<< Пред. стр. 21 (из 42) След. >>
хотят иметь в руках соответствующие предметы потреблениятотчас же.
Как использовал Бем-Баверк эту странную теорию для оп-
равдания прибыли?
Он писал, что капиталист покупает труд, стоящий 10 руб
Однако это будущее благо, которое еще должно быть исполь-
зовано для производства готового продукта. Наоборот, капи-
талист уже владеет готовым продуктом этого производства,
т. е. настоящим продуктом. Если труд стоит 10 руб., а его го-
товый продукт 12 руб., то разница вытекает из того, что капи-
талист владеет настоящим благом, а рабочий продает будущее*
благо. Вот эта разница в два рубля и есть прибыль как ре-
зультат психологической недооценки будущего блага.
Бем-Баверк объяснял не только прибыль на основе этого
психологического закона, но и процент. Он указывал, что если
кто-либо отдает деньги в ссуду, то для него деньги обращаются
в будущие блага и он должен получить разность между стои-
мостью настоящего и будущего блага. Это характерный прием4
буржуазного апологета, который старался свести экономиче-
ские законы к чисто психологическим факторам.
В действительности подобный фокус есть прямое надува-
тельство. Здесь и не пахнет научным анализом. Один из кри-
тиков Бем-Баверка писал, что при помощи этого софизма
можно оправдать все, что угодно. Если кто-либо насильно
отнимет у другого деньги, то это не грабеж, а только право-
мерный обмен: грабитель предпочитает настоящую ценность
денег будущей. Гамлет рассуждал о том, что Офелия говорит
9* 13*
бессмыслицу, но ее бессмыслица наводит на определенные раз-
мышления, в ее бессмыслице скрыт какой-то смысл. Очевидно,
что и домыслы Бем-Баверка не просто бессмыслица, они пре-
следовали определенные практические цели. Речь шла об апо-
логии прибыли и процента.
Почему учение австрийской школы проявляет такую живу-
честь?
Почему эта школа приобрела большую популярность в бур-
жуазных кругах Англии и США?
Это связано с рядом моментов. Один из них я уже ука-
зал - всяческое подчеркивание примата личных мотивов
над общественными, неразрывно связанное с индивидуализ-
мом, который проповедует австрийская школа.
Второй момент - акцентация на редкости товаров. Эта
теория непосредственно и логически связана с мальтузиан-
ством. Мальтус видел коренную причину социальных бедствий
в недостатке средств существования, в их редкости. Этот те-
зис выдвигается и современными буржуазными идеологами.
Так, бывший британский премьер-министр Эттли в своей ра-
боте ^Лейбористская партия и ее программа" развивает мысль,
что все категории, в частности прибыль, процент и т. д. опре-
деляются редкостью, недостатком товаров и недостатком ка-
питала. Эттли при помощи принципа редкости пытался обос-
новать даже необходимость империализма и указывал, что
империалистические войны вызываются недостатком средств
существования, потребностью в новой территории, которая
нужна для того, чтобы добывать их. Такого рода объяснения
империалистической экспансии широко распространены в лейбо-
ристской и консервативной литературе Англии, а также в аме-
риканской литературе. Мы знаем, что буржуазный космополи-
тизм является формой проповеди мирового господства, прежде
всего американского империализма. Главным доводом бур-
жуазных космополитов, в особенности в США, является ссыл-
ка на то, что продовольственные и сырьевые ресурсы в мире
имеются якобы в ограниченном количестве. Отсюда делается
вывод, что необходимо организовать международный контроль
над важнейшими сырьевыми ресурсами - нефтью, каучуком
и т. д., нужно создать мировое правительство.
Отмечу и третий очень важный мотив. Теория австрийской
школы используется в борьбе с советской системой. Успехи
советского хозяйств^ сделали идею народнохозяйственного
планирования очень популярной во всем мире. В этой борьбе
буржуазные идеологи проявляют двоякий подход. Одни высту-
пают с проповедью так называемого планового капитализма,
доказывая возможность планирования уже при капитализме.
Другая группа более откровенно выступает с критикой плани-
132
рования, планового хозяйства, старается доказать преимуще-
ства стихийно развивающегося хозяйства над плановым, апел-
лирует к теории австрийской школы, которая восхваляла сти-
хийное хозяйство, развитие экономики при отсутствии центра-
лизованного руководства. Буржуазные экономисты изощряются
в том, чтобы доказать, что рынок должен быть центральным
пунктом, определяющим экономику, что идеальным рынком
является частный рынок.
Таким образом, мы видим, что австрийская школа всяче-
ски идеализировала капиталистическую экономику. Этим
объясняется ее популярность среди буржуазных идеологов,
которые используют доводы австрийской школы для своих
апологетических целей.
Лекция 10-я
Новая историческая школа
Прежде всего нужно отметить, что историческая школа
возникла в Германии. Примерно с 40-х до 70-х гг. прошлого
столетия сохраняла свое влияние старая историческая школа.
Позднее сложилась новая или молодая историческая школа.
Историческая школа имела влияние в разных буржуазных
странах, но наиболее характерна и типична она для Германии.
Между старой и новой исторической школой имеется це-
лый ряд точек соприкосновения, общих моментов, характерных
для исторической школы в целом.
Напомню о некоторых чертах, которые характеризуют исто-
рическую школу в целом.
Историческая школа представляет собой своеобразную
разновидность вульгарной политической экономии. Предста-
вители этой школы ставили своей целью апологию, восхвале-
ние, оправдание не вообще капитализма, а капитализма в той
специфической форме, которую он принял в Германии, осо-
бенно в Пруссии.
Как вам известно, в Германии капитализм в сельском хо-
зяйстве развивался по так называемому прусскому пути. Суть
этого пути сводилась к тому, что в экономике Германии дли-
тельное время сохранялись и особенно в сельском хозяйстве
феодальные черты в виде многочисленных форм отработков.
Это надолго сохранило господствующую роль землевладель-
цев как в экономической, так и в политической жизни
страны.
Идеологическим отражением этих особенностей прусского
пути развития капитализма в политической экономии и был
133
метод, который проповедовали сторонники исторической
школы.
Нужно различать подлинный научный исторический метод,
который применяли классики марксизма, и вульгарный, кото-
рый характерен для так называемой исторической школы.
Суть вульгарного историзма сводится к тому, что история
привлекается для оправдания всякого рода пережитков прош-
лого, для реабилитации отсталых форм экономики. Сторон-
ники этого метода стараются оправдать капитализм тем, что
он вырос из феодального производства. Поэтому идеологи
исторической школы особенно восхваляли непрерывность
исторического процесса. Они проповедовали вульгарный и пло-
ский эволюционизм, рассматривали только одну форму раз-
вития - эволюционную, отвергая возможность и необходи-
мость революционных скачков При этом эволюционный метод
использовался для восхваления вчерашнего дня. В частности
для экономистов исторической школы типична идеализация
феодального способа производства. В этом отношении они род-
ственны так называемым романтикам, которые восхваляли
средневековье.
В своей статье "Введение к критике гегелевской философии
права" Маркс дал очень меткую характеристику этого псевдо-
исторического метода. Правда, Маркс писал об исторической
школе права, которая возникла раньше, нежели историческая
школа в политической экономии. Но то, что утверждал Маркс
в отношении исторической школы права, целиком и пол-
ностью применимо к исторической школе в политической эко-
номии.
Маркс писал, что эта школа оправдывает подлость сего-
дняшнего дня подлостью вчерашнего, объявляет всякий мя-
тежный крик против кнута преступным, если это старый исто-
рический кнут, т. е. имеющий большую историческую дав-
ность.
Такова характеристика исторического метода, который при-
меняли экономисты так называемой старой исторической
школы.
Молодая историческая школа выходит на сцену примерно
в начале 70-х годов прошлого столетия, одновременно с
австрийской школой и так же, как и австрийская историческая
школа, представляет собой попытку буржуазных экономистов
использовать этот вид оружия в борьбе с революционным
марксизмом.
70-е гг. вообще были переломным периодом в истории
Германии, и историческая школа отразила на себе некоторые
особенности, характерные для развития Германии в то время.
Как известно, в 1871 г. была создана Германская империя,
134
произошло объединение немецкого народа. Причем в этом
объединении, произошедшем в результате военной победы
Пруссии над Францией, главную политическую роль играла
реакционная военщина, тесно связанная с землевладельческим
классом. Энгельс характеризовал объединение Германии как
процесс завоевания ее Пруссией. Тот факт, что объединение
Германии произошло именно этим путем - не на основе побе-
ды демократических сил, а в итоге победы прусского милита-
ризма - оказал очень большое влияние на последующее поли-
тическое развитие Германии, значительно усилив позиции юнкер-
ского землевладения и реакционность германской буржуазии.
Если в период революции 1848 г. для германской буржуа-
зии, которая, по определению Маркса, была с самого начала
склонна к измене и предательству, характерна некоторая оппо-
зиционность в отношении к наиболее реакционным элементам,
то после победы Пруссии в 1870-1871 гг. эта оппозиционность
сходит на нет, и буржуазия целиком принимает политическую
линию наиболее реакционных юнкерских элементов. Именно в
тот период Энгельс писал, что немецкая буржуазия в смысле
ее раболепия перед юнкерством является трусливейшей во всем
мире. В. И. Ленин в 1913 г. накануне первой мировой войны
писал, что Пруссия - образец страны, у которой поразитель-
ная экономическая мощь буржуазии соединяется с поразитель-
ным раболепием ее перед помещиками.
Нужно сказать, что после объединения Германии буржуа-
зия заключила прочный блок с юнкерством и в области эконо-
мической политики. Раньше между буржуазными и юн-
керскими элементами были некоторые расхождения в этом
вопросе. Немецкая буржуазия стояла за политику протекциониз-
ма, поскольку она нуждалась в таможенных пошлинах, а зем-
левладельцы в своем большинстве отстаивали фритредерство,
свободную торговлю, поскольку Германия вывозила хлеб. Но
с 1875 г., когда из США, Южной Америки, Индии и других
стран стал экспортироваться дешевый хлеб, юнкерство отстаи-
вает аграрный протекционизм. На этой почве складывается
единая платформа, ориентирующаяся на протекционизм как в
области промышленности, так и в области сельского хо-
зяйства.
После военного поражения Франции и получения с нее
контрибуции в сумму 5 млрд. франков начинается быстрый
рост германской промышленности. Если в 60-70-х гг. Герма-
ния уступала еще Франции, то в 90-х гг. она обгоняет Англию
и выходит на второе место в капиталистическом мире по раз-
мерам производимой промышленной продукции.
В Германии начинают очень сильно развиваться империа-
листические тенденции. Начиная с 70-х гг., для Германии харак-
135
терен довольно быстрый рост монополий, особенно в картель-
ной форме. Уже в 80-90-х гг. монополизация промышленности
принимает весьма широкие размеры.
В. И. Ленин отмечал характерные особенности немецкого
империализма как юнкерского и очень агрессивного. То, что
Германия позже вступила на путь капиталистического разви-
тия, нежели другие страны, вызвало особую агрессивность не-
мецкой буржуазии и широкую проповедь империалистических
захватов. Этот момент весьма важно учесть при характеристи-
ке молодой исторической школы.
Период 70-х гг. представляет собой интерес и потому, что
это был период большого подъема рабочего движения. В част-
ности нужно отметить огромное впечатление, которое произве-
ла на рабочий класс Парижская Коммуна. Парижская Комму-
на вызвала очень серьезную тревогу среди буржуазии и ряд
попыток предотвратить нарастание рабочего движения. Одной
из таких попыток было создание в 1872 г. "Союза социальной
политики"- органа катедер-социализма. Катедер-социализм
как движение шире, чем историческая школа. Катедер-социа-
лизм охватил разнообразных деятелей и представителей
профессуры Германии в области экономических и юридических
наук. Молодая историческая школа составила главное ядро
этого направления.
Для того чтобы лучше выяснить некоторые особенности
исторической школы, нужно дать краткую характеристику ка-
тедер-социализма, линию которого продолжала и молодая ис-
торическая школа.
Катедер-социалисты были группой буржуазных ученых, ко-
торая официально оформилась в виде пресловутого "Союза
социальной политики". Этот союз охватывал профессуру и пре-
подавателей немецких университетов. Ежегодно союз устраи-
вал свои конгрессы, на которых ставились различные доклады
по вопросам социальной политики. Кроме того, вел исследова-
тельскую работу, имел свои журналы, проводил статистические
обследования и т. д.
Что служило главной целью при создании "Союза социаль-
ной политики", во главе которого группировались катедер-
социалисты? Весьма характерно, что на первом съезде союза
в 1872 г. инициативная группа писала, что будущее Герман-
ской империи и будущее культуры главным образом находится
в зависимости от того, как в ближайшем будущем сложатся
социальные отношения в Германии. Один из главных инициа-
торов этой организации, глава молодой исторической школы
Густав Шмоллер говорил, что постепенно возникает все бо-
лее резкий контраст ме>т;ду рабочими и имущими и образо-
ванными классами, в результате чего образуется страшная
136
пропасть между мировоззрениями и идеалами имущих и не-
имущих классов, и эта пропасть опаснее экономической.
Шмоллер призывал заполнить эту пропасть, смягчить противо-
речия между буржуазией и пролетариатом.
Еще более отчетливо сформулировал задачи этого союза
другой немецкий буржуазный экономист Вернер Зомбарт, ко-
торый писал довольно образно и сравнивал ученых с пожар-
ной командой. По его мнению, Германии нужно иметь ведра,
чтобы потушить возможный пожар, т. е. угрозу социалистиче-
ской революции.
Конкретная программа катедер-социалистов была крайне
скромной. Она требовала лишь некоторых очень незначитель-
ных мероприятий. В частности катедер-социалисты, например,
предлагали организовать страхование рабочих от болезней
и несчастных случаев. Особенно усиленно они проповедовали
организацию примирительных камер и третейских судов для
разрешения экономических конфликтов между рабочими и
предпринимателями. Предусматривались некоторые мероприя-
тия в области так называемого фабричного законодательства.
Нужно сказать, что в большинстве своем катедер-социалисты
решительно выступали против таких мероприятий, как, допу-
стим, 8-часовой рабочий день, но проектировали отдельные
мероприятия по охране труда, призывали улучшить жилищ-
ные условия, причем особенно восхваляли жилищную коопе-
рацию, которая должна была опираться на сбережения самих
рабочих. Вполне понятно, что такая кооперация ничего су-
щественного не могла дать рабочим. Весьма характерно, что
большинство представителей катедер-социалистов поддержи-
вало не всякие профсоюзы, а только так называемые христиан-
ские. В Германии существовали профсоюзы, которые были
тесно связаны с церковью, находясь под непосредственным
идейным воздействием католической или евангелической
церкви.
Иными словами, катедер-социалисты пытались ослабить
недовольство рабочих за счет некоторых очень незначительных