<< Пред.           стр. 17 (из 24)           След. >>

Список литературы по разделу

  > оказание помощи в нахождении альтернативных решений;
  > оказание помощи в «продаже» решения.
  Диагностика типа конфликта, выбор подхода к его разрешению с последующим подбором методов вмешательства — это традиционные этапы работы консультанта. Эффективность работы консультанта проявляется прежде всего в умении видеть многообразие аспектов конфликта, а его творческое начало — в выборе методов работы. Вместе с тем опыт разрешения конфликтов позволяет установить определенную последовательность действий для конструктивного управления ими.
 
  Структура процесса управления конфликтом
 
  В целом процесс вмешательства в конфликт можно представить схематично (рис. 5.2 на с. 400).
  Рассмотрим стратегию эффективного вмешательства, осуществляемого консультантом. Стратегическое вмешательство определяется несколькими основными условиями урегулирования конфликта, которые приведены на рис. 5.2 и которые мы кратко охарактеризуем далее.
  1. Завоевание авторитета у сторон. Стороны должны стремиться к позитивному разрешению конфликта и действовать соответствующим образом с помощью консультанта. Для консультанта очень важно установить хорошие взаимоотношения с обеими сторонами, не отдавая предпочтения ни одной из них, поскольку в противном случае его деятельность не будет эффективной.
  Консультант должен:
  > устанавливать с обеими сторонами контакт на раннем этапе работы;
  > разъяснять свои намерения относительно данной конфликтной ситуации;
  > обеспечивать себе поддержку. Представители обеих сторон и управляющие могут разъяснять намерения консультанта лицам, чьи интересы они представляют, и помогать им осознать важные моменты их деятельности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Рис. 5.2. Последовательность действий при вмешательстве в конфликт
 
  Если одна из сторон не видит никакого смысла в урегулировании конфликта, то целесообразность дальнейшей деятельности консультанта вызывает сомнения.
  2. Определение структуры взаимоотношений сторон. Консультант должен ясно представлять себе структуру сторон — участников конфликта.
  Неясное лидерство, внутренняя силовая борьба, острое соперничество между фракциями и другие факторы могут стать значительным препятствием к разрешению конфликта. Очень важно познакомиться с формальными и неформальными лидерами, знать их мнение, а также степень их готовности к активному участию в процессе урегулирования конфликта. Это означает, что консультант должен не только устанавливать структуру сторон, но иногда помогать им разрабатывать более определенную внутреннюю структуру. Кроме того, ему следует координировать «центральную власть» предприятия. Сотрудничество консультанта с представителями «центральной власти» предприятия увеличивает вероятность успеха.
  Широко распространено получение консультантом интервью у представителей обеих сторон как способ сбора необходимой информации. С помощью этих интервью определяют:
  > степень своего авторитета;
  > разграничение и внутреннюю структуру сторон;
  > возможный состав группы, которая будет оказывать поддержку консультанту.
  Интервью обеспечивают консультанта данными о следующих решающих характеристиках:
  > интенсивность конфликта;
  > уровень симметрии и силовой баланс;
  > природа, характер конфликта (определенные проблемы, жалобы и поводы для недовольства).
  Наличие групп, оказывающих поддержку, и частности отвечающих на вопросы интервью, предоставляет консультанту благоприятную возможность для разработки индивидуальной программы исследования данной ситуации. Главное направление исследования — создание предварительных условий для уменьшения напряженности, интенсивности конфликта.
  3. Поддержание равновесия сторон. Без определенной симметрии в отношениях между сторонами консультант не сможет выполнять свои обязанности. Собственно, приглашение консультанта может явиться свидетельством наличия определенного равновесия между сторонами и желания разрешить противоречия. Значительное силовое различие указывает на высокую вероятность того, что более сильная сторона намерена разрешить конфликт посредством навязывания своей воли и принуждения другой стороны признать ее.
  Консультант должен проявлять активность прежде всего в безвыходных ситуациях. Фактически безвыходная ситуация (или угроза ее возникновения вследствие того, что стороны находятся в одной «весовой категории») оказывается движущим фактором для изучения природы, характера конфликта, его последствий и альтернативных решений. Важнейшей особенностью взаимодействия сторон в этих условиях является стремление к сохранению баланса интересов. Кроме того, консультант должен уделять приблизительно одинаковое время каждой стороне и проводить отдельные обсуждения на нейтральной территории.
  4. Поддержание «оптимального» уровня интенсивности конфликта. Высокая интенсивность конфликта сильно осложняет управление им и даже в ряде случаев делает это управление невозможным. Такое положение обусловливается тем, что ни одна из сторон не проявляет готовности общаться с другой стороной. Часты случаи, когда оба участника конфликта не видят большого смысла в деятельности консультанта, особенно если она ограничена определенными условиями одной из сторон.
  Существует и другая опасность. Конфликт, который находится в состоянии быстрой эскалации, может оказаться, как показывает практика, вне сферы влияния консультанта. Кроме того, может наступить момент, когда стороны не проявят желания осуществить изменения, поскольку состояние конфликта стало для них привычным несмотря на его деструктивность и они не хотят сделать еще одну попытку достижения компромисса. Собственный позитивный образ сочетается с негативным представлением о другом участнике. Стороны конфликта больше не желают выслушивать другие точки зрения, поскольку это только способствует возникновению сомнений в своей правоте, и придерживаются собственного представления о ситуации.
  Подобные затяжные конфликты могут представлять гораздо большую проблему для консультанта, чем внезапно возникшие острые кризисы.
  5. Дифференциация вмешательства по типам конфликта. Если на предыдущих этапах рассматривались вопросы управления динамикой конфликта, то здесь определяющим вопросом является качественная сторона разногласий, природа их возникновения.
  Конфликтные ситуации обычно связаны с одной из следующих форм отношений, возникающих в процессе совместной деятельности групп:
  > деловыми («инструментальными»);
  > социоэмоциональными;
  > распределительными (проявляющимися при ведении переговоров о распределении ресурсов);
  > силовыми.
  Иногда возникновение конфликта связано со всеми указанными формами отношений. В таком случае они должны рассматриваться как разные аспекты одного конфликта.
  6. Детализация конфликта, конфронтация, синтез. Практика показывает, что деятельность консультанта бывает эффективной лишь в случаях, когда рассмотрение предмета спора и конфронтация сторон проходят поэтапно. Это повторяющийся процесс, каждый раз предусматривающий анализ определенной части конфликта. Наилучшие результаты получаются тогда, когда этот метод поддержан обеими конфликтующими сторонами.
  Непосредственной целью обсуждений является не принятие решений, а разъяснение перспектив для обеих сторон. Каковы перспективы, зависит от того, какая форма отношений доминирует: при решении вопросов делового характера это будут главным образом обсуждение и полемика, при решении вопросов социоэмоционального характера — представление себя на месте другого.
  Результатом противопоставления перспектив может оказаться синтез: выработка решения, понимания и достижение компромисса.
  Конфронтация сторон может закончиться и наступлением безвыходной ситуации. Безвыходные ситуации побуждают стороны к дальнейшей детализации предмета спора, за которой вновь следует конфронтация.
  Последовательность структурирования конфликта представлена на рис. 5.3.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Рис. 5.3. Последовательность структурирования конфликта
 
  7. Определение процедур достижения компромисса для каждой стороны, ориентация на постоянный прогресс. Важная задача консультанта — четкое определение, разъяснение, обоснование и указание процедур, которые стороны должны выполнять. Четкость в определении ролей и алгоритмов работы сторон создает спокойную обстановку, необходимую для продолжения работы, а неопределенность, нерешительность и двусмысленность вызывают сумятицу и недоверие. Часто стороны считают, что дезориентированы и подвергаются давлению. Если консультант не способен регулировать взаимодействие сторон, то легко возникает враждебная атмосфера, которая делает невозможным конструктивное обсуждение чего-либо, ставит под вопрос целесообразность переговоров.
  8. Контроль за процедурой продвижения к разрешению конфликта. Кроме прочего, на эффективность деятельности консультанта влияет структура процесса управления конфликтом, т.е. степень изменения характера конфронтации сторон. Процесс, как показывает опыт, может легко принять вид циклично повторяющихся обсуждений одних и тех же вопросов. В этих случаях особую роль играет качество выполнения консультантом такой функции управления, как контроль. Иными словами, консультант, по сути, выступает регулятором мыследеятельности конфликтующих групп в направлении окончательного разрешения конфликта. В этой роли консультант как управляющий в рамках своих полномочий должен создавать условия для постоянного прогресса на переговорах. Речь идет о таком владении технологией разрешения конфликта которая позволит консультанту управлять изменением позиций сторон в споре, что приведет к разрешению конфликта за определенное время. В условиях кризиса минимизация времени разрешения конфликтов — одно из важнейших требований его эффективного преодоления.
  Возможные действия консультанта в рассмотренных условиях перечислены в табл. 5.4.
  Распределение во времени этапов разрешения конфликта представлено на рис. 5.4.
 
  Таблица 5.4
  Методика эффективного вмешательства в конфликт по этапам его анализа
 
 Аспект отношений Экспертный метод Завоевание авторитета у сторон Проявление и демонстрация независимости, разъяснение своих намерений Определение структуры взаимоотношений сторон Понимание внутренней структуры, структурирование взаимоотношений «центральной власти» предприятия и участников конфликта Поддержание рационального уровня интенсивности конфликта Определение последствий затяжных конфликтов, исследование готовности сторон осуществлять изменения Дифференциация вмешательства по типам конфликта Выбор формы вмешательства, соответствующей данной классификации Детализация спорных вопросов, конфронтация, синтез Поэтапное рассмотрение конфликта, конфронтация и исследование безвыходных ситуаций для дальнейшей детализации спорных вопросов Определение процедур достижения компромисса для каждой стороны Установление четких процедур, прекращение циклично повторяющихся обсуждений
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Рис. 5.4. Распределение во времени этапов разрешения конфликта
 
  Эффективность управления конфликтом в условиях кризиса
 
  Рассмотренные порядок и методы разрешения конфликтов в особом режиме развития предприятия (банкротство) имеют ряд особенностей, определяющих их эффективность.
  1. В теории организации наличие противоборствующих сторон рассматривается как вполне естественное. С этих позиций менее социально приемлемое поведение в дальнейшем становится более объяснимым и логичным.
  2. Силовые методы и методы, позволяющие достичь компромисса при ведении переговоров, объяснимы и предоставляют возможность вмешательства в конфликт и его регулирование извне.
  3. Важнейшие достижения в развитии предприятия используются в дальнейшем. Речь идет об элементах эффективной организации, таких, как ориентация на процессы, анализ взаимоотношений между отдельными работниками и их группами, совершенствование инструментария вмешательства в конфликт, т.е. о наличии гибкой реакции на различные типы конфликтов, приведение методов разрешения споров в соответствие его природе.
  4. Рассматриваемые традиционные теоретические модели систем и участвующих сторон являются ограниченными и односторонними. Модель, опирающаяся на теорию организации, предоставляет возможность получения как системных характеристик предприятия, так и характеристик участвующих сторон.
  5. Анализ конфликтов с позиции теории организации позволил систематизировать принципы управления конфликтами и, связать процессы разрешения споров с развитием предприятия в единую модель.
  6. Предложенный алгоритм разрешения конфликта опирается на систематическую процедуру упорядочения проблем во взаимосвязи с повседневной работой предприятия в режиме кризиса. Совершенствование практики позволяет при разрешении конфликтов периодически корректировать теоретические положения.
  7. Предложенная комплексная стратегия внедрения изменений предусматривает конкретные директивные указания относительно эффективного воздействия как на структуру, так и на организационную культуру предприятия. Разработанная общая схема разрешения конфликта определяет способы совершенствования такой культуры с точки зрения предприятия.
  Представление предприятия как системы организационных единиц позволяет особо рассматривать расширение предприятия в качестве одного из режимов его развития. Недостаточное регулирование процессов расширения предприятия зачастую негативно влияет на его жизнеспособность и способность адаптироваться к изменениям внешней среды.
  В проанализированном алгоритме разрешения конфликтов взаимоотношения организационных единиц характеризуются стремлением к автономии. Это отчетливо проявляется в разделении власти и обязанностей, а также в совместной деятельности при социоэмоциональной форме отношений, ведении переговоров, что оказывает влияние как на структуру предприятия, так и на его культуру. Менеджеру важно определить, каким образом и в каком направлении следует развивать структуру и культуру предприятия, усиливать его жизнеспособность и выживаемость для улучшения работоспособности его служащих, повышения их активности.
  Таким образом, предложенный подход разрешения конфликтов в кризисном режиме развития позволяет наметить направления формирования такого важнейшего свойства предприятия, как выживаемость.
  Менеджеру предлагается современный инструментарий вмешательства в неизбежные конфликты между организационными единицами.
 
 
 
  5.4. Формирование инновационного стиля управления менеджера
 
  Важным элементом процесса антикризисного управления является привлечение такого необходимого в современных условиях ресурса, как инновация. В условиях усиления конкурентной борьбы выживаемость достигается посредством организации инновационного процесса на предприятии и управления им. Налаживание инновационного процесса, понимаемого как достижение сбалансированности различных направлений деятельности при контроле за рентабельностью работы каждого подразделения предприятия, сталкивается с большими трудностями. Проведенный нами анализ опыта российских предприятий в этой области показывает, что трудности связаны с возникновением как организационных, так и поведенческих проблем. Речь, в частности, идет о формировании образа мышления руководителей и специалистов, который соответствовал бы характеру и целям инновационного процесса.
  Выработка требований к руководителю для обеспечения им эффективного инновационного процесса предполагает анализ механизма и инструментария работы инновационного менеджера. Важным моментом управления такого рода процессами является достижение цели (управление по целям, целевое управление, целевой подход), а обязательным атрибутом — наличие цели. Трактование природы понятия «цель» менялось с развитием менеджмента. Так, в начале XX пека и основу целевого подхода закладывалась идея задания заявленной цели. Эту идею в теории научного менеджмента разрабатывал, например, Ф. Тейлор. Каждый работник организации должен иметь нормативное задание. Это важнейшее требование рациональной работы; причем индивидуальные и организационные задания должны быть соотнесены так, чтобы выполнение мерного приводило к достижению целей второго. Задание не может быть не чем иным, как целью, которую нельзя определять чисто случайно и теоретически. Цель есть прямое следствие хорошо продуманного процесса измерения и синтеза.
  Развитие менеджмента определило переход от управления по заданию к формулированию обоснованных целей и целевому управлению. В научных разработках отмечается, что цель является одним из элементов поведения и созидательной деятельности человека и характеризуется предвосхищением результата деятельности и пути его реализации с помощью определенных средств.
  Цель — это конечный результат, который необходимо получить после завершения некоторых действий. Единственное, имеющее право на существование, определение цели бизнеса выглядит так: нужно создавать покупателя.
  Ограниченность рассмотренных подходов к содержанию целей состоит в том, что они строятся на классической парадигме целей. В современной постановке вопроса процесс формулирования целей зависит от внешнего окружения и уровня мышления менеджера, во многом характеризуется неопределенностью и построен на принципах логического инкрементализма. Следствие та кого характера процесса постановки целей — утверждение о том, что существует столько программ целевого управления, сколько организационных структур имеется в распоряжении руководителя. Иными словами, количество организационных структур управления, которое руководитель реально может сформировать для управления предприятием, определяет наборы программ целевого управления.
  Ядром стратегии управления по целям является процесс достижения выдвинутых целей с оптимальными затратами. Процесс целедостижения основной в регулировании поведения работников. Такая его роль определяет значение процесса постановки целей в управлении персоналом.
  Главные задачи, которые решаются в рамках целевого управления, следующие:
  1) концентрация внимания и усилий на определенных направлениях;
  2) формирование нормативов для сопоставления результатов;
  3) создание механизма для обновления ресурсов;
  4) целенаправленное влияние на структуру и мотивы действий каждого работника и персонала предприятия в целом.
  Процедура, с помощью которой устанавливают цели, может при правильном подходе служить средством мотивации для достижения результатов. В рамках рассмотренного подхода был проанализирован процесс постановки целей на ряде передовых предприятий (подробнее см. в разделе 4.5). Исследования позволили выявить специфику воздействия процесса постановки целей на результативность деятельности персонала. Так, в ходе исследований было установлено, что:
  > при наличии трудных целей получается более высокий результат, чем при наличии простых целей;
  > при наличии конкретных сложных целей получается более высокий результат, чем при отсутствии целей или их постановке в общем виде, например: делайте максимум возможного;
  > цели опосредуют или смягчают влияние, которое оказывают на результаты денежные стимулы, участие в принятии решений, конкуренция.
  Управление по целям (УПЦ) представляет собой метод, используемый менеджерами для придания процессу постановки цели операционального характера. Процесс УПЦ можно представить схематично (рис. 5.5).
  Первые шаги процесса управления по целям рассмотрим на примере положения из проекта менеджмента ОАО «Владимирский электромоторный завод». В соответствии с данным проектом управление по целям выстроено согласно критерию результативности деятельности персонала.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Рис. 5.5. Процесс управления по целям
 
  Миссией предприятия является разработка и производство долговечных электронных приборов, обеспечивающих потребителя высококачественной теле- и радиосвязью, и приборов, обеспечивающих безопасные условия при использовании газового оборудования.
  На этой базе общефирменные цели (на 1,5 года) сформулированы следующим образом:
  1) добиться объема продаж разрабатываемых приборов и оказываемых услуг, который обеспечит содержание не менее 1500 человек с заработной платой не менее 1200 руб. в месяц на одного человека;
  2) снизить общезаводские накладные расходы на 50%;
  3) повысить фондоотдачу на 5%.
  Процесс УПЦ включен в общую систему управления результативностью деятельности персонала по общей схеме, приведенной на рис. 5.6.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Рис. 5.6. Процесс управления но целям на основе данных о результативности
 
  Отметим, что систематическая работа по формулированию целей рассматривается как ключевой элемент процесса повышения результативности деятельности персонала. Анализ ряда устойчиво работающих предприятий позволил выявить требования к процедуре постановки целей для обеспечения эффективности УПЦ. К таким требованиям отнесем следующие:
  1) цели должны быть качественно оцениваемыми;
  2) результаты должны быть однозначными;
  3) при постановке целей нужно определять сроки их достижения;
  4) цели должны быть мобилизующими, недостижимыми;
  5) необходимо предусматривать потенциальные стимулы для тех, кто должен достичь целей;
  6) с именно такой постановкой целей должно быть согласно большинство членов коллектива предприятия;
  7) должна быть распределена ответственность за достижение целей.
  Цели определяются чаще всего как ожидаемое состояние организационной системы для достижения определенных результатов. Вместе с тем результаты могут оказаться не соответствующими ожиданиям и даже противоречить им.
  В связи с этим можно выделить следующие уровни постановки целей:
  1) цель как деятельность (что-нибудь делать);
  2) цель как результат (добиваться каких-либо результатов);
  3) цель как процесс (добиваться бесперебойного протекания работы);
  4) цель как достижение определенного состояния (например, стабильного), возможности нейтрализовать нежелательные отклонения.
  Иными словами, для того чтобы достичь высокой эффективности управления по целям, нужно систематизировать работу, сформировать у менеджера определенную позицию и составить алгоритм действий с учетом основных особенностей управления предприятием при возникновении кризисных явлений.
  Формирование инновационного стиля управления, главным инструментом которого является УПЦ, осуществляется поэтапно. Содержание первого этапа, как показывает анализ работы российских предприятий,— формирование процессов постановки целей на основе анализа достигнутого. Необходимо отметить, что упорядочение такой деятельности в российских условиях дает ощутимый результат. При этом важен не только широкий спектр показателей деятельности, но и итерационный характер постановки целей, описываемых выбранными показателями.
  В качестве примера можно рассмотреть процесс анализа достигнутых результатов для выработки целей в ОАО «Владимирский электромоторный завод» по пяти ключевым направлениям.
  1. Анализ производительности труда.
  При анализе производительности труда изучаются такие показатели предприятия, как объем товарного выпуска, период рабочего времени и среднегодовая численность работающих.
  Производительность труда (Пр) рассчитывается по формуле
 
  Пр = Q : Т, или Q : U.
 
  где Q — объем товарного выпуска;
  Т — период рабочего времени (квартал, год);
  U — среднегодовая численность работающих.
 
  Таким образом, взяв показатель объема товарного выпуска на ОАО «ВЭЗ» за 1997 год, равный 45 000 000 тыс. руб. при среднегодовой численности 4500 чел., получим выработку на одного человека — 10 000 тыс. руб.
  По аналогичным показателям за несколько предыдущих лет построим график (рис. 5.7 на с. 412).
  Опираясь на приведенные данные, можно сделать вывод о том, что на предприятии наблюдается положительная динамика производительности труда.
  2. Анализ полных издержек.

<< Пред.           стр. 17 (из 24)           След. >>

Список литературы по разделу