<< Пред.           стр. 3 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу

 * расширение планов и финансирования на социально-политические перемены, приносящие прибыль;
 * включение в систему управления социальной ответственности.
  Учет неопределенности и непредсказуемости. Усиливается внимание к достижению соответствия четкой стратегии неопределенности и непредсказуемости перспектив на основе прогнозирования. Необходима осведомленность о возможностях (теория возможностей), но не о подробностях применения различных методов изменения среды (прогнозирования).
 Международные концепции управления производством
  Интегрированные системы управления производством управляют ассоциированными потоками информации и материалов, сокращают производственный цикл, уменьшают противоречия и в конечном итоге повышают эффективность деятельности корпорации, в том числе способствуют снижению цен. Планирование потребностей в материалах (MRP) и календарное планирование производственных ресурсов (MRP II -Manufacturing resources Planning) - это первое и второе поколение средств (рис. 1.12), которые позволяют компаниям лучше управлять своими производственными системами (путем распределения материалов и составления графика производства) [16].
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Рис. 1.12. Схема управления запасами корпорации по модели MRP II
  MRP II - это набор проверенных на практике разумных принципов, моделей и процедур управления и контроля, служащих повышению показателей экономической деятельности предприятия, входящего в корпорацию. Идея MRP II опирается на несколько простых принципов, например, разделение спроса на зависимый и независимый. MRP II Standard System содержит описание 16 групп функций системы [11]:
  1. Sales and Operation Planning (Планирование продаж и производства).
  2. Demand Management (Управление спросом).
  3. Master Production Scheduling (Составление плана производства).
  4. Material Requirement Planning (Планирование материальных потребностей).
  5. Bill of Materials (Спецификации продуктов).
  6. Inventory Transaction Subsystem (Управление складом).
  7. Scheduled Receipts Subsystem (Плановые поставки).
  8. Shop Flow Control (Управление на уровне производственного цеха).
  9. Capacity Requirement Planning (Планирование производственных мощностей).
  10. Input/output control (Контроль входа/выхода).
  11. Purchasing (Материально техническое снабжение).
  12. Distribution Resource Planning (Планирование ресурсов распределения).
  13. Tooling Planning and Control (Планирование и контроль производственных операций).
  14. Financial Planning (Управление финансами).
  15. Simulation (Моделирование).
  16. Performance Measurement (Оценка результатов деятельности).
  С накоплением опыта моделирования производственных и непроизводственных операций эти понятия постоянно уточняются, постепенно охватывая все больше функций.
  В своем развитии стандарт MRP II прошел несколько этапов развития [11]:
 * 60-70 годах - планирование потребностей в материалах, на основании данных о запасах на складе и состава изделий, (Material Requirement Planning)
 * 70-80 годы - планирование потребностей в материалах по замкнутому циклу (Closed Loop Material Requirement Planning), включающее составление производственной программы и ее контроль на цеховом уровне;
 * конец 80-90-е - на основе данных, полученных от поставщиков и потребителей, ведение прогнозирования, планирования и контроля за производством;
 * 90-е - планирование потребностей в распределении и ресурсах на уровне предприятия корпорации - Enterprise Resource Planning и Distributed Requirements Planning.
  Задачей информационных систем класса MRP II является оптимальное формирование потока материалов (сырья), полуфабрикатов (в том числе находящихся в производстве) и готовых изделий. Система класса MRP II имеет целью интеграцию всех основных процессов, реализуемых предприятием корпорации, таких как снабжение, запасы, производство, продажа и дистрибуция, планирование, контроль за выполнением плана, затраты, финансы, основные средства и т.д.
  Стандарт MRP II делит сферы отдельных функций (процедур) на два уровня: необходимый и опциональный. Для того чтобы программное обеспечение было отнесено к классу MRP II, оно должно выполнять определенный объем необходимых (основных) функций (процедур).
  Эта система обеспечивает управление и контроль за всеми материальными, информационными и финансовыми потоками как внутри самого предприятия корпорации, так и в цепи Поставщики - Производители - Потребители.
  Результаты использования интегрированных систем стандарта MRP II:
 * получение оперативной информации о текущих результатах деятельности предприятия корпорации как в целом, так и с полной детализацией по отдельным заказам, видам ресурсов, выполнению планов;
 * долгосрочное, оперативное и детальное планирование деятельности предприятия корпорации с возможностью корректировки плановых данных на основе оперативной информации;
 * решение задач оптимизации производственных и материальных потоков;
 * реальное сокращение материальных ресурсов на складах;
 * планирование и контроль за всем циклом производства с возможностью влияния на него в целях достижения оптимальной эффективности использования производственных мощностей, всех видов ресурсов и удовлетворения потребностей заказчиков;
 * автоматизация работ договорного отдела с полным контролем за платежами, отгрузкой продукции и сроками выполнения договорных обязательств;
 * финансовое отражение деятельности предприятия в целом;
 * значительное сокращение непроизводственных затрат;
 * защита инвестиций, произведенных в информационные технологии;
 * возможность расширения системы за счет создания или подстыковки новых модулей (система MFG/PRO);
 * возможность поэтапного внедрения системы, с учетом инвестиционной политики конкретного предприятия.
  Концепция MRP, появившаяся в 50-х годах, ориентирована на будущее. Пополнение запасов в MRP базируется на прогнозируемых нуждах, рассчитанных, в частности, исходя из календарного плана-графика и запланированного резерва. Базовая идея MRP осталась той же и ныне.
  Наиболее важные дополнения в концепцию MRP II были внесены в области интеграции. Она соединила планирование материальных ресурсов (управление закупками) с источниками заявок (ввод заказов конечных пользователей, прогноз спроса) и поддерживающими функциями (финансовое управление, анализ продаж, сбор данных). Компьютеры, интегрированные в производство, связали MRP II с инжинирингом и САПР, программируемыми контроллерами, специальными средствами накопления данных, но, по сути, не изменили ни подхода, ни основных функций.
  С появлением исполнительных производственных систем (Manufacturing Execution System -MES) корпорации сумели навести мосты между MRP II и производством. На основе планов производства, полученных из MRP II или других средств календарного планирования и создания специфических производственных заказов, MES расставляют приоритеты и управляют производственным оборудованием, людьми и связанными ресурсами. Разработчики программных средств пытаются снабдить системы MRP II MES-функциональностью.
  Дальнейшие инновации были внесены двумя исследовательскими группами: Advanced Manufacturing Research (AMR, Бостон) предложила COMMS (Customer-Oriented Manufacturing Management System - клиент-ориентированные системы производственного управления) (рис. 1.13), а Gartner Group (шт. Коннектикут) - ERP (Enterprise Resource Planning -систему планирования ресурсов предприятия) [16].
  Фактически обе концепции представляют следующий уровень MRP II. Оба новых понятия включают то, что мы называем сегодня MRP II, плюс дополнительные функции в таких областях, как качество, сервис, управление поддержкой, дистрибуция, логистика, маркетинг, управление запасами. Кроме того, они (и это очень важно) специфицируют технические требования: графический пользовательский интерфейс (GUI), реляционные базы данных, использование языков четвертого поколения (4GL) и CASE-средств (Computer-Aided Software Engineering), клиент-серверная архитектура и идеология открытых систем.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Рис. 1.13. Схема управления запасами корпорации по модели COMMS
  Ясно, почему так важен, например, интерфейс, - потому, что в любой компании есть пользователи и непользователи и последним трудно разобраться в насыщенных экранах и сложной структуре меню. Очень важно также помнить, что любая система "проваливается", если пользователи не обучены и не натренированы должным образом, если внедрение не слишком хорошо спланировано или не поддается управлению, или если организация не может управлять собственными изменениями. Замечательное долголетие идей MRP объясняется тем, что, стартовав как планирование потребности в материалах, MRP II стала широким семейством, поддерживающим новинки информационных и производственных технологий, философии управления, причуды поставщиков и пользователей.
  О старении и скорой смерти MRP говорили много. В свое время считалось, что новая идея JIT (Just-In-Time -"точно в срок") заменит MRP. Но это было скорее изменение в менталитете менеджеров, чем в программах и бизнес-вычислениях. С помощью JIT руководители фирм надеялись идентифицировать и устранить потери (определяемые как "все, что увеличивает цену, не расширяя функциональности"). В ответ на эту инициативу предприятия уменьшили запасы. Поменяли даже планировку заводов, чтобы снизить эксплуатационные расходы, начали автоматизировать производство и добиваться целей максимально эффективным способом.
  Идея "глобального производства" (World Class Manufacturing -WCM) тоже не стала заменой MRP II, но фактически использовала ее возможности управления информацией для поддержки нового направления в менеджменте. Согласно WCM, рынки сегодня глобальны и каждая компания, занимается ли она экспортом, импортом или действует строго на местном рынке, фактически конкурирует с компаниями по всему миру. Быть компанией мирового класса означает быть, по крайней мере, не хуже конкурентов в большинстве аспектов своей деятельности и хотя бы в одном аспекте быть лучше. А какое средство сейчас лучше для достижения цели эффективного управления, чем MRP II?
  Отметим, что фирма AMR, фокусируясь на исполнительных производственных системах (MES), кажется, "ухватила ситуацию за самый нерв". Была сформирована даже MESA - ассоциация, консорциум производителей, призванный распространить MES-понятия и на сообщество пользователей.
  Интегрированная система имеет центральную базу данных и снабжает сотрудников любой необходимой информацией, где бы она ни находилась (инжиниринговые записи, MRP II, система качества, система управления документооборотом, система планирования). MES - не замена MRP II. Она поддерживает интеграцию систем на заводе, обеспечивая отклик в реальном времени и устраняя, таким образом, одно из самых больших сегодняшних ограничений MRP II - недостаточную оперативность. Часто данные в MRP II имеют давность в несколько дней, а MES фокусируется на текущей деятельности.
  ERP-концепция добавила к MRP технологические требования (клиент-серверная архитектура, применение объектно-ориентированного программирования, идея "строительных блоков") и таким образом сделала системы более масштабируемыми (т. е. расширяемыми и адаптируемыми к среде клиента и поставщика).
  Появляются новые концепции, например "виртуального производителя". Виртуальный производитель представляет своих субподрядчиков как систему собственных рабочих центров. Такие отношения требуют теснейшей связи между двумя компаниями корпорации. Это меняет требования к системе MRP II, которая должна быть готова к периодической актуализации данных поставщика. Использование новых технологий (типа EDI - Electronic Data Interchange или сети Интернет) позволяет теснее связать производителей, поставщиков и клиентов.
  Нужно сказать, что MRP II традиционно рассматривается как средство, направленное на среднее и долгосрочное планирование. Сегодня клиенты развивают производственные планы на основе относительно статичной информации о продажах. Между тем нужен быстрый отклик на нужды пользователя, влекущий, естественно, оперативные изменения в системах планирования и управления.
  Имея мириады ПК, электронных таблиц, отчетов и баз данных, пользователи, тем не менее, должны приложить много усилий, чтобы собрать значимую информацию (для целостной картины). MRP II дает хорошую основу для синхронизации базовой информации производственного предприятия. Однако в ней нет эффективных средств получения информации в реальном времени, не дает она и ответа на вопрос: "Могу ли я построить это?".
  Внедрение MRP II и раньше требовало определенных изменений, сегодня же оно сопровождается обычно реинжинирингом (BPR - Business Process Reengineering). Система имеет достаточное количество программных "ключиков", значение которых пользователь может установить. Идет движение от долгосрочного планирования к возможности немедленного получения ответов на возникающие вопросы. Пользователь может спросить напрямую, когда производитель выполнит новый заказ.
  MRP II постепенно превращается в средство планирования в реальном времени. Производители не могут более оперировать "в вакууме", они должны видеть картину в целом. Современные концепции должны помочь им прошагать от принципа "получить заказ и быстро выполнить" к интегрированным потокам информации, которые связывают воедино клиентов, процесс производства и поставщиков [16].
 Планирование производственных ресурсов
  Новая экономическая ситуация ставит перед корпорациями ряд задач, которые ранее ими не рассматривались. Среди наиболее важных задач можно выделить [12]:
 * повышение конкурентной борьбы;
 * требование выпуска продукцию в соответствии с текущими заказами покупателей, а не с долгосрочными перспективными планами;
 * необходимость оперативного принятия решений в сложной экономической ситуации;
 * укрепление связей между поставщиками, производителями и покупателями.
  В конкурентной борьбе побеждает только тот, кто быстрее других реагирует на изменения в бизнесе и принимает более верные решения. Именно информационные технологии помогают руководителям промышленных предприятий в решении этих сложных задач.
  Страны рыночной экономики имеют большой опыт создания и развития информационных технологий для промышленных предприятий. Одним из наиболее распространенных методов управления производством и дистрибуции в мире является стандарт MRP II (Manufacturing Resource Planning), разработанный в США и поддерживаемый американским обществом по контролю за производством и запасами - American Production and Inventory Control Society (APICS). APICS регулярно издает документ "MRP II Standard System", в котором описываются основные требования к информационным производственным системам. Последнее издание этой системы промышленных стандартов вышло в 1989 г.
  Как уже было показано выше, в основу MRP II положена иерархия планов (рис. 1.14). Планы нижних уровней зависят от планов более высоких уровней, т.е. план высшего уровня предоставляет входные данные, намечаемые показатели и/или какие-то ограничительные рамки для планов низшего уровня. Кроме того, эти планы связаны между собой таким образом, что результаты планов нижнего уровня оказывают обратное воздействие на планы высшего уровня.
  Если результаты плана нереалистичны, то этот план или планы высшего уровня должны быть пересмотрены. Таким образом, можно проводить координацию спроса и предложения ресурсов на определенном уровне планирования и ресурсов на высших уровнях планирования.
 Стратегическое планирование
  Стратегическое планирование - это долгосрочное планирование. Оно обычно составляется на срок от одного до пяти лет. Оно основано на макроэкономических показателях, таких как тенденции развития экономики, изменение технологий, состояние рынка и конкуренции. Стратегическое планирование обычно распространяется на каждый год пятилетки и представляет собой плановые показатели (цели) высшего уровня.
 Бизнес-планирование
  Бизнес-план - это обычно план на год, который также составляется на ежегодной основе. Иногда он неоднократно пересматривается в течение года. Как правило, он является результатом совещания управленческого состава, на котором сводятся планы продаж, инвестиций, развития основных средств и потребности в капитале и бюджетирование. Эта информация подается в денежном выражении. Бизнес-план определяет плановые показатели по объемам продаж и производства, а также другие планы низшего уровня.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Рис. 1.14. Система иерархических планов
 Планирование объемов продаж и производства
  Если бизнес-план предоставляет итоговые данные по объемам продаж помесячно (в денежном выражении), то план объемов продаж и производства разбивает эту информацию по 10-15 ассортиментным группам. В результате получают план производства, который ежемесячно пересматривается, принимая во внимание план предыдущего месяца, реальные результаты и данные бизнес-плана.
  План объемов продаж и производства обычно включает следующие элементы:
 * объем продаж
 * производство
 * запасы
 * незавершенный объем производства
 * отгрузка
  Из этих элементов объем продаж и отгрузка - это прогнозы, так как это внешние данные, которые прямому контролю не поддаются. Объем производства планируется, это внутренний показатель, поддающийся прямому контролю. Планы по объемам запасов и незавершенным объемам производства контролируются косвенно, манипулируя данными прогнозов объема продаж, прогнозов объема отгрузки и/или плана объемов производства.
  Объемы запасов и незавершенного производства управляются по-разному, в зависимости от типов продукции, выпускаемой или продаваемой компанией. Плановый объем запасов - это важный фактор, особенно для тех компаний, которые производят продукцию на склад. Плановый объем незавершенного производства является важным фактором для тех компаний, которые производят продукцию на заказ.
  Фокусом планирования объема продаж и производства является план производства. Хотя он и называется планом производства, это в принципе не просто план выпуска продукции. Он требует наличие необходимого объема ресурсов по всей корпорации в целом.
  Если отдел маркетинга планирует скачек в продажах определенного ассортимента продуктов, инженеры должны обеспечить наличие необходимого объема оборудования; отдел МТС должен будет обеспечить дополнительные поставки материалов (наличие новых поставщиков); отдел кадров должен будет обеспечить наличие дополнительного объема трудовых ресурсов, а также организовать новые рабочие смены. Плюс ко всему необходимо будет обеспечить наличие необходимого объема капитала (для оплаты дополнительного объема ресурсов и запасов).
 Планирование ресурсов
  План производства будет нереален, если не будет обеспеченно наличие необходимого объема ресурсов. Планирование ресурсов - это долгосрочное планирование, которое позволяет оценить необходимый (для выполнения плана производства) и наличный объем ключевых ресурсов, таких как люди, оборудование, здания и сооружения. Если возникнет потребность в наличии необходимого объема дополнительных ресурсов, то, возможно, потребуется пересмотреть бизнес-план.
  Планирование ресурсов затрагивает только ключевые ресурсы и составляется на срок действия плана по производству (обычно один год). Ресурс может считаться ключевым, если его стоимость достаточно велика, или если срок его поставки достаточно велик или если от него зависят другие ресурсы. Ресурсы могут быть как внешними (возможности поставщиков), так и внутренними (оборудование, складские площади, деньги).
 Главный план-график производства (ГПГП)
  Роль начальника отдела планирования - перевод производственного плана в специфичный план-график производства. Этот план (ГПГП) - план производства, наложенный на шкалу времени. ГПГП показывает, что будет производиться, когда и в каких объемах.
  Так как производственный план выражен в таких единицах как рубли, часы, тонны, то для того, чтобы получить ГПГП, необходимо произвести некоторые шаги по трансформации производственного плана. Плановые объемные показатели по ассортиментной группе необходимо перевести в плановые объемы и сроки по каждому продукту этой группы в раздельности. В зависимости от типа и объема выпускаемой продукции ГПГП можно разбить на недельные, дневные и даже сменные планы.
  Одна из основных целей ГПГП - это обеспечение буфера: ГПГП отличает прогнозы и потребности отдела сбыта от MRP (планирование потребностей в материалах). Философия такова: прогнозы и заказы на продажу (заказы клиентов) выражают спрос (или отгрузку), в то время как ГПГП отображает то, что реально будет произведено в соответствии с имеющимся спросом. В соответствии с ГПГП возможно производство продукции в период, когда спрос на нее невысок, и наоборот. Это может иметь место при производстве продукции, спрос на которую имеет сезонные колебания.
 Спрос ГПГП
  Начальник отдела планирования должен принимать во внимание все источники независимого спроса. Независимый спрос - это спрос, который может быть прогнозом, обычно это спрос на готовую продукцию и запчасти. Он в корне отличается от зависимого спроса (спрос, который можно рассчитать, исходя из данных по составу изделия). Источники независимого спроса: производственный план, прогнозируемый объем отгрузки, заказы клиентов (при производстве или сборке под заказ), спрос на запчасти, межзаводской спрос и страховой запас.
  Основная проблема в составлении ГПГП - это определение того, планирование по каким изделиям/комплектующим должно вестись отделом планирования, а по каким должно вестись автоматически (системой MRP). Изделия, планируемые отделом планирования, - это те изделия, планирование которых должно вестись под контролем людей. Изделия, планируемые системой MRP, т.е. автоматически, не требуют такой степени контроля (они зависят от ГПГП). Определение того, как должно вестись планирование того или иного вида изделия зависит от типов изделий и технологических процессов. Обычно очень маленькое количество изделий должны контролироваться отделом планирования.
 Общее планирование мощностей
  Как и планирование ресурсов, общее планирование мощностей является долгосрочным и ведется по ключевым ресурсам. Этот процесс использует данные ГПГП, а не данные производственного плана. Так если ГПГП выражен в объемных и временных характеристиках, то общее планирование мощностей используется для создания более детализированного плана, который может быть очень полезен при оценке средних потребностей компании в целом, а также для оценки ГПГП.
 MRP или планирование потребностей в материалах
  Исторически MRP (планирование потребностей материалов) предназначалось для контроля за запасами и их пополнения. В рамках MRP II (планирование ресурсов предприятия) его использование было расширено до планирования потребностей в мощностях, проведения ранжирования и до замыкания всей цепочки планирования.
  MRP отвечает на четыре основных вопроса:
  1. Что мы собираемся производить?
  2. Что нам для этого необходимо?
  3. Чем мы уже располагаем?
  4. Что нам необходимо дополучить?
  ГПГП отвечает на первый вопрос "Что мы собираемся произвести?". В целях достижения целей, поставленных ГПГП, ведется планирование всей производственной и дистрибуторской деятельности. Так как ГПГП - это график, то он также отвечает и на такие вопросы как "Сколько" и "Когда".
  Второй вопрос "Что нам для этого необходимо?" по сути звучит следующим образом: "Какие изделия/комплектующие нам нужно произвести (или закупить), чтобы выполнить планы ГПГП?". Чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно знать две вещи: ГПГП и правильные данные о составе изделия (структуре продукта, формуле продукта). ГПГП и данные о составе изделия позволяют системе определить Что, Сколько и Когда потребуется для того, чтобы произвести то, что нам нужно.
  Вопрос "Чем мы уже располагаем?" можно разделить на два вопроса: "Что у нас уже есть на руках?" и "Что мы ожидаем по заказам?". Наличный запас на складе - это ответ на первый вопрос, а плановый объем поступлений продукции с производства и от поставщиков - это ответ на второй вопрос. Все вместе эти данные не только дают информацию о наличном объеме запасов, но они также позволяют системе оценить ожидаемый объем запаса. Чтобы ответить на последний вопрос, нужно знать ответы на три предыдущих. Взяв то, что нужно произвести (брутто-потребности), отняв то, что уже есть (на складе и плановые поступления), мы узнаем то, что нам нужно дополучить (нетто-потребности).
 CRP или планирование потребностей в мощностях
  Но наличие необходимого объема необходимых материалов ничего не значит без наличия достаточно свободного объема рабочего времени. CRP (или планирование потребностей в мощностях) - это планирование среднего уровня, которое использует данные запланированных MRP заказов и заказов на производство для определения необходимого объема рабочего времени (как по трудовым, так и по техническим ресурсам).
  Планирование ресурсов и общее планирование мощностей - это планирование высшего уровня, используемое для планирования таких ресурсов как физическое оборудование. CRP является более детализированным планированием. Загрузка рабочих мест рассчитывается на основе технологического маршрута изготовления продукта, который определяет, каким именно образом производится данный вид продукта. Технологический маршрут похож на инструкцию к применению - набор шагов (или техопераций), которые необходимо совершить для изготовления чего-то. Каждая техоперация совершается на каком-то рабочем месте, которое может состоять из одного или нескольких человек и/или оборудования.
 DRP или планирование потребностей в распределении
  Когда какие-то материалы передвигаются от поставщика к потребителю, они передвигаются по цепи поставок (или рыночному каналу). Если представить это графически, то цепь поставок представляет собой потоки спроса и предложения между поставщиками и какими-то подразделениями компании Заказчика, между этими подразделениями и клиентами или между различными подразделениями одной компании. DRP (планирование потребностей в распределении) координирует спрос, предложение и ресурсы между подразделениями одной или нескольких компаний.
  В цепи поставок может быть два и более уровней производственных и/или дистрибуторских подразделений. Эти подразделения могут находиться в различной зависимости друг от друга; важным моментом является то, что одно подразделение может поставить продукцию другому подразделению.
  Например, компания производит товары на территории одного подразделения, а продает их с отдельного склада продаж. Другая компания может иметь центральный центр дистрибуции, который поставляет продукцию на склады региональных отделений. И третий пример: компания имеет производственные мощности в двух городах. При планировании спроса и предложения материалов между подразделениями корпорации необходимо ответить на три основных вопроса:
  1. Что нам нужно получить (с других подразделений)?
  2. Что мы собираемся поставить (другим подразделениям)?
  3. Что мы можем поставить?
  Хотя эти вопросы и похожи на вопросы, задаваемые MRP (планирование потребностей в материалах), однако существует одно принципиальное отличие. В MRP достаточно знать, Какой и Когда ожидается спрос и предложение. Когда же существует несколько подразделений корпорации, между которыми постоянно передвигается продукция, тогда DRP необходимо знать плюс ко всему, где (в каком подразделении) возник спрос/предложение.
  Ответ на вопрос "Что нам нужно получить?" создает спрос на материалы, которые необходимо поставить с другого подразделения. DRP рассчитывает полностью все эти потребности (после запуска MRP).
  На вопрос "Что мы собираемся поставить?" ответ возникает при оценке всех источников спроса на продукт, включая заказы клиентов, прогноз отгрузок, потребности в запчастях, страховой запас и межзаводской спрос.
  Используя данные по межзаводским запросам и заказам на распределение, между подразделениями корпорации ведется контроль спроса и предложения. На основе данных о потребностях подразделения на материалы, поставляемые другим подразделением, DRP создает запросы между этими подразделениями.
  Ответ на последний вопрос "Что мы можем поставить" зависит от наличия материалов (предложение) и транспорта (ресурсов). Если спрос (потребности) превышает предложение, DRP можно использовать для закрепления материалов за несколькими подразделениями в указанной пропорции.
 
 2. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИГЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОПЕРАЦИЯМИ
 2.1. МЕТОДИКА СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ
 Планирование производства продукции
  Как показывает анализ практики, при создании системы оперативного управления производством корпорации процесс планирования разбивается на два этапа (рис. 2.1):
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Рис. 2.1. Дерево целей производственных цепочек в соответствии с целями корпорации
 * стратегическое планирование;
 * планирование реализации стратегии.
  Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых менеджерами корпорации, которые ведут к разработке стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь предприятиям достичь целей корпорации и производственных цепочек, в которые эти предприятия входят.
  Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии корпорации и достижение ее целей.
  Стратегическое планирование приобретает смысл только тогда, когда оно реализуется. Поэтому особое значение приобретает планирование реализации стратегии. Планирование реализации стратегии заключается в разработке конкретных планов и конкретных указаний по обеспечению целей и налаживанию процесса реализации стратегического плана [4].
  Основная цель планирования функционирования производственных цепочек (ПЦ) - определение основных задач производственной цепочки, определение схемы взаимодействия, расчет плановых значений основных показателей, изучение кандидатур на утверждение руководителем проекта.
  Процесс проектирования состоит из нескольких этапов [15].
 Первый этап - проектирование производственной схемы
  На первом этапе определяется последовательность взаимодействия предприятий-участников ПЦ, порядок совершения операций в рамках технологического цикла. Порядок отгрузки и передачи полуфабрикатов. Определение порядка взаимодействия с предприятиями внешними по отношению к производственной цепочке.
  Итоговым документом первого этапа является производственная схема ПЦ, примерный вид которой приведен на рис. 2.2.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Рис. 2.2. Примерный вид производственной схемы
  Производственная схема - это "скелет" всего проекта, на который в результате выполнения следующих этапов лягут другие показатели.
 Второй этап - календарный план проекта
  Когда установлен порядок взаимодействия, можно переходить к следующему этапу - проектированию календарного плана выполнения проекта, цель которого установить контрольные цифры по длительности выполнения операций в рамках ПЦ. Основой для проведения второго этапа служит информация, полученная в ходе предварительного анализа контрагентов, об оборачиваемости и длительности технологического цикла по производству полуфабрикатов в рамках различных ПЦ. Предприятия-участники ПЦ для углубления анализа представляют отчетность за несколько предыдущих периодов [4].
  По данным составляется таблица оборачиваемости по видам текущих активов. По каждому виду активов рассчитывается среднее арифметическое значение оборачиваемости за период (Оср).
 ,
  где:
  Оср - средняя продолжительность оборота вида текущих активов;
  Оi - продолжительность оборота вида текущих активов в i-том периоде.
  После этого длительность этапа рассчитывается как сумма средних периодов оборота запасов материалов, незавершенного производства, готовой продукции.
 ,
  где:
  ДЭi - длительность i-того этапа;
  ОЗМср - средняя продолжительность оборота запасов материалов;
  ОНПср - средняя продолжительность оборота незавершенного производства;
  ОГПср - средняя продолжительность оборота готовой продукции.
  При осуществлении деятельности в рамках ПЦ, то есть при условии согласования поставки запасов и отгрузки продукции можно учитывать только длительность производственного процесса (продолжительность оборота незавершенного производства).
 
 Стадия 1 Транспорт Стадия 2 Транспорт . . . . . . . . . . Транспорт Стадия N Длительность Длительность Длительность Длительность Длительность Длительность Длительность Рис. 2.3. Примерный вид календарного плана функционирования ПЦ
  Итоговым документом второго этапа является календарный план функционирования ПЦ, примерный вид которого представлен на рис. 2.3.
 Третий этап - проектирование схемы финансовых потоков
  В связи с планированием схемы финансовых потоков используется финансовый метод прогнозирования, задача которого оценить финансовые последствия реализации той или иной стратегии. Финансовое прогнозирование составляет основу для расчета планового бюджета производственной цепочки. Плановый бюджет включает обычно целый пакет документов: прогноз реализации, план производства, прогноз запасов, календарь прямых материальных затрат, прогноз расходов и доходов предприятия, плановый баланс.
  Отправной точкой финансового прогнозирования является прогноз продаж и соответствующих им расходов; конечной точкой и целью - расчет потребностей во внешнем финансировании.
  Основные шаги прогнозирования потребностей финансирования таковы:
 1. Составление прогноза продаж различными доступными методами.
 2. Составление прогноза переменных затрат.
 3. Составление инвестиций в постоянные и текущие активы, необходимые для достижения необходимого объема продаж.
 4. Расчет потребностей во внешнем финансировании и изыскание соответствующих источников с учетом принципа формирования рациональной структуры источников средств.
  В целях прогнозирования используются различные математические, статистические, статистико-математические инструменты, к которым можно отнести математическое моделирование, экспертные оценки, экстраполяцию, уравнения регрессии, динамическое программирование.
  Планирование схемы финансовых потоков заключается в определении направлений и объемов платежей, осуществляемых при реализации проекта.
  Задача третьего этапа - получить график осуществления платежей. Такой график строится на основе организационной схемы и производственного плана. График осуществления платежей используется при оценке эффективности. Формулируются критерии реализуемости и коммерческой эффективности проекта.
  Такой график строится на основе организационной схемы и производственного плана. Итоговым документом является план осуществления платежей (таблица финансовых потоков) (рис. 2.4).
  Поток реальных денег используется при оценке эффективности. Формулируются критерии реализуемости и коммерческой эффективности проекта.
 
 Стадия 1 Транспорт Стадия 2 Транспорт . . . . . . . . . . Транспорт Стадия N Стоимость Стоимость Стоимость Стоимость Стоимость Стоимость Стоимость Рис. 2.4. Структура схемы финансовых потоков
 Организационный план
  Итогом трех этапов проектирования становится документ, включающий в себя результаты проектирования, - организационный план функционирования производственной цепочки. Примерный вид организационного плана представлен на рис. 2.5.
 
 
 Стадия 1 Транспорт Стадия 2 Транспорт . . . . . . . . . Транспорт Стадия N Участник (и) Участник (и) Участник (и) Длительность Длительность Длительность Длительность Длительность Длительность Длительность Стоимость Стоимость Стоимость Стоимость Стоимость Стоимость Стоимость Рис. 2.5. Примерный вид организационного плана
  Организационный план позволяет руководству в процессе функционирования производственной цепочки проводить контрольно-руководящие мероприятия.
 Организационная структура корпорации
  Одним из основополагающих принципов корпоративного управления является формирование организационной структуры корпорации. В настоящее время в поисках более высокой эффективности функционирования крупные зарубежные корпорации начинают перестраивать организационную структуру. Суть перемен состоит в стремлении использовать преимущества организаций со "сквозным" менеджментом перед менеджментом "вверх и вниз" в вертикально-ориентированной иерархии.
  Как следует из всего вышесказанного, для создания корпорации необходимо объединение, прежде всего предприятий одной технологической цепочки и создание такой структуры производства, при которой упрощается система управления производственным процессом.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Рис. 2.6. Принципы успешной организации
  Современная наука выделяет семь переменных величин, от которых зависит качество организации технологического процесса (рис. 2.6). Каждая из величин характеризует одну из сторон оперативного управления, которые в совокупности позволяют судить об эффективности управления в рамках сложной корпоративной структуры и ее подразделений. Наиболее полно такой концепции соответствует организация производственных процессов по принципу горизонтальной корпорации.
  Модель горизонтальной корпорации (рис. 2.7) идет дальше, чем предшествующие модели; она в значительной степени уничтожает как иерархию, так и границы между подразделениями и функциями. Суть организации работы по принципу горизонтальной корпорации - создание "ядра" менеджеров по таким традиционным направлениям, как финансы, производство, людские ресурсы.
  Хотя на деле и все остальные подразделения должны совместно участвовать в многопрофильных командах, работающих в таких ключевых процессах, как развитие видов продукции корпорации или маркетинг. В итоге: организация может иметь лишь три или четыре управленческих уровня между высшим руководителем и персоналом, задействованным в производственном процессе.
 
 
 
 
 
 
 
 

<< Пред.           стр. 3 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу