<< Пред.           стр. 7 (из 14)           След. >>

Список литературы по разделу

  Основная цель гражданского иска о халатности - не наказать врача, а путем денежной компенсации возместить ущерб, нанесенный пациенту. То есть (насколько это возможно) поставить пациента в то положение, в котором он был бы в том случае, если бы ошибка не произошла. Разумеется, деньги - чрезвычайно несовершенный способ компенсации за потерю здоровья или смерть. Но лучший способ, к сожалению, пока не найден.
  В США денежное вознаграждение жертвам медицинской халатности часто выражается в астрономических, многомиллионных цифрах, включающих в себя не только компенсацию, но и элемент финансового наказания проштрафившейся больницы или врача. Большая часть американской медицины находится в частном секторе. Частные клиники платят огромные деньги на страхование от судебных исков, что приводит к чрезвычайной дороговизне медицинских услуг. В случае проигрыша судебного иска деньги пациенту выплачивает страховая компания. Страховые компании устанавливают жесткий контроль за больницами, чтобы уменьшить суммы выплат. Больницы также в этом заинтересованы - чтобы уменьшить размер ежегодных страховых взносов. Врачи обязаны следовать строго регламентированным клиническим протоколам и часто сами перестраховываются, назначая ненужные процедуры и излишние лекарства.
  В Англии компенсации жертвам медицинской халатности выплачивает государство по решению суда. Размер этих компенсаций по сравнению с американскими мизерный. Существуют сложнейшие тарифы выплат по всем видам увечий. Например, компенсация за моральный ущерб семье человека, погибшего в результате медицинской халатности, составляет всего семь с половиной тысяч фунтов (примерно половина средней годовой зарплаты в Англии). Компенсация за смерть кормильца выплачивается отдельно. Максимальные компенсации выплачиваются людям, ставшим инвалидами. В этом случае учитываются предполагаемая продолжительность жизни, квалификация пострадавшего и многие другие факторы. Таким образом, пожилой безработный без образования, ставший инвалидом, получит не больше, чем предположительно заработал бы до конца жизни, сохрани он здоровье. Молодой математик или адвокат, ставший умственно неполноценным из-за медицинской халатности, получит в среднем 30-40 средних годовых зарплат среднего математика или адвоката в Англии, но не больше. В зависимости от увечья суд может присудить отдельные деньги на приспособления для инвалидов, но лишь в разумных (с точки зрения суда) пределах.
  Когда читаешь в судебных решениях подробности чудовищной халатности некоторых врачей, любые деньги кажутся несправедливо ничтожной компенсацией за трагедию, за боль, за потерю. Как горько заметил один из уважаемых английских судей, жизнь полна несправедливости. Но ни одному суду в мире не дано полностью ее искоренить.
 
 
  - Можно ли измерить деньгами врачебную ошибку, результатом которой стала смерть, увечье, инвалидность?
  - Как вы думаете, приведет ли введение в России денежной компенсации за врачебную ошибку к повышению качества медицинского обслуживания? Что мешает введению этой системы в России?
 
 
 Право на образование
 
 Л. Жуховицкий
 
 Истина не ходит по прямой?
 
  Итак, учительница-гуманитарий Татьяна Леонидовна почти силой вгоняет в подведомственных ей школьников мировую культуру. Театр? Пусть смотрят! Серьезная музыка? Пусть слушают! Красоты природы и архитектуры? Пусть ездят и вбирают всеми фибрами души! О своей воспитательной системе Татьяна Леонидовна рассказывает не просто откровенно, но и, я бы сказал, с агрессивным упоением. "Характер тяжелый" не просто признается таковым, а поднимается на щит, ни малейшего желания сделать характер полегче не просматривается. Принимайте, какая есть!
  Ну, а ученики? Нынешние, так сказать, дети, крупнокалиберные старшеклассники, знакомые с человеческими пороками не по плакатам "Минздрав предупреждает" и даже не по порнофильмам? Они - принимают? Ясно видят недостатки, не строят иллюзий, снисходительно терпят железную волю педагога и - принимают. Принимают, какая есть.
  Ну, а я, давно вышедший из школьного возраста, хоть поверхностно, но знакомый с целым рядом иных воспитательных систем, - я принимаю?
  А ведь, пожалуй, да. Пусть навязывает, пусть коленом под спинку загоняет в Рай - но не в Ад же. В сегодняшний дикий рынок нас тоже не с поклоном приглашали: за шкирку - и в бурлящие волны, выплывай, как знаешь. Как высокой культуре выжить в этой грубой реальности? Вот Татьяна Леонидовна волевым усилием и помогает ей выстоять в сумбурной борьбе без правил.
  Насилие? Безусловно. Так почему же у меня этот нелюбимый метод защиты добра не вызывает явного протеста?
  Увы, истина никогда не ходит по прямой, все в жизни сложнее. Она, жизнь, - маятник. Свободный рынок резко толкнул молодежь к независимости, к реальным ценностям, да и что там, просто к деньгам. И то, что Татьяна Леонидовна с той же резкостью пытается толкнуть маятник к культуре, обнадеживает. Авось, и остановится как раз на золотой серединке?
  На этой оптимистической ноте можно бы и закончить, если бы за частным случаем не вставала такая бездна проблем, что впору запутаться...
  По наблюдениям специалистов, советская школа давала ребятам больше знаний, чем, например, американская. Но вот вопрос: почему же тогда Америка жила несравненно лучше нас и далеко обогнала нас почти во всех сферах жизни? Обычный ответ: они богатые, а мы нет.
  Ладно, понятно: у богатых на все хватает. Однако почему все же Америка богата, а мы бедны? Как ни верти, главная причина - работают лучше. Все - от министров до фермеров. Значит, умеют. Значит, выучились. Что-то в их системе помогает готовить специалистов высокого класса, способных создавать и лучшие в мире пассажирские самолеты, и великолепные автомобили, и потрясающие автострады, и совершенные компьютеры, и все, чем славятся Штаты во всем мире.
  И опять загадка. Если наша школа лучше, по идее, и наши студенты должны бы быть покачественней. И специалисты из них должны выходить посильней. Однако не зря же советские инженерные, врачебные, экономические и прочие дипломы котировались только в очень уж братских странах, вроде Монголии и Эфиопии, а американские высоко ценились во всем мире - и у нас в том числе.
  В чем же дело? Почему у них из средних школьников получаются прекрасные специалисты, а у нас из прекрасных школьников - середняки? Почему, например, по числу Нобелевских лауреатов мы от них так безнадежно отстаем?
  Мне приходилось знакомиться и с американскими, и со шведскими, и с датскими школами. На мой взгляд, у нас от них резко отличается не столько система образования, сколько воспитания. Безусловно, Татьяна Леонидовна талантливая учительница. Но, боюсь, в Америке или Швеции наша воительница с Пушкинской площади была бы просто невозможна.
  Помню одну из школ во Флориде, очень типичную для Америки. Класс больше похож на комнату для игр. Столы стоят как попало, ребята лет десяти-двенадцати свободно ходят по классу, берут книги с полок, разглядывают картинки и диаграммы на стенах. Надо выйти - выходят и возвращаются, никого не спросив. Если неграмотно говорят и пишут, учитель объясняет ошибки, но никогда никого не ругает. Его дело - так вести занятия, чтобы детям хотелось учиться
  Система образования построена на максимальной свободе ученика. Так сказать, хочешь - учись, хочешь - нет. Хочешь - продолжай образование, хочешь - нет. Хочешь - будь старательным студентом, хочешь - нет. Хочешь - повышай профессиональную квалификацию, хочешь - нет. И как-то без всякого давления дети в большинстве своем приучаются - хотеть! Ибо дальше логически следует неотвратимая дилемма: хочешь - зарабатывай, хочешь - нет.
  Во многих развитых странах считают, что лучшая плетка для ученика - свобода. Сам решаешь, но и сам отвечаешь за себя. Вот этот-то страшноватый холодок ответственности за всю свою жизнь и заставляет западных школьников очень рано выбирать путь, профессию, специализацию внутри нее. Хочешь стать строителем, врачом, инженером, банкиром? Становись. Предпочитаешь бомжем? Никто не запретит. Выбор твой, контроль на тебе, ответственность тоже твоя.
  Ломать - не строить. И я вовсе не за то, чтобы нашу далеко не плохую систему тут же переиначить на американский или японский лад. Брать чужое полезно, даже необходимо, но - с умом. Ясно, что при наших методах принудительной учебы на всех не хватит таких яростных фанатиков, как Татьяна Леонидовна. Но я боюсь, что при западной (или японской) системе получится так: свобода американская, а безответственность наша. Ведь в нас ее взращивали десятилетиями, из поколения в поколение...
 
  - Должны ли родители и учителя заставлять детей реализовывать их право на образование?
  - Как вы думаете, чему должна учить (и чему должна научить) школа? Могут ли ученики сами сформировать социальный заказ на образование?
 
 
  Колин Маккалоу
 
 Поющие в терновнике?
 
  Непонятные закорючки, которые сестра Агата вечно выводила на классной доске, понемногу обретали смысл, и Мэгги узнала, что когда стоит "+", надо сосчитать все цифры вместе, а когда "-" - от того, что написано сверху, отнять то, что ниже, и под конец получится меньше, чем было. Она была смышленая и стала бы отличной, даже, пожалуй, блестящей ученицей, если б только могла одолеть страх перед сестрой Агатой. Но едва на нее обращались эти сверлящие глаза, и сухой старческий голос бросал ей отрывистый вопрос, Мэгги начинала мямлить и заикаться и уже ничего не соображала. Арифметика давалась ей легко, но когда надо было вслух доказать, как искусно она считает, она забывала, сколько будет дважды два. Чтение распахнуло перед нею двери в чудесный, увлекательнейший мир, но когда сестра Агата велела ей встать и громко прочитать несколько строк, она еле могла выговорить "кошка" и совсем запуталась на слове "мяучит". Казалось, ей навек суждено ежиться под язвительными замечаниями сестры Агаты, краснеть и сгорать от стыда, потому что над нею смеется весь класс. Ведь это ее грифельную доску сестра Агата с неизменным ехидством выставляет напоказ, ее старательно исписанные листки неизменно приводит в пример грязи и неряшества. Некоторые ученики из богатых были счастливыми обладателями ластиков, но у Мэгги взамен резинки имелся лишь кончик пальца - послюнив его, она терла и терла сделанную от волнения ошибку, так что отдирались бумажные катышки и выходила одна грязь. Палец протирал в листке дырки, способ этот строго-настрого запрещался, но Мэгги с отчаяния готова была на все, лишь бы избежать громов и молний сестры Агаты.
  До появления Мэгги главной мишенью для трости и злого языка сестры Агаты был Стюарт. Но Мэгги оказалась куда лучшей мишенью, потому что было в Стюарте печальное спокойствие и отрешенность, точно в каком-то маленьком святом, и через это не удавалось пробиться даже сестре Агате. А Мэгги хоть и старалась изо всех сил не уронить достоинство рода Клири, как велел ей Фрэнк, но вся дрожала и заливалась краской. Стюарт очень жалел ее, старался хотя бы отчасти отвлечь гнев сестры Агаты на себя. Монахиня мигом разгадывала его хитрости и еще сильней разъярялась от того, как все эти Клири стоят друг за друга, что мальчишки, что девчонка. Спроси ее кто-нибудь, чем, собственно, ее так возмущают дети Клири, она не сумела бы ответить. Но старой монахине, озлобленной и разочарованной тем, как сложилась ее жизнь, не так-то легко было примириться с нравом этого гордого и чуткого племени.
  Самым тяжким грехом Мэгги оказалось, что она - левша. Когда она впервые осторожно взялась за грифель на первом своем уроке письма, сестра Агата обрушилась на нее, точно Цезарь на галлов.
  - Положи грифель, Мэгенн Клири! - прогремела она.
  Так началось великое сражение. Мэгги оказалась безнадежной, неизлечимой левшой. Сестра Агата вкладывала ей в правую руку грифель, насильно сгибала пальцы должным образом, а Мэгги недвижимо сидела над грифельной доской, голова у нее шла кругом, и она, хоть убейте, не могла постичь, как заставить эту злосчастную руку исполнять требования сестры Агаты. Она внутренне деревенела, слепла и глохла; бесполезный придаток - правая рука - так же мало повиновался ее мыслям, как пальцы ног. Рука не слушалась, не сгибалась, как надо, и тянула корявую строку не по доске, а мимо, и, точно парализованная, роняла грифель; и что бы ни делала сестра Агата, эта правая рука не могла вывести букву "А". А потом Мэгги потихоньку перекладывала грифель в левую руку и, неловко заслоняя доску локтем, выводила длинный ряд четких, будто отпечатанных прописных "А".
  Сестра Агата выиграла сражение. Утром до уроков она стала привязывать левую руку Мэгги к боку и не развязывала до трех часов дня, до последнего звонка. Даже в большую перемену Мэгги приходилось есть свой завтрак, ходить по двору, играть, не шевеля левой рукой. Так продолжалось три месяца, и под конец она научилась писать правой, как того требовали воззрения сестры Агаты, но почерк у нее навсегда остался неважный. Для верности, чтобы она не вспомнила прежнюю привычку, левую руку ей привязывали к боку еще два месяца; а потом сестра Агата собрала учеников на молитву, и вся школа хором возблагодарила господа, который в премудрости своей направил заблудшую Мэгги на путь истинный. Все чада господни пользуются правой рукой; левши же - дьяволово семя, тем более, если они еще и рыжие.
  В тот первый школьный год Мэгги утратила младенческую пухлость и стала очень худенькая, хотя почти не выросла. Она привыкла чуть не до крови обкусывать ногти, и пришлось терпеть, когда сестра Агата в наказание подводила ее с вытянутыми руками к каждой парте и всем и каждому в школе показывала, как безобразны ногти, когда их грызут. А ведь половина ребят от пяти до пятнадцати лет грызла ногти не хуже Мэгги.
  Фиа достала пузырек с горьким соком алоэ и намазала этой гадостью кончики пальцев Мэгги. Все в доме обязаны были следить, чтобы она не смыла горький сок, а девочки в школе заметили предательские темные пятна, пришлось вытерпеть и это унижение. Сунешь палец в рот - мерзость жуткая, хуже овечьего мыла; в отчаянии Мэгги смочила слюной носовой платок и терла пальцы чуть не до крови, пока не смягчился немного мерзкий вкус. Пэдди взял хлыст - орудие куда более милосердное, чем трость сестры Агаты, и пришлось Мэгги прыгать по всей кухне. Пэдди считал, что детей не следует бить ни по рукам, ни по лицу, ни по ягодицам, а только по ногам. Больно не меньше, чем в любом другом месте, говорил он, а вреда никакого не будет. И, однако, наперекор горькому алоэ, насмешкам, сестре Агате и отцову хлысту, Мэгги продолжала грызть ногти.
  Дружба с Терезой была великой радостью в ее жизни; если б не это, школа стала бы невыносима. Все уроки напролет Мэгги только и ждала, когда же настанет перемена и можно будет, обнявшись, сидеть с Терезой в тени смоковницы и говорить, говорить... Тереза рассказывала про свое удивительное итальянское семейство и про бесчисленных кукол, и про кукольный сервиз - самый настоящий, в китайском стиле, синий с белым.
  Увидав, наконец, этот сервиз, Мэгги задохнулась от восторга. Тут было сто восемь предметов - крохотные чашки с блюдцами и тарелки, чайник и сахарница, и молочник, и еще ножи, ложки и вилки, малюсенькие, как раз куклам по руке. Терезиным игрушкам счету не было, еще бы: самая младшая, много моложе остальных детей в семье, да притом в семье итальянской, а значит, всеобщая любимица, и отец не жалел денег ей на подарки. Тереза и Мэгги смотрели друг на дружку с какой-то пугливой, почтительной завистью, хотя Тереза вовсе не хотела бы для себя такого сурового кальвинистского воспитания. Напротив, она жалела подругу. Чтобы нельзя было броситься к матери, обнять ее и расцеловать? Бедная Мэгги!
  А Мэгги уж никак не могла равнять сияющую добродушием кругленькую Терезину мамашу со своей стройной неулыбчивой матерью, ей и в мысль не приходило пожелать: вот бы мама меня обняла и поцеловала. Думалось совсем по-другому: вот бы Терезина мама обняла меня и поцеловала. Впрочем, объятия и поцелуи рисовались ее воображению куда реже, чем кукольный сервиз в китайском стиле. Такие чудесные вещицы; такие тоненькие, прозрачные, такие красивые! Вот бы иметь такой сервиз и каждый день поить Агнес чаем из темно-синей с белым узорчатой чашки на темно-синем с белым узорчатом блюдце!
  В пятницу во время службы в старой церкви, украшенной прелестными по наивности маорийскими деревянными скульптурами, с ярко по-маорийски расписанными сводами, Мэгги на коленях молила Бога послать ей китайский кукольный сервиз. И вот отец Хейс высоко поднял святые дары, и дух святой засиял в цветных стеклах, в лучах из драгоценных каменьев, и осенил своим благословением склоненные головы прихожан. Всех прихожан, кроме Мэгги, она даже не видела его, слишком была занята: вспоминала, сколько же десертных тарелочек в Терезином сервизе. И когда торжественно запел хор маори на галерее над органом, голову Мэгги кружила ослепительная синь, весьма далекая от католической веры и от Полинезии.
 
 Комментарий
 
  Рассказывала нам опытная учительница начальных классов: "Я этим левшам с первого дня варежку на левую руку надевала да завязывала туго - вот и писали правой. Конечно, не у всех хорошо получалось, но уж никаких там выборов: правая - и все". Эта учительница свято верила, что делает благое дело, приспосабливая ребенка к праворукому обществу, не думая о самом ребенке. Чаще всего такое "приспособление" приводило к неврозу, а об успешности формирования навыка и говорить не приходилось.
  Вот еще один пример. К нам на консультацию привели девочку - переученную левшу. "Почему переучивали?" - спросили мы маму. И услышали в ответ: "Учительница еще при записи ребенка сказала, что леворуких детей не учит, поэтому нужно заставить ее писать правой рукой. Мы и заставили".
  Известные американские ученые С.Спрингер и Г.Дейч одну из глав своей книги "Левый мозг, правый мозг" (М., 1983) назвали "Загадка леворукости", подчеркивая этим, что мы до сих пор не имеем однозначного ответа на вопрос о том, какие факторы определяют "рукость", чем левши отличаются от правшей, не является ли леворукость патологией?
  Кстати, отношение к леворукости как к чему-то плохому, постыдному имеет далекую историю. С.Спрингер и Г.Дейч приводят в качестве примера перевод понятия "левый" со многих европейских языков: французское слово "гош" обозначает, кроме "левый", еще и "неуклюжий", в международном словаре Вебстера "Left-hand" ("леворукий") переводится так же как "неуклюжий", "неумелый". А вот сообщение, опубликованное в одной из газет: "Не вздумайте брать или передавать что-либо левой рукой - вы нанесете жестокое оскорбление представителям одной из народностей Нигерии. Во многих районах, где живут представители этой народности, левую руку называют "негодной", а левшей вообще считают ненормальными людьми. Этот пример показывает, что подобное отношение к левшам в нецивилизованном мире сохранилось и доныне. В то же время в русской литературе есть пример экстраумелости левши. Помните лесковского Левшу, который блоху подковал?
  - Несмотря на то, что вопрос этот не решен до конца, известно, что только очень немногие люди одинаково хорошо владеют и правой, и левой руками. В большинстве случаев одна из рук является рабочей или ведущей. Известно, что все свойства руки как ведущей определяются сложной физиологической структурой распределения функций между правым и левым полушариями коры головного мозга. Действиями каждой руки "ведает" или "командует" главным образом контрлатеральное (противоположное) полушарие: у правшей левое, а у левшей, наоборот, правое. Около 90% людей имеют ведущую правую руку и лишь примерно 10% - левую или одинаково хорошо владеют и правой и левой рукой (таких людей называют "амбидекстрами" или "обоерукими").
  Пока еще точно неизвестно, в каком возрасте определяется преимущественное владение той или иной рукой, и, наверное, это не имело бы столь серьезного значения, если бы рука, вернее руки, были "сами по себе". Вероятно, тогда не было бы особых трудностей и сложностей при переучивании. Но в том-то и дело, что у левшей и правшей разная организация мозга, и, переучивая ребенка, мы нарушаем особенности его функционирования, пытаемся заставить его делать то, что противоречит функциональным возможностям. Во многих случаях, зная, какая рука у человека ведущая, можно сказать не только какое полушарие управляет ею, но и предсказать некоторые особенности организации высших психических функций. Например, у праворуких людей центр речи, как правило, находится в левом полушарии (в 95 % случаев), а у леворуких он может быть в правом полушарии (в 70% случаев), но может быть в левом и даже располагаться симметрично в правом и в левом полушариях. У леворуких и праворуких людей различная организация мозга, а значит, выбор ведущей руки для любой деятельности, в том числе для письма, очень непрост. Переучивая ребенка, изменяя ведущую руку, мы неизбежно вызываем перестройку в деятельности мозга. Вот почему так сложно протекает этот процесс, вот почему учителю важно уметь определить ведущую руку, знать и понимать нецелесообразность, а порой и вред переучивания для нормального развития и здоровья ребенка.
 
  - Какие права нарушаются у "левшей", которых насильно переучивают?
  - Созданы ли в вашей школе возможности для учета индивидуальных особенностей детей?
 
 
 Право на участие в культурной жизни
 
 Владимир Аксенов
 
 В поисках грустного беби?
 
  ...Дальше - больше. Мы вовлекались в разговор, и раз за разом наши ремарки оказывались, по меньшей мере, неуместными в этой компании. Кто-то из присутствующих, например, упомянул имя сенатора К., а меня будто кто за язык потянул. "Третьего дня, - говорю, - этот К. напугал меня до смерти".
  Несколько человек повернулось ко мне: как так?
  "Да вот, - говорю, - проснулся утром, включил телевизор и сразу увидел сенатора К., и первая фраза, которую он произнес, то есть первая фраза, которую я услышал в то утро, звучала так: "Если я стану президентом США, первое, что я сделаю, позвоню Юрию - Андропову!" Согласитесь, господа, можно перепугаться".
  - А почему же? - недоуменно спросил близко сидевший ко мне молодой почти красавец в рубашке с галстуком и ковбойских сапожках.
  - Ну, ведь это все равно, господа, что услышать, будто кто-то собирается звонить Берия, - сказал я.
  - Что же вы, против переговоров, что ли? - спросила подруга почти красавца, совершеннейшая красавица.
  - Нет-нет, простите, я вовсе не имел в виду никаких переговоров, я просто хотел сказать, что вот это желание позвонить Андропову, не относится к числу тех эмоций, с которых хочется начинать день.
  Те из гостей, что услышали этот разговор, переглянулись. "Кто этот человек с таким неопределенным акцентом?" - говорили их взгляды.
  - Простите, сэр, мы здесь все друг друга знаем, - сказал почти красавец, - а вот вас видим впервые. Откуда вы?
  - Из Советского Союза, - сказал я, и тут уже чуть ли не вся гостиная повернулась ко мне с неподдельным интересом.
  Далее следовал разговор с нарастающим количеством вопросительных знаков.
  - Как вы очутились здесь?
  - Меня выгнали из Советского Союза.
  - Выгнали из Советского Союза?? За что???
  - Ну, понимаете, я писатель...
  - Писатель, которого выгнали из Советского Союза??? За что???? On Earth???
  - За книги.
  - ???????
  Тут вдруг поток вопросительных знаков иссяк; не пошел на убыль, а просто оборвался. Тема изгнания писателя из СССР "за книги" больше не развивалась, и на протяжении всего ужина мне об этом больше не задали ни одного вопроса.
 
  - Представляют ли для государства опасность деятели культуры?
  - Как вы думаете, почему американцы удивились тому, что писателя изгнали из страны за его книги?
  - Чьи культурные права нарушены в большей степени - изгнанного писателя или его читателей?
 
 
 Авторское право
 
 Андрей Колесов
 
 Пользоваться пиратскими копиями незаконно и невыгодно?
 
  Почти каждый месяц московская милиция совершает "набеги" на знаменитую "Горбушку", вылавливая "пиратские" копии компьютерных программ. Обычно их вывозят ящиками и затем показательно уничтожают. Но от этого "левака" не становится меньше. Мало того, потребители покупали и будут покупать пиратскую продукцию, которая зачастую стоит в пять, а то и в шесть раз дешевле оригинала. Можно ли с этим как-то бороться?
  Исходной позицией в любых рассуждениях о пиратских копиях программ должно быть осознание того, что использование таких продуктов (не только распространение!) является незаконным и потому наказуемым деянием. В связи с этим правильная дискуссия на данную тему должна строиться в русле обсуждения того, насколько хороши законы и что в них нужно менять, если в этом действительно есть необходимость. Причем вопросы авторских прав, безусловно, должны рассматриваться в едином комплексе с проблемами защиты прав потребителей.
  В целом российское законодательство в области охраны авторских прав на программное обеспечение соответствует общепринятым мировым стандартам (другое дело, что государство не очень озабочено вопросом соблюдения своих же законов). В то же время доводы в оправдание пиратства на рынке программного обеспечения не выдерживают сколько-нибудь серьезной критики. Здесь нужно иметь мужество признать, что широкое использование пиратских копий объясняется весьма прозаично - процедура воровства в этой сфере выполняется очень технически просто и практически безнаказанно.
  Пиратство подрывает основу развития отечественной компьютерной индустрии (не только собственно разработки ПО) и в результате наносит ущерб самим пользователям, что проявляется в завышенной стоимости продуктов (в их цену автоматически включаются потери производителя от разбоя на компьютерных дорогах), бедности ассортимента, недостаточном качестве услуг и пр. Именно процветающее в нашей стране пиратство и является одной из ключевых причин, мягко говоря, слабых позиций России на мировом компьютерном рынке.
  Но допустим, что конкретный пользователь, следуя поговорке "лучше синица в руках, чем журавль в небе", понимая, что действует вопреки своим стратегическим интересам и идет на нарушение законов, хочет все же получить локальную выгоду, сэкономив на покупке программы. Высока ли выгода от такой покупки? Вполне вероятно, что покупатель совершает в этом случае крайне невыгодную сделку.
  Прежде всего не требует особого разъяснения тот факт, что в этом случае резко повышается вероятность заразить свой компьютер вирусами. Чтобы понять, насколько серьезна эта опасность, достаточно вспомнить о массовом выходе из строя нескольких тысяч компьютеров (только по Москве!) в прошлом году в результате атаки затаившегося вируса "Чернобыль" (его название связано с тем, что он действует по дате - 26 апреля). Тем не менее, вирусы - это совсем не главный источник ущерба, наносимого пользователю.
  В среде компьютерных профессионалов уже давно используется термин "совокупная стоимость владения" (ССВ) компьютером, которая включает не только цену самих продуктов, но также всех затрат, связанных с их эффективным использованием. Сюда входят время и деньги на изучение, ремонт, текущее обслуживание и пр. Простые расчеты показывают, что деньги, отданные продавцу программы, составляют сравнительно небольшую часть от ССВ. При этом совершенно очевидно, что, экономя на покупке ПО, пользователь автоматически повышает все свои последующие затраты, связанные с его применением.
  Так, пиратские копии никогда не сопровождаются качественной документацией. А это значит, что освоение программы может затянуться на недели, вместо нескольких часов или дней. Не говоря уже о том, что пользователь может вообще обокрасть самого себя, так как просто не узнает о многих полезных для него функциях.
  Другой аспект проблемы заключается в том, что современные программы представляют собой очень сложные технические системы. И что еще важнее - очень быстро обновляемые. Именно поэтому пользователь крайне заинтересован в поддержке постоянного гарантированного контакта с производителем программных продуктов. Это обеспечивает ему получение консультационных услуг и возможность оперативного обновления программ. Например, огромная доля используемых программ относится к сфере бухгалтерского учета. В условиях постоянно обновляемой нормативно-правовой базы реальный эффект от использования программ в значительной степени определяется тем, насколько оперативно пользователь сможет учитывать эти изменения. Очевидно, что пиратские каналы распространения ПО не могут обеспечить нужное качество и скорость обновлений.
  Однако и это - не самое главное. Принципиальное отличие компьютера от привычной бытовой техники заключается в том, что в ходе работы на нем накапливается ваша уникальная информационная база. Если вы активно поработали на своем компьютере хотя бы год и вдруг случается с ним какая-либо неисправность, вы тут же осознаете, что самое ценное в компьютере - не техника и не программы, которые можно заменить, а ваша информация, сформировавшаяся в результате десятков и сотен часов творческой работы.
  В этой связи можно вспомнить историю, которую мне рассказали в службе технической поддержки одной российской компании. Туда позвонил пират, который честно признался в этом, со своей бедой - в результате некоторых манипуляций с программой обработки электронных таблиц его файлы с данными запортились, и он не может их прочитать. В ответ он услышал естественный ответ: "Извините, но мы консультируем только легальных пользователей". - "А если я куплю продукт, то сможете спасти данные?" - "Гарантировать не можем, но процентов на 90 - да". Через день раздается звонок: "Купил, мой номер..." Данные действительно удалось восстановить...
  И все же, кроме понимания вполне реальных потерь от использования пиратских программ, следует также помнить, что нарушение законов влечет за собой ответственность за это. С точки же зрения морали воровать и пользоваться ворованным всегда считалось грехом.
 
  - Пользовались ли вы когда-нибудь пиратскими аудио-видео записями, компакт-дисками?
  - Считаете ли вы аморальным присвоение себе авторства литературных произведений, научных открытий? А нелегальное (пиратское) копирование и распространение аудио-видео продукции, компьютерных программ?
  - Готовы ли вы покупать легальную аудио-видео продукцию, компьютерные программы, зная, что все это стоит в 5-6, а то и в 10 раз дороже пиратских копий?
 
 
 Сергей Капица
 
 Интернет изменит контуры права на интеллектуальную собственность?
 
  - В Интернете идеи ходят свободно, ноу-хау теряют прежнюю защищенность. Идеологи Итернета упирают на то, что в современном мире "закрываться" бессмысленно: выиграет не тот, кто закрепит за собой больше патентов, а тот, кто быстрее принимает решения и внедряет инновации. "Виртуальный мир" провозглашает бессмысленность закрытости, в время как "физический" вовсю продолжает бороться с пиратством. А есть ли смысл продолжать защищать интеллектуальна собственность старыми методами?
  - Вы защищаете ее тем, что быстрее реализуете ноу-хау. Или продаете тем, кто может это быстрее осуществить. Тот, кто повторяет, никогда не сможет обогнать, это верно для любой области.
  Проблема интеллектуальной собственности очень интересна. Я занимаю, может быть, несколько революционную позицию в этом вопросе. Мне кажется, что понятие интеллектуальной собственности внутренне противоречиво, потому что вся интеллектуальная деятельность человека связана с тем, чтобы распространять ее как можно шире, а не устанавливать права контроля и собственности.
  Попытки оформлять наиболее крупные достижения науки в качестве чьих-то открытий - это лишь способ удовлетворить самолюбие их авторов. На самом деле эти достижения принадлежат человечеству в целом. Открытие моим отцом явления сверхтекучести было отмечено в свое время Сталинской премией и Нобелевской премией, у него было много патентов в области техники, но он никогда не брал патент на это явление, считая открытие сверхтекучести просто одним из великих достижений современной науки. Крупные открытия должны сразу попадать, что называется, в public domain, во всеобщее достояние.
  То же касается прав на тексты, на музыку. Три года назад в Вашингтоне состоялось заседание Римского клуба, посвященное мультимедиа, Интернету и современному информационному развитию. Я как член клуба выступил там с заявлением во славу московской "Горбушки" в то самое время, когда Билл Гейтс, будучи в Москве, намекал Черномырдину, что пора бы "Горбушку" закрыть. Черномырдин пообещал, но ничего не сделал, может быть, понимая, что закрыть подобные рынки практически невозможно. А я не уверен, нужно ли?
  Тогда, три года назад, я приводил пример: диск с энциклопедией "Британника" в Лондоне можно купить за двести фунтов, в Америке - за триста долларов, а на "Горбушке" она стоила тридцать пять рублей, как бутылка плохой водки. Я водку своим друзьям в Америку уже больше не вожу, но когда привозил им пиратскую копию "Британники", они все были очень довольны. Когда разница между ценой пиратской копии и лицензионной столь велика, неизбежно встает вопрос: а может, что-то по существу неверно?
  Моя позиция хотя и была несколько провокационной, получила поддержку ряда авторитетных лиц. А дело, кстати, кончилось тем, что "Горбушка" победила. Год назад энциклопедия "Британника" попала в public domain, теперь ее можно найти в Интернете, и она от этого не прогорела. Будучи крупным явлением мировой культуры и цивилизации, она действительно стала общедоступной. Мне кажется, все учебники, все крупные художественные произведения должны находиться в общественном пользовании.
  С изобретениями дело сложнее. Помню, очень давно я посетил одну из крупнейших электротехнических фирм Швеции, где мне показывали лабораторию, занимающуюся прикладной сверхпроводимостью. А рядом с этим скромным трехэтажным зданием высилось двадцатиэтажное лицензионно-патентное управление фирмы. Двадцать процентов оборота этой фирмы были связаны с лицензионно-патентной деятельностью! В современном мире это очень обширная часть бизнеса. Патенты пишутся так, что по ним практически ничего сделать нельзя, можно только закрепить авторство, так что людей обычно интересуют не столько патенты, сколько лицензионные соглашения. Крупные фирмы предпринимают значительные усилия, чтобы контролировать техническую информацию и лицензионную продукцию, за этим стоит, как правило, коммерческий интерес.
  - Тем не менее не только патенты и лицензии, но и другие объекты интеллектуальной собственности, например авторские права, охраняются законами, в том числе и международным правом.
  - Я думаю, что Интернет изменит контуры права. Полностью защитить информацию невозможно, если вы поместили информацию в эту систему, считайте, вы ее опубликовали.
  Другое дело, каким образом должна оплачиваться работа авторов, писателей, ученых. Интеракция "я читаю - я плачу" уходит в прошлое. По-видимому, необходимо искать другой способ поощрения авторов вместо прибыли от прямых продаж, за счет каких-то фондов или общественных отчислений.
  - Иными словами, не должно быть ограничений на доступ к ресурсам глобальной информационной сети, например, в виде платы за доступ?
  - Информация должна быть доступна всем. Тем более если это информация в области просвещения, культуры и науки. Недоступность этой информации есть нарушение принципиальных прав человека. Публичные библиотеки, большинство музеев бесплатны. Это вопрос не денег, а принципа.
  Мы обделяем самые бедные слои населения тем, что у них нет доступа в Интернет, обделяем их информацией, тем самым загоняя в еще большую бедность. Доступ в Интернет должны иметь все. Вопрос надо ставить именно в этой плоскости. Производитель и распространитель должны получать оплату не от получателя информации, а другим способом.
  - Это напоминает советскую установку на бесплатность образования...
  - Между прочим, этот принцип во многом реализуется сейчас во всем мире, не думайте, что в Европе это обстоит по-другому. Плата за учебу составляет лишь пять-десять процентов от общей стоимости образования современного специалиста.
  Делать ставку на чисто коммерческий подход принципиально неверно. И общество должно предоставлять возможность высшего образования всем, достойным этого. Когда вы обмениваетесь вещами, плата уместна. Но когда речь заходит об очень большом разрезе информации, очевидно, что доступ к нему надо предоставлять всем и на одинаковых основаниях.
  - Но почему мы должны говорить в этом смысле об Интернете? Информация в Сети мало структурирована, снижены барьеры к опубликованию любой, в том числе не имеющей никакой ценности и даже антикультурной информации. Многие считают Сеть разрастающейся всемирной помойкой. С другой стороны, есть мнение, что в долгосрочном аспекте Сеть как база знаний человечества повысит его интеллектуальную производительность.
  - Я думаю, что истина посередине. Возьмите любую библиотеку - половину содержащихся там книг никто не читает. Помойка изобретена не в эпоху Интернета, гораздо раньше. Просто для Интернета проблемы структурирования, организации, управления потоками информации стали одними из самых главных. Потому что стоимость "места" там очень низка.
  У нашего крупного психолога Леонтьева есть хорошее высказывание: еще в 1965 году он сказал, что избыток информации ведет к оскудению души. А еще есть анекдот про спектакль в сумасшедшем доме, обитатели которого не набрали достаточно актеров, чтобы поставить телефонную книгу.
  Избыток информации - одна из самых глубоких проблем, стоящих перед системой современного знания. Какая информация важна, а какая нет? Как ее отбирать? Сейчас это делается во многом интуитивно. Интуиция своего рода интеллектуальный фильтр, волшебство человеческого мозга. Но дорастет ли до такого уровня Интернет?
  Еще Владимир Иванович Вернадский говорил о ноосфере как сфере разума человека. Интернет и есть материализация ноосферы. Как сознание есть отличительный признак homo sapiens, так коллективное сознание человечества является самой существенной его характеристикой. Интернет может превратиться в коллективное сознание человечества, представлять собой материализацию коллективного сознания. Интернет очень молод - на это указывает его бурное развитие, масштабы Интернета будут расти, причем очень стремительно. Сначала сеть была необходима для обслуживания военных лабораторий, потом научных. Потом она стала функционировать как система связи. Сейчас основное развитие идет в области коммерции. Происходит колоссальный информационный обмен, во многом уничтожающий посредников при торговле.
  Но сможет ли эта самоорганизующаяся система со всеми своими степенями свободы генерировать нечто новое подобно тому, как это делает человеческий мозг? Этот вопрос пока не стоит. Мы еще далеки даже от его постановки. Если этот вопрос будет решен, то Интернет придаст коллективному сознанию человечества новое качество.
 
  - Согласны ли Вы с академиком С.П.Капицей?
  - Должны ли авторы научных открытий, литературных и музыкальных произведений, компьютерных программ получать гонорар с каждой копии своих творений?
  - Не следует ли отказаться от защиты интеллектуальной собственности, поскольку достижения науки и искусства принадлежат всему человечеству?
  - Согласны ли вы с тем, что Интернет принципиально меняет ситуацию с авторскими правами?
  - Может быть, Стивен Кинг подсказал нам решение проблемы. Он опубликовал в Интернете начало своего нового романа и потребовал, чтобы каждый читатель перечислил на его счет один доллар. Получив значительную сумму, Кинг опубликовал окончание романа. Согласны ли вы с таким подходом?
 
 
 V. ПРАВА РЕБЕНКА
 
 Отличие прав ребенка от прав взрослого
 
 Владислав Налимов
 
 Несовершеннолетние в судебном процессе?
 Заметки адвоката
 
  В делах несовершеннолетних роль защитника и по закону, и в юридической практике - особая, своеобразная функция, имеющая существенные отличия от функции защиты взрослых подозреваемых, обвиняемых, подсудимых.
  Вопросов при расследовании и судебном разбирательстве дел несовершеннолетних много, и они непростые. Специфика здесь есть и при совершении преступлений, и в самом правосудии по этим делам. Специфика проявляется и в участии защитника в делах несовершеннолетних. Гражданин, в частности несовершеннолетний, должен знать, каким образом защищаются его права в суде, в чем состоит в таких случаях роль защитника, кто может им быть по российским законам, в чем выражается особое правовое положение законного представителя несовершеннолетнего, как действует правовой механизм защиты: "профессиональный защитник (адвокат) - законный представитель несовершеннолетнего".
  ...Основная правовая база функционирования правосудия, когда в его работе находится несовершеннолетний, - это понятие несовершеннолетия.
  В законодательствах большинства стран мира и в ряде основополагающих международно-правовых документов граница между несовершеннолетием и совершеннолетием определяется в 18 лет (все, не достигшие 18 лет, считаются несовершеннолетними). В международных документах (Конвенция ООН по правам ребенка 1989 года и Пекинские правила ООН 1984 года) 18 лет предлагается как эталон: в национальных законодательствах совершеннолетие устанавливается конституциями и другими законами. В Конституции РФ (ст. 60) возраст совершеннолетия установлен в 18 лет.
  Этот же возраст указан и в УПК РСФСР. В статье 391 главы 32 УПК "Производство по делам несовершеннолетних" сказано: "Положения настоящей главы применяются по делам лиц, не достигших к моменту совершения преступления восемнадцатилетнего возраста".
  В данном случае возрастной фактор является базовым. Производство в суде первой инстанции по делам о преступлениях несовершеннолетних также осуществляется с учетом особых правил, предусмотренных статьями 399-4021 УПК.
  Законодатель предусмотрел особые правила производства по делам о преступлениях несовершеннолетних с тем, чтобы максимально учесть их возрастные психофизиологические, социальные свойства, а также обеспечить гарантии защиты их прав и законных интересов. Соответственно и защита лиц, совершивших преступления до достижения совершеннолетия, должна отличаться определенной спецификой.
  В России нет специализированных коллегий адвокатов, деятельность которых была бы направлена лишь на защиту подростков. Однако адвокат, защищающий подростка, должен помимо высокой юридической квалификации обладать определенными педагогическими навыками, знать специфику психологии подростков.
  Участие защитника в судебном разбирательстве по делам несовершеннолетних обязательно (ст. 49 УПК). Участие защитника обязательно также при производстве дознания и предварительного следствия по этим делам. Эти положения призваны обеспечить особые гарантии защиты прав подростков.
  ...В проекте закона об ювенальной юстиции России Э.Б.Мельниковой и Г.Н.Ветровой имеется статья 18 "Адвокат - представитель несовершеннолетнего", в которой в еще более жесткой форме повторяется положение ст. 50 УПК: "Отказ от защитника, заявленный несовершеннолетним, не может быть принят ни по каким основаниям". Однако далее поясняется: "Несовершеннолетний и его законный представитель могут просить о замене защитника в случаях:
  1) если приглашенный ими или назначенный коллегией адвокатов защитник не выполняет обязанностей по оказанию юридической помощи своему подзащитному;
  2) если по какой-либо причине между несовершеннолетним и его защитником не складываются доверительные отношения" ("Правозащитник", 1996, №2).
  ...В судебном заседании согласно статье 399 УПК участвуют законные представители несовершеннолетнего подсудимого. В соответствии со статьей 34 УПК это его родители, хотя могут быть также и усыновители, опекуны, попечители, представители учреждений и организаций, на попечении которых находится обвиняемый. Как правило, они оказывают помощь адвокату в осуществлении защиты и выступают в судебном процессе в качестве свидетелей, давая показания о личности подростка. Однако защитник должен учитывать, что не всегда следует прибегать к помощи законных представителей. Например, родителям ребенок может быть "в тягость", а опекуны и попечители - вообще нейтральные люди, и тогда позиция защиты, возможно, разойдется с их позицией. Встречаются случаи, когда участие в судебном заседании законного представителя наносит ущерб интересам несовершеннолетнего обвиняемого. Суд вправе своим мотивированным определением либо полностью устранить законного представителя от участия в судебном заседании, либо ограничить его участие в той или иной части судебного заседания (ч. 3 ст. 399 УПК). Это не случайно, когда законные представители, сами того не желая, вредили подросткам.
  ...Однажды по делу о хранении наркотиков подсудимой оказалась несовершеннолетняя девушка, которая никогда до этого с чем-либо подобным не сталкивалась. Ее задержали во время планового "рейда" на дискотеке, когда молодой человек дал ей попробовать марихуану. Девушка перед началом процесса долго плакала, с трудом удалось ее успокоить. Однако ее мать успела шепнуть ей, что прежде, чем давать показания, необходимо заплакать еще раз. Пришлось объявить перерыв. Все это отрицательно сказалось на и без того неустойчивой психике подростка. К подобному повороту событий защитник должен быть готов, и в случае необходимости следует заявить ходатайство об ограничении участия законного представителя в той или иной части судебного заседания.
  Согласно статье 401 УПК суд, выслушав мнения защитника и законного представителя подсудимого и заключение прокурора, вправе своим определением удалить несовершеннолетнего из зала судебного заседания на время исследования обстоятельств, могущих отрицательно повлиять на несовершеннолетнего. Строго говоря, здесь следовало бы в первую очередь ориентироваться не на мнение адвоката и прокурора, а на мнение специалиста по психологии. О необходимости участия психолога говорится и в вышеупомянутом проекте закона о ювенальной юстиции в УК РФ (ст. 37). В статье 40 этого проекта определяются случаи, когда несовершеннолетний должен быть удален из зала заседания "на время исследования сведений, характеризующих его физическое и психическое здоровье, а также личность его родителей и лиц, их заменяющих, если обсуждение этих сведений может отразиться на его нравственном здоровье". Пока участие психолога законом не предусмотрено, на подобные случаи обращать внимание суда должен адвокат.
  ...С введением в действие нового УК РФ для защиты несовершеннолетних в судебном процессе появились дополнительные возможности. В УК РФ включена глава об особенностях уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних (гл. 14 УК РФ).
  В соответствии со статьей 89 УК РФ при назначении наказания несовершеннолетнему кроме обстоятельств, предусмотренных статьей 60 УК, учитываются условия его жизни и питания, уровень психического развития, иные особенности личности, а также влияние старших по возрасту. Кроме того, несовершеннолетний возраст как таковой является смягчающим ответственность обстоятельством (ч. 2 ст. 89 УК РФ).
  Согласно статье 92 УК РФ несовершеннолетний, осужденный за совершение преступления средней тяжести, может быть освобожден судом от наказания, если будет признано, что цели наказания могут быть достигнуты путем помещения его в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение.
  В УПК соответствующим статьям УК корреспондируют статьи 401-4021. Согласно статье 401 при постановлении (м.б., вынесении ???) приговора несовершеннолетнему суд наряду с вопросами, перечисленными в статье 303 УПК, обязан обсудить вопрос об условном осуждении, о назначении наказания, не связанного с лишением свободы, а также об освобождении от наказания в случаях, предусмотренных статьей 92 УК. Адвокат, защищающий несовершеннолетнего, исходя из материалов дела и на основании избранной позиции, может просить суд применить какую-либо из мер воспитательного воздействия. Однако, когда речь заходит о помещении в специальное воспитательное либо лечебно-воспитательное учреждение, нужно четко отдавать себе отчет, что это жесткое ограничение свободы. И если в этом нет острой необходимости, защитник должен требовать назначения (наказания???), не связанного с лишением свободы, либо условного осуждения.
  Адвокат, защищающий интересы подростка, должен помнить о тех возможностях, которые ему предоставлены сегодняшним законодательством. А таких возможностей достаточно, чтобы отстаивать права и законные интересы подростков.
 
  - Как вы думаете, следует ли предоставлять несовершеннолетним особые права?
  - Что необходимо сделать, чтобы обеспечить максимальную защиту, максимальную гарантию прав подростков в судебном производстве?
  - Кто должен этим заниматься?
 
 
 Лев Кадик
 
 Армия безбородых?
 
  Дети и война - казалось бы, нет ничего более несовместимого. Но это не так. Именно дети часто становятся идеальными солдатами. Они не знают чувства опасности, - поэтому готовы выполнить любое задание. Они быстро привыкают к жестокости - война для них не более чем приключение. Им не обязательно платить - они готовы сражаться только за одну еду и одежду. Они легко поддаются психологической обработке - чтобы стать настоящими фанатиками. Словом, лучше солдат не найти - и этим охотно пользуются взрослые. Согласно совместному докладу UNICEF и фонда Save the Children, который был опубликован в феврале 2000 года, сегодня по всему миру почти полмиллиона детей сражаются в 36 вооруженных конфликтах.
 
 АФРИКА
 
  На большей части африканского континента гражданские и племенные войны идут уже не первый десяток лет. На стороне правительства или повстанцев в Алжире, Анголе, Бурунди, Конго, Демократической Республике Конго (бывшем Заире), Либерии, Руанде, Сьерра-Леоне, Уганде, Эфиопии, Эритрее и Судане сражается более 120 тыс. несовершеннолетних.
  UNITA. В военных действиях на стороне правительства и многочисленных повстанческих группировок Анголы, прежде всего UNITA, по сведениям UNICEF, принимал участие каждый третий ребенок. Кроме того, в Анголу, где гражданская война идет с 1975 года, в разное время посылали войска Намибия, Зимбабве, Замбия, Уганда и Руанда. Большинство экспедиционных войск этих стран составляли несовершеннолетние.
  "Союз демократических сил освобождения". В мае 1997 года к власти в Заире пришел Лоран-Дезире Кабила, переименовавший страну в Демократическую Республику Конго. В армии его "Союза демократических сил освобождения" сражались 50 тыс. солдат-детей. Некоторым из них едва исполнилось 8 лет. Армия Кабилы пополнялась за счет регулярных облав в крупных городах и поселках, всех попавших в облаву мальчиков в возрасте от 8 до 18 лет отправляли в военные лагеря, а оттуда - после нескольких недель тренировок - на фронт. Тех, кто упирался, расстреливали на месте, как изменников родины. Впрочем, и правительственные войска бывшего заирского диктатора Мобуту Сесе Секо тоже не брезговали малолетним пушечным мясом.
  "Божественная армия сопротивления" (LRA), которая действует в Уганде, на 90 процентов состоит из несовершеннолетних. Основные базы армии находятся в Судане, и время от времени бойцы армии совершают набеги на суданские деревни и похищают детей в возрасте от 12 до 16 лет. Доставленных в лагерь мальчиков избивают и используют в качестве рабов. Девочки становятся наложницами взрослых командиров и бойцов. После нескольких недель рабского труда мальчиков учат стрелять. Не получается - продают в рабство или убивают на месте. Остальные идут в бой.
  Национальный патриотический фронт Либерии. Чтобы заставить детей повиноваться, командиры Национального патриотического фронта заставляют их убивать своих собственных родственников и соседей. Из детей, совершивших такие зверства, формируют специальные детские батальоны. Основное их занятие - уничтожение мирного населения, пытки и убийства пленных. Одну такую расправу наблюдал французский журналист: "В 2 часа дня они выкололи ему глаза, в 3 часа отрезали руку, в 4 часа - другую, в 5 - ногу, в 6 - другую. К 7 часам вечера пленник умер".
  "Вооруженная исламская группа". Самые страшные зверства совершают малолетние боевики противостоящей правительству "Вооруженной исламской группы" в Алжире. Группа не ведет широкомасштабных боевых действий. Ее основная тактика - набеги на мирные деревни и небольшие города на границе пустыни. Очевидцы рассказывают, как во время одного набега двое 12-летних мальчиков обезглавили свою сверстницу, а потом весь день играли ее головой в волейбол. Сколько таких бойцов в рядах группы, не знает никто.
 
 ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА
 
  Во многих латиноамериканских странах использование несовершеннолетних в армии давно превратилось в традицию. Дети-солдаты служат в армиях Чили, Колумбии, Сальвадора, Никарагуа, Мексики, Боливии, Венесуэлы, Бразилии, Перу и Парагвая. В армию они попадают двумя путями - либо записываются добровольцами (в Парагвае, например, это можно сделать в 14 лет), либо в результате насильственных призывных кампаний и обыкновенных похищений на улицах.
  Революционные вооруженные силы Колумбии (FARC) - самая многочисленная повстанческая армия на континенте. Ее ряды насчитывают более 77 тыс. боевиков. Большая часть из них не достигли 18-летнего возраста. FARC контролирует половину территории Колумбии. Во всех этих районах призыву в ряды повстанцев подлежат все девочки и мальчики в возрасте от 13 лет. Гражданская воина в Колумбии идет так долго, что повстанцы успевают пополнить свои ряды естественным путем. Родившихся у девочек-солдат мальчиков отдают на воспитание крестьянам. По достижении 11 лет они становятся солдатами. Иногда несовершеннолетних бойцов покупают у родителей в Венесуэле и Эквадоре за $600 в год. Для бедных крестьян это большие деньги.
  Армия Эквадора. Правительство Эквадора даже не пытается отрицать, что в его армии служат дети. 14-летний мальчик, погибший во время пограничного конфликта с Перу в 1995 году, был объявлен национальным героем. Но большую часть латиноамериканских детей-солдат составляют бойцы повстанческих организаций.
  Революционное движение имени Тупака Амару (MRTA). Боевики движения имени Тупака Амару в Перу похищают детей по всей стране. Возраст большинства членов этой организации, насчитывающей около тысячи человек, меньше 18 лет. 20 боевикам MRTA, захватившим посольство Японии в Лиме в 1997 году, было менее 20 лет, двоим было 14 лет. Все они были убиты при штурме. Правительство Перу не церемонится с детьми-солдатами. В случае захвата в плен или ареста лучшее, что им грозит - это пожизненное заключение по обвинению в терроризме и государственной измене. Однако чаще всего военные расстреливают их на месте. Недавно в Перу был принят закон, согласно которому полная ответственность за уголовные преступления наступает не в 18, а в 15 лет.
  "Сапатистская национальная освободительная армия", базирующаяся в мексиканском штате Чьяпас, практически полностью состоит из детей-солдат. В ее рядах, по разным оценкам, сражаются от двух до трех тысяч мальчиков и девочек в возрасте от 11 лет. Все они - местные жители и сражаются по доброй воле. В ответ на вопросы международных наблюдателей индейские дети отвечают, что защищают свой дом от правительственных войск. С 1994 года мексиканская армия безуспешно пытается подавить сопротивление сапатистов, добивающихся независимости штата.
 
 АЗИЯ
 
  В азиатских странах детей-солдат не так много, как в Африке или Латинской Америке. Дети служат в армии или участвуют в боевых действиях в Бирме, Индонезии, Таиланде, Шри-Ланке, Индии, Афганистане, Пакистане, Турции и Ираке. Во многих странах детей считают неуязвимыми для пуль.
  "Армия бога". Славой неуязвимых обладают 12-летние близнецы Джонни и Лютер Хту из народности каренов, живущих вдоль границы Бирмы и Таиланда. 24 января боевики "Армии бога", которой командуют братья Хту, захватили госпиталь в таиландском городе Ратчабури. Через три дня таиландские коммандос штурмом взяли госпиталь, уничтожив всех захватчиков. Старшему было 16, младшему - 8 лет. Джонни и Лютер ускользнули, вновь подтвердив свою легенду.
  Афганское движение "Талибан" в начале своего победоносного наступления практически на 100 процентов состояло из несовершеннолетних. Впрочем, средний возраст противостоявших им моджахедов тоже не превышал 17 лет. Сейчас талибы повзрослели, но это не мешает им набирать в свои ряды малолетних подростков, как в самом Афганистане, так и на территории Пакистана.
  Рабочая партия Курдистана (РПК). В рядах РПК до недавнего времени было так много детей, что из них формировались целые полки. В Бельгии, Франции, Голландии и Германии отделения РПК устраивают для несовершеннолетних мальчиков и девочек из курдских общин "семинары по изучению национальной культуры". Большинство участников этих семинаров впоследствии оказываются в Турции или Ираке, где их заставляют воевать. Самым известным местом проведения таких семинаров является местечко Ларсак на юге Франции. Там детей учат стрелять, бросать гранаты, рыть окопы и маскироваться. Впрочем, курдские дети-солдаты оказались неважными бойцами. Во время последнего крупного наступления турецких войск у них в плену оказалось около трех тысяч подростков в возрасте от 8 до 16 лет.
 
 ЕВРОПА
 
  Ситуация в Европе кажется куда более благополучной. Однако это только видимость.
  Армия освобождения Косово. Во всех войнах на территории бывшей Югославии участвовали подростки, не достигшие 18-летнего возраста. В рядах АОК сражались тысячи албанских подростков. А по сведениям натовских миротворцев, югославское правительство готовило 12-14-летних детей-сербов к партизанской войне.
  Британская армия. Великобритания является самым вопиющим примером использования детей в армии. Минимальный призывной возраст в Соединенном Королевстве составляет 16 лет. В военные училища принимают мальчиков и девочек, начиная с 13 лет. Английские власти объясняют это просто: в стране не хватает 18-летних.
  Военная служба в Великобритании - добровольная. Согласно контракту, прослужив три года, солдат может выйти в отставку. Однако отсчет этого срока начинается только с 18 лет. Британская армия на 40 процентов состоит из несовершеннолетних. Лейбористы обещали сократить число несовершеннолетних солдат и не посылать их на войну. В настоящее время только на Балканах в рядах британских миротворческих сил служат 50 несовершеннолетних. Ежегодно несколько десятков детей-солдат погибают во время военных упражнений, несколько сотен страдают от "дедовщины". Последний случай произошел в июле 1999 года. Военный суд оправдал сержанта и четверых капралов, обвинявшихся в систематических изнасилованиях и унижениях 16-17-летних новобранцев мужского и женского пола.
 
 ДЕТИ-СОЛДАТЫ
 
  Согласно Международной конвенции о правах ребенка, подписанной почти всеми странами - членами ООН 10 лет назад, минимальный призывной возраст - 15 лет. Теперь же ооновские чиновники пытаются убедить правительства стран, подписавших конвенцию, принять дополнение к ней, повышающее призывной возраст до 18 лет. Пока безуспешно - Великобритания и США не только не намерены подписывать такой протокол, но и оказывают давление на тех, кто выражает такое желание. Сегодня минимальный возраст добровольцев или призывников составляет:
  13 лет - в Уганде (нарушитель конвенции);
  15 лет - в Ираке и Лаосе;
  16 лет - в Великобритании, Бангладеш, Бельгии, Бутане, Индии, на Кубе, в Мексике, Намибии, Пакистане, Перу, Руанде, Сальвадоре, Судане, Чили;
  17 лет - в Австралии, Австрии, Анголе, Бразилии, Индонезии, Никарагуа, США, Югославии.
 
  - Чем грозит использование детей в качестве солдат?
  - Нарушают ли права несовершеннолетних запреты на ношение оружия, службу в армии и т.д.?
  - Если бы вам предложили взять в руки оружие, каково бы было ваше решение?
 
 
 Элеонора Кез
 
 Черное море, белый пароход?
 
  ...Артему, пожалуй, никто не даст его десяти. Щуплый, в чем только душа держится, даже внешне он похож на воробушка, уставшего от долгой сибирской зимы. Да и чем Артем не воробушек? Так же, как и эта серая, неприметная пичуга, он кормится тем, что отломится от щедрот сердобольных людей, вечно куда-то спешащих.
  ...Мамка, когда напивается, может и побить, не просыхает же она неделями. И все-таки Артем жалеет ее больше, чем себя: "Ее с работы выгнали, а раньше мы жили нормально. Даже на Черное море собирались. Там и вправду так тепло, что и зимней одежды не надо?" Черное море, белый пароход ему и сейчас еще снятся, особенно после того, как продрогшие ноги, настоявшиеся на холоде, уже не держат тщедушное тело. Сжимая в кармане медь гривенников, редкое серебро орластых рублей, он мчится домой. По пути заглядывает в хлебный магазин, потом в "молочку", остальное выгребает мать.
  Урожай собранных медяков раз на раз не приходится: народ сейчас не больно жалостливый. Больше подают как раз те, кто, по наблюдениям Артема, сам перебивается с хлеба на квас.
  Разодетые дамы и упитанные господа спешат мимо проплыть, вроде бы и не замечая протянутой ладони. Так что источник заработка хоть и постоянный, да ненадежный. Пробовал бутылки собирать, так взрослые отколотили - места, оказывается, давно уже распределены и здесь. Таким образом, дали понять: не составляй конкуренцию.
  Слово "конкуренция" Артем произносит с видимым напряжением - за спиной всего два класса. Остальное образование он получает на улице. Правда, его не раз пытались усадить за парту, но из школы сбегал постоянно: стыдно туда ходить в изношенной одежонке, да и на что жить?...
 
 ЮНЫЕ КРИМИНАЛ-БОЙЦЫ
 
  О проблемах несчастливого детства можно рассказывать по-разному. В том числе и языком милицейских протоколов и сводок. Картина получается драматичная и впечатляющая. Ежегодно более 10 тысяч подростков Приангарья попадают на учет инспекций по делам несовершеннолетних, причем в структуре подростковой преступности преобладают тяжкие виды. 8 из 10 преступлений - тяжкие или особо тяжкие. Как показывает анализ, все чаще подростки идут на "криминал" в трезвом состоянии. Достаточно сказать, что в прошлом году иркутские "гавроши" убили пятьдесят семь человек...
  Примечательно, но юные криминал-бойцы по характеру преступлений мало чем отличаются от своих старших коллег. Самые "безобидные" из преступлений - вымогательство денег у своих сверстников... Вымогатели-старшеклассники до того запугивали свои жертвы, что те безропотно отдавали все наличные деньги. Да и как не отдать, если через день то побои, то циничные унижения. Все юные рэкетиры, как выяснилось во время следствия, оказались из благополучных внешне семей. И "окучивали" они детей довольно состоятельных родителей.
  Но по-настоящему жуткой была история, когда группа 10-12-летних пацанов убила бомжа, который жил в канализационном колодце. Кошмарное убийство потрясло своей жестокостью даже бывалых следователей: на теле несчастного оказалось более сотни колото-резаных ран...
  Кровь и насилие - это еще далеко не весь расцветающий на глазах бутон детской преступности. Уже давно общественность бьет тревогу по поводу резко прогрессирующей наркомании. Число несовершеннолетних, доставленных в правоохранительные органы в наркотическом опьянении, растет с каждым годом. Едва ли не каждую неделю милиция накрывает по десятку притонов, гостями, а вернее, клиентами которых оказываются подростки.
  Печально, но факт: первым, кто адекватно среагировал на изменившуюся обстановку в детской среде, оказался криминальный мир. И он же первым поспешил воспользоваться ситуацией. Сегодня, по мнению специалистов, более половины преступлений приходится на противоправные группы, лидерами которых были взрослые. Это данные по Иркутской области, но вряд ли они ощутимо отличаются от данных в других российских регионах.
  Более поднаторевшие в преступном промысле "коллеги" все чаще и чаще используют подростков в своих грязных целях. Как-то довелось побывать в Ангарской колонии для несовершеннолетних. Причина заключения каждого второго - не только трудная жизнь, но и влияние взрослых зачинщиков. Как рассказывал один из специалистов, заматерелые преступники без стеснения пользуются несовершеннолетними, привлекая их для исполнения своих операций. Расчет простой: попадутся - так какой с малого спрос?
 
  В докладе Комитета по делам женщин, семьи и молодежи Государственной думы Российской Федерации утверждается, что в нашей стране около трех миллионов беспризорников. Врачи, занимающиеся здоровьем ребятишек, выловленных на вокзалах, в подвалах и на чердаках, утверждают, что на самом деле их четыре миллиона, а Министерство внутренних дел считает и эту цифру заниженной.
 
  - Почему дети оказываются на скамье подсудимых?
  - Что толкает подростков на совершение преступлений?
 
 
  Светлана Сафонова
 
 С ними нельзя бороться, их надо понимать?
 
  По статистике через Москву ежегодно мигрируют около 28 тысяч беспризорных детей, 95 процентов из них - из других областей и республик России, а также из стран СНГ. Около 9 процентов всех беспризорных - дети, родители которых погибли в зоне боевых действий и в результате катастроф. 5-6 процентов - сбежавшие воспитанники специальных детских учреждений. 86 процентов беспризорных - дети, ушедшие из дома. С 1995 по 2000 год в России 112 тысяч детей погибли в результате локальных военных конфликтов, терактов и других уголовных преступлений, 14 тысяч детей покончили жизнь самоубийством.
 
  На скамейке в зале ожидания Ярославского вокзала я разговаривала с настоящим "вором в законе". Все при нем: уверенность, "понты", контроль ситуации. Только роста очень маленького и веса. И возраста. На вид - лет 12. Если его помыть, постричь, причесать да приодеть, получится довольно симпатичный малый.
  - Тебя как зовут?
  Отвечает не сразу. Вроде бы думает, отвечать или нет.
  - Кольцов.
  - А зовут как?
  Опять пауза.
  - Я сказал - Кольцов, - уже жестче. Что-то третий раз спрашивать не хочется.
  - Ты где живешь?
  - Здесь.
  - На вокзале?
  - Ну!
  - С кем?
  - С отцом.
  - А отец где сейчас?
  - На рынке. Работает.
  - А откуда ты приехал?
  - С Украины, от мамки.
  - А что, там плохо разве?
  - Там отчим меня все время бил по голове.
  - А мама не заступалась?
  - Нет.
  - А отец не бьет?
  - Нет.
  Все это Кольцов говорит очень недовольно. И сидит на краешке скамейки, того и гляди сорвется и убежит.
  - Ты почему такой неразговорчивый? Никто тебя не обидит.
  Тут он даже как-то "ожил":
  - Пусть только попробуют. За меня полковник любому голову оторвет.

<< Пред.           стр. 7 (из 14)           След. >>

Список литературы по разделу