<< Пред.           стр. 41 (из 78)           След. >>

Список литературы по разделу

  Августин
  Какая смешная заботливость и какое безумное нерадение -- с тревогой
 заранее думать о возрасте, которого ты, может быть, вовсе не достигнешь или
 в котором проживешь лишь самое краткое время, и забывать о том часе, который
 неизбежно наступит, и наступит невозвратно! Но таков ваш мерзкий обычай:
 печетесь о преходящем, а вечным пренебрегаете. Что же касается того, что ты
 стараешься оправдать твое заблуждение страхом бедности на склоне лет, то это
 внушил тебе, я думаю, стих Вергилия:
 
  И муравей хлопотливый, боящийся старости нишей, --
 
  его-то ты взял себе в образец, что и простительно ввиду слов сатирика:
 
  И хлада и глада,
  Как муравей, их учитель запасливый, трусят заране.
 
  Но если ты не всецело предался муравьиной науке, ты можешь понять, что
 нет ничего более жалкого и безрассудного, как всю жизнь терпеть бедность,
 чтобы не терпеть ее когда-нибудь после. Не думай, впрочем, что я предлагаю
 тебе бедность. Вовсе нет, но лишь переносить ее, если человеческой судьбе
 это будет угодно. Думаю, что во всяком положении не следует бросаться в
 крайности. Поэтому я не приглашаю тебя следовать примеру тех, кто говорит:
 "Для поддержания человеческой жизни достаточно хлеба и воды; с ними человек
 не беден; кто ими удовлетворяет свои желания, тот счастьем равен Юпитеру". Я
 не ограничу средний уровень человеческих потребностей речной водою и дарами
 Цереры; эти пышные изречения оскорбляют человеческий слух и издавна
 нестерпимы. Нет, снисходя к твоей немощи, я учу тебя не изнурять, а лишь
 обуздывать свое естество. Твоего имущества достало бы на твои неотложные
 потребности, если бы ты сам довлел себе; а теперь ты сам виною той нужды,
 которую ты терпишь. Ибо с умножением богатств умножаются потребности и
 заботы; эта истина уже столько раз высказывалась, что не нуждается в
 дальнейших доказательствах, Какое странное заблуждение и какая печальная
 слепота, что человеческий дух, вопреки своей прекрасной природе и своему
 небесному происхождению, пренебрегая небесным, жаждет земных металлов! Прошу
 тебя, подумай об этом серьезно и напряги твой умственный взор, дабы не
 застил ему истины блеск золота, сверкающий кругом. Каждый раз, когда,
 влекомый крючьями любостяжания, ты спускаешься от своих высоких забот к этим
 низменным, разве ты не чувствуешь, что ты сброшен с неба не землю и
 низвергнут с далеких звезд в глубочайшую пропасть?
  Франциск
  Разумеется, чувствую, и невозможно сказать, как больно я ушибаюсь,
 падая.
  Августин
  Почему же многократный опыт не устрашает тебя и, поднявшись на высоты,
 ты не утверждаешь там прочнее своей стопы?
  Франциск
  Я силюсь всячески, но так как закон человеческой природы
 противоборствует моим усилиям, то я невольно срываюсь. Мне думается, не без
 основания древние поэты посвятили двойную вершину Парнаса двум богам, затем,
 чтобы молиться Аполлону, которого они называли богом духа, о подаче
 внутренней, душевной крепости, Вакху же -- об удовлетворении их внешних
 потребностей. Эту мысль внушили мне не только уроки моего личного опыта, но
 и многочисленные свидетельства самых ученых людей, перечислением которых нет
 нужды докучать тебе. Поэтому, хотя вера в целую толпу богов и смешна, но это
 мнение поэтов не вовсе неразумно, и, применяя его к единому Богу, от
 которого исходит всякая благо потребная помощь, я едва ли уклоняюсь от
 здравого смысла. Или ты думаешь иначе?
  Августин
  Не отрицаю, что ты прав, но мне досадно видеть, как неравно ты делишь
 свое время. Когда-то ты целиком посвящал свою жизнь достойным трудам, и если
 по нужде тебе приходилось тратить сколько-нибудь времени на другие заботы,
 ты называл это время потерянным; а теперь ты уделяешь прекрасному лишь тот
 досуг, какой оставляют тебе заботы любостяжания. Кто пожелал бы достигнуть
 зрелого возраста, раз он так меняет стремления людей? Но где конец и где
 мера? Назначь себе предел, и когда достигнешь его, остановись и отдохни
 наконец. Ты знаешь, что эти слова, исходящие от человека, содержат в себе
 вещую мудрость:
  Жадный беден всегда. Знай цель и предел вожделенья. Какова же конечная
 цель твоих вожделений?
  Франциск
  Не терпеть нужды и не иметь излишка, не повелевать другими и не быть в
 подчинении -- вот моя цель.
  Августин
  Для того чтобы ни в чем не нуждаться, ты должен был бы стряхнуть с себя
 человеческое естество и стать Богом. Разве ты не знаешь, что из всех живых
 существ человек имеет наиболее нужд?
  Франциск
  Я очень часто слышал это, но хотел бы возобновить в своей памяти.
  Августин
  Взгляни на него, как он, наг и безобразен, с криком и плачем рождается,
 как несколько капель молока, успокаивают его, как он дрожит и ползает и не
 может обойтись без чужой помощи, как бессловесные животные питают и одевают
 его; как он хрупок телом и душой неспокоен, осаждаем всевозможными болезнями
 и подвержен бесчисленным страстям, как он нерешителен, как обуреваем то
 радостью, то печалью, как немощен волею и неспособен обуздывать свои
 вожделения, как не ведает, что и в каком объеме ему полезно, где мера в пище
 и питье. Телесную пищу, которая для остальных живых существ лежит открыто,
 он принужден добывать тяжким трудом; от сна он тяжелеет, от еды его пучит,
 напитки делают его несдержанным, бдение ослабляет его, голод истощает, жажда
 сушит; он и жаден и робок; что имеет, на то глядит с отвращением, а потеряв,
 оплакивает, озабочен сразу и настоящим, и прошедшим, и будущим, полон
 гордыни в унижении своем, хотя знает свою бренность; он более жалок, чем
 ничтожнейший червь; век его краток, жизнь ненадежна, удел неизбежен, и
 смерть грозит ему в тысяче форм.
  Франциск
  Ты нагромоздил бесчисленные беды и лишения, так что человеку почти
 приходится жалеть, что он родился человеком.
  Августин
  И вот, несмотря на такую немощность и бедность человека, ты мечтаешь
 приобрести богатство и могущество, каких не достигал еще ни один кесарь, ни
 один король.
  Франци ск
  Кто употребил эти слова? Кто говорил о богатстве и могуществе?
  Августин
  Но есть ли большее богатство, как не нуждаться ни в чем? Есть ли
 большее могущество, как не быть никому подчиненным? Ибо короли и владыки
 земли, которых можно считать богаче всех, конечно, терпят нужду в
 бесчисленных вещах; даже полководцы находятся в зависимости от тех, над
 которыми они с виду начальствуют: когда окружат их вооруженные легионы, --
 они, внушающие этими легионами страх, в свою очередь, не могут не бояться их
 сами. Поэтому перестань надеяться на невозможное и, довольствуясь
 человеческой долей, учись и жить в изобилии, и нуждаться, и начальствовать,
 и подчиняться; и не мечтай таким способом, пока ты жив, свергнуть иго
 судьбы, которое давит и шею королей, и знай, что ты лишь тогда избавишься от
 него, когда, подавив в себе человеческие страсти, ты всецело отдашься во
 власть добродетели. Тогда-то, свободный, не подчиненный никому из людей и ни
 в чем не нуждаясь, ты наконец будешь истинно могучим, совершенно счастливым
 владыкой.
  Франциск
  Я уже раскаиваюсь в своем решении и хочу ничего не хотеть; но дурная
 привычка владеет мною, и я вечно чувствую какую-то неудовлетворенность в
 сердце.
  Августин
  Именно это -- я возвращаюсь к предмету нашей беседы, -- именно это
 отвлекает тебя от размышления о смерти. Пока тебя одолевают земные заботы,
 ты не поднимаешь глаз к вечному. Если ты сколько-нибудь веришь мне, ты
 сбросишь с себя эти заботы, которые тяготеют над душою как смертоносное
 бремя; и тебе будет нетрудно свергнуть их, лишь бы только ты сообразовался
 со своей натурою и предоставил ей, а не безумству толпы вести и направлять
 себя.
  Франциск
  Я готов, да будет так. Но мне уже давно хочется узнать, что же ты
 все-таки думаешь о честолюбии.
  Августин
  Зачем ты спрашиваешь меня о том, что ты сам можешь себе уяснить?
 Исследуй свое сердце, и ты увидишь, что среди других пороков честолюбие
 занимает не самое малое место.
  Фран циск
  Значит, тщетно я по мере возможности избегал городов, презирал толпу и
 общественные дела, уединялся в лесах, скрывался в безмолвье полей,
 обнаруживал отвращение к суетным почестям: меня все еще обвиняют в
 честолюбии!
  Августин
  Вы, смертные, от многого отказываетесь не потому, что презираете вещь,
 а потому, что теряете надежду достигнуть желаемого; ибо надежда и желание
 взаимно подстрекают друг друга, так что когда одно холодеет, то и другое
 стынет, и когда одно разгорается, то закипает другое.
  Франциск
  Что же, скажи, мешает мне надеяться? Разве я до такой степени лишен
 способности к искусствам?
  Августин
  Я ничего не говорю о способности к искусствам, но, конечно, тебе
 недостает тех дарований, при помощи которых теперь главным образом достигают
 высоких степеней, -- уменья лестью втираться к сильным мира сего, искусства
 обманывать, обещать, лгать, притворяться и скрывать, переносить всяческие
 обиды и поношения. Лишенных этих и подобных им дарований и зная, что тебе не
 удастся преодолеть твою натуру, ты перешел к другим занятиям; и в этом ты
 поступил предусмотрительно и разумно, ибо, как говорит Цицерон, "противиться
 природе -- разве не то же, что по примеру гигантов бороться с богами"?
  Франциск
  Прочь высокие почести, если они достигаются этими средствами!
  Августин
  Хорошо сказано; но ты еще не вполне доказал мне свою невинность, так
 как ты не вправе утверждать, что не желал почестей, хотя тебя и пугает
 тягость их добывания, подобно тому како человеке, который, убоявшись
 трудностей пути, вернулся с полдороги, нельзя сказать, что он признал
 неинтересным видеть Рим. К тому же ты и не вернулся вспять, как ты уверил
 себя и силишься меня уверить. Не прячься напрасно; все твои мысли и все дела
 открыты предо мною, и твоя похвальба насчет бегства из городов и нежной
 любви к лесам не оправдание, а только перелицовка твоей вины. Ибо многие
 пути ведут к одной и той же цели, и верь мне, -- хотя ты и покинул торную
 дорогу, протоптанную толпою, но ты стремишься по окольной тропинке ктой же
 честолюбивой цели, которую ты, по твоим словам, презрел и к которой ведут
 тебя и твоя покойная жизнь, и уединение, и равнодушие к столь многим
 человеческим делам, и эти самые твои труды, до сих пор неизменно венчающиеся
 славой.
  Франциск
  Ты хочешь прижать меня к стене; я мог бы увернуться, но так как времени
 мало и его приходится делить на многое, то, если можно, перейдем к
 дальнейшему.
  Августин
  В таком случае следуй за вожатым. О чревоугодии у нас вовсе не будет
 речи, так как ты нисколько не склонен к нему, разве только подчас выбьет
 тебя из колеи приятная пирушка в кругу друзей, враждебная умеренности. Но с
 этой стороны я не предвижу опасности, ибо, лишь только вырвавшись из
 городов, ты вернешься в привычную сельскую жизнь, все соблазны подобных
 наслаждений тотчас исчезнут, а вдали от них, как я заметил, ты живешь,
 признаюсь, так, что я радуюсь твоей воздержанности и умеренности, в которой
 не могут сравниться с тобою ни твои личные, ни наши общие друзья. Умолчу
 также о гневе, ибо хотя ты часто распаляешься им более, чем должно, но
 благодаря твоей врожденной доброте и мягкости ты обыкновенно тотчас смиряешь
 свое возбуждение, помня совет Горация:
 
  Гнев -- безумье на час. Обуздывай нрав. Не владеешь
  Им -- овладел он тобой. Полони ж, истоми его в узах.
 
  Франциск
  Признаюсь, эти слова поэта и многие подобные советы философов принесли
 мне некоторую пользу, но более всего помогала мне мысль о том, что жизнь
 коротка, ибо какое исступление -- тратить на ненависть к людям и на их
 пагубу те немногие дни, какие мы проводим среди них! Внезапно наступит
 последний день, -- он погасит это пламя в людских сердцах, положит конец
 ненависти и, если мы не желаем нашему недругу ничего худшего, чем смерть,
 исполнит наше злое пожелание. Какой же смысл толкать к гибели себя и других?
 Зачем терять лучшую часть столь краткого времени? Когда даже при самой
 бережливой трате нам едва хватает отмеренных дней на пристойные радости
 настоящего и на размышления о будущей жизни, зачем же отнимать их отдел
 нужных и естественных и употреблять на горе и гибель себе и другим? И так
 полезно было мне это размышление, что, получив толчок, я не совсем падал, а
 если и падал, тотчас вставал на ноги. Однако доныне никакое усилие не могло
 привести к тому, чтобы я вовсе не был волнуем бурными дуновениями гнева.
  Августин
  Но так как я нисколько не боюсь, что эти бурные дуновения причинят
 кораблекрушение тебе или кому-либо иному, то я охотно соглашаюсь, чтобы ты в
 этом деле довольствовался послаблениями перипатетиков, раз тебе не по силам
 принципы стоиков, обещающих с корнем вырвать все болезни души. Итак,
 оставляя пока в стороне этот предмет, я спешу перейти к вещам более опасным,
 требующим от тебя гораздо большей предусмотрительности.
  Фран циск
  Милостивый Бог! Что же остается еще более опасного?
  Августин Как пламенеешь ты жаром сладострастия!
  Франциск
  Порою так сильно, что горько жалею, зачем я не родился бесчувственным.
 Я предпочел бы быть неподвижным камнем, нежели игралищем многочисленных
 влечений моего тела.
  Августин
  Итак, ты знаешь, что, пожалуй, более всего отвлекает тебя от
 размышлений о божественном. Ибо что другое предписывает нам небесное учение
 Платона, как не удалять душу от плотских похотей и подавлять фантастические
 грезы, дабы она чистою и свободною поднималась к созерцанию божественных
 тайн, с которым нераздельно связано размышление о собственной бренности. Ты
 знаешь, о чем я говорю; эти вещи близко знакомы тебе по книгам Платона,
 которые, по твоему недавнему признанию, ты жадно изучал.
  Франциск
  Я изучал их, признаюсь, с горячей надеждой и большим рвением, но
 новизна чужеземного языка и внезапный отъезд наставника принудили меня
 оставить мое намерение. Однако упомянутое тобою учение мне хорошо знакомо
 как по твоим сочинениям, так и по сообщениям других платоников.
  Августин
  Не важно, от кого ты узнал эту истину, хотя авторитет учителя часто
 много значит.
  Франциск
  Особенно для меня -- авторитет того, о ком глубоко запали мне в душу
 слова, сказанные Цицероном в "Тускуланских беседах". "Если бы, -- говорит
 он, -- Платон и никакого не приводил довода, -- я так высоко ценю его, что
 он убедил бы меня одним своим авторитетом". Мне же -- а я часто размышляю о
 его божественном гении -- показалось бы несправедливым, если бы Платону
 вменили в обязанность представлять доводы, тогда как пифагорейцы не
 обременяют этим вождя своей школы. Но чтобы не отвлекаться долее от
 предмета, и его авторитет, и собственный разум, и опыт издавна до такой
 степени освоили меня с этой мыслью Платона, что я не сомневаюсь: ничего не
 может быть сказано ни более верного, ни более благочестивого. Ибо по
 временам, когда Господь подавал мне руку, я поднимался настолько, что
 постигал с какою-то необычайной и безмерной радостью, что мне в те минуты
 было на пользу и что раньше -- во вред; и ныне, когда я собственной тяжестью
 низринут в прежнее унижение, я с великой горечью чувствую, что меня сызнова
 погубило. Говорю это затем, чтобы ты не удивлялся моим словам, что я на
 опыте проверил это положение Платона.
  Августин
  Я и не удивляюсь, ибо я был свидетелем твоих усилий, видел тебя и
 падающим и встающим и теперь, когда ты повержен, хочу из жалости помочь
 тебе.
  Франциск
  Благодарю тебя за столь жалостливое чувство; но чего еще я могу ждать
 от человеческой помощи?
  Августин
  От человеческой -- ничего, но от божественной -- очень многого.
 Воздержным может быть лишь тот, кого Бог сподобит; следовательно, от Него
 надо домогаться этой милости, притом в особенности со смирением и часто со
 слезами. Он обыкновенно не отказывает в том, чего у него просят пристойно.
  Франциск
  Я делал это так часто, что почти боюсь стать Ему в тягость.
  Августин
  Но ты просил без достаточного смирения и без должной вдумчивости; ты
 всегда оставлял про запас местечко для будущих страстей, всегда предуказывал
 своим молитвам отдаленный срок. Говорю это на основании опыта, ибо так
 бывало и со мною; я говорил: дай мне целомудрие, но не сейчас; подожди
 немного, скоро наступит время; еще моя жизнь в цветущем возрасте, пусть она
 идет своими путями, повинуется своим законам, ибо больше срама будет, если
 она вернется к этим юношеским влечениям; посему лучше я откажусь от этого,
 когда с годами сделаюсь менее способным на то и когда, пресытившись
 наслаждениями, я буду обеспечен против возврата похоти. Разве ты не
 понимаешь, что, говоря так, ты просишь одно, а желаешь другого?
  Франциск
  Каким образом?
  Августин
  Потому что просить для будущего -- значит пренебрегать в настоящем.
  Франциск
  Я часто со слезами просил для настоящего, в двойной надежде, что,
 порвав сети плотских страстей и поправ мерзость жизни, я останусь невредим
 и, обуреваемый столь многими ненужными заботами, как бы вплавь доберусь до
 какой-нибудь спасительной гавани. Но ты знаешь, сколько раз я затем терпел
 кораблекрушение у тех же скал и сколько раз еще буду терпеть, если буду
 предоставлен собственным силам.
  Августин
  Верь мне, твоим молитвам всегда чего-то недоставало, иначе Верховный
 Даятель либо исполнил бы твою просьбу, либо отказал бы тебе, как отказал
 апостолу Павлу, с целью усовершенствовать тебя в добродетели и изобличить
 твою слабость.
  Франциск

<< Пред.           стр. 41 (из 78)           След. >>

Список литературы по разделу