<< Пред.           стр. 54 (из 76)           След. >>

Список литературы по разделу

  - аннулировать лесорубочный билет, ордер, лесной билет в случаях и порядке, установленных лесным законодательством РФ;
  - составлять протоколы о всех видах нарушений лесного законодательства РФ, рассматривать в установленном порядке дела об административных правонарушениях и назначать административные наказания.
  3. Согласно Положению о государственной лесной охране Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 27 июля 1998 г. N 850, государственная лесная охрана РФ создается в МПР России в целях обеспечения сохранения экологического и ресурсного потенциала лесов, биологического разнообразия лесных экосистем, соблюдения установленного порядка и правил использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, а также иных требований, установленных законодательством РФ.
  К должностным лицам государственной лесной охраны РФ относятся:
  - должностные лица лесхозов МПР России (в том числе лесхозов-техникумов, опытных и других специализированных лесхозов, лесхозов научно-исследовательских учреждений МПР России);
  - должностные лица территориальных органов МПР России в субъектах Федерации;
  - должностные лица центрального аппарата МПР России (см. Перечень должностных лиц государственной лесной охраны РФ, утвержденный Приказом МПР России от 17 марта 2003 г. N 194 (зарегистрирован Минюстом России 26 марта 2003 г. N 4324)).
  Согласно п. 8 Положения о государственной лесной охране РФ государственная лесная охрана РФ осуществляет производство по делам об административных правонарушениях, направляет в соответствующие государственные органы материалы о привлечении лиц к административной ответственности.
 
  Статья 23.25. Органы охраны территории государственных природных заповедников и национальных парков
 
  1. Органы охраны территорий государственных природных заповедников и национальных парков рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.39 настоящего Кодекса.
  2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе главные государственные инспектора по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков, их заместители.
 
  Комментарий к статье 23.25
 
  Согласно Положению о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 25 сентября 2000 г. N 726, указанное Министерство является специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей природной среды. Согласно подп. 15 п. 6 Положения к ведению МПР России отнесено осуществление государственного управления и государственного контроля в области организации и функционирования государственных природных заповедников, национальных парков и иных особо охраняемых природных территорий, находящихся в ведении Министерства.
  В соответствии с подп. 9 п. 7 Положения МПР России вправе рассматривать в установленном порядке дела об административных правонарушениях (см. комментарий к ст. 8.39).
 
  Статья 23.26. Органы, уполномоченные в области охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания
 
  1. Органы, уполномоченные в области охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 7.2 (об уничтожении и о повреждении знаков, устанавливаемых пользователями животным миром или специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания, зданий и других сооружений, принадлежащих указанным пользователям и органам), статьями 7.11, 8.33, статьей 8.34 (в части административных правонарушений, совершенных с биологическими коллекциями, содержащими объекты животного мира), статьями 8.35, 8.36, частью 1 статьи 8.37, частью 3 статьи 8.37 (о нарушениях правил пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты) настоящего Кодекса.
  2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе руководители органов, уполномоченных в области охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания, в субъектах Российской Федерации и в районах.
 
  Комментарий к статье 23.26
 
  1. Согласно Положению о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2000 г. N 901, Минсельхоз России и его территориальные органы являются специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания, а также охране окружающей природной среды в этой сфере деятельности.
  Согласно подп. 47 - 51 п. 7 указанного Положения Минсельхоз России:
  - обеспечивает организацию и осуществление охраны и регулирование использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, осуществляет государственное управление охотничьим хозяйством и обеспечивает государственный контроль за состоянием, использованием, воспроизводством указанных животных, а также за состоянием и качеством среды их обитания и ведением охотничьего хозяйства в пределах установленной компетенции;
  - осуществляет во взаимодействии с МПР России нормирование в области использования и охраны объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания; утверждает правила охоты, нормативы, лимиты, стандарты, инструктивно-методические и нормативно-технические документы в области использования и охраны объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания;
  - обеспечивает организацию и ведение учета, кадастра и мониторинга объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, с участием МПР России, устанавливает лимиты их добычи, а также перечень животных, изъятие которых из среды их обитания без лицензий запрещено;
  - ограничивает или приостанавливает в установленном порядке хозяйственную и иную деятельность, осуществляемую с нарушением требований законодательства об охране и использовании объектов животного мира, норм, правил и условий лицензий на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты;
  - утверждает по согласованию с Минфином России и МПР России таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный незаконным добыванием или уничтожением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты; предъявляет в суд или арбитражный суд в пределах своей компетенции иски о возмещении вреда, причиненного в результате нарушения законодательства об охране и использовании животного мира; выдает долгосрочные, именные разовые и распорядительные лицензии на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, удостоверения на право охоты и устанавливает порядок их выдачи.
  В соответствии с подп. 61 п. 7 вышеуказанного Положения Минсельхоз России рассматривает дела об административных правонарушениях в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и назначает административные наказания.
  2. В соответствии с подп. 55 п. 6 Положения о Министерстве природных ресурсов РФ к ведению данного Министерства отнесены организация егерской службы и ведение охотничьего хозяйства в комплексе с лесным хозяйством в лесхозах, на которые возложены эти функции.
  3. О должностных лицах органов, осуществляющих охрану, контроль и регулирование использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, см. п. 2 комментария к ст. 28.3 (в части комментария к п. 34 ч. 2 указанной статьи).
 
  Статья 23.27. Органы рыбоохраны
 
  1. Органы рыбоохраны рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 7.2 (об уничтожении и о повреждении знаков, устанавливаемых пользователями животным миром или специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к водным биологическим ресурсам, и среды их обитания, зданий и других сооружений, принадлежащих указанным пользователям и органам), статьями 7.11, 8.33, статьей 8.34 (в части административных правонарушений, совершенных с биологическими коллекциями, содержащими объекты животного мира, относящиеся к водным биологическим ресурсам), статьями 8.35, 8.36, частями 2 и 3 статьи 8.37, статьей 8.38, а в части административных правонарушений, совершенных на судах и объектах промыслового флота, - статьей 11.6, частью 1 статьи 11.7, статьями 11.8 - 11.11, частью 1 статьи 11.13, статьями 11.15, 11.16, частью 2 статьи 11.17 настоящего Кодекса.
  2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе:
  1) руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области охраны, воспроизводства рыбных запасов и регулирования рыболовства, его заместители;
  2) руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области охраны, воспроизводства рыбных запасов и регулирования рыболовства, их заместители;
  3) начальники государственных администраций морских рыбных портов, их заместители, капитаны морских рыбных портов, их заместители, начальники портового надзора, капитаны портового надзора, капитаны портовых пунктов, главные капитаны промысловых районов, начальники пожарных инспекций органов охраны, воспроизводства рыбных запасов и регулирования рыболовства - об административных правонарушениях, совершенных на судах промыслового флота;
  4) начальники бассейновых управлений по охране, воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства, их заместители;
  5) районные государственные инспектора органов рыбоохраны, старшие государственные инспектора органов рыбоохраны.
 
  Комментарий к статье 23.27
 
  1. Постановлением Правительства РФ от 10 февраля 1999 г. N 147 "Вопросы Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству" (в ред. Постановления Правительства РФ от 1 августа 2001 г. N 572) установлено, что Госкомрыболовство России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование и межотраслевую координацию в сфере рационального использования, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов и среды их обитания.
  В системе Госкомрыболовства России находятся рыбохозяйственные организации, включая территориальные (бассейновые) органы по охране, воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства, учебные заведения, а также иные предприятия, учреждения, организации.
  2. В соответствии со ст. 42 Федерального закона от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" Госкомрыболовство России является одним из органов исполнительной власти, обеспечивающих охрану континентального шельфа, его минеральных и живых ресурсов.
  3. В соответствии с Положением об осуществлении государственного контроля за использованием и охраной водных объектов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16 июня 1997 г. N 716, органы государственного контроля за использованием и охраной водных объектов МПР России осуществляют государственный контроль за соблюдением гражданами и юридическими лицами требований по осуществлению мероприятий, обеспечивающих охрану рыбных запасов и условий для их воспроизводства при строительстве, реконструкции и эксплуатации различных объектов, гидротехнических и других сооружений, проведении работ на водных объектах рыбохозяйственного значения, в их прибрежных полосах и водоохранных зонах. Указанные органы также участвуют в расследовании фактов гибели рыбы и других водных биологических ресурсов.
  4. О должностных лицах органов рыбоохраны Госкомрыболовства России, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, см. п. 2 комментария к ст. 28.3 (в части комментария к п. 35 ч. 2 указанной статьи).
 
  Статья 23.28. Органы гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды
 
  1. Органы гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 7.2 (об уничтожении и о повреждении стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей природной среды и ее загрязнением, входящих в государственную наблюдательную сеть, а равно о нарушениях режима их охранных зон), статьями 8.5, 8.21, 8.40 настоящего Кодекса.
  2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе:
  1) руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды, его заместители;
  2) руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды, их заместители.
 
  Комментарий к статье 23.28
 
  1. Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды, является Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
  Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.5 в части сокрытия или искажения информации о состоянии недр, отнесено к ведению МПР России (см. комментарий к ст. 23.22). Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.5 КоАП (в зависимости от содержания сокрытой или искаженной экологической информации), осуществляется также иными органами административной юрисдикции (см. ч. 1 ст. 23.21, ч. 1 ст. 23.23, ч. 1 ст. 23.24, ч. 1 ст. 23.29, ч. 1 ст. 23.33 КоАП). См. комментарии к указанным статьям.
  2. Согласно п. 2 ст. 13 Федерального закона от 19 июля 1998 г. N 113-ФЗ "О гидрометеорологической службе" организация деятельности стационарных и подвижных пунктов наблюдений, определение их местоположения осуществляются в соответствии с решением Росгидромета по согласованию с соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ; прекращение деятельности указанных пунктов наблюдений осуществляется исключительно в соответствии с решением Росгидромета.
  3. Согласно Положению о государственной службе наблюдения за состоянием окружающей природной среды, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 23 августа 2000 г. N 622, государственная служба наблюдения за состоянием окружающей природной среды осуществляется Росгидрометом, МПР России при участии других федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ через систему стационарных и подвижных пунктов наблюдений, в том числе постов, станций, лабораторий, центров, бюро, обсерваторий, расположенных в различных природно-климатических районах, городах и промышленных центрах и на водных объектах (включая водохранилища и каналы) с различной антропогенной нагрузкой, средств наблюдений авиакосмического и морского базирования (государственную и ведомственные наблюдательные сети).
  Государственная служба наблюдения за состоянием окружающей природной среды организуется для наблюдения за происходящими в окружающей природной среде физическими, химическими и биологическими процессами, уровнем загрязнения атмосферного воздуха, почв, водных объектов (в том числе по гидробиологическим показателям) и последствиями этого влияния на растительный и животный мир (далее - состояние окружающей природной среды), а также для обеспечения заинтересованных организаций и населения текущей и экстренной информацией об изменениях в окружающей природной среде, предупреждениями и прогнозами ее состояния.
  4. В соответствии с Положением о государственном надзоре за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы на территории Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 25 августа 1999 г. N 946, на Росгидромет, его территориальные органы и организации, находящиеся в его ведении, возложено осуществление государственного надзора за осуществлением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы. Согласно п. 1 Положения под активным воздействием понимается воздействие на метеорологические и другие геофизические процессы в целях их регулирования и уменьшения возможного вреда от данных процессов населению и экономике (защита сельскохозяйственных растений от градобития, регулирование осадков, рассеивание туманов и спуск снежных лавин).
  Полномочия должностных лиц Росгидромета по государственному надзору за осуществлением работ по активному воздействию на вышеназванные процессы, права и обязанности государственных инспекторов по надзору за проведением работ по активному воздействию определены соответственно п. 3, 7, 8 указанного Положения.
 
  Статья 23.29. Органы, осуществляющие государственный экологический контроль
 
  1. Органы, осуществляющие государственный экологический контроль, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 7.2 (об уничтожении и о повреждении знаков особо охраняемых природных территорий, а также знаков, устанавливаемых пользователями животным миром или специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, зданий и других сооружений, принадлежащих указанным пользователям и органам), статьями 7.11, 8.1, 8.2, 8.4 - 8.6, 8.18, 8.19, 8.21 - 8.23, частями 2 и 3 статьи 8.31, статьями 8.33 - 8.36, частью 3 статьи 8.37, статьей 8.39 настоящего Кодекса.
  2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе:
  1) главный государственный инспектор Российской Федерации по охране природы, его заместители;
  2) старшие государственные инспектора Российской Федерации по охране природы;
  3) государственные инспектора Российской Федерации по охране природы;
  4) главные государственные инспектора Российской Федерации по охране природы в зоне своей деятельности, их заместители;
  5) старшие государственные инспектора Российской Федерации по охране природы в зоне своей деятельности;
  6) государственные инспектора Российской Федерации по охране природы в зоне своей деятельности;
  7) главные государственные инспектора субъектов Российской Федерации по охране природы, их заместители;
  8) старшие государственные инспектора субъектов Российской Федерации по охране природы;
  9) государственные инспектора субъектов Российской Федерации по охране природы;
  10) главные государственные инспектора по охране природы в зоне деятельности соответствующих городских, межрайонных, районных природоохранных структур в составе территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области охраны окружающей среды, их заместители;
  11) государственные инспектора по охране природы в зоне деятельности соответствующих городских, межрайонных, районных природоохранных структур в составе территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области охраны окружающей среды.
  3. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8.18, 8.19 настоящего Кодекса, рассматривают должностные лица, указанные в пунктах 1, 2, 4, 5, 7 и 10 части 2 настоящей статьи.
 
  Комментарий к статье 23.29
 
  1. В соответствии с Положением о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 25 сентября 2000 г. N 726, указанное Министерство является специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей природной среды, государственной экологической экспертизы. Согласно подп. 12 п. 6 Положения к ведению МПР России отнесены организация и осуществление государственного экологического контроля; в соответствии с подп. 9 п. 7 данное Министерство рассматривает дела об административных правонарушениях и назначает административные наказания, а также предъявляет в суд, арбитражный суд иски о возмещении ущерба (вреда), причиненного окружающей природной среде.
  2. Приказом МПР России от 4 апреля 2001 г. N 283 "О должностных лицах Министерства природных ресурсов Российской Федерации и его территориальных органов, осуществляющих государственный экологический контроль" (в ред. Приказа МПР России от 28 апреля 2001 г. N 372) установлено, что:
  - первый заместитель МПР России и заместитель МПР России, указанные в п. 1 Приказа, являются заместителями главного государственного инспектора Российской Федерации по охране природы;
  - руководители Департамента государственного контроля и Департамента охраны окружающей среды и экологической безопасности, их заместители, руководители отделов, входящих в состав этих департаментов, ведающие вопросами организации и осуществления государственного экологического контроля, являются старшими государственными инспекторами РФ по охране природы;
  - специалисты Департамента государственного контроля и Департамента охраны окружающей среды и экологической безопасности, ведающие вопросами организации и осуществления государственного экологического контроля, являются государственными инспекторами РФ по охране природы;
  - руководители департаментов природных ресурсов по регионам МПР России и комитетов природных ресурсов по субъектам Федерации МПР России являются главными государственными инспекторами по охране природы в субъектах Федерации;
  - заместители руководителей департаментов природных ресурсов по регионам МПР России и комитетов природных ресурсов по субъектам Федерации МПР России, ведающие вопросами организации и осуществления государственного экологического контроля, являются заместителями главных государственных инспекторов РФ по охране природы в субъектах Федерации;
  - руководители структурных подразделений департаментов природных ресурсов по регионам МПР России и комитетов природных ресурсов по субъектам Федерации МПР России, ведающие вопросами организации и осуществления государственного экологического контроля, и их заместители являются старшими государственными инспекторами РФ по охране природы в субъектах Российской Федерации;
  - специалисты структурных подразделений департаментов природных ресурсов по регионам МПР России и комитетов природных ресурсов по субъектам Федерации МПР России, ведающие вопросами организации и осуществления государственного экологического контроля, являются государственными инспекторами Российской Федерации по охране природы в субъектах Федерации;
  - начальники специализированных морских инспекций МПР России являются старшими государственными инспекторами РФ по охране природы в зоне их деятельности, их заместители и другие должностные лица этих инспекций, обеспечивающие осуществление государственного экологического контроля, являются государственными инспекторами РФ по охране природы в зоне их деятельности.
  3. См. п. 1 комментария к ст. 23.28.
 
  Статья 23.30. Органы государственного энергетического надзора
 
  1. Органы государственного энергетического надзора рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.19, 9.7 - 9.12, 11.20 настоящего Кодекса.
  2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе:
  1) главный государственный инспектор Российской Федерации по энергетическому надзору, его заместители;
  2) старшие государственные инспектора по энергетическому надзору;
  3) государственные инспектора по энергетическому надзору.
  3. Размер административного штрафа, налагаемого государственными инспекторами по энергетическому надзору на граждан, не может превышать пять минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - десять минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - сто минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 23.30
 
  1. Согласно Положению о государственном энергетическом надзоре в Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1998 г. N 938 (с учетом преобразования Минтопэнерго России в Министерство энергетики РФ в соответствии с Указом Президента РФ от 17 мая 2000 г. N 867), государственный энергетический надзор в Российской Федерации (госэнергонадзор) осуществляется органами системы Министерства энергетики РФ и объединяет действующие в топливно-энергетическом комплексе надзорные организации и инспекции.
  В систему госэнергонадзора входят:
  - структурное подразделение по управлению государственным энергетическим надзором центрального аппарата Минэнерго России;
  - региональные управления государственного энергетического надзора (территориальные органы Минэнерго России);
  - управления государственного энергетического надзора в субъектах РФ (государственные учреждения).
  Положения о региональных управлениях госэнергонадзора и уставы управлений госэнергонадзора в субъектах РФ утверждаются Министерством энергетики РФ.
  Руководитель структурного подразделения по управлению госэнергонадзором центрального аппарата Минэнерго России является главным государственным инспектором по энергетическому надзору РФ, а его заместители - заместителями главного государственного инспектора по энергетическому надзору РФ.
  Начальники отделов и главные специалисты структурного подразделения по управлению госэнергонадзором центрального аппарата Минэнерго России, руководители региональных управлений госэнергонадзора и их заместители, руководители управлений госэнергонадзора в субъектах РФ и их заместители являются старшими государственными инспекторами по энергетическому надзору.
  Другие работники госэнергонадзора, осуществляющие энергетический надзор, являются государственными инспекторами по энергетическому надзору.
  В соответствии с п. 2 Положения о Минэнерго России, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12 октября 2000 г. N 777, региональные управления государственного энергетического надзора имеют статус территориальных органов системы Минэнерго России.
  Согласно подп. 39 п. 6 указанного Положения Минэнерго России осуществляет непосредственно, а также через региональные управления государственного энергетического надзора руководство управлениями государственного энергетического надзора (государственными учреждениями) в субъектах Федерации.
  Согласно Положению о Департаменте государственного энергетического надзора и энергоснабжения Министерства энергетики Российской Федерации (Госэнергонадзоре), утвержденному Минэнерго России 25 декабря 2000 г., руководство системой государственного энергонадзора в Минэнерго России возлагается на Департамент государственного энергетического надзора и энергосбережения Минэнерго России (Госэнергонадзор), являющийся структурным подразделением Минэнерго России.
  2. Права главного государственного инспектора по энергетическому надзору РФ, его заместителей, старших государственных инспекторов и государственных инспекторов по энергетическому надзору определены п. 7 Положения, указанного в п. 1 настоящего комментария.
  3. О должностных лицах государственного энергетического надзора, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, см. п. 2 комментария к ст. 28.3 (в части комментария к п. 38 ч. 2 указанной статьи).
 
  Статья 23.31. Органы государственного горного и промышленного надзора
 
  1. Органы государственного горного и промышленного надзора рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 7.2 (об уничтожении и о повреждении маркшейдерских информационных знаков, знаков горно-санитарных зон и округов), статьями 7.3, 7.4, статьей 8.7 (в части невыполнения обязанностей по рекультивации земель после завершения разработки полезных ископаемых и общераспространенных полезных ископаемых), статьями 8.9 - 8.11, частями 1 и 3 статьи 8.17, статьей 8.19, статьей 8.39 (об административных правонарушениях, совершенных на территориях горно-санитарных зон и округов), статьями 9.1, 9.2, 11.20, 14.26, 19.2, 19.22 настоящего Кодекса.
 (в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 103-ФЗ)
  2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе:
  1) руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственного горного и промышленного надзора, его заместители;
  2) руководители управлений и округов государственного горного и промышленного надзора, их заместители;
  3) начальники инспекций и отделов государственного горного и промышленного надзора, их заместители;
  4) главные государственные инспектора и государственные инспектора государственного горного и промышленного надзора.
 
  Комментарий к статье 23.31
 
  Согласно Положению о Госгортехнадзоре России, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2001 г. N 841, Госгортехнадзор России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим соответствующее нормативное регулирование, специальные разрешительные, контрольные и надзорные функции в области промышленной безопасности, а также в пределах своей компетенции в области использования и охраны недр.
  Госгортехнадзор России является специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.
  Основные требования к организации и порядку осуществления надзорной деятельности органами Госгортехнадзора определены Положением о надзорной и контрольной деятельности в системе Госгортехнадзора России (РД 04-354-00), утвержденным Приказом Госгортехнадзора России от 26 апреля 2000 г. N 50.
  О должностных лицах Госгортехнадзора России и его территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, см. п. 2 комментария к ст. 28.3 (в части комментария к п. 39 ч. 2 указанной статьи).
 
  Статья 23.32. Органы, осуществляющие государственный контроль за безопасностью взрывоопасных производств
 
  1. Органы, осуществляющие государственный контроль за безопасностью взрывоопасных производств, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.1 настоящего Кодекса.
  2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе:
  1) руководитель инспекции взрывоопасных производств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области оборонной промышленности, его заместители;
  2) главные инспектора инспекции взрывоопасных производств на предприятиях и в организациях.
 
  Комментарий к статье 23.32
 
  1. Согласно Постановлению Правительства РФ от 6 августа 1999 г. N 906 "Вопросы Российского агентства по боеприпасам" (в ред. Постановления Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 220) к органам, осуществляющим госконтроль за безопасностью взрывоопасных производств, относятся также и Росбоеприпасы. Согласно п. 1 указанного Постановления Правительства РФ к ведению Росбоеприпасов отнесено регулирование оборота взрывчатых материалов гражданского назначения.
  В соответствии с п. 2 рассматриваемого Постановления Правительства РФ Росбоеприпасы осуществляют функции нормативно-правового регулирования, специальные разрешительные, контрольные или надзорные функции в области промышленной безопасности при производстве и утилизации порохов, ракетного твердого топлива, взрывчатых веществ, пиротехнических составов и изделий на их основе, испытании боеприпасов и ракет на опасных производственных объектах, использующих взрывоопасные технологии, Перечень которых утвержден Постановлением Правительства РФ от 21 марта 1994 г. N 223 "О сертификации безопасности промышленных и опытно-экспериментальных объектов предприятий и организаций оборонных отраслей промышленности, использующих экологически вредные и взрывоопасные технологии".
  Согласно п. 1 Положения о Росбоеприпасах, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31 мая 2002 г. N 374, Росбоеприпасы являются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и другие функции в сфере промышленности боеприпасов и специальной химии, включая научные исследования, разработку, производство, модернизацию и утилизацию боеприпасов, пиротехнических изделий, взрывчатых материалов гражданского назначения.
  В соответствии с подп. 25 п. 5 указанного Положения Росбоеприпасы осуществляют функции нормативно-правового регулирования, специальные разрешительные, контрольные или надзорные функции в области промышленной безопасности при производстве и утилизации порохов, ракетного твердого топлива, взрывчатых веществ, пиротехнических составов, изделий на их основе, испытании боеприпасов и ракет на опасных производственных объектах, использующих взрывоопасные технологии, Перечень которых утвержден Постановлением Правительства РФ от 21 марта 1994 г. N 223 "О сертификации безопасности промышленных и опытно-экпериментальных объектов предприятий и организаций оборонных отраслей промышленности, использующих экологически вредные и взрывоопасные технологии".
  Согласно подп. 50 п. 5 рассматриваемого Положения к ведению Росбоеприпасов отнесена координация деятельности государственных предприятий, учреждений и организаций промышленности боеприпасов и специальной химии в области обеспечения безопасности эксплуатации взрывоопасных производств.
  2. В соответствии с Перечнем федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. N 135, к совместному ведению Росбоеприпасов и Госгортехнадзора России отнесено лицензирование следующих видов деятельности:
  - производство взрывчатых материалов промышленного назначения;
  - хранение взрывчатых материалов промышленного назначения;
  - применение взрывчатых материалов промышленного назначения;
  - деятельность по распространению взрывчатых материалов промышленного назначения.
  Согласно данному Перечню лицензирование деятельности по эксплуатации взрывоопасных промышленных объектов осуществляется Госгортехнадзором России. Поскольку к ведению лицензирующих органов отнесено также и осуществление контроля за соблюдением лицензиатами требований и условий лицензирования (см. п. 1 ст. 6 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"), к органам, осуществляющим государственный контроль за безопасностью взрывоопасных производств, по смыслу ч. 1 комментируемой статьи относятся также и упомянутые лицензирующие органы.
  3. Применительно к подп. 1 ч. 2 комментируемой статьи следует иметь в виду, что функции в области оборонной промышленности осуществляются различными федеральными органами исполнительной власти, к ведению которых отнесена реализация государственной политики отраслями промышленности. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12 июля 2000 г. N 515 в ведение Министерства промышленности, науки и технологий РФ были переданы следующие функции государственного регулирования в области оборонной промышленности и военно-технического сотрудничества:
  - проведение совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти единой государственной научно-технической политики в области развития и реформирования оборонной промышленности;
  - участие в формировании и реализации государственного оборонного заказа;
  - обеспечение координации, планирования и контроля деятельности федерального государственного унитарного предприятия "Рособоронэкспорт", а также других субъектов военно-технического сотрудничества;
  - лицензирование экспортно-импортных операций в области военно-технического сотрудничества;
  - формирование сводных объемов экспорта продукции военного назначения и контроль за выполнением их показателей;
  - регистрация с целью учета контрактов, касающихся внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения, и контроль за их исполнением;
  - выполнение функции государственного заказчика по экспортно-импортным операциям в области военно-технического сотрудничества, осуществляемым во исполнение международных обязательств.
  В соответствии с подп. 6 п. 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 11 ноября 1998 г. N 1357 (в ред. Указа Президента РФ от 1 декабря 2000 г. N 1953), к ведению Минобороны России отнесена разработка федеральной государственной программы вооружения и развития оборонного промышленного комплекса.
  К ведению Государственного комитета РФ по оборонному заказу при Министерстве обороны РФ (Госкомоборонзаказ) отнесено осуществление заказов на разработку, производство и поставку вооружения и военной техники общего назначения для Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, а также на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по разработке указанных вооружения и военной техники и по созданию новых технологий их производства (см. п. 2 Указа Президента РФ от 11 марта 2003 г. N 311).
  4. В осуществлении государственной программы вооружения и государственного оборонного заказа участвует также Российское агентство по системам управления. Согласно Положению о Российском агентстве по системам управления, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 23 декабря 1999 г. N 1430, к ведению данного федерального органа исполнительной власти отнесены следующие полномочия в области оборонной промышленности:
  - участие совместно с Минобороны России и другими государственными заказчиками в проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по разработке нового вооружения и военной техники, подготовка его серийного производства, создание необходимой испытательной стендовой базы, а также организация выполнения названных работ;
  - обеспечение совместно с Минобороны России и другими государственными заказчиками выполнения государственной программы вооружения и государственного оборонного заказа в области радиоэлектронной техники различного назначения на предприятиях и в организациях радиоэлектронной промышленности.
  Отдельные функции в области оборонной промышленности осуществляются Российским авиационно-космическим агентством, Российским агентством по боеприпасам, Российским агентством по обычным вооружениям применительно к отраслям промышленности, государственное регулирование в которых отнесено к их ведению.
 
  Статья 23.33. Органы, осуществляющие государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии
 
  1. Органы, осуществляющие государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.5 (в части сокрытия или искажения экологической информации о радиационной обстановке), статьями 9.6, 19.2 настоящего Кодекса.
  2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе:
  1) руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии, его заместители;
  2) руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии, их заместители;
  3) главные государственные инспектора федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии;
  4) главные государственные инспектора территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии.
 
  Комментарий к статье 23.33
 
  1. Согласно ст. 28 Федерального закона от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения" лица, виновные в невыполнении или в нарушении требований к обеспечению радиационной безопасности, несут административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.
  Наложение штрафа за административное правонарушение в области обеспечения радиационной безопасности не освобождает виновных лиц от обязанностей устранения допущенных нарушений, возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью граждан, и (или) причиненных им убытков, а также от возмещения убытков, причиненных юридическим лицам в результате радиационной аварии.
  2. В соответствии с Указом Президента РФ от 21 января 1997 г. N 26 "О федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных осуществлять государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии" органами государственного регулирования ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасности при использовании атомной энергии являются: Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности, Министерство здравоохранения РФ, Федеральный горный и промышленный надзор России, Государственная противопожарная служба МЧС России.
  Указанные федеральные органы исполнительной власти могут заключать соглашения о взаимодействии в целях повышения эффективности государственного регулирования ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасности при использовании атомной энергии и исключения дублирования их функций.
  Согласно Положению о Госатомнадзоре России, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 2002 г. N 265, Госатомнадзор России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование ядерной и радиационной безопасности при использовании атомной энергии в мирных и оборонных целях (за исключением регулирования санитарно-гигиенических и природоохранных аспектов радиационной безопасности, а также деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, испытанием, эксплуатацией и утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения) с целью формирования условий, при которых гарантируются защита работников объектов использования атомной энергии, населения и окружающей среды от недопустимого радиационного воздействия и предотвращение неконтролируемого распространения и использования ядерных материалов.
  3. Безопасное ведение работ на объектах, подконтрольных органам Госатомнадзора, регламентируется, в частности, Положением о проверке знаний правил, норм и инструкций по безопасности в атомной энергетике у персонала атомных станций и эксплуатирующих организаций атомных станций, утвержденным Приказом Госатомнадзора России от 1 декабря 1994 г. N 131, а также Положением о порядке выдачи временных разрешений Госатомнадзора России на деятельность, связанную с экспортом или импортом ядерных материалов, технологий, оборудования, установок, специальных неядерных материалов, радиоактивных отходов и отработанных ядерных материалов, утвержденным Приказом Госатомнадзора России от 14 ноября 1994 г. N 128.
  4. В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" выполнение работ и предоставление услуг в области использования атомной энергии осуществляется юридическими лицами-лицензиатами. Нарушение лицензиатами правил безопасного ведения работ в области использования атомной энергии влечет санкции в виде приостановления действия лицензии или ее аннулирования независимо от применения мер административной ответственности, предусмотренной ст. 9.6 КоАП (см. также п. 6 комментария к ст. 14.1).
  5. О должностных лицах Госатомнадзора России и его территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, см. п. 2 комментария к ст. 28.3 (в части комментария к п. 41 ч. 2 указанной статьи).
 
  Статья 23.34. Органы, осуществляющие государственный пожарный надзор
 
  1. Органы, осуществляющие государственный пожарный надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8.32, 11.16, 20.4 настоящего Кодекса.
  2. Рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать административные наказания от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе:
  1) главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору, его заместители;
  2) главные государственные инспектора субъектов Российской Федерации по пожарному надзору, их заместители;
  3) главные государственные инспектора городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору, их заместители;
  4) государственные инспектора Российской Федерации по пожарному надзору;
  5) государственные инспектора субъектов Российской Федерации по пожарному надзору;
  6) государственные инспектора городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору.
  3. Должностные лица, указанные в пунктах 5 и 6 части 2 настоящей статьи, вправе рассматривать дела об административных правонарушениях, совершенных гражданами и должностными лицами.
 
  Комментарий к статье 23.34
 
  1. В соответствии с п. 1 Указа Президента РФ от 9 ноября 2001 г. N 1309 Государственная противопожарная служба МВД России преобразована в Государственную противопожарную службу МЧС России.
  Согласно Федеральному закону от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" государственный пожарный надзор - специальный вид государственной надзорной деятельности, осуществляемый должностными лицами органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений. Государственная противопожарная служба входит в состав МЧС России в качестве единой самостоятельной оперативной службы.
  Руководитель федерального органа управления Государственной противопожарной службы, руководители территориальных органов управления Государственной противопожарной службы субъектов РФ по должности одновременно являются соответственно главным государственным инспектором РФ по пожарному надзору и главными государственными инспекторами субъектов РФ по пожарному надзору.
  Перечень должностей личного состава Государственной противопожарной службы и соответствующих им прав и обязанностей по осуществлению государственного пожарного надзора определяет главный государственный инспектор РФ по пожарному надзору.
  Федеральный орган управления Государственной противопожарной службы - самостоятельное оперативное структурное подразделение МЧС России, возглавляющее систему Государственной противопожарной службы.
  2. Должностные лица органов управления и подразделений государственного пожарного надзора по смыслу ст. 6 Федерального закона "О пожарной безопасности" имеют право рассматривать дела об административных правонарушениях граждан и юридических лиц, включая изготовителей (исполнителей, продавцов), в области пожарной безопасности, а также дела об иных правонарушениях в данной области.
  3. Должностные лица органов, осуществляющих государственный пожарный надзор, вправе рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.32 (нарушение правил пожарной безопасности в лесах), 11.16 (нарушение правил пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте), а также ч. 1 - 6 ст. 20.4 (нарушение требований пожарной безопасности) КоАП (см. также комментарии к указанным статьям).
  Государственные инспектора субъектов РФ по пожарному надзору, а также государственные инспектора городов (районов) субъектов РФ по пожарному надзору не вправе рассматривать дела об административных правонарушениях, совершенных юридическими лицами. Рассмотрение указанных дел отнесено к ведению должностных лиц, перечисленных в п. 1 - 4 ч. 2 комментируемой статьи.
 
  Статья 23.35. Органы, осуществляющие государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники
 
  1. Органы, осуществляющие государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8.22, 8.23 (в части техники, поднадзорной указанным органам), статьей 9.3, статьей 19.22 (в части техники, поднадзорной указанным органам) настоящего Кодекса.
  2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе:
  1) главный государственный инженер - инспектор Российской Федерации по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники, его заместители;
  2) главные государственные инженеры - инспектора субъектов Российской Федерации по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники, их заместители;
  3) главные государственные инженеры - инспектора городов, районов по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники, их заместители.
 
  Комментарий к статье 23.35
 
  1. В соответствии с подп. 58 п. 6 Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2000 г. N 901, к ведению Минсельхоза России отнесено осуществление государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ.
  Согласно Положению о государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации, утвержденному Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 13 декабря 1993 г. N 1291 (в ред. Постановления Правительства РФ от 2 февраля 1998 г. N 141), основной задачей государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (далее - Гостехнадзор) является осуществление надзора за техническим состоянием тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним в процессе использования в части обеспечения безопасности для жизни, здоровья людей и имущества, охраны окружающей среды, а в агропромышленном комплексе - за соблюдением правил эксплуатации машин и оборудования, регламентируемой стандартами, другими нормативными документами и документацией.
  В систему органов Гостехнадзора входят:
  - Главная государственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Минсельхоза России (Главгостехнадзор России);
  - государственные инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники органов исполнительной власти субъектов РФ с соответствующими государственными инспекциями городов и районов.
  Количество государственных инженеров-инспекторов в государственных инспекциях по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники определяется соответствующими органами исполнительной власти с учетом суммарных нормативов мощности и наличия подконтрольных машин и оборудования и в пределах ассигнований, предусматриваемых на эти цели.
  В случае, когда функции надзора в районе (городе) должны выполняться одним лицом, они возлагаются на главного государственного инженера-инспектора.
  Начальники инспекций по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники всех уровней являются одновременно главными государственными инженерами-инспекторами органов Гостехнадзора соответствующих национально-государственных и административно-территориальных образований Российской Федерации и назначаются на должность по согласованию с вышестоящей инспекцией Гостехнадзора.
  Согласно п. 7 Положения государственным инженерам-инспекторам Гостехнадзора предоставляется право налагать административные взыскания.
  2. О должностных лицах органов Гостехнадзора, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, см. п. 2 комментария к ст. 28.3 (в части комментария к п. 43 ч. 2 указанной статьи).
 
  Статья 23.36. Органы российской транспортной инспекции
 
  1. Органы российской транспортной инспекции рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.2 (в части нарушений экологических требований на воздушном, морском, внутреннем водном, автомобильном транспорте, на промышленном железнодорожном транспорте, не входящем в систему федерального железнодорожного транспорта), статьей 8.3 (в части нарушений правил обращения с пестицидами и агрохимикатами на воздушном, морском, внутреннем водном, автомобильном транспорте, на промышленном железнодорожном транспорте, не входящем в систему федерального железнодорожного транспорта), статьями 8.22, 8.23, 11.2, частями 1 и 2 статьи 11.14, частью 3 статьи 11.14 (о нарушениях правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов на промышленном железнодорожном транспорте, не входящем в систему федерального железнодорожного транспорта), статьей 11.15, частью 1 статьи 11.17 (об административных правонарушениях, совершенных на промышленном железнодорожном транспорте, не входящем в систему федерального железнодорожного транспорта), статьями 11.23, 11.25 - 11.29, частью 2 статьи 12.3 (об управлении транспортным средством водителем, не имеющим при себе лицензионной карточки), статьей 19.19 (в части промышленного железнодорожного транспорта, не входящего в систему федерального железнодорожного транспорта) настоящего Кодекса.
  2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе:
  1) главный государственный транспортный инспектор Российской Федерации, его заместители;
  2) руководители территориальных органов российской транспортной инспекции, их заместители;
  3) начальники отделов, их заместители, государственные транспортные инспектора территориальных органов российской транспортной инспекции.
 
  Комментарий к статье 23.36
 
  1. В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 127-ФЗ "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения" должностные лица органов Российской транспортной инспекции Минтранса России (Ространсинспекции) проводят транспортный контроль на территории Российской Федерации в пунктах пропуска через Государственную границу РФ транспортных средств и в специально обозначенных дорожными знаками стационарных и передвижных контрольных пунктах, перечень которых согласовывается с соответствующими органами исполнительной власти в области дорожного хозяйства и органами внутренних дел.
  2. Права и обязанности должностных лиц Ространсинспекции при осуществлении международных автомобильных перевозок определены Положением о государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31 октября 1998 г. N 1272. Согласно п. 18 Положения при проведении транспортного контроля должностные лица органов Ространсинспекции имеют право:
  - останавливать транспортные средства, осуществляющие международные автомобильные перевозки, для проверки только в пунктах их пропуска через Государственную границу РФ, а также в контрольных пунктах с использованием диска с красным сигналом либо со световозвращателем;
  - в случае нарушения международных договоров РФ выдать перевозчику или его представителю обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения;
  - налагать штрафы за нарушение порядка выполнения международных автомобильных перевозок в случаях, предусмотренных КоАП. При наложении штрафа должностным лицом органа Ространсинспекции делается пометка в российском разрешении на проезд, а в случаях, когда такие разрешения не предусмотрены, - в учетном талоне.
  Согласно ст. 11 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 127-ФЗ должностные лица Ространсинспекции в случае наложения штрафов должны заверять личными номерными печатями копии вручаемых лицам, совершившим правонарушения, протоколов об административных правонарушениях и постановлений о наложении указанного административного наказания.
  3. Согласно Положению о Российской транспортной инспекции Министерства транспорта Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 515, Ространсинспекция является единой централизованной системой, включающей в себя Департамент Российской транспортной инспекции Министерства транспорта Российской Федерации и территориальные органы Министерства - отделения Российской транспортной инспекции. Согласно п. 14 Положения о Министерстве транспорта РФ (в ред. Постановления Правительства РФ от 18 января 2003 г. N 26) и п. 1 Положения о Ространсинспекции (в ред. указанного Постановления Правительства РФ) Ространсинспекцию возглавляет первый заместитель министра транспорта РФ - главный государственный транспортный инспектор РФ.
  В соответствии с п. 4 указанного Положения основными задачами Ространсинспекции являются:
  осуществление государственного контроля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - субъекты транспортного комплекса) нормативных правовых и нормативных технических актов, регламентирующих деятельность транспортного комплекса;
  осуществление государственного контроля за соблюдением лицензионных требований и условий субъектами транспортного комплекса, осуществляющими деятельность, лицензирование которой возложено на Минтранс России;
  лицензирование отдельных видов деятельности в транспортном комплексе Российской Федерации, отнесенных Минтрансом России к ее компетенции;
  осуществление транспортного контроля за выполнением международных автомобильных перевозок в пунктах пропуска автотранспортных средств через государственную границу Российской Федерации и в контрольных пунктах, создаваемых в установленном порядке на территории РФ.
  Согласно п. 9 - 10 рассматриваемого Положения руководители отделений Ространсинспекции, назначаемые и освобождаемые от должности министром транспорта РФ, являются главными государственными транспортными инспекторами субъектов Российской Федерации, а их заместители - заместителями главных государственных транспортных инспекторов субъектов Российской Федерации.
  Главный государственный транспортный инспектор Российской Федерации и его заместитель, руководители отделений Ространсинспекции и их заместители, начальники отделов и их заместители, государственные транспортные инспектора отделений Ространсинспекции вправе в порядке и в случаях, установленных КоАП, рассматривать дела об административных правонарушениях.
  В соответствии с п. 7 данного Положения руководитель Департамента Российской транспортной инспекции является заместителем главного государственного транспортного инспектора Российской Федерации, назначается на должность и освобождается от должности министром транспорта Российской Федерации по представлению главного государственного транспортного инспектора РФ.
  4. О должностных лицах органов Ространсинспекции, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, см. п. 2 комментария к ст. 28.3 (в части комментария к п. 44 ч. 2 указанной статьи).
 
  Статья 23.37. Органы автомобильного транспорта
 
  1. Органы автомобильного транспорта рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 11.15 (об административных правонарушениях, совершенных на объектах автомобильного транспорта), частями 3 и 4 статьи 11.18, частью 2 статьи 11.19 настоящего Кодекса.
  2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов автомобильного транспорта вправе контролеры-ревизоры, билетные контролеры, иные уполномоченные на то работники пассажирского междугородного автомобильного транспорта.
 
  Комментарий к статье 23.37
 
  Контролеры-ревизоры, билетные контролеры, иные уполномоченные на то работники пассажирского междугородного автомобильного транспорта рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1, 2 ст. 11.15 (повреждение имущества на транспортных средствах общего пользования или иного предназначенного для перевозки и хранения грузов на транспорте оборудования - в части административных правонарушений, совершенных на объектах автомобильного транспорта), ч. 3 ст. 11.18 (безбилетный проезд в автобусе междугородного сообщения), ч. 4 ст. 11.18 (провоз без билета детей, проезд которых подлежит частичной оплате), ч. 2 ст. 11.19 (провоз багажа без оплаты в автобусе междугородного сообщения) КоАП.
  Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 11.15 КоАП, подведомственны также органам внутренних дел (милиции) (см. комментарий к ст. 23.3).
  О должностных лицах органов автомобильного транспорта, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, см. п. 2 комментария к ст. 28.3 (в части комментария к п. 45 ч. 2 указанной статьи).
 
  Статья 23.38. Органы морского транспорта
 
  1. Органы морского транспорта рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8.22, 8.23, 11.6, частью 1 статьи 11.7, статьями 11.8 - 11.11, частью 1 статьи 11.13, частью 2 статьи 11.14, статьями 11.15, 11.16, частями 2, 3 и 5 статьи 11.17, пунктами 3 и 4 части 1 и частью 4 статьи 11.18, частями 1, 3 и 4 статьи 11.19 настоящего Кодекса.
  2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе:
  1) руководитель уполномоченного в области морского транспорта структурного подразделения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное управление в транспортном комплексе, его заместители;
  2) капитаны портов, их заместители, начальники смен, старшие капитаны, капитаны портового надзора, капитаны судов;
  3) начальники отрядов по противопожарной профилактике, их заместители, начальники отдельных команд по противопожарной профилактике, старшие инструкторы по противопожарной профилактике.
  3. Размер административного штрафа, налагаемого начальником смены, старшим капитаном, капитаном портового надзора на граждан, не может превышать три минимальных размера оплаты труда; на должностных лиц - пять минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - пятьдесят минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 23.38
 
  1. Согласно Положению о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2000 г. N 1038 (в ред. Постановления Правительства РФ от 29 ноября 2002 г. N 854), морской транспорт относится к отраслям транспортного комплекса, подведомственным Минтрансу России. Исчерпывающий перечень полномочий в области морского транспорта, отнесенных к ведению Минтранса России, определен подп. 99 - 124 п. 8 указанного Положения.
  2. По смыслу п. 2 ч. 2 комментируемой статьи под морским торговым портом понимается комплекс сооружений, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов, пассажиров, осуществления операций с грузами и других услуг. Согласно ст. 9 КТМ под морским рыбным портом понимается комплекс сооружений, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для осуществления основного вида деятельности - комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота; морским специализированным портом является комплекс сооружений, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов, осуществляющих перевозки определенных видов грузов (леса, нефти и др.). К морским специализированным портам относятся также порты, предназначенные для обслуживания спортивных и прогулочных судов.
  Применительно к отношениям, регулируемым КТМ, под портовыми властями понимаются соответствующие администрации морских портов, осуществляющие административно-властные и другие возложенные на них Правительством РФ полномочия.
  В соответствии со ст. 74 КТМ капитан морского порта осуществляет функции по обеспечению безопасности мореплавания и порядка в морском порту. Капитан морского порта действует в соответствии с Положением о капитане морского порта, утвержденным Минтрансом России, капитан морского рыбного порта - в соответствии с Положением о капитане морского рыбного порта, утвержденным Госкомрыболовством России по согласованию с Минтрансом России.
  3. О должностных лицах органов морского транспорта, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, см. п. 2 комментария к ст. 28.3 (в части комментария к п. 46 ч. 2 указанной статьи); при этом следует иметь в виду, что капитаны морских рыбных портов, их заместители, начальники портового надзора указанных портов и капитаны портового надзора осуществляют административно-юрисдикционную деятельность в качестве должностных лиц Госкомрыболовства России (см. также комментарий к п. 35 ч. 2 ст. 28.3).
 

<< Пред.           стр. 54 (из 76)           След. >>

Список литературы по разделу