<< Пред.           стр. 22 (из 42)           След. >>

Список литературы по разделу

 уступок. Наряду с проповедью мелких реформ большинство
 представителей этого направления отстаивали весьма реак-
 ционные политические законы. Так, например, тот же самый
 Шмоллер требовал, чтобы законодательство сурово наказы-
 вало рабочих, которые вступают в борьбу со штрейкбрехера-
 ми, срывающими стачки. В конце прошлого столетия в Герма-
 нии действовали так называемые исключительные законы, ко-
 торые объявляли на нелегальном положении германскую со-
 1Шал-демократию, связанную с Марксом и Энгельсом.
 Большинство катедер-социалистов защищало этот реакционный
 закон.
 137
 
  Таким образом, молодая историческая школа сложилась в
 иную эпоху, нежели старая. Старая историческая школа свою
 критику в основном направляла против утопического социализ-
 ма, между тем молодая историческая школа - против марк-
 сизма.
  Молодая историческая школа выступает одновременно с
 австрийской, но применяет иные методы борьбы с марксизмом.
  Главными представителями молодой исторической школы
 являлись Шмоллер, Луйо Брентано, Карл Бюхер и др.
  Каковы особенности методологии молодой исторической
 школы?
  Первой ее особенностью является проповедь вульгарного
 историзма. В этом отношении молодая историческая школа не
 отличается от старой. В частности Шмоллер всячески восхва-
 лял традиции прошлого, называл их священными. Причем, го-
 воря о традициях прошлого, он имел в виду не революцион-
 ные, а именно реакционные традиции. Подобно экономистам
 старой исторической школы, молодая историческая школа пы-
 талась использовать историю неправильно, фальсифицировать
 ее для обоснования реакционных выводов. В частности Шмол-
 лер пытался ссылкой на исторические факты доказать, что част-
 ная собственность является лучшим стимулом для развития
 производства. При этом он сознательно подтасовывал факты и
 произвольно группировал их для того, чтобы сделать желаемый
 вывод. Весьма характерно, что Шмоллер выступал не только
 против социализма и рабочего движения, но даже против бур-
 жуазной демократии, хотя, как известно, она является очень
 ограниченной и формальной. Он всячески восхвалял прусскую
 монархию, называя ее социальной, распространял фальшивую
 легенду о том, что прусские короли всегда стояли на стороне
 низших классов, были озабочены интересами народа. Шмоллер
 создал легенду о том, что демократические государства в про-
 шлом всегда были недолговечными и непрочными. Все это де-
 лалось с той целью, чтобы дискредитировать даже буржуазную
 демократию. В этом особенно ярко сказывалась реакционная
 сущность молодой исторической школы.
  Второй особенностью молодой исторической школы является
 проповедь эмпиризма, борьба с экономической теорией, в част-
 ности с абстрактным методом исследования. В этом отношении
 историческая школа оказала большое влияние не только на не-
 мецких экономистов, но и на американских. В американской
 литературе широко проповедуется ползучий эмпиризм. Собст-
 венно, суть аргументации Шмоллера, к которому присоединял-
 ся и Брентано, сводилась к тому, что абстрактный метод якобы
 является бесплодным и ненужным. Брентано усматривал суть
 экономического анализа в непосредственном наблюдении эко-
 138
 
 комических явлений и писал, что классическая школа значи-
 тельно уступала меркантилистам, поскольку меркантилисты бы-
 ли эмпириками.
  Молодая историческая школа критиковала не только Марк-
 са, но и Смита, и Рикардо. Она делала шаг назад и по срав*
 нению с классической школой, призывала экономистов ограни-
 читься простым описанием явлений и не занималась анализом
 абстрактных категорий. Шмоллер даже писал, что в конце
 XIX в. мы переживаем эпоху лишь собирания эмпирического и
 конкретного материала. Через много десятилетий, гораздо поз-
 же, наступит другая эпоха теоретического обобщения эмпири-
 ческого материала. Но это - дело будущего, а пока экономи-
 сты должны заниматься собиранием материала. Шмоллер вы-
 ступал против широких теоретических обобщений и в области
 истории народного хозяйства. Он особенно подчеркивал, что нет
 нужды ставить широкие исторические проблемы, а при помощи
 строго исторического метода надо изучать частные проблемы.
 При этом Шмоллер выступал с проповедью так называемого
 монографического метода, т. е. изучения очень узких и специ-
 альных явлений, имеющих локальный ограниченный характер.
 Так, например, одна из его работ посвящена истории суконного
 цеха в Страсбурге в XIV в., где речь шла о положении опреде-
 ленного цеха, в определенное время и в определенном месте.
 Шмоллер сознательно брал небольшой период, останавливал*
 внимание немецких экономистов именно на истории средневе-
 ковья. Такого же типа работа Шенберга "Финансовые отноше-
 ния города Базеля в XIV-XV столетии". Частными исследо-
 ваниями занимался и Брентаио.
  Таким образом, молодая историческая школа намерено
 направляла внимание экономистов в сторону изучения узко
 ограниченных исторических фактов, причем именно периода
 срелневековья.
  Что касается вопросов экономической теории, то Шмоллер
 прямо заявлял, что собирание материалов по истории прусско-
 го государственного хозяйства XVII в. гораздо важнее, чем
 разработка теории стоимости. В области же непосредственной
 экономической теории представители этой школы ограничива-
 лись простым повторением ходячих вульгарных взглядов. Соб-
 ственно, никакой экономической теории они и не выдвигали, ис-
 пользуя отдельные положения вульгарной литературы.
  Следовательно, эта школа предприняла настоящий поход
 против экономической теории. Несомненно, что этот поход был
 направлен и против марксизма как единственной научной эко-
 номической теории. Нет нужды доказывать методологическую'
 несостоятельность нелепых выпадов молодой исторической шко-
 лы против метода теоретической абстракции.
 139
 
  Маркс в предисловии к первому тому "Капитала" сравни-
 вал теоретическую абстракцию с микроскопом, который поз-
 воляет лучше изучать действительность. В. И. Ленин писал в
 "Философских тетрадях", что абстракция материи, абстракция
 законов природы, абстракция стоимости, одним словом, всякая
 научная абстракция, отражает природу глубже, полнее, вернее.
 Он так формулировал свою мысль: "От живого созерцания к
 абстрактному мышлению и от него к практике - таков диалек-
 тический путь познания истины, познания объективной реаль-
 ности" *.
  Нужно отметить, что историческая школа сыграла и некото-
 рую положительную роль, поскольку она ориентировала на со-
 бирание большого конкретного материала. Сторонники этой
 школы дали целый ряд специальных исследований в особенно-
 сти по вопросам средневековья. Но даже в области чисто фак-
 тического анализа их работы страдают коренными пороками.
 Отсутствие научной экономической теории лишило возможно-
 сти историческую школу дать правильный анализ того большо-
 го фактического материала, который был собран в работах
 этой школы. В частности, у В. И. Ленина приводится весьма
 интересная характеристика этой школы. В работе "Аграрный
 вопрос и "критики Маркса" он писал: "Историческая школа в
 буржуазной экономии в ее современном виде считает стремле-
 ние к целостному пониманию общественного механизма прев-
 зойденной ступенью (uberwundener Standpunkt). Экономическая
 наука должна, по этому воззрению, не исследовать социальные
 законы и сводить их в цельную систему, а ограничиваться про-
 токольным описанием отдельных социальных фактов прошлого
 и настоящего. Так она и привыкает к тому, чтобы касаться толь-
 ко поверхностной стороны явлений. А когда тот или другой
 представитель этой школы поддастся тем не менее искушению
 рассмотреть более глубокие основания явлений,- тогда он ока-
 зывается совершенно не в состоянии ориентироваться и блуж-
 дает беспомощно кругом да около" 2.
  Приведу несколько иллюстраций для того, чтобы показать,
 что анализ фактического материала, приводимый в работах
 этой школы, является порочным.
  Как уже говорилось, больше всего внимания эта школа уде-
 ляла вопросам средневековья, анализу ремесла, характеристи-
 ке цехов. Но историческая школа всячески идеализировала ре"
 месло. Она обходила и обходит факты классовой борьбы, игно-
 рировала социальную дифференциацию среди мелких произво-
 дителей.
 11 В. И. Ленин. Соч., т. 38, стр. 161,
 2 В. И. Ленин. Соч., т. 5, стр. 136.
 140
 
  Такая тенденция не случайна. Только правильный научный
 анализ показывает неизбежность имущественной дифференциа-
 ции среди мелких производителей на основе стихийного действ
 вия закона стоимости. Цеховая организация, цеховой строй пы-
 тались препятствовать росту этой дифференциации, но все ро-
 гатки регламентации оказались бессильными перед действием
 стихийных экономических закономерностей. Сторонники истори-
 ческой школы обходят этот важный факт. По существу они
 тенденциозно подбирают фактический материал, который луч-
 ше укладывается в их схему. Сама -идеализация мелкого ре-
 месла имела определенный политический смысл. Идеологи ис-
 торической школы, как и вообще представители катедер-социа-
 лизма, пытались представить себя в роли защитников средних
 слоев, мелкого производства. В данном случае мы имеем дело с
 определенной социальной демагогией, с попыткой фальшиво
 представить себя в роли друзей мелких производителей. К это*
 му приему прибегали реакционеры разных мастей, консерва-
 тивные партии второй империи. Позднее его в очень изощрен-*
 ной форме использовали нацисты.
  Наиболее известным представителем новой исторической
 школы являлся К. Бюхер, специалист по истории народного
 хозяйства. Но Бюхер в своих работах по истории народного хо-
 зяйства неправильно отбирал факты и фальшиво их обобщал*
 Так, например, он выдвинул теорию индивидуальных поисков,
 которая дает совершенно извращенное представление о перво-
 бытнообщинном строе. Суть ее сводилась к утверждению, что
 первобытный человек был совершенно изолирован, по существу
 не было первобытного общества. Существовали обособленные
 охотники, каждый их них охотился на свой риск и страх. Ины-
 ми словами, Бюхер полностью отвергал наличие первобытной
 кооперации труда и приходил к выводу, что на этой стадии
 нельзя говорить о хозяйстве и речь может идти только о слу"
 чайных поисках пищи, которые осуществляются отдельными
 разобщенными индивидуумами. По Бюхеру получается, что при
 первобытнообщинном строе нет систематического труда. Это,
 конечно, совершенно извращает картину первобытного общест-
 ва. Выходит, что никакой первобытной экономики не было, че*
 ловек не отличался от животных, каждый в одиночку добывал
 себе средства существования. Соответственно этой ложной схе-
 ме Бюхер подбирал и фактический материал.
  Возьмем другой вопрос. Бюхер много внимания уделял ан-
 тичной экономике, но давал ей совершенно превратное истолко-
 вание. Она рассматривалась как чисто натуральное замкнутое
 хозяйство, полностью игнорировалось разложение патриар-
 хальных отношений, развитие товарного производства. Бюхер
 подчеркивал, что все закономерности развития рабовладельче-
 141
 
 ской экономики могут быть установлены при полном абстраги-
 ровании от обмена, который якобы никакой роли не играл. Ко-
 нечно, это не верно. Мы знаем, что у ряда античных народов
 торговля достигла крупных масштабов, например, у греков и
 римлян.
  Возьмем третий пример. Как Бюхер трактует капиталистиче-
 скую промышленность? Он стал автором особой классификации
 капиталистической промышленности. На этой классификации
 Бюхера останавливался В. И. Ленин в своей работе "Развитие
 капитализма в России". По Бюхеру существовало пять основ-
 ных форм промышленности. Первая - домашнее производство,
 которое он рассматривал как чисто натуральное, замкнутое хо-
 зяйство. Вторая - работа на заказ, когда ремесленник произво-
 дит на определенного заказчика. Третья форма-ремесло, где
 ремесленник работает не на заказчика, а на рынок. Четвер-
 тая - кустарная форма. И, наконец, пятая форма - это круп-
 ная промышленность в виде фабрики.
  В. И. Ленин, критикуя эту классификацию, указывал на два
 главных порока. Во-первых, в ней отсутствовал мануфактурный
 период в развитии капитализма, не проводилось различия меж-
 ду мануфактурой и фабрикой. Во-вторых, совершенно непра-
 вильно трактовалась кустарная промышленность как самостоя-
 тельная форма. Кустарная промышленность органически связа-
 на с мануфактурой, это составная часть капиталистической
 мануфактуры, при которой мануфактурист раздает сырье на
 дом кустарям.
  Таким образом, мы видим, что Бюхер неправильно решал
 ряд важных вопросов первобытной, рабовладельческой и капи-
 талистической экономики.
  Так же неверно давал Бюхер схему исторического развития.
 Главным критерием и определяющим моментом для различия
 между отдельными стадиями исторического развития Бюхер
 считал расстояние, которое проделывает товар, или расстояние
 между производителем и потребителем.
  Бюхер различает три стадии экономического развития. На
 первой стадии, которую он характеризовал как замкнутое, чисто
 натуральное хозяйство, отсутствуют даже элементы обмена.
 В действительности, даже в условиях первобытнообщинного
 строя, на стадии его разложения уже были элементы обмена.
 Вторую стадию он характеризовал как городское хозяйство.
 Если на первой стадии расстояние между производителем и
 потребителем равно нулю, то на второй стадии' уже имеется
 небольшое расстояние. Производитель продает товары на мест-
 ном рынке. Значит он непосредственно сталкивается с потреби-
 телем только тогда, когда продает ему товары. И, наконец,
 142
 
 третью стадию Бюхер называл народным хозяйством, когда
 расстояние между производителем и потребителем является
 весьма значительным, производитель работает на неизвестный
 рынок, а сам непосредственно не встречается с потребителем.
 К этому сводится вся его схема исторического развития.
  В этой схеме отсутствует центральное и главное - учение об
 общественно-экономических формациях. Если взять то, что Бю-
 хер называл народным хозяйством, то оно может иметь место и
 на стадии рабовладельческого, и на стадии феодального произ-
 водства, и на стадии капитализма. Следовательно, в схеме вы-
 падает главное и решающее - характеристика производствен-
 ных отношений. В качестве решающего критерия Бюхер выдви-
 гал изменения не в сфере производства, а в сфере обращения в
 виде изменения расстояния между производителем и потреби-
 телем. Подобная схема ярко иллюстрирует антинаучный харак-
 тер исследований, которые проводили сторонники молодой исто-
 рической школы по истории народного хозяйства.
  Третьей важной особенностью исторической школы являет-
 ся то, что она очень настойчиво пропагандировала идеали-
 стическую трактовку экономических явлений. Вообще идеализм
 характерен для буржуазных экономистов различных школ. Но у
 экономистов молодой исторической школы идеалистический
 метод получает своеобразное преломление.
  Эта школа выдвигает в качестве решающего стимула для
 исторического развития морально-правовой фактор. К разряду
 главных сил, определяющих историческое развитие, относилось
 прежде всего государство, причем оно рассматривалось совер-
 шенно независимо от классов, как выражение определенных
 моральных идей, принципов. Таким образом, в конечном счете
 методология исторической школы приписывала основное значе-
 ние развитию моральных идей, представлению людей об
 этике.
  Особое подчеркивание примата морально-этического факто-
 ра было использовано по-разному. В частности некоторые из
 сторонников этой школы выступали с проповедью так называе-
 мого "государственного социализма". Сущность его сводилась
 к тому, что объявлялось социалистическим всякое государ-
 ственное предприятие, всякий переход предприятий в государ-
 ственную собственность. Как раз в этот период фактический
 глава Германской империи Бисмарк провел ряд мероприятий
 по передаче железных дорог в собственность государства, до-
 бился огосударствления табачной промышленности. Буржуаз-
 ные экономисты того времени объявили эти мероприятия социа-
 листическими и писали, что начинается новая эпоха постепен-
 ного перехода к социализму на основе перехода предприятий
 в государственную собственность.
 143
 
  Подобная же фразеология сейчас широко используется лей-

<< Пред.           стр. 22 (из 42)           След. >>

Список литературы по разделу