<< Пред.           стр. 34 (из 42)           След. >>

Список литературы по разделу

 го заимствовали у Зомбарта. Но в отличие от Зомбарта и дру-
 гих, которые выступали как откровенно буржуазные деятели и
 не выдвигали задач борьбы за социализм, ревизионисты дейст-
 вовали внутри социал-демократии, внутри рабочего движения
 и выступали формально за интересы рабочего класса, как про-
 тивники капитализма. Поэтому имеются некоторые особенно-
 сти, отличающие ревизионизм и ревизионистов от взглядов тех.
 буржуазных экономистов, которые частично заигрывали с марк-
 сизмом.
  В начале лекции я уже обращал ваше внимание на то, что
 не всегда оппортунизм принимал теоретическое облачение ре-
 визионизма. Ревизионизм преимущественно развивался в тех
 странах, где существовала марксистская традиция и влияние
 марксизма на рабочее движение было велико.
  Если взять лейбористскую партию, то она выступает откры-
 то против марксизма, отрицая марксизм целиком и полностью.
 Лидер лейбористов Эттли говорил о том, что родоначальником
 марксизма является не Маркс, а Роберт Оуэн.
  После Великой Октябрьской социалистической револцюии,
 принесшей марксизму триумф в Советском Союзе, где все социа-
 листическое строительство явилось реализацией гениальных идей
 марксизма-ленинизма, оппортунистические деятели социал-де-
 мократии все реже стали прибегать даже к марксистской фра-
 зеологии.
  В целом ревизионизм - один из важнейших методов, к кото-
 рому прибегают оппортунисты, чтобы идейно разоружить рабо-
 чий класс, причем роль и значение ревизионизма меняются на
 разных этапах исторического развития.
  Наиболее крупным представителем этого течения был
 Эдуард Бернштейн, известный деятель германской социал-демо-
 кратической партии. Он собственно и дал название ревизио-
 низму, так как первый выступил с призывом ревизовать марк-
 сизм. Но было бы неправильно считать, что он является отцом
 ревизионизма. У В. И. Ленина есть указание о том, что реви-
 зионисты появились еще до Бернштейна, но он стал наиболее
 ярым идеологом ревизионизма. Следует отметить, что оппорту-
 нистические тенденции у Бернштейна прорывались уже давно.
 В частности, когда в 1877 г. в германской социал-демократиче-
 ской партии происходила борьба с Дюрингом, Бернштейн был
 одним из главарей того крыла социал-демократии, которое
 поддерживало Дюринга и выступало против Энгельса.
  Затем начался некоторый поворо? к марксизму. Бернштейн
 признавал, что на него оказала большое влияние книга Энгель-
 са "Анти-Дюринг". С 1878 по 1890 г. во время действия в Гер-*
 мании исключительного закона против социалистов Бернштейн
 жил в Швейцарии и редактировал выходящий там нелегально
 214
 
 центральный орган германской социал-демократии "Vorwarts",
 Затем он переехал в Лондон, где он часто встречался с
 Энгельсом.
  Однако после этого периода Бернштейн выступил в журнал
 лах, главным образом в теоретическом журнале германское
 социал-демократии "Neue Zeib, с рядом статей, гед подверг кри-
 тике теорию Маркса. В 1889 г. он выпустил свою книгу под
 названием "Предпосылки социализма и задачи социал-демокра-
 тии", которая стала евангелием ревизионизма. В. И. Ленин в,
 одном месте называл ее геростратовски знаменитой книгой,
 Герострат - это античный деятель, который захотел просла-
 виться, но так как у него особых талантов не было, он сжег
 храм Дианы Эффеской, который считался одним из 7 чудес
 мира. Герострат-это синоним человека, который прославился
 не творческими подвигами, а, наоборот, разрушительной рабо-
 той. Книга Бернштейна произвела очень большой шум, вызвала
 среди оппортунистов впечатление разорвавшейся бомбы.
  По существу книга Бернштейна поучала, как должны вести
 себя социал-демократы - учтиво, прилично по отношению к бур-
 жуазии.
  А. Бебель так формулировал основную идею этой кни-
 ги: "...будьте осторожны, будьте учтивы, будьте хорошими,
 послушными детьми и не пугайте почтеннейшую буржуазию; -
 все эти советы самым неприятным образом звучат во всей
 книге..." К
  Весьма четко суть этой книги отразил один из соратников
 Бернштейна. Он обратился с письмом к Бернштейну, упрекая
 его за слишком большую откровенность. В этом письме имеется
 следующая, ставшая крылатой фраза, ее приводил В. И. Ленин;
 "Милый Эдя, ты осел: так делают, но не говорят".
  Надо сказать, что Бернштейн в основном опирался на бур-
 жуазную политическую экономию, цитировал Брентано, Шуль-
 це-Геверница и Геркнера. Теория Брентано, восхвалявшая
 тред-юнионизм, рекомендовавшая чисто экономическую борьбу
 рабочих в отрыве от политической, ориентирующая на коопе-
 ративы, оказалась приемлемой для социал-демократических
 деятелей. В частности Бернштейн и его ученики мобилизовали
 буржуазную фальсифицированную статистику для критики
 теории обнищания рабочего класса.
  Бернштейн опирался также на лассальянство. Он широко
 использовал чисто оппортунистические идеи Лассаля, которые
 Маркс раскритиковал в своей работе "Критика Готской про-
 граммы".
  8 А. Бебель. О Бернштейне. Речь, произнесенная на Ганноверском партей-
 таге 10 окт. 1899 г. Пер. с нем. Одесса, 1905, стр. 44.
 215
 
  Весьма характерна, что когда в 1924 г. праздновался сто-
 летний юбилей со дня рождения Лассаля, то Бернштейн высту-
 пил со статьей, в которой сравнивал Лассаля с Марксом. За-
 давая вопрос, кто был более прав, Маркс или Лассаль, Берн-
 штейн писал, что если взять длительный период и оперировать
 веками, то правым оказался Маркс, а если взять небольшой
 отрезок времени, то на ближайшие десятилетия правым оказы-
 вается Лассаль.
  Это обычный прием для ревизионистов: они фальсифицируют
 Маркса, уверяя, что идеи марксизма могут быть реализо-
 ваны лишь через очень длительный отрезок времени. Они рас-
 сматривают марксизм как учение для отдаленного будущего,
 как музыку будущего, подчеркивая, что для решения задач
 сегодняшнего дня нужно пользоваться теориями, которые вы-
 двигают идеологии оппортунизма, в частности нужно пользо-
 ваться учением Лассаля.
  Одним из идейных источников ревизионизма является фа-
 бианство.
  Фабианское общество было создано в Англии в 80-х г. про-
 шлого столетия небольшой группой буржуазных интеллиген-
 тов. Из руководителей фабианского общества наиболее извест-
 ны супруги Веббы - Сидней и Беатриса. Веббы являются авто-
 рами ряда книг, в частности по истории тред-юнионов - англий-
 ского профсоюзного движения. Одним из активных деятелей
 фабианского движения был Бернард Шоу - выдающийся ху-
 дожник слова, но в вопросах теории большой путаник.
  О программе этого общества говорит само название по име-
 ни древнеримского государственного деятеля и полководца
 Фабия, который предпочитал осторожную тактику. Фабианцы
 хотели подчеркнуть таким названием, что они противники рево-
 люционных действий. Сидней Вебб говорил, что компромисс -
 это главное условие прогресса. Фабианцы защищали точку зре-
 ния, что нужно поддерживать конституционализм, существую-
 щую государственную форму. Они были принципиальными про-
 тивниками нелегальной партии и утверждали, что якобы уже в
 недрах капитализма происходит развитие социалистических
 элементов, усматривая их в любом государственном или ком-
 мунальном предприятии. На этой основе возникло особое уче-
 ние так называемого муниципиального социализма. С такой
 точки зрения создание городского трамвая или, скажем, город-
 ской бани, или пожарных обозов уже является шагом к социа-
 лизму, поскольку каждое из них есть предприятие коммуналь-
 ное. Мы в дальнейшем более подробно познакомимся с теорией
 фабианцев. В Англии до настоящего времени существует фаби-
 анское общество, прием в члены которого весьма ограничен.
 Оно насчитывает всего несколько сот человек. В частности чле-
 216
 
 нами фабианского общества являются все лидеры лейборист-
 ского Движения. Это нечто в роде "мозгового треста" лейборис-
 тской партии, своего рода интеллектуальный штаб: там рас-
 сматриваются разные планы и проекты лейбористской партии,,
 дается теоретическое обоснование отдельных программ и т. д.
  Фабианцы оказали известное влияние и на Бернштейна,
 который долгое время жил в Англии.
  В. И. Ленин в одном месте указывал, что фабианство пред-
 ставляет собой наиболее законченное выражение оппортунизма.
 Несомненно, что Бернштейн и вообще ревизионизм в основном
 использовали те идеи, которые имелись в буржуазной литера-
 туре.
  У В. И. Ленина имеется очень много критических замечаний
 о бернштейнианстве, потому что русские "экономисты" в значи-
 тельной мере опирались на Бернштейна. Часто, квалифицируя
 "экономистов" как русских бернштейнианцев, В. И. Ленин, ведя
 борьбу с "экономизмом", вел одновременно и борьбу с берн-
 штейнианством.
 В книге "Что делать?" он писал:
  "...требование решительного поворота от революционной
 социал-демократии к буржуазному социал-реформаторству
 сопровождалось не менее решительным поворотом к буржуаз-
 ной критике всех основных идей марксизма. А так как эта по-
 следняя критика велась уже издавна и с политической трибуны
 и с университетской кафедры, и в массе брошюр и в ряде уче-
 ных трактатов, так как вся подрастающая молодежь образо-
 ванных классов в течение десятилетий систематически воспиты-
 валась на этой критике, - то неудивительно, что "новое крити-
 ческое" направление в социал-демократии вышло как-то сразу
 вполне законченным, точно Минерва из головы Юпитера. По
 своему содержанию, этому направлению не приходилось раз-
 виваться и складываться: оно прямо было перенесено из бур-
 жуазной литературы в социалистическую"!.
  Этим сравнением В. И. Ленин подчеркивал, что credo
 ревизионизма .было прямо заимствовано из буржуазной лите-
 ратуры.
  Сосредоточив свое внимание на критике Марксизма, Берн-
 штейн обрушивается на методологические предпосылки марк-
 сизма, прежде всего на диалектику. Он отождествлял маркси-
 стскую диалектику с гегельянской диалектикой, не признавая
 другого термина, кроме как "гегельянская диалектика", и писал,
 будто "все великое, что создали Маркс и Энгельс, они создали
 не благодаря диалектике, а вопреки диалектике".
 ! В. И. Ленин. Соч., т. 5, стр. 326.
 217
 
  Бернштейн даже утверждал, что диалектика оказалось вро-
 де западни, ловушки, что она является источником всех ошибок
 марксизма. В частности Бернштейн писал, что диалектический
 метод ведет к бланкизму, который рассматривался как
 смертельный грех марксизма. Обвинение Маркса и Энгель-
 са в бланкизме - обычный прием оппортунистов. Учение
 Маркса и Энгельса ничего общего не имело с бланкизмом.
 Бланки и его последователи ориентировались на тактику заго-
 воров, опирались на незначительное меньшинство и считали,
 что с помощью заговоров можно осуществить социальный пе-
 реворот. Марксизм же опирается на учение о классах и классо-
 вой борьбе.
  Идеологи оппортунизма обвиняют марксизм в бланкизме,
 чтобы сказать, что революционная тактика марксизма не опи-
 рается на массы.
  Для Бернштейна прежде всего характерно отрицание диа-
 лектического метода. Не приходится говорить о том, что отожде-
 ствление марксистской диалектики с гегельянством было совер-
 шенно ошибочно и об этом очень ясно писал Маркс в "После-
 словии" ко второму изданию I тома "Капитала": "Мой диалек-
 тический метод не только в корне отличен от гегелевского, но
 представляет его прямую противоположность" К
  Бернштейн также отрицал и материалистическое учение,
 особенно учение об историческом материализме, утверждая,
 что с развитием общества роль идеологического фактора все
 более и более усиливается, он приобретает решающее значение.
  Таким образом, Бернштейн главную роль в историче-
 ском развитии приписывал не материальному базису, .а идео-
 логии, т. е. надстройке.
  Перехожу непосредственно к вопросам экономической
 теории.
  Бернштейн подвергал критике марксистскую теорию стои-
 мости.
  В тот период, когда выступил Бернштейн (это был конец
 XIX в.), весьма модной была уже известная вам "теория предель-
 ной полезности". Еще до Бернштейна некоторые буржуазные
 авторы выступали с предложением синтеза теории трудовой
 стоимости и "теории предельной полезности". В частности с та-
 ким предложением в русской литературе выступил Туган-Бара-
 новский. Бернштейн полностью поддерживал это предложение
 и старался показать, что марксизм вовсе не должен быть враж-
 дебным "теории предельной полезности". Бернштейн заявлял, что
 в анализе стоимости нужно учитывать два момента: труд, за-
 траченный на производство товара, и его предельную полез-
  1( К. Маркс. "Капитал", т. 1, стр. 19.
 218
 
 яость. В ряде статей, опубликованных на страницах журнала
 "Neue Zeit", Бернштейн писал, что теория предельной полезно-
 сти применима в трех случаях. Во-первых, когда рассматрива-
 ется процесс обмена редких, невоспроизводимых вещей, кото-
 рые имеются в ограниченном количестве. Во-вторых, теория
 предельной полезности может быть использована для объясне-
 ния отклонений рыночной цены от стоимости, поскольку размер
 отклонения рыночных цен от стоимости определяется будто бы
 предельной полезностью данного товара. В-третьих, предель-
 ная полезность требуется для объяснения монопольных цен.
 Иными словами, Бернштейн пытался отыскать случаи, в отно-
 шении которых можно сказать, что теория предельной полез-
 ности правомерна, имеет свой смысл.
  В этом проявлялась основная особенность ревизионизма,
 состоящая в сремлении подхватить всякую модную буржуазную
 теорию.
  По поводу этого В. И. Ленин в своей статье "Марксизм и
 ревизионизм" писал следующее:
  "О теории стоимости надо только сказать, что, кроме наме-
 ков и воздыханий, весьма туманных, по Бем-Баверку, ревизио-
 нисты не дали тут решительно ничего и не оставили поэтому
 никаких следов в развитии научной мысли" 1.
  Бернштейн особое внимание уделял вопросам, связанным с
 обнищанием рабочего класса и отрицал теорию Маркса об
 абсолютном и относительном обнищании пролетариата. При
 этом никаких своих доводов Бернштейн не выдвигал, а ограни-
 чивался ссылками на выводы экономистов, принадлежащих к
 школе Брентано, которые фальсифицировали статистические
 материалы для того, чтобы доказать отсутствие обнищания
 рабочего класса. Бернштейн распространял легенду о том, что
 Маркс якобы защищал теорию обнищания только в своих ран-
 них работах в "Наемном труде и капитале" и "Манифесте Ком-
 мунистической партии", а в позднейших произведениях Маркса
 и в частности в "Капитале" якобы уже нет этой теории. Это
 явная фальсификация. Достаточно взять классические форму-
 лировки Маркса и прежде всего в двадцать третьей главе I то-
 ма "Капитала", где излагается учение о всеобщем законе капи-
 талистического накопления, и в особенности 7 параграф двад-
 цать четвертой главы под названием "Историческая тенденция
 капиталистического накопления", где Маркс совершенно отчет-
 ливо говорит, что в условях капитализма растет массовая ни-
 щета, чтобы разоблачить подобные фальсификации.
  Бернштейн придавал большое значение вопросу о концен-
 трации и выдвигал тезис, что нужно отличать концентрацию
 1 В. И. Ленин. Соч , т. 15, стр. 22.
 219
 
 производства и процессы, происходящие в области собствен-
 ности, так как якобы концентрация производства вовсе не со-
 провождается всегда концентрацией капитала и собственности.
  Больше того, Бернштейн утверждал, что в капиталистиче-
 ском обществе фактически происходит не процесс концентра-
 ции собственности, а ее диффузия, выражающаяся в том, что
 собственность на капитал переходит в руки все более обширной
 группы лиц и означает демократизацию капитала. При этом
 делалась ссылка на процесс развития акционерных компаний*
 поскольку подавляющее большинство предприятий оказыва-
 лось в руках акционерных компаний и акции распределялись
 не только между крупными капиталистами. Некоторые компа-
 нии насчитывали сотни тысяч акционеров, среди которых были
 и крупные капиталисты, и мелкие хозяйчики, и даже рабочие.
  Суть теории "демократизации капитала" заключается в том,
 что современный капитализм значительно отличается от старо-
 го капитализма. В феврале 1951 г. известный американский

<< Пред.           стр. 34 (из 42)           След. >>

Список литературы по разделу