<< Пред. стр. 16 (из 19) След. >>
Вср - средний за период итог баланса.в.2. Коэффициент оборачиваемости готовой продукции
,
где Zr?cp - средняя за период величина готовой продукции.
в.3. Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности
,
где Га?ср - средняя за период дебиторская задолженность.
в.4. Средний срок оборота дебиторской задолженности
в. 5. Коэффициент оборачиваемости общей задолженности
,
где Гр?ср - средняя за период общая задолженность
в.6. Средний срок оборота общей задолженности
,
в.7. Коэффициент оборачиваемости собственных средств
,
где Ис.ср - средняя за период величина источников собственных средств предприятия по балансу.
Коэффициент прибыльности:
где:
балансовая прибыль - строка 050 формы № 2 "Отчет о финансовых результатах и их использовании";
чистый объем продаж - разность между строкой 010 и суммой строк 015, 020, 030 формы № 2 "Отчет о финансовых результатах и их, использовании.
г.2. Чистая норма прибыли
г.З. Общий доход на активы
г.4. Доход на остаточную стоимость основных средств.
Доход на остаточную стоимость основных средств определяется как отношение прибыли после уплаты налогов к остаточной стоимости основных средств.
4. Мероприятия по восстановлению платежеспособности и поддержке эффективной хозяйственной деятельности
16. Пункт 4.1 содержит таблицу с перечнем мероприятий по восстановлению платежеспособности и поддержке эффективной хозяйственной деятельности предприятия, являющуюся приложением к плану финансового оздоровления, анализ предлагаемых мероприятий и выводы об эффективности предложенных мероприятий.
В таблице с перечнем мероприятий приводятся сроки проведения данных мероприятий и показывается внутренний финансовый резерв предприятия, получаемый от предлагаемых мероприятий, который может быть направлен на восстановление платежеспособности.
В качестве мероприятий, способствующих восстановлению платежеспособности и поддержке эффективной хозяйственной деятельности предприятия, рекомендуется использовать следующие:
- смена руководящего звена предприятия;
- инвентаризация предприятия;
- оптимизация дебиторской задолженности;
- снижение издержек производства;
- продажа дочерних фирм и долей в капитале других предприятий;
- продажа незавершенного строительства;
- оптимизация количества персонала и обеспечение социальных льгот для уволенных;
- продажа излишнего оборудования, материалов и складированных готовых изделий;
- конверсия долгов путем преобразования краткосрочных задолженностей в долгосрочные ссуды или долгосрочные ипотеки;
- прогрессивные технологии, механизация, автоматизация производства;
- совершенствование организации труда;
- капитальный ремонт, модернизация основных фондов, замена устаревшего оборудования, приобретение дополнительных основных фондов.
5. Рынок и конкуренция
16. Пункт 5.1 содержит сведения об отрасли, в которой работает данное предприятие: история развития, современное положение, перспективы развития. В описании отрасли обязательно указываются группы потребителей (население, промышленные предприятия, сельскохозяйственные предприятия и т. п.) и их доля в процентном выражении.
17. В пункте 5.2 дается характеристика основных и вспомогательных, рынков и их сегментов, на которых работает предприятие, их размеры, важнейшие тенденции и ожидаемые изменения. Кроме того, сообщаются средства коммуникации, ориентиры для цен и валовой прибыли, цикл, покупок.
Характеристика рынков и сегментов рынков содержит информацию о наименовании рынка и его сегментов (например, рынок электронной аппаратуры, сегменты: видеомагнитофоны, переносные кассетные магнитофоны и т, д.), сведения о предприятиях-производителях, работающих на данном рынке, о количестве потребителей, об объемах, приходящихся на отдельных потребителей, о географической концентраций потребителей, о спросе на продукцию и изменениях на него. Кроме того, сообщается о емкости рынка.
Ёмкость рынка - это максимально возможный объем сбыта данной продукции. Емкость рынка определяется объемом (в физических единицах или стоимостном выражении) продаваемых на нем товаров в течение года. При оценке емкости принимают во внимание национальное производство, к которому прибавляют объем импорта данной продукции и вычитают объем ее экспорта.
Размер рынка (сферы обмена) - это территория, на которой происходит обмен интересующей нас продукции. Если сфера обмена охватывает территорию области, края, города, то это местный товарный рынок. Если сфера обмена охватывает всю национальную территорию, то это "рынок страны". Мировой рынок - это совокупность национальных рынков государств, связи между которыми опосредствованы международной торговлей, в том числе торговлей лицензиями и услугами, межнациональным' перемещением капиталов и т. д.
Описание проникновения на рынок включает в себя информацию о принципах такого проникновения и о состоянии предприятия на данном рынке (устойчивое, неустойчивое).
При описании цен и валовой прибыли предприятие указывает как цены существующие на рынке данной продукции (услуги), так и предполагаемую цену на свою продукцию. Следует учитывать, что цена товара оказывает; значительное влияние на объем продаж и величину поступлений от продаж.
Основу любой политики в области цен составляют издержки производства и структура рынка для данного товара. С точки зрения изготовителя наилучшая цена на его товар - это цена, которая приносит максимальный доход с учетом уровня производства. Монополистическое предприятие-изготовитель может продавать свой товар по максимально возможным ценам с учетом регулирующей деятельности соответствующих правительственных органов, но предприятие-изготовитель, испытывающее сильную конкуренцию, вынуждено проводить постоянную корректировку цен, исходя при этом из максимально возможных цен и производственных издержек.
В плане финансового оздоровления (бизнес-плане) следует проводить анализ ценообразования товара, используя при этом планируемый объем продаж таким образом, чтобы можно было определить доход от продаж. Данный анализ должен учитывать различные альтернативные варианты.
Если по оценкам производственные издержки в первые периоды (месяцы, годы) производства или даже в течение более длительного периода будут непомерно высокими и полное перенесение этих издержек на цену товара окажет серьезное влияние на объем продаж, то необходимо тщательно изучить вероятные последствия. В таких случаях иногда может оказаться невозможным установить такую первоначальную цену на товар, которая покрыла бы все производственные издержки и обеспечила бы достаточный размер прибыли. Во многих случаях, особенно при длительном периоде освоения, назначение цены на товар должно быть таким образом приспособлено к конъюнктуре рынка, чтобы на некоторое время цена включала лишь переменные или переменные издержки плюс часть постоянных издержек.
В течение некоторого времени товар может иметь цену ниже совокупных производственных издержек не только потому, что производственные издержки на первом этапе чрезмерно высоки, но также и потому, что более низкие цены дают возможность проникнуть на тот или иной внутренний рынок. Для нового товара рынок или рынки приходится иногда завоевывать путем установления на первом этапе более низких цен из-за наличия на рынке товара-заменителя, имеющего низкую цену, или из-за конкуренции для такого же товара. Во всех этих случаях может сложиться период времени, когда цена товара не обеспечивает получение прибыли и даже не покрывает совокупные производственные издержки. Однако такая цена на товар должна устанавливаться лишь на определенное время. Коммерчески нерентабельно создавать производство, цена на товар которого будет оставаться ниже совокупных производственных издержек плюс прибыли в течение неопределенно длительного периода времени.
Ценообразование товара необходимо также рассматривать в рамках установления монополии или олигополии. Для этих случаев необходимо оценить последствия установления чрезмерно высоких цен. Несмотря на тот факт, что существует различный контроль над производственной деятельностью, новые проекты неизбежно притягиваются к производственным секторам, приносящим высокие прибыли, за исключением таких производств, для которых невозможно приобрести технологию. В тех случаях, когда над производственной деятельностью осуществляется контроль, образование монополий или олигополии не допускается, или же они быстро прекращают свое существование. В любом случае более гибким подходом является установление такой цены на новый товар, которая приносила бы предприятию умеренный доход и не привлекала бы к этому производству новых участников, а не установление высоких цен, что, конечно, приносит более высокие прибыли, но и привлекает новых конкурентов.
Следует также сказать о реакции предпринимателей, производящих такой же товар, или аналогичный, или товар-заменитель. Вполне понятно, что предприятие наталкивается на сопротивление конкурентов, выражающееся главным образом в снижении цен на производимый товар. В связи с этим цены не обеспечивают необходимой основы для прогнозирования доходов от продаж, и при планировании политики в области сбыта необходимо учитывать характер конкуренции и ее формы. Необходимо также учитывать возможную реакцию потребителей. Изделие - заменитель импортируемого товара приведет, вероятно, к понижению цены, поскольку покупатели обычно предпочитают импортируемые товары или определенные марки. В таких случаях, если объем импорта не сокращается, то, возможно, придется произвести оценку более низких цен на товар, даже если производственные издержки и существенно выше издержек на импортируемый товар.
В качестве средств коммуникации могут быть названы пресса, печатная и наружная реклама, конкурсы, посылочная торговля и т. д. Более подробное описание по характеристике средств коммуникаций приведено в пункте 20 настоящих Методических рекомендаций.
Описание цикла покупок продукции потенциальными потребителями включает в себя информацию об интервале между покупками, а также о периодах максимального и минимального объемов продаж.
18. Пункт 5.3 содержит таблицу со сведениями о хозяйствующих субъектах, участвующих на том же рынке, что и предприятие, претендующее на государственную финансовую поддержку, являющуюся приложением к плану финансового оздоровления; анализ вышеназванных сведений; вывод < о типе рынка данной продукции. Выделяют 4 типа рынков:
- рынок чистой конкуренции;
- рынок монополистической конкуренции;
- олигополистический рынок;
- рывок чистой монополии.
Рынок чистой конкуренции состоит из множества продавцов и покупателей какого-либо схожего товарного продукта. При этом ей один отдельный покупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень текущих рыночных цен товара.
Рынок монополистической конкуренции состоит из множества покупателей и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен. Наличие диапазона цен объясняется способностью продавцов предложить покупателям разные варианты товара, отличающиеся друг от друга качеством, свойствами, внешним оформлением.
Олигополистический рынок состоит из небольшого числа продавцов весьма чувствительных к политике ценообразования и маркетинговым стратегиям друг друга. Небольшое количество продавцов объясняется тем, что новым претендентам трудно проникнуть на этот рынок. Если какое-то предприятие снизит свои цены на 10%, покупатели переключатся на этого поставщика, а другим производителям придется реагировать либо снижением цен, либо предложением большего числа или объема услуг. Если же предприятие повысит цены, то другие производители могут не последовать его примеру. И тогда ему придется либо возвращаться к прежним ценам, либо рисковать потерей потребителей в пользу конкурентов.
При чистой монополии на рынке всего один продавец. Это может быть государственная организация, частная регулируемая монополия или частная нерегулируемая монополия.
19. Пункт 5.4 содержит информацию о законодательных ограничениях по:
- проникновению на рынок (налоговые, таможенные запреты; необходимость наличия лицензии и т. п.);
- установлению цены на продукцию (государственное регулирование ценообразования).
6. Деятельность в сфере маркетинга предприятия
20. В пункте 6.1 описывается стратегия маркетинга, заключающаяся в приведении возможностей предприятия в соответствие с ситуацией на рынке. В соответствий с этим предприятие подробно характеризует следующие положения: стратегия проникновения на рынок; стратегия роста предприятия; каналы распределения продукции, коммуникации.
В стратегии проникновения на рынок предприятие описывает последовательность своих действий по: проникновению на новый рынок, введению нового товара на старый рынок, проникновению с товаром рыночной новизны на новые сегменты рывка. В качестве примера рассмотрим стратегию проникновения на новый рынок, применяемую японскими фирмами. Она заключается в том, чтобы закрепиться на рынках тех стран, у которых нет национального производства данного товара, а потом, используя накопленный опыт, внедряться на рынки других стран ("стратегия лазерного луча"). При этом, начав с экспорта более массовых, недорогих товаров (и соответственно с удовлетворения запросов не слишком привередливых покупателей), создав образ "японское - значит великолепного качества", эти фирмы постепенно переходят к работе на рынках более дорогих товаров (но не самых престижных), а также строят сборочные заводы в странах, куда прежде отправляли свою продукцию в собранном виде.
Описание стратегии роста (стратегии развития) предприятие осуществляет в соответствии со следующей схемой:
ИНТЕНСИВНЫЙ РОСТ ИНТЕГРАЦИОННЫЙ РОСТ (ВЕРТИКАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ)
ДЕВЕРСИФИКАЦИОННЫЙ РОСТ * Возможности предприятия при существующих масштабах деятельности * Возможности интеграции с другими элементами маркетинговой системы отрасли
* Возможности, открывающиеся за пределами отрасли * Глубокое внедрение на рынок * Регрессивная интеграция (заполучить во владение или поставить под жесткий контроль поставщиков)
* Концентрическая диверсификация (пополнение ассортимента изделиями, похожими на товары предприятия) * Расширение границ рынка * Прогрессивная интеграция (заполучить во владение или поставить под жесткий контроль систему распределения)
* Горизонтальная диверсификация (пополнение ассортимента изделиями, не похожими на товары предприятия, но интересными для существующих потребителей) * Совершенствование товара * Горизонтальная интеграция (заполучить во владение или поставить под контроль предприятия- конкуренты)
* Конгломератная диверсификация Предприятие, описывая стратегию маркетинга, дает характеристику каналов распределения. Канал распределения - совокупность предприятий и отдельных лиц, которые принимают на себя или помогают передать кому-то другому право собственности на конкретный товар или услугу на их пути от производителя к потребителю. Члены канала распределения (производитель, посредники) выполняют следующие функции:
а) исследовательская работа - сбор информации, необходимой для планирования и облегчения обмена;
б) стимулирование сбыта - создание и распространение увещевательных коммуникаций о товаре;
в) установление контактов - налаживание и поддержание связи с потенциальными покупателями;
г) приспособление товара - подгонка товара под требования покупателей. Это касается таких видов деятельности, как производство, сортировка, монтаж и упаковка;
д) проведение переговоров - попытки согласования цен и прочих условий для последующего осуществления акта передачи собственности или владения;
е) организация товародвижения - транспортировка и складирование товара;
ж) финансирование - изыскание и использование средств для покрытия издержек по функционированию канала;
з) принятие риска - принятие на себя ответственности за функционирование канала.
В плане финансового оздоровления предприятие сообщает, кто выполняет вышеперечисленные функции с указанием их реквизитов и сбытовой сети (склады, магазины, их местонахождение и емкость), а также приводит схемы каналов распределения наподобие представленных ниже.
СХЕМЫ КАНАЛОВ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ
1.
2.
3.
4.
После каналов распределения в пункте 6.1 описывается система маркетинговых коммуникаций, то есть комплекс мер по воздействию предприятия на покупателя. Система маркетинговых коммуникаций включает в себя следующий набор элементов:
- реклама;
- стимулирование сбыта;
- прямой маркетинг;
- паблик-рилейшнз;
- решения, принимаемые службой маркетинга.
При описании такого элемента, как реклама, предприятие указывает тип и средства распространения применяемой рекламы. Реклама подразделяется на товарную и фирменную.
Товарная реклама - это информация о потребительских свойствах и качествах товара. Такая реклама, создавая определенный образ товара, нацеливая покупателя на его Приобретение, создает спрос на товар.
Фирменная реклама - это реклама предприятия, его успехов, достоинств. Задачей фирменной рекламы является создание в обществе, среди потенциальных клиентов предпочтительного имиджа предприятия, образа предприятия, который вызывал бы доверие к самому предприятию и всем выпускаемым им товарам.
В качестве средств распространения рекламы предприятия может быть указана:
- пресса (газеты, журналы, книги, справочники);
- печатная реклама (листовки, плакаты, каталоги, открытки, проспекты, визитные карточки и т. п.);
- наружная реклама (крупногабаритные плакаты; электрифицированные и газосветные панно с неподвижными, бегущими или запрограммированными надписями, пространственные конструкции и т. п.);
- реклама на транспорте (внутри и снаружи транспортных средств; на остановках, железнодорожных и автовокзалах, аэро- и морских портах);
- экранная реклама (кино- и телереклама, слайды);
- радиореклама.
При характеристике такого элемента системы маркетинговых коммуникаций, как стимулирование сбыта, предприятие описывает используемые им средства стимулирующего воздействия на покупателей, продавцов и посредников.
Стимулирование, направленное на покупателей, заключается в предложении последним ощутимой коммерческой выгоды, которая побуждает их приобретать товары систематически и в больших количествах. Для этого используют самплинг (бесплатное распространение образцов), купоны, скидки, кредит в различных его формах (например, рассрочка, отсутствие первоначального взноса и т. п.), премии, конкурсы, демонстрация товара и т. д.
Стимулирование, направленное на посредников, побуждает их продавать товар с максимальной энергией, расширять круг его покупателей. Методы воздействия при этом могут быть следующие: скидки, субсидирование рекламы и других подобного рода мероприятий, конкурсы, предоставление бесплатного или на льготных условиях специального оборудования.
Стимулирование "сбыта, рассчитанное на продавцов, направлено на достижение этими людьми высоких показателей в работе. Стимулирование может заключаться а формах морального воздействия, денежном вознаграждении, дополнительных отпусках, развлекательных поездках за счет предприятия, ценных подарках и т. д.
Стимулирование сбыта наиболее эффективно, когда: на рынке много конкурирующих товаров с примерно равными потребительскими свойствами; нужно защищать позиции предприятия на рынке при переходе товара на стадию зрелости; товар впервые вводится на рынок; товары продаются методом самообслуживания или посылочной торговли.
После методов стимулирования сбыта описывается прямой маркетинг. При прямом маркетинге предприятие (его сотрудники) принимает непосредственное участие в распространении нужной для него информации, в осуществлении других необходимых действий.
К прямому маркетингу относят прямую рекламу (лично вручаемые рекламные материалы и прямая почтовая реклама). К этим средствам следует отнести личные взаимоотношения с клиентами, публичные выступления, использование рекомендаций, персональную продажу (продажа товаров непосредственно покупателю у него дома, если это товары личного пользования, или на предприятии, если производственного назначения), телемаркетинг (убеждение, продажа, совершение сделок или договоренность о них и даже послепродажное обслуживание с помощью видеотекста, телефакса, компьютера., телефона), посылочную торговлю по каталогам и прейскурантам (убеждение покупателя всеми возможными способами выслать или перечислить деньги для приобретения товаров, описание которых дается в рекламной литературе).
Прямой маркетинг наиболее эффективен тогда, когда: предприятие; небольшое и его возможности проведения работ по полному комплексу' маркетинговых коммуникаций ограничены; покупатели сконцентрированы на одной территории; требуется демонстрация товара в действии; стоимость единицы продукции высока; товар невозможно сбыть никаким другим путем; товар приобретается через равномерные промежутки времени; товар требует индивидуальной подготовки к требованиям заказчика; товар входит в группу, которая обменивается на новые товары при сдаче старых и внесении соответствующей доплаты.
В плане финансового оздоровления обязательно описывается паблик-рилейшнз - организация общественного мнения. Основная задача паблик-рилейшнз - создание и сохранение имиджа предприятия.
Для решения этой задачи используются следующие элементы: пропаганда, Отклики прессы, использование редакционного, а не платного места и (или) времени во всех средствах распространения информации, организация интервью с руководителями предприятия, проведение дней открытых дверей, пресс-конференций, издание фирменной литературы, опубликование годовых отчетов предприятия, лоббизм. Пропаганда занимает самое значительное место в структуре паблик- рилейшнз; спонсорство: предоставление предприятием средств отдельным лицам и организациям, занятым в сфере спорта, культуры, здравоохранения, социального обеспечения и т. п. для достижения и закрепления имиджа, решения задач по реализации целей предприятия участие в выставках и ярмарках; разработка и поддержание фирменного стиля.
Фирменный стиль - это ряд приемов, которые обеспечивают, с одной стороны, определенное единство всех изделий предприятия, а с другой противопоставляют предприятие и его изделия конкурентам и их товарам. В фирменный стиль включают: товарный знак, логотип (специально разработанное оригинальное начертание полного или сокращенного наименования предприятия), фирменный блок (объединенные в композицию знак и логотип, а также разного рода пояснительные надписи и фирменные лозунги), фирменный цвет, фирменный комплект шрифтов; фирменные константы (формат, система верстки текста и иллюстраций и т. п.), фирменные радиопозывные, гимны, особая фактура бумаги, фирменная одежда.
Назначение фирменного стиля - свидетельствовать, что предприятие работает образцово, поддерживает порядок во всем, как в производстве, так и сопутствующей ему деятельности; создать у покупателя уверенность в том, что и товар, выпускаемый предприятием, образцовый, что оно не стремится скрыть за анонимностью низкое качество своей продукции.
В заключительной части характеристики коммуникаций приводится описание решений, принимаемых службой маркетинга. Все решения службы маркетинга, воздействующие на внешнюю среду предприятия, можно разделить на:
- открытые, которые доводятся до сведения клиентов. Это могут быть решения относительно товарной, целевой, сбытовой политики, о целях маркетинга и предприятия;
- закрытые, которые также принимаются службой маркетинга, но некоторое время не доводятся до клиентов (например, решения о выпуске нового товара, изменении цены изделия, стратегии маркетинга и т. п.). В определенное время, когда предприятие начнет проводить новую ценовую, товарную или сбытовую политику, конкуренты и клиенты будут поставлены перед свершившимся фактом. Говоря о решениях, принимаемых службой маркетинга, необходимо сказать об утечке информации. Она может быть следствием промышленного или коммерческого шпионажа либо специально организована для оказания нужного влияния на конкурентов и других клиентов предприятия. Промышленный или коммерческий шпионаж - метод недобросовестной конкуренции.
К неэтичным способам сбора информации относят использование подслушивающих устройств, переманивание специалистов, их подкуп и шантаж.
К этичным источникам информации относят публикации в газетах и журналах, фирменные изделия, годовые отчеты предприятий и т. д.
21. Пункт 6.2 содержит характеристику и анализ каналов сбыта, а также таблицу объемов сбыта продукции по каждому каналу; прилагаемую в виде приложения к плаву финансового оздоровления.
Под сбытом в данном пункте понимается непосредственное общение продавца и покупателя. Описание каналов сбыта производится аналогично описанию каналов распределения в пункте 6.1.
В таблице объемы сбыта продукции приводятся за один год, предшествующий наступлению неплатежеспособности предприятия.
22. В пункте 6.3 приводится подробное описание продукта (услуги), жизненного цикла продукта, а также исследования и разработки по совершенствованию (модернизации) старого продукта и (или) созданию и внедрению нового продукта.
В описание продукта входят такие сведения, как тип, размер, вес, срой службы, патентная ситуация. Сведения о патентной ситуации содержат ответы на следующие патентно-правовые вопросы:
- защищен ли товар (изобретение) в стране пребывания лицензиара?
- защищен ли товар (изобретение) в странах предполагаемой территории осуществления проекта?
- защищен ли товар (изобретение) на основных экспортных рынках?
- каков объем прав по патентам лицензиара?
- касаются ли пункты формулы изобретения всего объекта или его части?
- достаточно ли сильны пункты формулы изобретения (возможны ли обход или аннулирование патента)?
- касаются ли пункты формулы изобретения одновременно способа и устройства?
- защищена ли конкурентная продукция?
Могут ли конкуренты производить и продавать свою продукцию, не нарушая ваших патентных прав?
Концепция жизненного цикла продукта исходит из того, что любое изделие, какими бы потребительскими свойствами оно ни обладало, рано или поздно вытесняется с рынка другим, более совершенным продуктом. При этом прибыль от реализации прежнего продукта настолько уменьшается из-за падения спроса, что дальнейшая торговля им становится экономически невыгодной.
Жизненный цикл продукта состоит из следующих стадий:
- внедрение (на этой стадии торговля убыточна: объем продаж низок, маркетинговые расходы велики);
- рост (признание покупателями продукта и быстрое увеличение спроса на него: растет объем продаж, прибыль, расходы на рекламу несколько стабилизируются);
- зрелость (большинство покупателей уже приобрело продукт. Поэтому темпы роста продаж падают, прибыль начинает снижаться из-за увеличения расходов на рекламу и другие маркетинговые мероприятия);
- насыщение (несмотря на принятые меры, рост продажи больше не наступает. Прибыль торговли, однако, увеличивается из-за уменьшения расходов на производство: полное освоение технологии и снижение брака);
- спад (период резкого снижения продажи, а затем и прибыли). Предприятие на основе изменений темпа продажи и прибыли определяет, на какой стадии жизненного цикла находится в настоящее время его продукты, и сообщает об этом в плане финансового оздоровления. Одновременно с этим, в зависимости от установленной стадии жизненного цикла, предприятие описывает предпринимаемые им мероприятия (снижение цены, повышение качества, улучшение сервиса, увеличение рекламы), которые способствуют поддержанию спроса на продукт. В то же время предприятие описывает исследования и разработки по модернизации продукта, а также созданию и внедрению нового продукта.
7. План производства
23. Производственная программа предприятия рассчитывается на основании имеющихся производственных мощностей предприятия в разрезе выпускаемой номенклатуры изделий и услуг, для которых определен режим наибольшего благоприятствования на рынке данного вида продукции и услуг, а также определен объем продукции, который способен "поглотить" соответствующий сегмент рынка (разделы 5, 6), (п. 7.1, табл. 1).
24. Производственная программа, рассчитанная на имеющиеся мощности предприятия, сравнивается с объемом потребности рывка соответствующего вида продукции, и определяется необходимый и достаточный прирост объемов продукции, который вместе с выпускаемой ранее продукцией найдет на рынке реализацию потребителям.
25. Исходя из потребностей рынка в объеме продукции, определяется необходимый производственный потенциал предприятия (п. 7.2, табл. 2).
26. Увеличение производственных мощностей предприятия может осуществляться как за счет использования внутренних резервов, так и за счет введения дополнительных основных фондов, а именно:
- за счет прироста производственных мощностей в результате мероприятий по техническому перевооружению;
- за счет ввода в действие производственных мощностей за счет реконструкции;
- за счет ввода в действие производственных мощностей путем расширения действующих и строительства нового предприятия, объекта.
27. Выбирается один или несколько вариантов, которые являются наиболее эффективными для данного предприятия с точки зрения обеспечения потребности рынка, которые составляют основу плана технического развития и организации производства.
При этом следует учитывать, что к техническому перевооружению действующего предприятия относятся мероприятия, реализуемые с целью повышения до современных требований технического уровня отдельных участков производства агрегатов, установок путем внедрения новой техники и технологии, механизации и автоматизации, замены изношенного оборудования, механизация и автоматизация производства, повышающие производительность труда;
- к реконструкции предприятия относятся осуществляемое полное или частичное переоборудование и переустройство производства (без строительства новых цехов основного производственного назначения, но со строительством, при необходимости, новых и расширением действующих объектов вспомогательного и обслуживающего назначения); к реконструкции относится также строительство новых цехов и объектов той же мощности (производительности, вместимости) ликвидируемых цехов и объектов того же предприятия, дальнейшая эксплуатация которых признана нецелесообразной;
- к расширению предприятия относятся осуществляемое по принятому новому проекту строительство либо расширение существующих цехов основного производственного назначения со строительством или расширением существующих цехов (увеличением пропускной способности вспомогательных и обслуживающих производств, хозяйств, коммуникаций) на территории действующего предприятия или примыкающих к нему площадей. Целью расширения предприятия является увеличение его производственной мощности (производительности, пропускной способности, вместимости зданий или сооружений);
- к новому строительству относится строительство предприятий, зданий, сооружений, осуществляемых на новых площадях по принятому в установленном порядке проекту.
28. Объем продаж продукции на установленную потребность рынка определяется путем маркетинговых исследований с целью прогнозирования цены продукции, спрос на которую реализуется увеличением мощности предприятия (разделы 5, 6).
20. Расчет объема продаж на продукцию осуществляется исходя из количества выпускаемой продукции и цены, сложившейся на рынке спроса на данную продукцию (п. 7.3, табл. 3).
30. Расчет потребности в материальных ресурсах и производственных запасах (п. 7.4, табл. 4).
Исходными данными для расчета потребности производства в материальных ресурсах являются предусматриваемые объемы выпуска продукции и услуг, а также нормативная база потребности в материальных ресурсах на единицу продукции, сложившаяся в базовом периоде.
Потребность в материальных ресурсах определяется методом прямых расчетов, то есть путем умножения нормы расхода материалов на соответствующие объемные показатели. Эта потребность определяется в натуральном и стоимостном выражениях по видам ресурсов (с учетом индекса роста цен).
Величина производственного запаса обосновывается его нормой, представляющей средний в течение года запас материалов в днях его среднесуточного потребления, и рассчитывается на конец года как пере, ходящий запас. Размер переходящего запаса по i-му материалу (в днях):
t = Q М /Дн, где
Q - потребность в i-м материале на период;
M - норма переходящего запаса i-го материала, дни;
ДН - число дней в году.
Норма переходящего запаса определяется суммой среднего, текущего и страхового запасов.
31. Расчет численности работников и фонда заработной платы (п. 7.5, табл. 5).
Численность работников подразделяется на персонал основной деятельности (работники производственной сферы) и неосновной (работники, обслуживающие основное производство).
Численность работников основной сферы рассчитывается, исходя из уровня выработки и производственной программы.
При расчете численности проводятся сначала ориентировочные расчеты с учетом фонда рабочего времени и выполнения норм выработки.
Отдельно рассчитывается численность вспомогательных рабочих и подсобных рабочих и других категорий работающих.
Число инженерно-технических работников, служащих и др., определяется по штатному расписанию.
Фонд заработной платы определяется как произведение доходов по всем видам деятельности предприятия на принятый норматив затрат заработной платы на 1 руб. доходов с учетом нормативов, установленных государством, По фонду заработной платы. Заработная плата распределяется по тем же группам работников, по которым устанавливается расчет численности персонала (табл. 4).
32. Смета расходов и калькуляция себестоимости.
Смета расходов на выпускаемую продукцию представляет собой расчет затрат по калькуляционным статьям раздельно по видам продукции, работ, услуг (на конечный продукт). Калькуляция затрат может осуществляться укрупненно, исходя из принятых на предприятии норм затрат на единицу производимой продукции или путем прямой калькуляции расчетов, исходя из норм ресурсов. Сводный расчет сметы расходов осуществляется в п. 7.6, табл. 6.
83. На этапе разработки производственной программы рассчитывается потребность .в первоначальных инвестициях с учетом производственной программы проекта в целом, определяются направления, по которым требуются вложения средств и величина потребности в дополнительных инвестициях.
34. Величина потребности в общих инвестициях определяется в п. 7, табл. 7 по каждому требуемому направлению с распределением по годам осуществления проекта. Исходной базой для расчета являются данные п. 1, табл. 3 и строки 2, п. 7.6, табл. 6, при этом, заполнение графы 2 табл. 7 осуществляется из баланса предприятия на последнюю отчетную дату.
8. Финансовый план
35. Основные понятия.
Инвестиционные вложения (затраты) собственного и заемного капитала предприятия - сумма потребности в собственном и заемном капитале для реализации намечаемого проекта (в данном случае величина собственного и заемного капитала предприятия, по балансу на последнюю отчетную дату, то есть на конец нулевого (базового) года плюс возможное увеличение собственного и заемного капитала в процессе реализации проекта).
Отчет о движении денежных средств - отчетность, которая показывает все изменения в активах и обязательствах (имуществе) предприятия, особенно по счетам, характеризующим оборотный капитал, таким, как денежные средства, счета к получению, производственные запасы и счета к оплате, в процессе хозяйственной, инвестиционной и финансовой деятельности.
Оборотный (рабочий) капитал - рассчитывается как разница между суммой текущих активов и величиной текущих обязательств.
Денежные средства - соответствующая статья баланса, показывающая сумму активов предприятия в виде денежных средств.
Денежный поток от текущей хозяйственной (инвестиционной, финансовой) деятельности представляет собой сумму излишка (недостатка) денежных средств, полученных в результате сопоставления поступлений и отчислений денежных средств в процессе операционной (инвестиционной, финансовой) деятельности. В упрощенном варианте расчета потока денежных поступлений экономические выгоды отражаются в отчетности о финансовых результатах деятельности предприятия и состоят из прибыли, уменьшенной на сумму налога, плюс амортизационные отчисления, кроме того, требуются корректировки на изменения некоторых счетов (дебиторской задолженности, кредиторской задолженности, запасов, основных средств).
Остаточная стоимость денежных потоков за пределами планируемого периода стоимость всех денежных потоков, которые могут быть получены по истечении планируемого периода (n лет), определяется с помощью так наживаемой модели Гордона:
1) предполагается, что темпы прироста денежного потока стабилизируются за пределами планового периода (q);
2) денежный поток первого года после прогнозного периода ((n + 1)-го года) - (CF_n+l) - рассчитывается как произведение денежного потока последнего года прогнозного периода (CF_n) на темп роста (1 + q);
3) остаточная стоимость денежных потоков за пределами планируемого периода рассчитывается как частное от деления денежных потоков в остаточный период (CF_n+l) на разность между ставкой дисконта (r) и темпом прироста денежных потоков (q).
На основе предположения о продаже предприятия по прошествии планируемого периода, реализации проекта остаточная стоимость принимается равной ликвидационной.
Остаточная (ликвидационная) стоимость должна быть дисконтирована с коэффициентом дисконтирования (коэффициентом текущей стоимости), рассчитанным для конца года, в отличие от денежных потоков планируемого периода, которые дисконтируются с коэффициентом дисконтирования для середины года.
Текущая (настоящая, дисконтированная, приведенная) стоимость величина денежных средств в нулевой момент времени, то есть в момент инвестирования.
Текущая (дисконтированная) стоимость остаточной стоимости денежных потоков за пределами планируемого периода - стоимость всех денежных потоков за пределами прогнозного периода, приведенная к нулевому моменту времени.
Будущая стоимость - величина денежных средств, рассчитанная с помощью применения метода сложного процента по отношению к текущей стоимости. Текущая приведенная стоимость равна будущей стоимости, умноженной на коэффициент
1/(1+r)n,
называемый коэффициентом дисконтирования (коэффициентом текущей стоимости), где n - число лет, r - выбранная ставка дисконта.
Коэффициент дисконтирования (коэффициент текущей стоимости) может рассчитываться как для конца года:
1 / (1 + r)n,
где n - число лет,
r - выбранная ставка дисконта,
так и для середины года:
1/(1 + г)(n+0,5),
где n - число лет, r - выбранная ставка дисконта.
Денежные средства планируемого периода поступают в течение всего года, поэтому применять для дисконтирования денежных потоков планируемого периода коэффициент текущей стоимости для конца года некорректно, используется коэффициент дисконтирования для середины года.
Дисконтированием называется процесс приведения (корректировки) будущей стоимости денег к их текущей приведенной стоимости. Процесс, обратный дисконтированию, а именно - определение будущей стоимости, есть начисление сложных процентов на первоначально инвестированную стоимость.
Ставка дисконта - это норма прибыли, которую инвесторы обычно получают от инвестиций аналогичного содержания и степени риска. Это требуемый инвестором уровень доходности инвестиций.
Чистая текущая приведенная стоимость (NPV) - это разница (сальдо) между инвестиционными затратами и будущими поступлениями, приведенными в эквивалентные условия, то есть это разность между приведенными стоимостями поступлений и отчислений денежных средств. NPV показывает, достигнут ли инвестиции желаемого уровня отдачи:
- положительное значение NPV показывает, что lенежные поступления превышают сумму вложенных средств, обеспечивают получение прибыли выше требуемого уровня доходности;
- отрицательное значение NPV показывает, что проект не обеспечивает получения ожидаемого уровня доходности.
Внутренняя норма прибыли (внутренний предельный уровень доходности - IRR) - специальная ставка дисконта, при которой суммы поступлений и отчислений денежных средств дают нулевую чистую текущую приведенную стоимость, то есть приведенная стоимость денежных поступлений равна приведенной стоимости отчислений денежных средств.
Техника дисконтированных денежных потоков - метод оценки и ранжирования инвестиционных предложений, используя концепцию изменения стоимости денег во времени, метод чистой текущей приведенной стоимости и метод внутреннего предельного уровня доходности.
Динамический (дисконтный) срок окупаемости проекта - количество лет, необходимых для возмещения первоначальных затрат с учетом дисконтирования, то есть определяется момент времени, когда дисконтированные денежные потоки доходов будут равны дисконтированным денежным потокам затрат.
36. Разработка финансового раздела плана финансового оздоровления (бизнес-плана по восстановлению платежеспособности и поддержанию эффективной хозяйственной Деятельности) исходит из посылки, что выделение средств в целях оказания государственной финансовой поддержки предполагает оценку его экономической эффективности как инвестиционного проекта.
37. Принятие решения о целесообразности инвестирования капитала реализуется путем экономического анализа эффективности намечаемых вложений.
38. Общий подход.
Характерной чертой инвестиционного проекта является то, что вкладываются денежные средства сегодня с тем, чтобы возместить их и получить некоторую дополнительную сумму в будущем, то есть предполагается возврат инвестиций - возмещение инвестированной суммы - и доход на инвестиции - приток доходов сверх вложенной суммы на протяжении периода функционирования капитала. Если приобретаются долгосрочные активы, то возврат инвестиций и доход на инвестиции - это фактические денежные поступлении, полученные в результате эксплуатации приобретаемых активов; если приток денежных поступлений превышает первоначальный вклад денежных средств, это свидетельствует о том, что средства, направленные на капитальные вложения, были возмещены (возврат инвестиций) и что была получена некоторая прибыль (доход на инвестиции). Таким образом, инвестирование представляет собой покупку ожидаемого в будущем притока денежных поступлений, и анализ экономической эффективности инвестиционного проекта позволяет ответить на вопрос: будет ли приток денежных поступлений достаточно велик, чтобы оправдать эти инвестиции. Следует обратить внимание; для целей анализа признаются лишь действительные изменения в денежном потоке, то есть изменения соотношения денежных поступлений и денежных отчислений, а не просто операции, отражаемые в бухгалтерских документах как перераспределение затрат в соответствии с правилами бухгалтерского учета и. не имеющие денежного характера.
Необходимо учитывать: определенная сумма, средств предполагается для инвестирования в настоящий момент при условии, что результатом будет приток денежных поступлений в последующие годы. Появляются два отнюдь не одинаковых типа величин денежных средств. Во-первых, имеются средства, идущие на инвестиции, которые представляются в полном объеме в начале осуществления проекта. Момент вложения этих средств в аналитических целях называется нулевым моментом времени. Во-вторых, имеется ожидаемый поток денежных поступлений на протяжении нескольких лет в будущем как результат этих инвестиций. Эти два вида величин не могут сравниваться непосредственно, так как возникают они в разные моменты времени, для корректного сравнения необходимо сведение этих двух сумм к эквивалентным величинам, рассчитанным на один и тот же момент времени, называемый нулевым. Величина предполагаемых начальных инвестиций не корректируется, так как она выражена в стоимости нулевого момента времени, или текущей стоимости, если инвестирование происходит единожды в начале реализации проекта; стоимость же средств, инвестированных в течение периоду осуществления проекта, должна быть приведена к нулевому моменту времени.
Поток денежных поступлений сводится к их текущей стоимости, чтобы сравнить с величиной вкладываемых средств. Для этого суммы денежных поступлений каждого года умножаются на коэффициент дисконтирования при соответствующем уровне доходности (ставке дисконтирования). Следующий этап - определение NPV и IRR; предложенный вариант считается приемлемым, если NPV не отрицательна, IRR больше или равна ожидаемому уровню доходности.
39. Исходные данные для расчета финансового плана формируются на основе следующих разделов Плана финансового оздоровления:
- раздел б "Рынок и конкуренция", раздел 6 "Деятельность в сфере маркетинга предприятия" (определяют потребности рынка в том или ином виде продукции и его объеме по цене, сложившейся на рынке);
- раздел 7 "План производства'' (определяет возможности предприятия по выпуску в соответствии с производственной мощностью предприятия и ее увеличением или уменьшением с учетом потребности рынка).
40. На основе указанных разделов в финансовом плане осуществляется прогнозирование финансовых результатов (п. 8.1, табл. 1).
- Выручка от реализации продукции определяется на основе прогнозных объемов продаж по годам и прогнозных цен на единицу, продукции (п. 7.2, табл. 2, итого).
- Прогнозирование объемов продаж учитывает результаты маркетинговых исследований - рассматривается ожидаемый ежегодный прирост производства продукции, а также возможности предприятия, то есть производственные мощности. Оценка прироста производства продукции должна исходить из анализа перспектив развития отрасли и ретроспективных тенденций развития предприятия.
- Оценка ежегодного роста цен на продукцию предприятия основывается на макроэкономических и отраслевых исследованиях, а также на данных о росте цен в прошлые годы (для прогнозных расчетов используются данные Госкомстата),
41. Путем сопоставления рассчитанной на проект финансового оздоровления потребности в дополнительных инвестициях и источников финансирования (покрытия) этой потребности определяется размер государственной финансовой поддержки (п. 8.2, табл. 2). В качестве источников финансирования рассматриваются:
- акционерный капитал - если предполагается увеличение акционерного капитала в течение периода реализации проекта (n лет);
- привлеченный капитал - если предполагается использование долгосрочных кредитов и займов, краткосрочных кредитов и займов (за исключением средств государственной финансовой поддержки);
- прочие источники финансирования, например, текущие (краткосрочные) пассивы, такие как задолженность по оплате труда, по имущественному и личному страхованию, по расчетам с бюджетом и т. д.
42. На основе производственной программы, рассчитанной в составе плана финансового оздоровления и прогноза финансовых результатов деятельности формируется модель дисконтированных денежных потоков, при этом общий результат от инвестиций рассчитывается как сумма дисконтированных денежных потоков каждого года реализации данного проекта и текущей (дисконтированной) стоимости остаточной стоимости за пределами планируемого периода (n лет).
48. Сопоставление размера вложенных средств и прогнозируемых от данного вложения результатов осуществляется посредством специальных методов и инструментов, включающих: дисконтирование и начисление сложных процентов; расчет показателей чистой приведенной стоимости проекта и внутренней нормы прибыли (внутреннего предельного уровня доходности), Динамического (дисконтного) срока окупаемости проекта. Построение модели денежных потоков базируется на применении техники дисконтированных денежных потоков.
44. При оценке эффективности вложений в функционирующее предприятие следует учитывать, что получаемые денежные потоки являются результатом функционирования не только выделенных средств госфинподдержки, но и всех ранее вложенных инвестиционных ресурсов, величина которых определяется по балансу предприятия на последнюю отчетную дату.
45. Примечания к модели дисконтированных денежных потоков.
1. Величина чистой прибыли переносится из п. 8.1, табл. 1, строка 8 в таблицу 3 п. 8.3, стр. 1.
2. Чистый денежный поток (строка 2, п. 8.3, табл. 3) рассчитывается следующим образом:
- величина чистой прибыли корректируется на сумму начисленного износа (строка 2.1 + строка 2.2), п. 8.3, табл. 3;
- оценка начисляемого износа основывается на:
а) анализе активов;
б) данных о величине активов за последний отчетный год (включающих инфляцию);
в) величине чистого прироста основных средств согласно модели (например, если согласно модели капиталовложения превысили износ, он должен соответствующим образом возрасти);
- начисленный износ может также рассчитываться как некоторая доля от, объема реализованной продукции на основе анализа ретроспективных тенденций;
- плюс рост задолженности или минус ее уменьшение (погашение) (строка 2.1 + строка 2.2 +(-) строка 2.3), п. 8.3, табл. 3;
- минус рост дебиторской задолженности или плюс ее уменьшение (погашение) (строка 2.1 + строка 2.2 +(-) строка 2.3 - (+) строка 2.4), п. 8.3, табл. 3;
- минус величина выплачиваемых процентов по кредитам, не учтенных в себестоимости реализованной продукции (строка 2.1 + строка 2.2 +(-) строка 2.3 -(+) строка 2.4 - строка 2.5), п. 8.3, табл. 3, при этом величина выплачиваемых процентов основывается на величине непогашенной задолженности и стоимости заемных средств (ставки процента);
- плюс величина средств, полученных от продажи основных средств (строка 2.1 + строка 2.2 +(-) строка 2.3 -(+) строка 2.4. строка 2.5 + строка 2.6), п. 8.3, табл. 3;
- минус намечаемые капитальные вложения (строка 2.7, п. 8.3, табл. 3), которые требуются для поддержания в рабочем состоянии действующих производственных мощностей или ввода в строй дополнительных производственных мощностей, необходимых для достижения темпов роста, предусмотренных в прогнозе. Если темпы роста производства уже стабилизировались и ввода новых мощностей не требуется капиталовложения направляются только на замещение текущих активов по мере их износа - расходов на приобретение оборудования, зданий и сооружений в целях расширения предприятия не производится. Когда точный расчет произвести не представляется возможным, капиталовложения могут быть приняты равными износу, поскольку, если взять достаточно долгий период времени (более пяти лет), величина износа будет равна резервам, требующимся для замещения текущих активов.
Прирост оборотного капитала (строка 2.8, п. 8.3, табл. 3) рассчитывается исходя из величины требуемого оборотного капитала на каждый планируемый год.
Требуемый оборотный капитал в процентном исчислении рассчитывается исходя из величины той части выручки от реализации (в расчете на 1 рубль), которая направляется на инвестирование в оборотный капитал (товарно-материальные запасы, дебиторская задолженность и т. д.). Он основывается на анализе потребности предприятия в оборотном капитале за прошлые годы, а также на анализе типичной величины оборотного капитала на аналогичных предприятиях.
По мере роста предприятия некоторая часть его денежного потока должна направляться на финансирование закупок товарно-материальных запасов, роста дебиторской задолженности и т. д. Эта величина называется потребностью компании в дополнительном оборотном капитале и рассчитывается исходя из установленного процентного соотношения от выручки.
Требуемый оборотный капитал представляет собой оборотные средства, которыми должно располагать предприятие в начале периода. Его величина рассчитывается как произведение выручки от реализации и требуемого оборотного капитала (в процентном исчислении) на планируемый год.
Текущий оборотный капитал можно найти в последнем доступном на дату оценки балансовом отчете. Величина текущего оборотного капитала рассчитывается как разность между текущими активами и текущими обязательствами.
Величину излишка (дефицита) оборотного капитала можно рассчитать, сопоставив требуемый оборотный капитал и имеющиеся в наличии оборотные средства. В случае дефицита оборотного капитала его следует прибавить к величине потребности в финансировании, поскольку эта величина представляет собой денежные средства, которые должны быть вложены в предприятие с целью обеспечения его бесперебойного функционирования в будущем.
3. Остаток денежных Средств на начало периода (строка 3, п. ,8.3, табл. 3) показывает размер денежной наличности предприятия на начало текущего периода.
4. Накопленная денежная наличность (строка 4, п. 8.3, табл. 3) определяется суммой строк 2,3, п. 8.3, табл. 3.
Накопленная денежная наличность на конец периода рассчитывается как сумма остатка денежных средств на начало периода и чистого денежного потока, сформированного в течение периода.
5. Коэффициент текущей (дисконтированной) стоимости рассчитывается на основе выбранной ставки дисконта (строка 5, п. 8.3, табл. 3).
6. Текущая стоимость денежных потоков по годам определяется путем умножения величин чистого денежного потока каждого года на рассчитанный коэффициент текущей стоимости для середины года (строка 2 х строка б), п. 8.3, табл. 3.
7. Для действующего предприятия величина ранее инвестированных средств принимается равной итогу актива баланса на последнюю отчетную дату, то есть на конец нулевого года, что отражается в модели дисконтированных денежных потоков по строке "капиталовложения" со знаком минус.
Остаток денежных средств на начало периода для нулевого года не указывается, накопленная денежная наличность соответствует данным; баланса на конец нулевого года.
8. Сумма текущих стоимостей денежных потоков планируемого периода рассчитывается путем суммирования текущих стоимостей денежных потоков за весь планируемый период, включая нулевой год (строки 6, 7, п. 8.3, табл. 8).
9. Остаточная стоимость (строка 8, п. 8.3, табл. 3) рассчитывает двумя способами:
- для предприятия, продолжающего производственную деятельность за пределами планируемого периода, - как стоимость всех денежных потоков за пределами планируемого периода по формуле, представленной в п. 35;
- для предприятия, подлежащего ликвидации, - как ликвидационная стоимость.
10. Текущая (дисконтированная) стоимость остаточной стоимости за пределами планируемого периода (n лет) (строка 9, п. 8.3, табл. 3) определяется путем умножения величины остаточной стоимости за, пределами планируемого периода (строка 8, п. 8.3, табл. 3) на коэффициент текущей стоимости (строка 6, п. 8.3, табл. 3) Итого года.
11. Чистая текущая (дисконтированная) стоимость (NPV) проекта определяется как сумма текущих стоимостей денежных потоков планируемого периода и текущей (дисконтированной) стоимости остаточной (ликвидационной) стоимости за пределами планируемого периода (строка 10, п. 8.3, табл. 3). При неотрицательном значении чистой текущей! (дисконтированной) стоимости может быть принято решение по оказанию государственной финансовой поддержки.
12. Коэффициент внутренней нормы прибыли (IRR) (п. 8.4.) так характеризует целесообразность вложения средств (в том числе и средств госфинподдержки) в данный проект: если IRR превышает или равен требуемому уровню доходности (ставке дисконта - г), проект может быть принят к рассмотрению. Расчет коэффициента внутренней нормы прибыли осуществляется либо методом подбора при различных ставках дисконта, устремляя величину чистой приведенной стоимости к нулю, либо на финансовом калькуляторе, при использования модели; cash flow,
13. Дисконтный (динамический) период окупаемости проекта определяется как период времени, по истечении которого сумма текущих (дисконтированных) стоимостей денежных потоков (п. 8.3, табл. 3, строка в), представленная нарастающим итогом, становится неотрицательной величиной, то есть дисконтированные денежные потоки доходов равняются дисконтированным денежным потокам затрат.
14. График Погашения кредиторской задолженности составляется в соответствии с условиями конкретных кредитных договоров с учетом установленных сроков погашения.
16. Точка безубыточности (порог рентабельности) - это такая выручка от реализации, при которой предприятие уже не имеет убытков, но еще не имеет и прибылей, то есть результата от реализации после возмещения переменных затрат в точности хватает на покрытие постоянных затрат, и прибыль равна нулю, определяется следующим образом: