<< Пред.           стр. 5 (из 17)           След. >>

Список литературы по разделу

  Лучший метод целительства на Четвёртом Луче - это квалифицированный массаж и магнетизм.
  Движение по Пути осуществляется самоконтролем, позволяющим привести в равновесие противоборствующие силы природы. Самый низший и чрезвычайно опасный путь здесь - Хатха Йога.
  Пятый Луч Низшего Ума
  Особые достоинства:
  Безупречно точные формулировки, справедливость (беспощадная), настойчивость, здравый смысл, честность, независимость, острый интеллект.
  Пороки Луча:
  Грубый критицизм, ограниченность, высокомерие, неумение прощать, отсутствие сочувствия и уважения, предрассудки.
  Добродетели, которые необходимо обрести:
  Уважение, преданность, сочувствие, любовь, широта воззрений.
  Это Луч науки и исследования. Человек на этом луче обладает острым интеллектом, очень точен в деталях и 208] неутомимо пытается докопаться до причины самого мелкого факта и проверить любую теорию. Он, как правило, исключительно искренен, доходчиво объясняет факты, но иногда бывает педантичен и утомителен, с излишней многословностью настаивая на тривиальных мелочах. Он организован, пунктуален, деловит, не любит покровительства и лести.
  Это Луч великого химика, электротехника-практика, первоклассного инженера, великого хирурга. Как государственный деятель человек на Пятом Луче характеризуется узостью взглядов, но великолепно заведует каким-нибудь техническим ведомством, хотя и неприятно для его подчинённых. Как военный он охотнее всего служит в артиллерии или в инженерных войсках. Художник весьма редко встречается на этом Луче, если только нет влияния вторичного Четвёртого или Седьмого лучей, но даже и в этом случае краски его невыразительны, скульптуры безжизненны, а музыка (если он её вообще сочиняет) неинтересна, хотя и безупречна по форме. Стиль его письма и речей - это сама ясность, но в них отсутствует огонь, "изюминка", и подчас он может просто утомить, желая полностью высказаться на какую-то тему.
  Как целитель, он будет блистать в хирургии и электротерапии.
  Метод прохождения Пути для Пятого Луча - это научные исследования со стремлением к предельной ясности и принятием последующих выводов.
  Шестой Луч Преданности
  Особые достоинства:
  Преданность, прямодушие, любовь, чуткость, интуиция, верность, уважение.
  Пороки Луча:
  Эгоистическая ревнивая любовь, склонность слишком полагаться на других, пристрастие, 209] самообман, сектантство, суеверие, предрассудки, поспешность выводов, вспыльчивость.
  Добродетели, которые необходимо обрести:
  Сила, самопожертвование, чистота, правдивость, терпимость, спокойствие, равновесие и здравый смысл.
  Определением этого Луча является преданность. Человек здесь наполнен религиозными инстинктами и импульсами, сильным личным чувством, он ничего не воспринимает беспристрастно. Всё в его глазах либо совершенно, либо недопустимо, друзья его - ангелы, враги - прямая противоположность, и отношение к ним определяется не их достоинствами, но его личными предпочтениями и их уважением к его любимым идолам, конкретным или абстрактным, ибо его переполняет преданность - преданность либо человеку, либо делу.
  Ему обязательно нужно поклоняться какому-нибудь "личному Богу", воплощению Божества. Лучшие представители этого Луча становятся святыми, худшие - изуверами или фанатиками, типичными мучениками или типичными инквизиторами. За всеми религиозными войнами и крестовыми походами стоял фанатизм Шестого Луча. Человек на этом Луче нередко отличается мягким характером, но в любой момент может вспылить, взорваться. Он жизнь отдаст за предмет своей преданности или благоговения, но не пошевелит и пальцем, чтобы помочь тем, к кому в данный момент не испытывает сочувствия. Будучи военным, он ненавидит сражения, но, поднявшись на битву, часто сражается как одержимый. Он никогда не будет ни великим государственным деятелем, ни удачным бизнесменом, зато может стать великим проповедником или оратором.
  На Шестом Луче может появиться поэт, вдохновляемый эмоциями (как Теннисон34), или религиозный писатель, пишущий стихами или прозой. Он предан красоте, цвету и всему прекрасному, но без влияния одного из практических лучей 210] художника - Четвёртого или Седьмого - его творческое мастерство посредственно. Его музыка всегда мелодична, часто это оратории и духовные сочинения.
  Целительство на этом Луче осуществляется верой и молитвой.
  Метод движения по Пути состоит в молитве и медитации с целью единения с Богом.
  Седьмой Луч Церемониального Порядка или Магии
  Особые добродетели:
  Сила, упорство, мужество, учтивость, исключительное внимание к деталям, уверенность в себе.
  Пороки Луча:
  Формализм, фанатизм, гордыня, ограниченность, поверхностность суждений, крайняя самоуверенность.
  Добродетели, которые необходимо обрести:
  Осознание единства, широта ума, терпимость, смирение, кротость и любовь.
  Таков церемониальный Луч, Луч, представитель которого радуется тому, что "всё благопристойно и чинно",35 согласно правилам и условиям. Это Луч верховного жреца и дворцового камергера, военного, который рожден гениальным организатором, идеального генерала-интенданта, безукоризненно снабжающего войска провиантом и вещевым довольствием. Это Луч безупречной сиделки, внимательной к малейшим мелочам, хотя порой слишком склонной игнорировать своеобразие пациентов и пытающейся перемолоть их в железных жерновах рутины.
  Это Луч формы, совершенного скульптора, который видит и творит идеальную красоту, дизайнера великолепных форм и всевозможных образов. Но хорошего живописца здесь не получится, 211] если только нет влияния Четвёртого Луча. Сочетание Четвёртого и Седьмого Лучей способствует появлению замечательного художника, создающего непревзойдённые формы и колорит. На Седьмом Луче человек одинаково хорошо владеет как речью, так и пером, и литературные произведения отличаются изысканностью стиля, однако писателя гораздо больше заботит манера изложения, нежели смысл. На этом Луче часто встречаются сектанты. Большое наслаждение доставляют строгие церемониалы и обряды, крупные процессии и представления, парады войск и военных кораблей, генеалогические древа и утвёрдившиеся правила.
  Отрицательный тип Седьмого Луча суеверен и проявляет глубокий интерес к знамениям, снам, всевозможным оккультным практикам и духовным феноменам. Положительный тип обладает непоколебимой решимостью поступать и говорить правильно и в надлежащий момент, поэтому пользуется большим влиянием в обществе.
  В целительстве человек на этом Луче со скрупулезной точностью придерживается ортодоксальных методов лечения. Практики йоги не будут иметь для него отрицательных физических последствий.
  Путь для него - это соблюдение практических правил и ритуалов. Он также способен легко призывать и контролировать элементальные силы.
 
  * * *
  Приведённые описания позволяют сделать вывод о том, что по своим особенностям каждый Луч теснее связан с одним из остальных Лучей, чем с прочими. И это действительно так. Единственный Луч, стоящий особняком и не имеющий тесной связи ни с одним Лучом, - это Четвёртый. Сразу вспоминается уникальное положение, которое число четыре занимает в эволюционном процессе. Мы знаем о четвёртой коренной расе, четвёртой планетарной цепи, четвёртой планете цепи, четвёртой планетарной манвантаре и так далее.
  Тесная связь имеется между Третьим и Пятым Лучами. 212] В поисках знания, например, самое тщательное и скрупулезное изучение деталей есть тот метод, которому следуют в философии, высшей математике и практической науке.
  Общность Второго и Шестого Лучей проявляется в интуитивном постижении синтетического знания, взаимном доверии и верности.
  Уверенность, стойкость и упорство - черты, присущие как Первому, так и Седьмому Лучам.
 
  II. ЛУЧИ И ЦАРСТВА ПРИРОДЫ
  Вступительные замечания
  1. Минеральное царство
  2. Растительное царство
  3. Животное царство
  ГЛАВА ВТОРАЯ
 ЛУЧИ И ЦАРСТВА ПРИРОДЫ
 ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ
 215] Описывая отношения между Лучами и семью царствами, я буду говорить о семи царствах на восходящей, или эволюционной дуге, а не о семи царствах на инволюционной, или нисходящей дуге. Последняя (согласно теософской литературе) включает три неопределённых, сравнительно бесформенных и невыраженных царства и четыре царства, известных современной науке. Инволюционной дуги мы касаться не будем. Предмет этот почти непостижим для ограниченного ума среднего читателя. Несмотря на то, что три инволюционных царства существуют и то немногое, что известно о них на Западе, уже описано, сколь бы то ни было реального понимания представленных истин нет. И это вполне естественно. Ведь для этого необходима способность "возвращаться" в прошлое и обозревать его в целом.
  Вот как связаны между собой Лучи и царства:
 1. Минеральное царство VII
 2. Растительное царство VI
 3. Животное царство V
 4. Царство людей IV
 5. Царство душ III
 6. Царство планетарных жизней II
 7. Царство солнечных жизней I
 216] Царства эти можно считать дифференциациями Единой Жизни с точки зрения:
 1. Феноменального явления, объективной манифестации, или экстернализации солнечного Логоса.
 2. Сознания, или чувствительности к выражению качества через посредство феноменального явления.
  Как и можно было предположить, каждое царство несёт в себе больше качеств одних Лучей и меньше - других. Первые, главным образом, и являются для него определяющими. Влияние остальных второстепенное, но оно есть. Никогда нельзя забывать, что при тесной взаимосвязи сил в нашей Солнечной системе ни одна из этих семи возможных сил не бездействует. Каждая оказывает своё качественное и мотивирующее влияние, но при этом какая-то из них ощущается сильнее остальных. Следующая таблица показывает, какие Лучи являются основными для каждого царства и как они воздействуют на это царство:
 № Царство Луч Выражение
 1. Минеральное VII. Церемониальной организации Радиоактивность.
 
  I. Воли или Силы Основной резервуар
  силы.
 2. Растительное II. Любви-Мудрости Магнетизм.
  IV. Красоты или Гармонии Единообразие
  цвета.
  VI. Идеалистической преданности Устремление
  вверх.
 3. Животное III. Приспособляемости Инстинкт.
  VI. Преданности Приручение.
 
 4. Человеческое IV. Гармонии через конфликт Опыт. Рост.
  V. Конкретного знания Интеллект.
 217]
 5. Эгоическое
  или Душ V. Конкретного знания Личность.
  II. Любви-Мудрости Интуиция.
 6. Планетарных
  Жизней VI. Преданности идеям План.
  III. Активный Интеллект Творческая
  работа.
 7. Солнечных
  Жизней I. Воли или Могущества Универсальный Ум.
 
  VII. Церемониальной магии Синтетический
  ритуал.
  В таблице можно заметить одну интересную особенность, которая состоит в том, что растительное царство выражает три Луча, тогда как остальные - только по два. Но именно благодаря этим трём растительное царство обладает ныне своей исключительной красотой и ярко выраженным цветовым символизмом. Это царство представляет собой особый вклад Земли в общий солнечный план. Каждая планета вносит свою уникальную долю в совокупный эволюционный продукт, и таким уникальным продуктом нашей конкретной планетарной системы и стало растительное царство. Другие планеты приносят свои специфические формы и явления. Говорить о них бессмысленно, так как в нашем языке для них нет эквивалентов, а что не имеет эквивалента в языке, то не имеет эквивалента и в человеческом сознании. Итак, вклад Земли - растительное царство, а возможным это стало потому, что это единственное царство, где наконец удалось объединиться, сплавиться, слиться трём Лучам, которые к, тому же, расположены на главной силовой линии 2-4-6. Когда мы перейдём к более подробному анализу Лучей и их воздействия на царства природы, то увидим, почему это способствовало столь уникальному вкладу. Успех же этого царства демонстрируется в цветовом единообразии его продукции, покрывшей зеленью всю планету.
  Видно также, что минеральное царство и 218] царство солнечных жизней (первое и седьмое) представляют собой результаты активности Первого и Седьмого Лучей. Между ними имеется тесное нумерологическое соответствие. Одно из них находится в точке максимальной разреженности, другое - в точке максимальной плотности и оба созданы волей и организационной способностью солнечного Божества. Они воплощают план абстрактный и план конкретный. Для седьмого, или высшего царства (считая снизу вверх) главным и самым сильным является аспект Воли, а для минерального царства наиболее важен аспект организации. И в этом нет ничего удивительного, так как энергия Воли есть первое следствие инициирующей божественной активности, а самый плотный аспект церемониальной организации представляет собой копию инициирующего импульса, его, так сказать, конкретизацию. Между остальными царствами природы, как видно из таблицы, такой взаимосвязи нет.
  А сейчас, чтобы получить более ясное представление о влиянии семи Лучей и его результатах, мы внимательно проанализируем таблицу.
  Пока истинная природа атома и его внутренняя структура остаётся предметом исследований, размышлений и теоретизирования, всё, что я буду говорить о самом плотном царстве, читатель должен воспринимать как символическую, образную, но не буквальную информацию. Как центр у основания позвоночника последним развивает полную функциональную активность и лишь после того, как пробуждается и оживает головной центр, так и это низшее из царств будет правильно понято, только когда все семь царств будут вибрировать в унисон. А до того, это царство и его жизнь будут оставаться загадкой для всех, кроме посвящённого высокой степени. Поэтому всё, что я могу, это дать сведения, способные активизировать абстрактный ум и возбудить интерес, стимулирующий анализ и исследования. 219] Однако никакие выводы невозможны, и это необходимо понимать.
  Для Жизни Бога, протекающей через основную субстанцию планеты первостепенное значение имеют два Луча. Благодаря работе Седьмого Луча земная субстанция, твёрдый материал нашей планетарной жизни, организуется в различные минеральные формы. Эти минеральные формы, в свою очередь, потенциально содержат живительные, питательные элементы для построения других форм. Следует помнить, что каждое царство природы для поддержания своей жизни зависит от царства, предшествующего ему по времени в эволюционном цикле. Каждое царство является резервуаром энергии и жизненных сил для следующего, возникающего согласно божественному Плану.
  Например, растительное царство черпает жизненные силы из трёх источников: солнца, воды и земли. И главную роль в строительном процессе играют минеральные элементы двух последних источников. Все формы на самом деле состоят из ткани минеральных продуктов и эфирного тела, вокруг которого эта ткань постепенно выстраивается, принимая законченный вид или очертания под действием жизненного эфирного притяжения, желания или импульса. Именно эфирное тело своим магнетизмом привлекает к себе неорганические вещества, необходимые для построения каркаса.
  Питательную среду для животного царства составляют главным образом солнце, вода и растительное царство. Поэтому минеральные элементы для строительства своих форм оно получает в более очищенном и возвышенном виде, поскольку извлекаются они уже из растительного, а не из минерального царства. Каждое царство приносит жертву следующему по своему эволюционному статусу царству. Закон Жертвы определяет природу всех царств. Поэтому каждое царство можно считать 220] лабораторией, где вырабатывается пища, необходимая для строительства всё более утонченных структур. Точно так же и человеческое царство поддерживает свою жизнь (с точки зрения формы) за счёт царства животного, а также солнца, воды и растительного мира. Поэтому на ранних стадиях человеческого раскрытия животная пища была - и кармически, и по сути - правильной для человека, а для неразвитых людей и с точки зрения животной формы до сих пор таковой и остаётся. Проблемы вегетарианства мы коснёмся, когда будем обсуждать четвёртое царство. Всё совсем не так, как думают многие или как представляют нам современные мыслители, и употребление в пищу мяса - на определённой стадии человеческого развития - не является злом.
  Великая экспериментальная школа человеческого существования даёт питание и поддерживает жизненность царства душ. Благодаря взаимодействию и взаимосвязи этих четырех божественных организмов живет, и движется, и существует мир форм. Давайте отметим некоторые интересные параллели и аналогии, которые можно обнаружить в человеческом организме:
 Человеческое царство Мозг Два головных центра.
  Голосовые связки.
 Животное царство Желудок Солнечное сплетение.
  Печень.
 Растительное царство Сердце Сердечный центр.
  Лёгкие Горловой центр.
 Минеральное царство Органы Сакральный центр.
  воспроизведения Основание. Позвоночника.
  Здесь прослеживается связь между семью центрами и царствами природы и отображен символизм человеческой формы. Можно также отметить следующие соответствия семи царств в целом:
 221]
 1. Минеральное царство основание позвоночника надпочечники.
 2. Растительное царство сердечный центр вилочковая железа.
 3. Животное царство солнечное сплетение поджелуд. железа.
 4. Человеческое царство сакральный центр половые железы.
 5. Эгоическое царство горловой центр щитовидная железа.
 6. Планетарное царство центр аджна гипофиз.
 7. Солнечное царство головной центр шишковидная железа.
  Необходимо помнить, что данный уровень соответствий изучается только при первом посвящении; при дальнейших расширениях сознания соответствия меняются.
  Влияние организующего Седьмого Луча наиболее заметно в удивительной, геометрически совершенной структуре элементов, которая открывается под микроскопом и при изучении атома. Поскольку трактат предназначен для читателя, не имеющего академической, или научной подготовки, достаточно сказать, что минеральное царство есть результат "ритуала ритма", как и все базисные формы, на которых основаны и возведены мириады проявленных структур. Это царство демонстрирует всю красоту системы чисел, и нет такой фигуры и такого нумерологического соотношения, которое нельзя было бы обнаружить хотя бы в мельчайшей форме в этом фундаментальном царстве под оккультным микроскопом. Структуры минерального царства определяются двумя факторами:
 1. Седьмой великий импульс, или воля к организации.
 2. Побуждение творить, или начальный ритм, заставивший солнечного Логоса принять форму.
  Работа седьмого и первого Владык - это, по сути, работа архитектора и мага, и минеральный мир представляет собой совершенный результат Их усилий. Однако весь смысл и магическое откровение этого не будут осознаны до тех пор, пока не заработает внутреннее око истинного видения, которое позволит постичь реальное значение тех форм, что лежат в основе 222] творческой работы в остальных царствах природы. Тайны трансмутации - вот подлинные тайны этого царства; и процесс, и тайна выражены в двух словах: конденсация и трансмутация. Каждое царство имеет свои ключевые слова, которые можно перевести, хотя и очень неадекватно, следующим образом:
  Царство Процесс Тайна Задача
 1. Минеральное Конденсация Трансмутация Радиация.
 2. Растительное Соответствие Трансформация Магнетизация.
 3. Животное Конкретизация Перетекание36 Экспериментирование
 4. Человеческое Адаптация Переход Преображение.
 5. Эгоическое Экстернализация Проявление Реализация.
  Смысл этих слов даёт общую картину творческого намерения. Задачи и процессы двух высших царств слишком высоки для понимания среднего учащегося и составляют тайну высших посвящений.
  Поскольку в нашем трактате мы пытаемся практически осветить новую психологию и помочь человеку лучше понять себя, я хочу дать лишь несколько идей о Лучах и их влиянии на три дочеловеческих царства природы. Всякое эзотерическое сочинение обязательно должно показывать синтез и непрерывность всего эволюционного процесса, ибо лишь когда человек осознает, что занимает среднее положение между тремя высшими и тремя низшими царствами, станет очевидным истинное значение роли четвёртого царства во всей схеме эволюции. Я уже привел несколько таблиц соответствий и лучевых влияний, которые требуют внимательного изучения. Ясно, например, что, если Седьмой Луч начинает набирать силу и его действие уже ощущается в низших царствах, то человечеству придётся подготовиться к неизбежным переменам.
  Оставленные без помощи и предоставленные самим себе, люди в конце концов распознали бы 223] предопределённые события, но на это ушло бы слишком много времени, и только в широкой ретроспективе можно было бы выявить общие контуры эволюционного процесса среди массы частностей, которые постоянно на виду. Своей готовностью исследовать истины, время от времени раскрываемые оккультными центрами мира, и действовать согласно предложенной гипотезе, человек будет учиться смотреть на жизнь как на целое и помогать (эффективно и разумно) проведению Плана.
  Итак, мы затронули Процесс, Тайну и Цель. Для правильного понимания дадим теперь краткую сводку информации о каждом царстве.
 
 1. Минеральное царство
  Влияния Доминирующими факторами являются Седьмой Луч организации и Первый Луч могущества.
  Результаты Эволюционные результаты - радиация и потенциал, статический потенциал, лежащий в основе остальной схемы природы.
  Процесс Конденсация.
  Тайна Трансмутация. "Трактат о Космическом Огне" определяет её так: "Трансмутация - это переход из одного состояния бытия в другое посредством огня".
  Цель Демонстрация радиоактивности жизни.
  Подразделения Неблагородные металлы, благородные металлы, драгоценные камни.
  Объективный агент Огонь, который является посвятительным фактором этого царства.
  Субъективный агент Звук.
  Качество Предельная плотность. Инерция. Блеск.
 224] Необходимо помнить, что изучая данное царство, мы изучаем не элементы и атомы. Они представляют собой субстанцию, из которой состоят все минеральные формы, нас же интересуют сами минеральные формы, проявленные в конкретном мире. Мы рассматриваем вещественный, объективный мир, а не внутренний состав и геометрическую структуру минералов. Это не обычный научный трактат, а исследование качества и сознания, воздействующих на аспект формы. Едва ли не всё, что известно экзотерической науке о минеральном царстве, на обыденном уровне можно принять как относительно истинное. Но два вопроса обсудить всё-таки нужно:
 1. Сознание минерального мира.
 2. Трансмутация форм этого царства огнём, вызывающая в конечном итоге радиацию.
  Лучшим примером посвящения минерала огнём служит великий аллотропический переход и трансформация от стадии угля к стадии совершенного алмаза. Следующей качественной стадией является радиация, или испускание лучей, как у радия.
  Следует иметь в виду, что эволюционные процессы в минеральном царстве делятся на три стадии, которые (хотя и кажутся современной науке не связанными между собой) субъективно и по существу являются частями единого грандиозного внутреннего процесса. Это соответствия в минеральном царстве стадиям животного сознания, самосознания и лучистого группового сознания души. Есть ещё четвёртая стадия силы или выраженного организованного могущества, но она ещё впереди и аналогична в данном царстве жизни Монады, выражаемой солнечным сознанием посвящённых высокой степени.
 225] Наука открыла девяносто два элемента, составив сравнительно полный список возможных элементов; точно так же она когда-нибудь составит и таблицы, показывающие три стадии жизненного цикла любого минерала, от статической минеральной стадии, такой как уголь, через стадию кристалла, полудрагоценного и драгоценного камней до стадии радиоактивной субстанции. А пока человек не в состоянии увидеть закономерности этого развития, так как слишком длительны соответствующие циклы, слишком различно действие огня в течение этих гигантских периодов и слишком затруднено выявление промежуточных этапов. Поэтому всё, что я мог бы сообщить по этому поводу, вызовет лишь улыбку и недоверие. Но две основные посылки всё-таки нужно дать:
 1. Всё множество минеральных субстанций естественным образом распадается на семь главных групп, соответствующих семи подлучам определяющих Лучей организации и могущества.
 2. Только в тех мировых циклах, во время которых проявлен и, стало быть, обладает максимальной мощью Седьмой Луч, эти семь групп подвергаются определённым скрытым изменениям. В минеральной эволюции они соответствуют семи посвящениям человека.
  В наше время радиационная активность повысилась, что подтверждается открытием радиоактивной субстанции и связано с тем, что из десятилетия в десятилетие усиливает своё влияние входящий Луч. Каждый мировой цикл характеризуется своим основным, фундаментальным уровнем радиации. С приходом Седьмого Луча эта радиация интенсифицируется, и для новых субстанций начинается новая активность. При этом повышается радиоактивность всего минерального царства, и в конце концов основным и фундаментальным становится новый уровень радиации. Когда Седьмой Луч циклически заканчивает своё 226] проявление, это царство становится более инертным и радиация остаётся только у действительно радиоактивных элементов. Но в целом, радиация минерального мира неуклонно возрастет с каждым циклом и оказывает неизбежное воздействие на три высших царства. Сегодня у человечества нет ни малейшего представления о том, как (благодаря входящему Лучу) эта радиация повлияет не только на окружающий минеральный мир, но и на растительное царство ("корни" которого уходят в минеральное) и - в меньшей степени - на людей и животных. Могущество приходящих космических лучей вызвало ту легче регистрируемую радиоактивность, которой занимается современная наука. "Интерпретировали" эти лучи для людей три ученика Седьмого Луча. Я говорю о Кюри и Милликене.37 Находясь на Седьмом Луче, они обладали необходимой психической оснащённостью и отзывчивостью, позволившими им интуитивно распознать свою собственную лучевую вибрацию в минеральном царстве.
  Седьмой Луч выдвигает на передний план организованный ритуал, который для строительства форм является основополагающим и необходимым качеством. Процессы, протекающие в минеральном царстве, подчиняются в основном геометрическим закономерностям. Первый Луч несёт динамическую волю или могущество, и, говоря символически, когда совершенные формы, организованные проводники и динамическое могущество объединятся, мы увидим полное - в точке самого глубокого и плотного сгущения - выражение ума Божьего в форме, обладающее динамически эффективным излучением.
  Говоря, опять же, символически (а что ещё остаётся при обращении к столь пока неадекватному механизму, как ум и мозг среднего стремящегося?), минеральное царство являет собой точку уникальной конденсации. Она осуществляется под действием огня и под давлением "божественной идеи". Эзотерически выражаясь, минеральный мир - это божественный 227] План, скрытый в геометрии кристалла, и сияющая красота Бога, явленная в цветах драгоценного камня. Здесь в миниатюре мы видим осуществление божественных концепций в низшей точке проявления. Универсальная концепция достигает своей цели в лучащейся красоте драгоценного камня и посылающем свои разрушительные и созидательные лучи радии. Если бы вы по-настоящему поняли историю кристалла, вы постигли бы славу Божию. Если бы вы проникли в притягательное и отталкивающее сознание куска железа или свинца, перед вами открылась бы вся история эволюции. Если бы вам удалось исследовать скрытые процессы, проходящие под действием огня, тайна посвящения больше не была бы для вас тайной. В тот день, когда просветлённому видящему откроется история минерального царства, он увидит дальнюю дорогу, которую проделал алмаз, и - по аналогии - дальнюю дорогу, которой идут все сыны Божии, управляемые теми же законами и раскрывающие то же сознание.
  Когда, проявляясь на седьмом плане (как сейчас), Седьмой Луч достигает особой силы, его динамическое воздействие ощущается в минеральном царстве. Если верно, что есть только одна субстанция и один дух, и что "материя - это дух в низшей точке своей циклической активности", а дух - это материя в высшей точке, то Луч церемониального порядка или ритуала есть просто выражение своей полярной противоположности - Первого Луча воли или могущества. Он выражает ту же силу, но в ином аспекте. Это означает, что:
 1. Могущество, или воля Божья, выражает себя через организованные систематизированные процессы Седьмого Луча. Материальное совершенство геометрических способностей Универсального Ума достигается на физическом или седьмом плане под действием Седьмого Луча. И минеральное царство появилось как главное выражение этих способностей. В нём растворены 228] все силы, химические вещества и минералы, необходимые формам остальных материальных царств.
 2. Минеральное царство, поэтому, есть самое конкретное выражение единства могущества и порядка. Оно составляет "фундамент" упорядоченной физической структуры или вселенной нашей планеты.
 3. Ритмическая ритуалистическая приспосабливаемость Седьмого Луча в сочетании с динамической волей Луча могущества необходимы для полного исполнения Плана, который хранится в Уме Божием.
  Вот почему в нынешний переходный период контроль над делами и правильным исполнением Плана с целью восстановления стабильности на планете и предоставления всё более заметным влияниям Водолея надёжного, широкого поля для работы осуществляется Владыкой Седьмого Луча. Подробно мы рассмотрим этот вопрос позднее при изучении зодиакальных знаков и их связи с Лучами.
  Коснемся теперь двух таких моментов, как конденсация и её тайна - трансмутация. С точки зрения внешней материи, минеральное царство - это уровень самого плотного выражения жизни Бога в субстанции, и его особым, хотя часто не понимаемым свойством является заточённое, или невыраженное, могущество. Говоря символически, извержение вулкана - это мягкое выражение такого могущества. С точки зрения эзотерической субстанции, четыре эфира гораздо плотнее и "вещественнее". Об этом же говорит и современная наука, постулируя гипотетический эфир. Рассматриваемое пятое царство (оккультно считая от эгоического царства вниз) есть отражение этих четырех эфиров и точка их самого плотного сгущения. Как они "поддерживают" или образуют основу проявленного мира и считаются "истинной формой", так минеральное царство является фундаментальным царством в трёх мирах по Закону Соответствий. 229] В самом специфическом смысле оно представляет собой "осажденную эфирную субстанцию", результат конденсации, или экстернализации, эфирных планов. Отвёрдение, или осаждение - имеющее своим следствием плотную, объективную, или твёрдую, материю - есть осязаемый результат взаимодействия энергий и качеств Первого и Седьмого Лучей. Их общая воля и упорядоченный ритм породили нашу Землю вместе с расплавленным содержимым под её корой.
  Во вращении великого колеса, цикл за циклом, эти два Луча периодически начинают свою функциональную активность, а между их объективными циклами доминируют и участвуют в великой работе другие Лучи. Результатом взаимодействия психических сил при этом будет конечная трансмутация земной субстанции и её возвращение назад, в то, из чего она объективно сконденсировалась. Чтобы объяснить это, в языке (опять-таки) не хватает нужных терминов. Их пока не существует, что лишний раз доказывает трудность нашего предмета. Неосязаемая эфирная субстанция сконденсировалась в плотный осязаемый объективный мир. Последний - согласно эволюционному плану - должен снова трансмутироваться в своё изначальное состояние, обретя упорядоченный ритм, тенденции и качества, обогатившие сознание его атомов и элементов благодаря опыту экстернализации. Это возвращение мы наблюдаем как радиацию и радиоактивные субстанции. Это и есть процесс трансмутации. Средства возвращения - огонь, высокая температура и давление. Этим трём агентам уже удалось разделить минеральное царство на три части: так называемые неблагородные металлы, благородные металлы (такие как серебро, золото и платина) и полудрагоценные камни и кристаллы. Все три синтезированы в драгоценных камнях - это один из основных синтезов эволюции. В этой связи следует отметить 230] некоторые соответствия между минеральным царством и человеческими эволюционными циклами:
 1. Неблагородные металлы физический план. Плотное Сознание.
 Первое посвящение.
 2. Благородные металлы астральный план. Самосознание.
 Второе посвящение.
 3. Полудрагоценные камни ментальный план. Сияющее сознание.
 Третье посвящение.
 4. Драгоценные камни эгоическое сознание и достижение.
 Четвёртое посвящение.
  Соответствия огню, теплоте и давлению в эволюции человеческого существа очевидны, и работа их проходит параллельно аналогичной работе в минеральном царстве.
  Минеральное царство астрологически управляется Тельцом, и между "оком" в голове Быка, третьим глазом, светом в голове, и алмазом имеется символическая связь. Сознание Будды именуется "алмазным оком".
  Я привожу специальные сведения, и многое из того, что я уже дал, не имеет очевидной связи с психологическим развитием человека. Но для понимания Лучей и их роли в жизни целого человеку придётся осознать, что он - лишь малая частица этого целого. Человек - продукт всех трёх царствах, все они внесли свой вклад в его оснащённость; он - макрокосм низшего микрокосма, звено, соединяющее три низших царства с тремя высшими. Всегда помните, что знаком духовного раскрытия человека является не только включение им в своё сознание так называемых духовных ценностей и способность откликаться на касания души, но и включение материальных ценностей и божественные реакции на силы, скрытые от него 231] в других формах божественной жизни трёх дочеловеческих царств.
  В нынешней напряжённой мировой ситуации с полным правом можно спросить: зачем нужно изучать Лучи и царства природы? Какая польза от умозрительных размышлений о предметах, убедиться в истинности которых средний учащийся пока не в состоянии? Это разумные, стоящие вопросы, заслуживающие разумного ответа. Я отвечу встречным вопросом: по каким признакам предполагаемый служитель может судить, что его ментальная оснащённость позволяет ему быть чем-то полезным в нынешнем мировом периоде?
  Одним из первых шагов каждого наставника расы будет повышение ментальной оснащённости потенциального служителя. Дело часто страдает из-за эмоциональной преданности стремящегося. Безрассудные и несвоевременные усилия ревностного последователя Великого Владыки также нередко задерживают исполнение Плана. Но больше всего мешают личностные реакции лидеров эзотерических групп. В большинстве случаев все личностные реакции основаны на той или иной эмоции. Амбициозность, личное желание (подчас неосознанное) быть в группе высшим авторитетом, боязнь постороннего вмешательства и неприятие других терминологических систем (выражающих те же истины), ревнивое отношение к другим лидерам, а также искренняя приверженность своему - расплывчатому и искаженному - представлению об истине приносят огромный вред делу Иерархии. И эти явления встречаются повсеместно! Очаг всех этих зол - тело желаний-чувств-эмоций и чрезмерная привязанность к внешнему и к формам. Эти факторы не дают видеть всё в ясном свете, а, значит, действовать мудро и согласованно. Усиление ментальной оснащённости и, следовательно, улучшение ментального восприятия истины сделает возможной реальную работу, и группы (составляющие Единую Группу) 232] смогут приносить реальную пользу. Этому способствует выдача такого материал, усвоение которого обеспечит рост, насыщение и развитие ментальных тел учащихся. Немногие способны самостоятельно вырабатывать те мысли и идеи, которые продвигали бы по пути постижения истины. Поэтому тем из нас, кто отвечает за обучение человечества, в силу необходимости приходится предоставлять этот материал. При этом мы работаем и на грядущие поколения пытливых людей, отлично сознавая, что сегодняшние передовые учения, новые идеи, привлекающие пионеров человечества, становятся источником вдохновения для мыслящих людей следующего поколения, а позднее превращаются в теологию для тех, кто приходит за ними. Убеждения и знания эзотеристов современности (настоящих духовных эзотеристов, а не так называемых эзотерических групп) превращаются в символы веры для их последователей и в конце концов отождествляются с религиозными верованиями и организациями.
  Ментальная работа над учением о Лучах и изучение их влияния на развитие природы имеют и ментальное, и духовное значение, но никакого практического смысла для повседневной жизни в этом нет, за исключением того, что это способствует смещению поляризации стремящегося с эмоционального плана на ментальный и тем самым - выравниванию и стабилизации.
  Рассмотрим теперь Лучи растительного царства. Удалённость минерального царства от нашего затрудняет для нас оценку его сознания и активности. Нам с нашим зрительным сознанием нелегко по-настоящему понять, например, что наши ногти, зубы, и кости обладают сознанием и интеллектуальной осведомлённостью, идентичными, хотя и несколько отличными от таковых глаза или чувствительного нерва. Тем не менее, это так. Исследуя формы жизни, которые приблизительно соответствуют живой ткани нашего животного тела, мы 233] с каждым шагом замечаем сходство и одинаковые возможности. Только благодаря аналогиям мы понимаем эзотерические истины, и некоторое озарение нам может дать мысль о том, что в космосе есть более высокие формы жизни и сознания, которым так же трудно проникнуть своим сознанием в животные формы человечества, как нам - в сознание железного лемеха. Но опять же, всё обстоит именно так.
  А сейчас рассмотрим таблицу, содержащую некоторые полезные идеи и сведения.
  2. Растительное царство
  Влияния Второй Луч Любви-Мудрости, многократно повышающий чувствительность.
  Четвёртый Луч Гармонии и Красоты, производящий общую гармонизацию этого царства на всей планете.
  Шестой Луч Преданности или (по образному выражению "Древней Мудрости") "потребность посвятить жизнь Солнцу, давшему эту жизнь", или ещё "потребность обратить око сердца на сердце солнца".
  Результаты Выражаются во втором царстве в виде магнетизма, аромата, цвета и роста в направлении света. Я рекомендую вам серьёзно отнестись к этим словам, так как именно в этом царстве впервые ясно видна та слава, что ждёт и человечество:
 а. Магнетическое излучение. Объединение минеральной и растительной целей.
 б. Аромат совершенства.
 в. Слава человеческой ауры. Сияющий авгоэйдос.
 г. Устремление, приводящее в конечном итоге к вдохновению.
 234] Процесс Соответствие или способность "соответствовать" небесной модели, производить внизу то, что вверху. В растительном царстве это получается легче, чем в минеральном, где слепо протекает процесс конденсации.
  Тайна Трансформация. Те скрытые алхимические процессы, что позволяют растениям извлекать питание от солнца и из почвы и "трансформировать" его в форму и цвет.
  Цель Магнетизм. Тот внутренний источник красоты, очарования и притягательной силы, который привлекает к себе высшие формы жизни, заставляя животные формы потреблять его в пищу, а мыслящих сущностей - черпать из него вдохновение, покой и ментальное удовлетворение.
  Подразделения Деревья и кусты.
 Цветущие растения.
 Травы и менее развитые Зелёные культуры, не подпадающие под две первые категории. Группа растений под общим названием водорослей.
  Объективный агент Вода.
  Субъективный агент Осязание.
  Качество Раджас, или активность.
  В мои намерения не входит изложение того материала, который читатель может найти в пособиях для учебных заведений. Я не собираюсь повторять информацию, известную из экзотерических учений и "теологий" современных наук. Я хочу показать синтез, лежащий в основе целого, и подчеркнуть непрерывность сознания, которая может быть отмечена эзотеристом. При этом часть, интегрированная в 235] совокупность, будет видеться иначе, чем при рассмотрении формы. Нас интересует в первую очередь мир причин, и, даже обсуждая и изучая то, что мы описываем под заголовком "Результаты", мы быстрее уясним значение этих результатов, если будем считать их вторичными причинами. Лишь постигая радиацию минерального царства, мы сможем приступить к исследованию нижних ступеней эволюционной лестницы и оценить первые шаги, сделанные жизнью Бога посредством проявленных форм. Если после прочтения этой книги учащемуся хотя бы отчасти откроется смысл символических слов "Радиация", "Магнетизм", "Эксперимент", "Трансмутация" и "Реализация", и он поймёт, что они воплощают цель и задачу каждого из пяти интересующих нас царств природы, он сможет увидеть проступающую реальность сознания и преобладающий синтез.
  а. Жизнь - Излучение - Магнетизм
  В "Йога-Сутрах" Патанджали сказано: "Когда подчиняешь связывающую жизнь, происходит сияние",38 и эти слова помогают нам понять связь между минеральным и человеческим царствами. Иначе говоря, после достижения сознательного контроля над статической минеральной природой, выраженной в человеке, у него появляется излучение. Так "искра становится пламенем" (Патанджали, III.40, "Свет Души"). Вы заметите, что в сутрах встречается масса метких сопоставлений, особенно при обсуждении различных пятеричных комбинаций, столь часто встречающихся в проявлении. Эта книга представляет собой основной трактат для подготовки к посвящению. Возьмём, к примеру, слова из Книги III.44 и посмотрим, как они освещают эволюционный цикл и символическое развитие пяти царств природы:
 236]
  "Однонаправленная медитация на пяти состояниях, в которых находится каждый элемент, дает власть над всеми элементами. Эти пять состояний следующие: грубая природа, элементальная форма, качество, вездесущность и базовая цель".
  При этом получаем следующие аналогии:
 1. Грубая природа минеральное царство
 2. Элементальная форма растительное царство
 3. Качество животное царство
 4. Вездесущность человеческое царство
 5. Базовая цель царство душ
  Отметьте также, как это соотносится с такой мыслью:
  "С помощью однонаправленной медитации на связь между телом и Акашей достигается вознесение из материи (трех миров) и способность путешествовать в пространстве". ("Свет Души", с.338]).
  Патанджали III.42
  Здесь нам открывается большая ценность учения этой сутры в связи с аспектом сознания, и отношения, которые значительно превосходят просто человеческие:
 1. Тело минеральное царство плотная тюрьма жизни.
 2. Акаша растительное царство текучая сознательная жизнь.
 3. Вознесение животное царство эволюционная цель
  из материи связи между телом и акашей.
 4. Способность человеческое царство задача человеческого
  перемещаться сознания через осуществление
  в пространстве трёх предыдущих.
 237] Наш трактат посвящён внутренним связям и внутренним лучевым влияниям, приводящим к желанным внешним результатам. Я хочу также показать задачу эволюционирующего сознания. Наука умело и проницательно выявляет эволюцию формы. Я же пытаюсь заложить основание для грядущей науки (экспериментальным началом которой является современная психология), которая так же легко будет обращаться с эволюцией сознания, как современная наука обращается с выражениями жизни в форме. И только когда эта новая наука достигнет такого же уровня развития, на каком находится ныне наука материальная, станет возможным обсуждение эволюции жизни через сознание в форме. Это мое принципиальное и обобщающее утверждение требует осмысления. Тем, чьё сознание переходит с человеческой стадии на эгоическую, легче следить за моими рассуждениями.
  Здесь весьма уместен вопрос: что определяет те Лучи, которые будут управлять или оказывать главное влияние на некоторые или на все царства природы? Следует помнить, что каждое царство в целом представляет собой существо и (с точки зрения формы) совокупность всех его форм составляет тело проявления этого существа. И по большому счёту, совокупность отдельных самосущных влияний, или магнетическое излучение царства есть выражение основного качества или качеств этого существа - аура его личности. Каждое царство природы управляется двумя Лучами, и только природа жизни растительного царства характеризуется тремя. Понять такое положение вещей учащимся поможет аналогия. Они (как и любое человеческое существо) управляются, или побуждаются, двумя Лучами - личностным и эгоическим. После третьего посвящения у ученика активизированы три Луча, так как начинает уже ощущаться Луч Монады. Такую же ситуацию мы встречаем во всех царствах природы. В отличие от других царств 238] в растительном доминируют три Луча потому, что (по своей специфической линии) оно развито более, чем остальные. Здесь как раз и функционирует тот Луч, который можно считать монадическим Лучом Жизни этого царства. Но такое положение в целом нельзя прилагать к человеческому сознанию, ведь человеческие стандарты раскрытия и осознания неприменимы к данной эволюции божественной жизни. Задача этой живой сущности отличается от задачи Жизни, одушевляющей четвёртое царство природы. Тем не менее, жизнь-качество и явление этого царства подчинены трём основным логоическим влияниям, трём главным дыханиям, или трём лучевым вибрациям. Предмет этот слишком сложен для реального понимания, и читателю лучше с некоторыми оговорками просто принять мои утверждениями. Когда он сам станет членом великого сообщества посвящённых в мудрость, то, что сейчас представляется ему необъяснимым, прояснится и, заняв надлежащее место в общей схеме, перестанет казаться столь странным и удивительным.
 
  б. Пять тайн царств природы
  Каждое из пяти царств природы хранит некую тайну. Эти тайны отражают связь человеческой эволюции с целым и открываются при пяти посвящениях. Во время каждого посвящения посвящаемому объясняется одна из пяти тайн, названия которых я привожу ниже, пытаясь символически интерпретировать древние названия, или знаки:
 1. Минеральное царство Тайна яркости света.
 2. Растительное царство Тайна священного аромата.
 3. Животное царство Тайна руководящего обоняния (чутья).
 4. Человеческое царство Тайна двойного пути, или двойного дыхания.
 239]
 5. Царство душ Тайна золотой розы света.
  А вот символические формы, хранящие эти пять тайн и открываемые посвящённому:
 1. Минеральная тайна Алмаз бело-голубого цвета.
 2. Растительная тайна Куб сандалового дерева в сердце лотоса.
 3. Животная тайна Кипарисовый венок над погребальной урной.
 4. Человеческая тайна Витая золотая цепь с семью узлами.
 5. Эгоическая тайна Закрытый бутон лотоса с семью голубыми лучами.
  Как бы то ни было, в каждом из пяти царств доминируют в настоящее время те или иные логоические влияния; в четырех случаях это два Луча, а в случае растительного царства - три. Не забывайте, что Лучи связаны друг с другом, и ввиду самого тесного взаимодействия планетарных и солнечных сил каждое царство испытывает на себе влияние всех Лучей, хотя при этом контроль одних Лучей носит постоянный характер, а других - циклический. Лучи определяют качество проявленной жизни и тип явления.
  Подводя итог описанию трёх отделов растительного царства, можно утверждать, что
 Луч VI определяет тип, семейство, внешний вид, силу, размеры и природу деревьев нашей планеты.
 Луч II это благотворное влияние, выражающееся через злаки и цветы.
 Луч IV это качество жизни, выражающееся через травы и меньшие формы растительной жизни - те, что образуют "Зелёный ковер, на котором танцуют ангелы".
  Завершение эпохи Рыб, находящейся под влиянием Шестого Луча, 240] ознаменовалась важным символическим событием, которым стало истребление лесов во всемирном масштабе. Повсюду они приносятся в жертву нуждам человека. Так готовые к посвящению растительные формы жизни предаются действию огня. Главным агентом развития этого царства всегда была вода, и именно это новое явление, соединившее огонь и воду, субъективно стало тем фактором, что способствовал наступлению века пара. Лесные пожары, угрожающие в наше время обширным территориям в разных уголках мира, также связаны с "посвящением огнём" царства, развитие которого до сих пор зависело от водной стихии.
  Подобным же образом, и выход на сцену Седьмого Луча в минеральном царстве отмечен важнейшим событием, о котором я говорил в одной из предыдущих книг. Под воздействием огня и звука это царство тоже проходит посвящение. Это одно из главных посвящений, которое мир минералов и одушевляющая его сущность получают в великой мировой войне, а также на сталелитейных и прочих заводах, где металл трансмутируется в различные изделия. Оно стало возможным потому, что личностный Луч сущности, проявляющейся через минеральное царство, отдается действию посвятительного огня. Образный язык представляется, конечно, единственным способом, позволяющим человеку хоть как-то понять эту планетарную истину. Интересно, хотя совершено несущественно, что при любых посвящениях царств природы Посвятителем всегда выступает планетарный Логос на конкретном луче. Лучи при этом циклически чередуются. Например, в настоящее время при главных посвящениях в отношении человечества действуют не только первый Посвятитель, Христос, и (активно или за сценой) Ветхий Днями, воплощение нашего планетарного Логоса, 241] но сейчас за Ними стоит Владыка Пятого Луча Знания и Понимания.
  Здесь можно отметить один интересный момент. Эзотерически известно, что растительное царство передает и трансформирует для остальных форм жизни планеты жизненный пранический флюид. Такова его уникальная божественная функция. Пранический флюид в своей форме астрального света отражает божественную акашу. Таким образом второй план отражается на плане астральном. Все без исключения, кто желает читать хроники акаши или без вреда для себя работать на астральном плане, для правильного восприятия отражённых в астральном свете событий обязательно должны быть строгими вегетарианцами. Именно на этом древне-атлантическом знании основано настоятельное требование о вегетарианской диете, именно оно укрепляет и подтверждает его. И только невыполнением этого мудрого правила объясняются неверные интерпретации астральных, акашических хроник многими современными спиритами, а также нелепые рассказы о прошлых жизнях. Лишь после десяти лет строгого вегетарианства можно работать в том, что может быть названо "аспектом хроник астрального света". Обладая помимо очищенных астрального и физического тел ясностью рассуждений и просветлённостью концентрированного ума (что встречается крайне редко), они могут точно интерпретировать астральные феномены. Тогда их связь с растительным царством становится очень тесной и неразрывной, и эта связь или скрепляющая цепь позволяет им пройти через дверь, ведущую в сферу их исследований. Но помимо этого поля служения любые другие аргументы в пользу вегетарианской диеты несерьёзны и безосновательны. Взгляд на пищу или одежду с точки зрения вечных истин совершенно отличен от взглядов узколобого фанатика. Позвольте мне повторить ещё раз, что 242] в целом проблема лишения жизни (и в растительном, и в животном царствах) гораздо обширнее, чем мы представляем, и должна рассматриваться иначе (не только по степени, но и по качеству), чем лишение жизни в человеческой семье. В человеке заключено три божественных аспекта, а в судьбу божественного сына Божьего никто не должен вмешиваться. Что касается двух аспектов божественности дочеловеческих царств, то здесь подход может быть иным, и действительность отличается от того, что представляет себе ограниченный ум.
  Влияние соединенных в растительном царстве трёх Лучей, номера которых кратны двум - 2.4.6, - в отличие от всех остальных обусловило четверичное совершенство этого царства. Действие этих Лучей имеет следующие результаты:
 Луч II Результатом его циклического воздействия на это царство стал магнетизм, отвечающий за притягательность царства.
 Луч IV Отвечая за установление гармонии между формой и жизнью, Луч борьбы и конфликта привел к появлению синтеза и гармонии цвета в природе. Слова "цвет в природе" автоматически ассоциируются у нас с растительным царством и достижением в нём гармонии растительности.
 Луч VI Действие этого Луча стимулирует рост в направлении к свету и тенденцию к нормальному развитию всех форм жизни. Именно он выводит ростки скрытых в почве семян на поверхность и даёт энергию для экстернализации.
  Совместное влияние трёх Лучей, действующих в унисон, приносит четвёртый результат - цветочный аромат, свойственный высшим единицам растительного царства. Этот аромат может быть и смертоносным, и живительным, может давать 243] наслаждение и вызывать отвращение. Он обладает притягательной силой и входит в состав аромата данного царства, который ощущается в планетарной ауре, хотя в целом и не воспринимается человечеством. Вы улавливаете конкретный запах. Однако запах всего царства - явление, хорошо известное посвящённому.
  Учащимся было бы интересно найти аналогии в других царствах природы, помня, однако, что это царство эзотерически опережает остальные, поскольку к совершенству его ведут три Луча. Можно утверждать, что в конечном итоге каждое царство будет находится под воздействием трёх Лучей.
  В следующей подрасе Второй Луч начнёт влиять на минеральное царство.
  В следующей коренной расе воздействие Пятого Луча распространится на животное царство, постепенно стимулируя инстинктивный ум животных, пока он не начнёт вибрировать на частоте Луча интеллекта и знания. Это приведёт к переорганизации мозга животных и передаче силы солнечного сплетения в головной центр и, как следствие, к изменению животной поляризации и активизации головного мозга.
  К концу нынешнего круга монадический Луч продвинутых единиц человечества достигнет такого могущества, что вызовет заметный приток Первого Луча, стимулирующего индивидуальную волю. Раскрытие волевого аспекта человечества проходит следующие психологически важные этапы:
  1. Инстинкт. 2. Эмоциональное устремление.
  3. Интеллект. 4. Ментальная целеустремлённость.
  5. Эгоическая цель. 6. Духовная воля.
  7. Божественное намерение.
  Эти этапы предстоят всем нам и связаны с семью принципами человека. У продвинутых людей они проявляются 244] как "аспекты психической души", то есть психологически, на последних стадиях человеческого развития. Исследователи и педагоги должны уделять им больше внимания и пытаться развивать их у детей и подростков. В наше время эти стадии развития ярко выражены у всех учеников и посвящённых. Они показывают место на Пути, и в этом их практическое значение.
  В царстве душ Четвёртый Луч завершит работу двух следующих кругов, но период этот настолько далек, что обсуждать его нет смысла.
  В растительном царстве можно символически говорить об одном из главных итогов работы Второго Луча Любви-Мудрости. Всё в этом царстве привлекательно: и красота, и цвета, и формы, и распространение, и запахи, и если бы у вас были глаза, чтобы видеть реальность, синтез жизни открылся бы вам во всей своей славе. Но как пока плохо понимается последнее из пяти развивающихся у человека чувств, обоняние, не осознаётся его значение и не выявлена научно его связь с аналитическим различающим умом, так же не понимается и "притяжение" (выражаясь эзотерически) растительного царства. Оно представляет собой сияющее под солнцем одеяние планеты, успешное выражение насыщающей жизни этого царства природы и результат проявления трёх функциональных божественных аспектов этого "своеобразного" сына божественности, проходящего свою судьбу в форме через материю.
  Вся проблема магнетизма тесно связана с проблемой пола. Оккультное изучение распространения семени жизни и зародышей растительного царства, понимание роли, отведенной в нём удивительно развитым организмам - муравьям и пчелам, а позднее исследование работы эфирных строителей - эльфов 245] и фей, людьми с пробуждённым видением по-новому осветят проблему пола и его функцию во взаимоотношениях жизней и создании форм. Но данного аспекта этой глубоко эзотерической истины я не буду здесь касаться, так как он является следствием активности солнечных жизней Солнечной системы, которые мы не можем затрагивать. При обсуждении такого предмета невозможно выявить его конструктивную пользу для среднего читателя. То, что при нынешнем удручающем положении мира не имеет непосредственного эзотерического значения, вполне можно отложить и до лучших времен.
  в. Планеты и царства
  Как бы удивительно это ни казалось изучающим оккультизм, но в растительном царстве преобладает влияние Венеры. Именно Венера и Юпитер оказывают совместное могучее воздействие на этот мир форм.
  Интересно отметить, что каждая планета тесно связана со всеми царствами, но речь идёт не о планетарных Лучах и не о том, что одни планеты считаются "священными", а другие нет. Выражение "планетарное влияние" я использую в том же смысле, что и астролог, поскольку он тоже не имеет дела с основными планетарными Лучами. В общем, в данном цикле можно говорить о следующих планетарных связях:
 1. Минеральное царство Плутон и Вулкан.
 2. Растительное царство Венера и Юпитер.
 3. Животное царство Луна и Марс.
 4. Человеческое царство Меркурий и Сатурн.
 5. Царство душ Нептун и Уран.
 6. Синтезирующее эти пять Солнце.
  Ощущаются и другие планетарные влияния и скрытые силы, воздействующие на нашу планетарную жизнь, но мы перечислили 246] те главные влияния, что в царствах природы дают предусмотренные Планом результаты. Необходимо помнить, что эти доминирующие в настоящее время влияния носят циклический характер и с каждым циклом меняются. Например, стоящий на пути ученик испытывает сильное влияние Меркурия и Сатурна, но начиная подготовку к первому посвящению, вынужден бороться с влияниями Плутона и Вулкана. Готовясь ко второму посвящению, он оказывается под влиянием Нептуна и должен подчинить своему контролю Венеру и Юпитер. При этом укрепляется его связь с растительным царством и он часто улавливает "астральные запахи". А перед первым посвящением в нём рушится статический минеральный мир.
  При третьем посвящении за власть борются Луна и Марс и поле битвы перемещается сюда. Поэтому при великом Преображении тело "преображается" как бы в ознаменование триумфа. При четвёртом посвящении к вратам реализации ученика ведут Меркурий и Сатурн, выступающие в качестве великих исполнителей. А при последнем посвящении реорганизация, приводящая к конечному освобождению, вызывается активностью Урана и поступающей силой Юпитера. Всё это позволяет нам судить о масштабности и сложности рассматриваемого предмета.
  Цвет в растительном царстве свидетельствует о другом мощном влиянии, ещё больше осложняя проблему лучевых влияний. Господство зелёного цвета говорит о могуществе Сатурна. В эзотерическом смысле растительное царство значительно продвинулось на пути ученичества, поэтому активизированы Сатурн и Марс. На влияние последней планеты указывает распространенность красных, розовых, жёлтых и оранжевых цветов в наше время.
  Читателям было бы, опять же, интересно мысленно отметить связь между ростом и идеализмом Шестого Луча. Это 247] поможет понять, каким образом Луч Преданности воздействует на побуждение к развитию. Это рост в направлении идеала, божественного прототипа, или архетипа. Именно здесь и сокрыта тайна этого царства. Она заключается в слове "трансформация", ибо Лучи 2.4.6 - великие трансформаторы. Ключ к тайне дают процессы ассимиляции и строительные силы, трансмутирующие усвоенные минералы, абсорбированную влагу и поглощаемую из воздуха пищу, а также вклад насекомых в проявленные тела, сияющие цвета, магнетические ауры и утонченные ароматы этого царства. Многое в этой области исследуется современными учёными, но до тех пор, пока они не признают лучевые влияния и их роль во всём происходящем, им не раскрыть истинную тайну наблюдаемых трансформаций.
  Итак, внимательный читатель увидит, что связь Лучей с царствами природы и действие одних и тех же Лучей в весьма несхожих царствах составляет точки контакта этих царств, или двери, через которые они могут сообщаться.
  Например, точкой действенного взаимопроникновения (употребляя слова в их эзотерическом смысле) человеческого и растительного царств является Четвёртый Луч, воздействующий на формы обоих царств. Растительное царство и царство душ связывает друг с другом Второй Луч. Он же начинает заявлять о себе и в минеральном царстве, что объясняет работу человека с формами этого царства и простоту их материального употребления, я бы даже сказал, злоупотребления. Как мы уже отмечали, в животном царстве скоро начнёт ощущаться Пятый Луч, в результате чего произойдёт сближение людей и животных.
  Опять-таки, Лучи, воплощённые в одно и то же время, будут 248] связывать различные царства, расширяя взаимодействие сил и энергетический взаимообмен и тем самым производя новые следствия, новые формы жизни и новые чудеса в мире явлений. Человеку кажется, что влияния его Луча (доминирующего в его собственном царстве) должны иметь первостепенное значение и быть самыми могучими. Однако, в наше время это не так.
  Обстоятельное изучение и правильный анализ работы и воздействия Лучей в животном царстве невозможны. Необходимо помнить, однако, что человеческая психология коренится именно в этом выражении Бога. Человечество есть выражение двух аспектов души - животного и божественного, соединение и слияние которых в человеке и образует его душу. Именно это и составляет главные проблемы человека, ведь эти два фактора втягивают его в длительную борьбу, завершающуюся освобождением божественной души через возвышение души животной. Эти слова дают богатую пищу для размышлений. "И будут два одно".39 Такая работа начинается в животном царстве и составляет его "тайну", почему и использовано в этой связи слово "перетекание".40 Первым следствием этого таинственного процесса стала индивидуализация. Его окончательный результат виден в пяти стадиях процесса посвящения, ведущего к завершающему преображению и освобождению. Вся же работа представляет собой единое великое разворачивающееся откровение души Бога, и только при отделении человечества от этого процесса откровения загадки, проблемы, трудности и тайны кажутся неразрешимыми. Идёт постепенное развитие сознания, осведомлённости и чувствительности к постоянно углубляющимся и всё более содержательным контактам, и это - сознание Бога, осведомлённость солнечного Логоса и чувствительность космического Сына Божьего.
  Форма, через которую эта Жизнь выражает Себя, 249] аппарат чувствительной реакции, через который это Сознание работает, не столь важен и представляет собой нечто вроде автоматического механизма. Тем не менее, именно с этим механизмом мы до сих пор отождествляли себя, и мы забываем, что механизм этот - всего лишь выражение одного из аспектов сознания, в любой конкретный момент отражающий эволюционный уровень насыщающей сущности. Позвольте повторить: во время проявления первостепенное значение имеют два фактора - развивающееся сознание и проявляющаяся жизнь. Когда помнишь об этом, становится понятно, почему любая стадия на пути в целом может рассматриваться как царство природы. Каждое из этих царств по сравнению с предшествующим поднимает аспект сознания на более высокую ступень совершенства и повышает чувствительность и отзывчивость к внешней и внутренней среде. Каждое являет более полное откровение скрытой внутренней славы. Если же сознание погруженной в форму единицы жизни отождествлено (во времени и пространстве) с этой конкретной формой, она не в состоянии ни осознать, ни сознательно выразить свою божественность. Она имеет психологию частного и конкретного, а не универсального и целого. Чем полнее отождествление с аспектом формы, тем крепче низшее единство и синтез, но в то же время - тем глубже тьма и, выражаясь символически, плотнее тюрьма. Таково сознание в низших, или дочеловеческих, царствах природы. Чем сильней единица жизни отождествлена с "тем, кто сознателен", тем, опять же, крепче высшее и уже другое единство и синтез. Таково сознание трёх высших, сверхчеловеческих, царств. Трагедия, проблема и слава человека в том, что он может отождествлять себя с обоими аспектами: и с формой, и с жизнью. Его психологическое состояние таково, что в период, когда он составляет часть своего, человеческого, царства, 250] сознание его мечется между парами противоположностей. Он может отождествлять себя с дочеловеческими формами, что неизменно и делает поначалу. А может отождествляться с жизненным аспектом, что делает в конце. На промежуточной же стадии он отчаянно разрывается между обоими аспектами и сам превращается в поле битвы.
  С этим сознанием как осведомлённостью о парах противоположностей связана вся проблема боли и страдания в современном понимании. Животное страдает, но страдает исключительно физически и чувственно. Человек страдает, но страдает физически, чувственно и ментально, и ментальное страдание объясняется развитием у него некоторых аспектов низшего ума: предвидения, памяти, воображения, визуализации, раскаяния и естественного тяготения к божественному, которое влечет за собой чувство тщетности и неудачи. Страдания Самого Бога (о которых столь часто и таинственно повествуют мировые писания) лишены чувственности и являются ментальными и интуитивными. Но об этой тайне мы распространяться не будем. Человеческие страдания носят преимущественно личностный характер, тогда как страдания Бога в основном безличны и связаны с целым. Я заговорил об этом, желая дать вам синтетическую картину раскрытия от зачаточного состояния к чувственному, от чувственного к ментальному и от ментального к "божественному пониманию", как это оккультно называется. Я даю картины, но это картины целого. Учитесь мыслить категориями целого, не пытаясь втискивать в это целое каждую мелочь, но помня, что кажущееся противоречие может быть лишь временной частностью, для которой вы - пока - не находите места или объяснения.
  В животном царстве видны первые слабые признаки скорби и боли, а у высших домашних животных оба этих воспитательных процесса выражены ещё ярче. 251] Работа человека с животными даёт значительные результаты и в конечном итоге вновь откроет дверь в человеческое царство. То, что уже сделано человеком, кое в чем даже превосходит божественные ожидания и может ускорить исполнение Плана.
  Давайте вновь сведем в таблицу основную информацию об этом царстве и его Лучах, как делали для двух предыдущих царств.
 3. Животное царство
 Влияния В этом царстве ощущается мощное влияние Третьего Луча Активного Интеллекта или Приспособления, которое со временем будет только расти, пока реакция животного мира на жизнь и окружение не станет тем, что лучше всего назвать "животной однонаправленностью". Тогда, на этом этапе, Шестой Луч Преданности или Идеализма может циклически выражаться тяготением к цели и при этом обусловить такое отношение к человеку, что именно он и будет этой желанной целью. Это можно увидеть на примере прирученных, дрессированных и домашних животных.
 Результаты Под действием Третьего Луча возникает инстинкт, который затем создает и использует чудесный аппарат реакции, называемый нервной системой, мозгом и пятью чувствами, которые, собственно, и стоят за этим аппаратом в целом. Следует отметить, что каким бы огромным ни казалось различие между человеком и животными, они гораздо ближе друг другу, чем животные и растения. Шестой Луч даёт способность к приручению и обучению, то есть, в конечном счёте, способность любить, служить и из стада влиться в 252] группу. Поразмыслите над этим парадоксом.
 Процесс Конкретизация. В этом царстве впервые происходит организация эфирного тела в то, что эзотерист называет "настоящими нервами и сенсорными центрами". Нервы есть и у растений, но они нисколько не напоминают сложные взаимосвязи и сплетения человека и животного. Представители обоих царств обладают общей схемой нервов, силовых центров и каналов, позвоночником и мозгом. Такая структура аппарата чувствительной реакции в действительности представляет собой уплотнение тонкого эфирного тела.
 Тайна Перетекание - весьма неадекватное слово, обозначающее начальное соединение в животном психологических факторов, ведущих к процессу индивидуализации. Это процесс наделения жизнью, интеграции интеллекта и психологического раскрытия под давлением необходимости.
 Цель Экспериментирование. Здесь мы затрагиваем великую тайну, специфическую для нашей планеты. Во многих эзотерических книгах содержатся намеки на допущенную Самим Богом, нашим планетарным Логосом, ошибку или серьёзную оплошность, вследствие которой наша планета со всем, что на ней существует, погрузилась в видимое неблагополучие, хаос и страдание. Надо ли говорить, что это не ошибка, а просто крупный эксперимент, об успехе или неудаче которого судить пока рано? Цель эксперимента можно сформулировать как намерение планетарного Логоса осуществить такое психологическое 253] состояние, которое лучше всего назвать состоянием "божественной ясности". Задача психической души (psyche) и назначение подлинной психологии в том, чтобы ясно видеть жизнь такой, какова она есть со всем, что в неё включено. Имеются в виду не состояния и окружение, но Жизнь. Этот процесс начался в животном царстве и завершится в человеческом. В "Древнем Комментарии" эти царства описаны как "два ока Божества, поначалу слепых, но позднее зрячих, хотя правое око видит лучше левого". Первый слабый признак тенденции к ясности наблюдается в свойстве растения поворачиваться к солнцу, чего практически нет в минеральном царстве.
 Подразделения Во-первых, высшие и домашние животные, такие как собака, лошадь и слон.
 Во-вторых, так называемые дикие животные, такие как лев, тигр и прочие плотоядные опасные дикие звери.
 В-третьих, множество меньших животных, которые, похоже, не играют особой роли и не имеют специальной цели. Речь идёт о безвредных, но многочисленных обитателях лесов, джунглей и полей нашей планеты. На Западе это кролики и прочие грызуны. Это обширный отряд, не имеющий абсолютно никакого научного значения, но адекватно представляющий все кармические подразделения и общую структуру, включающую в себя эти формирования жизней данного царства.
 Объективные агенты Огонь и Вода, - неистовое желание и зарождающийся ум, символически отражённые в животной способности есть и пить.
 Субъективный агент Обоняние, или чутье, - инстинктивное нахождение необходимого, начиная с поисков пищи посредством 254] чутья и кончая узнаванием запаха любимого хозяина и друга.
 Качество Тамас, или Инерция. Но здесь имеется в виду тамасическая природа ума, а не материи, как это обычно понимается. Читта, или умственное вещество тоже может быть тамасической.
 Две проблемы в связи с животным царством представляют для человечества непосредственный интерес:
 Проблема человеческого отношения и ответственности.
 Проблема животной индивидуализации.
  А. Отношения человека с животными
  Сейчас можно дать лишь несколько намёков, которые должны быть в русле информации о Лучах, действующих в обоих царствах. Обе проблемы, особенно вторая, чрезвычайно запутаны и для надлежащего освещения потребуют множества томов. Правильное объяснение пока невозможно, кроме того, оно всё равно превышает понимание человека.
  Говоря о человеческой ответственности по отношению к животным нужно, во-первых, подчеркнуть, что животный мир воплощает два божественных аспекта, два божественных принципа, с выражением, или проявлением, которых связаны два главных Луча. Эти два аспекта свойственны также человеку, и именно с ними связана его ответственность и работа. Использование обоих аспектов божественной энергии поможет ему осознать и решить свою задачу. Одна и та же божественная активность занимает аспект формы обоих царств и один и тот же божественный ум присущ обоим. Это свойства самой материи. Но Третий Луч Божественного Интеллекта оказывает более эффективное и ощутимое влияние в животном царстве, нежели в человеческом. И об этом до сих пор не говорилось.
 255] Второй Луч присутствует, конечно же, в своем формообразующем аспекте, как стадный инстинкт и основа полового взаимодействия между животными телами. Подобную функцию он несёт и у людей, и оба направления энергии обеспечат точки контакта и возможность принятия ответственности. Следует отметить, однако, что в сфере этих способностей и функций животные, в конечном итоге, могут дать больше людям, чем люди животным. У человеческой семьи активизирован другой божественный аспект, аспект воли, целенаправленности, постановки задач, осмысленного проектирования или планирования. Эти качества присущи человеку и образуют тот аспект божественного ума, который у животного, как правило, бездействует. Однако по мере усиления человеческого влияния на животное царство и упрочения тенденции к приручению станет в какой-то мере проявляться целенаправленность. И одним из средств её реализации является любовь и внимание животного к своему хозяину. Это показывает ответственность человека по отношению к животному миру. Домашним животным необходимо учиться действиям, требующим приложения воли. Эту волю человек, похоже, понимает как волю животного любить своего хозяина, но это нечто более глубокое и фундаментальное, нежели удовлетворение любви человека к тому, чтобы быть любимым. Подлинное осмысленное обучение диких животных, привитие им упорядоченного образа жизни входит в божественный процесс осуществления Плана и упорядоченного гармоничного выражения божественного намерения. В конечном счёте разрыв между животным царством и человеком будет ликвидирован силой мысли, и делаться это должно направленной контролируемой мыслью человека, контролирующей и направляющей животное сознание. Этого не достичь, добиваясь 256] любви, вызывая страх или причиняя боль. Это чисто ментальный процесс, уникальная ментальная стимуляция.

<< Пред.           стр. 5 (из 17)           След. >>

Список литературы по разделу