<< Пред.           стр. 25 (из 42)           След. >>

Список литературы по разделу

 представить в розовом свете процесс возникновения капитализ-
 ма и писал, что капитализм является величайшим творением
 человеческого духа. Корни капитализма Зомбарт искал не в
 развитии материального производства и внутренних противоре-
 чий феодального способа производства, а в человеческом духе.
 В книге "Современный капитализм" главу, посвященную воз-
 никновению капитализма, он начинал со слов, что "капитализм
 вырос из глубин европейской души".
  Пытаясь доказать, что капитализм есть порождение особого
 духа, Зомбарт ставил явно все на голову. В действительности
 новый способ производства порождает и новую идеологию.
 156
 
 Именно возникновение капитализма привело к появлению ка-
 питалистического духа в буржуазной идеологии. Между тем,
 Зомбарт давал совершенно превратное истолкование вопросу,
 утверждая, что раньше возникает капиталистический дух, а за-
 тем капиталистический дух порождает капиталистическую эко-
 номику. Это положение явно неправильно, находится в проти-
 воречии с исторической действительностью. Вместе с тем Зом-
 барт всячески приукрашивал капиталистический дух, пытаясь
 доказать, что капитализм вырос из лучших черт, из лучших сто-
 рон человеческого характера. При этом различался дух пред-
 приимчивости и буржуазный дух. Дух предприимчивости пред-
 ставлялся как фаустовский дух, а Фауст - положительный
 герой. Как писал Зомбарт, дух предприимчивости - это стремле-
 ние к бесконечному, к подвигам, сущность которых можно вы-
 разить словами поэта: "Брожение влечет его в даль". Под ду-
 хом предприимчивости понималось всякое новаторское стремле-
 ние, стремление совершить переворот в той или иной области
 производства, что означало идеализацию капиталистического
 предпринимательства. Общеизвестно, что для рядового пред-
 принимателя главным является стремление к наживе, а Зом-
 барт пытается так истолковать дух предприимчивости, чтобы
 представить его как проявление наиболее героических, высших
 черт человеческого характера.
  Что касается буржуазного духа в собственном смысле этого
 слова, то Зомбарт также всячески идеализировал его и писал,
 что этот дух проявляется в скромности, бережливости, трудо-
 любии и т. д., т. е. опять-таки в таких свойствах человеческого
 характера, которые заслуживают поощрения.
  Таким образом, перед нами явно апологетическая, тенден-
 циозная попытка представить возникновение капитализма в са-
 мом лучшим свете, полностью игнорируя тот кровавый путь,
 который характеризует историю капитала. По существу Зом-
 барт приходил к выводу, что основы капитализма коренятся в
 человеческой психике и капитализм вечно должен существо-
 вать. Но Зомбарт на этом не останавливался. В книге "Бур-
 жуа", которая имеется в русском переводе, он пытался найти
 не только психологические корни капитализма, но даже биоло-
 гические и писал: "Я не хотел оставить невысказанной мысль,
 что в конечном счете способность к капитализму коренится все
 же в половой конституции" К В специальной книге писал Зом-
 барт о роли любви в возникновении капитализма, доказывал,
 что именно любовь дала стимул к развитию ряда производств,
 например, предметов роскоши и т. д. Он трактовал любовь
 как один из факторов, который способствовал возникновению
 1 В. Зомбарт. "Буржуа", М., 1927, стр. 162.
 1Г>7
 
 капитализма. В книге "Буржуа" говорится, что те чувства и ин-
 стинкты, которые породили капитализм, коренятся в крови че-
 ловека; "естественное побуждение, инстинктивная способность
 заранее даны, они в крови у человека, они могут только либо
 быть подавлены, зачахнуть, остаться неиспользованными, либо
 быть возбуждаемы, развиваемы, поддерживаемы" 1. Это "...те
 биологические основы, на которых строится вся история капи-
 талистического духа"2.
  Таким образом, в этой книге подчеркивалось, что зародыши
 капитализма всегда существовали, поскольку они связаны с
 биологией человека. Зомбарт считал, что нужны только благо-
 приятные внешние условия, при которых эти зачатки капита-
 листического духа получат свое наиболее полное развитие, и
 даже утверждал, что эти особенности человеческой психики,
 которые порождают капитализм, передаются по наследству.
 Трудно найти более абсурдную теорию возникновения капи-
 тализма. С этой точки зрения остается совершенно непонятным,
 почему капитализм насчитывает всего несколько столетий и
 возник в Западной Европе в XVI-XVIII вв. Возникает вопрос,
 если капитализм коренится в особенностях человеческой психи-
 ки и даже человеческой биологии, то почему он оказывается все
 же историческим явлением, преходящей формой производства?
 Еще больше внимания Зомбарт уделяет вопросу о судьбах
 капитализма, так как этот вопрос имеет самое жизненное зна-
 чение для буржуазии.
  Как известно, Маркс разработал свое учение об объектив-
 ных и субъективных предпосылках социализма, складывающих-
 ся в недрах капиталистического общества. Неудивительно, что
 критика Зомбартом марксистской политической экономии была
 прежде всего направлена против учения об объективных и субъ-
 ективных предпосылках социализма.
  Крупнейшую роль в создании предпосылок социализма иг-
 рает обобществление труда в процессе концентрации производ-
 ства и капитала. Поэтому Зомбарт пытался критиковать
 теорию концентрации, ссылаясь на то, что концентрация ограни-
 чивается только отдельными секторами хозяйства, преимущест-
 венно промышленностью, что имеется ряд отраслей народного
 хозяйства, которые не подчиняются закону концентрации. В ка-
 честве примера таких сфер хозяйства фигурировали торговля и
 сельское хозяйство. Выдвигалось положение, что последующее
 капиталистическое развитие якобы не оправдало прогнозов
 Маркса о неизбежности все более сильной и мощной концентра-
 ции производства и капитала. Но Зомбарт лишь извращал фак-
 11 В. Зомбарт. "Буржуа", стр. 152.
 2 Там же, стр. 154.
 158
 
 tfbi или игнорировал их. Блестящие работы В. И. Ленина дока-
 зали, что в области сельского хозяйства идет концентрация.
 Развитие капитализма еще более ярко подтвердило справедли-
 вость марксистской теории. Сейчас и буржуазные экономисты
 вынуждены признать, что мелкие фермеры в США влачат край-
 не жалкое существование, так называемые семейные фермы
 дают всего лишь около 4% товарной продукции сельского хо-
 зяйства, между тем как крупные механизированные фермы пол-
 ностью завладели рынком.
  Кроме того, Зомбарт, как и большинство буржуазных эко-
 номистов, не признавал того, что наряду с прямым поглощением
 и разорением мелких предприятий происходит замаскирован-
 ный и скрытый процесс подчинения их крупным. Мелкие пред-
 приятия начинают работать на определенных заказчиков и по
 существу попадают в полную зависимость от них. Так, в Сое-
 диненных Штатах Америки имеется громадная сеть продавцов
 автомобилей, которые, формально являясь самостоятельными
 предпринимателями, фактически находятся в полной зависи-
 мости от крупнейших автомобильных корпораций.
  Развитие капитализма ведет к ухудшению экономического
 положения рабочих, к росту обнищания, которые вызывают
 рост революционного сознания рабочих - важнейшей субъек-
 тивной предпосылки социализма.
  Зомбарт критиковал теорию обнищания и выдвигал тезис,
 что на протяжении всего XIX столетия происходило улучшение
 положения рабочих, что за 100 лет реальная заработная плата
 якобы выросла более чем вдвое. Но эти домыслы отражали
 лишь неправильное, одностороннее представление о жизненном
 уровне, который характеризуется не только заработной платой,
 но и условиями труда, его интенсивностью, устойчивостью за-
 работка рабочих, уровнем безработицы и т. д. Кроме того, Зом-
 барт пользовался данными фальсифицированной статистики, ко-
 торая неправильно исчисляет бюджеты, фальшиво определяет
 прожиточный минимум рабочих, допускает ряд серьезных оши-
 бок в своих исчислениях и т. д.
  Отрицая субъективные и объективные предпосылки социа-
 лизма, Зомбарт уделял особое внимание проблеме экономиче-
 ских кризисов и стал,* пожалуй, первым автором теории, полу-
 чившей очень большое распространение, именно теории конъ-
 юнктуры. Сущность этой теории заключается в тезисе, что цик-
 лическое развитие производства радикально изменилось за
 последние 50-70 лет. Теория конъюнктуры не отрицает
 циклических изменений, но говорит, что цикл необязательно
 включает в себя кризисы, и допускает возможность безкризи-
 сного развития. Утверждается, что цикличность развития выра-
 жается лишь в волнообразном движении и периодическом
 159
 
 расширении производства, периодическом сжатии его, но в плав-
 ной форме, не сопровождаясь экономическими кризисами. Бур-
 жуазные экономисты сравнивают экономические циклы с мете-
 орологическими и т. д., утверждая, что сами по себе эти колос-
 сальные движения в экономике не опасны и легко поддаются
 регулированию. Эта теория получила особое распространение в
 американской литературе. Американские экономисты выдвинули
 положение о том, что кризисы сейчас необязательны, что вместо
 кризисов могут иметь место лишь так называемые спады. Под
 спадами понимается незначительное сокращение производства
 в мягкой, безопасной форме, не сопровождающееся кризисными
 явлениями. Это один из важнейших методов апологии совре-
 менного капитализма.
  Зомбарт, являясь родоначальником теории конъюнктуры,
 утверждал, что с развитем капитализма происходит то, что он
 называл стабилизацией конъюнктуры, она якобы становится
 все более устойчивой, теряет кризисные черты. Так, он писал,
 что в Англии последний кризис в прошлом столетии был в
 1857 г., а в Германии в 1879 г. Это, конечно, неверно. Достаточ-
 но сослаться на кризис 1929-1933 гг. для того, чтобы увидеть,
 насколько фальшива эта фразеология.
  Зомбарт ссылался на то, что есть ряд факторов, которые
 смягчают конъюнктурные колебания, делают эти колебания
 меньшими и лишают их кризисных черт. К таким факторам он
 относил рационализацию кредита, а также то, что предприни-
 матели стали лучше изучать экономику и уже владеют конъ-
 юнктурой.
  На самом деле асе эти моменты ничего не могут изменить
 в самом характере кризисов, так как последние порождаются
 основным противоречием капитализма, и рационализаторские
 мероприятия в области кредитной или валютной политики не
 в состоянии устранить основного противоречия капитализма.
  Следует остановиться еще на так называемой теории соци-
 ального плюрализма. Латинское слово "плюралис" означает
 множественное число.
  Зомбарт любил изобретать новые термины. Он утверждал,
 что с развитием общества увеличивается число экономических
 укладов, экономика становится все более сложной и включает
 все большее разнообразие различных социально-экономических
 форм.
 Как им решался вопрос о будущем человеческом обществе?
  Он уверял, что человеческое общество развивается не в
 направлении к социализму, а в сторону более сложной эконо-
 мики, которая будет включать в себя элементы капитализма и
 элементы социализма. При этом делалась ссылка на то, что в
 средневековом обществе существовали три уклада, или три сек-
 160
 
 тора: помещичье хозяйство, крестьянское и ремесленное, а й
 условиях современного капитализма существует уже не три, а
 шесть укладов. Кроме трех укладов, унаследованных от феода-
 лизма, существует еще капиталистический уклад, кооператив-
 ный и общественное производство, под которым понимались
 предприятия, принадлежащие государству. Общественный ук-
 лад трактовался как самостоятельный, независимый от капита-
 лизма.
  Эта теория "социального плюрализма" получила большое
 распространение в современной буржуазной литературе и в
 частности в США в виде так называемой теории смешанной
 или двойной экономики. Желание всячески приукрасить совре-
 менный капитализм заставляет буржуазных экономистов ут-
 верждать, что современная экономика США уже не может
 определяться как чисто капиталистическая, она якобы являет-
 ся смешанной и включает в себя предприятия капиталистиче-
 ского и общественного секторов. Некоторые апологеты прямо
 говорят о сочетании элементов социализма и капитализма, о
 наличии в современных капиталистических странах социалисти-
 ческого сектора. Конечно, такого рода демагогия совершенно
 неправильна, она игнорирует то, что в каждой общественно-
 экономической формации при наличии разных укладов все ж?
 имеется господствующий, ведущий уклад, который определяет
 содержание и существо экономических процессов, характер
 общественно-экономической формации и даже особенности дру-
 гих укладов. Очевидно, что в условиях капиталистической фор-
 мации таким укладом является частнокапиталистический
 уклад. Кооперативы в условиях капитализма неизбежно пре-
 вращаются в форму коллективно-капиталистических предприя-
 тий, подчиняются экономическим законам капитализма и прио-
 бретают капиталистическую природу.
  Это положение верно и в отношении государственных пред-
 приятий. На стадии капиталистического развития государствен-
 ные предприятия выступают как форма государственно-моно-
 полистического капитализма.
  Таким образом, Зомбарт изобретал самостоятельные, не свя-
 занные друг с другом, имеющие разную социально-экономиче-
 скую природу уклады, хотя это находилось в полном противо-
 речии с действительностью. Неправильно и утверждение Зом-
 барта, что развитие общества идет в направлении создания все
 более и более многоукладной экономики. Особенность социали-
 стической экономики заключается в том, что она создает наибо-
 лее благоприятные условия для коренной переделки всех укла-
 дов, унаследованных от прошлого. Если капитализм мирится с
 существованием феодальных отношений, с пережитками фео-
 дализма, то в ходе социалистического развития устраняются и
 в-да.-П ift I
 
 те уклады, которые унаследованы от прошлого,- в том числе и
 патриархальный уклад, связанный с феодализмом, и т. д.
  В чем классовый смысл теории социального плюрализма?
 Эта теория является более гибкой, нежели простое утвержде-
 ние о вечности и неизменности капитализма. Она может быть
 лучше использована для обмана масс и порождает иллюзии,
 что развитие идет в каком-то другом направлении, но отнюдь
 не в направлении ликвидации капитализма и победы социализ-
 ма. Этим и объясняется, почему эта совершенно ненаучная кон-
 цепция получила столь большое признание в буржуазной лите-
 ратуре.
  Итак мы видим, что Зомбарт представляет для нас интерес
 не только как типичный буржуазный идеолог конца прошлого
 и первых десятилетий текущего столетия, но и потому, что его
 эволюция от буржуазного реформизма к фашизму типична для
 буржуазного политэконома.
  Лекция 12-я
 Неокантианство и "социальное направление"
 Перехожу к характеристике "социального направления".
  Нужно сказать, что у нас еще не вполне установился этот
 термин. Некоторые употребляют другой термин, говорят о со-
 циально-органическом, о социально-правовом и социально-
 этическом направлении. Но чаще всего употребляется термин
 "социальное направление". Оно возникло в Германии в конце
 прошлого столетия уже в эпоху перехода к империализму и
 получило распространение примерно до 30-х гг. XX в., до при-
 хода Гитлера к власти. "Социальное направление" оказало
 влияние на выработку фашистской теории, послужило одним из
 источников фашистской идеологии.
  Кто является наиболее крупным представителем "социаль-
 ного направления"? Прежде всего нужно указать на известного
 философа, социолога и частично экономиста Р. Штаммлера,
 который выпустил в 1897 г. книгу "Хозяйство и право", сфор-
 мулировав в ней философские и теоретические принципы "со-
 циального направления". Другим крупным представителем
 этого направления являлся Р. Штольцман. К нему примыкали
 А. Амман, К. Диль. Особое место занимал австрийский эконо-
 мист О. Шпанн.
  Наибольший интерес для нашего курса представляет
 Р. Штольцман. Его книга "Социальные категории" вышла в
 162
 
 1896 г., а главный труд "Цель в народном хозяйстве" - в
 1907 г.
  Аммон является автором книги под названием "Предмет и
 основные понятия политической экономии". Эта книга вышла
 в 1911 г.
  Особняком стоит Шпанн, который создал особую разновид-
 ность "социального направления" и позднее стал главным иде-

<< Пред.           стр. 25 (из 42)           След. >>

Список литературы по разделу