<< Пред.           стр. 3 (из 14)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 
 Эдуард Лимонов
 
 "Люби друзей своих и безжалостно бей врагов своих"?
 
  - В Москве живут два разнородных элемента, два полюса - коренное славянское население и так называемые кавказцы. Большая часть этих людей занимается перепродажей продуктов, фруктов, овощей, вплоть до бананов. Они ведут себя часто заносчиво, высокомерно, развязно, опасно и насильственно. Причем у себя, в своих семьях, эти люди так себя не ведут. Они себя чувствуют здесь на завоеванной территории, на которой ведут себя, как мародеры. Все это вызывает законное недовольство русских. Я бы даже воздержался от понятия "расизм", здесь от расизма очень мало элементов.
  Как от этого избавиться? Очень просто: законодательными мерами ввести визовый режим. У нас давно не СССР, и, я думаю, визовый режим нескольких степеней пребывания (туристы и прочие) решил бы проблему. Ведь сегодня нас просто приезжают грабить. Если нет визы, я просто бы дал 48 часов на выезд из страны. А тех, кто не уехал, использовал бы на трудработах, они бы у меня были интернированы и занимались общественно полезным трудом. Еще надо действительно просто запретить здесь торговать людям из других республик. Поверьте, улицы наших городов быстро бы опустели.
  Вы говорите, "фашизм"? Что называется фашизмом, а что нет, это мне судить - я 20 лет прожил на Западе и знаю, что нигде это не называется фашизмом. Это не называется ни диктатом, ни фашизмом, такие вещи практиковались в истории самых демократических стран. Во время Второй мировой войны американцы интернировали более 300000 японцев. На своей территории просто посадили их в лагеря. Если страна в тяжелой ситуации, в ней вводят или военное положение, или комендантский час.
  Что еще можно сказать о черных? Чечены - очень злой народ, поклявшийся достичь нашей гибели, поэтому к ним надо относиться крайне серьезно, они злые, опасные, военные, у них есть свое собственное государство. Есть интеллектуалы и у азербайджанцев, и в еще большей степени - у грузин, есть люди, преданные русской культуре... Но мы говорим о толпе. Толпе, приезжающей из азербайджанских гор, наплевать на нашу культуру и наших интеллектуалов, и наших девушек, которых они считают девками, поэтому, естественно, наше отношение к ним должно быть соответствующим. Люби друзей своих и безжалостно бей врагов своих - простые заповеди человеческого существования.
 
  - Как вы думаете, в чем не прав Эдуард Лимонов?
  - В чем причины национальной розни, ненависти к людям другой национальности?
  - Обсудите в классе, что плохого сделали, например, "лица кавказской национальности" ученикам вашего класса? (Не вообще, а конкретно).
 
 
 Юрий Дружников
 
 Правило самоистязания?
 
  В качестве американца, побродившего изрядно по глобусу, скажу, что североамериканская демократия - самая-самая в мире. А как русский писатель, склонный к инакомыслию, упру палец в ее изъян, в ее самоистязание. Все знают суть этой американской акции (affirmation action - позитивное действие); меньшинствам даются преимущества при поступлении в университет, приеме на работу и для поддержки бизнеса.
  Славянская кафедра соседнего университета принимала на работу преподавателя. Вообще-то он у них уже был, но на так называемых "мягких деньгах", то есть временный, а нужен был постоянный. Казалось бы, парень окончил Гарвард, по-русски говорит почти хорошо; накопав материалов в Москве, завершает рукопись о советской критике тридцатых годов, студенты пишут о нем славные отзывы - переведите его на "твердые деньги", и все тут! Но в том-то и загвоздка, что согласно позитивному действию, у него уйма дефектов: он не негр, не женщина, не беременный, не гомосек, передвигается не в коляске, а своим ходом и, к сожалению, не дебил. Поэтому авторитетная комиссия отобрала из сорока двух кандидатов не его, а симпатичную черную девушку, которая заявила, что она лесбиянка и при этом немножечко в положении. Политически все было выдержано корректно.
  Вот уже несколько лет все на кафедре отдуваются, читая за нее лекции, не только потому, что она перманентно или рожает, или беременна (это дело святое). То она получила грант на изучение праоснов лесбийской любви и отбыла в Грецию (хотел сказать - в Древнюю Грецию), то занята поддержкой очередной кампании феминисток. И при этом никто не может ее убедить не ставить на первом слоге ударение в фамилии Толстой.
  Но и это еще не все. Недавно бывшая девушка, а ныне преподаватель, учтя ситуацию, публично заявила, что при приеме на работу пять лет назад свинские мужчины-шовинисты ей дали ставку ниже, чем надо, потому что она женщина. Она потребовала пересмотра всего ее досье, чтобы задним числом повысить себя при приеме на работу, а стало быть, и по всем последующим ступеням, и несколько комиссий посейчас продолжают в смущении над этим работать.
  "Позитивное действие" в Калифорнийском университете на практике отменено раньше других, и на будущий год это решение войдет в силу. Но сколько лет придется хлебать его последствия - от крупного до мелочей? Ведь "chairman" (председатель) нельзя говорить, потому что "man" - мужчина, и мы пишем просто "chair" - стул. Оскорбительно говорить в лекции или писать "он происходит от обезьяны", надо "он/она происходит от обезьяны", и т.д.
  В университете ведутся отдельно просто "исследования" и - "женские исследования", причем последние в специально созданном центре финансируются более охотно, а значит, привлекают все больше аспирантов. Углубляется феминизация всех наук. А из всех наук для нас важнейшей является теперь феминизм. Таков порочный круг. Читаются курсы по литературе и по женской литературе. По театру и по женской драматургии. Мемуары, написанные женщинами, изучаются отдельно в курсах истории и сравнительной литературы. Мужчины все больше становятся в исследованиях негативной силой. С публичными лекциями по университетским кампусам Калифорнии разъезжает немолодая студентка, которая делится с аудиторией деталями, как ее хотел соблазнить профессор. Не соблазнил, но замыслил. Ничего не доказано, но публика кричит: "Давай подробностей!" Не приходится удивляться, что в конкурсе, объявленном одной американской газетой на лучшее определение мужчины, побеждает феминистка, которая написала: "Это сволочь, которую надо кормить мясом".
  Давно замечено, что у человека две возможности существования: потреблять окружающий мир и выражать в нем себя. Программа позитивного действия, думается, преследовала вторую цель: помочь определенным категориям людей всплыть на поверхность. На практике эта акция превратилась в жертву первой цели: закон (и нас с вами) потребляют люди, нечистые на руку. Кажется, обитатели ХХ века, мы переполнены свидетельствами того, как часто благородные политические замыслы оборачиваются взрывом низменных страстей, а путь к высоким идеалам устилается жертвами вчерашних идеалистов. Но жизнь подбрасывает все новые и новые иллюстрации, свидетельства, образцы.
  Знаменитый подонок, растерзавший в Лос-Анджелесе бывшую жену и случайного человека, выпущен на свободу потому, что он черный. Виноваты и мы тоже - доведшие до абсурда программу позитивного действия. Раньше я сердился, когда студентки пропускали меня первым в лифт, теперь смирился и боюсь нарушить их равноправие. В компании я проглатываю комплимент хорошенькой женщине, ибо это может быть истолковано как сексуальное домогательство и для штрафа мне придется продать дом. Послушно пишу в анкетах вместо "белый" - "кавказского происхождения", ибо писать "белый" - значит унижать "черных", уж не знаю, какому идиоту в США удалось протащить такой эвфемизм, ничего общего, правда, не имеющий с созвучным российским выражением. Я пишу эти строки на плохом, медленном компьютере, потому что университет обязан поддерживать малый бизнес, где хозяин черный, и покупать технику только у него, а тот шустрит, продает старье.
  Америка по каждому поводу должна исчерпать аргументы всех умных и обязательно всех глупцов, чтобы, изрядно набив синяков и шишек, вернуться к трезвой разумности.
  Отвоевав, наконец, демократию, получив свободу любых акций, российский образованный люд на наших глазах то и дело по самым обычным поводам теряет здравый смысл в борьбе "за" и "против". Какие страшные прогнозы смерти литературы, интеллигенции, распада семьи вешают нам в виде лапши на уши. То и дело ищут виновных, врагов, делят людей на "своих" и "чужих", на внутренних и эмигрантов и все это представляют как те же самые позитивные действия.
  Недавно профашистская газета "Патриот" нашла нового врага и сосредоточила на нем гнев, посвятив вашему покорному слуге очередную целую полосу.
  Суть позитивного действия компатриотов - требование к президенту России "применить всю вашу власть", чтобы запретить "осмеяние и оскорбление нашей национальной гордости". В пример приводятся опять эмигрантские авторы. В частности, об известной книге Андрея Синявского "Прогулки с Пушкиным" (между прочим, только что вышедшей на английском в издательстве (Yale University Press) говорится, что это "маразматический бред выжившей из ума старухи". Ну ладно, допустим, что "бред", но почему профессор Сорбонны Синявский - "старуха"?
  Читаю в одной нью-йоркской русской газете программное интервью московской писательницы. Она скромно констатирует, что входит в тройку самых лучших пишущих женщин Российской Федерации. В интервью эта сочинительница "новой прозы" заявляет, что они-де втроем (птица-тройка, стало быть) толкают вперед женскую литературу бывшей одной шестой части суши. То, что провозглашает московская писательница, по сути, опять же позитивное действие, на этот раз в литературе.
  А почему, собственно, женский бестселлер должен обособляться, как "М" и "Ж", как гинекология? Литература бывает хорошая и плохая, ну назовите ее еще профессиональной и графоманской, ну разделите на жанры, как говорил мольеровский герой, все то, что не проза - то стихи. Но не вижу я ни в стихах, ни в прозе жанра "Ж". Обособление это, в сущности, подпитка заниженных критериев. В интеллектуальной области Божий дар - единственная законная привилегия индивида над посредственностью и вообще одного человека над другим. Ни пол, ни национальность, ни цвет кожи тут ни при чем.
 
  - Как могла сложиться описанная Ю.Дружниковым абсурдная ситуация?
  - Справедливо ли введение неравенства при приеме на работу, при отправлении правосудия, в поддержке бизнеса и т.п.? А чем оно может быть оправданно?
  - Следует ли поддерживать дискриминируемые в реальной жизни меньшинства, давая им какие-либо привилегии?
 
 
 IV. ОСНОВНЫЕ (КОНСТИТУЦИОННЫЕ) ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
 
 Право на жизнь
 
 Галина Терешенок
 
 Скрипка?
 
  Концлагерь Дахау заключенные называли адом. Но и в этом аду было место, могущее испугать самого Данте.
  Территория, обнесенная колючей проволокой. Концлагерь в концлагере. Здесь располагалась "медицинская" лаборатория, где проводились жестокие опыты на людях во славу "третьего рейха". В основном на молодежи как более ценном "биологическом" материале. Людей заживо замораживали, заражали различными болезнями. Но самыми страшными считались уколы доктора Мюллера. От этих уколов человек умирал постепенно: сначала отмирали пальцы, затем ступни ног, голени... И все это сопровождалось дикой болью. Медленная казнь иногда длилась в течение месяца, а так называемые медики внимательно следили за ходом "эксперимента", тщательно фиксируя его на бумаге.
  Летом 1943 года сюда одновременно были привезены пятнадцатилетняя девочка Рахель и шестнадцатилетний Вацек. Малолетние узники-скелетики девочки и мальчики содержались вместе в неотапливаемом бараке. "Доблестные" служители Фатерлянда не заботились об удобствах узников. По меткому замечанию помощника начальника концлагеря Пауля Цога, незачем излишне тратиться на мертвецов. Цог был весьма своеобразной личностью - это был сентиментальный садист. Обожал музыку, особенно классику. В те дни, когда проходила общелагерная чистка "биологического" материала и из труб крематория валил особенно густой и черный дым, из лагерного репродуктора гремела музыка Берлиоза.
  Была у Цога еще одна страсть - скрипка. Очень часто, выпив изрядную долю шнапса, по вечерам Цог давал концерты заключенным. Измученные люди часами стояли навытяжку и слушали обезумевшего от спиртного и вседозволенности "музыканта". После каждой сыгранной пьески или фуги Цог требовал аплодисментов и не отпускал людей в бараки до тех пор, пока не был удовлетворен приветственными овациями за "высокое" искусство игры на скрипке. Узников, падавших в изнеможении прямо на плац, Цог обвинял в личном к нему неуважении и отправлял или в крематорий, или в медицинскую лабораторию, которая находилась в его ведении.
  Услышав впервые игру Цога на скрипке, Вацек заплакал. К его счастью, Цог не заметил слез подростка. Мальчика закрыла от глаз коменданта большеглазая девчонка. Так он познакомился с Рахель. Знакомство переросло в дружбу. Их топчаны в бараке стояли рядом, и ребята, обессиленные от бесконечной сдачи крови для раненых солдат "доблестной армии вермахта", часто шепотом переговаривались, рассказывая друг другу о днях мирной довоенной жизни, о родителях, друзьях, детских проказах. Все эти воспоминания были покрыты как бы покрывалом зыбкой нереальности и представлялись далеким счастливым сном.
  Рахель узнала, отчего ее друг плакал, услышав игру помощника начальника на скрипке. Вацек обладал абсолютным слухом и, несмотря на малолетство, до войны обучался в Краковской консерватории по классу скрипки. Он относился к скрипке как к живому существу, трепетно и нежно. И услышав, как Цог терзает хрупкий инструмент, извлекая из него дикие, стонущие звуки, не смог сдержать слез. Как-то раз Вацек вспомнил про обычай кровного братания. Рахель с радостью согласилась, и, сделав небольшие надрезы на руках, смешав свою кровь, они стали братом и сестрой. Вацек подарил своей Рахель оловянный крестик с распятым Иисусом Христом - единственную вещь, которую сохранил от мирной жизни. Рахель протянула ему маленький кусочек маццы, еврейской пасхи, бережно ею хранимый. "Перед лицом Господа нашего эти дети отдали тебе, Боже, все, что могли", - пробормотал все видевший бывший православный батюшка.
  Постепенно названные брат с сестрой ослабели так, что едва могли стоять на плацу во время переклички. И Мюллер на очередном отборе для экспериментального барака указал на Рахель и Вацека. Это было равносильно такой смерти, что и врагу не пожелаешь. Вацек тихо сказал:
  - Матка Бозка, как же я устал. Сделай так, чтобы я скорее умер. Только молю тебя, дай мне последний раз сыграть на скрипке.
  Рахель, неожиданно сильно пожав руку мальчика, вышла из строя и на глазах у изумленной охраны пошла к Цогу. Два дюжих капо попытались было ее остановить, но, увидев лицо девочки, замерли.
  Лицо маленькой еврейки Рахель в это мгновение было прекрасным. Огромные бездонные глаза светились всепрощающей любовью. И все, кто видел Рахель тогда, впоследствии клялись, что сама Пресвятая Дева Мария спустилась в эти скорбные минуты на землю концлагеря.
  - Господин комендант, смертники всегда имели право на исполнение последнего желания.
  Такая дерзость со стороны заключенной была впервые для Пауля Цога. И он, не успев прийти в себя от изумления, сказал:
  - Маленькая иудейская свинья, за твой поступок ты будешь гнить заживо долго-долго.
  Рахель посмотрела на Цога черными глазищами, огромными на лице ходячего скелета, туго обтянутого кожей, и негромко произнесла:
  - Что такое два месяца мук перед Вечностью.
  - И какова же твоя последняя просьба? - немного погодя поинтересовался Цог.
  Глаза всех присутствующих на плацу были прикованы к Рахель.
  - Этот мальчик, герр комендант, хочет сыграть на скрипке.
  Цог задумался, вокруг стояла мертвая тишина. И когда Пауль Цог заговорил громко и отчетливо, все вздрогнули.
  - Хорошо, я дам ему сыграть на скрипке. Но ты сейчас умрешь. Согласна?
  Рахель кивнула.
  - Эй, там, принесите скрипку, - властно скомандовал Цог, одновременно вытаскивая из кобуры "вальтер".
  - Ты, маленькая еврейская дрянь, оказалась смелее мужчин и сумела задать поистине философский вопрос. За это ты не будешь гнить заживо.
  Цог нажал на курок. Рахель упала.
  Взмахом руки подозвав Вацека, фашист сунул ему в руки скрипку и приказал играть. Вацек взмахнул смычком. Он забыл про концлагерь, про Цога, Мюллера, про собак, разрывающих людей на потеху охране. Он видел перед собой два родных лица: с голубыми глазами - матери и с черными - Рахели. Он играл, и скрипка пела о любви и ненависти, о счастье и потерях. По свидетельству оставшихся в живых очевидцев, это была неземная, волшебная музыка.
  Очнулся Вацек через две недели в солдатском лазарете, куда поместил его Цог. Едва выздоровев, мальчик был отправлен на кухню чистить котлы. По мере продвижения союзных войск Цог все чаще напивался, вызывал к себе Вацека, давал тому скрипку и слушал музыку, что-то пьяно выкрикивая. Во время апрельского восстания узников концлагеря в 1945 году Цог был убит, а пришедшие затем войска союзников освободили пленных.
  Впоследствии Вацек стал известным музыкантом и играл в лучших симфонических оркестрах мира. Где бы он ни был на гастролях, куда бы ни ехал, рядом с концертной скрипкой всегда лежит футляр с неприметной скрипкой Цога, а на шее у знаменитого музыканта висит медальон с маленьким кусочком сухой маццы, когда-то подаренной ему сестрой Рахель.
 
  - Как вы думаете, почему палач Цог пощадил маленького музыканта?
  - Согласны ли вы, что право на жизнь есть самое первое, базовое из естественных прав человека?
 
 
 А. Лаврин
 
 Последняя ночь?
 
  "Кристиан Ранусси провел в тюрьме 783 ночи в ожидании смертной казни за якобы совершенное убийство. На семьсот восемьдесят четвертую за ним пришли для исполнения приговора. Перед отделением для приговоренных к смерти старший надзиратель властным жестом потребовал полной тишины. Затем он шепотом попросил присутствующих встать в две шеренги по обе стороны решетки камеры. Заместитель прокурора Талле едва слышно приказал адвокатам:
  - Войдите вслед за мной.
  Кристиан спал на соломенном матрасе, свернувшись клубочком, лицом к стене - он всегда ложился так, отворачиваясь от слепящего света электрической лампочки .
  Двое надзирателей осторожно открыли решетку и кинулись на него.
  "Он закричал дважды, как дикий зверь, - рассказал мэтр Фратиселли. - Крики были пронзительные. Я не забуду их никогда. Кто-то крепко сжал мою руку. Это был председатель Антона".
  Последняя короткая схватка. Кристиан с силой ударился о стену. Надзиратели сумели надеть на него наручники. Он закричал:
  - Я буду жаловаться адвокатам!
  Кто-то ответил:
  - Здесь они, ваши адвокаты... Поль Ламбар вышел вперед:
  - Да, мы здесь, дорогой...
  Заместитель прокурора произнес ритуальную фразу:
  - Ваше прошение о помиловании было отклонено. Мужайтесь...
  - Что там наплели про меня Жискару д'Эстену? - крикнул Кристиан.
  Он стоял всклокоченный, с окровавленным носом, в полосатой тюремной одежде, непонимающе глядя на толпу людей, вырвавших его из сна.
  Одного из адвокатов, Жан-Франсуа Лефорсоне, охватил жгучий стыд: "Мы уверяли, что суд не вынесет смертного приговора, а он его вынес. Мы ему говорили, что Кассационный суд отменит приговор, а тот его утвердил. Мы ему сказали, что придет помилование, а его отклонили. Что теперь оставалось - сказать, что казнь не состоится? Он все понял. Это конец. Мы поцеловали его. Он держался с большим достоинством".
  Процессия спустилась в подземелье.
  Кристиан шел впереди босиком, держа скованные наручниками руки за спиной. Его поддерживали под локти двое надзирателей. Другой адвокат, Поль Ламбар, шел рядом.
  "Ломбар вел себя потрясающе, - рассказывал позже Фратиселли. - Он опьянял его словами. Он окружил его стеной из слов. Когда Ломбар выдохся, мы с Лефорсоне сменили его".
  Вдоль стен подземного коридора стояли чаны с водой. Два-три раза надзиратели останавливали осужденного и ополаскивали ему лицо. Из носа по-прежнему шла кровь. Поль Ламбар вытер ему своим платком губы.
  "В этот момент мы впервые назвали его на "ты", - вспоминал метр Лефорсоне. - Кристиан беспрерывно повторял, что он не виновен. От этого у меня внутри все переворачивалось. "Вы-то знаете, что я не виновен". Я сказал ему: "Даже если тебя не будет, ничего не изменится - мы будем продолжать борьбу. Ты будешь реабилитирован. Обещаю тебе. Ты будешь реабилитирован".
  В холле Кристиану предложили переодеться. Он отказался.
  Процессия остановилась перед столом, застланным грязной простыней. Это был алтарь. Перед ним табурет. Сбоку виднелась маленькая закрытая дверь.
  Посреди коридора стоял человек, наблюдая за Кристианом. Фратиселли узнал старика, который суетился в зале. Это был палач.
  Он глядел на Кристиана оценивающе, как лошадник, сощурясь и как бы прикидывая. Мне это показалось отвратительным. Рядом с ним стояли двое здоровенных парней в синих спецовках. Меня поразило, что лица и шеи у всех были багровые.
  Кристиана усадили на табурет спиной к двери и сняли наручники. Подошел тюремный священник.
  - Ранусси, - начал он, - я часто приходил к вам...
  Но Кристиан прервал его решительным жестом:
  - Отставить!
  Священник удалился.
  Жан-Франсуа Лефорсоне прочитал ему открытку, присланную матерью. Она начиналась следующими словами: "Дорогой мой сыночек Кристиан! Я пишу тебе открытку, которую адвокаты вручат тебе, если прошение о помиловании будет отклонено". Далее Элоиза говорила, что он был хорошим сыном, что он принес ей счастье, на которое она надеялась в тот день, когда родила его. Адвокат спросил, хочет ли он ответить. Кристиан отрицательно мотнул головой. Он по-прежнему твердил о своей невиновности.
  Надзиратель протянул ему рюмку водки. Кристиан решительно отказался. Жан-Франсуа Лефорсоне предложил сигарету. Он дважды жадно затянулся и бросил окурок на пол.
  Палач выступил вперед:
  - Можно забирать?
  ... Помощники двинулись к Кристиану с уверенностью людей, знающих свое дело. Двумя щелчками ножниц один отрезал воротник, а второй оттянул на плечи куртку. Потом они остригли ему волосы на затылке. Ноги и руки связали упаковочным шпагатом. Узлы завязывали короткими резкими движениями. Шпагат оттягивал плечи назад.
  Жан-Франсуа Лефорсоне и Поль Ламбар держались за руки. Андре Фратиселли, словно завороженный, не смог оторвать глаз от шеи Кристиана.
  Когда помощники подняли его с табурета, он повернулся к Полю Ломбару и произнес:
  - Реабилитируйте меня!
  Лефорсоне машинально двинулся за ним.
  "Я где-то читал, что гильотина скрыта за занавесом. Ничего подобного. Когда открыли маленькую дверь, сразу открылся эшафот. При виде гильотины я отшатнулся. У меня не хватило духу смотреть на казнь. Я повернулся и отошел вглубь коридора".
  Бледный, осунувшийся Поль Ламбар прислонился к стене. Андре Фратиселли увидел, как Кристиана прислонили к вертикально стоявшей доске, которая медленно опустилась в горизонтальное положение. Палач застегнул привязные ремни. Помощник ребром ладони стукнул Кристиана по затылку. Палач нажал кнопку, и косой нож упал вниз. Было четыре часа тринадцать минут.
  Отрубленная голова откатилась прочь.
  Через год на суде было доказано, что Кристиан Ранусси не был виновен в преступлении, за которое его казнили.
 
  - Как вы думаете, где выше вероятность судебной ошибки - во Франции или в России? Почему вы так считаете?
  - Можно ли в принципе исключить вероятность ошибки суда?
  - Как вы думаете, почему большинство россиян против отмены смертной казни?
  - Считаете ли вы, что смертная казнь является сдерживающим фактором для преступника?
 
 
 Георгий Рожнов
 
 Самосуд?
 
  ...Я рискую восстановить против себя множество достойных людей, ратующих за отмену смертной казни, - милые вы мои гуманисты, российские убийцы вашего сострадания не заслуживают. Я знаю дела, настолько очевидные полностью доказанными кошмарами, я знаю убийц, столь омерзительных своими поистине вампирскими утехами, что все доводы о бесценности человеческой жизни, о невозможности цивилизованного государства эту жизнь отбирать ни разум, ни душа уже не воспринимают всерьез. Не спорьте, не возмущайтесь, иначе мне придется в деталях, подробно рассказывать о нелюде, убившем и порезавшем на кусочки девятнадцать детишек, мальчиков и девочек. Выродок эту кровавую бойню несколько лет кряду вершил в Новокузнецке, мне омерзительно поминать его имя и фамилию. Мне начинать? Говорить, как эта дылда приводила к себе в дом детей, как не спеша, по очереди, колола их ножом, полосовала лезвием по горлу, выворачивала внутренности. Продолжать? Вы до конца дослушаете? Не сойдете с ума и горькую не запьете? В отличие от вас убийца спокойно дрыхнет на нарах Кемеровского СИЗО, жрет свою баланду и костерит демократию вкупе с реформами - ему известно, что его оставят в живых, мораторий у нас нынче на смертную казнь.
  Хорошо, предположим, что письма наших интеллигентов меня доконают и убедят, и я тоже затребую милость к падшим. Но тут же спрошу их защитников: а дальше что прикажете делать с теми выродками, которых не расстреляли? Держать за решеткой пожизненно? А где? В двух зонах на всю Россию? Так это же ад при жизни будет, какой же тут к чертям гуманизм? Надеюсь, одна только цифра опустит вас с заоблачных высот прекраснодушных мечтаний на грешную землю. Вот она: по подсчетам весьма компетентных людей, к 2000 году число заключенных с пожизненным сроком может достигнуть ПЯТИ ТЫСЯЧ человек. Еще раз любопытствую: их где прикажете содержать? Строить новые зоны и новые тюрьмы?
  ...Да и сам мораторий видится мне более чем странным юридическим казусом - Уголовный кодекс России, введенный в действие совсем недавно, с 1 января нынешнего года смертную казнь узаконил, суды не только вправе, но и обязаны применять ее в крайних, исключительных случаях и - не отваживаются. Поверьте, Совет Европы, который потребовал от нас немедленно стать милосердными, отлично знает о разгуле в России преступности, многие его документы просто стенают об угрозе нашенской мафии отнюдь не дальнему зарубежью. Да и Страсбургский суд, рассматривающий дела о военных преступлениях на Балканах, открыто грозит смертью и Караджичу, и Младичу - наиболее одиозным фигурам многотысячной бойни. Так почему же вытребованный от России мораторий чохом милует всех, кто лишил жизни ни в чем не повинного человека? А ведь как просто и справедливо было не распространять его хотя бы на убийц детей - кто бы осудил нас за это?
 
  - В чем вы согласны с автором статьи? А что можно было бы возразить?
 
 
 Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации?
 (Принят Государственной Думой 18 декабря 1996 года)
 извлечение
 
  Раздел III. Исполнение наказания в виде смертной казни.
  Ст. 186. Порядок исполнения смертной казни.
  1. Смертная казнь исполняется не публично путем расстрела. Исполнение смертной казни в отношении нескольких осужденных производится отдельно в отношении каждого и в отсутствии остальных.
  2. При исполнении смертной казни присутствуют прокурор, представитель учреждения, в котором исполняется смертная казнь, и врач.
  4. Администрация учреждения, в котором исполнена смертная казнь, обязана поставить в известность суд, вынесший приговор, а также одного из близких родственников осужденного, тело для захоронения не выдается, и о месте его захоронения не сообщается.
 
 
 Георгий Рожнов
 
 Приговор приведен в исполнение?
 
  В недавно принятом Кодексе впервые за семь с лишним десятилетий регламентирован порядок исполнения смертной казни. Но даже в нем множество умолчаний, недомолвок и моральной жестокости. Почему и сейчас смертнику не объявляют, что просьба о помиловании отклонена и он будет казнен? Почему лишают возможности проститься с родными? Почему в последний час к верующим не придет священник для исповеди и причастия? Почему, наконец, нельзя выдать близким для достойного погребения тело казненного или сообщить, где именно он тайно закопан? Да будь он трижды преступником, государство уже покарало его пулей в затылок - какая еще месть нужна?
 
 ОЖИДАНИЕ КАЗНИ
 
  Как только суд объявляет преступнику смертный приговор, сразу же после возвращения из СИЗО его переодевают в полосатую робу с полосатой шапочкой и поселяют в специальную камеру. Зарешеченное окно в ней забрано таким толстым козырьком, что о небесах по ту сторону можно только догадываться. Дверь заперта на кодовый замок, открыть который без ведома дежурного помощника начальника СИЗО невозможно. Осужденные на смерть коротают дни либо в одиночестве, либо с напарником. Каждый день у них начинается с пристегивания наручников и повального обыска - простукивают стены, решетки, по сантиметру прощупывают белье и одежду. Ни прогулок, ни свиданий, ни разговоров по телефону, которые изредка позволены другим. Вывод в баню или медчасть - только поодиночке, только в наручниках и с усиленной охраной, только по пустынным коридорам.
  Первые месяцы после приговора смертники живут надеждой - ушла ведь кассационная жалоба в Верховный суд, вдруг там отменят либо отправят на доследование, или "вышку" заменят пожизненным? Ожидание это может длиться полгода, а то и больше, все это время надежда на лучший исход человека не оставляет. Время от времени появляется единственный человек с воли, с которым общаться дозволено, - его адвокат, который и утешит, и новостями поделится.
  Но вот определение Верховного суда получено, приговор подтвержден, но смертник и тут держится - еще не вечер! Еще можно сочинить и отправить жалостливое прошение президенту и ждать милости от него. Ждут год, полтора - мне до сих пор памятен двойной убийца Марат Конкин, которого мытарили в ожидании расстрела четыре года и все же оставили жить. Это был уже не человек - труп лежачий. Седые патлы на лысеющей голове, ходуном ходящие руки, худоба дистрофика - шел ему тогда двадцать четвертый год.
  ...Расстреливают в тюрьмах обычно в подвальных камерах, удаленных от остальных обитателей. Почти повсеместно это происходит на заре, сразу после подъема. И вот здесь уже тюремщики не таятся: недосуг, и ни к чему теперь лицемерить. Все, кто это видел, утверждают одно: смертники впадают в какой-то транс, ступор, никто не помнит ни истерик, ни буйства - психика обреченного уже изуродована годами ожидания, с их безлюдьем и убивающей душу тишиной. Так же молча они выслушивают решение об отклонении их прошения о помиловании, так же безропотно поворачиваются, как велит стоящий за спиной человек в форме. Вполне возможно, что они не видят тех, кто сидит за столом в глубине камеры.
  Выстрел всегда один - трудно промахнуться, если стреляешь в затылок в упор. Был человек - и нету.
 
  - Как вы думаете, какими качествами должен обладать палач?
  - Как вы думаете, зачем при исполнении смертной казни присутствует врач? Не противоречит ли это клятве Гиппократа защищать жизнь?
 
 
 Олег Тобольцев
 
 Остров Огненный: смерть в рассрочку?
 
  ...Первые двери, вторые, тамбур, решетка, замок, отпираемый с пульта дежурного... Другая решетка. В боковое оконце видно, как с тыльной стороны ворот убирают металлические пластины с приваренными к ним шипами, которые готовы пропороть скаты непрошеной или не в те руки попавшей машины.
  ...Всю предшествующую жизнь я обходился без подсматривания в замочные скважины, а теперь смотрю в глазки камер на законных основаниях. В каждой по двухъярусной кровати, постели аккуратно, без морщин, накрыты грубыми одеялами. Днем спать запрещено, лежать на койках до отбоя тоже не разрешается. Кто читает, кто переговаривается о чем-то, сидя на тяжелых табуретах. В одной из камер натыкаюсь глазами на встречный ненавидящий взгляд. Второй ее обитатель недвижим под одеялом.
  На совести каждого не меньше двух загубленных душ, и страшно даже подумать, сколько людей порешил в общей сложности 141 обитатель камер колонии спецрежима. На дверях каждой камеры фотографии постояльцев и краткий перечень былых "заслуг". Слабонервным такое лучше не читать. Николай Клептча, например, судим семь раз, за спиной два убийства и разбойное нападение. У его соседа Казбека Калоева на счету 15 нападений в составе банды и три убийства... Сейчас оба мирно коротают бесконечный срок у телевизора.
  ...Впереди целая вечность, минус недели, а то и месяцы, когда многим доведется совершать двухсоткилометровые путешествия с острова в особую вологодскую больницу. Без лечения не обойтись, поскольку профессиональное заболевание заключенных - туберкулез.
 
  ...Лязг двери. Князев вскакивает и, как положено по здешним правилам, прижимает лицо к стене, скороговоркой тарабаня анкетные данные с перечислением статей Уголовного кодекса и всех своих грехов.
  - Я погубил две жизни, - говорит он мне, - раскаяние ничего не искупит, да и не нужно оно никому. Пусть ничего не останется, ни тела, ни могилы. Сердце здоровое, кому-нибудь пригодится, почки тоже. Печень еще... На нескольких больных хватит, пусть живут. Меня надо было раньше расстрелять, жизнь сразу не задалась. Надо поскорее из нее уйти, может в другом воплощении повезет. Я не просил о смягчении приговора.
 
  - Пожизненное заключение или смертная казнь? Какое наказание тяжелей?
  - Стоит ли содержать за государственный счет отпетых убийц и негодяев, в то время как у государства не хватает средств, чтобы обеспечить нормальное содержание подследственных и других заключенных?
  - Как вы относитесь к идее "пускать" преступников на органы для честных людей?
 
 Г. Иваницкий
 
 Найдутся ли ответы??
 
 ИМЕЕТ ЛИ ЧЕЛОВЕК ПРАВО НА СМЕРТЬ?
 
  В обсуждении участвуют: Физик, Инженер, Медик, Биолог, Священник, Юрист, Историк, Экономист.
  Физик. С тех пор, как на Земле существует живое, до самого последнего времени только Природа дирижировала рождением и смертью. И вот развитие науки и, в частности, такой ее отрасли, как биофизика, привело, казалось бы, к невероятному.
  Готов ли человек принять на себя ответственность решать самые сокровенные вопросы жизни и смерти? На страницах печати уже давно идет дискуссия по поводу противоречий между выработанными веками нормами поведения людей и современными достижениями науки и техники. Первый этап дискуссии был вызван операциями по пересадке органов от одного человека другому. Сразу возникли вопросы: какое состояние можно считать биологической смертью организма? Когда можно сказать: "Человек умер"? Какими правовыми нормами регулировать отношения между родственниками умершего и медициной, которая использует его органы для спасения других жизней? Второй этап дискуссии был порожден созданием биофизической аппаратуры нового типа, искусственного сердца, легкого, почки, разработкой искусственной крови.
  То, что каждый человек имеет право на жизнь, - очевидно, но современная техника позволяет очень долго поддерживать умирающего человека на грани жизни и смерти. Возникла обратная нравственная проблема: имеет ли человек право на смерть? Разрешается ли врачу рисковать, используя новый препарат или новый прибор, чтобы продлять на день или год жизнь пациента, а вместе с тем и его страдания, или это эксперименты над живыми людьми, и они аморальны? Стоит ли продолжать искусственно поддерживать жизнь впавшего в безнадежное состояние человека? Нужна ли сама жизнь неполноценному младенцу с врожденными психическими и физическими пороками?
  Все эти вопросы не так уж абсурдны, как может показаться. Именно они вызвали несколько судебных процессов.
 
 СМЕРТЬ МОЗГА - СМЕРТЬ ЧЕЛОВЕКА
 
  Инженер. Насколько мне известно, еще в 1968 г. известный советский хирург, врач и писатель Н.М.Амосов отметил:
  "Я думаю, что логика здесь простая, если жизнь - это деятельность мозга, то какие могут быть сомнения? Конечно, хорошо, когда мозг живет вместе с телом и получает от него радости, но если это невозможно, то лучше один мозг, чем смерть. Конечно, только для людей с развитым интеллектом, для которых радости мышления и творчества занимают главное место в балансе удовольствий. Когда я говорю о мозге, то я имею в виду голову. Это проще и целесообразнее, так как глаза и уши позволяют подвести к мозгу информацию, а речь - передать собственную. Решать вопрос, жить мозгу или нет, должен сам мозг, и никто другой. А то, что голова без тела выглядит странно, так к любой странности можно привыкнуть. В конце концов, к голове можно приделать протез тела, и даже с управлением от самого мозга..." Вспомните роман нашего известного фантаста А.Р.Беляева "Голова профессора Доуэля", написанный в 1925 г. То, что казалось в 20-х годах фантазией, спустя 40 лет серьезно обсуждалось и казалось, что становится почти реальностью. Действительно, ответ прост: мозг должен решать - жить ему или не жить.
  Медик. Это кажущаяся простота. Как стало ясно в последнее время, наш мозг - это, прежде всего, проточный биохимический реактор, функционирование которого происходит на основе автоволновых (колебательных) реакций, идущих в различных частях организма. Подвижность процессов в таком реакторе зависит от внутренней среды мозга и от поступления субстратов биохимических реакций извне. Успехи нейрофармакологии показывают, что диапазон принимаемых мозгом решений сильно зависит от того, какие вещества и в каком количестве поступают в него. При одной и той же ситуации мозг может принять положительное или отрицательное решение в зависимости от его внутреннего биохимического наполнения. Но тогда какой его ответ считать истинным? В каком состоянии должен находиться мозг больного, чтобы принимать его ответы во внимание? По-видимому, больной мозг не может навязывать свое решение окружающим, и им должно быть предоставлено право самим взвесить все "за" и "против" и составить собственное мнение. Но кто может и кто должен взять на себя ответственность и сделать окончательный вывод, исходя из всех аргументов?
  Биолог. Я могу добавить. Сейчас изучаются многочисленные пептиды, ответственные за забывание, привыкание, узнавание, раздваивание личности человека. Большая часть их синтезируется в нашем организме в нормальных условиях, но если соотношения между синтезом различных пептидов нарушаются, то в психической деятельности человека могут возникать значительные отклонения. Например, описан такой эксперимент: человек запоминает информацию, пока действует введенный ему пептид, а когда его действие кончается, он не может ее вспомнить. При повторном введении того же препарата пациент вспоминает ранее сообщенный ему текст. Другими словами, такой человек становится своеобразным закодированным посланием, "расшифровать" которое можно, введя ему соответствующий пептид. Сравнительно недавно удалось получить ряд синтетических энкефалинов, влияние которых отличается более высокой эффективностью, чем действие нейропептидов, вырабатываемых организмом. Широко исследуются также вещества болетворного и паралитического действия, которые также содержатся в небольших количествах или синтезируются в определенных условиях в нашем организме. Однако в больших количествах они содержатся в выделениях некоторых растений, насекомых, рыб, змей. Эти вещества способны изменять поведение человека, вызывать болевой стресс, агрессивность, даже шок и паралич. С другой стороны, существуют вещества, подавляющие возбуждение, делающие человека вялым, безвольным, сонливым. Короче говоря, я хотел только подчеркнуть, насколько наш мозг уязвим, и как легко трансформируется наше поведение под влиянием внешних условий или болезни.
  Священник. К таким причинам, которые лишают жизнь смысла, принадлежит не только страдание, но и сама смертность человека - страх смерти. Мимолетность нашего существования, несомненно, создает бессмысленность плотской жизни. Но она же формирует нашу ответственность, так как все зависит от реализации временных возможностей. Человек постоянно делает выбор из массы существующих возможностей, решая, которая из них будет обречена на несуществование, а какая будет реализована. В каждое мгновение человек не может цепляться только за жизнь, а должен решать, плохо или хорошо то, что будет памятником его существованию.
  Юрист. Что касается юридической практики, то учет возможных отклонений в деятельности мозга давно положен в ее основу. Когда в присутствии нотариуса писались завещания о наследстве, то они всегда начинались со слов: "Находясь в здравом уме и твердой памяти, завещаю..." Человек с необратимо погибшим мозгом не может считаться личностью. Жизнь индивидуума справедливо отождествляется с жизнью его мозга, его сознания.
  Историк. В свете рассматриваемых проблем жизни и смерти естественно возникает вопрос о правомерности лишения жизни из милосердия. Моральный аспект этой проблемы неоднократно поднимался в мировой философской литературе разных эпох. Описано немало случаев убийства тяжелораненого или больного по его просьбе, чтобы избавить от мучений.
  Юрист. Напомню, что в 20-е годы в Уголовном кодексе РСФСР была даже статья 84, освобождающая от уголовного наказания за умышленное убийство, совершенное из чувства сострадания по настоянию убитого. Но современное законодательство не решает такой проблемы. Это вопрос сложный, вызывающий споры. Право на эвтаназию - убийство из милосердия, как считают некоторые медики, может иметь человек, находящийся в безвыходной ситуации, вызванной, например, неизлечимой и мучительной болезнью.
  В юридической литературе высказывалось мнение, что право на эвтаназию должно включать как право больного быть усыпленным, так и отказ от реанимации, дабы сократить предсмертные страдания. Но если согласиться с возможностью предоставления человеку такого права ухода из жизни, то нужен правовой акт, способный регламентировать условия его реализации. И решать такой вопрос для себя может только сам человек, находящийся в здравом рассудке.
  Инженер. Успехи медицины, биофизики, биохимии, техники в наши дни привели к тому, что в реанимационной палате умирающий человек может находиться увешанным датчиками, шлангами, капельницами, с искусственными органами, снабженными компьютерным управлением, сколь угодно долго. Что же по этому поводу думают врачи? Не следует ли прекратить страдания больного?
  Экономист. Кроме того, здесь, как мне кажется, существует и серьезная экономическая проблема. Один день пребывания больного в реанимационной палате под непрерывным наблюдением обходится довольно дорого государству или родственникам. Таким образом, здесь сталкиваются экономические и нравственные соображения.
  Медик. Я не занимаюсь ни реанимацией, ни нейрохирургией, поэтому сошлюсь не на собственный опыт, а на опыт своего коллеги. Вот цитата из интервью Р.Масленда - президента Всемирной федерации неврологов, данного корреспонденту "Литературной газеты" в 1986 г.: "Когда я был молодым врачом, медиком без особого опыта, я говорил себе: "Моя задача - сделать так, чтобы люди продолжали жить". Это трудная задача, но стоящее за ней волевое решение - довольно легкое. Однако сегодня при всех нынешних чудесах медицинской технологии мы можем поддерживать жизнь в некоторых частях тела практически бесконечно. У нас в США существуют четкие критерии мозговой смерти, и с регистрацией этого момента, собственно, никаких сложностей нет. О, если бы проблема исчерпывалась только этим! Нет, не исчерпывается. Есть пациенты в безнадежном положении, чей мозг серьезно поврежден, но еще не мертв. Поставьте себя на место нейрохирурга, который должен удалить фатальную опухоль мозга и подарить человеку полгода - год жизни в качестве бездумного растения. Этика нашей профессии все более становится непосильным, изматывающим душу бременем..."
  Биолог. Я приведу пример из своей практики. Молодым человеком я начал свою карьеру в Институте нейрохирургии и насмотрелся на многочисленные поражения мозга - опухоли, травмы, отеки. Если лобная кора мозга поражена, то часто реальное восприятие внешней среды и оценка самого себя в этой ситуации у больного нарушены. Человек с поврежденной корой превращается в раба ситуации, так как цикл взаимодействия личности с внешней средой разрушен. В этом смысле страшной являлась операция лейкотомия (лоботомия), то есть рассечение основных связей лобной коры и остальной части мозга или разрушение связей между правой и левой половинами лобной коры. Эта операция полностью уничтожала личность человека. Сначала казалось, что лейкотомия - это победное оружие против шизофрении, тяжелых неврозов и других серьезных психических расстройств, то есть тех случаев, когда человек теряет власть над своим поведением, мыслью, эмоциями. Однако когда были осознаны последствия этой операции, то все стали единодушны - эта операция равносильна убийству.
 
  - Как вы думаете, почему проблема эвтаназии столь противоречива?
  - Известны ли вам страны, в которых разрешено "убийство из жалости"?
 
 
 Вячеслав Белаш
 
 Медики сказали надвое?
 
  Врачи бирмингемской больницы святой Марии готовы убить новорожденную девочку. Родители не согласны. Британское правосудие - на стороне медицины.
 
 "ПАРА ИЗ КСАГРЫ"
 
  Почти два месяца мировая общественность следит за судьбой мальтийской девочки, которая 8 августа этого года родилась в одном из лучших родильных домов Европы - в бирмингемской больнице святой Марии. Сразу после рождения девочки британский суд вынес постановление, запрещающее называть ее настоящее имя и имена ее родителей. В газетах всего мира используют псевдоним, придуманный судом для ребенка, - Мэри. Ее родителей принято называть парой из Ксагры, по месту постоянного жительства супругов - деревне, расположенной на принадлежащем Мальте средиземноморском острове Гозо.
  Они познакомились семь лет назад и почти сразу же решили пожениться. Но денег не было, жениху пришлось уехать в Австралию. За пять лет ему удалось скопить кое-какие деньги, он вернулся домой, купил участок земли в родной деревне и уже официально предложил своей любимой руку и сердце.
  Сыграли свадьбу. Молодой начал строить дом для своей будущей семьи - он мечтал о том, что у него будет много детей. Но мечта так и оставалась мечтой: у молодой женщины было несколько выкидышей. Незадолго до рождественских праздников "женщина из Ксагры" вновь забеременела. Вскоре стало ясно, к радости родителей, что родится двойня. Однако уже на пятнадцатой неделе беременности врачей обеспокоили результаты ультразвукового обследования.
  Более детальные анализы подтвердили опасения врачей: была обнаружена редкая патология плода. Впрочем, по мнению врачей, ничего ужасного не было. С такого рода патологиями научились работать врачи ЮАР и Великобритании. С Британией у Мальты по этому поводу даже есть особое соглашение. В соответствии с ним пара из Ксагры в мае 2000 года отправилась в Бирмингем, в больницу святой Марии. Там и родилась двойня - девочки, известные теперь под псевдонимами Мэри и Джоди. Они - так называемые сиамские близнецы.
  Мэри и Джоди соединены крестцами под углом 180° друг к другу и нижними отделами спинного мозга. У каждой из них есть собственные конечности, легкие, сердце, печень и почки. У них единый мочевой пузырь и система кровообращения.
 
 ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ СЛУЧАЙ
 
  Феномен сиамских близнецов известен давно. Во второй половине ХХ века врачи научились разделять таких детей, и о многих из них никогда и не скажешь, что им когда-то была проведена операция. Поэтому врачи, обнаружившие у пары из Ксагры такую патологию, не сомневались, что им удастся добиться успешного разделения близнецов и в этом случае.
  Первые секунды после родов, казалось, подтвердили справедливость прогнозов врачей. Фактически речь должна была идти о довольно простом разделении младенцев и последующей чисто косметической операции. Все оказалось гораздо сложнее. С одной из близняшек, теперь известной как Джоди, все было в порядке. Другое дело Мэри. Мозг ее был едва развит, а недоразвитые легкие и сердце отказали уже через несколько минут после родов. С тех пор и до настоящего времени она живет только потому, что общая система кровообращения позволяет ей пользоваться сердцем и легкими своей сестры.
  Для Мэри операция по разделению будет равнозначна отключению от системы искусственного поддержания жизни. Однако если операцию не провести, то обе девочки не проживут и полугода. Более того, любое промедление с операцией опасно: чем дольше Мэри использует свою сестру для перекачки обогащенной кислородом крови, тем выше вероятность патологических и необратимых изменений в мозге Джоди из-за кислородного голодания. Вероятность летального исхода операции для Джоди всего 6%.
  По мнению врачей, выбора нет: операция необходима, поскольку она спасет жизнь хотя бы одному из детей. Пара из Ксагры, ревностные католики, наотрез отказалась дать разрешение на операцию, которая убьет одну из дочерей. Уже 9 августа больница святой Марии обратилась в суд за разрешением провести хирургическое вмешательство, указав, что бездействие равносильно убийству Джоди. Мэри, по словам врачей, в любом случае нежизнеспособна.
 
 "ЗАКОННАЯ САМОЗАЩИТА"
 
  "Мы не можем согласиться с тем, что одна из наших дочерей должна умереть, чтобы дать возможность выжить другой нашей дочери. Это не соответствует воле Господа. Каждый имеет право на жизнь, поэтому мы не хотим убивать нашего ребенка. Это мы и сказали врачам, лечащим Мэри и Джоди. Мы знаем, что наши новорожденные дети находятся в тяжелом состоянии и что врачи делают все возможное, чтобы им помочь. Но мы не хотим проведения этой операции. Мы верим в Бога и с радостью примем то, что Господь уготовал для наших детей. Мы к тому же в глубине души уверены, что если Джоди удастся выжить, то с ее инвалидностью ей будет невыносимо тяжело жить в нашей стране", - это заявление пара из Ксагры передала судье, в руках которого оказалась судьба Мэри и Джоди.
  У врачей - свои аргументы. В то время как Мэри практически не проявляла признаков жизни (из-за отказа легких она не могла даже плакать), Джоди развивалась вполне нормально. Если надежд на восстановление работы сердца и легких Мэри не было никаких, у Джоди, утверждали врачи, были очень хорошие шансы не только на выживание, но и на то, что с возрастом она будет способна вести относительно нормальную жизнь. Вывод: операция необходима.
  Главный судья Бирмингема, разбиравший это дело, 25 августа вынес вердикт: исходя из представленных медицинских свидетельств, операция, дающая Джоди надежду на нормальную жизнь, должна быть проведена. В том же духе высказались и лорды из апелляционного суда. 23 сентября они единогласно подтвердили вердикт судьи Бирмингема.
  "Она жива потому, и только потому, что, как бы жестоко это ни звучало, она высасывает жизненные силы из своей сестры. Ее паразитическое существование в скором времени приведет к тому, что ее сестра перестанет жить. Суровая реальность такова, что Мэри убивает Джоди. В этих условиях разделение младенцев может означать законную самозащиту со стороны Джоди, - говорилось в решении председательствовавшего в апелляционном суде лорда Уорда. - Она не способна к самостоятельной жизни. Ей суждено умереть. Она, конечно, имеет право на жизнь, но у нее почти нет права жить".
 
 ИСТОРИЧЕСКИЙ ВЕРДИКТ
 
  Британия, до сих пор относившаяся к судьбе Мэри и Джоди равнодушно-участливо и несколько более оживленно к опросам типа "убить - не убить" (кстати, согласно тем же опросам, половина страны выступала за операцию, другая - за право родителей самим решать судьбу своих дочерей), вдруг взорвалась. В один момент "дело бирмингемских сиамских близнецов" стало общенациональным - стоило главе римско-католической церкви Великобритании, лицу, разумеется, пристрастному, но искушенному в британском прецедентном праве, рассказать, что этот вердикт может означать для всей страны. Кардинал Кормак Мэрфи-О'Коннор выразил серьезные опасения по поводу того, что вердикт может создать в английском праве прецедент, позволяющий "лишать жизни ни в чем не виновного человека ради продления жизни другого". Это фактически подтвердили и сами судьи апелляционного суда, позволившие передать дело в палату лордов, - именно потому, что их, апелляционных судей, решение создает прецедент, а потому должно быть рассмотрено палатой лордов, высшей судебной инстанцией страны.
 
 ПРИМИРЕНИЕ СТОРОН
 
  Пока Британия обсуждала возможные последствия вердикта апелляционного суда для всей страны, пара из Ксагры решала, идти ли в своей борьбе дальше. Уже на прошлой неделе адвокаты, выступающие от имени родителей и Мэри, выступили с сенсационным заявлением: пара из Ксагры не изменила своего отношения к операции, однако не намерена подавать апелляцию в палату лордов. А уже на следующий день все ведущие газеты со ссылкой на анонимный источник в больнице святой Марии сообщили, что в сложившейся ситуации врачи склонны от операции отказаться. Вероятность смерти Джоди в ходе вмешательства, конечно, мала, однако она существует. За событиями в больнице святой Марии пристально следит весь мир (о судьбе близнецов регулярно сообщают газеты большинства стран от США до Бангладеш и от Норвегии до Чили), и смерть Джоди на операционном столе была бы настоящей катастрофой для клиники.
  Все это, скорее всего, свидетельствует о том, что врачи и пара из Ксагры договорились. Мало знакомым с британской системой судопроизводства мальтийцам надоели суды, все, чего они хотят (и об этом они не раз говорили, давая показания под присягой), - чтобы их оставили в покое и они получили, наконец, возможность заботиться о своих детях, пока они живы. Больнице тоже хотелось бы поскорее вернуться к обычной работе. Да и британским властям, оплачивающим фактически все расходы по делу (они оплачивают адвокатов пары из Ксагры и одновременно спонсируют деятельность больницы святой Марии), развитие сюжета не сулит ничего, кроме новых трат. Так что в "закрытии" скандала заинтересованы абсолютно все его участники.
  - Можно сказать, что об операции речь уже не идет, - заявляет руководитель одной из британских католических организаций Pro-Life Movement Джеймс Либерман. - Вероятнее всего, несчастных девочек постараются поскорее выписать и отправить в Италию, чьи священники не раз говорили о готовности предоставить паре из Ксагры все условия для того, чтобы последние месяцы жизни малюток прошли в достойных условиях. И это, разумеется, прекрасно. Жаль, однако, что, отказавшись от судебного разбирательства в палате лордов, мальтийцы, судя по всему, лишили нас последней надежды на отмену ужасного вердикта апелляционного суда. А жить в стране, в которой тебя каждый может убить, доказав, что это прибавит ему еще несколько лет жизни, - ужасно.
 
  - Если бы решение пришлось принимать вам, что бы вы сделали?
  - Имеют ли родители право решать судьбу своих детей?
  - Не изменили ли клятве Гиппократа английские врачи?
  - Почему данное судебное решение особенно важно для Великобритании?
 
 
 Лев Кадик
 
 Ажиотаж с петлей на шее?
 
  По подсчетам Всемирной организации здравоохранения, каждые 40 секунд на земле происходит самоубийство. Почти 800 тысяч человек в год сводят счеты с жизнью. Тех, кто еще не совершил самоубийство, но уже думает об этом - в три-четыре раза больше.
  ...Первый всплеск самоубийств наблюдается в 15-20 лет. В этом возрасте происходит примерно 20% всех самоубийств. Второй - к 45-50 годам. "Кризис среднего возраста" собирает урожай в два раза больший, чем подростковый возраст. Общее количество престарелых самоубийц не так уж велико. Но коэффициент самоубийств на 100 тысяч населения старше 85 лет превышает все мыслимые показатели - 73,6.
 
 САМОУБИЙСТВО - ПРЕСТУПЛЕНИЕ?
 
  Отец Феофан, настоятель храма преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Церковь не отпевает самоубийц, да и хоронят их за погостом. Мы не вправе решать, когда прекращать наш жизненный путь. Нам Бог дал жизнь, и только он решает, когда этот путь закончен.
  Павел Чухрай, режиссер. Для того, чтобы судить и осуждать, надо знать суть. А из-за чего человек решил прекратить свой земной путь, нам никогда известно не будет. Поэтому не стоит никого осуждать. Это их жизнь и их решение.
  Владимир Ресин, первый заместитель премьера правительства Москвы. С одной стороны, я понимаю, что это слабые люди, которых сломила судьба или какие-то минутные обстоятельства. Но самоубийца не задумывается, что кто-то всю жизнь будет винить себя в его смерти.
  Григорий Горин, писатель. Перед богом - да, преступление. Говорят, чтобы решиться на такой поступок, нужна сила. Но отчаяние - это не вариант силы. Это слабоволие и недоверие к Всевышнему, что выражается самоличным вычеркиванием себя из списков детей Божьих.
  Олег Вершинин, зампредседателя (чего_?). Назвать их преступниками я не могу, но не думаю, что кто-то имеет право лишать себя жизни. Даже если на это есть масса объективных причин, всегда существует хотя бы малая вероятность того, что через некоторое время эти причины могут показаться не такими уж существенными.
  Адольф Шаевич, главный раввин России. Да, это преступление, и поэтому у нас их не хоронят по обряду, не хоронят на общем кладбище, а хоронят в специальных местах. По ним не читают поминальных молитв, им не дается право на загробную жизнь. Обстоятельства бывают разные - когда неизлечимая болезнь, когда это дело чести, и по-человечески я могу это понять. Но я не понимаю молодых людей, убивающих себя из-за несчастной любви. Не думаю, что из-за этого надо заканчивать жизнь.
  Рената Литвинова, режиссер. Это как посмотреть. Подход должен быть строго индивидуальным. Если самоубийство граничит с геройством, как, например, у японских самураев, то лично у меня это не может не вызвать уважения. Как и древнегреческие стоики, которые предпочитали добровольный уход из жизни, когда им грозило рабство. Но если иметь в виду бытовую сторону суицида, то, по-моему, человек совершает моральное преступление, принося боль своим ближним.
  Сотрудница службы экстренной медико-психологической помощи "Телефон доверия" Анна Логвинская, отвечая на вопрос корреспондента Анны Фенько, сказала:
  - Никто не может за себя поручиться, мало ли, что предстоит пережить. Но я считаю, что самоубийство - это безнравственный поступок. Даже если считать, что Бога нет, все равно человек живет среди людей, у него есть близкие. Совершив самоубийство, человек оставляет их с чувством вины. Кстати, в комплексе мотивов самоубийства часто присутствует и желание наказать своих близких. Но какими бы ни были обстоятельства, человек - здоровый человек - в ответе за свою жизнь перед своими детьми, потомками. К тому же никто не знает, что будет завтра. Наше сознание, наше настроение все время меняется: сегодня все кажется безысходным, а завтра может выглянуть солнце, и жизнь уже не будет казаться бессмысленной. Глупо так разбрасываться жизнью - она и так коротка.
 
  - Согласны ли вы, что право на смерть есть неотделимое от права на жизнь понятие?
  - Имеет ли право взрослый дееспособный человек добровольно и сознательно уйти из жизни? Какие злоупотребления может повлечь разрешение эвтаназии?
 
 
 Анна Фенько
 
 Кляп Гиппократа?
 
  Можно ли открыть больному или родным "страшный" диагноз или надо сохранить его в тайне? Целесообразно ли сообщать больному менее травмирующий диагноз, и какой должна быть мера правды? Это неизбежные и вечные вопросы лечебной этики. Мы часто предпочитаем не знать подробностей предстоящего лечения и связанного с ним риска. По данным опросов, число пациентов, не заинтересованным в получении информации на эти темы, достигает в России 60%. Закон уважает мнение пациента и не навязывает ему того, о чем он не желает знать. В статье 31 "Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан", принятых в 1993 году, говорится: "Информация о состоянии здоровья не может быть предоставлена гражданину против его воли".
  С другой стороны, тот же закон гарантирует право пациента на правдивую информацию о диагнозе, прогнозе и методах лечения его заболевания. Однако почти половина врачей считает, что в случае безнадежного диагноза сообщать его больному негуманно. С этим согласны и 40% пациентов, которые считают такое решение прерогативой врача.
  В нашей стране врачи чаще сообщают диагноз членам семьи пациента. Однако мало кто задумывается над тем, что при этом нарушается другой принцип медицинской этики - конфиденциальность. Почему-то мы заранее признаем, что мужья, жены, дети и родители хотят своим близким только добра и не могут использовать полученную информацию в своих интересах. Но даже если так, человек имеет право, например, не обременять близких заботой о безнадежно больном, а скрыть от них болезнь и уехать умирать куда-нибудь в другой город.
  В западных странах, в первую очередь, в США, пациенту обычно сообщают максимально полную информацию о его диагнозе и прогнозе даже в самом неутешительном случае. Американские врачи убеждены, что скрывать правду от человека - значит нарушать его священное право принимать самостоятельные решения. Причем в качестве полноценной личности, волю которой необходимо уважать, выступают не только взрослые, но даже 12-летние дети. Их не заманивают в операционную обманом, как это иногда бывает у нас, а тратят время и силы на то, чтобы убедить их в полезности предстоящей операции и получить их сознательное согласие.
  Западные врачи вообще обязаны получать согласие пациентов на любой вид лечения, а не только на оперативные вмешательства, как это обычно делается в нашей стране. Пациенту обязательно рассказывают о целях предполагаемого лечения, ожидаемых положительных последствиях, возможных неприятных ощущениях и риске неблагоприятного исхода. Кроме того, обсуждая план лечения с пациентом, врач обязан информировать его об альтернативных методах лечения и их сравнительной эффективности.
  ...Западные медики полагают, что обязанность говорить правду не только позволяет сократить риск всевозможных злоупотреблений со стороны врача, но и устанавливает между врачом и пациентом отношения сотрудничества. Напротив, систематическая ложь врачей разрушает доверие к ним. Если пациент будет знать, что врачи, как правило, скрывают от него неблагоприятную информацию, то будет воспринимать с недоверием любые их заявления. Когда они будут говорить чистую правду о том, что "прогноз заболевания благоприятен", "химиотерапия даст хорошие результаты" или что "хирургическая операция не представляет опасности", пациент будет думать, что его просто щадят, скрывая истину.
  Кроме того, ложь, к которой прибегают врачи, чтобы уберечь пациента от дополнительных тяжелых переживаний, практически всегда распознается. Рано или поздно любой больной узнает диагноз, который от него скрывают. Как показывают исследования американских психологов, даже дети дошкольного возраста через год лечения по поводу лейкоза более или менее точно знают о своем диагнозе и угрожающем жизни прогнозе.
  Впрочем, даже в Америке, где для большинства людей знание правды о своем состоянии является само собой разумеющимся правом, врачи учитывают культурные факторы. Считается, что информацию о диагнозе не следует сообщать представителям так называемых "традиционных" культур. Американцы допускают, что не все люди придерживаются принципов автономии и ответственности личности. В некоторых культурах, например, в японской и китайской, субъектом принятия решений является не отдельный человек, а семья или тот, кому семья делегирует это право. И врач должен с пониманием относится к этим культурным особенностям.

<< Пред.           стр. 3 (из 14)           След. >>

Список литературы по разделу