<< Пред.           стр. 4 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу

  Из (3.19) следует, что ?M = ?Y/ a2. Подставив это значение ?M в уравнение (3.20), получим следующее соотношение.
 
  ?? = (b2/ a2)* ?Y (3.21)
 
  Из соотношения (3.21) следует, что при неизменных a2 и b2 невозможно уменьшить инфляцию без сокращения ВВП.
  Как это уже отмечалось выше, в условиях меньшего по сравнению с целями числа инструментов перед правительством встает вопрос о минимизации обществом потерь, связанных с тем, что целевые показатели не достигнут своих оптимальных значений. В связи с этим в анализ вводится функция социальных потерь, которая может быть сформулирована следующим образом.
 
  L = (?Y - ?Y*)2 + (?? - ??*)2, (3.22)
 
  где ?Y*, ??* - оптимальные значения изменения ВВП и инфляции.
  Возведение в квадрат разницы между фактическим и оптимальным значением изменения целевых показателей является стандартным приемом, позволяющим избежать взаимного "поглощения" отклонений с различными знаками. Например, может иметь место ситуация, когда (?Y - ?Y*)<0, а (?? - ??*)>0 и сумма этих показателей может быть существенно ниже, чем каждое слагаемое в отдельности.
  В более общем виде функция социальных потерь может быть описана следующим образом.
 
  L = (?Y - ?Y*)2 + ?*(?? - ??*)2, (3.23)
 
  где ?>0 - весовой коэффициент, который показывает, достижение какой цели является более приоритетным для правительства. Например, при ?>1 более важным является достижение цели по снижению инфляции. При ?<1 - более приоритетна цель по изменению ВВП.
  Для приведенного в пункте 3.2 примера функция социальных потерь будет иметь следующий вид.
 
  L = (?Y)2 + ?*(?? + 4)2, (3.24)
 
  Пусть L = L02. Тогда при предположении о том, что ? = 1, уравнение (3.24) будет иметь вид.
 
  L02 = (?Y)2 + (?? + 4)2, (3.25)
 
  Точкой блаженства, в которой социальные потери равны нулю, будет точка с координатами ?Y = 0 и ?? = -4.
  Дадим геометрическую интерпретацию функции социальных потерь. Кривая безразличия функции социальных потерь L02 представляет собой окружность радиуса L0 с центром в точке блаженства A с координатами (-4, 0) (см. График 3.1). В случае больших потерь L12> L02 кривая безразличия представляет собой большую окружность c тем же центром и с радиусом L1.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  График 3.1. Функция социальных потерь в системе координат (??, ?Y) представляет собой кривую безразличия с некоторым радиусом Ln.
 
  Линия T на Графике 3.1 представляет собой графическое изображение функции, описываемой уравнением (3.21). Она показывает то реальное ограничение, с которым сталкивается правительство при реализации своих попыток снизить инфляцию. Поскольку идеальной точкой для органов управления экономикой является точка блаженства, постольку целью правительства является максимальное приближение к ней. Очевидно, что такое максимальное приближение будет иметь место в точке касания кривой безразличия L02 и линии T. На Графике 3.1 это точка B. В данном примере L02 является ближайшей к точке блаженства А кривой безразличия, касающейся линии Т.
  В точке B достигается компромисс. Инфляция заметно снижается, хотя и не на оптимальную величину. Одновременно на незначительную величину -?YB уменьшается ВВП, что является своеобразной "платой" общества за уменьшение темпов роста цен. В случае достижения нулевой инфляции эта плата была бы слишком велика, так как ВВП снизился бы на значительно большую величину -?YA.
 
 3.4. Модель экономической политики в условиях неопределенности
 
  В проведенных выше рассуждениях о выборе наилучшей экономической политики мы абстрагировались от фактора неопределенности. В действительности органы управления экономикой имеют дело со стохастической системой и не могут точно оценить последствия принимаемых ими решений. В частности, если оценить с помощью методов математической статистики значение коэффициентов a1, a2, b1, b2 в уравнениях (3.13), (3.14), имея данные о динамических рядах показателей этих уравнений в ретроспективе, это не означает, что в будущем эти коэффициенты будут иметь такие же значения. Большую роль во влиянии инструментов экономической политики на динамику целевых показателей имеют временные лаги. Например, увеличение государственных затрат окажет влияние на темп роста ВВП лишь через определенной время. При этом значение этого временного интервала также является стохастической величиной. Наконец, на экономическую систему воздействуют различного рода экзогенные факторы: природные катаклизмы (засухи, наводнения, землетрясение и т.д.) войны, терроризм и др.
  Простейшая модель экономики с одним целевым показателем ?Y*>0 и с использованием одного инструмента экономической политики ?M с учетом неопределенности может быть записана следующим образом.
 
  ?Y = ?* ?M + ?, (3.26)
  где ? - случайная величина, отражающая воздействие на ?Y прочих неучтенных в явном виде факторов. Эффект влияния на ?Y величины ? суммируется с эффектом влияния изменения денежной массы. Поэтому такого рода случайные величины характеризуют аддитивную неопределенность.
  Коэффициент ? также является случайной величиной. Поэтому невозможно точно спрогнозировать влияние изменения денежной массы на динамику ВВП. Однако, в отличие от ?, коэффициент ? умножается на величину изменения денежной массы и принято говорить, что такого рода случайные величины отражают влияние мультипликативной неопределенности.
  Одна из возможностей для органов управления экономикой состоит в применении для оценки последствий использования инструментов экономической политики средних значений случайных величин ? и ?. Однако, в действительности они могут оказаться ниже своих средних значений и ожидаемое изменение ВВП не будет достигнуто или выше средних значений и ВВП изменится больше, чем это планировалось. Например, темп роста продукта будет выше прогнозного и произойдет "перегрев" экономики, что в будущем чревато негативными последствиями.
  Величина ? умножается на изменение инструментов экономической политики. Поэтому влияние мультипликативной неопределенности на достижение конечных целей экономической политики намного сильнее, чем влияние аддитивной неопределенности.
  Исследования показали, что при принятии решений органы управления могут ориентироваться на средние значения случайной величины ?, характеризующей аддитивную неопределенность. Однако со случайной величиной ? следует быть намного осторожней. Ее значение при оценке последствий влияния инструментов экономической политики в будущем следует принимать ниже среднего [4].
 
 3.5. Критика теории экономической политики Робертом Лукасом
 
  В середине 70-х годов профессор Чикагского университета Роберт Лукас подверг серьезной критике теорию экономической политики Тинбергена и поставил под сомнение саму возможность использования результатов расчетов по укрупненным эконометрическим моделям при принятии решений в области экономической политики [5].
  В макроэкономических моделях предполагается, что определенные на основе ретроспективного анализа динамических рядов коэффициенты в уравнениях, описывающих связь между инструментами экономической политики и целевыми показателями, являются стабильными величинами, которые могут быть использованы при прогнозировании.
  Р. Лукас оспаривает этот принципиальный тезис. Он говорит, что в условиях отсутствия заметных изменений в экономической политике полученные коэффициенты уравнений связи инструментов экономической политики с целевыми показателями могут достаточно корректно описывать поведение экономики. Однако, при существенном изменении экономической политики, значения коэффициентов в эконометрических моделях могут измениться (в нашем случае это значение коэффициентов a1, a2, b1, b2 в уравнениях (3.1), (3.2)). Этот факт может обнаружиться позже во время переоценки коэффициентов модели. Следовательно, политики будут принимать решения, основываясь на результатах расчетов по модели, где количественные взаимосвязи описаны некорректно.
  В соответствии с подходом, предлагаемым Р. Лукасом, центральной проблемой является то, как в моделях трактуются ожидания. В эконометрических моделях ожидаемые значения прогнозных показателей формируются на основе функций, построенных на ретроспективной информации. Как уже было отмечено, при резкой смене экономической политики эти функции могут дать недостоверные значения ожидаемых (прогнозных) переменных.
  Поясним сказанное на простом примере. С помощью методов математической статистики можно оценить параметры уравнения связи ВВП (Y) и прироста денежной массы (M) в данном периоде относительно предыдущего.
 
  Y = b0 + b1*(M - M-1), (3.27)
 
  В соответствии с подходом, разработанным Тинбергеном, полученные коэффициенты b0, b1 можно использовать для определения влияние прироста денежной массы в будущем на динамику ВВП. Однако, в соответствии с подходом Лукаса модель (3.27) не следует применять для принятия решений в области экономической политики. В соответствии с теорией рациональных ожиданий связь между величиной Y и величиной прироста денежной массы следовало бы оценивать следующим соотношением.
 
  Y = g0 + g1*(M - Me), (3.28)
  где Me - ожидавшаяся в предыдущем периоде величина денежной массы текущего периода.
  Следовательно, если реальная величина денежной массы в данном периоде будет весьма близка в ожидавшемуся значению, то это не окажет (или почти не окажет) влияния на ВВП. Влияние на Y окажет лишь неожиданное отклонение денежной массы от ожидаемой величины.
  Каковы выводы из критического анализа Р. Лукаса? Очевидно, что в эконометрических моделях все в большей степени должны находить отражение ожидаемые величины. При этом возникает вопрос о методах их оценки. Вместе с тем, представляется неоправданным отказаться от использования эконометрического аппарата прогнозирования развития экономики для анализа последствий использования тех или иных инструментов экономической политики.
 
 3.6. Динамический аспект в принятии решений в области экономической политики
 
  Каждое решение в области экономической политики представляет собой звено в цепи последовательно принимаемых решений. В связи с этим возникает о том, какова должна быть последовательность решений, насколько точно политики должны следовать объявленным планам и правилам или они могут без существенных последствий для экономического развития менять правила игры в экономической системе в зависимости от обстоятельств.
  Рассмотрим ситуацию, когда после выборов в стране к власти пришло новое правительство, которое сформулировало последовательность действий в области экономической политики, рассчитанных на определенный период времени. Обычно последовательность таких действия декларируется председателем правительства или президентом страны на год и на среднесрочную перспективу (3-5 лет). Последовательность действий в области кредитно - денежной политики во многих странах, включая Россию, объявляется председателем центрального банка.
  Однако в ходе выполнения намеченных мер условия в экономике страны и в мире могут измениться. В связи с этим возникает вопрос, следует ли правительству придерживаться первоначально сформулированного плана или оно должно менять про декларированные им правила "по ходу пьесы"? Эту задачу принято называть "проблемой совместимости во времени" экономической политики.
  Рассмотрим случай, когда правительству необходимо выбрать вариант денежной политики на определенный период времени, а профсоюзам - заключить соглашение с правительством о темпе роста заработной платы в том же периоде. При этом профсоюзы стремятся сохранить величину реальной заработной платы, а правительство ставит своей целью снизить в стране безработицу. Предполагается, что изменение денежной массы оказывает воздействие на темп роста цен и, следовательно, на величину реальной заработной платы. Профсоюзы и правительство предпочитают меньшую инфляцию большей. Однако для правительства снижение безработицы является приоритетной целью.
  Пусть правительство провозглашает политику низких темпов прироста денежной массы ?ML. Профсоюзы верят этой декларации и подписывают соглашение с правительством, устанавливающий прирост заработной платы на низком уровне ?WL. Таким образом, при предположении о том, что инфляция зависит от темпов прироста заработной платы, правительство достигает низкой инфляции ?L. Однако, как это было отмечено выше, приоритетом для правительства является снижение безработицы. У него появляется соблазн не выполнить свои обязательства относительно низких темпов прироста денежной массы и попытаться достигнуть более высоких темпов роста ВВП и снижения безработицы посредством монетарной экспансии ?MH > ?ML. При этом реальная инфляция ?H будет выше согласованной с профсоюзами величины: ?H > ?L.
  В краткосрочном плане правительство может достигнуть своих целей, пойдя на "обман" профсоюзов. Однако в дальнейшем профсоюзы не будут доверять провозглашенной правительством политике и если оно вновь про декларирует политику низких темпов прироста денежной массы и невысоких темпов роста цен, профсоюзы будут настаивать на высоких темпах прироста заработной платы ?WH. Равновесное состояние в экономике будет достигаться в этом случае при более высокой инфляции.
  В рассмотренном примере в терминах теории игр стратегия ?MH является совместимой во времени стратегией5 органов государственного управления, которые выбирают в каждый момент времени наилучшую для этого момента экономическую политику.
  Стратегия ?ML несовместима во времени, но она оптимальна поскольку при соблюдении правительством "правил игры" в конечном итоге общество достигает лучших результатов. Например, повышается занятость при достаточно низкой инфляции. При несоблюдении правительством "правил игры" первоначальный эффект, достигнутый в результате "обмана", затем сводится на нет и экономика достигает равновесного состояния при высокой инфляции ?H и низкой занятости.
  В связи с этим многие экономисты ставили вопрос о необходимости законодательного принуждения правительства выполнять ту политику, которую оно официально провозгласило, в том числе обязательств придерживаться политики низкой инфляции, избегая получения дополнительного сеньоража в краткосрочном плане. В США, например, в 1985 г. Конгрессом был принят закон, устанавливавший абсолютный размер максимального дефицита государственного бюджета на период 1986 - 1995 гг.
  Другим часто приводимым примером, подтверждающим необходимость выполнения правительством принятых на себя перед обществом обязательств в области экономической политики, является соблюдение объявленных правил в области налогообложения. Невыполнение субъектами экономики своих обязательств в области налогообложения во многих странах карается жесткими мерами наказания, включая уголовную ответственность. Однако, как показывает история, при слабых правительствах многие компании и граждане уклоняются от уплаты налогов полностью или частично. Например, такие факты в массовых масштабах имели место в России в первой половине 90-х годов. В условиях, когда правительство сталкивается со значительным дефицитом государственного бюджета, а методы прямого финансирования дефицита ограничены уже имеющейся высокой инфляцией, часто ставится вопрос о проведении так называемой налоговой амнистии. В частности, такой вопрос неоднократно обсуждался в России в период проведения экономических реформ после 1992 г. При налоговой амнистии в случае уплаты налогоплательщиками части налогов за прошлый период оставшаяся часть, а также различные штрафы "прощаются" государством. В результате этой совместимой во времени политики в краткосрочном плане правительство имеет положительный результат - дополнительный не инфляционный доход государственного бюджета. Однако стратегия поведения правительства должна состоять в несовместимой во времени, но оптимальной политике, исключающей налоговые амнистии. При рассмотрении экономической политики в динамике, как цепи последовательно принимаемых решений, отказ от налоговых амнистий даст положительный результат, состоящий в том, что значительная часть налогоплательщиков постепенно поймет необходимость уплаты налогов в большем или в полном объеме. Это в течение нескольких лет принесет большие доходы государственному бюджету, чем полученное в результате амнистии их краткосрочное увеличение. При использовании налоговых амнистий наоборот, те кто платил налоги раньше, перестанет делать это, надеясь на то, что будущем им также это "простят". В конечном итоге за период из нескольких лет при прочих равных условиях правительство будет иметь меньший доход.
  Примером обратной ситуации, когда изменения экономической политики обязательны, являются различного рода форс - мажорные обстоятельства такие как эмбарго на поставку нефти западным странам, объявленное арабскими странами во время арабо - израильской войны 1973 г. или последствия террористического акта в США 11 сентября 2001 г.
  Вывод из проведенного краткого анализа динамического аспекта принятия решений в области экономической политики состоит в том, что правительствам при отсутствии форс - мажорных обстоятельств следует максимально избегать изменений в объявленных обществу правилах игры в экономике. Краткосрочные выгоды от изменения экономической политики по сравнению с провозглашенными планами, в перспективе оборачиваются недоверием общества к декларациям правительства, что является фактором, снижающим эффективность воздействия на экономику политических решений, и уменьшает вероятность достижения поставленных целей.
 
 3.7. Некоторые важнейшие результаты позитивной теории экономической политики
 
  В данном разделе мы сосредоточились в основном на нормативной теории экономической политики и ее результатах. Обратимся к некоторым важнейшим результатам позитивной теории, объясняющим ряд существенных аспектов в поведении правительств различных стран в последние десятилетия.
  1. Результаты исследований Эдварда Тафла и Уильяма Нордхауса показали, что во многих демократических странах имеет место политический бизнес-цикл. Сдерживающая фискальная и монетарная политика проводилась обычно в первые годы после выборов. В предвыборный период практически всегда применялись экспансионистские приемы (рост государственных расходов, снижение налогов и т.д.) в надежде на получение дополнительных голосов избирателей на выборах.
  2. Анализ, выполненный Джефри Саксом и некоторыми другими исследователями, показал, что коалиционные правительства, включающие представителей нескольких партий, из-за внутренних разногласий с большим трудом принимают ограничительные меры (снижение государственных расходов, уменьшение темпов роста денежной массы и т.д.).
  3. В странах, где происходит частая смена правительств, и к власти приходят различные политически группировки, наблюдается большая склонность к фискальной экспансии, чем в странах со стабильными правительствами.
  4. Многие правительства сосредотачивают свою деятельность на улучшении результатов экономического развития в период их правления, не обращая должного внимания на долгосрочные последствия принимаемых решений. Распространенный пример такого рода - заимствования на внутреннем и международном финансовых рынках без учета того, что в будущем это приведет к существенному росту выплат из государственного бюджета по долгам прошлых лет.
  5. В периоды социальных потрясений (революции, войны и т.д.) и после них слабые правительства, не имеющие широкой поддержки у населения, находятся под давлением различных групп общества и принимают решения о чрезмерно высоких расходах, что во многих случаях приводит к гиперинфляции.
  6. В ситуациях глубоких экономических кризисов слабые правительства, не имеющие твердой поддержки в парламентах, часто откладывают проведение антикризисных мер (уменьшение государственных расходов, снижение темпов роста денежной массы, проведение более жесткой налоговой политики и т.д.) в связи с тем, что общество не может определить, каким образом будет распределено бремя антикризисной программы между различными его группами. Выход из этого положения находится только после победы той или иной политической группировки на выборах.
 
  Общие выводы из проведенного в разделе 3 анализа сводятся к следующему.
 1. В теоретическом анализе экономической политики принято выделять два подхода. Первый - нормативная теория экономической политики, которая изучает вопрос о том, насколько активно правительства должны вмешиваться в экономическую жизнь, и какие методы регулирования экономики наиболее эффективны. Второй - позитивная теория экономической политики, которая исследует реальную экономическую политику и пытается дать ответ на вопрос, чем были обусловлены конкретные политические решения, проводит сравнительный анализ практики экономической политики в различных странах.
 2. Впервые комплексную модель экономической политики предложил голландский экономист Ян Тинберген. С помощью линейной модели он показал, что в случае двух целевых показателей и двух инструментов экономической политики можно достигнуть желаемого значения показателей при условии, когда эффекты влияния инструментов на цели линейно независимы. Обобщением этого результата является то, что в экономике, которая описывается системой линейных уравнений с n целевыми показателями, данные показатели могут достигнуть желаемых значений при наличии n линейно независимых инструментов экономической политики.
 3. Анализ экономической политики с использованием эффективной рыночной классификации Роберта Манделла исходит из того, что каждая цель может быть "приписана" к определенному инструменту и, соответственно, органу государственного управления, который наиболее значительно влияет на данную цель. В условиях, когда органы государственного управления действуют не скоординированным образом, оптимальный набор политических целей может быть достигнут при условии правильной "приписки" инструментов к целям.
 4. В ситуации, когда инструментов экономической политики меньше, чем целей, общество сталкивается с проблемой минимизации потерь от того, что целевые показатели не достигнут желаемого значения. Решение этой проблемы проводится с использованием функции социальных потерь.
 5. Органы государственного управления имеют дело с экономикой, которая является стохастической системой. Поэтому при подготовке решений необходимо учитывать фактор неопределенности. В анализе экономической политики принято выделять два типа неопределенности: аддитивную и мультипликативную. Аддитивная неопределенность связана с экзогенными шоками, такими как землетрясения, погодные аномалии и т.д. Она не оказывает существенного влияние на выбор экономической политики, и значения соответствующих переменных при прогнозировании могут быть приняты на уровне их математических ожиданий. Мультипликативная неопределенность усиливает эффект от применения инструментов экономической политики. Поэтому органы управления экономикой при оценке последствий влияния инструментов экономической политики в будущем должны принимать значение параметров, отражающих мультипликативную неопределенность, на уровне ниже математического ожидания.
 6. Теория экономической политики была подвергнута критике Робертом Лукасом. Он поставил под сомнение корректность подхода, реализуемого в макроэкономических моделях, в которых не находят должного отражения ожидания. При резкой смене экономической политики полученные с их применением прогнозы могут оказаться недостоверными. Конструктивный вывод из критики Лукаса состоит в необходимости совершенствования макроэкономических моделей в направлении более корректного отражения в них ожиданий. Примером такого конструктивного подхода является учет ожидаемой инфляции при прогнозировании темпа роста цен.
 7. Анализ динамического аспекта принятия решений в области экономической политики показал необходимость последовательного проведения в жизнь объявленных правительством правил игры в экономике. Краткосрочные выгоды от изменения экономической политики по сравнению с провозглашенными планами в перспективе оборачиваются недоверием общества к декларациям правительства. Это снижает эффективность воздействия на экономику политических решений и уменьшает вероятность достижения поставленных целей.
 8. Позитивная теория экономической политики дает объяснения многих фактов экономической жизни, исходя из анализа политической структуры общества и соотношения сил между различными политическим группировками.
 
 Библиография к разделу 3.
 
  1. Сакс Д., Фелипе Ларрен Б. Макроэкономика. Глобальный подход. М.: Дело, 1996. Гл. 19.
 2. Кебабджян Ж. Макроэкономическая политика. Деньги. Бюджет. Валютный курс. Новосибирск: TEMPUS-TACIS, 1996. Гл. 9.
 3. Tinbergen J. On the Theory of Economic Policy. Amsterdam: North Holland Publising House, 1952.
 4. W. Brainard, Uncertainty and the Effectiveness of Policy, American Economic Review, May 1967.
 5. Robert Lucas, Econometric Policy Evaluation: A Critique, Carnegie Rochester Conference Series on Public Policy. No. 1, 1976.
 
 
 
 Раздел 4. Макроэкономические проблемы перехода от централизованной экономики к экономике рыночного типа (на примере России)
 
  Переходный период в экономике (пост социалистическая трансформация, пост коммунистическая трансформация) в литературе определяется как период времени, в течение которого завершается демонтаж административно-командной системы и формируется система основных рыночных институтов.
 +
  4.1. Общие макроэкономические условия, предшествующие началу переходного периода
 
  После второй мировой войны под влиянием СССР возникла целая группа государств, во главе которых стояли правительства, руководствовавшиеся коммунистической идеологией. В экономике они использовали командные методы управления, опиравшиеся на государственную собственность на подавляющую часть средств производства.
  Однако достаточно быстро стало выясняться, что жестко централизованная система управления экономикой имеет не только преимущества (например, возможность концентрации ресурсов на приоритетных государственных программах развития экономики), но и существенные недостатки. Главный из них - невозможность командной системы обеспечить сопоставимую с рыночной экономикой эффективность производства. Коренная причина низкой эффективности производства - отсутствие личной заинтересованности работников и менеджеров в увеличении прибыли и в повышении эффективности производства.
  В различных странах постепенно пришли к выводу о необходимости реформирования существовавшей экономической системы. Начиная с 50-х годов, стали проводиться эксперименты по модернизации экономик командного типа, которые, однако, не затрагивали коренных причин низкой эффективности производства - преобладание государственной собственности на средства производства, отсутствия демократической системы управления обществом.
  Экономические эксперименты начались в Югославии в 50-х годах. В середине 60-х годов в ГДР была осуществлена реформа цен одновременно с предоставлением предприятиям большей самостоятельности. В конце 60-х годов были начаты реформы в Чехословакии и Венгрии. Довольно успешная экономическая реформа в 1978 г. была проведена в Китае после катаклизмов "культурной революции". В СССР в первой половине 80-х годов проводился эксперимент по расширению самостоятельности предприятий, а в 1985 г. было объявлено о начале перестройки и гласности.
  В конце 80-х - начале 90-х годов бывшие социалистические страны Восточной Европы заявили о своем намерении перейти от системы социалистического хозяйствования к рыночному хозяйству западного образца. Как уже было отмечено выше, экономики данных стран обладали рядом общих характеристик, главной из которых являлась государственная собственность на средства производства. Преобладание данной формы собственности над другими приводило к необходимости централизованного планирования и управления экономикой. Эта главная причина объясняет особенности экономики социалистических стран, характерные для начала переходного периода.
  1. Существование мягких бюджетных ограничений на предприятиях (см. [1], с. 40), что означает возможность получения предприятиями субсидий со стороны государства, дешевого кредита, налоговых льгот, отсутствие санкций за нарушение финансовой дисциплины. Таким образом, государственные предприятия в социалистической экономике пользовались массой привилегий, что приводило к отсутствию реальной рыночной конкуренции. Директора государственных предприятий были склонны к расширению неэффективных инвестиций (явление долгостроя). Если инвестиции не давали отдачи, последствия для директора были минимальны, государство поддерживало убыточные предприятия. Не смотря на громадные убытки, банкротства происходили крайне редко. Например, в Польше только 11 государственных фирм разорились после принятия в 1983 году закона о банкротстве. В России закон о банкротстве принят давно, но официально механизм банкротства работает с июня 1998 года (после железнодорожной войны шахтеров и отставки правительства) и то достаточно неэффективно. Отсутствие бюджетных ограничений на предприятиях порождало несоответствие заработной платы и производительности труда. Не смотря на существование тарифной системы, существовало много способов безудержного роста оплаты (фонды социального обеспечения, премиальные системы). Рост заработной платы всегда мог быть профинансирован за счет бесплатных (а то и безвозвратных) кредитов Центрального банка. В СССР в 1988-1991 гг. и в Польше в 1987- 1989 гг. рост заработной платы значительно превышал рост производительности труда. Отсутствие связи величины заработной платы и качества выпускаемой продукции приводило к затовариванию магазинов не пользующимися спросом товарами.
  2. Централизация планирования и управления экономикой приводила к необходимости централизованных цен, что порождало перекосы в ценообразовании или ценовые диспропорции. Для удержания потребительских цен на низком уровне необходимы были большие бюджетные субсидии сектору домашних хозяйств и отдельным отраслям экономики. Например, в Польше дотации на продукты питания, уголь, сельскохозяйственные ресурсы и энергопотребление составляли в 1989 году 11% ВНП, в Чехословакии - 16%, в СССР - 15%. Бесплатным было образование, медицинское обслуживание, значительно дотировались коммунальные платежи, так как цена жилья была значительно ниже стоимости. До 1991 года в СССР квартиросъемщики за жилье и коммунальные услуги платили менее 3% своих доходов. Субсидировались все виды пассажирского транспорта и другие отрасли сферы нематериального производства. Проблема образования субсидий представлена в модели AD-AS на Графике 4.1. (см. [2]).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 График 4.1. Механизм образования субсидий в экономике командного типа.
 
  В данной схеме AS - гипотетическая линия совокупного предложения на субсидируемые товары и услуги (т.е. такой была бы функция предложения, если бы цены выполняли регулирующую роль, чего не было в административно-командной экономике).
  AD - линия совокупного спроса на субсидируемые товары;
  E - гипотетическая точка равновесия;
  P1 - средняя цена производителей, по которой производится объем товаров и услуг Y1 (выше гипотетической равновесной цены P0);
  P2 - средняя цена потребителей, по которой покупается объем товаров и услуг Y1 (ниже гипотетической равновесной цены P0);
  Y1 x (Р1 - Р2) - величина субсидий в народном хозяйстве, которые выплачиваются из государственного бюджета.
  3. Бюджетные субсидии и значительные военные расходы способствовали возникновению дефицита государственного бюджета, для финансирования которого в 80-х годах возникла необходимость эмиссии денег. Фактически бюджетные дефициты не ощущались: денег эмитировалось столько, сколько было необходимо. Следствием этого явился так называемый "денежный навес", т.е. избыточная денежная масса, которой не противостояла соответствующая масса товаров.
  4. Низкие централизованные цены и избыточная денежная масса порождали дефицит товаров и скрытую инфляцию, индикатором которой могли служить цены на "черном рынке", превышающие гипотетические равновесные. Скрытая инфляция подавлялась государственным контролем над ценами и при либерализации цен быстро перерастала в высокую или гиперинфляцию. Проблема дефицита товаров и услуг схематично представлена на Графике 4.2.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  График 4.2. Механизм образования дефицита товаров и услуг.
  На графике 4.2 AS - гипотетическая линия совокупного предложения на дефицитные товары и услуги;
  AD - линия совокупного спроса на дефицитные товары и услуги;
  Pf - централизованные цены (ниже равновесной гипотетической цены P0);
  Y1 - количество товаров и услуг, которое готовы произвести производители по централизованным ценам;
  Y2 - спрос на дефицитные товары и услуги по централизованным ценам;
  (Y2 - Y1) - совокупный дефицит товаров и услуг.
 
  5. Экономики рассматриваемых стран отличались большой ресурсоемкостью. В социалистических странах экономический рост на 90% формировался за счет экстенсивных факторов (в Китае - за счет рабочей силы, в СССР - за счет природных ресурсов). В большинстве западных стран, а также в Тайване, Южной Корее, Гонконге, Сингапуре экономический рост достигается в основном за счет роста эффективности производства. Факторами роста ресурсоемкости являлись устаревшие технологии, недогрузка производственных мощностей, износ основных производственных фондов и мягкие бюджетные ограничения (возможность для многих потребителей не оплачивать часть используемых ресурсов (например, энергоносителей).
  6. В 80-е годы для социалистических стран характерным становится замедление темпов экономического роста. Например, если в 70-е годы среднегодовой рост реального валового общественного продукта6 составил в Болгарии 7.1%, то в 80-е годы - 3.7%, в Венгрии соответствующие показатели были равны 5.4% и 1.6%, в Польше - 6.6% и падение с темпом 0.1% в 80-х годах, в Румынии - 9.7% и 4.5%, в Югославии - 6.1% и 0.7%, в СССР - 5.3% и 2.3% (см._[3], с. 381). Несмотря на сокращение темпов экономического роста, данные показатели были все же выше, чем в западных странах, хотя необходимо учитывать несовершенство социалистической статистики и ее стремление приукрашать действительность. По оценкам некоторых западных и российских экономистов реальные темпы роста в Советском Союзе были гораздо ниже официальных [4]. В экономиках рассматриваемых стран еще задолго до кризиса сложилась тенденция к последовательному замедлению приростов производственных мощностей. Например, в СССР, начиная с 1988 года, их расширение прекратилось, размер мощностей стабилизировался, а с 1991 года они стали сокращаться [5].
  7. В начале переходного периода перечисленные выше особенности усугубляются политической нестабильностью (которая сдерживалась ранее авторитарными режимами). В различных странах обостряются национальные проблемы: Сербия и Хорватия, Азербайджан и Армения, Грузия и Абхазия, Молдавия, Северный Кавказ, Чехия и Словакия.
 
 4.2. Основные элементы стратегии перехода к рыночной экономике
 
  Основные концепции реформирования экономики
 
  Перед странами, решившими осуществить переход к рынку, неизбежно вставал вопрос о выборе концепции экономического развития. Существуют две различные концепции реализации этого перехода.
  "Градуализм" (gradual - постепенный) предполагает проведение реформ медленно, шаг за шагом. Источником рыночных преобразований данная концепция видит государство, которое должно постепенно заменять элементы административно - командной экономики рыночными отношениями. На начальном этапе преобразований необходимо регулирование заработной платы, цен, контроль над внешними связями, банками, лицензирование менеджмента. По этому пути реформ довольно успешно шли Венгрия, Китай.
  Противоположная "градуализму" концепция "шоковой терапии" построена в основном на либеральном подходе к регулированию экономической системы. Либерализм исходит из того, что рынок - самая эффективная форма экономической деятельности, способная к самоорганизации. Следовательно, преобразования переходного периода должны происходить с минимальным участием государства. Главная задача государства - поддержание устойчивости финансовой системы, так как без стабильной денежной единицы рынок существовать не может. Поэтому борьба с инфляцией - стержень либеральной доктрины.
  Основным инструментом антиинфляционной политики сторонники либерального подхода и, в том числе, - монетаристы считают либерализацию цен и резкое сокращение государственных расходов. Именно этот, чрезвычайно болезненный для экономики шаг и называют "шоковой терапией". Выбор, который большинство стран с переходной экономикой делают в пользу "шоковой терапии" обусловлен объективными факторами. На начальном этапе переходного периода часто нет условий для реализации стратегии "градуализма".
  Не существует единого пакета реформ, пригодного для всех переходных экономик, так как условия в них во многом различаются. Тем не менее, можно выделить общие элементы стратегии перехода к рыночной экономике.
  1) Либерализация экономики
  2) Макроэкономическая финансовая стабилизация
  3) Институциональная трансформация
  На рубеже 80-х - 90-х годов многие экономисты, занимавшиеся проблемой трансформации экономик командного типа и слаборазвитых экономик в направлении создания развитой экономики рыночного типа пришли к общему мнению о необходимости реализации целого ряда мер, которые позволили бы осуществить такую трансформацию. Этот комплекс мер получил название "вашингтонского консенсуса" и включал следующий список рекомендаций для стран, осуществлявших реформирование своих экономик:7
 1) бюджетная дисциплина (крупный и устойчивый бюджетный дефицит способствует инфляции и бегству капитала; следовательно, правительства должны удерживать его на минимальном уровне);
 2) приоритеты общественным расходам (субсидии производственным предприятиям должны быть сокращены или отменены вовсе; правительственные затраты должны быть перенаправлены на образование, здравоохранение и развитие инфраструктуры);
 3) налоговая реформа (база налогообложения "должна быть широкой", то есть все компании и предприниматели должны нести равномерную налоговую нагрузку, а предельные ставки налогов "должны быть умеренными");
 4) процентные ставки (внутренние финансовые рынки должны определять размеры процентных ставок данной страны; ставки должны быть положительными поскольку в этом случае сокращается бегство капитала из страны и увеличиваются накопления);
 5) обменные курсы валют (развивающиеся страны должны поддерживать обменные курсы на таком уровне, который бы стимулировал экспорт);
 6) либерализация торговли (внешнеторговые тарифы должны быть минимизированы и никогда не должны применяться по отношению к промежуточным товарам, необходимым для производства экспорта);
 7) прямые иностранные инвестиции (зарубежные инвестиции могут принести необходимый капитал и квалифицированное управление компаниями и потому должны поощряться);
 8) приватизация (частная промышленность функционирует более эффективно, поскольку управляющие или "имеют прямую личную долю в прибылях предприятия", или "подотчетны тем, кто ее имеет"; государственные предприятия следует приватизировать);
 9) дерегулирование (избыточное правительственное регулирование может способствовать коррупции и дискриминации более мелких предприятий, не располагающих широким доступом к высшим эшелонам бюрократии; правительства должны дерегулировать экономику);
 10) обеспечение прав частной собственности (права частной собственности должны быть укреплены; слабые законы и плохая правовая система снижают стимулы к накоплению и аккумулированию богатства).
  Идеи, проистекавшие из "вашингтонского консенсуса", имели огромное влияние на экономические реформы во многих странах. Вместе с тем, характер их интерпретации в разных странах существенным образом различался, а характер их реализации различался еще больше. К тому же, 10 исходных политических предписаний "вашингтонского консенсуса" господствовали лишь непродолжительное время. Изменения в международной экономической и политической обстановке наряду с новыми внутренними условиями в реформирующихся странах создали проблемы, которые не предвидели люди, сформулировавшие первоначальные положения консенсуса, что обусловило поиск новых ответов. Правительства, осуществлявшие реформы, повсеместно обнаруживали, что политические цели, которые еще лишь несколько лет или даже месяцев назад считались окончательными рубежами процесса преобразований, становились только предпосылкой успеха. Новые, более комплексные и более труднодостижимые цели постоянно добавлялись к списку условий приемлемого функционирования экономики.
  Среди важнейших условий, дополнивших список "вашингтонского консенсуса" в последние годы часто называют следующие;
 - надежно функционирующая правовая система, основанная на развитом законодательстве, обеспечивающем правовые аспекты функционирования рыночной экономики;
 - хорошо подготовленные и высокооплачиваемые государственные чиновники (это условие, в частности, способствует снижению коррупции);
 - хорошо образованная рабочая сила и, следовательно, достаточно развитая система образования;
 - отсутствие огромного разрыва в доходах наиболее богатой и наиболее бедной частей общества (наличие очень значительного разрыва является угрозой для политической стабильности общества и препятствием для роста инвестиций);
 - эффективная телекоммуникационная система, что необходимо для надежной работы финансового сектора и других секторов экономики.
 
  Либерализация экономики как один из основных элементов стратегии перехода к рыночной экономике
 
  Либерализация экономики - ликвидация основных диспропорций и ограничений административно-командной экономики, запуск механизмов основных законов рыночного хозяйства. Основная диспропорция централизованной системы - диспропорция цен. Таким образом, либерализация цен является составным элементом либерализации экономики. В Польше, Югославии либерализация цен была осуществлена в 1989 году, в России в 1992 году. Фактически с либерализации цен в нашей стране и были начаты экономические реформы.
  Другой важнейший элемент либерализации - либерализация внешней торговли.
  Помимо либерализации цен и либерализации внешней торговли, либерализация экономики предполагает либерализацию деятельности предприятий на внутреннем рынке - самостоятельность, свободу в производстве продукции, поиск партнеров, поставщиков рынков сбыта и т.д.
  Либерализация экономики порождает главную проблему переходного периода - инфляцию. В связи с этим возникает необходимость следующего элемента стратегии перехода к рыночной системе.
 
  Макроэкономическая финансовая стабилизация как один из основных элементов стратегии перехода к рыночной экономике
 
  Подавление инфляции, укрепление денежной единицы и придание устойчивости валютному курсу и другим макроэкономическим финансовым параметрам называют макроэкономической финансовой стабилизацией. Центральным моментом этого элемента стратегии перехода к рыночной экономике составляет борьба с инфляцией.
  Насколько разнообразны причины инфляции, настолько разнообразны и методы борьбы с ней. В развитых странах для этого сокращают государственные расходы, повышают учетную ставку процента и обязательную норму резервирования. Иначе говоря, применяются методы фискального и монетарного характера для того, чтобы сделать деньги более "дорогими", "трудодоступными" для экономических организаций и населения. Разрабатываются специальные стабилизационные программы. Если борьба с инфляцией осуществляется только путем сжатия денежной массы и спроса через сокращение бюджетного дефицита и ограничение кредитно-денежной эмиссии, то такая стабилизация называется ортодоксальной. Такие стабилизационные программы осуществлялись (правда, не всегда успешно) в 70-80-х гг в Чили, Бразилии, Аргентине, Боливии. Если же наряду с ограничением дефицита и эмиссии предусматривается так же административные методы: замораживание цен, зарплаты и обменного курса (Аргентина, Бразилия, Мексика, Израиль в 80-90 гг), то стабилизация носит название гетеродоксальной. Финансовое стабилизация в России шла по ортодоксальному пути.
  Однако стандартные монетаристские рецепты ограничения денежной массы не всегда помогают, так как необходимо учитывать специфику инфляции и инфляционного регулирования в переходный период. Специфика эта - в большой роли немонетарных факторов долгосрочного характера.
  1) В экономике России большое значение имеет монополистический фактор. К предприятиям естественных монополий относятся топливно-энергетический комплекс и железнодорожный транспорт, играющие в экономике огромную роль. Но если в рыночном хозяйстве монополии вынуждены считаться со спросовыми ограничениями, то в переходной экономике, если цены для покупателя слишком высоки, он зачастую не оплачивает закупленную продукцию. Тем не менее, он принимает ее от продавца для дальнейшей переработки и реализации. Таким образом раскручивается механизм образования неплатежей, чему способствует отсутствие реального механизма банкротств. Слабость рыночных санкций за повышение цены сверх уровня спросовых ограничений ведет к тому, что импульс увеличения цен, исходящий от монополиста, распространяется по "технологической цепочке" на всю экономику и возвращается к монополисту в виде возросших издержек, порождая новый виток инфляции.
  2) Проблема неплатежей, которую формально пытались решить с помощью векселей и бартера. В экономике появились так называемые "квази-деньги" или "денежные суррогаты", бороться с которыми сокращением денежной массы невозможно.
  3) Мягкие бюджетные ограничения, сохраняющиеся во время переходного периода, приводят к субсидированию государством неэффективных компаний. Приватизация не устраняет связь между предприятиями и государством. Государство, в частности, продолжает владеть акциями во многих компаниях. Правительство продолжает субсидировать неэффективные и неконкурентоспособные компании с неизбежно возникающим при этом инфляционным эффектом. Наблюдается образование мощных финансово-промышленных групп, способных оказывать "инфляционное" давление на государство в целях получения льгот и других форм поддержки.
  4) Инфляция выступает как защитное средство для производителей, которые увеличивают цены на свою продукцию с целью поддержания рентабельности производства в условиях растущих издержек.
  Наличие долгосрочных инфляционных факторов немонетарного характера порождает так называемую "фоновую" инфляцию, которая не может быть устранена сжатием денежной массы и требует проведения глубоких институциональных реформ. Поэтому необходим следующий элемент стратегии перехода к рыночной экономике.
 
  Институциональная трансформация как один из основных элементов стратегии перехода к рыночной экономике
 
  Либерализация устраняет запреты и ограничения командной системы и предоставляет свободу экономическим агентам. Однако свобода не означает деятельность экономических субъектов без правил. Должны быть запущены в действие механизмы функционирования рыночной экономики, создана соответствующая рыночным отношениям законодательная система (законы по защите прав частной собственности, по обеспечению конкурентной среды, антимонопольное, трудовое законодательства и так далее), построены рыночные институты (институциональная трансформация включает изменение института собственности - приватизацию, возникновение новых субъектов хозяйственной деятельности - коммерческих банков, товарных и фондовых бирж, инвестиционных фондов). Таким образом, институциональные преобразования являются стержнем экономических реформ, без них не возможна ни либерализация экономики, ни финансовая стабилизация.
  Остановимся более подробно на приватизации, которую можно рассматривать в качестве центрального звена не только институциональной трансформации, но и всей экономической реформы. Приватизация в переходной экономике является преобладающей формой разгосударствления и наделения граждан собственностью за счет различных способов перераспределения общественного имущества. Способы перераспределения общественного имущества называются методами приватизации. Кратко остановимся на основных методах приватизации.
  1) Массовая приватизация путем выдачи приватизационных чеков (ваучеров, купонов). Положительная сторона данного способа приватизации в том, что он позволяет сравнительно быстро распределить государственные активы среди большого числа граждан и является социально наименее конфликтным способом приватизации. Однако данный метод - не полноценная приватизация (т.к. определяет лишь право собственности, а не саму собственность), а лишь стартовое условие для дальнейшей трансакции ваучеров в собственность или деньги. Недостаток ваучерных схем в том, что, исключая возможность получения доходов от приватизации в бюджет, они углубили проблемы внутреннего и внешнего государственного долга. Преобладающим методом ваучерные схемы были в Чехии, Словакии, России, Монголии, Казахстане, Албании. В России массовая ваучерная приватизация проходила в 1992-1994 годах.
  2) Стихийная приватизация - льготная (или по номинальным ценам) продажа или бесплатная передача активов работникам компаний. Во многих случаях продажа осуществлялась по балансовой стоимости предприятия (так как существовала проблема точной оценки стоимости предприятия), то есть происходила практически бесплатно, в период несовершенства приватизационного законодательства. Такая приватизация применялась в Венгрии, Польше, Югославии в начале 90-х годов. Недостатком данного метода является несправедливость в распределении собственности: предприятия чаще всего передавались тем, кто был связан с данным предприятием, имел доступ к информации. Те же, кто не работал на предприятии (пенсионеры, военнослужащие, студенты, госслужащие) оставались в стороне от приватизации прибыльных предприятий. В дальнейшем существовала возможность низкой эффективности производства на стихийно приватизированных предприятиях. Активы попадали не в руки того, кто ими будет лучше управлять, а в руки прежних работников, которые будут управлять старыми методами.
  3) Активная приватизация (публичные торги) - альтернатива стихийной приватизации, при которой правительство продает предприятие тому, кто предлагает наивысшую цену (такая приватизация проходит в форме аукциона), или наилучшие условия хозяйствования (конкурсная форма). В Югославии, Восточной Германии активная приватизация выступала в качестве главного метода, в Польше, в Венгрии - применялась только к крупным предприятиям. Препятствием для данного способа приватизации являлось отсутствие владельцев крупного капитала.
  4) Реприватизация - восстановление в правах собственности лиц, лишенных имущества в результате национализации. Возвращение собственности прежним владельцам или предоставление им компенсации (деньгами, ваучерами) происходило в Чехии, Словакии, Венгрии, Болгарии, Словении, Хорватии, Эстонии. Данный метод приватизации не использовался в России.
 
 4.3. Краткая характеристика экономических реформ в России
 
  Ключевыми элементами экономических реформ в России в 90 - е годы были: приватизация средств производства, либерализация цен, либерализация внешней торговли. Проведение экономических реформ сочеталось с созданием законодательных основ рыночной экономики.
 
 Либерализация цен
 
  Радикальные экономические реформы в России начались в январе 1992 г. с либерализации цен на подавляющее число товаров и услуг. В последние годы советского периода в экономике накопилась существенная денежная масса (так называемый "денежный навес"), не обеспеченная соответствующим объемом товаров и услуг. Поэтому, после того как государство прекратило регулирование цен, они выросли в несколько раз уже в первый месяц 1992 г. Так, индекс цен на потребительские товары и услуги в январе 1992 г. составил 330 %, то есть потребительские цены в среднем выросли в 3.3 раза. В дальнейшем в 1992 г. ежемесячный темп роста потребительских цен колебался в пределах от 10 % до 30 %. В целом, за 1992 г. цены на потребительские товары и услуги выросли примерно в 26 раз, а цены производителей промышленной продукции увеличились примерно в 34 раза (см. таблицу 4.1). Чрезвычайно высокий темп роста цен имел место и в последующие три года: в 1993 г. индекс потребительских цен увеличился в 9,4 раза, в 1994 г. - в 3,2 раза и в 1995 г. - в 2,3 раза. Последствиями гиперинфляции явились: 1) резкое снижение среднедушевых реальных денежных доходов населения; 2) скачкообразное уменьшение оборотных средств предприятий. Так, например, в 1992 г. среднедушевые реальные денежные доходы населения сократились примерно в 2 раза (см. [8], c. 50).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Таблица 4.1.Темп роста цен и реальных денежных доходов населения в экономике России в 1991 - 2001 гг.
  91 92 93 94 95 96 97 98 99 2000 2001 Индекс
 Потребительских
 цен, раз
 
 2,6
 
 26,1
 
 9,4
 
 3,2
 
 2,3
 
 1,2
 
 1,1
 
 1,8
 
 1,4
 
 1,2
 
 1,19 Индекс
 цен производителей
 промышленной
 продукции,
 раз
 
 
 
 
 2,4
 
 
 
 
 33,8
 
 
 
 
 10,0
 
 

<< Пред.           стр. 4 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу