностей государственных инспекторов квалифицируется по ч. 1 ст. 19.4 КоАП (см. комментарий к указанной статье).
  Согласно абз. 3 п. 2 Приказа МПР от 25 апреля 2003 г. N 356, принятого в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", государственные инспектора по надзору за безопасностью ГТС вправе выдавать предписания об обеспечении безопасности ГТС, о приостановлении или прекращении строительства, эксплуатации, реконструкции, восстановления, консервации, ликвидации ГТС, обязательные для собственников ГТС и эксплуатирующих организаций и подлежащие немедленному исполнению. Невыполнение лицом указанного предписания квалифицируется по ч. 1 ст. 19.5 КоАП (см. комментарий к указанной статье КоАП).
  5. Согласно Положению об осуществлении государственного контроля за использованием и охраной водных объектов, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 16 июня 1997 г. N 716, к ведению органов государственного контроля за использованием и охраной водных объектов МПР России отнесено осуществление государственного контроля за соблюдением юридическими и физическими лицами требований по осуществлению мероприятий, обеспечивающих охрану рыбных запасов и условий для их воспроизводства при строительстве, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений.
  Следствием нарушения норм и правил безопасности при вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации либо выводе из эксплуатации гидротехнического сооружения может быть его уничтожение или повреждение. Уничтожение означает нанесение невосполнимых физических или иных механических повреждений рассматриваемому объекту недвижимости, препятствующих его дальнейшему использованию по целевому назначению; при повреждении утрачиваются лишь отдельные полезные свойства данного объекта, которые могут быть восстановлены после устранения дефекта - реконструкции или ремонта поврежденного гидротехнического сооружения.
  6. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
  Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются:
  должностными лицами МПР России и его территориальных органов, указанными в п. 1 - 5 ч. 2 ст. 23.23 КоАП;
  должностными лицами Госгортехнадзора России и его территориальных органов, указанными в ч. 2 ст. 23.31 КоАП;
  об административных правонарушениях, совершенных на трассах Северного морского пути и в смежных с ним районах, - должностными лицами Минтранса России, указанными в п. 6 ч. 2 ст. 23.23 КоАП (см. комментарий к названной статье).
 
  Статья 9.3. Нарушение правил или норм эксплуатации тракторов, самоходных, дорожно-строительных и иных машин и оборудования
 
  Нарушение обеспечивающих безопасность жизни и здоровья людей, сохранность имущества, охрану окружающей природной среды правил или норм эксплуатации тракторов, самоходных, дорожно-строительных и иных машин, прицепов к ним, оборудования, надзор за техническим состоянием которых осуществляют органы, осуществляющие государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники, -
  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда или лишение права управления транспортными средствами на срок от трех до шести месяцев; на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 9.3
 
  1. О содержании понятия "окружающая среда", установленного законодательством, см. п. 2 комментария к ст. 8.5.
  Общий порядок эксплуатации самоходных машин и оборудования, поднадзорных органам гостехнадзора, определен Положением о государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13 декабря 1993 г. N 1291 "О государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации". В соответствии с упомянутым Положением в систему органов гостехнадзора входят Главная государственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Министерства сельского хозяйства РФ (Главгостехнадзор России), государственные инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники органов исполнительной власти субъектов Федерации с соответствующими государственными инспекциями городов и районов.
  Количество государственных инженеров-инспекторов в государственных инспекциях по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники определяется соответствующими органами исполнительной власти с учетом суммарных нормативов мощности и наличия подконтрольных машин и оборудования в пределах ассигнований, предусматриваемых на эти цели. В случае, когда функции надзора в районе (городе) должны выполняться одним лицом, они возлагаются на главного государственного инженера-инспектора. Начальники инспекций по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники всех уровней являются одновременно главными государственными инженерами-инспекторами органов гостехнадзора соответствующих национально-государственных и административно-территориальных образований Российской Федерации и назначаются на должность по согласованию с вышестоящей инспекцией гостехнадзора.
  2. Органам гостехнадзора предоставлены следующие полномочия:
  - надзор за техническим состоянием тракторов, самоходных, дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним в процессе использования независимо от их принадлежности (кроме машин Вооруженных Сил и других войск РФ, а также машин, подконтрольных Госгортехнадзору России и Главгосэнергонадзору России) по нормативам, обеспечивающим безопасность для жизни, здоровья людей и имущества, охрану окружающей среды;
  - надзор в агропромышленном комплексе за соблюдением правил эксплуатации машин и оборудования в части обеспечения безопасности для жизни, здоровья людей и имущества, охраны окружающей среды (кроме машин, подконтрольных Госгортехнадзору России и Главгосэнергонадзору России), а также правил, регламентируемых стандартами, другими нормативными документами и документацией;
  - надзор в агропромышленном комплексе за соблюдением установленного порядка организации и проведения сертификации работ и услуг в области технической эксплуатации поднадзорных машин и оборудования;
  - надзор в период ответственности изготовителя и (или) поставщика за соответствием поднадзорных машин и оборудования условиям обязательной сертификации и проверка наличия соответствующего сертификата;
  - регистрация тракторов, самоходных, дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, а также выдача на них государственных регистрационных знаков (кроме машин Вооруженных Сил и других войск РФ);
  - проведение периодических государственных технических осмотров и регистрация залога регистрируемых ими машин;
  - прием экзаменов на право управления самоходными машинами и выдача удостоверений тракториста-машиниста (тракториста);
  - выдача учебным учреждениям обязательных свидетельств о соответствии требованиям оборудования и оснащенности образовательного процесса для рассмотрения вопроса соответствующими органами об аккредитации и выдаче указанным учреждениям лицензий на право подготовки трактористов и машинистов самоходных машин;
  - оценка технического состояния и определение остаточного ресурса поднадзорных машин и оборудования по запросам владельцев, государственных и других органов;
  - участие в комиссиях по рассмотрению претензий владельцев поднадзорных машин и оборудования по поводу ненадлежащего качества проданной или отремонтированной техники.
  3. Наибольшими полномочиями в отношении поднадзорных объектов наделен Главгостехнадзор России, к ведению которого, в частности, отнесены: разработка порядка допуска к управлению самоходными машинами и выдача удостоверений тракториста-машиниста (тракториста); проведение государственных технических осмотров и регистрация тракторов, самоходных, дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, а также инструкций по организации административной практики органов гостехнадзора; разработка образцов удостоверений тракториста-машиниста (тракториста), временных разрешений к ним, паспортов на машины и другой специальной документации, связанной с эксплуатацией техники, а также порядка поставки и выдачи разрешений (лицензий) на изготовление продукции, связанной с эксплуатацией техники, и государственных регистрационных знаков на машины, регистрируемые органами гостехнадзора; разработка перечня и ведение учета по закрепляемым сериям государственных регистрационных знаков и паспортов на машины, регистрируемые органами гостехнадзора, удостоверений тракториста-машиниста (тракториста), временных разрешений к ним и другой специальной документации, связанной с эксплуатацией техники.
  4. Правила эксплуатации тракторов, иных самоходных машин и оборудования обусловлены вышеуказанными надзорными полномочиями, осуществляемыми государственными инженерами-инспекторами гостехнадзора, которые в пределах своей компетенции выявляют признаки административного правонарушения.
  5. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
  Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются должностными лицами органов гостехнадзора, указанными в ч. 2 ст. 23.35 КоАП (см. комментарий). Данные должностные лица вправе передавать рассмотрение дел о соответствующих административных правонарушениях судьям (см. п. 5 комментария к ст. 8.34). При рассмотрении текста п. 5 комментария к ст. 8.34 применительно к ст. 9.3 КоАП следует иметь в виду, что юридическое лицо не является субъектом комментируемого административного правонарушения.
 
  Статья 9.4. Нарушение требований нормативных документов в области строительства
 
  1. Нарушение обязательных требований государственных стандартов, технических условий, строительных норм и правил, утвержденных проектов, других нормативных документов в области строительства при выполнении инженерных изысканий, проектных, строительно-монтажных работ, а также при производстве строительных материалов, конструкций и изделий -
  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.
  2. Те же действия, повлекшие потерю несущей способности зданий, сооружений или их составных частей либо снижение прочностных параметров производимых строительных материалов, конструкций и изделий, -
  влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 9.4
 
  1. Согласно ст. 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" под стандартом понимается документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения; стандартизация - деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.
  2. В соответствии со ст. 13 и п. 1, 2 ст. 15 Федерального закона "О техническом регулировании" к документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относятся:
  национальные стандарты;
  правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;
  применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;
  стандарты организаций.
  Национальные стандарты и общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, в том числе правила их разработки и применения, представляют собой национальную систему стандартизации.
  Национальные стандарты разрабатываются в порядке, установленном указанным Федеральным законом. Национальные стандарты утверждаются национальным органом по стандартизации в соответствии с правилами стандартизации, нормами и рекомендациями в этой области.
  Национальный стандарт применяется на добровольной основе равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.
  Применение национального стандарта подтверждается знаком соответствия национальному стандарту.
  Применительно к Федеральному закону "О техническом регулировании" под знаком соответствия понимается обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту.
  Под техническим регулированием понимается правовая регламентация отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, выполнению работ или оказанию услуг. Техническое регулирование представляет собой разновидность подзаконной исполнительно-распорядительной деятельности, в соответствии с которой обязательные для применения и исполнения требования к продукции, выполнению работ и оказанию услуг (технические регламенты) устанавливаются федеральным законом, в соответствии с которым определяются и полномочия органов исполнительной власти.
  Деятельность в области технического регулирования предусматривает установление технических регламентов, национальных стандартов и других документов в области стандартизации, а также осуществление сертификации.
  Технические регламенты устанавливают требования, выполнение которых необходимо для обеспечения государственной, информационной, экологической безопасности и иных публичных потребностей. Данные требования обязательны для исполнения государственными (муниципальными) органами, учреждениями, организациями и субъектами предпринимательства. Технические регламенты, устанавливающие обязанности лица (т.е. ограничивающие права лица), принимаются в форме федерального закона. В тех случаях, когда требования, установленные техническим регламентом, не ограничивают правомочий лица (т.е. не отягощают бремя исполнения обязанностей), они принимаются Правительством РФ или Президентом РФ. В соответствии с п. 3 ст. 4 и п. 1 ст. 5 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" федеральные органы исполнительной власти издают обязательные нормы в сфере технического регулирования только применительно к оборонной продукции (работам, услугам), а также в отношении продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну. В остальных случаях федеральные органы исполнительной власти вправе издавать только акты рекомендательного характера.
  Документы, принимаемые в области стандартизации, отличаются от технических регламентов по порядку принятия и юридической силе установленных ими предписаний.
  Национальные стандарты утверждаются органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ, применяются на добровольной основе, т.е. национальные стандарты носят рекомендательный характер, так же как и правовые акты в сфере технического регулирования, принимаемые федеральными министерствами, ведомствами.
  В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 2 июня 2003 г. N 316 (в ред. Постановления Правительства РФ от 17 июля 2003 г. N 440) функции национального органа РФ по стандартизации, а также функции федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию возложены на Госстандарт России. В отличие от национальных стандартов, указанные правила стандартизации устанавливают требования, обязательные для исполнения. В частности, Правительство РФ устанавливает порядок разработки, принятия, введения в действие общероссийских классификаторов технико-экономической информации в области статистического учета, банковской деятельности (см. п. 3 ст. 15 Федерального закона "О техническом регулировании"). Стандарты коммерческих и некоммерческих организаций устанавливают требования, обязательные для исполнения лицами, подчиненными указанным негосударственным организациям.
  Сертификация представляет собой процедуру подтверждения соответствия продукции, работ, услуг требованиям, установленным техническим регламентом, стандартом, условиям договоров.
  В административно-правовых отношениях в сфере сертификации участвуют заявитель, орган по сертификации, органы исполнительной власти, обеспечивающие контрольную деятельность и специальные разрешительные полномочия. Права и обязанности сторон административно-правового отношения обусловлены избранным правовым режимом сертификации: факультативной (добровольной) сертификации или императивной (обязательной) сертификации.
  Регистрационные отношения при факультативной сертификации возникают по инициативе заявителя. Государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по техническому регулированию подлежат документы заявителя, подтверждающие соответствие продукции, работ, услуг требованиям, установленным стандартом (в том числе национальным стандартом или стандартом организаций), и условиям договоров (см. п. 3, 4 ст. 21 Федерального закона "О техническом регулировании"). По смыслу данного Федерального закона объектом регистрации является система добровольной сертификации, наличие которой подтверждается указанными документами.
  Документы заявителя, отвечающие требованиям, установленным п. 3, 4 ст. 21 Федерального закона "О техническом регулировании", должны быть зарегистрированы. Таким образом, в данном случае применяется так называемый правовой режим уведомительной регистрации.
  Свидетельство о государственной регистрации содействует усилению конкурентоспособности продукции заявителя, осуществляемых им работ (оказываемых услуг). Наряду с этим указанное свидетельство повышает коммерческую значимость знака соответствия, используемого заявителем после завершения регистрационных отношений.
  Правовой режим императивной сертификации применяется в случаях, специально установленных техническим регламентом, и исключительно в целях подтверждения соответствия определенным им требованиям.
  Таким образом, различия правовых режимов факультативной и императивной сертификации обусловлены целями осуществляемых процессуальных действий: подтверждения соответствия продукции, работ, услуг требованиям, установленным стандартами, договорами.
  Легитимность процессуальных действий, осуществляемых в случае императивной сертификации, подтверждается сертификатом, выдаваемым заявителю органом по сертификации, либо декларацией о соответствии.
  Органы исполнительной власти, подведомственные им государственные учреждения осуществляют государственный контроль за соблюдением требований технических регламентов и правоустанавливающих документов - сертификатов соответствия и деклараций о соответствии. В тех случаях, когда сертификат подтверждает соответствие продукции, работ, услуг положениям стандартов организаций или условиям договоров, проверяется также и их соответствие техническим регламентам.
  К мерам административного пресечения, применяемым органом контроля (надзора), относятся выдача предписаний об устранении выявленного нарушения, приостановление действия декларации о соответствии или сертификата соответствия. Указанные правовые санкции относятся к мерам бессудного (административного) принуждения и применяются независимо от вреда, причиненного правонарушением. Орган государственного контроля в случае неисполнения вынесенного им предписания инициирует процедуру судебного отзыва продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов. Независимо от применения правовых санкций, установленных Федеральным законом "О техническом регулировании", нарушитель привлекается к административной ответственности, предусмотренной КоАП.
  3. Согласно подп. 11 п. 7 Положения о Государственном комитете Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24 ноября 1999 г. N 1289, к ведению Госстроя России отнесена разработка федеральных градостроительных нормативов и правил, нормативно-технических документов в области градостроительства, проектирования и инженерных изысканий.
 
  КонсультантПлюс: примечание.
  СНиП 10-01-94 "Система нормативных документов в строительстве. Основные положения" (утв. Постановлением Госстроя России от 17.05.1994 N 18-38) утратили силу с 1 октября 2003 года в связи с изданием Постановления Госстроя РФ от 10.09.2003 N 164 "О признании недействующими СНиП 10-01-94 "Система нормативных документов в строительстве. Основные положения".
 
  В соответствии с письмом Минстроя России от 6 декабря 1994 г. N СП-348/13 обязательные требования нормативных документов по строительству, установленные СНиП 10-01-94 "Система нормативных документов в строительстве. Основные положения", подлежат исполнению всеми органами, предприятиями, организациями независимо от форм собственности и принадлежности, а также физическими лицами. К обязательным требованиям во вновь разрабатываемых нормативных документах "Системы..." отнесены требования по безопасности жизни и здоровья людей, охраны окружающей природной среды, надежности возводимых зданий и сооружений, совместимости продукции и применяемых в строительстве технических решений.
  Международные, региональные и национальные стандарты других стран могут применяться в РФ (при наличии соглашений с этими странами) путем принятия соответствующих государственных стандартов, стандартов отраслей, предприятий и научно-технических обществ в порядке, установленном ГОСТ 1.0-92. При этом не должны нарушаться обязательные требования действующих в России нормативных документов.
  Строительные нормы и правила РФ "Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования" (СНиП 12-03-2001) приняты Госстроем России 23 июля 2001 г. и введены в действие с 1 сентября 2001 г. (см. Постановление Госстроя России от 23 июля 2001 г. N 80).
  При квалификации указанных строительных норм и правил следует принимать во внимание особые требования к их применению, установленные Федеральным законом "О техническом регулировании". Согласно ст. 46 указанного Федерального закона со дня вступления его в силу впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами РФ и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям:
  защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
  охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
  предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
  О компетенции федеральных органов исполнительной власти в сфере технического регулирования см. подп. В п. 7 комментария к ст. 13.12.
  Указанные строительные нормы и правила распространяются на новое строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, капитальный ремонт, производство строительных материалов, а также на изготовление строительных конструкций и изделий независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности организаций, выполняющих эти работы.
 
  КонсультантПлюс: примечание.
  СНиП 11-01-95 "Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений" (утв. Постановлением Минстроя РФ от 30.06.1995 N 18-64) утратили силу в связи с изданием Постановления Госстроя РФ от 17.02.2003 N 18 "Об отмене Постановления Министерства строительства Российской Федерации от 30.06.1995 N 18-64".
 
  КонсультантПлюс: примечание.
  СНиП 2.08.01-89 "Жилые здания" (утв. Постановлением Госстроя СССР от 16.05.1989 N 78) утратили силу с 1 октября 2003 года в связи с изданием Постановления Госстроя РФ от 23.06.2003 N 109 "О принятии и введении в действие строительных норм и правил "Здания жилые многоквартирные".
 
  К нормативным документам в области строительства относятся, в частности, следующие строительные нормы и правила: Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений (СНиП 11-01-95); СНиП 2.08.01-89 (Жилые здания); СНиП 2.07.01-89 (Планировка и застройка городских и сельских поселений).
  Условия осуществления инвестиционно-строительной деятельности в г. Москве от обращения заявителя в городские органы власти до получения разрешения (ордера) на производство строительно-монтажных и земляных работ определены Положением о едином порядке предпроектной и проектной подготовки строительства в г. Москве, утвержденным распоряжением мэра г. Москвы от 11 апреля 2000 г. N 378-РМ. Порядок приемки и ввода в эксплуатацию законченных строительством объектов впредь до принятия федеральных строительных норм и правил определяется московскими городскими строительными нормами МГСН 8.01-00.
  Согласно п. 1.4, 1.5 Правил производства земляных и строительных работ, прокладки и переустройства инженерных сетей и коммуникаций в г. Москве, утвержденных Правительством Москвы от 8 августа 2000 г. N 603, производство работ по прокладке и переустройству (ремонту) инженерных сетей и коммуникаций (в том числе в подземных коллекторах), проведение подготовительных и земляных работ, а также работ по строительству, реконструкции или ремонту зданий, сооружений и дорог, использованию и благоустройству территорий, установке нестационарных (некапитальных) объектов, устройству стационарных или временных ограждений разрешается при наличии ордера, оформленного уполномоченным органом Правительства Москвы - Объединением административно-технических инспекций.
  Без оформления ордера допускается производство следующих работ:
  - текущего ремонта и окраски фасадов зданий, проведения реконструктивных работ по изменению элементов фасадов зданий (устройство тамбуров, входов, балконов, лоджий, дверных и оконных проемов, замена столярных элементов фасадов и др.), а также перепланировки помещений при условии отсутствия земляных работ, строительных лесов, временного ограждения, неиспользования территории для складирования материалов и конструкций;
  - текущего ремонта дорог, элементов их обустройства и тротуаров (включая ремонт дорожного покрытия большими картами, поднятие люков колодцев (решеток), замена бортового камня (участками), устранение просадок покрытия);
  - текущего ремонта и обслуживания коммуникаций в подземных коллекторах городскими эксплуатационными организациями;
  - установки нестационарных (некапитальных) объектов (палаток, киосков, боксовых гаражей) площадью не более 20 кв. м, собранных из конструктивных элементов или установленных без сборки конструктивных элементов на месте и без устройства заглубленных фундаментов и подземных помещений, а также предусматривающих возможность переноса объекта без разрушения (изменения) несущих конструкций и ограждающих элементов;
  - текущего ремонта газонов, зеленых насаждений, малых архитектурных форм и других элементов обустройства городской среды.
  4. Согласно ГОСТ 27751-88 (СТ СЭВ 384-87; Надежность строительных конструкций и оснований) строительные конструкции и основания должны быть запроектированы таким образом, чтобы они обладали достаточной надежностью при возведении и эксплуатации с учетом, при необходимости, особых воздействий (например, в результате землетрясения, наводнения, пожара, взрыва).
  Основным свойством, определяющим надежность строительных конструкций, зданий и сооружений в целом, является безотказность их работы - способность сохранять заданные эксплуатационные качества в течение определенного срока службы.
  Строительные конструкции и основания следует рассчитывать по методу предельных состояний, основные положения которого должны быть направлены на обеспечение безотказной работы конструкций и оснований с учетом изменчивости свойств материалов, грунтов, нагрузок и воздействий, геометрических характеристик конструкций, условий их работы, а также степени ответственности (и народнохозяйственной значимости) проектируемых объектов, определяемой материальным и социальным ущербом при нарушении их работоспособности.
  5. Согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежат следующие виды деятельности в области проектирования и строительства:
  проектирование зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом;
  строительство зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом;
  инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом.
  Положения о лицензировании данных видов деятельности утверждены Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2002 г. N 174 "О лицензировании деятельности в области проектирования и строительства".
  Лицензирование по указанным видам деятельности отнесено к ведению Госстроя России, статусом лицензиата при их осуществлении наделяются юридические лица и индивидуальные предприниматели.
  Согласно Положению о лицензировании деятельности по проектированию зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом указанный вид деятельности включает в себя разработку проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, капитальный ремонт и техническое перевооружение зданий и сооружений жилого, производственного, социального, культурно-бытового, специального и иного назначения и их комплексов, инженерной и транспортной инфраструктур.
  Исчерпывающий перечень лицензионных требований и условий по указанному виду деятельности определен п. 4 данного Положения.
  Согласно Положению о лицензировании деятельности по строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом данный вид деятельности включает выполнение строительно-монтажных работ, в том числе общестроительных, отделочных, санитарно-технических, специальных и монтажных работ, а также выполнение работ по ремонту зданий и сооружений, пусконаладочных работ и функций заказчика-застройщика.
  Лицензионные требования и условия по данному виду деятельности установлены п. 4 указанного Положения.
  Согласно Положению о лицензировании деятельности по инженерным изысканиям для строительства зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом данный вид деятельности включает в себя инженерно-геодезические, инженерно-геологические, инженерно-гидрометеорологические и инженерно-экологические изыскания, исследование грунтов оснований фундаментов зданий и сооружений, изыскания грунтовых строительных материалов, изыскания источников водоснабжения на базе подземных вод, геодезические, геологические, гидрогеологические, геофизические, гидрологические и кадастровые работы, выполняемые в процессе строительства, эксплуатации, ликвидации зданий и сооружений.
  Лицензионные требования и условия при осуществлении данного вида деятельности установлены п. 4 указанного Положения.
  Инструкция об организации работы по лицензированию видов деятельности, отнесенных к компетенции Госстроя России, утверждена Приказом Госстроя России от 3 июня 2002 г. N 93.
  Согласно п. 2 - 4 Положения об организации контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий по видам деятельности, лицензирование которых отнесено к полномочиям Госстроя России, утвержденного Приказом Госстроя России от 19 июня 2002 г. N 107 (зарегистрировано в Минюсте России 5 августа 2002 г. N 3664), действие данного Положения распространяется на лицензиатов - юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по проектированию, строительству и инженерным изысканиям для строительства зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом.
  Контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий осуществляется не реже одного раза за период действия лицензии или по мере необходимости, с учетом результатов проверок соответствующих контрольных и надзорных органов.
  Внеплановые проверки могут проводиться в случае получения письменных представлений от государственных надзорных, фискальных и контрольных органов об административных нарушениях лицензиатами в области строительства, фактах аварий, заявлений от государственных, коммерческих структур, частных лиц и других потребителей строительной продукции о нарушениях лицензиатами обязательных требований ГОСТ, СНиП, установленного организационно-правового порядка при осуществлении заявленных в лицензии видов деятельности.
  Согласно п. 8 указанного Положения рассмотрению при проведении контроля подлежат выполнение лицензируемой деятельности в соответствии с требованиями законодательства РФ соответствующих государственных стандартов и нормативно-технических документов в строительстве, в том числе:
  наличие утвержденной проектной документации;
  сведения о соблюдении норм и правил по охране окружающей среды;
  сведения о наличии системы по охране труда и средств по обеспечению техники безопасности;
  наличие необходимых для выполняемых разрешенных лицензией видов работ СНиПов, ГОСТов, альбомов типовых узлов и решений;
  наличие системы контроля за качеством выполняемых работ;
  соблюдение иных норм, предусмотренных законодательством.
  Неисполнение лицензиатом требований нормативных документов в области строительства, их ненадлежащее исполнение рассматривается как нарушение лицензионных требований и условий и влечет за собой санкции в виде приостановления действия лицензии или ее аннулирования, применяемые в соответствии со ст. 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", независимо от привлечения нарушителя к административной ответственности, установленной комментируемой статьей (см. также п. 4 комментария к ст. 8.1 и комментарий к ст. 14.1).
  6. Нарушение правил безопасности при ведении строительных или иных работ, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо крупного ущерба, квалифицируется как преступление (ч. 1 ст. 216 УК).
  7. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
  Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, отнесено к ведению должностных лиц Госстроя России, указанных в ч. 2 ст. 23.56 КоАП.
 
  Статья 9.5. Нарушение установленного порядка строительства объектов, приемки, ввода их в эксплуатацию
 
  1. Строительство без разрешения зданий и сооружений производственного и непроизводственного назначения, в том числе жилых зданий, а также объектов индивидуального строительства -
  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.
  2. Нарушение правил приемки и ввода объектов в эксплуатацию, в том числе заселение жилых домов и использование гражданских и производственных объектов без оформления в установленном порядке документов о вводе в эксплуатацию, -
  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.
  3. Нарушение порядка выдачи архитектурно-планировочных заданий и разрешений на строительство -
  влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 9.5
 
  1. Согласно ст. 222 ГК самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном федеральным законом, указами Президента РФ, Постановлениями федерального Правительства, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
  2. Согласно ст. 2 Федерального закона от 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" под разрешением на строительство понимается документ, выдаваемый заказчику (застройщику) органами исполнительной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления для реализации архитектурного проекта в целях контроля за выполнением градостроительных нормативов, требований утвержденной градостроительной документации, а также в целях предотвращения причинения вреда окружающей природной среде.
  Согласно ст. 3 вышеуказанного Федерального закона заказчик (застройщик) - гражданин или юридическое лицо, имеющие намерение осуществить строительство, реконструкцию архитектурного объекта, для строительства которого требуется разрешение на строительство, - обязан иметь архитектурный проект, выполненный архитектором в соответствии с архитектурно-планировочным заданием.
  Разрешение на строительство не требуется в случае, если строительные работы не влекут за собой изменений внешнего архитектурного облика сложившейся застройки города или иного поселения и их отдельных объектов и не затрагивают характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений и инженерных коммуникаций.
  Определение перечня объектов, для строительства которых не требуется разрешение на строительство, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ.
  Строительство любого объекта должно вестись при наличии разрешения собственника земельного участка и (или) здания, сооружения и с соблюдением градостроительных, строительных норм и правил.
  Архитектурно-планировочное задание должно содержать положения утвержденной градостроительной документации, обязательные экологические, санитарно-гигиенические, противопожарные требования к архитектурному объекту, требования по охране памятников истории и культуры, указания на строительство в особых условиях (сейсмозона, зона вечной мерзлоты и др.), требования по соблюдению прав граждан и юридических лиц, интересы которых затрагиваются в ходе данного строительства.
  3. По смыслу п. 1 ст. 24 Федерального закона "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ) гражданин или юридическое лицо, осуществляющие строительство архитектурного объекта без разрешения на строительство (самовольную постройку) или с нарушением утвержденной градостроительной документации, подлежат административной ответственности в соответствии с ч. 1 комментируемой статьи.
  Об административной ответственности руководителей и членов комиссий по приемке в эксплуатацию зданий, сооружений и иных объектов за приемку в эксплуатацию данных объектов, не соответствующих требованиям законодательства в области охраны окружающей среды, см. п. 4 комментария к ст. 8.1. О признаках жилого помещения, установленных законодательством, и общественного помещения см. п. 2 комментария к ст. 6.4, а также п. 3 комментария к ст. 7.21.
  4. В соответствии со ст. 62 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, удостоверяющий право собственника, владельца, арендатора или пользователя объекта недвижимости осуществить застройку земельного участка, строительство, реконструкцию здания, строения и сооружения, благоустройство территории. Разрешение на строительство выдается в соответствии с Градостроительным кодексом РФ на основании заявлений заинтересованных физических и юридических лиц, документов, удостоверяющих их права на земельные участки, и при наличии утвержденной проектной документации.
  Разрешение на строительство и утвержденная проектная документация подлежат регистрации органами местного самоуправления.
  Информация о наличии разрешения на строительство предоставляется заказчиком гражданам и юридическим лицам в соответствии с требованиями к визуальной информации данного вида, установленными органами архитектуры и градостроительства. Заказчик обязан предоставить информацию о сроках начала строительства в соответствующие органы архитектуры и градостроительства.
  Орган местного самоуправления может отказать в выдаче разрешения на строительство в случаях:
  - несоответствия проектной документации разрешенному использованию земельного участка;
  - несоответствия проектной документации строительным нормам и правилам.
  Разрешение на строительство выдается на срок не более чем три года. Разрешение на строительство может быть продлено на основании заявления заказчика. Порядок и срок продления действия разрешения на строительство устанавливаются органами местного самоуправления.
  Разрешение на строительство не требуется в случае, если работы по строительству и реконструкции объектов недвижимости не затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности зданий, строений и сооружений, а также в случае возведения временных зданий, строений и сооружений на площадках, необходимых для организации строительных работ.
  При переходе прав собственности на объекты недвижимости действие разрешения на их строительство сохраняется. Данное разрешение на строительство подлежит повторной регистрации.
  Контроль за осуществлением работ по строительству и реконструкции объектов недвижимости в соответствии с разрешением на строительство, а также градостроительными регламентами, со строительными нормами и правилами возлагается на соответствующие органы архитектуры и градостроительства и органы государственного архитектурно-строительного надзора РФ.
  5. Согласно п. 1 ст. 32 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" разработка проектов организации и застройки территории указанных некоммерческих объединений осуществляется в соответствии с установленными земельным и градостроительным законодательством правилами землепользования и застройки, системой государственных градостроительных нормативов и правил. О порядке выдачи разрешения на строительство см. п. 2 настоящего комментария.
  Порядок подготовки проекта организации и застройки территории рассматриваемых некоммерческих объединений, нормативы организации и застройки их территории, а также порядок строительства объектов индивидуального (семейного) и общего пользования в садоводческом некоммерческом объединении определены ст. 32 - 34 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
  6. В соответствии с Правилами выдачи разрешений на строительство объектов недвижимости федерального значения, а также объектов недвижимости на территориях объектов градостроительной деятельности особого регулирования федерального значения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 10 марта 2000 г. N 221, под разрешением на строительство понимается документ, разрешающий осуществлять для федеральных государственных нужд строительство объектов недвижимости федерального значения (включая создание, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение зданий, сооружений и их комплексов) с финансированием полностью или частично за счет средств федерального бюджета в соответствии с законодательством РФ.
  Специальным разрешением на строительство является документ, разрешающий осуществлять строительство объектов недвижимости федерального значения и любых иных объектов недвижимости на территориях объектов градостроительной деятельности особого регулирования федерального значения в соответствии со специальными правилами использования территорий и специальными градостроительными нормативами, а также документ, выдаваемый на основании лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с законодательством РФ о государственной тайне.
  Подготовка документов и выдача разрешений (специальных разрешений) на строительство определяются разд. II указанных Правил.
 
  КонсультантПлюс: примечание.
  Приказ Госкомсвязи РФ от 15.12.1997 N 61 "Об утверждении Положения о порядке регистрации начала строительства, проведения экспертизы и выдачи разрешений на эксплуатацию законченных строительством объектов связи" утратил силу в связи с изданием Приказа Минсвязи РФ от 16.01.2003 N 3 "Об утверждении "Инструкции по работе органов государственного надзора за связью и информатизацией в Российской Федерации при вводе в эксплуатацию сооружений связи".
 
  7. Применительно к строительной деятельности в сфере связи порядок ее санкционирования определяется Положением о порядке регистрации начала строительства, проведения экспертизы и выдачи разрешений на эксплуатацию законченных строительством объектов связи, утвержденным Приказом Государственного комитета РФ по связи и информатизации (Госкомсвязи России) от 15 декабря 1997 г. N 61 (в ред. Приказа от 25 июля 1999 г. N 39).
  8. Применительно к инвестиционно-строительной деятельности, осуществляемой на территории г. Москвы (за исключением территорий федерального значения), условия выдачи разрешений на строительство определяются Положением о едином порядке предпроектной и проектной подготовки строительства в г. Москве, утвержденным распоряжением мэра г. Москвы от 11 апреля 2000 г. N 378-РМ.
  В соответствии с приложением 1 к указанному Положению под разрешением на осуществление градостроительной деятельности понимается правовой акт городской администрации о разрешенном использовании градостроительного объекта, являющийся составной частью разрешения на строительство и устанавливающий право застройщика на проведение комплекса работ по осуществлению инвестиционно-строительной деятельности по объекту недвижимости в соответствии с установленными к нему градостроительными требованиями и регламентами.
  Разрешением на строительство является комплект документов, удостоверяющий право собственника, владельца, арендатора или пользователя объекта недвижимости осуществить застройку земельного участка, строительство, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт здания; ремонт, покраску фасадов; установку нестационарных объектов; перепланировку, переоборудование помещений; реконструктивные работы по объекту, строительные работы по использованию, благоустройству территории.
  Под разрешением (ордером) на производство работ понимается документ, являющийся составной частью разрешения на строительство и выдаваемый специально уполномоченными Правительством Москвы органами контроля и надзора, дающий разрешение на производство отдельных видов строительных работ в соответствии с разрешением на осуществление градостроительной деятельности, согласованной и утвержденной в установленном порядке проектной документацией.
  В соответствии с данным Положением проведение строительных работ по объектам на территории г. Москвы производится исключительно на основании установленного (оформленного) права на их проведение и в соответствии с согласованной и утвержденной документацией, кроме случаев, где в зависимости от вида работ оформления разрешения не требуется.
  Заказчик вправе осуществить строительство, реконструкцию или иной вид строительных работ по объекту при наличии документов, исчерпывающий перечень которых определен п. 2 Положения.
  9. Правовые последствия несанкционированного строительства определены п. 2 ст. 222 ГК. В частности, данным предписанием ГК предусмотрен снос самовольной постройки осуществившим ее лицом либо за его счет.
  10. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
  Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, отнесено к ведению должностных лиц Госстроя России, указанных в ч. 2 ст. 23.56 КоАП.
 
  Статья 9.6. Нарушение правил использования атомной энергии и учета ядерных материалов и радиоактивных веществ
 
  1. Нарушение норм и правил в области использования атомной энергии -
  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.
  2. Нарушение установленного порядка учета ядерных материалов или радиоактивных веществ, а равно необеспечение контроля за соблюдением правил их хранения и использования -
  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 9.6
 
  1. Согласно ст. 3 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии":
  под ядерными материалами понимаются материалы, содержащие или способные воспроизвести делящиеся (расщепляющиеся) ядерные вещества;
  под радиоактивными веществами - не относящиеся к ядерным материалам вещества, испускающие ионизирующее излучение;
  под радиоактивными отходами - ядерные материалы и радиоактивные вещества, дальнейшее использование которых не предусматривается.
  Отнесение указанных объектов к перечисленным категориям определяется эксплуатирующей организацией.
  Действие Федерального закона "Об использовании атомной энергии" не распространяется на объекты, содержащие или использующие ядерные материалы и радиоактивные вещества в количествах и с активностью (и (или) испускающие ионизирующее излучение с интенсивностью или энергией) менее установленных федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии значений, для которых требуются разрешения органов государственного регулирования безопасности при осуществлении деятельности с указанными объектами.
  2. В соответствии со ст. 6 указанного Федерального закона федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии устанавливают требования к безопасному использованию атомной энергии, выполнение которых обязательно при осуществлении любого вида деятельности в области использования атомной энергии.
  Положение о разработке и утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, Перечень федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, а также изменения в указанный Перечень и дополнения к нему утверждены Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 1997 г. N 1511 (в ред. Постановления Правительства РФ от 18 января 2002 г. N 28).
  3. Согласно ст. 22 Федерального закона "Об использовании атомной энергии" ядерные материалы подлежат государственному учету и контролю на федеральном и ведомственном уровнях в системе государственного учета и контроля ядерных материалов, а радиоактивные вещества и радиоактивные отходы - на федеральном, региональном и ведомственном уровнях в системе государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов для определения наличного количества этих материалов и веществ в местах их нахождения, предотвращения потерь, несанкционированного использования и хищений, предоставления органам государственной власти, органам управления использованием атомной энергии и органам государственного регулирования безопасности при осуществлении деятельности с указанными объектами информации о наличии и перемещении ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, а также об их экспорте и импорте.
  В соответствии с п. 3, 4 Положения о государственном учете и контроле ядерных материалов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2000 г. N 962, государственный учет и контроль ядерных материалов включает сбор, регистрацию, обобщение и анализ информации о количестве и движении ядерных материалов, осуществляется путем сплошного непрерывного документального учета всех хозяйственных и технологических операций с ядерными материалами на основе результатов измерений характеристик ядерных материалов и ведется на федеральном и ведомственном уровнях, а также в организациях, осуществляющих обращение с ядерными материалами.
  Государственный учет и контроль ядерных материалов в федеральных органах исполнительной власти, в ведении которых находятся организации, осуществляющие обращение с ядерными материалами, в Российской академии наук и в организациях, осуществляющих обращение с ядерными материалами, ведется на основании федеральных и ведомственных норм и правил ведения государственного учета и контроля ядерных материалов, а также положений и инструкций, разрабатываемых и утверждаемых руководителями таких организаций.
  Формы отчета в области государственного учета и контроля ядерных материалов, порядок и периодичность представления отчетов утверждены Приказом Минатома России от 21 августа 2001 г. N 464.
  4. Постановлением Правительства РФ от 10 июля 1998 г. N 746 "Об утверждении Правил организации системы государственного учета и контроля ядерных материалов" определены органы управления системы государственного учета и контроля ядерных материалов. На федеральном уровне таким органом является Министерство РФ по атомной энергии.
  5. Хранение, использование, обслуживание, утилизация и захоронение источников ионизирующего излучения относятся к лицензируемым видам деятельности, перечень которых определен Федеральным законом от 9 января 1996 г. "О радиационной безопасности населения".
  6. К органам государственного регулирования в области использования атомной энергии относятся Правительство РФ, Минатом России, Госатомнадзор России.
  К ведению Правительства РФ отнесены: определение перечня федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, организация разработки и реализации соответствующих федеральных целевых программ, иные полномочия, определенные ст. 6, 9 Федерального закона "Об использовании атомной энергии" и Федеральным законом "О радиационной безопасности населения". Правительство РФ руководит деятельностью федеральных министерств и ведомств в области использования атомной энергии.
  Статус Правительства РФ как органа государственного регулирования в области использования атомной энергии обусловлен его правовым положением одного из субъектов, осуществляющих государственную власть, при этом контроль за реализацией полномочий Правительства отнесен к ведению Президента РФ. Указами Президента РФ определяются основные направления государственной политики в области использования атомной энергии, поэтому Правительство РФ осуществляет свои полномочия в данной области во исполнение соответствующих указов главы государства (см. Федеральный закон "Об использовании атомной энергии" (ст. 7), а также Постановление Правительства РФ от 15 декабря 2000 г. N 973 "Об экспорте и импорте ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий", принятые во исполнение Указа Президента РФ от 6 мая 2000 г. N 822).
  Утверждение федеральных норм и правил в области использования атомной энергии осуществляется Госатомнадзором России и другими органами государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, к которым также относятся Минздрав России и Государственная противопожарная служба МЧС России.
  Перечень федеральных норм и правил, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 1997 г. N 1511, насчитывает 54 наименования указанных норм и правил. В разработке федеральных норм и правил помимо органов государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии участвует также и орган государственного управления использования атомной энергии (согласно Постановлению Правительства РФ от 5 апреля 1997 г. N 392 статус данного органа распространяется на Минатом России), однако утверждение федеральных норм и правил отнесено к ведению соответствующего органа государственного регулирования безопасности. См. подп. "б" п. 6 Положения о Министерстве Российской Федерации по атомной энергии, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 5 апреля 1997 г. N 392 (в ред. Постановления Правительства РФ от 22 октября 1999 г. N 1178). При этом федеральные нормы и правила, определяющие технические аспекты безопасности использования атомной энергии, утверждаются Госатомнадзором России, федеральные нормы и правила, регламентирующие санитарно-гигиенические аспекты безопасности, - Минздравом России. К ведению Государственной противопожарной службы МЧС России отнесено утверждение федеральных норм и правил по пожарной безопасности. Согласно Перечню федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 1997 г. N 1511, к ведению Госатомнадзора России отнесено утверждение 28 наименований указанных федеральных норм и правил, Минздрав России утверждает 24 наименования. К ведению Государственной противопожарной службы МЧС России отнесено утверждение правил пожарной безопасности в РФ и правил пожарной охраны предприятий.
  7. Лицензирование деятельности в области использования атомной энергии отнесено к ведению Госатомнадзора России. Исчерпывающий перечень лицензируемых видов деятельности определен приложением к Положению о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 14 июля 1997 г. N 865.
  К лицензирующим органам относятся Госатомнадзор России (лицензирование осуществляется уполномоченным структурным подразделением его центрального аппарата) и территориальный орган Госатомнадзора России - межрегиональный территориальный округ. Согласно п. 11 Положения о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии под территориальным лицензирующим органом Госатомнадзора России понимается региональный орган (округ), уполномоченный Госатомнадзором России выдавать лицензии на отдельные виды деятельности. По смыслу п. 3 Положения о порядке выдачи разрешений Госатомнадзора России на право ведения работ в области использования атомной энергии работникам объектов ядерного топливного цикла, утвержденного Приказом Госатомнадзора России от 28 июня 2001 г. N 64, и п. 22.2 Положения о выдаче разрешений Госатомнадзора России на право ведения работ в области использования атомной энергии работникам атомных станций, утвержденного Приказом Госатомнадзора России от 8 октября 1999 г. N 108, под территориальными органами Госатомнадзора России понимаются межрегиональные территориальные округа.
  Лицензируемые виды деятельности вправе осуществлять только юридические лица, причем к компетенции лицензирующего органа отнесены все разрешительные полномочия: выдача лицензий заявителю, приостановление действия лицензии, ее аннулирование. Согласно ст. 26 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" лицензии выдаются двум разновидностям юридических лиц: эксплуатирующим организациям и организациям, выполняющим работы и предоставляющим услуги в области использования атомной энергии.
  Госатомнадзор России утверждает требования по безопасности лицензируемого вида деятельности, их неисполнение лицензиатом квалифицируется в качестве нарушения лицензионных требований и условий и влечет за собой санкции в виде приостановления действия лицензии или ее аннулирования, применяемые к нарушителю независимо от его привлечения к административной ответственности, установленной комментируемой статьей. Указанные требования определяются федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии, исчерпывающий Перечень которых утвержден Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 1997 г. N 1511 "Об утверждении Положения о разработке и утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии" (в ред. Постановления Правительства РФ от 5 июля 2000 г. N 493). Требования по безопасности лицензируемого вида деятельности предусматривают также ведение лицензиатом радиационно-гигиенического паспорта в соответствии с Порядком, утвержденным Приказом Госатомнадзора России от 21 июня 1999 г.
  Лицензии, выдаваемые юридическим лицам, следует отличать от разрешений, выдаваемых Госатомнадзором России должностным лицам - работникам объектов использования атомной энергии в соответствии со ст. 27 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии". Исчерпывающий перечень документов, представляемых заявителем в Госатомнадзор России, определенный п. 11, 12 Положения о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии, не предусматривает представления указанных разрешений Госатомнадзора России. Таким образом, лицензия является единственным разрешительным документом, подтверждающим право лицензиата на осуществление работ в области использования атомной энергии. Перечень должностей работников объектов использования атомной энергии, которые должны получать разрешения Госатомнадзора России на право ведения работ в области использования атомной энергии, утвержден Постановлением Правительства РФ от 3 марта 1997 г. N 240. Порядок выдачи указанных разрешений работникам объектов ядерного топливного цикла, состоящих из объектов эксплуатирующих организаций, а также объектов организаций, выполняющих работы и предоставляющих услуги для эксплуатирующих организаций, утвержден Приказом Госатомнадзора России от 28 июня 2001 г. N 64 (зарегистрирован в Минюсте России 8 августа 2001 г. N 2854). Положение о выдаче разрешений Госатомнадзора России на право ведения работ в области использования атомной энергии работникам атомных станций утверждено Приказом Госатомнадзора России от 8 октября 1999 г. N 108 (зарегистрирован в Минюсте России 15 июня 2000 г. N 2269) и введено в действие с 1 января 2001 г.
  В отличие от лицензии, разрешение Госатомнадзора России является документом, предоставляющим должностному лицу право ведения работ в области использования атомной энергии по конкретной должности и на определенном в разрешении объекте ядерного топливного цикла (на определенной атомной станции) (см. п. 6 Положения о порядке выдачи разрешений Госатомнадзора России на право ведения работ в области использования атомной энергии работникам объектов ядерного топливного цикла; п. 6 Положения о выдаче разрешений Госатомнадзора России на право ведения работ в области использования атомной энергии работникам атомных станций).
  8. Минатом России возглавляет систему государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов и ядерных материалов.
  Управление системой учета и контроля на федеральном уровне обеспечивается Минатомом России, на региональном уровне - органами исполнительной власти субъектов РФ, на ведомственном уровне - федеральными министерствами и ведомствами и РАН (см. п. 5 Правил организации системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 октября 1997 г. N 1298; п. 10, 11 Положения о государственном учете и контроле ядерных материалов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2000 г. N 962).
  В соответствии со ст. 22 Федерального закона "Об использовании атомной энергии" Правительство РФ определяет порядок организации указанных систем государственного учета и контроля, а также органы, осуществляющие государственный учет и контроль.
  Нарушение юридическим лицом правил государственного учета, контроля ядерных материалов или радиоактивных веществ, необеспечение контроля за соблюдением правил их хранения и использования квалифицируются по ч. 2 комментируемой статьи.
  Минатом России осуществляет функции государственного компетентного органа по ядерной и радиационной безопасности при перевозках ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий из них. Перевозку указанных грузов вправе осуществлять юридические лица на основании выданных Минатомом России сертификатов-разрешений (см. Положение о Минатоме России; п. 2, 4, 6, подп. "а" п. 11 Положения о государственном компетентном органе по ядерной и радиационной безопасности при перевозках ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий из них, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 204).
  9. Нарушение правил безопасности при размещении, проектировании, строительстве и эксплуатации объектов атомной энергетики, если это могло повлечь смерть человека или радиоактивное заражение окружающей среды, рассматривается в качестве преступления (ст. 215 УК).
  10. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
  Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, отнесено к ведению должностных лиц органов, осуществляющих государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии, указанных в ч. 2 ст. 23.33 КоАП (см. комментарий к названной статье).
 
  Статья 9.7. Повреждение электрических сетей
 
  1. Повреждение электрических сетей напряжением до 1000 вольт (воздушных, подземных и подводных кабельных линий электропередачи, вводных и распределительных устройств) -
  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.
  2. Повреждение электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт -
  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 9.7
 
  1. Правовой режим охраны электрических сетей напряжением до 1000 В и свыше 1000 В определен Правилами пользования электрической и тепловой энергией, утвержденными Приказом Министерства энергетики и электрификации СССР от 6 декабря 1981 г. N 310.
  Виды деятельности, осуществление которых может вызвать повреждение воздушных, подземных или подводных кабельных линий электропередачи, вводных и распределительных устройств, допускаются с согласия соответствующей эксплуатирующей организации. Осуществление указанных видов деятельности в некоторых случаях возможно только лицензиатом. Согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" обязательному лицензированию подлежит деятельность по эксплуатации электрических сетей (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
  Согласно п. 2 Положения о лицензировании деятельности по эксплуатации электрических сетей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 августа 2002 г. N 637, указанный вид деятельности включает в себя прием, передачу и распределение электрической энергии, а также техническое обслуживание и ремонт электрических сетей.
  Лицензирующим органом по рассматриваемому виду деятельности является Минэнерго России. Требования и условия, предъявляемые к лицензиатам - юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, установлены п. 4 данного Положения.
  Повреждение электрических сетей лицензиатом, а также неисполнение лицензиатом правил охраны электрических сетей (см. комментарий к ст. 9.7) рассматриваются как нарушение лицензионных требований и условий и влекут за собой санкции в виде приостановления действия лицензии или ее аннулирования, применяемые в соответствии со ст. 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", независимо от привлечения нарушителя к административной ответственности, установленной комментируемой статьей (см. также комментарий к ст. 14.1).
  2. С объективной стороны рассматриваемое правонарушение выражается в повреждении линий электропередачи, вводных и распределительных устройств, т.е. в причинении данным объектам восполнимого ущерба, следствием которого явилось временное приостановление их функционирования. Таким образом, для квалификации данного правонарушения необходимо установить причинно-следственную связь между повреждением указанного объекта и последующим причинением вреда. Эти последствия могут быть обусловлены противоправными действиями (бездействием) граждан, должностных лиц, юридических лиц.
  3. Согласно ст. 89 ЗК земельные участки, предоставленные для размещения воздушных линий электропередачи, наземных сооружений кабельных линий электропередачи, подстанций, распределительных пунктов, относятся к землям энергетики. Правила определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, устанавливаются Правительством РФ.
  4. Критерии отнесения магистральных линий электропередачи и объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети утверждены Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2001 г. N 881. В соответствии с указанными критериями к единой национальной (общероссийской) электрической сети относятся:
  линии электропередачи (воздушные и кабельные), проектный номинальный класс напряжения которых составляет 330 кВ и выше;
  линии электропередачи, проектный номинальный класс напряжения которых составляет 220 кВ:
  - обеспечивающие выдачу в сеть энергетической мощности электрических станций субъектов федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности) - поставщиков электрической энергии (мощности) на указанный рынок;
  - обеспечивающие соединение и параллельную работу энергетических систем различных субъектов Российской Федерации;
  - обеспечивающие выдачу энергетической мощности в узлы электрической нагрузки с присоединенной трансформаторной мощностью не менее 125 мегавольт-ампер;
  - непосредственно обеспечивающие соединение перечисленных линий электропередачи, включая линии электропередачи и иное оборудование, указанные в приложении N 2 к Указу Президента РФ от 15 августа 1992 г. N 923.

<< Пред.           стр. 22 (из 76)           След. >>

Список литературы по разделу