<< Пред.           стр. 5 (из 8)           След. >>

Список литературы по разделу

  На первом этапе организационных преобразований осуществлена реорганизация внутренней структуры ОАО "Татнефть"; из состава структурных подразделений выделены сервисные предприятия, которые созданы в форме обществ с ограниченной ответственностью, в том числе 47 дочерних обществ, в которых 100% капитала принадлежит центральной компании. В настоящий момент в ОАО "Татнефть" создано более 160 самостоятельных юридических лиц. Непосредственно с производственно-технологическими процессами связано 44 предприятия (12 - бурение, разведка, добыча нефти и газа, 20 - производство нефтяного оборудования, ремонт и техническое обслуживание оборудования и скважин (нефтяной сервис), 12 - нефтепереработка и сбыт нефти и нефтепродуктов), 26 новых структур занимаются финансовой и инвестиционной деятельностью, 25 - производством и переработкой сельскохозяйственной продукции. В составе ОАО "Татнефть" на правах цеховых структур функционируют нефтедобывающие управления и часть обслуживающих производств.
  Последующие этапы организационных преобразований связаны с созданием эффективной структуры центрального аппарата управления холдинговой компании, реализующей функции стратегического и корпоративного управления. Создание большого количества дочерних обществ потребовало от руководства компании разработки эффективного механизма взаимодействия между материнским обществом и его дочерними структурами. В ОАО "Татнефть" создан институт представительства материнской компании в органах управления дочерних обществ, основанный на системе уполномоченных представителей. Представителем ОАО "Татнефть" в высшем органе управления - собрании участников дочернего общества - является физическое лицо, уполномоченное решать от имени общества вопросы, отнесенные к компетенции общего собрания участников дочернего общества в соответствии с его уставом.
  В структуре органов управления центрального аппарата предусмотрен Координационный совет, призванный рассматривать вопросы организации деятельности дочерних обществ, а также спорные вопросы, возникающие при взаимодействии дочерних обществ друг с другом и материнской компанией. В состав совета входят руководители дочерних обществ, отделов центрального аппарата (стратегического планирования, финансового, юридического, новых структур), уполномоченные представители ОАО "Татнефть" в дочерних обществах. Координационный совет работает как штабной орган. Решения, подготовленные Координационным советом и утвержденные генеральным директором, являются обязательными для всех руководителей и уполномоченных представителей.
  Опыт работы Координационного совета подтвердил целесообразность его создания, однако, для обеспечения его работы в составе аппарата управления холдингом необходимо создать соответствующую структуру, возложив на нее задачи анализа деятельности дочерних обществ, выявления проблем функционирования дочерних обществ, проработки альтернативных решений для разрешения проблем с соответствующими функциональными отделами центрального аппарата и подготовку предложений и рекомендаций для принятия решений на координационном совете.
  Совершенствование корпоративного управления дочерними структурами и зависимыми обществами в различных нефтяных компаниях, как в России, так и за рубежом достигается различными путями, но во всех компаниях есть структуры, реализующие функцию координации и контроля за деятельностью дочерних структур. Так, в составе ОАО "Сургутнефтегаз" имеется Управление организационных структур. Кроме этого управления вопросами координации деятельности дочерних обществ занимается специально созданный департамент корпоративного управления, участвующий в координации деятельности 11 дочерних обществ и сопровождающий крупные проекты, связанные с этими структурами.
  В ОАО "Татнефть", в силу своеобразных условий реорганизации структуры общества, вопросы координации деятельности дочерних обществ также возникли и автоматически стали реализовываться отделом новых структур с привлечением специалистов других служб. Опыт работы отдела новых структур и других нефтяных компаний показывает, что необходимо реорганизовать структуру службы координации и создать на базе отдела Департамент корпоративного управления, в состав которого включить отдел координации деятельности дочерних и зависимых обществ, отдел совершенствования организационной структуры ОАО "Татнефть" и дочерних обществ и отдел имущества ОАО "Татнефть". Внутренняя структура Департамента должна обеспечить высокий уровень управляемости созданными дочерними обществами.
  Организационные изменения любого общества являются динамическими процессами. Одной из функций проектируемого Департамента должна быть гармонизация сложившейся структуры ОАО "Татнефть" к происходящим в этой структуре изменениям. Реализация этой функции тесно связана с процессами создания и реструктуризации дочерних обществ. Поэтому отдел совершенствования структуры холдинга логично сделать центральным в Департаменте.
  Руководитель отдела может быть первым заместителем начальника Департамента. В составе отдела необходимо иметь несколько высококвалифицированных специалистов.
  Отдел координации деятельности дочерних и зависимых обществ должен обеспечивать управляемость ими и соблюдение интересов ОАО "Татнефть" во вновь созданных структурах. Учитывая, что ОАО "Татнефть" создало более 160 новых обществ, необходимо структурировать это множество по признаку типа связи с деятельностью ОАО "Татнефть" с учетом их технологической, производственной или иной специализации и в соответствии с этим формировать персонал и структуру отдела. Использование современных средств связи и вычислительной техники позволит, на наш взгляд, обеспечить эффективное управление дочерними и зависимыми обществами. Очевидно, что на стадии формирования отдела возникнет необходимость привлечения дополнительных затрат для разработки программного обеспечения по созданию базы данных о дочерних и зависимых обществах и экспертной системы управления ими. Такие затраты оправданы, так как в дальнейшем этот программный продукт позволит освободить специалистов для творческой работы.
  Отдел по управлению имуществом холдинга в настоящее время входит в состав управления собственностью. Целесообразность его передачи в Департамент обусловливается тем, что все процессы создания новых структур и эффективного управления ими базируются на отчуждении имущества в той или иной форме и, следовательно, связаны с вопросами эффективного использования имущества. Было бы целесообразным, чтобы вопросы создания новых обществ и вопросы эффективного использования имущества ОАО "Татнефть" решались в одной структуре. Практика создания обществ показала, что контроль за использованием переданного имущества ослаблен из-за отсутствия координации в работе отделов, находящихся в разных структурах аппарата управления. Целесообразно в состав этого отдела включить бюро по страхованию имущества.
  Подлежит обсуждению вопрос о включении в состав Департамента юридического отдела и отдела финансово- экономического анализа.
  В настоящее время в штате отдела новых структур имеются юристы, обеспечивающие правовую поддержку организационных преобразований. Как показала практика, наличие этих специалистов позволяет избежать правовых нарушений, связанных с созданием новых обществ, регулировать взаимоотношения с антимонопольными органами. С другой стороны, если в структуре центральной компании планируется создать юридическое управление, то вопросы, связанные с созданием и реорганизацией обществ было бы целесообразнее передать в специализированные отделы юридического управления.
  Анализ финансово-хозяйственной деятельности является одной из необходимых функций управления. В настоящее время эту функцию исполняет научно-исследовательский сектор отдела новых структур. Анализ финансового и экономического состояния холдинга и входящих в его состав дочерних обществ является основой для выработки стратегии взаимоотношений с тем или иным дочерним или зависимым обществом, базируясь на анализе, принимаются решения по осуществлению инвестиционных проектов. Эффективный анализ можно выполнить, имея методическую и информационную базу, требующую значительных затрат на создание. Отдел анализа финансово-хозяйственной деятельности может быть включен как в состав финансового управления, так и в состав экономических служб либо в Департамент корпоративного управления. При этом важно установить, какая из структур потребляет наибольший объем информации, вытекающей из анализа производственно- хозяйственной деятельности. Именно в эту структуру и целесообразно включить отдел финансово-экономического анализа.
  Было бы целесообразным, кроме функциональных отделов, предусмотреть в составе Департамента центр по информационному обеспечению и повышению квалификации руководящих работников и специалистов по вопросам корпоративного управления. Создание такого подразделения значительно облегчит внедрение всех разработок, осуществляемых Департаментом, повысит информированность всех руководителей и специалистов.
  Для внутренней организации деятельности Департамента необходимо создать бюро по делопроизводству.
  Окончательные предложения по структуре Департамента корпоративного управления могут сформироваться только после детального анализа и моделирования работы проектируемой структуры в составе центрального аппарата управления холдинговой компании.
 3.3. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ КОРПОРАТИВНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
  Как показывает мониторинг прессы, в настоящее время наблюдается несколько тенденций развития корпораций в мире. Наиболее очевидными являются тенденция слияния и поглощения различных корпораций для увеличения рыночной стоимости объединения и повышения его конкурентоспособности, а также тенденция разукрупнения корпораций в связи с утратой ими своих позиций.
  Рассмотрим эти тенденции.
 
  Тенденция слияния и поглощения
  Активность процессов слияния компаний во всем мире выросла за три квартала 1999 года на 16% по сравнению с аналогичным периодом 1998 года, при этом объем сделок достиг рекордного уровня 2,2 трлн.долл.
  Как сообщает The Wall Street Journal, из общего объема сделок за 1999 год 780,9 млрд. долл. приходится на третий квартал, что на 45,8% больше показателя августа-сентября 1998 года. В то же время объем сделок в рамках слияний в США снизился в третьем квартале 1999г. на 10% и составил 322 млрд. долл., однако активность аналогичных процессов в Европе увеличилась более чем втрое и достигла 374,6 млрд. долл. против 100,7 млрд. долл. в третьем квартале 1998 года.
  В четырех из пяти крупнейших сделок участвовали европейские компании. Среди них, в частности, предложение 34 млрд. долл. британским Bank of Scotland за банк National Westminster и предложение 49,7 млрд. долл. французской компанией Totalfina SA за Elf Aquitaine SA, которые в случае объединения создадут четвертую по величине нефтяную компанию в мире.
  Тенденция слияния и поглощения компаний имеет отраслевые особенности, поэтому рассмотрим эти процессы, происходившие в последнее время (по данным Интерфакс", "Интерфакс-АФИ", "Интерфакс-Европа") по различным отраслям бизнеса.
 
  Авиакосмическая промышленность
  Международные слияния
  Германское космическое агентство DASA и французская Aerospaciale Matra в результате объединения образуют одну из крупнейших в мире аэрокосмических компаний, которая будет называться European Aeronautic, Defense & Space.
  Как сообщает The Wall Street Journal со ссылкой на представителей материнской компании DASA Daimler Chrysler Aerospace, две равные доли по 30% акций объединенной компании будут принадлежать DASA и ее французским партнерам. Остальные 40% акций компании будут проданы на рынке.
  С французской стороны акционерами новой компании будет группа Lagardere, одно из финансовых учреждений и французское правительство.
  Штаб-квартиры European Aeronautic, Defense & Space будут находиться в Мюнхене и Париже. Ее сопредседателями будут президент DASA и председатель группы Lagardere. Планируемый ежегодный доход компании составит около 21 млрд. евро (0,9291 евро/1долл.), общее число сотрудников - 89 тыс. человек.
 
  Автомобильная промышленность
  Международные слияния
  Две канадские компании, Linamar Corporation и Westcast Industries, подписали соглашение о создании совместного предприятия, занимающегося дизайном, производством и продажей железных литых деталей для автомобилей в западной Венгрии.
  Как сообщили представители компаний, каждой из них будет принадлежать 50% нового предприятия. Новый завод будет производить железные вытяжные коллекторы и другие изделия для европейской автомобильной индустрии.
  Linamar является крупным производителем сборочных и литых компонентов для автомобильной индустрии. Westcast Industries Inс. производит железные вытяжные коллекторы также для автомобилестроения.
 
  Представители Daimler-Benz и Nissan Diesel Motor Co (подразделение японской Nissan, выпускающее грузовые автомобили) объявили о начале совместного проекта. Скорее всего, это первый шаг к покупке немецким автоконцерном японского конкурента.
  Новый проект подразумевает совместную разработку, производство и продажу грузовиков различных модификаций полной массой от трех до девяти тонн. Их серийный выпуск начнется в 2002г. в Японии. Стартовать предполагается со 100 тыс. машин в год, а в 2005г. объемы производства должны составить 150 тыс. Для сравнения: столько грузовиков производят сегодня все российские автозаводы, вместе взятые.
  Слияние будет выгодным обеим сторонам. Грузовикам Mercedes-Benz до сих пор не удается освоить весьма привлекательный азиатский рынок, хотя подразделение Daimler-Benz, выпускающее "коммерческий" транспорт, демонстрирует успехи: в первой половине 1999 года его оборот превысил 21 млн. марок (против 18 млн. марок за аналогичный период 1998 года). В свою очередь, Nissan несет серьезные потери от азиатского финансового кризиса.
  С началом "раскрутки" нового совместного проекта у Daimler-Benz будет больше возможностей влиять на руководство японской компании, следовательно, сделка рано или поздно состоится. К тому времени немецкий концерн поглотит американскую Chrysler Corp, и Daimler превратится в межконтинентальную автомобильную империю.
  По сообщению РИА "Новости", Комиссия ЕС, в функции которой входит контроль за соблюдением правил конкуренции на европейском экономическом пространстве, дала согласие на слияние Daimler-Benz и Chrysler. Daimler-Chrysler AG создается путем обмена акций Daimler-Benz и Chrysler на акции нового альянса в такой пропорции, чтобы акционерам германской компании досталось 57% автомобильного гиганта.
  Свое решение Еврокомиссия объясняет тем, что объединение двух компаний будет иметь "ограниченное воздействие на концентрацию в отрасли", поскольку обе они сильны главным образом в производстве автомашин класса "люкс", семейных фургонов, компактных и спортивных автомобилей, а также внедорожников. Такие автомобили на европейском экономическом пространстве и в каждой отдельно взятой стране занимают не более 10% рынка.
 
  Французский автомобильный концерн Renault S.A. подписал соглашение о слиянии с находящейся в тяжелом финансовом положении японской компанией Nissan.
  По данным пресс-релиза Renault, французская компания приобретает 36,8% уставного капитала компании Nissan Motor и 22,5% уставного капитала Nissan Diesel. Также ожидается, что Renault приобретет 100% капитала европейских финансовых дочерних компаний Nissan.
  По информации Renault, французская компания инвестирует в Nissan в общей сложности 643 млрд. йен (около 5,4 млрд. долл.). При этом доли в уставном капитале Nissan Motor и Nissan Diesel будут приобретены за 605 млрд. йен (5,1 млрд. долл.).
  Ожидается, что в дальнейшем Nissan также получит возможность войти в уставный капитал Renault.
  Обе компании будут взаимно дополнять друг друга по всем направлениям деятельности, в частности, в области закупок, производственной стратегии и научно-исследовательских работ. По оценке экспертов, за период с 2000 по 2002 год экономия от объединения компаний может составить 3,3 млрд. долл.
  Ожидается также, что новое объединение займет 4-е место в мировом автомобилестроении, выпуская 4,8 млн. автомобилей в год.
  Nissan Motor занимает второе место среди японских автомобильных компаний. Объем выпуска в 1998 финансовом году составил 2,75 млн. автомобилей.
  Концерн Renault занимает первое место в Европе по продажам легковых и коммерческих автомобилей. В 1998 году компанией было выпущено 2,28 млн. автомобилей.
 
  Компания General Motors, владеющая 50% акций компании Saab Automobile AB, намерена приобрести остальные 50% у шведской Investor AB. Это приобретение позволит GM в ближайшее время начать производство новых моделей автомобилей на заводах Saab и повысить продажи машин компании до 300-400 тыс. в год в ближайшие пять-семь лет.
  GM считает одной из своих приоритетных задач расширение бизнеса в Европе. В 1999 году чистая прибыль компании от продаж в европейских странах составила 900 млн. долл. Чтобы поддержать европейский бизнес европейскому отделению GM необходимо сфокусироваться на снижении себестоимости автомобилей.
 
  Американская General Motors Corp. (GM) может получить эксклюзивные права на приобретение южнокорейской компании Dewoo Motor Co., которая находится в трудном финансовом положении. Если это произойдет, возможное конкурирующее предложение от компании Ford Motor будет отвергнуто.
  По данным Комиссии по финансовому надзору Южной Кореи, кредиторы Daewoo положительно оценивают предложение GM. Производственная мощность заводов Daewoo в Южной Корее составляет 1,07 млн. автомобилей в год. Компания владеет сетью заводов, которые находятся в Индии, Вьетнаме, Польше, Румынии, Иране, Египте и рассчитаны на производство в общей сложности 784 тыс. автомобилей в год.
 
  Американская корпорация General Motors намерена приобрести 20% акций японской компании Fuji Heavy Industries Ltd. за 100 млрд. иен (976 млн. долл.). Согласно официальному заявлению представителей Fuji Heavy, в настоящий момент рассматривается, в частности, слияние капитала Fuji Heavy и GM, однако не принято никакого решения относительно возможных инвестиций GM.
  По мнению экспертов, покупка акций японской компании позволит GM укрепить свои позиции на быстрорастущем азиатском автомобильном рынке, что является главной целью американской компании.
  В планы GM входит также покупка в дальнейшем у частных инвесторов контрольного пакета акций Fuji Heavy. В то же время, GM намерена сохранить независимость управления японской компании.
  Американская корпорация на настоящий момент владеет 49% японской автомобильной компании Isuzu Motors Ltd. и 10% Suzuki Motor Corp.
 
  Армянская компания "Ата Motors", которая является дистрибьютером американской корпорации General Motors в странах СНГ, организует совместное производство автомобилей GM в Армении. В настоящее время ведутся переговоры с Эксимбанком США о получении кредита в размере 50 млн. долл.
  По предварительным данным, производство автомобилей будет организовано на Ереванском заводе автоагрегатов.
  На первом этапе автомобили будут реализовываться в Армении, а на втором этапе предусматривается их экспорт в сопредельные государства.
  Планируется, что инвестиции в проект составят примерно 350 млн.долл., в первый год работы будет инвестировано 50 млн.долл.
  В Армении планируется собирать специальную технику: микроавтобусы, машины "скорой помощи", пожарные машины и др. Американская корпорация предоставило "Ата Motors" права на организацию проекта.
 
  Национальная торговая компания (НТК), созданная в России и странах СНГ американским автомобильным концерном General Motors, начнет осуществлять коммерческие операции: торговая компания General Motors CIS ("Дженерал Моторс - СНГ") займется координацией работы GM в России и продвижением торговых марок Chevrolet, Cadillac и Opel. Предполагается, что НТК будет импортировать автомобили в Россию и страны СНГ, продавая их затем официальным дилерам. Кроме того, НТК займется поставкой машинокомплектов на создаваемые местные сборочные предприятия. При этом НТК будет координировать работу по поиску российских поставщиков комплектующих для собираемых автомобилей.
  GM и АО "АвтоВАЗ" (Тольятти, Самарская обл.) подписали протокол о намерениях по созданию автомобильного СП. На предприятии, организуемом в Тольятти, планируется начать сборку автомобилей Opel Astra. Кроме того, GM намерена расширить производство на СП "ЕлАЗ-General Motors" (г.Елабуга, Татария).
  Концерн General Motors реализовал в 1998 году на рынке России и СНГ 2,5 тыс. автомобилей.
 
  Европейские слияния
  Два соперника за Rolls-Royce Motor Cars - германские автомобильные концерны BMW и Volkswagen (VW) объявили о заключении совершенно неожиданной сделки. При этом VW, победивший в конкурсе на покупку Rolls-Royce с британской оборонной группой Vickers, неожиданно согласился разделить честь владения этой торговой маркой с отвергнутым BMW.
 
  Шведский производитель систем безопасности для автомобилей Autoliv и эстонская Norma Group пришли к соглашению о продаже шведской компании 49,5% акций Norma, поставляющей ремни безопасности для российских предприятий автомобильной индустрии.
  Как сообщает агентство Dow Jones со ссылкой на пресс-релиз Autoliv, компания может впоследствии приобрести еще 1,5% акций Norma и получить контрольный пакет.
  По мнению руководства Autoliv, в результате приобретения шведская компания получит возможность перевести свои заводы в страны, где производство обходится дешевле.
 
  Внуристрановые слияния
  Три крупных российских шинных завода - Ярославский, Московский и Омский - создали единую реализационную компанию ЗАО "Сибур-шина". Такое объединение усилий трех шинных заводов позволит проводить общую политику в маркетинге, ценах, инвестициях, учете, создавать единую товаропроизводящую сеть, что будет способствовать "наведению порядка на российском рынке".
  По имеющимся данным, в результате сделки 100% акций Ярославского и Омского шинных заводов принадлежат АО "Сибур" (Сибирско-Уральская нефтегазохимическая компания). Предполагается, что объем реализация "Сибур-шины" будет составлять от 150 до 200 млн. рублей в месяц. Новая компания зарегистрирована в г. Салехарде.
 
  Британская машиностроительная Rolls-Royce объявила о намерении приобрести инжиниринговую группу Vickers за 935,8 млн. долл..
  Британская Vickers владела автомобильными компаниями Rolls-Royce и Bentley до продажи их германскому концерну Volkswagen.
  Согласно предложению Rolls-Royce, которое поддерживает Совет директоров Vickers, новый союз объединит бизнес Rolls-Royce в области производства морских двигателей и разработки Vickers в области морских винтов и дизельных двигателей.
  Вместе с тем две трети объема продаж объединенной компании придутся на продукцию лондонского филиала Rolls-Royce, выпускающего авиационные двигатели для гражданских и военных самолетов.
 
  Коммуникации
  Международные слияния
  Британская телекоммуникационная компания Vodafone AirTouch PLC рассматривает возможность покупки германской промышленной группы Mannesmann AG.
  В то же время руководство Mannesmann против этой сделки и пытается отговорить своих акционеров от участия в ней.
  В качестве одного из способов противостоять предложению Vodafone руководством Mannesmann была выбрана покупка британского оператора сотовой связи Orange PLC. Как считают специалисты Mannesmann, увеличение активов группы могло бы повлиять на решение Vodafone. Однако акционеры Mannesmann довольно холодно приняли предложение руководства купить Orange за 32,15 млрд. долл. Эта сделка была расценена ими как слишком дорогая. Вместе с тем переговоры о покупке компании Orange продолжаются.
  Vodafone не исключает приобретение и компании Orange. Таким образом, цена, которая может быть предложена Vodafone за обе компании, по оценкам экспертов, достигает 100 млрд. долл.
  В настоящее время Vodafone форсирует возможность приобретения Mannesmann, поскольку не исключает возможности покупки германской компании американскими телекоммуникационными компаниями SBC Communications Inc. и MCI WorldCom Inc.
 
  Французская компания Vivendi Telecom International приобрела у компании Alcatel венгерскую United Telecom Investment (UTI), которая владеет четырьмя локальными операторами телефонной связи.
  В результате Vivendi стала владельцем семи локальных операторов в Венгрии, включая три, которые принадлежат ей как собственность купленной ею компании Sat-Matel. На территории Венгрии Vivendi теперь обслуживает 460 тыс. абонентов.
  UTI прошла структурную реорганизацию в 1998 году, в результате которой компании удалось снизить тарифы на предоставляемые услуги.
 
  Американская компания Metromedia International Group Inc., оператор телефонных и кабельных сетей в Восточной Европе, планирует купить другую работающую в регионе компанию - PLD Telekom Inc. за 132,5 млн. долл. в виде акций.
  Metromedia уже предоставляет услуги сотовой связи в Латвии и Грузии и услуги местной телефонной связи в России и Азербайджане. В настоящее время PLD Telekom владеет пакетами акций петербургского оператора волоконно-оптической сети связи Peterstar, московского оператора дальней связи Teleport-TP, петербургского оператора международной связи Baltic Communications Limited (BCL) и казахстанского оператора сети сотовой связи стандарта AMPS Altel (прежнее название BECET International).
  Советы директоров компаний одобрили эту сделку. News Corp., которая контролировала 38% капитала PLD, будет владеть в объединенной компании 9% акций.
 
  Германская телекоммуникационная компания Deutsche Telekom и ведущий итальянский оператор связи Telecom Italia рассматривают возможность слияния, которое приведет к созданию одной из крупнейших компаний отрасли.
  Схема слияния предусматривает проведение обмена акциями. Немецкой стороне в новой компании, зарегистрированной в Германии, будет принадлежать 60%, итальянцам - 40%.
  По данным западных СМИ, правительства Италии и Германии поддерживают заключение сделки.
  Успех переговоров приведет к срыву попытки враждебного поглощения Telecom Italia итальянской Olivetti.
  В случае объединения Deutsche Telekom и Telecom Italia, может образоваться компания стоимостью более 200 млрд. долл. По объему прибыли компания, согласно оценкам, выйдет на 1-ое место в мире, она также будет лидировать по объему услуг локальной связи.
 
  Один из крупнейших производителей сотовых телефонов в Европе Siemens AG ведет переговоры с компанией Bosch GmbH о возможности приобретения у Bosch коммуникационного бизнеса.
  Телекоммуникационная компания стремится развивать телефонный бизнес, в то время как Bosch намерена выйти из него и сконцентрироваться на производстве автомобильных запчастей.
  С 2001 года Siemens намерена продавать ежегодно 35 млн. мобильных телефонов против 12 млн. телефонов, проданных с сентября 1998г. по сентябрь 1999г.
  Чтобы достичь этой цели, компания будет продолжать приобретать другие фирмы.
 
  Внутристрановые слияния
  Советы директоров двух американских телекоммуникационных компаний - Bell Atlantic Corp. и GTE Corp. - приняли решение о слиянии, которое оценивается примерно в 53-55 млрд. долл. Сделка будет осуществлена путем обмена акциями: по условиям соглашения, акционеры GTE получат по 1,22 акции Bell Atlantic за каждую акцию своей компании.
  Bell Atlantic стала крупнейшим в США оператором местной связи, владеющим 40 миллионами телефонных линий в 13 северо-восточных штатах. Зарегистрированная в Коннектикуте GTE занимает третье место на американском рынке местной связи - после Bell Atlantic и SBC. GTE имеет около 21 млн. клиентов в 28 штатах (преимущественно малонаселенных). Кроме этого, предоставляет услуги дальней связи на всей территории США.
 
  MCI Worldcom, второй во величине оператор дальней телефонной связи в США, приобретет Sprint Corporation, третью по величине телекоммуникационную компанию Америки.
  Стоимость сделки, которая будет проведена путем обмена акциями и станет крупнейшей в мировой истории слияний, составит 115 млрд. долл.
  Объединенная компания будет контролировать около 30% рынка дальней связи и иметь капитализацию как минимум в 200 млрд. долл. По этому показателю она станет крупнейшей в мире. После объединения MCI Worldcom-Sprint будет, однако, уступать по объему получаемых доходов крупнейшей американской телекоммуникационной корпорации AT&T, отмечают эксперты.
 
  Консалтинговые услуги
  Международные слияния
  Группа фирм Pricewaterhouse Coopers объявила о присоединении к компании бельгийской, итальянской и корейской фирм.
  К Pricewaterhouse Coopers (Бельгия) присоединено отделение консультационных услуг в области управления бельгийской компании KPMG Consulting, годовой оборот которой составляет 11 млн. долл.
  Кроме того, входящая в группу Pricewaterhouse Coopers - Pricewaterhouse Coopers (Италия) приобрела ведущую итальянскую консалтинговую фирму в области управления Galgano & Merli (годовой оборот -8,8 млн. долл.).
  Кроме того, Pricewaterhouse Coopers также купила в Южной Корее 50% доли системного интегратора Dacom Systems Technologies, который является дочерней структурой второго по величине корейского телекоммуникационного провайдера Dacom Corporation.
  В результате, к 550 сотрудникам бельгийского отделения консультационных услуг в области управления компании Pricewaterhouse Coopers присоединились около 70 консультантов из KPMG, а численность специалистов отделения управленческого консультирования Pricewaterhouse Coopers в Италии увеличилась до 400.
 
  Туризм
  В экономически развитых странах гостиничный и туристический бизнес в основном находится в собственности крупнейших специализированных акционерных компаний, которые аккумулируют сотни, а иногда даже по несколько тысяч гостиниц. Так, по данным за 1997г., на первое место в мире по этому показателю вышла корпорация Cendant Corp., включающая 5566 гостиниц на 499,1 тыс. номеров. Далее следует Bass Hotels Resorts (2621 гостиница на 465,6 тыс. номеров) и Best Western International (3800 гостиниц на 300 тыс. номеров). Все эти фирмы - американские. К крупнейшим гостиничным компаниям можно отнести также согласно статистике еще 11 корпораций из США.
  Для сравнения, в России в 1996г. насчитывалось 5,5 тыс. гостиниц на 215 тыс. номеров.
  Прослеживается тенденция дальнейшего укрупнения гостиничных корпораций путем их слияния, покупки контрольных пакетов акций, нового строительства. Эти крупные акционерные общества носят названия "гостиничные цепи". Средства размещения каждой из них охватывают несколько десятков стран и обеспечивают одинаковые уровень, качество и содержание услуг в любой гостинице, любой страны. Крупнейшие гостиничные цепи занимаются не только гостиничным бизнесом, но и предоставляют туристические, ресторанные и другие сопутствующие виды услуг.
  Очевидно, что российский гостиничный и туристический бизнес пойдет по такому же пути. Поэтому интересен анализ деятельности подобных компаний.
  Шестое место в десятке крупнейших гостиничных и туристических корпораций мира, по данным 1997 года, занимает французская акционерная компания Accor Group (Аккор), которая имеет 2577 гостиниц на 288,3 тыс. номеров в 73 странах и включает несколько гостиничных цепей.
  Аккор была создана в 1983г. на базе постепенного слияния, начиная с 1970г., таких гостиничных цепей, как Novotel International Jbis hotel, Mercure hotel и Sofitel hotel, а также ресторанных цепей Courte-Paille и Jacques Borel International.
  В дальнейшем компания расширилась за счет приобретения международной туристической компании Wagons Lits (спальные вагоны), цепи Motel 6 в США, создания бюджетной гостиничной цепи Formule 1, системы общественного питания и прочих приобретений. В рамках Аккор был создан туристический департамент, открыта Академия Аккор - обучающий центр в области туризма, гостиничного менеджмента, общественного питания. Помимо указанного числа гостиниц компания имеет около 3,5 тыс. ресторанов, 3 теплохода.
  Основой деятельности Аккор являются гостиницы, доля которых в общем объеме продаж составила 63%. Рестораны обеспечили 12,6%, общественное питание - 14,7%, продажа ваучеров - 2,9%, туризм и прочие услуги - 6,8% объема продаж. Распределение этого показателя по регионам следующее: Франция - 43%, Европа (кроме Франции) -28%, Северная Америка - 16%, Южная Америка - 7%, Африка - 3%, Средний восток, Азия, Океания - 3% от общего объема продаж.
  В условиях роста конкуренции на туристических рынках основной задачей деятельности Аккор является обеспечение высокого качества услуг. Разработаны стандарты качества. По всей сети предприятий действуют команды, занимающиеся анализом и контролем качества услуг. Распространяются отчеты и бюллетени, описывающие основные достижения в этой области.
  Россия (ранее СССР) давно сотрудничает с мировыми туристическими и гостиничными корпорациями. Так, еще при подготовке к Олимпиаде-80 в сотрудничестве с фирмами Софитель и Жак Борель, была построена, оборудована и начала обслуживание туристов гостиница "Космос". Позже при помощи других крупнейших компаний (Интерконтиненталь, Рэдиссон, Форте, Кемпински, Бест Вестерн, Аккор и др.) были построены или реконструированы и введены в эксплуатацию такие высококлассные гостиницы, как "Метрополь", "Националь", "Савой", "Москва Палас Отель", "Олимпик-Пента Ренессанс", "Рэдиссон-Славянская", "Балчуг-Кемпински", "Новотель", "Пульман-Ирис" - в Москве, "Невский Палас", "Европа", "Астория", "Охтинская" - в Санкт-Петербурге, "Рэдиссон-Лазурная", "Пикотель" - в Сочи и "Санта" - на Сахалине.
  Государственным комитетом по физической культуре и туризму РФ была разработана программа формирования гостиничных цепей в России. Она включала цепь высотных гостиниц бизнес-класса, "сталинский ампир" или цепь мотелей и кемпингов "Золотое кольцо", также цепь бизнес- и конгресс-отелей международного класса с размещением в областных центрах с высокой деловой активностью.
  Другая цепь включает туристические объекты в природных зонах, национальных парках, старинных селах, усадьбах и монастырях. И, наконец, цепь малых гостиниц в реконструируемой исторической городской застройке, в том числе в памятниках архитектуры, бывших гостиницах и жилых домах рядовой застройки. Возможны и другие варианты гостиничных цепей.
  Предполагается, что каждая гостиничная цепь будет объединена едиными системами управления, бронирования мест, реализации путевок, стандартами, классом, имиджем и содержанием услуг.
  Следует отметить, что в России единственной корпорацией, имеющей большой опыт работы (с 1929г.) в области гостиничного и туристического бизнеса, является ВАО "Интурист" - внешнеэкономическое акционерное общество. Только 15% его акций принадлежит государству (в том числе 5% Правительству Москвы), 5% - Управлению делами дипломатического корпуса МИД РФ, часть акций разделена между членами коллектива "Интуриста". Контрольный пакет акций - 51% принадлежит Акционерной финансовой корпорации "Система", объединяющей предприятия из разных отраслей, например, нефтяной и электронной.
  В настоящее время ВАО "Интурист" постепенно выходит из кризиса, занимается въездным и выездным туризмом. Имеет своих представителей за рубежом в 15 странах и в России - в 54 регионах. Имеет две дочерние компании "Интурист-Трэвел" и "Интурист Экспресс". Является главным акционером предприятия "Интуравто". Недавно в состав "Интурист-Трэвел" вошла турфирма "Бегемот" со своими корпоративными клиентами.
  В целом можно сделать вывод о том, что процесс укрупнения туристических и гостиничных компаний в России в последние годы начал активизироваться.
 
  Часовая промышленность
  Международные слияния
  Швейцарская Swatch Group, один из мировых лидеров среди производителей часов, намерена купить у международной инвестгруппы Investcorp французско-швейцарскую фирму Groupe Horloger Breguet, специализирующуюся на производстве дорогих часов.
  Стоимость сделки не разглашается. Однако, поскольку аналитики оценивают годовой объем продаж Breguet в пределах от 38,6 млн. долл. до 64,4 млн. долл., то сумма сделки составит примерно 120-190 млн. швейцарских франков (примерно 80-126 млн. долл.).
  Среди производителей часов происходят серьезные перестановки. В частности, компания LVMH Moet Hennesy Louis Vuitton сделала предложение о покупке швейцарской TAG Heuer, лидирующего производителя спортивных часов, а группа, в которую входят Omega, Longuines, Blancpain и Swatch, рассматривает вопрос о покупке нескольких компаний, производящих часы.
 
  Табачная промышленность
  Международные слияния
  Японская Japan Tobacco в среду объявила о завершении сделки по приобретению R.J.Reynolds International, международного подразделения американской RJR Nabisco Inc.
  Сумма сделки составляет 7,8 млрд. долл. и при этом еще приняты обязательства по долгам на сумму 200 млн.долл.
  В соответствии с условиями соглашения Japan Tobacco приобрела все международные предприятия по выпуску сигарет компании RJR и ее торговые марки, включая права на Camel, Winston, Salem. Название компании меняется на Japan Tobacco International.
  Компания намерена стать ведущей силой на глобальном табачном рынке, поэтому приобретение R.J.Reynolds является значительным шагом в этом направлении.
  В результате слияния RJRI и Japan Tobacco создается третья в мире по масштабам табачная компания с объемом производства свыше 450 млрд. сигарет в год.
  Компания вступает в управление табачными фабриками R.J.Reynolds в СНГ. Это две фабрики в России - АО "Р.Дж.Р.-Петро", созданная на базе петербургской табачной фабрики им. Урицкого, и АО "Р.Дж.Р.-Елец" (Липецкая обл.), а также на Украине (Львов и Кременчуг), в Казахстане (Чимкент) и в Азербайджане (Баку). Общий объем производства сигарет в СНГ составляет около 60 млрд. штук, в том числе 30 млрд. штук в России.
  Штаб-квартира компании Japan Tobacco International будет действовать в Женеве (Швейцария).
 
  Химическая промышленность
  Внутристрановые слияния
  Совет директоров АО "Уралкалий" предложил утвердить вопрос о присоединении АО "Автотранспортное предприятие" (г. Березники, Пермская область).
  Присоединение будет производиться путем конвертации 28092 обыкновенных акций АО "Автотранспортное предприятие" номиналом 8 рублей в 7023000 обыкновенных акций АО "Уралкалий" номиналом 0,5 рубля дополнительного выпуска. Таким образом, 1 акция "Автотранспортного предприятия" будет обмениваться на 250 акций АО "Уралкалий".
  Предполагается, что в результате слияния уставный капитал основного АО увеличится на 3,511 млн. руб. и составит 1 млрд. 063 млн. 303,5 тыс. рублей. Он будет разделен на 1596711000 обыкновенных и 529896000 привилегированных акций номиналом 0,5 рубля.
  Присоединение, по словам источника, необходимо АО "Уралкалий", так как в настоящее время предприятие не располагает надлежащей базой для оказания транспортных услуг его производственным и другим подразделениям.
  Уставный капитал АО "Уралкалий" составляет 1059792 тыс. рублей. Он разделен на 1589688000 обыкновенных и 529896000 привилегированных акций номиналом 0,5 рубля. Пакет из 51% принадлежит структурам, входящим в АКБ "Кредит ФД", около 18% - банку "Кредитанштальт Грант".
  Уставный капитал АО "Автотранспортное предприятие" составляет 224736 рублей. Он состоит из 28092 обыкновенных акций номиналом 8 рублей. Основной акционер - коллектив предприятия.
 
  Металлургия и ТЭК
  Международные слияния
  Планирующееся объединение английских нефтедобывающих компаний LASMO plс и Monument Oil & Gas plc не изменит планов компании Monument по инвестициям в Азербайджане, где она имеет долю в освоении перспективной нефтегазоносной структуры "Инам" на шельфе Каспия. Благодаря объединению этих компаний, расходы LASMO снизятся на 6-7 млн. фунтов стерлингов, будут также получены преимущества в налоговой сфере.
  Объединение усилит позицию расширенной Группы на континентальном шельфе в Соединенном Королевстве, приведет к операционным и рыночным преимуществам в Пакистане, приумножит потенциал бизнеса в Каспийском регионе, укрепит концентрацию усилий LASMO на Ближнем Востоке, расширит масштаб и потенциал существенной позиции LASMO в Северной Африке.
  Акционерный капитал Monument, выпущенный в виде обычных акций, оценивается примерно в 600 млн. фунтов стерлингов. Предложение об объединении включает выпуск трех новых акций LASMO взамен каждых семи акций Monument.
  Monument Resources (Caspian) Ltd имеет 12,5% долевого участия в Соглашении о разведке, разработке и долевом разделе добычи по перспективной структуре азербайджанского сектора Каспия "Инам" (в 160 км к югу от Баку). Другими участниками консорциума являются ГНКАР - 50%, оператор проекта Amoco Inam Petroleum Company - 25%, Central Fuel Caspian Sea Ltd (ЦТК, Россия) - 12,5%.
 
  Международная нефтяная компания BP-Amoco объявила о покупке американской нефтяной компании Atlantic Richfield Company (ARCO) за 26,8 млрд. долл.
  В результате этой сделки будет образована крупнейшая в мире частная нефтяная компания с рыночной капитализацией 190 млрд. долл.
  BP-Amoco оплатит приобретение ARCO, которая является 7-й по величине нефтяной компанией США, исключительно своими акциями. Коэффициент обмена установлен из расчета 0,82 ADS (American Depositary Share) BP-Amoco за 1 акцию ARCO. ARCO оценивается в 26,8 млрд. долл.
  В конце 1998 года британская British Petroleum (BP) купила за 48,2 млрд. долл. американскую Amoco, образовав тем самым группу BP-Amoco. Необходимость объединений западных нефтяных компаний эксперты объясняют ухудшением конъюнктуры нефтяного рынка и увеличением стоимости крупных проектов. Так, чистая прибыль BP-Amoco в 1998 году снизилась по отношению к 1997 году на 34% и составила 4,468 млрд. долл. Чистая прибыль ARCO в 1998 году составила 452 млн. долл. против 1,77 млрд. долл. в 1997 году.
  ARCO является стратегическим партнером российской НК "ЛУКОЙЛ", владея 7,99% акций компании. Совместное предприятие, созданное российской и американской компанией - "ЛУКАРКО" - владеет 12,5% в проекте Каспийский трубопроводный консорциум. В консорциуме по освоению нефтяного месторождения Тенгиз (Казахстан) совместному предприятию принадлежит 5%, в консорциуме по освоению нефтяного месторождения на шельфе Каспия Д-222 (Азербайджан) - 60%. Доля "ЛУКОЙЛа" в "ЛУКАРКО" составляет 54%, АРКО - 46%.
 
  Внутристрановые слияния
  Американские Devon Energy Corp. и Pennzoil Energy (материнская компания, действующая на Каспии Pennzoil Caspian Corp. - АНИ) объявили о завершении процесса слияния.
  При этом каждая акция Pennzoil была превращена в 0,4475 обыкновенной акции объединенной компании Devon Energy Corp., а каждая акция Devon - в одну акцию новой компании.
  Акционерам Pennzoil будет теперь принадлежать 31% акций объединенной компании, а акционерам Devon - 69%.
  Объединенная компания Devon Energy Corp. в настоящее время входит в десятку крупнейших независимых производителей нефти и газа в США с точки зрения капитализации, ресурсной базы и объемов годовой добычи.
  Общая капитализация компании составляет 5 млрд. долл., доказанные запасы - 154 млн. баррелей нефтяного эквивалента, среднесуточная добыча - 230000 баррелей. Компания реализует проекты в США, Мексиканском заливе и Канаде, а также на Каспии, в Египте и Венесуэле.
  В Азербайджане Pennzoil участвует в реализации ряда нефтяных проектов, в частности, "Азери-Чираг-Гюнешли".
 
  Третья по величине американская нефтяная компания Chevron ведет переговоры о покупке другого гиганта - Texaco, который занимает 4-ую позицию в "нефтяной" табели о рангах.
  Стоимость сделки оценивается примерно в 42 млрд. долл. Однако стороны пока далеки от соглашения, так как возможное слияние сопряжено с большим количеством проблем.
 
  Процесс объединения АО "Саяно-Шушенская ГЭС" и АО "Объединенная компания "Сибирский алюминий" находится на завершающей стадии.
  Однако в адрес проекта по созданию совместного АО, подготовленный специалистами двух компаний, поступили замечания от министерств и ведомств. С учетом этих замечаний Минэкономразвития России уже одобрило этот документ, и в ближайшее время ожидается положительное заключение от Минимущества России. Кроме того, проект получил поддержку от руководства республики Хакасия.
  Проект нового объединения встречает определенное сопротивление, и в первую очередь, со стороны других производителей алюминия, так как создаваемая новая компания будет обладать большей конкурентоспособностью и инвестиционной привлекательностью.
  Красноярский и Надвоитский алюминиевый заводы предложили РАО "ЕЭС России" создать аналогичные энергометаллургические объединения и сейчас эти предложения изучаются специалистами РАО.
 
  Группа "Сибирский алюминий" утвердила новую организационную структуру и создала управляющую компанию группы.
  Ядром новой структуры стало ОАО "Объединенная компания "Сибирский алюминий".
  ОАО возьмет на себя функции управляющей компании и будет консолидировать финансовые и производственные потоки предприятий группы "Сибирский алюминий".
  В состав АО вошли предприятия, ранее объединенные в холдинг "Сибирский алюминий", АО "Саянский алюминиевый завод" (Хакасия), АО "Самарский металлургический завод" (Самара), АО "ДОЗАКЛ", АО "Ростар холдинг" (Подмосковье), АО "Саянская фольга" (Хакасия), АО "Абаканвагонмаш" (Самара), АО "Завод алюминиевых строительных конструкций" (Самара), АО "Ресал" (перерабатывает низкосортные алюминиевые отходы).
  Кроме того, ОАО "Объединенная компания "Сибирский алюминий" будет управлять акциями АО "Южно-Уралький криолитовый завод", ООО "Московский ОЦМ", АО "Ярославский ГОК".
  ОАО "Объединенная компания "Сибирский алюминий" продолжит переговоры с РАО "ЕЭС России" о создании единой энерго-металлургической компании.
  Принято также решение о создании еще одного структурного подразделения группы - компании "Союзметаллресурс", которая будет осуществлять поставки сырья и материалов на предприятия группы.
 
  Создается финансово-промышленная группа, объединяющая предприятия черной металлургии Челябинской области.
  С созданием этой ФПГ завершится реализация концепции развития металлургического комплекса Челябинской области.
  В рамках ФПГ предполагается организовать работу 31 предприятия черной металлургии Челябинской области таким образом, чтобы они минимально пересекались по номенклатуре и качественным характеристиками производимой продукции. При этом акцент делается на задаче замкнуть технологический цикл производства.
  В рамках реализации проекта создания ФПГ предполагается путем бюджетного кредитования внедрять на предприятиях (АО "Златоустовский метзавод", АО "Саткинский метзавод", АО "Ашинский метзавод") новые технологии.
  Для производства качественных конкурентоспособных метизов планируют объединить Магнитогорский меткомбинат, Магнитогорский метизно-металлургический завод, Магнитогорский калибровочный завод, АО "Мечел", "Белорецкий метзавод". Кроме того, предполагается "замкнуть" сырьевую базу Бакальского рудоуправления на АО "Златоустовский метзавод".
  Комплекс мероприятий в рамках проекта в конечном итоге должен в значительной степени простимулировать реализацию имеющихся у предприятий инвестиционных проектов, а также увеличить производительность труда в меткомплексе Челябинской области в 4 раза.
  Между тем реализация программы неизбежно повлечет за собой сокращение минимум 150 тыс. человек, занятых в металлургическом производстве. Для снижения социальной напряженности параллельно разрабатывается программа занятости населения.
  В перспективе ФПГ объединит и металлургические предприятия других регионов, которые входят в Ассоциацию экономического взаимодействия областей Урала и Сибири "Большой Урал".
 
  Финансы
  Международные слияния
  Скандинавская банковская группа MeritaNordbanken Group объявила о покупке филиалов французской банковской группы Societe Generale в Литве и Латвии.
  Приобретение литовских и латвийских подразделений Societe Generale позволит удвоить объем операции скандинавской банковской группы в этих странах.
  В дальнейшем, услуги, которые предоставляет в настоящий момент латвийское и литовской подразделения Societe Generale, будут дополнены телефонными и сетевыми банковскими операциями.
  Сделка должна быть одобрена соответствующими регулирующими органами Литвы и Латвии.
 
  Шведско-финский банк MeritaNordbanken (MN) намерен купить один из ведущих банков в Норвегии Christiania Bank за 24,3 млрд. норвежских крон (3 млрд. долл.).
  Результатом сделки, если она состоится, станет образование крупнейшего банка в Северной Европе.
  Поскольку 35% акций Christiania Bank принадлежит государству, исход переговоров будет зависеть от позиции властей Норвегии, которые с осторожностью относятся к проникновению иностранного капитала.
  MeritaNordbanken уже является владельцем 9,9% акций Christiania.
  По мнению аналитиков, у MeritaNordbanken большие шансы получить разрешение на приобретение Christiania Bank, однако сделке может помешать альтернативные предложения от конкурентов или же попытка поднять цену за акции.
 
  Шведский банк SEB приобретает 50% акций крупного германского банка BfG Bank у французского Credit Lyonnais за 1,6 млрд. евро.
  В результате сделки крупнейший по объему активов скандинавский банк станет финансовой группой с 2,5 млн. клиентов в восьми странах и объемом активов 122,1 млрд. евро.
  Credit Lyonnais продает акции BfG Bank за 82% номинальной цены. Исполнительная комиссия Европейского Союза обратилась к Credit Lyonnais с требованием продать активы банка на общую сумму 94,52 млрд. евро, в том числе 50% акций BfG Bank. Лишь при этом условии ЕС был готов одобрить правительственную программу поддержки банка.
  SEB намерен создать пан-европейскую банковскую сеть на базе Интернет. Обладая 300 тыс. "онлайновых" клиентов в Северном регионе, SEB является одним из самых высокотехнологичных Интернет-банков в мире. В ближайших планах шведского банка - максимальное развитие Интернет-отделения BfG Bank.
 
  Федеральная Резервная система США (ФРС) одобрила сделку по слиянию восьмого по величине американского банка Bankers Trust Corp. и крупнейшего германского Deutsche Bank AG.
  Активы новой структуры составят 830 млрд. долл. Таким образом будет создан финансовый институт, который превзойдет по величине крупнейшие в настоящее время в мире UBS AG of Switzerland и Citigroup Inc.
  Приобретение Bankers Trust Corp германским банком является самым крупным поглощением американской финансовой структуры иностранным банком.
 
  Внутристрановые слияния
  Балтийский банк (Санкт-Петербург) намерен приобрести контрольный (51%) пакет акций банка "Советский" (Вологда). Сделка согласована с антимонопольными органами и вологодским ГУ ЦБ.
  Банк "Советский" зарегистрирован в октябре 1990 года, создан на базе вологодского филиала Промстройбанка СССР. В настоящее время банк имеет 5 филиалов на территории Вологодской области.
  Балтийский банк зарегистрирован в 1989 году. Валюта баланса банка на 1 октября 1999 года составляет 2,777 млрд. рублей, собственный капитал - 247,4 млн. рублей, балансовая прибыль за 9 месяцев - 54,2 млн. рублей.
 
  Один из крупнейших японских трастовых банков Sumitomo Trust & Banking Co. и коммерческий Daiwa Bank Ltd. объявили об объединении своих трастовых операций с целью создания самого большого в стране трастового банка.
  Sumitomo Trust и Daiwa получат равные доли в новом банке.
  Банк, начальный капитал которого составит 50 млрд. иен (104,74 иены/1 долл.), будет привлекать, главным образом, средства пенсионных фондов. В его распоряжении окажутся активы на сумму в 50 трлн. иен, что на 23 трлн. иен больше, чем у нынешнего лидера трастового бизнеса банка Mitsubishi Trust & Banking Co.
  Эксперты не исключают, что данное соглашение указывает на намерения Daiwa создать более широкий альянс с Sumitomo Trust вместо запланированного слияния с Tokai Bank Ltd. и Asahi Bank Ltd.
 
  Два крупных японских банка Sumimoto и Sakura обсуждают сотрудничество и возможное в перспективе слияние.
  Если слияние банков произойдет, результатом станет второе финансовое учреждение в мире по объему активов. При этом на первом месте окажется пока находящаяся в стадии образования структура, в которую намерены объединиться три других японских банка - Industrial Bank of Japan (IBJ), Fuji Bank (FB) и Dai-Ichi Kangyo Bank (DIKB).
  По оценкам аналитиков, именно слияние IBJ, FB и DIKB подталкивает другие крупные банки искать пути консолидации.
 
  Два крупных японских банка Asahi и Tokai объявили о намерении объединиться и создать третью по величине в Японии банковскую группу с общим объемом активов 59 млрд. иен (107,83 иен/1 долл.).
  В результате слияния будет сокращено 4 тыс. из 24 тыс. рабочих мест, что принесет ежегодную экономию в размере 32 млрд. йен.
  Представители двух банков заявили, что будет создана общая холдинговая компания. Полная реструктуризация и объединение операций банков произойдет к концу 2001 года.
  За последние два года число крупных банков в Японии сократилось с 21 до 14. О своем слиянии объявили Industrial Bank of Japan, Dai-Ichi Kangyo и Fuji, образовав крупнейшую в стране банковскую группу с объемом активов 140 млрд. иен. По мнению экспертов, это вынудит и остальные независимые банки искать пути объединения.
 
  Японские банки Industrial Bank of Japan Ltd., Dai-Ichi Kangyo Bank Ltd. и Fuji Bank Ltd. объявили о своем поэтапном слиянии в крупнейшую банковскую группу в мире.
  В начальной стадии слияния банки будут работать как отдельные компании, однако уже к весне 2002 года они будут объединены в единую банковскую структуру с многочисленными филиалами.
  В результате объединения новая группа станет самой крупной банковской структурой по объему активов в мире. Общие активы группы составят свыше 141,8 трлн. иен.
 
  Bank of Scotland Plc, один из крупнейших британских банков, объявил о намерении поглотить путем обмена акциями National Westminster Bank PLC.
  Шотландский банк предложил заплатить за каждую акцию NatWest по 1,6 акции собственного банка и еще по 120 пенсов, то есть в общей сложности 1250 пенсов, что на 20% выше текущих цен акций банка.
  Bank of Scotland заявил, что в случае создания объединенного банка сократит часть персонала и продаст некоторые из его подразделений, что приведет к росту доходов группы. Bank of Scotland призвал при этом акционеров NatWest отказаться от планов покупки за 10,75 млрд. фунтов стерлингов страховой группы Legal & General Group.
  В случае успеха сделки акционеры NatWest получат 68% акций Bank of Scotland.
 
  Один из крупнейших британских банков National Westminster Bank заявил о своем намерении приобрести крупную страховую компанию Legal & General Group за 10,75 млрд. фунтов (17,2 млрд. долл.).
  NatWest намерен заплатить за каждую акцию Legal & General 210 пенсов, что на 2,3% больше цены закрытия Лондонской фондовой биржи.
  Оплата будет производиться наличными, облигациями других компаний и новыми акциями NatWest, которые будут выпущены на общую сумму 6,4 млрд. фунтов.
 
  Banque Nationale de Paris (BNP), третий по величине банк Франции, объявил о намерении купить 35% акций французского банка Paribas за 6,67 млрд. долл. и стать его единственным владельцем.
  Ранее BNP приобрел контрольный пакет Paribas и его доля в акционерном капитале этого банка составила 65%.
  Покупка оставшихся 35% акционерного капитала Paribas необходима BNP для реализации разработанного им плана слияния двух банков и образования крупнейшего банка Франции.
  BNP пока не удалось завладеть контрольным пакетом акций компании Societe Generale, его доля в SG составляет 37%.
  В то же время французские власти не разрешили банку Banque Nationale de Paris сохранить 37-процентный пакет акций в Societe Generale, признав тем самым неудачной попытку его враждебного поглощения со стороны BNP.
  Это решение означает крушение надежд BNP на создание в результате поглощения Societe Generale и Paribas, который также был объектом его атаки, крупнейшего в Европе банка.
  Орган банковского контроля Франции посчитал, что полученный BNP в ходе скупки акций Societe Generale пакет акций не достаточен для получения контроля над банком.
  Таким образом, BNP приобрел лишь контрольный пакет банка Paribas.
  Новый альянс BNP-Paribas и банк Societe Generale должны будут теперь искать партнеров за рубежом, чтобы избежать риска поглощения конкурентами.
 
  Крупные германские банки Dresdner Bank и Bayerische HypoVereinsbank намерены объединиться.
  Слияние Dresdner и HypoVereinsbank вполне возможно, так как значительная доля акций каждого банка принадлежит одной компании - страховой фирме Allianz, которая активно содействует их объединению.
  Вероятность слияния увеличилась после того, как Dresdner Bank прервал переговоры о возможном объединении своих розничных операций с другим германским банком - Deutsche Bank, что впоследствии могло привести к полному слиянию учреждений.
  Однако, как полагают многие банкиры, считать объединение Dresdner-Hypo окончательным нельзя, поскольку Deutsche Bank не даст этому так просто свершиться.
  Аналитики считают, что Deutsche Bank, который является основным конкурентом Dresdner на германском рынке, может либо объединиться с германским Commerzbank, чтобы образовать конкурирующую силу, либо расстроить сделку Hypo-Dresdner, сделав в рамках объединения более выгодное предложение акционерам Dresdner Bank.
 
  Ведущие банки Литвы "Vilniaus bankas" ("Вильняус банкас") и "Hermis" ("Гермис") начинают процесс слияния.
  Согласно официальному предложению, обыкновенные акции банка "Hermis" номиналом 50 литов (12,5 долл.) будут скупаться по цене 128,5 лита (32,1 долл.). Привилегированные акции номиналом 500 литов (125 долл.) будут скупаться по 1285 литов (321 долл.).
  Банк Литвы и Государственная служба конкуренции Литвы не возражают против покупки "Vilniaus bankas" до 100% акций банка "Hermis".
  На собраниях акционеров намечено принять решения о слиянии, утвердить соотношение обмена акций банка "Hermis" на акции банка "Vilniaus bankas" (акционеры банка "Hermis" смогут продать акции или обменять их на акции "Vilniaus bankas").
  Процесс объединения банков, по оценкам, будет продолжаться около года.
 

<< Пред.           стр. 5 (из 8)           След. >>

Список литературы по разделу