<< Пред. стр. 14 (из 78) След. >>
Духа Святого в общение речений: из Него, или: Им, как распределено по новомуих разделу.
Един Бог и Отец, из Негоже вся: и един Господь Иисус Христос, Имже вся.
Это -- слова не закон дающего, но различающего Ипостаси. Апостол
произнес сие не для того, чтобы ввести мысль о различии естества, но чтобы
понятие об Отце и Сыне представить неслитным.
А что сии речения не противоположны одно другому, и, подобно
поставленным в сопротивные ряды для битвы, не вводят с собою в
противоборство и самых естеств, к которым приданы, сие видно из следующего.
Блаженный Павел совокупил оба речения об одном и том же подлежащем, сказав:
яко из Того, и Тем, и в Нем всяческая (Рим. 11, 36). И что сие место
очевидным образом относится к Господу, скажет всякий, хотя несколько
вникнувший в намерение сего изречения. Ибо Апостол, предпоставив (35) слова
из Исайи пророка: кто уразуме ум Господень? или кто советник Ему бысть?--
присовокупил: яко из Того, и Тем, и в Нем всяческая. У пророка же сказано
сие о Боге Слове, Зиждителе всей твари. Это можешь узнать из предыдущих его
слов. Кто измери горстию воду, и небо пядию, и всю землю горстию? кто
постави горы в мериле, и холмы в весте ? кто уразуме ум Господень, и кто
советник Ему бысть (Иса. 40, 12.13)? Слово: кто, означает здесь не вовсе
невозможное, но редкое, как в изречении: кто востанет ми на лукавнующия
(Псал. 93, 16)? И: кто есть человек хотяй живот (Пс. 33, 13)? И: кто взыдет
на гору Господню (Пс. 23, 3)? Так, конечно, сказано и здесь: кто уведавший
ум Господень, и кто сообщник Его совета? -- Отец бо любит Сына, и вся
показует Ему (Иоан. 5, 20). Тот содержит землю, и объял ее горстию, Кто все
привел в порядок и благоустройство; Кто дал горам равновесие, назначил водам
меру, каждой вещи, находящейся в мире, определил собственный ее чин; Кто
целое небо объемлет малою частью всецелой Своей силы, что пророческое слово
и наименовало иносказательно пядью. Посему кстати присовокупил Апостол: из
Того, и Тем, и в нем всяческая. Ибо из Него, по воле Бога и Отца, причина
бытия существо. Им все существа пребывают и составляются, поколику Творец
каждой твари уделяет все нужное и к ее сохранению. А посему, конечно, все
возвращается к Нему, с каким-то неудержимым желанием и с какою-то
неизреченною любовью стремясь к Начальнику и Снабдителю жизни, по
написанному: очи всех на Тя уповают (Псал. 144, 15.). И еще: вся к тебе чают
(Псал. 103, 27.). И: отверзавши Ты руку Твою, и исполнявши всяко животно
благоволения (Псал. 144, 16.).
Если же еретики противятся сему нашему изъяснению, то спасет ли их
какое умствование от явного противоречия себе самим? Ибо если не согласятся,
что сии три речения: из Того, Тем и в Нем, сказаны о Господе, то по всей
необходимости должны присвоить их Богу и Отцу. А в следствие сего явным
образом подорвется их различение. Ибо открывается, что не только речение: из
Него, но и речение: Им, прилагается к Отцу. Если же последнее из сих речений
не означает ничего унизительного, почему отделяют оное Сыну, как нечто
низшее? А если оно непременно выражает служебность; то пусть отвечают: у
какого князя служителем Бог славы и Отец Иисуса Христа? Так они сами себя
низлагают; а наша крепость соблюдется в том и другом случае. Ибо, если
превозможет мысль, что слово идет о Сыне, то найдется, что речение: из Того,
приличествует Сыну. А если кто пророческое сие изречение упорно будет
относить к Богу: то опять согласится, что речение: Тем, прилично Богу, и оба
речения будут иметь равное достоинство; потому что в равной силе употреблены
о Боге. И в том и другом случае речения сии окажутся одно с другим
равночестными, как употребляемые об одном и том же Лице. Но возвратимся к
своему предмету.
Апостол, пиша к Ефесеям, говорит: истинствующе оке в любви, да
возрастим в Него всяческая, иже есть глава Христос, из Негоже все тело
составляемо и счиневаемо приличие, всяцем осязанием подаяния, по действу в
меру единыя, коеяждо части, возращение тела творит (Еф. 4, 15. 16.). И еще,
в послании к Колоссянам, сказано не имеющим познания об Единородном: не
держа главы (то есть Христа), из неяже все тело составы и соузы подаемо,
растит возращение Божие (Кол, 2, 19.). А что глава Церкви -- Христос, знаем
из другого места у Апостола, который говорит: и Того даде главу выше всех
Церкви (Еф. 2, 22.). И: от исполнения Его мы вcu прияхом (Иоан. 1, 16.). И
Сам Господь говорит: яко от Моего приимет и возвестит вам (Иоан. 16, 14.). И
вообще, внимательно читающему откроются различные употребления сего речения:
из Него. Ибо и Господь говорит: чух силу исшедшую из Мене (Лук. 8, 46.).
Но подобно сему и о Духе, как примечаем, во многих местах употреблено
речение: из Него. Ибо сказано: сеяй в Дух, от Духа пожнет живот вечный (Гал.
6, 8.). И Иоанн говорит: о сем разумеем, яко в нас пребывает, от Духа, Егоже
дал есть нам (1 Иоан. 3, 24, ). И Ангел говорит: Рождшееся бо в ней от Духа
есть Свята (Матф. 1, 50.). И Господь сказал: рожденное от Духа дух есть
(Иоан. 3, 6.). Таково употребление сего речения.
Но остается показать, что Писание и речение: Им, одинаково употребляет
об Отце, и Сыне, и Святом Духе. Конечно, приводить на сие свидетельства о
Сыне было бы лишним делом, потому что сие известно, да и противники то же
самое доказывают. Но покажем, что и об Отце употреблено речение: Им.
Сказано: верен Бог, Имже звана бысте в общение Сына Его (1 Кор. 1, 9.). И:
Павел посланник Иисус Христов волею Божиею (2 Кор. 1, 1.). И еще: темже уже
неси раб, но сын; аще ли же сын, и наследник Богом (Гал. 4, 7.). И: якоже
воста Христос от мертвых славою Отчею (Рим. 6, 4.). И Исайя говорит: горе
творящим глубоко совет, а не Господем (Иса. 29, . 15.).
Можно представить многие свидетельства, что речение сие употребляется и
о Духе. Сказано: нам же Бог открыл есть Духом (1 Кор. 2, 10.). И в другом
месте: доброе завещание соблюди Духом Святым (2 Тим. 1, 14.). И еще: овому
бо Духом дается слово премудрости (1 Кор. 12, 8.).
А то же самое можем сказать и о слоге: о, а именно, что Писание
допускает употребление сего слова и о Боге Отце. Так в Ветхом Завете
сказано: о Боге сотворим силу. (Псал. 107, 14.) И: о Тебе пение мое выну
(Псал. 70, 7.). И еще: о имени Твоем возрадуюся (Псал. 88, 17). И у Павла
сказано: в Боге создавшем всяческая (Еф. 3, 9.). И: Павел и Силуан и
Тимофей, церкви солунстей о Боге Отце (2 Сол. 1, 1.). И: аще убо когда
поспешен буду волею Божиею прийти к вам (Рим. 1, 70.). И: хвалишися,
говорит, о Боге (Рим. 2, 17.). Много и других мест, которые не легко
перечислить.
Но для нас важно показать не множество свидетельств, а изобличить, что
еретики неосновательно делают такие различения. И что употребление сего
слога принято в Писании о Господе или о Святом Духе, сего, как известного,
не стану доказывать. Нужно же сказать то, что для разумнаго слушателя
достаточным будет опровержение еретического положения, взятое от противного.
Ибо, если, по рассуждению еретиков, разность выражения доказывает различие
естества; то пусть теперь тождество речений заставит их со стыдом исповедать
неразличную сущность.
Но не только в богословии разнообразно употребление сих речений; они не
редко меняются даже между собою и значением, когда одно принимает значение
другого. Например: стяжах человека Богом (Быт. 4, 1), говорит Адам, вместо
того, чтобы сказать: от Бога. И в другом месте: Елика заповеда Моисей
Израилю по повелению Господню (Чис. 36, 5). И еще: еда не Богом изъявление
их есть (Быт. 40, 8)? -- говорит Иосиф, рассуждая о снах с заключенными в
темнице; и очевидно, вместо того, чтобы сказать: от Бога, сказал он: Богом.
А наоборот, Павел употребляет речение: от Него вместо речения: Им, когда
говорит так: рождаемый от жены (Гал. 4, 4), вместо: женою. Ибо в другом
месте ясно различил сие, сказав, что жене свойственно раждаться от мужа, а
мужу -- женою. Якоже бо жена от мужа, сице муж женою (1 Кор. 11, 12).
Впрочем здесь, как показывая различие употребления, так вместе исправляя
мимоходом погрешительное мнение думавших, что тело Господне духовно, в
доказательство того, что богоносная плоть составилась из нашего смешения,
Апостол предпочел речение более выразительное (ибо слово: женою, выражало бы
переходное понятие рождения, а речение: от жены, достаточно показывает
общение естества у рожденного с рождающею). И в этом не противоречит он сам
себе, а дает только видеть, что речения сии легко могут уступать место одно
другому. А если о чем определено говорить в собственном смысле: им, о том
самом употребляется: от него; то какое основание, к клевете на благочестие,
решительно разделять между собою речения?
ГЛАВА 6
Ответ утверждающим, что Сын не со Отцем, но после Отца, где
рассуждается и о равночестии славы
И конечно, нельзя прибегнуть к извинению себя неведением, когда
приступают к слову с такою хитростью и злонамеренностью явно негодующие на
нас за то, что вместе с Отцем совершаем славословие Единородному, и Святого
Духа не отделяем от Сына. И за сие как они не называют нас! новоделами,
нововводителями, изобретателями слов, и другими укоризненными именами! Но не
только не огорчаюсь я их злословием, а напротив того, если бы собственный их
вред не причинял мне скорби и непрестающей болезни, готов бы сказать, что
благодарен им за хулы, которыми споспешествуют моему блаженству. Ибо
сказано: блажени есте, егда поносят вам Мене ради (Матф. 5, 11).
Но вот за что они гневаются. "Сын, говорят, не со Отцем, но после Отца;
поэтому Им, а не с Ним должно возносить славу Отцу. Ибо речение: с Ним,
выражает равночестие, а речение: Им, показывает служебное действие. Но и
Духа, говорят, должно ставить не наряду со Отцем и Сыном, а ниже Сына и
Отца, как не единочиновного, но подчиненного, не купночислимого, но
под-числяемого". И подобными сим тонкостями в составлении речений искажают
они простоту и безыскусственность веры. Посему могут ли извиняться
неопытностью такие люди, которые своею пытливостью не позволяют и другим
оставаться в неопытности?
Но мы прежде всего спросим их о том, на каком основании говорят, что
Сын после Отца? как младший ли по времени, или по чину, или по достоинству?
Но никто не будет столько бессмыслен, чтобы стал утверждать, что Творец
веков есть второй по времени, когда нет никакого расстояния, посредствующего
в естественном единении Сына с Отцем. Да и с человеческим понятием
несообразно утверждать, что Сын моложе Отца, не только потому, что Отец и
Сын умопредставляются во взаимном между Собою отношении, но и потому, что
вторым по времени называется, что имеет меньшее расстояние от настоящего
времени, и первым опять, что далее отстоит от настоящего времени. Например:
бывшее при Ное старее случившегося с Содомля-нами, потому что более удалено
от нынешнего времени, и последнее позднее первого, потому что кажется как бы
более близким к настоящему. Но бытие Жизни, превосходящей всякое время и все
веки, измерять расстоянием от настоящего, не будет ли не только нечестиво,
но и сверх всякой меры неразумно, если только представить, что, каким
образом говорится о вещах имеющих начало бытия и тленных, что они одна
другой прежде, таким же образом Бог и Отец, сравниваемый с Сыном и Богом,
сущим прежде веков, превосходит Его? Напротив того, такое превосходство Отца
в отношении к старейшинству неудобомыслимо; потому что ни размышление, ни
понятие никак не простираются далее рождения Господа, после того как Иоанн
прекрасно двумя словами заключил разумение в описанных пределах, сказав: в
начале бе Слово. Ибо сие: бе, неисходно для мышления, и начало непреступно
для представлений. Сколько ни углубляйся мыслию в давнее, не выйдешь из
сего: бе; и сколько ни усиливайся увидеть, что первоначальнее Сына, не
возможешь стать выше Начала. А на сем основании благочестиво представлять
себе Сына вместе с Отцем.
Если же представляют они какое-то понижение Сына пред Отцем в отношении
к месту, так что Отец восседает выше, а Сын по порядку занимает низшее
место: то пусть признаются в этом, и мы умолкнем; потому что несообразность
видна сама собою. Ибо не соблюдают последовательности в суждениях те,
которые не приписывают Отцу вездесущия, когда здравый разум верит, что Бог
все наполняет. И сказанного пророком: аще взыду на небо, Ты тамо ecu: аще
сниду во ад, тамо ecu (Пс. 138, 8), не помнят те, которые между Отцем и
Сыном делят верх и низ. Но не буду ничего говорить в обличение невежества
приписывающих место Безплотному.
Их бесстыдству, с каким восстают против Писания и противятся ему,
поможет ли сколько-нибудь сказанное: седи одесную Мене (Пс. 109, 1), и: седи
одесную величествия Божия (Евр. 1, 3)? Слово одесную означает не низшее
ме-сТо (как понимают они), но отношение к равному; потому что понятие
десна-го берется не чувственно (иначе у Бога было бы и шуее); а напротив
того, Писание почетным именованием приседения выражает великолепие чести
Сыну.
Итак остается им сказать, что сим речением означается низшая степень
достоинства. Посему да знают, что Христос есть Божия сила и Божия
премудрость (1 Кор. 1, 24), что Он есть образ Бога невидимого (Кол. 1, 15) и
сияние славы (Евр. 1, 3), и что Его напечатлел Бог Отец, всецело изобразив в
Нем Себя.
Ужели же скажем, что уничижительны сии и другие, сродные с ними,
свидетельства, какие только есть в целом Писании? Или сознаемся, что это
суть как бы неких провозглашений, которыми возвещается великолепие
Единородного и равенство славы Его с Отцем? Да услышат же, как Сам Господь
ясно изображает равночестную славу Сына со Отцем, когда говорит: видевый
Мене виде Отца (Иоан. 14, 9). И еще: егда приидет Сын во славе Отца (Марк.
8, 38). И: да чтут Сына, якоже чтут Отца (Иоан. 5, 23). И: видехом славу
Его, яко славу Единородного от Отца (Иоан. 1, 14). И: Единородный Бог, сый в
лоне Отчи (18). Еретики, ни мало не рассуждая о сем, назначают Сыну место,
определенное врагам. Ибо Отчее лоно -- вот седение, приличное Сыну: а
подножие -- место для тех, кого нужно унизить.
Мы коснулись сих свидетельств мимоходом, потому что имеем в виду другую
цель; но ты, собрав на досуге доказательства, сам можешь видеть высоту славы
и превосходство силы Единородного. Впрочем для благомыслящего слушателя не
маловажны и приведенные свидетельства, если только не разумеет кто плотским
и низким образом слов: одесную и лоно, не описывает Бога местом, не
вымышляет для Него телесного очертания, образа и положения; что весьма
несходно с понятием простого, беспредельного и бесплотного. Не говорю уже о
том, что такое понятие равно низко и для Отца и для Сына. Почему
рассуждающий подобным образом не только унижает достоинство Сына, но впадает
в грех богохульства. Ибо что осмелится сказать он против Сына, то же самое
необходимо ему приложить и к Отцу. Кто дает Отцу для председательства высшее
место, об Единородном же Сыне говорит, что Он сидит ниже, у того следствием
такого построения ума будут все телесные принадлежности.
А если такие представления свойственны людям, у которых ум помутился от
вина и расстроен помешательством, то благочестиво ли будет, чтобы и по
естеству и по славе и по достоинству Соединенного со Отцем не вместе с Отцем
чествовали поклонением и славословили те, которые научены Им Самим, что иже
не чтит Сына, не чтит Отца (Иоан. 5, 23)? Ибо что скажем? какое справедливое
оправдание будем иметь для себя на страшном и общем для всей твари суде,
если после того, как Господь ясно возвестил, что придет во славе Отца (Матф.
16, 27), и Стефан видел Иисуса стояща одесную Бога (Деян. 7, 55), и Павел
Духом засвидетельствовал о Христе, что Он есть одесную Бога (Рим. 8, 34), и
Отец говорит: седи одесную Мене (Псал, 109, I), и Святый Дух
свидетельствует, что ceдe одесную величествия Божия (Евр. 8, 1), мы
Сопрес-тольного и Равночестного низведем на низшую степень из состояния
равенства? Ибо думаю, что стоянием и сидением выражается неколеблемость и
совершенное постоянство естества, как и Варух, показывая неподвижность и
непреложность Божия пребывания, сказал: Ты пребываяй во век, мы же
погибающие вовек(Вар. 3, 3.). А десною страною означается равночестие
достоинства. Как же не дерзко-лишать Сына общения в славословии, как будто
Он достоин быть поставленным на низшей степени чести?
ГЛАВА 7
Ответ утверждающим, что о Сыне прилично говорить не: с Ним, а: Им
Но они утверждают, что "говорить: с Ним, совершенно странно и
необычайно; речение же: Им, и слову Писания есть самое свойственное, и в
употреблении у братии затверженное". Что же скажем им на сие? -- Блаженны
уши, которые не слушали вас, и блаженны сердца, которые спаслись
неуязв-ленными от ваших учений!
А вам христолюбцам скажу, что Церкви известно то и другое
словоупотребление, и что она ни которого из них не отмещет, как исключающего
другое. Ибо, когда берем в рассмотрение величие естества в Единородном и
превосходство Его достоинства, тогда свидетельствуем, что имеет Он славу со
Отцем, А когда представляем себе, что Он подает нам блага, и нас самих
приводит к Богу, и делает Ему своими, тогда исповедуем, что благодать сия
совершается Им и в Нем. Посему речение: с Ним, свойственно славословящим; а
речение: Им, по преимуществу прилично благодарящим.
Но ложно и то, чтобы речение: с Ним, устранено было из употребления
благоговейных. Ибо речение сие употребляют и в селах и в городах все те,
которые, твердо держась своих обычаев, почтеннную древность предпочли
но-визнам, и предание отцев соблюли неповрежденным. А которые наскучили
обыкновенным, и восстали против древнего, как против устаревшего, те
ухватились за нововведения, как и любители нарядов всегда предпочитают
одежду нового похроя общеупотребительной. У сельских жителей и доселе
найдешь издревле употребительное речение: а у сих искусников, ввыкших в
словопрения, слова выкованы по новой мудрости. Посему, что говорили отцы
наши, то говорим и мы; то есть, общая слава Отцу и Сыну; почему вместе с
Сыном приносим славословие Отцу.
Но не то удовлетворяет нас, что таково предание отцев; ибо и отцы
следовали намерению Писания, взяв за основание свидетельства, которые
незадолго пред сим привели мы вам из Писания. Ибо сияние представляется в
мыслях вместе со славою, и образ -- вместе с Первообразом, и Сын необходимо
-- со Отцем; потому что ни последовательная связь имен, ни естество
именуемых не допускают никакого разлучения.
ГЛАВА 8
В каких случаях имеет место речение: Им, и в каком понятии оно
свойственнее речения: с Ним; а вместе толкование на то, как Сын приемлет
заповедь, и как Он посылается
Посему Апостол, когда благодарит Бога Иисусом Христом (Рим. 1, 8), и
также говорит что Им приял благодать и апостольство в послушание веры во
всех языцех (5), или что Им приведение обретохом во благодать сию, в ней же
стоим и хвалимся (5, 2), тогда изображает благодения нам Христовы, поколику
Христос, то Сам изливает на нас от Отца благодать даров, то приводит нас
Собою к Отцу, Ибо словами: Им приняли мы благодать и апостольство, выражает
даяние благ от Него; а словами: приведение обретохом, изображает наше
восприятие и присвоение Богу, совершенное Христом. Посему исповедание
благодати, Им в нас совершаемой, ужели служит к умалению славы? Или
справедливее будет сказать, что описание благодеяний есть приличное
содержание славословий?
Поэтому находим, что Писание, говоря нам о Господе, дает Ему не одно
имя, и не те одни имена, которыми означается только Его Божество и величие.
Но иногда употребляет наименования, показывающие отличительные признаки
естества; ибо знает имя Сына, еже паче всякаго имени (Фил. 2, 9), именует
Его истинным Сыном (1 Иоан. 5, 20), Единородным Богом (Иоан. 1, 18), силою
Божиею и премудростию (1 Кор. 1, 24) и Словом (Иоан. 1, 1). И опять, по
причине многообразных нам даров благодати, какие от богатства благости, по
многоразличной Своей премудрости, подает требующим, Писание обозначает Его
тысячами других именований, называя то Пастырем, то Царем, и также Врачом, и
Его же именуя Женихом, Путем, Дверью, Источником, Хлебом, Секирою, Камнем.
Ибо сии именования означают не естество, но, как сказал я, различные образы