<< Пред.           стр. 25 (из 76)           След. >>

Список литературы по разделу

 
  1. Нарушение пользователем воздушного пространства федеральных правил использования воздушного пространства -
  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц - от двадцати до сорока минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц - от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.
  2. Нарушение правил использования воздушного пространства лицами, не наделенными в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства, -
  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 11.4
 
  1. В соответствии со ст. 1 Воздушного кодекса РФ под воздушным пространством Российской Федерации понимается воздушное пространство над территорией Российской Федерации, в том числе воздушное пространство над внутренними водами и территориальным морем.
  Согласно ст. 11 Воздушного кодекса РФ пользователями воздушного пространства являются граждане и юридические лица, наделенные в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства. Использование воздушного пространства представляет собой деятельность, в процессе которой осуществляется перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов), а также другая деятельность (строительство высотных сооружений, деятельность, в процессе которой происходят электромагнитные и иные излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и тому подобное), которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения.
  В соответствии со ст. 80 Воздушного кодекса РФ взлет и посадка воздушных судов РФ и воздушных судов иностранных государств при выполнении международных полетов в воздушном пространстве РФ производятся в международных аэропортах и на открытых для международных полетов воздушных судов аэродромах, за исключением случаев, установленных законодательством РФ.
  Согласно Федеральным правилам использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1084, под безопасностью использования воздушного пространства понимается комплексная характеристика установленного порядка использования воздушного пространства, определяющая его способность обеспечить выполнение всех видов деятельности по использованию воздушного пространства без угрозы жизни и здоровью людей, материального ущерба государству, гражданам и юридическим лицам.
  2. Согласно п. 5 вышеупомянутых Федеральных правил использование воздушного пространства производится с разрешения соответствующего центра единой системы организации воздушного движения РФ (далее - ЕС ОрВД) на основании заявок (расписаний, графиков), подаваемых пользователем воздушного пространства с сообщением в органы ЕС ОрВД и органы ВВС и ПВО в соответствии с правилами согласно приложению N 1 к указанным Правилам. Запрос и выдача разрешений на использование воздушного пространства РФ производятся в соответствии с правилами согласно приложению N 2 к Правилам. Использование воздушного пространства без получения указанного разрешения, за исключением случаев, предусмотренных п. 50 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, запрещается.
  Согласно п. 50 вышеназванных Правил использование воздушного пространства без разрешения центров ЕС ОрВД допускается в случаях:
  а) отражения воздушного нападения, предотвращения и прекращения нарушений Государственной границы РФ или вооруженного вторжения на территорию РФ;
  б) оказания помощи при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, выполнения поисково-спасательных работ;
  в) запуска, посадки, поиска и эвакуации космических аппаратов и их экипажей;
  г) предотвращения и прекращения нарушений указанных Федеральных правил;
  д) полетов в специальных районах.
  Лица, принявшие решение об использовании воздушного пространства без разрешения центров ЕС ОрВД, обязаны немедленно уведомить об этом соответствующие центры ЕС ОрВД и органы ВВС и ПВО.
  Лица, принявшие решение об использовании воздушного пространства без разрешения центров ЕС ОрВД, а также центры ЕС ОрВД и органы ВВС и ПВО обязаны принять все возможные меры для обеспечения безопасности использования воздушного пространства в своих зонах и районах ЕС ОрВД.
  3. Согласно письму ГТК России от 13 декабря 2000 г. N 01-06/36349 "О таможенном оформлении и таможенном контроле воздушных судов, выполняющих разовые полеты в аэропорты (на аэродромы), не открытые для международных полетов, а также из указанных аэропортов (с аэродромов)" Федеральными правилами использования воздушного пространства установлено, что Федеральная служба воздушного транспорта России (ФСВТ; ныне - ГСГА Минтранса России) по согласованию с Минобороны России, ФСБ России и ГТК России выдает разрешения на разовые международные полеты гражданских воздушных судов иностранных государств и российских воздушных судов на аэродромы и в аэропорты, не открытые для международных полетов.
  До издания предусмотренного Федеральными правилами межведомственного нормативного правового акта о порядке взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при выдаче разрешений на международные разовые полеты воздушных судов в Российской Федерации таможенное оформление и таможенный контроль воздушных судов, выполняющих разовые полеты в аэропорты (на аэродромы), не открытые для международных полетов, и из указанных аэропортов (с аэродромов), а также товаров, перемещаемых такими судами, в аэропорту (на аэродроме) вылета/прилета производится только при наличии телетайпограммы ГТК России о согласовании разрешения на разовый полет за подписью заместителя председателя ГТК России.
 
  КонсультантПлюс: примечание.
  Приказ ФАС РФ от 30.12.1998 N 375 "Об утверждении "Федеральных авиационных правил обязательной сертификации, инспектирования и контроля деятельности эксплуатантов в Российской Федерации" утратил силу в связи с изданием Приказа Минтранса РФ от 04.02.2003 N 11 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Сертификационные требования к эксплуатантам коммерческой гражданской авиации. Процедуры сертификации".
 
  КонсультантПлюс: примечание.
  Приказ ФСВТ РФ от 03.05.2000 N 112 "Об утверждении и введении в действие "Федеральных авиационных правил обязательной сертификации организаций, осуществляющих поставку авиационно-технического имущества" утратил силу в связи с изданием Приказа Минтранса РФ от 08.05.2001 N 78 "О признании утратившими силу приказов Федеральной службы воздушного транспорта России от 3 мая 2000 г. N 112 и от 19 июня 2000 г. N 201".
 
  КонсультантПлюс: примечание.
  Приказ ФСВТ РФ от 24.04.2000 N 96 "Об утверждении "Федеральных авиационных правил обязательной сертификации организаций, осуществляющих деятельность по обеспечению пассажиров (экипажей) воздушных судов бортовым питанием" утратил силу в связи с изданием Приказа Минтранса РФ от 21.08.2001 N 132 "О признании утратившим силу Приказа Федеральной службы воздушного транспорта России от 24 апреля 2000 года N 96".
 
  4. Использование воздушного пространства осуществляется в соответствии с Воздушным кодексом РФ и принятыми на его основе подзаконными актами, в том числе федеральными правилами использования воздушного пространства, среди них: Федеральными авиационными правилами обязательной сертификации, инспектирования и контроля деятельности эксплуатантов в Российской Федерации (утверждены Приказом Федеральной авиационной службы России (ФАС России) от 30 декабря 1998 г. N 375 (в ред. Приказа ФСВТ России от 12 ноября 1999 г. N 105)); Федеральными авиационными правилами обязательной сертификации организаций, осуществляющих поставку авиационно-технического имущества (утверждены и введены в действие Приказом ФСВТ России от 3 мая 2000 г. N 112); Сертификационными требованиями к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по аэродромному обеспечению полетов гражданских воздушных судов (утверждены и введены в действие Приказом ФСВТ России от 6 мая 2000 г. N 121); Федеральными авиационными правилами обязательной сертификации организаций, осуществляющих деятельность по обеспечению пассажиров (экипажей) воздушных судов бортовым питанием (утверждены Приказом ФСВТ России от 24 апреля 2000 г. N 96); Федеральными авиационными правилами "Сертификация аэропортов. Процедуры" (утверждены и введены в действие Приказом ФСВТ России от 24 апреля 2000 г. N 98); Сертификационными требованиями к организациям авиатопливообеспечения воздушных перевозок (утверждены Приказом ФСВТ России от 18 апреля 2000 г. N 89). (О статусе обязательной сертификации см. подп. Б п. 7 комментария к ст. 13.12.)
  Неисполнение, ненадлежащее исполнение пользователем воздушного пространства федеральных правил использования воздушного пространства влечет за собой применение к нарушителю мер административной ответственности, предусмотренных ч. 1 комментируемой статьи.
  5. По смыслу дефиниции использования воздушного пространства (см. абз. 2 п. 1 комментария к данной статье) к указанному использованию относится деятельность, представляющая реальную или потенциальную угрозу безопасности воздушного движения. Таким образом, при истолковании указанной дефиниции необходимо принимать во внимание и соответствующие виды лицензируемой деятельности по использованию воздушного пространства, исчерпывающий перечень которых установлен п. 1 ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". В соответствии с данным Федеральным законом обязательному лицензированию подлежат следующие виды деятельности:
  - разработка авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;
  - производство авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;
  - ремонт авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;
  - испытания авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения. Положения о лицензировании указанных видов деятельности утверждены Постановлением Правительства РФ от 27 мая 2002 г. N 346. Лицензирование по данным видам деятельности отнесено к ведению Росавиакосмоса.
  Федеральные авиационные Правила лицензирования деятельности в области гражданской авиации утверждены Постановлением Правительства РФ от 24 января 1998 г. N 85. В соответствии с п. 3 ст. 18 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" данные Правила, предусматривающие лицензирование по видам деятельности, определенным ст. 9 Воздушного кодекса РФ, действуют до момента вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений в Воздушный кодекс РФ.
  Деятельность по использованию воздушного пространства, подлежащая лицензированию в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности", осуществляемая без лицензии либо лицензиатом с нарушением лицензионных требований и условий, квалифицируется в качестве административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи.
  6. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
  Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются должностными лицами органов единой системы организации воздушного движения РФ, указанными в ч. 2 ст. 23.43 КоАП (см. комментарий к названной статье).
 
  Статья 11.5. Нарушение правил безопасности эксплуатации воздушных судов
 
  Нарушение правил безопасности эксплуатации воздушных судов -
  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда или лишение права управления воздушным судном на срок до одного года; на должностных лиц - от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или лишение права управления воздушным судном на срок до одного года.
 
  Комментарий к статье 11.5
 
  1. См. п. 1, 2 комментария к ст. 11.4.
  Гражданские воздушные суда допускаются к эксплуатации при наличии сертификатов летной годности (удостоверений о годности к полетам), выданных на основании сертификата типа (аттестата о годности к эксплуатации) и подтверждающих соответствие этих воздушных судов действующим в Российской Федерации требованиям к летной годности гражданских воздушных судов и охране окружающей среды. Порядок допуска к эксплуатации гражданских воздушных судов, в том числе на условиях аренды, устанавливается федеральными авиационными правилами (п. 1, 2 ст. 36 Воздушного кодекса РФ; см. также п. 4 комментария к ст. 11.4).
  2. Согласно ст. 83 Воздушного кодекса РФ под авиационной безопасностью понимается состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации.
  Авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями военизированной охраны аэродромов или аэропортов, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также специально уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами. Службы авиационной безопасности аэродромов или аэропортов и службы авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий) являются службами с особыми уставными задачами.
  3. Согласно п. 1 ст. 58 Воздушного кодекса РФ командир воздушного судна вправе в целях обеспечения безопасности полета воздушного судна отдавать распоряжения любому находящемуся на борту воздушного судна лицу и требовать их исполнения. Командир воздушного судна имеет право применять все необходимые меры, в том числе меры принуждения, в отношении лиц, которые своими действиями создают непосредственную угрозу безопасности полета воздушного судна и отказываются подчиняться распоряжениям командира воздушного судна. По прибытии воздушного судна на ближайший аэродром командир воздушного судна имеет право удалить таких лиц с воздушного судна, а в случае совершения деяния, содержащего признаки преступления, передать их правоохранительным органам.
  4. Применительно к случаям проведения противоградовых стрельб отдельные требования к правилам эксплуатации воздушных судов определены Инструкцией по организации и проведению противоградовых стрельб на территории Российской Федерации, утвержденной Приказом Минобороны России (N 220), Минтранса России (N 89) и Росгидромета (N 51) от 15 мая 2001 г. Согласно п. 8, 9 данной Инструкции, разработанной во исполнение п. 115 Федеральных правил использования воздушного пространства, для обеспечения безопасного использования воздушного пространства при проведении стрельб устанавливаются районы противоградовых (противолавинных) стрельб. Использование воздушного пространства в районах стрельб осуществляется в соответствии с Воздушным кодексом РФ, Федеральными правилами использования воздушного пространства и требованиями указанной Инструкции.
  Границы районов стрельб устанавливаются по географическим координатам (широте и долготе) и максимальной высоте вводимого ограничения на использование воздушного пространства, исходя из условий обеспечения безопасности их проведения с учетом максимальной высоты и горизонтальной дальности полета снарядов, ракет, радиуса разлета их осколков.
  5. Контроль за обеспечением правил безопасности при эксплуатации авиационной техники обусловлен общими контрольными полномочиями Минтранса России, к ведению которого отнесены осуществление государственного контроля за обеспечением безопасности полетов воздушных судов и авиационной безопасности в гражданской авиации, а также организация и осуществление государственного контроля за летной годностью воздушных судов, авиационных двигателей и воздушных двигателей на этапе их эксплуатации (см. подп. 80 п. 8 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2000 г. N 1038).
  6. Применительно к видам деятельности, указанным в п. 5 комментария к ст. 11.4, выполнение лицензиатом - юридическим лицом комплексной программы обеспечения безопасности, надежности, эксплуатационной и ремонтной технологичности (ГОСТ В 20436) отнесено к лицензионным требованиям и условиям, установленным соответствующим положением о лицензировании (см. подп. "б" п. 3 Положения о лицензировании разработки авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения; подп. "б" п. 3 Положения о лицензировании производства авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения; подп. "б" п. 3 Положения о лицензировании ремонта авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения; подп. "б" п. 3 Положения о лицензировании испытаний авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения).
  7. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта лицом, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанным соблюдать эти правила, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, квалифицируется как преступление (ч. 1 ст. 263 УК).
  8. Субъектами данного административного правонарушения являются граждане и должностные лица (последние только в тех случаях, когда соблюдение правил безопасности эксплуатации воздушных судов непосредственно предусмотрено их служебными обязанностями).
  9. О должностных лицах органов, рассматривающих дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, см. п. 7 комментария к ст. 11.3.
  Указанные должностные лица вправе передавать дела об указанных правонарушениях на рассмотрение судье. Дела об административных правонарушениях, производство по которым осуществляется в форме административного расследования, рассматриваются судьями районных судов; в случаях, не требующих проведения административного расследования, дела о данных правонарушениях рассматриваются мировыми судьями (ср. ч. 2, абз. 2 и 4 ч. 3 ст. 23.1 КоАП).
 
  Статья 11.6. Действия, угрожающие безопасности движения на водном транспорте
 
  1. Нарушение порядка установки и устройства запаней и лесных гаваней, устройство заколов и иных приспособлений для ловли рыбы в не установленных для этой цели местах без согласования в установленном порядке с администрацией районов водных путей и гидросооружений, а равно проведение без надлежащего разрешения водолазных работ в портовых водах или несоблюдение правил подачи сигналов во время проведения этих работ -
  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.
  2. Уничтожение или повреждение сооружений и устройств связи и сигнализации на судах морского транспорта, внутреннего водного транспорта, плавучих и береговых средств навигационного оборудования или технических средств и знаков судоходной и навигационной обстановки, средств связи и сигнализации, а равно повреждение портовых и гидротехнических сооружений, срыв или установка без надлежащего разрешения (согласования) знаков, сооружений, источников звуковых и световых сигналов, создающих помехи в опознании навигационных знаков и сигналов, -
  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.
  3. Нарушение правил содержания и установленного режима эксплуатации навигационного оборудования на мостах, плотинах и других гидротехнических сооружениях -
  влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 11.6
 
  1. В соответствии со ст. 3 КВВТ под внутренним водным транспортом РФ подразумевается один из видов транспорта, находящегося в ведении Российской Федерации и представляющего собой производственно-технический комплекс с входящими в него организациями, осуществляющими судоходство и иную связанную с судоходством деятельность на внутренних водных путях Российской Федерации; внутренние водные пути РФ определяются как естественные или искусственно созданные федеральные пути сообщения, обозначенные навигационными знаками или иным способом и используемые в целях судоходства.
  Внутренние водные пути и расположенные на них судоходные гидротехнические сооружения находятся в федеральной собственности и используются в целях судоходства любыми юридическими и физическими лицами (п. 1 ст. 7 КВВТ). К гидротехническим сооружениям относится также причал (см. п. 2 комментария к ст. 11.7). Перечень внутренних водных путей утверждается Правительством РФ.
  Категория средств навигационного оборудования и сроки их работы, гарантированные габариты судовых ходов, а также сроки работы судоходных гидротехнических сооружений устанавливаются Минтрансом России и публикуются в сборнике правил и тарифов внутреннего водного транспорта в установленном им порядке.
  2. Согласно п. 7 ст. 10 КВВТ пользование водными участками для нужд рыболовства в случае, если такие участки используются для целей судоходства, допускается по согласованию с бассейновыми органами государственного управления на внутреннем водном транспорте. В соответствии с Положением о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2000 г. N 1038, указанные органы входят в систему Минтранса России.
  3. Согласно ст. 9 КВВТ строительство и эксплуатация сооружений на внутренних водных путях, а также добыча нерудных строительных материалов осуществляются по согласованию с бассейновыми органами государственного управления на внутреннем водном транспорте и государственными речными судоходными инспекциями бассейнов.
  Владельцы сооружений на внутренних водных путях обязаны за свой счет устанавливать навигационные огни и знаки, другое оборудование и обеспечивать их действие в целях безопасности судоходства в соответствии с требованиями государственных стандартов по согласованию с бассейновыми органами государственного управления на внутреннем водном транспорте.
  Владельцы разводных и подъемных мостов обязаны за свой счет разводить и поднимать их в порядке, согласованном с бассейновыми органами государственного управления на внутреннем водном транспорте, или на основании их заявок.
  Владельцы регулирующих уровень воды на внутренних водных путях сооружений на участках внутренних водных путей выше и ниже таких сооружений обязаны поддерживать согласованные с федеральным органом исполнительной власти в области транспорта уровни воды, необходимые для судоходства.
  Эксплуатация регулирующих уровень воды на внутренних водных путях сооружений и регулирование режима сброса воды ниже таких сооружений осуществляются по согласованию с Минтрансом России.
  4. Обеспечение безопасности судоходства осуществляет судовладелец - юридическое или физическое лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли данное лицо собственником судна или использует его на ином законном основании. Согласно ст. 34 КВВТ судовладелец обязан:
  - назначить лицо, ответственное за безопасную эксплуатацию судов;
  - обеспечить безопасную практику эксплуатации судов;
  - постоянно улучшать навыки членов экипажей судов, других работников в области безопасности судоходства;
  - обеспечить укомплектование экипажей судов и поддерживать суда в техническом состоянии, которое должно соответствовать требованиям безопасности судоходства, установленным КВВТ.
  Судно считается годным к плаванию, если должным образом обеспечено укомплектование экипажа судна и оно удовлетворяет требованиям обеспечения безопасности судоходства, экологической, санитарной и пожарной безопасности, установленным законодательством в области внутреннего водного транспорта РФ. Судно не допускается к плаванию, если состав экипажа судна в день выхода судна в плавание по численности меньше, чем установлено Положением о минимальном составе экипажей самоходных транспортных судов.
  Организация обеспечения безопасности судоходства, разработка и утверждение нормативных правовых актов, определяющих правоотношения в области безопасности судоходства, контроль за выполнением требований федеральных законов и иных нормативных правовых актов в указанной области осуществляются Минтрансом России.
  5. В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" обязательному лицензированию подлежат деятельность по осуществлению перевозок внутренним водным транспортом пассажиров и грузов, погрузочно-разгрузочная деятельность на внутреннем водном транспорте и иные виды деятельности на внутреннем водном транспорте.
  Исчерпывающий перечень лицензируемых видов деятельности на морском транспорте определен п. 1 ст. 17 указанного Федерального закона. Согласно Перечню федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. N 135, лицензирование по указанным видам деятельности отнесено к ведению Минтранса России. Согласно п. 2 ст. 5 КВВТ контроль за соблюдением порядка лицензирования, в том числе за соблюдением лицензионных требований и условий, осуществляется Минтрансом России непосредственно либо через его территориальные органы или находящиеся в его ведении государственные организации.
  Соблюдение лицензиатом установленных правил плавания (правил деятельности) предусмотрено лицензионными требованиями и условиями (см. подп. "а" п. 4 Положения о лицензировании перевозок внутренним водным транспортом грузов; подп. "а" п. 4 Положения о лицензировании перевозок внутренним водным транспортом пассажиров; подп. "а" п. 4 Положения о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности на внутреннем водном транспорте, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 мая 2002 г. N 345. Применительно к лицензированию перевозочной и другой деятельности, осуществляемой на морском транспорте, см. п. 4 Положения о лицензировании перевозок морским транспортом пассажиров; п. 4 Положения о лицензировании перевозок морским транспортом грузов; п. 4 Положения о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности в морских портах; п. 4 Положения о лицензировании деятельности по осуществлению буксировок морским транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 447).
  Форма лицензии на осуществление перевозки внутренним водным транспортом грузов; перевозки внутренним водным транспортом пассажиров; погрузочно-разгрузочной деятельности на внутреннем водном транспорте, а также форма акта проверки соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий утверждены Приказом Минтранса России от 5 декабря 2002 г. N 155 (зарегистрирован в Минюсте России 17 января 2003 г. N 4133; см. соответственно приложения N 1 и N 2 к данному Приказу).
  Совершение лицензиатом административных проступков, предусмотренных комментируемой статьей, рассматривается в качестве нарушения лицензионных требований и условий и в соответствии со ст. 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" влечет за собой санкции в виде приостановления действия лицензии или ее аннулирования независимо от применения к нарушителю мер административной ответственности (см. также п. 6 комментария к ст. 14.1).
  6. Согласно ст. 140 Водного кодекса РФ граждане и юридические лица, использующие водные объекты для рыбного хозяйства, обязаны содержать берега водных объектов в местах их использования в соответствии с санитарными и экологическими требованиями, установленными законодательством РФ.
  7. В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" под гидротехническими сооружениями понимаются сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов.
  8. При уничтожении объектов, указанных в ч. 2 комментируемой статьи, утрачивается возможность их использования по прямому предназначению. В случае повреждения указанных объектов их последующее применение возможно при восполнении причиненного вреда.
  9. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
  В части предусмотренных комментируемой статьей административных правонарушений, совершенных на судах и объектах промыслового флота, рассмотрение дел о соответствующих правонарушениях отнесено к ведению должностных лиц Госкомрыболовства России и его территориальных органов, указанных в ч. 2 ст. 23.27 КоАП.
  Применительно к административным правонарушениям, предусмотренным ч. 2 комментируемой статьи, совершенным на судах морского транспорта, дела о соответствующих проступках рассматриваются должностными лицами Минтранса России, указанными в ч. 2 ст. 23.38 КоАП, с учетом процессуальных особенностей их рассмотрения, установленных ч. 3 данной статьи.
  Действия, угрожающие безопасности движения на внутреннем водном транспорте, предусмотренные комментируемой статьей, рассматриваются должностными лицами Минтранса России, указанными в ч. 2 ст. 23.39 КоАП (см. комментарии к названным статьям).
 
  Статья 11.7. Нарушение правил плавания
 
  1. Нарушение судоводителем или иным лицом, управляющим судном (за исключением маломерного) на морском, внутреннем водном транспорте, правил плавания и стоянки судов, входа судов в порт и выхода их из порта, буксировки составов и плотов, подачи звуковых и световых сигналов, несения судовых огней и знаков -
  влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда или лишение права управления судном на срок до одного года.
  2. Превышение судоводителем или иным лицом, управляющим маломерным судном, установленной скорости, несоблюдение требований навигационных знаков, преднамеренная остановка или стоянка судна в запрещенных местах либо нарушение правил маневрирования, подачи звуковых сигналов, несения бортовых огней и знаков -
  влечет предупреждение, или наложение административного штрафа в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда, или лишение права управления маломерным судном на срок до шести месяцев.
  Примечание. Под маломерным судном в статьях 11.7 - 11.13 настоящего Кодекса следует понимать самоходное судно валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн с главным двигателем мощностью менее 55 киловатт (75 лошадиных сил) или с подвесными моторами независимо от мощности, парусное несамоходное судно валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн, а также иное несамоходное судно (гребную лодку грузоподъемностью 100 и более килограммов, байдарку грузоподъемностью 150 и более килограммов и надувное судно грузоподъемностью 225 и более килограммов).
 
  Комментарий к статье 11.7
 
  1. См. п. 1 комментария к ст. 11.6.
  Согласно ст. 3 КТМ применительно к отношениям, регулируемым КТМ, установленные им правила распространяются на:
  - морские суда во время их плавания как по морским путям, так и по внутренним водным путям, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законом;
  - суда внутреннего плавания, а также суда смешанного (река - море) плавания во время их плавания по морским путям, а также по внутренним водным путям при осуществлении перевозок грузов, пассажиров и их багажа с заходом в иностранный морской порт, во время спасательной операции и при столкновении с морским судном.
  Правила, установленные КТМ, за исключением случаев, прямо в нем предусмотренных, не распространяются на:
  - военные корабли, военно-вспомогательные суда и другие суда, находящиеся в собственности государства или эксплуатируемые им и используемые только для правительственной некоммерческой службы;
  - некоммерческие грузы, находящиеся в собственности государства.
  В случаях, когда КТМ прямо предусмотрено, что установленные им правила распространяются на указанные суда и грузы, такие правила не должны использоваться в качестве оснований для изъятия, ареста и задержания таких судов и грузов.
  2. Согласно ст. 3 КВВТ под судовождением понимается деятельность, связанная с управлением судами, осуществляющими плавание по внутренним водным путям; под речным портом подразумевается комплекс сооружений, расположенных на земельном участке и акватории внутренних водных путей, обустроенных и оборудованных в целях обслуживания пассажиров и судов, погрузки, выгрузки, приема, хранения и выдачи грузов, взаимодействия с другими видами транспорта. Порт (причал), в котором хотя бы одно из юридических лиц или один из индивидуальных предпринимателей осуществляет в силу закона или на основании лицензии деятельность, связанную с перевозками внутренним водным транспортом, по обращению любого физического или юридического лица, является портом или причалом общего пользования.
  Причалом в соответствии с КВВТ является гидротехническое сооружение, имеющее устройства для безопасного подхода судов и предназначенное для безопасной стоянки судов, их загрузки, разгрузки и обслуживания, а также для посадки пассажиров на суда и высадки их с судов.
  Судоводитель маломерного судна, а также судоводитель - помощник механика судов речного флота относятся к профессиям начального профессионального образования, получение которых в форме экстерната не допускается. Перечень указанных профессий утвержден Постановлением Правительства РФ от 26 октября 2000 г. N 823.
  3. Согласно ст. 30 КВВТ управление судном, в том числе судовождение, возлагается на капитана судна, права и обязанности которого определены ст. 31 - 32 КВВТ.
  В соответствии с п. 8 ст. 41 КВВТ во время лоцманской проводки судна лоцман обязан немедленно сообщить в бассейновый орган государственного управления на внутреннем водном транспорте и государственную речную судоходную инспекцию бассейна о невыполнении капитаном судна, лоцманскую проводку которого он осуществляет, правил плавания судов и правил предотвращения загрязнения с судов сточными и нефтесодержащими водами внутренних водных путей.
  4. Применительно к отношениям, регулируемым КВВТ, основные требования к эксплуатации портов установлены ст. 56 КВВТ. Согласно п. 1, 2 ст. 57 КВВТ для регулирования деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в порту, а также деятельности, связанной с использованием находящихся в порту судов, бассейновые органы государственного управления на внутреннем водном транспорте в порядке, установленном Минтрансом России, могут утверждать обязательные постановления, касающиеся деятельности в порту.
  Обязательные постановления, касающиеся деятельности в порту, должны содержать:
  - описание установленных границ порта;
  - правила захода судов в порт и выхода их из порта;
  - правила плавания судов в пределах акватории порта и стоянки их в порту;
  - правила обеспечения безопасности и порядка в порту;
  - правила пользования технологической связью организаций внутреннего водного транспорта;
  - соответствующие законодательству РФ требования пожарной и экологической безопасности, санитарного, таможенного и пограничного контроля в порту.
  5. Судовождение является одной из функций управления морским судном, осуществляемого его капитаном.
  При осуществлении торгового мореплавания правила эксплуатации обусловлены содержанием обязательств сторон по договорам морской перевозки грузов, морской перевозки пассажиров, буксировки, а также по договорам страхования судна.
  6. Соблюдение правил, указанных в комментируемой статье, является обязанностью лицензиата при осуществлении лицензируемых видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте, Перечень которых определен п. 1 ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Нарушение лицензиатом указанных правил может повлечь за собой приостановление действия лицензии или ее аннулирование независимо от привлечения нарушителя к административной ответственности (см. п. 5 комментария к ст. 11.6).
  7. При осуществлении торгового мореплавания различаются морской торговый порт, морской рыбный порт, а также специализированный порт. Обеспечение безопасности судна, заходящего в порт, во время его нахождения в порту и при выходе из порта возлагается на капитана соответствующего порта.
  8. Рассматриваемое правонарушение выражается в противоправном действии (бездействии) судоводителя или иного лица, управляющего судном, не соблюдающего правила плавания, предусмотренные его должностными обязанностями.
  Для правонарушения, выразившегося в преднамеренной остановке или постановке на стоянку судна в запрещенных местах, характерны умышленные действия. В остальных случаях, предусмотренных комментируемой статьей, совершение проступка может быть обусловлено бездействием судоводителя, совершающего правонарушение по неосторожности.
  9. Нарушение правил плавания считается совершенным в момент неисполнения судоводителем или иным лицом, управляющим судном, указанных правил независимо от общественно опасных последствий деяния. Последние принимаются во внимание при отграничении данного административного правонарушения от преступления (ст. 263 УК).
  10. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
  В части административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 комментируемой статьи, совершенных на судах и объектах промыслового флота, дела о комментируемых административных правонарушениях рассматриваются должностными лицами Госкомрыболовства России и его территориальных органов, указанными в ч. 2 ст. 23.27 КоАП.
  Дела об административных правонарушениях, совершенных на морском транспорте, предусмотренных ч. 1 комментируемой статьи, рассматриваются должностными лицами Минтранса России и его территориальных органов, указанными в ч. 2 ст. 23.38 КоАП, с учетом процессуальных особенностей, установленных ч. 3 названной статьи.
  В части административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 комментируемой статьи, совершенных на внутреннем водном транспорте, дела о соответствующих проступках рассматриваются должностными лицами Минтранса России и его территориальных органов, указанными в ч. 2 ст. 23.39 КоАП (применительно к п. 10 ч. 2 ст. 23.39 КоАП следует иметь в виду, что устьевые порты относятся к портам внутреннего водного транспорта; о видах морских портов см. п. 7 комментария к ст. 11.7).
  Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 комментируемой статьи, рассматриваются должностными лицами МПР России, указанными в ч. 2 ст. 23.40 КоАП.
  Указанные должностные лица вправе передавать дела о комментируемых правонарушениях на рассмотрение судьям (см. п. 9 комментария к ст. 11.5).
 
  Статья 11.8. Нарушение правил эксплуатации судов, а также управление судном лицом, не имеющим права управления
 
  1. Управление судном (в том числе маломерным), не зарегистрированным в установленном порядке, либо не прошедшим технического осмотра (освидетельствования), либо не несущим бортовых номеров или обозначений, либо переоборудованным без соответствующего разрешения, а равно имеющим неисправности, с которыми запрещена его эксплуатация, или с нарушением норм пассажировместимости, ограничений по району и условиям плавания -
  влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.
  2. Управление судном лицом, не имеющим права управления этим судном, или передача управления судном лицу, не имеющему права управления, -
  влечет наложение административного штрафа в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 11.8
 
  1. См. п. 3 комментария к ст. 11.7.
  В соответствии со ст. 16 КВВТ судно подлежит государственной регистрации в Государственном судовом реестре Российской Федерации или судовой книге.
  Судно, которому временно предоставлено право плавания под Государственным флагом Российской Федерации, подлежит государственной регистрации в реестре арендованных иностранных судов (см. ст. 23 КВВТ).
  Под государственной регистрацией судна и прав на него понимается акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на судно в соответствии с гражданским законодательством. Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на судно. Наряду с государственной регистрацией прав на судно государственной регистрации подлежат ограничения (обременения) указанных прав, а также иные сделки с судном, подлежащие обязательной государственной регистрации в соответствии с законодательством РФ.
  Государственная регистрация судна является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке. За государственную регистрацию судов, в том числе строящихся на территории РФ, и прав на них, изменений, вносимых в Государственный судовой реестр РФ, и предоставление информации о зарегистрированных правах на суда взимается плата, размер, порядок взимания и использования которой устанавливаются Правительством РФ.
  Государственный судовой реестр РФ и реестр арендованных иностранных судов являются открытыми для любых заинтересованных в получении содержащейся в них информации лиц.
  Органы, осуществляющие государственную регистрацию судов и прав на них, бесплатно предоставляют информацию о зарегистрированных правах на суда по запросам:
  правоохранительных органов и судов (о находящихся в производстве делах);
  органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;
  налоговых органов, размещающихся на территории, находящейся под их юрисдикцией;
  государственных органов, осуществляющих контроль за использованием природных ресурсов;
  органов государственной статистики;
  иных определенных федеральными законами органов.
  Применительно к отношениям, регулируемым КВВТ, Правила государственной регистрации судов утверждены Приказом Минтранса России от 26 сентября 2001 г. N 144.
  2. Согласно ст. 17 КВВТ государственная регистрация самоходных судов внутреннего плавания с главными двигателями мощностью не менее чем 55 кВт и несамоходных судов вместимостью не менее чем 80 т, а также любых пассажирских и наливных судов в Государственном судовом реестре Российской Федерации осуществляется государственными речными судоходными инспекциями бассейнов.
  Указанные в п. 1 ст. 17 КВВТ органы осуществляют также государственную регистрацию в Государственном судовом реестре РФ спортивных парусных и прогулочных парусных судов независимо от наличия и мощности главных двигателей и вместимости таких судов, других спортивных и прогулочных судов независимо от количества пассажиров на них, в том числе спортивных и прогулочных самоходных судов с главными двигателями мощностью не менее чем 55 кВт, спортивных и прогулочных несамоходных судов вместимостью не менее чем 80 т.
  Суда смешанного (река - море) плавания, осуществляющие судоходство, связанное с выходом на морские пути, регистрируются в Государственном судовом реестре РФ капитанами речных портов, расположенных в устьях рек, либо капитанами морских торговых портов.
  Порядок государственной регистрации судов в Государственном судовом реестре РФ, а также основания определения сроков осуществления государственной регистрации прав на судно и сделок с ним определены соответственно ст. 19 и 20 КВВТ.
  3. Согласно ст. 13 КВВТ каждое судно, подлежащее государственной регистрации в Государственном судовом реестре РФ или судовой книге, должно иметь свое название или номер. Название судну присваивается его собственником в порядке, установленном Минтрансом России.
  Орган, осуществляющий государственную регистрацию судна, присваивает ему идентификационный номер.
  Название судна наносится на оба борта носовой части, переднюю стенку надстройки или крылья ходового мостика и на корму судна. Присвоенный судну при его государственной регистрации идентификационный номер наносится выше названия судна.
  4. В соответствии со ст. 22 КВВТ лицо, использующее незарегистрированное судно либо зарегистрировавшее его в одном из реестров судов с нарушением установленного порядка или нарушившее обязанность информировать об изменении сведений, вносимых в Государственный судовой реестр Российской Федерации и реестр арендованных иностранных судов, несет административную ответственность, предусмотренную ч. 1 комментируемой статьи.
  5. Согласно ст. 33 - 37 КТМ судно подлежит регистрации в одном из реестров судов Российской Федерации:
  - Государственном судовом реестре;
  - судовой книге;
  - бербоут-чартерном реестре.
  Регистрация судна в Государственном судовом реестре или судовой книге является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке.
  Правила регистрации судов и прав на них в морских торговых портах утверждаются Минтрансом России, правила регистрации судов и прав на них в морских рыбных портах - Госкомрыболовством России.
  В Государственном судовом реестре регистрируются суда, технический надзор за которыми осуществляется органами технического надзора и классификации судов.
  В судовых книгах регистрируются суда, технический надзор за которыми осуществляется другими органами.
  В Государственном судовом реестре и судовых книгах не регистрируются шлюпки и иные плавучие средства, которые являются принадлежностями судна.
  6. В бербоут-чартерном реестре регистрируются суда, которым временно предоставлено право плавания под Государственным флагом РФ.
  Решение о предоставлении права плавания под Государственным флагом РФ судну, зарегистрированному в реестре судов иностранного государства, за исключением рыбопромыслового судна, принимается Минтрансом России, рыбопромысловому судну - Госкомрыболовством России.
  Право плавания под Государственным флагом РФ может быть предоставлено судну на срок, не превышающий двух лет, с правом последующего продления его через каждые два года, но не свыше срока действия бербоут-чартера. Для целей смены флага срок действия бербоут-чартера не может быть менее одного года.
  7. Регистрация судов, находящихся в собственности Российской Федерации, собственности субъектов Федерации или эксплуатируемых ими и используемых только для правительственной некоммерческой службы, за исключением военных кораблей, военно-вспомогательных судов и пограничных кораблей, осуществляется в Государственном судовом реестре или судовой книге в соответствии с правилами, установленными КТМ.
  8. Регистрация пассажирских, грузопассажирских, нефтеналивных, буксирных судов, а также других самоходных судов с главными двигателями мощностью не менее чем 55 кВт и несамоходных судов вместимостью не менее чем 80 т, за исключением используемых в некоммерческих целях спортивных и прогулочных судов, осуществляется капитаном морского торгового порта, за исключением судов рыбопромыслового флота, регистрация которых осуществляется капитаном морского рыбного порта.
  Регистрация спортивных и прогулочных судов осуществляется органами технического надзора за такими судами.
  9. Судно может быть зарегистрировано только в одном из реестров судов. Судно, зарегистрированное в реестре судов иностранного государства, может быть зарегистрировано в Государственном судовом реестре или судовой книге после исключения из реестра судов иностранного государства и представления свидетельства, удостоверяющего, что судно исключено из такого реестра. Регистрация судна, зарегистрированного в Государственном судовом реестре или судовой книге, в реестре судов иностранного государства, не признается, если судно не исключено в установленном порядке из Государственного судового реестра или судовой книги.
  В бербоут-чартерном реестре судно, зарегистрированное в реестре судов иностранного государства, подлежит регистрации в течение месяца со дня принятия решения о временном предоставлении такому судну права плавания под Государственным флагом РФ.
  10. На капитана судна возлагается управление судном, в том числе судовождение, принятие мер по обеспечению безопасности плавания судна, защите окружающей природной среды, поддержанию порядка на судне, предотвращению нанесения вреда судну, а также находящимся на нем людям и грузу.
  О правовых последствиях нарушения лицензиатом правил эксплуатации судов внутреннего водного транспорта, судов морского транспорта, определенных комментируемой статьей, см. п. 5 комментария к ст. 11.6.
  11. С объективной стороны рассматриваемое правонарушение выражается в неисполнении должностным лицом правил по эксплуатации судов, соблюдение которых предусмотрено его служебными обязанностями. Гражданин, неправомерно управляющий судном, в том числе маломерным, подлежит административной ответственности в соответствии с комментируемой статьей наряду с должностным лицом, передавшим ему, нарушая при этом служебные обязанности, право управления судном.
  12. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
  В части административных правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, совершенных на судах промыслового флота, рассмотрение дел об указанных проступках осуществляется должностными лицами Госкомрыболовства России и его территориальных органов, указанными в ч. 2 ст. 23.27 КоАП.
  Применительно к административным правонарушениям, совершенным на судах морского транспорта, дела о комментируемых правонарушениях рассматриваются должностными лицами Минтранса России и его территориальных органов, указанными в ч. 2 ст. 23.38 КоАП, с учетом процессуальных особенностей, установленных ч. 3 названной статьи.
  В части административных правонарушений, совершенных на судах внутреннего водного транспорта, дела о комментируемых правонарушениях рассматриваются должностными лицами Минтранса России и его территориальных органов, указанными в ч. 2 ст. 23.39 КоАП (применительно к п. 10 ч. 2 ст. 23.39 КоАП следует иметь в виду, что устьевые порты относятся к портам внутреннего водного транспорта; о видах морских портов см. п. 7 комментария к ст. 11.7).
  Дела о комментируемых правонарушениях, совершенных на маломерных судах, рассматриваются должностными лицами МПР России, указанными в ч. 2 ст. 23.40 КоАП (понятие маломерного судна установлено примечанием к ст. 11.7 КоАП).
 
  Статья 11.9. Управление судном судоводителем или иным лицом, находящимися в состоянии опьянения
 
  1. Управление судном (в том числе маломерным) судоводителем или иным лицом, находящимися в состоянии опьянения, а равно передача управления судном лицу, находящемуся в состоянии опьянения, -
  влечет наложение административного штрафа в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда или лишение права управления судном на срок от одного года до двух лет.
  2. Уклонение судоводителя или иного лица, управляющего судном, от прохождения в соответствии с установленным порядком медицинского освидетельствования на состояние опьянения -
  влечет наложение административного штрафа в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда или лишение права управления судном на срок от одного года до двух лет.
 
  Комментарий к статье 11.9
 
  1. См. п. 2, 3, 5 комментария к ст. 11.7.
  По смыслу данной статьи опьянение может быть обусловлено употреблением спиртных напитков, наркотических средств или психотропных веществ (об установленных законодательством дефинициях "спиртные напитки", "наркотические средства", "психотропные вещества" см. соответственно п. 2 комментария к ст. 6.10, п. 1 комментария к ст. 6.8).
  2. Совершение правонарушения в состоянии опьянения относится к обстоятельствам, отягчающим административную ответственность (см. комментарий к ст. 4.3).
  Состояние опьянения должно быть подтверждено медицинским экспертным заключением.
  3. При квалификации данного правонарушения необходимо установить факт осведомленности лица, передающего управление судном, о состоянии опьянения судоводителя.
  Критерии, при наличии которых имеются достаточные основания полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения и подлежит направлению на медицинское освидетельствование, утверждены Приказом Минздрава России от 14 июля 2003 г. N 308 (зарегистрирован в Минюсте России 21 июля 2003 г. N 308). К указанным критериям относятся:
  - запах алкоголя изо рта;
  - неустойчивость позы;
  - нарушение речи;
  - выраженное дрожание пальцев рук;
  - резкое изменение окраски кожных покровов лица;
  - поведение, не соответствующее обстановке (см. приложение N 6 к указанному Приказу Минздрава России).
  Уклонение судоводителя или иного лица, управляющего судном, от прохождения освидетельствования на состояние опьянения выражается в пассивной форме - в бездействии нарушителя, не исполняющего требование должностного лица, либо в активном противодействии нарушителя, оспаривающего данное требование. См. также п. 3 комментария к ст. 12.8.
  О правовых последствиях совершения лицензиатом рассматриваемых административных правонарушений см. п. 5 комментария к ст. 11.6.
  4. Рассматриваемый проступок квалифицируется в момент установления факта правонарушения.
  Причиненный имущественный ущерб подлежит возмещению нарушителем в полном объеме независимо от его привлечения к административной ответственности (см. комментарий к ст. 4.7).
  5. О должностных лицах, рассматривающих дела о комментируемых административных правонарушениях, см. п. 12 комментария к ст. 11.8. Кроме указанных должностных лиц дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, также рассматриваются:
  - начальниками территориальных управлений (отделов) внутренних дел и приравненных к ним ОВД, их заместителями - в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 23.3 КоАП;
  - начальниками линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте, их заместителями - согласно п. 2 ч. 2 ст. 23.3 КоАП;
  - начальниками дежурных смен дежурных частей линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте, начальниками линейных пунктов милиции - в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 23.3 КоАП, с учетом процессуальных особенностей, установленных ч. 3 ст. 23.3 КоАП.
  Указанные должностные лица вправе передавать дела о соответствующих правонарушениях на рассмотрение судьям (см. п. 9 комментария к ст. 11.5).
 
  Статья 11.10. Нарушение правил обеспечения безопасности пассажиров на судах водного транспорта, а также на маломерных судах
 
  Нарушение правил обеспечения безопасности пассажиров при посадке на суда, в пути следования и при их высадке с судов водного транспорта либо с маломерных судов -
  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 11.10
 
  1. См. п. 5 комментария к ст. 11.6.
  Согласно ст. 30 КВВТ принятие мер по обеспечению безопасности плавания судна возлагается на капитана судна. Применительно к отношениям, регулируемым КВВТ, права и обязанности капитана судна по поддержанию порядка на судне определены ст. 31 КВВТ.
  2. В соответствии со ст. 38 КВВТ надзор за обеспечением безопасности судоходства и порядка в порту, в том числе надзор за соблюдением международных договоров РФ, федеральных законов и правил о торговом мореплавании в порту, открытом для захода иностранных судов, а также в порту, расположенном в устье реки, осуществляется капитаном порта в соответствии с положением о капитане речного порта, утвержденным Минтрансом России.
  Перечень портов, в которых капитаны портов осуществляют надзор за обеспечением безопасности судоходства и порядка в портах, устанавливается Минтрансом России.
  Капитан порта является должностным лицом бассейнового органа государственного управления на внутреннем водном транспорте. Распоряжения капитана порта по относящимся к его компетенции вопросам обязательны для находящихся в порту судов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан.
  Капитан порта осуществляет контроль за судами в целях обеспечения безопасности судоходства, полномочия на организацию и регулирование деятельности в порту в порядке, установленном Минтрансом России.
  По требованию капитана порта капитаны находящихся в порту судов, владельцы иных плавучих объектов, а также юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в порту, обязаны участвовать в спасании людей и судов, терпящих бедствие в порту.
  Обеспечение безопасности судоходства и работы в акватории порта, осуществление мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществление работ по спасанию судов в пределах акватории порта и ликвидации пожаров на судах отнесены согласно п. 2 ст. 54 КВВТ к ведению портовых властей.
  3. Данное правонарушение считается завершенным в момент нарушения указанных правил безопасности. В зависимости от общественно опасных последствий данное деяние может содержать признаки преступления (ст. 263 УК).
  4. Субъектами рассматриваемого административного проступка являются граждане и должностные лица. К последним относятся лица командного состава судна, судовладелец, капитан морского порта и др.
  Физическое лицо при заключении им договора морской перевозки, удостоверенного перевозочными документами, наделяется правомочиями пассажира.
  5. В соответствии с Положением о лицензировании перевозок внутренним водным транспортом пассажиров, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27 мая 2002 г. N 345, наличие должностного лица, ответственного за перевозки пассажиров, отвечающего квалификационным требованиям, установленным подп. "з" п. 4 указанного Положения, а также наличие должностного лица, ответственного за безопасную эксплуатацию судов, аттестованного на право занятия этой должности (см. подп. "и" п. 4 Положения), относится к лицензионным требованиям и условиям. О лицензируемых видах деятельности на внутреннем водном транспорте и о правовых последствиях совершения лицензиатом комментируемых административных правонарушений см. п. 5 комментария к ст. 11.6.
  6. О должностных лицах, рассматривающих дела о данных административных правонарушениях, см. п. 12 комментария к ст. 11.8; однако по смыслу комментируемой статьи административно-юрисдикционную деятельность вправе осуществлять только должностные лица органов внутреннего водного транспорта, указанные в ч. 2 ст. 23.39 КоАП, а также должностные лица органов госинспекции по маломерным судам, указанные в ч. 2 ст. 23.40 КоАП.
 
  Статья 11.11. Нарушение правил погрузки и разгрузки судов
 
  Нарушение судоводителем правил погрузки и разгрузки судов, в том числе маломерных, -
  влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда или лишение права управления судном на срок до одного года.
 
  Комментарий к статье 11.11
 
  1. Под судами по смыслу данной статьи подразумеваются суда морского транспорта, а также суда внутреннего водного транспорта и маломерные суда.
  Квалифицирующие признаки маломерного судна определены примечанием к ст. 11.7 КоАП.
  2. О лицензируемых видах деятельности на внутреннем водном и морском транспорте см. п. 5 комментария к ст. 11.6.
  Нарушение лицензиатом правил погрузки, разгрузки судов рассматривается как несоблюдение им требований и условий лицензирования, а также квалифицируется в качестве определенного в комментируемой статье КоАП административного правонарушения. При этом к лицензиату могут быть применены санкции в виде приостановления действия лицензии или ее аннулирования, предусмотренные ст. 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", независимо от применения административной ответственности, меры которой определены комментируемой статьей (см. также комментарий к ст. 14.1).
  3. Правила перевозки грузов на внутреннем водном транспорте применительно к договору перевозки груза определены гл. XI КВВТ.
  Правила перевозки грузов на внутреннем водном транспорте в прямом смешанном сообщении установлены гл. XIV КВВТ. Согласно ст. 104 КВВТ перевозки грузов могут осуществляться в прямом смешанном сообщении посредством взаимодействия внутреннего водного транспорта с железнодорожным, морским, воздушным, автомобильным транспортом.
  Перевозки грузов в прямом смешанном сообщении осуществляются на основании единого транспортного документа (транспортной накладной), составленного на весь путь следования грузов.
  Порядок организации перевозок грузов в прямом смешанном сообщении определяется заключенными в соответствии с законодательством Российской Федерации соглашениями между организациями транспорта соответствующих видов, а также в соответствии с положениями, установленными гл. XIV КВВТ.
  Правила перевозок грузов в прямом смешанном сообщении разрабатываются и утверждаются совместно Минтрансом России и федеральными органами исполнительной власти в области транспорта соответствующих видов с последующей регистрацией таких правил в Минюсте России.
  В части, не предусмотренной КВВТ, применяются нормы, установленные кодексами, уставами, правилами, регулирующими перевозки грузов на транспорте соответствующего вида.
  В соответствии со ст. 109 КВВТ общий срок доставки грузов в прямом смешанном сообщении определяется исходя из совокупности сроков доставки их внутренним водным транспортом и транспортом других видов и рассчитывается на основании правил исчисления сроков доставки грузов, действующих на транспорте соответствующих видов.
  В случае нарушения общего срока доставки грузов в прямом смешанном сообщении имущественную ответственность за просрочку доставки грузов несет сторона, по вине которой допущена такая просрочка.
  Сроки начала приема грузов внутренним водным транспортом от транспорта других видов в портах перевалки грузов при открытии навигации и сроки окончания приема грузов перед закрытием навигации сообщаются в организации транспорта смежного вида в соответствии с правилами перевозок грузов в прямом смешанном сообщении.
  4. Применительно к отношениям, возникающим из торгового мореплавания, правила выгрузки и выдачи груза, доставляемого по договору морской перевозки груза, определены гл. VIII КТМ; при перевозке груза по чартеру место погрузки судна установлено ст. 127 КТМ; статус палубного груза, а также требования, предъявляемые к упаковке и маркировке груза, определены соответственно ст. 138 и 139 КТМ.
  5. О должностных лицах, рассматривающих дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, см. п. 12 комментария к ст. 11.8. Указанные должностные лица вправе передавать дела о соответствующих правонарушениях на рассмотрение судьям (см. абз. 2 п. 9 комментария к ст. 11.5).
 
  Статья 11.12. Нарушение правил пользования базами (сооружениями) для стоянок маломерных судов
 
  Эксплуатация баз (сооружений) для стоянок маломерных судов без разрешения органов государственной инспекции по маломерным судам либо нарушение норм базирования маломерных судов, условий и технических требований безопасной эксплуатации баз (сооружений), а равно содержание на указанных базах (сооружениях) не зарегистрированных в установленном порядке маломерных судов -
  влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за эксплуатацию баз (сооружений) для стоянок маломерных судов, в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 11.12
 
  1. Государственная инспекция по маломерным судам МПР России осуществляет аттестацию граждан на право управления судами, ей поднадзорными, и выдает судоводителям удостоверения на право управления маломерным судном.
  Эксплуатация баз (сооружений) для стоянки маломерных судов должна быть санкционирована указанной государственной инспекцией. Соответствие условий и технических требований для безопасной эксплуатации баз (сооружений), предназначенных для стоянки маломерных судов, нормативам, установленным МПР России, достигается при проведении технического надзора за базами (сооружениями) для стоянок маломерных судов. Учет баз ведется в соответствующих подразделениях территориальных государственных инспекций. Ежегодные технические освидетельствования баз проводятся, как правило, до начала навигации с целью проверки их готовности к эксплуатации и обеспечению безопасности стоянок маломерных судов. Конкретные сроки проведения технического освидетельствования устанавливаются подразделениями территориальных государственных инспекций по согласованию с владельцами баз.
  При техническом освидетельствовании проверяются законность образования баз, техническая документация, техническое состояние береговых и плавучих сооружений, хранилища горючих и смазочных материалов, укомплектованность противопожарным оборудованием, аварийно-спасательным имуществом и техническими средствами, предотвращающими загрязнение окружающей среды, организация выпускного режима, обеспечение безопасной стоянки судов и соответствие количества судов установленным нормам базирования.
  Результаты технического освидетельствования базы оформляются актом, один экземпляр которого передается владельцу базы. Решение о запрещении пользования базой выносится начальником территориальной государственной инспекции или его заместителем на основании составленного акта.
  Порядок проведения технического надзора за базами (сооружениями) для стоянок маломерных судов установлен Правилами технического надзора за судами, базами (сооружениями) для их стоянок, пляжами и другими местами массового отдыха населения на водоемах, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Российской Федерации, утвержденными Приказом Минприроды России от 12 сентября 1995 г. N 359.
  2. О порядке регистрации маломерных судов см. п. 2 комментария к ст. 11.8. Согласно п. 1 ст. 130 ГК подлежащие государственной регистрации суда внутреннего водного транспорта относятся к недвижимым вещам.
  3. Факт совершения рассматриваемого административного правонарушения устанавливается в момент неисполнения должностным лицом правил пользования базами (сооружениями) для стоянок маломерных судов либо в момент уклонения от их исполнения независимо от общественно опасных последствий деяния.
  4. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
  Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются должностными лицами МПР России и его территориальных органов, указанными в ч. 2 ст. 23.40 КоАП.
 

<< Пред.           стр. 25 (из 76)           След. >>

Список литературы по разделу