<< Пред. стр. 34 (из 42) След. >>
го заимствовали у Зомбарта. Но в отличие от Зомбарта и дру-гих, которые выступали как откровенно буржуазные деятели и
не выдвигали задач борьбы за социализм, ревизионисты дейст-
вовали внутри социал-демократии, внутри рабочего движения
и выступали формально за интересы рабочего класса, как про-
тивники капитализма. Поэтому имеются некоторые особенно-
сти, отличающие ревизионизм и ревизионистов от взглядов тех.
буржуазных экономистов, которые частично заигрывали с марк-
сизмом.
В начале лекции я уже обращал ваше внимание на то, что
не всегда оппортунизм принимал теоретическое облачение ре-
визионизма. Ревизионизм преимущественно развивался в тех
странах, где существовала марксистская традиция и влияние
марксизма на рабочее движение было велико.
Если взять лейбористскую партию, то она выступает откры-
то против марксизма, отрицая марксизм целиком и полностью.
Лидер лейбористов Эттли говорил о том, что родоначальником
марксизма является не Маркс, а Роберт Оуэн.
После Великой Октябрьской социалистической револцюии,
принесшей марксизму триумф в Советском Союзе, где все социа-
листическое строительство явилось реализацией гениальных идей
марксизма-ленинизма, оппортунистические деятели социал-де-
мократии все реже стали прибегать даже к марксистской фра-
зеологии.
В целом ревизионизм - один из важнейших методов, к кото-
рому прибегают оппортунисты, чтобы идейно разоружить рабо-
чий класс, причем роль и значение ревизионизма меняются на
разных этапах исторического развития.
Наиболее крупным представителем этого течения был
Эдуард Бернштейн, известный деятель германской социал-демо-
кратической партии. Он собственно и дал название ревизио-
низму, так как первый выступил с призывом ревизовать марк-
сизм. Но было бы неправильно считать, что он является отцом
ревизионизма. У В. И. Ленина есть указание о том, что реви-
зионисты появились еще до Бернштейна, но он стал наиболее
ярым идеологом ревизионизма. Следует отметить, что оппорту-
нистические тенденции у Бернштейна прорывались уже давно.
В частности, когда в 1877 г. в германской социал-демократиче-
ской партии происходила борьба с Дюрингом, Бернштейн был
одним из главарей того крыла социал-демократии, которое
поддерживало Дюринга и выступало против Энгельса.
Затем начался некоторый поворо? к марксизму. Бернштейн
признавал, что на него оказала большое влияние книга Энгель-
са "Анти-Дюринг". С 1878 по 1890 г. во время действия в Гер-*
мании исключительного закона против социалистов Бернштейн
жил в Швейцарии и редактировал выходящий там нелегально
214
центральный орган германской социал-демократии "Vorwarts",
Затем он переехал в Лондон, где он часто встречался с
Энгельсом.
Однако после этого периода Бернштейн выступил в журнал
лах, главным образом в теоретическом журнале германское
социал-демократии "Neue Zeib, с рядом статей, гед подверг кри-
тике теорию Маркса. В 1889 г. он выпустил свою книгу под
названием "Предпосылки социализма и задачи социал-демокра-
тии", которая стала евангелием ревизионизма. В. И. Ленин в,
одном месте называл ее геростратовски знаменитой книгой,
Герострат - это античный деятель, который захотел просла-
виться, но так как у него особых талантов не было, он сжег
храм Дианы Эффеской, который считался одним из 7 чудес
мира. Герострат-это синоним человека, который прославился
не творческими подвигами, а, наоборот, разрушительной рабо-
той. Книга Бернштейна произвела очень большой шум, вызвала
среди оппортунистов впечатление разорвавшейся бомбы.
По существу книга Бернштейна поучала, как должны вести
себя социал-демократы - учтиво, прилично по отношению к бур-
жуазии.
А. Бебель так формулировал основную идею этой кни-
ги: "...будьте осторожны, будьте учтивы, будьте хорошими,
послушными детьми и не пугайте почтеннейшую буржуазию; -
все эти советы самым неприятным образом звучат во всей
книге..." К
Весьма четко суть этой книги отразил один из соратников
Бернштейна. Он обратился с письмом к Бернштейну, упрекая
его за слишком большую откровенность. В этом письме имеется
следующая, ставшая крылатой фраза, ее приводил В. И. Ленин;
"Милый Эдя, ты осел: так делают, но не говорят".
Надо сказать, что Бернштейн в основном опирался на бур-
жуазную политическую экономию, цитировал Брентано, Шуль-
це-Геверница и Геркнера. Теория Брентано, восхвалявшая
тред-юнионизм, рекомендовавшая чисто экономическую борьбу
рабочих в отрыве от политической, ориентирующая на коопе-
ративы, оказалась приемлемой для социал-демократических
деятелей. В частности Бернштейн и его ученики мобилизовали
буржуазную фальсифицированную статистику для критики
теории обнищания рабочего класса.
Бернштейн опирался также на лассальянство. Он широко
использовал чисто оппортунистические идеи Лассаля, которые
Маркс раскритиковал в своей работе "Критика Готской про-
граммы".
8 А. Бебель. О Бернштейне. Речь, произнесенная на Ганноверском партей-
таге 10 окт. 1899 г. Пер. с нем. Одесса, 1905, стр. 44.
215
Весьма характерна, что когда в 1924 г. праздновался сто-
летний юбилей со дня рождения Лассаля, то Бернштейн высту-
пил со статьей, в которой сравнивал Лассаля с Марксом. За-
давая вопрос, кто был более прав, Маркс или Лассаль, Берн-
штейн писал, что если взять длительный период и оперировать
веками, то правым оказался Маркс, а если взять небольшой
отрезок времени, то на ближайшие десятилетия правым оказы-
вается Лассаль.
Это обычный прием для ревизионистов: они фальсифицируют
Маркса, уверяя, что идеи марксизма могут быть реализо-
ваны лишь через очень длительный отрезок времени. Они рас-
сматривают марксизм как учение для отдаленного будущего,
как музыку будущего, подчеркивая, что для решения задач
сегодняшнего дня нужно пользоваться теориями, которые вы-
двигают идеологии оппортунизма, в частности нужно пользо-
ваться учением Лассаля.
Одним из идейных источников ревизионизма является фа-
бианство.
Фабианское общество было создано в Англии в 80-х г. про-
шлого столетия небольшой группой буржуазных интеллиген-
тов. Из руководителей фабианского общества наиболее извест-
ны супруги Веббы - Сидней и Беатриса. Веббы являются авто-
рами ряда книг, в частности по истории тред-юнионов - англий-
ского профсоюзного движения. Одним из активных деятелей
фабианского движения был Бернард Шоу - выдающийся ху-
дожник слова, но в вопросах теории большой путаник.
О программе этого общества говорит само название по име-
ни древнеримского государственного деятеля и полководца
Фабия, который предпочитал осторожную тактику. Фабианцы
хотели подчеркнуть таким названием, что они противники рево-
люционных действий. Сидней Вебб говорил, что компромисс -
это главное условие прогресса. Фабианцы защищали точку зре-
ния, что нужно поддерживать конституционализм, существую-
щую государственную форму. Они были принципиальными про-
тивниками нелегальной партии и утверждали, что якобы уже в
недрах капитализма происходит развитие социалистических
элементов, усматривая их в любом государственном или ком-
мунальном предприятии. На этой основе возникло особое уче-
ние так называемого муниципиального социализма. С такой
точки зрения создание городского трамвая или, скажем, город-
ской бани, или пожарных обозов уже является шагом к социа-
лизму, поскольку каждое из них есть предприятие коммуналь-
ное. Мы в дальнейшем более подробно познакомимся с теорией
фабианцев. В Англии до настоящего времени существует фаби-
анское общество, прием в члены которого весьма ограничен.
Оно насчитывает всего несколько сот человек. В частности чле-
216
нами фабианского общества являются все лидеры лейборист-
ского Движения. Это нечто в роде "мозгового треста" лейборис-
тской партии, своего рода интеллектуальный штаб: там рас-
сматриваются разные планы и проекты лейбористской партии,,
дается теоретическое обоснование отдельных программ и т. д.
Фабианцы оказали известное влияние и на Бернштейна,
который долгое время жил в Англии.
В. И. Ленин в одном месте указывал, что фабианство пред-
ставляет собой наиболее законченное выражение оппортунизма.
Несомненно, что Бернштейн и вообще ревизионизм в основном
использовали те идеи, которые имелись в буржуазной литера-
туре.
У В. И. Ленина имеется очень много критических замечаний
о бернштейнианстве, потому что русские "экономисты" в значи-
тельной мере опирались на Бернштейна. Часто, квалифицируя
"экономистов" как русских бернштейнианцев, В. И. Ленин, ведя
борьбу с "экономизмом", вел одновременно и борьбу с берн-
штейнианством.
В книге "Что делать?" он писал:
"...требование решительного поворота от революционной
социал-демократии к буржуазному социал-реформаторству
сопровождалось не менее решительным поворотом к буржуаз-
ной критике всех основных идей марксизма. А так как эта по-
следняя критика велась уже издавна и с политической трибуны
и с университетской кафедры, и в массе брошюр и в ряде уче-
ных трактатов, так как вся подрастающая молодежь образо-
ванных классов в течение десятилетий систематически воспиты-
валась на этой критике, - то неудивительно, что "новое крити-
ческое" направление в социал-демократии вышло как-то сразу
вполне законченным, точно Минерва из головы Юпитера. По
своему содержанию, этому направлению не приходилось раз-
виваться и складываться: оно прямо было перенесено из бур-
жуазной литературы в социалистическую"!.
Этим сравнением В. И. Ленин подчеркивал, что credo
ревизионизма .было прямо заимствовано из буржуазной лите-
ратуры.
Сосредоточив свое внимание на критике Марксизма, Берн-
штейн обрушивается на методологические предпосылки марк-
сизма, прежде всего на диалектику. Он отождествлял маркси-
стскую диалектику с гегельянской диалектикой, не признавая
другого термина, кроме как "гегельянская диалектика", и писал,
будто "все великое, что создали Маркс и Энгельс, они создали
не благодаря диалектике, а вопреки диалектике".
! В. И. Ленин. Соч., т. 5, стр. 326.
217
Бернштейн даже утверждал, что диалектика оказалось вро-
де западни, ловушки, что она является источником всех ошибок
марксизма. В частности Бернштейн писал, что диалектический
метод ведет к бланкизму, который рассматривался как
смертельный грех марксизма. Обвинение Маркса и Энгель-
са в бланкизме - обычный прием оппортунистов. Учение
Маркса и Энгельса ничего общего не имело с бланкизмом.
Бланки и его последователи ориентировались на тактику заго-
воров, опирались на незначительное меньшинство и считали,
что с помощью заговоров можно осуществить социальный пе-
реворот. Марксизм же опирается на учение о классах и классо-
вой борьбе.
Идеологи оппортунизма обвиняют марксизм в бланкизме,
чтобы сказать, что революционная тактика марксизма не опи-
рается на массы.
Для Бернштейна прежде всего характерно отрицание диа-
лектического метода. Не приходится говорить о том, что отожде-
ствление марксистской диалектики с гегельянством было совер-
шенно ошибочно и об этом очень ясно писал Маркс в "После-
словии" ко второму изданию I тома "Капитала": "Мой диалек-
тический метод не только в корне отличен от гегелевского, но
представляет его прямую противоположность" К
Бернштейн также отрицал и материалистическое учение,
особенно учение об историческом материализме, утверждая,
что с развитием общества роль идеологического фактора все
более и более усиливается, он приобретает решающее значение.
Таким образом, Бернштейн главную роль в историче-
ском развитии приписывал не материальному базису, .а идео-
логии, т. е. надстройке.
Перехожу непосредственно к вопросам экономической
теории.
Бернштейн подвергал критике марксистскую теорию стои-
мости.
В тот период, когда выступил Бернштейн (это был конец
XIX в.), весьма модной была уже известная вам "теория предель-
ной полезности". Еще до Бернштейна некоторые буржуазные
авторы выступали с предложением синтеза теории трудовой
стоимости и "теории предельной полезности". В частности с та-
ким предложением в русской литературе выступил Туган-Бара-
новский. Бернштейн полностью поддерживал это предложение
и старался показать, что марксизм вовсе не должен быть враж-
дебным "теории предельной полезности". Бернштейн заявлял, что
в анализе стоимости нужно учитывать два момента: труд, за-
траченный на производство товара, и его предельную полез-
1( К. Маркс. "Капитал", т. 1, стр. 19.
218
яость. В ряде статей, опубликованных на страницах журнала
"Neue Zeit", Бернштейн писал, что теория предельной полезно-
сти применима в трех случаях. Во-первых, когда рассматрива-
ется процесс обмена редких, невоспроизводимых вещей, кото-
рые имеются в ограниченном количестве. Во-вторых, теория
предельной полезности может быть использована для объясне-
ния отклонений рыночной цены от стоимости, поскольку размер
отклонения рыночных цен от стоимости определяется будто бы
предельной полезностью данного товара. В-третьих, предель-
ная полезность требуется для объяснения монопольных цен.
Иными словами, Бернштейн пытался отыскать случаи, в отно-
шении которых можно сказать, что теория предельной полез-
ности правомерна, имеет свой смысл.
В этом проявлялась основная особенность ревизионизма,
состоящая в сремлении подхватить всякую модную буржуазную
теорию.
По поводу этого В. И. Ленин в своей статье "Марксизм и
ревизионизм" писал следующее:
"О теории стоимости надо только сказать, что, кроме наме-
ков и воздыханий, весьма туманных, по Бем-Баверку, ревизио-
нисты не дали тут решительно ничего и не оставили поэтому
никаких следов в развитии научной мысли" 1.
Бернштейн особое внимание уделял вопросам, связанным с
обнищанием рабочего класса и отрицал теорию Маркса об
абсолютном и относительном обнищании пролетариата. При
этом никаких своих доводов Бернштейн не выдвигал, а ограни-
чивался ссылками на выводы экономистов, принадлежащих к
школе Брентано, которые фальсифицировали статистические
материалы для того, чтобы доказать отсутствие обнищания
рабочего класса. Бернштейн распространял легенду о том, что
Маркс якобы защищал теорию обнищания только в своих ран-
них работах в "Наемном труде и капитале" и "Манифесте Ком-
мунистической партии", а в позднейших произведениях Маркса
и в частности в "Капитале" якобы уже нет этой теории. Это
явная фальсификация. Достаточно взять классические форму-
лировки Маркса и прежде всего в двадцать третьей главе I то-
ма "Капитала", где излагается учение о всеобщем законе капи-
талистического накопления, и в особенности 7 параграф двад-
цать четвертой главы под названием "Историческая тенденция
капиталистического накопления", где Маркс совершенно отчет-
ливо говорит, что в условях капитализма растет массовая ни-
щета, чтобы разоблачить подобные фальсификации.
Бернштейн придавал большое значение вопросу о концен-
трации и выдвигал тезис, что нужно отличать концентрацию
1 В. И. Ленин. Соч , т. 15, стр. 22.
219
производства и процессы, происходящие в области собствен-
ности, так как якобы концентрация производства вовсе не со-
провождается всегда концентрацией капитала и собственности.
Больше того, Бернштейн утверждал, что в капиталистиче-
ском обществе фактически происходит не процесс концентра-
ции собственности, а ее диффузия, выражающаяся в том, что
собственность на капитал переходит в руки все более обширной
группы лиц и означает демократизацию капитала. При этом
делалась ссылка на процесс развития акционерных компаний*
поскольку подавляющее большинство предприятий оказыва-
лось в руках акционерных компаний и акции распределялись
не только между крупными капиталистами. Некоторые компа-
нии насчитывали сотни тысяч акционеров, среди которых были
и крупные капиталисты, и мелкие хозяйчики, и даже рабочие.
Суть теории "демократизации капитала" заключается в том,
что современный капитализм значительно отличается от старо-
го капитализма. В феврале 1951 г. известный американский