<< Пред.           стр. 28 (из 76)           След. >>

Список литературы по разделу

  В случае осуществления международных автомобильных перевозок опасных грузов по территории РФ перевозчик обязан выполнять требования международного договора РФ о перевозках опасных грузов, а также требования правил перевозок опасных грузов, утвержденных в порядке, установленном Правительством РФ.
  О понятии специального разрешения см. п. 3 комментария к ст. 11.25.
  5. Рассматриваемое правонарушение может быть выявлено при осуществлении Ространсинспекцией контрольных функций согласно Постановлению Правительства РФ от 31 октября 1998 г. N 1272 "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок" (в ред. Постановления Правительства РФ от 2 февраля 2000 г. N 100).
  В случае обнаружения на контрольных пунктах превышения максимального веса или нагрузки на ось транспортного средства либо превышения его габарита относительно норм, установленных на территории РФ, водитель указанного транспортного средства обязан принять меры для устранения нарушения или получения специального разрешения Минтранса России. Дальнейшее движение (продолжение поездки) транспортного средства допускается после устранения нарушения или получения специального разрешения.
  6. Субъектами данного административного проступка являются водители, осуществляющие международные автомобильные перевозки указанных грузов.
  7. См. п. 4 комментария к ст. 11.25, п. 4 комментария к ст. 11.27.
  8. О должностных лицах органов, рассматривающих дела о комментируемых административных правонарушениях, см. п. 7 комментария к ст. 11.25.
 
  Статья 11.29. Осуществление международных автомобильных перевозок без разрешений
 
  Осуществление водителями транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, международных автомобильных перевозок без разрешений, если такие разрешения обязательны, -
  влечет наложение административного штрафа в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 11.29
 
  1. О статусе международной автомобильной перевозки см. п. 1, 6 комментария к ст. 11.23.
  2. Согласно Федеральному закону от 24 июля 1998 г. N 127-ФЗ "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения" под разрешением понимается документ, предоставляющий право на проезд транспортного средства по территории иностранного государства. Разрешение может быть разовым, многократным, специальным, многосторонним.
  Российское разрешение - разовое или многократное в течение определенного времени разрешение на проезд конкретного транспортного средства, принадлежащего иностранному перевозчику, по территории РФ.
  Иностранное разрешение - разовое или многократное в течение определенного времени разрешение на проезд конкретного транспортного средства, принадлежащего российскому перевозчику, по территории иностранного государства.
  Многостороннее разрешение - разрешение, действующее в течение определенного времени, на неограниченное число проездов любого транспортного средства, принадлежащего владельцу такого разрешения, по территории любого государства, являющегося членом Европейской конференции министров транспорта.
  Международные автомобильные перевозки иностранными перевозчиками по территории РФ осуществляются в соответствии с российскими разрешениями и многосторонними разрешениями. Порядок выдачи российских разрешений иностранным перевозчикам, а также иностранных разрешений и многосторонних разрешений российским перевозчикам определяется Правительством РФ, если иное не предусмотрено международными договорами РФ в области международного автомобильного сообщения. Указанными международными договорами РФ на условиях взаимности может предусматриваться осуществление международных автомобильных перевозок без разрешений.
  Международные автомобильные перевозки транспортным средством, принадлежащим иностранному перевозчику, грузов или пассажиров с территории РФ на территорию третьего государства либо с территории третьего государства на территорию РФ осуществляются в соответствии со специальными разрешениями.
  Запрещаются перевозки грузов и пассажиров транспортными средствами, принадлежащими иностранным перевозчикам, в том числе временно ввезенными ими на территорию РФ, между пунктами, расположенными на территории РФ.
  3. Осуществление международных автомобильных перевозок крупногабаритных и опасных грузов осуществляется в соответствии со специальными разрешениями, которые выдаются в порядке, установленном Минтрансом России (о статусе указанных разрешений см. п. 3 комментария к ст. 11.25). Разрешения и другие документы, которые в соответствии с международными договорами РФ в области международного автомобильного сообщения требуются для осуществления международных автомобильных перевозок, должны находиться у водителей транспортных средств и предъявляться водителями транспортных средств по требованиям контролирующих органов. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31 октября 1998 г. N 1272 "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок" (в ред. Постановления Правительства РФ от 2 февраля 2000 г. N 100) указанные контрольные полномочия возложены на должностных лиц Ространсинспекции Минтранса России.
  4. См. п. 4 комментария к ст. 11.27.
  5. Субъектами данного административного правонарушения являются водители транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам.
  6. О должностных лицах органов, рассматривающих дела о комментируемых административных правонарушениях, см. п. 7 комментария к ст. 11.25.
 
 Глава 12. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ
 В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
 
  Статья 12.1. Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке
 
  Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке или не прошедшим государственного технического осмотра, -
  влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере одной второй минимального размера оплаты труда.
  Примечание. Под транспортным средством в настоящей статье следует понимать автомототранспортное средство с рабочим объемом двигателя более 50 кубических сантиметров и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, а также прицепы к нему, подлежащие государственной регистрации, а в других статьях настоящей главы также трактора, другие самоходные дорожно-строительные и иные машины, трамваи, троллейбусы.
  Порядок и сроки прохождения государственного технического осмотра устанавливаются Правительством Российской Федерации. При этом запрещается проводить инструментальную проверку в организации независимо от формы собственности, повторно проводить технический осмотр транспортного средства, прошедшего его в установленном порядке, а также требовать у водителя, собственника или иного законного владельца транспортного средства предъявления или приобретения экологических талонов, диагностических карт, технических карт либо иных документов, не предусмотренных федеральным законом.
 
  Комментарий к статье 12.1
 
  1. В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 г. N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" (в ред. Постановления Правительства РФ от 21 февраля 2002 г. N 126) государственной регистрации на территории Российской Федерации подлежат автомототранспортные средства, трактора, самоходные дорожно-строительные и иные машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см и прицепы к ним, принадлежащие юридическим и физическим лицам.
  О государственных органах, уполномоченных осуществлять регистрацию указанных транспортных средств, и о порядке ее проведения см. п. 2 комментария к ст. 19.22.
  2. Согласно п. 3 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России, утвержденных Приказом МВД России от 27 января 2003 г. N 59 (зарегистрирован в Минюсте России 7 марта 2003 г. N 4551), собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в течение срока действия регистрационного знака "ТРАНЗИТ" или в течение пяти суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с регистрационного учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
  Собственники или владельцы транспортных средств обязаны снять их с регистрационного учета в случае изменения места регистрации собственника, утилизации (списания) транспортных средств, перед заключением договоров о прекращении права собственности на транспортные средства либо при прекращении права собственности на транспортные средства в ином предусмотренном законодательством РФ порядке.
  Изменение регистрационных данных осуществляется при изменении сведений, указанных в регистрационных документах, выдаваемых регистрационными подразделениями, или при возникновении необходимости внесения в указанные документы дополнительных сведений.
  К регистрационным документам относятся свидетельства о регистрации транспортных средств или технические паспорта (технические талоны) транспортных средств, если не произведена их замена в порядке, установленном нормативными правовыми актами МВД России.
  3. Согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" находящиеся в эксплуатации на территории РФ и зарегистрированные в установленном порядке транспортные средства подлежат обязательному государственному техническому осмотру.
  В соответствии с п. 11 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 (в ред. Постановления Правительства РФ от 25 сентября 2003 г. N 595), запрещается эксплуатация транспортных средств, не прошедших в установленном Правительством РФ порядке государственный технический осмотр. Без прохождения государственного технического осмотра эксплуатация транспортного средства после регистрации в Госавтоинспекции или иных органах, определяемых Правительством РФ, допускается в течение 30 суток. В случае возникновения непредвиденных обстоятельств (болезнь, командировка и др.) этот срок продлевается при условии предъявления документов, подтверждающих указанные обстоятельства.
  В соответствии с п. 4, 5 Положения о проведении государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31 июля 1998 г. N 880, государственному техническому осмотру подлежат:
  а) легковые автомобили, используемые для перевозки пассажиров на коммерческой основе, автобусы и грузовые автомобили, оборудованные для систематической перевозки людей, с числом мест для сидения более восьми (кроме места водителя), специальные, специализированные транспортные средства и прицепы к ним для перевозки крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов - каждые шесть месяцев;
  б) транспортные средства, с года выпуска которых прошло не более пяти лет, включая год выпуска (за исключением транспортных средств, указанных в подп. "а"), - каждые 24 месяца;
  в) транспортные средства, с года выпуска которых прошло более пяти лет, включая год выпуска, а также транспортные средства, год выпуска которых не установлен (за исключением транспортных средств, указанных в подп. "а"), - каждые 12 месяцев.
  Указанные сроки исчисляются с даты проведения первого государственного технического осмотра.
  Лица, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся транспортными средствами на праве собственности или ином законном основании, обязаны представлять транспортные средства на первый государственный технический осмотр в течение 30 суток после его государственной регистрации в Госавтоинспекции, а впоследствии - в конкретные год и месяц, которые устанавливаются Госавтоинспекцией в соответствии с периодичностью и с учетом местных особенностей (климатических условий, структуры парка транспортных средств, наличия подготовленного персонала, производственно-технической базы и др.).
  В случае возникновения непредвиденных обстоятельств (болезнь, командировка и др.) срок представления транспортного средства на первый государственный технический осмотр продлевается при условии предъявления документов, подтверждающих указанные обстоятельства.
  Исчерпывающий перечень документов, представляемых в Госавтоинспекцию при проведении государственного технического осмотра, определен п. 6 вышеуказанного Положения.
  Порядок установления размеров платы за проведение государственного технического осмотра транспортных средств установлен Приказом МВД России (N 708), Минфина России (N 61н), Минтранса России (N 126) от 3 августа 2001 г.
  Положение о проведении конкурса среди юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на участие в проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре утверждено Постановлением Правительства РФ от 31 июля 1998 г. N 880.
  4. Правовой статус Госавтоинспекции, предусматривающий наделение этого органа регистрационными полномочиями, определен Указом Президента РФ от 15 июня 1998 г. N 711 "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения" (в ред. Указа Президента РФ от 2 июля 2002 г. N 679). Регистрационным полномочиям Госавтоинспекции свойственны следующие особенности:
  1) государственная регистрация транспортных объектов представляет собой разновидность ведомственной регистрации, объектами которой являются движимые вещи. В соответствии с п. 2 ст. 130 ГК регистрация прав на движимые вещи не осуществляется, если иное не определено федеральным законом (см. также п. 2 ст. 3 ГК). Обязательная регистрация транспортных средств предусмотрена Федеральным законом "О безопасности дорожного движения";
  2) ведомственные регистрационные полномочия Госавтоинспекции следует различать с государственной регистрацией, осуществляемой органами юстиции и другими органами исполнительной власти на основе федеральных законов; например, регистрация объектов недвижимости производится органами юстиции в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (см. также п. 6 ст. 131 ГК).
  5. Субъектами данного административного правонарушения являются водители - лица, управляющие транспортными средствами, указанными в примечании к рассматриваемой статье. Согласно п. 1.2 Правил дорожного движения к водителю приравнивается обучающий вождению.
  6. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
  Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются:
  а) начальником Госавтоинспекции, его заместителем, командиром полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместителем - в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 23.3 КоАП;
  б) сотрудниками Госавтоинспекции, имеющими специальное звание, - согласно п. 6 ч. 2 ст. 23.3 КоАП;
  в) старшими участковыми инспекторами, участковыми инспекторами - в соответствии с п. 9 ч. 2 ст. 23.3 КоАП.
  Указанные должностные лица вправе передавать рассмотрение дел о правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав (см. ч. 2 ст. 23.2 КоАП).
  7. В случае совершения административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, административный штраф взимается вышеуказанными должностными лицами на месте совершения административного правонарушения в соответствии с ч. 1 ст. 28.6, ст. 32.2 КоАП; постановление о наложении административного штрафа оформляется в порядке, установленном ст. 32.3 КоАП.
 
  Статья 12.2. Управление транспортным средством с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков
 
  1. Управление зарегистрированным транспортным средством с нечитаемыми, нестандартными или установленными с нарушением требований государственного стандарта государственными регистрационными знаками -
  влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере одной второй минимального размера оплаты труда.
  2. Управление транспортным средством без государственных регистрационных знаков -
  влечет наложение административного штрафа в размере одной второй минимального размера оплаты труда.
  3. Установка на транспортном средстве заведомо подложных государственных регистрационных знаков, а равно управление транспортным средством с заведомо подложными государственными регистрационными знаками -
  влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.
  Примечание. Государственный регистрационный знак признается нестандартным или нечитаемым при несоответствии его требованиям государственного стандарта.
 
  Комментарий к статье 12.2
 
  1. К транспортным средствам по смыслу данной статьи относятся автомототранспортные средства, соответствующие техническим параметрам, определенным примечанием к ст. 12.1 КоАП, прицепы к ним, подлежащие государственной регистрации, а также трактора, другие самоходные дорожно-строительные и иные машины, трамваи, троллейбусы.
  О порядке регистрации транспортных средств см. п. 1 комментария к ст. 12.1.
  2. В соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения на механических транспортных средствах (кроме трамваев и троллейбусов) и прицепах должны быть установлены на предусмотренных для этого местах регистрационные знаки соответствующего образца, а на автомобилях, кроме того, размещаются в правом нижнем углу ветрового стекла талон о прохождении государственного технического осмотра и в установленных случаях лицензионная карточка.
  Цифры и буквы регистрационных знаков должны быть повторены на задней стенке кузовов грузовых автомобилей, прицепов (кроме прицепов к легковым автомобилям и мотоциклам) и автобусов (кроме особо малых). Высота цифр - не менее 300 мм, ширина - не менее 120 мм, толщина штриха - 30 мм, размер букв - 2/3 от размера цифр.
  На трамваях и троллейбусах устанавливаются регистрационные номера, присваиваемые соответствующими ведомствами.
  3. Перечень цифровых кодов регионов Российской Федерации, применяемых на государственных регистрационных знаках транспортных средств и другой специальной продукции, необходимой для допуска транспортных средств и их водителей к участию в дорожном движении, а также Перечень цифровых кодов, применяемых на регистрационных знаках для обозначения транспортных средств сотрудников дипломатических представительств, консульских учреждений, международных (межгосударственных) организаций, аккредитованных при Министерстве иностранных дел Российской Федерации, утверждены Приказом МВД России от 28 марта 2002 г. N 282 "О государственных регистрационных знаках транспортных средств" (в ред. Приказа МВД России от 20 ноября 2002 г. N 1135). Пунктом 4.2 данного Приказа предусмотрено ориентировать сотрудников Госавтоинспекции на выявление фактов эксплуатации транспортных средств с нестандартными или нечитаемыми регистрационными знаками, а также с регистрационными знаками, установленными с нарушением требований Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090.
  4. Порядок выдачи и учета особых государственных регистрационных знаков определен Инструкцией, утвержденной Приказом МВД России от 10 марта 2000 г. N 258 (зарегистрирован в Минюсте России 23 марта 2000 г. N 2164). Согласно указанной Инструкции под особыми государственными регистрационными знаками понимаются государственные регистрационные знаки типа 1, соответствующие требованиям ГОСТ Р 50577 "Знаки государственные регистрационные транспортных средств. Типы и основные размеры. Технические требования", на которых вместо цифрового кода региона регистрации и надписи "RUS" размещено изображение Государственного флага Российской Федерации.
  Согласно п. 7.15 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (в ред. Постановления Правительства РФ от 21 февраля 2002 г. N 127; см. п. 1 комментария к ст. 12.5), наличие на транспортном средстве государственного регистрационного знака, не отвечающего ГОСТ Р 50577-93, или нарушение способа его установки, определенного указанным ГОСТом, несовместимо с эксплуатацией транспортного средства.
  Особые государственные регистрационные знаки могут выдаваться члену Совета Федерации или депутату Государственной Думы Федерального Собрания РФ для оборудования личного (находящегося в собственности) легкового автомобиля (вместо служебного), используемого им для осуществления своих полномочий.
  В соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации эксплуатация транспортных средств без укрепленных на установленных местах регистрационных знаков, имеющих скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или регистрационные знаки, запрещается.
  Настоящей статьей предусмотрена административная ответственность за следующие противоправные действия:
  - управление зарегистрированным транспортным средством с регистрационными знаками, не соответствующими требованиям государственного стандарта или установленными с нарушением указанных требований;
  - управление незарегистрированным транспортным средством без государственных регистрационных знаков, за исключением транспортного средства, указанного в примечании к ст. 12.1 КоАП;
  - управление зарегистрированным транспортным средством без государственных регистрационных знаков;
  - установка на транспортном средстве заведомо подложных государственных регистрационных знаков;
  - управление транспортным средством с заведомо подложными государственными регистрационными знаками.
  Подделка или уничтожение идентификационного номера, номера кузова, шасси, двигателя, а также подделка государственного регистрационного знака транспортного средства в целях эксплуатации или сбыта транспортного средства, а равно сбыт транспортного средства с заведомо поддельным идентификационным номером, номером кузова, шасси, двигателя или с заведомо поддельным государственным регистрационным знаком квалифицируются как преступление (ч. 1 ст. 326 УК).
  5. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются должностными лицами ОВД, указанными в подп. "а" п. 6 комментария к ст. 12.1, а применительно к правонарушениям, предусмотренным ч. 1 и 2 комментируемой статьи, - должностными лицами, указанными в подп. "б", "в" п. 6 комментария к ст. 12.1.
  В соответствии с ч. 2 ст. 23.2 КоАП указанные должностные лица вправе передавать дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, на рассмотрение комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав.
  О взимании административного штрафа в случаях, предусмотренных ч. 1 и 2 комментируемой статьи, см. п. 7 комментария к ст. 12.1.
 
  Статья 12.3. Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения
 
  1. Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, регистрационных документов на транспортное средство, страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, за исключением случая, предусмотренного частью 2 статьи 12.37 настоящего Кодекса, а равно документов, подтверждающих право владения, пользования или распоряжения управляемым им транспортным средством в отсутствие его владельца, -
 (в ред. Федерального закона от 25.04.2002 N 41-ФЗ)
  влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере одной второй минимального размера оплаты труда.
  2. Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе в случаях, предусмотренных законодательством, лицензионной карточки, путевого листа или товарно-транспортных документов, -
  влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере одной второй минимального размера оплаты труда.
  3. Передача управления транспортным средством лицу, не имеющему при себе документов на право управления им, -
  влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере одной второй минимального размера оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 12.3
 
  1. В соответствии с п. 2.1.1 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 (в ред. Постановления Правительства РФ от 7 мая 2003 г. N 265), водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников милиции передавать им для проверки:
  - водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории, а в случае изъятия в установленном порядке водительского удостоверения - временное разрешение (образец временного разрешения на право управления транспортным средством утвержден Приказом МВД России от 1 августа 2002 г. N 720 "О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 28 июня 2002 г. N 472" (зарегистрирован в Минюсте России 27 августа 2002 г. N 3745));
  - регистрационные документы на данное транспортное средство, а при наличии прицепа - и на прицеп;
  - документ, подтверждающий право владения, или пользования, или распоряжения данным транспортным средством, а при наличии прицепа - и на прицеп в случае управления транспортным средством в отсутствие его владельца;
  - в установленных случаях путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов - документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов;
  - страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.
  В случаях, прямо предусмотренных действующим законодательством, иметь и передавать для проверки работникам Ространсинспекции лицензионную карточку, путевой лист и товарно-транспортные документы.
  Согласно п. 2.2 Правил дорожного движения (в ред. Постановления Правительства РФ от 28 июня 2002 г. N 472) водитель механического транспортного средства, участвующий в международном дорожном движении, обязан:
  иметь при себе регистрационные документы на данное транспортное средство (при наличии прицепа - и на прицеп) и водительское удостоверение, соответствующие Конвенции о дорожном движении;
  иметь на данном транспортном средстве (при наличии прицепа - и на прицепе) регистрационные и отличительные знаки государства, в котором оно зарегистрировано.
  Водитель, осуществляющий международную автомобильную перевозку, обязан останавливаться по требованию работников Ространсинспекции в специально обозначенных дорожным знаком 6.13 контрольных пунктах и предъявлять для проверки транспортное средство, а также разрешения и другие документы, предусмотренные международными договорами РФ.
  В соответствии с Положением о государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31 октября 1998 г. N 1272 (в ред. Постановления Правительства РФ от 2 февраля 2000 г. N 100), должностные лица Ространсинспекции при проведении транспортного контроля осуществляют проверку:
  а) документа, предоставляющего право на проезд по территории иностранного государства;
  б) специальных разрешений на перевозку опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов, а также маршрутов в тех случаях, когда они указаны в разрешении;
  в) специальных разрешений на перевозку в третьи страны и из третьих стран (у иностранных перевозчиков);
  г) весовых параметров и габаритов транспортных средств, в том числе их соответствия данным, указанным в специальных разрешениях на перевозку тяжеловесных и крупногабаритных грузов;
  д) лицензионной карточки на транспортное средство, зарегистрированное в Госавтоинспекции МВД России;
  е) контрольных устройств (тахографов) регистрации режима труда и отдыха водителей, заполнения тахограмм или в установленных случаях ведения водителями ежедневных регистрационных листков режима труда и отдыха, соблюдения водителями транспортных средств режима труда и отдыха;
  ж) отличительных знаков государства, на территории которого зарегистрировано транспортное средство, товарно-транспортных и других документов, предусмотренных международными договорами Российский Федерации;
  з) уплаты в установленных случаях сбора за проезд транспортных средств, зарегистрированных на территории иностранных государств, по автомобильным дорогам Российской Федерации;
  и) учетного талона, выдаваемого водителю иностранного транспортного средства, в случаях, когда в соответствии с международными договорами Российской Федерации допускаются перевозки без российских разрешений на проезд. Административная ответственность водителей, осуществляющих международные автомобильные перевозки без указанных документов либо не имеющих их при себе, установлена ст. 11.27 - 11.29 КоАП.
  2. Под водителем понимается лицо, управляющее механическими транспортными средствами, указанными в п. 1 комментария к ст. 12.2. Согласно п. 1.2 Правил дорожного движения к водителю приравнивается обучающий вождению.
  3. Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортного средства см. комментарий к ст. 12.37. Согласно п. 3, 4 ст. 4 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" обязанность по страхованию гражданской ответственности не распространяется на владельцев:
  транспортных средств, максимальная конструктивная скорость которых составляет не более 20 км в час;
  транспортных средств, на которые по их техническим характеристикам не распространяются положения законодательства РФ о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении на территории РФ;
  транспортных средств Вооруженных Сил РФ, за исключением автобусов, легковых автомобилей и прицепов к ним, иных используемых для обеспечения хозяйственной деятельности Вооруженных Сил РФ транспортных средств;
  транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах, если гражданская ответственность владельцев таких транспортных средств застрахована в рамках международных систем обязательного страхования, участником которых является РФ.
  Обязанность по страхованию гражданской ответственности не распространяется на владельца транспортного средства, риск ответственности которого застрахован в соответствии с указанным Федеральным законом иным лицом (страхователем).
  В соответствии с п. 3 ст. 15 данного Федерального закона при заключении договора обязательного страхования страховщик вручает страхователю страховой полис и специальный знак государственного образца.
  Документом, удостоверяющим осуществление обязательного страхования, является страховой полис.
  Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе указанного страхового полиса, исключая лиц, применительно к которым обязанность по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортного средства Федеральным законом от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ не установлена (см. п. 3, 4 ст. 4 данного Федерального закона), квалифицируется в соответствии с ч. 1 комментируемой статьи.
  4. Применительно к ч. 2 комментируемой статьи не следует отождествлять различные разрешительные документы - лицензионную карточку и лицензию. Лицензионная карточка выдается лицензиатам - российским перевозчикам в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения" (см. п. 1, 6 комментария к ст. 11.23, п. 4 комментария к ст. 11.27).
  В отличие от указанных случаев, лицензия как документ, подтверждающий статус лицензиата, выдается юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" (о статусе лицензиата применительно к лицензируемым видам деятельности в области дорожного движения см. п. 11 комментария к ст. 12.21, п. 4 комментария к ст. 12.23).
  Таким образом, по смыслу ч. 2 комментируемой статьи административная ответственность установлена только применительно к водителям, не имеющим при себе лицензионной карточки и иных указанных в данной статье документов.
  5. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
  Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, за исключением случаев управления транспортным средством водителем, не имеющим при себе лицензионной карточки, рассматриваются:
  - начальником Госавтоинспекции, его заместителем, командиром полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместителем - в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 23.3 КоАП;
  - сотрудниками Госавтоинспекции, имеющими специальное звание, - согласно п. 6 ч. 2 ст. 23.3 КоАП;
  - старшими участковыми инспекторами, участковыми инспекторами - в соответствии с п. 9 ч. 2 ст. 23.3 КоАП.
  Дела о правонарушениях, предусмотренных ч. 2 комментируемой статьи (об управлении транспортным средством водителем, не имеющим при себе лицензионной карточки), рассматриваются должностными лицами, указанными в п. 7 комментария к ст. 11.25.
  В соответствии с ч. 2 ст. 23.2 КоАП указанные должностные лица вправе передавать рассмотрение дел об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав.
  6. О взимании административного штрафа в случаях, предусмотренных комментируемой статьей, см. п. 7 комментария к ст. 12.1.
 
  Статья 12.4. Нарушение правил установки на транспортном средстве устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов
 
  1. Установка на передней части транспортного средства световых приборов с огнями красного цвета или световозвращающих приспособлений красного цвета -
  влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до двух минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц, ответственных за эксплуатацию транспортных средств, - от двух до трех минимальных размеров оплаты труда.
  2. Установка на транспортном средстве без соответствующего разрешения устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов (за исключением охранной сигнализации), использование при движении таких устройств, а равно незаконное использование специальных цветографических схем автомобилей оперативных служб -
  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда с конфискацией указанных устройств или без таковой; на должностных лиц, ответственных за эксплуатацию транспортных средств, - от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией указанных устройств или без таковой.
 
  Комментарий к статье 12.4
 
  1. Согласно Перечню неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, утвержденному Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 (в ред. Постановления Правительства РФ от 21 февраля 2002 г. N 127 - см. п. 1 комментария к ст. 12.5), запрещена эксплуатация автомобилей, автобусов, автопоездов, прицепов, мотоциклов, мопедов, тракторов, других самоходных машин, у которых выявлены следующие неисправности либо не соответствующие указанным техническим требованиям:
  - нарушение условий эксплуатации внешних световых приборов (см. абз. 2 п. 1 комментария к ст. 12.20);
  - оборудование транспортных средств проблесковыми маячками и (или) специальными звуковыми сигналами либо наличие на наружных поверхностях транспортных средств специальных цветографических схем, надписей и обозначений, не соответствующих государственным стандартам РФ;
  - наличие на транспортном средстве неисправного звукового сигнала.
  2. Согласно п. 19.10, 19.11 Правил дорожного движения звуковые сигналы могут применяться только:
  - для предупреждения других водителей о намерении произвести обгон вне населенных пунктов;
  - в случаях, когда это необходимо для предотвращения дорожно-транспортного происшествия.
  Для предупреждения об обгоне вместо звукового сигнала (или совместно с ним) может подаваться световой сигнал, который представляет собой в светлое время суток периодическое кратковременное включение и выключение света фар, а в темное время суток - многократное переключение фар с ближнего на дальний свет.
  Запрещается пользоваться звуковыми сигналами, кроме тех случаев, когда сигнал подается для предотвращения дорожно-транспортного происшествия.
  К специальным сигналам относятся, в частности, проблесковые маячки синего и красного цветов, специальные звуковые сигналы.
  Постановлением Правительства РФ от 4 января 2000 г. N 2 "Об упорядочении установки и использования на транспортных средствах специальных сигналов и особых государственных регистрационных знаков" (в ред. Постановления Правительства РФ от 23 января 2002 г. N 35) определено предельное количество транспортных средств федеральных органов исполнительной власти и организаций, на которые разрешена установка специальных сигналов при отсутствии специальных цветографических схем на наружных поверхностях этих средств (см. приложение 2, утвержденное данным Постановлением Правительства).
  К указанным федеральным органам исполнительной власти и организациям относятся следующие министерства, ведомства и организации: МВД России, Минобороны России (оперативные подразделения органа внешней разведки), Минюст России (Главное управление исполнения наказаний), ГТК России, ФСБ, ФСО, СВР, Минсвязи России (служба специальной связи), ГФС России, Генеральная прокуратура РФ, Медицинский центр Управления делами Президента РФ.
  Транспортные средства федеральных органов исполнительной власти и организаций используются только в целях решения оперативных задач и закрепляются не за должностными лицами, а за соответствующими подразделениями.
  Постановлением Правительства РФ от 4 января 2000 г. N 2 утверждены Перечень должностных лиц органов государственной власти и организаций, на служебные легковые автомобили которых устанавливаются особые государственные регистрационные знаки, а также Перечень должностных лиц органов государственной власти и организаций, на служебные легковые автомобили которых разрешена установка специальных сигналов (см. соответственно приложения 3 и 4 к указанному Постановлению Правительства РФ).
  3. Согласно Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения запрещается эксплуатация транспортных средств, оборудованных без соответствующего разрешения проблесковыми маячками и (или) специальными звуковыми сигналами, с нанесенными на наружные поверхности специальными цветографическими схемами, надписями и обозначениями, не соответствующими государственным стандартам Российской Федерации.
  4. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
  Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются:
  начальником Госавтоинспекции, его заместителем, командиром полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместителем - согласно п. 5 ч. 2 ст. 23.3 КоАП;
  применительно к правонарушениям, предусмотренным ч. 1 комментируемой статьи, - государственными инспекторами безопасности дорожного движения - в соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 23.3 КоАП.
  В соответствии с ч. 2 ст. 23.2 КоАП указанные должностные лица вправе передавать дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, совершенных несовершеннолетними, на рассмотрение комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав.
  Указанные должностные лица вправе передавать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 комментируемой статьи, на рассмотрение судьям. Дела об административных правонарушениях, производство по которым осуществляется в форме административного расследования, рассматриваются судьями районных судов; в случаях, не требующих проведения административного расследования, дела об административных правонарушениях рассматриваются мировыми судьями (ср. ч. 2, абз. 2 и 4 ч. 3 ст. 23.1 КоАП; о проведении административного расследования см. комментарий к ст. 28.7).
 
  Статья 12.5. Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена
 
  1. Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация транспортного средства запрещена, за исключением неисправностей, указанных в части 2 настоящей статьи, -
  влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере одной второй минимального размера оплаты труда.
  2. Управление транспортным средством с заведомо неисправными тормозной системой (за исключением стояночного тормоза), рулевым управлением или сцепным устройством (в составе поезда) -
  влечет наложение административного штрафа в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 12.5
 
  1. О статусе транспортных средств см. п. 1 комментария к ст. 12.2. Перечень неисправностей автомобилей, автобусов, автопоездов, прицепов, мотоциклов, мопедов, тракторов, других самоходных машин и условия, при которых запрещается их эксплуатация, установлен приложением к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (в ред. Постановления Правительства РФ от 21 февраля 2002 г. N 127).
  Методы проверки определенных Перечнем технических параметров регламентированы ГОСТ Р 51709-2001 "Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки".
  Управление транспортным средством с нарушением требований и условий, установленных указанным Перечнем, за исключением управления транспортным средством с заведомо неисправной тормозной системой, рулевым управлением или сцепным устройством (см. п. 2 настоящего комментария), квалифицируется в соответствии с ч. 1 комментируемой статьи.
  2. Согласно подп. 7.6 указанного Перечня транспортное средство должно быть снабжено исправным тягово-сцепным и опорно-сцепным устройством тягача и прицепного звена, а также предусмотренными его конструкцией страховочными тросами (цепями).
  Применительно к ч. 2 комментируемой статьи следует иметь в виду, что эффективность рабочей тормозной системы транспортных средств установлена ГОСТ Р 51709-2001.
  Согласно подп. 1.2 - 1.5, 2.2, 2.3 Перечня запрещается эксплуатация транспортного средства в случаях:
  - нарушения герметичности гидравлического тормозного привода;
  - нарушения герметичности пневматического и пневмогидравлического тормозных приводов, что вызывает падение давления воздуха при неработающем двигателе на 0,05 МПа и более через 15 минут после полного приведения их в действие; утечки сжатого воздуха из колесных тормозных камер;
  - наличия неисправного манометра пневматического или пневмогидравлического тормозных приводов;
  - необеспеченности стояночной тормозной системой неподвижного состояния:
  транспортных средств с полной нагрузкой - на уклоне до 16% включительно;
  легковых автомобилей и автобусов в снаряженном состоянии - на уклоне до 23% включительно;
  грузовых автомобилей и автопоездов в снаряженном состоянии - на уклоне до 31% включительно;
  - наличия неработоспособного устройства фиксации положения рулевой колонки;
  - наличия неисправного усилителя рулевого управления или рулевого демпфера (для мотоциклов), предусмотренных конструкцией, или их отсутствия.
  Управление транспортным средством с нарушением указанных требований квалифицируется в соответствии с ч. 2 комментируемой статьи.
  3. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
  Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются:
  начальником Госавтоинспекции, его заместителем, командиром полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместителем - согласно п. 5 ч. 2 ст. 23.3 КоАП;
  применительно к правонарушениям, предусмотренным ч. 1 ст. 12.5 КоАП, - сотрудниками Госавтоинспекции, имеющими специальное звание, - в соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 23.3 КоАП.
  В соответствии с ч. 2 ст. 23.2 КоАП указанные должностные лица вправе передавать дела о правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, на рассмотрение комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав.
  О взимании административного штрафа в случаях, предусмотренных ч. 1 рассматриваемой статьи, см. п. 7 комментария к ст. 12.1.
  4. Применительно к лицензируемым видам деятельности в области дорожного движения, определенным п. 1 ст. 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", совершение лицензиатом - индивидуальным предпринимателем рассматриваемых правонарушений квалифицируется как нарушение лицензионных требований и условий и в соответствии со ст. 13 указанного Федерального закона влечет за собой санкции в виде приостановления действия лицензии или ее аннулирования, применяемые независимо от привлечения нарушителя к административной ответственности, установленной данной статьей КоАП (см. п. 11 комментария к ст. 12.21, п. 4 комментария к ст. 12.23).
  Согласно п. 1 ст. 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензирующие органы вправе приостанавливать действие лицензии в случае выявления данными органами неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий.
  Поскольку соблюдение лицензиатами действующего законодательства в области дорожного движения, в том числе и Правил дорожного движения, относится к лицензионным требованиям и условиям, во всяком случае в качестве их грубого нарушения лицензиатом следует рассматривать совершение административных правонарушений, влекущих лишение права управления транспортным средством.
  О корреляции административных санкций, применяемых к лицензиату в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности", с административными наказаниями, установленными КоАП, см. п. 6 комментария к ст. 14.1.
 
  Статья 12.6. Нарушение правил применения ремней безопасности или мотошлемов
 
  Управление транспортным средством водителем, не пристегнутым ремнем безопасности, перевозка пассажиров, не пристегнутых ремнями безопасности, если конструкцией транспортного средства предусмотрены ремни безопасности, а равно управление мотоциклом либо перевозка на мотоцикле пассажиров без мотошлемов или в незастегнутых мотошлемах -
  влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере одной второй минимального размера оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 12.6
 
  Согласно п. 2.1.2 Правил дорожного движения при движении на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, водитель должен быть пристегнут и не перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями (допускается не пристегиваться ремнями детям до 12 лет в соответствии с п. 22.8 Правил, обучающему вождению, когда транспортным средством управляет обучаемый, а в населенных пунктах, кроме того, - водителям и пассажирам автомобилей оперативных служб, имеющих специальные цветографические схемы, нанесенные на наружные поверхности). При управлении мотоциклом водитель должен быть в застегнутом мотошлеме и не перевозить пассажиров без застегнутого мотошлема.
  В соответствии с п. 5.1 Правил дорожного движения пассажиры обязаны при поездке на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутыми ими, а при поездке на мотоцикле - быть в застегнутом мотошлеме.
  Согласно п. 7.9, 7.10 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (см. п. 1 комментария к ст. 12.5), при отсутствии ремней безопасности, если их установка предусмотрена конструкцией транспортного средства, а также в случае, если ремни безопасности неработоспособны или имеют видимые надрывы на лямке, эксплуатация транспортных средств запрещается.
  О должностных лицах, рассматривающих дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, см. п. 3 комментария к ст. 12.5. О взимании административного штрафа в случаях, предусмотренных рассматриваемой статьей, см. п. 7 комментария к ст. 12.1.
 
  Статья 12.7. Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством
 
  1. Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды), -
  влечет наложение административного штрафа в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда.
  2. Управление транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортным средством, -
  влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до восьми минимальных размеров оплаты труда.
  3. Передача управления транспортным средством лицу, заведомо не имеющему права управления транспортным средством (за исключением учебной езды) или лишенному такого права, -
  влечет наложение административного штрафа в размере от трех до восьми минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 12.7
 
  1. Под транспортными средствами по смыслу данной статьи подразумеваются механические и иные транспортные средства, включая и объекты гужевого транспорта.
  В соответствии с п. 1 ст. 27 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (в ред. Федерального закона от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ) право на управление транспортным средством предоставляется гражданам, сдавшим квалификационные экзамены, при соблюдении требований, определенных ст. 25 указанного Федерального закона.
  Согласно ст. 25 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" граждане Российской Федерации, достигшие установленного указанной статьей возраста и не имеющие ограничений к водительской деятельности, могут после соответствующей подготовки быть допущены к экзаменам на получение права на управление транспортными средствами.
  К экзаменам на получение права на управление транспортными средствами категории "B" и категории "C" могут быть допущены лица, достигшие 17-летнего возраста и прошедшие соответствующую подготовку в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального профессионального образования, если такая подготовка предусмотрена образовательными программами, в специализированных юношеских автомобильных школах, а также в иных организациях, осуществляющих подготовку водителей транспортных средств по направлениям военных комиссариатов. Водительские удостоверения указанные лица получают по достижении ими восемнадцатилетнего возраста.
  Право на управление транспортными средствами предоставляется:
  - мотоциклами, мотороллерами и другими мототранспортными средствами (категория "A") - лицам, достигшим шестнадцатилетнего возраста;
  - автомобилями, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми (категория "B"), а также автомобилями, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг, за исключением относящихся к категории "D" (категория "C"), - лицам, достигшим восемнадцатилетнего возраста;
  - автомобилями, предназначенными для перевозки пассажиров и имеющими, помимо сиденья водителя, более восьми сидячих мест (категория "D"), - лицам, достигшим двадцатилетнего возраста;
  - составами транспортных средств (категория "E") - лицам, имеющим право на управление транспортными средствами категорий "B", "C" или "D", при наличии стажа управления транспортным средством соответствующей категории не менее 12 месяцев;
  - трамваями и троллейбусами - лицам, достигшим двадцатилетнего возраста.
  2. Основные требования, предъявляемые к подготовке водителей транспортных средств, установлены ст. 26 Федерального закона "О безопасности дорожного движения". Правила сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений утверждены Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 1999 г. N 1396 (в ред. Постановления Правительства РФ от 8 сентября 2000 г. N 670).
  Правилами дорожного движения предусмотрены общие требования, предъявляемые к водителю: согласно ч. 2 п. 2.7 вышеназванных Правил водителю запрещается передавать управление транспортным средством лицу, не имеющему при себе водительского удостоверения на право управления транспортным средством данной категории.
  В соответствии с решением Верховного Суда РФ от 6 марта 2001 г. N ГКПИ 01-44 следует различать понятия "водительское удостоверение" и "временное разрешение на право управления транспортными средствами".
  Согласно данному решению было признано неправомерным содержащееся во временном разрешении указание о том, что оно возобновляется после сдачи экзамена по правилам дорожного движения, поскольку законом не предусмотрена обязанность граждан сдавать экзамены в случае выдачи временного разрешения взамен утраченного (похищенного).
  Вступившим в законную силу решением Верховного Суда РФ от 13 марта 1998 г. признан незаконным (недействительным) п. 41 Постановления Правительства РФ от 8 июля 1997 г. N 831 "Правила сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений" в части того, что выдача водительского удостоверения взамен утраченного (похищенного) производится после сдачи заявителем экзаменов.
  Учитывая, что выдача гражданам водительских удостоверений взамен утраченных производится без сдачи экзаменов, выдача временного разрешения также должна производиться без сдачи экзамена по правилам дорожного движения.
 
  КонсультантПлюс: примечание.
  Приказ МВД России от 23.03.1993 N 130 "О мерах по реализации Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, Уголовный кодекс РСФСР, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР" утратил силу с 1 июля 2002 года в связи с изданием Приказа МВД РФ от 01.08.2002 N 720 "О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 28 июня 2002 г. N 472".
 
  Кроме того, должен быть признан недействительным и текст, содержащийся на оборотной стороне приложения 12 к Инструкции об организации в органах внутренних дел производства по делам об административных нарушениях правил дорожного движения и иных норм, действующих в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденной Приказом МВД России от 23 марта 1993 г. N 130, поскольку действующее в настоящее время административное законодательство не предусматривает возможности начисления водителям определенного количества баллов за совершение правонарушений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.
 
  КонсультантПлюс: примечание.
  Приказ МВД России от 23.03.1993 N 130 "О мерах по реализации Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, Уголовный кодекс РСФСР, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР" утратил силу с 1 июля 2002 года в связи с изданием Приказа МВД РФ от 01.08.2002 N 720 "О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 28 июня 2002 г. N 472".
 
  В соответствии с решением Верховного Суда РФ от 6 марта 2001 г. N ГКПИ 01-44 была признана недействительной (незаконной) лицевая сторона приложения 12 к вышеуказанной Инструкции (в ред. от 12 октября 1999 г. N 797), начиная со слов "действительно в течение 30 суток после изъятия водительского удостоверения" и заканчивая словами "при утере возобновляется после сдачи экзамена по правилам дорожного движения".
 
  КонсультантПлюс: примечание.
  Приказ МВД России от 23.03.1993 N 130 "О мерах по реализации Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, Уголовный кодекс РСФСР, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР" утратил силу с 1 июля 2002 года в связи с изданием Приказа МВД РФ от 01.08.2002 N 720 "О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 28 июня 2002 г. N 472".
 
  Рассматриваемым решением был признан также недействительным (незаконным) текст, содержащийся на оборотной стороне приложения 12 к указанной Инструкции, в полном объеме.
  О статусе водительского удостоверения и временного разрешения на право управления транспортным средством см. абз. 1, 2 п. 1 комментария к ст. 12.3. Согласно п. 35, 39, 43, 44 Инструкции о порядке организации работы по приему квалификационных экзаменов и выдаче водительских удостоверений в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 20 июля 2000 г. N 782 (в ред. Приказа МВД России от 1 августа 2002 г. N 720, зарегистрированного в Минюсте России 27 августа 2002 г. N 3745), при получении разрешения на право управления транспортным средством другой категории ранее выданное водительское удостоверение изымается, разрешающие отметки и необходимые записи переносятся в соответствующие графы нового водительского удостоверения. На период проведения проверок заявителю выдается временное разрешение с произведенной записью "Удостоверения на проверке", заверенной подписью должностного лица и печатью Госавтоинспекции, в порядке, установленном в п. 44 Инструкции. По окончании проверок данное временное разрешение изымается и приобщается к материалам, послужившим основанием для его выдачи, а водителю выдается водительское удостоверение.
  Найденные после утраты (хищения) водительские удостоверения или временные разрешения, взамен которых владельцам выданы новые, считаются недействительными и подлежат сдаче в Госавтоинспекцию.
  3. Согласно ст. 28 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются:
  - истечение установленного срока действия водительского удостоверения;
  - ухудшение здоровья водителя, препятствующее безопасному управлению транспортными средствами, подтвержденное медицинским заключением;
  - лишение права на управление транспортными средствами.
  По смыслу п. 2 ст. 28 указанного Федерального закона виды правонарушений, влекущих в качестве меры ответственности лишение права на управление транспортными средствами, устанавливаются КоАП и другими федеральными законами.
  Лишение права на управление транспортным средством представляет собой одну из разновидностей административного наказания в виде лишения специального права (см. комментарий к ст. 3.8).
  Лиц, временно лишенных права на управление транспортным средством, при назначении соответствующего административного наказания следует отличать от лиц, обладающих указанным правом, но не имеющих при себе соответствующих документов, подтверждающих его наличие, а также от лиц, не наделенных указанным правом.
  4. Управление транспортным средством водителем, не имеющим права на управление им, за исключением учебной езды, передача управления транспортным средством лицу, не имеющему при себе соответствующего водительского удостоверения, либо лицу, лишенному права на управление транспортным средством, являются нарушениями Правил дорожного движения и квалифицируются в качестве административных правонарушений в момент неисполнения данных Правил.
  Порядок учебной езды определен п. 21 Правил дорожного движения.
  5. Противоправные действия, выразившиеся в управлении транспортным средством лицом, не имеющим права управления этим средством, в передаче управления другому лицу, не имеющему права управления, а также в управлении транспортным средством лицом, лишенным права управления, совершаются умышленно.
  6. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
  Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются начальником Госавтоинспекции, его заместителем, командиром полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместителем (см. п. 5 ч. 2 ст. 23.3 КоАП).
  В соответствии с ч. 2 ст. 23.2 КоАП указанные должностные лица вправе передавать дела о правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, на рассмотрение комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав.
 
  Статья 12.8. Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
 
  1. Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, -
  влечет наложение административного штрафа в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда или лишение права управления транспортными средствами на срок один год.
  2. Передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения, -

<< Пред.           стр. 28 (из 76)           След. >>

Список литературы по разделу