<< Пред.           стр. 2 (из 14)           След. >>

Список литературы по разделу

  Пожаловали мы также всем свободным людям королевства нашего за нас и за наследников наших на вечные времена все нижеписанные вольности, чтобы имели их и владели ими они и их наследники от нас и от наследников наших.
  2. Если кто из графов или баронов или других держателей1, держащих от нас непосредственно за военную повинность, умрет и в момент его кончины наследник его будет совершеннолетним и обязан будет платить рельеф2, то он (наследник) должен получить свое наследство после уплаты старинного рельефа...
  9. Ни мы, ни наши чиновники не будем захватывать ни земли, ни дохода с нее за долг, пока движимости должника достаточно для уплаты долга; и поручители самого должника не будут принуждаемы (к уплате его долга), пока сам главный должник будет в состоянии уплатить долг; и если главный должник окажется не в состоянии уплатить долг, не имея откуда заплатить, поручители отвечают за долг; и если пожелают, могут получить земли и доходы должника и владеть ими до тех пор, пока не получат возмещения долга, который они перед этим за него уплатили...
  12. Ни щитовые деньги, ни пособие не должны взиматься в королевстве нашем иначе, как по общему совету королевства нашего, если это не для выкупа нашего из плена и не для возведения в рыцари первородного сына нашего, и не для выдачи первым браком замуж дочери нашей первородной; и для этого должно выдавать лишь умеренное пособие; подобным же образом надлежит поступить и относительно пособий с города Лондона.
  13. И город Лондон должен иметь все древние вольности и свободные свои обычаи как на суше, так и на воде. Кроме того, мы желаем и соизволяем, чтобы все другие города и бурги, и местечки, и порты имели все вольности и свободные свои обычаи.
  14. А для того, чтобы иметь общий совет королевства при обложении пособием в других случаях, кроме трех вышеназванных, или для обложения щитовыми деньгами, мы повелим позвать архиепископов, епископов, аббатов, графов и старших баронов нашими письмами за нашими печатями; и, кроме того, повелим позвать огулом через шерифов и бейлифов наших всех тех, которые держат от нас непосредственно (повелим позвать мы всех их) к определенному дню, то есть по меньшей мере за сорок дней до срока, и в определенное место; и во всех этих призывных письмах объясним причину приглашения; и когда будут таким образом разосланы приглашения, в назначенный день будет приступлено к делу при участии и совете тех, которые окажутся налицо, хотя бы и не все приглашенные явились.
  15. Мы не позволим впредь никому брать пособие со своих свободных людей, кроме как для выкупа его из плена и для возведения в рыцари его первородного сына, и для выдачи замуж первым браком его первородной дочери; и для этого надлежит брать лишь умеренное пособие.
  16. Никто не должен быть принуждаем к несению большей службы за свой рыцарский лен или за другое свободное держание, чем та, какая следует с него.
  17. Общие тяжбы не должны следовать за нашей курией, но должны разбираться в каком-нибудь определенном месте3.
  18. Расследование о новом захвате, о смерти предшественника и о последнем представлении на приход должно производиться только в своих графствах... Мы или наш юстициарий будет посылать двух судей в каждое графство четыре раза в год, которые вместе с четырьмя рыцарями каждого графства, избранными графством, должны будут разбирать в графстве в установленный день и на определенном месте графства вышеназванные ассизы...
  20. Свободный человек будет штрафоваться за малый проступок только сообразно роду проступка, а за большой проступок будет штрафоваться сообразно важности проступка, причем должно оставаться неприкосновенным его основное имущество; таким же образом (будет штрафоваться) и купец, и его товар останется неприкосновенным; и виллан таким же образом будет штрафоваться и у него останется неприкосновенным его инвентарь, если они подвергнутся штрафу с нашей стороны; и никакой из названных выше штрафов не будет наложен иначе, как на основании клятвенных показаний честных людей из соседей (обвиняемых).
  21. Графы и бароны будут штрафоваться не иначе, как при посредстве равных себе, и не иначе, как сообразно роду проступка...
  34. Приказ, называемый Praecipe, впредь не должен выдаваться кому бы то ни было о каком-либо держании, вследствие чего свободный человек мог бы потерять свою курию4...
  36. Ничего впредь не следует давать и брать за приказ о расследовании о жизни и членах, но он должен выдаваться даром и в нем не должно быть отказа...
  39. Ни один свободный человек не будет арестован или заключен в тюрьму, или лишен владения, или каким-либо (иным) способом обездолен, и мы не пойдем на него и не пошлем на него иначе, как по законному приговору равных его и по закону страны.
  40. Никому не будем продавать права и справедливости, не будем никому отказывать в них или замедлять их.
  41. Все купцы должны иметь право свободно и безопасно выезжать из Англии и въезжать в Англию, и пребывать, и ездить по Англии как по суше, так и по воде, для того чтобы покупать и продавать без всяких незаконных пошлин, уплачивая лишь старинные и справедливые, обычаем установленные пошлины, за исключением военного времени, и если они будут из земли, воюющей против нас, и если такие окажутся на нашей земле в начале войны, они должны быть задержаны без ущерба для их тела и имущества, пока мы или великий юстициарий наш не узнаем, как обращаются с купцами нашей земли, находящимися тогда в земле, воюющей против нас; и если наши там в безопасности, то и те другие должны быть в безопасности в нашей земле.
  42. Каждому пусть впредь будет позволено выезжать из нашего королевства и возвращаться в полной безопасности по суше и по воде, лишь сохраняя верность нам;
  изъятие делается в интересах общей пользы королевства только для некоторого короткого времени в военное время;
  исключаются сидящие в заключении и поставленные согласно закону королевства вне закона, а также люди из земли, воюющей с нами, и купцы, с которыми надлежит поступать так, как сказано выше...
  61. После же того, как мы для Бога и для улучшения королевства нашего и для более успешного умиротворения раздора, родившегося между нами и баронами нашими, все это вышеназванное пожаловали, желая, чтобы они пользовались прочно этим и нерушимо на вечные времена, создаем и жалуем им нижеписанную гарантию, именно: чтобы бароны избрали двадцать пять баронов из королевства, кого пожелают, которые должны всеми силами блюсти и охранять и заставлять блюсти мир и вольности, какие мы им пожаловали и этой настоящей Хартией нашей подтвердили...
  И если мы не исправим нарушения или, если мы будем за пределами королевства, юстициарий наш не исправит (его) в течение сорока дней, считая с того времени, когда было указано это нарушение, нам или юстициарию нашему, если мы находились за пределами королевства, то вышеназванные четыре барона докладывают это дело остальным из двадцати пяти баронов и те двадцать пять баронов совместно с общиною всей земли будут принуждать и теснить нас всеми способами, какими только могут, то есть путем захвата замков, земель, владений и всеми другими способами, какими могут, пока не будет исправлено (нарушение) согласно их решению; неприкосновенной остаются (при этом) наша личность и личность королевы нашей и детей наших; а когда исправление будет сделано, они опять будут повиноваться нам, как делали прежде.
  ...И мы ничего ни от кого не будем домогаться как сами, так и через кого-либо другого, благодаря чему какая-либо из этих уступок и вольностей могла бы быть отменена или уменьшена; и если что-либо такое будет достигнуто, пусть оно считается недействительным и не имеющим значения, и мы никогда не воспользуемся им ни сами, ни через посредство кого-либо другого.
 
 Декларация прав человека и гражданина 1789 года?
 
  Представители французского народа, образовав Национальное собрание и полагая, что невежество, забвение прав человека или пренебрежение ими являются единственной причиной общественных бедствий и испорченности правительств, приняли решение изложить в торжественной Декларации естественные, неотчуждаемые и священные права человека, чтобы эта Декларация, неизменно пребывая перед взором всех членов общественного союза, постоянно напоминала им их права и обязанности, чтобы действия законодательной и исполнительной властей, которые в любое время можно было бы сравнить с целью каждого политического института, встречали большее уважение; чтобы требования граждан, основанные отныне на простых и неоспоримых принципах, устремлялись к соблюдению Конституции и всеобщему благу. Соответственно, Национальное собрание признает и провозглашает перед лицом и под покровительством Верховного существа следующие права человека и гражданина.
 
  Статья 1
  Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. Общественные различия могут основываться лишь на общей пользе.
  Статья 2
  Цель всякого политического союза - обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека. Таковые - свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению.
  Статья 3
  Источником суверенной власти является нация. Никакие учреждения, ни один индивид не могут обладать властью, которая не исходит явно от нации.
  Статья 4
  Свобода состоит в возможности делать все, что не наносит вреда другому: таким образом, осуществление естественных прав каждого человека ограничено лишь теми пределами, которые обеспечивают другим членам общества пользование теми же правами. Пределы эти могут быть определены только законом.
  Статья 5
  Закон имеет право запрещать лишь действия, вредные для общества. Все, что не запрещено законом, то дозволено, и никто не может быть принужден делать то, что не предписано законом.
  Статья 6
  Закон есть выражение общей воли. Все граждане имеют право участвовать лично или через своих представителей в его создании. Он должен быть единым для всех, охраняет он или карает. Все граждане равны перед ним и поэтому имеют равный доступ ко всем постам, публичным должностям и занятиям сообразно их способностям и без каких-либо иных различий, кроме тех, что обусловлены их добродетелями и способностями.
  Статья 7
  Никто не может подвергаться обвинению, задержанию или заключению иначе, как в случаях, предусмотренных законом и в предписанных им формах. Тот, кто испрашивает, отдает, исполняет или заставляет исполнять основанные на произволе приказы, подлежит наказанию; но каждый гражданин, вызванный или задержанный в силу закона, должен беспрекословно повиноваться: в случае сопротивления он несет ответственность.
  Статья 8
  Закон должен устанавливать наказания лишь строго и бесспорно необходимые; никто не может быть наказан иначе, как в силу закона, принятого и обнародованного до совершения правонарушения и надлежаще примененного.
  Статья 9
  Поскольку каждый считается невиновным, пока его вина не установлена, то в случаях, когда признается нужным арест лица, любые излишне суровые меры, не являющиеся необходимыми, должны строжайше пресекаться законом.
  Статья 10
  Никто не должен быть притесняем за свои взгляды, даже религиозные, при условии, что их выражение не нарушает общественный порядок, установленный законом.
  Статья 11
  Свободное выражение мыслей и мнений есть одно из драгоценнейших прав человека; каждый гражданин поэтому может свободно высказываться, писать, печатать, отвечая лишь за злоупотребление этой свободой в случаях, предусмотренных законом.
  Статья 12
  Для гарантии прав человека и гражданина необходима государственная сила; она создается в интересах всех, а не для личной пользы тех, кому она вверена.
  Статья 13
  На содержание вооруженной силы и на расходы по управлению необходимы общие взносы; они должны быть равномерно распределены между всеми гражданами сообразно их возможностям.
  Статья 14
  Все граждане имеют право устанавливать сами или через своих представителей необходимость государственного обложения, добровольно соглашаться на его взимание, следить за его расходованием и определять его долевой размер, основание, порядок и продолжительность взимания.
  Статья 15
  Общество имеет право требовать у любого должностного лица отчета о его деятельности.
  Статья 16
  Общество, где не обеспечена гарантия прав и нет разделения властей, не имеет Конституции.
  Статья 17
  Так как собственность есть право неприкосновенное и священное, никто не может быть лишен ее иначе, как в случае установленной законом явной общественной необходимости и при условии справедливого и предварительного возмещения.
 
 Билль о правах (1789-1791 гг.)
 (первые 10 поправок к Конституции)?
 
  Дополняющие статьи и поправки к Конституции Соединенных Штатов Америки, предложенные Конгрессом и ратифицированные Законодательными собраниями различных штатов, в соответствии с V статьей Конституции.
 
  Поправка I
  Конгресс не будет издавать законов, относящихся к установлению какой-либо религии или запрещающих ее свободное исповедание; или ограничивающих свободу слова или печати; или право народа мирно собираться и обращаться к Правительству с петициями об исправлении злоупотреблений.
  Поправка II
  Так как для безопасности свободного государства необходима хорошо устроенная милиция, то право народа хранить и носить оружие не будет ограничиваться.
  Поправка III
  В мирное время ни один солдат не будет помещаться в какой-либо дом без согласия его хозяина; во время же войны это может делаться только в порядке, установленном законом.
  Поправка IV
  Право народа на охрану личности, жилища, бумаг и имущества от необоснованных обысков или арестов не будет нарушаться, и ордера на обыск или арест будут выдаваться лишь по основательным (правдоподобным) причинам, подтвержденным присягой или торжественным обещанием; эти ордера должны содержать подробное описание места, где должен быть произведен обыск, и лиц или вещей, подлежащих аресту.
  Поправка V
  Никто не может быть привлечен к ответственности за тяжкое уголовное или иное порочащее преступление иначе как по почину или обвинению, исходящему от Большого жюри5, за исключением случаев, когда дело возникает в среде сухопутных и морских сил или милиции, когда она во время войны или во время угрожающей обществу опасности находится на действительной службе; никто не будет дважды отвечать за одно и то же преступление жизнью или телесной неприкосновенностью; никто не будет принуждаться в каком-нибудь уголовном деле свидетельствовать против самого себя, не будет лишен жизни, свободы или имущества без законного судебного разбирательства, никакая частная собственность не будет отбираться для общественного пользования без справедливого вознаграждения.
  Поправка VI
  При всяком уголовном преследовании обвиняемый будет иметь право на скорый и публичный суд беспристрастных присяжных из штата и округа, заранее установленного законом, где совершено преступление; обвиняемый будет иметь право требовать, чтобы ему дали очную ставку со свидетелями, показывающими против него, обвиняемый может требовать свидетелей со своей стороны и пользоваться помощью адвоката для своей защиты.
  Поправка VII
  В тяжбах общего права, где цена иска превышает 20 долларов, будет сохраняться право требовать разбора судом присяжных, и никакой факт, бывший на рассмотрении присяжных, не будет подвергаться вторичному пересмотру каким-либо судом Соединенных Штатов иначе как по положению общего права.
  Поправка VIII
  Не будут требоваться чрезмерные залоги, взыскиваться чрезмерные штрафы, не будут налагаться жестокие и необычные наказания.
  Поправка IX
  Перечисление в Конституции известных прав не должно толковаться как отрицание или умаление других прав, сохраняемых за народом.
  Поправка Х
  Те полномочия, которые не переданы Соединенным Штатам настоящей Конституцией и пользование которыми не возбранено ею отдельными штатами, остаются соответственно за штатами или народом.
 
  - Сравните между собой три исторических документа. В каком документе полнее раскрыты права и свободы человека? Почему?
  - Проследите по документам, как идея прав человека развивалась в историческом времени?
  - Какие из содержащихся в этих документах прав и свобод вошли в российскую Конституцию, а какие - нет?
 
 
 Справедливость и равенство
 
 Марек Новицкий
 
 Свобода и равенство: три точки зрения?
 
  Из понятия человеческого достоинства выводятся два основных понятия: свобода и равенство. И опять появляются проблемы. Включаете вы телевизор, и там появляется какой-то политик и говорит, что он любит равенство, он - за равенство. Тогда нужно посмотреть, какой партийный билет у него в кармане, потому что от этого зависит то, о чем он говорит вообще. Если этот политик - коммунист, то он представляет мышление, которым было переполнено польское телевидение лет 15-20 тому назад. Это была такая толстая баба, которая часто выступала и говорила: "Ведь у всех те же самые желудки, все должны получать одно и то же. Равенство - условие жизни".
  Если о равенстве говорит социалист (я имею в виду социалистов Западной Европы), он думает, что у людей должны быть равные шансы, одинаковые возможности. Потом один будет много работать, заработает много денег и займет высокий пост. Другой не сможет, и жить ему будет хуже. Но вначале нужно дать одинаковые возможности всем. Это равенство с точки зрения социалиста. Но нельзя забывать, что если зайти слишком далеко, могут начаться проблемы. В начале двадцатого века европейские социалисты пришли к выводу, что не нужны законы о наследстве. Если ваш отец был способный, много работал, получал большие деньги, а мой ленился и работать не хотел, то получается, что у вас, как его наследника - много денег, а у меня нет. Почему вам должно быть легче? Может быть, надо выбросить законы о наследстве? Но мы чувствуем сразу, что зашли слишком далеко.
  И есть третий тип понимания равенства. Это либеральный тип. Для либералов равенство - это равенство законов и равенство первенства. Равенство законов - это понятие, очень близкое к запретам дискриминации. Это буквально то же самое.
 
 Равенство как запрет дискриминации
 
  Что такое запрет дискриминации? Это запрет биологически необоснованного разделения людей. Пример: закон, который говорит, что татарин или блондинка не могут водить машину, - это дискриминация татар и прекрасных блондинок. Но закон, который говорит, что слепой не может водить машину, - это не дискриминация, потому что имеется сильное физиологическое обоснование этого закона. И разные документы по правам человека, разные международные конвенции о правах человека перечисляют разные черты, по которым не позволяется различать людей по национальностям, религиям и прочее, и прочее.
  В коммунистических конституциях никогда не появляется запрет дискриминации по поводу политических взглядов. Потому что система была такого типа, что этого запрета внести было нельзя. Я не буду развивать эту проблему. Если законодательство запрещает дискриминацию, там не будет таких слов как мужчина, женщина, татарин, русский, поляк, православный, католик и т.д. Если появляются в законах слова такого типа, то уже включается звонок: "Очень вероятно, что такой закон - дискриминация". Едва ли можно оправдать введение в законодательство таких слов.
  В Польше у нас есть целая куча проблем с дискриминацией. Возьмем самый простой пример: мужчина-женщина. Я не знаю, как в других странах, а у нас есть такой закон, что женщина может уйти на пенсию, когда ей исполнится 60, а мужчина, когда 65. Это вообще непонятно. Женщины не только более хорошие и правильные, чем мужики, но они и живут дольше, они более здоровые. И почему они уходят на пенсию раньше - непонятно. Во-вторых, в Польше молодой человек может жениться, когда ему исполнится 21 год, а девушка может выйти замуж в 18. Откуда эта разница? Я посмотрел, что говорилось в нашем парламенте для принятия этого закона. Оправдание было такое, что представители армии говорили, что у них есть проблемы с женатыми молодыми людьми, идущими в армию. Они очень хотят вернуться домой. Значит, нужно поднять возраст, в котором молодые люди могут жениться, и проблемы не будет. В нашем законодательстве есть и совсем дурные запреты: женщина в Польше не может водить автобус, а только трамвай. Несколько лет назад, когда начиналась война в Персидском заливе, я поехал на какую-то конференцию по правам человека. Там местные жители организовали манифестацию у американского посольства, чтобы эти ужасные американцы не беспокоили прекрасного Хусейна. Я пошел посмотреть (я люблю смотреть на такие авантюры) и увидел, как норвежская полиция разгоняет эту манифестацию. Это были такие большие лошади, у них были пластиковые прозрачные шлемы на головах. На лошадях восседали полицейские в таких же шлемах. Это были как мужчины, так и женщины. Вы бы видели, как эти дамы работали дубинками! Прелесть! В Польше в это время в подобных подразделениях полиции женщин не было. Видно было, что это чистейшая ерунда. Справляются великолепно. Я мог бы продолжать, но я думаю, что даже закон, который говорит, что женщина, родившая ребенка, имеет право на какой-то дополнительный отпуск, если формулировать его так, что любой человек, который родил ребенка, имеет право на дополнительный отпуск, не стал бы от этого хуже.
  Итак, я говорил о равенстве прав с точки зрения либералов.
  Есть другой вопрос - равенство перед законом. Чтобы суд, чиновник относились одинаково ко всем людям. И этого не получается. Нигде в мире не получилось организовать такой системы, чтобы и богатый, и бедный человек, если их поставят перед судом, имели равные возможности. У богатого всегда адвокаты будут получше. Можно применять разные способы, чтобы уменьшить эту проблему, но до сих пор никому в мире не удалось полностью ее решить.
  Это было несколько слов о проблеме равенства, о трех типах понимания равенства: равные желудки, равные возможности и равные законы.
 
 Что же такое "свобода"
 
  Второе понятие, которое непосредственно вытекает из понятия человеческого достоинства, это понятие свободы. И здесь опять появляются проблемы. Потому что слово "свобода" для разных людей может означать совсем разные вещи. Это имеет исторические корни. Просто в конце XVIII столетия, когда в самом деле начинаются разговоры о правах человека, в Америке была такая обстановка, что люди шли на Запад, где было сколько угодно свободной земли (если, конечно, не вспоминать об индейцах). И зачем людям было нужно государство? Государство нужно было для того, чтобы, во-первых, оно защищало от внешнего врага - значит, организовало бы армию, во-вторых, чтобы оно защищало от внутреннего врага (преступников) - организовало бы шерифа, который будет меня защищать от бандита. И, в-третьих, нужно было организовать судебную систему, чтобы судья осудил, повесил этого бандита. И ничего больше. Любые более широкие действия государства только ограничили бы возможности людей развиваться в то время. Чем меньше прав у государства, тем лучше я могу развиваться, тем лучше мне будет жить. Здесь вплетается проблема счастья. В Декларации Независимости США уже появляется право стремиться к счастью. Но стремиться к счастью, не мешая другому.
  В это же время обстановка в Европе совсем другая. Нет свободной земли. Люди работают на земле, которая принадлежит другим лицам, люди подчинены экономической, а иногда и судебной власти. И люди думают: "Эх, если бы царь-батюшка знал, что эти сволочи со мной делают, он бы пришел и дал мне свободу". И появляется ожидание того, что государство даст мне свободу, что свобода не от государства, а через государство. Что самая безухая (????) власть придет и даст мне свободу от тех, кто угнетает меня непосредственно. Это совсем другое понимание свободы. И если посмотреть на законы Французской революции, с этим связан совершенно другой подход к счастью. Право на счастье. Не право стремиться к счастью, а право на счастье. Это значит, что государство должно сделать меня счастливым. Но уже потом историки узнали, что несколько раз власть приходила к выводу, что она знает, что нужно сделать, и даже пыталась сделать счастливыми людей. Каждый раз получалось что-то не очень хорошее.
  Итак, если мы говорим о правах человека, мы употребляем понятия свободы и равенства с либеральной точки зрения.
 
  - Как вы думаете, какое понимание свободы и равенства больше соответствует российскому менталитету?
  - Какие исторические условия способствовали формированию специфического понимания свободы и равенства?
  - Приведите примеры дискриминации в российском законодательстве.
 
 
 Вячеслав Рыбаков
 
 Различие понятий "свободы" и "воли"?
 
  Слово "свобода" мы начали трепать лет двести назад всего лишь, и, как правило, синонимично исконному своему слову "воля".
  Однако!
  То, что называется свободой, стало возможным лишь тогда, когда один-единственный человек стал самостоятельным и самодостаточным вне племени, клана, общины, семьи, цеха или иного объединения. Свобода - это возможность действовать согласно индивидуальным побуждениям при обязательной индивидуальной же ответственности. Поэтому свобода индивидуума не нарушает свободы других индивидуумов, а коли нарушает - вот тебе и ответственность: сам виноват, суд идет. Поэтому же свобода - состояние, дающее душевный комфорт и уверенность в будущем. Это состояние нормальное и при нормальных условиях - неотъемлемое. И оно совершенно не противоречит религиозной идее посмертного спасения, что во времена формирования представлений о свободе было крайне ценным. Да и по сей день сильно облегчает пользование свободой.
  Воля же - это возможность действовать согласно своим желаниям вопреки установкам того объединения, в которое человек влит как его ЛИЧНО НЕСАМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ фрагмент. Воля - это всегда предательство, совершенное по отношению к своему коллективу, всегда восстание против него. Она по самой природе своей направлена против иных индивидуумов того же коллектива. И следовательно, она - безответственность за свои действия. Поэтому она всегда конечна, и за нее всегда ожидается расплата. Поэтому состояние воли всегда сопряжено с чувствами вины и страха, которые кого ограничивают в привольном безумии, а кого, напротив, окончательно приводят в мрачный экстаз. Эх, погуляю напоследок - а после хоть в острог, хоть на плаху! Прости, народ православный! Год воли - а потом, если жив остался, десятилетия в схиме, в замаливании греха и в исступленной благотворительности. И даже если удастся протянуть волю до физической смерти - все равно ощущается неизбежность расплаты за гробом. Поэтому даже во время самой невозбранной воли откуда ни возьмись возникают судорожные пароксизмы покаяния, доброты, милосердия. Но отсюда же и невероятные зверства, волю сопровождающие: все равно терять уже нечего, остается лишь куражиться напоследок. Воля - состояние внутренне противоречивое и потому неизбежно истерическое.
  Свободы мы никогда не хотели и до сих пор не знаем, что это за зверь и с чем его едят. Дальше мечтаний о воле мы не ушли. И поэтому, когда подавляющее большинство населения буквально свихнулось на стремлении к воле, лопнули все объединяющие структуры.
  Свобода и организация ДОПОЛНЯЮТ друг друга, воля и организация ИСКЛЮЧАЮТ друг друга.
  - Согласны ли вы с предложенным разделением понятий "свобода" и "воля"?
  - Какое понятие ближе российской цивилизации?
  -
  Приведите примеры из отечественной и мировой истории, иллюстрирующие проявления свободы и воли.
 
 
 Священник Георгий Чистяков, Сергей Петрухин
 
 Я могу тебе помочь, потому что ты можешь помочь мне?
 
  К инвалидам можно относиться по-разному. Можно в них видеть людей, которых надо изолировать от общества. Их можно жалеть, платить им пособия, организовывать концерты, издавать литературу особую. Им, наконец, можно внушать, что они ничем не отличаются от нас, ничем не хуже нас.
  На деле ни первый - жесткий и жестокий путь, ни второй - казалось бы, пронизанный христианской моралью, ни третий - связанный с воспитанием упорства и достоинства, - ни один из этих вариантов сегодня не работает.
  Многих, я думаю, поражало при чтении Евангелия, сколько там инвалидов. Мы знаем, что таких людей и в нашем обществе много, но мы их отчего-то не замечаем или замечаем крайне редко.
  Почему так, что за оптический эффект?
  Здесь проблема нашей слепоты - мы в упор не видим чего-то очень важного в жизни. Евангелие нас возвращает к реальности. Надо, наверное, попытаться понять: чего хочет от инвалида Христос? Он хочет человека, страдающего тем или иным недугом, исцелить. Замечательно само слово - в Евангелии ведь ни разу не сказано "выздоравливает" или "вылечивается". "Исцеляется" - от слова "целый". То есть человеку возвращается целостность, от него уходит страшная разбитость на фрагменты, куски, расколотость личности.
  Мы не можем исцелить - даже физически - больного, потому что слишком слабы. Между тем не только сам Христос, но и многие святые исцеляли и даже воскрешали. Да и сейчас есть люди с таким даром. И мы можем кому-то из наших страждущих близких сказать: "А попробуй позвонить вот по этому телефону, вдруг там тебе помогут". Но мы не можем сказать: "Господи! Сделай так, чтобы все, что я могу в этой ситуации, я делал!". Не можем, потому что не знаем, а что это такое - "все, что я могу".
  Прежде всего мы должны увидеть в таком человеке не того, кто страдает и поэтому нуждается в помощи, а того, кто станет нашим другом. Того, кому я могу помочь, потому что он может помочь мне. Мне сейчас пришел на память вот такой пример (хотя можно привести их много). Одна моя прихожанка в течение нескольких лет была абсолютно неподвижной. Всем было ясно - об этом говорили врачи, - что она уже не встанет. Но так случилось, что несколько прихожанок - девочки-школьницы, студентки и взрослые женщины - стали навещать ее и установили дежурство, которое несли круглосуточно, сменяя одна другую. Дом Тамары Алексеевны, так звали эту больную, вскоре стал удивительным центром встреч. У людей, приходящих в этот дом, сложились необыкновенные отношения. Когда я к ней приходил, часто говорил: "Вы стали президентом настоящей маленькой республики". Бог ей не дал здоровья - но Он ей дал возможность соединять людей. И представьте себе, как ее это служение поддерживало.
  Кто-то может возразить: такова специфика моей работы, моего служения. Но к такому пониманию отношений с инвалидами, "аутсайдерами", как иногда говорят, может прийти каждый, и очень разными путями. В последние годы мы получили возможность смотреть зарубежные фильмы почти сразу после их выхода на экран. И вспомните, что тема, на которую мы говорим, - один из лейтмотивов американского кинематографа 80-90-х годов. Лучшие актеры сыграли роли слепых, безногих, парализованных, умственно отсталых, психически больных. И вот что замечательно: в любом из этих фильмов инвалид - как раз тот, кто помогает. Эти фильмы не призыв: "Помогите убогому!", а рассказ о том, насколько нуждаемся в помощи мы - здоровые физически, но искалеченные нравственно и духовно. И финал каждого из фильмов показывает нам чудо исцеления того, кто призван на помощь.
  Мы ходим по улицам и на каждом шагу встречаем просящих подаяние. Это те же инвалиды или старушки, или семьи беженцев. Их очень много, быть может, именно потому, что в советские времена их приравнивали к преступникам и даже объявляли вообще несуществующими, говорили, что нищенство у нас искоренено как социальная язва "проклятого прошлого". А теперь эта язва у нас перед глазами. Что нам делать? Делиться. Хотя бы из сознания: то, что случилось с ними, может случиться с каждым из нас. Другое дело, что людям, выходящим на улицу просить милостыню, тоже необходимо подумать: а что они могут дать нам? Ведь и у них тоже есть такая возможность - что-то дать нам взамен скромного нашего подаяния!
  Как-то в метро я встретил старушку, которую нельзя было заподозрить в "профессиональном нищенстве", - она пришла сюда, потому что больше идти было некуда. Но она не стояла просто так с протянутой рукой - продавала маленькие салфетки, которыми можно хватать горячую сковородку или кастрюльку. Они были сшиты из каких-то старых тряпочек и украшены аппликациями в виде кленовых листьев, и просила она за них какие-то копейки. Люди останавливались и покупали у нее эти салфеточки, причем многие - за большие деньги. Каждый момент, когда человек подходил к ней купить эту вещицу, был моментом встречи - о которой она, быть может, забудет, но для того, кто купил, встреча будет очень долго продолжаться, ведь такая вещь всегда в ходу.
  Для меня та мимолетная встреча стала настоящим чудом. Оказалось, что очень старый, очень больной и очень бедный человек может помочь многим-многим людям, и мне в их числе, притом, что я даже не знаю ее имени и вообще с нею больше не встречусь.
  Мы устраиваем Олимпийские игры инвалидов, строим для них санатории, помогаем поехать компанией на отдых. Мы ко всему этому относимся как к свидетельству нашей цивилизованности, гуманизма. Но ведь это страшно - когда хромые общаются лишь с хромыми, а глухонемые - с глухонемыми. Меня смущает сама идея санатория для инвалидов или Общества слепых. Потому что здесь человек замыкается в кругу людей, страдающих тем же недугом.
  Общество должно созидаться на паритетных началах: 50 процентов зрячих - 50 незрячих, 50 процентов людей в инвалидных колясках - 50 процентов людей, у которых этих проблем нет, но есть другие, не менее серьезные. Общество, в котором все мы жили еще недавно, провозглашало себя здоровым - и сколько замечательных, одаренных личностей было оттеснено на обочину, спрятано с глаз подальше!..
  В мире нет здоровых и инвалидов - мы все, сколько нас ни есть на земле, в чем-то здоровые и в чем-то инвалиды. Один слеп, а другой страдает неразличением добра и зла. Мы все одновременно и опекающие, и опекаемые. Никто не знает, кто он в данную минуту - врач или больной.
  Только когда мы перестанем делить мир на врачей и пациентов, что-то начнет у нас получаться.
 
  - Как вы думаете, должны ли инвалиды обладать особыми правами? Если да, то какими?
  - Как мы можем помочь инвалидам? А в чем они могут помочь нам?
 
 
  Анна Фенько
 
  Лица детской национальности?
 
  Постсоветская Россия - страна, далекая от идеалов межнациональной дружбы. Всеобщая этническая мобилизация сформировала новое поколение россиян. Как воспринимают нынешние подростки собственную национальность, как они относятся к другим народам? На эти вопросы отвечает исследование, проведенное Центром социологии образования РАО.
  В странах с межэтнической напряженностью отмечается более раннее формирование этнического сознания у детей, принадлежащих к национальным меньшинствам. Так, британские психологи установили, что дети пакистанских эмигрантов в Шотландии получают представление об этнических группах раньше, чем дети шотландцев. Последние могут не обладать знаниями о чужой культуре, даже имея соседей-пакистанцев, поскольку общение с ними происходит в контексте доминирования норм и ценностей шотландской культуры.
  В многочисленных исследованиях, проводившихся в США, Великобритании и Новой Зеландии, дошкольникам показывали набор кукол, изображающих представителей различных рас, и просили выбрать тех, которые больше на них похожи. Чернокожие дети часто выбирали "неправильных" белых кукол. Белые дети никогда черных кукол не выбирали. Значит, уже в дошкольном возрасте дети осознают социальный статус разных этнических групп и стремятся принадлежать к доминирующей группе.
  У подростков формируются различные стратегии реагирования на негативные суждения о своей этнической группе. Например, для выходцев из стран Северной Африки во Франции характерно формирование так называемой негативной идентичности: "Пусть мы плохие, но это действительно мы".
  Другая стратегия состоит в попытке сменить группу, то есть принять язык, нормы, обычаи, верования этнической группы, обладающей более высоким статусом.
  Третья стратегия состоит в том, чтобы провести психологическую границу между собой и членами своей этнической группы. Это характерно для детей из межэтнических семей. Они либо формируют у себя биэтническую идентичность, осознавая свою общность с культурами обоих родителей, либо становятся маргиналами, для которых чужды обе культуры.
  В постсоветской России наблюдается небывалый рост этнической идентичности у всех народов. В исследовании, выполненном сотрудниками Центра социологии образования РАО Владимиром Собкиным и Анастасией Грачевой, предпринята попытка проанализировать, как в этих условиях происходит формирование этнического сознания подростков. В исследовании приняли участие старшеклассники пяти национальностей: русские, евреи, тувинцы, татары и башкиры, проживающие в Москве, Туве и Пермской области.
 
 РЕЛИГИОЗНАЯ ГРАНИЦА
 
  Подростки отвечали на две группы вопросов: о том или ином народе в целом и о типичном его представителе. Испытуемые оценивали народы в целом по множеству характеристик: спокойный, открытый, отсталый, воинственный, гостеприимный, сильный, мудрый, расчетливый и т.д. Оценки по большинству параметров у испытуемых совпадали, что позволило исследователям выделить два главных качества, на основании которых происходит дифференциация народов в сознании большинства детей. Это открытость и сила. В понятие "открытость" подростки включают такие качества, как гостеприимство, спокойствие, мудрость. Сила у большинства национальных групп ассоциируется с выносливостью, свободолюбием, расчетливостью и сплоченностью.
  Понятию "сила" у всех национальных групп противопоставляются покорность и отсталость, а понятию "открытость" - враждебность и воинственность. Только для русских подростков воинственность является синонимом силы.
  И только русские подростки выделяют в отдельную характеристику религиозность. Для всех остальных религиозность - синоним открытости. В сознании русских подростков именно религиозность позволяет противопоставлять группы "мы" и "они". Народы, исповедующие нехристианские религии (евреи, татары), оцениваются русскими подростками как враждебные, а народы, принадлежащие к разным христианским конфессиям,- как открытые для контактов. То есть религия выступает основным фактором этнического самоопределения и границей взаимопонимания между народами.
  Представители каждой национальности считают свой народ самым открытым. Однако "силовыми" характеристиками своих народов гордятся только татары и евреи. Русские подростки свой собственный народ особенно сильным не считают. У тувинцев наблюдается наибольшее расхождение между образом собственного народа и представлением о "народе, достойном восхищения". Наиболее достойной чертой народа тувинские подростки считают сплоченность, при этом их собственный народ набрал по этой позиции минимальное количество баллов.
 
 ТИПИЧНЫЙ ГРЕК
 
  Типичные представители разных народов характеризуются подростками по трем основным признакам: альтруизм-эгоизм, расчетливость-нерасчетливость и активность-пассивность.
  У представителей различных этнических групп выявлены разные представления о том, какие характеристики считать положительными, какие - отрицательными. Все подростки без исключения считают положительной характеристикой альтруизм и активность. Что касается расчетливости, то для русских и татар она выступает как положительное качество, а для тувинцев и евреев - как отрицательное. Тувинцы отличаются от всех остальных народов еще и тем, что противопоставляют ум и хитрость, считая ум положительной чертой и синонимом силы, а хитрость и расчетливость - признаком эгоизма.
  Татары и башкиры считают хитрость синонимом силы и противопоставляют ее слабости и зависимости. Подростки остальных национальностей понимают зависимость по-другому. У русских и евреев она является синонимом пассивности (лень, слабоволие), а тувинские подростки противопоставляют зависимость интеллекту.
  При сравнении оценок, данных подростками разным народам, обнаружена следующая закономерность: чем меньше они знают о представителях той или иной группы, тем четче и однозначнее ее оценка. Так, русские воспринимаются всеми остальными группами наиболее расплывчато. А наиболее определенную оценку подростки дали грекам, с которыми у большинства испытуемых отсутствуют какие бы то ни было контакты, то есть определенность оценки выражает стереотипные представления о типичном греке.
  При сравнении национальных стереотипов различных народов с соответствующими им религиозными стереотипами оказалось, что у подростков иных этнических групп образ русского никак не связан с образом христианина, а образ тувинца - с образом буддиста. Христианин и буддист оцениваются сами по себе, а русский и тувинец - сами по себе. Иная закономерность наблюдается в отношении евреев и татар. Между понятиями "еврей" и "иудаист" у подростков других национальностей нет практически никаких различий. Та же тождественность наблюдается при оценке стереотипов "татарин" и "мусульманин".
 
 ЕВРЕЙ КАК РУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИДЕАЛ
 
  Наиболее интересные результаты были получены при сравнении оценок, данных подростками собственному народу.
  Во всех группах испытуемых образ собственного народа, своей религии и идеала расположен на полюсе "альтруизм". Однако в отношении такой характеристики, как расчетливость, наблюдаются существенные расхождения.
  Так, в сознании русских подростков образ типичного русского предстает как бескорыстный и нерасчетливый, а их идеал, напротив, характеризуется расчетливостью. У еврейских подростков, наоборот, еврей расположен на полюсе "расчетливость", а личностный идеал - на противоположном полюсе. То есть у русских и еврейских подростков понятие личностного идеала и образ собственного народа расходятся, причем в противоположные стороны. Идеал еврейских подростков оказывается ближе к христианскому понятию об идеале, а идеал русских - ближе к их представлению о еврее.
  Более гармоничные отношения между личным идеалом и образом своего народа наблюдаются у юных татар и башкир.
 
 ЧЕТЫРЕ ПОРТРЕТА
 
  Вот как будут выглядеть условные портреты подростков разных национальностей, если несколько упростить результаты исследования.
  Русские классифицируют представителей других народов с точки зрения их открытости, силы и религиозности. Силу они отождествляют с воинственностью, ценят альтруизм, расчетливость и активность, свой собственный народ характеризуют как альтруистичный, нерасчетливый и пассивный.
  Татары и башкиры описывают народы с точки зрения открытости и силы. Они отождествляют силу с хитростью, а религиозность считают признаком открытости, ценят альтруизм, расчетливость и активность и считают свой народ соответствующим всем этим качествам.
  Еврейские подростки также классифицируют народы на основании открытости и силы, но при этом отождествляют силу с активностью и противопоставляют ее лени. Свой народ они считают альтруистичным, расчетливым и активным, но сами при этом хотели бы быть нерасчетливыми.
  Тувинские подростки описывают народы с точки зрения открытости и силы, и сила в их сознании отождествляется со сплоченностью. Они противопоставляют ум и хитрость, считая ум признаком силы, а хитрость - признаком эгоизма. Они считают свой народ воплощением лишь одного из высоко оцениваемых ими качеств - альтруизма, в то время как сплоченность и сила собственного народа оцениваются ими как крайне низкие.
 
  - Подумайте, как формируются этнические предрассудки и стереотипы, как с ними бороться?
  - О чем говорит расхождение идеала и образа собственного народа у русских и еврейских подростков?
 
 
  Сидни Шелдон
 
 Узы крови?
 
  Самым первым воспоминанием Сэмюэля Роффа, читала Элизабет, была смерть матери в 1855 году во время погрома, когда Сэмюэлю исполнилось пять лет. Самого его спрятали в подвале деревянного дома, который Роффы занимали вместе с другими семьями в краковском гетто. Когда после бесконечно медленно тянувшихся часов, бесчинства наконец кончились и единственным звуком, раздававшимся на улицах, был безутешный плач по погибшим, Сэмюэль вылез из своего укрытия и пошел искать на улицах гетто свою маму. Мальчику казалось, что весь мир объят огнем. Небо покраснело от горящих вокруг деревянных построек. То там, то сям огонь мешался с клубами густого черного дыма. Оставшиеся в живых мужчины и женщины, обезумев от пережитого ужаса, искали среди пожарищ своих родных и близких или пытались спасти остатки своих домов и лавок, вынести из огня хоть малую толику своих жалких пожитков. Краков середины XIX века мог похвастать своей пожарной командой, но евреям запрещалось пользоваться ее услугами. Здесь, в гетто, на окраине города, им приходилось вручную бороться с огнем, воду ведрами таскали из колодцев и, передавая по цепочке, опрокидывали в пламя. Вокруг себя маленький Сэмюэль видел смерть и разорение, искалеченные мертвые тела брошенных на произвол судьбы мужчин и женщин, словно они были поломанные и никому не нужные куклы, голых и изнасилованных женщин, плачущих и зовущих на помощь детей.
  Он нашел свою мать. Она лежала прямо на мостовой, лицо ее было в крови, она едва дышала. Мальчик присел на корточки рядом с ней с бьющимся от страха сердечком.
  - Мама!
  Она открыла глаза и попыталась что-то сказать, и Сэмюэль понял, что она умирает. Он страстно хотел спасти ее, но не знал, как это сделать, и когда стал вытирать кровь с ее лица, она умерла.
  Позже Сэмюэль видел, как рабочие погребальной конторы осторожно выкапывали землю из-под тела матери. Земля была сплошь пропитана кровью, а согласно Торе человек должен явиться своему Господу целым.
  Эти события и заронили в Сэмюэле желание стать доктором.
  Семья Роффов жила вместе с восемью другими семьями в узком трехэтажном деревянном доме. Сэмюэль обитал вместе с отцом, матерью и тетушкой Рахиль в маленькой комнатушке и за всю свою короткую жизнь ни разу не спал и не ел один. Рядом обязательно раздавались чьи-либо голоса. Но Сэмюэль и не стремился к уединению, так как понятия не имел, что это такое. Вокруг него всегда кипела жизнь, и это было в порядке вещей.
  Каждый вечер Сэмюэля, его родственников, друзей и всех других евреев иноверцы загоняли на ночь в гетто, как те загоняют своих коз, коров и цыплят.
  Когда садилось солнце, огромные деревянные двустворчатые ворота запирались на замок. На восходе ворота отпирались огромным железным ключом, и еврейским лавочникам позволялось идти в Краков торговать с иноверцами, но на закате дня они обязаны были вернуться назад.
  Отец Сэмюэля, выходец из России, спасаясь от погрома, бежал из Киева в Польшу. В Кракове он и встретил свою будущую жену. С вечно согбенной спиной, седыми клочьями волос и изможденным лицом, отец был уличным торговцем, возившим по узким и кривым улочкам гетто на ручной тележке свои незамысловатые товары: нитки, булавки, дешевые брелки и мелкую посуду. Мальчиком Сэмюэль любил бродить по забитым толпами народа, шумным булыжным мостовым. Он с удовольствием вдыхал запах свежеиспеченного хлеба, смешанный с ароматами вялившейся на солнце рыбы, сыра, зрелых фруктов, опилок и выделанной кожи. Он любил слушать певучие голоса уличных торговцев, предлагавших свои товары, и резкие гортанные выкрики домохозяек, бранившихся с ними за каждую копейку. Поражало разнообразие предлагаемых коробейниками товаров: ткани и кружева, тик и пряжа, кожи и мясо, и овощи, и иглы, и туалетное мыло, ощипанные цыплята, сладости, пуговицы, напитки и обувь.
  В день, когда Сэмюэлю исполнилось двенадцать лет, отец впервые взял его с собой в Краков. Мысль о том, что он выйдет за запретные ворота и своими глазами увидит город иноверцев, уже сама по себе заставляла его сердце биться сильнее.
  В шесть часов утра Сэмюэль, одетый в единственный выходной костюм, стоял в темноте рядом со своим отцом перед огромными запертыми воротами, окруженный глухо гудящей толпой мужчин с грубо сколоченными тележками, тачками, возками. Было холодно и сыро, и Сэмюэль зябко кутался в поношенное пальто из овечьей шерсти, накинутое поверх костюма.
  После, казалось, нескончаемо томительных часов ожидания на востоке наконец показался ярко-оранжевый краешек солнца, и толпа радостно встрепенулась. Прошло еще несколько мгновений, и огромные деревянные створки ворот медленно распахнулись, и, словно трудолюбивые муравьи, хлынули сквозь них к городу потоки уличных торговцев.
  Чем ближе подходили они к чудесному страшному городу, тем сильнее билось сердце Сэмюэля. Впереди над Вистулой маячили крепостные валы. Сэмюэль на ходу крепко прижался к отцу. Он был в самом Кракове, окруженный ужасными "гоим", иноверцами, теми, кто каждую ночь запирал их в гетто. Он исподтишка бросал быстрые взгляды на прохожих и дивился, как сильно они отличались от них. У них не было пейсов, никто из них не носил бекеши, и лица мужчин были выбриты. Сэмюэль с отцом шли вдоль Планты, направляясь к рынку, прошли мимо огромного здания суконной мануфактуры и костела Св. Марии со сдвоенными башенками. Такого великолепия Сэмюэлю никогда еще не доводилось видеть. Новый мир был наполнен чудесами. Прежде всего его переполняло возбуждающее чувство свободы и огромности пространства, отчего у него перехватывало дыхание. Каждый дом на улице стоял отдельно, а не впритык к другому, как в гетто, и перед многими из них зеленели небольшие садики. В Кракове, думал Сэмюэль, все, очевидно, миллионеры.
  Вместе с отцом Сэмюэль обходил поставщиков, у которых отец покупал товары, и бросал их в тележку. Когда тележка наполнилась, они повернули в сторону гетто.
  - Давай еще немного побудем здесь, - попросил Сэмюэль.
  - Нет, сынок. Мы должны идти домой.
  Но Сэмюэль не хотел идти домой. Впервые в жизни он вышел за ворота гетто, и переполнявший его восторг будоражил сердце и кружил голову. Чтобы люди могли вот так, свободно, ходить куда и где им вздумается... Почему он родился не здесь, а там, за воротами? Но минуту спустя он уже стыдился этих своих предательских, кощунственных мыслей.
  В ту ночь Сэмюэль долго не мог заснуть, все думал о Кракове, вспоминая его красивые дома с цветочками и садиками перед их фасадами. Надо найти способ стать свободным. Ему хотелось поговорить об этом с кем-нибудь, кто бы понял его, но такого человека среди его знакомых не было.
  Элизабет отложила Книгу и, закрыв глаза, ясно представила себе и одиночество Сэмюэля, и его восторг, и его разочарование.
  Вот тогда-то к ней и пришло ощущение сопричастности, она почувствовала себя частицей Сэмюэля, а он был частицей ее. В ее жилах текла его кровь. От счастья и переполнявшего ее восторга у нее кружилась голова.
  Элизабет услышала, как по подъездной аллее прошуршали шины, вернулся отец, и она быстро убрала Книгу на место. Ей так и не удалось дочитать ее на вилле, но когда она возвратилась в Нью-Йорк, Книга была при ней, надежно спрятанная на дне чемодана.
  После теплых солнечных дней на Сардинии зимний Нью-Йорк показался настоящей Сибирью. Улицы были завалены снегом, перемешанным с грязью, с Ист-Ривер дул холодный, пронизывающий ветер, но Элизабет всего этого не замечала. Она жила в Польше, в другом столетии, и вместе с прапрадедушкой переживала все его приключения. Вернувшись из школы, Элизабет стремглав неслась к себе в комнату, запиралась изнутри и доставала Книгу. Сначала она хотела расспросить отца о том, что читала, но боялась, что он отберет у нее Книгу.
  Чудесным, неожиданным образом именно старый Сэмюэль вселил в нее мужество и поддержал ее в самые трудные для нее минуты. Элизабет казалось, что судьбы их очень схожи. Как и она, он был одинок, и ему не с кем было поделиться своими мыслями. И так как они были одного возраста - хотя их и разделяло целое столетие, - она полностью отождествляла себя с ним.
  Сэмюэль хотел стать доктором.
  Только трем врачам разрешалось лечить тысячи людей, согнанных в антисанитарную, эпидемически опасную, скученную среду гетто; и из всех трех самым преуспевающим был доктор Зено Уал. Его дом возвышался над более бедными соседями, как замок над трущобами. Дом был в три этажа, на окнах висели белые крахмальные кружевные занавески, и сквозь них иногда просвечивала стоявшая в комнатах полированная мебель. Сэмюэль представлял себе, как внутри дома доктор консультирует пациентов, лечит их недуги, всячески помогает им выздороветь, другими словами, делает то, о чем Сэмюэль мог только мечтать. Конечно, наивно, думал он, если доктор Уал обратит на него внимание, он, несомненно, поможет ему тоже стать врачом. Но для Сэмюэля доктор Уал был так же недосягаем, как и иноверцы, жившие за запретной стеной в Кракове.
 
  - Как вы думаете, почему в ХIХ веке в Кракове евреи жили в гетто?
  - Возможны ли в наше время еврейские погромы? А чеченские?
 
 
 Елена Кудрявцева
 
 Черно-белый боевик?
 
  Идет себе кандидат технических наук домой, дышит московской пылью и думает о передаче слабых взаимодействий векторными бозонами. Вдруг из-за угла выбегает группа не так чтобы очень молодых детишек с бритыми головами и кастетами. Выбегает, начинает обзывать кандидата наук похабными словами и бить. По ногам, в живот, в лицо. "Мало ли кого бьют, может, случайность", - думает кандидат наук, вытирая кровь. Но вот через неделю опять он идет домой тем же путем. И история повторяется. А все потому, что однажды кандидат наук родился негром, а кандидатом стал в стране бледнолицых.
  Самые опасные места для темнокожих: красная и рыжая ветки московского метрополитена - район Университета дружбы народов и МГУ. Здесь водятся стаи бандерлогов - особый вид наших с вами соотечественников. В стаи бандерлоги объединились идейно. Идейно побрили головы, чтобы стать совсем одинаковыми, и надели камуфляж. Идея проста и однозначна: Россия - для русских. Еще стаями не страшно нападать и добывать корм. Место обитания было выбрано просто: здесь больше всего их врагов - темнокожих.
  Точно, больше. Я перепрыгивала через огромные лужи около бывшего Лумумбы, и вместе со мной их перепрыгивала разноцветная толпа студентов. Сегодня здесь учатся 9200 человек. Примерно треть - иностранцы, преимущественно цветные. Больше всего едут из Индии, Китая, Кении, Сирии, Шри-Ланки, Танзании и Нигерии.
  - Мой друг однажды днем возвращался в общежитие, хотел перейти дорогу возле ВДНХ. Засмотрелся в сторону, и тут его толкнули "бритоголовые" прямо под троллейбус. Упал, разодрал коленки, троллейбус его задел, но успел остановиться, так что друг отделался сотрясением мозга и царапинами. Это еще ничего, одного у нас чуть под поезд в метро не столкнули, - рассказывает аспирант Дамба из Гвинеи.
  В индийском парламенте сегодня поднят вопрос о российских хулиганах. Каждый год примерно тысяча студентов-индийцев отправляется учиться в Россию. Они платят за обучение две тысячи долларов в год, а их за такие деньги жестоко избивают и унижают. Наша милиция бездействует. Иностранцы бегут за защитой в посольство и жалуются на диких "рашен".
  - Ваша Дума без конца обсуждает вопрос какой-то порнографии, а у них под носом творится полное беззаконие. Да еще средства массовой информации, - говорит Акааза, журналист из Нигерии, старательно выговаривает все три слова, - виноваты в том, что россияне относятся к нам, как к нахлебникам. А мы везем в вашу страну деньги, а потом несем вашу культуру к себе в страны.
  Недавно к ним в университет пришел журналист из "МК". Пришел, пообщался и решил сделать сюжетный снимок. Попросил студентов стать полукругом и поднять сжатый кулак вверх: рот-фронт-мир-труд-май. Студенты, многие из которых до сих пор верны идеалам коммунизма, вежливо откликнулись. В итоге вышла статья о союзе чернокожих студентов, которые мочат "скинов" и борются за место под российским солнцем. "Скины", которые, как оказалось, тоже немного умеют читать, в тот же день совершили набег и избили еще нескольких приезжих.
  - Мы боимся выйти за пределы студенческого городка. Каждое утро думаем, вернемся ли, взвешиваем, стоит ли лишний раз выходить. Ладно, я - юрист, а вот, например, врачи. Им же приходится часто мотаться по клиникам, потом возвращаются поздно, - это уже студент Мир из Бангладеш.
  - Ну, а правда, бороться с ними вы не думали? Ну я не знаю - газовый баллончик или пару ударов снизу в челюсть? - спрашиваю я, памятуя о том, чьих рук дело спасение утопающих.
  - Да мы сюда учиться приехали, а не бороться. Да и что сделаешь, если "скины" одни не ходят. В основном группой по десять-пятнадцать человек.
  - Слава богу, - радуется проректор Университета дружбы народов, - никого пока не убили, но многих уже покалечили.
  Привыкнув писать объективно и взвешенно, я решила выслушать противную сторону. Противную-препротивную. В редакции, несмотря на мою благоприятную арийскую внешность, за меня волновались, поэтому снабдили телохранителем.
  Дождавшись, мы пошли к Музею Революции - защитники чистоты расы любят дежурить в сердце Родины. Мимо прошествовал целеустремленный отрядик РНЕ, обдав запахом кожаного ремня и пота. За отрядиком мы не побежали, удовлетворившись щупленьким мальчиком лет тринадцати. Все было при нем: бритая голова, солдатские ботинки. Такой румяненький и пухленький, что кажется - дотронься до щеки, брызнет сок.
  - Мальчик,- отвлеченно начала я,- за что ты негров не любишь?
  - А чего они сюда понаехали, пусть катятся, откуда взялись. Вообще надо гнать отсюда всех этих косоглазых и черных.
  - Слушай, а какой повод тебе нужен, чтобы идти что-нибудь громить?
  - Да иногда просто хочется подраться.
  - И часто?
  - Ну раз в неделю, два. А вот недавно покупал вот эти штаны,- он гордо потянул за пятнистую материю,- и какой-то грузин говорит "ах ты сукин сын!" Он мать мою обозвал, понимаете? Такое не прощают. Мы еще вернемся туда с ребятами, - сказал мальчик и поднял на меня большие темные глаза с пушистыми ресницами.
  Мой друг-телохранитель (полуказах) иронически спрашивает:
  - А к казахам вы как относитесь? Тоже бьете?
  - Нет. Казахов мы не трогаем, Казахстан же в Россию входит.
  - Допустим, а на глаз ты отличишь еврея от русского?
  - Не-е. В последнее время сложно стало. Евреи стали сильно на русских похожи.
 
 
 Из дневника африканского студента Тони Олагоке
 Орфография подлинника соблюдена
 
  2 апреля.
  Я уже два дня страдаю от бессонницы. Сердце бьется как будто собирается взорваться. Неужели мне приходится продолжать ездить в метро, в том же метро по которому так много "охотников" за африканцами и азиатами. Занятия в больницах нельзя пропускать, а я не могу туда добраться без транспорта, особенно без метро. С ума можно сойти, если так будет продолжаться. Моему дневнику придется много рассказывать об этом адском времени, если я конечно переживу чуму ненависти.
  3 апреля.
  Я поехал в церковь. "Ты худеньким стал, Тони!" - сказала одна знакомая. Я пришел домой, посмотрел "Список Шиндлера"... нацистский режим не был веселым для евреев. Фильм Спилберга произвел больше впечатление чем книга. Постарался спать днем, но не получилось. Да и никуда нельзя пойти. Занимался.
  4 апреля.
  Ужас какой, избиение здесь, нападение там. Сегодня я видел однокурсника с бинтованной головой, его ударили ножом в метро. Я начинаю все ненавидеть. У меня было совсем другое намерение, когда приехал сюда: учиться на свои деньги, стать врачом, лечить людей. Я ничего не требую. Просто хочется испытывать человечное отношение не только от преподавателей. Мне это не удается в течение последних двух лет. Думаю, может быть нужно начинать искать медвуз в какой-нибудь другой стране.
  Моя первая встреча с этим ужасом костоголовым была недавно. Я старался до сих пор об этом не думать. Почти три месяца назад один, совсем мальчишка, подошел ко мне в трамвае, сознательно наступал на ноги и обзывал: "негр поганый". А через три дня в метро меня догнали парень с девушкой (черные куртки, камуфляжные брюки) посмотрели на меня с презрением, чуть не как на дерьмо, и выкрикнули: "сука!" Явно эти люди живут с болезнью по имени ненависть. Микроб этой инфекции питается комплексом неполноценности.
  5 апреля.
  Страх становится невыносим, как и холод на улице. Килева, друг из Уганды, рассказал мне, говоря с трудом, как его избили на остановке и сломали челюсть. Все началось с крика: "Что ты здесь делаешь, черный?" Друг не успел моргнуть глазом, как на него обрушились кулаки. Сам он долгое время отрицал существование целенаправленных актов насилия против иностранцев. Может быть, теперь у него другой взгляд. Вечером я зашел передать сообщение знакомому суданскому студенту. У него сидели земляки, у которых на лицах обида. Один из них был избит пятью "охотниками". Еще не успев закончить подготовительный факультет, они обсуждают вопрос: вернуться обратно домой или нет, пока не поздно.
  6 апреля.
  Опять об "экстренном" возвращении. Сегодня три знакомых африканца вернулись домой. Ракел в Кению, Джон в Уганду, Матю в Замбию. Их родители сильно боялись. А я не могу просто уехать, остается два года до конца учебы. Лидия Александровна (знакомая студента. - Ред.) все время говорит: "Будьте осторожными ребята".
  7 апреля.
  Встал утром с знакомым страхом. Во рту почему-то горький привкус. Это наверно психологическое расстройство. Меня пугает каждый белый незнакомец. На пути с занятий я оказался единственным "черным" по пути в общежитие. По моим часам 19:15. Я решил ехать по красной линии, думая что она будет более безопасной поскольку много иностранцев ездят по ней. Я ошибся. В вагоне я чувствовал себя кроликом, за которым охотятся. На Спортивной вошли пять решительных "охотников" в "рабочей" форме. Вокруг меня образовался круг из троих. Остальные двое с небольшого расстояния смотрели вместе с другими пассажирами, явно заинтересованными. Я чувствовал себя жутко, переполненный гнева. Меня толкал их лидер и всячески обзывал. Я упал на сидение, хотел встать, но другой ударил меня в лицо каким-то металлическим предметом, который надевал как кольцо. Стало темно и мокро. Когда я поднял голову увидел женщину, которая протягивала бумажный платок. Остальные пассажиры смотрели как будто хотели сказать - "какое мне до тебя дело", другие - "так тебе и надо". Кровь текла по левой щеке. Дома все задавали обычный вопрос: "что случилось?" Не хотелось рассказывать.
  8 апреля.
  Все время думаю о вчерашнем. Нет аппетита, чувствую себя униженным. Ведь бьют парни намного моложе тебя только потому, что ты оказался не в том месте (в этой стране) и не в то время (конец двадцатого века). "Вот это ты покупаешь своими деньгами", - думал я.
  Поехал в аптеку. Она недалеко, через три остановки. В автобусе на одном сидении написано:
  "Все евреи в гетто, место негров - зоопарки". Три-четыре года назад такого не было. Я подумал о Шпенглере и его "Закате Европы". Неужели я оказался в Европе во время ее заката? Или может быть ее чумы? Надо позвонить домой.
 
  - Как вы думаете, имеют ли "белые" право жить в стране, свободной от "черных", китайцев и т.д.?
  - Подумайте, в чем причины национализма, национальной и расовой нетерпимости?
  - Как вы думаете, почему в интеллигентном обществе считается неприличным демонстрировать националистические взгляды?
  - Подумайте, почему милиция не может (или не хочет) эффективно противостоять националистическим выходкам?

<< Пред.           стр. 2 (из 14)           След. >>

Список литературы по разделу