<< Пред. стр. 11 (из 14) След. >>
7.5. ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ
МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ
Монополистическая конкуренция - это рыночная структура, которой присущи черты, как совершенной конкуренции, так и чистой монополии.
С совершенной конкуренцией ее сближает большое количество продавцов и покупателей, сравнительно свободный вход на рынок и выход, информированность участников о характеристиках рынка. Вместе с тем, как и в случае чистой монополии, монополистический конкурент обладает определенной властью над ценой, которую приобретает благодаря дифференциации продукта. Рынок характеризуется дифференциацией продукта в том случае, когда покупатели рассматривают продукты конкурирующих производителей как близкие, но не взаимозаменяемые. Примером дифференциации продукции являются безалкогольные напитки: "Кока-Кола", "Пепси", "Фанта" и др.
Экономисты выделяют четыре главных вида дифференциации продукта: местоположение предприятия или магазина, физические различия в качестве товара (вкусовые качества печенья, быстрота действия лекарства и т.д.), качество обслуживания, субъективность имиджа товаров (известность торговой марки). При любом из названных видов дифференциации продукта важную роль играет реклама.
Различия во вкусах, требованиях и желаниях лежат в основе дифференциации товаров. Единый рынок распадается на отдельные части, и каждая фирма обладает определенной долей сегмента, где она и выступает как монополист своего товара. Повышение цены каким-либо продавцом не приведет к мгновенному оттоку покупателей, как это имеет место в модели совершенной конкуренции. Рынок несколько сузится, но останутся те, кто устойчиво предпочитает продукцию данного производителя.
Монополистическая конкуренция широко распространена в производстве предметов потребления, легкой и пищевой промышленности, сфере услуг.
Проанализируем поведение фирмы в условиях монополистической конкуренции в краткосрочном и долгосрочном периодах. Известно, что в условиях совершенной конкуренции фирма является ценополучателем и кривая спроса на ее товар параллельна оси абсцисс. Поскольку монополистический конкурент обладает определенной властью над ценой, спрос на его продукцию эластичен, то кривая спроса характеризуется отрицательным наклоном, правда меньшим, чем в случае с чистой монополией из-за наличия конкурентов. Отрицательный наклон имеет и линия предельного дохода фирмы (рис. 7.20).
а - максимизация прибыли б - минимизация убытков
Рис. 7.20. Равновесие монополистически конкурентной фирмы
в краткосрочном периоде
Как и на любом другом типе рынка, при монополистической конкуренции фирма находится в состоянии равновесия, когда MR=MC. Соответственно точка пересечения кривых предельного дохода и предельных издержек на графике (точка Е) задает тот размер выпуска продукции Q1, продавая который по цене PE фирма максимизирует свою прибыль (рис. 7.20,а) или минимизирует убытки (рис. 7.20,б). Если бы та же самая цена PE при тех же самых предельных издержках фирмы сложилась на рынке совершенной конкуренции, то фирма выбрала бы объем продаж Q2. На графике видно, что Q1 меньше Q2 . Как и монополия, фирма несколько недопроизводит и завышает цену по сравнению с конкурентной фирмой. Поскольку цена выше предельных издержек (P>MC), в обществе не достигается аллокативная эффективность. (Подробнее см. 7.6).
В долгосрочном периоде более отчетливо проявляется специфика монополистической конкуренции как особого типа рынка (рис. 7.21). Предположим, что в краткосрочном периоде фирма получает экономическую прибыль. В силу того, что при монополистической конкуренции вход на рынок относительно свободен, за длительный период на него проникнут новые компании, привлеченные экономической прибылью. Они станут производить товары, родственные продукции нашей фирмы. В результате кривая спроса на продукцию фирмы снизится, поскольку часть ее клиентов перейдет к конкурентам. Этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока не исчезнет экономическая прибыль и кривая спроса не займет положение касательной к кривой долгосрочных средних издержек (положение D на рис. 7.21). Напротив, если в начальный момент времени фирма несет убытки, то производство, товаров, не приносящих прибыли будет сокращаться и кривая спроса для этой фирмы, которая не покинет рынок, будет повышаться, пока тоже не займет положение касательной.
Рис. 7.21. Равновесие монополистически конкурентной фирмы
в краткосрочном периоде
Долгосрочное равновесие монополистического конкурента обозначено на графике точкой Е. Эта точка лежит на кривой LAC, т.е. фирма, как и при совершенной конкуренции, обнаруживает долгосрочную тенденцию к получению нулевой экономической прибыли. Вместе с тем следует заметить, что если в условиях совершенной конкуренции цена равняется минимуму долгосрочных средних издержек P=LACmin, т.е. имеет место производственная эффективность (см. 7.6), то при монополистической конкуренции P>LACmin, что свидетельствует о неполной загрузке производственных мощностей. Избыточные мощности являются платой за дифференциацию продукта. Однако, чем сильнее дифференциация, тем в большей степени удовлетворяются разнообразные вкусы потребителей.
Итак, в отличие от монополии, монополистическая конкуренция характеризуется относительно невысокими барьерами вступления в отрасль и множественностью производителей, что определяет высокую степень соперничества между монополистическими конкурентами, ослабляя их рыночную власть. Цены в условиях монополистической конкуренции несут в себе более точную информацию: они подвижны и не завышены так, как в условиях олигополии и монополии. Из этого следует, что монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта приводит к меньшим чистым потерям общества, чем другие типы несовершенной конкуренции.
7.6. ПОТЕРИ ОБЩЕСТВА ОТ НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ
АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО.
ПОКАЗАТЕЛИ МОНОПОЛЬНОЙ ВЛАСТИ
Как известно, в положении равновесия конкурентной фирмы выполняется равенство: P=AC=MC. Равенство цены и средних издержек характеризует производственную эффективность. Такая цена отвечает интересам потребителя, и является самой низкой, возмещающей издержки наименее дорогостоящего способа производства, она позволяет фирмам получать нормальную прибыль.
Равенство цены и предельных издержек (P=MC) говорит об эффективном распределении ресурсов в масштабах экономики, об аллокативной эффективности. Ведь если цена больше предельных издержек (P>MC), то это свидетельствует о том, что потребитель готов платить за каждую единицу товара больше стоимости ресурсов, затраченных на ее производство. В масштабах общества выделяется недостаточное для удовлетворения потребностей количество ресурсов, имеет место недораспределение ресурсов для производства данного продукта, предложение не удовлетворяет спрос. Если же цена меньше предельных издержек (P
Чтобы понять, в чем они состоят, рассмотрим изменения, которые произойдут на рынке после его монополизации (рис. 7.22).
Рис. 7.22. Потери общественного благосостояния при монополии
Равновесие в условиях совершенной конкуренции достигается в точке пересечения кривой спроса и кривой предложения (напомним, что кривая предельных издержек олицетворяет собой кривую предложения), в точке C, ей соответствуют равновесный объем производства Qск и равновесная цена Pcк. Потребительский излишек до монополизации представлен площадью треугольника ACPcк.
Равновесие на монополизированном рынке достигается в точке пересечения кривых предельного дохода и предельных издержек (на рис. 7.22 точка L). Этой точке соответствуют равновесная цена монополии Pm, и равновесный выпуск Qm. Сравним показатели, Qm < Qск , а Pm >Pск, в результате монополизации отрасли производится меньше продукции, а продается она по более высокой цене, т.е. искусственно создается ситуация дефицита и общество несет потери, а монополия получает выигрыш.
Потребительский излишек после монополизации равен площади треугольника AB Pm. Как видно из рис. 7.22, потребительский излишек уменьшился на величину площади криволинейной трапеции PcкPmBC. Эта величина равна ущербу, приносимому монополией. Этот ущерб можно условно разделить на две составляющие. Первая составляющая в результате монополизации рынка переходит от покупателей к фирме - монополисту и служит источником ее прибыли (на рис. 7.21 площадь прямоугольника PcкPmBF). В данном случае ущерб наносится только потребителям.
Вторая составляющая ущерба, наносимого монополией, равна площади треугольника FBC. В данном случае потери покупателей не образуют прибыли монополии. Это чистые потери общества. На рис. 7.22 прослеживаются также чистые потери общества в результате изменения выигрыша производителя. Последний изменяется с площади PcкCK до площади PmBLK. При этом площадь треугольника FLC представляет чистые потери общества.
В сумме чистые потери потребителей и производителей составляют чистые потери общественного благосостояния в результате монополизации производства.
Как известно у монополиста цена больше предельных издержек P>MC это значит, что рынок не распределяет ресурсы в соответствии с запросами потребителей, т.е. аллокативная эффективность не достигается. Также не наблюдается производственной эффективности, поскольку P >LACmin . Из-за отсутствия конкурентов фирма не стремится к введению прогрессивных технологий, позволяющих повышать производительность и снижать долгосрочные средние издержки до минимума.
В виду рассмотренных выше негативных последствий монополизации экономики общество стремится противодействовать монополистическим тенденциям и восстанавливать конкурентную структуру рынка. Как правило, правительствами принимаются антимонопольные законы, направленные против накопления фирмами монопольной власти.
Наиболее разработанным принято считать антимонопольное законодательство США, которое базируется на трех актах: законе Шермана (1890 г.), направленном против монополизации торговли и коммерческой деятельности; законе Клейтона (1914 г.) ограничившим горизонтальные слияния крупных фирм и деловую практику в области сбыта, законе Робинсона - Пэтмэна (1936 г.), которым был введен запрет на ограничительную практику в области торговли: "ножницы цен", ценовая дискриминация и др. К закону Клейтона в 1950 г. была принята поправка Селлера-Кефовера, уточнявшая понятие незаконного слияния и ограничивающая вертикальные слияния.
Антитрестовские законы США оказали влияние на развитие антимонопольного законодательства других стран, в том числе и современной России.
В некоторых случаях государство разрешает фирме сохранять положение монополиста, однако ставит ее деятельность под строгий контроль и регулирование. Чаще всего это относится к так называемым естественным монополиям.
Существование естественных монополий объясняется особым эффектом, связанным с ростом масштаба производства, когда долгосрочные средние издержки достигают своего минимума и продолжают сохраняться на низком уровне в течение длительного времени вместе с увеличением объема выпускаемой продукции.
В отраслях естественной монополии наиболее эффективный масштаб производства товара близок или превосходит тот его объем, на который предъявляется спрос по цене, достаточной для покрытия издержек производства. Иными словами, одна фирма может целиком обеспечивать весь спрос, предъявляемый на товар. Разделение же выпуска между двумя и большим количеством предприятий приведет к тому, что масштабы производства каждого будут неэффективно малы, что приведет к росту издержек и вызовет потери у потребителей в результате роста цен.
В качестве примера можно привести такие отрасли как электроснабжение, водоснабжение, газоснабжение, телефонная связь, железнодорожный, трубопроводный транспорт и т.п.
Для естественной монополии характерны, также высокие первоначальные капитальные вложения, высокие постоянные издержки. Однако, осуществив первоначальные вложения капитала, фирма далее может наращивать производство товара при незначительных дополнительных затратах, из этого следует, что у естественной монополии крайне низкие предельные издержки. Проиллюстрируем отмеченные выше особенности (рис. 7.23).
Рис. 7.23. Регулируемая естественная монополия
На рис. 7.23 изображены кривая отраслевого спроса D, понижающаяся кривая средних издержек (LAC) и кривая предельных издержек (MC), которая располагается ниже кривой средних издержек при всех уровнях объема производства (иначе кривая LAC начала бы повышаться после пересечения с MC). Как и для любой другой фирмы, пересечение кривых MC и MR показывает точку равновесия фирмы (точка Е). В случае нерегулируемой монополии равновесная цена Pm намного превышает издержки производителя, что создает проблему неэффективности распределения ресурсов с точки зрения общества. Поэтому государство регулирует цены на продукцию естественной монополии.
Как известно, при совершенной конкуренции P=MC, такая цена оптимальна с точки зрения общества и свидетельствует об эффективном распределении ресурсов. Однако государство не может установить цены на таком уровне, фирма в этом случае не получит дохода достаточного для покрытия совокупных издержек и закроет производство. Поскольку цена фирмы (Pm>MC) не приемлема для общества, а оптимальная цена (P=MC) не реальная для фирмы, то государство решает это противоречие, устанавливая цену на уровне средних издержек (P=AC). Выигрыш общества при этом состоит в том, что эта цена ниже, чем в случае нерегулируемой монополии. А фирма в этом случае получит доход, равный издержкам, что позволит ей получать нормальную прибыль и продолжать выпуск продукции.
Для измерения монопольной власти используют несколько показателей. Наиболее известными являются "индекс Лернера" и "индекс Херфиндаля-Хиршмана".
Индекс Лернера - это индикатор монопольной власти, он определяется по формуле:
,
где IL - индекс монопольной власти по Лернеру, Pm - монопольная цена; MC - предельные издержки; Ed - ценовая эластичность спроса.
Чем больше разрыв между Pm и MC, тем больше степень монопольной власти. Величина IL находится в интервале между 0 и 1. На рынке совершенной конкуренции для фирмы максимизирующей прибыль выполняется условие: MR=MC=P, следовательно индекс Лернера равен нулю, и фирма не обладает рыночной властью. Если IL >0, то фирма обладает властью над ценой, и чем выше этот показатель, тем сильнее эта власть.
В связи с трудностью расчета предельных издержек, часто на практике их заменяют средними издержками, тогда формула приобретает вид:
Если числитель и знаменатель умножить на Q, то получим:
Согласно показателю Лернера, высокая прибыль - признак монопольной власти.
Индекс Херфиндаля-Хиршмана - показатель степени концентрации рынка. Он вычисляется путем суммирования квадратов рыночных долей каждой фирмы в отрасли
,
где IHH - индекс Херфиндаля-Хиршмана; S1 - удельный вес самой крупной фирмы; S2 - удельный вес следующей по величине фирмы; ..., Sn - удельный вес наименьшей фирмы.
В случае чистой монополии, когда отрасль состоит из одной фирмы, значение индекса Херфиндаля-Хиршмана будет равно 10000, т.е. S1 = 100 %, а IHH = 1002 = 10000. Если в отрасли две фирмы-дуополии с равными рыночными долями (50 % у каждой), то IHH = 502+502 = 5000. В условиях приближающихся к совершенной конкуренции, например, когда в отрасли 100 одинаковых фирм и доля каждой равна 1 %, IHH = = 100.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Чем определяется структура рынка?
2. Какие типы рыночных структур Вам известны? Приведите примеры характеризующие разные модели организации отраслевых рынков.
3. Назовите характерные черты совершенной конкуренции.
4. Какие способы определения оптимального объема производства вам известны?
5. Почему равенство предельного дохода (MR) и предельных издержек (МС) является важным при определении объема выпуска фирмой в условиях всех рыночных структур?
6. Назовите черты присущие чистой монополии?
7. Почему монополист не может назначить любую цену и произвести любое количество товара, которое захочет?
8. Объясните, почему кривая предельного дохода монополиста располагается на графике ниже кривой спроса?
9. Может ли монопольная фирма перераспределять в свою пользу весь потребительский излишек?
10. Что подразумевается под ценовой дискриминацией? Приведите примеры ценовой дискриминации?
11. Каковы общественные издержки несовершенной конкуренции?
12. Чем объясняется существование естественных монополий?
13. Каковы основные черты олигополий?
14. Почему существует несколько моделей олигополии? В чем состоит равновесие в модели Курно?
15. Что такое дифференциация товара? Приведите примеры дифференцированной продукции.
16. На рынках каких товаров преобладает монополистическая конкуренция?
17. Какие показатели измерения несовершенства рынка Вам известны?
ТЕМА 8. РЫНОК ТРУДА. ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА
Рынок труда Эффект дохода Спрос на труд Предельный продукт труда Кривая спроса на труд Совершенно конкурентный рынок труда Предложение труда Монополия на рынке труда Кривая предложения труда Монопсония на рынке труда Равновесие на рынке труда Заработная плата Правило найма ресурсов Повременная заработная плата Эффект замещения Сдельная заработная плата
8.1. ОСОБЕННОСТИ РЫНКА ТРУДА
Рынок труда - это система экономических механизмов, норм и институтов, устанавливающих связь между фирмами и формирующих под воздействием спроса и предложения цену труда.
Субъектами рынка труда являются:
- во-первых, работники и работодатели;
- во-вторых, посредники между работниками и работодателями (службы занятости);
- в-четвертых, представители интересов работников (профсоюзы) и работодателя (союз предпринимателей).
Основные функции рынка труда:
- посредническая - соединение продавца и покупателя труда;
- ценообразующая, так как в результате взаимодействия спроса и предложения на рынке труда устанавливается заработная плата;
- экономическая - вследствие того, что труд является важнейшим производственным фактором, рынок труда регулирует и рационально использует его при производстве товаров и услуг с целью максимизации прибыли;
- социальная - рынок труда, являясь источником дохода и фонда ожидаемых средств для воспроизводства рабочей силы, определяет социальный статус человека в обществе;
- стимулирующая - современный рынок труда обладает рядом материальных и нематериальных стимулов, усиливающих конкурентоспособность между работниками в высокопроизводительном труде путем повышения уровня профессионального образования и квалификации, мобильности. Однако и по сей день заработная плата остается самым универсальным стимулом;
- приведение отраслевой, территориальной, профессионально-квалификационной структуры занятости в соответствие с отраслевой и территориальной структурой общественного производства;
- выявление численности безработных, видов, характера безработицы.
Специфика рынка труда определяется особенностью того товара, который на нем представлен. Исходя из определения рынка - объектом купли-продажи на данном рынке выступает сам труд. Но так как труд является целесообразной деятельностью самого работника, затратой его физической и умственной энергии в процессе производства благ, то он неотделим от человека как такового, и, следовательно, не может быть куплен или продан в политически и экономически свободном обществе. Поэтому на рынке труда продается и покупается не сам труд, а услуги труда, количество и качество которых зависят от образования, уровня профессиональной подготовки, его квалификации, опыта, добросовестности и др. Однако далее для краткости вместо категории "рынок услуг труда" мы будем пользоваться общепринятым термином "рынок труда", "спрос на труд", "предложение труда" и т.п.
Вышеописанная специфика самого товара и формы его купли-продажи на рынке труда предопределили нижеследующие особенности этого рынка:
1. На рынке труда объектом купли-продажи выступают только трудовые услуги, а не сам работник.
2. Вознаграждение за труд представлено не только размером заработной платы, но и такими дополнительными льготами, как медицинское обслуживание, служебный транспорт, питание на работе и т.д.
Включение дополнительных льгот в денежную компенсацию усложняет определение рыночной цены труда.
3. На рынке труда при заключении трудового контракта большую роль помимо денежного аспекта играют неденежные факторы, учитываемые при сделке: содержание и условия труда, сложность и престижность работы, гарантии занятости и перспективы продвижения по работе, микроклимат в коллективе и др.
4. Рынок труда совершенно отличен от рынка товаров, который, в основном, представлен стандартизированными товарами. Работники отличаются друг от друга способностями и предпочтениями, а работы различаются по квалификации и условиям труда.
5. По сравнению с обычным рынком, на рынок труда существенное влияние оказывают различные институциональные структуры, представляющие интересы государства, бизнеса, профсоюзов. Каждая из них вносит вклад в регулирование трудовых отношений в той или иной стране.
Подчиняясь в целом законам спроса и предложения, рынок труда имеет ряд специфических особенностей социально-психологического характера, также отличающих его от других рынков. На рынок труда влияют:
- демографическая ситуация в стране;
- численность трудоспособного населения;
- экономическая активность трудоспособного населения;
- продолжительность годового рабочего времени;
- процессы миграции;
- существующая рыночная конъюнктура;
- структура экономики;
- фазы экономического цикла;
- уровень технического развития страны;
- степень монополизации рынка и др.
Необходимо рассмотреть особенности функционирования рынка труда в условиях совершенной и несовершенной конкуренции.
8.2. РЫНОК ТРУДА В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ
Совершенно конкурентный рынок труда характеризуется полным, абсолютным равенством условий купли-продажи рабочей силы. Рынок труда совершенно конкурентен, если:
- спрос на труда предъявляет множество фирм;
- предлагается труд одинакового профессионального и квалификационного уровня;
- рабочая сила мобильна;
- никто из участников рынка в отдельности не может повлиять на уровень оплаты труда;
- отсутствует влияние государства и профсоюзов.
В этих условиях все работники получают одинаковую заработную плату, независимо от того, в какой фирме они работают.
Далее перейдем к рассмотрению конъюнктуры рынка труда: спроса на труд и предложению труда. Спрос на труд исходит от государства и фирм, а предложение - от домашних хозяйств.
Спрос на труд - это количество труда, которое предприниматель желает и может купить по рыночной цене труда в данный период и при прочих равных условиях. Между уровнем заработной платы и спросом на труд существует обратная зависимость, которая выражается кривой спроса на труд, имеющей отрицательный наклон.
W
DL
0 L
Рис. 8.1. Кривая спроса на труд
Спрос на труд, как и на всякий ресурс, является производным, т.е. зависит от спроса на товары и услуги (блага), которые производятся с помощью данного вида труда.
Совокупный (рыночный) спрос на труд в условиях совершенной конкуренции устанавливается суммированием спроса на труд индивидуальных фирм.
Итак, спрос на труд, как уже было указано выше, предъявляет фирма. Но, прежде чем решить вопрос о количестве нанимаемых работников, необходимо определить цену спроса на труд, т.е. заработную плату. А цена спроса на труд зависит от его предельной производительности, т.е. приращения продукции, вызванного наймом дополнительной единицы, при условии, что другие факторы производства останутся неизменными.
Дополнительная продукция, полученная в результате найма дополнительных работников, называется предельным продуктом (МРu). Предельный продукт показывает, как изменяется объем выпуска продукции в результате найма каждого дополнительного работника.
Однако фирму интересует не только величина предельного продукта, но и то, какой доход она получит от продажи продукции, созданной добавочной единицей труда. Этот доход называется предельным доходом от предельного продукта и исчисляется по формуле:
MRPL = MR • MPL,
где MRPL - предельный доход труда, MR - предельная выручка, MPL - предельный продукт труда.
В условиях совершенной конкуренции предельная выручка равна цене продукта: MR = Р, поэтому
MRPL = MPL • Р,
где Р - рыночная цена данного продукта.
Решение о найме дополнительного работника определяется различием между предельным доходом его продукта и предельными затратами по найму дополнительной единицы труда (МС). В то же время найм дополнительной единицы труда не отражается на заработной плате работника, так как фирма действует в условиях совершенной конкуренции. Следовательно, связанные с наймом дополнительного работника предельные затраты являются, по существу, заработной платой (W) на данном рынке труда, т.е. MC = W.
Отсюда формируются основные правила найма дополнительного труда:
1) если MRP > W, то фирма будет нанимать дополнительных работников;
2) если MRP < W, то фирма не будет нанимать, а, скорее, сокращать работников;
3) если MRP = W, то фирма максимизирует свой доход и полностью прекращает найм дополнительной единицы труда.
Следовательно, спрос фирмы на труд определяется по формуле W = MP •P.
Предложение труда представляет собой количество труда, которое работники готовы предложить предпринимателям при каждом конкретном уровне заработной платы.
Совокупное предложение труда в обществе определяют следующие факторы:
- общая численность населения;
- количество трудоспособного населения;
- количество времени труда в течение дня, недели, года;
- качество труда;
- квалификация работника;
- уровень материального положения работников.
Предложение труда тем выше, чем выше уровень заработной платы, что и находит отражение в кривой предложения труда, имеющей положительный наклон (рис. 8.2).
W
SL
0 L
Рис. 8.2. Кривая предложения труда
Как и на любом совершенном конкурентном рынке, равновесие на рынке труда устанавливается в точке пересечения рыночного спроса и рыночного предложения. Равновесие в точке Е соответствует уровню заработной платы W, в которой будет продано и куплено LЕ труда в течение определенного времени (рис. 8.3).
W
W? SL
WE E
WЕ
W? DL
0
L?D L"S LЕ L?D L?S L
Рис. 8.3. Совершенно конкурентный рынок труда
В точке Е рынок труда находится в равновесном состоянии, так как спрос на труд равен предложению труда. Следовательно, точка Е определяет положение полной занятости, а заработная плата выступает как цена равновесия на рынке труда.
При более высоком уровне заработной платы W? на рынке труда будет наблюдаться избыток рабочей силы, измеряемой отрезком L?DL?S . Возникает конкуренция среди незанятых работников, что повлечет снижение заработной платы.
При любой заработной плате W? ниже равновесной WE на рынке труда возникнет дефицит рабочей силы, измеряемый отрезком L?SL?D, что приведет к конкуренции среди предпринимателей за найм рабочей силы, и, в конечном итоге, к повышению заработной платы. Благодаря росту заработной платы расширяется круг наемных работников, готовых предложить свой труд.
Однако специфика предложения труда проявляется в двух явлениях, действующих в противоположных направлениях. Это:
- эффект замещения;
- эффект дохода.
Они проявляются при выяснении реакции отдельных работников на повышение ставок заработной платы.
Эффект замещения возникает, когда при высокой заработной плате свободное время (досуг) рассматривается как потенциальный убыток. Час досуга кажется все более дорогим, и работник предпочитает вместо досуга работать. Это ведет к увеличению предложения труда. Однако при дальнейшем росте заработной платы преобладает эффект дохода. Он возникает тогда, когда высокая заработная плата рассматривается как источник возможности увеличения досуга, а не труда, который в этом случае рассматривается как низший товар. Поэтому с ростом дохода предложение труда уменьшается, что находит отражение на графике (рис. 8.4).
W
SL
WC C
0 L
LC
Рис. 8.4. Кривая индивидуального предложения труда
На графике SL - кривая предложения труда; С - точка критического перехода от роста предложения труда, связанного с "эффектом замещения", к уменьшению предложения труда, зависящего от "эффекта дохода".
Таким образом, одна и та же причина - увеличение заработной платы, приводит и к росту, и к сокращению предложения труда.
Однозначного ответа на вопрос о том, какой эффект является более сильным нет, ибо он зависит от индивидуальных особенностей работника.
8.3. РЫНОК ТРУДА В УСЛОВИЯХ НЕСОВЕРШЕННОЙ
КОНКУРЕНЦИИ
Современный рынок труда является неконкурентным, так как на него значительное влияние оказывают различные институты, такие, как государство, профсоюзы, крупные корпорации, посредством регулирования спроса и предложения труда. Объектами регулирования выступают заработная плата, условия найма и увольнения, продолжительность рабочей недели и отпусков.
Этот неконкурентный рынок труда представлен в основном двумя моделями:
- монополистический рынок труда, где функционирует один продавец (например, отраслевой профсоюз);
- монопсонический рынок труда, где функционирует один покупатель (например, градообразующее предприятие в небольшом городе).
Профсоюзы выступают на рынках труда в качестве монополистов, имеющих возможность воздействовать на заработную плату.
Они повышают плату следующими методами:
1. Сокращая предложение труда путем установления иммиграционных барьеров, применения женского и детского труда, ограничения продолжительности рабочего времени с помощью законодательства, ограничения членства в профсоюзах.
2. Оказывая давление при заключении коллективных договоров, предусматривающих повышение заработной платы.
3. Рекламируя определенные товары путем лоббирования производства этих товаров в целях увеличения спроса на них и соответствующего повышения спроса на труд. Повышению спроса на труд также способствует политика профсоюзов, защищающих какую-либо национальную отрасль и настаивающих на установлении высоких импортных таможенных пошлин.
На рынке труда поведение отраслевого профсоюза аналогично поведению фирмы монополиста, стремящейся к максимизации прибыли (рис. 8.5).
W
WU U
SL(MCU)
WE E
E1
DL (ARU)
0 LU LE L
Рис. 8.5. Монополия профсоюза на рынке труда
На графике выясним, что же максимизирует профсоюз на рынке труда.
На монополистическом рынке труда кривая спроса DL представлена как кривая его среднего дохода ARU. Ниже левее расположена кривая предельного дохода MRU профсоюза. Кривая предложения SL в свою очередь представлена кривой предельных издержек MCU. Равновесие отраслевого рынка труда, монополизированного профсоюзом, определяется точкой Е1, в которой пересекаются кривые MRU и MCU. От нее проводят вертикаль до кривой спроса D. Таким образом, мы определили точку U, на уровне которой и устанавливается заработная плата WU. Соответственно, равновесная ставка заработной платы WU на монополизированном рынке труда выше, чем WE конкурентного рынка, а число занятых работников LU - меньше, чем LE. Заштрихованная площадь показывает величину экономической ренты, получаемой занятыми работниками, именно ее стремится максимизировать профсоюз-монополист, что и приводит к увеличению отраслевой ставки заработной платы и уменьшению количества наемных работников.
Другое положение складывается на монополистическом рынке труда, когда в отрасли действует один покупатель услуг труда. Такая ситуация может сложиться в небольшом городе, где единственным работодателем выступает одна градообразующая фирма. Так возникает монопсонический рынок (рис. 8.6), для него характерны следующие черты:
1) работники данной фирмы составляют основную часть занятых данным видом труда;
2) рабочая сила маломобильна;
3) отсутствует альтернативный вид занятости;
4) уровень заработной платы и число нанимаемых работников определяет сама фирма.
W MRCL
E1
SL(ARCL)
WE E
WM
M DL(MRPL)
0 L
LM LE
Рис. 8.6. Монопсония на рынке труда
На монопсоническом рынке кривая спроса DL представляет собой кривую предельного продукта MRPL, а кривая труда SL - линию средних издержек на ресурс ARCL. Также следует иметь в виду, что кривая предельных издержек MRCL расположена выше, чем средние издержки ресурса ARCL, так как предельные издержки на труд MRCL растут быстрее чем средние издержки ресурса ARCL. Это происходит потому, что монопсонист, нанимающий дополнительное количество работников, вынужден не только привлекать новых работников более высокой заработной платой, но и устанавливать эту повышенную ставку и для работников, нанятых ранее.