<< Пред.           стр. 6 (из 8)           След. >>

Список литературы по разделу

  Тенденция разукрупнения
  Наряду с продолжающимся процессом слияния некоторые компании, являющиеся мировыми лидерами, несколько потеряли былую мощь. Последние события в отношении компании Microsoft тому является подтверждением.
  В результате ряда судебных решений, компания Microsoft утратила полное господство на рынке программного обеспечения (ПО), принадлежавшее ей еще два года назад. Об этом говорят следующие факты.
  Факт первый: судебная тяжба с Министерством юстиции США. Вне зависимости от исхода дела антимонопольный процесс вызвал сильный общественный резонанс. Многие аналитики отмечают, что о Microsoft распространилось мнение как о высокомерной, зарвавшейся монополии.
  Факт второй: утечка мозгов. Microsoft перестала быть очевидным выбором для лучших выпускников университетов страны. По мнению финансовых аналитиков, вчерашние студенты отдают предпочтение новым компаниям, работающим в области Интернета. Успешная продажа их акций на фондовой бирже обеспечивает сотрудникам высокие заработки. Наблюдается исход и высокопоставленных менеджеров из компании.
  Факт третий: богатства Web притягивают людей, и Microsoft придется внести коррективы в практику замены высоких окладов пакетами акций. Руководители компании признают, что теперь необходимо предложить сотрудникам высокую зарплату.
  Факт четвертый: тема Microsoft перестала быть самой важной, когда на Уолл-стрит заходит речь о поставщиках ПО. Как вспоминают участники одного из совещаний в компании Oracle, в ходе встречи ни разу не упоминалось о Microsoft.
  Факт пятый: всеобщий интерес на рынке опреационных систем (ОС) сегодня прикован не к Windows 2000, а к Linux, альтернативной ОС с открытым исходным текстом.
  В то же время никто не утверждает, что Microsoft на грани краха. Однако, по мнению аналитиков, ее потенциал уже не столь крепок.
  Специалисты видят много общего между сегодняшней Microsoft и IBM десятилетней давности: когда IBM начала делать ошибки, она перестала быть всемогущей. Конкуренты почувствовали слабость и воспользовались ею. Сегодня то же самое происходит с Microsoft.
  Судебный процесс, связанный с антимонопольным разбирательством стал тяжелым испытанием для сотрудников Microsoft, да и для самой компании.
  Руководство компании уверено, что отношение общественности к компании навсегда изменится после дела "Министерство юстиции США против Microsoft". По иронии судьбы, иск привел к исполнению желания Microsoft. Название компании стало известно всем, правда, в ином свете, нежели надеялись ее руководители. Им хотелось приобрести репутацию технологического лидера, этичного, ориентированного на нужды потребителей, но вместо этого многие потребители ассоциируют Microsoft с другим словом - монополист.
  Многие специалисты, работающие в отрасли, видят препятствие в самих размерах фирмы.
  В прошлом самые лучшие и способные выпускники всех лучших инженерных и экономических вузов хотели устроиться на работу в Microsoft. Теперь они отдают предпочтение компаниям, работающим для Интернета, чтобы сделать состояние или приобрести опыт и впоследствии стать предпринимателями.
  То обстоятельство, что сотрудникам Microsoft была поднята зарплата, выглядит как исполнение желаний конкурентов, уже несколько лет назад с затаенной надеждой предсказывавших Microsoft неминуемое вхождение в "смертельную спираль".
  Многие наблюдатели отмечают возросшую сложность взаимоотношений между подразделениями внутри Microsoft. В частности, имеется в виду конфликт между командами Windows и Web.
  Специалисты считают, что выход на рынок предприятий представляет собой радикальную перемену для компании, ранее специализировавшейся на персональных компьютерах (ПК), поскольку потребности корпоративных пользователей весьма специфичны. Заказчики на предприятиях ожидают от поставщика гораздо большего, чем непрерывная раздражающая смена версий ПО. Они требуют высокого уровня технического обслуживания, что в прошлом вызывало затруднения у Microsoft. Менталитет служащего предприятия сильно отличается от настроения потребителя, а Microsoft пытается удовлетворить потребности обеих категорий пользователей.
  Большинство менеджеров, проработавших в Microsoft, сегодня достаточно богаты, чтобы покинуть компанию. Несколько лет назад специалисты по подбору кадров даже не пытались переманивать людей из Microsoft. Те, кто был заинтересован в переходе, не стоили внимания, а ни один хороший работник не хотел уходить. Теперь положение изменилось.
  Сегодня независимые поставщики ПО пользуются интерфейсами программирования Web, а не API фирмы Microsoft, это вызывает огромные сдвиги в программной индустрии. Все важные события связаны сейчас с Интернетом, а не с Windows.
  Кроме того, по мнению аналитиков, работающие на рынке Web компании кажутся более привлекательными, чем Microsoft. Уже два года назад Microsoft выглядела тяжеловесной и бюрократической организацией, и это ощущение усилилось с появлением новых компаний.
  Тем не менее, пока еще никто не собирается отправлять Microsoft на свалку истории. На фоне растущего скептицизма в отношении работающих в области Web новых компаний, вновь может возрасти популярность традиционных прибыльных фирм. В 1999 году все увлеклись "E-компаниями". В результате люди остались с опционами на руках, цены на которые рухнули.
  Некоторые аналитики подозревают, что Microsoft охотно ушла в тень - возможно, даже сделала это сознательно, чтобы избавиться от пристального общественного внимания, которое было столь враждебным.
  Ряд специалистов даже полагают, что Microsoft специально создает впечатление уязвимости, чтобы разоружить своих оппонентов.
  Представители Microsoft категорически отвергают это предположение, но признают, что фирма, возможно, находится в тени более заметных компаний, работающих в области Web. По их мнению, индустрия высоких технологий расширилась, и в настоящее время в ней работают телекоммуникационные и кабельные компании, поэтому Microsoft более не занимает исключительного положения.
  Но многие уверены, что Microsoft миновала вершину своего могущества. Возвращаясь к аналогии с IBM, можно сказать, что это по-прежнему очень крупная и успешная компания. Нельзя утверждать, что Microsoft нанесен серьезный удар, но она, скорее всего, уже не сможет вернуть себе былое влияние.
  Вышеприведенные данные наглядно свидетельствуют о высокой динамичности процессов слияния, поглощения и распада корпораций. Несмотря на различия в характерах этих процессов, в их основе лежат одни законы экономического развития в условиях рыночных отношений. При этом объединение корпораций, как мы видели, может осуществляться различными путями, определяющимися юридическими обстоятельствами, условиями налогообложения и пр.
  Как показал анализ, одним из наиболее распространенных в современной экономике путей объединения предприятий, компаний и корпораций является их слияние (поглощение). Несмотря на то, что требования к юридическому слиянию (поглощению) различны в разных странах, обычно оно является объединением двух корпораций, в которых:
  а) либо активы и обязательства одной корпорации передаются другой корпорации, и первая ликвидируется;
  б) либо активы и обязательства двух корпораций объединяются в новую корпорацию, и две прежние ликвидируются.
  Кроме того, слияние (поглощение) может осуществляться путем покупки собственного капитала или нетто-активов другого предприятия.
  При этом платеж может быть проведен за счет эмиссии акций или перевода денежных средств и их эквивалентов либо передачи других активов. Сделки могут происходить между акционерами объединяющихся предприятий (корпораций) или между одним предприятием (корпорацией) и акционерами другого предприятия (корпорации). Объединения могут привести к созданию нового предприятия (корпорации), устанавливающего контроль над объединяющимися предприятиями (корпорациями), передаче нетто-активов одного или нескольких объединяющихся предприятий (корпораций) другому предприятию (корпорации) либо расформированию одного или нескольких объединяющихся предприятий (корпораций). Когда содержание сделки соответствует определению объединения предприятий (корпораций), требования по учету и раскрытию информации правомерно приемлемы независимо от особенностей структуры, принятой для объединения.
  Поскольку процессы слияния (поглощения) существенно изменяют распределение корпораций на рынках продукции, то с целью предотвращения возможной монополизации в этих процессах принимает участие государство. В определенных случаях, как например, с компанией Microsoft, действия государства могут стать причиной разукрупнения компаний.
  Особенно внимательно оно следит за сделками в финансовой сфере, как наиболее важной с точки зрения обеспечения устойчивости национальной экономики.
  Важным следствием процессов слияния и разукрупнения является высокая динамика движения пакетов акций по регионам мира. Зачастую оказывается, что владельцами корпораций, ранее бывших национальными символами той или иной страны, становятся граждане других стран. Например, американцы обнаружили, что европейцы контролируют значительный сектор их экономики. За 1999-2000гг. почти тысяча американских фирм, общей стоимостью 400 млрд. долл. были куплены европейскими инвесторами /30/.
  При этом преобладает тенденция не покупки американских компаний, а их слияние с европейскими в международные концерны.
 3.4. КОРПОРАЦИИ БУДУЩЕГО
  Развитие корпораций бесконечный процесс, поэтому вслед за развитием науки, техники, управленческих технологий и т.д. существенные изменения ожидаются и в области корпоративного управления.
  В новом тысячелетии корпорации в том виде, в котором мы знаем их последние 150 лет, перестанут существовать. Уйдут в небытие такие реалии, как иерархическая лестница армейского образца, клерки с их мирком тесных офисов и вечно недовольные жизнью заводские рабочие /9/.
  Корпорации останутся лишь торговыми марками, крышей, объединяющей в виртуальные коллективы тысячи внештатных специалистов, постоянно передвигающихся как по странам, так и по просторам глобальных телекоммуникационных систем. Самое замечательное, что не будет заседаний. Общение посредством электронной почты сделает их ненужными.
  Любой сотрудник большой и даже средней компании знает, что такое представление о виртуальной корпорации звучит несколько фантастически. Корпорации - лишь инструменты, с помощью которых человечество создает большое из малого. И пока мы не откажемся от своей страсти к совершенству (что маловероятно даже по прошествии еще одного тысячелетия), корпорации будут жить. Но меняться они будут тоже.
  Во-первых, с развитием глобальной экономики корпорациям, работающим по правилам и в соответствии с традициями одного региона, придется приспосабливаться к реалиям других регионов. Во-вторых, все больше отраслей будет работать с информацией, а не с материальными объектами. А корпорации, выросшие на технологиях и традициях прошлого века, окажутся перед необходимостью заново пройти весь путь к успеху.
  Ярким примером рыночных преобразований является корпорация Sears, Roebuck &Co. , которая определяла пути развития розничной торговли XX в. В магазинах корпорации продавалось практически все: от водопроводных ключей до женского белья. Но пришло время, и другая корпорация, Home Depot, бесцеремонно отодвинула Sears в индексе Dow Jones Industrial Average. Концепция Home Depot перевернула вверх дном традиции розничной торговли 90-х гг. Корпорация специализируется на хозяйственных товарах и строительных материалах и продает их в огромном количестве в не менее огромных по размеру торговых залах.
  Корпорации будут существовать всегда и всех размеров, даже если они будут более специализированы.
  В наши дни наличие обширных физических активов не всегда повышает значимость корпорации. Интернет-корпорации и производители программного обеспечения (как, скажем, корпорация Microsoft) имеют баснословную рыночную стоимость и очень немного реальных активов - таких, как заводы, механизмы, сложные машины. В то же время автокорпорация General Motors богата физическими активами, но ее рыночная капитализация существенно ниже, чем у Microsoft.
  В будущем большее значение для стоимости корпорации приобретут нематериальные активы: изобретательность дизайнеров (корпорация Intel), профессионализм программистов (как в случае с Sun Microsystems), опыт маркетологов (например, как у Procter & Gamble) и даже мощь внутренних ресурсов (как в случае с Southwest Airlines).
  Для корпорации размер имеет значение даже в условиях интернет-экономики. В отраслях, базирующихся на сети корпораций (например, в сферах программного обеспечения, развлечений или маркетинга схожих товаров, когда сходство с известным продуктом одной корпорации позволяет популяризировать товар другой), требуется, чтобы начинающие корпорации быстро достигали критической массы. Поэтому все больше венчурного капитала направляется на развитие новых корпораций.
  Если большим корпорациям уже не угрожает исчезновение, то кто и как будет их контролировать?
  Создаст ли глобальный бизнес глобальный набор правил игры? "Да, и эти правила будут иметь много общего с теми, которым американские корпорации следуют уже почти 10 лет", - считают лидеры группы, которая консультирует Всемирный банк и Организацию по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР) по проблемам корпоративного управления. В настоящее время эта группа разрабатывает глобальные рекомендации по таким вопросам, как раскрытие финансовой информации, права акционеров и корпоративное гражданство. Это не значит, что в один прекрасный день немецкие или японские компании станут неотличимыми от американских, но модели организации и деятельности компаний становятся все более схожими.
  Попытка разработать глобальные правила в области соблюдения прав акционеров ставит перед корпорациями, более общую проблему - проблему исчезновения традиционных границ. В будущем повезет той корпорации, которая сможет заручиться надежным местным рынком, постоянным набором разумных конкурентов и дружелюбно настроенными держателями основных пакетов акций, живущими в той же стране. Однако гораздо вероятнее, что корпорация со штаб-квартирой в Детройте будет зарабатывать деньги в Европе, тайваньский производитель компьютеров попадет в зависимость от поступления средств из нью-йоркских инвестиционных фондов, а автодилер в Айдахо станет продавать грузовики Dodge покупателям, живущим на Аляске.
  В своей статье "Виртуализация как возможный путь развития управления" (http://www.ptpu.ru/Issues/5_99/pu4_4.htm) Х. Вюртих и А. Филипп говорят:
  "В теории управления определение "виртуальный" стало ключевым. Все чаще говорят о виртуальных продажах, банковских операциях, фондах, фабриках и организациях. В принципе виртуальное предприятие обладает теми же возможностями и потенциалом, что и традиционное. Но в то же время у него нет подобных институциональных и структурных рамок. Такой "квазиорганизации" можно дать следующее определение: виртуальная корпорация - это добровольная временная форма кооперации нескольких, как правило, независимых партнеров (предприятий, институтов, отдельных лиц), обеспечивающая благодаря оптимизации системы производства благ большую выгоду клиентам.
  На базе согласованных представлений о содержании хозяйственного процесса и явно выраженной культуры доверия партнеры по кооперации совместно используют свои ключевые компетенции в форме ресурсов и способностей, чтобы добиться результата лучше, дешевле, быстрее, гибче и с конкурентным преимуществом в международном масштабе. С точки зрения клиента динамичная сеть выступает как единое предприятие, использующее возможности самых современных информационных и коммуникационных технологий.
  Можно привести примеры и других определений виртуальной корпорации. Так, немецкий исследователь К. Блейхер под виртуальной корпорацией понимает межорганизационное гибкое предприятие, создаваемое на время, главная цель которого - получение выгоды благодаря расширению ассортимента товаров и услуг.
  В середине 90-х годов группа немецких и швейцарских исследователей осуществила проект по изучению виртуальных пионерных предприятий. Основная его идея в том, чтобы получить первоначальные сведения о них и определить методологическую основу для дальнейших исследований. Проект ориентировался на "реальную" виртуализацию, т.е. источниками информации служили данные о практической деятельности виртуальных пионерных предприятий.
  Исследование охватило свыше 50 виртуальных организаций в различных отраслях и странах, причем шесть из них подверглись особенно тщательному обследованию. Методика исследования предусматривала личные, полустандартизированные интервью с предпринимателями и менеджерами высшего управленческого звена виртуальных предприятий Азии, США и Западной Европы. Проект был поддержан Швейцарским обществом по организациям, которое осенью 1997г. опубликовало обзор "Преимущества благодаря виртуализации".
 
  Реальная виртуальность и ее типы
  Пространство виртуализации включает четыре категории явлений: виртуальный рынок, виртуальную реальность, а также внутри- и межорганизационные сетевые объединения. Последние охватываются одним понятием - виртуальные организационные формы. Во внутриорганизационных формах степень выражения виртуальности как соответствие ее специфическим признакам ниже, чем в межорганизационных формах (рис. 3.1). В виртуальном пространстве границы между категориями и типами виртуализации могут пересекаться.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Рис. 3.1. Пространство виртуализации
 
  Под виртуальным рынком понимаются предлагаемые телекоммуникационной системой коммуникационные и информационные услуги коммерческого назначения. Элементами электронного рынка являются:
  свободный доступ к рынку и равноправие партнеров;
  добровольное участие и подверженность рыночных событий влиянию участников;
  повышение прозрачности рынка с одновременным снижением различий в степени информированности партнеров.
  Виртуальные рынки, действующие в реальном масштабе времени, позволяют осуществлять торговлю, охватывающую весь мир, круглосуточно, в результате чего теряют смысл связанные с пространством и временем представления о рынке, а соответствующие услуги способствуют снижению издержек и росту эффективности торговли вообще и сбыта в частности, а также повышению удовлетворенности клиентов. Стержневыми понятиями здесь являются виртуальные покупки, банковские операции, обучение, виртуальные ярмарки, виртуальные издательства, электронная торговля и т.п.
  Виртуальная реальность - это имитация реальных процессов разработок и производства в кибернетическом пространстве, которое одновременно является и средой, и инструментом. В качестве инструмента она позволяет интуитивно выстроить сложные структуры, в качестве среды - дает возможность мысленно представить продукт, здания, рабочие места, машины и оборудование до того, как они обретут реальное существование. Человек воспринимается при этом как часть виртуального окружения, которое с помощью комбинации пространственных, звуковых и визуальных сигналов формирует качественно новое понимание вещей. Путем исследования виртуальной реальности делается попытка установить связь между средовым и техническим аспектами интерактивной коммуникации. Основные области использования результатов этих исследований - создание виртуальных прототипов, а также виртуальное планирование труда и производства.
  Внутриорганизационные сети охватывают широкую гамму работ на дому и работ с использованием средств телесвязи, а также работ с применением банков знаний или сетей знаний. Их общим признаком является объединение в единую сеть отдельных сотрудников с помощью современных информационных и коммуникационных технологий. Пионерами в этой части виртуальной организации труда являются корпорации IBM, Siemens, а также крупные консультационные предприятия и банки.
  В настоящее время уже работает множество межорганизационных динамичных сетей, которые выходят за границы одного предприятия:
  1. Временная модульная сеть объединяет системных партнеров с явно выраженной ориентацией на ключевые компетенции. Для такой сети характерны низкая заменяемость партнеров, ограниченность сроков существования, асимметричная зависимость партнеров по сети. Кооперация компаний Merсedes и Swatch (Smart Car) показывает, каким образом системным партнерам удается распределять риски по инвестициям и добиваться намеченных результатов.
  2. Сеть для выполнения отдельных заказов рассчитана на мобилизацию ориентированных на проект высококлассных ресурсов. Предусмотрена заменяемость партнеров, сроки заказов строго ограничены, зависимость партнеров по сети симметрична. В земле Баден-Вюртемберг консультационное агентство ABAG по переработке отходов организует по заказу решение соответствующих задач. Работа сети свидетельствует, что силами малочисленного постоянного коллектива можно добиться эффективного выполнения заказов даже в государственном секторе. В Германии работает еще несколько аналогичных виртуальных образований.
  3. Целевые сетевые объединения в сфере воздушных и автомобильных перевозок, страхования, а также в химической промышленности показывают, каким образом с помощью виртуальной кооперации могут быть предложены рынку "умные" решения. Гибкие сети позволяют оптимизировать услуги клиентам. Кооперация в таких сетях, отличающихся высокой степенью открытости и симметричной зависимостью партнеров, рассчитана на предложение общих решений.
  4. Централизованно управляемая сеть практикуется, в частности, корпорацией Nintendo. Опыт подобного виртуального предприятия демонстрирует возможность выживания с помощью действующей в мировом масштабе сети с заменяемыми партнерами, которая ориентируется на собственные ключевые компетенции. Корпорация специализируется на координации и управлении производственными процессами. Классическим примером использования подобных виртуальных форм могут служить брокерские сети с асимметричной зависимостью партнеров, для которых характерны гибкость принятия решений (типа "производить или покупать") и односторонняя заменяемость партнеров.
  5. Долгосрочные сетевые пулы служат для создания ориентированных на заказ виртуальных предприятий. Основой сотрудничества является доверие к партнерам и общие ценностные ориентиры. Для подобных пулов свойственна симметричная зависимость сетевых партнеров. Примером предприятия этого типа может служить немецкая региональная организация Euregio. Подобное виртуальное образование наибольший интерес представляет для мелких и средних предприятий, которые благодаря такой кооперации обеспечивают возможность получать заказы и снижать издержки.
  6. Междисциплинарные сети знаний являются объединением носителей "ноу-хау" (отдельных лиц или организаций). Характеризуются централизованным управлением, выходящим за рамки выполнения отдельных заказов, симметричной зависимостью партнеров. Создание подобной сети знаний и последовательная ориентация на производственные "ноу-хау" позволили тайваньской высокотехнологичной корпорации Startek добиться мирового признания.
  7. Сети для крупных проектов являются открытыми организациями, нацеленными на рациональное объединение ресурсов. Для привлечения ключевых компетенций и финансов на мировом рынке ими широко используется система Интернет.
  8. Специальные сети ориентируются на выполнение отдельных заказов с цифровой передачей данных. Используются услуги системы Интернет. С помощью таких сетей к участию привлекаются всемирно известные высококлассные партнеры.
 
  Характерные признаки виртуальных форм производства благ
  Для функционирования временного сетевого объединения, выходящего за границы отдельной фирмы, жизненно необходимо последовательное и эффективное использование современных информационных и коммуникационных технологий. Электронные торги товарами и услугами (электронный бизнес) базируются на эксплуатации системы Интернет как всемирно принятой коммуникационной платформы. Без внутренней сети немыслимы и гибкие внутрифирменные формы разделения труда на базе трансфера знаний.
  Отличительным признаком гибкой формы сотрудничества за рамками одного предприятия является также динамичная увязка и объединение компетенций партнеров. Практика показывает, что каждый участник сети располагает конкурентоспособными ключевыми компетенциями, которые позволяют создать "лучшую в своем роде организацию". Для производства в соответствии с заказом товаров и услуг привлекаются лучшие внутренние и внешние ресурсы, которые имеются у партнеров или арендуются у третьей стороны.
  Объединение ресурсов при создании виртуальных организаций характеризуется территориальной независимостью, иначе говоря, формирование ресурсных пулов и решение задач по принципу разделения труда происходят невзирая на региональные границы. Сотрудничество часто носит временный характер или организуется на определенный срок. Преимущества виртуальных сетей в таком случае очевидны: расширение действующего ресурсного потенциала идет без утраты гибкости; внутренняя координация осуществляется с помощью информационной технологии, подкрепленной культурой взаимного доверия; возможно параллельное управление самыми разнообразными процессами производства благ. Виртуальное предприятие делает больше из того немногого, чем располагает, так как оно вместо капиталовложений в машины и оборудование может использовать сети носителей компетенций.
  Такие испытанные формы сотрудничества, как стратегические альянсы или совместные предприятия, лишь в ограниченной степени могут приспособиться к динамике современного рынка. Быстро меняющаяся ситуация ограничивает использование форм кооперации на зафиксированных в договорах условиях. Виртуальные сети позволяют преодолеть этот недостаток за счет своей открытости и гибкости. Высокие трансакционные издержки, которые свойственны подобным "рыхлым" сетевым формированиям, могут с лихвой компенсироваться благодаря возможностям, предоставляемым информационно-коммуникационными технологиями, тем более что в дальнейшем коммуникационные издержки будут непременно снижаться.
  Растущая виртуализация ведет и к изменению традиционных представлений о границах отраслей. Роли отдельных участников рынка надо определять заново. Возникают нетрадиционные инновационные пакеты товаров и услуг. Все это требует нового определения правил рыночной игры.
  Формирование виртуальной сети сулит выгоду как клиенту, так и сетевым партнерам. Клиент обретает в одном лице исполнителя своего заказа и благодаря оптимизации системы производства благ извлекает максимальную пользу. Сетевые партнеры получают возможность ввести в дело свои ключевые компетенции и участвовать в выполнении самых разнообразных заказов, которые поодиночке они не могли бы реализовать. Таким образом, причиной и целью создания виртуальных партнерств выступает взаимная выгода.
  Первым импульсом к образованию виртуального предприятия является поступление рыночного заказа, для выполнения которого формируется виртуальная сеть из партнеров по производству товаров и услуг. Все участники исходя из своих ключевых компетенций предоставляют в распоряжение новой организации необходимые ресурсы (кадры, сырье, управленческие структуры, финансовые средства и пр.) и способности ("ноу-хау", специальные знания).
  Информационные и коммуникационные услуги оптимизируются в соответствии с новыми требованиями посредством сети электронно-технических средств, благодаря чему заказ клиента исполняется быстрее, лучше, дешевле, гибче. Для осуществления последующих заказов на базе уже действующего предпринимательского пула создаются новые виртуальные сетевые конфигурации.
 
  Различия между традиционными и виртуальными организациями
  Для демонстрации этих различий из множества традиционных видов предпринимательской кооперации, прочих форм межорганизационного и внутриорганизационного сотрудничества и, наконец, просто связей предприятий между собой выбраны те, которые близки по структуре и функциям к виртуальным организациям. В табл. 3.1 приведены результаты сопоставления традиционных и виртуальных организаций.
 
 Таблица 3.1.
 Различия между традиционными и виртуальными организациями
 Форма кооперационной связи Основная цель Типичные признаки Отличия от виртуальной организации Групповая или проектная организация Отдельные проекты с целью решения сложных и рисковых задач • Временная организационная структура
 • Сотрудничество различных подразделений и иерархических уровней • Ограничение определенными областями задач, диктуемых отраслевой или рыночной обстановкой
 Отсутствие стратегической управленческой концепции Внутрифирменное организационное образование Псевдосамостоя-тельные структуры для повышения эффективности • Псевдосамостоя-тельные единицы
 • Самоорганизация
 • Внутрифирменное предпринимательство • Временной кооперационной сетью не является
 • Компетенции с третьей стороной не увязываются "Кэйрэцу" Сплочение торгового, нескольких промышленных предприятий и одного крупного банка (или страховой компании) • Объединение базируется на культурных связях
 • Теснейшие контакты с политиками и администрацией
 • Использование синергического эффекта для завоевания рынка • Кооперация на неопределенный срок
 • Низкая гибкость при смене партнеров
 • Сложные финансовые связи (перекрестный холдинг) Стратегический альянс или совместное предприятие Хозяйственное сотрудничество для получения преимуществ во времени, издержках, "ноу-хау" • Долгосрочное сотрудничество со взаимным участием
 • Использование общего процесса производства благ • Долгосрочная кооперация с немногими партнерами
 • Как правило, взаимное участие в капитале
 • Обычно жесткие, прочные договорные связи Отдача работ на сторону Вычленение и передача своеобразных задач третьей стороне • Концентрация на собственных компетенциях
 • Договорные, а не культурные связи
 • Отдельные фазы производства благ • Классический подход "производить или покупать"
 • Договорные связи обычно с одним партнером
 • Перемещение частей производства за пределы предприятия Многонациональное предприятие Международная, иногда глобальная деятельность предприятий для извлечения выгоды от расширения масштабов производства или ассортимента продукции • Правовое соглашение между предприятиями
 • Общая хозяйственная политика • Правовая единица на длительный срок
 • Стабильность состава партнеров
 • Слабая рыночная подвижность
  Проблемы и условия создания виртуальных организаций
  Прежде чем воплотить идею виртуализации, в качестве первого шага рекомендуется исследовать возможности отрасли (или рынка) для работы виртуальной организации. Предметом анализа должны стать степень глобализации отрасли, сроки, размеры издержек, возможность гибкого поведения, уровень качества продукции и инновационный потенциал. Чем яснее выражены критерии по результатам анализа, тем больше отрасль пригодна для виртуализации производства благ.
  После принятия принципиального решения о создании виртуальной организации необходимо получить ответы на ряд вопросов. На первом месте стоят потребности в дополнительных ресурсах и способностях.
  Чтобы определить их, необходимо проанализировать структуру производства товаров и услуг от основания предприятия до его современного состояния, а также оценить роль собственных компетенций на каждом этапе производственного процесса. Для принятия окончательного решения важно установить необходимость сотрудничества с партнерами с целью достижения максимального синергического эффекта в рамках новой сети.
  Дилемма "сеть - партнеры" предполагает определение характера партнерства (отдельные лица, группы лиц, предприятия, корпорации), географических границ выбора партнеров, требований к ним, перечня функций, которые они должны выполнять в структуре виртуальной организации. Важно выяснить, в какой мере новая сеть повлияет на прежние границы предприятия.
  Что касается архитектуры сети, то речь идет о форме, которая позволила бы наилучшим образом достичь целей производства благ в новых условиях. Это может быть партнерский пул или открытое партнерство, созданное для выполнения специальных заказов. Оценка возможностей действующей коммуникационно-технологической инфраструктуры выдвигает вопрос о дополнительных капиталовложениях и рисках, связанных с созданием виртуальной сети.
  Партнерские отношения могут строиться по-разному. Возможно их частичное регулирование на договорной основе, многие же моменты могут исключать формальный подход, и дилемма "доверие - договор" отпадает сама собой. Предприятие должно определить, как хорошо оно знает партнеров, в какой мере бизнес требует личных контактов, готово ли оно отказаться от властных прерогатив. Также весьма важно уяснить степень зависимости партнеров и ее воздействие на работу будущего предприятия.
  Управление сетью должно базироваться на собственных представлениях о виртуальном предприятии. Оно может ориентироваться на централизованную систему или автономное самоуправление партнеров. Важно определить и собственную роль в рамках создаваемого виртуального партнерства. Сильное влияние на управление сформированной сетью могут оказывать глобальные сети данных.
  Цели сети формулируются на основе побудительных мотивов самой виртуализации. Это может быть экономия времени или издержек, увеличение гибкости, потребность в интернационализации бизнеса, повышение инновационной активности и т.п. Общие соображения должны стать базой для постановки конкретных целей в рамках создаваемого виртуального партнерства.
  Сроки существования виртуальной организации зависят, в частности, от времени, необходимого на ее создание. Продолжительность работы виртуальной сети непосредственно определяется поставленными перед ней целями. Поэтому партнерство может быть длительным или краткосрочным. На сроки функционирования влияют также размеры заказов.
  Создание и работа виртуальных организаций требует решения не только производственных вопросов. Хотя успех пионерных виртуальных организаций очевиден, а шансы на успех формируемых виртуальных сетей вполне реальны, в более широком контексте остается открытым ряд вопросов. Они касаются философских, психологических, социальных, правовых, общехозяйственных и некоторых других аспектов развития общества. Социальные последствия растущей виртуализации вполне представляемы уже сейчас. Вполне возможно, что на смену классической модели индустриального общества придет не информационное, а общество, не знающее границ.
 
 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  Корпорация - особая форма организации предпринимательской деятельности, регламентируемая специальным законодательством, закрепляющим отделение ответственности корпорации от ответственности акционеров, то есть представляющим корпорации статус и права самостоятельного юридического лица. Входя в состав акционеров, собственники капитала создают самостоятельную организацию, юридически владеющую имуществом, являющуюся собственником, организующую управление и контроль, заключающую договоры, привлекающую инвестиции и т.д. в интересах максимальной реализации потенциальных преимуществ корпоративного управления.
  Современное развитие корпораций обусловлено макросредой, в которой они, как и любой хозяйствующий субъект, осуществляют свою деятельность. Макросреда представляет собой совокупность экономической, правовой, природной, социально-культурной, политической и других сред.
  При этом особое значение для деятельности корпораций имеет экономическая среда. Применительно к деятельно отечественных корпораций эта среда имеет особенности, связанные как со спецификой отечественного законодательства, так и с относительно короткой новейшей историей предпринимательства в России. Основными параметрами экономической среды являются:
  динамика валового внутреннего продукта (ВВП) страны;
  динамика валютного курса;
  уровень спроса на производимую продукцию;
  динамика фондовых индексов;
  уровень ставок банковского кредитования;
  налоговое окружение;
  динамика и структура зарубежных инвестиций в экономику страны.
  Для упрощения анализа процесса функционирования корпораций природная, социально-культурная и политические среды, составляющие макросреду их деятельности, корпоративно включаются в так называемую корпоративную среду, в которую вовлекаются тем или иным способом различные субъекты общества и категории людей, а именно: потребители, служащие корпорации, местное население и общество в целом.
  Специфика корпоративного управления состоит в том, что объектом управления является совокупность независимых друг от друга взаимодействующих хозяйствующих субъектов, каждый из которых имеет собственные функции. Так центральная (управляющая) компания выполняет функции управления - планирование производства, мотивация, контроль, определение стратегии, сбор информации о функционировании предприятий, взаимодействие с фискальными органами, распределение прибыли, а хозяйствующие субъекты, входящие в состав корпорации, выполняют функции производства в рамках, отведенных производственным планом, составленным в соответствии со стратегией функционирования корпорации.
  Естественным механизмом контроля эффективности деятельности той или иной корпорации является внешний контроль - фондовый рынок, который путем слияний (поглощений), захвата и выкупа акций компаний позволяет инвесторам фактически взять под свой контроль активы корпораций, способных приносить гораздо большую прибыль при условии смены управленческого состава. Способность рынка осуществлять функции контроля связана во многом с существованием строгих законодательных норм, обязывающих корпорации публиковать сведения о своем финансовом положении, что является источником исчерпывающей финансовой информации, способствующей проведению целенаправленного мониторинга и оценки деятельности корпораций.
  В случае отсутствия сильного внешнего контроля, что в настоящее время свойственно России, его недостаток должен компенсироваться механизмом внутреннего контроля, основой которого является Совет директоров корпорации. Однако имеются сложности с оценкой деятельности самого Совета директоров, которые заключаются в том, что эффективность его работы сильно зависит от того, кому принадлежат права собственности или кто контролирует их.
  Как и любому виду деятельности, корпоративной деятельности присуще принятие решений, являющихся основным инструментом воздействия руководства корпорации на управляемые объекты.
  Управленческие решения, принимаемые органами управления корпорации, выполняют, как правило, три функции:
  направляющую (целеполагание, выбор и обоснование стратегических направлений развития, а также крупномасштабных структурных изменений);
  организующую (координация действий отдельных частей и элементов управляемой системы);
  мотивирующую (согласование различных интересов, трансформация их в общий вектор, позволяющее сориентировать коллективные интересы и действия на достижение стратегических целей).
  Объектами принятия управленческих решений в корпорации являются следующие виды деятельности:
  техническое развитие;
  организация основного и вспомогательного производства;
  маркетинговая деятельность;
  экономическое развитие;
  финансово-инвестиционное развитие;
  организация заработной платы и премирования;
  социальное развитие;
  управление;
  бухгалтерская деятельность;
  кадровое обеспечение;
  прочие виды деятельности.
  В интересах эффективного выполнения принятых решений должно быть учтено: повышение уровня мотивации исполнителей принятого решения; маневр кадрами, ресурсами и создание оперативных резервов для решения непредвиденных проблем; контроль.
  В мировой практике выделяют три основных модели управления деятельностью корпораций: англо-американскую, японскую и немецкую, отличающиеся по таким признакам, как:
  ключевые участники и учредители корпорации;
  структура владения акциями в конкретной модели;
  состав Совета директоров (или советов - в немецкой модели);
  законодательные рамки;
  требования к раскрытию информации для корпораций, включенных в листинг;
  корпоративные действия, требующие одобрения акционеров;
  механизм взаимодействия между ключевыми участниками.
  Результатом современного развития мировой экономики явилось возникновение транснациональных корпораций - гигантских финансово-промышленных объединений, национальных или интернациональных по капиталу, построенных по принципу централизованного планирования и управления в мировом масштабе, участвующих в международном разделении труда и использующих преимущества от интернационализации хозяйственной жизни для расширения позиций на мировом рынке и максимизации прибыли.
  В рамках транснациональных корпораций осуществляется переток значительной части ресурсов. Их власть и влияние на интеграционные процессы обусловливается концентрацией контроля над такими стратегически важными сферами, как финансы, рабочая сила, технологии, поставки сырья и компонентов, услуги и сбыт. Поэтому транснациональные корпорации стали основным субъектом процесса глобализации экономики.
  Транснациональные корпорации, появившиеся в России, ориентированы, прежде всего, на интеграцию различных предприятий и компаний стран СНГ в соответствии с "Соглашением о создании и развитии производственных, коммерческих, кредитно-финансовых, страховых и смешанных транснациональных объединений".
  В мировой экономике в последние годы высокую динамичность приобрели процессы слияния (поглощения) и распада корпораций.
  Слияние (поглощение) корпораций обычно осуществляется в виде одного из процессов:
  объединение, - соединение корпораций в единую экономическую единицу в результате слияния или вследствие приобретения контроля одной корпорации над нетто-активами и производственной деятельностью другой;
  покупка (приобретение) - когда одна из корпораций, называемая покупателем, получает контроль над нетто-активами и производственной деятельностью другой корпорации, покупаемой в обмен на передачу активов, принятие обязательств или выпуск акций;
  слияние (объединение) долей капитала, при котором акционеры объединенных корпораций осуществляют контроль над всеми или почти всеми общими нетто-активами и производственной деятельностью для совместного разделения риска и получаемой прибыли объединенных корпораций так, что ни одна из сторон не может быть определена как приобретающая.
  Поскольку процессы слияния (поглощения) существенно изменяют распределение корпораций на рынках продукции, то с целью предотвращения возможной монополизации, в этих процессах участвует государство, которое особенно внимательно следит за сделками в финансовой сфере, как наиболее важной с точки зрения обеспечения устойчивости национальной экономики.
  В определенных случаях действия государства на процессы слияния (поглощения) компаний, например для поддержания эффективного уровня конкуренции, могут стать причиной разукрупнения компаний.
  Реалии развития мировой экономики показывают, что в будущем корпорации останутся лишь торговыми марками, крышей, объединяющей в виртуальные коллективы тысячи внештатных специалистов, постоянно передвигающихся как по странам, так и по просторам глобальной телекоммуникационной системы.
  Последствия возникновения "виртуальных" корпораций, не имеющих границ, приведут к масштабным изменениям в мировой экономике, законодательной и нормативной базе функционирования корпораций, затронут все регионы мира и все слои общества.
 
 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
  1. Арсеньев В. Трубный глас российской экономики. КоммерсантЪ-Деньги №29, 1998.
  2. Бандурин А.В. Зинатулин Л.Ф. Экономико-правовое регулирование деятельности корпораций в России. М., Буквица, 1999.
  3. Бандурин А.В., Басалай С.И., Ли И.А. Проблемы оперативного управления активами корпораций. М., "ТДДС Столица-8", 1999.
  4. Бандурин В.В., Беленький Л.П., Блинов В.В. Корпоративное управление в условиях рынка. М., Издательство Минобороны РФ, 1996.
  5. Бандурин В.В., Касаткин В.В., Торопов С.В. Проблемы реформирования системы управления государственной собственностью. М., Полиграфресурсы, 2000.
  6. Бандурин В.В., Рачич Б. Чатич М. Глобализация мировой экономики и Россия. М., Издательско-полиграфический центр "Буквица", 1999.
  7. Большой коммерческий словарь. М., Инфра-М., 1996.
  8. Васильчук Е. СНГ ориентируется на новую модель сотрудничества. Финансовые известия №72, 1997.
  9. Ведомости №1 от 10.01.2000г.
  10. Гражданский кодекс Российской Федерации ч. 1, М., Проспект, 1997.
  11. Иванов И. Управление под присягой. Известия от 29.11.2000г.
  12. Иностранные инвесторы разочарованы. Независимая газета от 6.12.2000.
  13. Интерфакс от 1.03.2000г.
  14. Интерфакс от 21.03.2000г.
  15. Интерфакс от 16.10.2000г.
  16. Интерфакс-АИФ №24, 1998.
  17. Кириллов Д., Перфилов М. "Газпром" хочет стать вертикально интегрированным. Финансовые известия №43, 1998.
  18. Литвинов А. Новые правила для иностранных акционеров. независимая газета от 24.10.2000г.
  19. Материалы Международной конференции "Развитие корпоративных форм хозяйствования в России" (3-5 ноября 1997г., г. Москва).
  20. НГ-Политэкономия №14, 1998, №13 1999.
  21. Независимое военное обозрение от 13.04.2000г.
  22. Общий и специальный менеджмент. Под редакцией Гапоненко А.Л. и Панкрухина А.П., Издательство РАТС, 2000.
  23. Райсберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь.
  24. Русский телеграф от 21.08.1998г.
  25. Рыночная экономика. Словарь под редакцией Кипермана Г.Я. М., Издательство "Республика", 1993.
  26. Сергеев П.В. Мировое хозяйство и международные отношения на современном этапе. М., Новый Юрист, 1998.
  27. Смирнова М. Сделка века в конце тысячелетия. Независимая газета от 11.01.2000г.
  28. Толковый словарь рыночной экономики. М., Глория, 1993.
  29. Управление государственной собственностью. Под редакцией Кошкина В.И. и Шупыро В.М. М., Инфра-М., 1997.
  30. Федеральный закон от 30.11.1995г. №190-ФЗ "О финансово-промышленных группах".
  31. Федин И. Старый свет скупает Америку. Коммерсантъ от 29.11.2000г.
  32. Чуб Б.А., Курчаков Р.С. Корпоративное управление. Казань, Издательство "ДЛС", 2000.
  33. Шимаи М. Роль и влияние транснациональных корпораций в глобальных сдвигах в конце XX столетия. Проблемы теории и практики управления №3, 1999.
 
 ПРИЛОЖЕНИЯ
  Приложение 1
 КЛАССИФИКАЦИЯ КОРПОРАЦИЙ, ДЕЙСТВУЮЩИХ В РОССИИ
 Признак классификации Виды корпораций По широте географического охвата ТРАНСНАЦИОНАЛЬНАЯ:
  1) корпорация, осуществляющая основную часть своих операций за пределами страны, в которой она зарегистрирована, чаще всего в нескольких странах, где имеет сеть отделений, филиалов, предприятий;
  2) по выработанному в ООН определению - корпорация, не зависимая от страны ее происхождения и формы собственности в ней (частная, государственная или смешанная), имеющая отделения в двух или более странах, которые функционируют в соответствии с системой принятия решений, позволяющей проводить согласованную политику и общую стратегию.
  К такому типу корпораций можно отнести корпорации "Ford motors", "General motors" и многие другие. МЕЖГОСУДАРСТВЕННАЯ:
  1) корпорация, получившая право осуществления деятельности на территории другой страны путем заключения соглашения между государственными органами страны ее регистрации и другой страны;
  2) в случае создания международной финансово-промышленной группы на основе межправительственного соглашения ей присваивается статус межгосударственной (международной) финансово-промышленной группы.
  Особенности создания, деятельности и ликвидации межгосударственной финансово-промышленной группы устанавливаются указанными соглашениями. Для участников межгосударственной финансово-промышленной группы национальный режим устанавливается межправительственными соглашениями на основе взаимности. К такому типу корпораций можно отнести межгосударственную корпорацию "Вымпел", межгосударственную телерадиокомпанию "Мир". ГОСУДАРСТВЕННАЯ - корпорация осуществляющая свою деятельность в масштабах всей страны, в которой она зарегистрирована. В России к этому типу относятся, например, РАО "ЕЭС России", ОАО "Газпром", ОАО "Пивоваренная компания "Балтика" и др. В США к этому типу можно отнести корпорацию "Sears Roebuck" и др. ОТРАСЛЕВАЯ - корпорация, сфера деятельности которой находится в рамках одной отрасли национальной экономики, узкодиверсифицированная корпорация. К таким можно отнести ОАО "Северсталь", ОАО "АвтоВАЗ" и др. РЕГИОНАЛЬНАЯ - корпорация, в состав которой входят предприятия, зарегистрированные на территории одного региона. Например, ФПГ "Сибирь", ОАО "Алмазы России - Саха" ОАО "Мосэнерго" и др. ПРЕДПРИЯТИЕ - корпорация, представляющая собой самостоятельное предприятие, не являющаяся объединением нескольких юридических лиц. Например, ОАО "Волжский трубный завод", ОАО "Москабельмет" и др. По типу объединения капитала АССОЦИАЦИЯ - добровольное объединение физических и (или) юридических лиц с целью взаимного сотрудничества при сохранении самостоятельности и независимости входящих в объединение членов. КАРТЕЛЬ - Соглашение между предприятиями одной и той же отрасли о ценах рынка сбыта, объемах производства и обмене патентами при сохранении ими юридической и экономической самостоятельности. КОНГЛОМЕРАТ - одна из форм союза, объединения разнопрофильных фирм, оперирующих на разных секторах рынка. В условиях конгломерата сохраняется высокая степень самостоятельности входящих в него фирм и децентрализация управления. КОНСОРЦИУМ - временное объединение компаний, банков и других организаций на основе общего соглашения для осуществления капиталоемкого проекта или совместного размещения займа (несет солидарную ответственность перед заказчиками). КОНЦЕРН - крупное объединение предприятий, связанных общностью интересов, договорами, капиталом, участием в совместной деятельности (часто такая группа объединяется вокруг холдинга, держащего акции этих компаний). СИНДИКАТ - объединение предприятий, выпускающих однородную продукцию, в целях организации ее коллективного сбыта через единую торговую сеть. ТРЕСТ - объединение предприятий, фирм, в котором его участники, вошедшие в состав треста, теряют свою производственно-торговую самостоятельность, руководствуются в этих областях своей деятельности решениями управляющего центра. В России наиболее распространены строительные тресты.
  ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ ГРУППА:
  1) зарегистрированная в установленном порядке в соответствующих органах группа юридически независимых предприятий, финансовых и инвестиционных институтов, объединивших свои материальные ресурсы и капиталы для достижения общей экономической цели. Центральной (головной) компанией в ФПГ может быть как специализированная организация - "управляющая компания", так и входящее в группу производственное предприятие или объединение, банк, финансовая или страховая компания;
  2) совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы на основе договора о создании ФПГ в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест. ХОЛДИНГ - акционерная компания, владеющая контрольными пакетами акций и управляющая или контролирующая деятельность других компаний, предприятий с целью осуществления контроля над их операциями. Холдинговая компания может не владеть собственным производственным потенциалом и не заниматься производственной деятельностью. По целям создания НЕКОММЕРЧЕСКИЕ - корпорации, не рассчитанные на получение прибыли. Это обычно правительственные, городские, муниципальные, политические объединения, а также благотворительные, религиозные, просветительные и другие подобные институты. КОММЕРЧЕСКИЕ - созданные для извлечения прибыли в ходе осуществления деятельности.
 Приложение 2
 ФИНАНСОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОРПОРАЦИЙ
 Таблица 1
 Капитализация российских компаний на 21.01.2000г.
 
 Название эмитента Рыночная капитализация, млн. руб. Изменение (RUR), % Рыночная капитализация, млн. USD Изменение (USD), % 1 2 3 4 5 "ЛУКОЙЛ "Нефтяная компания" 271609,943 -2,94 9526,831 -2,98 "Газпром" 206125,277 -1,77 7229,929 -1,80 "Сургутнефтегаз" 204541,800 -2,98 7174,388 -3,02 "ЕЭС России" РАО 177916,004 -3,34 6240,477 -3,38 "Сургутнефтегаз нефтян. Комп." 77548,167 -0,59 2720,034 -0,63 "Сибнефть" 60143,386 -6,18 2109,554 -6,21 "Ростелеком" 49514,916 -0,26 1736,756 -0,30 "Мосэнерго" 40473,600 -4,87 1419,628 -4,90 "Татнефть" 40114,053 -5,65 1407,017 -5,69 "Норильский никель" 35574,479 -8,27 1247,789 -8,30 "Сбербанк России" 19084,558 -6,59 669,399 -6,62 "Московская ГТС" 17922,953 -23,15 628,655 -23,17 "Иркутскэнерго" 14853,373 -4,40 520,988 -4,43 "Балтика" (пивовар. компания) 10691,145 0,04 374,996 0,00 "Петербургская телеф. сеть" 8591,941 -28,09 301,366 -28,12 "Аэрофлот" 6042,863 -1,07 211,956 -1,10 "ГАЗ" 5563,179 -1,29 195,131 -1,32 "Уралсвязьинформ" 4616,799 -12,69 161,936 -12,72 "Северсталь" 4352,898 0,03 152,680 0,00 "Связьинформ" Челябин. обл. 4117,199 -12,60 144,412 -12,63 "Славнефть-Мегионнефтегаз" 3880,608 -8,01 136,114 -8,04 "Кубаньэлектросвязь" 3723,364 -14,58 130,599 -14,61 "Связьинформ" Нижегород. обл. 3284,883 3,68 115,219 3,64 "Роснефть-Пурнефтегаз" 3279,925 - 115,045 - "Нижнекамскнефтехим" 2985,915 0,03 104,732 0,00 "Самараэнерго" 2882,639 -3,77 101,110 -3,81 "Ленэнерго" 2766,918 0,03 97,051 -0,01 "Электросвязь" Москов. обл. 2546,365 -26,81 89,315 -26,84 "Башкирэнерго" 2531,597 -2,59 88,797 -2,63 "Связьинформ" Самарской обл. 2383,862 15,88 83,615 15,84 "Башинформсвязь" 2253,911 -16,52 79,057 -16,55 "КамАЗ" 2180,366 0,03 76,477 -0,00 "Кузбассэнерго" 2026,406 -4,01 71,077 -4,04 "Уралкалий" (пр-во мин.уд.) 1502,255 0,00 52,692 -0,04 "ГУМ" ТД 1500,480 0,02 52,630 -0,01 "Электросвязь" Ростовск. обл. 1477,451 -1,88 51,822 -1,91 "Ростовэнерго" 1420,459 -0,88 49,823 -0,92 "Энергия" Ракетно-косм.корпор. 1417,667 0,04 49,725 0,00 "АвтоВАЗ" 1328,077 0,03 46,583 -0,00 "Нижнекамскшина" 1308,233 0,04 45,887 0,00 "Хантымансийскокртелеком" 1188,258 -12,03 41,679 -12,06 "Челябэнерго" 1176,211 -37,50 41,256 -37,52 "Невинномысский Азот" 1101,287 0,04 38,628 0,00 "Красный Октябрь" (конд.ф-ка) 917,162 0,03 32,170 0,00 "Свердловэнерго" 907,994 -0,58 31,848 -0,61 "Саратовэнерго" 885,453 - 31,058 - "Тулэнерго" 858,543 -40,15 30,114 -40,17 "Тюменьтелеком" 828,037 -0,58 29,044 -0,62 "Кубаньэнерго" 748,908 -1,33 26,268 -1,36 "Электросвязь" Иркутской обл. 745,629 -25,51 26,153 -25,54 "Электросила" 708,605 0,03 24,855 -0,00 "Красноярскэнерго" 688,009 -0,60 24,132 -0,63 "Электросвязь" Красноярск. кр. 631,941 -0,20 22,166 -0,23 "Кировский з-д" (машиностр.) 625,878 0,02 21,953 -0,01 "Костромская ГРЭС" 617,954 -3,14 21,675 -3,17 "Уралтелеком" 616,829 -0,13 21,636 -0,17 "Новосибирскэнерго" 570,123 -7,15 19,997 -7,18 "Казаньоргсинтез" 559,830 0,04 19,636 0,00 "Ленинградский металлич. з-д" 528,551 0,04 18,539 0,00 "Алтайтелеком" 524,385 0,04 18,393 0,00 "Ульяновский автомобильн. з-д" 510,208 0,00 17,896 -0,04 "Электросвязь" Новосибир. обл. 506,075 0,30 17,751 0,26 "Петмол" 486,725 0,02 17,072 -0,01 "Колэнерго" 446,448 1,68 15,659 1,64 "Якутскэнерго" 411,157 0,22 14,422 0,19 "Ярославский шинный завод" 381,791 0,04 13,391 0,00 "Электросвязь" Кемеров. обл. 378,984 0,04 13,293 0,00 "Воронежсвязьинформ" 377,976 0,04 13,258 0,00 "Казанская ГТС" 308,561 0,04 10,823 0,01 "Азот"(г.Кемерово) 290,799 0,04 10,200 0,00 "Мордовэнерго" 277,110 0,00 9,720 -0,04 "Павловский автобус" 261,501 0,03 9,172 0,00 "Мурманэлектросвязь" 214,365 0,03 7,519 -0,01 "Белсвязь" 213,362 0,04 7,484 0,00 "Ангарская нефтехимич.компан." 200,205 - 7,022 - "Мартелком" 193,432 0,04 6,785 0,01 "Тюменьавиатранс" 158,732 0,00 5,568 -0,04 "Удмурттелеком" 154,080 0,04 5,404 0,00 "Связьинформ" Респ. Мордовия 132,107 0,02 4,634 -0,01 "Электросвязь" Вологод. обл. 108,030 0,04 3,789 0,00 "Омскшина" 93,051 0,04 3,264 0,00 "ЗИЛ" 59,451 0,03 2,085 -0,00 "Воронежшина" 55,250 0,03 1,938 -0,00
 Таблица 2
 
 Рейтинг крупнейших компаний России по объему реализации продукции
 № Компания Объем реализации (млн. руб.)** 1 РАО "ЕЭС России"* 218802,1 2 ОАО "Газпром"* 171295 3 Нефтяная компания "ЛУКойл"* 81660 4 Башкирская топливная компания* 33081,8 5 Сибирско-Дальневосточная нефтяная компания ("Сиданко")****** 31361,8 6 Нефтяная компания "Сургутнефтегаз"* 30568 7 АвтоВАЗ 26255,2 8 РАО "Норильский никель"* 25107,1 9 Нефтяная компания "ЮКОС"* 24274,4 10 Нефтяная компания "Сибнефть"* 20390,9 11 Тюменская нефтяная компания* 17158,9 12 "Северсталь" (Череповецкий металлургический комбинат) 16967,3 13 "Татнефть" 16938,2 14 "Алроса" ("Алмазы России - Саха") 16790,9 15 Нефтегазовая компания "Славнефть"* 16717,5 16 Нефтяная компания "Роснефть"* 14960,2 17 ГАЗ 14555,9 18 Магнитогорский металлургический комбинат 12865,8 19 Новолипецкий металлургический комбинат 11034,8 20 Оренбургская нефтяная компания ("Онако")* 7428 21 Концерн "Кузбассразрезуголь" 6149,9 22 "Татэнерго" 5755,7 23 "Иркутскэнерго" 5661,1 24 "Нижнекамскнефтехим" 5659,6 25 Красноярский алюминиевый завод 5328,7 26 Западно-Сибирский металлургический комбинат 5088,8 27 Центральная топливная компания* 4664,3 28 Сибирско-Уральская алюминиевая компания (СУАЛ)* 4586,7 29 Нефтяная компания "КомиТЭК"* 4436,5 30 Нижнетагильский металлургический комбинат 4373,1 31 Челябинский металлургический комбинат ("Мечел") 4311,4 32 ТВЭЛ* 4249,7 33 "Носта" (Орско-Халиловский металлургический комбинат) 4022,9 34 Братский алюминиевый завод 4005,3 35 Оскольский электрометаллургический комбинат 3948,8 36 УАЗ 3619,3 37 Кузнецкий металлургический комбинат 3474,9 38 Восточная нефтяная компания* 3404,6 39 "Новосибирскэнерго" 3397,7 40 "Нижнекамскшина" 3279,8 41 "Акрон"* 3197,1 42 "Уралкалий" 3113,1 43 "Воркутауголь" 3048,2 44 Богословский алюминиевый завод 3006,9 45 Михайловский ГОК 2997,8 46 "Якутуголь" 2990,5 47 Лебединский ГОК 2980,6 48 Качканарский ГОК 2969,6 49 Красноярская угольная компания 2634,8 50 "Аммофос" 2618,1
 Примечания:
 * Компании-холдинги, консолидированные данные по всем предприятиям холдинга
 ** Объем реализации -- выручка (валовой доход) от реализации продукции, работ, услуг (строка 010 отчета о финансовых результатах предприятия)
 *** Объем реализации в долларах пересчитан по среднему за 1998 год курсу доллара - 9,79 руб./долл.
 **** Отношение прибыли после налогообложения к объему реализации за 1998 г.
 ***** Отношение объема реализации к количеству работающих за 1998 г.
 ****** Холдинг "Сиданко" не предоставлял о себе официальных консолидированных данных, сделана оценка на основе данных, опубликованных в СМИ
 Источник: http://www.raexpert.ru/Expert/200-99/tabs/sp1-1.htm
 
 
 Таблица 3
 Список крупнейших мировых компаний
  (50 крупнейших мировых компаний по объему дохода за 1998г.)
  Компания Доходы, млн. долл. Страна Отрасль 1 General Motors 161,315.0 США Автомобили и запасные части 2 DaimlerChrysler 154,615.0 Германия Автомобили и запасные части 3 Ford Motor 144,416.0 США Автомобили и запасные части 4 Wal-Mart Stores 139,208.0 США Супермаркеты 5 Mitsui 109,372.9 Япония Торговля 6 Itochu 108,749.1 Япония Торговля 7 Mitsubishi 107,184.4 Япония Торговля 8 Exxon 100,697.0 США Переработка нефти 9 General Electric 100,469.0 США Электроника, электрооборудование 10 Toyota Motor 99,740.1 Япония Автомобили и запасные части 11 Royal Dutch/Shell Group 93,692.0 Голландия / Великобритания Переработка нефти 12 Marubeni 93,568.6 Япония Торговля 13 Sumitomo 89,020.7 Япония Торговля 14 Intl. Business Machines 81,667.0 США Компьютеры, оргтехника 15 AXA 78,729.3 Франция Страхование 16 Citigroup 76,431.0 США Финансовые услуги 17 Volkswagen 76,306.6 Германия Автомобили и запасные части 18 Nippon Telegraph & Telephone 76,118.7 Япония Телекоммуникации 19 BP Amoco 68,304.0 Великобритания Переработка нефти 20 Nissho Iwai 67,741.7 Япония Торговля 21 Nippon Life Insurance 66,299.6 Япония Страхование 22 Siemens 66,037.8 Германия Электроника, электрооборудование 23 Allianz 64,874.7 Германия Страхование 24 Hitachi 62,409.9 Япония Электроника, электрооборудование 25 U.S. Postal Service 60,072.0 США Почта, доставка, упаковка 26 Matsushita Electric Industrial 59,771.4 Япония Электроника, электрооборудование 27 Philip Morris 57,813.0 США Табак 28 Ing Group 56,468.7 Голландия Страхование 29 Boeing 56,154.0 США Авиакосмос 30 AT&T 53,588.0 США Телекоммуникации 31 Sony 53,156.7 Япония Электроника, электрооборудование 32 Metro 52,126.4 Германия Продуктовые магазины и аптеки 33 Nissan Motor 51,477.7 Япония Автомобили и запасные части 34 Fiat 50,998.9 Италия Автомобили и запасные части 35 Bank of America Corp. 50,777.0 США Банковские операции и сбережения 36 Nestle 49,504.1 Швейцария Продукты 37 Credit Suisse 49,143.3 Швейцария Банковские операции и сбережения 38 Honda Motor 48,747.7 Япония Автомобили и запасные части 39 Assicurazioni Generali 48,478.1 Италия Страхование 40 Mobil 47,678.0 США Переработка нефти 41 Hewlett-Packard 47,061.0 США Компьютеры, оргтехника 42 Deutsche Bank 45,165.0 Германия Банковские операции и сбережения 43 Unilever 44,908.0 Великобритания Продукты 44 State Farm Insurance Cos. 44,620.9 США Страхование 45 Dai-ichi Mutual Life Insurance 44,485.6 США Страхование 46 Veba Group 43,407.5 Германия Торговля 47 Hsbc Holdings 43,338.3 Великобритания Банковские операции и сбережения 48 Toshiba 43,200.0 Япония Электроника, электрооборудование 49 Renault 41,470.9 Франция Автомобили и запасные части 50 Sears Roebuck 41,353.3 США Супермаркеты Источник: http://www.pathfinder.com/fortune/global500/
 
 Таблица 4
 Структура доходов и компаний по отраслям экономики
 Отрасль Количество в группе Суммарный доход, млн. долл. Автомобили и запасные части 9 829 087,90 Торговля 7 619 044,90 Страхование 7 403 956,90 Электроника, электрооборудование 6 385 044,80 Переработка нефти 4 310 371,00 Банковские операции и сбережения 4 188 423,60 Супермаркеты 2 180 561,30 Телекоммуникации 2 129 706,70 Компьютеры, оргтехника 2 128 728,00 Продукты 2 94 412,10 Финансовые услуги 1 76 431,00 Почта, доставка, упаковка 1 60 072,00 Табак 1 57 813,00 Авиакосмос 1 56 154,00 Продуктовые магазины и аптеки 1 52 126,40
 
 
 Рис. 1. Структура отраслей в Top-50 мировых компаний
 
 Таблица 5
 30 мировых компаний, имеющих максимальную капитализацию
  Компания Страна Рыночная стоимость (млн. долл.) 1 Microsoft Corp US 271854,4 2 General Electric US 258871,3 3 Exxon Corp US 172212,5 4 Royal Dutch/Shell Nuk 164156,5 5 Merck & Co US 154752,7 6 Pfizer Inc US 148074,0 7 Intel Corp US 144060,0 8 Coca-Cola Co US 142164,3 9 Wal-Mart Stores US 123062,0 10 Intl Business Machines Corp US 121183,6 11 NTT Jap 117652,1 12 Philip Morris Cos Inc US 112436,5 13 Novartis Ag Swi 108474,8 14 Johnson & Johnson US 105241,9 15 Glaxo Wellcome UK 105190,8 16 Bristol Myers Squibb US 103325,4 17 AT&T Corp US 102480,0 18 Roche Swi 102006,9 19 Cisco Systems Inc US 96587,1 20 Procter & Gamble Co US 95126,9 21 Lucent Technologies Inc US 90985,0 22 British Petroleum UK 88618,7 23 Lilly (Eli) & Co US 86246,5 24 MCI Worldcom Inc US 86214,0 25 BT UK 86134,4 26 Toyota Motor Jap 85910,8 27 Deutsche Telekom Ger 83724,1 28 Dell Computer Corp US 83634,0 29 American International Group US 82293,9 30 SBC Communications US 81529,7
 Источник: http://www.ft.com/ftsurveys/ft5_glob.htm
 
 

<< Пред.           стр. 6 (из 8)           След. >>

Список литературы по разделу