<< Пред. стр. 2 (из 3) След. >>
Таблица 2.4.Существу-ющая мощность Перспек-тивная мощность Выпуск пива (коэф.0.8) Потреб-ность Дефицит Москва 37,0 57,0 45,6 60,0 14,4 Москвоская область 5,0 8,5 6,8 25,0 18,2 ИТОГО 42,0 65,5 52,4 85,0 32,6
Поскольку импорт пива в Россию оценивается в 12-15 млн.Дал, то реализация планируемого в соответствии с настоящим проектом прироста производства пива на N-ПЗ (на 3,3 млн.Дал к 1999г. и еще на 4 млн.Дал к 2000г., всего прирост на 7,3 млн.Дал) не вызовет затруднений.
Крупнейшими производителями пива в Московском регионе в 1996 году было произведено (см. Рис. 11):
* Очаковский пивоваренный завод - около 12 млн. Дал;
* N-ский пивоваренный завод - около 4,6 млн. Дал;
* Трехгорный пивоваренный завод - около 3,8 млн. Дал;
* Москворецкий пивоваренный завод - около 4 млн. Дал;
* Хамовнический пивоваренный завод - около 1,5 млн. Дал;
* Клинский пивоваренный завод - около 5 млн. Дал (завод находится в Московской области в 120 км. От Москвы).
Помимо вышеперечисленных московских производителей пива на Московском рынке массовых сортов пива присутствует продукция российских предприятий из близлежащих регионов (Тверь, Рязань, Тула, Санкт-Петербург и др.) и предприятий из стран СНГ (Украина и Белоруссия). Так, например, только заводы Украины поставили в Россию в 1995г. 3,7млн.Дал (82% всего импорта из стран СНГ), в 1996г.-2,4 млн.Дал или 100% соответственно. Речь идет об официальном импорте без учета контрабанды. 4 Данные производители являются прямыми конкурентами московских пивоваренных заводов. Однако московские производители имеют огромное конкурентное преимущество в виде транспортных тарифов. Постоянный рост цен на железнодорожные и автомобильные перевозки в ближайшей перспективе приведет к полному вытеснению иногородних производителей с рынка массовых сортов пива московского региона.
Импортное пиво поступает в Россию также и из Европейских стран-традиционных производителей пива. В 1996 г. из Германии было поставлено 4,8 млн.Дал, из Дании и США-соответственно 1.24 и 1.26 млн.Дал, из Нидерландов-0,9млн.Дал, из Финляндии-0,6 млн.Дал. Эти пять стран поставили в 1996г. 82% всего пива из стран дальнего зарубежья (учитываются только официальные поставки) (см. рис. 19 и рис. 20).
Однако, присутствующая на Московском рынке пива продукция производителей из дальнего зарубежья (страны Восточной и Западной Европы, США, Мексика, Турция) по ценовым и качественным показателям составляет сегмент дорогих элитных сортов. Эти фирмы не могут рассматриваться как прямые конкуренты московских производителей пива.
Сегментирование всего московского рынка пива и рынка массовых сортов пива по производителям приведено на рис. 12 и рис. 13 соответственно.
СТРАТЕГИЯ МАРКЕТИНГА
N-ский пивоваренный завод известен на рынке пива Московского региона около 50 лет. В настоящее время завод выпускает 5 сортов пива. По результатам 1996 г. на Жигулевское пиво приходится 83% общего объема производства, в том числе в бутылках по 0,5 л. - 55%, бестарное - 26% и пастеризованное - 2% . На остальные сорта пива приходится в совокупности 17% общего объема (см. Рис. 14).
Покупатели продукции N-ПЗ имеют следующее региональное распределение (по данным 1996 года) (см. рис. 15):
* г. Москва - 82%;
* Московская область - 15%;
* другие регионы России - 3%.
Московских покупателей пива N-ПЗ можно разделить на следующие группы:
* структуры бывшего Минторга - 20% (из них, расположенные на территории Северо-Восточного административного округа, - 10%);
* коммерческие структуры - 80%.
Из коммерческих покупателей пива основными являются 4 крупные оптовые торговые компании, которые в сумме закупают около 40% среднесуточного выпуска пива (см. рис. 16).
Основные покупатели пива из других регионов Российской Федерации сосредоточены в Орловской, Тамбовской, Кировской, Смоленской, Саратовской и Тверской областях.
Цель стратегии маркетинга настоящего проекта состоит в увеличении доли N-ПЗ на рынке пива Московского региона, в активном продвижении на рынок новых сортов пива и неуклонном повышении качества и стойкости выпускаемой продукции.
Успешно решая важнейшие задачи повышения качества выпускаемой продукции, N-ПЗ добился в 1997 году существенных результатов:
=> в апреле 1997 г. на Международной специализированной выставке "Санкт-Петербургский пивной аукцион-97" пиво "N-ское" (темное) получило Большую Золотую медаль;
=> в апреле 1997 г. на Международной специализированной выставке "НОВэкспо" в г. Новосибирске пиво "N-ское" (темное) получило Золотую медаль, а АО "N-ский ПЗ" получило диплом за отличное оформление продукции;
=> на Международной выставке-ярмарке "Пиво-97" в г. Сочи в мае 1997 г.:
- пиво "Московское" и пиво "Славянское" получили Бронзовые медали,
- пиво "N-ское" (светлое) получило Серебряную медаль,
- пиво "N-ское" (темное) получило Золотую медаль.
N-ский пивоваренный завод является владельцем двух защищенных марок пива: "N-ское" (светлое), "N-ское" (темное).
В настоящее время специалистами N-ПЗ разрабатываются две новые марки пива, появление которых на рынке ожидается уже в 1998 году.
Задачу увеличения доли N-ПЗ на рынке и продвижения новых марок пива планируется решать с использованием:
* масштабной рекламной компании;
* участия в российских и международных выставках и ярмарках;
* политики сохранения доступных цен на продукцию;
*
создания и оптимизацией сбытовой сети;
* повышения стойкости выпускаемой продукции.
Одновременно с решением задачи увеличения доли N-ПЗ на московском рынке пива планом маркетинга N-ПЗ предусматривается развитие каналов продвижения продукции на рынке других регионов России, включающие в себя:
* создание сбытовых сетей в приоритетных регионах (Западная Сибирь, Центральный регион, Северный Кавказ и др.);
* проведение региональных рекламных компаний (реклама завода и выпускаемых марок пива);
* повышение до 90 дней стойкости выпускаемого пива.
Политика ценообразования N-ского пивоваренного завода направлена на поддержание оптимального сочетания цены и качества пива. Отпускные оптовые цены пива N-ПЗ в настоящее время составляют от 1600 до 2600 рублей за бутылку емкостью 0,5 литра и являются конкурентоспособными на рынке массовых сортов пива.
Привлекательный для предприятий торговли и потребителей уровень цен совместно с мероприятиями по повышению качества продукции и активному продвижению ее на рынок позволяют с большой вероятностью прогнозировать увеличение объема продаж в 1999 г. до 12,3 млн. Дал в год и расширение доли N-ПЗ на московском рынке массовых сортов пива.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ФИНАНСОВЫЙ
МЕХАНИЗМ
Реализация инвестиционного проекта развития производства на N-ском пивоваренном заводе включает в себя следующие этапы:
* закупка оборудования;
* строительство;
* монтаж оборудования;
* организация службы маркетинга;
* организация производственной деятельности;
* организация финансовой деятельности.
График реализации инвестиционного проекта приведет в таблице 5.1.
Таблица 5.1.
Наименование Годы реализации проекта этапов 1997 1998 1999 2000 2001 2002 1.Закупка оборудования 2.Строительство 3.Монитаж оборудования 4.Организация службы маркетинга 5.Организация производственной деятельности 6.Организация финансовой деятельности
График реконструкции объектов приведен в таблице 5.2.
Таблица 5.2.
Наименование объектов Начало Окончание 1.Фильтрация отделения 01.09.97 30.08.98 2.Цех розлива 01.09.97 30.12.98 3.Отделение водоподготовки 01.09.97 30.04.98 4.Бродильно-лагерное отделение и углекислотный цех 01.09.97 30.12.98 5.Воздушно-компрессорный цех 01.09.97 30.04.98 6.Электроцех 01.09.97 30.12.98 7.Котельная 01.09.97 30.12.98 8.Солодовенный цех 01.09.97 30.12.98
Структура распределения инвестиций, необходимых для реализации проекта развития ОАО "N-ский пивоваренный завод", по источникам финансирования приведена в таблице 5.3.
Таблица 5.3..
№ Форма Источники финансирования (инвестирования), млн. USD п/п Отрасли собств. Субвенции РФ Бюджет города Внебюд. фонд города Займы Средства инвестор. Ср-ва мин. и ведомств Личные средства граждан 1. Пищевая промышленность (ОАО "N-. Пивоварен. Завод) частн. - - - 24,0 - - -
Блок-схема организации проекта развития ОАО "N-ский пивоваренный завод" представлена на схеме 1.
Блок-схема организации проекта развития N-ПЗ
по годам реализации инвестиционного проекта
Схема 1.
Финансирование проекта развития производства на N-ском пивоваренном заводе осуществляется за счет долгосрочного (на 5 лет) инвестиционного кредита. Общий объем кредита - 24 млн. USD, процентная ставка - 17,5% годовых, выплата процентов ежегодно в конце года. График финансирования проекта приведен в таблице 5.4.
Таблица 5.4.
Показатели, млн. USD 1997 1998 1999 2000 2001 2002 Получен кредит 20,0 4,0 Плата за кредит 3,85 4,2 4,2 4,2 4,2 Возврат кредита 24,0
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАТРАТ
Для достижения поставленных в инвестиционном проекте целей Советом директоров ОАО "N-ский пивоваренный завод" был разработан и утвержден план первоочередных мероприятий по развитию предприятия.
Распределение (пообъектное) капитальных вложений, предусмотренное планом развития N-ПЗ, приведено в таблице 6.1:
Таблица 6.1
тыс. USD
Наименование работ Строитель-ные рабо-ты Мон-тажные рабо-ты Оборудова-ние Про-чие затра-ты ИТОГО Поставщик (подрядчик) Срок реализации 1. Реконструкция фильтрационного отделения: 0 825 2675 3500 01.09.97 30.08.98 * Устройство станции CIP 0 0 200 "Тухенхаген" * Обвязка форфасов новыми трубопроводами 0 456 0 "Тухенхаген" * Приобретение второго переохладителя 0 0 55 "Альфа-Лаваль" * Приобретение двух кизельгуровых фильтров и двух бактерицидных фильтров 0 0 2100 "Шенк" * Приобретение второго сепаратора 0 0 320 "Вестфалия Сепаратор" * Монтаж оборудования 0 369 0 "Тухенхаген" 2.Реконструкция цеха розлива: 0 700 8300 9000 01.09.97 30.12.98 * Приобретение двух линий розлива производительностью
24 тыс.бут./час 0 0 7000 "Антон Ойлерт" * Приобретение линии кег 0 0 200 "Тухенхаген" * Приобретение баночной линии 0 0 1100 "Италком" * Модернизация цеха сортового пива (бутылки 0,5 л. И 0,33 л., переналадка автоматов) 0 300 0 "Нагема" * Монтаж оборудования 0 400 0 "Тухенхаген" 3. Устройство отделения водоподготовки: 550 250 950 1750 01.09.97 30.04.98 * Приобретение оборудования 0 0 950 "Антон Ойлерт" * Строительство помещения модульного типа 550 0 0 "Продмонтаж" * Монтажные работы 0 250 00 "Продмонтаж" 4. Увеличение мощности бродильно-лагер-ного отделения с установкой ЦКТ и строительства углекислотного цеха: 500 500 4500 5500 01.09.97 30.12.98 * Приобретение и установка ЦКТ для увеличения мощности на 4 млн. Дал пива в год 0 0 4300 "Тухенхаген" * Приобретение устройства CIP для ЦКТ 0 0 200 "Тухенхаген" * Строительство углекислотного цеха для сбора углекислоты от ЦКТ и ее переработки 500 0 0 "Аттрактор ЛТД" * Монтаж оборудования 0 500 00 "Аттрактор ЛТД" 5. Реконструкция воздушно-компрессорного цеха: 250 200 300 750 01.09.97 30.04.98 * Приобретение компрессоров с увеличенной мощностью 00 0 300 "Продмонтаж" * Строительство пристройки к цеху 250 0 0 "Продмонтаж" * Монтаж оборудования 0 200 0 "Продмонтаж" 6. Реконструкция электрохозяйства: 400 0 350 750 01.09.97 30.12.98 * Приобретение оборудования 0 0 350 "Продмонтаж" * Строительство трансформаторной станции 400 00 00 0 "Продмонтаж" 7. Реконструкция котельной: 00 250 500 0 750 01.09.97 30.12.98 * Приобретение котла типа
ДКВР-4 00 00 500 0 "Аттрактор ЛТД" * Монтаж оборудования 00 250 00 0 "Продмонтаж" 8. Реконструкция солодового цеха: 00 1600 400 0 2000 01.09.97 30.12.98 * Приобретение вентиляционной системы 00 0 400 0 "Данбру" * Замена вентиляционной системы солодоростительных ящиков 00 100 00 0 "Данбру" * Восстановление камер кондиционирования 00 400 00 0 "Данбру" * Автоматизация технологических режимов 0 1100 00 0 "Данбру" ИТОГО: 1700 4325 17975 24000
Распределение капитальных вложений (единовременных затрат) по направлениям расходования средств приведены в таблице 6.2.
Таблица 6.2.
Вид капиталовложений Всего, млн. В том числе по годам
инвестиционного цикла USD 1997 1998 1999 2000 2001 1.Стоимость технологического оборудования 17,975 17,975 - - - - 2.Стоимость строительномонтажных работ 6,025 2,025 4,0 - - - Итого: 24,0 20,0 4,0 - - - В состав текущих (эксплуатационных) затрат по проекту включаются издержки производства ОАО "N-ский пивоваренный завод". Общая смета затрат и распределение (структура) издержек производства на N-ПЗ (по данным ОАО "N-ский пивоваренный завод) из расчета 1000 Дал. приведено в таблицах 6.3, 6.4, 6.5, 6.6 и 6.7.
Ряд затрат (электроэнергия, вода и газ), приведенных в таблицах 6.3, 6,4, 6.5, 6.7, в анализе рассматривались как полупеременные. Выделение переменной (изменяется прямо пропорционально объему производства) и постоянной составляющих этих затрат было проведено с помощью регрессионного анализа по данным, предоставленным N-ПЗ. Сбытовые издержки составляет заработная плата специалистов маркетингово-сбытовых подразделений N-ПЗ. Существенное расширение численности данных подразделений проектом не предусматривается.
Учитывая, что большая часть основных фондов N-ПЗ полностью самортизирована и что на предприятии реализуется программа выбытия устаревшего и непригодного к дальнейшему использованию оборудования, а также, что амортизация по основным фондам непроизводственного назначения не включается в издержки производства и обращения, в расчете амортизационных отчислений по проекту учет амортизации существующих основных фондов N-ПЗ представляется нецелесообразным.
Таблица 6.3
Общая смета затрат
Наименование VII-XII I-VI VII-XII I-VI VII-XII I-VI VII-XII I-VI VII-XII I-VI продукта 1997 1998 1998 1999 1999 2000 2000 2001 2001 2002 Материальные затраты Материальные затраты - пиво массовых сортов Сырье 3024 3024 5030 5030 7449 7449 7449 7449 7449 7449 Вспомогательные материалы 1092 1092 1816 1816 2690 2690 2690 2690 2690 2690 Вода 2086 2086 3470 3470 5139 5139 5139 5139 5139 5139 Газ 630 630 1048 1048 1552 1552 1552 1552 1552 1552 Электроэнергия 924 924 1537 1537 2276 2276 2276 2276 2276 2276 Всего пиво массовых сортов 7756 7756 12901 12901 19106 19106 19106 19106 19106 19106 Материальные затраты - пиво дорогих сортов Сырье 2592 2592 4312 4312 6385 6385 6385 6385 6385 6385 Вспомогательные материалы 936 936 1557 1557 2306 2306 2306 2306 2306 2306 Вода 1788 1788 2974 2974 4405 4405 4405 4405 4405 4405 Газ 540 540 898,2 898,2 1330 1330 1330 1330 1330 1330 Электроэнергия 792 792 1317 1317 1951 1951 1951 1951 1951 1951 Всего пиво дорогих сортов 6648 6648 11058 11058 16377 16377 16377 16377 16377 16377 Всего материальных затрат Сырье 5616 5616 9342 9342 13834 13834 13834 13834 13834 13834 Вспомогательные материалы 2028 2028 3373 3373 4996 4996 4996 4996 4996 4996 Вода 3874 3874 6444 6444 9543 9543 9543 9543 9543 9543 Газ 1170 1170 1946 1946 2882 2882 2882 2882 2882 2882 Электроэнергия 1716 1716 2854 2854 4227 4227 4227 4227 4227 4227 Всего материальных затрат 14404 14404 23960 23960 35483 35483 35483 35483 35483 35483 Фонд оплаты труда Зарплата производственных рабочих 1284 1284 1284 1284 1284 1284 1284 1284 1284 1284 Зарплата управленческого персона... 318 318 318 318 318 318 318 318 318 318 Всего фонд оплаты труда 1602 1602 1602 1602 1602 1602 1602 1602 1602 1602 Отчисления в социальные фонды Выплаты в пенсионный фонд 449 449 449 449 449 449 449 449 449 449 Выплаты в фонд соц. страхования 87 87 87 87 87 87 87 87 87 87 Выплаты в фонд мед.страхования 58 58 58 58 58 58 58 58 58 58 Выплаты в фонд занятости 24 24 24 24 24 24 24 24 24 24 Всего отчисления в социальные фонды 617 617 617 617 617 617 617 617 617 617 Амортизация 0 211 351 1069 1069 1069 1069 944 944 944 Общепроизводственные затраты 720 720 720 720 720 720 720 720 720 720 Сбытовые расходы 120 120 120 120 120 120 120 120 120 120 Итого себестоимость продукции 17463 17673 27369 28087 39611 39611 39611 39486 39486 39486 С целью систематизации структуры затрат по проекту из общего объема общепроизводственных затрат (таблица 6.7) была выделена зарплата производственных рабочих, которая в таблице 6.3 приведена в разделе "Фонд оплаты труда".
Таблица 6.4.
Прямые издержки. Продукт: пиво массовых сортов (на 1000 Дал)
Наименование Сумма, $ US Сырье 1728,00 Вспомогательные материалы 624,00 Газ 360,00 Электроэнергия 528,00 Вода 1192,00 Всего 4432,00 $ US
Таблица 6.5.
Прямые издержки. Продукт: пиво дорогих сортов (на 1000 Дал)
Наименование Сумма, $ US Вода 2384,00 Сырье 3456,00 Газ 720,00 Электроэнергия 1056,00 Вспомогательные. Материалы 1248,00 Всего 8864,00 $ US
Таблица 6.6.
Общие издержки. Управление
Наименование $ US Выплаты В течение... Зарплата управленческого персонала 53000 ежемесячно всего проекта Сбытовые издержки 20000 ежемесячно всего проекта Таблица 6.7.
Общие издержки. Производство
Наименование $ US Выплаты В течение... зарплата производственных рабочих
214000
ежемесячно
всего проекта Земля 30000 ежеквартально Вода 70000 ежемесячно. Электроэнергия 25000 ежемесячно. Газ 15000 ежемесячно.
Распределение расходов по обслуживанию инвестиционного кредита приведены в таблице 6.8.
Таблица 6.8.
Показатели, млн. USD 1997 1998 1999 2000 2001 2001 Получен кредит 20,0 4,0 Плата за кредит 3,85 4,2 4,2 4,2 4,2 Возврат кредита 24,0
Сводные данные о затратах по годам реализации проекта развития производства на ОАО "N-ский пивоваренный завод" приведены в
таблице 6.9.
Таблица 6.9.
Наименование VII-XII I-VI VII-XII I-VI VII-XII I-VI VII-XII I-VI VII-XII I-VI продукта 1997 1998 1998 1999 1999 2000 2000 2001 2001 2002 Капитальные вложения (единовременные затраты) 1.Стоимость технологического оборудования 17975 - 2.Стоимость строительно-монтажных работ 2025 4000 Итого капитальные вложений 20000 4000 Прямые издержки. Пиво массовых сортов 7756 7756 12901 12901 19106 19106 19106 19106 19106 19106 пиво дорогих сортов 6648 6648 11058 11058 16377 16377 16377 16377 16377 16377 Итого прямые издержки 14404 14404 23960 23960 35483 35483 35483 35483 35483 35483 Общие издержки. Управление 438 438 438 438 438 438 438 438 438 438 Производство 2004 2004 2004 2004 2004 2004 2004 2004 2004 2004 Итого общие издержки 2442 2442 2442 2442 2442 2442 2442 2442 2442 2442 Затраты по обслуживанию инвестиционного кредита Плата за кредит 3850 4200 4200 4200 4200 Возврат кредита 24000 Итого 0 3850 0 4200 0 4200 0 4200 0 28200 ИТОГО всего затрат 36846 24696 26402 30602 37925 42125 37925 42125 37925 66125
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ
Повышение уровня доходности ОАО "N-ский пивоваренный завод" основывается на предусмотренном инвестиционным проектом развития предприятия увеличении объемов производства и реализации продукции.
План развития предприятия предусматривает увеличение объема производства продукции с 5,0 млн. Дал в 1997 г. до 8,317 млн. Дал к 1999 г. и до 12,317 млн. Дал к 2000 г. При этом планируется сохранить существующую пропорцию между массовыми и дорогими сортами пива, которая составляет 70/30 и является оптимальной для условий рынка пива Московского региона.
Расчет объемов производства продукции на период реализации инвестиционного проекта, приведен в таблице 7.1.
Таблица 7.1.
Наименование VII-XII I-VI VII-XII I-VI VII-XII I-VI VII-XII I-VI VII-XII I-VI продукта 1997 1998 1998 1999 1999 2000 2000 2001 2001 2002 Пиво массовых сортов, тыс. Дал 1750 1750 2910,95 2910,95 4310,95 4310,95 4310,95 4310,95 4310,95 4310,95 Пиво дорогих сортов, тыс. Дал 750 750 1247,55 1247,55 1847,55 1847,55 1847,55 1847,55 1847,55 1847,55 Всего, тыс. Дал 2500 2500 4158,5 4158,5 6158,5 6158,5 6158,5 6158,5 6158,5 6158,5
Доходы N-ПЗ, получаемые в ходе реализации инвестиционного проекта, определяются соотношением отпускных цен на пиво и себестоимостью его изготовления (по сортам), а также планируемыми объемами производства.
Руководствуясь принятой Советом Директоров ОАО "N-ский пивоваренный завод" политикой ценообразования, направленной на поддержание оптимального сочетания цены и качества пива и укрепление конкурентоспособности выпускаемой продукции, а также учитывая реальное состояние и тенденции развития рынка пива Московского региона, в инвестиционном проекте для определения доходности капиталовложений устанавливаются средние расчетные отпускные цены (по группе массовых сортов и по группе дорогих сортов соответственно), величина которых считается низменной на весь проектный период. Принятые в расчетах доходности инвестиционного проекта отпускные цены на пиво приведены в таблице 7.2.
Таблица 7.2.
Наименование продукта Ед. измерения Цена, USD Пиво массовых сортов Дал 7,0 Пиво дорогих сортов Дал 12,0
Доходы по инвестиционному проекту формируются за счет реализации продукции "N-ского пивоваренного завода" и, следовательно, являются текущими. Получение единовременных доходов от инвестиционной и производственно-хозяйственной деятельности N-ПЗ не предусматривается.
Распределение текущих доходов N-ПЗ за период реализации инвестиционного проекта приведено в таблице 7.3.
Таблица 7.3.
Наименование VII-XII I-VI VII-XII I-VI VII-XII I-VI VII-XII I-VI VII-XII I-VI показателя 1997 1998 1998 1999 1999 2000 2000 2001 2001 2002 1.Объем продаж (производства), млн. Дал Всего 2500 2500 4159 4159 6159 6159 6159 6159 6159 6159 - пиво массовых сортов 1750 1750 2911 2911 4311 4311 4311 4311 4311 4311 - пиво дорогих сортов 750 750 1248 1248 1848 1848 1848 1848 1848 1848 2.Отпускная цена продукции, USD/Дал - пиво массовых сортов 7,0 7,0 7,0 7,0 7,0 7,0 7,0 7,0 7,0 7,0 пиво дорогих сортов 12,0 12,0 12,0 12,0 12,0 12,0 12,0 12,0 12,0 12,0 3.Выручка от реализации, млн. USD всего; 21250 21250 35347 35347 52347 52347 52347 52347 52347 52347 в том числе: - пиво массовых сортов 12250 12250 20377 20377 30177 30177 30177 30177 30177 30177 - пиво дорогих сортов 9000 9000 14971 14971 22171 22171 22171 22171 22171 22171
Существенное влияние на экономическую эффективность инвестиционного проекта оказывает налоговая система. Учитывая, что налоговая система РФ в целом уже сформировалась, а достоверные данные по ее дальнейшему развитию отсутствуют, в инвестиционных расчетах по настоящему проекту приняты неизменные по годам реализации проекта ставки налогов равные ныне действующим. Заложенные в расчеты налоги и их ставки приведены в таблице 7.4.
Таблица 7.4.
Ставки налогов (по годам реализации проекта), %
Наименование 1997 1998 1999 2000 2001 Налог на прибыль 35,0 35,0 35,0 35,0 35,0 НДС 20,0 20,0 20,0 20,0 20,0 Выплаты в пенсионный фонд 28,0 28,0 28,0 28,0 28,0 Выплаты в фонд соц. страхования 5,4 5,4 5,4 5,4 5,4 Выплаты в фонд мед.страхования 3,6 3,6 3,6 3,6 3,6 Выплаты в фонд занятости 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 Налог на нужды образоват.организаций 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0 Транспортный налог 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0 Налог на польз. авт. дорог 2,5 2,5 2,5 2,5 2,5 Платежи в жилищный фонд 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 Налог на имущество 2,0 2,0 2,0 2,0 2,0 акциз 5000 5000 5000 5000 5000
Структура себестоимости выпускаемой продукции приведена в таблицах 11-14 раздела "Определение затрат". С учетом текущих затрат распределение прибыли, полученной при реализации инвестиционного проекта, приведено в таблице 7.5.
Таблица 7.5.
Наименование VII-XII I-VI VII-XII I-VI VII-XII I-VI VII-XII I-VI VII-XII I-VI статьи 1997 1998 1998 1999 1999 2000 2000 2001 2001 2002 Выручка (тыс. $) пиво массовых сортов 12250 12250 20377 20377 30177 30177 30177 30177 30177 30177 пиво дорогих сортов 9000 9000 14971 14971 22171 22171 22171 22171 22171 22171 Всего (тыс.$) 21250 21250 35347 35347 52347 52347 52347 52347 52347 52347 Налоги (п.авт.дорог) 2,5% 531 531 884 884 1309 1309 1309 1309 1309 1309 Чистый объем продаж (тыс.$) 20719 20719 34464 34464 51039 51039 51039 51039 51039 51039 Прямые издержки (тыс. $) пиво массовых сортов 7756 7756 12901 12901 19106 19106 19106 19106 19106 19106 пиво дорогих сортов 6648 6648 11058 11058 16377 16377 16377 16377 16377 16377 Всего (тыс.$) 14404 14404 23960 23960 35483 35483 35483 35483 35483 35483 ВАЛОВАЯ ПРИБЫЛЬ 6315 6315 10504 10504 15556 15556 15556 15556 15556 15556 Общие издержки (тыс. $) Производство 2004 2004 2004 2004 2004 2004 2004 2004 2004 2004 Управление 438 438 438 438 438 438 438 438 438 438 Всего (тыс.$) 2442 2442 2442 2442 2442 2442 2442 2442 2442 2442 Амортизация 0 211 351 1 069 1 069 1 069 1 069 944 944 944 Процентн. платежи по кредитам 3850 4200 4200 4200 4200 Прибыль до выплаты налога (тыс. $) 3873 -188 7711 2793 12045 7845 12045 7970 12170 7970 Налог на прибыль 1355 -66 2699 978 4216 2746 4216 2789 4259 2789 ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ 2517 -122 5012 1815 7829 5099 7829 5180 7910 5180
ФОРМИРОВАНИЕ ПОТОКА ЧИСТЫХ СРЕДСТВ
Расчет потока чистых средств, образованных в результате инвестиционной, операционной и финансовой деятельности, осуществляемой "N-ским пивоваренным заводом" в процессе реализации инвестиционного проекта произведен по годам расчетного периода нарастающим итогом, начиная с первого года инвестирования.
Поток чистых средств формируется на основе балансов единовременных и текущих расходов и доходов (активов и пассивов), поступлений в бюджет, выплат по кредитным обязательствам и др.
Результаты расчета потока чистых доходов по инвестиционному проекту развития ОАО "N-ский пивоваренный завод" приведены в таблице 8.1. Денежные поступления от сбыта продукции скорректированы на величину налога на добавленную стоимость.
Таблица 8.1.
Наименование VII-XII I-VI VII-XII I-VI VII-XII I-VI VII-XII I-VI VII-XII I-VI статьи 1997 1998 1998 1999 1999 2000 2000 2001 2001 2002 Поступления от сбыта продукции (тыс. $) пиво массовых сортов 14700 14700 24452 24452 36212 36212 36212 36212 36212 36212 пиво дорогих сортов 10800 10800 17965 17965 26605 26605 26605 26605 26605 26605 Всего (тыс.$) 25500 25500 42417 42417 62817 62817 62817 62817 62817 62817 Прямые издержки (тыс. $) пиво массовых сортов 9307,2 9307,2 15482 15482 22927 22927 22927 22927 22927 22927 пиво дорогих сортов 7977,6 7977,6 13270 13270 19652 19652 19652 19652 19652 19652 Всего (тыс.$) 17285 17285 28752 28752 42579 42579 42579 42579 42579 42579 Общие издержки (тыс. $) Производство 2405 2405 2405 2405 2405 2405 2405 2405 2405 2405 Управление 526 526 526 526 526 526 526 526 526 526 Всего (тыс.$) 2930 2930 2930 2930 2930 2930 2930 2930 2930 2930 Налоги 2 768 2 522 4 276 4 708 7 308 7 702 7 602 7 702 7 602 7 192 Cash-Flow от оперативной деятельн. 2517 2763 6459 6026 9999 9604 9705 9604 9705 10115 Затраты на приобретение активов 20000 4000 Поступления от реализации активов Cash-Flow от инвестицион. деятельн. -20000 -4000 Собственный капитал Займы 20000 4000 Выплаты в погашение займов 24000 Выплаты % по займам 0 3850 4200 4200 4200 4200 Выплаты дивидендов Cash-Flow от финансовой деятельн. 20000 150 0 -4200 0 -4200 0 -4200 0 -28200 Баланс наличн. на начало периода 0 2517 1430 7889 9715 19715 25119 34824 40228 49933 Баланс наличности на конец периода 2517 1430 7889 9715 19715 25119 34824 40228 49933 31848 Баланс наличности на конец периода 2517 1430 7889 9715 19715 25119 34824 40228 49933 31848 Дисконтирование ставка дисконтирования в % =15 Дисконтированное сальдо CF 2189 1243 6127 7508 14083 17637 23185 26275 31100 22109
В расчетах потока чистых доходов по проекту принята в соответствии с "Рекомендациями по составлению бизнес-планов застраиваемых территорий нового строительства и реконструкции" МРР-4.2.03-1-95, норма дисконта равная 0,15 (15%).
ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И КОММЕРЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИЙ
Оценка эффективности произведена для инвестиционного проекта развития "N-ского пивоваренного завода" нарастающим итогом по годам строительства и эксплуатации. При этом оценка проекта произведена на основании интегральных показателей, отражающих экономическую эффективность, которую намечается достигнуть в результате его реализации. Принятый в расчетах эффективности проекта коэффициент дисконтирования (норма дисконта), в соответствии с рекомендациями МРР-4.2.03-1-95, равен 0,15 (15%) и совпадает с прогнозируемой на период реализации проекта средней доходностью государственных краткосрочных облигаций.
Результаты расчетов показателей экономической и коммерческой эффективности инвестиционного проекта развития "N-ского пивоваренного завода" приведены в таблицах 9.1, 9.2, 9.3, 9.4.
Таблица 9.1.
Расчет срока окупаемости инвестиций (динамический)
Наименование VII-XII I-VI VII-XII I-VI VII-XII I-VI VII-XII I-VI VII-XII I-VI статьи 1997 1998 1998 1999 1999 2000 2000 2001 2001 2002 Чистый поток наличности за период 2189 -946 4884 1381 6575 3553 5549 3090 4825 -8991 Амортизация 0 211 351 1 069 1 069 1 069 1 069 944 944 944 ИТОГО Кэш-фло за период 2189 -946 4884 1381 6575 3553 5549 3090 4825 -8991 Кэш-фло нарастающим итогом 2189 1243 6127 7508 14083 17637 23185 26275 31100 22109 Срок окупаемости (динамический) 37 мес
Таблица 9.2.
Расчет срока окупаемости инвестиций (статический)
Наименование VII-XII I-VI VII-XII I-VI VII-XII I-VI VII-XII I-VI VII-XII I-VI статьи 1997 1998 1998 1999 1999 2000 2000 2001 2001 2002 Чистый поток наличности за период 2517 -1087 6459 1826 9999 5404 9705 5404 9705 -18085 Амортизация 0 211 351 1 069 1 069 1 069 1 069 944 944 944 ИТОГО Кэш-фло за период 2517 -877 6810 2895 11068 6473 10774 6348 10649 17141 Кэш-фло нарастающим итогом 2517 1640 8451 11346 22414 28887 39661 46010 56658 39517 Срок окупаемости (статический) 28 мес. -
Таблица 9.3.
Расчет точки безубыточности (тыс. Дал)
Объем инвестиций (тыс. $) 24000 Средневзвешенная цена единицы продукции (тыс. $) 8,5 Средневзвешенная затраты на единицу продукции (тыс. $)
6,5 Средневзвешенная валовая маржа на единицу продукции (тыс. $)
2,0 точка безубыточности ( условные тыс. Дал) 12000 в том числе пиво массовых сортов 8400 пиво дорогих сортов 3600
Таблица 9.4.
Показатели экономической эффективность инвестиций
Показатель Обозначение Значение Срок окупаемости (месяцы) PP 37 Индекс прибыльности PI 1,05 Внутренняя норма рентабельности (%) IRR 42,5 Чистый приведенный доход (USD) NPV 15517000
СТРАХОВАНИЕ КОММЕРЧЕСКОГО РИСКА И ЮРИДИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА
Для оценки риска проекта использовалась методика, предложенная Липсицом И.В. и Коссовым В.В., и известная как методика постадийной оценки риска.
В данной методике под риском понимается опасность того, что цели, поставленные в проекте, могут быть не достигнуты полностью или частично.
Т.к. рассматриваемый проект достаточно сложен в том отношении, что охватывает несколько достаточно четко выраженных стадий, то и оценку риска целесообразно проводить по ним, т.е. по подготовительной, строительной стадиям и стадии функционирования.
Постадийная оценка рисков основана на том, что риски определяются для каждой стадии проекта отдельно, а затем находится суммарный риск по всему проекту. В настоящем роекте выделяются следующие стадии:
-?подготовительная: выполнение всего комплекса работ, необходимого для начала реализации проекта;
-?строительная: возведение необходимых зданий и сооружений, закупка и монтаж оборудования;
-?функционирования: вывод проекта на полную мощность и получение прибыли.
По характеру воздействия риски делятся на простые и составные. Составные риски являются композицией простых, каждый из которых в композиции рассматривается как простой риск. Простые риски определяются полным перечнем непересекающихся событий, т.е. каждое из них рассматривается как не зависящее от других. В связи с этим первой задачей является составление исчерпывающего перечня рисков. Второй задачей является определение удельного веса каждого простого риска во всей их совокупности.
Характер инвестиционного проекта как чего-то совершаемого в индивидуальном порядке, по существу, оставляет единственную возможность для оценки значений рисков - использование мнений экспертов.
Для оценки вероятности рисков использовались мнения трех экспертов: Председатель Совета Директоров акционерного общества (1); Генеральный Директор аудиторской фирмы (2); главный специалист инвестиционного отдела коммерческого банка (3).
Разработчиками проекта был составлен перечень первичных рисков по всем стадиям проекта. Каждому эксперту, работающему отдельно, предоставлялся перечень первичных рисков, и им предлагалось оценить вероятность их наступления, руководствуясь следующей системой оценок:
- 0 - риск рассматривается как несущественный;
- 25 - риск, скорее всего, не реализуется;
- 50 - о наступлении события ничего определенного сказать нельзя;
- 75 - риск, скорее всего, проявится;
- 100 - риск наверняка реализуется.
Оценки экспертов подвергались анализу на их непротиворечивость согласно принятой методике.
Три оценки сведены в среднюю, которая используется в дальнейших расчетах (см. графу 5 таблицы).
В графе 6 таблицы приведены оценки приоритетов, которые отражают важность каждого отдельного события для всего проекта. Обоснование приоритетов выполнено разработчиками проекта.
Вопрос о доступности подрядчиков на месте является обязательным для подготовительной стадии. Убежденность в их наличии является важным условием успеха дела. Все три эксперта единодушны в том, что с этой стороны неприятности не угрожают.
После определения вероятностей по простым рискам была проведена интегральная оценка риска. В соответствии с применяемой методикой интегральная оценка риска осуществлялась в два последовательных этапа: сначала определялась оценка риска для каждой из стадий, предварительно рассчитав риски для подстадий (композиций), стадии функционирования - финансово-экономической, технологической, социальной и экологической; после этого можно работать с объединенными рисками и дать оценку риска всего проекта на основе оценок риска отдельных стадий.
Для получения оценки объединенных рисков использовалась процедура взвешивания, для которой необходимо определить веса, с которыми каждый простой риск входит в общий риск проекта.
При этом использовалась единая систему весов для каждой композиции простых рисков, веса удовлетворяли естественному условию неотрицательности. а их сумма была равна единице.
Процедура взвешивания (определение веса, с которыми каждый простой риск входит в общий риск проекта) проводилась согласно следующим правилам:
-?все простые риски могут быть проранжированы по степени важности (расставлены по приоритетам). Риски первого приоритета имеют больший вес, чем риски второго, и т.д.;
-?все риски с одним и тем же приоритетом имеют равные веса.
Определение приоритетов прямо связано с социально-экономической ситуацией в стране. Так как она существенным образом связана с неплатежами, то все риски, связанные с системой расчетов, имели первый приоритет. Второй приоритет был отдан социальным факторам.
При анализе рисков рассматриваемого проекта были использованы три приоритета. Они определяют значения весов следующим образом: первый и последний приоритеты определяют соответственно максимальное и минимальное значение весов; веса, второй приоритет является средним арифметическим между ними, т.е. веса, соответствующие соседним приоритетам, являются эквидистантными.
Для получения значений веса каждого простого риска было принято отношение весов, соответствующих первому и третьему приоритетам, равное 10 и вес простого риска в третьем приоритете был принят равным 0,01.
При использовании средней арифметической вес одного простого риска в первом приоритете составит 0,1. Вес простого риска во втором приоритете составит 0,055=(0,01+0,1)/2.
Анализ рисков настоящего инвестиционного проекта приведен в
таблице 10.1.
Таблица 10.1.
Эксперты Сред- Прио- Простые риски Эксперт 1 Эксперт 2 Эксперт 3 няя Vi ритет Pi Wi Pi 1 2 3 4 5 6 7 8 Подготовительная стадия 1,67 1. Удаленность от инженерных сетей 0 0 0 0 3 0,01 0,00 2. Отношение местных властей 25 0 25 17 1 0,1 1,67 3. Доступность подрядчиков на месте 0 0 0 0 3 0,01 0,00 Строительство 9,83 1. Платежеспособность заказчика 0 25 25 17 1 0,1 1,67 2. Непредвиденные затраты 50 50 75 58 1 0,1 5,83 3. Валютный риск 25 0 25 17 1 0,1 1,67 4. Недостатки проектно-изыскательских работ 25 50 25 33 3 0,01 0,33 5. Несвоевременная поставка комплектующих 25 25 0 17 3 0,01 0,17 6. Несвоевременная подготовка ИТР и рабочих 0 0 0 0 2 0,055 0,00 7. Недобросовестность подрядчика 25 25 0 17 3 0,01 0,17 Функционирование 10,29 Финансово-экономические: 6,25 1. Неустойчивость спроса 25 25 50 33 3 0,01 0,33 2. Появление альтернативного продукта (конкурента) 25 25 50 33 3 0,01 0,33 3. Снижение цен конкурентами 25 25 25 25 3 0,01 0,25 4. Увеличение производства у конкурентов 25 0 0 8 3 0,01 0,08 5. Рост налогов 50 50 50 50 3 0,01 0,50 6. Неплатежеспособность потребителей 0 0 25 8 1 0,1 0,83 7. Рост цен на сырье, материалы, перевозки 50 50 25 42 3 0,01 0,42 8. Зависимость от поставщиков 25 0 25 17 3 0,01 0,17 9. Недостаток оборотных средств 25 25 50 33 1 0,1 3,33 Социальные: 2,46 1. Трудности с набором квалифицированной рабочей силы 0 0 25 8 3 0,01 0,08 2. Угроза забастовки 25 25 0 17 1 0,1 1,67 3. Отношение местных властей 25 25 0 17 3 0,01 0,17 4. Недостаточный уровень заработной платы 0 25 0 8 2 0,055 0,46 5. Квалификация кадров 0 0 25 8 3 0,01 0,08 Технические: 1,33 1. Нестабильность качества сырья и материалов 25 0 25 17 3 0,01 0,17 2. Новизна технологии 0 25 25 17 3 0,01 0,17 3. Недостаточная надежность технологии 0 25 25 17 2 0,055 0,92 4. Отсутствие резерва мощности 0 25 0 8 3 0,01 0,08 Экологические: 0,25 1. Вероятность залповых выбросов 0 25 25 17 3 0,01 0,17 2. Вредность производства 0 25 0 8 3 0,01 0,08 Суммарный риск проекта 21,79
Из приведенных данных следует, что вероятность риска для подготовительной стадии - 1,67%, которая складывается из риска отношения с местными властями.
Строительная стадия отличается существенно более высоким уровнем риска, чем подготовительная. Особую опасность в ней представляют непредвиденные затраты, из-за которых может снизиться общая рентабельность проекта.
Обратим внимание на то, что один из простых рисков - несвоевременная подготовка ИТР и рабочих - признан экспертами несущественным. Все они выразили уверенность в том, что вероятность этого риска равна нулю.
Из результатов расчета финансово-экономических рисков следует, что средняя вероятность составляет примерно 6,25%, причем главной, доминирующими причинами этого является недостаток оборотных средств, вероятность существенного изменения налоговой системы и возможная неплатежеспособность потребителей.
Вероятность социальных рисков составляет 2,46%, причем их подавляющая часть обусловлена угрозой забастовки.
Среди технических рисков, как и следовало ожидать, наибольшие опасения вызывает недостаточная надежность технологии. Рассматриваемый проект не связан со значительными экологическими рисками.
Таким образом, сведенные воедино риски по композициям стадии функционирования приведены в таблице 10.2.
Таблица 10.2.
Композиции Риск Финансово-экономические 6,25 Социальные 2,46 Технические 1,33 Экологические 0,25 Итого 10,29
Сведенные по всем стадиям инвестиционного проекта риски приведены в таблице 10.3.
Таблица 10.3.
Стадия Риск Подготовительная 1,67 Строительная 9,83 Функционирования 10,29 Всего 21,79
Риск проекта, как правило, в первую очередь связан с небольшим числом особо опасных факторов. В таблице 10.4. приводятся наиболее значимые риски.
Таблица 10.4.
Непредвиденные затраты 5,83 Недостаток оборотных средств 3,33 Валютный риск 1,67 Угроза забастовки 1,67 Платежеспособность потребителей 1,67
В качестве условий предотвращения рисков в бизнес-плане рассматриваются:
* заключение контрактов на поставку и выполнение работ на условиях "под ключ";
* получение от первоклассных банков гарантий надлежащего исполнения контрактов;
* разработка системы мероприятий по снижению потребности предприятия в оборотных средствах за счет повышения ритмичности работы, уменьшения запасов, и работы с дебиторами;
* заключение долгосрочных контрактов с четкими условиями и штрафными санкциями;
* использование механизмов страхования валютных рисков (хеджирование, закрытие открытой валютной позиции и др.).
В целях юридической защиты прав инвестора, обеспечения гарантий реализации проекта и в качестве обеспечения исполнения обязательств по кредиту Совет директоров ОАО "N-ский пивоваренный завод" закладывает кредитору на весь срок действия кредитного договора пакет обыкновенных (голосующих) акций ОАО "N-ский пивоваренный завод", составляющий 25% уставного капитала общества. Для обеспечения возможности участия кредитора в управлении N-ПЗ на время действия договора залога Совет директоров N-ПЗ выдает доверенность для участия в управлении предприятием на весь закладываемый пакет акций.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Для управления инвестиционным проектом развития ОАО "N-ский пивоваренный завод" по решению Советом Директоров общества будет создана рабочая группа под руководством Генерального директора предприятия. Генеральный директор N-ПЗ, являющийся в соответствии с Уставом единоличным исполнительным органом общества, своим приказом формирует рабочую группу, в состав которой будут введены ведущие специалисты предприятия, представители инвестора и банковские специалисты по проектному финансированию.
План реализации инвестиционного проекта развития производства на N-ПЗ включает следующие основные этапы:
1. Закупка технологического оборудования (в качестве поставщиков оборудования предполагается привлечь известные европейские фирмы-производители: "Альфа-Лаваль", "Тухенхаген", "Шенг", "Нагема", "Вестфалия-Сепаратор", "Италком", "Антон Ойлерт", "Данбру").
2. Строительство (возможные подрядчики "Дамбру", "Продмонтаж").
3. Монтаж технологического оборудования (возможные подрядчики: "Нагема", "Тухенхаген", "Продмонтаж", "Аттрактор ЛТД", "Дамбру").
4. Организация службы маркетинга (силами N-ПЗ с использованием опыта передовых зарубежных и отечественных производителей).
5. Организация производственной деятельности (силами N-ПЗ с использованием опыта передовых зарубежных и отечественных производителей).
6. Организация финансовой деятельности (силами N-ПЗ и КБ "N-банк").
Окончательный выбор поставщиков и подрядчиков для участия в реализации данного инвестиционного проекта будет произведен на конкурсной основе.
График реализации инвестиционного проекта приведен в таблице 5.
Планом развития производства на N-ПЗ предусмотрена реконструкция ряда основных и вспомогательных цехов (отделений).
График реконструкции объектов приведен в таблице 6.
Достижение запланированной в инвестиционном проекте объемов производства N-ПЗ предполагается осуществлять в три этапа.
=> На первом этапе идет полномасштабная реконструкция действующего производства и сохраняется запланированный на 1997 г. объем производства 5,0 млн. Дал в год.
=> На втором этапе идет ввод и освоение производственных мощностей, а объем производства достигает 8,3 млн. Дал в год.