<< Пред. стр. 23 (из 42) След. >>
бористами и правыми социалистами в Западной Европе.Основа этой фальшивой демагогии сводится к тому, что со-
вершенно игнорируется классовая природа государства, оно
рассматривается как надклассовая сила. Пользуясь этим, бур-
жуазные апологеты объявляют любое расширение собственно-
сти буржуазного государства как якобы социалистическое меро-
приятие. Домыслам4 подобного рода Энгельс дал резкую критику
во второй главе III части "Анти-Дюринга". Он писал, что с тех
пор как Бисмарк вступил на путь огосударствления, появился
особого рода фальшивый социализм, выродившийся местами в
добровольное лакейство и объявлявший всякое расширение
государственной собственности социализмом. Энгельс писал,
что если табачная монополия есть социализм, то Наполеон, не-
сомненно, должен быть зачислен в число основателей социализ-
ма, поскольку он тоже осуществлял огосударствление табачной
монополии.
Апелляция к этическому методу использовалась молодой
исторической школой для борьбы с революционным движе-
нием. Шмоллер доказывал, что революция не может обеспечить
радикального преобразования людей, вместо революции тре-
буется моральное воспитание, которое является наиболее дей-
ственным методом. Этим подчеркивалось, что насильственная
революция ничего не может сделать и достигнуть, пока не из-
менена моральная природа человека.
Как понимали сторонники этой школы моральный фактор,
очень ярко выступает в трактовке рабочего вопроса. Рабочий
вопрос, по мнению Шмоллера и других, порождается не эконо-
мическим развитием общества, а моральным развитием, повы-
шением морального сознания людей. В частности Шмоллер пи-
сал, что лучший способ разрешения рабочего вопроса - это
устранение моральных недостатков рабочих. О моральных не-
достатках буржуазии Шмоллер предпочитает не писать. Весь-
ма любопытно, как он квалифицировал эти моральные недо-
статки рабочих, которые призвана устранить воспитательная
работа. К моральным недостаткам он относил враждебное от-
ношение к предпринимателю, к капиталистам, слишком актив-
ную работу профсоюзных организаций, борьбу с штрейкбрехе-
рами, усиление революционного движения среди рабочих.
Таким образом, под флагом морального воспитания и разре-
шения рабочего вопроса Шмоллер проповедовал отказ от клас-
свой борьбы и воспитание рабочих в духе "социальной соли-
дарности" с капиталистами. Суть дела сводилась к подчинению
интересов рабочих целям и задачам буржуазии.
Ссылка на моральный метод использовалась также и для
обоснования империалистической политики. Немецкие бур-
144
жуазные экономисты, преимущественно сторонники историче-
ской школы, любили ссылаться на немецкий дух и считали, что
пресловутый захват "жизненного пространства", расширение
территории Германской империи является реализацией мораль-
ных требований, которые диктуются так называемым герман-
ским духом.
Особенно отчетливо империалистическая сущность этой де-
магогии была выражена в работах одного из сторонников этой
школы Шульце-Геверница, автора большой работы об англий-
ском империализме. Шульце-Геверниц сосредоточивал все уси-
лия на борьбе с английским империализмом, но он всячески от-
стаивал германский империализм, широко использовал идеа-
листическую аргументацию, ссылки на моральное требование
германского духа. В. И. Ленин цитировал в нескольких местах
эту книжку в своей работе "Империализм, как высшая стадия
капитализма" и в "Тетрадях по империализму". Он писал, что
суть идеалистической аргументации Шульце-Геверница сво-<
дится к тому, что Германия должна стоять во главе мира.
Нужно сказать, что моральный или этический метод приме-
нялся широко и нацистами. Гитлеровцы в трактовке различий
между капитализмом и социализмом прибегали к социальной
демагогии, к социалистической фразеологии, хотя в их прак-
тике не было ни атома социализма. В частности гитлеровцы
уверяли, что различия между капитализмом и социализмом ко-
ренятся не в экономике, а в духовных принципах, которые гос-
подствуют в данном обществе. Это, конечно, весьма превратное
и фальшивое изложение того, что должно считаться социа-
лизмом.
Таким образом, в действительности эта идеалистическая
трактовка экономических явлений, подчеркивание решающей
роли морально правовых факторов использовались исторической
школой для самых реакционных задач. Шмоллер всячески
восхвалял прусскую "социальную монархию", выступал даже
против буржуазной демократии, откровенно защищал наиболее
реакционные политические мероприятия. Нужно сказать, что
работы Шмоллера оказали большое влияние на формирование
фашизма, на нацистские концепции по вопросам экономики.
Брентано был представителем более либерального крыла.
Он формально защищал некоторые преобразования германско-
го общества и не выступал с такими откровенно реакционными
лозунгами. Брентаио оказал особенно большое влияние яА со-
циал-демократию. Но сущность программных воззрений Шмол-
лера и Брентано была одинакова.
Шмоллер по преимуществу старался обработать наиболее
реакционные круги мелкой буржуазии, ремесленников, торгов-
цев и т. д. Брентано свою программу старался популяризиро-
§-167.-10 145
вать среди рабочих и поэтому прибегал к более тонкой, более
изощренной демагогии.
В работах В. И. Ленина неоднократно отмечалось влияние
Брентано на ревизионистов. Так, в работе "Аграрный вопрос и
"критики Маркса" В. И. Ленин показал, что учителем Булга-
кова, Струве и других ревизионистов того времени был Брен-
тано. Особенно большой интерес вызывают замечания Ленина
в статье "Победа кадетов и задачи рабочей партии". Ленин
писал, что Бернштейн и его компания подменили марксизм
брентанизмом.
Брентано - наиболее известный выразитель идеи классового
мира. Он разделял историю капитализма на два периода и ука-
зывал, что раньше, на первом этапе, когда не было профессио-
нальных союзов, рабочие находились в полной зависимости от
предпринимателя. Для этого периода допускалось существова-
ние эксплуатации рабочих. Затем с развитием профессиональ-
ных союзов наступил второй период в истории капитализма,
когда профессиональные союзы, организуя рабочих, противопо-
ставляют капиталисту не одиночку-рабочего, а организован-
ную массу рабочих. Брентано развивал чисто оппортунистиче-
скую точку зрения, согласно которой развитие профсоюзов ко-
ренным образом изменяет положение рабочего класса и ликви-
дирует экономическую зависимость от капиталистов. Всячески
восхваляя роль профсоюзов, он делал вывод, будто в полити-
ческой борьбе нет необходимости, поскольку чисто экономиче-
ская борьба профсоюзов полностью удовлетворяет интересы ра-
бочего класса. Брентано оказал непосредственное влияние на
так называемый экономизм в рабочем движении России.
Брентано написал ряд работ, посвященных потребительской
кооперации, неимоверно преувеличивая ее положительное зна-
чение в буржуазном обществе, приходя к выводу, что потреби-
тельская кооперация вместе с профсоюзами коренным образом
изменяет положение рабочего класса.
Наконец, в качестве третьего фактора, который, по его мне-
нию, играет крупнейшую роль в эволюции капитализма, он
называет фабричное законодательство.
Суть воззрений Брентано сводится к тому, что уже в недрах
капитализма ликвидируется эксплуатация рабочих, реформы
вполне могут заменить собой для рабочего класса социалисти-
ческую революцию. Неудивительно, что работы Брентано были
подхвачены различными оппортунистами и пропагандировались
во многих странах.
Несколько слов относительно экономической программы но-
вой исторической школы.
Брентано олицетворял более либеральное крыло историче-
ской школы, которое было близко к правому крылу социал-де-
146
мократии. Пожалуй, можно даже сказать, что Брентано был
наиболее ярким представителем буржуазного реформизма. Во-
обще центральной идеей Брентано была идея классового мира.
Брентано считал, что на базе трех факторов: развития профес-
сиональных союзов, кооперации и фабричного законодатель-
ства постепенно устраняются антагонистические противоречия
между буржуазией и пролетариатом.
По существу Брентано впервые дал широкий анализ исто-
рии английских тред-юнионов. Но через всю книгу Брентано,
посвященную английским тред-юнионам, проходит одна идея -
всяческое восхваление тред-юнионизма. Он выдвигает положе-
ние, что эксплуатация рабочих имеет место лишь до тех пор, пока
капиталистам противостоят отдельные разобщенные рабочие и
предприниматель имеет возможность диктовать свои условия
на рынке труда. В течение всего периода, пока рабочие не
организованы, они не получают полную плату за свой труд и
часть созданной ими стоимости поступает капиталисту. Однако
с того момента, когда создаются рабочие организации, капита-
листу противостоит уже не индивидуальный, а коллективный
рабочий, организованный рабочий класс. Он утверждал, что ор-
ганизация рабочего класса якобы решительно изменяет
положение на рынке труда и создает весьма благоприятные
условия для рабочих. С этого момента рабочие уже не эксплу-
атируются, организация рабочих дает им возможность полу-
чить всю созданную ими стоимость. Отсюда Брентано делал та-
кой вывод, что, собственно, у рабочего класса имеется заинте-
ресованность только в экономической борьбе, что если суще-
ствуют профессиональные союзы, то рабочий класс может
добиться справедливой заработной платы. Из этого следовало
заключение, что отпадает необходимость в устранении ка-
питалистического строя, поскольку рабочий класс уже в рам-
ках капитализма полностью мог решить свои экономические
цели. Таким образом, Брентано считал, что рабочие должны
быть организованы только в виде профсоюзов, что достаточно
лишь экономической организации. Он защищает тред-юнионизм
и проповедует отказ рабочих от политической борьбы за свер-
жение капиталистического строя.
Позиция Брентано несколько отличалась от позиции Шмол-
лера. Ставя вопрос о профессиональных союзах, Брентано под-
черкивал необходимость их полной свободы, в то время как
Шмоллер считал, что нужен только такой профсоюз, который
связан с церковными организациями. То, что Брентано поддер-
живал свободу профсоюзов, создавало -ему некоторый автори-
тет в рабочих кругах. Но вместе с тем надо отметить, что тео-
рия Брентано была более опасной, так как порождала иллю-
зии о возможности коренного улучшения положения рабочего
1С* Н7
класса в рамках капиталистического строя. У Энгельса есть
статья "Брентано contra Маркса". Само появление этой статьи
представляет интерес. Как известно, Маркс в пятом параграфе
двадцать третьей главы I тома "Капитала", говоря об обни-
щании рабочих, цитирует Гладстона - английского премьер-ми-
нистра, который вынужден был признать ухудшение положения
рабочих. Маркс пользовался тем отчетом о речи Гладстона,
который печатался в английской прессе. Но в Англии имеется
специальное издание парламентских речей, которое считается
официальным. Обычно в этом издании подчищаются речи и
устраняются некоторые места, которые могут дать повод для
острой борьбы, и т. д. Очевидно, Гладстон исправил свою речь,
сократил ее и в этом официальном издании не оказалось той
фразы, которая первоначально имелась и была воспроизведена
во всей английской прессе. К этому придрались буржуазные
деятели - критики Маркса. В частности Брентано нагшеал
ряд статей, где он обвинял Маркса в неправильном цитирова-
нии речи Гладстона.
Энгельс, полемизируя с Брентано, который хотел дискреди-
тировать Маркса, обвиняя его якобы в недобросовестности, по-
путно дал общую характеристику взглядов Брентано. Энгельс
указывал, что, конечно, в известной мере профессиональные
союзы способствуют некоторому улучшению положения рабо-
чих в том смысле, что если бы не было профессиональных орга-
низаций, то зарплата упала бы еще ниже. Профсоюзы дают
возможность некоторой задержки падения заработной платы,
позволяют ее удерживать на уровне, близком к стоимости ра-
бочей силы. Но Брентано умышленно крайне переоценивал воз-
можные последствия существования профессиональных органи-
заций для экономического положения рабочих в буржуазном
обществе. Энгельс указывал, что здесь нужно учитывать два
момента: "во-первых, благоприятное влияние сопротивления
профессиональных союзов ограничивается периодами средней и
высокой конъюнктуры; в периоды застоя и кризиса они сплошь
да рядом дают осечку" *.
Значит, если в период средней и высокой конъюнктуры про-
фессиональным союзам удается несколько подтягивать зара-
ботную плату рабочих, то, когда начинается кризис, их попытки
кончаются неудачей. Это первое, что отметил Энгельс. И вто-
рое, самое важное: "Ни законодательство об охране труда, ни
сопротивление профессиональных союзов не устраняют того са-
мого существенного, что должно быть устранено: капиталисти-
ческих отношений"2. Тем самым Энгельс подчеркивает, что как
1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. XVI, ч. II, стр. 151.
2 Там же, стр, 151-152.
148
бы ни были хорошо организованы -профессиональные союзы,
они не в состоянии устранить капиталистических отношений, не
в состоянии устранить зависимость рабочих от капиталистов,
не в состоянии устранить капиталистической эксплуатации, не
в состоянии устранить безработицу. Поэтому сами рамки воз-
действия профессиональных союзов на уровень заработной пла-
ты рабочих являются весьма узкими.
Нужно сказать, что теория Брентано получила дальнейшее
развитие в социал-демократической литературе. В частности со-
циал-демократы вслед за Туган-Барановским выдвигали со-
циальную теорию заработной платы. Согласно этой теории, зара-
ботная плата уже не определяется стоимостью рабочей силы, а
зависит от соотношения сил рабочих и капиталистов, опреде-
ляется организованностью рабочих, мощью профессиональных
союзов. Эта теория, конечно, неправильная, потому что она
чрезмерно переоценивает воздействие профессиональных сою-
зов, отрицая решающую роль закона стоимости рабочей силы,
который определяет движение заработной платы.
Брентано выдвинул еще другую теорию, которая пользуется
и до сих пор большим успехом среди реформистов. Это так на-
зываемая теория высокой заработной платы. Еще Рикардо пока-
зал, что интересы капиталистов и рабочих противоположны,
что низкой заработной плате соответствует высокая прибыль,
высокой заработной плате соответствует низкая прибыль. Ивог
Брентано попытался опровергнуть этот факт противополжного
движения заработной платы и прибыли, выдвигая положение,
что не только рабочие, но и капиталисты заинтересованы в на-
личии высокой заработной платы. Им делалась попытка дока-
зать, что в вопросах об уровне заработной платы между рабо-
чими и капиталистами нет антагонизма, что их интересы в основ-
ном совпадают, капиталистический класс также заинтересован
в росте заработной платы. Здесь особенно ярко проявлялось
реформистское существо теории Брентано. Центральный и
главный аргумент Брентано заключался в том, что капиталист
заинтересован в расширении рынка, увеличении плахежеспособ-
ного спроса. Брентано выдвигает тезис, что чем выше уровень
заработной платы, тем больше покупательная способность ра-
бочих и тем более благоприятные условия для реализации то-
варов. Не случайно подобная концепция получила преимущест-
венное распространение в таких странах, как Соединенные
Штаты Америки и Англия, где уровень заработной платы выше,
чем на континенте Европы. В частности эту теорию пропове-
дуют американские профсоюзные деятели, она лежит в основе
политики Американской Федерации Труда,
Реформистские деятели стран, где существует более высо-
кая заработная плата, развивают эту теорию, если можно так
149
выразиться, на экспорт, чтобы оказать идеологическое воздей-
ствие на другие страны, где уровень заработной платы ниже.
Фальшивость так называемой теории высокой заработной пла-
ты совершенно очевидна.
Маркс отмечал, что несомненно капиталист стоит перед про-
тиворечием, которое состоит в том, что рабочий, с одной сторо-
ны, является продавцом рабочей силы, а, с другой - покупате-
лем товаров. Капиталист заинтересован в том, чтобы макси-
мально снижать заработную плату там, где он сталкивается
с рабочим, как продавцом рабочей силы. В то же время капи-
талист зависит и от рынка. С этой точки зрения высокая зара-
ботная плата создает благоприятные условия для сбыта и в
ней должен быть заинтересован капиталист.
Однако на практике каждый отдельный капиталист всегда