<< Пред.           стр. 21 (из 42)           След. >>

Список литературы по разделу

 хотят иметь в руках соответствующие предметы потребления
 тотчас же.
  Как использовал Бем-Баверк эту странную теорию для оп-
 равдания прибыли?
  Он писал, что капиталист покупает труд, стоящий 10 руб
 Однако это будущее благо, которое еще должно быть исполь-
 зовано для производства готового продукта. Наоборот, капи-
 талист уже владеет готовым продуктом этого производства,
 т. е. настоящим продуктом. Если труд стоит 10 руб., а его го-
 товый продукт 12 руб., то разница вытекает из того, что капи-
 талист владеет настоящим благом, а рабочий продает будущее*
 благо. Вот эта разница в два рубля и есть прибыль как ре-
 зультат психологической недооценки будущего блага.
  Бем-Баверк объяснял не только прибыль на основе этого
 психологического закона, но и процент. Он указывал, что если
 кто-либо отдает деньги в ссуду, то для него деньги обращаются
 в будущие блага и он должен получить разность между стои-
 мостью настоящего и будущего блага. Это характерный прием4
 буржуазного апологета, который старался свести экономиче-
 ские законы к чисто психологическим факторам.
  В действительности подобный фокус есть прямое надува-
 тельство. Здесь и не пахнет научным анализом. Один из кри-
 тиков Бем-Баверка писал, что при помощи этого софизма
 можно оправдать все, что угодно. Если кто-либо насильно
 отнимет у другого деньги, то это не грабеж, а только право-
 мерный обмен: грабитель предпочитает настоящую ценность
 денег будущей. Гамлет рассуждал о том, что Офелия говорит
 9* 13*
 
 бессмыслицу, но ее бессмыслица наводит на определенные раз-
 мышления, в ее бессмыслице скрыт какой-то смысл. Очевидно,
 что и домыслы Бем-Баверка не просто бессмыслица, они пре-
 следовали определенные практические цели. Речь шла об апо-
 логии прибыли и процента.
  Почему учение австрийской школы проявляет такую живу-
 честь?
  Почему эта школа приобрела большую популярность в бур-
 жуазных кругах Англии и США?
  Это связано с рядом моментов. Один из них я уже ука-
 зал - всяческое подчеркивание примата личных мотивов
 над общественными, неразрывно связанное с индивидуализ-
 мом, который проповедует австрийская школа.
  Второй момент - акцентация на редкости товаров. Эта
 теория непосредственно и логически связана с мальтузиан-
 ством. Мальтус видел коренную причину социальных бедствий
 в недостатке средств существования, в их редкости. Этот те-
 зис выдвигается и современными буржуазными идеологами.
 Так, бывший британский премьер-министр Эттли в своей ра-
 боте ^Лейбористская партия и ее программа" развивает мысль,
 что все категории, в частности прибыль, процент и т. д. опре-
 деляются редкостью, недостатком товаров и недостатком ка-
 питала. Эттли при помощи принципа редкости пытался обос-
 новать даже необходимость империализма и указывал, что
 империалистические войны вызываются недостатком средств
 существования, потребностью в новой территории, которая
 нужна для того, чтобы добывать их. Такого рода объяснения
 империалистической экспансии широко распространены в лейбо-
 ристской и консервативной литературе Англии, а также в аме-
 риканской литературе. Мы знаем, что буржуазный космополи-
 тизм является формой проповеди мирового господства, прежде
 всего американского империализма. Главным доводом бур-
 жуазных космополитов, в особенности в США, является ссыл-
 ка на то, что продовольственные и сырьевые ресурсы в мире
 имеются якобы в ограниченном количестве. Отсюда делается
 вывод, что необходимо организовать международный контроль
 над важнейшими сырьевыми ресурсами - нефтью, каучуком
 и т. д., нужно создать мировое правительство.
  Отмечу и третий очень важный мотив. Теория австрийской
 школы используется в борьбе с советской системой. Успехи
 советского хозяйств^ сделали идею народнохозяйственного
 планирования очень популярной во всем мире. В этой борьбе
 буржуазные идеологи проявляют двоякий подход. Одни высту-
 пают с проповедью так называемого планового капитализма,
 доказывая возможность планирования уже при капитализме.
 Другая группа более откровенно выступает с критикой плани-
 132
 
 рования, планового хозяйства, старается доказать преимуще-
 ства стихийно развивающегося хозяйства над плановым, апел-
 лирует к теории австрийской школы, которая восхваляла сти-
 хийное хозяйство, развитие экономики при отсутствии центра-
 лизованного руководства. Буржуазные экономисты изощряются
 в том, чтобы доказать, что рынок должен быть центральным
 пунктом, определяющим экономику, что идеальным рынком
 является частный рынок.
  Таким образом, мы видим, что австрийская школа всяче-
 ски идеализировала капиталистическую экономику. Этим
 объясняется ее популярность среди буржуазных идеологов,
 которые используют доводы австрийской школы для своих
 апологетических целей.
  Лекция 10-я
 Новая историческая школа
  Прежде всего нужно отметить, что историческая школа
 возникла в Германии. Примерно с 40-х до 70-х гг. прошлого
 столетия сохраняла свое влияние старая историческая школа.
 Позднее сложилась новая или молодая историческая школа.
 Историческая школа имела влияние в разных буржуазных
 странах, но наиболее характерна и типична она для Германии.
  Между старой и новой исторической школой имеется це-
 лый ряд точек соприкосновения, общих моментов, характерных
 для исторической школы в целом.
  Напомню о некоторых чертах, которые характеризуют исто-
 рическую школу в целом.
  Историческая школа представляет собой своеобразную
 разновидность вульгарной политической экономии. Предста-
 вители этой школы ставили своей целью апологию, восхвале-
 ние, оправдание не вообще капитализма, а капитализма в той
 специфической форме, которую он принял в Германии, осо-
 бенно в Пруссии.
  Как вам известно, в Германии капитализм в сельском хо-
 зяйстве развивался по так называемому прусскому пути. Суть
 этого пути сводилась к тому, что в экономике Германии дли-
 тельное время сохранялись и особенно в сельском хозяйстве
 феодальные черты в виде многочисленных форм отработков.
 Это надолго сохранило господствующую роль землевладель-
 цев как в экономической, так и в политической жизни
 страны.
  Идеологическим отражением этих особенностей прусского
 пути развития капитализма в политической экономии и был
 133
 
 метод, который проповедовали сторонники исторической
 школы.
  Нужно различать подлинный научный исторический метод,
 который применяли классики марксизма, и вульгарный, кото-
 рый характерен для так называемой исторической школы.
  Суть вульгарного историзма сводится к тому, что история
 привлекается для оправдания всякого рода пережитков прош-
 лого, для реабилитации отсталых форм экономики. Сторон-
 ники этого метода стараются оправдать капитализм тем, что
 он вырос из феодального производства. Поэтому идеологи
 исторической школы особенно восхваляли непрерывность
 исторического процесса. Они проповедовали вульгарный и пло-
 ский эволюционизм, рассматривали только одну форму раз-
 вития - эволюционную, отвергая возможность и необходи-
 мость революционных скачков При этом эволюционный метод
 использовался для восхваления вчерашнего дня. В частности
 для экономистов исторической школы типична идеализация
 феодального способа производства. В этом отношении они род-
 ственны так называемым романтикам, которые восхваляли
 средневековье.
  В своей статье "Введение к критике гегелевской философии
 права" Маркс дал очень меткую характеристику этого псевдо-
 исторического метода. Правда, Маркс писал об исторической
 школе права, которая возникла раньше, нежели историческая
 школа в политической экономии. Но то, что утверждал Маркс
 в отношении исторической школы права, целиком и пол-
 ностью применимо к исторической школе в политической эко-
 номии.
  Маркс писал, что эта школа оправдывает подлость сего-
 дняшнего дня подлостью вчерашнего, объявляет всякий мя-
 тежный крик против кнута преступным, если это старый исто-
 рический кнут, т. е. имеющий большую историческую дав-
 ность.
  Такова характеристика исторического метода, который при-
 меняли экономисты так называемой старой исторической
 школы.
  Молодая историческая школа выходит на сцену примерно
 в начале 70-х годов прошлого столетия, одновременно с
 австрийской школой и так же, как и австрийская историческая
 школа, представляет собой попытку буржуазных экономистов
 использовать этот вид оружия в борьбе с революционным
 марксизмом.
  70-е гг. вообще были переломным периодом в истории
 Германии, и историческая школа отразила на себе некоторые
 особенности, характерные для развития Германии в то время.
 Как известно, в 1871 г. была создана Германская империя,
 134
 
 произошло объединение немецкого народа. Причем в этом
 объединении, произошедшем в результате военной победы
 Пруссии над Францией, главную политическую роль играла
 реакционная военщина, тесно связанная с землевладельческим
 классом. Энгельс характеризовал объединение Германии как
 процесс завоевания ее Пруссией. Тот факт, что объединение
 Германии произошло именно этим путем - не на основе побе-
 ды демократических сил, а в итоге победы прусского милита-
 ризма - оказал очень большое влияние на последующее поли-
 тическое развитие Германии, значительно усилив позиции юнкер-
 ского землевладения и реакционность германской буржуазии.
  Если в период революции 1848 г. для германской буржуа-
 зии, которая, по определению Маркса, была с самого начала
 склонна к измене и предательству, характерна некоторая оппо-
 зиционность в отношении к наиболее реакционным элементам,
 то после победы Пруссии в 1870-1871 гг. эта оппозиционность
 сходит на нет, и буржуазия целиком принимает политическую
 линию наиболее реакционных юнкерских элементов. Именно в
 тот период Энгельс писал, что немецкая буржуазия в смысле
 ее раболепия перед юнкерством является трусливейшей во всем
 мире. В. И. Ленин в 1913 г. накануне первой мировой войны
 писал, что Пруссия - образец страны, у которой поразитель-
 ная экономическая мощь буржуазии соединяется с поразитель-
 ным раболепием ее перед помещиками.
  Нужно сказать, что после объединения Германии буржуа-
 зия заключила прочный блок с юнкерством и в области эконо-
 мической политики. Раньше между буржуазными и юн-
 керскими элементами были некоторые расхождения в этом
 вопросе. Немецкая буржуазия стояла за политику протекциониз-
 ма, поскольку она нуждалась в таможенных пошлинах, а зем-
 левладельцы в своем большинстве отстаивали фритредерство,
 свободную торговлю, поскольку Германия вывозила хлеб. Но
 с 1875 г., когда из США, Южной Америки, Индии и других
 стран стал экспортироваться дешевый хлеб, юнкерство отстаи-
 вает аграрный протекционизм. На этой почве складывается
 единая платформа, ориентирующаяся на протекционизм как в
 области промышленности, так и в области сельского хо-
 зяйства.
  После военного поражения Франции и получения с нее
 контрибуции в сумму 5 млрд. франков начинается быстрый
 рост германской промышленности. Если в 60-70-х гг. Герма-
 ния уступала еще Франции, то в 90-х гг. она обгоняет Англию
 и выходит на второе место в капиталистическом мире по раз-
 мерам производимой промышленной продукции.
  В Германии начинают очень сильно развиваться империа-
 листические тенденции. Начиная с 70-х гг., для Германии харак-
 135
 
 терен довольно быстрый рост монополий, особенно в картель-
 ной форме. Уже в 80-90-х гг. монополизация промышленности
 принимает весьма широкие размеры.
  В. И. Ленин отмечал характерные особенности немецкого
 империализма как юнкерского и очень агрессивного. То, что
 Германия позже вступила на путь капиталистического разви-
 тия, нежели другие страны, вызвало особую агрессивность не-
 мецкой буржуазии и широкую проповедь империалистических
 захватов. Этот момент весьма важно учесть при характеристи-
 ке молодой исторической школы.
  Период 70-х гг. представляет собой интерес и потому, что
 это был период большого подъема рабочего движения. В част-
 ности нужно отметить огромное впечатление, которое произве-
 ла на рабочий класс Парижская Коммуна. Парижская Комму-
 на вызвала очень серьезную тревогу среди буржуазии и ряд
 попыток предотвратить нарастание рабочего движения. Одной
 из таких попыток было создание в 1872 г. "Союза социальной
 политики"- органа катедер-социализма. Катедер-социализм
 как движение шире, чем историческая школа. Катедер-социа-
 лизм охватил разнообразных деятелей и представителей
 профессуры Германии в области экономических и юридических
 наук. Молодая историческая школа составила главное ядро
 этого направления.
  Для того чтобы лучше выяснить некоторые особенности
 исторической школы, нужно дать краткую характеристику ка-
 тедер-социализма, линию которого продолжала и молодая ис-
 торическая школа.
  Катедер-социалисты были группой буржуазных ученых, ко-
 торая официально оформилась в виде пресловутого "Союза
 социальной политики". Этот союз охватывал профессуру и пре-
 подавателей немецких университетов. Ежегодно союз устраи-
 вал свои конгрессы, на которых ставились различные доклады
 по вопросам социальной политики. Кроме того, вел исследова-
 тельскую работу, имел свои журналы, проводил статистические
 обследования и т. д.
  Что служило главной целью при создании "Союза социаль-
 ной политики", во главе которого группировались катедер-
 социалисты? Весьма характерно, что на первом съезде союза
 в 1872 г. инициативная группа писала, что будущее Герман-
 ской империи и будущее культуры главным образом находится
 в зависимости от того, как в ближайшем будущем сложатся
 социальные отношения в Германии. Один из главных инициа-
 торов этой организации, глава молодой исторической школы
 Густав Шмоллер говорил, что постепенно возникает все бо-
 лее резкий контраст ме>т;ду рабочими и имущими и образо-
 ванными классами, в результате чего образуется страшная
 136
 
 пропасть между мировоззрениями и идеалами имущих и не-
 имущих классов, и эта пропасть опаснее экономической.
 Шмоллер призывал заполнить эту пропасть, смягчить противо-
 речия между буржуазией и пролетариатом.
  Еще более отчетливо сформулировал задачи этого союза
 другой немецкий буржуазный экономист Вернер Зомбарт, ко-
 торый писал довольно образно и сравнивал ученых с пожар-
 ной командой. По его мнению, Германии нужно иметь ведра,
 чтобы потушить возможный пожар, т. е. угрозу социалистиче-
 ской революции.
  Конкретная программа катедер-социалистов была крайне
 скромной. Она требовала лишь некоторых очень незначитель-
 ных мероприятий. В частности катедер-социалисты, например,
 предлагали организовать страхование рабочих от болезней
 и несчастных случаев. Особенно усиленно они проповедовали
 организацию примирительных камер и третейских судов для
 разрешения экономических конфликтов между рабочими и
 предпринимателями. Предусматривались некоторые мероприя-
 тия в области так называемого фабричного законодательства.
 Нужно сказать, что в большинстве своем катедер-социалисты
 решительно выступали против таких мероприятий, как, допу-
 стим, 8-часовой рабочий день, но проектировали отдельные
 мероприятия по охране труда, призывали улучшить жилищ-
 ные условия, причем особенно восхваляли жилищную коопе-
 рацию, которая должна была опираться на сбережения самих
 рабочих. Вполне понятно, что такая кооперация ничего су-
 щественного не могла дать рабочим. Весьма характерно, что
 большинство представителей катедер-социалистов поддержи-
 вало не всякие профсоюзы, а только так называемые христиан-
 ские. В Германии существовали профсоюзы, которые были
 тесно связаны с церковью, находясь под непосредственным
 идейным воздействием католической или евангелической
 церкви.
  Иными словами, катедер-социалисты пытались ослабить
 недовольство рабочих за счет некоторых очень незначительных

<< Пред.           стр. 21 (из 42)           След. >>

Список литературы по разделу