<< Пред.           стр. 29 (из 76)           След. >>

Список литературы по разделу

  влечет наложение административного штрафа в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда или лишение права управления транспортными средствами на срок один год.
 
  Комментарий к статье 12.8
 
  1. Применительно к данной статье дефиниция транспортного средства установлена примечанием к ст. 12.1 КоАП.
  Согласно Правилам дорожного движения под транспортным средством понимается устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования. Таким образом, по смыслу Правил к указанным средствам относятся и объекты гужевого транспорта, однако в соответствии с данной статьей подразумевается только механическое транспортное средство.
  2. По смыслу настоящей статьи состояние опьянения может быть обусловлено употреблением спиртных напитков или (и) наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов (см. п. 1 комментария к ст. 6.8; о статусе спиртных напитков, установленном законодательством, см. п. 2 комментария к ст. 6.10).
  Согласно п. 2.7 Правил дорожного движения водителю запрещается: управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения, а также передавать управление транспортным средством лицам, находящимся в вышеуказанном состоянии.
  3. При передаче управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения, нарушитель должен быть осведомлен о факте употребления алкоголя, наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов лицом, которому передается управление транспортным средством.
  Согласно Правилам медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и оформления его результатов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2002 г. N 930, медицинскому освидетельствованию подлежат водители транспортных средств, в отношении которых согласно критериям, установленным Минздравом России, имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения (критерии, при наличии которых имеются достаточные основания полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения и подлежит направлению на медицинское освидетельствование, утверждены Приказом Минздрава России от 14 июля 2003 г. N 308 (зарегистрирован в Минюсте 21 июля 2003 г. N 308)) (см. п. 3 комментария к ст. 11.9).
  Медицинское освидетельствование проводится на основании протокола о направлении на медицинское освидетельствование, подписанного должностным лицом, которому предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства, и водителем транспортного средства, в отношении которого применяется данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
  Медицинское освидетельствование проводится в организациях здравоохранения, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности с указанием соответствующих работ и услуг.
  Медицинское освидетельствование проводится как непосредственно в организациях здравоохранения, так и в специально оборудованных для этой цели передвижных пунктах (автомобилях), соответствующих установленным Минздравом России требованиям.
  Медицинское освидетельствование проводится врачом, имеющим соответствующую специальную подготовку.
  В сельской местности при невозможности проведения медицинского освидетельствования врачом разрешается осуществлять его фельдшером фельдшерско-акушерского пункта, имеющим соответствующую специальную подготовку.
  Медицинское освидетельствование проводится в соответствии с нормативными правовыми актами Минздрава России. Результаты медицинского освидетельствования отражаются в акте медицинского освидетельствования, форма которого утверждается Минздравом России.
  Акт медицинского освидетельствования составляется в двух экземплярах, подписывается врачом (фельдшером), проводившим медицинское освидетельствование, и заверяется печатью организации здравоохранения.
  Один экземпляр акта медицинского освидетельствования выдается должностному лицу, доставившему водителя транспортного средства в организацию здравоохранения, второй экземпляр акта хранится в соответствующей организации здравоохранения.
  Каждая процедура медицинского освидетельствования регистрируется в специальном журнале организации здравоохранения, форма, порядок ведения и хранения которого определяются Минздравом России.
  В случае, если водитель транспортного средства находится в беспомощном состоянии (тяжелая травма, бессознательное состояние и др.) и для вынесения заключения о наличии или отсутствии состояния опьянения требуется проведение специальных лабораторных исследований биологических жидкостей, акт медицинского освидетельствования составляется по получении результатов указанных исследований, которые отражаются в акте.
  Подлинник результатов лабораторных исследований, заверенный подписью специалиста, проводившего исследование, приобщается ко второму экземпляру акта медицинского освидетельствования. Первый экземпляр акта медицинского освидетельствования выдается на руки представителю органа, которому предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства, либо направляется в адрес этого органа по почте.
  4. Водители - участники дорожно-транспортных происшествий, в результате которых имеются пострадавшие или причинен существенный материальный ущерб, подлежат обязательному направлению на освидетельствование в медицинские учреждения, осуществляемое в соответствии с Инструкцией о порядке направления граждан на освидетельствование для установления состояния опьянения и проведения освидетельствования, утвержденной МВД СССР, Минздравом СССР и Минюстом СССР 29 июня 1983 г. В случаях, когда водитель доставляется в медвытрезвитель, основанием для привлечения его к ответственности служит акт медицинского вытрезвителя о принятии на вытрезвление лица, находящегося в состоянии опьянения.
  5. Освидетельствование с использованием индикаторных трубок "Контроль трезвости" осуществляется работниками Госавтоинспекции, а в некоторых случаях - участковыми инспекторами милиции.
  Положительная проба на алкоголь в выдыхаемом воздухе является подтверждением факта употребления алкогольного напитка, а протокол, при согласии водителя с результатами обследования, служит основанием для привлечения этого водителя в установленном порядке к ответственности за управление транспортным средством в нетрезвом состоянии. Если обследуемое лицо не согласно с результатами пробы, то оно направляется на освидетельствование в медицинское учреждение.
  6. Освидетельствование в медицинских учреждениях для установления состояния алкогольного опьянения производится в любое время суток в специализированных кабинетах наркологических диспансеров врачами психиатрами-наркологами, или в определяемых органами здравоохранения лечебно-профилактических учреждениях, или в передвижных специализированных медицинских автолабораториях врачами психиатрами, психиатрами-наркологами, невропатологами, а также специально подготовленными врачами других специальностей.
  7. Основанием для квалификации данного административного правонарушения является процедура медицинского освидетельствования. При этом следует иметь в виду, что обязательному медицинскому освидетельствованию подлежат также и граждане, претендующие на право эксплуатации автотранспортных и других средств передвижения.
  Если следствием деяния, совершенного по неосторожности, явилось причинение тяжкого вреда здоровью гражданина, а также если следствием правонарушения явилась смерть человека (в качестве отягчающего обстоятельства - смерть двух или более лиц), деяние квалифицируется как преступление (ст. 264 УК).
 
  КонсультантПлюс: примечание.
  Приказ МВД России от 23.03.1993 N 130 "О мерах по реализации Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, Уголовный кодекс РСФСР, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР" утратил силу с 1 июля 2002 года в связи с изданием Приказа МВД РФ от 01.08.2002 N 720 "О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 28 июня 2002 г. N 472".
 
  8. В соответствии с Инструкцией по организации в органах внутренних дел производства по делам об административных нарушениях правил дорожного движения и иных норм, действующих в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденной Приказом МВД России от 23 марта 1993 г. N 130 (в ред. Приказов МВД России от 15 апреля 1966 г. N 202 и от 12 октября 1999 г. N 797), управляющие транспортными средствами водители или иные лица, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, а равно лица, не имеющие права управления транспортными средствами, или лишенные этого права, или не имеющие при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения, подлежат отстранению от управления транспортным средством, а транспортное средство - задержанию до устранения причины задержания.
  9. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
  Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются начальником Госавтоинспекции, его заместителем, командиром полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместителем.
  Указанные должностные лица вправе передавать дела о данных правонарушениях на рассмотрение судьям. Дела об административных правонарушениях, производство по которым осуществляется в форме административного расследования, рассматриваются судьями районных судов; в случаях, не требующих проведения административного расследования, дела об административных правонарушениях рассматриваются мировыми судьями (ср. ч. 2, абз. 2 и 4 ч. 3 ст. 23.1 КоАП; о проведении административного расследования см. комментарий к ст. 28.7).
  10. Применительно к лицензируемым видам деятельности в области дорожного движения о правовых последствиях совершения лицензиатом - индивидуальным предпринимателем рассматриваемых административных правонарушений см. п. 4 комментария к ст. 12.5.
 
  Статья 12.9. Превышение установленной скорости движения
 
  1. Превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину от 10 до 20 километров в час -
  влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере одной второй минимального размера оплаты труда.
  2. Превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину от 20 до 40 километров в час -
  влечет наложение административного штрафа в размере одного минимального размера оплаты труда.
  3. Превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину от 40 до 60 километров в час -
  влечет наложение административного штрафа в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда.
  4. Превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 60 километров в час -
  влечет наложение административного штрафа в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда или лишение права управления транспортными средствами на срок от двух до четырех месяцев.
 
  Комментарий к статье 12.9
 
  1. Субъектом административных правонарушений, предусмотренных данной статьей, является водитель механического транспортного средства.
  Под водителем в данном случае подразумеваются только лицо, управляющее механическим транспортным средством, а также лицо, обучающее вождению. Согласно Правилам дорожного движения под водителем понимается также лицо, управляющее объектом гужевого транспорта.
  2. В соответствии с п. 10.1 - 10.4 Правил дорожного движения (в ред. Постановления Правительства РФ от 24 января 2001 г. N 67) водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства.
  В населенных пунктах разрешается движение транспортных средств со скоростью не более 60 км/ч, а в жилых зонах и на дворовых территориях - не более 20 км/ч.
  По решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации может повышаться скорость (с установкой соответствующих знаков 3.24) на отдельных участках дорог, если дорожные условия обеспечивают безопасное движение с большей скоростью.
  Вне населенных пунктов разрешается движение:
  - легковым автомобилям и грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой не более 3,5 т на автомагистралях - со скоростью не более 110 км/ч, на остальных дорогах - не более 90 км/ч;
  - междугородним и маломестным автобусам и мотоциклам на всех дорогах - со скоростью не более 90 км/ч;
  - другим автобусам, легковым автомобилям при буксировке прицепа, грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 3,5 т на автомагистралях - со скоростью не более 90 км/ч, на остальных дорогах - не более 70 км/ч;
  - грузовым автомобилям, перевозящим людей в кузове, - со скоростью не более 60 км/ч;
  - транспортным средствам, осуществляющим организованные перевозки групп детей, - со скоростью не более 60 км/ч;
  - транспортным средствам, буксирующим механические транспортные средства, - со скоростью не более 50 км/ч;
  - транспортным средствам, перевозящим крупногабаритные, тяжеловесные и опасные грузы, - со скоростью, не превышающей скорости, установленной при согласовании условий перевозки.
  3. Превышение установленной скорости движения транспортного средства квалифицируется в момент его выявления и влечет за собой применение к нарушителю мер административной ответственности в соответствии с комментируемой статьей. О корреляции административного проступка и преступления см. п. 7 комментария к ст. 12.8.
  4. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
  Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются начальником Госавтоинспекции, его заместителем, командиром полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместителем, а применительно к правонарушениям, предусмотренным ч. 1, 2 и 3, - сотрудниками Госавтоинспекции, имеющими специальное звание (см. соответственно п. 5, 6 ч. 2 ст. 23.3 КоАП).
  В соответствии с ч. 2 ст. 23.2 КоАП указанные должностные лица вправе передавать дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, совершенных несовершеннолетними, на рассмотрение комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав.
  Указанные должностные лица вправе передавать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 4 комментируемой статьи, на рассмотрение судье (см. абз. 2 п. 9 комментария к ст. 12.8).
  О взимании административного штрафа в случаях, предусмотренных ч. 1, 2 рассматриваемой статьи, см. п. 7 комментария к ст. 12.1.
  5. Применительно к лицензируемым видам деятельности в области дорожного движения о правовых последствиях совершения лицензиатом - индивидуальным предпринимателем административных правонарушений, предусмотренных ч. 4 рассматриваемой статьи, см. п. 4 комментария к ст. 12.5.
 
  Статья 12.10. Нарушение правил движения через железнодорожные пути
 
  1. Пересечение железнодорожного пути вне железнодорожного переезда, выезд на железнодорожный переезд при закрытом или закрывающемся шлагбауме либо при запрещающем сигнале светофора или дежурного по переезду, а равно остановка или стоянка на железнодорожном переезде -
  влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти минимальных размеров оплаты труда или лишение права управления транспортными средствами на срок от трех до шести месяцев.
  2. Нарушение правил проезда через железнодорожные переезды, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, -
  влечет наложение административного штрафа на водителя в размере одного минимального размера оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 12.10
 
  1. Согласно п. 15.1 - 15.4 Правил дорожного движения водители транспортных средств могут пересекать железнодорожные пути только по железнодорожным переездам, уступая дорогу поезду (локомотиву, дрезине). При подъезде к железнодорожному переезду водитель обязан руководствоваться требованиями дорожных знаков, светофоров, разметки, положением шлагбаума и указаниями дежурного по переезду и убедиться в отсутствии приближающегося поезда (локомотива, дрезины).
  Запрещается выезжать на переезд:
  - при закрытом или начинающем закрываться шлагбауме (независимо от сигнала светофора);
  - при запрещающем сигнале светофора (независимо от положения и наличия шлагбаума);
  - при запрещающем сигнале дежурного по переезду (дежурный обращен к водителю грудью или спиной с поднятым над головой жезлом, красным фонарем или флажком либо с вытянутыми в сторону руками);
  - если за переездом образовался затор, который вынудит водителя остановиться на переезде;
  - если к переезду в пределах видимости приближается поезд (локомотив, дрезина).
  Кроме того, запрещается:
  - объезжать с выездом на полосу встречного движения стоящие перед переездом транспортные средства;
  - самовольно открывать шлагбаум;
  - провозить через переезд в нетранспортном положении сельскохозяйственные, дорожные, строительные и другие машины и механизмы;
  - без разрешения начальника дистанции пути железной дороги движение тихоходных машин, скорость которых менее 8 км/ч, а также тракторных саней-волокуш.
  В случаях, когда движение через переезд запрещено, водитель должен остановиться у стоп-линии, знака 2.5 или светофора, если их нет - не ближе 5 м от шлагбаума, а при отсутствии последнего - не ближе 10 м до ближайшего рельса.
  2. Под железнодорожным переездом по смыслу Правил дорожного движения понимается пересечение дороги с железнодорожными путями на одном уровне. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы.
  В соответствии с Правилами дорожного движения под остановкой понимается преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 мин., а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства.
  Под стоянкой согласно указанным Правилам подразумевается преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 мин. по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.
  Остановка транспортного средства на железнодорожных переездах запрещается (п. 12.4 Правил).
  3. Согласно п. 11.5 Правил запрещается обгон на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 м перед ними. Неисполнение водителем транспортного средства данного предписания Правил влечет применение к нарушителю мер административной ответственности, предусмотренных ч. 2 комментируемой статьи.
  4. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
  Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются начальником Госавтоинспекции, его заместителем, командиром полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместителем, а применительно к правонарушениям, предусмотренным ч. 2, - сотрудниками Госавтоинспекции, имеющими специальное звание (см. п. 5, 6 ч. 2 ст. 23.3 КоАП).
  В соответствии с ч. 2 ст. 23.2 КоАП указанные должностные лица вправе передавать дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, совершенных несовершеннолетними, на рассмотрение комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав.
  Указанные должностные лица вправе передавать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 комментируемой статьи, на рассмотрение судьям (см. абз. 2 п. 9 комментария к ст. 12.8).
  О взимании административного штрафа в случаях, предусмотренных ч. 2 рассматриваемой статьи, см. п. 7 комментария к ст. 12.1.
 
  Статья 12.11. Нарушение правил движения по автомагистрали
 
  1. Движение по автомагистрали на транспортном средстве, скорость которого по технической характеристике или по его состоянию менее 40 километров в час, а равно остановка транспортного средства на автомагистрали вне специальных площадок для стоянки -
  влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере одного минимального размера оплаты труда.
  2. Движение на грузовом автомобиле с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонны по автомагистрали далее второй полосы, а равно учебная езда по автомагистрали -
  влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере одного минимального размера оплаты труда.
  3. Разворот или въезд транспортного средства в технологические разрывы разделительной полосы на автомагистрали либо движение задним ходом по автомагистрали -
  влечет наложение административного штрафа в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 12.11
 
  1. См. п. 2 комментария к ст. 12.10.
  Под автомагистралью понимается дорога, обозначенная знаком 5.1 (здесь и далее приводится нумерация дорожных знаков согласно приложению 1 к Правилам дорожного движения).
  2. Согласно п. 16 Правил дорожного движения на автомагистралях запрещаются: движение пешеходов, домашних животных, велосипедов, мопедов, тракторов и самоходных машин, иных транспортных средств, скорость которых по технической характеристике или их состоянию менее 40 км/ч; движение грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 т далее второй полосы; остановка вне специальных площадок для стоянки, обозначенных знаками 5.15 или 6.11; разворот и въезд в технологические разрывы разделительной полосы; движение задним ходом; учебная езда. Требования к учебной езде определены п. 21 Правил.
  При вынужденной остановке на проезжей части водитель должен обозначить транспортное средство в соответствии с требованиями разд. 7 Правил и принять меры для того, чтобы вывезти его на предназначенную для этого полосу (правее линии, обозначающей край проезжей части).
  Неисполнение, ненадлежащее исполнение указанных требований квалифицируются как нарушения правил движения по автомагистрали и влекут применение к нарушителю мер административной ответственности, предусмотренных данной статьей.
  3. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
  Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются начальником Госавтоинспекции, его заместителем, командиром полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместителем, а применительно к правонарушениям, предусмотренным ч. 1, 2, - сотрудниками Госавтоинспекции, имеющими специальное звание (см. п. 5, 6 ч. 2 ст. 23.3 КоАП).
  В соответствии с ч. 2 ст. 23.2 КоАП данные должностные лица вправе передавать дела об указанных административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, на рассмотрение комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав.
  4. О взимании административного штрафа в случаях, предусмотренных ч. 1 и 2 комментируемой статьи, см. п. 7 комментария к ст. 12.1.
  Применительно к лицензируемым видам деятельности в области дорожного движения о правовых последствиях совершения лицензиатом - индивидуальным предпринимателем рассматриваемых административных правонарушений см. п. 4 комментария к ст. 12.5.
 
  Статья 12.12. Проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика
 
  Проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 12.10 настоящего Кодекса, -
  влечет наложение административного штрафа в размере одного минимального размера оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 12.12
 
  1. Проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика является нарушением Правил дорожного движения и влечет применение к нарушителю административного наказания в соответствии с данной статьей.
  2. Пересечение железнодорожного пути вне железнодорожного переезда, выезд на железнодорожный переезд при закрытом или закрывающемся шлагбауме либо при запрещающем сигнале светофора или дежурного по переезду квалифицируются как административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 12.10 КоАП (см. комментарий).
  Согласно Правилам дорожного движения под регулировщиком подразумеваются сотрудник милиции, военной автоинспекции, работник дорожно-эксплуатационной службы, дежурный на железнодорожном переезде, паромной переправе, дружинник, внештатный сотрудник милиции, имеющие соответствующее удостоверение и экипировку (форменную одежду или отличительный знак - нарукавную повязку, жезл, диск с красным сигналом либо световозвращателем, красный фонарь или флажок).
  3. В соответствии с п. 6.13 - 6.15 Правил при запрещающем сигнале светофора (кроме реверсивного) или регулировщика водители должны остановиться перед стоп-линией (знаком 5.33), а при ее отсутствии:
  на перекрестке - перед пересекаемой проезжей частью (с учетом п. 13.7 Правил), не создавая помех пешеходам;
  перед железнодорожным переездом - в соответствии с п. 15.4 Правил;
  в других местах - перед светофором или регулировщиком, не создавая помех транспортным средствам и пешеходам, движение которых разрешено.
  Водителям, которые при включении желтого сигнала или поднятии регулировщиком руки вверх не могут остановиться, не прибегая к экстренному торможению, в местах, определяемых п. 6.13 Правил, разрешается дальнейшее движение.
  4. Согласно п. 6.15 Правил дорожного движения (в ред. Постановления Правительства РФ от 24 января 2001 г. N 67) водители и пешеходы должны выполнять требования сигналов и распоряжения регулировщика, даже если они противоречат сигналам светофора, требованиям дорожных знаков или разметки.
  В случае, если значения сигналов светофора противоречат требованиям дорожных знаков приоритета, водители должны руководствоваться сигналами светофора.
  5. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
  Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются начальником Госавтоинспекции, его заместителем, командиром полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместителем, сотрудниками Госавтоинспекции, имеющими специальное звание (см. п. 5, 6 ч. 2 ст. 23.3 КоАП).
  В соответствии с ч. 2 ст. 23.2 КоАП указанные должностные лица вправе передавать дела об указанных административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, на рассмотрение комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав.
  6. О взимании административного штрафа в соответствии с рассматриваемой статьей см. п. 7 комментария к ст. 12.1.
 
  Статья 12.13. Нарушение правил проезда перекрестков
 
  1. Выезд на перекресток или пересечение проезжей части дороги в случае образовавшегося затора, который вынудил водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении, -
  влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере одной второй минимального размера оплаты труда.
  2. Невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом проезда перекрестков, -
  влечет наложение административного штрафа в размере от одного до двух минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 12.13
 
  1. В соответствии с Правилами дорожного движения под перекрестком понимается место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.
  Согласно ст. 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", а также п. 1.2 Правил дорожного движения под дорогой понимается обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии. По смыслу Правил дорожного движения проезжей частью является элемент дороги, предназначенный для безрельсовых транспортных средств.
  Согласно п. 13.3 Правил дорожного движения перекресток, где очередность движения определяется сигналами светофора или регулировщика, считается регулируемым.
  При желтом мигающем сигнале, неработающих светофорах или отсутствии регулировщика перекресток считается нерегулируемым и водители обязаны руководствоваться правилами проезда нерегулируемых перекрестков и установленными на перекрестке знаками приоритета.
  Порядок проезда регулируемых, нерегулируемых перекрестков определен соответственно п. 13.4 - 13.8, 13.9 - 13.13 Правил дорожного движения (п. 13.9 в ред. Постановления Правительства РФ от 25 сентября 2003 г. N 595).
  По смыслу ч. 1 комментируемой статьи вынужденную остановку транспортного средства следует отличать от его преднамеренной остановки (см. п. 2 комментария к ст. 12.10).
  2. Водитель движущегося, возобновившего движение, осуществляющего какой-либо маневр на перекрестке транспортного средства, вынудивший водителя транспортного средства, пользующегося правом на первоочередной проезд по перекрестку, изменить направление или скорость, совершает административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 комментируемой статьи.
  В соответствии с п. 13.9 - 13.11 Правил дорожного движения на перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся по главной дороге, независимо от направления их дальнейшего движения.
  В случае, когда главная дорога на перекрестке меняет направление, водители, движущиеся по главной дороге, должны руководствоваться между собой правилами проезда перекрестков равнозначных дорог. Этими же правилами должны руководствоваться водители, движущиеся по второстепенным дорогам.
  На перекрестке равнозначных дорог водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.
  На таких перекрестках трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами независимо от направления его движения.
  3. О рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, см. п. 5 комментария к ст. 12.12.
  4. О взимании административного штрафа в случаях, предусмотренных ч. 1 рассматриваемой статьи, см. п. 7 комментария к ст. 12.1.
 
  Статья 12.14. Нарушение правил маневрирования
 
  1. Невыполнение требования Правил дорожного движения подать сигнал перед началом движения, перестроением, поворотом, разворотом или остановкой -
  влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере одной второй минимального размера оплаты труда.
  2. Разворот или движение задним ходом в местах, где такие маневры запрещены, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 12.11 настоящего Кодекса, -
  влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере одной второй минимального размера оплаты труда.
  3. Невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 12.13 и статьей 12.17 настоящего Кодекса, -
  влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере одного минимального размера оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 12.14
 
  1. Согласно п. 8 Правил дорожного движения перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны - рукой. При этом маневр должен быть безопасен и не создавать помех другим участникам движения.
  Подача сигнала указателями поворота или рукой должна производиться заблаговременно, до начала выполнения маневра и прекращаться немедленно после его завершения (подача сигнала рукой может быть закончена непосредственно перед выполнением маневра). При этом сигнал не должен вводить в заблуждение других участников движения.
  Подача сигнала не дает водителю преимущества и не освобождает его от принятия мер предосторожности.
  О понятии остановки применительно к ч. 1 комментируемой статьи см. п. 2 комментария к ст. 12.10.
  2. В соответствии с п. 8 Правил дорожного движения разворот запрещается: на пешеходных переходах, в тоннелях, на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними; на железнодорожных переездах, в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м, в местах расположения остановочных пунктов.
  Разворот либо движение задним ходом по автомагистрали квалифицируется как правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 12.11 КоАП (см. комментарий).
  3. О содержании требования уступить дорогу (не создавать помех) см. комментарий к ст. 12.18.
  Согласно п. 8.3 - 8.10 Правил дорожного движения при выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги - пешеходам и велосипедистам, путь движения которых он пересекает. При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения. При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа. При повороте налево или развороте вне перекрестка водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу встречным транспортным средствам и трамваю попутного направления.
  В соответствии с п. 13.4, 13.5, 13.12 Правил дорожного движения при повороте налево или развороте по зеленому сигналу светофора водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся со встречного направления прямо и направо. Таким же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.
  При движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с желтым или красным сигналом светофора, водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.
  При повороте налево или развороте водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления.
  Невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом проезда перекрестков, квалифицируется по ч. 2 ст. 12.13 КоАП, непредоставление преимущества в движении маршрутному транспортному средству или транспортному средству с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами - по ст. 12.17 КоАП.
  4. О рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, см. п. 5 комментария к ст. 12.12.
  5. О взимании административного штрафа в случаях, предусмотренных рассматриваемой статьей, см. п. 7 комментария к ст. 12.1.
 
  Статья 12.15. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона
 
  1. Движение по велосипедным или пешеходным дорожкам, обочинам или тротуарам в нарушение Правил дорожного движения -
  влечет наложение административного штрафа в размере одной второй минимального размера оплаты труда.
  2. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона без выезда на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения, а равно пересечение организованной транспортной или пешей колонны либо занятие места в ней -
  влечет наложение административного штрафа в размере двух минимальных размеров оплаты труда.
  3. Выезд на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения, в случаях, если это запрещено Правилами дорожного движения, -
  влечет наложение административного штрафа в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда или лишение права управления транспортными средствами на срок от двух до четырех месяцев.
 
  Комментарий к статье 12.15
 
  1. Согласно п. 9.9 Правил дорожного движения запрещается движение транспортных средств по обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам (за исключением случаев, оговоренных в п. 12.1, 24.2 Правил). Допускаются движение машин дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, а также подъезд по кратчайшему пути транспортных средств, подвозящих грузы к торговым и другим предприятиям и объектам, расположенным непосредственно у обочин, тротуаров или пешеходных дорожек, при отсутствии других возможностей подъезда. При этом должна быть обеспечена безопасность движения.
  2. Согласно ст. 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", а также п. 1.2 Правил дорожного движения дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
  3. Расположение транспортного средства на проезжей части дороги в зависимости от времени преднамеренного прекращения движения транспортного средства и его причин по смыслу п. 1.2 Правил дорожного движения рассматривается как стоянка или остановка. Согласно п. 12.1 Правил дорожного движения (в ред. Постановления Правительства РФ от 24 января 2001 г. N 67) остановка и стоянка транспортных средств разрешаются на правой стороне дороги на обочине, а при ее отсутствии - на проезжей части, у ее края и - в случаях, установленных п. 12.2 Правил дорожного движения, - на тротуаре (п. 12.2 в ред. Постановления Правительства РФ от 25 сентября 2003 г. N 595).
  На левой стороне дороги остановка и стоянка разрешаются в населенных пунктах на дорогах с одной полосой движения для каждого направления без трамвайных путей посередине и на дорогах с односторонним движением (грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 3,5 т на левой стороне дорог с односторонним движением разрешается лишь остановка для загрузки или разгрузки).
  4. Порядок осуществления водителем обгона, встречного разъезда определен п. 11 Правил дорожного движения (в ред. Постановления Правительства РФ от 24 января 2001 г. N 67). Согласно п. 11.5 Правил обгон запрещен:
  - на регулируемых перекрестках с выездом на полосу встречного движения, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной (за исключением обгона на перекрестках с круговым движением, обгона двухколесных транспортных средств без бокового прицепа и разрешенного обгона справа);
  - на пешеходных переходах при наличии у них пешеходов;
  - на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 м перед ними;
  - транспортного средства, производящего обгон или объезд;
  - в конце подъема и на других участках дорог с ограниченной видимостью с выездом на полосу встречного движения.
  Осуществление обгона с выездом на полосу встречного движения с нарушением указанного порядка квалифицируется как правонарушение, предусмотренное ч. 3 комментируемой статьи.
  5. Порядок расположения транспортных средств на проезжей части дороги, нарушение которого квалифицируется по ч. 3 комментируемой статьи, определен п. 9.2, 9.3, 9.8 Правил дорожного движения. Согласно Правилам на дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре полосы или более, запрещается выезжать на сторону дороги, предназначенную для встречного движения.
  На дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой (за исключением разметки 1.9), из которых средняя используется для движения в обоих направлениях, разрешается выезжать на эту полосу только для обгона, объезда, поворота налево или разворота. Выезжать на крайнюю левую полосу, предназначенную для встречного движения, запрещается.
  При повороте на дорогу с реверсивным движением водитель должен вести транспортное средство таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство заняло крайнюю правую полосу. Перестроение разрешается только после того, как водитель убедится, что движение в данном направлении разрешается и по другим полосам.
  6. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
  Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются:
  а) начальником Госавтоинспекции, его заместителем, командиром полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместителем - в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 23.3 КоАП;
  б) применительно к правонарушениям, предусмотренным ч. 1 и 2 комментируемой статьи, - сотрудниками Госавтоинспекции, имеющими специальное звание (см. п. 6 ч. 2 ст. 23.3 КоАП).
  В соответствии с ч. 2 ст. 23.2 КоАП данные должностные лица вправе передавать дела об указанных административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, на рассмотрение комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав.
  Должностные лица, указанные в подп. "а" данного пункта настоящего комментария, вправе передать рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3 комментируемой статьи, судье (см. абз. 2 п. 9 комментария к ст. 12.8).
  7. О взимании административного штрафа в случаях, предусмотренных ч. 1 данной статьи, см. п. 7 комментария к ст. 12.1.
  8. Применительно к лицензируемым видам деятельности в области дорожного движения о правовых последствиях совершения лицензиатом - индивидуальным предпринимателем административных правонарушений, предусмотренных ч. 3 рассматриваемой статьи, см. п. 4 комментария к ст. 12.5.
 
  Статья 12.16. Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги
 
  Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, за исключением случаев, предусмотренных другими статьями настоящей главы, -
  влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере одной второй минимального размера оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 12.16
 
  1. Согласно п. 1.3 Правил дорожного движения участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования, предписанные дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги. См. также п. 2 комментария к ст. 12.13.
  2. Дорожные знаки (предупреждающие знаки, знаки приоритета, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные и иные знаки) (по ГОСТу 10807-78, ГОСТу Р 51582-2000 и ГОСТу 23457-86) определены приложением 1 к Правилам дорожного движения (в ред. Постановления Правительства РФ от 24 января 2001 г. N 67).
  Дорожная разметка и ее характеристики (по ГОСТу Р 51256-99 и ГОСТу 23457-86) установлены приложением 2 к Правилам дорожного движения (в ред. Постановления Правительства РФ от 24 января 2001 г. N 67).
  Несоблюдение водителем требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, влечет применение к нарушителю мер административной ответственности, предусмотренных комментируемой статьей.
  По смыслу ст. 2 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" к участникам дорожного движения, обязанным соблюдать требования, указанные в п. 1 комментария к данной статье КоАП, наряду с водителем транспортного средства относятся также пешеходы и иные лица, принимающие непосредственное участие в процессе дорожного движения.
  3. О рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, см. п. 5 комментария к ст. 12.12.
  4. О взимании административного штрафа, установленного рассматриваемой статьей, см. п. 7 комментария к ст. 12.1.
 
  Статья 12.17. Непредоставление преимущества в движении маршрутному транспортному средству или транспортному средству с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами
 
  1. Непредоставление преимущества в движении маршрутному транспортному средству, а равно транспортному средству с одновременно включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом -
  влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда.
  2. Непредоставление преимущества в движении транспортному средству, имеющему нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, надписи и обозначения, с одновременно включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом -
  влечет наложение административного штрафа в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного до трех месяцев.
 
  Комментарий к статье 12.17
 
  1. Проблесковый маячок синего цвета и специальные звуковые сигналы относятся к специальным сигналам (см. комментарий к ст. 12.4).
  2. Согласно п. 3.1, 3.2 Правил дорожного движения водители транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета, выполняя неотложное служебное задание, могут отступать от требований разд. 6 (кроме сигналов регулировщика) и п. 8 - 18 Правил, приложений 1 и 2 к Правилам при условии обеспечения безопасности движения.
  Для получения преимущества перед другими участниками движения водители таких транспортных средств должны включить проблесковый маячок синего цвета и специальный звуковой сигнал. Воспользоваться приоритетом они могут, только убедившись, что им уступают дорогу. Этим же правом пользуются водители транспортных средств, сопровождаемых транспортными средствами с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом, в случаях, установленных п. 3 Правил. На сопровождаемых транспортных средствах должен быть включен ближний свет фар.
  На транспортных средствах Госавтоинспекции, ФСО России и военной автомобильной инспекции дополнительно к проблесковому маячку синего цвета может быть включен проблесковый маячок красного цвета. При приближении транспортного средства с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом водители обязаны уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда указанного транспортного средства и сопровождаемых им других транспортных средств.
  3. Согласно Правилам дорожного движения под маршрутным транспортным средством понимается транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными остановочными пунктами (остановками).
  О понятии транспортного средства применительно к данной статье см. п. 1 комментария к ст. 12.2.
  В соответствии с п. 18.1 - 18.3 Правил дорожного движения вне перекрестков, где трамвайные пути пересекают проезжую часть, трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами, кроме случаев выезда из депо. На дорогах с полосой для маршрутных транспортных средств, обозначенных знаками 5.9, 5.10.1 - 5.10.3, запрещаются движение и остановка других транспортных средств на этой полосе. Если эта полоса отделена от остальной проезжей части прерывистой линией разметки, то при поворотах транспортные средства должны перестраиваться на нее. Разрешается также в таких местах заезжать на эту полосу при въезде на дорогу и для посадки и высадки пассажиров у правого края проезжей части при условии, что это не создает помех маршрутным транспортным средствам.
  В населенных пунктах водители должны уступать дорогу троллейбусам и автобусам, начинающим движение от обозначенной остановки. Водители троллейбусов и автобусов могут начинать движение только после того, как убедятся, что им уступают дорогу.
  4. Право на внеочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения имеют транспортные средства со специальными цветографическими схемами, с включенными специальными сигналами. Специальные цветографические схемы, соответствующие государственным стандартам, наносятся на наружные поверхности автомобилей оперативных служб.
  В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 4 января 2000 г. N 2 специальные сигналы могут устанавливаться независимо от наличия специальных цветографических схем.
  5. Водитель движущегося, возобновившего движение, осуществляющего какой-либо маневр транспортного средства, вынудивший водителя маршрутного транспортного средства, транспортного средства с одновременно включенным проблесковым маячком синего цвета и специальным сигналом изменить направление или скорость, совершает административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 комментируемой статьи.
  6. Субъектами административных правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, являются водители транспортных средств. Обязанности пешеходов при переходе проезжей части в случае движения по ней транспортных средств с включенными синим проблесковым маячком и специальным звуковым сигналом предусмотрены п. 4.7 Правил дорожного движения.
  7. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
  Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются:
  а) начальником Госавтоинспекции, его заместителем, командиром полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместителем - согласно п. 5 ч. 2 ст. 23.3 КоАП;
  б) сотрудниками Госавтоинспекции, имеющими специальное звание, - применительно к правонарушениям, предусмотренным ч. 1 комментируемой статьи.
  В соответствии с ч. 2 ст. 23.2 указанные должностные лица вправе передать рассмотрение дел об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав.
  Должностные лица, указанные в подп. "а" данного пункта настоящего комментария, вправе передавать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 комментируемой статьи, на рассмотрение судье (см. абз. 2 п. 9 комментария к ст. 12.8).
  8. Применительно к лицензируемым видам деятельности в области дорожного движения о правовых последствиях совершения лицензиатом - индивидуальным предпринимателем административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 рассматриваемой статьи, см. п. 4 комментария к ст. 12.5.
 
  Статья 12.18. Непредоставление преимущества в движении пешеходам или иным участникам дорожного движения
 
  Невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу пешеходам, велосипедистам или иным участникам дорожного движения (за исключением водителей транспортных средств), пользующимся преимуществом в движении, -
  влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере одного минимального размера оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 12.18
 
  Обязанность водителя уступать дорогу участникам дорожного движения относится к общим обязанностям водителя, предусмотренным разд. 2 Правил дорожного движения. Неисполнение указанных обязанностей квалифицируется в качестве административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей.
  Применительно к данной статье под участником дорожного движения подразумевается лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения, за исключением водителя транспортного средства.
  Применительно к Правилам дорожного движения под понятием "уступить дорогу (не создавать помех)" понимается требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.
  Согласно п. 8.3 и 13.1 Правил при выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги - пешеходам и велосипедистам, путь движения которых он пересекает.
  При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает, а также велосипедистам, пересекающим ее по велосипедной дорожке.
  Об административной ответственности за неисполнение водителем транспортного средства требования уступить дорогу водителю транспортного средства, пользующегося преимуществом в движении, см. комментарий к ст. 12.17.
  О рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, см. п. 5 комментария к ст. 12.12.
  О взимании административного штрафа в случаях, предусмотренных рассматриваемой статьей, см. п. 7 комментария к ст. 12.1.
 
  Статья 12.19. Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств
 
  1. Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 12.10 настоящего Кодекса и частями 2 - 4 настоящей статьи, -
  влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере одной второй минимального размера оплаты труда.
  2. Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств в местах, отведенных для остановки или стоянки транспортных средств инвалидов, -
  влечет предупреждение или наложение административного штрафа на водителя в размере одного минимального размера оплаты труда.
  3. Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств на тротуаре, повлекшее создание препятствий для движения пешеходов, -
  влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от одного до двух минимальных размеров оплаты труда.
  4. Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств на проезжей части, повлекшее создание препятствий для движения других транспортных средств, а равно остановка или стоянка транспортного средства в тоннеле -

<< Пред.           стр. 29 (из 76)           След. >>

Список литературы по разделу