<< Пред.           стр. 4 (из 11)           След. >>

Список литературы по разделу

 и равнодушной к людям науки и человеческими ценностями.
 Идея Дьюи состоит именно в том, чтобы метод, оправдавший себя в пауке, применить к человеческим, социальным проблемам, чтобы решение этих проблем определялось не случаем, не авторитетом, не аффектами, не частными интересами, а разумом, интеллектом. Дьюи хочет преодолеть и разрыв между наукой и ценностями, привести их к возможному, по его мнению, единству. С точки зрения марксизма очевидна бесплодность подобной буржуазно-либеральной идеи. Дьюи же полагал, что демократическое общество — а он нисколько не сомневался в том, что буржуазная Америка как раз и представляет собой такое общество, — окажется способным воспринять его советы и начнет руководствоваться разумом, используя при этом открытый им метод преобразования и совершенствования опыта. В понимании Дьюи, опыт складывается из переходящих друг в друга проблематических ситуаций.
 Проблематическая ситуация — центральное и в то же время наиболее туманное понятие инструментализма Дьюи, в котором воплотились его попытки синтезировать некоторые идеи прагматизма Джемса и Пирса.
 Дьюи разделяет точку зрения Джемса, что понятия и категории есть инструменты, орудия, служащие осуществлению целей. Следовательно, они служат и преодолению сомнения, и достижению верования, т. е. готовности или привычке действовать, что считал единственной задачей мышления Пирс. Нетрудно заметить связь сомнения с остановкой или задержкой действия. Задержанное действие, получающее свое психологическое выражение в состоянии сомнения, — вот суть проблематической ситуации, которую Дьюи называет также сомнительной и неопределенной.
 Переход от состояния сомнения к состоянию веры выступает у Дьюи как переход или, вернее, преобразование неопределенной, сомнительной или проблематической ситуации в ситуацию определенную, решенную. Именно таким путем осуществляется, по Дьюи, реконструкция и совершенствование человеческого опыта. Задача инструментализма, или инструментальной логики, состоит в том, чтобы описать, как это происходит, и предложить рациональный метод подобного преобразования.
 100
 
 
 
 Допустим, что жизнь и деятельность людей могут быть представлены как процесс преобразования проблематических ситуаций. Допустим, что возможна и теория подобного преобразования как некоторая специальная дисциплина, подобная, скажем, теории управления. Но это совсем не то, к чему стремился Дьюи, как и другие прагматисты, не то, что он имел в виду, говоря о «реконструкции в философии».
 До прагматизма основной функцией мышления считалась познавательная деятельность. Пирс заявил, что единственная функция мышления состоит в переходе от сомнения к вере. Такой переход он назвал исследованием, и Дьюи согласился с ним. Отсюда все то, что раньше называлось познанием или познавательной деятельностью, предстало как «исследование» и должно быть интерпретировано в соответствующих терминах. Это и попытался сделать Дьюи. Теория познания была заменена теорией исследования. Традиционные понятия теории познания (субъект, объект, реальность и пр.) были выброшены. Остался термин «истина», но, как мы уже видели, значение его изменилось до неузнаваемости.
 Процесс исследования или процесс преобразования проблематической ситуации в определенную проходит, по Дьюи, ряд этапов. Сперва возникает сознание какого-то затруднения. Оно вызывается остановкой или задержкой действия (например, шедший по дороге человек останавливается на развилке, не зная, куда идти) или другой причиной (например, появлением в поле зрения какого-то предмета, назначение которого непонятно). Затем происходит осознание того, что же именно вызвало затруднение, т. е. осознание проблемы. Потом начинаются поиски ее решения, выбор варианта (или вариантов), который кажется наилучшим. Далее следуют попытки проверить избранную гипотезу, проследив ее возможные последствия. Завершается исследование принятием окончательного решения проблемы. Формулировка решения в языке и получает название истины. По своему месту в процессе исследования истина определяется как его завершение, по своему значению — как «полезность».
 В этом и состоит суть инструментализма Дьюи, его метода. «И это все?» — может спросить разочарованный читатель. Да, это все или почти все. Именно так Дьюи представляет себе то, что раньше называлось процессом позна-
 101
 
 
 
 ния. Апологеты Дьюи стремятся поставить на первый план идею экспериментальной проверки выдвинутой гипотезы, усматривая в ней совпадение метода Дьюи с методом науки нового времени. Дьюи действительно много говорит об экспериментировании и о необходимости его применения во всех областях опыта, во всех сферах жизни. В этом, пожалуй, его главная позитивная идея: нужно действовать, не полагаясь на авторитет, на предвзятые априорные идеи, на случай и т. д., нужно искать лучшие способы и варианты, испытывать и проверять их, отбирать наиболее эффективные, нужно принимать обоснованные решения, т. е. руководствоваться разумом.
 В свободном, нестесненном экспериментировании Дьюи усматривает суть демократии, демократического общества, на него он возлагает свои надежды.
 Поскольку эксперимент всегда конкретен, точно определен в пространстве и времени, инструментальный метод требует иметь дело лишь с данной, конкретной проблемой, иметь в виду лишь ближайшую цель.
 Полезность экспериментирования вряд ли у кого-нибудь может вызвать сомнение. Но каково отношение экспериментирования к познанию? Должно ли экспериментирование происходить по методу проб и ошибок, вслепую, или оно должно опираться на имеющееся знание и вести к новому? Это решающий вопрос для оценки инструментализма Дьюи, и он заставляет вернуться к его теории исследования, к проблематической ситуации.
 Сомнительная ситуация Дьюи — не что иное, как состояние сомнения Пирса, а разрешение ее — достижение устойчивой веры. Но если Пирсу важны были психологические состояния субъекта, а конкретное содержание сомнения он оставлял в тени, то Дьюи на первый план выдвигает именно это конкретное содержание, которое выступает у него как проблема, подлежащая решению. Он заменяет личное, субъективное состояние сомнения безличной сомнительной ситуацией: дело не в том, что кто-то сомневается или испытывает состояние сомнения, а в том, что сама ситуация, как таковая, является сомнительной; дело не в том, что кто-то столкнулся с некоторой проблемой, которую ему необходимо решить, а в том, что сама ситуация представляет собой проблему, является проблематической. Поэтому и найденное решение проблемы, по Дьюи, должно не просто удовлетворять человека, оказавшегося в
 102
 
 
 
 проблематической ситуации, а быть удовлетворительным с точки зрения условий самой проблемы. На таком различии между сомнением и сомнительностью, между удовлетворением и удовлетворительностью Дьюи настаивает постоянно и видит в нем основную защиту против обвинения в субъективизме.
 Конечно, вопрос о выделении проблемы в чистом виде, рассмотрении ее независимо от сомневающегося и колеблющегося субъекта вполне правомерен. Но только в том случае, если проблема имеет объективное и действительно независимое от субъекта содержание. Это значит, что проблематическая ситуация должна представлять собой объективное положение дел в мире, которое содержит некоторый элемент неизвестного для субъекта, что вполне может быть установлено. В этом случае процесс преобразования ситуации будет состоять в том, чтобы на основе того, что мы уже знаем о соответствующем участке реальности (на основании знания некоторых законов, причинных связей, свойств вещей и т. д.), узнать то, чего мы еще не знаем. Если при этом проблематическая ситуация имеет не теоретический, а практический характер, то полученное знание можно использовать для определения того, что следует делать.
 Однако такая позиция неприемлема для Дьюи, ибо это позиция материалистическая. Он отрицает возможность познания и самое существование какой-либо предшествующей «исследованию» реальности. А если так, то проблематическая ситуация может быть охарактеризована лишь в субъективных терминах. Дьюи называет такую ситуацию неопределенной, и она является таковой в самом буквальном смысле. Ей нельзя приписать никаких объективных черт, потому что «исследование», по Дьюи, не открывает, не «копирует» реальность, а преобразует ее, создает ее как нечто определенное. Всякая определенность тем самым есть результат исследования, которому ничего не дано, кроме состояния сомнения, переживания затруднения и т. д. Дьюи в этом вопросе ближе к неокантианцам, чем к Джемсу. А в конечном итоге его позиция — это самая обычная позиция субъективных идеалистов. Вне теории познания (это специально подчеркивал В. И. Ленин) и Беркли, и Юм, и Мах, и Дьюи относятся к окружающим их материальным вещам так, как все другие люди. Положение меняется, когда речь заходит о теории познания, о
 1U3
 
 
 
 гносеологических вопросах. Тут всякая независимая или объективная реальность отрицается категорически. Соответственно этому лишаются познавательного значения и все научные понятия, принципы, законы, которые используются при создании и проверке гипотезы. Они приобретают лишь инструментальное, служебное значение.
 Утрачивает, как мы уже говорили, познавательное значение и истина, оказываясь лишь успешным решением данной конкретной проблемы. Поскольку возникающая в процессе этого решения «реальность» устанавливается, определяется или конституируется истиной, она также имеет значение лишь для данной ситуации.
 Но термин «истина» способен вызывать нежелательные представления («объективная истина», «абсолютная истина» и т. д.). Поэтому Дьюи решил отказаться и от него. Согласно новой терминологии «исследование» завершается не истиной, а «обоснованной утвержденностью», т. е. каким-то высказыванием, показавшим свою эффективность применительно к данной ситуации.
 Такова в наиболее существенных чертах в высшей степени странная концепция инструментализма Дьюи. Эмпирической моделью для ее построения, по-видимому, послужили моральный опыт человека и тип оценивающей деятельности, противопоставленный познанию.
 Претензии Дьюи на выработку научного метода оказались весьма наивными и тщетными. Развитие современной математики, возникновение математической логики, даже семиотики фактически прошли мимо него. Хотя еще при его жизни стала складываться и выделяться в особую ветвь философии логика и методология науки, Дьюи остался в полном неведении о ней. Его собственные работы по логике (разумеется, инструментальной) вызвали резкую отповедь еще со стороны Пирса, который назвал их «дебошем неряшливого мышления».
 Идея экспериментирования сохраняет, конечно, свое методологическое значение, но и она обесценивается тем, что Дьюи совершенно «проглядел» необходимую связь эксперимента с теорией. Идея чисто эмпирического, нетеоретического знания давно уже оставлена современной наукой. Экспериментирование всегда ведется в свете некоторой теории, а не вслепую. Но теория в любом качестве неприемлема для инструментализма Дьюи. Особенно это относится к социальной теории, которая ассоциируется у
 104
 
 
 
 Дьюи с марксизмом, непримиримым противником которого он является.
 В противовес марксизму Дьюи выдвигает метод постепенного улучшения социального опыта, отказа от идеи закономерности исторического процесса и тех конечных целен, которые могут быть прогнозированы и выдвинуты социальной теорией (прежде всего, целей построения коммунизма). Медленное движение вперед, или «рост», отказ от высоких социальных идеалов, постепенное решение будничных, текущих проблем — вот суть его буржуазной реформистской теории.
 * * *
 Выше мы изложили основные идеи прагматизма и характер их реализации в учениях трех крупнейших представителей этого идеалистического течения: Ч. Пирса, У. Джемса и Дж. Дьюи. При всем многообразии течений буржуазной философии XX в. проблема человеческой деятельности как решающего философского принципа наиболее полно была рассмотрена только в прагматизме. По-видимому, не случайно именно в Америке, стране, во-первых, мало отягощенной наследием классических философских традиций, а во-вторых, в наибольшей степени научившейся отдавать должное активному человеческому действию и его результатам, оказалось возможным создание философии действия, сугубо буржуазной по своей классовой сути, субъективно-идеалистической с точки зрения основного вопроса философии и резко негативной по отношению ко всей гносеологической традиции. Не случайно также, что прагматизм (по крайней мере начиная с Дьюи) выступил как антагонист не только материализма вообще, но в первую очередь марксизма, в философии которого придается решающее значение проблеме практики. Прагматизм был единственной школой современной буржуазной философии, которая попыталась на свой лад совладать с этой проблемой, дать ее идеалистическую интерпретацию. Отсюда неизбежна не только конфронтация прагматизма и -марксистской философии, но и стремление смешать, спутать эти принципиально противоположные точки зрения, использовать идеи прагматизма для ревизии марксизма. Такого рода попытки делались уже в 30-х годах, они продолжаются и по сей день. Отрицание теории отражения,
 105
 
 
 
 подмела понятия объективной реальности (материи) понятием практики, раздувание значения человеческой деятельности до признания природы ее продуктом — вот характерные черты доктрины, пропагандировавшейся журналом «Праксис» и получившей распространение на Западе. Теоретические истоки этой доктрины следует искать вовсе не в ранних работах Маркса, на которые ссылаются авторы доктрины, предварительно подвергнув эти работы весьма тенденциозной интерпретации, — а именно в прагматизме.
 
 
 
 ОТ ПОЗИТИВИЗМА К НЕОПОЗИТИВИЗМУ
 Одним из наиболее влиятельных направлении буржуазного философского мышления является позитивизм. Как самостоятельное течение позитивизм оформился уже в 30-е годы XIX в. С тех пор позитивистские доктрины (лишь видоизменявшиеся от периода к периоду) были, пожалуй, наиболее прочными и устойчивыми в буржуазной философии.
 В центре внимания позитивистов неизменно находился вопрос о взаимоотношении философии и науки. Главный тезис позитивизма состоит в том, что все подлинное, положительное («позитивное») знание о действительности может быть получено лишь в виде результатов отдельных специальных наук или их «синтетического» объединения и что философия как самостоятельная наука, претендующая на содержательное исследование особой сферы реальности, не имеет права на существование. Вся история позитивизма представляет собой в этом смысле интереснейший парадокс: на каждом новом историческом этапе позитивисты ратовали за все более последовательную и строгую «ориентацию на науку» и вместе с тем па каждом новом этапе они все в большей мере утрачивали контакты с действительным содержанием развивающейся научной теории.
 * * *
 Для понимания сущности позитивистской философии недостаточно просто выделить те черты, которые общи различным ее формам, необходимо вскрыть внутренние тенденции развития позитивизма, выяснить причины его возникновения и движущие пружины его эволюции. А это, в свою очередь, требует учета тех изменений во взаимоот-
 107
 
 
 
 ношениях науки и философии, которые характерны для нового времени.
 Начиная с XVII в. развитие пауки поставило перед западной философией ряд таких проблем, на которые традиционная схоластическая мысль не в состоянии была ответить. Специфическая особенность выдающихся философов нового времени состояла в том, что они рассматривали научные методы анализа в качестве идеального образца всякой познавательной деятельности, в том числе и деятельности по исследованию традиционно-философской, или, как ее еще называли, «метафизической», проблематики'.
 Первый шаг на этом пути был сделан Фр. Бэконом. Декарт, Гоббс и Спиноза пошли дальше и предприняли попытку применить научный метод к решению «метафизических» проблем.
 Специфическая проблематика западноевропейской философии XVII — XVIII вв. возникает как результат столкновения двух разных начал: традиционной «метафизики» и новой механико-математической науки. Резкое противопоставление идеального и материального, субъекта и объекта, «первичных» и «вторичных» качеств и постановка в центр философского исследования таких проблем, как взаимодействие идеального и материального, отношение «внутреннего» мира сознания к «внешнему» миру, — все это стало возможным лишь вследствие отождествления ре-
 ' Здесь II далее в тексте термин «метафизика» используется чаще всего в том смысле, в каком он употребляется самими философами-позитивистами и в каком он употреблялся в истории философии до его переосмысления (как общий антидиалектический метод) в философии Гегеля и марксизма, а именно: «метафизика» есть философское учение о началах всего сущего, о всеобщих принципах бытия, знание о которых не может быть дано в непосредственном чувственном опыте. Домарксистская философия была не в состоянии адекватно осмыслить сложные отношения опыта и рационального мышления. Это приводило к тому, что «метафизика» исторически выступала как философская спекуляция, оторванная от опыта и противопоставленная ему. Позитивизм отождествляет «метафизику» с философией вообще и отрицает на этом основании научное значение всякой философии. В концепциях позитивистов в разряд «метафизических» нередко попадают такие проблемы, которые в действительности не относятся к «метафизике» и находят научное разрешение в философии диалектического материализма. Об истории «метафизики» и о взаимосвязи «метафизики» как учения о сверхчувственных основах бытия с метафизикой как антидиалектикой см. статью «Метафизика» в «Философской энциклопедии» (т. 3. М., 1964, стр. 402 — 408).
 108
 
 
 
 ально существующего бытия с тем, что ухватывается с помощью терминов механико-математического естествознания (которое в то время было тождественно науке вообще), и приписывания всему остальному статуса «субъективности». Тесная взаимосвязь эксперимента с математически оформленной теорией привела к необходимости поставить вопрос об отношении эмпирического и рационального знания, а в связи с этим — к делению философов на эмпириков и рационалистов.
 Д. Юм доводит односторонний эмпиризм до логического конца и создает субъективно-идеалистическую, феноменалистскую и агностическую философскую концепцию, которая не только противостояла рационалистической философии XVII — XVIII вв., но и решительно порывала с современным ей естествознанием (Д. Юм отрицал объективно обусловленные необходимые связи и низводил причинность до субъективно-психологической уверенности).
 Французский материализм вел борьбу с рационалистической философией XVII в. во имя науки: его приверженцы критиковали идеалистические тенденции прежней «метафизики», раскрывали ее связь с религией, показывали несоответствие ее утверждений результатам научного познания. Однако, будучи механистическим, созерцательным и метафизическим по методу исследования, французский материализм не смог логически последовательно решить философские проблемы, выдвинутые всем ходом развития естествознания и широко обсуждавшиеся в философии XVIII в.
 С задачей критики «метафизики» не справилась и немецкая классическая философия. И. Кант, выступив против рационалистической, аналитической философии XVII — XVIII вв. и вместе с тем против основных критиков этой философии (Д. Юма и механистических материалистов), хотя и поставил в острой форме вопрос о возможности науки и об отличии научных и «метафизических» утверждений, по существу, предложил вместо «метафизики вещей» «метафизику знания» — априорпстскую и формалистическую «трансцендентальную философию».
 Гегель противопоставил «отрицательной метафизике» XVII — XVIII вв. строго научное знание, совпадающее, по его мнению, с диалектичностыо мышления. Вместе с тем Гегель считал, что диалектика и есть «положительная», iiJpp, «разумная», метафизика. На практике реализация
 119
 
 
 
 тезиса о «разумной метафизике» приводила к философской спекуляции. Из философской системы Гегеля (в значительной море это относится и к шеллинговской «Философии природы») современные ему естествоиспытатели восприняли не столько содержащуюся в ней ценную критику рассудочного, метафизического метода мышления, сколько спекулятивные результаты, которые не могли быть приняты наукой. Таким образом, предпринимаемые в течение двухсот лет западноевропейской философией попытки создать такую систему, которая соответствовала бы духу современной науки, не увенчались успехом.
 Эта задача была решена в 40-е годы XIX в. К. Марксом и Ф. Энгельсом, создавшими философию диалектического материализма. Революционный переворот, произведенный в философии марксизмом, означал решительную ликвидацию прежней, спекулятивной философии, несостоятельность претензии которой стоять «над» науками в век науки обнаружилась достаточно четко.
 * * *
 Первая историческая форма позитивизма. Незадолго до того, как марксизм предложил выход из тупика, в котором оказалось взаимоотношение философии и науки, в 30 — 40-е годы XIX в., во Франции возникла философская школа, которая тоже претендовала на создание «научной философии» и заявила о решительном разрыве с прежней философской традицией (о «революции в философии»). Этой школой и был позитивизм, основанный О. Контом.
 Позитивистская философия Конта определенным образом связана с философией французского Просвещения XVIII в. Следуя просветителям, Конт высказал убеждение в способности науки к бесконечному развитию и в неограниченности предметной области, к которой применимы научные методы мышления. Осуществленная Контом классификация наук во многих отношениях может рассматриваться как реализация завета энциклопедистов.
 Однако позитивизм Конта примыкает не к последовательно материалистической ветви французского Просвещения, а к его агностическому, скептическому направлению. При этом позитивизм отличается и от философских концепций Тюрго и Даламбера: то, что у последних находи-
 110
 
 
 
 лось на втором плане, у Конта превращается в ядро философии.
 История «тяжбы» философии с наукой показала, как считает Конт, что всякие попытки «приспособить» «метафизическую» проблематику к духу научности заведомо обречены на провал. В качестве вывода из этой истории Конт предлагает признать, что наука не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии, а должна опираться сама на себя. Но из этого не следует, что для адекватного познания действительности достаточно отдельных, частных научных дисциплин. Существует объективная потребность в выявлении, раскрытии связи между отдельными науками, в создании их системы.
 За общей наукой, раскрывающей связь отдельных наук, можно, по мнению Конта, сохранить название «философия». Однако эта новая наука не должна иметь ничего общего с традиционной философией, так как методы исследования старой и новой философии принципиально отличаются друг от друга. Построение «новой философии» является естественным продолжением той работы, которая совершается в специальных науках. Нет никаких ограничений степени общности формулируемых в них закономерностей; более или менее общие из них могут раскрывать сами специальные науки, а исследованием самых общих занимается философия, связанная с чисто научными обобщениями лишь рядом незаметных переходов. Таким образом, философия сводится к общим выводам из естественных и общественных наук.
 Не такова, говорит Конт, традиционная философская «метафизика», проблемы которой не только не могут быть решены научным путем (т. е. на основании данных опыта и рационального рассуждения), но не могут быть даже поставлены, если следовать по пути конкретно-научного обобщения. Научная философия, по мнению Конта, не имеет дела с «метафизическими» проблемами и поэтому отвергает как идеализм, так и материализм. Пережитки «метафизики» должны быть удалены и из науки. К таким пережиткам он относит претензии науки на раскрытие причин явлений и на проникновение в их сущность. Для успеха научной деятельности достаточно ограничиться признанием, что наука не объясняет, а лишь описывает явления и, формулируя законы, отвечает не на вопрос «почему», а лишь на вопрос «как». Таким образом, Конт принцппиаль-
 111
 
 
 
 но противопоставляет формулировку законов и выявление причинных зависимостей. Первое он считает неотъемлемой чертой науки, второе — пережитком «метафизики».
 Последовательное проведение данного тезиса О. Конта означало бы не только «изгнание» из науки причинности, но и отрицание возможности раскрытия объективных, закономерных связей, т. е. признание точки зрения субъективного идеализма Юма. Желая сохранить связь с современной научной практикой, Конт делает это ценой явной непоследовательности.
 Вообще весь контовский позитивизм в значительной мере философски непоследователен. Имея несомненную субъективно-идеалистическую тенденцию, логически вытекающую из однажды принятого понимания научности, его позитивизм вместе с тем сохраняет многие элементы естественнонаучного материализма эпохи Просвещения. Это выражается и в подчеркивании подчиненности всей действительности строгим объективным законам, и в характере многих из включенных Контом в «синтетическую философскую науку» обобщений, которые часто качественно не отличаются от обобщений частных наук. А так как бессознательной предпосылкой естествознания XIX в. был материализм, то и некоторые обобщения, включенные в состав позитивистской философии, несли на себе сильный отпечаток естественнонаучного материализма.
 В процессе дальнейшего развития позитивизма все более четко выявлялась его феноменалистическая, субъективно-идеалистическая тенденция, роднившая его с юмиз-мом. Из науки постепенно выбрасывалась мировоззренческая проблематика и ослаблялось значение элементов естественнонаучного материализма. Об этом свидетельствуют философские учения крупнейших английских позитивистов XIX в. — Дж. С. Милля и Г. Спенсера, которые, существенно отличаясь в деталях от концепции О. Конта, вместе с тем в решении принципиальных философских вопросов вплотную примыкали к ней.
 В последнее десятилетие XIX в. позитивизм в своей первой исторической форме переживает кризис, который был вызван следующими обстоятельствами.
 Во-первых, прогресс естественнонаучного знания обесценил многие из тех «синтетических» обобщений, которые рассматривались позитивизмом как вечное и неоспоримое приобретение науки. Естественнонаучный материализм с
 112
 
 
 
 элементами механицизма (особенно сильными у Спенсера), нередко являвшийся фактической основой обобщений позитивизма XIX в., уже не мог удовлетворить науку и пришел на рубеже XIX и XX вв. в противоречие с новыми открытиями в физике и биологии, которые могли быть осмыслены только с позиций диалектического материализма.
 Во-вторых, развитие науки, и в первую очередь коренная ломка понятий в физике на рубеже XIX — XX вв., а также интенсивное развитие психологических исследований, поставившее на повестку дня вопрос о связи этой науки с другими дисциплинами, изучающими человека и окружающий его мир (в частности, с физиологией и физикой), — все это заставило философию обратиться к изучению эмпирических и логических основ науки, т. е. тех самых «предельных» вопросов знания, от исследования которых всячески отстранялся О. Конт и многие его последователи.
 Наконец, в-третьих, все попытки Конта и его последователей доказать объективную обоснованность предлагаемых ими этических идеалов и системы ценностей в рамках механистической и метафизической социологии не могли увенчаться успехом. Оказалось невозможным включить проблемы ценностей в сферу научного исследования, вывести «должное» из «сущего» и при этом сохранить позитивистский критерий научности.
 Вторая историческая форма позитивизма. Все эти обстоятельства снова поставили вопрос о месте философии в системе наук и отвергли тот ответ на него, который предлагался представителями первого направления позитивизма.
 В результате попыток отказаться от контовско-спенсеровской ориентации и вместе с тем сохранить основную позитивистскую направленность — резкое размежевание областей науки и философской «метафизики» — возникает вторая историческая форма позитивизма — махизм, эмпириокритицизм (Э. Мах, Р. Авенариус и др.).
 На стадии махизма позитивизм ставит в центр внимания такие проблемы, которые приверженцы и продолжатели контовского учения считали слишком «метафизическими»: природа познания, опыта, проблема субъекта и объекта, характер категорий «вещь», «субстанция», природа основных «элементов» действительности, взаимоотношение физического и психического и т. д. Заниматься анализом
 113
 
 
 
 такого рода проблем заставляло само развитие науки, в позитивизм, претендуя на звание «философии науки», же мог этого избежать. Обращение к данной проблематике сопровождалось сближением позитивизма с теми направлениями, которые Конт и его последователи объявляли «слишком философскими», далекими от науки. Последовательно проводя точку зрения феноменализма, махисты приходят к выводу о близости позитивизма к философии Д. Юма и субъективному идеализму Д. Беркли, обоснованно усматривая именно у этих философов, а не во взглядах Тюрго и Даламбера ту философскую традицию, которая в наибольшей степени соответствовала позитивистскому пониманию научности.
 Махисты считают, что задача философии состоит не в построении «синтетической» системы, воплощающей общие выводы всех наук, а в создании теории научного познания (в этом второе направление позитивизма сходно с влиятельными в западной буржуазной философии конца XIX — начала XX в. неокантианскими направлениями). Вторая историческая форма позитивизма, таким образом, отличается от первой не только пониманием характера конкретных проблем, подлежащих философскому рассмотрению, но и определением самого предмета философии.
 Разумеется, между этими формами имеется и определенное сходство. В рассуждениях махистов и эмпириокри-тиков можно без труда обнаружить идеи, которые почти без изменения заимствованы из работ Г. Спенсера и других позитивистов XIX в. (в том числе и некоторые элементы естественнонаучного и вульгарного материализма). Принципиальное сходство обеих форм позитивизма заключается в стремлении лишить науку мировоззренческого значения и доказать чуждость науке всей традиционной философской проблематики. Махисты осуществляют это стремление более последовательно, чем Конт и Спенсер, продвигаясь все дальше по пути субъективного идеализма. Анализируя традиционные философские проблемы, махисты переформулировали их таким образом, чтобы наглядно продемонстрировать абсурдность всех предлагаемых в фи-лософии решений. Выдвигая тезис о «нейтральном» характере «элементов мира», эмпириокритицизм претендовал на преодоление «метафизической» противоположности материализма и идеализма, а в действительности занимал позиции субъективно-идеалистического феноменализма.
 114
 
 
 
 Эмпириокритики уделяли философской проблематике гораздо больше внимания, чем позитивисты XIX в., и в то же время они усилили «антиметафизическую» направленность позитивизма (ряд утверждений самого Конта и Спенсера махисты уже прямо называют «метафизическими»). Махизм характеризуется расширением эмпиризма и феноменализма и более последовательным проведением идеала «описательной» науки.
 На решительный поворот в развитии естествознания, который произошел на рубеже XIX — XX вв., позитивизм ответил усилением негативного характера своей концепции. Если представители первой его формы не только ратовали за избавление науки от «метафизики», но и внесли положительный вклад в познание в виде обобщения результатов научного исследования, то махисты видели основное назначение философии как теории познания в элиминации из науки всех «метафизических фикций» (к числу таковых они относят не только причинность, но и молекулярно-кинетическую теорию строения материи).
 Тем не менее и на стадии махизма сохраняется связь позитивизма с реальными вопросами, существующими в науке. Проблема связи абстрактных понятий теории с эмпирическими данными встает всякий раз, когда в науке происходит ломка основных категорий, когда возникает потребность возвратиться к вопросу о том, насколько обоснованы в опытных данных возводимые наукой логические построения. Такая потребность остро ощущалась в науке на рубеже XIX — XX вв. в связи с революцией в естествознании. Определенную роль в развернувшемся в этот период обсуждении логического характера основных теоретических понятий классической физики сыграли и работы Э. Маха. который дал в своей «Механике» критику представлений Ньютона об абсолютности пространства и времени и попытался раскрыть логическое содержание понятий массы, системы отсчета и т. д.
 В критических выступлениях махистов против «метафизики» в философии и науке, несмотря на реакционность их общей философской установки, можно обнаружить и отдельные здравые суждения (критика механистического понимания причинности, а также представлений классической физики об «абсолютности» пространства и времени). Однако методологические рекомендации, предлагавшиеся представителями второй исторической формы позитивиз-
 115
 
 
 
 ма, неверно ориентировали ученых. Последовательно проводимый махистами курс на феноменалистические, описательные теории резко противоречил главным тенденциям в развитии естествознания XX в., успехи которого были достигнуты как раз потому, что оно отказалось от махистских рекомендаций. Произвести теоретический синтез с помощью позитивистских рецептов, избегая всех и всяких мировоззренческих (в терминологии позитивизма «метафизических») проблем, оказывалось невозможным.
 Всесторонняя научная критика махизма содержится в классической работе В. И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм». В. И. Ленин не только раскрыл глубокую связь махистской формы позитивизма с явлением кризиса естествознания на рубеже XX в., но и показал реакционную социальную роль эмпириокритицизма. Позитивистское отождествление науки с описанием непосредственно данного в общественных дисциплинах означает принятие существующих социальных отношений, сложившейся системы ценностей (в буржуазном обществе — буржуазной идеологической системы) в качестве чего-то непреложного, подлежащего не критике, а только констатации. На практике подобная позиция была защитой системы буржуазных общественных отношений. В труде «Материализм и эмпириокритицизм» разработаны основные принципы критики позитивизма вообще.
 Неопозитивизм, аналитическая философия. Третий этап в развитии позитивизма — неопозитивизм начинается с 20-х годов XX в. и продолжается до настоящего времени. Неопозитивизм часто называется на Западе аналитической философией.
 Исторически первый и основной вариант неопозитивистской философии — логический позитивизм, или логический эмпиризм (М. Шлик, Р. Карнап, Г. Райхенбах и др.), отражает дальнейшее усиление негативного характера позитивистской концепции. Логический позитивизм отбрасывает психологизм и биологизм махистской философии, принимает тезис об априорно-аналитическом характере положений логики и математики (эмпирическое обоснование логико-математических аксиом было камнем преткновения. как для первой, так и для второй исторической формы позитивизма) .
 В центре интересов представителей логического позитивизма оказывается проблема значения, эмпирической
 116
 
 
 
 мысленности научных утверждении. Логические позитивисты приходят к выводу о том, что предметом философии не может быть даже теория познания, которая имеет все еще слишком мировоззренческий, слишком содержательный характер. Философия вообще, по их мнению, не имеет предмета, потому что она не содержательная наука о какой-то реальности, а род деятельности, сводящейся к анализу естественных и искусственных языков, — деятельности, преследующей две цели: 1) элиминировать из науки все не имеющие смысла рассуждения и псевдопроблемы, возникающие в результате неправильного употребления языка, нарушения его логических правил, обусловленного прежде всего теми или иными идеологическими запросами; 2) обеспечить построение идеальных логических моделей осмысленного рассуждения. Вопросы, озадачивавшие «метафизиков» (по существу, все философско-мировоззренческие проблемы), относятся неопозитивистами к числу псевдопроблем и объявляются лишенными научного смысла, а поэтому всякая попытка их решения также квалифицируется как лишенная смысла. Идеальным средством аналитической философской деятельности они считают разработанный в XX в. аппарат математической логики.
 Логический позитивизм спекулирует на реальных проблемах, поставленных развитием современной науки: осмысленность научных утверждений (проблема, остро вставшая, например, в связи с появлением теории относительности), возможность опытной проверки абстрактных теоретических положений, соотношение содержательных и формальных компонентов научной теории (эта проблема приобретает особое значение для современного научного знания в связи с возрастающей его математизацией и формализацией). В разработанной представителями логического позитивизма методологии научного исследования дано описание типов научной теории, выделены и зафиксированы некоторые виды научных определений и объяснений, что представляет определенную ценность для логико-методологических исследований.
 Будучи не только философами, но и специалистами-логиками, некоторые из представителей логического позитивизма внесли определенный вклад в разработку логического аппарата (логическая семантика, вероятностная логика), который, хотя и рассматривается ими в качестве средства философского анализа, в целом выходит за рамки
 117
 
 
 
 философии и может быть включен в область специально-научного исследования.
 Вместе с тем основная философская программа логического позитивизма, выраженная в принципе верификации, в тезисе о сводимости содержания истинных теоретических утверждений к констатации эмпирических, опытных «данных» и в утверждении о пустоте, бессодержательности («аналитичности») положений логики и математики, находится в очевидном противоречии с практикой современного научного познания, что и обнаружилось в ходе эволюции самого логического позитивизма.
 Можно говорить о том, что в концепции логического позитивизма 20 — 30-х годов задача полного разделения «метафизических» (т. е. мировоззренчески-философских) положений и утверждений науки была поставлена в наиболее четкой форме, чем когда-либо в истории позитивизма. Именно в этой концепции впервые доводится до конца логика всех рассуждений, вытекающих из принятого в позитивизме определения научности как описания эмпирической «данности».
 Будучи в этом смысле наиболее зрелым продуктом позитивизма, логический позитивизм «выдает тайну» всякого позитивизма. Поэтому крах логического позитивизма означает крах позитивизма вообще, крах всех и всяких попыток отделить философию от науки. Между тем с точки зрения самих канонов логического позитивизма неясен статус тех принципиальных предпосылок, из которых должна исходить деятельность по анализу, осуществляемая в рамках этой философской доктрины. Если в разряд осмысленных относятся только либо аналитические (тавтологические), либо синтетические (фактуальные) утверждения, то как быть с самим тезисом о верификации, который явно не принадлежит ни к тем ни к другим? Признать его бес-смысленно-«метафизическим»? Но ведь именно этот тезис был положен в основу деятельности по элиминации всех «метафизических» высказываний, и если он «метафизичен», то нет никаких оснований претендовать на сокрушение «метафизики».
 Принципиально так же обстоит дело и с другими теоретическими исходными установками неопозитивизма: тезис о сводимости содержания истинных теоретических утверждений к констатации эмпирических, опытных «данных», утверждение о пустоте, бессодержательности («ана-
 118
 
 
 
 лптпчностп») положений логики и математики, признание возможности резкого деления на аналитические и синтетические всех осмысленных высказываний и др. К тому же выяснилось, что всякая попытка последовательного осуществления неопозитивистских установок в ходе аналитической деятельности неизбежно приводит к тому, что в разряд «метафизических» (т. е. подлежащих удалению) утверждений наряду с явно бессмысленными попадают и такие, при отсутствии которых рассыпаются теоретические построения в большинстве специальных областей знания.
 Логико-позитивистская доктрина анализа научного знания чем дальше, тем больше обнаруживала свое несоответствие реальной научной практике, философским осмыслением которой она себя представляла. В итоге среди аналитических философов общепризнанным стало мнение о том, что эта концепция, претендовавшая на точность, строгость и доказательность утверждений, на превращение философии в вид специализированной деятельности, сама является лишь вариантом «метафизики», причем вариантом явно несостоятельным'. Из констатации этого факта исходят те направления, которые пришли на смену логическому позитивизму, оставаясь в то же время в рамках аналитической философии. Об этих направлениях целесообразно рассказать более подробно, ибо именно на этом пути можно выявить судьбу позитивистских и неопозитивистских идей в современной буржуазной философии.
 * * *
 Самое влиятельное из этих направлений — это так называемая философия лингвистического анализа, доминирующая в послевоенные годы в философской жизни Англии (представители этого направления имеются и в США). Значительное влияние на формирование идей лингвистического анализа оказал английский философ Дж. Мур. Однако развернутая формулировка принципиальных установок этого направления, так же как создание техники анализа, принадлежит Л. Витгенштейну, которого по праву
 ' В советской философской литературе детально проанализирована доктрина логического позитивизма. См., например, исследование философских оснований логического позитивизма и неопозитивистской программы анализа науки в книгах: И. С. Нарский. Современный позитивизм. М., 1961; В. С. Швырев. Неопозитивизм и проблемы эмпирического обоснования науки. М., 1966.
 119
 
 
 
 можно считать основателем этой философии (во второй период его философской деятельности — в 30 — 40-е годы). Наиболее крупные ее представители — Дж. Уиздом, Дж. Райл, Дж. Остин.
 Лингвистический анализ сознательно противопоставляет себя логическому позитивизму. Это выразилось в принципиальном отказе лингвистических аналитиков от верификационной теории значения (что позволило избежать некоторых явно абсурдных выводов субъективистского эмпиризма), в неприятии тезиса о том, что научное рассуждение является идеальной моделью всякого осмысленного рассуждения, в непризнании позитивистского отождествления осмысленных и информативных высказываний (которое означало в рамках доктрины логического эмпиризма квалификацию моральных, эстетических и прочих оценочных высказываний, а также высказываний — команд, просьб, советов и т. д., в качестве логически бессмысленных), в отказе от логико-позитивистского редукционизма, т. е. от тезиса о возможности сведения значения высказываний одного типа к значению высказываний другого типа (например, теоретических — к эмпирическим, высказываний о материальных вещах — к высказываниям об ощущениях) .
 В противовес логическому позитивизму лингвистические аналитики подчеркивают, что актуально использующийся язык содержит множество различных подразделений, областей (отдельные «языки-игры», по Л. Витген-штейну, «логические типы» и «категории» языка, по Дж. Райлу, языковые «слои», по Ф. Вайсману, и т. д.). Логика функционирования формально одних и тех же слов в каждом из этих языковых подразделений, контекстов принципиально различна. Поэтому слова и выражения, которые внешне кажутся одинаковыми, по существу имеют несовпадающие значения и применяются на разных основаниях в зависимости от контекста их употребления. При этом в контекст включается и цель говорящего, и отношение высказывания к реальной ситуации его произнесения, т. е. «язык-игра» полагается не замкнутым отношением одних слов к другим, а включенным в реальную человеческую жизнедеятельность; язык рассматривается как социальный институт и «форма жизни». Значение — это не некая особая реальная сущность, считают лингвистические аналитики, и ие абстрактный объект, заданный в языке формам-
 120
 
 
 
 дпзованной семантики, а тот или иной способ употребления слова в определенном контексте (use).
 Принципиальным для лингвистического анализа является не просто указание на существование в обыденном языке различных, не сводимых друг к другу слоев, контекстов и т. д., а признание того, что количество этих контекстов, в сущности, необозримо (так что бессмысленно было бы ставить задачу выявить их все, скажем, составить полный список языковых «категорий»). Кроме того, и это самое главное, хотя между разными слоями языка, «языками-играми» имеется определенного рода связь и переход, однако данная связь в большинстве случаев исключает возможность выявления каких бы то ни было черт, общих для разных употреблений одного и того же слова. А это значит, что по крайней мере для большинства слов актуально используемого, обыденного языка невозможно дать какие бы то ни было общие дефиниции.
 Сказанное не относится к искусственно построенным, техническим языкам, которые могут употребляться в специальных науках для специальных целей (хотя ни одна специальная наука не может обойтись и без естественного языка), а применимо лишь к обычно используемому, разговорному языку.
 Лингвистические аналитики считают, что философские проблемы возникают как раз в результате непонимания логики естественного языка. Поэтому ц решены они могут быть лишь путем анализа именно этого языка, путем тщательного выявления и кропотливого описания многообразных контекстов словоупотреблений. Думать, что эти проблемы можно решать путем выявления каких-то общих характеристик тех слов, которые волнуют философов (как ото полагала сделать традиционная «метафизика» в своих попытках построить систематическую теорию философских категорий), или же путем построения искусственных языковых систем, в которых словам придается условное значение, весьма удаленное от реального, диктуемого их употреблением (как пытались сделать логические позитивисты, строившие искусственные языковые модели), — значит, по мнению лингвистических аналитиков, идти по явно беспер-спективному пути. Конечно, построение языковых моделей с помощью аппарата формальной логики — дело полезное и нужное для решения ряда специальных научных и технических задач. Нужно, однако, осознать, подчеркивают
 121
 
 
 
 представители данного философского направления, что этот аппарат при всей его важности непригоден для целей разрешения философских проблем, ибо последние существуют именно как результат непонимания многообразия и несводимости друг к другу различных языковых контекстов. В искусственных же языковых системах терминам не может не придаваться жесткий и однозначный смысл в соответствии с самой идеей таких систем. К тому же смысл, придаваемый в формальной логике логическим константам («все», «некоторые», «и», «или», «если...то», «не», «существует»), весьма далек от многообразия их смыслов в реальном языке. Поэтому выполнение различных задач философского анализа лучше всего достигается средствами неформального анализа неформализованного обыденного языка.
 Как же понимаются задачи и особенности философского исследования лингвистическими аналитиками? Следует заметить, что здесь при всем ярко выраженном отмежевании лингвистического анализа от логического позитивизма между обоими направлениями аналитической философии существует определенного рода связь. Она выражается, во-первых, в том, что сама логика противостояния вынуждает лингвистических аналитиков обсуждать те философские проблемы и их решения, которые были существенны для логического позитивизма (принцип верификации и верификационная теория значения, дихотомия аналитических и синтетических суждений, проблема редукции и т. д.). Во-вторых, и это главное, лингвистический анализ унаследовал от логического позитивизма некоторые принципиальные установки в понимании самого характера философской деятельности.
 Дело в том, что итогом всей критики лингвистическими аналитиками логического позитивизма является обвинение последнего в «метафизичности» его исходных теоретических принципов. Квалификация логического позитивизма в качестве разновидности «метафизики» справедлива в том смысле, что претензия логических позитивистов на превращение практикуемой ими философии в вид некоторой специализированной, строго доказательной деятельности, не имеющей ничего общего с традиционной философской «метафизикой», и впрямь оказалась несостоятельной. Но если учесть, что под «метафизикой» в данном случае понимается вся традиционная специфически-философскад
 122
 
 
 
 проблематика, то сам по себе этот термин в приложении к той или иной философской концепции не может рассматриваться как обвинение. Суть дела, видимо, не в «метафизичности» логического позитивизма, а в том, что он оказался слишком плохой «метафизикой», не соответствующей современной научной и социальной практике. Обвинение позитивизма в «метафизичности» означает, однако, для лингвистических аналитиков попытку еще более радикального проведения «антиметафизической» программы. Во всяком случае, так была сформулирована задача теми философами, которые стояли у истоков этого направления, в частности самим Л. Витгенштейном }.
 Лингвистические аналитики считают, что «метафизические» псевдоутверждения возникают в результате нарушения правил употребления некоторых слов обычного языка. При этом философские дискуссии порождаются отнюдь не всеми, а лишь некоторыми словами нашего языка (например, такими, как «знать», «реально», «в самом деле», «кажется», «вероятно», «истинно», «существует»). Остается предположить, что именно эти слова обладают какими-то присущими им особенностями, предоставляющими особые возможности для злоупотребления ими. Философы-«метафизики» либо употребляют эти слова в тех контекстах, в которых они не могут употребляться согласно правилам обыденного языка, либо пытаются дать -им некие общие определения, игнорирующие существование реальных, не сводимых друг к другу языковых контекстов.
 Соответственно свою задачу аналитические философы видят в том, чтобы вскрыть источник «метафизических» псевдопроблем и выявить реальный, подлинный смысл слов, неправильно употребляемых философами-«метафизиками». Так, например, если путем анализа слова «знать» выявляется, что оно имеет целый ряд контекстуальных значений, между которыми вряд ли можно найти что-либо общее, то, утверждают лингвистические аналитики, не существует какой-либо общей дефиниции знания и, следовательно, задача построения общей философской теории познания лишена смысла.
 Поскольку логический позитивизм наряду с задачей элиминации «метафизических» псевдоутверждений ставил
 ' К какому пониманию отношения анализа и философской «метафизики» все более приходит лингвистическая философия в настоящее время, будет показано далее.
 123
 
 
 
 перед философами цель построения идеальных моделей осмысленных рассуждений, критическая задача дополнялась там некоторой конструктивной. Представители лингвистического анализа сводят свои задачи к чисто негативным, или, как они сами предпочитают говорить, «терапевтическим», — к элиминации философских проблем, т. е. к избавлению философии от нее самой.
 Аналитическая философия превращается, таким образом, в своеобразную «философию философии», занятую лишь теми проблемами, которые предложены ранее жившими или ныне существующими философами, и не имеющую ни потребности, ни нужды в том, чтобы заниматься вопросами, которые волнуют представителей специальных наук, или же пытаться решать социально-этические проблемы, поставленные современным социальным развитием. Впрочем, эта черта, по мнению лингвистических аналитиков, не столько недостаток, сколько своеобразное достоинство их философии, показатель возросшей строгости и точности техники философского исследования, свидетельство его профессионализации. «...Новая практика подвергать проблемы и аргументы критике со стороны специалистов-коллег привела к тому, — пишет Дж. Райл, — что философы во все большей степени стали заниматься проблемами философской техники и все больше приобретали вкус к строгости рассуждения... Философы стали теперь философами для философов» '.
 Философ, не формулирующий никаких философско-«метафизических» тезисов, не пытающийся решать мировоззренческие проблемы, не конструирующий онтологические или гносеологические системы, зато занятый высокопрофессиональной и специализированной деятельностью по выявлению с помощью особой техники точного смысла слов и выражений, обнаружению и устранению бессмыслицы, — таков идеал лингвистических аналитиков. Философия становится одной из многих специальных дисциплин. В прошлом были великие философы, а теперь впервые в истории появились философы «искусные», подчеркивал Л. Витгенштейн 2.
 ' G. Ryle. Introduction to «The Revolution in Philosophy». Lon-
 2 G. 'Е. Moore. Wittgenstein's Lectures in 1930 — 1933. London, 1955, p. 27.
 124
 
 
 
 Конечно, строго говоря, по Витгенштейну, философия — это не наука, а философ не является ученым. В самом деле, ведь философ (имеется в виду философ-аналитик) не строит каких-либо объясняющих теорий или гипотез, которые могут подтверждаться или не подтверждаться фактами. Не похож он и на логика или математика, который строит дедуктивные конструкции и доказывает теоремы, исходя из некоторых аксиом. Философ-аналитик занят анализом смысла слов и выражений обычного, актуально используемого языка, описанием того, что реально дано в языке. Философия, таким образом, есть описательная дисциплина, но не в смысле описательной эмпирической науки, которая формулирует те или иные генерализации на основе статистического подсчета разных случаев (не в смысле, например, описательной лингвистики, которая, интересуясь частотой употребления того или иного словесного оборота, очевидно, должна заняться конкретным эмпирическим исследованием, опросом людей).
 Язык интересует философа не в его чисто лингвистических качествах, а как носитель значений. При этом одно и то же значение может быть выражено разными языковыми средствами и даже в разных национальных языках. Значения философом могут быть выявлены путем своеобразного «идеального эксперимента», т. е. мысленного представления возможных ситуаций, в которых употребляется то или иное слово, простого «всматривания» в работу языка и фиксирования того, что «непосредственно очевидно».
 «Было бы правильно сказать, — пишет Л. Витгенштейн, — что наш анализ не может быть научным... В наших рассуждениях не должно быть ничего гипотетического. Мы должны избавиться от всяких объяснений, и одно лишь описание должно занять их место. II это описание получает свою способность прояснять, т. е. свою цель в связи с отношением к философским проблемам. Они, конечно, не являются эмпирическими; они разрешаются скорее всматрива-нием в работу нашего языка, и притом таким образом, чтобы заставить нас осознать эту работу, несмотря на побуждение к ее неверному пониманию. Проблемы разрешаются не путем представления новой информации, но путем нового распределения того, что мы всегда знали»'.
 ' L. Wittgenstein. Philosophical Investigations. Oxford, 1953, p. 47.
 
 
 
 Дж. Райл также обращает внимание на отличие работы философа-аналитпка от работы логика. Излагая его точку зрения, Т. И. Хплл пишет: «...работа философа не совпадает с работой логика — хотя некоторые философы в то же время являются и логиками, — так как в отличие от выводов логика философские аргументы никогда не могут стать доказательствами и не предназначены быть ими. В отличие от доказательств они не имеют посылок. В той мере, в какой работа философа является позитивной, она схожа с усилиями хирурга описать студентам свои действия и затем проконтролировать свои описания путем медленных повторений своих действий» '.
 Уже на основании данной нами самой общей характеристики лингвистической философии нетрудно выявить те внутренние противоречия, которые с самого начала разъедают ее и ведут к определенным сдвигам, не только выводящим за рамки этого вида философского анализа, но, как мы попробуем показать, при известных условиях и за пределы аналитической философии вообще.
 В самом деле, лингвистический анализ пытался утвердить себя в качестве некоей специальной дисциплины, хотя и не являющейся наукой в строгом смысле слова, но способной к получению точных и бесспорных результатов, окончательно сбросившей с себя груз «метафизических» предпосылок, т. е. того или иного решения философских проблем, понимаемых в качестве подлинных. Но это диктовало необходимость отказаться от формулировки какой бы то ни было философской программы и обусловило претензию на отсутствие в этом течении не только каких-либо теоретических установок, принципов, но даже и определенного метода анализа. Выбор того или иного метода означает его предпочтение другим, что неизбежно влечет некоторые «метафизические» следствия. Лингвистиче-
 ' Т. И. Хилл. Современные чеории познания. М., 1965, стр. 479. Заметим, что при попытке характеризовать лингвистическую философию в качестве сциентистской или антисциентистской возникают значительные трудности. Стремление к превращению философии в специализированную техническую дисциплину как будто бы должно было сближать лингвистический анализ со сциен-тизмом. В то же время, как мы пытались показать, представители этого направления отказываются видеть в науке модель осмысленного рассуждения и не считают собственную деятельность научной в строгом смысле слова.
 126
 
 
 
 ские же аналитики претендуют на построение «беспрограммного анализа».
 Именно поэтому Л. Витгенштейну не оставалось ничего другого, как заявить, что «не существует единственного философского метода, хотя действительно существуют различные конкретные методы, подобно различным терапиям»1.
 Логика принятия идеи о возможности «беспрограммного анализа» заставляет Дж. Райла идти еще дальше и утверждать, что даже методы самой этой школы в философии нельзя считать единственно возможными: «То, что предлагаемый или демонстрируемый метод является собственным методом, или единственным собственным методом, или частью единственного собственного метода философствования, не суть истина индивидуального откровения или же дело персонального вкуса. Это — философское высказывание, притом такое, которое утверждает определенный принцип. Поэтому школа, которая претендовала бы на то, что только она находится на верном пути вследствие своей монополии на истинный метод, была бы лишь... претенциозной монополией на философский принцип» 2. Это же обстоятельство обусловливает и принципиальный отказ Л. Витгенштейна от какого бы то ни было общего определения языка (и даже формулировки в общем виде понимания значения как употребления) и предпочтение им конкретного анализа смысла тех или иных слов внутри отдельных «языковых игр».
 Вместе с тем, как бы ни хотели лингвистические аналитики избежать «метафизических» следствий путем принятия какоп бы то ни было программы, сама необходимость утвердить свое направление в качестве философии, отличной от всех других, по самой логике дела не могла не вести к принятию определенных предпосылок, то ли формулируемых явно, то ли демонстрируемых в самой технике и практике анализа (таков вообще парадокс всякой претендующей на «беспредпосылочность» философии).
 В данной связи обратим внимание на существующую среди лингвистических философов своеобразную двойст-
 ' L. Wittgenstein. Philosophical Investigations, p. 51.
 2 G. Ryle. Taking Sides in Philosophy. In: «Philosophy». London, 1937, p. 332.
 127
 
 
 
 венность в оценке созданной Л. Витгейштейном техники анализа (установление того, сформулирован ли вопрос «вне» или «внутри» той или иной «языковой игры», подстановка на место одних выражений других, выявление так называемых «парадигмических» случаев). С одной стороны, принадлежность к данному направлению заставляет весьма высоко оценивать технику лингвистического анализа как позволяющую строго и недвусмысленно разрешать философские проблемы. Сам Л. Витгенштейн в беседе с Дж. Муром заявил, что наиболее ценным его достижением является не получение тех или иных философских результатов, а разработка техники, метода разрешения философских проблем*. С другой стороны, принципиальный отказ от философской программы (продиктованный именно теоретическими соображениями) заставляет и самого Л. Витгенштейна, и его последователей отвергать наличие и обязательность какого бы то ни было философского метода.
 Изучение практики лингвистических аналитиков показывает, что те предпосылки, из которых они реально исходят в своей деятельности, во-первых, носят явно философский (на языке аналитиков «метафизический») характер и, во-вторых, весьма неубедительны. Основной такой предпосылкой является прежде всего сама установка на то, что смысл слов ищется в их обычном употреблении, а корень философских проблем («метафизических псевдопроблем» на языке аналитиков) усматривается в нарушении правил обыденного языка. Однако само понятие «обыденный язык» весьма неясно. Очевидно, обыденный язык не просто эмпирически имеющее место словоупотребление хотя бы уже потому, что именно в этом процессе возникают бессмыслицы, порождающие, согласно лингвистическим аналитикам, философские затруднения. При таком понимании обыденного языка последний не мог бы обеспечить критерии смысла.
 Но нельзя дать обыденному языку и другое определение, а именно понимать его как язык, который употреблялся бы в определенных обстоятельствах. Дело в том, что если в обыденный язык включать только те выражения, которые имеют смысл в некоторых обстоятельствах,
 ' G. Е. Moore. Wittgenstein's Lectures in 1930 — 1933, p. 27.
 128
 
 
 
 то, очевидно, обыденный язык не может быть сам критерием того, что имеет смысл и что не имеет. Но если неясно, что именно следует относить к обыденному языку, то, по-видимому, невозможно говорить о работе философа как о простом «описании» использования выражений в этом языке, ибо сами эти «использования» отнюдь не очевидны'.
 Поскольку реальное использование языка само порождает антиномии, опо не может быть средством их разрешения. В связи с этим лингвистические философы вынуждены говорить о том, что подлинные логические характеристики многих выражений «скрыты» или «затемнены» их актуальным использованием. Но в таком случае для того, чтобы различить «критическое» и «некритическое» словоупотребление, «подлинные» и «кажущиеся» логические характеристики, приходится, очевидно, скрытым образом апеллировать к какому-то критерию, который выходит за рамки простого актуального использования. Поэтому претензия на то, что смысл того или иного выражения открывается путем простого наблюдения, «всматривания» в работу языка, несостоятельна и не соответствует практике самих аналитиков.
 Действительно, если мы не решаем философские затруднения с помощью обыденного языка, а, наоборот, с помощью определенных философских (скрытых и явных) соображений определяем критерии осмысленности, то в таком случае рушится весь замысел философии лингвистического анализа.
 Нужно сказать, что сторонники этого направления рисуют картину собственной практики, существенно отличную от простого «всматривания» в факты языка и последующего их описания. Мало просто собирать различные случаи словоупотребления. «Сущность» становится «обозримой» не посредством «анализа» или пассивного наблюдения над тем, что «уже лежит перед глазами», пишет Дж. Райл, а с помощью «нового упорядочения или даже нескольких таких упорядочений, которые я должен произвести... Поэтому-то и нет метода в философии, так как нет метода для изобретения случаев и для упорядочения
 ' в. Charlesworth. Philosophy and Lingustic Analysis. Louvain, 1959, p. 113.
 129
 
 
 
 их... Так же, как нет метода для того, чтобы «быть пораженным» скорее одним фактом, чем другим...» '.
 Но отсюда вытекает возможность (и неизбежность) разного понимания фактов языка, разного осмысления того, что же считать подлинным, а не мнимым употреблением (значением) того или иного слова. Не случайно среди философов, практикующих лингвистический анализ, столь велики расхождения во мнениях. Нетрудно показать, что в своеобразной форме анализа слов разговорного языка во многом воспроизводятся те принципиальные трудности и основные их решения, которые уже имели место в истории философии. Так, например, при анализе слов и выражений, относящихся к психике («сознавать», «мыслить», «воспринимать» и т. д.), Дж. Райл, по существу, воспроизводит бихевиористскую позицию.
 Сама лингвистическая философия, таким образом, оказывается своеобразным видом «метафизики», выступающей в облачении техники языкового анализа, хотя и не решающейся признать свою подлинную сущность.
 Однако если согласиться с тезисом, что невозможно избежать «метафизических» утверждений при лингвистическом анализе, и одновременно принять тезис аналитиков об отсутствии какого бы то ни было предпочтительного метода философствования, то тогда открывается возможность построения самых откровенных «метафизических» концепций, не вступая в формальное противоречие с лингвистическим анализом. Парадоксальность последнего состоит в том, что он заводит свою борьбу с «метафизикой» настолько далеко, что даже само декларирование принципиальной «антиметафизичности» считается «метафизикой». Тем самым в лице лингвистического анализа аналитическая философия доходит до той грани, когда она, по существу, отрицает себя и выводит за собственные пределы.
 Отмеченная возможность реализуется рядом философов. Так, П. Строусон в книге «Индивиды» строит своеоб-
 ' G. Ryle. Wittgenstein. In: «The Revolution in Philosophy». London, 1957, p. 96. Можно встретить и утверждение о том, что метод, рекомендуемый Л. Витгенштейном в философии, гораздв блпже стоит к искусству, чем к науке. D. Pears. Wittgenstein and Austin. In: «British Analytical Philosophy». London — New York, 1966, p. 38.
 130
 
 
 
 разную «дескриптивную метафизику», пытаясь на основе анализа ряда выражений обычного языка делать заключения о реальной структуре бытия. В книге Ст. Хэмпши-ра «Мысль и действие» аналитический метод философствования не является единственным и даже главным. Философская концепция, развиваемая Ст. Хэмпширом, в ряде пунктов близка к идеям феноменолога М. Мерло-Понти. Ст. Хэмпшир критикует аналитическую философию за ее претензию на окончательное решение философских трудностей при помощи анализа языка и подчеркивает, что сам обыденный язык следует понимать в процессе бесконечного изменения и развития и в его обусловленности социальными институтами. «Философское исследование никогда не сможет быть завершено» ', — считает он. Вместе с тем по формальным признакам и П. Строусон, и Ст. Хэмлшмр должны быть отнесены к представителям лингвистической философии, поскольку последняя не отвергает никаких философских методов, а оба названных философа не отказываются полностью и от анализа обыденного языка.
 Еще один парадокс лингвистической философии состоит в том, что решение задачи, которую ставят перед собой аналитики (искоренение философских проблем), должно было бы привести к уничтожению всякой философской деятельности, в том числе и аналитической. Этот момент подметил и остроумно охарактеризовал Прайс: «И вот перед нами забавное зрелище: профессиональный философ сознательно и методически вызывает головную боль, которую он впоследствии должен излечить. Студент тратит первый год философского курса, стараясь заполучить болезнь, и затем тратит второй год для того, чтобы избавиться о нее. Однако если бы все шло иначе, терапевты не имели бы пациентов» 2.
 Правда, такой вывод следует лишь в том случае, когда задачи лингвистического анализа ограничены философской терапией. Если придать деятельности аналитиков также и некоторый позитивный смысл, она может выглядеть более перспективной. В рамках анализа значений обыденного языка единственная возможность позитивной
 ' St. Hampshire. Thought and Action N Y, 1960, p. 271 — 272.
 2 Я Я Price. Clarity is Not Enought. In: «Clarity is Not Enought». London,1963, p. 18.
 131
 
 
 
 работы может заключаться в том, чтобы исследовать значение не только тех слов и выражений, которые вызывают философские затруднения, но вообще разнообразных языковых форм безотносительно к их связи с философией. По такому пути фактически пошел Дж. Остин. Лингвистический анализ в этом случае выходит за рамки философии и превращается в какую-то специальную дисциплину (не становясь, впрочем, и лингвистикой). Сам Дж. Остин всячески подчеркивал близость методов своей деятельности к методам естественных паук и считал, что он создает какую-то «новую науку о языке», которая займет место того, что ныне называется философией, выйдя далеко за ее пределы. Если бы обычная грамматика и синтаксис были более общими и одновременно более эмпирическими, считал Дж. Остин, они включали бы в себя многое из того, чем сегодня занимается философия, — последняя в этом случае стала бы научной '.
 Но есть и другой путь превращения исследования обыденного языка в научное занятие. Признав, что обыденный язык является «формой жизни» и так или иначе связан с социальными институтами, можно исследовать зависимость языка от системы культуры в целом и его изменения в процессе социально-культурного развития человечества. Такой путь предлагает С. Тулмин. По-видимому, это имеет смысл, так же как и изучение усвоения языка ребенком в процессе индивидуального развития психики (работа, подобная той, которую осуществляет швейцарский психолог, философ и логик Ж. Пиаже). Если бы это было сделано, считает Тулмин, то лингвистический анализ привел бы к возникновению новой науки, которая исследовала бы взаимоотношение концептуальных онтогении и филогении 2.
 Программа С. Тулмина предполагает, однако, превращение обыденного языка из средства решения философских проблем в объект научного изучения, что означает формулирование теорий и гипотез по всем правилам, принятым в современной науке. Иными словами, реализация этой программы выражала бы не новый этап в развитии
 ' D. Pears. Wittgenstein and Austin. In: «British Analytical Philosophy». London — New York, 1966, p. 23.
 2 St. Toalmin. From Logical Analysis to ConfeDhial History. In: «The Legacy of Logical Positivism». Baltimore, 1969, p. 48, 49, 53.
 132
 
 
 
 лингвистической философии, а, в сущности, выход за пределы аналитической философии вообще.
 Краткий очерк современного состояния лингвистической философии уместно закончить следующим весьма симптоматичным высказыванием Ф. Вайсмана, участника аналитического движения на разных его этапах: «...невозможно... доказать, что данное выражение является естественным, метафора — соответствующей, вопрос — имеющим смысл (или таким, на который нельзя ответить), сочетание слов — осмысленным (пли лишенным смысла)... Утверждение о том, что метафизика — нонсенс, само является нонсенсом» '. Любопытно, что это утверждает бывший ассистент одного из основателей логического позитивизма — М. Шлика, активный член «Венского кружка» — объединения, послужившего идейным и организационным ядром этого философского направления.
 * * *
 Логический позитивизм пытался обеспечить полное и четкое разделение научных и «метафизических» утверждений. Неудача этой затеи могла вести к выводу о необходимости более последовательного проведения линии «антиметафизического» философского анализа, не исходящего из каких-либо философских предпосылок («беспрограммного») и в то же время обращенного преимущественно на факты обыденного языка. Ведь именно естественный, обычный язык казался тем средством, которое способно излечить от «метафизических» псевдопроблем скорее и надежнее, чем основательно обремененная «метафизикой» наука. По этому пути и пошла философия лингвистического анализа. К чему привел этот путь, мы пытались показать выше.
 Но признание провала логико-позитивистской программы могло сопровождаться и иным выводом. Не бессмысленна ли сама идея принципиального противопоставления философских и специально научных проблем? Может быть, не следует пытаться избавить науку вообще от всякой философской «метафизики», а лишь попробовать освободиться от дурной «метафизики» (в частности, позитивист-
 ' Е. Waismann. How I See Philosophy. N. Y., 1968, p. 24, 38.
 133
 
 
 
 ской) в пользу такой, которая соответствует практике и логике функционирования современного научного знания?
 Положительный ответ на этот вопрос в той или иной степени (в зависимости от того, насколько радикальные выводы делаются из него) выводит за рамки позитивизма в строгом смысле слова. Он ориентирует на исследование философско-методологической проблематики науки (в отличие от ориентации философии лингвистического анализа).
 Отход от доктрины логического позитивизма в понимании отношения философии и науки и в методологическом исследовании научного знания практически осуществлялся у ее сторонников с разной степенью последовательности. У таких философов, как, например, Г. Фейгл, признание осмысленности психофизической проблемы (считавшейся ортодоксальным логическим позитивизмом псевдопроблемой) и принятие гносеологической концепции «семантического реализма» сочетается с сохранением многих тезисов логического эмпиризма. Для представителей так называемого «логического прагматизма» (У. Куйн, А. Пап и др.) характерен отказ от большинства тезисов логического позитивизма, но вместе с тем сохранение ориентации на анализ, понимаемый как построение искусственных языковых систем с помощью аппарата математической логики в качестве орудия философской деятельности. К. Поппер, сыгравший в свое время значительную роль в становлении ряда идей логического позитивизма, не только отошел от позитивизма (выражением чего служит, в частности, принятие им своеобразной платонистической «реалистической» концепции), но в известной мере вышел за рамки аналитической философии (т. е. философии, ориентированной на анализ языка), подчеркивая, что философские проблемы не сводятся к анализу языка. Наконец, идеи, развиваемые в последние годы Т. Куном (к которым тяготеют П. Фейерабенд и некоторые другие философы), носят антипозитивистский характер, ибо из тезиса о «революциях в науке» и существовании разных типов научного знания делается вывод об отсутствии какой-либо вне-исторической демаркации научных и «метафизических» проблем. Сама «парадигма», определяющая характер того или иного исторического типа научного знания, рассматривается не просто как структура искусственного или естест-
 134
 
 
 
 венного языка, а как нечто связанное с функционированием культурных институтов данного общества. При всех слабостях и недостатках взгляды Т. Куна и примыкающих к нему методологов имеют явную антипозитивистскую ориентацию.
 Таковы некоторые итоги и тенденции эволюции позитивистской философии. Эта философия не только не обладает сегодня крупными и влиятельными концепциями, но в значительной мере утратила уверенность в себе, охотно допуская возможность (и даже неизбежность) других, даже откровенно «метафизических», направлений. Представление о возможности устранить из науки специфически-философскую мировоззренческую проблематику и превратить философию в разновидность специальной технической дисциплины оказалось мифом.
 

<< Пред.           стр. 4 (из 11)           След. >>

Список литературы по разделу