<< Пред.           стр. 6 (из 14)           След. >>

Список литературы по разделу

 б) общедоступность государственной службы. Часть 4 ст. 32 Конституции РФ гласит: «Граждане Российской Федерации име­ют равный доступ к государственной службе».
 Из этого правила есть ряд исключений (ст. 21 закона) которые не искажают, а, наоборот, подтверждают его ценность. Общие ог­раничения связаны с возрастом гражданина при поступлении на службу, дееспособностью гражданина, совместной службой род­ственников, совместительством, применением такого уголовного наказания, как лишение права занимать государственные должнос­ти, наличием заболевания, препятствующего исполнению должнос­тных обязанностей, и др.
 Специальные ограничения обусловлены спецификой отдельных должностей. В их числе: установление более зрелого возраста для занятия должности, предельного возраста и срока пребывания на ней, требования наличия определенного стажа, образования, здо­ровья. Так, на службу в милицию принимаются лица, достигшие 18 лет, годные по состоянию здоровья, имеющие среднее образо­вание;
 в) гласность в осуществлении государственной службы. Она связана с реализацией ст. 29 Конституции РФ, закрепляющей право каждого свободно искать, получать информацию любым законным способом, гарантирующей свободу массовой информа­ции; с конституционными запретами вводить цензуру, скрывать факты и обстоятельства, создающие угрозу для жизни и здоровья людей; ст. 42, провозглашающей право гражданина на достовер­ную информацию о состоянии окружающей среды. Гласность до­лжна быть и в отношениях с различными организациями, и в рамках самого государственного аппарата. Законодательством закреплено и право служащих получать информацию и материа­лы, необходимые для работы, знакомиться с личными делами и т. д. (ст. 9 закона);
 г) разделение государственной власти на законодательную, ис­полнительную, судебную. Это важнейшее проявление демокра­тизма всей государственной деятельности, всего государственно­го механизма. Оно создает условия для повышения эффективности работы государственных служащих, усиления защиты их прав.
 Таким образом, демократизм проявляется в содержании служ­бы (забота о правах и свободах граждан, общем благе), в ее народ­ности и в формах ее осуществления (разделение труда, гласность, общедоступность).
 Управленческая деятельность осуществляется на профессио­нальной основе, т. е. постоянно, в течение определенного времени, в рамках определенного коллектива, за регулярно получаемое
 
 
 § 5. Основные принципы государственной службы 117
 вознаграждение. Иными словами, управленческая деятельность требует профессионализма. Во-первых, для нее нужна компетен­тность, а она тем выше, чем больше знания и опыт работника. Профессионализм стимулирует приобретение знаний, повышение их уровня, накапливание опыта работы. Во-вторых, осуществле­ние исполнительной власти требует организаторских способнос­тей госслужащих. Обществу выгодно, чтобы лица, обладающие такими качествами, использовали их для решения общих дел, развивали их. В-третьих, оперативный, повседневный, созидатель­ный характер управленческой деятельности предполагает, что ею должны заниматься непрерывно, уделяя ей значительное время, а значит, за плату, профессионально. В-четвертых, администра­тивная деятельность требует высокой четкости, дисциплиниро­ванности, своевременного выполнения приказов вышестоящих ор­ганов. Профессиональные начала позволяют обеспечить более высокий уровень дисциплины, так как служащий за работу полу­чает заработную плату, обеспечивается жилой площадью и т. д.
 Принцип профессионализма государственной службы предпо­лагает:
 а) компетентность работников, т. е. знание ими дела, наличие у них необходимого образования, стажа, навыков работы, система­тическое повышение квалификации;
 б) регулярное выполнение функций, операций, оформление, решение дел, стабильность служебных отношений, что позволяет работнику глубже познать стоящие перед ним проблемы, людей, овладеть необходимыми методами руководства; к тому же, ощуще­ние устойчивости психологически раскрепощает служащего и благоприятно влияет на профессиональную деятельность. Отсутст­вие же гарантий, как известно, вызывает неуверенность, которая, в свою очередь, порождает приверженность к существующему в ор­ганизации порядку вещей, снижает инициативу, принципиальность;
 в) регулярное получение госслужащими оплаты за свой труд не ниже заранее обусловленных размеров;
 г) политическую нейтральность государственной службы. Слу­жащий должен действовать в соответствии с правовыми актами, а служебное положение нельзя использовать в интересах той или иной политической партии; в государственных органах нельзя создавать партийные организации. «Практически все развитые в экономико-правовом отношении государства всегда стремятся формировать государственный аппарат так, чтобы он и его слу­жащие были бы свободны от политического влияния каких-либо партий, движений»^
 ' Бребан Г. французское административное право. М„ 1988. С. 325—327.
 
 
 118 Глава 6. Государственная служба
 д) лояльность государственного служащего. Независимо от пар­тийных и иных пристрастий он должен держаться в рамках за­конности, служебного долга, быть корректным, внимательным с людьми, как положено относиться ко всем, кто зависит от него, обращается к нему;
 е) ответственность за неисполнение или ненадлежащее испол­нение должностных обязанностей, за качество подготавливаемых и принимаемых решений. За свою деятельность служащие могут нести дисциплинарную, административную, уголовную, матери­альную ответственность. А политические лидеры могут быть субъ­ектами политической ответственности (отрешение от должности, выражение недоверия, отставка).
 Важнейшее средство обеспечения профессионализма — номен­клатура, отлаженная система подбора и выдвижения кадров. Если эта система правильно организована, она является необходимым элементом профессиональной службы. Без цивилизованной, кон­тролируемой, законопослушной, ответственной номенклатуры демократия как система управления невозможна. В работе по формированию кадрового корпуса государственного аппарата не­обходимо исходить из нерасторжимости триады: профессиона­лизм — стабильность — лояльность.
 Заботу о социальной, правовой защите служащих, их экономи­ческом обеспечении тоже можно рассматривать как средство по­вышения профессионализма, а значит, и эффективности службы. Защита и обеспечение служащих осуществляются с учетом ка­чества, стажа, важности их работы. Но значение, которое прида­ется в последние годы этому аспекту, объем соответствующего правового массива позволяют говорить о специальном принципе государственной службы — социально-правовой защите служа­щих.
 Реализация принципа социально-правовой защиты служащих означает прежде всего создание необходимых условий для нор­мальной их деятельности, принятие мер к устранению препятст­вий осуществления ими служебных обязанностей. Государствен­ный служащий не должен нести юридической ответственности перед гражданами. За ненадлежащее выполнение своих обязан­ностей он отвечает перед государством'.
 В науке различают четыре вида ориентации служащих: на ха­рактер работы, условия работы, вознаграждение, карьеру.
 ' За имущественный вред, причиненный служебными действиями, ответствен­ность несет организация.
 
 
 § 5. Основные принципы государственной службы 119
 На практике эти ориентации сочетаются в различных пропор­циях. Выбирая работу, определяя свое отношение к ней, гражда­нин оценивает ее, отдавая предпочтение каким-то из них. Госу­дарство, в свою очередь, обязано использовать эти ориентации, чтобы создать стимулы для добросовестной, полезной для обще­ства работы служащих.
 «Чиновничество в демократических странах — сила подчинен­ная, исполнительская. Несменяемость чиновников, гарантирован­ное им постоянное продвижение и повышенная пенсия — компен­сация, которую государство дает своим слугам, получающим значительно меньше жалования, чем служащие частного сектора»'.
 Государство обязано заботиться о своих служащих, и забота эта должна быть подлинной, многогранной. Тогда его слуги будут преданы делу, будут больше проявлять служебного рвения. В новые нормативные акты, изданные в 90-х годах по вопросам службы, включены специальные статьи и даже целые главы о защите слу­жащих. Например, приложение № 2 к Указу президента «О госу­дарственной налоговой службе Российской Федерации», которое называется «Гарантии правовой и социальной защищенности ра­ботников Государственной налоговой службы»^ глава 62 Тамо­женного кодекса РФ «Оплата труда, материально-бытовое обес­печение и социальная защита должностных лиц таможенных органов Российской Федерации». Социальная и правовая защита служащих предполагает: а) повышение престижа их труда. Госаппарат необходим, и его служащие должны не стыдиться, а гордиться своей принадлеж­ностью к категории государственных «слуг»;
 б) достаточно высокую, регулярно выплачиваемую заработную плату, размеры которой должны повышаться вместе с ростом ква­лификации служащих, увеличением стажа их работы, снижени­ем реальной стоимости рубля;
 в) создание нормальных условий труда служащих: обеспече­ние помещениями, транспортом, телефоном и т. д.;
 г) государственное страхование, гарантированное высокое пен­сионное обеспечение. В качестве примера можно привести ст. 29 Закона РСФСР «О милиции», в которой регулируется государ­ственное страхование и возмещение ущерба в случае гибели или увечья сотрудника милиции;
 д) обеспечение служебной перспективы. Общество заинтересо­вано в том, чтобы служащие работали лучше. Значит, необходимо
 ' Восленский М. М. Номенклатура. М„ 1991. С. 131. " Российская газета. 1992. 13 янв.
 
 
 120 Глава 6. Государственная служба
 стимулировать проявление ими инициативы, добросовестное вы­полнение своих обязанностей. Пути реализации служебной перспективы: — стабильность служебных отношений;
 — повышение уровня квалификации, что влечет за собой уве­личение заработной платы, повышение в звании, категории, предо­ставление льгот за многолетнюю службу и т. д.;
 — продвижение по службе (перевод на более высокую дол­жность в этой же организации или в другой).
 В условиях правильной организации работы управленческого аппарата карьера (продвижение по службе) работника прежде всего зависит от его добросовестности, квалификации, идейной зрелости и личных качеств. В таких условиях стремление делать карьеру так же нормально, как стремление стать мастером спор­та, доктором наук, заслуженным учителем и т. д. Карьеризм рас­цветает там, где не объективные обстоятельства (соответствие работника более высокой должности), а субъективное мнение вышестоящих должностных лиц является решающим.
 К сожалению, идея служебной перспективы не везде осущес­твляется последовательно. Заслуживают поддержки мероприя­тия по введению рангов, званий, категорий, разрядов для всех служащих государственных и муниципальных организаций и ус­тановлению окладов в зависимости от них. Необходимо совершен­ствовать системы оплаты труда специалистов с тем, чтобы повы­шение их заработка зависело не только от движения вверх по служебной лестнице, но и от роста их знаний, стажа и отдачи (профессионального роста).
 § 6. Классификация государственных служащих
 В научной литературе значительное внимание уделяется про­блеме классификации государственных служащих. В их круг вхо­дят люди, обладающие разными качествами и свойствами. Для социологов, политологов, демографов, медиков большое значение имеет деление служащих по полу, национальности, возрасту, ком­петентности и т. д.
 Представляется, что для получения знаний, полезных для на­уки административного права, при исследовании этого вопроса нужно учесть прежде всего три обстоятельства. Во-первых, ос­новное внимание должно быть уделено классификации должнос­тей, т. е. юридическому, а не демографическому аспекту государ­ственной службы. Во-вторых, следует различать разные виды службы, между которыми немало правовых отличий (военная,
 
 
 § 6. Классификация государственных служащих 121
 дипломатическая и др.). В-третьих, нельзя забывать разницу меж­ду группировкой и классификацией.
 Группировка — это деление целого на части по какому-либо одному критерию. А при классификации используются несколько критериев, устанавливается строгая последовательность их при­менения. В результате в рамках целого выявляются типы, роды и т. п. Исходя из этого, следует признать, что в науке администра­тивного права предложено много вариантов группировки должнос­тей, а проблема их классификации еще ждет своего решения.
 В ч. Зет. 2 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» говорится: «Государственная служба включает в себя: 1) федеральную государственную службу, находящуюся в ве­дении Российской Федерации;
 2) государственную службу субъектов Российской Федерации, находящуюся в их ведении». Это два типа государственной служ­бы.
 Федеральная государственная служба по правовому положе­нию служащих подразделяется на гражданскую и милитаризо­ванную. К сожалению, о последней в указанном законе даже не упоминается. Но можно ли сомневаться в том, что, например, офицер милиции, таможенный инспектор, командир воинской части тоже находятся на государственной службе? Фактически назван­ный закон является законом об основах гражданской государ­ственной службы, и, конечно, жаль, что об этом в нем прямо не сказано. Понятно, что отсутствие в законе четкого положения о том, что он регулирует гражданскую службу и не распространя­ется на милитаризованную, не свидетельствует о прекращении существования последней.
 Гражданская государственная служба может быть общей и спе­циальной (в налоговых инспекциях, дипломатическая и др.). По общему правилу на гражданскую службу принимаются лица, до­стигшие 18 лет, их личные права регламентируются в основном трудовым правом, они вправе создавать профсоюзы и быть их членами.
 Разновидности милитаризованной службы — военная, мили­цейская, таможенная внутренняя служба в системе МВД, воени­зированная охрана МПС, горноспасательная служба и др. Она отличается от гражданской рядом особенностей.
 Во-первых, профессиональной обязанностью данной категории служащих является защита жизни и здоровья людей, ценностей нашего общества даже при условии риска для жизни и здоровья,
 
 
 122 Глава 6. Государственная служба
 причем во многих случаях — с оружием в руках. Во-вторых, как правило, на эту службу принимаются только граждане РФ, до­стигшие 18 (а в ряде случаев — 20) лет, военнообязанные, физи­чески развитые. Очевидно, что указанные требования закономер­но вытекают из содержания самой службы. В-третьих, на милитаризованной службе более строгая дисциплина, регламен­тируемая специальными уставами. В-четвертых, у служащих имеются специальные звания, для них организована специальная система аттестации, для каждого вида службы установлены еди­ная форма одежды, знаки различия и иные внешние атрибуты. В-пятых, со служащими в рабочее время регулярно проводятся обязательные занятия по специальной и физической подготовке. В-шестых, личные права служащих полностью или в основном регулируются не трудовым, а административным правом (отпуск предоставляется на 30 календарных дней, оплата по временной нетрудоспособности всегда производится в размере 100%^. В-седь­мых, служащим предоставлен ряд льгот (транспортных, пенсион­ных, жилищных, налоговых и др.). В-восьмых, они привлекаются к дисциплинарной ответственности на основе специальных уста­вов, а военнослужащие, рядовой и начальствующий состав МВД, кроме того, в особом порядке несут административную и матери­альную ответственность^
 Таким образом, в системе федеральной государственной служ­бы можно выделить два класса (гражданскую и милитаризован­ную службы), каждый из которых состоит из нескольких родовых общностей, в свою очередь включающих несколько видов службы (например, военная по ведомственному признаку делится на служ­бу в министерствах обороны, безопасности, внутренних дел, свя­зи, путей сообщения и других ведомствах).
 В зависимости от вида государственной власти, в органах кото­рой замещают должности государственные служащие, можно раз­личать работающих в: — представительных органах;
 ' Существует мнение, что есть основания считать фактические отношения по участию в труде работников милитаризованного труда трудовыми, а возникаю­щие при их правовом регулировании правоотношения — трудовыми правоотно­шениями. Действительно, фактически такие отношения являются трудовыми, но, как и труд колхозников, они регулируются не трудовым правом. В то же время активно идет сближение норм трудового и административного права, регламен­тирующих личные права служащих. Так, работникам милиции предоставлено право обжаловать увольнение в суд, создавать профсоюзы.
 ' См. ст. 16 КоАП РСФСР и Указ Президиума Верховного Совета СССР от 13 января 1984 г. «О материальной ответственности военнослужащих за ущерб, при­чиненный государству» (ВВС СССР. 1984. № 3. Ст. 61).
 
 
 § 6. Классификация государственных служащих 123
 — судебных органах; — органах исполнительной власти;
 — иных органах (президентуре, Центральной избирательной комиссии, Центральном Банке России, прокуратуре, Счетной па­лате и др.).
 Государственные должности государственной службы подраз­деляются на следующие группы:
 — высшие государственные должности государственной служ­бы (5-я группа);
 — главные государственные должности государственной служ­бы (4-я группа);
 — ведущие государственные должности государственной служ­бы (3-я группа);
 — старшие государственные должности государственной служ­бы (2-я группа);
 — младшие государственные должности государственной служ­бы (1-я группа);
 Большое значение для юридической практики имеет деление должностей по объему полномочий на должностных лиц и иных служащих. Определение понятия должностного лица, проведение четкого водораздела между двумя названными категориями слу­жащих необходимо прежде всего для решения вопроса о возмож­ности привлечения к ответственности работников за служебные правонарушения. Известно, что в УК РСФСР есть специальная глава «Должностные преступления», по статьям, входящим в нее, к уголовной ответственности (за халатность, взяточничество и др.) могут привлекаться только должностные лица. В КоАП РСФСР десятки составов предусматривают ответственность только до­лжностных лиц, а во многих статьях этот признак является ква­лифицирующим. Поэтому задача науки состоит в том, чтобы четко определить круг лиц, которые могут привлекаться в ответствен­ности как должностные, выработать единое для всех отраслей права определение понятия должностного лица. Оно должно быть базовым, а в отдельных отраслях в него могут вноситься опреде­ленные коррективы. Так, в уголовном праве к должностным ли­цам относят не только служащих, но и граждан, которые выпол­няют свои обязанности на общественных началах (члены народных дружин, общественные контролеры и т. д.).
 Необходимо отметить, что деление служащих на должностных и не должностных лиц касается всех видов службы: и государ­ственной, и в государственных организациях, и в негосударствен­ных структурах (частных, религиозных и др.).
 
 
 124 Глава 6. Государственная служба
 Легальное определение должностного лица содержится в при­мечании кет. 170 УК РСФСР, где говорится, что должностными считаются лица, «постоянно или временно осуществляющие фун­кции представителей власти, а также занимающие постоянно или временно в государственных или общественных учреждениях, организациях или на предприятиях должности, связанные с вы­полнением организационно-распорядительных или административ­но-хозяйственных обязанностей, или выполняющие такие обязан­ности в указанных учреждениях, организациях и на предприятиях по специальному полномочию».
 Это определение трудно признать удачным, потому что такие признаки, как «представитель власти», «административно-хозяй­ственные обязанности», «организационно-распорядительная дея­тельность», через которые раскрывается данное понятие, сами недостаточно четко определены. Уточняя их, Пленум Верховного Суда СССР в постановлении от 30 марта 1990 г. разъяснил судам, что:
 а) к представителям власти относятся работники государствен­ных органов и учреждений, наделенные правом в пределах своей компетенции предъявлять требования, а также принимать реше­ния, обязательные для исполнения гражданами или предприяти­ями, учреждениями, организациями, независимо от их ведомствен­ной принадлежности и подчиненности (народные депутаты, судьи, прокуроры, следователи, арбитры, работники милиции, государ­ственные инспекторы и контролеры, лесничие и др.);
 б) под организационно-распорядительными обязанностями сле­дует понимать функции по осуществлению руководства трудо­вым коллективом, участком работы, производственной деятель­ностью отдельных работников (подбор и расстановка кадров, планирование работы, организация труда подчиненных, поддер­жание трудовой дисциплины и т. п.). Такие функции, в частности, осуществляют руководители министерств, ведомств, государствен­ных, общественных предприятий, учреждений, организаций и их заместители, руководители структурных подразделений (началь­ники цехов, заведующие отделами, лабораториями, кафедрами, их заместители и т. д.), руководители участков работ (мастера, прорабы, бригадиры);
 в) под административно-хозяйственными обязанностями сле­дует понимать полномочия по управлению или распоряжению государственным или общественным имуществом: установление порядка его хранения, переработки, реализации, обеспечение кон­троля за этими операциями, организация бытового обслуживания населения и т. д. Такими полномочиями в том или ином объеме
 
 
 § 6. Классификация государственных служащих 125
 обладают начальники планово-хозяйственных, снабженческих, финансовых отделов и служб и их заместители, заведующие скла­дами, магазинами, мастерскими, ателье, ведомственные ревизо­ры и контролеры, заготовители и др.)»^
 Из многочисленных определений, предложенных учеными, наи­более удачным представляется следующее: «Должностными ли­цами называются служащие, имеющие право совершать служеб­ные юридические действия»^. Эта категория служащих может быть уполномочена совершать служебные юридические действия, т. е. такие, которые влекут юридические последствия для организа­ций, в которых они занимают должности. Именно потому, что дол­жностные лица наделены более широкими правами, чем другие работники, могут действовать от имени организации внутри ее или вовне, от них требуется более внимательное, компетентное отношение к своим обязанностям, и закон устанавливает повы­шенную ответственность за правонарушения, совершенные ими в связи с выполнением служебных обязанностей.
 В науке административного права довольно распространено мнение, что различие между должностными лицами и иными слу­жащими состоит в том, что первые имеют властные (распоряди­тельные) полномочия, а вторые — нет.
 В настоящее время возникли серьезные трудности при реше­нии вопроса об уголовной ответственности руководителей ком­мерческих организаций. Дело в том, что в примечании кет. 170 УК РСФСР говорится, что должностными лицами являются слу­жащие государственных и общественных организаций. Поэтому Верховный Суд РФ, давая разъяснения, правильно считал, что председатель кооператива, директор акционерного общества, банка и т.д. не являются субъектами должностного преступления^ Но следует подчеркнуть то, что примечание к указанной статье на­чинается словами: «Под должностными лицами в статьях настоя­щей главы...» иными словами, в УК четко установлено, что данное определение действует только для ст. 170—175 УК РСФСР. А значит, оно не действует в отношении других статей УК и, тем более, нельзя переносить такое определение в административное, финансовое право.
 Лучшим решением этого вопроса было бы изменение текста примечания кет. 170 или включение в УК специальной статьи,
 ' Сов. юстиция. 1990. № 14. С. 26.
 ' Ямполъская Ц. А. О должностном лице в советском государственном аппара­те // Вопросы советского административного права. М., 1948. С. 141. ' См.: Бюллетень Верховного Суда РФ. 1995. № 2. С. 7; № 6. С. 8.
 
 
 126 Глава 6. Государственная служба
 раскрывающей понятие должностного лица в уголовном праве. За основу можно было бы взять ч.1 ст. 164 УК Украины в редакции от II июля 1995 г.: «Под должностными лицами подразумеваются лица, постоянно или временно осуществляющие функции пред­ставителей власти, а также занимающие постоянно или временно на предприятиях, в учреждениях или организациях, независимо от форм собственности, должности, связанные с исполнением ор­ганизационно-распорядительных или административно-хозяй­ственных обязанностей или исполняющие такие обязанности по специальным полномочиям».
 Государственных служащих — должностных лиц следует поде­лить на руководителей и представителей власти. Первые наделе­ны линейной властью в отношении подчиненных, круг которых строго определен. А представителями власти являются служа­щие, которые наделены властными полномочиями публичного ха­рактера, распорядительной властью в отношении многих лиц и организаций, организационно им не подчиненных. Представители власти обладают функциональной властью вне рамок организа­ций, в которых они работают, и в отношении граждан и организа­ций, которые не являются клиентами. Следует учесть, что неред­ко руководители (органов ОВД, государственных инспекций, например) наделены и правами представителей власти.
 Среди не должностных лиц принято различать две группы слу­жащих: функциональных работников (программистов, операто­ров и т.д.) и вспомогательный персонал.
 § 7. Обязанности и права государственного служащего
 Основной элемент каждой государственной должности — обя­занности. Это ее ядро, смысл существования. А права по должности лишь прямо или косвенно создают условия для надлежащего вы­полнения обязанностей.
 Многочисленные обязанности государственных служащих мож­но поделить: 1) на общеслужебные и 2) должностные. А среди пер­вых можно различать функциональные обязанности и ограничения.
 Функциональные обязанности связаны с выполнением служеб­ного долга. Государственный служащий обязан (ст. 10 Закона «Об основах государственной службы Российской Федерации»):
 а) обеспечивать поддержку конституционного строя и соблюде­ние Конституции Российской Федерации, реализацию федераль­ных законов и законов субъектов Федерации, в том числе регули­рующих сферу его полномочий; б) добросовестно исполнять должностные обязанности;
 
 
 § 7. Обязанности и права государственного служащего 127
 в) обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интере­сов граждан;
 г) исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоя­щих в порядке подчиненности руководителей, отданные в преде­лах их должностных полномочий, за исключением незаконных;
 д) в пределах своих должностных обязанностей своевременно рассматривать обращения граждан и общественных объединений, а также предприятий, учреждений и организаций, государствен­ных органов и органов местного самоуправления и принимать по ним решения;
 е) соблюдать установленные в государственном органе правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, порядок работы со служебной информацией;
 ж) поддерживать уровень квалификации, достаточный для ис­полнения своих должностных обязанностей;
 з) хранить государственную и иную охраняемую законом тай­ну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагиваю­щие частную жизнь, честь и достоинство граждан.
 Государственный служащий в случае сомнения в правомер­ности полученного им для исполнения распоряжения обязан в письменной форме незамедлительно сообщить об этом своему не­посредственному руководителю, издавшему распоряжение, и вы­шестоящему руководителю. Если вышестоящий руководитель, а в его отсутствие руководитель, издавший распоряжение, в пись­менной форме подтверждает указанное распоряжение, служащий обязан его исполнить, за исключением случаев, когда его испол­нение является административно или уголовно наказуемым дея­нием.
 Ответственность за исполнение государственным служащим неправомерного распоряжения несет подтвердивший это распо­ряжение руководитель.
 Общеслужебные ограничения — тоже обязанности. Это запре­ты совершать определенную деятельность, они осуществляются путем бездействия. Главное же в них то, что они ограничивают конституционные права граждан РФ (пассивное избирательное право, право заниматься предпринимательской деятельностью, право на забастовку и т. д.). Такие ограничения необходимы для обеспечения четкой работы государственных служащих, предот­вращения злоупотреблений властью, повышения доверия к ним граждан. А лишение служащих права быть депутатами обуслов­лено еще и реализацией принципа разделения государственной власти.
 
 
 128 Глава 6. Государственная служба
 В соответствии сост. II Закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» государственный служащий не вправе:
 а) заниматься другой оплачиваемой работой (совместительст­вом), кроме педагогической, научной и иной творческой деятель­ности;
 б) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;
 в) состоять членом органа управления коммерческой организа­ции, если иное не предусмотрено федеральным законом или если в порядке, установленном федеральным законом и законами субъ­ектов Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;
 г) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на службе либо который непосредственно подчинен или непосредственно подкон­тролен ему;
 д) использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, дру­гое государственное имущество и служебную информацию;
 е) получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего;
 ж) получать от физических и юридических лиц вознагражде­ния (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграж­дения), связанные с исполнением должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию;
 з) выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных ко­мандировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности органов государственной власти РФ и субъектов Федерации с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями.
 Помимо названных выше ограничений социально-экономичес­ких прав служащих, закон ограничивает и некоторые их полити­ческие права. Государственный служащий не вправе:
 и) быть депутатом законодательных органов Российской Феде­рации, ее субъектов, органов местного самоуправления;
 к) принимать без разрешения президента РФ награды, почет­ные и специальные звания иностранных государств, междуна­родных и иностранных организаций;
 
 
 § 7. Обязанности и права государственного служащего 129
 л) принимать участие в забастовках;
 м) использовать свое служебное положение в интересах поли­тических партий, общественных, в том числе религиозных, объ­единений для пропаганды отношения к ним. В государственных органах не могут образовываться структуры политических пар­тий, религиозных, общественных объединений, за исключением профессиональных союзов.
 Особым видом ограничений является обязанность государствен­ных служащих не владеть, а передавать в доверительное управ­ление под гарантию государства на время прохождения государ­ственной службы находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций, а также ежегодно представлять в органы государственной налоговой служ­бы сведения о полученных ими доходах и имуществе, принадле­жащем им на праве собственности, являющихся объектами нало­гообложения.
 Должностные обязанности государственных служащих свя­заны с занимаемыми ими должностями, а поэтому очень разнооб­разны и специфичны по каждой должности. Они могут разли­чаться даже у тех, кто находится на одинаковых должностях в одном органе (например, у заместителей руководителя органа, начальников структурных подразделений).
 Права государственного служащего можно поделить на слу­жебные и личные.
 Служебные права связаны с выполнением должностных обя­занностей, их принято называть полномочиями. Существуют об­щеслужебные и должностные полномочия.
 К общеслужебным относятся полномочия, которые имеет каж­дый государственный служащий. В ст. 9 Закона «Об основах госу­дарственной службы Российской Федерации» закреплены права служащего на:
 а) ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой государственной должности, крите­рии оценки качества работы и условия продвижения по службе, а также на организационно-технические условия, необходимые для исполнения им должностных обязанностей;
 б) получение в установленном порядке информации и матери­алов, необходимых для исполнения должностных обязанностей;
 в) посещение в установленном порядке для исполнения должнос­тных обязанностей предприятий, учреждений и организаций не­зависимо от форм собственности;
 г) принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями;
 
 
 130 Глава 6. Государственная служба
 д) внесение предложений по совершенствованию государствен­ной службы в любые инстанции.
 Огромное разнообразие должностных полномочий (принимать на работу, распределять средства, штрафовать и т. д.) обусловле­но разнообразием должностей и должностных обязанностей.
 Личные права призваны косвенно обеспечивать эффективную деятельность служащего, заинтересовывая его в получении пре­мий, в продвижении и т. п. В этой группе прав можно выделить те, которые связаны: 1) с карьерой служащего; 2) с реализацией его прав на материальное обеспечение, отдых; 3) с реализацией его права на защиту.
 Закон (ст. 9) называет следующие, связанные с карьерой, «карь­ерные» права:
 а) участие по своей инициативе в конкурсе на замещение ва­кантной государственной должности;
 б) продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом результатов и стажа его работы, уровня квалификации;
 в) переподготовку (переквалификацию) и повышение квалифи­кации за счет средств соответствующего бюджета.
 Подгруппа прав государственного служащего на материальное обеспечение и отдых включает права на:
 а) денежное содержание и иные выплаты, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации и ее субъектов. Что касается денежного содержания, то оно состоит из должностного оклада, надбавок к должностному окладу за квали­фикационный разряд, особые условия государственной службы, выслугу лет, а также премий по результатам работы (ст. 17 закона);
 б) ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 30 календарных дней. Для отдельных категорий государ­ственных служащих законами устанавливается ежегодный опла­чиваемый отпуск большей продолжительности. Сверх ежегодного оплачиваемого отпуска государственному служащему за выслугу лет предоставляется в порядке и на условиях, определяемых за­конами, дополнительный оплачиваемый отпуск. Ежегодный и до­полнительный отпуска суммируются и по желанию государствен­ного служащего могут предоставляться по частям. При этом продолжительность одной части предоставляемого отпуска не может быть менее 14 календарных дней (ст. 18).
 Положением о федеральной государственной службе установле­но (ст. 18), что федеральному государственному служащему сверх ежегодного оплачиваемого отпуска предоставляется дополнитель­ный оплачиваемый отпуск при стаже государственной службы:
 
 
 § 7. Обязанности и права государственного служащего 131
 —от 5 до 10 лет — 5 календарных дней; —от 10 до 15 лет — 10 календарных дней; — свыше 15 лет — 15 календарных дней;
 в) обязательность получения его согласия на перевод на дру­гую государственную должность государственной службы, за ис­ключением случаев, предусмотренных федеральным законом и на совмещение должностей, т. е. исполнение дополнительных обя­занностей по другой государственной должности с оплатой по со­глашению между руководителем государственного органа и слу­жащим;
 г) медицинское обслуживание его и членов семьи, в том числе после выхода его на пенсию;
 д) пенсионное обеспечение за выслугу лет и пенсионное обеспе­чение членов семьи в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей;
 е) обязательное государственное страхование на случай при­чинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением им должностных обязанностей;
 ж) обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности в период про­хождения им государственной службы.
 Кроме того, служащему в зависимости от условий прохожде­ния им государственной службы предоставляются в случаях и порядке, установленных законами, жилая площадь, служебный транспорт или денежная компенсация транспортных расходов.
 В соответствии с нормативными правовыми актами служаще­му возмещаются расходы и предоставляются иные компенсации в связи с приемом на государственную службу, переводом на го­сударственную должность в другой государственный орган, на­правлением на государственную службу в другую местность, а также возмещаются связанные с этим транспортные расходы и расходы на оплату жилья.
 Для защиты своих прав и законных интересов государствен­ный служащий может использовать право на:
 а) ознакомление со всеми материалами своего личного дела, отзывами о своей деятельности и другими документами до внесе­ния их в личное дело, приобщение к личному делу своих объясне­ний;
 б) проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;
 в) объединение в профессиональные союзы (ассоциации) для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональ­ных интересов;
 
 
 132 Глава 6. Государственная служба
 г) обращение в соответствующие государственные органы или в суд для разрешения споров, связанных с государственной служ­бой, в том числе по вопросам проведения квалификационных эк­заменов и аттестации, их результатов, содержания выданных ха­рактеристик, приема на службу, ее прохождения, реализации прав, перевода на другую государственную должность, дисциплинар­ной ответственности, несоблюдения гарантий правовой и соци­альной защиты, увольнения с государственной службы;
 д) защиту его и членов семьи от насилия, угроз, других непра­вомерных действий в связи с исполнением им должностных обя­занностей в порядке, установленном федеральным законом.
 22 марта 1995 г. Государственной Думой был принят Федераль­ный закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»', который ус­танавливает систему мер государственной защиты жизни, здо­ровья и имущества указанных лиц и их близких.
 § 8. Замещение государственных должностей
 При комплектовании органов государственной власти кадрами прежде всего следует руководствоваться принципом сочетания качеств кандидата. Решая вопрос о замещении должности, следу­ет учитывать политические, деловые, личные качества кандида­та, рассматривать их не изолированно, а в совокупности.
 Политические качества можно понимать как преданность Ро­дине, готовность служить общему делу, систему политических взглядов, гражданство. К деловым качествам относятся компе­тентность, наличие организационных способностей, добросовес­тность, чувство ответственности за порученное дело, творческие способности. Среди личных качеств можно выделить моральные (честность, справедливость и др.), физические (состояние здоровья, работоспособность, тренированность, пригодность к работе в осо­бых условиях), коммуникационные (коммуникабельность, добро­желательность, строгость и др.).
 Другой принцип кадровой работы — сочетание в аппарате ра­ботников, имеющих разные качества (принцип социально-демо­графической представительности). Государственный аппарат пред­ставляет собою сложную систему. В ней должны работать носители разных качеств, что создает более благоприятные условия для повышения его эффективности. Этот принцип — лишь частное проявление общеуправленческого (кибернетического) принципа
 ' СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 1455.
 
 
 § 8. Замещение государственных должностей 133
 необходимого разнообразия (разнообразие в управляющей систе­ме должно соответствовать разнообразию в управляемом объек­те).
 В аппарате публичной власти необходимо рациональное соче­тание мужчин и женщин, молодых и опытных работников, людей разных национальностей, темпераментов, окончивших разные учебные заведения, с разными увлечениями, творческих и пунк­туальных и т. д.
 Принципы подбора кадров для государственной службы наце­лены на выявление наиболее способных и добросовестных людей, обеспечение творческой, деловой атмосферы и слаженной работы в интересах народа во всех государственных организациях. В прошлом они часто не применялись на деле. Субъективизм при выборе кандидатов, а то и протекционизм, и даже взяточничество имели место. К сожалению, подобные явления встречаются и в наши дни.
 Мировой исторический опыт свидетельствует о большом мно­гообразии способов замещения государственных должностей (по наследству, в порядке дарения, купли-продажи, насильственного захвата и т. д.). В Советском Союзе использовались четыре орга­низационно-правовых способа замещения должностей в государ­ственных и общественных организациях: зачисление, назначение, конкурс, выборы. В двух первых случаях вопрос, как правило, решался единолично, а в двух последних — коллегиально. Про­межуточное положение занимает процедура назначения на до­лжность коллегиальным органом.
 По действующему законодательству государственные должности государственной службы замещаются путем назначения. Его осу­ществляет руководитель органа, где будет работать служащий, . либо руководитель вышестоящего органа. Оформляется оно при­казом и контрактом и, если вопрос решается коллегиальным ор­ганом — решением (постановлением).
 Законодательством предусмотрено несколько вариантов назна­чения: руководителем самостоятельно; по представлению (прези­дента, председателя правительства, главы администрации, руко­водителя органа и т. п.); после или с последующим согласованием; с последующим утверждением; по результатам конкурса.
 В ст. 21 Закона «Об основах государственной службы Россий­ской Федерации» предусмотрено, что назначение впервые или вновь поступающих на государственную службу осуществляется: на государственные должности государственной службы кате­гории «Б» — по представлению соответствующих лиц, замещаю­щих должности категории «А», либо уполномоченных ими лиц,
 
 
 134 Глава 6. Государственная служба
 или государственных органов. Порядок подбора кандидатур оп­ределяется соответствующим государственным органом или ли­цом, замещающим государственную должность категории «А», в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и ее субъектов;
 на государственные должности государственной службы 1-й группы категории «В» — соответствующим должностным лицом. Порядок подбора кандидатур определяется нормативными пра­вовыми актами Российской Федерации и ее субъектов;
 на государственные должности государственной службы 2, 3, 4 и 5-й групп категории «В» — по результатам конкурса на заме­щение вакантной государственной должности.
 Суть конкурса — подбор кандидатов на должности в порядке делового соперничества специалистов, обеспечивающего равные условия для всех претендентов. Важная особенность конкурса — самовыдвижение. Лиц, желающих участвовать в нем, не выдви­гают, они сами должны подать заявление о желании участвовать в конкурсе и приложить к заявлению необходимые документы. Для проведения подготовительной работы создается конкурсная ко­миссия, которая вырабатывает необходимые рекомендации. Канди­датуры обсуждаются гласно, вопросы решаются голосованием.
 Организация конкурса на замещение вакантной государствен­ной должности довольно полно урегулирована ст. 22 Закона «Об основах государственной службы Российской Федерации»:
 «...2. Конкурс проводится среди граждан, подавших заявление на участие в нем...
 Государственные служащие могут участвовать в конкурсе не­зависимо от того, какие должности они занимают в момент его проведения.
 3. Конкурс может проводиться в форме конкурса документов (на замещение вакантных государственных должностей государ­ственной службы 2-й группы) или конкурса-испытания (на заме­щение вакантных государственных должностей государственной службы 3, 4 и 5-й групп).
 4. Конкурсная комиссия оценивает участников конкурса доку­ментов на основании документов об образовании, о прохождении государственной службы и о другой трудовой деятельности, а также на основании рекомендаций, результатов тестирования, других документов, представляемых по решению соответствую­щих органов по вопросам государственной службы.
 5. Конкурс-испытание проводится государственной конкурсной комиссией. Конкурс-испытание может включать в себя прохож-
 
 
 § 9. Прохождение государственной службы (служебная карьера) 135
 дение испытания на соответствующей государственной должнос­ти государственной службы и завершается государственным ква­лификационным экзаменом...
 7. Информация о дате. месте и об условиях проведения конкур­са подлежит опубликованию в официальных изданиях соответ­ствующего органа по вопросам государственной службы.
 8. Каждому участнику конкурса сообщается о результатах кон­курса в письменной форме в течение месяца со дня его завершения. 9. Решение конкурсной (государственной конкурсной) комис­сии является основанием для назначения на соответствующую государственную должность государственной службы либо отка­за в таком назначении...»
 § 9. Прохождение государственной службы (служебная карьера)
 Прохождение — один из аспектов службы, которая, кроме того, включает ее осуществление, систему подбора, подготовки кадров, материальное обеспечение и др. В действующем законодательст­ве под прохождением государственной службы понимается сис­тема юридических фактов и соответствующих индивидуальных актов субъектов исполнительной власти, влияющих на правовой статус служащего. Прохождение — динамика служебного стату­са лица, занимающего государственную должность, процесс пре­бывания в должности, его служебная карьера. Основные стадии прохождения службы:
 1) поступление (прием) на государственную службу; 2) аттес­тация и повышение квалификации служащих; 3) присвоение чи­нов, персональных званий, разрядов, дипломатических рангов и т. п.; 4) перевод на другую должность; 5) поощрение; 6) привлече­ние к ответственности; 7) прекращение службы.
 Прохождение государственной службы отражается в личном деле служащего, которое ведется кадровой службой соответству­ющего государственного органа и при переводе его на новое место службы передается туда. Ведение нескольких личных дел одного государственного служащего, сбор и внесение в личное дело све­дений о политической и религиозной принадлежности, о частной жизни запрещается.
 Если рассматривать прохождение службы как процесс, как осо­бое административное производство, то в нем можно выделить обязательные (прием на службу; аттестация; присвоение разря­дов; званий, рангов; прекращение) и факультативные стадии (пе­ревод на другую должность, поощрение, привлечение к ответ­ственности).
 
 
 136 Глава 6. Государственная служба
 А. Поступление (прием) на государственную службу Первая (начальная) стадия прохождения службы включает такие этапы:
 а) появление вакантной должности и информирование о при­еме, конкурсе, выборах;
 б) подбор кандидатов на вакантную должность как из числа лиц, впервые поступающих на государственную службу, так и среди государственных служащих;
 в) принятие решения о приеме на основе одного из существую­щих организационно-правовых способов назначения на должность (по представлению, по конкурсу и т. д.); г) вступление в должность.
 Право поступления на государственную службу имеют граж­дане Российской Федерации не моложе 18 лет, владеющие госу­дарственным языком, имеющие профессиональное образование и отвечающие требованиям, установленным законом для государ­ственных служащих.
 Лицам, претендующим на государственную должность государ­ственной службы, необходимо иметь:
 1) для высших и главных государственных должностей — выс­шее профессиональное образование по специализации государ­ственных должностей или образование, считающееся равноцен­ным, с дополнительным высшим профессиональным образованием по специализации;
 2) для ведущих и старших государственных должностей — выс­шее профессиональное образование по специальности «государ­ственное управление» либо по специализации государственных должностей или образование, считающееся равноценным;
 3) для младших государственных должностей — среднее про­фессиональное образование по специализации государственных должностей или образование, считающееся равноценным.
 Решение о признании образования равноценным принимается федеральным органом по вопросам государственной службы.
 Другие требования к государственным должностям государ­ственной службы могут устанавливаться законами, а также нор­мативными актами государственных органов — в отношении слу­жащих этих органов.
 При поступлении на государственную службу гражданин пред­ставляет:
 1) личное заявление;
 2) документ, удостоверяющий личность;
 3) трудовую книжку;
 
 
 § 9. Прохождение государственной службы (служебная карьера) 137
 4) документы, подтверждающие профессиональное образова­ние;
 5) справку из органов государственной налоговой службы о предоставлении сведений об имущественном положении; 6) медицинское заключение о состоянии здоровья. Необходимо подчеркнуть, что иные документы, кроме шести названных в п. 4 ст. 21 Закона «Об основах государственной службы Российской Федерации», могут быть затребованы при приеме на государственную должность только в случаях, установленных федеральным законом.
 Гражданин не может быть принят и находиться на государ­ственной службе в случаях:
 1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособ­ным решением суда, вступившим в законную силу;
 2) лишения его права занимать государственные должности в течение определенного срока решением суда, вступившим в за­конную силу;
 3) наличия подтвержденного заключением медицинского учреж­дения заболевания, препятствующего исполнению им должност­ных обязанностей;
 4) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по государственной должности, на которую претендует гражданин, связано с использованием таких сведений;
 5) близкого родства или свойства (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с государственным служащим, если их государствен­ная служба связана с непосредственной подчиненностью или под-контрольностью одного из них другому;
 6) наличия гражданства иностранного государства, за исклю­чением случаев, если доступ к государственной службе урегули­рован на взаимной основе межгосударственными соглашениями;
 7) отказа от представления сведений об имущественном по­ложении.
 Сведения, представленные при поступлении гражданина на государственную службу, а также при решении вопроса о его назначении на высшую государственную должность государствен­ной службы, подлежат проверке. В отдельных государственных органах федеральном законом могут устанавливаться дополни­тельные требования к проверке сведений, сообщаемых гражда­нином при поступлении на государственную службу и назначе­нии его на высшие государственные должности.
 
 
 138 Глава 6. Государственная служба
 В случае установления обстоятельств, препятствующих пос­туплению гражданина на государственную службу или назначе­нию его на высшую государственную должность, он информиру­ется в письменной форме о причинах отказа в принятии его на государственную службу или назначении на высшую государствен­ную должность,
 Назначение на должность производится на неопределенное время или на определенный — не более пяти лет — срок. Служба на государственных должностях категории «Б» ограничена сро­ком, на который назначаются или избираются соответствующие лица, замещающие государственные должности категории «А».
 На гражданскую государственную службу лицо поступает на условиях заключаемого с ним трудового договора.
 Вступление в должность связано с процедурой приема-сдачи дел, с определением рабочего места, представлением коллективу или ряду сотрудников, ознакомлением с правами и обязанностями.
 Для гражданина, впервые принятого на государственную дол­жность, в том числе по итогам конкурса' документов, или для го­сударственного служащего при переводе на государственную до­лжность иной группы и иной специализации устанавливается испытание на срок от трех до шести месяцев. В испытательный срок не засчитываются период временной нетрудоспособности и другие периоды, когда государственный служащий отсутствовал на службе по уважительным причинам.
 Специальным законом может быть установлен более длитель­ный срок испытания. В частности, в ст. 12 Положения о службе в МВД РФ сказано: «Для лиц, впервые поступающих на службу в органы внутренних дел, может быть установлен испытательный срок продолжительностью от трех месяцев до одного года. В этом случае кандидат назначается стажером на соответствующую дол­жность».
 Государственному служащему до окончания срока испытания очередной квалификационный разряд не присваивается. При не­удовлетворительном результате испытания он может быть пере­веден с его согласия на прежнюю или другую государственную должность, а при отказе от перевода — уволен.
 Если срок испытания истек, а государственный служащий про­должает государственную службу, он считается выдержавшим испытание и последующее увольнение допускается только по ос­нованиям, предусмотренным федеральным законом.
 Со дня замещения должности идет стаж государственной служ­бы, дающий право на получение надбавки за выслугу лет, допол-
 
 
 § 9. Прохождение государственной службы (служебная карьера) 139
 нительного оплачиваемого отпуска, назначение пенсии за выслу­гу лет и выплату денежного вознаграждения при выходе на пен­сию. Он включает в себя и время работы (в том числе на выбор­ных должностях) в государственных органах, в органах местного самоуправления. Включение в стаж государственной службы го­сударственного служащего иных периодов трудовой деятельнос­ти осуществляется в соответствии с законами.
 Б. Аттестация и повышение квалификации служащих
 В целях определения служебного соответствия работников предъявляемым требованиям действует система аттестаций. Ус­ловно их можно разделить на общие и персональные.
 Общие аттестации проводятся через определенные промежут­ки времени как очередные мероприятия по работе с кадрами, но могут быть и внеочередными (например в связи с общим упоря­дочением заработной платы). Их сущность — повышение у служа­щих чувства ответственности за порученное дело путем проверки их работы. В результате принимаются решения: соответствует, соответствует при условии выполнения рекомендаций аттестаци­онных комиссий, не соответствует замещаемой государственной должности. Главный итог общей аттестации — оценка работы слу­жащих. Проводится она специально создаваемыми аттестацион­ными комиссиями, решения которых кладутся в основу приказа руководителя по итогам аттестации.
 Персональные аттестации проводятся в тех ведомствах, где сотрудники имеют звания, классные чины. Они связаны с пред­ставлением к присвоению звания, с назначением на иную до­лжность, увольнением. Особенности их состоят в том, что они всегда проводятся в отношении отдельных служащих, связаны с подго­товкой важных для служащего решений.
 В ст. 24 Закона «Об основах государственной службы РФ» го­ворится: «1. Для определения уровня профессиональной подго­товки и соответствия государственного служащего занимаемой государственной должности государственной службы, а также для решения вопроса о присвоении государственному служащему квалификационного разряда проводится его аттестация.
 2. Аттестация проводится не чаще одного раза в два года, но не реже одного раза в четыре года».
 Руководители федеральных органов исполнительной власти обя­заны ежегодно на основании расчета потребности в обучении кад­ров разрабатывать мероприятия по переподготовке и повышению квалификации государственных служащих, обеспечивающие воз­можность поддерживать уровень их квалификации, достаточный для исполнения должностных полномочий. Их также обязали пред-
 
 
 140 Глава 6. Государственная служба
 ставлять в Министерство труда РФ предложения по объемам и структуре государственного заказа на переподготовку и повыше­ние квалификации государственных служащих своего ведомства, имея в виду, что для лиц, впервые принятых на федеральную государственную службу, повышение квалификации в течение первого года работы является обязательным.
 Руководителям федеральных органов рекомендовано должнос­тные перемещения государственных служащих, установление им соответствующего денежного содержания увязывать с результата­ми обучения и практического использования полученных знаний.
 В. Присвоение квалификационных разрядов
 Квалификационные разряды государственных служащих ука­зывают на соответствие уровня их профессиональной подготовки квалификационным требованиям, предъявляемым к государствен­ным должностям соответствующих групп. Они присваиваются по результатам государственного квалификационного экзамена или аттестации.
 Порядок проведения квалификационных экзаменов, присвое­ния квалификационных разрядов и сохранения их при переводе на иные государственные должности, аттестации устанавливает­ся федеральным законом.
 Государственный квалификационный экзамен может быть про­веден по инициативе служащего для присвоения ему по резуль­татам указанного экзамена очередного квалификационного раз­ряда без последующего перевода на другую государственную должность.
 Согласно ст. 7 Закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» государственным служащим могут быть присвоены следующие (всего их 15) квалификационные разряды:
 — действительный государственный советник Российской Фе­дерации 1, 2 и 3-го класса — замещающим высшие государствен­ные должности;
 — государственный советник Российской Федерации 1, 2 и 3-го класса — замещающим главные государственные должности;
 — советник Российской Федерации 1, 2 и 3-го класса — заме­щающим ведущие государственные должности;
 — советник государственной службы 1, 2 и 3-го класса — за­мещающим старшие государственные должности;
 — референт государственной службы 1, 2 и 3-го класса — замещающим младшие государственные должности.
 Присвоение квалификационных разрядов действительных го­сударственных советников Российской Федерации, государствен-
 
 
 § 9. Прохождение государственной службы (служебная карьера) 141
 ных советников Российской Федерации производится Президен­том России.

<< Пред.           стр. 6 (из 14)           След. >>

Список литературы по разделу