<< Пред.           стр. 35 (из 42)           След. >>

Список литературы по разделу

 журнал "Форчун" опубликовал ряд статей под общим загла-
 вием "Трансформация капитализма". В этих статьях утвержда-
 ется, что за последние 50 лет капитализм глубоко переродился,
 подвергся глубочайшей трансформации. Если в конце XIX в.
 капитализм развивался примерно так, как предсказывал Маркс,
 росли крупные капиталы и капиталисты действительно стреми-
 лись к получению наиболее высоких прибылей, сейчас якобы
 положение коренным образом изменилось, собственником явля-
 ются уже не крупные капиталисты, а акционеры, или огромная
 масса людей, среди которых имеется очень много рабочих, фер-
 меров, домашней прислуги, мелких лавочников и т. д. Отсюда
 делается вывод, что собственником предприятия является яко-
 бы народ.
  В американской литературе особенно развязно ведется про-
 паганда лживого тезиса, будто американский капитализм стал
 "народным капитализмом". При этом обычно делаются ссылки
 на то, что в США имеется по разным подсчетам около 6 млн.
 акционеров. Кроме того, в американской литературе распро-
 страняется легенда, будто произошла так называемая револю-
 ция менеджеров (менеджер - управляющий), которая привела
 к тому, что фактически руководят предприятиями не сами соб-
 ственники, а управляющие, являющиеся наемными служащими.
 Выходит, что решающую роль в экономике капитализма игра-
 ют не собственники, а служащие.
  Бернштейн таким образом оказался пророком "демократи-
 зации капитала" и предшественником современных апологетов,
 утверждающих, что развитие акционерного дела якобы меняет
 природу собственности в условиях капитализма и превращает
 акционерные предприятия в собственность народа.
 220
 
  В действительности эта теория совершенно фальшива, и
 основной порок ее заключается в том, что она стирает глубокое
 и принципиальное различие между обладателями так назы-
 ваемых контрольных пакетов акций и массой мелких акционе-
 ров, которые владеют очень небольшим количеством акций.
 Дело в том, что мелкие акционеры никакой роли в деятельно-
 сти акционерных обществ не играют. По существу они находят-
 ся в положении кредиторов и -ссужают акционерные общества
 своими сбережениями, получая сравнительно незначительный
 дивиденд.
  Как известно, руководящую роль в этих обществах играет
 группа крупнейших акционеров, владеющих контрольными па-
 кетами акций и диктующих свою волю, формирующих правле-
 ния акционерных компаний и другие их органы.
  Широкое распространение акций, являясь средством моби-
 лизации капитала, отчасти сбережений трудящихся, лишь уве-
 личивает господство капитала над чужой собственностью, уси-
 ливает диктатуру крупнейших монополистов над всем обще-
 ством. В тех же случаях, когда акционерами являются рабо-
 чие данного предприятия, эта система используется для того,
 чтобы прикрепить рабочих к заводу, ослабить их борьбу с
 администрацией и удержать квалифицированные кадры. Во
 многих акционерных компаниях дивиденд не выплачивается
 тем рабочим, которые участвуют в забастовках, состоят в
 профсоюзах и т. д. Эта форма распространения акций исполь-
 зуется капиталистами для привлечения финансовых средств и
 для воздействия на трудящихся, особенно идеологического.
 Несомненно, что Бернштейн оказал услугу буржуазии, выдви-
 нув теорию "демократизации капитала".
  Следует отметить, что Бернштейн был одним из предста-
 вителей концепции, будто кризисы в условиях капитализма
 могут быть преодолены при содействии монополий. Обнаружи-
 валось характерное не только для Бернштейна, но и вообще для
 ревизионистов противоречие: там, "где им не выгодно, они отри-
 цают концентрацию капитала и распространяют легенду о
 демократизации капитала, а там, где им выгодно, наоборот,
 подчеркивают значение концентрации капитала как средства
 борьбы с кризисами. Не проявляя элементарной последова-
 тельности, они одновременно и отрицают концентрацию капи-
 тала, и защищают ее, выдвигая противоречивые точки зрения
 в зависимости от интересов буржуазии в тот или иной момент.
  Бернштейн делал определенные политические выводы из
 своих положений. Главный вывод Бернштейна сводился к тому,
 что Маркс якобы недооценивал возможностей развития капи-
 тализма. Пережевывался тезис, что нужно учесть новые про-
 цессы в развитии капитализма, которые ведут не к углублению
 221
 
 противоречий капитализма, а к тому, что капитализм будто бы
 укрепляется, опасность кризисов ослабевает, капиталистический
 строй становится все более и более демократическим. На этой
 основе Бернштейн отрицал необходимость социалистической
 революции, резко противопоставлял буржуазную революцию
 социалистической, оправдывая буржуазную и отвергая социа-
 листическую революцию. Он утверждал, что буржуазные рево-
 люции были оправданы тем, что вели борьбу против феодализ-
 ма, который действительно отжил свое время и стал препят-
 ствием для развития производительных сил. Между тем капи-
 тализм еще полон сил, развивается, и нет никакой исторической
 необходимости в социалистической революции.
  Бернштейн отвергал идею диктатуры пролетариата, считал
 ее совершенно неправильной и заявлял, что диктатура проле-
 тариата это есть политический атавизм, т. е. традиция, которая*
 потеряла свой рациональный смысл.
  Бернштейн говорил, что развитие буржуазной демократии^
 главным образом всеобщего избирательного права, это и есть
 то главное, за что должны бороться рабочие. Задачи социали-
 стической революции он подменял куцыми реформами. Харак-
 терна его фраза, которая стала крылатой и гласила: "Конечная
 цель - ничто, движение-.все". Под конечной целью понимал-
 ся социализм. Выходило, что социализм - ничто, но движение,
 под которым понимались буржуазные реформы - все.
  Иными словами, Бернштейн подчеркивал, что нужно сосре-
 доточить все внимание на реформах в рамках капитализма.
  По поводу этого изречения Ленин писал в своей статье
 "Марксизм и ревизионизм":
  "...это крылатое словечко Бернштейна выражает сущность
 ревизионизма лучше многих длинных рассуждений. От случая к
 случаю определять свое поведение, приспособляться к событиям*
 дня, к поворотам политических мелочей, забывать коренные ин-
 тересы пролетариата и основные черты всего капиталистиче-
 ского строя, всей капиталистической эволюции, жертвовать
 этими коренными интересами ради действительных или предпо-
 лагаемых выгод минуты, - такова ревизионистская политика"1.
  Бернштейн предавал коренные интересы пролетариата,
 сводя его задачи к борьбе за временные интересы, лозунги мо-
 мента. Его книга вызвала большую дискуссию и не только в
 рядах германской социал-демократии. Но нужно, однако, ска-
 зать, что критики Бернштейна в своем большинстве также ока-
 зались, как мы увидим позже, ревизионистами. Об этом свиде-
 тельствует последующее идейное падение Плеханова, Каут-
 ского и др.
  1 В. И. Ленин. Соч., т. 15, стр. 23.
 222
 
  Лекция 16-я
 Каутскианство - его буржуазная сущность. Р. Гильфердинг
  Рассмотрим взгляды самого крупного представителя реви-
 зионизма Карла Каутского.
  Каутский прошел весьма извилистый жизненный путь, пре-
 терпел большую эволюцию. Он начал свою научную и полити-
 ческую карьеру защитой мальтузианства, сразу же выступив
 как буржуазный идеолог. Позднее Каутский примкнул к соци-
 ал-демократии, причем на первых порах находился под значи-
 тельным влиянием идей Лассаля, был лассальянцем.
  Как известно, германская социал-демократическая партия об-
 разовалась из слияния двух организаций: лассальянского "Все-
 общего германского рабочего союза" и так называемой Эйзенах-
 ской группы, которая была связана с Марксом. Каутский вышел
 из лассальянской группы, одно время сотрудничал с Бернштей-
 ном (в середине 70-х г.), в самом начале своего жизненного
 пути он выступал то как откровенный буржуазный идеолог, то
 как оппортунистический деятель.
  По словам Каутского, на него большое влияние оказала
 книга Энгельса "Анти-Дюринг", в которой было дано система-
 тическое изложение основных положений марксизма. После
 этого Каутский примкнул к марксистскому лагерю и в течение
 80-90-х гг. поддерживал тесный контакт с Марксом, написал
 ряд работ, которые сыграли положительную роль в пропаганде
 марксизма.
  При рассмотрении деятельности Каутского необходимо избе-
 гать двух крайностей, двух неправильных оценок.
  Первая неправильная оценка заключается в тенденции пере-
 черкнуть все работы Каутского как работы антимарксистские.
 Ряд произведений Каутского получил одобрение Энгельса п
 В. И. Ленина. Вспомним, например, положительную характе-
 ристику, которую В. И. Ленин дал книге Каутского "Аграрный
 вопрос". В работе под названием "Пролетарская революция к
 ренегат Каутский" В. И. Ленин выступил с резкой критикой
 брошюры Каутского, вышедшей в 1918 г. и осуждавшей Вели-
 кую Октябрьскую социалистическую революцию. В. И. Ленин
 квалифицировал брошюру, как в 100 раз более позорную, более
 возмутительную, более ренегатскую, чем знаменитые "Предпо-
 сылки социализма" Бернштейна, и писал: "Ренегат Бернштейн
 оказался щенком по сравнению с ренегатом Каутским"1. Но в
 той же книге "Пролетарская революция и ренегат Каутский"
 В. И. Ленин, говоря о старых работах Каутского, вышедших до
 1 В. И. Ленин. Соч., т. 28, стр. 221.
 223
 
 первой мировой войны, отмечал: "Мы знаем из многих работ
 Каутского, что он умел быть марксистским историком, что
 такие работы его останутся прочным достоянием пролетариата,
 несмотря на позднейшее ренегатство" К
  Вторая неправильная оценка заключается в том, что про-
 водится резкий водораздел между работами Каутского до пер-
 вой мировой войны и последующими работами, в результате
 чего получается впечатление, что Каутский сразу стал ренега-
 том. Такое представление является неправильным. Ренегатство
 Каутского подготовлялось постепенно, и уже в старых его рабо-
 тах, хотя они в целом сыграли положительную роль, име-
 лись ошибочные положения, которые можно рассматривать как
 зародыш его позднейшего ренегатства.
  Поэтому было бы неправильным просто зачеркнуть все
 старые работы Каутского, но вместе с тем мы должны к ним
 отнестись критически, так как в них имелись уже некоторые
 отступления от марксизма, приведшие впоследствии к полному
 разрыву с марксизмом.
 Когда наступил этот разрыв с марксизмом?
  Уже в работах 1912-1913 г. чувствуется влияние ренегат-
 ских идей. Но отчетливо разрыв с марксизмом выявился с на-
 чала первой мировой войны, когда Каутский голосовал за воен-
 ные кредиты и выступал с поддержкой германского империа-
 лизма, отвергал разрыв с открытыми сторонниками поддержки
 войны до победоносного конца и т. д. Особенно отчетливо рене-
 гатство Каутского выявилось после Октябрьской революции и
 привело к полному разрыву с марксизмом.
  Наиболее систематическое изложение ренегатских взглядов
 Каутского дано в последнем крупном произведении, которое он
 считал своего рода завещанием, вышедшем в 1927 г. под назва-
 нием "Материалистическое понимание истории".
  Следует сказать, что Каутский с самого начала очень враж-
 дебно отнесся к молодой Советской республике и враждебное
 отношение сохранил до последних дней своей жизни, выступая
 сторонником интервенции против СССР. Умер Каутский в конце
 1938 г., в Чехословакии.
  Когда мы даем общую оценку Каутского, нужно учитывать
 сложную эволюцию его взглядов и в частности е этой точки
 зрения надо подходить к его борьбе с Бернщтейном.
  Как известно, книга Бернштейна "Предпосылки социализма"
 вызвала очень большую полемику,.в которой активное участие
 принял й Каутский. Социал-демократия разбилась по этому
 вопросу на две группы: на ревизионистов и ортодоксов, т. е.
  * В И. Ленин. Соч., т. 28, стр. 246,
 224
 
 противников ревизионизма, сторонников Маркса. Каутский
 считался сторонником ортодоксов и выпустил большую книгу
 "Анти-Бернштейн", где давал развернутую критику взглядов
 Бернштейна.
  Как нужно расценивать эту книгу и вообще борьбу Каут-
 ского с Бернштейном?
  Было бы неправильно давать ей только отрицательную ха-
 рактеристику, так как борьба Каутского с Бернштейном сыг-
 рала, конечно, положительную роль. Вместе с тем нужно под-
 черкнуть, что борьба Каутского с Бернштейном была непосле-
 довательной, и это особенно сказалось в таком коренном вопро-
 се марксизма, как вопрос о диктатуре пролетариата.
  Полемизируя с Бернштейном, Каутский писал следующее:
 "Я не хочу утверждать, что классовое господство пролетариата
 должно принять формы классовой диктатуры". Он считал, что
 проблема диктатуры пролетариата не имеет практического
 значения, а "решение вопроса о проблеме пролетарской
 диктатуры - мы вполне спокойно можем предоставить буду-
 щему" !|.
  В. И. Ленин в своей книге "Государство и революция" по
 юводу этой полемики писал следующее:
  "Это не полемика против Бернштейна, а в сущности уступка
 *му, сдача позиций оппортунизму, ибо оппортунистам пока ничего
 эольшего и не надо, как "вполне спокойно предоставить буду-
 цему" все коренные вопросы о задачах пролетарской рево-
 люции" 2.
  В книге "Анти-Бернштейн" Каутский воздерживается от оп-
 эеделенных заявлений по такому кардинальному вопросу, как
 юпрос о неизбежности пролетарской революции при переходе
 зт капитализма к социализму и ограничивается лишь призна-
 шем, что "политика господства пролетариата несовместима с
 капиталистическим строем. Больше мы ничего не знаем, - пи-
 :ал он,- о путях перехода к социалистическому строю".
  Иными словами, и в этом коренном пункте Каутский отказы-
 вается от того, чтобы дать прямой ответ на поставленный
 зопрос.
  Следует отметить, что в этой же книге Каутский делает
 1чень крупную уступку Бернштейну и по проблемам, непосред-
 ственно относящимся к экономической теории, в частности по
 ^акому острому вопросу, как обнищание рабочего класса.
  Бернштейн, как известно, вообще отрицал обнищание ра-
 5очего класса - и абсолютное, и относительное. Каутский в
  1 Kautsky К. Bernstein und das soztaldemokratishe Programm, Stuttgart
 899, S. 172 *
 2 В. И. Ленин. Соч., т.. 25, стр. 450.
 -167,-15 225
 
 своей книге делал вывод, что надо различать физическую ни-
 щету, под которой он по существу понимал абсолютное обни-
 щание, и социальную нищету, под которой подразумевалось
 относительное обнищание. Каутский признавал существование
 лишь так называемой социальной нищеты, т. е. относитель-
 ного обнищания, но отрицал наличие физической нищеты, т. е.
 абсолютного обнищания.
  Нужно сказать, что сам вопрос об абсолютном обнищании
 был неправильно поставлен Каутским. Абсолютное обнищание
 вовсе не сводится только к ухудшению условий потребления
 рабочих, а связано также с интенсификацией труда, с усиле-
 нием неустойчивости положения рабочих, с ростом бсзра
 ботицы и т. д. Признанием лишь относительного обнищания
 Каутский, искажая марксистское решение проблемы, факти*
 чески сделал большую уступку оппортунизму.
  Некоторые элементы ревизионизма, имевшиеся в работах
 Каутского, сказались и в книге, которая вышла под названием
 "Экономическое учение Карла Маркса", Эта книга имела своей
 целью дать популярное изложение экономического учения
 Маркса и в качестве такого пособия сыграла на определенном
 этапе положительную роль. Однако уже в ней ощущалась не-
 достаточно правильная трактовка экономических категорий.
 В частности анализ двойственного характера труда не связы-
 вался с анализом противоречий товарного производства,
 с выяснением противоречий между частным и общественным
 трудом; деньги представлялись как техническое орудие обме-
 на, социальная роль денег, их связь с развитием противоречий
 товарного производства не раскрывались; обнищание рабоче-
 го класса сводилось 1*олько к относительному обнищанию.
  Возьмем книгу "Аграрный вопрос". Положительная роль это-
 го произведения заключалась в том, что Каутский вел борьбу с
 теорией устойчивости мелкого крестьянского хозяйства. Вместе
 с тем и в этой работе имеются некоторые ревизионистские вы-
 сказывания, в частности по такому важному для понимания
 аграрных отношений капитализма вопросу, как вопрос об аб-
 солютной ренте.

<< Пред.           стр. 35 (из 42)           След. >>

Список литературы по разделу