<< Пред. стр. 420 (из 1179) След. >>
смысле называется всякое собрание исполнителей, как напр. оркестр.Н. С.
Капеллан или Каплан (лат. capellanus, франц. chapelain, нем. Кaplan)
- католический священник, состоящий при капелле под которой может
подразумеваться особый придел в соборе, часовня приходской церкви или
даже самостоятельная церковь, чаще всего домовая. При дворе франкских
королей находились К., которые в тоже время служили королевскими
секретарями. Во главе этих К. стоял архикапеллан. Относительно К.
домовых, клермонтский собор 1095 г. издал постановление, что они могут
назначаться на должность лишь с разрешения епископа. При папе были К.
трех родов; 1) К. по титулу, 2) ассистирующие и 3) тайные К., для
частной службы папе. Всякий католический приходский священник, не
справляющийся один со своим приходом, должен иметь при себе К. Часто К.
получает какую-либо бенефицию (капланию), за которую обязан служить в
известной капелле или у известного алтаря. В старой Франции подчинённые
епископам desservants (cures succursales) были капелланами без
бенефиций. Когда установлен был институт кантональных кюре (приходских
священников), им понадобились помощники для церквей кантона, помимо
приходской, для чего снова появились К. (ad nutum episcopi amovibiles de
servientes). В английской церкви К., называющиеся curates, либо с
согласия епископа назначаются приходским священником в особую церковь
(капеллу, chapel), либо помогают ему в главной церкви. Так же в Англии
называется домашний проповедник в ораториях и капеллах светских и
духовных лордов. Как устарелый термин, К. и в протестантских церквах
иногда применяется к вспомогательным проповедникам. Во время реформации,
когда проповеди придавалось особое значение, она считалась
необходимейшим делом приходского священника, а таинства, напутствование
умирающих и т.д. считались делом К. и диаконов. В России К. назыв.
военные римско-католические священники.
Капельмейстер - лицо, стоящее во главе капеллы, дирижирующее ею во
время исполнения и разучивающее с ней пьесы. Это название относится как
к хоровому, так и оркестровому дирижеру. В прежние времена придворные К.
должны были сочинять музыку к обедам (Tafelmusik), а также по поводу
разных торжественных случаев; напр. Иосиф Гайдн, будучи К. у кн.
Эстергази, большую часть своих сочинений написал для княжеских
придворных концертов. В более позднее время обязанности К. и композитора
сливались обыкновенно только в должности балетного К. (напр. в России -
Пуни, Визентини, Дриго). См. Маттесон, "Der vollkommene Kapellmeister"
(Гамб., 1739); P. Вагнер, "Uber das Dirigieren" (Лпц., 1870); Г.
Берлиоз, "Le chef d'Orchestre". Помощником К. часто бывает первый
скрипач, в оркестре называемый концертмейстером.
Н. С.
Капетинги - третья французская династия, давшая Франции 16 королей и
прекратившаяся, в старшей линии, в 1328 г. Валуа и Бурбоны - её младшие
линии. Относительно происхождения династии К. историки не согласны: по
мнению большинства французских исследователей, К. происходят из
центральной Франции, другие же (большей частью немцы) производят их от
саксонца Witichin'a, сын которого, Роберт Храбрый, приобрёл значительную
территорию (герцогство между Сеной и Луарой) и пал в 866 году в борьбе с
норманнами. Его сын Эд или Эвд (Eudes), герцог нейстрийский и гр.
парижский, после удачной защиты Парижа от норманнов был (888) избран
французским королем и умер в 898 г. Его противник (с 893), каролинг Карл
Простой, допустил в 922 г. переход короны к брату Эда, Роберту, а по
смерти Роберта - к его зятю, Рудольфу бургундскому (ум. 936). Сын
Роберта, Гуго Великий, герцог французский и бургундский, гр. парижский и
орлеанский, предоставил королевскую корону каролингам Людовику
Заморскому и Лотарю. Его сын Гуго Капет, избранный королём по смерти
Людовика V Ленивого (3 июля 987), отстоял корону от притязаний Карла
нижнелотарингского, и с тех пор королевская корона переходила в роде К.,
в прямой линии, в продолжение трёхсот сорока лет. Своим возвышением
первые К. были обязаны территориальному могуществу, успехам в борьбе с
норманнами, помощи духовенства, своим выдающимся способностям и
ничтожеству их противников, последних Каролингов. Чтобы закрепить
королевское достоинство в своем роде, первые К. ещё при жизни короновали
своих наследников (в последний раз так был коронован Филипп Август, в
1179 г.). По смерти Гуго Капета на престол вступил его сын Роберт I (996
- 1031), коронованный уже в 988 г. После Роберта престол перешёл к его
старшему сыну Генриху I (до 1060), оставившему от второго брака с Анной
Ярославной (дочерью Ярослава Мудрого) двух сыновей, старший из которых,
Филипп I, и правил после него, до 1108 г. Сын и наследник Филиппа,
Людовик VI Толстый (1108 - 1137) оставил престол второму своему сыну
Людовику VII (старший умер при жизни отца). Людовик VII (1137 - 1180)
оставил от третьей жены сына Филиппа II Августа, правившего с 1180 по
1223 г. Его сын Людовик VIII (1223 - 1226) от брака с Бланкой
Кастильской имел, кроме Людовика IX Святого, еще трех сыновей: Роберта,
Альфонса и Карла анжуйского, основателя долго правившей в Неаполе
Анжуйской династии. Людовик Святой (1226 - 70) имел 11 человек детей, из
которых, вследствие преждевременной смерти старшего, корона перешла ко
второму сыну, Филиппу III (1270 - 1285), младший же сын, Роберт, стал
родоначальником династии Бурбонов. Филипп III оставил сыновей Филиппа IV
Красивого, наследовавшего королевскую корону (1285 - 1314), и Карла, гр.
Валуа, а также дочерей - Маргариту, бывшую замужем за Эдуардом I
английским, и Бланку, умершую без потомства. По смерти Филиппа Красивого
правили, один за другим, три его сына: Людовик Х (1314 - 1316), Филипп V
(1316 - 1322) и Карл IV (1322 - 1328), не оставившие мужеского
потомства. Таким образом, в 1328 г., прекратилась старшая линия К. и на
престол вступил представитель младшей линии, Филипп VI Валуа, сын
вышеупомянутого Карла Валуа - следовательно, внук Филиппа III и
двоюродный брат трех последних королей. Право на франц. корону оспаривал
у него английский король Эдуард III, сын Эдуарда II и Изабеллы, дочери
Филиппа Красивого, следовательно, по матери приходившийся внуком Филиппу
Красивому. Основанием для предпочтения мужской боковой лини прямой
женской был выставлен салический закон, устраняющий женщин от
наследования, хотя приложимость его к наследованию короны была
сомнительна и начало женского наследования применялось в других странах
Европы. Притязания английских королей на французскую корону послужили
поводом к столетней войне. Титул "короля французского" английские короли
оставили только с 1801 г. Династия К. оказала Франции серьезные услуги,
обеспечив в борьбе с феодальным раздроблением целость государства,
перестроив управление и значительно усилив верховную власть на счет
феодальных владетелей.
Литература. A. Thierry, "Lettres sur Phistoire de France" (1827);
Kalkstein, "Geschichte des franzosischen Konigthums unter den ersten
Capetingern" (Лпц., 1877); Mourin, "Les Comtes de Paris" (II., 1872); A.
de Barthelemy, "Les Origines de la maison de France" ("Rev. des Q.
Hist.", 1872, т. III); Luchaire, "Histoire des institutions monarchiques
sous les premiers Capetiens" (II., 1883). Бубнов, "Переписка Герберта,
как исторический источник".
Д. Каринский.
Капитель (архитект. термин) - верхняя, так или иначе
орнаментированная часть колонны, столба или пилястры, лежащая
непосредственно на фусте и служащая переходом от него к архитраву. Формы
и орнаментация К. различны в разных архитектурных стилях.
Капитолий и Капитолийский холм - (Capitolium). - К. холм, наименьший
из всех холмов Рима, возвышается близ южного берега Тибра, к СЗ от
Палатинского холма, над расположенном в долине форумом, до 46 м. над
уровнем моря. Он был окружён, как можно предположить, со всех сторон
укрепленной недоступной крепостью Рима времен Сервия Туллия. Немногие
следы сохранились от стены, окружавшей весь холм и обнимавшей два
отдельных укрепления: так называемую Аrх или цитадель и К. Кроме главной
дороги (Clivus Cap.), в 174 до Р. Х. вымощенной лавой и в некоторых
местах украшенной арками, на вершину холма вело ещё несколько путей для
пешеходов. Один из них (Centum gradus) вёл ступенями на ЮВ холма в том
месте, где находилась недавно обнаруженная знаменитая тарпейская скала.
К цитадели вели также ступени от храма Согласия и Карцера - древней
государственной темницы; у Карцера от этого пути отделялась так наз.
Гемониева терраса (Scalae Gemoniae), на которую при императорах кидались
тела казненных. В цитадели находился авгуракул - место, где авгуры
занимались ауспициями; здесь, на каменном седалище, во время инаугурации
сидел авгур. Ниже авгуракула находился, как предполагают, построенный
Mapием храм Чести и Доблести (Honos et Virtus). Гарнизон в цитадели в
историческое время не помещался никогда. На том месте цитадели, где
теперь возвышается церковь Санта Мария в Арачели, стоял храм Юноны
Советницы (Juno Moneta), построенный, как гласит предание, по обету
Камилла во время войны с аврунками. При храме находился - вероятно, для
большей безопасности - монетный двор. Высшую точку на юге холма занимал
храм Юпитера (aedes Jovis optimi maximi) или К. в тесном смысле слова,
величайшее святилище римлян. Основание храма приписывается Тарквиниям,
но окончание его относится к 1-му году республики. Перед ним возвышались
три ряда дорических колонн, с боков
- по одному ряду. Параллельные стены делили его на три отдела
(cellae), посвященные Юпитеру, Минерве и Юноне. В Юпитеровой
(центральной) целле иногда происходили заседания сената. Снаружи и
внутри храм так был загромождён трофеями счастливых войн и посвящениями,
что в 179 г. до Р. Хр. пришлось его очистить от них. По окончании 2-ой
пунической войны потолок храма был позолочен и пол застлан мозаикой. В
83 г. храм сгорел дотла: истреблены были даже хранившиеся в подземельях
под ним Сивиллины книги, но спасены статуи римских царей и Брута, а
также храмовая казна. Сулла начал возобновление храма по прежнему плану,
но с большим великолепием; оно окончено в 69 г. В 69 и 80 г. по Р. Хр.
храм снова горел и был возобновлён Домицианом. С V столетия по Р. Хр.
началось ограбление его, а затем и постепенное уничтожение; даже
фундамент его не сохранился, так как каменоломни под ним стали
обваливаться, и, когда в XVI в. Кафарелли воспользовались им для своего
дворца, он уже лежал в развалинах. На дворе храма (area) капитолийская
коллегия (т.е. корпорация лиц, живших на К.) в древности справляла свои
игры; здесь происходили и собрания народные, в роде того, которое повело
к катастрофе старшего Гракха. Многочисленны были здесь статуи богов и
знаменитых людей. В правление Августа статуй набралось столько, что
пришлось часть их перенести на Марсово поле. У подножия храма Юпитера,
высившегося над всеми прочими, возник целый ряд меньших храмов. На К.
холме сохранялись бронзовые таблички с государственными договорами,
заключенными Римом с другими государствами. При пожаре храма в 69 г. по
Р. Хр., по словам Светония, погибло 3000 этих дощечек. - В седловине
холма, между К. холмом и цитаделью, Ромул, по сказанию, устроил убежище
(asylum), Здесь стоял храм "молодого Юпитера" или древне-латинского бога
Вейовиса. Несмотря на своё значение крепости и святилища, К. холм стал
застраиваться частными домами. После измены Манлия постановлено было,
что более никто из патрициев не будет жить на К. холме. Не было строений
только на большей части сев. стороны и на ЮВ, на тарпейской скале. Склон
седловины к форуму занят был громадным зданием (tabularium), развалины
которого сохранились до настоящего времени; оно должно было служить
государственным архивом. В средние века на К. холме было лишь одно
монументальное здание - церковь св. Марии в Арачели, на сев. вершине. С
восстановлением римского сената, в 1143 г., К. холм снова получил
значение как идеальный и административный центр города. Площадь его до
1477 г. служила главным рынком; над развалинами табулария построен был
похожий на крепость дворец сенаторов. Незадолго до 1540 г. Микеланджело
начертал план переделки К. холма, который, с некоторыми отклонениями,
был приведён в исполнение в следующие 100 лет и дал К. холму нынешний
его вид. Микеланджело начал работать над переделкой фасада дворца
сенаторов. Подъем на К. начинается против Марсова поля и идёт по широкой
террасе, построенной при Пии IV (1559 - 65) и украшенной наверху
колоссальными мраморными статуями диоскуров. Площадь, середину которой
занимает перенесенная сюда Микеланджело конная статуя Марка Аврелия,
слева ограничена великолепным капитолийским музеем (построенным в 1644 -
55 гг. Рейнальди) - одним из знаменитейших в свете собранием статуй
(собственность гор. Рима); направо находится "палаццо консерваторов",
построенное Кавалиери (в 1564 - 68 г.), с хранилищем редкостей. Против
входа возвышается оконченный Рейнальди в 1592 г. дворец сенаторов с
двойной террасой и высокой башней, построенной Мартино Лунги в 1579 г.
Главный зал дворца служит для заседаний римского городского совета.
Самая сев. вершина К. назначена для национального памятника королю
Виктору Эммануилу, фундамент которого заложен в 1885 г. См. Jordan,
"Kapitol, Forum und Sara Via" (Б., 1881); С. Re и G. В. de Rossi, в
"Bulletino archeologico comunale" (Рим, 1882, т. 10); Jordan,
"Topographie der Stadt Rom" (Б., 1885, т. 1, отд. 2); Otto Richter,
"Topographie von Rom" (в "Denkmaler des Klassischen Altertums"
Баумейстера, 1888, т. III), Jw. Muller, "Handbuch d. Klassischen
Alterturnswissenschaft", т. III, 1889); Michaelis, в "Zeitschrift fur
bildende Kunst" Лютцова ("Neue Folge", т. 2, 1891). Кроме планов,
приложенных к некоторым из вышеназванных книг и статей, см. начавший
выходить с 1893 г. громадный (в 46 листов) план Ланчиани: "Forma Urbis
Romae".
Был еще в Риме старый К. (Capitolium vetus), по преданию - древнее
святилище сабинов, находившееся на холме Квиринале; отсюда уже оно
перенесено на К. холм, раньше - по преданию - называвшийся Сатурнийским
или Тарпейским. Название К. удержалось за святилищем на Квиринале и
позже; посвящения малоазийских общин времён митридатовой войны стояли в
Риме в двойном количестве экземпляров: одни в К. новом, другие - в
старом. См. Ch. Hulsen, "Zur Topographie des Quirinals" ("Rheinisches
Museum" IS94, XLIX, 3).
По образцу римского К. встречаются К., как муниципальные религиозные
центры, и в других городах Италии (Беневент, Помпеи, Верона), в Кельне,
Безансоне, многих городах Нумидии (Цирта, Ламбезис) и друг. бывших
римских провинций. В этих К. также почитались три римских божества:
Юпитер, Юнона и Минерва. Если оказывалось, что в городе нет подходящей
возвышенности для К., устраивались искусственные холмы (в Остии,
Нарбонне, Безансоне). Лучше всего сохранились провинциальные К. в
Брешии, Помпеях и Дугге в Африке (др. Фугга). Ср. A. Gastan, "Le
Capitole de Vesontio et les Capitoles provinciaux" (1868); его же, "Les
Capitoles provinciaux du monde romain" 1886); O. Kubfeldt, "De
Capitolils Imperii Romani" (1883).
А. М. Л.
Капнист (Василий Васильевич) - поэт и выдающийся драматург, род. в
1757 г. в имении Обуховка Миргородского уезда, Полтавской губернии.
Пятнадцати лет приехал в Петербург и зачислился капралом в измайловский
полк; усердно посещал полковую школу, находившуюся под покровительством
просвещенного А. Бибикова - "охотника до наук и особо до стихотворства".
Здесь он близко сошелся с Н. А. Львовым. В 1772 г. К. Перешёл в
преображенский полк, где через три года получил первый офицерский чин и
подружился с Державиным. В годы пребывания в столице К. усиленно
старался пополнить свое домашнее образование изучением древних и
западноевроп. языков и классиков, а также ознакомлением с произведениями
Ломоносова, Кантемира, Сумарокова. Тогда же он впервые вступил на путь
переводного стихотворства. В 1782 г. он был избран предводителем
дворянства Миргородского уезда, но в том же году, при посредничестве
Львова, получил место при главном почтовом управлении. В 1785 г. он был
избран киевским дворянством в губернские предводители, а через два года
был назначен главным надзирателем киевского шелковичного завода. В 1799
г. К. был причислен к театральной дирекции по заведованию русской
труппой. Он много сделал для оживления русской сцены, вызвав из Москвы
известных артистов - Шушерина, Сахарова, Пономарёва. В 1802 г. К. был
утвержден генеральным судьей 1-го департамента полтавского генерального
суда, а с 1812 по 1818 г. числился по министерству народного
просвещения. Путешествуя в 1819 г. по Крымскому полуострову, он обратил
внимание на разрушение местных древностей и истребление памятников
старины и сделал о том представление кн. Голицыну, что имело своим
последствием командировку в Тавриду академика Келлера и архитектора
Паскаля. В 1822 г. К. был избран в губернские предводители дворянства
Полтавской губ. а 28-го октября следующего года скончался в воспетой им
Обуховке.
К. был женат на Александре Алексеевне Дьяковой, сестре жены Львова и
жены Державина. К кружку этих трех писателей примкнули еще Хемницер,
Богданович и Оленин. Первое произведение К. - ода, на франц. языке, по
поводу мира с Турцией (1775). Позже он сам определил её так: "преглупая
ода, писанная сочинителем на 17-м году его возраста, что однако ж он ни
себе, ни глупому своему произведению в извинение не ставит". Внимание
читающей публики К. обратил на себя впервые напечатанной в июньской кн.
"С.-Петербургского Вестника" (1780 г.) "Сатирой первой", перепечатанной
впоследствии в "Собр. Люб. Pocc. Слов." (ч. V), под загл. "Сатира первая
и последняя". К. высказывает здесь резкие суждения и колкие замечания
относительно некоторых литературных деятелей, которых он означает
псевдонимами, достаточно прозрачными. Сатира вызвала полемику:
неизвестный автор напечатал в том же "СПб. Вестнике": "Письмо", в
котором называет К. глупцом и дерзким ругателем и приводит цитаты из
Буало, Фонвизина и Сумарокова, как свидетельства плагиата. В 1783 г.
молодой литератор написал торжественную "Оду на рабство", которую,
однако, решился напечатать лишь в 1806 г. В этом произведении К.
является южнорусским патриотом, вспоминает прежнюю свободу Малороссии и
оплакивает наложенные на родину оковы рабства. Поводом к написанию этой
оды послужил указ Екатерины II о прикреплении крестьян к помещичьим
землям в Киевском, Черниговском и Новгород-Северском наместничествах. В
1786 г. новый указ Екатерины, повелевавший просителям именоваться
"верноподданный", вместо прежнего "раб", побудил К. написать "Оду на
истребление в России звания раба". До 1796 г. имя К. встречается, затем,
во многих повременных изданиях - "Новых ежемесячных сочинениях",
"Московском журнале", "Аонидах" Карамзина. Его произведения как
переводные, так и оригинальные пользовались популярностью и в публике, и
среди лучших литературных кружков того времени. Шуточная ода К.: "Ответ
Рафаэля певцу Фелицы" была доставлена Державину ещё в рукописи, под
заглавием "Рапорт лейб-автору от екатеринославских муз трубочиста
Василия К." Назначение оды было указать Державину промахи в его
стихотворении "Изображение Фелицы". Державин обиделся и отвечал резким
письмом, где, между прочим, писал: "Ежели таковыми стихами подаришь ты
потомство, то в самом деле прослывёшь парнасским трубочистом, который
хотел чистить стих другим, а сам нечистотой своих был замаран".
Приятельские отношения между поэтами, однако, не нарушились. В 1796 г.
К. издал первое собрание своих стихотворений с таким оригинальным
двустишием на заголовке:
К. я прочел и сердцем сокрушился, Зачем читать учился.
Через два года появляется на сцене главное литературное произведение
К. - комедия "Ябеда". Эта комедия заняла выдающееся место в
отечественном репертуаре и до появления на сцене "Горя от ума" и
"Ревизора", имеющих, по своей обличительной тенденции, много общего с
"Ябедой", пользовалась выдающимся успехом. "Ябеда" не отличается
искусством техники, живостью действия и особой занимательностью; цель её
- изобличение мздоимства, взяточничества и ябеды - господствует над
содержанием и побуждает автора впадать иногда в шарж и утрировку. Его