<< Пред. стр. 13 (из 42) След. >>
образовалась другая политическая организация рабочего классапод названием "Социал-демократическая рабочая партия". Ос-
новоположниками этой партии были Либкнехт и Август Бе-
бель, тесно связанные с Марксом и Энгельсом. Она называлась
обычно эйзенахской группой, по названию того города,
в котором состоялась ее первая конференция.
Между лассальянским союзом и Социал-демократической
рабочей партией была большая и принципиальная разница, так
как Лассаль вел оппортунистическую политику. Он всячески
подчеркивал только национальные задачи, стоящие перед не-
мецкими рабочими. Между тем, вторая организация была свя-
зана с I Интернационалом в качестве немецкой секции.
Маркс и Энгельс поддерживали переписку с Либкнехтом и
Бебелем. Нужно, однако, сказать, что хотя Либкнехт и Бебель
считали себя марксистами, однако они были весьма неустой-
чивыми марксистами. Из переписки Маркса видно, что он был
очень .недоволен Либкнехтом и Бебелем, в особенности Либк-
нехтом. Тот очень часто действовал вопреки указаниям и сове-
там Маркса.
Одним из важнейших разногласий между лассальянской
группой и группой Либкнехта - Бебеля был вопрос о методах
объединения Германии.
Либкнехт и Бебель, следуя Марксу, считали, что объедине-
ние должно произойти на основе победы демократической ре-
волюции, в результате действий демократических сил. На этой
основе должна быть создана Великая Германия, включая Ав-
стрию.
Лассаль и лассальянцы опирались на Пруссию, пытались
приспособиться к прусской военщине. В. И. Ленин в статье
"Под чужим флагом" писал следующее: "Лассаль приспособ-
лялся к победе Пруссии и Бисмарка, к отсутствию достаточной
силы у демократических национальных движений Италии, Гер-
мании. Тем самым Лассаль шатался в сторону национально-
либеральной рабочей политики" !. Лассаль пытался даже за*
1 В. И. Ленин. Соч., т. 21, стр. 121.
80
ключить блок с Бисмарком, т. е. с представителем реакционной
верхушки прусского правительства.
Нужно сказать, что Маркс с Энгельсом узнали о перегово-
рах Лассаля с Бисмарком уже после смерти Лассаля (1864 г.).
Маркс и Энгельс очень резко заклеймили падение Лассаля,
охарактеризовав это как подлость и предательство. Маркс писал
Энгельсу 30 января 1865 г.: "Лассаль намерен был продать ра-
бочую партию Бисмарку для того, чтобы приобрести, славу
"Ришелье пролетариата" 1(.
Некоторые документы относительно Лассаля вообще не бы-
ли известны Марксу и Энгельсу. Они были опубликованы толь-
ко в 1928 г., когда вышла в свет переписка Лассаля с Бис-
марком. Судя по этой 'переписке, Лассаль пришел к согла-
шению с Бисмарком еще до основания Всеобщего рабочего
союза.
Этот факт дает основание предполагать, что сам союз был
основан в итоге тайного соглашения с Бисмарком, который рас-
считывал, что Всеобщий германский рабочий союз будет свое-
образным орудием, ослабляющим революционную борьбу гер-
манских рабочих.
После объединения Германии, которое совершилось на ос-
нове победы Пруссии, усиливается стремление рабочих масс к
объединению двух рабочих организаций - Всеобщего герман-
ского рабочего союза и Социал-демократической рабочей
партии.
В 1875 г. был созван съезд в городе Готе и на этом съезде
состоялось объединение указанных выше лвух немецких рабо-
чих организаций в единую формально рабочую партию Герма-
нии. На съезде была принята программа, известная как "Гот-
ская программа".
Этой программой Маркс остался недоволен, так как она
включала ряд элементов лассальянства. Маркс считал, что
объединиться было нужно, но на основе договоренности лишь
о совместных действиях, не принимая пока общей программы.
Для того чтобы понять работу Маркса "Критика Готской
программы", нужно хотя бы в общих чертах охарактеризовать
основные идеи Лассаля.
Лассаль был идеалистом и прямо писал, что идеи являются
важнейшим фактором исторического развития. Лассалъ считал,
что рань'ше господствовали идеи феодального класса, затем на
смену идей феодальных классов появились идеи третьего со-
словия, которые вызвали буржуазную революцию. Наконец, на
смену им выступают идеи четвертого сословия, к которому Лас-
саль и относил рабочий класс.
1 К- Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. XXIII, стр. 233.
81
Идеализм Лассаля очень ярко отражен в философских ра*
ботах, в частности в его работе, посвященной греческой фило-
софии.
В вопросах экономических, как неоднократно отмечали
Маркс и Энгельс, Лассаль очень много заимствовал из рабог
Маркса. Он прямо повторял в своих статьях раболы Маркса
"Наемный труд и капитал", которые были опубликованы в "Но-
вой Рейнской Газете". Маркс даже собирался в I томе "Ка-
питала" дать специальное приложение из трудов Лассаля, что-
бы читатели могли узнать источник его творчества. После
Маркс отказался от этого, так как Лассаль умер до выхода
I тома "Капитала" в свет.
Одним из центральных положений лассальянства стало уче-
ние о "железном законе" заработной платы. Маркс говорил, что
Лассаль ничего нового не внес в этот вопрос, так как целиком
заимствовал рикардовскую трактовку заработной платы. Ри-
кардо связывал механизм действия законов заработной платы
с законом динамики населения. Лассаль точно так же считал,
что если заработная плата выше цены труда, то население бы-
стрее размножается, в результате этого через некоторое время
увеличивается предложение рабочей силы и заработная пла-
та снова падает. Когда же заработная плата ниже цены труда
(Лассаль говорит не о цене рабочей силы, а о цене труда), то
действие обратное, некоторое число рабочих умирает, уменьша-
ется предложение рабочей силы и т. д.
Лассаль придавал огромное значение этому "железному за*
кону". Он писал следующее: "Вы должны, господа, прежде все*
го глубоко, глубоко запечатлеть в душе этот железный жесто*
кий закон и исходить от него во всех ваших суждениях" *. Лас-
саль убеждал в том, что учение о "железном законе" - это
средство предохранить рабочее движение от всех врагов и от-
личать от них друзей рабочего класса. Для этого достаточно за-
дать всякому, говорящему об улучшении условий жизни рабо-
чего класса, вопрос, признает ли он "железный закон"? Если
тот или иной деятель не признавал "железный закон", то это
или невежда, или обманщик рабочих.
Какие же практические мероприятия предлагал Лассаль
для улучшения положения рабочих?
Лассаль рекомендовал рабочим создать производительные
товарищества. Путь производственной кооперации Лассаль счи-
тал основным фактором улучшения положения рабочих.
Для того, чтобы ускорить развитие производственных коопе-
ративов, утверждал Лассаль, на помощь рабочим должно прид-
1 Лассаль Ф. Соч., т, 2, стр. 53. Спб, 1906 г.
82
ти государство, осязанное предоставить дешевый кредит и вся-
кого рода другие льготы для развития производственных
кооперативов"
К этому сводилась вся практическая программа Лассаля в
области разрешения социального вопроса. При этом нужно учи-
тывать, что функции помощи производственным кооперативам
Лассаль возлагал не на социалистическое государство, а на
капиталистическое.
По вопросу о государстве Ларсаль стоял на чисто идеали-
стических позициях и следовал за Гегелем, рассматривая лю-
^5ое государство как воплощение разума, осуществление выс-
ших идей. Лассаль писал: что "цель государства - положитель-
но развивать и неустанно совершенствовать человеческое суще-
ство... воспитание и развитие человечества в направлении к
свободе" К "...Назначение и задача государства,- писал Лас-
саль,-...облегчать великие культурные успехи человечества и
помогать им" 2.
Именно Лассаль насаждал среди немецких рабочих культ
буржуазного государства. Подобная пропаганда была особенно
вредной.
Рассматривая воззрения Лассаля, мы должны отметить сле-
дующие моменты.
Лассаль был противником профсоюзов, т. е. экономических
организации рабочих. Он основную надежду возлагал на про-
изводственные товарищества, на кооперацию. Вопросы же клас-
совой борьбы, в частности такие, как вопрос о рабочем дне,
его мало занимали.
Лассаль мыслил себе будущий строй не на основе победы
диктатуры пролетариата, а проектировал своеобразный ко-
оперативный строй, сохраняющий многочисленные мелкобур-
жуазные элементы. Главным рычагом социальных преобра-
зований Лассаль считал создание рабочими производственных
кооперативов с помощью государства. Что же нужно для того,
чтобы государство оказывало помощь этим производственным
кооперативам?
Лассаль решающее значение приписывал осуществлению
всеобщего избирательного права, считая, что если будет до-
стигнуто всеобщее избирательное право, то все остальное при-
ложится. В этом отношении Лассаль оказал очень большое
влияние и на германскую социал-демократическую партию, на
асю международную социал-демократию. От него идет культ
буржуазной демократии, как известно, формальной и ограни-
ченной.
t Лассаль Ф. Соч, т. 1, стр. 129.
2 Там же, т 2, стр 66
€* 83
Лассаль всячески подчеркивал, что всеобщее избирательное
право есть средство разрешения социальных противоречий. Он,
например, писал, что всеобщее избирательное право есть ос-
новной социальный принцип, коренное условие всякого со-
циального улучшения. "Это, - писал он, единственное средство
улучшить материальное положение рабочего сословия" !.
Известно, что всеобщее избирательное право иногда допу-
скали реакционные правительства, и в Германии его осущест-
вил Бисмарк, когда была создана Германская империя в 1871 г.
Бисмарку нужен был послушный рабочий, избегающий классовой
борьбы. Сделка и сговор между Бисмарком и Лассалем в зна-
чительной мере ориентировались на это.
Сам Бисмарк был представителем феодального дворянства
и в первую очередь защищал интересы этого феодального дво-
рянства. Чтобы несколько ослабить буржуазную оппозицию,
активность либеральных группировок, Бисмарк заигрывал с
деятелем рабочей партии, а Лассаль для достижения своих це-
лей считал возможным идти на союз с Бисмарком, т. е. с пред-
ставителем наиболее реакционного помещичьего класса. Следо-
вательно, стороны заключили весьма своеобразный компромисс.
Лассаль стал виднейшим идеологом тогдашних оппортуни-
стов в рабочем движении. Неудивительно, что и позднее оппор-
тунизм, особенно в (германской социал-демократии, прежде
всего опирался на Лассаля, на традиции лассальянства. Так, в
книге Бернштейна, в этом евангелии оппортунизма конца
XIX в., вышедшей в 1899 г., эпиграфом были слова Лас-
саля: "Тот, кто зовет к всеобщему избирательному праву, зовет
к примирению классов"2. В этом суть оппортунизма, и эта
идея была выражена в трудах Лассаля.
Вот почему, когда появилась Готская программа, в которой
были элементы лассальянства, она вызвала возмущение Марк-
са и он признал ее нецелесообразной, вредной. Нужно оказать,
что взгляды Маркса поддержал Бебель в противоположность
Либкнехту.
Статья "Критика Готской программы" была опубликована
Энгельсом уже после смерти Маркса, только в 1891 г., когда
германской социал-демократической партией готовилась новая
программа, известная как Эрфуртская. Энгельс считал воз-
можным опубликовать эту статью в связи с обсуждением п
подготовкой программы социал-демократической партии.
1 Лассаль Ф. Соч., т. 2, стр. 74
2. Bernstein E. Die Voraussetzungen des Sozialismus und die Aufgaberc
der Soziaidemokratik. Stuttgart, 1899, s. 118.
84
Рассматривая статью Маркса "Критика Готской програм-
мы", мы видим, что он возражал против ряда положений этой
программы, носящей лассальянский характер.
Так, например, Маркс отвергает "железный закон" зара-
ботной платы. Между тем в Готской программе прямо было
оказано: германская рабочая партия добивается упразднения
системы заработной платы вместе с ее "железным законом".
Маркс особенно возмущался тем, что это было опубликова-
но после выхода в свет I тома "Капитала", где дана научная
теория заработной платы. Германские социал-демократы, не-
смотря на наличие марксистской теории заработной платы,
все же считали возможным пользоваться таким хламом, как
положение о "железном законе".
Маркс критиковал пункт относительно производительных
товариществ. В Готской программе прямо было сказано: гер-
манская рабочая партия требует учреждения производитель-
ных товариществ с государственной помощью под демократи-
ческим контролем трудящихся.
Маркс бичевал в этой программе также и то, что в ней
имелись характерные для Лассаля элементы явного национа-
лизма. Отказ от интернациональных задач был совершенно не-
простительным.
Маркс критиковал в этой программе характерное для лас-
сальянцев стремление рассматривать все остальные классы,
кроме пролетариата, (как одну реакционную массу. Лассаль
совершенно не понимал роли крестьянства, рассматривая кресть-
янство как реакционную массу и также оказал в этом вопросе
очень большое влияние не только на германскую социал-демо-
кратию, но и на другие партии II Интернационала.
Маркс, критикуя Готскую программу, обращал внимание
на то, что в ней имеется характерный для лассальянцев культ
государства и буржуазной демократии, несмотря на всю де-
мократическую трескотню, насквозь зараженную лассальян-.
ской верой. Маркс отмечал и другие моменты, тоже характер-
ные для лассальянцев, поскольку они обходили очень актуаль-
ные для рабочего класса вопросы, например, вопрос о продол-
жительности рабочего дня. В программе имелось лишь весьма
неопределенное предложение относительно ограничения про-
должительности рабочего дня. Маркс писал, что ни в одной
другой стране рабочая партия не ограничивается таким неоп-
ределенным требованием, но всегда указывает, какую продол-
жительность рабочего дня она при данных условиях считает
нормальной.
Таким образом, Маркс, критикуя Готскую программу, разо-
блачал ее оппортунистические элементы, показывал их поли-
тический вред.
85
Работа Маркса "Критика Готокой программы" имеет ог-
ромное научное значение для политической экономии социа-
лизма.
Прежде всего надо указать, что в этой работе дан развер-
нутый анализ низшей и высшей фаз коммунизма, показаны
важнейшие моменты, характеризующие низшую фазу, и рас-
крыто значение тех родимых пятен капитализма, которые со-
храняются еще на этой стадии.
Далее следует отметить чрезвычайно важное положение от-
носительно неизбежности переходного периода между капи-
талистическим и коммунистическим обществом.
Маркс писал, что между капиталистическим и комунисти-
ческим обществом лежит период революционных преобразова-
ний первого во второе. Он давал классическое определение по-
литического строя переходного периода и роли революционной
диктатуры пролетариата как государства переходного периода
Нужно также отметить чрезвычайно важный раздел относи-
тельно структуры общественного продукта в социалистическом
обществе Маркс дал очень детальный анализ ее, критикуя ло-
зунг лассальянцев о борьбе за так называемый неурезанный
доход.
Маркс определял, (какие части должны быть вычтены из
общественного продукта прежде, чем он поступит в распреде-
ление между отдельными производителями, предлагая вычи-
тать то, что требуется для восстановления средств производст-
ва, расширения производства и пополнения резервного или
страхового фонда на случаи стихийных бедствий и т. д.
Рассматривая часть продукта, которая предназначается
для потребления, Маркс указывал, что здесь нужно вычитать,
во-первых, общие, не относящиеся ок производству расходы; во-