<< Пред.           стр. 27 (из 28)           След. >>

Список литературы по разделу

  *(193) См.: п.13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 31 октября 1996 г. N 13.
  *(194) Подробнее об этом см.: Сухарева Н.В. Рассмотрение административно-правовых споров арбитражными судами // Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1999; Петрова С.М. Рассмотрение в арбитражном суде дел, вытекающих из административных правоотношений // Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1999.
  *(195) СЗ РФ. 2002. N 1. Ст.1
  *(196) СЗ РФ. 1994. N 13. Ст.1447.
  *(197) См.: Чечот Д.М. Административная юстиция. Вопросы теории. Л., 1976.
  *(198) См.: Бойцов В.В., Бойцов В.Я. Административная юстиция: к продолжению дискуссии о содержании и значении // Государство и право. 1994. N 5. С.42-53.
  *(199) См.: Пилипенко А.Н. Контроль деятельности исполнительной власти за рубежом // Журнал Российского права. 1998. N 10/11. С.197-206.
  *(200) См.: Зоммерманн К.П., Старилов Ю.Н. Административное судопроизводство (юстиция) в Германии: история развития и основные черты // Государство и право. 1999. N 7. С.70-77.
  *(201) О перечне органов см.: Указ Президента РФ от 17 мая 2000 г. N 867 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" // СЗ РФ. 2000. N 21. Ст.2168.
  *(202) СЗ РФ. 1998. N 31. Ст.3824.
  *(203) СЗ РФ. 1996. N 3. Ст.140.
  *(204) СЗ РФ. 1995. N 30. Ст.2864.
  *(205) СЗ РФ. 1996. N 17. Ст.1918.
  *(206) ВВС РФ. 1992. N 11. Ст.521.
  *(207) СЗ РФ. 1996. N 22. Ст.2663.
  *(208) СЗ РФ. 1994. N 13. Ст.1447.
  *(209) СЗ РФ. 2001. N 33. Ст.3431.
  *(210) ВВС РФ. 1993. N 32. Ст.1227.
  *(211) ВВС РФ. 1992. N 11. Ст.527.
  *(212) СЗ РФ. N 31. 1998. Ст.3824.
  *(213) См.: Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. В.В. Яркова. М., 2003. С.ХI.
  *(214) ВВАС РФ. 1997. N 1. См. также: постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 16 октября 2001 г. N 5930/01; N 5931/01 и др.
  *(215) Следует отметить, что в рамках особого производства в гражданском процессе осуществляется также судебный контроль за деятельностью органов нотариата и загса.
  *(216) Ранее данный перечень устанавливался в п.2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 31 октября 1996 г. N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции".
  *(217) См.: абз.2-1 п.2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 31 октября 1996 г. N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции".
  *(218) См.: абз.2-2 п.2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 31 октября 1996 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции".
  *(219) Например, в одном из постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда было указано, что установление юридического факта было связано с необходимостью разрешения судом спора о праве на нежилые помещения (см.: постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 февраля 2001 г. N 6078/00).
  *(220) Подробнее об этом см.: Гражданское и торговое право капиталистических государств. Учебник / Под ред. Е.А. Васильева. М., 1993. С.441.
  *(221) См.: Шершеневич Г.Ф. Конкурсный процесс. М., 2000. С.105.
  *(222) См.: там же. С.304-309.
  *(223) В связи с этим вызывает удивление норма ст.43 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", предусматривающая отказ в принятии заявления при наличии оснований для отказа в принятии заявления, предусмотренных АПК: автор этой нормы с АПК 2002 г. явно не знаком.
  *(224) Можно представить ситуацию, когда конкуренты акционерного общества, оформляющего крупный долгосрочный кредит в целях реализации перспективного проекта, инициируют заведомо неправомерное (например, при отсутствии признаков банкротства) обращение в арбитражный суд с заявлением о признании его банкротом. Суд для решения вопроса об обоснованности требований заявителя должен был бы назначить соответствующее заседание с уведомлением кредитора и должника. За время, необходимое для извещения и проведения судебного заседания, деловая репутация общества может быть серьезно подорвана, особенно если подачу заявления сопровождают грамотные пиар-акции, получение кредита в таком случае может быть сорвано или отсрочено.
 
 
  185
 
  *(231) Фактически это полномочие суда к тому же является и своеобразной формой пересмотра решения, характерной только для дел о банкротстве.
  *(232) См.: Фурсов Д.А. Процессуальный режим деятельности арбитражного суда первой инстанции. М., 1999. С.13-14.
  *(233) См.: там же. С.13.
  *(234) См.: там же.
  *(235) См., например: Масленникова Н.И. Судебный приказ // Гражданский процесс / Под ред. В.В. Яркова. 3-е изд. С.211-220; Решетняк В.И., Черных И.И. Заочное производство и судебный приказ в гражданском процессе. М., 1997.
  *(236) См.: Масленникова Н.И. Указ. соч. С.212.
  *(237) См.: Шак Х. Международное гражданское процессуальное право. М., 2001. С.14-23.
  *(238) См.: Лунц Л.А. Международный гражданский процесс. М., 1966. С. 15-21; Лунц Л.А., Марышева Н.И. Международный гражданский процесс. М., 1976. С.13-19.
  *(239) См., например: Ануфриева Л.П. Международное частное право. В 3 т. М., 2000. Т.1. Гл.9.
  *(240) См.: Елисеев Н.Г. Гражданское процессуальное право зарубежных стран: Источники, судоустройство, подсудность. М., 2001. С.20-21.
  *(241) См.: Лунц Л.А. Указ. соч. С.15-16.
  *(242) См.: Шак Х. Указ. соч. С.17-18 и др.
  *(243) См.: Лунц Л.А., Марышева Н.И. Указ. соч. С.14.
  *(244) См. примеры из судебной практики: Шебанова Н.А. Некоторые вопросы рассмотрения споров с участием иностранных лиц в арбитражных судах Российской Федерации // ВВАС РФ. 2000. N 5. С.76-84.
  *(245) См.: Шак Х. Указ. соч. С.19-20.
  *(246) См.: там же. С.14-16.
  *(247) См., например: Гражданский процесс / Под ред. М.К. Треушникова. 3-е изд. М., 2000. С.49, 59-60; Арбитражный процесс / Под ред. В.В. Яркова. М., 1998. С.50, 58-59.
  *(248) См.: Богуславский М.М. Международное частное право. 4-е изд. М., 2001. С.113.
  *(249) См.: Звеков В.П. Международное частное право. М., 2000. С. 128-133; Международное частное право / Под ред. Н.И. Марышевой. М., 2000. С.68-71.
  *(250) См.: Международное частное право / Под ред. Г.К. Дмитриевой. М., 2000. С.156-158.
  *(251) См.: Шак Х. Указ. соч. С.425-428.
  *(252) Данному вопросу посвящена обширная литература. См., например: Ануфриева Л.П. Указ. соч. С.113-118.
  *(253) В литературе ведется дискуссия по вопросу о прямом либо посредством трансформации действии норм международного частного права. См. обзор: Гаврилов В.В. К вопросу о видах и соотношении источников международного частного права // Международное публичное и частное право. 2001. N 1. С.50-56.
  *(254) Шак Х. Указ. соч. С.33.
  *(255) См.: Международное частное право. Иностранное законодательство / Предисл. А.Л. Маковского; Сост. и науч. ред. А.Н. Жильцова, А.И. Муранова. М., 2001. С.746.
  *(256) См.: Вершинин А.П. Внешнеэкономическое право. М., 2001. С.20.
  *(257) Подробнее об этом см.: Богуславский М.М. Международное гражданское процессуальное право в государствах СНГ // Реформа гражданского процессуального и арбитражного процессуального права в государствах - участниках СНГ. Материалы конференции. Киль, 2000. С. 112-122 (на русском языке).
  *(258) См.: Лапин Б.Н. Новое концептуальное измерение проблем унификации законодательства о гражданском судопроизводстве в рамках СНГ // Российский ежегодник гражданского и арбитражного процесса. 2001. N 1. М., 2002. С.161-184.
  *(259) О данном суде подробнее см.: Право Европейского союза: правовое регулирование торгового оборота / Под ред. В.В. Безбаха, А.Я. Капустина, В.К. Пучинского. М., 1998. Гл.XI; Суд Европейских сообществ. Избранные решения / Под ред. Л.М. Энтина. М., 2001.
  *(260) См.: Шак Х. Указ. соч. С.40.
  *(261) См.: там же. С.54-55.
  *(262) В литературе поставлен вопрос о том, чтобы Экономический суд СНГ обладал примерно теми же полномочиями, что и Суд Европейских сообществ, а именно полномочием выносить предварительное решение, в котором бы давалось толкование по тому либо иному акту, для целей его единообразного толкования в странах СНГ. См.: Симонян Г.В. Проблемы компетенции Экономического суда СНГ в условиях реформирования в СНГ // ВВАС РФ. 1999. N 6. С.103-112.
  *(263) См.: Марышева Н.И. Присоединение России к Гаагским конвенциям 1965 и 1970 годов по вопросам гражданского процесса // Журнал российского права. 2001. N 6.
  *(264) См.: Богуславский М.М. Международное частное право. С.409-410. См. также по данному вопросу: Ануфриева Л.П. Указ. соч. Т.3. М.: БЕК, 2001. С.325-329.
  *(265) См.: Кох Х., Магнус У., Винклер фон Моренфельс П. Международное частное право и сравнительное правоведение. М., 2001. С.49.
  *(266) См.: Елисеев Н.Г. Гражданское процессуальное право зарубежных стран. Источники, судоустройство, подсудность. М., 2000. С.66.
  *(267) См.: Богуславский М.М. Международное частное право. С.412; Нешатаева Т.Н. Международный гражданский процесс. С.87.
  *(268) См.: Лунц Л.А. Указ. соч. С.61.
  *(269) См., например, такое толкование: Лунц Л.А. Вопросы правового положения иностранцев и применения иностранных законов в Основах гражданского законодательства и Основах гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик // Новое в гражданском и гражданском процессуальном законодательстве Союза ССР и союзных республик. Труды научной сессии ВИЮН. М., 1962. С.66.
  *(270) Подробнее об этом см.: Богуславский М.М. Иск Ирины Щукиной // Московский журнал международного права. 1994. N 2. С.41-60.
  *(271) См.: Ануфриева Л.П. Указ. соч. Т.3. С.340.
  *(272) См.: Хлестова И.О. Вопросы иммунитета государств в законодательстве и в договорной практике Российской Федерации // Проблемы международного частного права / Под ред. Н.И. Марышевой. М., 2000. С.71.
  *(273) См.: Богуславский М.М. Практика применения принципа иммунитета государств и проблема законодательного регулирования // Международное частное право. Современная практика / Под ред. М.М. Богуславского и А.Г. Светланова. М., 2000. С.216.
  *(274) См.: Шак Х. Указ. соч. С.70.
  *(275) См.: там же. С.69.
  *(276) См.: Нешатаева Т.Н. Международный гражданский процесс. С.91.
  *(277) См.: Богуславский М.М. Практика применения принципа иммунитета государств и проблема законодательного регулирования // Международное частное право. Современная практика / Под ред. М.М. Богуславского и А.Г. Светланова. С.232.
  *(278) См.: РГ. 2001. 14 июля; Коммерсантъ. 2001. 23 июня, 26 июня, 3 окт.; Богуславский М.М. Практика применения принципа иммунитета государств и проблема законодательного регулирования // Международное частное право. Современная практика / Под ред. М.М. Богуславского и А.Г. Светланова. С.225-228.
  *(279) См.: Богуславский М.М. Практика применения принципа иммунитета государств и проблема законодательного регулирования // Международное частное право. Современная практика / Под ред. М.М. Богуславского и А.Г. Светланова. С.232-233.
  *(280) См.: Богуславский М.М. Международное частное право. С.416.
  *(281) См.: Ануфриева Л.П. Указ. соч. Т.3. С.342.
  *(282) Подробнее об этом см.: Ярков В.В. Об иммунитете международных организаций в практике российских судов // Международное частное право. Современная практика / Под ред. М.М. Богуславского и А.Г. Светланова. С. 193-197.
  *(283) Подробнее об этом см.: Медведев И. Получение доказательств за границей: новые рубежи или груз старых проблем? // Коллегия. 2002. N 6. С.38-40.
  *(284) Следует иметь в виду отличие понимания гражданских и коммерческих дел в Российской Федерации и ряде других государств, поскольку в Российской Федерации арбитражным судам подведомственны и споры из публично-правовых отношений экономического характера (налоговые, таможенные и т.д.). Гаагская конвенция 1965 г. на такие дела, как нам представляется, не должна распространяться.
  *(285) См.: Марышева Н.И. Присоединение России к Гаагским конвенциям 1965 и 1970 годов по вопросам гражданского процесса // Журнал российского права. 2001. N 6.
  *(286) См.: там же.
  *(287) Вопросы признания и приведения в исполнение иностранных арбитражных решений рассматриваются в _ 4 разд. V учебника.
  *(288) Соглашение между Российский Федерацией и Республикой Беларусь о порядке взаимного исполнения судебных актов арбитражных судов Российской Федерации и хозяйственных судов Республики Беларусь, ратифицировано Россией 11 июля 2002 г., Республикой Беларусь - 13 июня 2002 г.
  *(289) Договор между СССР и Королевством Испания о правовой помощи по гражданским делам (Мадрид, 26 октября 1990 г.).
  *(290) Конвенция между СССР и Итальянской Республикой о правовой помощи по гражданским делам (Рим, 25 января 1979 г.).
  *(291) См., например: Специальное приложение к ВВАС РФ. N 3. 1999; Нешатаева Т.Н. Международный гражданский процесс.
  *(292) Согласно ст.3 Федерального закона "О введение в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" Указ 1988 г. применяется в части, не противоречащей АПК.
  *(293) Например, 7 мая 2002 г. Европейский суд по правам человека вынес решение по делу Бурдов против Российской Федерации, по которому Россия как государство-ответчик была обязана заплатить 3000 евро Бурдову. Решение опубликовано: РГ. 2002. 4 июля.
 
 
  186
 
  *(298) "Статья 2. Право на апелляцию по уголовным делам.
  1. Каждый человек, осужденный судом за совершение уголовного преступления, имеет право на то, чтобы его приговор или наказание были пересмотрены вышестоящей судебной инстанцией. Осуществление этого права, включая основания, на которых оно может быть осуществлено, регулируется законом.
  2. Из этого права могут делаться исключения в отношении незначительных правонарушений в соответствии с законом или когда соответствующее лицо было судимо уже в первой инстанции верховным судом или осуждено по рассмотрении апелляции против его оправдания".
  *(299) При этом следует заметить, что решение не по каждому делу может проверяться в суде второй и третьей инстанций. Законом могут устанавливаться ограничения.
  *(300) По данным судебной статистики арбитражных судов России, за 10 лет (1992-2001 гг.) 85-87% решений судов первой инстанции не обжаловались.
  *(301) Указанные в ст.270 и 288 АПК нарушения процессуальных норм, являющиеся безусловными основаниями для отмены судебного акта, служат основанием и для надзорного пересмотра судебного акта, так как они должны рассматриваться как нарушающие единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм процессуального права. Это:
  1) рассмотрение дела арбитражным судом в незаконном составе;
  2) рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из участвующих в деле лиц, не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания;
  3) нарушение правил о языке при рассмотрении дела;
  4) принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле;
  5) неподписание решения судьей или одним из судей, если дело рассмотрено в коллегиальном составе судей, либо подписание решения не теми судьями, которые указаны в решении;
  6) отсутствие в деле протокола судебного заседания или подписание его ненадлежащими лицами;
  7) нарушение правила о тайне совещания судей при принятии решения.
  *(302) Несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела или имеющимся в деле доказательствам также является нарушением закона, но оно влечет направление дела на новое рассмотрение.
  *(303) Разумеется, указания Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ обязательны и для суда кассационной инстанции, вновь рассматривающего конкретное дело. Исходя из задач, которые призван решать Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ, его можно рассматривать как высший кассационный арбитражный суд РФ. Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в соответствии с полномочиями, предоставленными ему по закону, призван выполнять функции суда кассационной инстанции и одновременно с этим устранять недостатки в деятельности федеральных арбитражных судов округов. Через принимаемые постановления Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ координирует работу всех нижестоящих инстанций арбитражных судов в целях обеспечения единства судебно-арбитражной практики.
  *(304) Васьковский Е.В. Курс гражданского процесса. М., 1913. С.174.
  *(305) Вильдхабер Л. Прецедент в Европейском суде по правам человека // Государство и право. 2001. N 12. С.5-17.
  *(306) Брокгауз и Ефрон. Энциклопедический словарь. СПб., 1894. Т.25. С.262.
  *(307) См.: Борисова Е.А. Апелляция в гражданском и арбитражном процессе. М., 1997; Степанова Е.А. К вопросу об апелляционном элементе в современном российском гражданском процессе // Теоретические и прикладные проблемы реформы гражданской юрисдикции. Екатеринбург, 1998.
  *(308) В Высшем Арбитражном Суде РФ, в отличие от Верховного Суда РФ, нет суда второй инстанции (см. п.3 ч.1 ст.337 ГПК).
  *(309) Вопрос об образовании арбитражных апелляционных судов законодательно решен и находится в стадии практического осуществления.
  *(310) Такие предложения внесены.
  *(311) Закон РФ от 31 декабря 1995 г.
  *(312) См.: Вильдхабер Л. Прецедент в Европейском суде по правам человека // Государство и право. 2001. N 12. С.5-17.
  *(313) ВВАС РФ. 2001. N 8. С.6.
  *(314) ВВАС РФ. 2001. N 8. С.63.
  *(315) Текст решения см.: ВВАС РФ. 2002. N 8. С.144-148.
  *(316) ВВАС РФ. 1998. N 5. С.104.
  *(317) См.: Яковлев В.Ф. Гражданский кодекс и государство // Гражданский кодекс России. Проблемы. Теория. Практика. Сборник памяти С.А. Хохлова / Отв. ред. А.Л. Маковский. М., 1998. С. 64.См. также: Маковский А.Л. Гражданская ответственность государства за акты власти // Там же. С.67-112.
  *(318) Об особенностях обращения взыскания на ценные бумаги см.: Редькин И., Ярков В. Обращение взыскания на ценные бумаги // Рынок ценных бумаг. 1998. N 2. С.61-65.
  *(319) ВВС РСФСР. 1991. N 30. Ст.1013.
  *(320) Принят 21 июня 1985 г. на 18-й ежегодной сессии Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ). Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/72 от 11 декабря 1985 г. рекомендован для учета всеми государствами при разработке или совершенствовании национального законодательства.
  *(321) Комаров А.С. Основополагающие принципы третейского суда // ВВАС РФ. 2001. N 4. С.87-94.
  *(322) Третейский суд, рассматривающий определенные в законе споры в отсутствие между их сторонами третейского соглашения, предусмотрен в отношении внешнеэкономических споров в Конвенции "О разрешении арбитражным путем гражданско-правовых споров, вытекающих из отношений экономического и научно-технического сотрудничества" ("Московской конвенции").
  *(323) Здесь и далее в цитатах - выделено автором.
  *(324) Обоснование приведенной правовой позиции Конституционного Суда РФ содержится также в определениях Конституционного Суда РФ от 9 декабря 2000 г. и от 26 октября 2000 г. Тексты упомянутых определений впервые были опубликованы: Карабельников Б.Р. Признание и исполнение иностранных арбитражных решений: Научно-практический комментарий к Нью-Йоркской конвенции 1958 года. М., 2001. С.362-364.
  *(325) Гомьен Д., Харрис Д., Зваак Л. Европейская конвенция о правах человека и Европейская социальная хартия: право и практика. М., 1998. С.202.
  *(326) Решение N 1197/61 по делу Х против Германии от 5 марта 1962 г. (Yearbook оf the Convention of Human Rights. Т.5. С.94-96) упоминается в решении Девеер против Бельгии от 27 февраля 1980 г. - Европейский суд по правам человека. Избранные решения / Пред. ред. коллегии В.А. Туманов. В 2 т. Т.1. М., 2000. С.311, а также в статье: Комаров А.С. Основополагающие принципы третейского суда // ВВАС РФ. 2001. N 4. С.89.
  *(327) Европейский суд по правам человека. Избранные решения. В 2 т. Т.1. С.310-311.
  *(328) Axelsson and Others v Sweden. Application No 11960/86; Decision of Commission as to Admissibility 13 July 1990. Этот подход был подтвержден в более позднем решении ЕСПЧ по делу: Suovaniemi and others v. Finland. Application No 31737/96; Decision of the HER Court (sitting as chamber) as to Admissibility 23 February 1999. - Internet: http: //www.humanrights.coe.int., http: //www.coe.int., http: // www.ehcr.coe.int
  *(329) В ст.40 Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации" предусмотрено: "Если в третейском соглашении не предусмотрено, что решение третейского суда является окончательным, то решение может быть оспорено участвующей в деле стороной путем подачи заявления об отмене решения в компетентный суд в течение трех месяцев со дня получения стороной, подавшей заявление, решения третейского суда".
  *(330) Для иностранных арбитражных решений и решений международного коммерческого арбитража" сохранена формулировка ст.V Нью-Йоркской конвенции "О признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений" и ст.34-36 Закона РФ "О международном коммерческом арбитраже": "Признание и приведение в исполнение... арбитражного решения противоречит публичному порядку Российской Федерации". Аналогичное основание для решений "внутренних" третейских судов сформулировано иначе: "Решение третейского суда нарушает основополагающие принципы российского права".
  *(331) Ошибкой является отождествление "постоянно действующего третейского суда" с организационной правовой формой.
  *(332) Копии перечисленных документов направляются в арбитражный суд и/или в районный суд общей юрисдикции в зависимости от объема компетенции постоянно действующего третейского суда (круга споров, которые указаны в Положении о постоянно действующем третейском суде как отнесенные к его компетенции).
  *(333) Таким образом, создана правовая основа для применения ст.9 Закона РФ "О международном коммерческом арбитраже", а также ст.25 Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации".
  *(334) См.: Брунцева Е.В. Международный коммерческий арбитраж. Учебное пособие для высших юридических учебных заведений. СПб., 2001. С.44.
  *(335) Брунцева Е.В. Указ. соч. С.45.
  *(336) www.uncitral.org/en-index.htm.
  *(337) См.: Albert Jan van den Berg. The New York Arbitration Convention of 1958: Towards a Uniform Judicial Interpretation, Kluwer and Taxation Publishers. Deventer. Boston, 1981, 1994 reprint. (TMC Asser Institute, The Hague). P.8-9.
  *(338) См.: ibid. P.1-6. В этой книге представлены результаты обобщения известной судебной практики за первые 25 лет после принятия Нью-Йоркской конвенции.
 
 
  187
 
  *(346) О статусе Московской конвенции см.: Петросян Р.А. Применение Московской конвенции 1972 г. в современных условиях // Право и арбитражная практика. Вып.1. М., 1997. С.29.
  *(347) Лебедев С.Н. Международное сотрудничество в области коммерческого арбитража. М., 1979. С.12.
  *(348) См.: Нешатаева Т.Н. О некоторых вопросах исполнения решений по экономическим спорам государств - участников СНГ // Хозяйство и право. 1998. N 1. С.126-128. С критикой этой позиции выступили: Карабельников Б.Р. Признание и приведение в исполнение иностранных арбитражных решений: Научно-практический комментарий к Нью-Йоркской конвенции 1958 года. М., 2001; Муранов А.И. Исполнение иностранных судебных и арбитражных решений: компетенция российских судов. М., 2002.
  *(349) Вооруженный конфликт; введение чрезвычайного положения или гражданские беспорядки; национализация, экспроприация, иные аналогичные им меры; неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по переводу капиталовложений и доходов от них в страну постоянного пребывания инвестора и др.
  *(350) См.: Богуславский М.М. Международное частное право: Учебник. М., 1999. С.399-401.
  *(351) См.: Брунцева Е.А. Указ. соч. С.48-49.
  *(352) Некоторые зарубежные авторы указывают в своих работах на особенности заключения соглашения о передаче в третейский суд инвестиционных споров (между инвестором и принимающим инвестиции государством). При этом обращается внимание на то, что договорная природа третейского суда "прямо" не затрагивается тем, что согласие государства может быть выражено в двустороннем или многостороннем договоре о взаимном поощрении и защите капиталовложений или даже в специальной конвенции о разрешении инвестиционных споров. См.: Fouchard, Gaillard, Goldman. Op. cit. Para. 44. P.29-31.
  *(353) См.: Лебедев С.Н. Международный торговый арбитраж. М., 1965. С.22-34; Лунц Л.А., Марышева Н.И. Курс международного частного права. Т.3. Международный гражданский процесс. М., 1976. С.217-219; Минаков A.И. Арбитражное соглашение и практика рассмотрения внешнеэкономических споров. М., 1985. С.77-85; Хлестова И.О. Арбитраж во внешнеэкономических отношениях стран - членов СЭВ. М., 1980. С.7-17.
  *(354) См.: Лебедев С.Н. Международный торговый арбитраж. С.82.
  *(355) Монография А.И. Минакова "Арбитражное соглашение и практика рассмотрения внешнеэкономических споров" на протяжении многих лет являлась, по-видимому, единственным в нашей стране монографическим изданием, основывавшимся на зарубежных публикациях о содержании "автономной теории" правовой природы третейского суда. См.: Минаков А.И. Указ. соч. С.84-85.
  *(356) См.: там же.
  *(357) См.: Арбитражный процесс: Учебник / Под ред. В.В. Яркова. М., 1998. С.407-408.
  *(358) См.: Fouchard, Gaillard, Goldman. Op. cit. Para. 1172. P.633.
  *(359) См.: Fouchard, Gaillard, Goldman. Op. cit. Para. 1207. P.652.
  *(360) Значение термина "место третейского разбирательства" как юридической фикции см. в гл.III данной части.
  *(361) О международно-правовых, конституционных и законодательных основах третейского соглашения см.: _ 1 гл.1 "Источники правового регулирования организации и деятельности третейского суда" настоящего раздела.
  *(362) Автор настоящей главы присутствовал в 1998 г. при обсуждении именно такого подхода при обсуждении поправки Президента РФ о включении в законопроект статьи, идентичной по содержанию ст.7 Закона РФ "О международном коммерческом арбитраже".
  *(363) Генеральная Ассамблея ООН, A/CN.9/WG.II.108/Add.1. Рaras.35-40.
  *(364) См.: Виноградова Е.А. Правовые основы организации и деятельности третейского суда. Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1994. С.28-30.
  *(365) Поздняков B.С. Международный коммерческий арбитраж в Российской Федерации. Закон. Регламент. Комментарии. М., 1996. С.18.
  *(366) Минаков A.И. Указ. соч. С.40-42. При рассмотрении вопросов применимого к арбитражному соглашению права на это же дело ссылается С.Н. Лебедев (см.: Лебедев С.Н. Международное сотрудничество в области коммерческого арбитража. М., 1980. С.51).
  *(367) Карабельников Б.Р. Указ. соч. С.90.
  *(368) Брунцева Е.А. Указ. соч. С.141.
  *(369) Цит. по: Брунцева Е.А. Указ. соч. С.141 [со ссылкой на: Laurence Craig, William Park, Ian Paulson, The International Chamber of Commerce Arbitration (2nd ed., 1990)].
  *(370) Брунцева Е.В. Указ. соч. С.163.
  *(371) Светланов А.Г. Конкуренция юрисдикции арбитражных судов РФ и третейских судов // Международное частное право: современная практика / Под ред. М.М. Богуславского и А.Г. Светланова. М., 2000. С.256.
  *(372) Название принципа берет свое начало в германском Уставе гражданского судопроизводства и часто приводится на немецком языке без перевода: "Kompetenz-Kompetenz". Однако первоначальное определение этого принципа в Германском праве отличалось от его современного значения.
  *(373) Содержание ст.16 Типового закона ЮНСИТРАЛ текстуально совпадает со ст.16 одноименного российского закона.
  *(374) В общем плане представляется возможным говорить об императивных нормах, устанавливающих основания ничтожности третейского соглашения.
  *(375) Термин "арбитры" в приведенной цитате равнозначен термину "третейские судьи".
  *(376) Лебедев С.Н. Международный коммерческий арбитраж: компетенция арбитров и соглашение сторон. М., 1988. С.37.
  *(377) Одной из процессуальных гарантий принципов "компетенции-компетенции" и "автономности третейского соглашения" является возложение на государственный суд обязанности "оставить без рассмотрения" иск по спору, в отношении которого имеется третейское соглашение. Условиями оставления иска без рассмотрения являются: (а) заявление ходатайства об этом не позднее первого заявления стороны по существу спора; (б) отсутствие у суда очевидных (prime facie) оснований для вывода о том, что "соглашение недействительно, утратило силу или не может быть исполнено" (ч.3 ст.II Нью-Йоркской конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений, совпадающая с содержанием п.2 ст.8 Закона РФ "О международном коммерческом арбитраже"; п.8 ст.148 АПК; ч.6 ст.222 ГПК).
  *(378) Представляется верной точка зрения, согласно которой в тех случаях, когда возражения заявляются непосредственно в связи с недействительностью самого третейского соглашения, третейский суд обладает правом рассматривать вопрос о наличии у него компетенции, основываясь не на принципе автономности третейского соглашения, а непосредственно на законодательно закрепленном принципе "компетенции-компетенции". См.: Fouchard, Gaillard, Goldman. Op. cit. Para. 416. P.214.
  *(379) См.: Fouchard, Gaillard, Goldman. Op. cit. Para. 389. P.198.
  *(380) Минаков А.И. Указ. соч. С.85.
  *(381) Термин "незаключенный" в данном случае является переводом с английского языка слова, производного от "existence", использованного и в ч.1 ст.16 Типового закона, но официально переведенного как "наличие".
  *(382) См.: Fouchard, Gaillard, Goldman. Op. cit. Para. 411. P.211. Подходу авторитетных зарубежных авторов созвучна позиция молодого российского ученого, считающего, что: "Основание недействительности может охватывать как сам договор, так и оговорку". Попов М.А. Теоретические и практические проблемы российской модели регулирования деятельности третейских судов. Автореф. дис. канд. юрид. наук. СПб., 2002. С.13.
  *(383) Впоследствии квалификация арбитражного соглашения как "процессуального" договора не получила развития в отечественной доктрине.
  *(384) Цит. по: Богуславский М.М. Международное частное право: Практикум. М., 1999. С.227-228.
  *(385) Там же.
  *(386) См.: Дело N 420/1992. Постановление от 5 мая 1995 г. // Практика Международного коммерческого арбитражного суда. Научно-практический комментарий/Сост. и авт. коммент. М.Г. Розенберг. М., 1997. С.106-108.
  *(387) Такое право предоставлено, например, Международному арбитражному суду Международной Торговой Палаты (ICC) в Париже, который в предусмотренных Регламентом этого постоянно действующего третейского суда случаях, не предрешая вопроса о допустимости или обоснованности возражения ответчика относительно существования, действительности или объема арбитражного соглашения, имеет право решить принять дело к производству, если prima facie он сочтет возможным существование арбитражного соглашения. См.: п.2 ст.6 Арбитражного регламента Международной Торговой Палаты, вступившего в силу с 1 января 1998 г. (Регламенты Международных арбитражных судов: Сборник / Сост. Л.Н. Орлов, И.М. Павлов. М., 2001. С.63).
  *(388) Именно ч.3 ст.16 Закона РФ "О международном коммерческом арбитраже" корреспондирует ст.235 АПК 2002 г., предусматривающая возможность обращения в арбитражный суд с заявлением об отмене постановления третейского суда предварительного характера о наличии у него компетенции "только в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации и Федеральным законом". В настоящее время единственный такой "случай" предусмотрен именно в ч.3 ст.16 Закона РФ "О международном коммерческом арбитраже".
  *(389) Лебедев С.Н. Международный коммерческий арбитраж: компетенция арбитров и соглашение сторон. С.41.
  *(390) Это положение, которое активно поддерживалось советской делегацией, следовало примеру ст.VI Европейской конвенции "О внешнеторговом арбитраже" (Женева, 1961 г.) и ст.18 Страсбургской конвенции о единообразном законе об арбитраже 1966 г. Подробнее об этом см.: Лебедев С.Н. Международный коммерческий арбитраж: компетенция арбитров и соглашение сторон. С.32-41.
 
 
  188
 
  *(396) Подробнее об этом см.: Карабельников Б.Р. Признание и приведение в исполнение иностранных арбитражных решений: Научно-практический комментарий к Нью-Йоркской конвенции 1958 года. М., 2001. С.31-40.
  *(397) Пункт 2 ст.87 АПК 1995 г. (п.5 и 6 ст.148 АПК 2002 г.), а также ч.3 ст.II Нью-Йоркской конвенции о признании и исполнении иностранных решений и п.I ст.VI Европейской конвенции о внешнеторговом арбитраже 1961 г.; ВВАС РФ 1997. N 1. С.100-101; N 3. С.8-89.
  *(398) Подробнее об этом см.: Лебедев С.Н. Международный коммерческий арбитраж: компетенция арбитров и соглашение сторон. С.76-79.
  *(399) ВВАС РФ. 1997. N 9. С.66-67.
  *(400) Соответствует п.5 ст.148 АПК 2002 г.
  *(401) В журнале "Третейский суд" (2000. N 5) опубликованы два текста судебных постановлений Арбитражного суда Краснодарского края, в которых действующее российское законодательство толкуется как допускающее безусловное одностороннее расторжение действительного соглашения о передаче сторонами спора на рассмотрение третейского суда, а также статья профессора Е.А. Суханова о неправомерности такой практики.
  *(402) Не ставя под сомнение существование определенной позиции экспертов Совета Европы по рассматриваемому вопросу, представляется, что эта позиция требовала уточнения, как минимум, на предмет устранения весьма вероятных недоразумений, часто обусловливаемых объемом предоставленного на экспертизу правового материала, неточностями перевода, различными наименованиями в разных языках одних и тех же правовых конструкций и т.п.
  *(403) Законодательство. 2000. N 7. С.4.
  *(404) Статье 23 АПК 1995 г. корреспондирует ч.6 ст.4 АПК 2002 г., а ст.2, 3 и 8 Временного положения о третейском суде для разрешения экономических споров от 24 июня 1992 г. - ст.3, 7 и 17 Федерального закона от 24 июля 2002 г. "О третейских судах в Российской Федерации".
  *(405) В ст.2 Закона РФ "О международном коммерческом арбитраже" термин "арбитраж" означает любой арбитраж (третейский суд) независимо от того, образуется ли он специально для рассмотрения отдельного дела или осуществляется постоянно действующим арбитражным учреждением.
  *(406) Holtzmann, Howard M. A guide to the UNCITRAL Model Law on International Commercial Arbitration: legislative history and commentary. Kluwer Law and Taxation Publishers - Deventer, the Netherlands. 1989, 1994. P.152.
  *(407) Например, в ст.5 "Передача спора на разрешение третейского суда"; в ч.1 ст.15 "Состав расходов, связанных с разрешением спора в третейском суде; в ч.3 ст.21 "Язык третейского разбирательства"; в ст.25 "Полномочия третейского суда распорядиться о принятии обеспечительных мер" и др.
  *(408) В том числе: в ст.6 "Нормы, применяемые третейским судом при разрешении споров"; в гл.III "Состав третейского суда"; практически во всех положениях ст.17 "Компетенция третейского суда"; в ст.27 "Участие сторон в заседании третейского суда"; в ст.30 "Протокол заседания третейского суда"; в гл.VI "Решение третейского суда"; в гл.VII "Оспаривание решения третейского суда"; в гл.VIII "Исполнение решения третейского суда".
  *(409) Статья 2 Закона РФ от 7 июля 1993 г. "О международном коммерческом арбитраже" // ВВС РФ. 1993. N 32. Ст.1240.
  *(410) Зарубежные авторы ассоциируют состязательность в третейском суде (международном коммерческом арбитраже) с представлением и исследованием доказательств в заседании третейского суда, подготовка и ведение которого осуществляется по правилам судопроизводства в странах общего права. Эти правила характеризуются обязательным участием сторон и четкой структурой заседания третейского суда (суда) (вступительные речи представителей сторон, активная роль представителей, осуществляющих прямой и перекрестный допрос сторон, свидетелей, экспертов), а также предшествующей заседанию процедурой раскрытия доказательств (discovery). Обращается внимание на возможность отступления от этих и других правил состязательного процесса в третейском разбирательстве, а также на распространенность практики применения по соглашению сторон или по усмотрению третейских судей "смешанных процедурных правил" (hybrid process), особенно в международном коммерческом арбитраже. См., например: Berger, Klaus Peter. Arbitration Interactive: a case study for students and practitioners. - Frankfurt am Main; Berlin; Bern; Bruxelles; New York; Oxford, Wien: Lang, 2002. P.215-223. Кроме того, о "состязательном" третейском разбирательстве говорят как о разбирательстве с участием обеих сторон, противопоставляя его разбирательству, от участия в котором одна, надлежащим образом извещенная сторона уклоняется (default proceedings). Такая возможность допускается в ст.24-25 Закона РФ "О международном коммерческом арбитраже"; в ст.41 (4) Закона Англии "Об арбитраже" (1996) (см.: Fouchard, Gaillard, Goldman. Op. cit. 1999. P.664-665).
  *(411) Термину "публичный порядок" в Законе РФ "О международном коммерческом арбитраже", а также в международных договорах Российской Федерации соответствует термин "основополагающие принципы российского права" в Федеральном законе "О третейских судах в Российской Федерации".
  *(412) Конституционные и законодательные основы третейского разбирательства характеризуются в гл.XXVII, правовая природа и порядок заключения третейского соглашения рассматриваются в гл.XXVIII настоящего раздела.
  *(413) Условиями оставления иска без рассмотрения являются: (а) заявление ходатайства об этом не позднее первого заявления стороны по существу спора; (б) отсутствие у суда оснований для установления, что "соглашение недействительно, утратило силу или не может быть исполнено".
  *(414) См.: комментарий к ст.19 "Определение правил третейского разбирательства", а также комментарии к ст.10 "Формирование состава третейского суда"; ст.20 "Место третейского разбирательства"; ст.21 "Язык третейского разбирательства"; ст.29 "Назначение и проведение экспертизы"; ст.30 "Протокол заседания третейского суда" и др.
  *(415) См.: Перечень сведений конфиденциального характера, утвержденный Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188.
  *(416) См.: комментарии к ст.22 "Конфиденциальность третейского разбирательства".
  *(417) В числе таких законодательных актов: ст.2, 5 и 7 Закона РФ "О государственной тайне"; перечень сведений конфиденциального характера - утвержден Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188; перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну, - определен в постановлении Правительства РФ от 5 декабря 1992 г. (САПП РФ. 1992. N 1-2. Ст.7) и др.
  *(418) В соответствии с Рекомендациями Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) об организации арбитражного (третейского разбирательства) соглашение о конфиденциальности может касаться следующих сведений: конкретных доказательств, содержания письменных и устных объяснений сторон, самого факта третейского разбирательства; имен и персональных данных третейских судей; содержания решения третейского суда;
  средств обеспечения конфиденциальности содержания такой информации и заседаний третейского суда;
  использования специальных мер обеспечения конфиденциальности при передаче информации с использованием электронных средств связи;
  информации, которая при определенных обстоятельствах может быть предана гласности полностью или частично.
  *(419) Аналогичная практика имела место, например, в уголовном процессе со времени принятия Конституции РФ до введения в действие нового УПК; в отношении свидетельского иммунитета священнослужителей - со дня введения в действие Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", с изменениями от 26 сентября 1997 г., от 26 марта 2000 г., до введения в действие положения ст.11 (5) нового УПК и до принятия нового ГПК; в отношении депутатов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, освобожденных от обязанности давать свидетельские показания в отношении определенного круга обстоятельств на основании ст.21 Федерального закона от 8 мая 1994 г. "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" с изменениями и дополнениями от 5 июля 1999 г. и от 12 февраля 2001 г.
  *(420) В судебном решении по делу Пирсак ЕСПЧ определил "беспристрастность" как "отсутствие предубеждения или предвзятости" (Гомьен Д., Харрис Д., Зваак Л. Европейская конвенция о правах человека и Европейская социальная хартия: право и практика. М., 1998. С.219).
  *(421) Брунцева Е.В. Указ. соч. С.150.
  *(422) Там же.
  *(423) Решения ЕКПЧ. N 8588 и 8589 от 12 октября 1982 г. (цит. по: Комаров А.С. Основополагающие принципы третейского суда // ВВАС РФ. 2001. N 4. С.91).
  *(424) Bramelid and Malmstrom v Sweeden (application 8588/794 8589/79); Report and Opinion of Commission 12 December 1983. (Haydn-Williams J. Arbitration and Human Rights Act 1998 // Arbitration. The Journal of the Chartered Institute of Arbitrators. 2001. Vol. 67. N.4. P.306.)
  *(425) См.: Fouchard, Gaillard, Goldman. Ор. cit. Рara. 1040. Р.572.
  *(426) См.: Albert Jan van den Berg. Op. cit. P.378.
  *(427) Абзацы 4 и 5 п.1 ст.42 и абз.4 и 5 п.1 ч.2 ст.46 Федерального закона; п.2 и 4 ч.2 ст.233; п.2 и 4 ч.2 ст.239 АПК; п.2 и 4 ч.2 ст.421 и п.2 и 4 ч.2 ст.426 ГПК.
  *(428) В этом случае, в соответствии с ч.3 ст.7 Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации", правила постоянно действующего третейского суда рассматриваются в качестве неотъемлемой части третейского соглашения. Аналогичная практика в международном коммерческом арбитраже часто основана на положениях регламентов и иных согласованных сторонами правил арбитражного разбирательства.
 
 
  189
 
  *(430) Абзац 2 ч.3 ст.19 Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации". В ч.2 ст.19 Закона РФ "О международном коммерческом арбитраже" специально указано, что полномочия, предоставленные третейскому суду, включают "полномочия на определение допустимости, относимости, существенности и значимости любого доказательства".
  *(431) См.: Лунц Л.А. Международный гражданский процесс. М., 1966. С.165; Лебедев С.Н. Международное сотрудничество в области коммерческого арбитража. М., 1980. С.39-42; Хлестова И.О. Указ. соч. С.61; Поздняков В.С. Международный коммерческий арбитраж в Российской Федерации (закон, регламент, комментарии). М., 1996. С.71; Петросян Р.А. Применение Регламента МКАС в сочетании с Законом РФ "О международном коммерческом арбитраже" // Актуальные вопросы международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате Российской Федерации / Отв. ред. А.С. Комаров. М., 2002. С.93-106; Розенберг М.Г. Международному коммерческому арбитражному суду при Торгово-промышленной палате РФ 70 лет // эж-Юрист. 2002. N 39. С.6.
  *(432) Holzmann, Howard M. Op. cit. P.610-613.
  *(433) Там же. Р.612.
  *(434) См.: там же. Р.613.
  *(435) Поскольку в Федеральном законе "О третейских судах в Российской Федерации" нет нормы, аналогичной включенной в ст.21 Закона РФ "О международном коммерческом арбитраже", следует обращать особое внимание на определение момента начала третейского разбирательства в согласованных сторонами правилах "внутренних" третейских судов.
  *(436) Например, в швейцарском законодательстве предусмотрены два варианта начала арбитражного разбирательства, отличающиеся разным определением момента начала арбитражного разбирательства. Первый вариант имеет место, если стороны указали в арбитражном соглашении имена конкретных лиц, которым они доверяют рассмотрение спора. В этом случае моментом начала арбитражного разбирательства считается обращение истца к арбитру с уведомлением о его назначении в состав арбитража для рассмотрения дела. Второй вариант встречается в случаях, когда в арбитражном соглашении не указаны имена конкретных лиц, на которых возложена миссия по рассмотрению спора. В этом случае арбитражное разбирательство начинается с момента возбуждения одной из сторон процедуры по назначению арбитражного суда. Аналогичный подход к определению момента начала арбитражного разбирательства свойствен также законодательству Нидерландов, однако отличается от правил, закрепленных в ряде регламентов известных международных арбитражных институтов (Арбитражного Суда при Международной Торговой Палате, Лондонского Международного Третейского Суда). Подробнее об этом см.: Дубровина М.А. Международный коммерческий арбитраж в Швейцарии. Дис. канд. юрид. наук. М., 2001.
  *(437) О "месте арбитража" как критерии определения правил третейского разбирательства и национальности арбитражного решения в международном коммерческом арбитраже см. также: _ 1 гл. XXVIII, гл.XXX настоящего раздела.
  *(438) Ответ на вопрос о соотношении образовавшихся по причинам юридико-технического характера различий между положениями ч.8 ст.38 и ч.3 ст.236 АПК зависит от формирования правоприменительной практики. Согласно ч.2 ст.423 ГПК "заявление о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда подается в районный суд по месту жительства или месту нахождения должника либо, если место жительства или место нахождения неизвестно, по месту нахождения имущества должника - стороны третейского разбирательства". См. также п.1 _ 2 гл.XXX настоящего раздела.
  *(439) Договоренность сторон о языке (языках) разбирательства в международном коммерческом арбитраже "относятся к любому письменному заявлению стороны, любому слушанию дела и любому арбитражному решению или иному сообщению третейского суда" (ч.1 ст.22 Закона РФ "О международном коммерческом арбитраже").
  *(440) В кавычках приведены разные термины, использованные в ч.3 ст.21 Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации" и в ч.2 ст.22 Закона РФ "О международном коммерческом арбитраже".
  *(441) См. _ 4 настоящей главы.
  *(442) См.: Holtzmann, Howard M. Op. cit. P.719.
  *(443) Именно по этой причине в ст.26 Типового закона ЮНСИТРАЛ "О международном коммерческом арбитраже" не ограничен моментом назначения первого третейского судьи срок для заключения соглашений сторон о том, что третейские судьи не наделяются правом назначать экспертизу. Интерес представляет то обстоятельство, что именно невозможность назначить экспертизу в тех случаях, когда состав третейского суда полагает это необходимым, рассматривалась в качестве основания для самоотвода третейского судьи. См.: Holtzmann, Howard M. Op. cit. P.718-719.
  *(444) См. _ 2 настоящей главы.
  *(445) Использованному в Типовом законе ЮНСИТРАЛ "О международном коммерческом арбитраже" термину "expert witnesses" соответствует термин "специалист" в Законе РФ "О международном коммерческом арбитраже".
  *(446) См.: Сахнова Т.В. Судебная экспертиза. М., 1999. С.71-85.
  *(447) См. _ 4 настоящей главы.
  *(448) См.: Holtzmann, Howard M. Op. cit. P.867.
  *(449) В российском праве исторически используется термин "решение третейского суда". Термин "арбитражное решение" обычно используется как перевод с английского языка термина "arbitral award", "award" в международных договорах и является синонимом термина "решение третейского суда", в том числе в Законе РФ "О международном коммерческом арбитраже".
  *(450) См.: Albert Jan van den Berg. Op. cit. P.44-46.
  *(451) Holzmann H.M. Op. cit. P.164.
  *(452) См.: ibid. Р.174.
  *(453) Ibid.
  *(454) "Арбитражное решение на согласованных условиях" (arbitral award on agreed terms) "должно содержать указание на то, что оно является арбитражным решением (arbitral award)" (ст.30 Закона РФ "О международном коммерческом арбитраже").
  *(455) "Арбитражное решение" (arbitral award) упоминается в ст.8 (2), 31, 34, 35 и 36 Закона РФ "О международном коммерческом арбитраже".
  *(456) "Award on the merit of the case" (ч.2 ст.30 Закона РФ "О международном коммерческом арбитраже").
  *(457) "Final award" (ч.1 ст.32 Закона РФ "О международном коммерческом арбитраже").
  *(458) "Additional award" (ст.33 Закона РФ "О международном коммерческом арбитраже").
  *(459) В ст.16 (1), (3) Закона РФ / Типового закона ЮНСИТРАЛ "О международном коммерческом арбитраже" термин "постановление" производен от "rule in its own jurisdiction" - акт, оформляющий решение состава третейского суда (arbitral tribunal) по вопросу о его компетенции. Здесь же термин "решение" (decision) указывает на содержание вывода состава арбитров о ничтожности содержащего арбитражную оговорку договора, а также на решение (decision) государственного суда, в который обжалуется постановление состава третейского суда о том, что он обладает компетенцией рассматривать спор.
  *(460) Термин "решение" (decision) использован в ст.2, 13, 16, 24 (1) и (3), 29 Закона РФ / Типового закона ЮНСИТРАЛ "О международном коммерческом арбитраже" для обозначения порядка принятия решения и вывода по любому вопросу либо как наименование оформляющего такое решение акта третейского суда.
  *(461) В случаях, предусмотренных в ст.38 Федерального закона "О третейском суде в Российской Федерации", третейское разбирательство прекращается вынесением определения без принятия решения по существу спора.
  *(462) Например, решение по вопросу о распределении расходов, связанных с разрешением спора в третейском суде (ст.16); решение третейского суда по вопросу о наличии / об отсутствии / о превышении компетенции (ч.4 и 5 ст.17); решение третейского суда о принятии или об отказе в принятии обеспечительных мер (ч.4, 5 и 6 ст.25); решение об отказе в удовлетворении заявления о принятии дополнительного решения (ч.2 ст.34).
  *(463) Именно в таком значении упоминается о решении арбитров, вынесенном "по всем или части спорных вопросов, переданных на их рассмотрение, вне зависимости от того, затрагивает ли решение существо спора, полномочия арбитров или процессуальные вопросы, влекущие прекращение разбирательства" (Fouchard, Gaillard, Goldman. Op. cit. P.737).
  *(464) Об этом, применительно к признанию и исполнению иностранных арбитражных решений, в отечественной литературе пишет Б.Р. Карабельников (см.: Карабельников Б.Р. Указ. соч. С.20-21). В литературе имеются ссылки на иногда встречающиеся деклараторные решения (declaratory award) как решения по искам о признании (установительным искам), в отношении которых возможно признание, но не исполнение (см.: Брунцева Е.В. Указ. соч. С.217).
  *(465) Этими терминами обозначается арбитражное решение, вынесенное в процессе арбитражного разбирательства, в отношении которого стороны согласились о том, что к этому разбирательству не применяется ни один национальный закон о третейских судах. Последствием исключения применения национальных законов может быть исключение вообще применения к такому арбитражному разбирательству функций содействия и контроля государственных судов. Такой вид арбитража считается наиболее подходящим для разрешения межгосударственных споров или споров между государством и иностранным предприятием. Подробнее об этом см.: Albert Jan van den Berg. Op. cit. P.29.
  *(466) Такая трактовка подразумевалась разработчиками Типового закона ЮНСИТРАЛ "О международном коммерческом арбитраже", не сумевшими включить в текст Типового закона компромиссное решение, приемлемое для сторонников двух противоположных решений этого вопроса, отражавших различные традиции в национальных системах права. Подробнее об этом см.: Holzmann H.M. Op. cit. P.856.
 
 
  190
 
  *(470) При разработке этого правила делегации многих стран широко поддерживали требование об указании в решении мотивов. В пользу включения такого требования в Типовой закон ЮНСИТРАЛ "О международном коммерческом арбитраже" приводились два основных аргумента. Во-первых, многие национальные системы права содержат требование о том, что арбитражное решение должно содержать мотивы. Во-вторых, требование о наличии мотивов направлено на улучшение качества арбитражных решений. Сторонники противоположной точки зрения приводили следующие доводы: отсутствие требования об указании в арбитражном решении мотивов увеличит скорость вынесения арбитражного решения и уменьшит вероятность отмены арбитражного решения (awards are less subject for challenge). Кроме того, отсутствие мотивов является привычным для некоторых видов арбитража, например об установлении соответствия товаров определенному уровню качества (так называемый арбитраж качества - "quality arbitration"). В качестве компромиссного решения была сформулирована норма, в соответствии с которой мотивы в решение помещаются в отсутствие соглашения сторон об обратном. При этом было принято во внимание наличие такой нормы в _ 3 ст.32 Арбитражного Регламента ЮНСИТРАЛ.
  *(471) Так, в _ 41 Регламента МКАС при ТПП РФ (1995 г.) установлено, что "решение должно содержать следующее: наименование МКАС; номер дела; место и дату вынесения решения; имена и фамилии арбитров; наименование спорящих сторон и других лиц, участвующих в арбитражном разбирательстве; предмет спора и краткое изложение обстоятельств дела; мотивы, на которых основано решение; вывод об удовлетворении или отклонении исковых требований; суммы арбитражных расходов и сборов по делу; их распределение между сторонами; подписи арбитров".
  *(472) См.: Fouchard, Gaillard, Goldman. Op. cit. Para. 1406. P.770.
  *(473) См.: Redfern Alan, Hunter Martin. Law and Practice of International Commercial Arbitration (3rd Ed.), Sweet & Maxwell, London, 1999. Para 8-58. P.391-392.
  *(474) Такой подход свойствен судебной практике Франции, Швейцарии и других стран. См.: там же. См. также: Дубровина М.А. Указ. соч. С.160-162.
  *(475) Сделанное в п.3 ч.1 ст.150 АПК дополнение к классической формуле res judicata "за исключением случаев, если арбитражный суд отказал в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда" является, во-первых, неполным, так как это свойство решение третейского суда утрачивает и в случае его отмены по правилам гл.30 АПК, а во-вторых, избыточным, ибо решение третейского суда может быть отменено / в его принудительном исполнении может быть отказано по исчерпывающему перечню оснований для "аннулирования", "уничтожения" решения третейского суда. Если решение третейского суда "недействительно" и по этому основанию "уничтожено", то нет более оснований признавать его сохраняющим свойство res judicata.
  *(476) В английском языке: "binding".
  *(477) См.: Fouchard, Gaillard, Goldman. Op. cit. P.779-780.
  *(478) Правомерность предложения о возможности определения правил преюдициальности в регламентах третейского разбирательства (М.А. Попов) вызывает большое сомнение. Суть предложения в том, чтобы наделить состав третейского суда правом освобождения от доказывания. Такое право есть только у законодателя.
  *(479) Подробнее об окончательности и обязательности решения третейского суда см. _ 4 гл.29 учебника.
  *(480) В ч.3 ст.16 Закона РФ "О международном коммерческом арбитраже" указанный срок определен как составляющий "30 дней" после получения решения "предварительного характера" о наличии у третейского суда компетенции, оспаривающей это решение стороной третейского разбирательства.
  *(481) В литературе упоминается о возможности отмены третейского решения "процессуального" характера в случаях, когда при вынесении такого решения третейские судьи превысили объем основанной на третейском соглашении компетенции и разрешили правовой вопрос, который был предметом спора между сторонами. См.: Berger, Klaus Peter. Arbitration Interactive: a case study for students and practitioners. Frankfurt and Main, 2002. P.256.
  *(482) См.: Holtzmann, Howard M. Op. cit. P.912-913.

<< Пред.           стр. 27 (из 28)           След. >>

Список литературы по разделу