<< Пред.           стр. 8 (из 15)           След. >>

Список литературы по разделу

 Передовые фирмы вступили во вторую половину XX столетия с впечатляющим усилением функций производства, маркетинга и НИОКР. Эти функции контролировались и координировались общим управлением в целях роста фирмы.
 Начиная с середины столетия, фирмы все больше переключали внимание на изменение своей стратегической позиции, чтобы обеспечить будущую прибыльность и предотвратить застой и сокращение производства. Прежде всего необходимо было согласовать традиционные сильные стороны фирмы с новой стратегической позицией. Но эти, в прошлом сильные, стороны часто превращались в слабости завтрашнего дня. Поэтому, если фирма изменяет свою внешнюю стратегию, она должна изменить и внутренний потенциал.
 В случае когда изменение позиций происходит скачками, способность общего управления предвидеть необходимость и обеспечить своевременность изменения позиций становится ключом к успеху. Таким образом, общее управление переходит от вспомогательной роли координатора роста к жизненно важной функции по развитию будущего фирмы.
 Для успешного выполнения этой функции необходим благоприятствующий изменениям климат в рамках фирмы и компетентные руководители, способные предвидеть, анализировать и использовать привлекательные возможности.
  3.4. Анализ стратегической позиции
 В данной главе рассматривается процедура определения агрессивности стратегии фирмы и возможностей общефирменного управления. Практическая проверка изложенных идей дала удовлетворительные результаты. Читатель, не интересующийся подробным анализом стратегической позиции фирмы, может ограничить свое внимание 3.4.1, 3.4.5, 3.4.6 и 3.4.7.
 
 3.4.1. Степень изменчивости-агрессивность-открытость
 3.4.2*. Диагностика изменчивости условий
 3.4.3*. Определение агрессивности стратегии фирмы
 3.4.4*. Определение возможностей
 3.4.5. Истоки нашего примера
 3.4.6. Многообразие возможностей
 3.4.7. Планирование и анализ стратегической позиции
 3.4.8. Управление преобразованием стратегической позиции
 3.4.9. Выводы
 
  3.4.1. Степень изменчивости - агрессивность - открытость
 В настоящей главе мы хотим перевести основные положения разработки стратегии (3.2.7) на язык практических процедур выбора необходимой стратегии фирмы и ресурсов для ее осуществления.
 Положения теории подчеркивают существенное различие между основными компонентами функционального и общего управленческого потенциала. Функциональный потенциал определяется функциональными факторами успеха в стратегической зоне хозяйствования (см. гл. 2.2), а потенциал общего руководства определяется уровнем изменений в этой зоне.
 Это не означает, что главные управляющие могут руководить хозяйственной деятельностью, в которой они не разбираются. Но это все же означает, что в быстро меняющейся обстановке способность управляющего предвидеть и вовремя реагировать на нестабильность условий становится гораздо важнее, чем глубокое знание факторов прошлой успешной деятельности Действительно, чрезмерные оглядки на то, "как мы славно делали свои дела", будут не способствовать, а мешать поиску реакции на новые условия (см гл. 61). Это, например, означает, что высший руководитель может действовать более эффективно в совершенно незнакомой ему отрасли (которая в такой же степени подвержена изменениям, как и его собственная отрасль), чем в своей отрасли, особенно если перемены значительные.
 Положения 1 и 2 (3.2.7) могут служить диагностическим инструментом для определения внешней стратегической активности и соответствующих внутренних действий, чтобы обеспечить успех фирмы в СЗХ.
 Попробуем построить шкалу зависимости трехкомпонентных групп в уровень будущих изменений в СЗХ фирмы, стратегическая активность, оптимизирующая потенциал фирмы; внутренние ресурсы, которые обеспечат реализацию потенциала.
 В табл. 3.4.1 трехкомпонентные группы представлены на трех уровнях в пяти аспектах Для удобства каждому уровню дано описательное название. Так, например, повторяющиеся условия, стабильная активность, обычные ресурсы и составляют трехкомпонентную группу.
 Таблица содержит описание каждого уровня. Читатель узнает шкалу, впервые представленную в табл. 1.2.2, где уровень изменчивости определяется двумя факторами.
 1. До какой степени будущие изменения независимы, то есть не связаны с прошлыми).
 2. Предсказуемость изменений.
 В табл. 3.4.1 средняя часть представляет соответствующие уровни агрессивности стратегии фирмы Они даны в категориях не связанности данной стратегической линии с прошлой.
 Описаны уровни той области, откуда выбраны альтернативы, а именно а) прецеденты прошлой деятельности, б) экстраполированный опыт; в) знакомые альтернативы; г) неизвестные альтернативы.
 Агрессивность стратегии определяется концепцией выбора места среди конкурентов, о чем уже говорилось в гл. 2.2. Напомним, что конкурентоспособная стратегия, предусматривающая быстрый рост, дифференциацию продукции, дифференциацию рынка и распределение капиталовложений, задает и определенный подход, благодаря которому фирма надеется преуспеть в своей СЗХ. Агрессивность стратегии в свою очередь описывает класс конкурентных стратегий, имеющих одну и ту же активность поведения. В табл. 3.4.1 эти классы описываются словами стабильность, реактивная, предвидящая, исследующая, творческая (на языке математиков агрессивность стратегии могла бы быть названа метастратегией, стратегией более высокого уровня, которая управляет выбором стратегии более низкого уровня).
 
 На каждом уровне перемен все успешные конкурентные стратегии основаны на активности одинаковой степени. Фирмы, выходящие на рынок с уровнем активности ниже, чем требуется для успеха - неудачники, которые в лучшем случае будут сводить концы с концами, как бы подробно они ни разработали свою конкурентную стратегию Чрезмерно активные фирмы - по всей вероятности, будущие "мертвые герои", которые преждевременно отреагировали на предстоящие изменения условий деятельности.
 История пестрит "мертвыми героями" Вот один пример, сейчас почти забытый,- Г. Кайзер, который внедрил 20 лет назад, явно преждевременно, очень популярный сейчас микро-автомобиль. "Генри Джей", как назывался этот миникар, был снят с производства после безнадежной реакции рынка на него.
 Нижняя, часть табл. 3.4.1 иллюстрирует третий компонент группы, открытость системы Ее определяют три взаимодополняющих критерия:
 а) восприимчивость фирмы к изменениям в диапазоне от полного отрицания до самостоятельного проведения изменений;
 б) стремление к экономичности-внутренней эффективности (в терминологии Р. Акоффа) зависит от производственных и вспомогательных возможностей Эти возможности можно распределять по-разному, сосредоточивая энергию фирмы, например, на внутренних операциях В другом случае гибкий стратегический потенциал нацелен на достижение экономической эффективности в широком смысле, т.е. на обеспечение прибыльности фирмы в будущем;
 в) в категориях теории систем уровень потенциала находится в диапазоне между закрытой системой, которая индифферентна к окружению, и полностью открытой системой, высокочувствительной к стимулам внешнего окружения В табл. 3.4.1 представлена шкала, которая охватывает весь диапазон поведения фирм и других организаций, обслуживающих общество. Например, левая колонка (повторяющийся, стабильная, привычная) описывает типичную бюрократическую организацию, а правая колонка (неожиданный, творческая, гибкая) характеризует фирму творческую, такую, как "Ксерокс" или "Поляроид" в период роста. (Другие ученые, изучавшие стратегическое поведение фирм, например Акофф и Минцберг, совершенно независимо пришли к аналогичной шкале).
 Аналогично тому, как агрессивность стратегии является метастратегией по отношению к конкурентной стратегии, открытость потенциала является мета потенциалом по отношению к конкретному функциональному потенциалу, как сказано в гл. 2 2. Функциональный потенциал составляют конкретные функции маркетинга, производства, НИОКР и т.д., знания и навыки, в которых нуждается фирма, чтобы быть в состоянии проводить конкурентную стратегию. Открытость - это тип организационной реакции (см. гл. 3.3. и 4.3), которая требуется фирме для поддержания своей стратегической активности.
 В своих последующих рассуждениях мы будем называть такое сочетание стратегической активности и открытости стратегической позицией фирмы (для сравнения см. гл. 2.2, где дано определение конкурентного статуса фирмы).
 Из табл. 3.4.1 стратегическую позицию фирмы можно вывести следующим образом:
 1. Используя верхнюю часть таблицы, определите будущий уровень изменений внешнего окружения в СЗХ фирмы.
 2. Определите желательную стратегическую активность и возможности (см. ниже уровня нестабильности среды).
 3. Используйте среднюю часть таблицы для определения действительного уровня агрессивности стратегии фирмы.
 4. Определите стратегический разрыв между желательным и Действительным уровнями агрессивности (разницу между этапом 3 и этапом 2). Если новая метастратегия отличается от той, которая существует, потребуется серьезный пересмотр конкурентной стратегии фирмы в зоне ее деятельности с помощью процедур, описанных в гл. 2.2.
 5. Используя нижнюю часть таблицы, определите сегодняшние возможности общего руководства.
 6. Определите разрыв между желательными и существующими возможностями. Если разрыв велик, необходимо будет внести серьезные изменения в профиль возможностей фирмы. В последующих параграфах мы дадим описание этой процедуры.
 
  3.4.2 *. Диагностика изменчивости условий
 В практических целях необходимо выделить два взаимодополняющих аспекта изменений в СЗХ фирмы: изменчивость маркетинга, измеряемая ожидаемой интенсивностью этой функции, и изменчивость инноваций, измеряемая интенсивностью научно-технических изменений в продукции и технологии.
 Причина различия этих двух аспектов заключается в том, что их характеристики не обязательно совпадают. Например, в период с 1930 по 1950 г. в автомобильной промышленности США динамика маркетинга отличалась скачкообразностью и непредвиденностью, а динамика научно-технического прогресса колебалась между расширением и изменением. В этот же период в некоторых технологически интенсивных СЗХ степень изменчивости инноваций была высокой, а изменчивость маркетинга - низкой. Табл. 3.4.2 и 3.4.3 могут служить для определения этих двух аспектов изменчивости.
 
 
 В обеих таблицах левый столбец показывает, что уровень изменчивости определяется конфигурацией переменных. Функциональная взаимосвязь между этими переменными неизвестна, поэтому мы будем пользоваться методом анализа профиля.
 Поскольку в различных СЗХ набор переменных может меняться, при пользовании данными и всеми последующими таблицами, необходимо соблюдать определенную последовательность. Первый этап-изучить имеющийся набор переменных, исключить из него те, которые не относятся к данной области, и добавить недостающие.
 Широкое применение этих таблиц в практике управления показало, что, как правило, требуются лишь незначительные модификации списка переменных. Например, в отраслях оборонной промышленности основным фактором изменения уровня инноваций мог бы считаться "масштаб государственной помощи" или "уровень НИОКР". Для многих фирм существенным фактором уровня изменений в маркетинге может быть "вторжение японских конкурентов".
 Следующий (второй) этап - обвести название каждой переменной, представленной в табл. 3.4.2 и 3.4.3, которое наилучшим образом соответствовало бы ее будущему состоянию, необходимому для желательных уровней маркетинга и инновации. 1ретии этап - начертить две вертикальные линии-пределы, в которых будут колебаться изменения условий
 Четвертый этап - вписать оба диапазона (инноваций и маркетинга) в табл 3.4.4, чтобы образовать квадрат под названием "область успешных действий". Стратегии и возможности попадающие в этот прямоугольник, окажутся прибыльными хотя и в разной степени, а те, что не попадут в его пределы - неприбыльными. Таким образом, точка S1C1 обозначает бесприбыльное сочетание стратегий и возможностей
 В нашем примере (табл. 3.4.4) форма прямоугольника говорит о том, что окружение будет более терпимо относиться к различиям в уровнях конкурентной активности и менее терпимо-к индифферентным новаторам
 Как подробно описано в гл. 2.3., большинство сегодняшних фирм функционируют в различных СЗХ, что, конечно, отражается на профиле. Поэтому уровень изменений, стратегическая агрессивность и профиль возможностей должны определяться отдельно для каждой СЗХ.
 
  3.4.3 *. Определение агрессивности стратегии фирмы
 Как и в предыдущем параграфе, постараемся показать различие между активностью инноваций и маркетинга, которые вместе определяют агрессивность фирмы в конкуренции в рамках С^Х В каждой конкретной области из-за различий в уровнях научно-технического прогресса и маркетинга эти два вида активности также могут быть различными
 Шкала, приведенная в табл. 3.4.1., использована в табл. 3.4.5. для определения уровней активности научно-технического прогресса и маркетинга.
 Переменные, определяющие каждый уровень, показаны в табл. 3.4.6. и 3.4.7. Чтобы определить активность, необходимо построить профиль по уже описанной процедуре и провести вертикальные линии. Это нагляднее всего представит сегодняшнюю активность фирмы (этот этап отличается от определения уровня изменений, где проводились две вертикальные линии чтобы определить область возможной активности). В нашем примере и активность научно технического прогресса, и активность маркетинга возникают после обнаружения соответствующих проблем.
 Затем в табл. 3.4.4. вводятся два диапазона с помощью точки S1C1. Сравнение с прямоугольником показывает, что инновационная стратегия находится за пределами области будущей прибыльной деятельности Фирма отстает в развитии технологии и разработке продукции и в будущем не сможет выдержать конкуренции. С другой стороны, ее стратегия маркетинга идет по непроложенному пути у самого края группы конкурентов. Это означает, что фирма будет уязвимой и, конечно, не в самом авангарде конкурентов в своей СЗХ.
 
 ТАБЛИЦА 3.4.9 Активность инновационной стратегии фирмы Характеристика Стабильность S 1 Реактивность R 2 Предвидение А 3 Исследование Е 4 Творчество С 5 (1) Реакция на потребителя Игнорирование "Наша продукция - это то, что нужно потребителю" Предвидение потребностей Определение неудовле-творенных потребностей Определение скрытых потребностей (2) Акцент в разработке продукта Эффективность технологии Продление срока пользования продукцией Имитация продукта
 Снижение себестоимости продукции Возможность расширения специализации фирмы
 Совершенствование продукции Обновление продукции Запуск новых образцов продукции (3) Развитие рынка "Держаться своего потребителя" "Следовать за конкурентами" Расширяться за счет знакомых рынков Расширяться за счет иностранных рынков Создавать новые рынки (4) Акцент в исследованиях Отсутствует Имитация технологии Совершенствование технологии Адаптация незнакомой технологии Опробование новых технологий (5) Частота обновления продукции Редкая Низкая * Умеренная Высокая Высокая (6) % бюджетных ассигнований на НИОКР Низкий Низкий Умеренный Высокий Очень высокий (7) Роль отдела исследований и разработок "Виден, но не слышен" Вызывают, когда надо Работает на маркетинг Выдает новые виды продукции "Элита" (8) Ответственность за научно-технический прогресс Не определена Функционально разделена между НИОКР и маркетингом Поручена отделу новой продукции и новых рискованных проектов
 Наиболее вероятный вывод, к которому пришло бы руководство: фирма должна увеличить активность как в области научно-технического прогресса, так и в области маркетинга.
 Это следует сделать путем пересмотра конкурентной позиции с помощью процедуры, разработанной в гл. 2.2.
 
  3.4.4 *. Определение возможностей
 Из гл. 2.2 мы знаем, что функциональный потенциал (производство, финансы, маркетинг и т. д.) определяется одновременно с анализом конкурентной стратегии. В последующем внимание концентрируется на общем руководстве: управляющих, климате, компетенции, способностях, которые рассматривались в предыдущей главе. Каждый из этих компонентов характеризуется рядом переменных (табл. 3.4.8, 3.49, 3.4.10 и 3.4.11).
 В фирме с дивизиональной структурой определение возможностей должно охватывать и уровень всей корпорации, и управление на уровне отделения, которое отвечает за СЗХ фирмы. При многонациональной матричной структуре определение возможностей охватывает руководство всей корпорацией, соответствующей отраслью, страной и производством в данной корпорации. В подразделении, вырабатывающем стратегию фирмы, анализ возможностей должен сосредоточиваться на уровне штаб-квартиры корпорации. Кроме того, анализу подлежит и руководство теми функциями, которые в дополнение к своей непосредственной деятельности вносят серьезный вклад в формулирование и осуществление стратегии в СЗХ фирмы. Прежде всего это подразделения исследований и разработок, а также маркетинга.
 Если на фирме существует единая прочно сложившаяся культура, одного диагностического этапа может быть достаточно для определения общего профиля возможностей. Однако если есть различия в профиле, необходимо проводить отдельные сеансы диагностики по каждому подразделению, участвующему в СЗХ фирмы.
 Диагностика условий и стратегии должна основываться на объективных фактах, ряд которых можно квантифицировать. Но, как будет показано в гл. 52, ориентация и иерархические барьеры могут исказить и искажают восприятие объективной реальности.
 Оценку руководителей, способностей, представлений и отношений отдельных лиц и групп трудно формализовать, так как на нее влияют субъективные факторы.
 
 ТАБЛИЦА 3.4.8. Характеристики руководства фирмой в различных условиях
 ТАБЛИЦА 3.4.9. Характеристики управленческого климата
 ТАБЛИЦА 3.4.10. Характеристики компетенции управляющих
 ТАБЛИЦА 3.4.11. Потенциал для управления
 
 Поэтому независимо от того, проводится ли диагноз самими руководителями (такие рекомендации будут даны в ч. 6) либо с помощью внутренние или внешних экспертов, существует опасность вынесения оценки, которая больше характеризует желаемое, нежели действительное поведение.
 Если оценка проводится экспертами, необходимо отслеживать действительное (настоящее и прошлое) поведение управляющего, а не его представление о самом себе.
 Если используется метод самоанализа, фактор субъективности можно минимизировать с помощью оценок, данных коллегами по работе. Аналогичный подход, который впервые применил О. Риванс при оценке управления больницами, подразумевает наличие двух однотипных подразделений, одно из которых подлежит оценке. Сначала первое подразделение оценивает само себя, а потом его оценивают коллеги. Затем они сравнивают оценки, чтобы устранить искажения.
 Как и в случае стратегической агрессивности, процедура диагностики (оценки) помогает построить профиль каждого компонента системы, а затем провести вертикальную линию, чтобы определить его среднее значение.
 Суммарный профиль в нашем примере приведения рис. 3.4.1. Вся система ориентирована на производство (что показано прерывистой вертикальной линией) и хорошо реагирует на определенную ранее реактивную стратегию.
 Исключение составляют руководители общего профиля, которые характеризуются предприимчивостью, но их сдерживает традиционный климат фирмы. Такой профиль нередко встречается в фирмах, где новые главные руководители были взяты со стороны.
 Вся система представлена в табл. 3.4.4 как С1 и это-последний шаг в определении стратегической позиции фирмы. Если фирма сохранит свою стратегию и возможности на прошлом уровне, они окажутся неприбыльными, так как находятся за пределами прямоугольника, означающего зону продуктивности.
 Главное уязвимое место - это уровень научно-технического прогресса. Поэтому минимум, что надо сделать,- повысить активность подразделения исследований и разработок (например, заменить постепенную адаптацию продукции опережающей разработкой). Эта минимальная мера обозначена как S2C2.
 Но занимающие ключевые посты руководители-предприниматели могут пожелать добиться большей престижности и постараются, чтобы фирма заняла лидирующее положение не только в научно-техническом прогрессе, но и в маркетинге, как показано символом S3C3 в табл. 3.4.4. Из таблицы следует, что в результате этого произойдут большие изменения в возможностях и стратегии, что осложнит положение с ресурсами фирмы и потребует много времени.
 В ч. 6 мы покажем, какое сопротивление в организации встретят такие изменения. Этот выбор между постепенным .(S2C2) и резким (S3С3) ходом изменений обычно стоит перед фирмами, которые ранее были известны своей неповоротливостью и где недавно появилось новое активное руководство, взятое со стороны.
 
  3.4.5. Истоки нашего примера
 Вышеописанный пример взят из реальной жизни. Это фирма, с которой знакомился автор книги: она рассматривалась как возможное приобретение. Компания была одной из крупнейших по производству пишущих машинок, но теперь она больше не существует. Анализ проводился в критический момент: в отрасли электрические пишущие машинки начали быстро теснить механические, а первенство на рынке удерживали пишущие машинки "ИБМ" с вращающейся головкой. Было ясно, что солидные старые фирмы, возможно, захотят сохранить свою традиционную, испытанную стратегию маркетинга, но в таком случае (и это тоже было ясно) их отчет о прибылях и убытках скоро запестрит "красными чернилами"- знак того, что они не сумели предложить рынку изделия на современном техническом уровне.
 Успешная деятельность фирмы в более ранние периоды объяснялась наличием разветвленной и эффективной сети сбыта, состоящей из большего числа розничных торговых точек и агентов, а также тем, что фирме удалось первой выйти на рынок с механической пишущей машинкой, требующей лишь легчайшего прикосновения пальцев. И в тот период, когда происходил быстрый переход на новую технологию (электрическую), отдел исследований и разработок по-прежнему состоял из инженеров-механиков, которые работали над совершенствованием механических узлов, делающих "прикосновение" еще более легким.
 В табл. 3.4.4 альтернативный вариант, обозначенный S2C2 и подразумевающий разработку электрической машинки, пусть и самой обыкновенной, представляется вполне реальным. Что касается системы сбыта, то ее компетентные, хотя и недостаточно активные кадры, вполне справились бы со сбытом и этой модели. Таким образом, сделав свой первый ход на позицию S2C2, фирма смогла бы в ближайшем будущем удержаться на уровне нормальной прибыльности и получить передышку, чтобы накопить силы для последующего продвижения к более современной технологии.
 Но пока фирма еще сохраняла свою самостоятельность, ее руководство так не поступило. Вместо того чтобы сконцентрировать силы, пусть на скромной, но более современной электрической модели пишущей машинки, фирма упорствовала в развитии механической технологии, и одновременно пыталась совершить скачок к производству оборудования для автоматизированного офиса. Такой скачок был преждевременным, он стал актуален лишь 20 лет спустя. К тому же выделенные для этого средства были ничтожно малы.
 
  3.4.6. Многообразие возможностей
 Если бы анализ возможностей, описанный в предыдущих параграфах, проводился на примере преуспевающей фирмы в первой половине XX века, то было бы выбрано небольшое количество стратегических зон хозяйствования, из которых лишь одна или две обеспечивали большую часть ее прибылей. Остальные зоны находились на разных, но сопоставимых стадиях роста и имели сходные задачи конкурентной борьбы. Следовательно, и уровни их изменений были близкими.
 Профили возможностей различных подразделений также были очень схожи. Так, в период ориентации на производство руководители, занимающие ключевые должности, имели одинаковое профессиональное мышление; единая для всей фирмы система оплаты и стимулирования основывалась на технико-экономической эффективности производства, а система финансового контроля и функциональная структура привлекали внимание к эффекту масштаба и минимизации затрат.
 Анализ возможностей применительно к фирмам 80-х годов часто показывает, что профиль возможностей общего руководства, хотя и отличный от профиля первой половины XX века, все еще, как правило, сохраняет единообразие в масштабе всей фирмы. Для подбора, подготовки, оценки и оплаты труда главных руководителей служит один и тот же набор критериев. Всеми подразделениями фирмы управляет единая информационно-плановая и контрольная система, и все они организованы по одинаковому (функциональному, дивизиональному и т. п.) принципу.
 Что касается анализа СЗХ фирмы, он обычно выявляет различные уровни изменчивости и, следовательно, потребность в различных профилях возможностей, из которых лишь немногие согласуются с профилем фирмы.
 Частично это объясняется тем, что начиная с середины нашего столетия стадии роста СЗХ стали дифференцированными, а их конкурентные, социально-политико-экономико-технологические изменения различны. Отчасти нужда в различных возможностях возникает потому, что большинство мелких, средних и крупных фирм диверсифицировали свою деятельность. Более того, в гл. 2.3 было высказано суждение, что для обеспечения долгосрочного успеха и выживания стратегический набор видов хозяйственной деятельности фирмы должен характеризоваться комбинацией различных стадий жизненного цикла, различными внешними условиями и технологиями.
 Таким образом, анализ возможностей часто обнаруживает, что фирме требуется не один профиль возможностей общего руководства, а несколько разных, удовлетворяющих потребности различных СЗХ.
 Такое положение вызывает проблему, как мы ее называем, многообразия возможностей или, другими словами, как в одной фирме согласовать потребности в различных потенциалах управления.
 Один из вариантов решения - сохранить преобладание какого-то одного профиля в тех СЗХ, которые имеют наибольшую и долю прибыли, а в других зонах согласиться на локальный оптимум результатов. Это решение может быть удовлетворительным, если портфель не отличается большим разнообразием и конкуренция невелика. Оно выгодно отличается максимальной простотой и ясностью и возможностью воспитать в руководителях единую для всей фирмы культуру, что облегчит их должностные перемещения внутри фирмы.
 Второй вариант - сократить число СЗХ и сформировать их сбалансированный набор, чтобы обходиться однородным профилем общего руководства. Каким бы жестким этот вариант ни казался, он был довольно распространенным в начале 80-х годов, когда фирмы отказывались от некоторых направлений своей деятельности, которые не вписывались в их традиционные управленческие возможности. И сегодня нередко можно прочитать в прессе объявление о прекращении какой-то фирмой своей деятельности в таком-то направлении, так как "оно не согласуется со схемой управления" (например, так было в "Дженерал Фудз", "ИТТ", "РСА", "Дженерал Электрик").
 Третий вариант - рассматривать фирму как истинный конгломерат, где каждый филиал (отделение) имеет возможность разработать свой собственный управленческий профиль. В этом варианте между филиалами нет синергических звеньев, а общая эффективность фирмы рассчитывается как сумма деятельности всех филиалов. В компетенции руководства всей фирмы остаются, как правило, правовые и финансовые вопросы, а стратегические и оперативные вопросы отдаются на усмотрение филиалов. Если филиал работает с хроническими сбоями, его или продают, или меняют его высшее руководство.
 Четвертый вариант - разработать соответствующие профили для различных групп СЗХ, но продолжать управлять фирмой как взаимосвязанным и интегрированным целым. Вот такой вариант и будет многообразным управленческим потенциалом.
 Фирма, характеризующаяся подобным многообразием возможностей, отличается от конгломерата в нескольких существенных аспектах.
  * В организационной структуре фирмы имеются стратегические хозяйственные центры (см. 2.3.1), причем каждый такой центр обслуживает соответствующую группу СЗХ. Центр разрабатывает свой профиль, согласующийся с его конкретными условиями.
  * Руководство всей фирмы продолжает управлять фирмой стратегически, т. е. используя интегрированный набор всех СЗХ. Оно создает СХЦ, балансирует общий стратегический набор, распределяет на глобальной основе стратегические ресурсы, включая переброску средств от одного центра другому, поддерживает и развивает общие грани деятельности и синергию стратегий и профилей различных СХЦ.
  * Профиль управленческих возможностей общекорпоративного руководства остается гибким и может приспособиться к культурам, системам оплаты труда и стилям управления различных СХЦ.
  * Штаб-квартира фирмы использует соответствующие стыковочные системы, позволяющие интегрировать результаты деятельности СХЦ.
 Есть факты, свидетельствующие о том, что фирмы начинают использовать вариант многообразия возможностей. Например, несколько лет тому назад "Альфа-Лаваль", диверсифицированная шведская многонациональная корпорация, реорганизовалась в три различные структуры, где каждая структура соответствовала определенной группе СЗХ. "Амервкэн Бендикс Корпо-рейшн" позволила различным группам СЗХ разработать свою собственную систему планирования, отвечающую их конкурентным потребностям.
 ТАБЛИЦА 3.4.12 Варианты возможностей Конкуренция Слабая Сильная Степень разнообразия ассортимента небольшая большая небольшая большая Стратегии использования возможностей Достижение доминирующей позиции * Создание конгломерата + Сбалансированный портфель заказов + Использование многообразия возможностей + Проблема многообразия возможностей решается на фирмах по-разному, и это зависит от их стиля управления и целей, которые поставило перед собой высшее руководство фирмы. Но имеются также и объективные критерии, которые в различных ситуациях диктуют тот или иной вариант. Это показано в табл. 3.4.12.
 Согласно таблице выбор варианта зависит от интенсивности конкуренции в данной СЗХ и разнообразия набора видов стратегической деятельности. Плюсами отмечены предпочтительные (рекомендуемые) варианты.
 
  3.4.7. Планирование и анализ стратегической позиции
 В ч. 2 мы рассмотрели современные аспекты планирования стратегической позиции. Его основные моменты:
 a) обеспечение положения, наиболее благоприятствующего прибыльности фирмы в ее СЗХ. Мы назвали это конкурентной стратегией или "конкурентной нишей";
 б) развитие функционального потенциала фирмы, необходимого для осуществления этой стратегии;
 в) балансировка общего набора СЗХ в целях эффективного распределения ресурсов фирмы между ними, обеспечение долгосрочной прибыльности деятельности фирмы и создание базы для ее стратегической неуязвимости.
 В данной главе мы провели анализ стратегической позиции фирмы, который включал изучение двух проблем.
 1. Приведение стратегической активности фирмы в соответствие с будущими изменениями в данной СЗХ.
 
 2. Определение возможностей общего руководства, необходимых для осуществления соответствующей стратегии.
 Связь между анализом и планированием стратегической позиции показана на рис. 3.4.2. В обеих процедурах первым этапом является выделение и анализ перспектив СЗХ фирмы. Это подразумевает определение будущих существенных факторов конкуренции и уровня изменений.
 Затем по уровню изменений определяется разрыв в стратегии и возможностях, что дает базу для составления программ по ликвидации этого разрыва и активизации будущей стратегии фирмы в СЗХ. Так определяются границы "территории", в пределах которой фирме предстоит найти свою конкурентную позицию посредством стратегического планирования. При планировании разрабатываются три типа программ: программы перехода к новой линии поведения среди конкурентов в данной СЗХ, программы пересмотра целесообразности стратегических зон фирмы и программы развития функционального потенциала.
 
  3.4.8. Управление преобразованием стратегической позиции
 Комплексный анализ стратегической позиции может выявить одну из двух возможных ситуаций.
 1. Маловероятную в сегодняшних условиях ситуацию, где нет разрыва ни в стратегической активности, ни в возможностях и где не ожидается больших изменений в основных факторах конкуренции. Этот вывод свидетельствует о хорошем стратегическом положении фирмы: она готова к будущему.
 2. Более вероятную ситуацию, где имеет место один или Несколько разрывов: в агрессивности стратегии, конкурентном статусе, наборе видов хозяйственной деятельности, сферах конкуренции.
 Если выяснится, что необходимо менять и стратегию, и диапазон возможностей, следует сначала обеспечить изменение возможностей, а затем корректировать поведение в СЗХ. Но исследования Чандлера и др., как уже говорилось в предыдущей главе, показали, что для преобразования стратегии и возможностей потребуется не один год, а в ряде случаев от 10 до 20лет. В настоящее время немногие фирмы могут позволить себе роскошь такого медленного и постепенного преобразования.
 Поэтому программы преобразования стратегии и возможностей приходится проводить в жизнь параллельно. Для одновременного осуществления этих программ требуются довольно большие организационные и финансовые ресурсы, и работа над 1 стратегией идет за счет деятельности по получению прибыли.
 Кроме того, значительные изменения в стратегической деятельности порождают феномен, известный под названием "организационное сопротивление переменам".
 Итак, процесс преобразования стратегической позиции сложен. Он требует больших средств и вызывает сопротивление. В ч. 6 рассматриваются вопросы управления этим процессом.
 
  3.4.8. Управление преобразованием стратегической позиции
 Комплексный анализ стратегической позиции может выявить одну из двух возможных ситуаций.
 1. Маловероятную в сегодняшних условиях ситуацию, где нет разрыва ни в стратегической активности, ни в возможностях и где не ожидается больших изменений в основных факторах конкуренции. Этот вывод свидетельствует о хорошем стратегическом положении фирмы: она готова к будущему.
 2. Более вероятную ситуацию, где имеет место один или Несколько разрывов: в агрессивности стратегии, конкурентном статусе, наборе видов хозяйственной деятельности, сферах конкуренции.
 Если выяснится, что необходимо менять и стратегию, и диапазон возможностей, следует сначала обеспечить изменение возможностей, а затем корректировать поведение в СЗХ. Но исследования Чандлера и др., как уже говорилось в предыдущей главе, показали, что для преобразования стратегии и возможностей потребуется не один год, а в ряде случаев от 10 до 20лет. В настоящее время немногие фирмы могут позволить себе роскошь такого медленного и постепенного преобразования.
 Поэтому программы преобразования стратегии и возможностей приходится проводить в жизнь параллельно. Для одновременного осуществления этих программ требуются довольно большие организационные и финансовые ресурсы, и работа над 1 стратегией идет за счет деятельности по получению прибыли.
 Кроме того, значительные изменения в стратегической деятельности порождают феномен, известный под названием "организационное сопротивление переменам".
 Итак, процесс преобразования стратегической позиции сложен. Он требует больших средств и вызывает сопротивление. В ч. 6 рассматриваются вопросы управления этим процессом.
 
  3.4.9. Выводы
 Когда внешнее окружение переходит на новый уровень изменчивости, стратегическая агрессивность фирмы должна подняться или опуститься на адекватный уровень. В то же время открытость потенциала фирмы по отношению к воздействиям внешней среды должна также перейти на соответствующий уровень. В случае если агрессивность или потенциал не отвечает требованиям окружения, то фирма может потерять позиции в конкуренции и стать неприбыльной.
 Необходимость и масштаб изменений в стратегии и потенциале фирмы можно предвидеть, используя процедуру, с помощью которой изучаются будущая изменчивость, существующая агрессивность фирмы, ее текущий потенциал, а затем определяются разрывы в агрессивности и потенциале, подлежащие устранению.
 Такую процедуру следует использовать применительно к каждой важной СЗХ фирмы. В современном
 окружении фирмы С разнообразной изменчивостью зачастую различные СЗХ требуют неодинакового профиля возможностей управления, т е. возникает проблема множественности потенциалов. Существуют следующие подходы к решению этой проблемы: а) не принимать ее во внимание и сохранять прежний доминирующий потенциал во всех подразделениях фирмы; б) сформировать набор СЗХ фирмы, которые требуют одинаковых возможностей управления; в) превратить фирму в конгломерат, части которого имеют свои особенные потенциалы; г) развивать множественный потенциал фирмы, в которой каждый СХЦ имеет своеобразный профиль возможностей управления, а управление на уровне корпорации занимается общим стратегическим набором. Выбор решения зависит от разнообразия уровней изменчивости СЗХ фирмы и от интенсивности конкуренции в каждой из них.
 Читателю целесообразно сравнить концепцию стратегической позиции, развитую в этой главе, с аналогичной концепцией, предложенной в ч 2.2, и ответить на вопрос: каковы различия между ними и в какой степени они связаны. Другой интересный вопрос:
 применим ли анализ стратегических позиций, проведенный в данной главе, к некоммерческим, бесприбыльным организациям (медицинским, идеологическим и т. п.), и что должно быть сделано для приспособления данной методики к их специфике.
 Мы рекомендуем также провести комплексный диалектический анализ знакомой вам организации, следуя процедурам, изложенным в 3.4.2-3.4.4. Определите для нее новую стратегическую позицию, уделяя особое внимание критериям и обоснованности вашего выбора.
 Обратите внимание на проблему развития разнообразия возможностей в руководстве диверсификационной фирмой и дайте точный аргументированный ответ, что должны делать плановики из общекорпоративного штата, а что следует передать на уровень отдельных СХЦ Старайтесь при этом постоянно опираться на реальную практику.
 
 
 ТАБЛИЦА 3.4.8. Характеристики руководства фирмой в различных условиях Компоненты Тип организации Традиционный Производственный Маркетинг Стратегический Гибкий 1. Характер мышления Традиционный Производственный Планирование Предпринимательский Творческий 2. Внешняя/внутренняя ориентация Обращенная внутрь фирмы Сбалансированная Обращенная вовне фирмы 3. Временная ориентация Прецедент История Экстраполированное будущее Новые действия Созданные проекты 4. Модель успеха Стабильность/ повторение Эффективность производства Баланс внутренней эффективности и реактивности маркетинга Капиталовложения в наиболее выгодные имеющиеся возможности Творчество 5. Готовность к риску Отказываться Идти на знакомые по опыту виды риска Искать знакомые виды риска Искать незнакомые виды риска Искать совершенно новые виды риска 6. Власть общего руководства Сильная Умеренная Сильная 7. Стиль руководства Политический Дисциплина/ контроль Вдохновение/ общая цель Личное обаяние Творческий 8. Решение проблемы Пробы/ ошибки Диагностическое Оптимизация Поиск альтернатив Создание альтернатив 9. Звание Внутренняя политика Внутренние one раций Традиционные рынки/ конкуренты/ технология/ Глобальные возможности Возникающие условия 10. Рычага руководства Политические традиционные Контроль Достижение цели Предпринимательские Основанные на личном обаянии
 
 ТАБЛИЦА 3.4.9 Характеристики управленческого климата Компоненты Тип организации Традиционный Производственный Маркетинг Стратегический Гибкий 1. Отношение к переменам "Не раскачивать лодку" "Плыть по течению" "Планировать заранее" "Все новое - хорошее" "Создавать свое будущее самим" 2. Готовность к риску Избегать Принимать Искать знакомые виды риска Искать незнакомые виды риска Искать ранее не существовавшие виды риска 3. Временная перспектива Прошлое Настоящее Знакомое будущее Хорошо представлять будущее Незнакомое будущее 4 Перспектива действия Обращенная внутрь фирмы Обращенная вовне фирмы 5. Модель успеха Стабильность и повторяющееся производство Эффективность производства Баланс эффективности и реактивности маркетинга Капиталовложения в наиболее выгодные имеющиеся возможности Возможности 6 Фактор, побуждающий к изменениям Кризис Неудовлетворительные результаты Угрозы и возможности Непрерывный поиск нового 7. Инициатива "Ничего не делать добровольно" "Делать все по правилам" "Атаковать" "Самим заваривать кашу" 8. Структура полномочий Централизованная Децентрализованная Децентрализованная
 + сильная штаб-квартира 9 Модель успеха Стабильность Эффективность деятельности Эффективный рост Эффективная диверсификация Нововведение
 
 
 ТАБЛИЦА 3.4.10. Характеристики компетенции управляющих Компоненты Тип организации Традиционный Производственный Маркетинг Стратегический Гибкий 1. Способы решения проблем Пробы и ошибки Выбор лучшей альтернативы Творчество 2. Процедура решения проблем Иерархическая, по отделам Иерархическая в масштабе всей фирмы По проблемам 3. Система управления Согласно положению и уставу Финансовый контроль, составление финансовой сметы Долгосрочное планирование Стратегическое планирование
 Стратегическое управление Стратегическое управление
 Анализ стратегических задач
 Управление кризисными ситуациями 4. Информационная система Неформальные прецеденты Прошлые результаты Экстраполяционный прогноз Наблюдение за внешней средой фирмы 5. Организационная структура Функциональная Децентрализованная с автономными подразделениями/ транснациональная Программно-целевая, матричная 6. Вознаграждение и экономические стимулы Стаж работы Выполненная работа Вклад в рост Вклад в нововведения 7. Определение работы Узкое и конкретное В категориях функциональной ответственности В категориях целей 8. Главные методы управления Анализ трудовых процессов
 Замена оборудования
 Загрузка оборудования и т.д. Анализ показателей
 Оценка капиталовложений
 Анализ проблем Прогноз
 Оптимизация операций Анализ по критерию "что будет, если"
 Анализ возможностей приобретений и слияний
 Анализ, сценарии будущего
 Анализ по методу Дельфи и т.д. Мозговая атака 9. Наиболее важная функция Производство и финансы Маркетинг и планирование на уровне корпорации Нововведения, новые проекты НИОКР
 
 
 ТАБЛИЦА 3.4.11 Потенциал для управления Тип организации
 Уровни общего руководства Традиционный
 1 Производство
 2 Маркетинг
 3 Стратегический
 4 Гибкий
 б
 
 
 
 
 • Стабильность
 
 • Производство Потенциал должен быть достаточным, чтобы управлять.
 • долгосрочным планированием
 • производством
 • маркетингом • НИОКР
 
 
 • Стратегический набор
 • Производство
 • Маркетинг • НИОКР
 • Диверсификация
 
 
 • Творчество • Стратегический набор
 • Производство
 • Маркетинг
 • НИОКР
 • Диверсификация
 • Новаторские проекты (Т) Линейные подразделения корпорации (2) Штабные подразделения корпорации (3) Линейные подразделения отделений (4) Штабные подразделения отделении 5) Вклад функциональных служб в стратегическое управление
 
 
 И. АНСОФФ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ
  Часть 4
  Управляющие, системы, структуры
  4.1. ГЛАВНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ДИВЕРСИФИЦИРОВАННОЙ ФИРМЫ 191
  4.1.1. Управление как цикл решения проблемы 191
  4.1.2. Архетипы управляющего 193
  4.1.3.Главный руководитель - человек своего времени 194
  4.1.4. Фирма будущего 194
  4.1.5.Функции главного руководителя 197
  4.1.6. Приобретение опыта использования экспертов 198
  4.1.7. Тенденция образования множественного руководства фирмой 201
  4.1.8. Выводы 202
  4.2. НАУЧНО ОБОСНОВАННЫЙ ВЫБОР СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ 203
  4.2.1.Системы и структура 203
  4.2.2. Соотношение системы и структуры 204
  4.2.3. Управление реализацией решений 206
  4.2.4. Управление на основе контроля 207
  4.2.5. Управление методом экстраполяции 208
  4.2.6. Система управления предпринимательского типа 210
  4.2.7. Компоненты системы 212
  4.2.8. Как выбрать систему управления 213
  4.2.9. Диагностика готовности системы 214
  4.2.10. Проектирование и использование систем: распределение ролей и ответственности 215
  4.2.11. Процедура планирования в организации 217
  4.2.12. Человеческий фактор в системах 218
  4.2.13. Будущие тенденции 218
  4.2.14. Выводы 220
  4.3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ СТРУКТУРЫ ФИРМЫ 221
  4.3.1. Эволюция структуры 221
  4.3.2. Реакция организации 223
  4.3.3. Определение предпочтительной реакции 229
  4.3.4. Классификация реакций 231
  4.3.5. Характеристика проекта организационной структуры 233
  4.3.6. Функциональная структура 235
  4.3.7. Дивизиональная структура 238
  4.3.8. Матричная структура 243
  4.3.9. Множественная структура 244
  4.3.10. Роль главной штаб-квартиры фирмы 245
  4.3.11. Штабной персонал и накладные функции 247
  4.3.12*. Изменение структуры 250
  4.3.13. Выводы 251
  Таблица 4.2.2 Классификация практических систем управления 253
  Таблица 4.2.3. Выбор системы управления 254
 
 4.1. Главный руководитель диверсифицированной фирмы
  В конце 60-х годов мы пытались предсказать, какими профессиональными качествами должен будет обладать руководитель фирмы в последней четверти нашего столетия. Сейчас наши прогнозы относительно сложности и разнообразия предъявляемых к руководителю требований подтверждаются жизнью.
 4.1.1. Управление как цикл решения проблемы
 4.1.2. Архетипы управляющего
 4.1.3. Главный руководитель-человек своего времени
 4.1.4. Фирма будущего
 4.1.5. Функции главного руководителя
 4.1.6. Приобретение опыта использования экспертов
 4.1.7. Тенденция образования множественного руководства фирмой
 4.1.8. Выводы
 
 
  4.1.1. Управление как цикл решения проблемы
  Управление - это деятельность, направленная на решение проблем, которую также можно рассматривать как сложный информационный процесс. Роль руководителя характеризуется следующей цепочкой действий.
 1. Формулирование целей для данной СЗХ.
 2. Выявление проблем и возможных вариантов их решения как внутри данной СЗХ, так и вне ее. (Это подразумевает выявление настоящих и будущих возможных отклонений от принятого курса, а также настоящих и будущих перспектив усложнения целей.)
 3. Анализ проблем, благоприятных возможностей для развития и их влияния на деятельность фирмы.
 4. Разработка подходов к решению проблем и выбору вариантов.
 5. Анализ возможных последствий планируемой деятельности.
 6. Выбор предпочтительной альтернативы.
 7. Программирование и разработка бюджета выбранной альтернативы.
 8. Руководство осуществлением программ, включая коммуникации и мотивацию.
 9. Оценка степени достижений целей.
 10. Отслеживание важнейших тенденций и возможных сбоев как в деятельности фирмы, так и в ее окружении.
 11. Повторение нескольких или всех перечисленных этапов.
  Рис.4.1. 1
  На рис. 4.1.1 показан полный цикл управления. Если все стоящие перед руководителем проблемы разбивать на 10 упомянутых этапов и выполнять их с одинаковой степенью интенсивности, управление станет сложным и негибким процессом. За многие годы практика хозяйственной деятельности создала ряд различных менее трудоемких методов и путей решения проблем все возрастающей сложности и сопряженных с нежелательными последствиями.
  Представленный на рис. 4.1.2 цикл реализации (решения проблемы) - это повторение этапов 8 и 9 в условиях, когда характер и содержание задач не меняются. Этот цикл составляет основу управленческой деятельности, когда изменчивость внешнего окружения фирмы соответствуют 1-му уровню.
 
 
  Рис.4.1. 2
 
  Рис.4.1. 3 Рис.4.1. 4 Рис.4.1. 5
  На 2-м уровне расположен более широкий цикл - цикл контроля (рис. 4.1.3), который использует этапы 1, 2, 3 и 9 для наблюдения и контроля за деятельностью фирмы по достижению целей.
  В цикле экстраполирующего планирования (рис. 4.1.4) повторяются этапы 1, 2, 3, 7 и 10 и решения принимаются на основе прогнозов, полученных путем экстраполяции. Этот цикл очень важен на 3-м уровне, но он отнюдь не заменяет, а скорее дополняет другие циклы.
  И, наконец, на 4-м уровне и выше самый и наиболее сложный цикл - цикл планирования предпринимательской деятельности (рис. 4.1.5) использует этапы 1, 2, 3, 4, 5, 6, 10 для принятия решения, когда этап 9 показывает, что будущее не представляет собой экстраполяции прошлой деятельности или когда управление предпринимательством стремится расширить традиционные границы деятельности фирмы. Цели (этап 1) тщательно пересматриваются, проводится обширный поиск (этап 4) новых вариантов решения и дается полный анализ их последствий.
  4.1.2. Архетипы управляющего
  Каждый малый цикл подчеркивает определенную управленческую роль, требующую специфических знаний, умений и черт характера. Руководителей, которые имеют все данные для таких конкретных ролей, мы будем называть архетипами. Наш первый архетип - лидер, второй - администратор, третий - плановик, четвертый - предприниматель.
  Лидер играет свою роль в процессе реализации решений. Здесь особенно ценятся умение общаться с людьми, способность распознать потенциал каждого человека и заинтересовать его в полном использовании этого потенциала. В более ранних представлениях об управлении дар лидерства рассматривался как важнейшее (и почти единственное) требование к руководителю. Отсюда происходит и определение управления как "обеспечение выполнения людьми определенных заданий". Это, действительно, основное качество руководителя, без которого не могут быть успешно реализованы управленческие решения. Однако лидер - это лишь одна из нескольких ролей, необходимых для успешной деятельности современной фирмы.
  В контроле и экстраполяционном планировании акцент делается на эффективность и ее оценку, а не на личностные характеристики. Цикл контроля требует управляющего с административным складом характера, хорошо представляющего, что существенно для успешной деятельности фирмы. Это - способность определить место сбоя и принять корректирующие меры. Не бросаясь в крайность полного игнорирования человеческой личности, управляющий-администратор все же не позволит, чтобы человеческие симпатии и антипатии в трудовом коллективе заслоняли основное дело. Он готов решать личностные конфликты, которые возникают при волевых решениях.

<< Пред.           стр. 8 (из 15)           След. >>

Список литературы по разделу