<< Пред.           стр. 622 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу

 таким образом; тогда, с народнохозяйствен. точки зрения, нет М. потому
 что нет монопольного образования цен. Не всегда легко установить границу
 между торговой и производственной М.; встречаются смешанные формы: такой
 смешанный характер, с бесспорным,. впрочем, преобладанием
 торговоспекулятивного элемента, носил медный синдикат 1887 - 1888 гг. -
 спекулятивная попытка парижских дельцов (см Стачки торговые). Некоторые
 теоретики различают М. абсолютную или полную и М. относительную или
 неполную, разумея под последней такие условия производства и сбыта,
 которые, при известном уровне цен, порождают избыточный доход,
 преимущественную ренту, типичный образчик ее - поземельная рента в
 смысле теории Рикардо. Шеффле, вместе с Мангольдтом обобщивший теории
 ренты на все виды дохода и приписывающий "преимущественной" ренте
 прогрессивную функцию премии "за наибольшую хозяйственность в
 удовлетворении общественного спроса", называет эту ренту "истинным,
 живым и плодотворным синтезом" противоположности между М. и конкуренцией
 - противоположности, указанной Прудоном в его "Экономических
 противоречиях". Форму государственной М., с точки зрения современной
 финансовой науки, могут принимать различные государственные доходы,
 преимущественно косвенные налоги и пошлины (в собственном смысле слова).
 Табачная, винная, соляная, спичечная, пороховая М. суть формы взимания
 определенного налога на потребление; это М. так наз. фискальные.
 Существование почтовой, телеграфной и телефонной М. являющихся формами
 взимания пошлинного дохода, не обусловливается ни исключительно, ни даже
 преимущественно фискальными соображениями (телеграфная монополия, напр.,
 почти везде убыточна); монополизация монетного дела современным
 государством также не может быть объясняема фискальной целью. Все эти
 монополии можно объединить под названием административных; цель их лежит
 в них самих - государство монополизирует те или другие экономические
 функции в интересах наиболее правильной их постановки. Оценка
 государственных М., с точки зрения финансовой политики, должна зависеть
 от сущности тех доходов, формой взимания которых является М. Некоторые
 фискальные М. могут осложняться социально-политическими мотивами. Так,
 отвергнутый народным голосованием в 1895 г. швейцарский проект
 монополизации спичечного производства государством мотивировался
 преимущественно необходимостью этой меры для искоренения
 профессиональной болезни рабочих, выделывающих спички - некроза.
 Социально-политические мотивы выдвигаются также - и совершенно
 справедливо - в пользу монополизации железных дорог государством. За
 монополизацию железных дорог и т. п. предприятий государством и
 общинами, т.е. за изъятие их из сферы частного хозяйства, всего больше
 говорит то обстоятельство, что эти предприятия, по своей
 технико-экономической природе, почти совсем не допускают свободной
 конкуренции, фактически уступающей место М. частных лиц. При таких
 условиях установление М. государства является вполне логичным
 требованием и на почве современного хозяйственного строя. Современная
 тенденция к концентрации предприятий, вследствие победы сильных
 хозяйственных единиц над слабыми, создает, в известных пределах, как бы
 монопольное положение для победителей. В этом смысле правильно давно уже
 выставленное в экономической литературе и до сих пор часто повторяемое
 положение, что свободная конкуренция сама неизбежно порождает М.; но
 современным крупным предприятиям в отдельности и союзам таких
 предприятий (картелям) очень редко и лишь на короткий срок удается
 установление цен, более или менее приближающихся к монопольным. При
 массе свободных, ищущих помещения капиталов, экстраординарные барыши
 быстро привлекают конкурентов к данному производству. Вот почему многие
 современные картели, занимая положение, по-видимому, близкое к
 монопольному, отнюдь не пользуются М. в настоящем смысле слова, т. е. не
 устанавливают монопольных цен (ср. Картели).
  Явление М. и значение ее для государственного хозяйства известны уже
 давно. Аристотель, в своей "Политике" (I, 4), рассказывает анекдот о
 Фалесе Милетском, который, предвидя богатый урожай маслин, заранее нанял
 всех рабочих и потом с большим барышем переуступил их нуждавшимся в
 рабочих хозяевам. Аристотель прибавляет к этому рассказу, что к такому
 же спекулятивному приему прибегают некоторые греческие государства,
 когда нуждаются в деньгах (ср. Boekh, "Die Staatshaushaltung d.
 Athener", 2 изд. 1851, I, 74 - 75). Страбон, в своей "Географии" (§798),
 уже в более общем смысле говорит о торговой М. Александрии. В Средние
 века, не признававшие принципа свободной конкуренции, существовали
 многочисленные М., в том числе и фискальные. Монопольный, в широком
 смысле, характер носили и цеховые ограничения и привилегии Средних веков
 и позднейшего времени. Исключительный сеньериальные права помола,
 хлебопечения, пивоварения и т.п. также относятся к области М. Развивает
 и поощряет М. абсолютизм нового времени, и политика эта стоит в тесной
 связи с меркантилизмом. Почти каждое произведение становится предметом
 М., на основании специальной привилегии. "Типический и ужасающий пример"
 (по выражению Шеффле) этой монополистической политики представляет
 промышленная политика Людовика XIV. Фискальные монополии выступали тогда
 в особенно непривлекательной и часто прямо ненавистной для народа форме
 откупа, которая в других странах (напр. в России) сохранилась и до более
 позднего времени, а в государствах с хронически расстроенным финансовым
 хозяйством существует и поныне. Несоответствие монополистической
 политики с новыми условиями экономической жизни, ее давление на средние
 и низшие классы населения (во Франции старого порядка - в особенности на
 сельское население), множество злоупотреблений, связанных с М., сделали
 М. и монополистов явлением ненавистным в XVIII в., и выразителями этого
 отрицательного отношения к М. явились все передовые писатели того
 времени. Полемике против М. в самом широком смысле посвящены многие
 страницы в "Богатстве народов" Адама Смита. Особенно много приходилось
 ему нападать на тесно связанную с меркантилизмом форму М. - на
 привилегированные торговые компании. Ко времени Смита эти монополии уже
 сыграли свою роль и представляли тормоз для экономического прогресса, но
 бесспорно, что им, как и вообще меркантилизму и его средствам,
 принадлежит крупная роль в хозяйственном развитии Европы в том
 направлении, которое в конце концов привело к торжеству начала
 экономической свободы. Ср. Lexis, ст. "Monopol" в "Handworterbuch der
 Staatswissenschaften"; Schaffle, "Nationalokonomische Theorie d. aus
 schliessenden AbsatzverhaItnisse" (Тюбинген 1867); Condorcet, "Monopole
 et monopoleurs", в добавлении к '"Энциклопедии"; эта ст. перепечатана в.
 "Collection des principaux eсоnomistes", т. XIV ("Melanges d'econ.
 polit."; т. 1, Париж 1847).
  П. С.
  Монотеизм (от monos единый и deos Бог) - вера и поклонение единому
 Богу. М., как религиозная форма, противоположен политеизму; как
 философское учение, он отличается не только от политеизма, но и от
 пантеизма, деизма и теизма. Религиозный М. в совершенной форме -
 создание семитских народов. Вопрос о возникновении и смене религиозных
 форм до сих пор разрешается различно. Для характеристики этой
 противоположности могут служить воззрения Давида Юма и Шеллинга; каждый
 из них имеет и ныне многих последователей. Юм в своем исследовании о
 религии говорит: "неоспоримая истина, что восходя лет за 1700 до Р. Хр.
 мы находим все народы идолопоклонниками и чем более углубляемся в
 древность, тем более видим людей погруженными в идолопоклонство. Мы не
 замечаем там ни малейшего следа более совершенной религии; все древние
 памятники представляют нам политеизм как учение утвердившееся и всеми
 признаваемое... Если же, насколько мы можем следовать за нитью истории,
 мы находим человечество преданным многобожию, то можем ли мы думать, что
 во времена более отдаленные, прежде открытия наук и искусств, могла
 существовать более совершенная религия, могли преобладать начала чистого
 единобожия? Думать так, значило бы утверждать, что люди открыли истину,
 когда были невежественными и варварами, а как скоро начали
 образовываться и научаться, впали в заблуждение!" Сторонники юмовского
 воззрения на развитие религиозного сознания представляют себе его
 следующим образом. Первоначальная форма религии есть фетишизм, т. е.
 представление, что божественное начало распространено во всей природе и
 что посему любая вещь может стать предметом поклонения, ибо имеет
 влияние на жизнь человека. Фетишизм сменяется политеизмом, когда
 сознание отличило некоторые явления природы, признало их однородными и
 объяснило их функциями различных божеств. Наконец, логическая
 несообразность многобожия ведет за собой признание единого Бога, как
 результат вооруженного научной критикой сознания. - В противоположность
 юмовскому воззрению, Шеллинг утверждает, что "эзотерическая религия - по
 необходимости М., подобно тому как экзотерическая религия точно также по
 необходимости впадает в политеизм, в какой бы то ни было форме"
 ("Philosophie und Religion", 1804). Врожденный бессознательный М. должен
 распасться в сознании и стать политеизмом, чтобы, пройдя через эту
 ступень, стать сознательным М. Эту точку зрения в наше время защищает
 Макс Мюллер. Признание единого Бога Мюллер считает неотделимым от
 сущности человека; человек является на свет с чувством зависимости от
 существа более могущественного, чем он. Первоначальная интуиция Божества
 и неуничтожимое чувство зависимости могут быть лишь результатом
 откровения. Эта первоначальная интуиция и есть корень всех существующих
 религиозных форм. Ученые, утверждающие, что политеизм более
 соответствует неразвитому сознанию первобытных народов, забывают, "что
 ни в одном языке множественное число не предшествует единственному. Ни
 один человек не мог создать представления о нескольких богах ранее
 представления об одном Боге"... ("Семитический М." - статья по поводу
 книги Ренана: "Histoire generale et systeme compare des langues
 semitiques", 1858). Доказательство М. Мюллера, основанное на доводах
 филологического и логического характера, погрешает, однако, в одном
 пункте. Нужно различать представление о Божестве от веры в Божество.
 Представление об едином Боге логически должно было предшествовать
 политеистическим представлением, но вера, может быть, и не соединялась с
 первоначальной идеей. Мнение Шеллинга и Макса Мюллера о том, что
 политеизм представляет собой порчу первоначального религиозного
 сознания, должно точно также быть подвергнуто критике на основании
 фактического изучения религиозных форм, как и противоположное воззрение.
 Фактов для решения вопроса собрано пока еще слишком мало и они
 недостаточно твердо установлены; напр., о религиях африканских народов
 до последнего времени знали весьма мало, и некоторые исследователи,
 напр., Г. Фритш, из отсутствия у них слова для обозначения Бога напрасно
 заключали об отсутствии самого понятия. Ливингстон не встречал
 африканца, у которого не было бы веры в высшее существо, творца неба и
 земли (см. W. Schneider, "Die Religion der africanischen Naturvolker",
 Мюнстер, 1891). Политеистические воззрения обыкновенно получают
 некоторое ограничение в том, что одно из Божеств признается верховным;
 таким образом, во всяком политеизме есть уже зародыш единобожия. Не
 следует упускать из виду и того, что политеизм мог образоваться путем
 признания равноправности различных божеств, чтимых в местных культах,
 как то было, напр., в Греции и Риме.
  В философском отношении М. тождественен с теизмом и состоит в
 признании личного, единого, свободного и разумного начала, не только
 сотворившего мир, но и управляющего им. Теизм противоположен как
 атеизму, т. е. отрицанию Божества, так и деизму, т. е. признанию
 некоторой сверхприродной первопричины всех явлений; деизм стоит
 посередине между атеизмом и пантеизмом, т. е. отождествлением природы и
 Божества. В философии религии значение имеет лишь противоположение
 теизма пантеизму. Философия религии, созданная крупными идеалистическими
 системами Фихте, Шеллинга и Гегеля, проникнута пантеистическими
 воззрениями, коренящимися в философии Спинозы. Главный недостаток
 пантеизма состоит в трудности обосновать нравственность, главное
 достоинство теизма - в ясности и отчетливости нравственных требований.
 Философия религии стоит и поныне под влиянием гегелевских представлений,
 и вряд ли ей удалось избавиться от пантеистич. теорий.
 Кудрявцев-Платонов, один из талантливых защитников теизма, приходит,
 путем критики философских теорий, к следующим трем положениям: 1)
 религия не может быть не имеющим никакой истины и значения случайным
 произведением низших познавательных сил и стремлений человеческого духа.
 Самое существование ее в роде человеческом немыслимо без предположения
 истины бытия высочайшего предмета религии - Божества (результат критики
 атеистических понятий о религии, в частности учения Фейербаха). 2)
 Признание истины бытия существа высочайшего необходимо предполагает и
 живое отношение Его к человеку, следовательно, участие Его в деле
 религии; к признанию такого участия ведет несостоятельность теорий,
 которые, упуская из виду эту живую связь между Творцом и человеком,
 искали начала религии в одной самостоятельной деятельности его
 собственных сил - рассудка (рационализм) или нравствен ной воли (Кант).
 3) Но, с другой стороны, самая самостоятельность человека, как существа
 разумносвободного и отличного от Божества, не позволяет нам увлекаться и
 противоположной крайностью: или видеть в религии одно только
 действование Божества в человеке, известный момент его саморазвития и
 самосознания (Гегель), или умалять участие человека в деле религии,
 ограничивая его одним только страдательным восприятием действий Божества
 в нашем духе (Якоби и Шлейермахер). Самостоятельность человека
 предполагает, поэтому, самодеятельное участие его в образовании религии
 и способность к тому ("Сочинения", т. II, I выпуск, стр. 279).
 
  Литература. O. Pfleiderer, "Religionsgeschichte auf geschichtlicher
 Grundlage" (Б. 1878); Max Muller, "La science de la religion" (Париж,
 1873); Punjer, "Grundriss der Religionsphilosophie" (Брауншвейг, 1885) и
 "Geschichte des christlichen Religionsphilosophie" (там же, 1880 -
 1883); Chantepie de la Saussaye, "Lehrbuch der Religionsgeschichte"
 (Фрейбург, 1887 - 89); Вл. Соловьев, "История и будущность теократии,
 исследование всемирно-исторического пути к истинной жизни. Т. 1.
 Философия библейской истории" (Загреб, 1887). Много материалов в журнале
 "Revue de l'histoire des religions" (Париж, 1880 и след.; вышло 32
 тома).
  Монофизитство, - зиты (единоестественники - от monh и jusiV) -
 христологическая ересь, основанная константинопольским архимандритом
 Евтихием или Евтихом (EutuchV), поддержанная александрийским патpиapxoм
 Диоскором и осужденная церковью на халкидонском (четвертом вселенском)
 соборе (451 г.). Сущность М. состоит в утверждении, что Христос, хотя
 рожден из двух природ или естеств, но не в двух пребывает, так как в
 акте воплощения неизреченным образом из двух стало одно, и человеческая
 природа, воспринятая Богом Словом, стала только принадлежностью Его
 божества, утратила всякую собственную действительность и лишь мысленно
 может различаться от божественной. М. определилось исторически как
 противоположная крайность другому, незадолго перед тем осужденному,
 воззрению - несторианству, которое стремилось к полнейшему обособлению
 или разграничению двух самостоятельных природ в Христе, допуская между
 ними только внешнее или относительное соединение (enwsiV scetich) или
 обитание (enoichsiV) одного естества в другом, - чем нарушалось личное
 или ипостасное единство Богочеловека. Отстаивая истину этого единства
 против Нестория, главный защитник православия в этом споре, св. Кирилл
 Александрийский, допустил в своей полемике неосторожное выражение:
 "единая природа Бога-Слова, воплощенная" (mia jusiV tou Qeou Logou
 sesarcwmenh), что было разъяснено в православном смысле самим Кириллом,
 но после его смерти (444 г.) фанатическими его сторонниками
 перетолковывалось в смысле исключительного единства Божественной
 природы, несовместимого (по воплощении) с сохранением действительной
 человечности. Когда такой взгляд, укоренившийся в Египте, стал
 проповедоваться и в Константинополе малоученым, но популярным среди
 монахов и при дворе архимандритом Евтихием, местный патриарший собор
 осудил это учение как ересь и низложил его упорного поборника (448), о
 чем патриарх, св. Флавиан, сообщил римскому папе св. Льву Вел., а
 Евтихий, после безуспешной жалобы в Рим, нашел себе опору в императоре
 Феодосии II (через влиятельного евнуха Хрисафия) и в преемнике Кирилла
 на александрийском патриаршестве - Диоскоре. Созванный императором в
 Ефесе собор епископов (так называемый разбойнический, 449) осудил
 Флавиана и оправдал Евтихия. Папский легат, диакон Иларий, заявил
 формальный протест и бежал в Рим, где папа немедленно объявил Диоскора
 отлученным от церкви, а все сделанное в Ефесе - недействительным.
 Диоскор, вернувшись в Александрию, анафематствовал; в свою очередь, папу
 Льва. Смерть имп. Феодосия II (450) дала делу новый оборот. Императрица
 Пульхерия и соправитель ее Маркиан выступили решительно против М. и
 александрийских притязаний. Сторонник Диоскора Анатолий, поставленный им
 в патриархи на место Флавиана, поспешил изменить своему покровителю и
 вслед за императором обратился к папе Льву с просьбой о восстановлении
 церковного порядка. Созванный в Халкидоне вселенский собор осудил М.,
 низложил Диоскора, принял догматическое послание папы как выражение
 православной истины и в согласии с ним составил определение (oroV), по
 которому Христос исповедуется как совершенный Бог и совершенный человек,
 единосущный Отцу по божеству и единосущный нам по человечеству,
 пребывающий и по воплощении в двух природах (en duo jusesin) неслиянно и
 нераздельно, так что различие двух природ не устраняется через их
 соединение, а сохраняется особенность каждой природы при их совпадении в
 едином Лице и единой ипостаси. Решения халкидонского собора (451) не
 были приняты в Египте и Армении, а также отчасти в Сирии и Палестине, и
 М. до сих пор отстаивает свою догматическую и церковную
 самостоятельность в этих странах. В настоящее время общее число
 монофизитов определяют около 5 мил. чел., в том числе яковитов (сирийск.
 монофизитов) 600000, армяно-грегориан 2800000, коптов около 300000 и
 эфиопов (абиссинцев) более 2 милл.
  Вернувшийся из Халкидона монофизитский монах Феодосий поднял в
 Палестине народное восстание в пользу осужденной ереси, Иерусалим был
 взят и разграблен мятежниками; по восстановлении порядка императорскими
 войсками Феодосий бежал на Синай, откуда продолжал действовать в пользу
 М. В Александрии также произошел матеж, причем отряд воинов был заперт и
 сожжен восставшей чернью в бывшем храме Сераписа. Поставленный на место
 Диоскора православный патриарх Протерий был изгнан народом.
 Восстановленный военной силой, он был через несколько лет, среди нового
 мятежа, убит в церкви (457 г.) и на его место поставлен народом глава
 противохалкидонской партии Тимофей Элур (Кот). Под впечатлением этих
 событий имп. Лев I сделал запрос всем епископам и главным архимандритам
 империи: следует ли стоять на решениях халкидонского собора и не
 возможно ли соглашение с монофизитами (460 г.). Огромное большинство
 голосов (около 1600) высказалось за православный догмат; Тимофей Элур
 был низложен и замещен умеренным и миролюбивым Тимофеем Салофакиалом.
 Между тем монофизиты стали усиливаться в Сирии, где их глава Петр
 Суконщик, (gnajeuV) завладел патриаршим престолом, выставил как девиз
 истинной веры выражение "Бог был распят" (JeoV estaurwJh) и прибавил к
 трисвятому гимну (Святый Боже, Святый Крепкий, Святый бессмертный)
 слова: "распятый за нас" (o staurwJeiV di hmaV). Сторонником М. оказался
 имп. Василиск (474 - 76), заставивший 500 епископов подписать окружное
 послание (egcuclion), в котором отвергался халкидонскй собор. Василиск
 был низложен Зеноном, который хотел восстановить церковный мир
 посредством компромисса между православием и М. С этой целью был им
 издан в 482 г. объединительный указ - генотикон. Следствием этой затеи
 был 35- летний разрыв церковного общения с. Западом и усилившиеся смуты
 на Востоке. В Египте, после смерти обоих Тимофеев, несколько раз
 вытеснявших друг друга с патриаршего престола, такие же отношения

<< Пред.           стр. 622 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу