<< Пред.           стр. 12 (из 13)           След. >>

Список литературы по разделу

сточники собственных средств. Заемные средства >1 5. Коэффициент мобильности Собственные оборотные средства. Оборотные средства - 6. Соотношение дебиторской и кредиторской задолженности Дебиторская задолженность. Кредиторская задолженность 1:1
  Если рассчитанные коэффициенты попадают в контрольный диапазон, значит величина кредиторской задолженности приемлема для данного предприятия
 
 4.4. Обобщающий расчет финансовой эффективности будущей деятельности предприятия
 
  Распространенную ошибку допускают те, кто считает бюджетом - отчет о движении платежных средств. Бюджет компании должен включать в себя три формы: отчет о прибыли, отчет о движении платежных средств, и баланс.
  Когда система бюджетирования сводится к планированию только одной формы - отчета о движении платежных средств, из оперативного анализа выпадают основополагающие понятия: маржинальная прибыль, рентабельность, оборачиваемость и т.д. Это сужает проблемное поле компании до решения текущей задачи платежеспособности, и не позволяет оценить деятельность компании в целом.
  При построении финансовых планов, в первую очередь краткосрочных финансовых планов, требуется раздельное планирование денежных средств и бартера. Это необходимо делать при построении отчета о движении платежных средств и отчета о прибыли.
  Деньги являются универсальным платежным средством, которое можно направить на любые цели, бартер же, как правило, жестко завязан на конкретные поставки, возможность манипулирования им значительно меньше.
  Следовательно, в отчете о движении платежных средств должно быть две колонки: денежные средства и бартер. Различные платежные суррогаты: векселя, зачеты, долги следует приводить к денежным средствам (посредством рыночного дисконта), в том случае, если их собираются продать. Если планируется использовать эти суррогаты для оплаты материалов, или услуг их следует отражать, как бартер.
  В отчете о прибыли вводить дополнительной колонки для бартера не требуется. Однако, для корректной оценки рентабельности необходимо скорректировать выручку и затраты путем приведения бартерных расчетов к денежному эквиваленту, исходя из рыночных денежных цен на соответствующую продукцию.
  Бартерные операции осуществляются, как правило, по завышенным ценам. Соответственно, рентабельность бартерных операций может быть фиктивной, в прямом смысле этого слова. Складывать "бартерный" рубль и "денежный" рубль - это почти такая же ошибка, как складывать рубли и штуки.
  В целях управленческого учета для всех сделок, в которых используются не денежные формы расчетов, должна рассчитываться реальная рентабельность, исходя не из договорных бартерных цен, а на основе рыночных цен, действующих при условии расчетов денежными средствами. Источником информации о "денежных" ценах могут быть биржевые котировки, прайс-листы изготовителей и посредников и т.д.
  Анализ эффективности бартерных сделок необходимо осуществлять еще на стадии заключения договора. А самым оптимальным вариантом в этом случае является проведение бартерных сделок с использованием обоими сторонами исключительно "денежных" цен. Это делает прозрачным анализ рентабельности и не увеличивает налогооблагаемую базу.
 
  1.Прогноз доходов и расходов предприятия.
  Обязательным направлением бюджетирования является составление бюджетного отчета о прибылях и убытках, в основе которого также лежат данные об ожидаемом объеме реализации. В отчете уточняется спрогнозированный на перспективу размер получаемой прибыли на предстоящий год. Однако отчет о прибылях и убытках существенно отличается от бюджета движения денежных средств.
  Величина поступлений от покупателей отличается от выручки от реализации на величину дебиторской задолженности. Расходная часть бюджетного отчета о прибылях и убытках также будет отличаться от суммы платежей предприятия. Это связано, прежде всего, с наличием кредиторской задолженности, т.е. отсрочкой платежей, а также наличием запасов материальных ресурсов.
  В прогнозном отчете о прибылях и убытках себестоимость израсходованных материалов будет отличаться от суммы поступления материальных ценностей на величину изменения остатков производственных запасов (на расхождении в сумме поступления материальных ценностей и платежей сказалась отсрочка расчетов).
  Другой причиной расхождения величины оттока денежных средств и сумм, включаемых в себестоимость продукции, является наличие отложенных платежей и неоплаченных расходов.
  Состав показателей финансового планового баланса или баланса доходов и расходов определяется источниками поступления средств, с одной стороны, и затратами и расходами, проводимыми в ходе финансово-хозяйственной деятельности, с другой стороны. Наряду с этим, в плановом балансе доходов и расходов находят отражение финансовые отношения с государственным бюджетом, банковской и страховой системами и по операциям по приобретению и выпуску ценных бумаг.
  Баланс доходов и расходов содержит расчеты ряда основополагающих показателей:
 - прибыли от промышленной деятельности;
 - амортизационных отчислений на восстановление основных фондов;
 - поступлений средств в порядке долгосрочного и среднесрочного кредитования;
 - процентов банкам по кредитам, финансовых результатов от других видов деятельности и т.д.
  Состав показателей планового баланса доходов и расходов предприятия представляет собой определенную систему, позволяющую в рамках каждого периода планирования определять:
 - источники затрат (расходов), их соотношения;
 - степень и направления использования, распределения источников;
 - сбалансированность их с затратами или расходами.
  Так, оставшаяся после уплаты налогов часть прибыли обращается на нужды предприятия, включая:
 - создание финансового резерва;
 - финансирование капитальных вложений и прироста оборотных средств;
 - выплаты процентов банкам за предоставляемые ими кредитные ресурсы;
 - выплаты дивидендов владельцам ценных бумаг, эмитированных и реализованных предприятием своим работникам;
 - расходы на хозяйственное содержание социально-культурных и социально-бытовых объектов, на другие цели.
  Для того, чтобы повысить качество прогнозных оценок при составлении бюджетного отчета о прибылях и убытках на предстоящий период, берут результаты структурного анализа затрат и доходов, проводимого в предыдущих периодах. Исходя из сделанного прогноза реализации и сложившихся процентных соотношений затрат на производство и реализацию продукции, результата от реализации и выручки (очищенной от НДС) устанавливают ожидаемую величину финансового результата от основной деятельности. Далее на основании данных о структурном анализе отчета о прибылях и убытках определяют ожидаемую величину балансовой прибыли. Поскольку остальные слагаемые балансовой прибыли имеют нестабильный характер, прогнозный расчет ее величины становится в значительной степени условным.
  Структура баланса доходов и расходов представлена в таблице 4.6.
 
 
 Таблица 4.6. - Структура баланса доходов и расходов
 
  Январь Февраль ... Декабрь Выручка от реализации продукции Выручка от прочей реализации Себестоимость реализованной продукции в том числе: сырье и материалы заработная плата с отчислениями энергоносители налоги в составе себестоимости прочие статьи себестоимости Стоимость прочей продукции Финансовый результат Налоги, относимые на финансовый результат Налогооблагаемая прибыль Налог на прибыль Чистая прибыль
  2. Прогноз движения денежных средств предприятия.
  Одной из основных задач бюджетного планирования является оценка достаточности денежных средств на предстоящий год. Главный инструмент для этого - составление бюджета движения денежных средств.
  Бюджетирование потока денежных средств - это комплекс мер и инструментов прогнозирования и систематического регулирования или оперативного управления кругооборота денежных средств предприятия. Бюджет движения денежных средств представляет собой собственно план финансирования, который составляется на год с разбивкой по месяцам.
  Прогноз движения денежных состоит из двух частей - ожидаемые поступления денежных средств и ожидаемые выплаты. Для определения ожидаемых поступлений за период используется информация из бюджета продаж, данные о продажах в кредит или с немедленной оплатой. Также планируется приток денежных средств и из других источников.
  Суммы ожидаемых платежей берутся из различных периодических бюджетов.
  Бюджет движения денежных средств отражает денежные потоки: притоки и оттоки, в том числе все направления расходования средств. Направления движения денежных средств принято рассматривать в разрезе основных видов деятельности: текущей, инвестиционной, финансовой.
  1. Текущая деятельность. Денежный поток от текущей деятельности - это выручка от реализации продукции, работ, услуг, а также авансы от покупателей и заказчиков. Денежный отток - уплата по счетам поставщиков и прочих контрагентов, выплата зарплаты, отчисления во внебюджетные фонды, расчеты с бюджетом, выплата по процентам и т.д.
  2. Инвестиционная деятельность. Приобретение (реализация) имущества, имеющего долгосрочный характер, поступление и выбытие основных средств и нематериальных активов, и т.д.
  3. Финансовая деятельность. Приток средств вследствие получения долгосрочных и краткосрочных займов, их отток - за счет выплаты дивидендов, в виде возврата займов (как краткосрочных, так и долгосрочных) и т.п.
  При составлении прогноза движения денежных средств рассчитываются остатки денежных средств предприятия на начало и конец каждого месяца. Потоки поступлений и выплат структурно разбиваются на денежную и неденежную составляющую и сравниваются между собой. Таким образом, определяется не только избыток или недостаток денежных средств, но и структурное соответствие доходов и расходов предприятия.
  Благодаря такому построению бюджета движения денежных средств планирование охватывает весь оборот денежных средств предприятия. Это дает возможность проводить анализ и оценку поступлений и расходов денежных средств и принимать решения о возможных способах финансирования в случае возникновения дефицита средств.
  К фундаментальным факторам, влияющим на принятие решений по оперативному управлению потоком денежных средств, относятся:
 - наличие принятых на предприятии приоритетов видов деятельности. Главным приоритетов является операционная деятельность. А инвестиционная и финансовая деятельность присутствуют настолько, насколько это необходимо для обеспечения финансирования операционной деятельности;
 - наличие принятых в компании стратегических целей, требующих особого режима финансирования: а) в заранее неизвестный момент времени (например, если сегодня необходимо профинансировать покупку технической документации на интересующую предприятие продукцию, то оно может пойти на это в ущерб интересам постоянного приоритета, т.е. финансирования основной деятельности); б) в заранее известный момент времени, например, финансирование заранее спланированных капитальных вложений;
 - неожиданные изменения взаимоотношений с поставщиками и потребителями. К примеру, неожиданная просьба постоянного, надежного поставщика сырья о досрочной оплате поставки в связи с обострением у него финансовой ситуации, неожиданное банкротство важного поставщика и др.;
 - риски неритмичности денежного потока.
  Всех факторов перечислить невозможно. Они настолько разнообразны, что, прежде чем реагировать на их воздействие, всегда приходится сначала оценить их значимость для судьбы предприятия и лишь после этого включать в процесс принятия финансового решения.
  Эффективное бюджетирование потока денежных средств, подверженное воздействию огромного количества противоречивых факторов, возможно лишь в том случае, если фирме удается осуществлять учет их влияния на условиях определенного компромисса. Поэтому в основу бюджетирования положен принцип непрерывности хозяйственной деятельности без рассечения ее на виды лишь тогда и поскольку, когда в кругообороте движения финансовых ресурсов обнаруживаются излишки, которые надо эффективно использовать, или недостатки, которые надо покрывать.
  И все же, как бы ни была трудна эта задача, решать ее вынуждено каждое предприятие. Финансовой наукой для этих задач выработан некий стандартный алгоритм оперативного управления денежными средствами.
  Исходным понятием, необходимым для исследования алгоритма управления денежными средствами, является цикл денежного потока.
  Цикл денежного потока представляет собой повторяющийся интервал времени, в течение которого осуществляется вложение денежных средств в оборотные активы (производственные запасы, в частности), продажа результата от эксплуатации этих активов и получение выручки от реализации. Указанная последовательность составляющих цикла, как и соответствующий каждой из них временной интервал, представляют классическую структуру цикла.
  Однако в реальном мире возможны нарушения как последовательности составляющих цикла (например, получение выручки до оформления самого акта продажи), так и соответствующих запланированных размеров временных интервалов. В результате возникает необходимость либо в пополнении денежного потока за счет привлечения дополнительного капитала, либо использование по другим направлениям излишков сложившегося денежного потока. Уже сама возможность появления в реальной жизни противоположных результатов движения денежного потока вынуждает финансистов разумно управлять циклом денежного потока путем разработки бюджета движения денежных средств.
  Анализ движения денежных средств производится двумя способами: прямым или косвенным методом.
  Прямой метод заключается в группировке и анализе данных бухгалтерского учета, отражающих движение денежных средств в разрезе указанных видов деятельности (таблица 4.7.).
 
 
 Таблица 4.7. - Анализ движения денежных средств прямым методом
 
 Показатели Источник Расчет Текущая деятельность 1. Приток денежных средств: выручка от реализации продукции авансы, полученные от покупателей прочие поступления (возврат сумм от поставщиков, средства по целевому финансированию и т.д.) 2. Отток денежных средств: платежи по счетам поставщиков и подрядчиков выплата зарплаты со всеми отчислениями расчеты с бюджетом авансы выданные уплаченные проценты по кредиту прочие платежи выплаты по фонду потребления Итого денежных средств от текущей деятельности стр. 1 - стр. 2 Инвестиционная деятельность 3. Приток денежных средств: выручка от реализации основных средств, нематериальных активов, ДФВ 4. Отток денежных средств: приобретение средств долгосрочного использования Итого денежных средств от инвестиционной деятельности стр. 3 - стр. 4 Финансовая деятельность 5. Приток денежных средств: получение ссуд, займов 6. Отток денежных средств: возврат полученных ранее кредитов краткосрочные финансовые вложения Итого денежных средств от финансовой деятельности стр. 5 - стр. 6 Общее изменение денежных средств за период
  Косвенный метод заключается в перегруппировке и корректировке данных баланса и формы №2 с целью пересчета финансовых потоков в денежные потоки за отчетный период (таблица 4.8.).
 
 Таблица 4.8. - Анализ движения денежных средств косвенным методом
 
 Показатели Источник Расчет 1. Движение денежных средств от текущей деятельности чистая прибыль Операции, корректирующие величину чистой прибыли начисленный износ увеличение производственных запасов увеличение НДС увеличение величины незавершенного производства увеличение дебиторской задолженности использование средств фондов специального назначения увеличение задолженности по расчетам с бюджетом сокращение задолженности поставщиков увеличение задолженности по оплате труда увеличение задолженности прочим кредиторам сокращение задолженности по соц. страхованию и внебюджетным платежам увеличение задолженности по авансам полученным остаточная стоимость выбывших ОФ уплата процентов за банковский кредит материальные ценности, оприходованные после ликвидации основных средств прибыль от реализации основных средств Итого денежных средств от текущей деятельности 2. Движение денежных средств от инвестиционной деятельности приобретение нематериальных активов поступления от реализации основных средств Итого денежных средств от инвестиционной деятельности 3. Движение денежных средств от финансовой деятельности увеличение задолженности банку изменение задолженности по полученным займам КФВ Итого денежных средств от финансовой деятельности Изменение в составе денежных средств Денежных средств на начало года Денежных средств на конец года
  Анализ денежных средств прямым методом позволяет судить о ликвидности предприятия, т.к. он детально раскрывает движение денежных средств на его счетах, что дает возможность делать оперативные выводы относительно достаточности средств для уплаты по счетам текущих обязательств и осуществлять инвестиционную деятельность. В то же время, этот метод не раскрывает взаимосвязи полученного финансового результата с изменением величины денежных средств на счетах предприятия. Косвенный метод позволяет установить причину расхождения между полученной прибылью и оттоком денежных средств.
 
 3. Составление прогнозного баланса.
  Последним шагом в процессе подготовки общего бюджета является разработка прогноза финансового положения или проектного бухгалтерского баланса для предприятия в целом. После подготовки бюджета денежных средств, уже зная прогнозное сальдо денежных средств на конец бюджетного периода и, определив чистую прибыль и сумму необходимых капитальных вложений, становится возможным подготовить прогнозный бухгалтерский баланс, который является конечным продуктом всего процесса составления сводного бюджета.
  Баланс показывает общее количество и структуру активов компании, а также способ финансирования этих активов.
  Существует несколько техник моделирования прогнозного баланса, используемых в практике финансового управления.
  1. Упрощенные способы прогнозирования, которые опираются на гипотезы пропорциональности затрат объему реализации с последующим выравниванием значений активов и пассивов путем итеративных расчетов.
  2. Методы с применением операционных бюджетов и бюджетов платежей являются улучшением упрощенного метода путем использования операционных бюджетов (продаж, запасов, производства, накладных расходов и т.п.) и последующего выравнивания "активной" и "пассивной" части баланса за счет формирования планов привлечения финансовых ресурсов. Данные методы применяются при автоматическом построении прогнозных балансов в компьютерных программах, которые базируются на обобщенной модели деятельности предприятия.
  3. Техники моделирования операций бухгалтерского учета на балансовых счетах используют не только операционные бюджеты и бюджеты платежей, но также вспомогательные модели расчета себестоимости продукции, стоимости запасов и налогового бремени, базирующиеся на различных вариантах учетной политики предприятия. При этом может быть обеспечена важная для предприятий с высокой оборачиваемостью активов возможность "замыкать" баланс с периодом, принятым при построении бюджета движения денежных средств и бюджета доходов и расходов (неделя, декада, месяц и т.п.).
  Таким образом, чтобы разработать прогноз баланса на конец периода начинают со стартового (начального) баланса.
  Чтобы определить новый размер основного капитала следует прибавить любые приобретенные основные фонды к соответствующей категории (статье) актива баланса. Источником информации для этого шага является прогноз движения основных фондов и нематериальных активов предприятия с учетом амортизационных отчислений.
  Оборотные активы, обычно состоящие из запасов (незавершенное производство, готовая продукция, др.), дебиторов и денежных средств (в кассе, расчетном счете), прогнозируются из проектируемого уровня продаж, особенностей производственного процесса и складирования, размера дебиторской задолженности и суммы сальдо движения денежной наличности.
  Краткосрочные пассивы - это те долги, которые должны быть выплачены в течение года. Они состоят в основном из кредиторской задолженности, задолженности перед бюджетом.
  Долгосрочные пассивы - это долги, которые подлежат уплате в течение более года. Чтобы рассчитать, каков должен быть объем этих обязательств на конец прогнозируемого периода, необходимо к начальным долгосрочным обязательствам прибавить займы, осуществленные в течение этого периода, и вычесть сумму денег, уже выплаченных по обязательствам за это время (прогноз денежных поступлений и выплат).
  Собственные средства предприятия на конец года составят размер собственного капитала на начало деятельности (уставный капитал) плюс прибыль этого года (из прогноза прибылей (убытков)).
  Степень детализации (или агрегации) статей прогнозного баланса непосредственно зависит от состава показателей, выбираемых для оценки деятельности. Поэтому в формате прогнозного баланса может быть большой "перекос" в детализации одной или нескольких групп статей. Как правило, наиболее детализируются статьи, которые представляют собой так называемые "болевые точки" предприятия. Так, в случае проблем с дебиторской задолженностью детализация в прогнозном балансе может проводиться, например, по срокам задолженности, по типам дебиторов, по важным дебиторам (персонально) и т.п.
  Все три основных бюджета четко взаимосвязаны (рисунок 4.2.).
 
  Бюджет доходов и расходов Статья Сумма Прогнозный бухгалтерский баланс Выручка и другие доходы 6220 Бюджет движения денежных средств Изм. за год Активы Пассивы Изм. за год Себестои-мость и другие расходы 6020 Статья Сумма 60 Основные фонды Уставный капитал 0 Прибыль отчетного года 200 Текущая деятельность 250 -150 Запасы Добавочный капитал 16 Налог на прибыль 60 Инвестиционная деятельность -124 50 Дебиторы Накопленная прибыль 107 Чистая прибыль 140 Финансовая деятельность -90 -25 Финансовые вложения Кредиты банков -72 Дивиденды 33 Чистый денежный поток 36 36 Денежные средства Кредиторы -80 Реинвести-рованная прибыль 107 Рисунок 4.2. - Пример взаимозависимости между бюджетом движения денежных средств, прогнозным бухгалтерским балансом и бюджетом доходов и расходов
 
 Глава 5. Концептуальные основы контроля исполнения бюджета предприятия
 5.1. Место контроллинга в производственно-хозяйственной деятельности предприятия
 
  В современных условиях любая компания функционирует в жестких условиях конкурентной среды. Ее деятельность должна быть направлена на завоевание и удержание предпочтительной доли рынка, на достижение превосходства над конкурентами, что обеспечивается в известной мере эффективной организацией системы контроля в компании.
  Система внутреннего контроля компании должна ориентироваться на обеспечение следующих основных параметров эффективности функционирования в современных условиях: на устойчивое положение компании на рынках; на своевременную адаптацию систем производства и управления организации к динамичной внешней среде (рыночной конъюнктуре)52.
  В рыночных условиях, характеризующихся высокой неопределенностью и нестабильностью внешней среды, эффективное управление предполагает значительный спектр объемов плановой и контрольной работы. Усиление конкурентных отношений на мировых и отечественных рынках, стремительное развитие и смена технологий, растущая диверсификация бизнеса, усложнение бизнес-проектов и другие факторы обуславливают новые требования к системе внутреннего контроля компании. В современных условиях внутренний контроль компании должен присутствовать на всех уровнях управления. Практически эффективная система внутреннего контроля - это гарантия успешной деятельности компании.
  Основой системы внутреннего контроля является информационное обеспечение контрольной деятельности, включающее оперативную, плановую, нормативно-справочную информацию, классификаторы технико-экономической информации, системы документации (унифицированные и специальные).
  Ключевой для системы внутреннего контроля является информация о степени управляемости объекта контроля, т.е. информационная прозрачность данного объекта для возможности принятия эффективных управленческих решений (управления объектом). Качество информации в системе внутреннего контроля определяется по таким критериям, как достаточность, достоверность, своевременность, аналитичность.
  Процедуры контроля - составной элемент технологических процедур управления, технологии управления в целом. Отсутствие единого описания процедур влечет несогласованность действий отдельных работников и целых подразделений. Процедуры контроля определяют также порядок и последовательность работ в плановой ситуации и при возникновении отклонения или конфликта во взаимоотношениях работников.
  Условия работы механизма внутреннего контроля определяются:
 - принятым компанией курсом действий (ее ориентиры), целями, стратегией;
 - масштабом деятельности компании;
 - определением и документальным закреплением процедур контроля;
 - реакцией руководителей соответствующих уровней на выявленные в результате контроля отклонения, своевременностью принятия ими решений по данным отклонениям;
 - налаженностью системы коммуникаций и системы информационного обеспечения управления;
 - наличием систем бюджетного управления (бюджетирования), бизнес-планирования, подготовки финансовой отчетности для внешних и внутренних пользователей;
 - внешними влияниями - уровнем развития экономики, экономической и политической устойчивостью рынка, развитием законодательной базы рыночного типа, налоговой политикой государства и т.д.;
 - соблюдением действующего законодательства и работой с внешними системами контроля;
 - договорной дисциплиной;
 - неопределенностью и риском деятельности компании.
  Система внутреннего контроля - это основа функционирования управленческой информационной системы, т.е. системы обработки и интеграции разнообразной внутренней и внешней информации, необходимой для принятия решений на всех уровнях управления компаний.
  Основные цели функционирования системы внутреннего контроля:
 - сохранение и эффективное использование разнообразных ресурсов и потенциалов компании;
 - своевременная адаптация к изменениям во внутренней и внешней среде;
 - обеспечение эффективного функционирования компании и ее устойчивости и максимального развития в условиях многоплановой конкуренции.
  Функционирование системы внутреннего контроля призвано сводить к минимуму различного рода риски в деятельности компании. Достижение целей системы внутреннего контроля обеспечивается реализацией задач, в которых от взаимосвязи и взаимодействия различных ее элементов требуется достичь конкретных показателей, по которым можно судить об эффективности управления и развития компании.
  Основные задачи системы внутреннего контроля заключаются в достижении следующих показателей эффективности управления:
 - соответствия деятельности компании принятому курсу действий и стратегии;
 - устойчивости компании с финансово-экономической, рыночной и правовой точек зрения;
 - сохранности ресурсов и потенциалов компании;
 - уровня полноты и точности первичных документов и качества первичной информации для успешного руководства и принятия эффективных управленческих решений;
 - рационального и экономного использования всех видов ресурсов;
 - соблюдения работниками компании установленных администрацией требований, правил и процедур;
 - соблюдения требований федеральных законов и подзаконных актов РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления.
  Эти и многие другие задачи обусловливают создание в компании эффективной системы внутреннего контроля. Кроме того, организация внутреннего контроля позволяет снизить издержки на внешний аудит.
  Организация системы внутреннего контроля находится под воздействием многих факторов, назовем основные:
 - отношение руководства к внутреннему контролю (т.е. насколько правильно понимает руководство роль внутреннего контроля в управлении компанией);
 - внешние условия функционирования компании, ее размеры, оргструктура, масштабы и виды деятельности;
 - количество и региональная неоднородность (разветвленность) месторасположения ее обособленных подразделений или дочерних компаний;
 - стратегические установки, цели и задачи;
 - степень механизации и компьютеризации деятельности;
 - ресурсное обеспечение;
 - уровень компетентности кадрового состава.
  Организация эффективного внутреннего контроля - это сложный многоступенчатый процесс, включающий следующие этапы:
  1. Анализ и сопоставление определенных для прежних условий хозяйствования целей функционирования компании, принятого ранее курса действий, стратегии и тактики с видами деятельности, размерами, оргструктурой, а также с ее возможностями.
  2. Анализ эффективности существующей структуры управления, ее корректировка. Должны быть разработаны положения об организационной структуре, в которых описаны все организационные звенья с указанием административной, функциональной, методической подчиненности, направления их деятельности, функций, которые они выполняют, установлен регламент их взаимоотношений, права и ответственность, показано распределение видов продуктов, ресурсов, функций управления по этим звеньям. То же самое относится и к положениями о различных структурных подразделениях (отделах, бюро, группах и т.д.).
  3. Разработка формальных типовых процедур контроля конкретных финансовых и хозяйственных операций. Это позволяет упорядочить взаимоотношения работников по поводу контроля за финансово-хозяйственной деятельностью, эффективно управлять ресурсами, оценивать уровень достоверности информации для принятия управленческих решений.
  Важнейшее место в системе управления компанией занимает контроль стратегических решений. Имеется в виду выяснение того, в какой мере принятие решения приводит к достижению целей компании. Практически речь идет о формировании современной контроллинг-системы управления.
  Слово контроллинг произошло от английского "to control" -контролировать, управлять, которое в свою очередь происходит от французского слова, означающего реестр, проверочный список. Но по иронии судьбы в англоязычных источниках термин контроллинг практически не используется: в Великобритании и США укоренился термин "managerial accounting" или "management accounting", а профессиональная организация контроллеров США - "Сontrollers Institute of America" в 1962 году была переименована в "Financial Executives Institute". Дословный перевод этих терминов как "управленческий учёт" не совсем корректен, хотя управленческий учет и составляет основу контроллинга.
  Концепция контроллинга была разработана в 80-е годы как средство активного предотвращения кризисных ситуаций, приводящих предприятие к банкротству. Принципом этой концепции, получившей название "управление по отклонениям", является оперативное сравнение основных плановых (нормативных) и фактических показателей с целью выявления отклонений между ними и определение взаимосвязи и взаимозависимости этих отклонений на предприятии с целью воздействия на узловые факторы нормализации деятельности.
  Контроллинг представляет собой совокупность методов оперативного и стратегического управления: учета, планирования, анализа и контроля, объединяемых на качественно новом этапе развития рыночных отношений в единую систему, функционирование которой подчинено определенной цели.
  Кроме того, как и любое явление, система или метод, контроллинг появляется в настоящее время в теории и практике управления предприятием не вдруг, а под влиянием многих причин и факторов, к которым можно отнести усложнение ориентации предприятия на рынке вследствие роста конкуренции, социальная направленность современной рыночной экономики, неблагоприятная экологическая ситуация и т.п., явно действуют, они на лицо, а другие факторы предстоит в будущем еще выявлять, изучать и учитывать их влияние.
  Составные части (виды контроля) контроллинга включают в себя: административный, технологический контроль, ревизия, функциональный, комплексный и системный аудит53. Общая схема взаимодействия составляющих контроллинга представлена на рисунке 5.1.
  Административный контроль - это проверка процессов и явлений и постоянное наблюдение за ними в целях фиксирования текущих состояний и отклонений от установленных администрацией значений для обеспечения достижения организацией своих целей.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Рисунок 5.1. - Типология контроллинга
 
  Технологический контроль - это операция, являющаяся неотьемлемой частью технологического процесса (производственного или управленческого). Синонимы технологического контроля - операционный контроль, специальная приемка продукции и управленческий контроль использования ресурсов.
  Ревизия - это документальная проверка финансово-хозяйственной деятельности организации или должностного лица с целью определения правильности и законности их действий. Ревизия обычно проводится по заданию правоохранительных и контрольно-ревизионных органов, вышестоящих ведомств или собственника организации. При плановой ревизии проверяются документы на соблюдение финансовой дисциплины, правильность постановки бухгалтерского учета, достоверность и законность совершения операций в целом. Ревизия по инициативе правоохранительных и вышестоящих органов обычно связана с установлением и проверкой фактов экономических или правовых преступлений в организации.
  Аудит - это документальная проверка данных в соответствующей профессиональной деятельности, устанавливающая уровень их соответствия определенным критериям, нормам и стандартам.
  Приведенные определения видов контроллинга содержат некоторые элементы неопределенности в их различии. В таблице 5.1 административный и технологический контроль, ревизия и аудит рассмотрены с точки зрения объекта и субъекта контроля, отношения к стандартам и направления контроля.
 
 Таблица 5.1. - Особенности проведения отдельных видов контроллинга
 
 Виды контрольной деятельности Параметры проведения Объект контроля Субъект контроля Связь с циклом основного производства Направление контроля Административный контроль Организация в целом Внутренняя или внешняя структура Косвенная На прошлые результаты Технологический контроль Операция основного производства Внутренняя структура Непосредственная На прошлые результаты Ревизия Финансово-хозяйственная деятельность Внешняя структура Косвенная На прошлые результаты Функциональный, комплексный и системный аудит Система управления и обслуживающее производство Внутренняя или внешняя структура Косвенная На прошлые результаты
  Пассивный контроллинг (рисунок 5.2.) характеризуется периодическими действиями специалистов или руководителей по анализу текущей информации о функционировании системы производства и управления организации (процесс активизируется в исключительных случаях).
 
 
 
 
 
  Рисунок 5.2. - Пассивный контроллинг
 
  Активный контроллинг (рисунок 5.3.) характеризуется непрерывным контрольным процессом обеспечения достижения целей организации. При неудовлетворительной оценке контролируемого процесса или явления должно разрабатываться решение, направленное в первую очередь (воздействие 1) на изменение организационной системы, во вторую очередь (воздействие 2) - на корректировку методики контроллинга и в третью очередь (воздействие 3) - на изменение критериев (перечня контролируемых параметров, диапазона их приемлемых изменений и т.д.).
 
 
 
 
 
 
 
  Рисунок 5.3. - Активный контроллинг
  Пассивному контоллингу соответствуют ревизия и аудит, активному - административный и технологический контроль.