<< Пред.           стр. 4 (из 8)           След. >>

Список литературы по разделу

 
  Особенности промышленной политики
  Министерства Японии традиционно имеют огромное влияние на ход развития промышленной политики. Они осуществляют также контроль за деятельностью корпораций. Однако в последние годы ряд факторов начал замедлять развитие всеобъемлющей экономической политики.
  Во-первых, в связи с растущей ролью японских корпораций внутри страны и за рубежом, в формировании политики стал участвовать целый ряд министерств во главе с Министерством финансов и Министерством международной торговли и промышленности.
  Во-вторых, увеличивающаяся интернационализация японских корпораций сделала их менее зависимыми от внутреннего рынка и, следовательно, менее зависимыми от государственной промышленной политики.
  В-третьих, рост японского рынка капитала привел к их частичной либерализации и открытости, хотя и незначительной по мировым стандартам.
  Несмотря на то, что эти и другие факторы несколько разобщили единую промышленную политику Японии, она по-прежнему является важным фактором японского законодательства, особенно в сравнении с англо-американской моделью.
  С другой стороны, существует (хотя и не столь эффективное) независимое регулирование японского рынка государственными агентствами. Это выглядит несколько ироничным, так как законодательная база Японии была практически скопирована с американской модели после второй мировой войны. Несмотря на множество различных поправок и изменений, ядро японского законодательства о фондовом рынке остается очень похожим на американское. В 1971г., после первой волны иностранных инвестиций, были приняты новые законы, предписывающие более полное раскрытие информации.
  В настоящее время главные регулирующие органы: Бюро ценных бумаг Министерства финансов и Комитет по надзору за фондовыми биржами, учрежденный при Бюро в 1992г. Это бюро ответственно за соблюдение корпорациями существующего законодательства и расследование нарушений. Несмотря на достаточно большие полномочия этих структур, им еще предстоит завоевать фактическое независимое влияние.
 
  Требования к раскрытию информации
  Требования к раскрытию информации в Японии строгие, но не такие, как в Америке. Корпорации должны сообщать о себе достаточно много данных, а именно:
  финансовую информацию (каждое полугодие);
  данные о структуре капитала;
  сведения о каждом кандидате в Совет директоров (включая имена и фамилии, занимаемые должности, отношения с корпорацией, владение акциями корпорации);
  данные о вознаграждениях - в основном наибольшие суммы, выплачиваемые исполнительным работникам и членам Совета директоров;
  сведения о предлагаемых слияниях и реорганизации;
  предлагаемые поправки к Уставу;
  имена лиц и/или названия корпораций, приглашаемых для аудиторской проверки.
  Процедура раскрытия информации в Японии имеет ряд существенных отличий от американской. В Японии финансовая информация предоставляется каждые полгода, а в США - каждый квартал; в Японии сообщается сумма совокупного вознаграждения управляющим и директорам, а в США - по каждому лицу. То же касается и списка крупных владельцев: в Японии - это десять крупнейших акционеров, в то время, как в США - все акционеры, владеющие пакетами более 5%. Кроме того, существуют заметные различия между японскими и американскими бухгалтерскими стандартами (GAAP).
 
  Действия корпораций, требующие одобрения акционеров
  В обычный круг вопросов, требующих одобрения акционеров, в японских корпорациях входят следующие: выплата дивидендов и распределение средств, выборы Совета директоров и назначение аудиторов.
  Кроме того, без согласия акционеров нельзя решать вопросы, касающиеся капитала корпорации; принимать поправки к Уставу (например, изменение численности и/или состава Совета директоров, изменение утвержденного вида деятельности); выплачивать выходные пособия директорам и аудиторам; повышать верхний предел вознаграждения директорам и аудиторам.
  Внеочередные действия корпорации, требующие одобрения акционеров, - это вопросы слияния, поглощения и реорганизации.
  Предложения акционеров являются сравнительно новым явлением в Японии. До 1981г. закон не разрешал акционерам выносить свои предложения на рассмотрение ежегодного общего собрания. В 1981г. была принята поправка к Коммерческому кодексу, устанавливающая, что акционер, владеющий, по крайней мере, 10% акций корпорации, может выступать с предложениями на ежегодном или внеочередном общем собрании.
 
  Взаимодействие между участниками
  Механизм взаимодействия между ключевыми участниками способствует укреплению отношений между ними. Это основная отличительная черта японской модели. Японские корпорации заинтересованы в долгосрочных, предпочтительно, аффилированных акционерах. И, наоборот, неаффилированных акционеров стараются исключить из этого процесса.
  Годовые отчеты и материалы, связанные с проведением общего собрания, доступны всем акционерам. Акционеры могут присутствовать на собрании лично, либо голосовать по доверенности или по почте. Теоретически, система достаточно проста, однако на практике иностранным инвесторам голосовать очень сложно.
  Ежегодное собрание - это чисто формальное мероприятие, и корпорации не приветствуют какие-либо возражения акционеров. Более того, активность акционеров ослабляется, хотя и неформально, еще и тем, что большинство корпораций проводят свои собрания в одно и тоже время, тем самым препятствуя присутствию или голосованию институциональных инвесторов в разных корпорациях.
 
  Немецкая модель
  Немецкая модель управления акционерными обществами (используется в немецких, австрийских и некоторых других корпорациях) существенно отличается от англо-американской и японской моделей, хотя некоторое сходство с японской моделью все-таки существует.
  Банки являются долгосрочными акционерами немецких корпораций (в Германии вместо термина "корпорация" употребляется термин "акционерное общество" - Aktiengesellschaft, сокращенно AG) и, подобно японской модели, представители банков выбираются в Советы директоров. Однако, в отличие от японской модели, где представители банков привлекаются в совет только в кризисных ситуациях, в немецких корпорациях представительство банков в совете постоянно. Крупнейшие универсальные банки (то есть банки, предоставляющие широкий диапазон услуг) играют основную в них основную роль, а в некоторых землях Германии государственные банки являются ключевыми акционерами корпораций.
  Существуют три основных особенности немецкой модели, отличающие ее от других моделей. Это состав Совета директоров и права акционеров.
  Во-первых, немецкая модель предусматривает двухпалатный совет, состоящий из Правления - исполнительного совета (чиновники корпорации, то есть внутренние члены) и Наблюдательного совета (представители рабочих, служащих корпорации и акционеров). Эти две палаты абсолютно разделены: никто не может быть одновременно членом Правления и Наблюдательного совета.
  Во-вторых, численность Наблюдательного совета устанавливается законом и не может быть изменена акционерами.
  В-третьих, в Германии и других странах, использующих немецкую модель, узаконены ограничения прав акционеров в части голосования, то есть ограничивается число голосов, которое акционер имеет на собрании и которое может не совпадать с числом акций, которыми этот акционер владеет. В последнее время в странах Европейского Сообщества наметилась тенденция к отмене этих ограничений.
  Большинство немецких корпораций предпочитает банковское финансирование акционерному, поэтому капитализация фондового рынка невелика по сравнению с мощью немецкой экономики. Процент индивидуальных акционеров в Германии низок, что отражает общий консерватизм инвестиционной политики страны. Поэтому неудивительно, что структура управления акционерным обществом сдвинута в сторону контактов между ключевыми участниками, а именно, банками и корпорациями.
  Система в какой-то степени является противоречивой в отношении к мелким акционерам: с одной стороны, она позволяет им вносить предложения, с другой - позволяет корпорациям налагать ограничения на право голоса.
  Процент иностранных инвесторов достаточно велик: в 1995г. он составлял более 20%. Этот фактор постепенно начинает оказывать влияние на немецкую модель, так как иностранные инвесторы из стран Европейского Сообщества и других стран начинают защищать свои интересы. Распространение рынка капитала заставляет немецкие корпорации пересматривать свою политику. Когда корпорация Daimler-Benz AG решила зарегистрировать свои акции на Нью-йоркской фондовой бирже в 1993г., она была вынуждена принять существующие общие стандарты финансовой отчетности США. Эти стандарты обеспечивают большую открытость по сравнению с немецкими. Так, Daimler-Benz AG вынуждена была отчитываться о крупных убытках, которые можно было бы скрыть, применяя немецкие принципы бухгалтерского учета.
 
  Ключевые участники
  Немецкие банки и в меньшей степени немецкие корпорации являются ключевыми участниками в немецкой модели управления. Как и в японской модели, банк играет несколько ролей: он выступает акционером и кредитором, эмитентом ценных бумаг и долговых обязательств, депозитарием и голосующим агентом на ежегодных общих собраниях акционеров. В 1995г. три крупнейших немецких банка ("Deutsche Bank", "Dresdener Bank" и "Commerzbank") входили в Наблюдательные советы примерно 80 из 100 крупнейших немецких корпораций.
  В Германии корпорации также являются акционерами и могут иметь долгосрочные вложения в других неаффилированных корпорациях, то есть корпорациях, не принадлежащих к определенной группе связанных (коммерчески или промышленно) между собой корпораций. Подобный тип похож на японскую модель, но в корне отличается от англо-американской, где ни банки, ни корпорации не могут быть ключевыми институциональными инвесторами.
  Включение представителей рабочих (служащих) в состав Наблюдательного совета является дополнительным отличием немецкой модели от японской и англо-американской.
 
  Структура владения акциями
  Основными акционерами в Германии являются банки и корпорации. В 1995г. корпорации владели более 45% немецкого фондового рынка, и институциональные инвесторы (в основном, банки) - около 30%. Институциональные агенты, например, пенсионные фонды (3%) или индивидуальные акционеры (4%) не играют важной роли в Германии. Иностранные инвесторы владели более 20% рынка в 1995г. В настоящее время их влияние на немецкую систему управления акционерными обществами возрастает.
 
  Состав Правления ("Vorstand") и Наблюдательного совета ("Aufsichtsrat")
  Двухпалатное правление - уникальная черта немецкой модели. Немецкие корпорации управляются Наблюдательным советом и Правлением. Наблюдательный совет назначает и распускает Правление, утверждает решения руководства и дает рекомендации Правлению. Наблюдательный совет обычно проводит совещания раз в месяц. В Уставе корпорации оговариваются документы, требующие утверждения на наблюдательном совете. Правление несет ответственность за ежедневное руководство корпорацией.
  Правление состоит исключительно из сотрудников корпорации. В наблюдательный совет входят только представители рабочих (служащих) и представители акционеров.
  Состав и численность наблюдательного совета определяются Законами о промышленной демократии и о равноправии служащих; эти законы определяют также количество представителей, выбранных рабочими (служащими) и количество представителей, выбранных акционерами.
  Численность Наблюдательного совета устанавливается законом. В небольших корпорациях (численностью менее 500) акционеры избирают весь Наблюдательный совет. В средних корпорациях (размер корпорации зависит от размера фондов и средств и количества сотрудников) сотрудники избирают одну треть Наблюдательного совета, состоящего из 9 чел. В больших корпорациях сотрудники избирают половину Наблюдательного совета, состоящего из 20 чел.
  Следует обратить внимание на то, что существуют два основных отличия немецкой модели от японской и англо-американской:
  1. Численность Наблюдательного совета устанавливается законом и не подлежит изменению.
  2. В Наблюдательный совет входят представители рабочих (служащих) корпорации.
  Тот факт, что в Наблюдательный совет не входят "инсайдеры" совсем не означает, что в него входят только "аутсайдеры". Членами Наблюдательного совета, избираемого акционерами, обычно являются представители банков и корпораций, то есть. крупных акционеров. Было бы правильнее назвать их "аффилированными аутсайдерами".
 
  Законодательная база
  В Германии существуют сильные федеральные традиции. Федеральные и местные (земельные) законы оказывают влияние на структуру управления акционерными обществами. Федеральные законы включают в себя законы об акционерных обществах, законы о фондовых биржах, коммерческие законы, а также перечисленные выше законы о составе наблюдательных советов. Однако регулирование деятельности бирж является прерогативой местной власти. В 1995г. было создано Федеральное агентство по ценным бумагам, которое дополнило недостающий элемент немецкого законодательства.
 
  Требования к раскрытию информации
  В Германии разработаны достаточно строгие правила раскрытия информации, но менее жесткие, чем в США. Корпорации должны предоставлять в годовом отчете или на общих собраниях разнообразную информацию, включая:
  финансовую (каждое полугодие);
  данные о структуре капитала;
  ограниченную информацию о каждом кандидате в Наблюдательный совет (с указанием имени и фамилии, адреса, места работы и занимаемой должности);
  совокупную информацию о вознаграждениях, выплачиваемых членам Правления и Наблюдательного совета;
  данные об акционерах, владеющих более 5% акций корпорации;
  информацию о возможном слиянии или реорганизации;
  предлагаемые поправки к Уставу;
  имена лиц или название корпораций, приглашаемых для аудиторской проверки.
  Правила раскрытия информации в Германии отличаются от принятых в США. Например, финансовая информация сообщается раз в полгода, а не ежеквартально, как в США; предоставляются совокупные данные о вознаграждении директорам и менеджерам, в отличие от индивидуальных сведений в США; не сообщаются сведения о членах Наблюдательного совета и их владении акциями корпорации. Кроме того, существуют заметные различия между немецкими и американскими стандартами бухгалтерской отчетности.
  Основное отличие немецкой системы финансовой отчетности состоит в том, что немецким корпорациям разрешается иметь значительную нераспределенную прибыль, что позволяет корпорациям занижать свою стоимость.
  До 1995г. немецкие корпорации должны были оглашать имена лиц, владеющих более 25% акций корпорации. В 1995г. этот предел был снижен до 5%, что совпадает с американскими стандартами.
 
  Действия корпорации, требующие одобрения акционеров
  Действия корпорации, требующие одобрения акционеров, - это распределение чистого дохода (выплата дивидендов, использование средств), ратификация решений Правления и Наблюдательного совета за прошедший финансовый год, выборы Наблюдательного совета, назначение аудиторов.
  Утверждение решений Правления и Наблюдательного совета по существу означает "печать одобрения" или "вотум доверия". Если акционеры хотят предпринять какие-либо юридические акции против отдельных членов или против совета в целом, они откажутся от ратификации решений совета за прошедший год.
  В отличие от англо-американской и японской моделей акционеры не имеют права изменять численность или состав Наблюдательного совета. Размер и состав совета устанавливаются законом.
  Другими действиями, требующими одобрения акционеров, являются: решение об осуществлении затрат (что автоматически признает преимущественные права, если только не отклоняется акционерами), сотрудничество с филиалами, поправки и изменения к Уставу (например, изменение утвержденного вида деятельности), повышение верхнего предела вознаграждения членам Наблюдательного совета. Внеочередные действия, требующие одобрения акционеров - это слияние, покупка контрольного пакета акций и реорганизация.
  В Германии предложения акционеров - это обычное дело. После оглашения повестки дня ежегодного общего собрания акционеры могут подать в письменной форме предложения двух типов:
  1. Контрпредложение, то есть предложение, противоречащее предложению Правления и/или Наблюдательного совета, включенному в повестку дня. Оно может касаться увеличения или уменьшения размера дивидендов или например, представлять альтернативную кандидатуру в Наблюдательный совет.
  2. Предложение акционеров, содержащее дополнение к повестке дня.
  Примеры предложений акционеров: альтернативные кандидатуры в Наблюдательный совет, проведение специального расследования или проверки, требование отменить ограничения на право голосования, рекомендации по изменению структуры капитала.
  Если эти предложения удовлетворяют всем установленным требованиям, корпорация должна объявить о них и известить акционеров до начала собрания.
 
  Взаимодействие между участниками
  Существующая в Германии законодательная база учитывает интересы служащих, корпораций, банков и акционеров. О многогранной роли банков уже говорилось ранее. В целом система ориентирована на ключевых участников. Но, несмотря на это, немало внимания уделяется и мелким акционерам, например, допускаются вышеупомянутые предложения акционеров.
  Однако существуют определенные препятствия на пути участия акционеров в управлении, а именно в части полномочий банков как депозитариев и голосующих членов.
  Большинство немецких акций - это акции на предъявителя (они не регистрируются). Корпорации, выпускающие такие акции, должны объявлять о ежегодных общих собраниях в государственных изданиях и направлять свои годовые отчеты и повестку дня в банк-депозитарий, который в свою очередь направляет эти материалы тем акционерам, которые в них заинтересованы. Такая процедура часто осложняет получение материалов иностранными акционерами.
  В Германии большинство акционеров покупают акции через банк, и банки, будучи депозитариями, имеют право голосовать на собраниях. Процесс состоит в следующем: акционер дает банку доверенность, по которой банк имеет право голосовать в течение установленного срока - до 15 месяцев. Корпорация высылает повестку дня и годовой отчет в банк-депозитарий. Банк передает акционеру эти материалы, а также свои рекомендации по голосованию. В случае, если акционер не дает банку специальных инструкций по голосованию, банк вправе голосовать по своему усмотрению. Это ведет к потенциальному конфликту интересов между банком и акционером. Это также приводит к усилению банковского влияния при голосовании, поскольку не все акционеры дают банкам инструкции по голосованию, и банки голосуют по своему усмотрению. Но поскольку число индивидуальных акционеров в Германии невелико, это не представляет особой проблемы, хотя это отражает "пробанковскую" и "антиакционерную" сторону системы.
  Кроме того, узаконенные ограничения права голоса и невозможность голосования по почте также препятствуют участию акционеров в делах корпорации. Как уже упоминалось, акционеру нужно либо присутствовать на собрании лично, либо быть представленным своим банком-депозитарием.
  Несмотря на эти препятствия, мелкие акционеры не исключаются из процесса и на собраниях часто вносят свои предложения против управляющих каждый год. В Австрии мелкие акционеры не столь активны. Может быть, потому, что австрийское правительство прямо или косвенно является крупным акционером в большинстве корпораций.
 
 3. ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ КОРПОРАТИВНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
 3.1. ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ КАК РЕЗУЛЬТАТ СЛИЯНИЯ И ПОГЛОЩЕНИЯ КОРПОРАЦИЙ
  Транснациональные корпорации (ТНК) - гигантские финансово-промышленные объединения, национальные или интернациональные по капиталу, построенные по принципу централизованного планирования и управления в мировом масштабе, участвующие в международном разделении труда и использующие преимущества от интернационализации хозяйственной жизни для расширения позиций на мировом рынке и максимизации прибыли.
  В рамках ТНК осуществляется переток значительной части ресурсов. Их власть и влияние на интеграционные процессы обусловливается концентрацией контроля над такими стратегически важными сферами, как финансы, рабочая сила, технологии, поставки сырья и компонентов, услуги и сбыт. Иными словами, транснациональные корпорации являются основным субъектом процесса глобализации экономики.
  В силу своей транснациональной структуры эти корпорации могут извлекать выгоду из международных различий в деловом цикле, экономической политике, уровне налогов и таможенных пошлин, темпах инфляции, ставках заработной платы, производительности, технических стандартах, номенклатуре спроса и т.д.
  Используя современные системы планирования и информационные коммуникации, многие из них смогли разработать и распространить на ряд стран, регионов и даже на весь мир достаточно эффективные конкурентные стратегии. Благодаря отмеченным и многим другим обстоятельствам международные компании приобрели существенное влияние на систему межгосударственных отношений, которое неуклонно растет.
  Широкомасштабное наступление ТНК началось в 50-60-х годах с американских структур, затем японских, немецких, английских, голландских и французских. В 80-е годы к ним присоединились компании Южной Кореи и некоторых других развивающихся стран.
  В 90-е годы экспансия ТНК существенно усилилась вследствие следующих обстоятельств:
  Во-первых, они сумели открыть для себя новые регионы (постсоветское экономическое пространство).
  Во-вторых, ускорилась глобализация финансового сектора и интеграция финансовых рынков. Возникли огромные транснациональные финансовые конгломераты.
  В-третьих, процессы приватизации и коммерциализации открыли новые рынки и отрасли.
  В-четвертых, по ряду причин конкуренция ожесточилась. Особо значимыми факторами развития стали распространение технологической революции; конвергенция технологических возможностей во многих отраслях производства, облегчающая быструю имитацию и появление различных видов товаров с лучшими качествами; слияния корпораций в мировом масштабе.
  В-пятых, увеличилась значимость региональных интеграционных процессов и зон сотрудничества, что стало оказывать многоплановое влияние на прямые капиталовложения.
  В-шестых, во всем мире получили распространение современные технические достижения и технологии их применения (особенно в области информационных технологий).
  В-седьмых, отдельные рынки и национальные экономики стали более взаимозависимыми. Но при этом увеличился технологический разрыв, разрыв в уровне доходов и неравенство на межрегиональном, межстрановом и внутристрановом уровнях.
  Эти обстоятельства свидетельствуют также о том, что интеграция мирового хозяйства в предстоящие годы будет продолжаться. Однако процесс, по-видимому, останется жестким в смысле конкуренции, ассиметричным с точки зрения неравенства победителей и побежденных, в существенной степени зависящим от ТНК.
  В середине 70-х годов в мире насчитывалось около 7 тыс. ТНК, а в середине 90-х годов, по данным ООН, существовало уже 44508 ТНК, которые контролировали более 276 тыс. аффилированных компаний. При этом на территории промышленно развитых стран размещалось свыше 80% материнских компаний и около 1/3 аффилированных, в развивающихся странах - соответственно 19,5% и почти 50%, в бывших социалистических государствах - примерно 0,5% и 17%.
  Список 100 крупнейших мировых ТНК нестабилен и ежегодно в силу различных причин подвергается изменениям. В середине 90-х годов на Европейское сообщество приходилось 40 из 100 крупнейших транснациональных корпораций мира, в том числе на Великобританию 13, Францию - 12, Германию - 6, Швейцарию - 5; Швецию - 4. Больше всего крупнейших ТНК имели США - 27, на Японию приходилось 14 компаний. Формирование списка 100 крупнейших мировых корпораций зависит от используемого для этого признака. Например, может использоваться "интегральный индекс транснациональности", учитывающий размеры не только заграничных вложений, но и зарубежных продаж и использования иностранной рабочей силы.
  В список крупнейших транснациональных компаний в середине 90-х годов входили следующие фирмы: "Роял-Датч/Шелл" (Великобритания/Нидерланды), "Эксон" (США), "Ай-би-ем" (США), "Дженерал моторс" (США), "Хитачи" (Япония), "Мацусита" (Япония), "Нелле" (Швейцария), "Форд" (США), "Алкатель" (Франция), "Дженерал электрик" (США), "Филипс" (Нидерланды), "Мобил ойл" (США), "Асеа Браун Бовери" (Швейцария), "Альфакитэн" (Франция), "Фольксваген" (Германия), "Тойота" (Япония), "Сименс" (Германия), "Даймлер Бенц" (Германия), "Бритиш Петролеум" (Великобритания), "Юнилевер" (Великобритания/Нидерланды).
  В начале 2000г. было объявлено о слиянии двух крупнейших в мире информационных компаний "Америка он-лайн" (действует в области Интернета), и "Тайм Уорнер" (сфера средств массовой информации). Новая мегакорпорация "Аол Тайм Уорнер Инкорпорэйтед", стоимостью около 350 млрд. долл., станет крупнейшей в мире.
  Наибольшее число ТНК зарегистрировано в Германии - 7100, Японии - 3650, Швеции - 3550, Швейцарии - 3000, США - 3000, Великобритании - 2800. На указанные страны приходится более половины всех транснациональных корпораций мира. К началу 90-х годов стоимость продукции зарубежных филиалов ТНК достигла 6% мирового ВВП, тогда, как в 1982г. этот показатель не превышал 2%. 100 крупнейших по размерам зарубежных вложений ТНК (исключая банковские и финансовые учреждения) базируются в промышленно развитых странах.
  Крупнейшие корпорации, составляющие первую сотню ТНК, можно охарактеризовать следующим образом /26/:
  американские ТНК составляют наибольшую группу (32), на которую приходится и основная доля зарубежных вложений;
  японские ТНК - наиболее быстрорастущие (в 1990г. - 11 фирм, а в середине 90-х годов - 19);
  европейские ТНК занимают заметные позиции в капитале и наукоемких отраслях промышленности, в частности химической и фармацевтической;
  химические и фармацевтические компании отличаются наиболее высоким индексом транснациональности.
  Согласно данным Комиссии ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), на начало 90-х годов совокупный объем инвестиций транснациональных корпораций превысил 2 трлн. долл. Внешний товарооборот ТНК оценивался в 5,5 трлн. долл., что составляет более половины объема мировой торговли. Общий объём продаж ТНК на 20% превышает объём мирового экспорта. Транснациональные корпорации создали за рубежом свыше 200 тыс. дочерних компаний (в 1960г. таких компаний было лишь 3,5 тыс.).
  О масштабах деятельности ТНК наглядно свидетельствует сравнение объема продаж отдельных ТНК со стоимостью ВВП целых стран. Так, в начале 90-х годов годовой объем продаж компании "Дженерал моторс" (США) был больше, чем ВВП таких промышленно развитых стран, как Финляндия, Дания, Норвегия, и крупных развивающихся государств - Саудовская Аравия, Индонезия и Аргентина. Объем продаж японской ТНК "Тойота моторс" превышал почти в 2 раза стоимость ВВП Египта, Нигерии, Сингапура, Перу, Чили и Марокко.
  По имеющимся данным, за первую половину 90-х годов почти 90% мирового объема прямых иностранных инвестиций находилось в руках материнских компаний промышленно развитых держав, причем у компаний США, Франции, Великобритании, Германии и Японии - 60%. Однако реально контролируемая ими сфера значительно шире, поскольку нужно принимать в расчет контракты по управлению и другие формы взаимного участия. В конце 90-х годов контроль подразумевает вовлечение аффилированных компаний или венчурного предприятия в систему стратегического планирования материнской структуры, подчинение ее финансовой и инвестиционной программам. В последнее время многие международные корпорации передают немалую долю управленческой ответственности своим аффилированным компаниям, рассредоточенным в различных странах.
  Статистика показывает, что более половины прямых капиталовложений за границей приходилось на 100 самых крупных корпораций, стоимость которых только в 1996г. составила примерно 4,1 трлн. долл., из которых примерно 1,7 трлн. долл. (около 40%) инвестированы заграницей. Доля зарубежных продаж этих корпораций в общем объеме реализации составляет более 40%. Размеры зарубежного производства, например американских ТНК в 4 раза превышают экспорт страны, английских - боле чем в 2 раза. В соответствии с оценками ООН, в начале 90-х годов ТНК прямо или косвенно обеспечивали работой 150 млн. человек, причем непосредственно - 73 млн. человек, что эквивалентно 10% общего числа занятых в современном несельскохозяйственном производстве. Более половины работников ТНК, занятых за границей, трудилось в промышленно развитых странах и 47% в развивающихся /33/.
  Обычно ТНК расширяют международную деятельность путем приобретения или создания новых компаний, организации совместных предприятий или же вступая в другого рода объединения. Причем для данных операций не обязательно прибегать к экспорту капитала и реинвестированию прибыли, заработанной за рубежом, - можно поглотить иностранную фирму получив кредит по месту совершения сделки по ее приобретению. Применяются и другие методы укрупнения активов и приобретения контроля (например, присвоение местного основного капитала в счет погашения долга).
  Важным явлением в 90-е годы стало слияние и поглощение компаний, в то время, как новых компаний появлялось мало.
  Так, в США слились "Локхид" и "Мартин-Мариэтта", объединились "Боинг" и "Макдонелл Дуглас", в процессе создания - альянсы "Хьюза" и "Вестингауза", "Нортрона" и "Рэйтиона".
  В Европе тоже идет процесс слияния фирм: "Эйрбас" заключил союз с "Дассо", переговоры об объединении ведут "Аэроспасьяль" и "Доймлер-Бенц Аэроспейс". Доля многоотраслевых компаний составляет: в Англии - 96%, Италии - 90%, Франции - 84%, Германии - 78%. В Японии создаются мощные промышленные и банковские корпорации /20/.
  Особая роль при укрупнении компаний отводится стратегии конкуренции, согласно которой во многих отраслях производства наращивалась рыночная доля или же предпринимались попытки завоевать исключительное положение путем поглощения конкурентов.
  Рост масштабов транснационализации (международного движения капитала, труда и прочих ресурсов) развивается дальше, превратившись в многоканальный процесс.
  Начиная с 80-х годов быстро прогрессировал процесс интернационализации ТНК через рынок ценных бумаг. Вместе с тем фактический контроль над корпорацией обычно сохраняется за страной происхождения. Заметным явлением стал рост числа совместных предприятий, учредителями которых выступают либо материнская и аффилированная компании, либо сами аффилированные компании, что порождает многообразные внутренние связи.
  Интегрируя рабочую силу разных стран и предъявляя ей повсеместно одни и те же требования, ТНК играют важную роль в интернационализации рынка труда и распространении международных стандартов. Этому способствует также трудовая миграция внутри международных корпораций, прежде всего перемещение высококвалифицированных инженерно-технических работников и менеджеров.
  По мере повышения значимости транснациональных отношений большой интерес представляет вопрос об их общей количественной оценке. Степень интернационализации компаний, как и стран можно рассчитать через соотношение внешней и внутренней хозяйственной деятельности (инвестиции, занятость, производство, продажи, НИОКР). ЮНКТАД для этих целей предложила единый комплексный показатель транснационализации, объединяющий пять основных критериев: продажу, производство, занятость, активы и инвестиции. В 1980-1995гг. этот показатель в среднем составил 50%, а применительно к 100 крупнейшим американским ТНК он снизился с 30% до 26% /33/.
  Зарубежная деятельность ТНК ориентирована в основном на следующие направления:
  1. Природные ресурсы. Сырьевая и добывающие отрасли всегда капиталоемки. В настоящее время они требуют еще больших и длительных инвестиций, в силу чего уйти от них труднее, чем из промышленного производства. Данное обстоятельство заставляет инвесторов особенно остро реагировать на политические изменения, неблагоприятные подвижки в налоговой и правовой сферах, а в последнее время - на мероприятия по охране окружающей среды.
  В ряде случаев ТНК утратили прямой контроль над добычей, но их господствующее положение в сфере международных продаж в основном укрепилось, так как транспортировка, большая часть технологических переделов переработки и продажа по-прежнему контролируются ими. Они также обладают значительным весом на товарных биржах и в создании материальных запасов.
  В целом ТНК имеют хорошие перспективы в этой сфере, поскольку природные ресурсы распределены в мире неравномерно: более половины стран мира и 2/3 промышленных мощностей зависят от импорта материалов. Причем влияние ТНК на территориальное размещение производительных сил становится все более сложным в виду сочетания конгломерации и вертикальной интеграции.
  2. Человеческие ресурсы. Стремление заполучить дешевую и квалифицированную рабочую силу всегда служило важным стимулом для иностранных инвестиций, как потенциальный источник значительной прибыли. На развивающиеся страны приходится примерно около половины рабочей силы, используемой ТНК за рубежом. Треть ее трудится в 200 специальных зонах, ориентирующихся на экспорт промышленной продукции.
  Компании, отдающие предпочтение с низким уровнем заработной платы, как правило, легко адаптируются и поэтому легко могут делать выбор из большого числа альтернатив. Они играют важную роль в интеграции менее развитых стран в мировую экономику. ТНК такого рода обычно обслуживают "материнский рынок" или же рынки других промышленно развитых стран. При этом они стремятся поддерживать низкий уровень заработной платы. Однако спрос и традиции материнской компании требуют соблюдения установившихся в ней традиций.
  3. Концентрация знаний. Технологии являются ключевым, наиболее значимым фактором разделения труда. На переднем плане здесь находятся ведущие промышленно развитые страны и их ТНК - основной источник новых технологий. Технологичность и приспособленность к внедрению инноваций выступают ведущими направлениями конкурентной борьбы, они активно влияют на стратегию компании.
  ТНК являются важнейшей составной частью международной иерархии в НИОКР, так как для них проще доступ к финансовым ресурсам. Они обладают способностью охватить международный рынок научно-технических кадров, организовать НИОКР и применить технологические знания в глобальном масштабе.
  Транснациональные компании в большинстве случаев предпочитают удерживать в рамках материнских структур не только самые существенные производственные мощности по изготовлению инновационной продукции, определяющей технологический процесс, но и выпуск новой продукции и как можно более длительный сбыт своих инноваций.
  Для удержания лидерства необходимо постоянно наращивать и совершенствовать инновационные возможности. Чем выше наукоемкость продукции и технологических процессов, тем больше усилий требуется для этого.
  Основной формой передачи технологий в рамках системы ТНК остается снабжение собственных аффилированных компаний практически всей необходимой документацией из центров. Исследовательская работа организована преимущественно так, что лишь определенные ее этапы осуществляются за границей, большая же часть, особенно стратегически значимые элементы, например, НИОКР, по-прежнему выполняются в стране размещения материнской компании.
  Особую сферу в международном разделении труда, основанном на развитии технологий, составляют стратегические союзы, заключаемые корпорациями и нацеленными на то, чтобы распределять между собой высокие исследовательские издержки, особенно на стадиях, предшествующих коммерциализации. Союзы могут также служить инструментом разделения труда внутри отрасли.
  В настоящее время в рамках глобальной стратегии ТНК факторы трудозатратности и трудоемкости все больше сочетаются. Обычно международные корпорации размещают производство традиционных товаров потребления в менее развитых странах, где есть возможность наложить на дешевый труд высокие технологии, что многократно увеличивает их прибыль. Производство, требующее экономии масштаба (например, автомобилестроение), ТНК чаще всего размещают в странах со средним уровнем развития. Причем нередко такие структуры нужны для международной интеграции. Наукоемкие отрасли (электроника, самолетостроение и т.д.) сконцентрированы преимущественно в промышленно развитых странах, но места их размещения так же меняются.
  Однако представленная выше типовая схема размещения производств ТНК не является абсолютной, поскольку в реальности, под действием жесткой конкуренции этот процесс во многом является случайным. Поэтому часто бывает внезапное прекращение производства в одной стране и создание нового, более эффективного венчурного предприятия в другой точке. Нередко конкуренты начинают производить и сбывать по разной цене одну и ту же продукцию, но с некоторыми модификациями и усовершенствованиями.
  Быстрота действий, элементы неожиданности и новые формы предпринимательства, подобно "тощей компании" (она осуществляет НИОКР, организует производство, транспортировку и продажу из своего небольшого по размеру центра, но привлекает к сотрудничеству большое число независимых структур, экономя таким образом на капиталовложениях) играют важную роль в деятельности наиболее продвинутых ТНК.
  Традиционные корпорации также вынуждены проводить реструктуризацию и воспринимать ее как ключевой момент своей стратегии. Это может повысить эффективность отдельных транснациональных образований, но может привнести и хаос в мировую экономику, увеличить число безработных и количество разоряющихся компаний.
  В силу взаимосвязи между фондовыми рынками и ТНК влияние этого нового типа конкуренции распространится на область финансов, доходов и сбережений, затронет широкие слои населения, особенно в промышленно развитых странах.
  Как показывает мировой опыт, ведущие ТНК сформировались на базе финансово-промышленных групп (ФПГ). Рассмотрим это на примере Южной Кореи, где процессы трансформации ФПГ в ТНК протекали наиболее интенсивно.
  В Южной Корее ФПГ называют "чэболь" (в переводе с корейского - финансовая олигархия). Создание и развитие "чэболь" в Корее явилось результатом успешного сочетания рыночных начал с государственной поддержкой наиболее успешно развивающихся ФПГ. Правительство поощряло и всячески поддерживало рост национальных ФПГ путем слияния, укрепления и расширения их производственной и финансовой базы.
  Возникновение первых "чэболь" относится еще к периоду японского колониального господства в Корее. Структурное оформление ФПГ произошло в конце 50-х годов после окончания войны, когда Южная Корея получила финансовую помощь от США. Наиболее активно этот процесс происходил в 80-е годы. Если в 1953г. в Южной Корее было только 5 "чэболь", в 1965г. - 10, в 1975г. - 20, то в 1985г. их число возросло до 70, а в 1990г. - до 100. При этом число фирм, входящих в финансово-промышленные группы, только в 80-х годах возросло с 400 до 850.
  Из общего числа "чэболь" можно выделить примерно 43 наиболее крупные финансово-промышленные группы, активы каждой из которых превышают 400 млрд. вон (около 500 млн. долл.). Элиту южнокорейского бизнеса составляют 30 "чэболь", совокупная стоимость активов которых составляет более 300 млрд. долл., а совокупный оборот - свыше 310 млрд. долл. Эти корпорации имеют более 600 дочерних компаний.
  По совокупному показателю концентрации производства и капитала южнокорейские "чэболь" значительно опережают японские монополии. Крупнейшие южнокорейские корпорации имеют предприятия в девяти ключевых отраслях, в то время как аналогичные финансово-промышленные группы в Японии - в одной- трех отраслях.
  В середине 90-х годов совокупный объем продаж 10 крупнейших "чэболь" составил 175 млрд. долл., что соответствовало примерно 50% ВВП Южной Кореи. На долю этих ФПГ приходилось более 35% общего объема промышленного производства, около 25% экспортно-импортных операций страны.
  Характерными чертами южнокорейских ФПГ являются высокий уровень отраслевой диверсификации, централизованное планирование, значительные размеры текущей задолженности, авторитарный стиль руководства.
  По организационной структуре южнокорейские "чэболь" напоминают японские "дзайбацу" и имеют семейно-клановый характер. Каждую ФПГ контролирует семейный клан. Члены семьи основателя и его родственники являются основными держателями акций компаний, входящих в состав группы. По оценкам правительства Республики Корея, примерно 60% акций ФПГ принадлежит членам таких кланов.
  Особую роль сыграли южнокорейские монополии в процессе интеграции экономики страны в мировое хозяйство. Динамичный рост "чэболь" и ориентация на внешний рынок постепенно способствовали их превращению в современные транснациональные корпорации.
  Из общего числа крупных южнокорейских корпораций к разряду транснациональных можно отнести около 20 и, прежде всего, "Хендэ", "Самсунг", "Дэу", "Лакки Голдстар", "Сан-кенг", "Ссангьенг", "Кореа эксплузив", "Ханчжин", "Киа", "Хесон", "Дусан", "Колон", "Ханва", "Лотте", "Ханиль", "Кымхо", "Дэлим", "Донг-А-Констракшен". В список 500 крупнейших компаний мира входят 11 ведущих южнокорейских "чэболь", в том числе 4 в первую сотню /5/.
  Именно эти фирмы явились основными проводниками политики экспортной ориентации. Благодаря высокой конкурентоспособности южнокорейских товаров и агрессивной торговой политике транснациональных компаний, Южной Корее удалось занять достаточно твердые позиции на многих мировых товарных рынках.
  Сыграв решающую роль в процессе индустриализации и интеграции Южной Кореи в мировую экономику, "чэболь" в последние годы стали оказывать сдерживающее влияние на динамизм развития внутренней экономики. Доминирующее положение на многих товарных рынках отрицательно сказывается на внутренней конкурентной среде, сдерживает развитие малого и среднего бизнеса, ограничивает свободу предпринимательства.
  Пытаясь изменить сложившуюся ситуацию, правительство постепенно начало проводить политику, направленную на разукрупнение "чэболь" и придание им более узкой специализации. Министерство торговли и промышленности Южной Кореи обязало 10 ведущих "чэболь" (в том числе "Хендэ", "Самсунг", "Лакки Голдстар" и "Дэу") определить для себя 3 ключевые отрасли специализации, а 20 следующим по величине финансово-промышленным группам - 2 отрасли.
  Вместе с тем, со своей стороны государство снимает с них ряд ограничений на банковские и иностранные займы, обеспечивает поддержку в сфере НИОКР.
  Фактически "чэболь" можно рассматривать как самостоятельные экономические подсистемы, а по законам системного анализа наличие в системе адекватных подсистем увеличивает общий ресурс системы и тем самым повышает ее устойчивость.
  Сегодня со стороны развивающихся стран значительно поутихли грозные обвинения в адрес ТНК, звучавшие и в ООН, и на различных форумах в 60-70-е годы. Напротив, эти страны конкурируют между собой за привлечение иностранного капитала. Более того, на 50 крупнейших ТНК из развивающихся стран сегодня приходится не меньше 10% общего объема зарубежных вложений фирм, базирующихся в этих странах.
  А в развитых странах (так сказать, на родине ТНК) такая критика продолжается и даже усиливается. При этом обычно речь идет о том, что если компания, действующая только в своей стране, вынуждена считаться с ее законами и социальными нормами, то транснациональная корпорация имеет возможность обходить эти законы.
  Если, например, ее не устраивает социальное законодательство в США, она может перевести производство в Мексику, где зарплата и льготы для рабочих меньше. Она может также частично уходить от налогов путем внутренних, трансфертных цен, переводя таким образом больше прибыли в страны с меньшими налогами. Это создает почву для ослабления социальной политики, чтобы не отпугивать инвестиции ТНК.
  Согласно другим взглядам в этом есть свой положительный момент, удерживающий правительства развитых стран от чрезмерных налогов и регулирования экономики, поскольку существует множество развивающихся стран, заинтересованных в деятельности ТНК.
  Еще один упрек в адрес ТНК состоит в том, что, создавая рабочие места в странах с дешевой рабочей силой, они увеличивают безработицу у себя дома. Для некоторых отраслей это действительно так, например, для текстильной промышленности и электроники. Но часто этот аргумент преувеличен. В развитых странах зарплата составляет ныне всего 10 - 15% издержек производства по сравнению с 25% в 70-х годах, так что этот мотив во многом отходит на второй план.
  Следует, однако, сказать и о специфическом отрицательном обстоятельстве, касающемся ТНК: на практике некоторые шаги и действия ТНК диктуются подчас даже не экономическими соображениями, а личными амбициями и интересами менеджеров, стремящихся во что бы то ни стало к расширению масштабов и влияния своих компаний.
  Рост экономической мощи ТНК, порождаемый прежде всего давлением конкуренции, приватизацией и т.д., неизбежно влечет за собой и их усиливающееся влияние в политической сфере, причем в глобальных масштабах, и к ущербу политической власти правительств различных стран.
  Список крупнейших по объему дохода и капитализации мировых корпораций приведен в Приложении 2 (табл. 3,4,5).
 3.2. РОССИЙСКИЕ КОРПОРАЦИИ И МИРОВАЯ ИНТЕГРАЦИЯ
  Мировой опыт в области интеграции, особенно опыт ЕС, заслуживает пристального внимания. При этом большой интерес представляют не только принципиальные решения и их осуществление, конечные результаты, но и все процедуры подготовки, согласования и принятия этих решений, пути преодоления разногласий между членами ЕС, а этих разногласий, естественно, было немало. Достаточно упомянуть о том, что 3 страны (Великобритания, Дания, Швеция), не отвергая в принципе своего участия в Европейском валютном союзе, отказались войти в него в намеченный срок, т.е. с 1 января 1999г., а четвертая страна - Греция - пока не прошла в ЕВС по установленным "контрольным показателям". Кроме этого, необходимы были организационные и правовые формы разработки соответствующих документов, взаимодействие с государственными органами, деловыми кругами, общественными организациями, научными учреждениями и населением, информационное и пропагандистское обеспечение намеченных мероприятий.
  Как показала практика, соответствующие подходы и методы во многом применимы не только к валютной сфере, но и к другим интеграционным программам.
  Известно, что движение по проторенному пути может сделать этот путь короче, хотя при этом не стоит забывать, что европейским странам потребовалось свыше 40 лет, чтобы подойти к полномасштабному валютному союзу и единой валюте.
  Выше было отмечено, что одним из направлений успешного решения проблем интеграции России в мировую экономику является участие российских корпораций в международных проектах, производство продукции по заказам иностранных потребителей, создание межгосударственных и транснациональных корпораций.
  Рассмотрим, какие осуществляются мероприятия в России по реализации этого направления интеграции в мировую экономику. Как показала практика, в первую очередь надо восстановить экономические связи со странами СНГ. Первые (не слишком удачные) шаги по пути интеграции в рамках СНГ не идут ни в какое сравнение с масштабами и глубиной этих процессов в ЕС. Тем не менее объективная необходимость интеграции бывших советских республик в составе всех или части стран, входящих ныне в СНГ (как, например, союз четырех - России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, - а в дальнейшем и Таджикистана, или союз Россия - Белоруссия), не вызывает сомнений. Очевидно также, что этой интеграции суждено пройти, по существу, тот же путь, те же этапы, что прошел и ЕС, в том числе, возможно, когда-нибудь прийти и к валютной интеграции.
 
  Создание транснациональных ФПГ
  Правительствами стран СНГ 15.04.1994 г. подписано "Соглашение о создании и развитии производственных, коммерческих, кредитно-финансовых, страховых и смешанных транснациональных объединений", определяющее общие принципы создания транснациональных ФПГ (ТФПГ) разных форм - совместных групп, международных хозяйственных объединений, корпораций, холдингов, ассоциаций, торговых домов, агентств, бирж, совместных банков, финансовых и страховых компаний. Данным соглашением определено:
  ТФПГ являются юридическими лицами по законодательству государства их регистрации;
  статус филиалов и представительств ТФПГ определяется в учредительных документах в соответствии с законами стран местонахождения;
  порядок оценки финансовых, материальных ресурсов и имущества, вносимых в уставный фонд ТФПГ, устанавливаются по согласованию между учредителями;
  уставный фонд формируется на согласованных между учредителями условиях объединения активов;
  распределение прибыли и возмещение убытков регламентируется учредительными документами;
  взаимоотношения предприятий ТФПГ с бюджетом страны пребывания определяются законами этой страны;
  капитальные вложения, в том числе и третьих стран, осуществляются в соответствии с законодательством государства, где производятся соответствующие вложения, а также с договорами между сторонами о сотрудничестве в инвестиционной сфере и взаимной защите инвестиций.
  К первым ТФПГ можно отнести "Интеррос" (Россия, Казахстан), "Нижегородские автомобили" (Россия, Белоруссия, Украина, Киргизия, Таджикистан, Молдавия), "Точность" (Россия, Белоруссия, Украина).
  Сохранение и развитие взаимовыгодных межгосударственных кооперационных связей обусловлено расширением платежеспособного спроса на продукцию российских предприятий, а становление ТФПГ является условием закрепления отечественных товаропроизводителей на зарубежных рынках.
  По состоянию на начало 1998г. статус транснациональных получило 9 групп: "Интеррос", "Нижегородские автомобили", "Точность", "Славянская бумага", "Аэрофин", "Оптотроника", "Авангард", "Сибагромаш", "ТАНАКо". Образование ТФПГ пока идет только по принципу включения заинтересованных инопартнеров /33/.
  В экономико-политическом и нормативном обеспечении формирования ТФПГ следует выделить несколько основополагающих моментов:
  1. Принятие Правительствами стран СНГ 15.04.1994г. "Соглашения...".
  2. Подписание ряда межправительственных соглашений о создании отдельных ФПГ ("Аэрофин", "Авангард" и др.), а также о принципах создания ТФПГ (между Россией и Украиной, Казахстаном, Киргизией, Узбекистаном).
  3. Подписание Соглашения о создании Платежного союза государств-участников СНГ от 21.10.1994г.
  4. Принятие 29.03.1996г. Договора между Россией и Белорусью, Казахстаном и Киргизией об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях.
  5. Подписание Договора о создании содружества двух государств - России и Беларуси, который существенно конкретизирует экономические условия межгосударственного взаимодействия.
  6. Подписание двухсторонних соглашений между национальными банками России и Беларуси, России и Казахстана по поддержанию стабильности валютных курсов национальных валют, учреждение в Москве всеми национальными банками СНГ Межгосударственного банка.
  7. Принятие Таможенного Союза Россией, Белорусью, Казахстаном, Киргизией.
  Из внутренних российских нормативных актов следует выделить Положение о порядке поставок товаров (работ, услуг) в рамках производственной кооперации и специализации производства между предприятиями и отраслями Российской Федерации и других государств-участников СНГ (утверждено Минсотрудничеством РФ 17.11.1994г. №ВМ-3138).
  Однако работа по выявлению потенциально эффективных кооперационных связей российских предприятий до сих пор не проведена. Поэтому в рамках создания ТФПГ до сих пор превалируют отдельные, зачастую случайные инициативы.
  Важное значение для становления транснациональных ФПГ (с участием стран СНГ) имеет получившая определенное распространение практика заключения межправительственных соглашений о создании ФПГ, имеющих значение, прежде всего, для определения общих приоритетов (взаимовыгодных сфер) для формирования групп.
  Проведенный анализ данной проблемы позволяет сделать рекомендации по интенсификации процессов создания и деятельности ТФПГ, с учетом следующего /8/:
  1. Россия может стать естественным лидером в деле создания ТФПГ. Основу такого лидерства должно составить выдвижение российской стороной предложений по приоритетным перспективным направлениям взаимовыгодной кооперации со странами СНГ.
  2. Опыт показывает, что отдельные предприятия стран СНГ достаточно охотно идут в ТФПГ, регистрируемые по российскому законодательству (получая согласие своего министерства и практически ничего не вкладывая в консолидированный капитал), понимая, что риск больше лежит на России.
  Следовательно, при создании крупных ТФПГ со значительными финансово-товарными потоками необходимо обязательное заключение межправительственных соглашений с их последующей ратификацией парламентами соответствующих государств.
  Если речь идет о лидерстве и серьезных финансовых интересах российской стороны, следует требовать от инопартнера принятия сходной (или непротиворечивой) с Россией нормативно-правовой базы создания и деятельности ФПГ.
  3. В случаях, если взаимная кооперация весьма интересна для российской стороны, но сходной нормативно-правовой базы для создания ТФПГ нет и не предвидится, целесообразно отказаться от статуса ТФПГ и подобрать более подходящую организационно-правовую форму корпорирования.
  4. С участием заинтересованных научных организаций и федеральных органов следует отработать несколько пилотных (экспериментальных) организационных проектов ТФПГ, моделирующих основные проблемы во внешнеэкономическом сотрудничестве России и стран СНГ.
  5. С учетом накопленного опыта, российской стороне целесообразно выработать и принять Федеральный закон "О транснациональных финансово-промышленных группах и корпорациях", в котором восполнить ряд пробелов и устранить неточности действующего законодательства.
  6. Практика регистрации ТФПГ по российскому законодательству пока не является достаточно отработанной, не учитывает особенности данной организационно-правовой формы. Конкретные решения по данному вопросу предложены в разработанном Минэкономики РФ Порядке рассмотрения документов по созданию ФПГ.
  В соответствии с Соглашением правительств Армении, Беларуси, Киргизии, России и Таджикистана от 18.10.1996г. в целях концентрации научно-технического и производственного потенциалов предприятий оборонных отраслей промышленности для выполнения работ по восстановлению, созданию и совершенствованию объединенной системы противовоздушной обороны государств - участников СНГ создана Межгосударственная финансово-промышленная группа "Гранит" на базе ряда специализированных предприятий и организаций различных форм собственности.
  ФПГ "Гранит" является субъектом производственно-хозяйственной деятельности с правами юридического лица и проходит государственную регистрацию в уполномоченных органах Российской Федерации без предоставления организационного проекта и заключения федерального антимонопольного органа.
  Предприятия и организации - участники ФПГ "Гранит" сохраняют статус юридического лица, организационно-правовую форму, государственную и ведомственную принадлежность, не ограничиваются в производстве непрофильной для ФПГ "Гранит" продукции и осуществляют деятельность на основании законодательства своих государств.
  Участники группы "Гранит" могут входить в состав национальных финансово-промышленных групп, деятельность которых не связана с работами по восстановлению, созданию и совершенствованию объединенной системы противовоздушной обороны государств - участников СНГ.
  Группа "Гранит" открыта для вхождения в ее состав других предприятий и организаций стран СНГ, непосредственно включенных в единый технологический процесс разработки и производства профильной для группы продукции в порядке, предусмотренном ее уставом.
  С целью восстановления сотрудничества между авиастроителями, авиаремонтными заводами и авиакомпаниями государств - участников СНГ, повышения их конкурентоспособности на мировом рынке авиационных услуг и перевозок, а также обеспечения высокого уровня безопасности полетов планируется создать транснациональную финансово-промышленную группу по обеспечению эксплуатации и ремонта авиационной техники гражданской авиации - "Аэрофин", в состав которой могут входить хозяйствующие субъекты различных форм собственности.
  После учреждения и регистрации группа "Аэрофин" остается открытой для присоединения к ней других хозяйствующих субъектов государств как СНГ, так и других государств, разделяющих цели ее деятельности, в соответствии с их национальным законодательством.
  Соглашение о создании ТФПГ "Аэрофин" подписано Азербайджаном, Арменией, Беларусью, Грузией, Казахстаном, Киргизией, Молдовой, Россией, Таджикистаном, Узбекистаном и Украиной 18.10.1997г. В целях координации деятельности в области проектирования, производства, эксплуатации и утилизации летательных аппаратов невоенного назначения, а также использования технологий, научно-технических, консультационных, финансово-экономических и других услуг создан Союз "Международный авиационный консорциум "Гражданские самолеты", объединивший 12 заводов, объединений, банков, НИИ и КБ.
  Рассматривая процесс макроинтеграции стран СНГ в 1997г., следует отметить, что его политико-экономическая модель так и не заработала. Приток в содружество ссудного и производительного капитала из дальнего зарубежья многократно перекрыл взаимные инвестиции. На бумаге остались утвержденные главами государств и правительств интеграционные концепции. Так и не заработало в полную силу соглашение об избежании двойного налогообложения при взимании налога на добавленную стоимость. Страны СНГ игнорируют возможности стимулирования долгосрочных кооперационных поставок, что могло бы восстановить разрушенные технологические цепочки и оживить комплекс обрабатывающих отраслей. Фактически блокируется создание и развитие многопрофильных транснациональных финансово-промышленных групп.
  Это свидетельствует о том, что интеграция "сверху" не пошла. Бездействуют многочисленные многосторонние институты сотрудничества, их реальный вес в принятии политико-экономических решений национальными органами близок к нулю. Оказалось, что лишенное интеграционных эмоций сотрудничество России с балтийскими странами эффективнее выяснения отношений внутри СНГ.
  Национальные политические элиты Содружества в открытую сделали ставку на дальнее зарубежье. По крайней мере - в вопросах экономики. Бизнес с западными партнерами выглядит в их глазах более привлекательным.
  При этом упрекать в этом Россия должна только себя. Многосторонняя интеграционная модель могла заработать лишь на основе поддерживаемого российскими ресурсами и единой политической волей руководства платежного и таможенного союзов. Пойди Россия на это - состоялась бы не только макроэкономическая интеграция, но и российская сфера геополитической ответственности.
  Россия на это не пошла, поскольку издержки при реализации такой меры показались чрезмерными, а внешние угрозы - не столь значительными. Однако Россия с болезненными перебоями воплощает и гораздо более либеральную модель двухсторонних связей. Подспудно, но в СНГ идет весьма нежелательный процесс формирования субрегиональных политико-экономических группировок. Утратив роль верховного арбитра в улаживании в регионе постсоветских политико-экономических проблем, Россия автоматически поставит под вопрос собственную государственно-территориальную целостность, если не в законодательном порядке, то по существу.
  Едва ли не единственным успокаивающим моментом в этом неконтролируемом нарастании центробежных симпатий национальных элит является здравый смысл обычных предпринимателей и промышленников - как новых финансистов, так и старых директоров предприятий. Лишь благодаря их изворотливости и пониманию общности коммерческих интересов понятие СНГ остается не пустым звуком. А это, в свою очередь, создает политическое поле для новой политико-экономической модели Содружества.
  Основными элементами этой модели являются /33/:
  сохранение в ограниченных масштабах трансфера российских ресурсов;
  налаживание ориентированных на Россию двухсторонних политических и экономических связей;
  тщательный информационный и статистический мониторинг постсоветского пространства;
  сохранение единой системы сертификации и стандартизации.
  Смысл этого заключается в том, что Россия отказываясь от открытого доминирования, бесплодного выколачивания долгов и неработоспособных многосторонних схем, получает возможность сохранить роль регионального верховного арбитра.
  Серьезным препятствием в макроинтеграции стран СНГ, в частности, создании новых ТФПГ являются:
  расхождения в национальных законодательствах;
  отсутствие совместных проектов приватизации взаимосвязанных производств, перекрестного акционирования совместных предприятий;
  различия в экономических условиях и темпах рыночных реформ;
  отсутствие единого толкования основных юридических и экономических понятий, регулирующих процессы создания и функционирования ТФПГ;
  невозможность участия нерезидентов в центральных компаниях ТФПГ;
  отсутствие порядка ведения консолидированного учета, отчетности и бухгалтерского баланса;
  отсутствие в ряде стран СНГ мощных кредитно-финансовых организаций;
  наличие политической, социальной и экономической нестабильности.
  Более или менее успешно реализуется взаимодействие между российскими и белорусскими предприятиями электроники, которые заключили договор о создании на их базе российско-белорусской межгосударственной финансово-промышленной группы "Электронные технологии" ("Элетех"). Постановлением Правительства РФ от 17 августа 1998г. было одобрено создание такой группы для разработки и производства высокотехнологичной и конкурентоспособной на мировом рынке продукции промышленной электроники.
  В состав ФПГ с российской стороны вошли ОАО "Российская электроника", объединяющее 33 предприятия электронной отрасли России, ОАО "НПО "Электроника" (Воронеж), ОАО "Протон" (Орел), ГП "Научно - производственное предприятие "Пульсар" (Москва), ГП "Исток" (Фрязино, Московская область), ГП "НИИ "Полюс" (Москва), ОАО "Электронприбор" (Фрязино, Московская область), ОАО "Кремний" (Брянск), ОАО "Катод" (Новосибирск), ЗАО "Московский научно-технологический центр", ЗАО "Центр новых технологий "Оптрон" (Москва), Федеральный фонд развития электронной техники, акционерный коммерческий банк "Электроника", Российский акционерный инвестиционно-коммерческий промышленно-строительный банк, "Промрадтехбанк", АКБ развития профессионального бизнеса. От Белоруссии в группу включены НПО "Интеграл" (Минск), государственный концерн "Планар" (Минск) и ПО "Монолит" (Витебск), ПО "Горизонт" (Минск) и Белпромстройбанк. На собрании участников учреждена центральная компания в составе группы "Элетех" в форме закрытого акционерного общества с регистрацией и местом нахождения в Москве, которая также вошла в ФПГ /5, 24/.
  Идут, хотя и не так быстро, как хотелось бы, процессы интеграции в авиационной промышленности. Так, в соответствии с Федеральной целевой программой реструктуризации авиационной промышленности предполагается на базе холдингов ВПК "МАПО", АВПК "Сухой", АНТК им. Туполева и Межгосударственной компании им. Ильюшина создать 5-6 корпораций первого уровня, которые будут выпускать конечную продукцию. В дополнение к ним будет создано 10-15 корпораций второго уровня, производящих авионику, двигатели и другие комплектующие.
  Кроме того, в ближайшие годы Россия и Китай планируют создать авиационный консорциум, способный конкурировать с такими компаниями, как "Боинг", "Эрбас индастри" и др. Объем продаж консорциума может достигнуть 4000 гражданских самолетов (400 млрд. долл.), что составит 30-40% от мирового авиарынка.
  Основные задачи консорциума /5/:
  обеспечение потребностей Азиатско-Тихоокеанского региона в новых образцах самолетов;
  совместное проектирование и производство различных типов летательных аппаратов, проведение НИОКР, модернизация эксплуатируемых самолетов;
  совместные работы в области двигателестроения, аэродинамики, прочности материалов и др.
  По заказам Норвегии, Германии и Эстонии планирует свою работу создаваемая на базе АО "Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь" (Калининградская обл.) холдинговая компания, в которую войдут 10 предприятий.
  Что касается участия российских корпораций в крупных международных проектах, то в настоящее время это могут осуществить, пожалуй, только компании сырьевых отраслей, авиационно-космического агентства и некоторых других. Рассмотрим для примера деятельность "Газпрома" в этой области.
  Из российских естественных монополий "Газпром" имеет больше всего возможностей по участию в международных проектах. Только за последние несколько лет "Газпром" резко увеличил свою долю на международном рынке газа (117 млрд. куб. м). Доля "Газпрома" на европейском рынке составляет 27% /17/.
  Одним из стратегических направлений деятельности "Газпрома" является реализация проектов транзита газа "Ямал-Европа" (через Белоруссию и Польшу), "Голубой поток" (в Турцию через Краснодарский край и Черное море) и "Североевропейский проект".
  После заключения соглашения с немецкой компанией "Рургаз" о долгосрочных поставках до 2002г. российского газа в Германию и праве пользования газопроводной сетью "Рургаза" и с учетом того, что "Газпром" уже имеет доступ к сети немецкой газораспределительной компании "Вингаз" российская компания автоматически попадает в общеевропейскую газовую сеть после запуска линейной части газопровода "Ямал-Европа".
  В число стратегических планов "Газпрома" входит участие в проектах добычи газа за рубежом (Иранский проект "Южный парус", совместно с французской фирмой "Тоталь"; добыча газа в Юго-Восточной Азии и поставка туда российского газа; транспортировка туркменского газа).
  Стратегическими партнерами "Газпрома" являются англо-голландская компания "Шелл", Итальянский нефтегазовый концерн "Эни", упомянутые выше "Рургаз" и "Тоталь".
  На сегодняшний день ситуация с проектом "Голубой поток" такова: в 2000г. газ должен был быть поставлен в Турцию, а строительство морского участка (392 км) еще не начато, не решены вопросы отвода земель по некоторым районам Краснодарского края. Затягивание реализации этого проекта может привести к тому, что строительство лоббируемого США Транскаспийского трубопровода Туркмения-Азербаджан-Грузия-Турция может вытеснить "Газпром" из Турции.
  Включение российских корпораций в интеграционные процессы осложняется сырьевой направленностью современной экономики: подавляющее большинство крупнейших российских предприятий работает либо в нефтегазовой отрасли, либо в металлургии, либо в обслуживающей их энергетике, т.е. российская экономика имеет сырьевую направленность.
  В списке 200 крупнейших компаний России 33 - нефтегазовых, 20 - металлургических, 42 - электроэнергетических, 40 - телекоммуникационных и всего 14 - машиностроительных компаний и еще 14 банков.
  Первое место среди российских компаний по рыночной капитализации занимает "Газпром", стоимость которого на 1.07.1998г. составляла 11,15 млрд. долл. За ним следует НК ЛУКОЙЛ (5,62 млрд. долл.) и РАО "ЕЭС России" (5,35 млрд. долл.). Эти же три компании занимают верхние строчки и в списках крупнейших российских предприятий по объемам выручки и прибыли за 1997г. /1/.
  В целом капитализация российских предприятий составила на 1.07.1998г. 61 млрд. долл. Объем торговли акциями 200 крупнейших российских предприятий в РТС за 1997г. составил 17 млрд. долл., что является мизером в сравнении с объемами торгов на фондовом рынке США. Если представить стоимость 200 крупнейших компаний России как капитализацию одного предприятия, то в 1997г. такое предприятие не вошло бы в десятку, а в 1998г. даже в двадцать самых крупных корпораций Америки. Вместе с тем, РАО "ЕЭС России" или РАО "Газпром" по объемам продаж могли бы уверенно войти в число 40 крупнейших корпораций США.
  Возникает вопрос: адекватно ли оценены крупные российские предприятия? В мировой практике для оценки компаний среди прочих показателей используется коэффициент, представляющий отношение капитализации компании к объему ее продаж. Приемлемым средним значением этого коэффициента считается 0,7 (т.е. выручка компании за девять месяцев окупает ее приобретение). Чем меньше выручка компании и чем больше ее капитализация, тем значение этого коэффициента выше.
  У пятой части из 200 крупнейших российских компаний коэффициенты капитализации выше 0,7. Однако в российской практике высокое значение этого коэффициента может означать и то, что компания под тем или иным предлогом скрывает реальные объемы своих продаж. Вместе с тем с увеличением масштабов деятельности фирмы специфические страновые искажения этого коэффициента исчезают. Поэтому, если оценивать по коэффициенту капитализации крупнейшие российские предприятия, то можно получить более объективные результаты, например: РАО "ЕЭС России" - 0,21; РАО "Газпром" - 0,46; НК ЛУКОЙЛ - 0,53. Это означает, что эти крупнейшие российские компании недооценены как минимум в 1,5-2 раза.
  Решение о переоценке акций российский компаний напрашивается само собой, но для этого Россия должна избавиться от политических рисков, увеличить сбор налогов и, наконец, изменить промышленную политику. Однако о быстром решении этих проблем российской экономики пока не может быть и речи, а значит, в ближайшее время не имеет смысла говорить о том, что российские предприятия будут оценены реально.
  Список крупнейших российских компаний по капитализации и и объему реализации продукции приведен в Приложении 2 (табл. 1 и 2).
  Примером эффективной работы в новых экономических условиях является транснациональная финансово-промышленная нефтяная компания "Укртатнафта", договор о создании которой был подписан 25.07.1995г. в г. Казань.
  Учредителями компании являются:
  Фонд государственного имущества Украины;
  Государственный комитет Республики Татарстан по управлению Государственным имуществом;
  Акционерное общество "Татнефтъ";
  Производственное объединение "Татнефтепром";
  Акционерное общество "Татнефтехиминвестхолдинг";
  Акционерное общество "Сувар";
  Совместное предприятие "Джой - Татнефтепром ТР Коммуникейшенс ЛТД";
  Кредитно-финансовый союз "Экспобанк";
  Банк "Девон-кредит";
  Акционерное общество "ТИНК".
  Заключению договора о создании этой компании предшествовали длительная процедура анализа состояния учредителей, согласования условий объединения, разработки учредительных документов и т.д. После согласования вопроса о создании компании с Правительством РФ, президентами Украины и Республики Татарстан были подписаны соответствующие указы.
  Устав ЗАО - транснациональная финансово-промышленная нефтяная компания "Укртатнафта" приведен в Приложении 3.
  Основными целями компании являются:
  развитие механизмов интегрирования народного хозяйства Украины и Республики Татарстан в международную систему экономических отношений;
  совершенствование и развитие нефтегазового комплекса Украины и Республики Татарстан, сохранение существующих и создание новых производственно- технических и технологических связей;
  обеспечение эффективного функционирования и развития системы устойчивого снабжения потребителей нефтепродуктами;
  повышение конкурентоспособности и экспортного потенциала производств;
  освоение новых источников сырья и сбыта продукции на внутренних рынках и рынках третьих стран;
  повышение доходности, увеличение рентабельности производств, получение прибыли.
  В последние годы объем переработки нефти на АО "Укртатнафта" колеблется в пределах 4-6 млн. тонн в год при мощности 18 млн. тонн в год. Недозагрузка мощностей обусловила поиск новых путей развития АО. В связи с этим принято решение о создании новой компании по переработке казахской нефти, учредителями которого выступают: ЗАО НКТН КазТрансОйл, ЗАО КазахОйл, ЗАО "Укртатнафта", ЗАО "Торговый дом "Укртатнафта", ЗАО СК "Укртатнафтатранс".
  При этом показательной является динамика организационного развития акционерного общества "Татнефтъ", одного из учредителей компании "Укртатнафта".
  В целях обеспечения эффективности и конкурентоспособности ОАО "Татнефть" на внутреннем и внешнем рынках руководство общества последовательно реализует стратегию организационных преобразований, направленную на создание холдинга, основанное на следующих принципах:
  поэтапная реорганизация внутренней структуры ОАО Татнефть";
  последовательное присоединение к компании предприятий, занятых переработкой нефти и нефтепродуктов на территории Республики Татарстан, России и за рубежом;
  максимальное вовлечение свободных денежных средств работников ОАО "Татнефть" в развитие общества;
  реальное делегирование прав юридическим лицам, структурным подразделениям при одновременном сохранении возможностей централизованного контроля с помощью информационных технологий и преобладающего владения капиталом;
  снижение разрыва между уровнями принятия и исполнения решений;
  эффективное вложение капитала;
  интеграция с предприятиями нефтехимии;
  создание финансовой и инвестиционной субструктуры в составе вертикально интегрированной холдинговой структуры.

<< Пред.           стр. 4 (из 8)           След. >>

Список литературы по разделу